Звуковысотная организация китайской музыки XII-XIII веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Шульгина, Елена Валерьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 313
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Шульгина, Елена Валерьевна
Введение
Глава I. Музыка в культурном контексте эпохи Сун.
Глава II. Текстологическая верификация основных изданий
Семнадцати песен" Цзян Куя.
Глава III. Звуковысотные закономерности в "Семнадцати песнях".
Глава IV. Звуковысотные особенности в других произведениях XII века.
Глава V. Звуковысотность в церемониальных песнях Сюн Пэнлая и других памятниках XIII века.
Глава VI. Функциональная система китайских диатонических ладов и проблема ее исторического формирования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Китайская дворцовая музыка эпохи Тан из японских источников: Структурно-аналитический аспект1999 год, кандидат искусствоведения Полуэктова, Ольга Викторовна
Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья2010 год, доктор искусствоведения Смирнова, Елена Михайловна
Пентатоника в песенной традиции бурят2003 год, кандидат искусствоведения Новикова, Ольга Владимировна
Неомодальность в сочинениях отечественных композиторов последней трети XX века2005 год, кандидат искусствоведения Дмитриева, Нина Георгиевна
Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган2005 год, доктор искусствоведения Алексеева, Галина Григорьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Звуковысотная организация китайской музыки XII-XIII веков»
Профессиональные музыкальные традиции стран Дальнего Востока - Китая, Японии и Кореи - привлекают пристальное внимание исследователей XX в. Особое значение в работах, посвященных музыке данного региона, имеет изучение китайской традиции, на протяжении нескольких тысячелетий воздействовавшей на все дальневосточные культуры, во многом определившей их облик и специфику. В то же время фундаментальные качества китайской музыки - такие как ладовое устройство, функциональная организация различных уровней - все еще остаются во многом неясными и, в сущности, малоизученными. В связи с этим любые исследования, направленные на прояснение как общих тенденций исторического развития китайской музыки, так и главных черт музыкальных систем, складывавшихся в те или иные ее периоды и связанных друг с другом самим ходом исторического процесса, детальное изучение этапов и путей их формирования и развития представляются в высшей степени актуальными.
Несмотря на высокий авторитет древности в китайской традиции, записей средневековой музыки сохранилось сравнительно немного, что характерно для многих традиционных музыкальных культур, важным условием бытования которых является изустность, а музыкальные записи представляют собой фактор, хотя и значимый, но вторичный [28; 118; 214; 163]. По свидетельству древних источников [10], какие-то виды нотной записи существовали в Китае уже в I тысячелетии до н. э., но применялись они преимущественно в музыкально-теоретических изысканиях [197; 199]. По этой причине те сравнительно немногочисленные случаи, когда музыкальные произведения прошлых эпох дошли до наших дней не в виде передаваемых изустно - с неизбежными трансформациями - "традиционных мелодий", но как нотные тексты, записанные непосредственно в эпоху создания музыки, имеют чрезвычайную значимость.
Первая дошедшая до нас запись китайской музыки - сборник произведений для циня (род цитры) "Цинъ цао" ("Обучение игре на ци-не"), в котором музыкальные образцы изложены в описательной, так называемой "литературной" нотации вэнъ цзэ пу - относится к III в., то есть к периоду Троецарствия (220-280) [213; 238; 253; 254].
В той же "литературной" системе нотации записана знаменитая пьеса для циня "Цзеши дяо ю лань" ("Одинокая орхидея в ладу цзегии") Цю Мина, относящаяся к VI в., периоду династии Суй (581-618) и представляющая собой самый ранний образец авторского произведения [242; 249].
Единственным музыкальным памятником времени династии Тан (618-907) - одной из вершин китайской культуры - является композиция из двадцати пяти лирических песен в сопровождении лютни пипа под названием "Музыка опустошения чаиГ\ содержащая ее рукопись найдена в начале XX в. при раскопках буддийского пещерного Храма Тысячи Будд близ г. Дуньхуана в Северном Китае [190; 233]. Другие танские нотные тексты известны нам из японских рукописей IX - первой половины XIV вв., отражающих музыку, вывезенную японскими посольствами из Китая в VII-IX вв. [204; 205; 207; 223-226]. Небольшое количество танских музыкальных образцов приводится также в сочинениях более поздних авторов.
Гораздо более объемное музыкальное наследие в различных системах нотации как в подлиннике, так и в более поздних средневековых переизданиях оставил другой вершинный период китайской культуры - эпоха династии Сун (960-1279). Именно в это время зарождается практика издания нотных (невменных) текстов, широко распространившаяся позднее [151]. Точнее, до нашего времени дошли произведения, восходящие к заключительной части данного периода - эпохе Южная Сун (1127-1279), а также началу правления монгольской династии Юань (1279-1368)Музыкальные источники этого времени -то есть эпохи XII—XIII вв. - явление во многих отношениях уникальное для китайской культуры. Отражающие музыку как ритуальных, так и светских лирических (а возможно, и формирующихся в это время театральных) жанров, сунские издания представляют первые примеры ряда систем средневековой нотации [197; 213], яркие образцы китайской диатоники, важные с общетеоретической точки зрения произведения монодийного склада. Подчеркнем, что именно они становятся связующим звеном между "золотым веком" танской музыкальной классики и весьма своеобразным периодом позднего средневековья [210].
Изучение китайской музыки XII-XIII вв. приобретает особую актуальность также в связи с резкой активизацией процессов ладооб-разования и интенсивных поисков китайских музыкантов в этой области именно в данный период. Такое качество сунской музыки существенно отличает ее от музыки предшествующих периодов, где подобная активность была минимальной. Еще одна причина актуальности
1 Далее в данной работе под сунскими музыкальными источниками мы понимаем дошедшие до наших дней произведения именно этого времени. изучения музыки эпохи Сун состоит в том, что музыкальный материал этого времени по объему довольно значителен, что открывает возможность детального исследования его звуковысотной организации. Заметим, что именно в сунское время складывается система всех пяти разрешенных китайской традицией диатонических ладов. К сожалению, XIII в. фактически заканчивает развитие китайской диатоники, поскольку последняя почти полностью вытесняется пентатоникой в последующие века.
При изучении сунских музыкальных источников главной проблемой представляется их ладовое устройство. Дело в том, что китайская традиционная музыкальная теория, давая названия диатонических ладов, никак не объясняет их специфику, их отличия друг от друга. Этот вопрос не получил должного освещения и в современной музыкальной науке. Представляется, что изучение китайской диатонической ладовой системы XII-XIII вв. должно быть строго историческим, осуществляясь при этом на разных функциональных уровнях организации.
Усилиями английских, американских, китайских и японских ученых XX в. была проведена огромная работа по дешифровке старых, в том числе сунских, систем нотации [197; 205; 208; 211; 212; 214; 241; 242; 248; 250; см. об этом 119]. Работа исследователей увенчалась значительным успехом: были определены знаки, отражающие звуковы-сотную сторону музыки. В ритмической интерпретации нотационных знаков XII-XIII вв. имеются некоторые сложности, заключающиеся, в частности, в том, что длительности в этих нотациях проставлялись редко и не всегда последовательно. Подчеркнем, что подобное свойство характерно не только для китайской, но и для некоторых других традиционных музыкальных культур: ритмическое оформление мелодий следовало каким-то вполне определенным, но ныне забытым правилам и было ясно из контекста [118; 197; 211].
Однако ритмическая сторона китайской музыки XII-XIII вв. при всей ее важности, думается, все же не составляет центральной исследовательской проблемы. Большая часть сохранившегося музыкального материала этого времени относится к сфере музыки ритуала, исполнявшейся, по-видимому, равными длительностями, за исключением, может быть, последней в строке и строфе [209; 214; 249]. Поэтому еще раз подчеркнем, что главной и принципиальной проблемой представляются именно звуковысотная организация китайских диатонических ладов, их отличия друг от друга, а также основные тенденции их исторического развития.
Исследование китайской музыки XII-XIII вв. подчас затрудняется и тем, что некоторые музыкальные памятники существуют сегодня только в виде более поздних средневековых переизданий. Это касается, прежде всего, семнадцати песен Цзян Куя - одного из важнейших собраний южносунской эпохи (см. Главу I), дошедшего до нас во множестве позднесредневековых вариантов, существенно различающихся между собой. Это связано с тем обстоятельством, что переписчики более позднего времени не понимали знаков нотации, которой записаны данные песни, поскольку эта нотация были забыта вскоре после падения династии Сун (1279 г.). Заметные расхождения имеются даже в современных изданиях этого собрания, подготовленных в рамках серьезных и масштабных текстологических исследований китайских ученых Ся Чэнтао [241], Цю Цзинсуня [250] и английского этномузы-колога Л.Э.Р. Пикена [211]. Несмотря на то, что указанным исследователям, в основном, удалось преодолеть противоречия между средневековыми переизданиями песен Цзян Куя, в ряде случаев результирующие интерпретации расходятся. Отметим, что эти расхождения, главным образом, вызваны некоторыми методологическими различиями в подходах названных ученых, но отчасти и обыкновенными опечатками. Так или иначе, установление окончательного, текстологически обоснованного варианта текста семнадцати песен Цзян Куя также является важной проблемой в исследовании музыки данного периода.
Исходя из изложенного, цель данной диссертации определяется как установление основных архитектонических и звуковысотных закономерностей китайского "музыкального языка" XII-XIII вв., а также общих контуров исторического становления китайской диатоники, особенно на заключительных этапах ее продуктивного бытования.
Цель диссертации предполагает решение следующих частных задач:
- кратко охарактеризовать культурный контекст, в котором функционировала музыка эпохи династии Сун (XI-XIII вв.),
- описать дошедшие до наших дней музыкальные памятники и системы нотации XII-XIII вв. (периода династии Южная Сун и начала династии Юань);
- провести текстологическую верификацию основных современных изданий семнадцати песен Цзян Куя, определив окончательный, пригодный для дальнейших исследований вариант;
- установить основные закономерности звуковысотной организации всех дошедших до наших дней музыкальных памятников XII-XIII вв. на трех уровнях - строковой, внутристроковой и каденцион-ной функциональности;
- на основании музыкально-грамматического анализа памятников установить общие тенденции и направления развития ладовой системы китайской диатоники в XII-XIII вв. в контексте истории становления семиступенных ладов, начиная с I тысячелетия до н. э.
Материалом исследования настоящей диссертационной работы являются восемьдесят четыре сохранившихся образцов музыки XII— XIII вв. Все они, за исключением одной песни Цзян Куя, распределены по шести циклам различного объема. Все сунские музыкальные источники исследуются в данной работе в текстологических версиях, содержащихся в современных публикациях наиболее авторитетных синологов - Пянь Жуланьчао [208], Л.Э.Р. Пикена [209; 211; 213; 214], Ян Иньлю [252-254], Ся Чэнтао [241], Цю Цзинсуня [250]. Основное внимание в диссертации уделяется крупным вокальным циклам. Однако и малые циклы, несмотря на ограниченность материала, также подвергаются детальному изучению. Именно они показывают направления возможного дальнейшего развития диатоники в последний период ее активного бытования.
Каждый памятник исследуется отдельно, поскольку он, как правило, имеет индивидуальные стилистико-грамматические особенности, связанные с принадлежностью рассматриваемых произведений различным эстетическим сферам (основные из них - лирическая и обрядовая).
Научная новизна данного исследования определяется тем обстоятельством, что семиступенные ладовые системы XII-XIII вв. до сих пор почти не изучались в аспекте их функциональной организации. Более того, сам материал, исследуемый в данной диссертации, вводится в российское музыкознание впервые. То же касается установления основных черт мелодико-архитектонической организации в китайских диатонических песнях, в частности - функциональных свойств ступеней диатоники эпохи Сун, а также комбинаторных свойств строк в произведениях песенных жанров.
Методологическая основа настоящей диссертации формировалась с опорой на комплекс идей, сложившихся в рамках универсально-грамматического подхода (УГП), разработанного в контексте структурной методологии [95]. Возникший как развитие постулатов функционального анализа Б.М. Гаспарова [29-35], УГП описывает закономерности какой-либо системы выражения культуры (такой, например, как конкретный музыкальный стиль) в категориях структурных инвариантов, определяемых независимо от изученного материала. В качестве конкретных методик УГП включает основные положения теории порождающих (трансформационных) грамматик [155; 176; 178], а также элементы метода моделирующего описания [180; 214]. Применение обеих вышеуказанных методик возможно в УГП в качестве промежуточных этапов исследования или формы представления материала, особое же внимание здесь уделяется конечному этапу, а именно - аналитической интерпретации полученных результатов [75; 81-82; 96; 106; 109; 119; 129]. Более подробно содержание УГП будет изложено в Главе III.
Методологически важной для данной работы также является концепция общей теории лада, сформировавшаяся в трудах отечественных исследователей (Т.С. Бершадской [7], В.Беркова [6], А.Н. Должанского [46], М.Г. Арановского [4], Ю.Н. Тюлина [148], Ю.Н. Холопова [154] и др.) на основе изучения, главным образом, композиторского творчества. Тем не менее, ряд положений, выработанных в ее рамках, в силу своей универсальности допускает результативное применение при исследовании традиционной музыки. Учитываются в настоящей диссертации и некоторые положения теории монодийных ладов, по сути, тесно связанной с общей теорией лада. Концептуальные идеи монодийной ладовой теории развиваются в работах Э.Е. Алексеева [2], С.П. Галицкой [25-28], Е.В. Герцмана [36-38], Х.С. Кушнаре-ва [87], А.Ю. Плаховой [108], Н.К. Тагмизяна [142-143], Ю.Н. Холопова [154] и др. В контексте данной работы особую методологическую значимость имеют выявленные исследователями различные виды ладовой опорности, осмысленные в диссертации, однако, через призму УГП.
Особое внимание в данной работе уделяется анализу функциональных отношений между ступенями лада, то есть ладовой функциональности1. Рассматриваются функциональные отношения между ступенями лада на трех уровнях: строковом (или архитектоническом) который выражается в закономерностях распределения музыкальных строк, заканчивающихся (и, возможно, начинающихся) теми или иными ступенями; внутристроковом, проявляющемся в закономерностях мелодического последования ступеней внутри строки, и на уровне ка-денционных построений конца строф, порождающем свою, несводимую к строковой и внутристроковой, хотя и связанную с ними, функциональность.
Помимо этого, в текстологическом разделе работы, посвященном верификации основных современных изданий уже упоминавшихся семнадцати песен Цзян Куя, наряду с методами классической текстологии, в том числе - музыкальной, использован аналитический аппарат сравнительно-исторического языкознания [71; 137; 152; 237].
Результаты данного исследования, по-видимому, имеют определенное общетеоретическое значение, поскольку позволяют с единой точки зрения рассматривать типологию диатонических систем в музыкальных культурах мира. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по истории музыкальной культуры Китая, а также в курсах по традиционной музыке народов мира.
Китайская музыка XII-XIII вв. остается сравнительно мало освещенной в современной исследовательской литературе. Труды, по
1 Под функцией элемента текста в данной работе, следуя Б.М. Гаспарову, понимается его способность занимать определенные места в музыкальном тексте и входить в соединения с другими элементами того же уровня. священные музыке этого периода, можно условно разделить на три группы. Во-первых, это литература, содержащая общие сведения о музыке XII-XIII столетий, условиях и особенностях ее бытования. Во-вторых, это издания, содержащие критические версии нотного текста музыкальных памятников данного периода. Наконец, это исследования, посвященные теоретическому анализу музыки эпохи Сун.
К научным трудам первой группы следует отнести прежде всего монографию Пянь Жуланьчао "Музыкальные источники сунской династии и их интерпретация" [208], которая является уникальной в музыкальной синологии. Пожалуй, на сегодняшний день это единственный труд, во всей полноте обощающий материалы по какому-либо периоду в истории китайской традиционной музыки. И, безусловно, это наиболее фундаментальная и основательная работа по музыкальной культуре эпохи Сун, в которой обобщен весь информационный материал, содержащийся в средневековых текстах и так или иначе касающийся музыки сунской династии.
В своей книге Пянь Жуланьчао подробно комментирует и описывает большое количество старых китайских - собственно сунских и более поздних - трактатов, сборников, энциклопедий и заметок, касающихся музыкально-теоретических вопросов, проблемы функционирования жанров, лада, социального контекста бытования музыки XI-XIII вв. и т. п. Эффективной представляется принятое ею деление источников на теоретические трактаты, практические трактаты, ноты и сборники, а также материалы по социальному контексту музыкальной практики. Кроме того, Пянь Жуланьчао тщательно описывает системы нотации, дошедшие до наших дней от этого периода и публикует текст всех сохранившися музыкальных произведний, обсуждая все различия в их текстологических позднесредневековых версиях. Однако теоретическое осмысление музыкального материала, видимо, не входило в задачи данной монографии, в связи с чем можно констатировать, что описание здесь резко превалирует над анализом.
Труд Пянь Жуланьчао был в высшей степени высоко оценен в мировой синологии, он получил множество положительных отзывов, в том числе и весьма развернутых. Одним из самых значимых для дальнейшего изучения сунской музыки стала ответная статья Л.Э.Р. Пике-на [210], где английский ученый, подробно комментируя работу Пянь Жуланьчао, выдвигает свои соображения по затронутой в ней проблематике.
Весьма содержательно история музыки XI-XIII вв. представлена также и в исторической работе J1. Пикена [213]. Здесь автор подробно описывает этапы развития классической китайской музыки от древности до XIX в., рассматривая как теоретические концепции, так и многочисленные музыкальные примеры. Особое внимание J1. Пикен уделяет ладозвукОрядным особенностям приводимых им образцов: пентатонных, гексатонных и гептатонных и примерам, где один-два звука выходят за пределы лада. Достоинство работы также состоит в том, что она содержит довольно богатый библиографический материал.
Среди западноевропейских исследований, хотя бы отчасти касающихся китайской музыки сунского периода, необходимо упомянуть работу К. Рейнхарда [217], а также книгу Т. Лая и Р. Мока [200]. Много внимания К. Рейнхард уделяет отдельным примерам китайской классической музыки. Кроме того, он кратко описывает основные принципы традиционной музыкальной теории - систему люйлюй (см. об этом Главу I), звуковысотную организацию китайской музыки и т. п. Весьма ценными являются приводимые им сведения о китайской музыке, почерпнутые из древних источников. К сожалению, К. Рейнхард не придерживается последовательно исторического принципа изложения, рассуждая о традиционной китайской музыке вообще. В то же время в данной работе содержатся ценные очерки об истории музыкальных инструментов, в том числе и периода XII-XIII вв. (например, кунхоу - конец Сун). В работе Т. Лая и Р. Мока общая характеристика китайской музыки XI-XIII вв. иллюстрируется несколькими примерами и приводится характеристика некоторых сунских систем нотации. Наконец, нельзя не упомянуть фундаментальный труд В. Кауфмана [197], посвященный восточным нотациям, где весьма обстоятельно описаны в том числе су некие системы.
В отечественном музыковедении описание китайской музыки XII-XIII вв. представлена крайне слабо. Краткая и довольно поверхностная характеристика музыки данной эпохи содержится в очерке Е.В. Виноградовой и А.Н. Желоховцева [16]. Сведения о музыке ран-некитайского - в том числе сунского - музыкального театра имеются в работе В.Ф. Кухарского [86]. Здесь же обсуждаются связи мелодии с тональными контурами китайского стиха и тонально-интонационная организация китайского языка в целом.
Если в отечественных публикациях музыкальная культура Китая XII-XIII вв. представлена лишь очень фрагментарно, то, безусловно, в работах китайских ученых данной проблематике посвящено гораздо больше работ, которые, впрочем, не исчерпывают этот вопрос в полном объеме.
Обзор музыки периода XII-XIII столетий включают "Очерки по истории китайской музыки" музыковедов У Дина и Лю Дуншэна [242]. Китайские исследователи рассматривают, в первую очередь, конкретные музыкальные образцы, обсуждают проблемы, связанные с происхождением, авторством и пр. Последний вопрос - всегда чрезвычайно интересный для китайцев - представляется сложным и запутанным в музыкальной историографии. Нередко создание одного и того же произведения приписывается нескольким музыкантам разного времени, в связи с чем спорным оказывается датировка памятника. Этот вопрос У Дин и Лю Дуншэн решают, опираясь, прежде всего, на особенности самого музыкального текста. Эти авторы сдержанно относятся к современным дешифровкам древних нотаций, принимая только наиболее убедительные - с их точки зрения - транскрипции.
Сведения общего характера о музыкальной культуре XII-XIII вв. развернуто представлены в очерке по истории китайской музыки крупнейшего китайского ученого Ян Иньлю [254], переработанном и превращенном позднее в основательный двухтомный труд, подробно излагающий историю китайской музыки от древности до XX в. [253]. Работы Ян Иньлю содержат многочисленные подробности о культурном контексте музыки Сун. Книги снабжены нотными примерами, с помощью которых Ян Иньлю аргументирует свой взгляд на функционирование системы музыкальных жанров - в том числе, рассматриваемого здесь периода.
Весьма ценные сведения о бытовании музыки в эпоху Сун, и, в частности, о раннетеатральных и светских инструментальных жанрах включает также работа Лю Цзайшэна [238].
Музыкальные контакты Китая с соседними государствами XII-XIII вв. описаны в книге Фэн Вэньцы [243]. Такие подробности тем более важны, что внешне связи у империи Сун были чрезвычайно ограничеными.
К работам первой группы следует отнести также исторические и филологические исследования - отечественные и зарубежные - затрагивающие в процессе анализа культурь! в целом или отдельных литературно-музыкальных, театральных жанров и собственно музыкальные вопросы.
Отдельный блок составляют работы отечественных филологов и историков - М.В. Крюкова [84], В.Ф. Сорокина [131-134], Н.А. Спеш-нева [135-136], А.Н. Желоховцева [49], И.В. Гайда [22-24], В.А. Вельгу-са [15], Е.А.Серебрякова [121-125], Л.Н. Меньшикова [100], Б.Л. Риф-тина [114-115] и др. В частности, в этих работах активно обсуждаются вопросы о разветвленной жанровой системе эпической традиции, переживающей в обсуждаемый период бурный расцвет [49, 135-136, 15, 141], о песенной поэзии [15; 121-124], классификации сунских песенно-танцевальных жанров [22; 100; 132], о родстве танских и сунских пе-сенно-повествовательных и театральных форм [22-24; 49; 84; 100; 136]. Особое внимание среди отечественных филологов уделяется проблеме происхождения и исполнения различных видов сказов под барабан, таких как чжугундяо и гуцзыцы, а также песенно-танцевальной сюите дацюй [100; 132]. Однако в силу отсутствия в таких исследованиях музыкальной составляющей нередко возникает путаница в терминах, неясность и нечеткость в изложении вопросов, касающихся системы музыкальных жанров, что не может не запутывать читателя. Так, весьма туманно в указанных работах излагаются сведения о музыкальном жанре чжуань, о жанровой классификации сказов, о различных локальных разновидностях северных и южных театральных представлениях, о генезисе арии в китайской музыкальной драме и др. [132].
Вопрос о музыке часто затрагивается в работах о поэзии X-XIII вв. В частности, проблемы генезиса, общих особенностей и различных типов цы, их ритмо-мелодических характеристик, рифмовки и поэтических метров освещены в исследованиях Е.А. Серебрякова [121-125] и В.А. Вельгуса [15].
Не меньшее количество работ по истории и филологии китайского театра принадлежит зарубежным авторам - в частности, В. Долби [186], JI. Арлингтону [174] и А. Цукеру [173; 231]. В этих работах, среди прочего, обсуждаются вопросы о музыке раннего театра XII-XIII вв. в его различных локальных формах. Информация о музыкальном сопровождении в театре теней и театре кукол XII-XIII вв. содержится также в работах Дж. Вимсальта [222] и Лю Маоцая [203]. Вопросы о значении сунского музыкального театра для формирования китайской классической драмы обсуждаются в исследованиях Дж. Кримпа [184], X. Стимсона [219] и Яо Синьнуна [229].
Подробная жанровая классификация поэтических разновидностей цы эпох Сун, Юань и Мин, характеристика особенностей стихосложения цы содержится в чрезвычайно информативной монографии Ма Синжуна [239]. Однако раздел о музыке здесь ограничивается общими сведениями о древнекитайской системе люйлюй и ладовой системе вообще что, в принципе, типично для исследований китайских работ.
Ряд китайских работ - например, исследования Цуй Линциня [247], Ван Говэя [232] и Инь Фалу [235] - рассматривают систему музыкальных учреждений китайского государства XII-XIII вв., состав дворцовых оркестров, форму и историю развития танских и сунских композиций дацюй.
Публикации сунских музыкальных памятников представляют собой едва ли не важнейший пласт исследовательской литературы, поскольку решение текстологических проблем - непременное условие изучения музыки этого периода.
Особые трудности связаны с музыкой, записанной знаками так называемой народной нотации - это, прежде всего, семнадцать песен Цзян Куя.
Народная нотация, широко распространенная в эпоху Сун и в начале эпохи Юань, оказалась вскоре совершенно забытой. Переписчики и граверы, переиздававшие сунские оригиналы, и в первую очередь песни цы Цзян Куя, в XV-XVIII вв. ориентировались, прежде всего, на поэтическую составляющую - они либо игнорировали нотный текст, либо, не понимая невменных знаков, допускали в нем много ошибок [208; 211].
Музыка, включенная в сборник Цзян Куя "Байши Дао жэнъ гэцюй" ("Песни Байши, человека Дао"), признанная как достоверный источник для изучения китайской музыки прошлого, была заново обнаружена и оценена только в начале XVIII в. С этого времени знаки народной нотации стали объектом пристального внимания китайских ученых, работавших в рамках традициционной китайской музыки.
Начиная с самой ранней попытки Фан Чэньпэя в 1777 г. расшифровать народную нотацию [169], вплоть до XX в. около двадцати авторов (Лин Тинкань, Дай Чангэн, Чэнь Ли и др.) предприняли усилия по ее расшифровке [208, с. 238-241]. В 1932 г. Ся Чэнчоу определил значение части ее высотных знаков ([192], цит. по [201]). Уже через четыре года эта дешифровка стала известной европейскому читателю [201]. В конце 50-х гг. Ян Иньлю (при участии Инь Фалу) [252] опреле-лил недостающие знаки звуковысотности и выявил основные обозначения длительностей, предложив, тем самым, ритмическую интерпретацию песен Цзян Куя. Заметим, однако, что эта интерпретация не учитывала явных ритмико-архитектонических закономерностей музыкального текста.
Дальнейшая детализация звуковысотной стороны семнадцати песен Цзян Куя была предпринята Ся Чэнтао [241] и Цю Цзинсунем [250]. Последний, подчеркнув важность ладов, указанных Цзян Куем в заголовках песен, доказал, что ноты вне лада следует считать ошибками переписчиков. Он же предложил в своей работе верифицированный нотный текст семнадцати цы, базирующийся на всех известных средневековых изданиях, и привел в сравнении варианты из наиболее авторитетных источников. Ся Чэнтао, помимо звуковысотности, уделил большое внимание соотношению мелодий со структурой стиха, установлению границ рифмованных и нерифмованных строк.
Л.Э.Р. Пикен в статье [211], во многом опираясь на результаты Ся Чэнтао и Цю Цзинсуня, предложил свой вариант семнадцати песен, а также их ритмическую интерпретацию. Эта интерпретация в высшей степени интересна, поскольку она учитывает как внутренние закономерности текста песен цы, в частности - параллелизмы, различение рифмованных и нерифмованных строк, контекстное определение действия знаков удлинения, так и информацию о системах записи музыки, содержащаяся в средневековых источниках. Важнейший методологический принцип дешифровки Л. Пикена состоит в том, что всякий наличный знак требует объяснения, в то время как отсутствие ожидаемого знака не нуждается в специальных комментариях, поскольку знак может быть не поставлен по случайной небрежности или как самоочевидный - множество подобных примеров дает, например, григорианская музыка [94].
С учетом основных методологических принципов Л.Э.Р. Пикена уточненная ритмическая интерпретация четырех песен из семнадцати предложена в работе [94].
Л.Э.Р. Пикен публикует также остальные произведения Цзян Куя: переводит их поэтические тексты на английский язык, дает критическую версию музыкального текста и его общую текстологическую характеристику [209; 213].
Публикацию всех сунских музыкальных источников содержит уже упоминавшаяся монография Пянь Жуланьчао [208]. Американская исследовательница перечисляет практически все средневековые издания каждого памятника и, опираясь на наиболее авторитетные из них, приводит свои критические версии музыкальных текстов, попутно отмечая основные расхождения между вариантами.
Несмотря на относительно большое количество текстологических работ, посвященных китайской музыке XII-XIII в., попытки теоретического ее осмысления крайне немногочисленны. К работам данной группы относится монография Дж.Х. Левиса [201]. В этой книге Дж.Х Левис привел, в частности, четыре напева из цикла Цзян Куя "Девять песен из Юэ" в пятилинейной нотации. Четыре напева были выбраны из особого интереса к микротонально-измененным ступеням, детали исполнения которых до сих пор точно не ясны. Как следует из комментария Цзян Куя, они рассматривались как украшения. Дж.Х. Левис установил ладотональности всех мелодий и их совпадение с ла-дотональностями, указанными в тексте Цзян Куем. Ученый также разделил песни на "строки"; эти "строки", как было установлено позже, на самом деле являются строфами [209].
Отдельные теоретические замечания содержатся в работах Пянь Жуланьчао и Л.Э.Р. Пикена [208; 211; 209]. В частности, Пянь Жу-ланьчао приводит примеры интонационно-мелодических параллелей между разными памятниками.
Детальное теоретическое исследования ритуальн^ песен, сохраненных традицией, проведено Л.Э.Р. Пикеном [214], сделавшим их ме-лодико-интонационный и ладовый анализ, оформленный с помощью графического представления Э. Хорнбостеля. Результаты исследования частично использованы в данной диссертационной работе с соответствующими ссылками.
Данная диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре эт-номузыкознания Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. Основные результаты диссертации докладывались на научных встречах различного уровня, таких как всероссийская научная конференция "Теоретические концепции XX века: итоги и перспективы отечественной музыкальной науки" (2000 г.), международная научная конференция "Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика" (2002 г.) и др.
Диссертация состоит из Введения, шести глав, Заключения, списка литературы и двух приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Эстонский рунический напев и методика его исследования1984 год, кандидат искусствоведения Липпус, Урве Энделевна
Обрядовая музыка манси: Контекст, функционирование, структура2001 год, кандидат искусствоведения Солдатова, Галина Евлампиевна
Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры2004 год, кандидат искусствоведения Ван Дон Мэй
Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты2007 год, кандидат искусствоведения Дашиева, Лидия Данииловна
Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй: Пекинская опера2011 год, кандидат наук Будаева, Туяна Баторовна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Шульгина, Елена Валерьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайская традиционная музыка - явление уникальное в мировой культуре - имеет многотысячелетнюю историю, и уже сама эта история может представлять интерес в самых различных планах, в том числе и в общетеоретическом. Одно из важнейших мест в истории китайской культуры занимает музыка эпохи династии Сун. Именно в это время, как и в эпоху Тан, интенсивно развиваются новые стили и жанры, предопределившие дальнейшее развитие музыки театра, песенной лирики, инструментальных традиций и школ. В этом контексте вполне закономерен исследовательский интерес к дошедшим до наших дней произведениям сунского музыкального искусства.
Настоящая работа, очевидно, не столько завершает, сколько продолжает, вслед за исследованиями зарубежных ученых, теоретическое изучение звуковысотной организации, то есть фактически музыкальной грамматики сохранившихся образцов сунской музыки. Данная диссертация проясняет некоторые вопросы устройства китайской гептатоники этого времени и еще раз показывает, что гептатонная система в Китае никогда не порывала связей с пентатоникой. Все яснее становится тот факт, что формирование в процессе эволюции чисто пентатонных систем, в особенности - такой изощренной системы, включающей многочисленные модуляции, как севернокитайская, нуждается в осмыслении с различных точек зрения. В этом контексте данная работа выполняет задачу выявления общих контуров исторического формирования и развития китайской гептатоники, что дает основу для более детальных и разветвленных сопоставлений.
Результаты грамматического изучения звуковысотности сунско-го музыкального материала, по-видимому, способствуют разработке целого ряда направлений дальнейших исследований. Наиболее важными из этих направлений, по нашему мнению, являются следующие.
Прежде всего, это изучение проблем, связанных с ритмической организацей китайских средневековых музыкальных памятников. Поскольку ритмическое оформление мелодий в музыкальной практике того времени, скорее всего, было ясно из контекста, представляется возможным выявить взаимосвязи мелодического рисунка (или каких-либо мелодических оборотов) с ритмическими построениями, восстановив, таким образом, некие мелодико-ритмические единства, существование которых фактически подтверждается мимолетными упоминаниями в древних текстах.
Актуальным направлением изучения музыки эпохи Сун (а также, возможно, и эпохи Тан) является изучение ее интонационно-мелодического строя, в частности, исследование устойчивых мелодических оборотов, характерных для тех или иных жанров.
Не терпит отлагательства и решение еще одной научной проблемы - проблемы детальной реконструкции этапов исторического формирования и развития системы китайских диатонических ладов вплоть до XIV-XV вв. Попытка восстановления истории развития китайской диатонической системы, намеченная в данной работе, несомненно, нуждается в более тщательной проработке. С одной стороны, здесь необходимо сравнительное сопоставление результатов звуковысотно-го анализа сунских музыкальных памятников с источниками (главным образом, японскими и, отчасти, и собственно китайскими), сохранившими музыку танского времени. Можно предположить, что такая работа принесла бы значимые результаты, тем более, что даже поверхностные замечания по этому вопросу, высказанные в данной диссертации, свидетельствуют о наличии явных параллелей в звуковысотной организации между музыкальными культурами этих двух вершинных для Китая эпох. С другой стороны, необходимо также сопоставление сунско-танского музыкального материала с источниками более позднего времени: собранием арий цюй XIV-XV вв. и образцами из обширного сборника «Шэнъ ци ми пу» («Волшебные и таинственные ноты», 1425 г.). Последний содержит произведения, возникновение которых традиционно относят к ранним эпохам, начиная с Троецарствия (220280 гг.). Все эти произведения являются пентатонными, однако можно предположить, что, по крайней мере, мелодии из «.Шэнъ ци ми пу» когда-то были диатоническими и лишь в позднее время трансформировались в пентатонные. В связи с этим естественно возникает еще один вопрос - об исторических связях пентатонных и гептатонных ладовых систем, также не имеющий пока приемлемого решения.
Сравнительно-сопоставительное изучение цюй и произведений из «.Шэнъ ци ми пу» с сунскими и танскими музыкальными источниками могло бы пролить свет на то, как именно происходило вытеснение диатоники и осуществлялась перестройка китайского музыкального мышления от диатоники к пентатонике, что именно здесь изменялось, а что оставалось константным. Эта проблема тем более актуальна, что ладовая перестройка такого масштаба представляет собой весьма редкое явление в мировой истории.
Важным направлением, несомненно, является также сравнение китайской диатонической ладовой системы в том виде, как она представлена в средневековых музыкальных источниках, с музыкальными традициями севера Центральной Азии (Хорезма, Бухары, Самарканда), центрально- и южноазиатскими (персидскими, тибетскими, индийскими) традициями и даже с европейской диатоникой раннего Средневековья. Можно надеяться, что такие сопоставления различных гептатонных систем приведут к более ясному пониманию основополагающих и, быть может, в чем-то универсальных свойств гептатоники на некотором пока неизвестном - и более высоком, чем уровень функциональности ступеней - иерархическом уровне.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Шульгина, Елена Валерьевна, 2005 год
1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1989. - 273 с.
2. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). М.: Музыка, 1976. - 287 с.
3. Алимов И.А. Вслед за кистью: Материалы к истории сунских авторских сборников бицзи: Исследования, переводы. СПб.: Петербургское востоковедение, 1996. - Ч. 1. - 267 с.
4. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. М.: Музыка, 1991. - 317 с.
5. Бежин Л.Е. Под знаком "ветра и потока": Образ жизни художника в Китае III-VI вв. М.: Наука, 1982. - 221 с.
6. Берков В. Гармония. Учебник. Изд. 2-е. М: Музыка, 1970.672 с.
7. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л: Музыка, 1978.200 с.
8. Бокщанина Л.А. Краткая история связей Китая со странами южных морей (от древности до XVI в.) // Китай и соседи в древности и средневековье. М., 1970. - С. 134-136.
9. Большой китайско-русский словарь по русской графической системе: В 4-х томах. / Сост. под рук. и ред. И.М. Ошанина. М.: Наука, 1983.
10. Быков Ф. Китай // Музыкальная эстетика стран Востока. -М.: Музыка, 1967. С. 140-166.
11. Васильев Л.С. История Востока: Учебник по специальности "история": В 2-х т. М.: Высшая школа, 1998. - Т. 1. - 495 с.
12. Васильев JI.С. Культы, религии, традиции в Китае. М: Наука, 1970.-484 с.
13. Васильченко Е.В. Музицирование на цине и его место в китайской культуре // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. -М., 1986.-С. 99-129.
14. Васильченко Е.В. Китая музыка // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. - С. 250-251.
15. Вельгус В.А. Средневековый Китай: Исследования и материалы по истории, внешним связям, литературе. М.: Наука, 1987. -203 с.
16. Виноградова Е.В., Желоховцев А.Н. Китайская музыка // Музыкальная энциклопедия. М., 1974. - Т. 2. - С. 807-815.
17. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 102 с.
18. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М.: Изобразительное искусство, 1972. -160 с.
19. Волкова С.П. Некоторые аспекты отражения особенностей музыкального мышления китайцев в специальной теминологии // Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. М., 1990. - С. 64-92.
20. Волкова С.П. Отражение особенностей музыкального мышления китайцев в специальной терминологии: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1990. - 24 с.
21. Воробьев М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в. -1234 г.). М.: Наука, 1975. -446 с.
22. Гайда И.В. Китайский традиционный театр сицюй. М.: Наука, 1971.- 126 с.
23. Гайда И.В. О народных истоках китайского театра // Проблемы востоковедения. М., 1959. - № 1. - С. 105-112.
24. Гайда И.В. Становление китайского традиционного театра: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1964. - 16 с.
25. Галицкая С.П. К вопросу о теории ладовой переменности // Теоретические проблемы узбекской музыки. Ташкент: Изд-во им. Г. Гуляма, 1968.-С. 3-12.
26. Галицкая С.П. О роли переменности в формообразовании узбексткой монодии // ПРоблемы музыкальной науки Узбекистана. Ташкент: Фан, 1973. - С. 9-12.
27. Галицкая С.П. Принцип нижней тоники и его претворение в узбекской монодии // История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. М.: Музыка, 1972. - С. 315-329.
28. Галицкая С.П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: Фан, 1981. -91 с.
29. Гаспаров Б.М. К проблеме изоморфизма уровней музыкального языка // Труды по знаковым системам. Тарту, 1975. -Вып. 7.-С. 217-240.
30. Гаспаров Б.М. Некоторые вопросы структурного анализа музыкального языка // Труды по знаковым системам. Тарту, 1969. -Вып. 4.-С. 174-203.
31. Гаспаров Б.М. Некоторые дескриптивные проблемы музыкальной семантики // Труды по знаковым системам. Тарту, 1977. -Вып. 8.-С. 120-139.
32. Гаспаров Б.М. О некоторых принципах структурного анализа музыки // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.-С. 129-152.
33. Гаспаров Б.М. О структурном описании музыкального языка // Точные методы в исследовании культуры и искусства: Материалы к симпозиуму. М., 1971. - Ч. 2. - С. 244-255.
34. Гаспаров Б.М. Структурный метод в музыкознании // Советская музыка. 1972. - № 2. - С. 42-51.
35. Гаспаров M.JI. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974. - 487 с.
36. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. JL: Музыка, 1986.-224 с.
37. Герцман Е.В. Византийское музыкознание. JI.: Музыка, 1998.-256 с.
38. Герцман Е.В. Развитие музыкальной культуры // Культура Византии, вторая половина VII-XII вв. М.: Наука, 1989. - С. 557570.
39. Го Жосюй. Записки о живописи: Что видел и слышал: История китайской живописи IX-XI вв. М.: Наука, 1978. - 240 с.
40. Голос яшмовой флейты: Из китайской классической поэзии в жанре цы / Пер., вступ., прим. М. Басманова. М.: Художественная литература, 1988. - 424 с.
41. Голубев И. С. Цы // Краткая литературная энциклопедия. -М., 1975.-Т. 8.-С. 407.
42. Голыгина К.И. "Великий предел": Китайская модель мира в литературе и культуре (I—XIII вв.). М.: Восточная литература, 1995.-363 с.
43. Голыгина К.И. Новелла средневекового Китая: Истоки сюжетов и их эволюция VIII-XIV вв. М.: Наука, 1980. - 326 с.
44. Гончаров С.Н. Китайская средневековая дипломатия: отношения между империями Цзинь и Сун, 1127-1142. М.: Наука, 1986.-291 с.
45. Гусаров В.Ф. Непоследовательность учения Конфуция и дуализм философии Чжу Си // 3-я науч. конф. "Общество и государство в Китае": Тез. и докл. М., 1972. - Вып. 1. - С. 72-74.
46. Должанский А. Некоторые вопросы теории лада // Проблемы лада. М.: Музыка, 1972. С. 8-34.
47. Дюмулен Г. История Дзэн буддизма. Индия и Китай. -СПб.: Орис, 1994.-335 с.
48. Е Лунли. История государства киданей (Ци дань го чжи) / Пер. с кит., введ., коммент. и прилож. B.C. Таскина. М.: Наука, 1979.-607 с.
49. Желоховцев А.Н. Хуабэнь городская повесть средневекового Китая. Некоторые проблемы происхождения и жанра. - М.: Наука, 1969.-200 с.
50. Завадская Е.В. Китай // История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6-ти т. Т. 2: Средневековый Восток и Европа XV-XVIII вв. - М., 1985. - С. 30-55.
51. Завадская Е.В. Мудрое вдохновение. Ми Фу (1052-1107). -М: Наука, 1983.-200 с.
52. Завадская Е.В. Эстетический канон жизни художника -"фэнлю" // Канон в искусстве. М.: 1973. - С. 71-79.
53. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975.-271 с.
54. Зайцев В.В. О формировании философского учения Чжу Си // Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978. - С. 66-87.
55. Земцовский И.И. О мелодической "формульности" в русском фольклоре // Этнографические истоки фольклорных явлений. Русский фольклор. Л., 1987. - XXIV. - С. 117-128.
56. Земцовский И.И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии // Актуальные проблемы современной фольклористики. -Л., 1980.- С. 36-50.
57. Зинин С.В. Китайская анонимная афористическая поэзия: (Жанр яо с древности до XVII в.): Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М, 1992.-20 с.
58. Зинин С.В. Человек и мир в философии Чжоу Дуньи // 17-я науч. конф "Общество и государство в Китае". М., 1986. - Ч. 1. -С. 14-43.
59. Зограф И.Т. Среднекитайский язык (становление и тенденции развития). М: Наука, 1979. - 337 с.
60. Исаева М.В. Музыкально-теоретическая система люй и методологический аппарат традиционной китайской историографии // История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1986. -Ч. 1.-С. 114-171.
61. Искусство Китая: Альбом / Авт.-сост. Н.А.Виноградова. -М.: Изобразительное искусство, 1988. 58 с.
62. История китайской философии / Пер. с кит. B.C. Таскина, общ. ред. и послесл. М.Л. Титаренко. М: Прогресс, 1989. - 552 с.
63. Китай в правление сунской династии // История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974. - С. 98-117.
64. Китай // Большая сов. энциклопедия. М., 1954. - Т. 21. -С. 294-413.
65. Китайская классическая проза / Перев. акад. В.М. Алексеева. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 387 с.
66. Китайская пейзажная лирика / Сост. и ред. И.С. Лисевич. -М.: ИД "Муравей-Гайд", 1999. Т. 2. - 240 с.
67. Китайская поэзия / Пер. Л. Черкасского; отв. ред. Н.Т. Фе-доренко. М.: Наука, 1982. - 239 с.
68. Китайская философия // Антология мировой философии в 4-х томах. М.: Мысль, 1969. - Т.1.: Философия древности и средневековья, 4.1. - С. 181-261.
69. Китайская философия: Энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Л. Титаренко. М: Мысль, 1994. - 573 с.
70. Климов Г.А. Основы лингвистической компаративистики. -М.: Наука, 1990.- 168 с.
71. Кобзев А.И. Ван Янмин и чань-буддизм // Философские вопросы буддизма. Новосибирск: Наука, 1984. - С. 89-101.
72. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука, 1994. 428 с.
73. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. -М.: Восточная литература, 2002. 606 с.
74. Кондратьева Н.М. Скотоводческие заговоры теленгитов: Дис. канд. искусствоведения. Новосибирск, 1996. - 235 с.
75. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. М.: Наука, 1966.519 с.
76. Кравцова М.Е. История культуры Китая: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Культурология". СПб.: Лань, 1999. -415 с.
77. Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая: Опыт культурологического анализа: Антология художественных переводов. Спб.: Петербургское востоковедение, 1994. - 544 с.
78. Краснов Л.Б. Учение Чжу Си о природе человека // Конфуцианство в Китае: Проблемы теории и практики. М., 1982. - С. 126-148.
79. Кривцов В.А. Китайский космогонический трактат XI века // Вопросы философии. 1958. -№12. - С. 106-109.
80. Кротова Н.А. Чаньско-даосская эстетика в традиционной музыке Китая: Дипл. работа. Новосибирск, 1995. - 126 с.
81. Кручинина А.Н. Попевка в русской музыкальной теории XVII в.: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Л., 1979. - 24 с.
82. Крюков М.В. и др. Китайский этнос в средние века (VII— XII вв.) / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. М.: Наука, 1984.-335 с.
83. Купер Р., Купер Дж. Шедевры искусства Китая. Белфакс, 1997.-128 с.
84. Кухарский В. Ф. Китайская традиционная музыкальная драма // О музыке и музыкантах наших дней. М., 1979. - С. 392489.
85. Кушнарев Х.С. Вопросы истории и теории армянской мо/-нодийной музыки. JL: Гос. муз. изд-во, 1958. - 626 с.
86. Кычанов Е.И. Очерк истории тангутского государства. -М.: Наука, 1968.-355 с.
87. Лапина З.Г. Политическая борьба в средневековом Китае (40-70-е гг. XI в.). М.: Наука, 1970. - 306 с.
88. Лебедева И.Г. К изучению формульной структуры хоральной монодии Средневековья (по поводу концепции Лео Трейтлера) // Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция.-Л., 1988.-С. 11-23.
89. Лебедева И.Г. Принципы мелодической организации западно-европейской средневековой монодии: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1988. - 24 с.
90. Лисевич И.С. Ши // Краткая литературная энциклопедия. -М., 1975.-Т. 8.-С. 706.
91. Лу Ю. Поездка в Шу: Путевой дневник / Пер., коммент. и послесл. Е.А. Серебрякова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 160 с.
92. Мазепус В.В. Ритмическая интерпретация "коротких песен" Цзян Куя // Сибирский музыкальный альманах. Новосибирск, 2002. - С. 65-70.
93. Мазепус В.В. Универсально-грамматический подход в культурологии / Новосибирская гос. консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск, 1993. - 48 с.
94. Мазепус В.В., Полуэктова О.В. Грамматика функциональных отношений в классической гармонии (синхронный и диахрон-ный аспекты) // Проблемы историко-стилевой эволюции: Гармония, форма, жанр. Новосибирск, 1994. - С. 54-65.
95. Малиновская Т.А. Очерки по истории китайской классической драмы в жанре цзацзюй (XIV-XVII века) / Санкт-Петербургский ун-т. СПб., 1996. - 239 с.
96. Мартынов А.С. Буддизм и конфуцианцы: Су Дунпо (1036— 1101) и Чжу Си (1130-1200) // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М.: Наука, 1982. - С. 206-316.
97. Мартынов А.С. Чжу Си и официальная идеология императорского Китая // Конфуцианство в Китае: Проблемы теории и практики. Л., 1982. - С. 111-125.
98. Меньшиков Л.Н. О жанре "чжугундяо" и "Лю Чжиюань чжугундяо" // Вопросы филологии и истории стран советского и зарубежного Востока. М, 1961. - С. 78-82.
99. Музыкальная эстетика стран Востока / Общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1967. - 414 с.
100. Музыкальные инструменты Китая / Пер. с кит., под ред. и с доп. И.З. Алендера. М.: Госмузиздат, 1958. - 51 с.
101. Нестеркин С.П. Некоторые философско-психолигические аспекты чаньских гунъань // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984. - С. 72-80.
102. Нефритовая Гуанъинь. Новеллы и повести эпохи Сун (XXIII вв.) / Пер. с кит. А. Рогачева, предисл. и коммент. А. Желохов-цева. М: Художественная литература, 1972. - 255 с.
103. Николаева Н.С. Художник, поэт, философ. Ма Юань и его время. М.: Наука, 1968. - 128 с.
104. Новикова О.В. Пентатоника в песенной традиции бурят: Дис. канд. искусствоведения. Новосибирск, 2003. - 250 с.
105. Очерки истории Китая с древности до "опиумных войн" / Под ред. Шан Юэ. М: Изд-во восточной литературы, 1959. - 579 с.
106. Плахова А.Ю. Мувашшахат: Проблемы лада: Дис. . канд. искусствоведения. Новосибирск, 2000. - 294 с.
107. Полуэктова О.В. Китайская дворцовая музыка эпохи Тан из японских источников (структурно-аналитический аспект): Дис. . канд. искусствоведения. Новосибирск, 1999. - 194 с.
108. Пострелова Т.А. Академия живописи Китая в X-XIII вв. -М.: Наука, 1976. 264 с. (Культура народов Востока: Материалы и исследования).
109. Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Художественная литература, 1973. - 736 с.
110. Прушек Я. Средневековая городская литература в Европе и Китае // Народы Азии и Африки. М„ 1967. - Т. 3. - С. 83-94.
111. Рассказы у светильника. Китайская новелла XI-XVI вв. / Пер. с кит., предисл. и коммент. К.И. Голыгина. М.: Наука, 1988. -410 с.
112. Рифтин Б.Л. От мифа к роману: Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М.: Наука, 1979. - 360 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
113. Рифтин Б.Л. Теория китайскоя драмы XII-XVII вв. // Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока. М., 1964.-С. 131-160.
114. Радуль-Затуловкий Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. M.-JL: - 1947. - 365 с.
115. Роули Дж. Принципы китайской живописи. Пер. с кит. В.В. Малявина // Книга Прозрений. М., 1997. - С. 212-325.
116. Сапонов М. Менестрели. Очерки музыкальной культуры Западного средневековья. М.: Преет, 1996. - 358 с.
117. Сапунова JI.A. Ритмическая организация народных мелодий Центрального и Юго-Восточного Китая: Дипл. работа. Новосибирск, 1993. - 100 с.
118. Светлый источник: Средневековая поэзия Китая, Кореи, Вьетнама / Сост. Е. Дьяконова. М.: Правда, 1989. - 480 с.
119. Серебряков Е.А. Jly Ю. Жизнь и творчество. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. - 216 с.
120. Серебряков Е.А. Поэтические произведения Ван Аньшй в жанре цы // Востоковедение 7: Сер. востоковедч. наук. Л., 1980. -Вып. 23.-С. 127-138.
121. Серебряков Е.А. Китайская поэзия X-XI вв.: (Жанры ши и цы). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 247 с.
122. Серебряков Е.А. Цзянсийская поэтическая школа и ее взгляды на литературу // Классическая литература Востока. М.: Наука, 1972.-С. 168-189.
123. Серова С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI-XVII вв.). М.: Наука, 1990. - 278 с.
124. Серова С.А. Пекинская музыкальная драма (середина XIX 40-е годы XX в.). - М.: Наука, 1970. - 195 с.
125. Серова С.А. Театр и традиционное китайское общество (Проблемы личности, социального идеала): Середина XVI середина XVII вв.: Автореф. дис. докт. ист. наук. - М., 1989. - 30 с.
126. Сисаури В.И. Процесс формирования и генетические связи японской инструментальной музыки гагаку: Авт. . канд. дис. Л., 1975.- 18 с.
127. Скворцова Н.М. Ритмическая структура тофаларских народных песен: Дис. . канд. искусствоведения. Новосибирск, 2003. - 301 с.
128. Смолин Г.Я. Антифеодальные восстания в Китае второй половины X первой четверти XII в. - М.: Наука, 1974. - 556 с.
129. Сорокин В.Ф. Китайская литература // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - С. 154-157.
130. Сорокин В.Ф. Китайская классическая драма XIII-XIV вв.: Генезис, структура, образы, сюжеты. М: Наука, 1979. - 334 с.
131. Сорокин В.Ф. Китайская литература // Краткая литературная энциклопедия. М., 1966. - Т. 3. - С. 547-573.
132. Сорокин В.Ф. Трактат "Рассуждение о пении" // Историко-филологические исследования: Сб. ст. к 70-летию акад. Н.И. Конрада. М., 1967. - С. 487-492.
133. Спешнев Н.А. Жанр "мелодий под барабан" (гуцюй) в системе песенно-повествовательной литературы Китая // Теоретические проблемы изучения песенно-повествовательной литературы Китая. М., 1982. - Ч. 2. - С. 231-235.
134. Спешнев Н.А. Китайская простонародная литература: Пе-сенно-повествовательные жанры. М.: Наука, 1986. - 320 с.
135. Старостин С.А. Реконструкция древнекитайской фонологической системы. М.: Наука, 1989. - 726 с.
136. Стужина Э.П. Китайский город XI-XIII вв.: экономическая и социальная жизнь. М.: Наука, 1979. -408 с.
137. Стулова Э.С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии. М.: Наука, 1984. -230-270.
138. Стэнли-Бейкер Дж. Искусство Японии. М.: Слово, 2002. -239 с.
139. Сунская поэзия X-XIII вв. Философская проза X-XIII вв. Сунская народная повесть X-XIII вв. / А.Н. Желоховцев, И.С. Лисе-вич, Б.П. Рифтин и др. // История всемирной литературы: В 9 т. -М., 1984.-Т. 2.-С. 136-147.
140. Тагмизян Н.К. Об изучении мелодов импровизации в профессиональном музыкальном искусстве устной традиции Востока // Макомы, мугамы и современное композиторское творчество. -Ташкент: Изд-во лит. и ис-ва им. Г. Гуляма, 1978. С. 71-86.
141. Тагмизян Н.К. Теория музыки в Древней Армении. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1977. -319 с.
142. Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Чжу Си / Пер. Г.А. Ткаченко. // Ретроспективная и сравнительная политология: Публикации и исследования. М., 1991. - Вып. 1. - С. 302-319.
143. Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в "Люйши Чуныцо". М.: Наука, 1990. - 284 с. (Исслед. по фольклору и мифологии Востока).
144. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания: Учеб. пособие для ВУЗов по гуманит. специальностям. -СПб: Лань, 1998.-445 с.
145. Торчинов Е.А. К характеристике этической доктрины неоконфуцианства // Социально-философские аспекты критики религии.-Л., 1982.-С. 119-130.
146. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. Изд. 3. М.: Музыка, 1966.-223 с.
147. Федоренко Н.Т. "Шуцзин", "Шицзин", "Ицзин" // Литература Древнего Китая. М., 1969. - С. 68-154.
148. Федоренко Н.Т. Цюй Юань: Истоки и проблемы творчества. М.: Наука, 1986. 153 с.
149. Флуг К.К. История китайской печатной книги Сунской эпохи X-XIII вв. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. - 399 с.
150. Фонетический словарь китайских иероглифов: Китайское, вьетнамское, корейское и японское чтения / Сост. С.Ф. Ким. М.: Наука, 1983.-375 с.
151. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии / Пер. с англ. Р.В. Котенко. СПб.: Евразия, 1998. - 373 с.
152. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988.-511 с.
153. Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. М., 1962. - Вып. 2. - С. 412-527.
154. Цзацзуань: Изречения китайских мыслителей IX-XIX вв. / Пер. с кит., предисл. и примеч. И.Э. Циперович. М.: Наука, 1969. -100 с.
155. Цзо Чжэньгуань. О музыкально-теоретической системе люй в китайской музыке // Музыка народов Азии и Африки. М.: Сов. композитор, 1987. - Вып. 5. - С. 257-272.
156. Цыбина Е.А. К вопросу о зарождении и развитии китайской классической драматургии // Вопросы китайской филологии. -М., 1963.- С. 114-143.
157. Цюй Юань. Лисао. СПб.: Кристалл, 2000. - 336 с.
158. Чжу Си. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей) / Пер. с кит. В.В. Зайцева // Человек как философская проблема: Восток Запад. - М., 1991. - С. 217-239.
159. Шестакова Т.Г. К вопросу о философской основе исторической концепции конфуцианства // Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978. - С. 83-103.
160. Шицзин: Книга песен и гимнов / Пер. с кит. А. Штукина; подгот. текста и вступ. ст. Н. Федоренко; коммент. А. Штукина. -М.: Художественная литература, 1987. 351 с.
161. Шнеерсон Г.М. Музыкальная история Китая. М.: Госкомиздат, 1952. - 249 с.
162. Шульгина Е.В. Архитектоническая и ладовая функциональность в китайской музыке XII века // Музыкальная культура как национальное и мировое явление: Материалы Междунар. науч. конф. Новосибирск, 2002. - С. 282-290.
163. Эйдлин JI.3. К истории развития китайской литературы в III-XIII вв. // Изучение китайской литературы в СССР. М., 1973. -С. 349-382.
164. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. / Пер. с кит. Е.И. Лубо-Лесниченко и др., отв. ред. и авт. послесл. Б.А. Рифтин. М.: Наука, 1987.-526 с.
165. Ян Иньлю. Изучение наследия древней китайской музыки // Народный Китай. 1956. - № 8. - С. 17-20.
166. Янгутов Л. Е. Категории китайского буддизма // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984. - С. 20-30.
167. Яхонтов С.Е. Литературный и разговорный китайский язык в VII—XIII вв. н.э. // Жанры и стили литератур Востока: Тез. докл. М., 1966. - С. 53-54.
168. Яхонтов С.Е. Древнекитайский язык. М.: Наука, 1965.115с.
169. A thirteenth century relief of a Chinese stage // Chinese literature. 1958.-№5.-p. 176.
170. Arlington L. Ch. The Chinese drama from the earliest times until today, a panoramic study of the art in China, tracing its origin and describing the accompanying music and musical instruments. Shanghai: Kelly and Walsh, 1930. - 177 p.
171. Baxter G. W. Huachien chi: Songs of tenth century China. -Cambridge: Harvard-Yenching institute, 1951. 193 p.
172. Becker J,, Becker A. A grammar of the musical genre Srepegan // Journal of music theory. 1979. - Vol. 23. - P. 1^3.
173. Bol P.K. This culture of ours: Intellectual transitions in Tang a Sung China. Standford (Cal.): Standford univ. press, 1992. - 519 p.
174. Boiles Ch. Tepehua thought-song: A case of semantic signaling // Ethnomusicology. 1967. - Vol. 11. - № 3. - P. 267-292.
175. Bong-Rai Liu M. Aesthetic principles in Chinese music // The wold of music: China. 1985. - V. XXVII. - P. 19-30.
176. Chenoweth V., Bee D. Comparative-generative models of a New Guinea melodic structure // American anthropologist. 1971. - Vol. 73.-P. 773-782.
177. Chinese calligraphy // The New Encyclopedia Britannica. -Chicago, 1994.-V. 17.-C. 1072-1074.
178. Courant M. Essai historique sur la musique classique des chi-nois // Encyclopedic de musique. Paris: Lavignac and La Laurencie, 1931.-Vol. l.-P. 77-241.
179. Croizier R. Qu Yuan and the artists: Ancient symbols and modern politics the post-Mao era // Austral. J. of China offairs. Canberra, 1991. - № 24. - P. 25-50.
180. Crymp J.I. The elements of Yuan opera // Journal of Asian studies. May 1958. - № 17 (3). - p. 417-434.
181. De Woskin K.J. A song for one or two. Music and the concept of art in Early China. Ann Arbor: Center for Chinese studies, The University of Michigan, 1982. - 185 c.
182. Dolby W. A. History of Chinese drama. London, 1976.
183. Eckardt H. Chinesische musik, vom ende der Han-zeit zum der Sui-zait. Der Einbruch westlicher musik // Musik in Geschichte und Gegenwart II S. 1195-1216.
184. Egan R. C. Su Shih's "notes" as a historical and literary source // Harvard J. of Asian studies. Cambridge (Mass.), 1990. - Vol. 50,№2.-P. 561-588.
185. Fuller M.L. The road to last slope: The development of Su Shi's poetic voice. Standford (Cal.): Standford univ. press, 1990. - XII. - 383 p.
186. Hayashi Kendzo. Study on explication of ancient musical score of p'i-p'a discovered at Tun-huang, China // Bulletin of Nara Gakugei university. 1955. - Vol. 1. - P. 41-90.
187. Hightower J. R. Topics in Chinese literature, outlines and bibliographies. Rev. ed. Cambridge: Harvard university press, 1965. - 141 p. (Harvard-Yenching institute stadies, Vol. 3).
188. Hsia Ch'eng-ch'ou // Yenching J. of Chinese stadies. 1932. -№ 12, Dec.
189. Jao Tsung-i, Chao Tsun-jo: Tz'u-yueh ts'ung-kan. HongKong, Nan-feng ch'u-pan-she, 1958. - p. 1-55.
190. Jay J.W. Memoirs and official accounts: The historigraphy of the Song loyalist // Harvard J. of Asian studies. Cambridge: Mass., 1991. - Vol. 51, № 2. - P. 589-612.
191. Gulik R. H. van. The lore of Chinese lute. Tokio: Sophia university, 1940. - 224 p.
192. Kaufmann W. Musical references in the Chinese classics. -Detroit: Inform coordinators inc., 1976. 265 p.
193. Kaufman W. Musical notations of the Orient. London: University press, 1967. - 498 p.
194. Kornfeld F. Die tonale Struktur chinesischer Musik. -Modling bei Wien: St.-Gabriel Verlag, 1955. 143 S.
195. Kutter F. A. The music of China: a short historical synopsis incorporating the results of recent musicological investigations // Ethno-musicology. 1964. - № 8 (2). - P. 121-127.
196. Lai T.C., Мок R. Jade flute: The story of Chinese music. -New-York: Schocken books, 1985. 196 p.
197. Levis J.H. Foundations of Chinese musical art. Peiping: Vetch, 1936.-233 p.
198. Lieberman F. Chinese music: an annotated bibliography. -New-York, 1970.
199. Liu Mautsai. Puppenspiel und schattentheater under der Sung dynasty. Ihre entstehung und ihre formen // Orient externus 14 (2): P. 129-142, Dec. 1967.
200. Marett A. Togaku: Where have the Tang melodies gone, and where have the new melodies come from? // Ethnomusicology. 1985. -Vol. 29, №3.- P. 409-431.
201. Music from the Tang court / Ed. by L. Picken. London. -Cambrige, 1981-1990. - Vol. 1-5.
202. Needham J. and Robinson K. Sound (acoustics) in science and civilization in China, by J. Needham. Cambridge: Cambridge university press. - 1962.
203. Nickson N. Structural design of "Chinese" melodies known in Japan before 841 // Conspectus Carminis. Adelaide, 1988. - Vol. 15.
204. Pian Rulan Chao. Sung dynasty musical sources and their interpretation. Cambridge. - Mass.: Harvard univ. press., 1967. - 252 p.
205. Picken L.E.R. Chiang K'uei's nine song for Yueh // The musical quarterly. 1957. - Vol. 43. - P. 201-219.
206. Picken L.E.R. Music and musical sources of the Sung dynasty // Journal of the American oriental society. 1969. - Vol. 89. - № 3. - P. 600-621.
207. Picken L.E.R. Secular Chinese songs of the twelfth century. -Studia Musicologica. Academiae scientiarum Hungaricae. 1966. - Vol. 8, №1-4.-P. 125-171.
208. Picken L.E.R. T'ang music and musical instruments // T'oung Pao. Leiden; Brill, 1969.-Vol. 8.-1-4.-P. 125-171.
209. Picken L.E.R. The music of Far Eastern Asia: 1. China // New Oxford history of music. London, 1957. - Vol. 1. - P. 83-134.
210. Picken L.E.R. Twelve ritual melodies of theT'ang dynasty // Studia memorial Belae Bartok Sacra. Budapest, 1956. - P. 147-173.
211. Picken L.E.R. A twelfth-century secular Chinese song in zither tablature//Asia minor.- 1971.-Vol. 16,№ 1-2.-P. 102-120.
212. Pro vine R.C. Essay on sino-korean musicology: Early sources for Korean ritual music. Seoul: И ji sa, 1988. - 242 p.
213. Reinhard K. Chinesishe musik. Eisenach und Kassel: Roth, 1956.-224 S.
214. Silbergeld J. Chinese painting in the West: a stage of the field article // Journal of Asian studies. Wash., 1987. - Vol. 46, № 4. - P. 849-897.
215. Stimson H.M. Song arrangements in shianleu acts of yuan tzaijiuh // Tsing hua Journal of Chinese studies ns 5 (1): July, 1965. P. 86-105
216. The music of China // The New Encyclopedia Britannica. -Chicago, 1994. Vol. 17. - C. 738-744.
217. Wells H.W. The classical drama of the Orient. New York: Asia publishing house, 1965. - 348 p.
218. Wimsalt G. Chinese shadow shows. Cambrige: Harvard university press, 1936. - 68 p.
219. Wolpert R. A ninth-century Sino-Japanese lute-tutor // Musica Asiatica. 1977. - Vol. 1. - P. 111-165.
220. Wolpert R. Tang-music (Togaku) manuscript for lute and their interrelationships // Music and traditions. Cambrige, 1981. - P. 69-122.
221. Wolpert R. The evolution of notated ornamentation in Togaku manuscripts for lute // Sino-Mongolica. 1979. - Vol. 25. - P. 32-51.
222. Wolpert R.F. The mensural notation of rhythmic modes, in string and wind parts of Togaku, in the XII, XIII and XIV centuries // Music from the Tang court. Cambrige, 1985. - Vol. 4. - P. 117-132.
223. Yang Yinliu. Zum problem der ubertragung von gong-chi-notationen // Beitrage zur musikwissenschaft 9 (1): 1967. P. 23-40
224. Yang Yinliu. Zur gleichen existenz pentatonischer und heptatonischer leitern in der chinesischer musik // Beitrage zur musikwissenschaft. 1964. - № 6 (1). - P. 42-51.
225. Yao Hsinnung. The theme and structure of Yuan drama // T'ien hsia monthly 1936. - № 1 (4). - P. 388-403.
226. Yoshikawa Kojiro. An introduction to Sung poetry. -Cambridge: Harvard university press. 1967. - 240 p.
227. Zucker A. E. The Chinese theater. London, 1925.
228. Ван Говэй. Тан Сун дацюй као (История танской и сун-ской танцевальной сюиты). Пекин, 1957.
229. Е Дун. Дуньхуан цюйпу цзю (Исследование песен из Дуньхуана) // Иньюэ ишу (Искусство музыки). 1982. - № 1. - С. 113; №2.-С. 1-5.
230. Е Дун. Миньцзу ци юэ дэ тицай юй синши (Жанры и стили инструментальной музыки народов Китая). Шанхай: Шанхай вэнь и, 1983.-296 с.
231. Инь Фалу. Тан Сун дацюй чжи люй юаньци ци цзучжи (Происхождение танских и сунских представлений дацюй и их композиция) // Голи Бэйцзин дасюэ у ши чжоунянь лунь вэньцзи (Сборник статей к 50-летию Пекинского университета). Пекин, 1948.-43 с.
232. Кисибэ Сигэо. То но дзогаку ниндзю хати то но сэйрицу нэндай ни цуйтэ (Историческое исследование двадцати восьми ладов популярной музыки периода Тан) // Тогакухо. 1939. - Т. 26. -437-468;Т. 27.-С. 121-138.
233. Ли Жун. Це юнь иньси (Звуковая система словаря "Це юнь") Пекин, 1952. - 250 с.
234. Лю Цзайшэн. Чжунго гудай иньюэ ши цзянь шу (Краткое изложение истории древней китайской музыки). Бэйцзин (Пекин): Жэньминь иньюэ чубаньшэ (Народное музыкальное изд-во), 1995. -470 с.
235. Ма Синжун. Цы сюэ цзун лунь (Обсуждение собранных воедино учений о цы). Цзинань, 1989. - 238 с.
236. Сун цы сань бай шоу (Триста сунских цы) / Сост. Шанцян Цуньминь, комент. Ли Мяо, Лю Хунъянь. Чанчунь: Цзилинь вэнь ши чубаныпэ (Историко-литературное издательство провинции Цзилинь), 2000. - 100 с.
237. Ся Чэнтао. Тан Сун цы линьцун (Изучение танских и сунских цы). Шанхай, 1962. - 302 с.
238. У Дин, Лю Дуншэн. Чжунго иньюэ шилюэ (Очерки по истории китайской музыки) Пекин: Жэньминь иньюэ чубайшэ, 1983. -408 с.
239. Фэн Вэньцы. Чжунвай иньюэ цзяолю ши (История обмена в области музыки между Китаем и зарубежными странами). Б.М.: Хунань цзяоюй чубаньшэ (Просветительское издательство провинции Хунань), 1999. 389 с.
240. Хаяси Кэндзо. Суй Тан яньюэ дяо яньцзю (Исследование чладов "развлекательной" музыки периодов Суй и Тан). Шанхай: Шанъу иньшугуань, 1955. - 208 с.
241. Хаяси Кэндзо, Хирадэ Хисао. Пиба гупучжи яньцзю (Исследование древних табулатур для пипа) // Иньюэ ишу (Искусство музыки). 1987. - № 2. - С. 1-15.
242. Цзян Куй. Байши ши цы цзи (Собрание стихотворений жанров ши и цы Байши) / Сост. и прёдисл. Ся Чэнтао. Пекин, 1959.
243. Цуй Линцинь. Цзяофан цяньдйн (Записки о Придворной школе Цзяофан). Шанхай: Чжунхуа шуцзюй, 1962. - 4, 11. - 288 с.
244. Цю Гун. Цзеши дяо юлань. Сюн Пэнлай. Сэ пу (Цю Мин. "Одинокая орхидея в ладу цзеши". Сюн Пэнлай. "Ноты для сэ"). -Шанхай, 1939. 141 с.
245. Цю Мин. Цзеши дяо ю лань. Сюн Пэнлай. Сэ пу (Цю Мин. Одинокая орхидея в ладу цзеши. - Сюн Пэнлай. Трактат о цитре сэ.) - Шанхай: Шанъу иньшугуань, 1936. - 141 с.
246. Цю Цзинсунь. Байши даожэнь гэцюй тункао (Описание песен даоса Байши). Пекин, 1959. - 158 с.
247. Чжун Фу. Лиянь (Предисловие) // Цзян Куй. Байши цы (Песни Цзян Куя в жанре цы). Шанхай, 1988. - С. 1-12.
248. Ян Иньлю. Сун Цзян Байши чжуанцзо гэцюй яньцзю. (Исследование песен сунского Цзян Байши). Пекин: Иньюэ чу-баныиэ, 1957. - 93 с. (с предисловием Инь Фалу).
249. Ян Иньлю. Чжунго иньюэ (Музыка Китая). Пекин, 1985. Т.1,2.
250. Ян Иньлю. Чжунго иньюэ шиган (Очерки по истории китайской музыки). Шанхай: Ванье шудянь, 1952. - 342 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.