Золото-серебрянная фирма Овчинникова.Русский стиль и национальные традиции в изделиях предприятия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Юдин Михаил Олегович

  • Юдин Михаил Олегович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 239
Юдин Михаил Олегович. Золото-серебрянная фирма Овчинникова.Русский стиль и национальные традиции в изделиях предприятия: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания». 2016. 239 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Юдин Михаил Олегович

Введение

Глава 1. История фирмы Овчинникова (1853-1917)

1.1 Биография П. А. Овчинникова. Организация и развитие фирмы в 18531888 годах

1.2. Деятельность фирмы при наследниках

П. А. Овчинникова. (1888-1917 годы)

Глава 2. Становление и эволюция русского стиля в изделиях фирмы Овчинникова. 1865-1888 годы

2.1. Вторая половина 1860-х годов

2.2. 1870-е годы

2.3. 1880-е годы

Глава 3. Эволюция русского стиля в изделиях фирмы Овчинникова в конце XIX - начале XX века

3.1. 1888-1899 годы

3.2. 1899-1908 годы

3.3. 1908-1917 годы

Заключение

Примечания

Список литературы

Введение.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Золото-серебрянная фирма Овчинникова.Русский стиль и национальные традиции в изделиях предприятия»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Деятельность русских ювелирных фирм второй половины XIX - начала XX века долгое время не привлекала внимание историков отечественного искусства, несмотря на глубокий интерес к культуре этого периода, связанного с напряженными поисками нового стилистического языка. Однако произведения золото-серебреных предприятий считались далеко отстоящими от основного течения художественного процесса, и зачастую им отказывали в эстетической ценности. Ситуация начала меняться лишь в начале 1990-х гг., когда появился целый ряд работ, посвященных русским ювелирным фирмам. Возникший и неослабевающий с годами интерес исследователей, коллекционеров, ювелиров и широкого круга любителей искусства к деятельности золото-серебряных фирм второй половины XIX -начала ХХ в. делает актуальным публикацию любых новых материалов по данной теме. Особенно это касается творчества крупных предприятий, определявших развитие русского ювелирного искусства на протяжении рассматриваемого периода. Одним из них была фирма Овчинникова1 с которой в значительной мере связан подъем отечественной ювелирной промышленности. Однако монографического исследования, всесторонне освещающего деятельность этого предприятия, до сих пор предпринято не было.

Между тем исследование этой темы открывает широкие возможности не только с точки зрения более детального изучения истории отечественного ювелирного искусства. Уже существующая на данный момент литература позволяет существенно переосмыслить представления о роли ведущих деятелей отечественного золото-серебряного дела в культурной жизни рассматриваемой эпохи. Это касается всех ее сторон: художественного образования, музейной и выставочной практики, включая представительство

на Всемирных художественно-промышленных выставках. Здесь ювелирным фирмам неизменно сопутствовал успех, надолго закрепившей за золото-серебренным делом репутацию ведущей области российского искусства в глазах международного сообщества. Вряд ли это было возможным, если бы ювелирное искусство находилось вне основных художественных тенденций эпохи. Напротив, его изучение открывает богатую картину напряженной работы по созданию яркого и узнаваемого стилистического языка, а также поисков новых технических средств для его воплощения.

В этом процессе фирме Овчинникова принадлежит одна из ведущих ролей, особенно значительная в разработке и популяризации «русского стиля». Под обобщающим термином «русский стиль» в исследовании понимается стилистическое направление, основанное на использовании в золото-серебряном деле традиций национального искусства. Многолетняя история фирмы позволяет проследить изменение в выборе исторических ориентиров и эволюцию представлений современников о «русском стиле» на протяжении второй половины XIX - начала ХХ в. Отсутствие фундаментальных научных работ, посвященных данному процессу применительно к отечественному ювелирному искусству делает особенно актуальным выбранный аспект изучения. Проблема генезиса «русского стиля» в золото-серебряном деле определила тематику данной работы -первого монографического исследования, посвященного деятельности фирмы Овчинникова.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ. (ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ)

Несмотря на растущий интерес исследователей и появление значимых публикаций, тема деятельности русских ювелирных фирм XIX - начала XX века остается недостаточно разработанной.

В определенной степени это связано с отсутствием доступных исследователям архивных материалов. За небольшим исключением2

местонахождение архивов русских ювелирных фирм остается неизвестным. В связи с этим исследователям приходится обращаться к фондам других предприятий, организаций и частных лиц в надежде обнаружить в них сведения, связанные с деятельностью той или иной ювелирной фирмы.

В частности, в данной работе были использованы документы, выявленные в Российском государственном архиве древних актов3, Государственном архиве Российской федерации4, Центральном хранилище документов (до 1917 г.)5, Российском государственном архиве литературы и искусства6 в Российском государственном историческом архиве7 и др.

Из опубликованных до 1917 года источников представляют интерес материалы, связанные с участием ювелирных предприятий в художественно-промышленных выставках. Например, «Обозрение Лондонской Всемирной промышленной выставки 1851 года» , «Отчет о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге»9, «Каталог русского отдела Всемирной Парижской выставки 1900 года»10 и т.д. В этих изданиях содержится информация не только об отдельных представленных на выставку произведениях, но и сведения о деятельности той или иной фирмы.

Не менее значимым источником являются периодические издания второй половины XIX - начала ХХ в. Богатый иллюстративный материал -воспроизведение изделий многих ювелирных фирм, в том числе и фабрики П. А. Овчинникова, - публиковался в журналах «Всемирная иллюстрация», «Искусство и художественная промышленность», «Ювелир» и др. В газетных статьях того времени также можно найти отдельные факты, связанные с деятельностью ювелирных предприятий, и оценки этой деятельности, часто весьма противоречивые.

Основные справочные данные о золотых и серебряных дел

мастерах и фирмах Петербурга и в меньшей степени Москвы были

опубликованы в 1907 году в труде барона А.Е. Фелькерзама «Описи

серебра Двора Его Императорского Величества»11. А.Е. Фелькерзаму

удалось собрать пусть даже краткие и не всегда точные сведения о фирмах, а

5

также исследовать и воспроизвести клейма, встречающиеся на предметах, хранящихся в императорских дворцах.

Очень краткую информацию о владельцах фирм и их предприятиях (количество рабочих, наличие механического оборудования) можно найти и в

ряде других справочных изданий, таких как: Орлов П.А. «Указатель фабрик

12

и заводов Санкт-Петербурга» , Тарасов С. «Статистическое обозрение

13

промышленности Московской губернии» , «Указатель действующих в империи торговых домов (по официальным данным Министерства внутренних дел)»14, «Справочная книга о лицах, получивших на 1875 год (и последующие - до 1916 г. - М.Ю.) купеческие свидетельства по 1 и 2 гильдиям в Москве»15.

Особую роль в изучении деятельности фирмы П.А. Овчинникова сыграла статья о нем в «Русском биографическом словаре»16. Факты из нее часто цитируются в работах современных исследователей. Однако данные, приведенные в этой биографической статье, не полны и требовали существенных уточнений .

Трудно переоценить значение другого источника по истории предприятия. Это книга, написанная самим П.А. Овчинниковым, «Некоторые

данные по вопросу об устройстве быта рабочих и учеников на фабриках и

18

ремесленных заведениях» . В ней фабрикант, основываясь на личном 28-летнем опыте, высказывает свои «соображения» о решении «насущного» рабочего вопроса. Особый интерес представляют содержащиеся в книге сведения об организации и устройстве фабрики и созданной при ней школы, о взаимоотношениях владельца с мастерами и учениками.

В советский период долгое время не было обобщающих работ, посвященных деятельности русских ювелирных фирм. Затрагивались только

отдельные аспекты проблемы. В «Истории русского искусства»19, вышедшей в

20 21 1965 году в статьях Н.Р. Левинсона и В.Ф. Рожанковского , посвященных

художественной промышленности, лишь упоминается о существовании в

6

России ювелирных фирм и подчеркивается зависимость их от западноевропейской моды. Немногим подробнее вопросы, связанные с

деятельностью ювелирных предприятий, были освещены в трехтомном

22

издании Академии Художеств СССР «Русское декоративное искусство» .

Общее представление о творчестве наиболее известных мастеров и фирм второй половины XIX - начала XX веков было дано в работе Т.Г. Гольдберг, Ф.Я. Мишуков, Н.Г. Платонова, М.М. Постникова-Лосева «Русское золотое и

23

серебряное дело XV-XX веков» . Книга стала обобщающим исследованием по истории русского ювелирного искусства. Опубликованные в ней 2600 клейм мастеров с краткими сведениями о них сделали данное издание ценным справочником по атрибуции изделий русского золото-серебряного дела. Это исследование легло в основу неоднократно переиздававшегося труда коллектива авторов под научным руководством М.М. Постниковой-Лосевой «Золотое и серебряное дело XV - XX веков (Территория СССР)».

Первой обобщающей работой, посвященной исключительно русским ювелирным фирмам второй половины XIX - начала XX века стала кандидатская диссертация Б.Л. Ульяновой «Русское художественное серебро

24

второй половины XIX и начала XX века (Москва и Петербург)» , которая была защищена в 1972 году в Московском высшем художественно-промышленном училище. В этом исследовании дается развернутый обзор организации ювелирного дела второй половины XIX -начала XX века и характеристика деятельности мастеров и предприятий, занятых производством золотых и серебряных изделий. Важной частью исследования является составленный автором «Словарь фабрик, фирм, мастерских и мастеров Москвы и Петербурга второй половины XIX - начала XX в.», в котором Б.Л. Ульяновой удалось собрать информацию о более чем 1000 мастерах и предприятиях, работавших в это время в столицах.

Работы, вышедшие в последующие десятилетия условно можно разделить на три группы.

1) Исследования музейных сотрудников, посвященные предметам, хранящимся в собраниях музеев. Например, «Русское художественное

25

серебро в собрании Гос. Эрмитажа» ; Коварская С.Я., Костина И.Д., Шакурова Е.В. «Русское золото XIV - начала XX веков из фондов Государственных музеев Московского Кремля» 26; «Золотая кладовая

27

Русского музея. К столетию музея (1898-1998)» .

2) Исследования, посвященные какому-либо одному аспекту проблемы, например:

28

а) техника изготовления предметов - «Русское черневое искусство»28,

29

Чавушьян Д. М. Московская скань конца XVIII - начала ХХ в. ;

б) типология исследуемых предметов - А.А. Гилодо «Русский

30

самовар» ;

в) творчество художников, сотрудничавших с ювелирными фирмами, -

31

Ю.Р. Савельев «Н.В. Султанов. Портрет архитектора эпохи историзма» ,

32

Аксенова Г.В. «Русский стиль. Гений Федора Солнцева» , Егоров А.Г.,

33

Журомский К.В. Николай Либерих. Скульптура и графика ,

г) стиль - Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин «Русский модерн»34, В этом разделе особый интерес для нашей темы представляют работы, посвященные «русскому стилю» и проявлениям национальных традиций в искусстве второй половины XIX - начала ХХ в. Прежде всего это

35

монография Е.И. Кириченко «Русский стиль» , а также каталоги выставок, например, «Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е - 1890-е годы» 36, Русский стиль. Собрание Государственного

37 38

Исторического музея . (М., 1998) и целый ряд других .

В этих двух группах произведения золото-серебряных предприятий

являются лишь составной частью всего исследуемого материала. Третья

группа исследований посвящена непосредственно деятельности русских

ювелирных фирм конца XIX-начала XX века.

Среди ювелиров, работавших в этот период в России, наибольшей

популярностью у отечественных исследователей пользуется Карл Густав

Фаберже. Подавляющее большинство публикаций, касающихся деятельности русских ювелирных фабрик, мастерских, артелей и отдельных мастеров, посвящено именно его фирме. Объясняется это, прежде всего, тем, что имя Фаберже, как представителя «международного»39

40

и «императорского» искусства последних предреволюционных лет достаточно высоко котируется на Западе. Ему принадлежит особая роль на мировом антикварном рынке русского искусства41. Кроме того, всплеск интереса к деятельности русских ювелирных фирм, пришедшийся в нашей стране на 1990-е годы, совпал с празднованием в 1992 году 150-летия фирмы Фаберже, что также способствовало повышенному вниманию к его

42

произведениям со стороны отечественных и зарубежных специалистов . В связи с этим упоминания о деятельности той или иной фирмы часто можно было найти лишь в сборниках, посвященных творчеству Фаберже, и каталогах выставок, где приоритет также сохранялся за этим предприятием.

Иногда это действительно лишь упоминания, как например, в каталоге выставки «Фаберже: придворный ювелир» 43, прошедшей в 1993 году в Государственном Эрмитаже, в котором все статьи, написанные ведущими отечественными и зарубежными исследователями, посвящены деятельности только этой фирмы.

В каталоге выставки «Мир Фаберже»44, прошедшей в 1992 году в музее-заповеднике Московский Кремль и приуроченной к 150-летию основания фирмы знаменитого придворного ювелира, основное внимание также уделяется юбиляру. Однако здесь, в отличие от выставки, о которой говорилось выше, ставится задача «охарактеризовать кремлевскую коллекцию русского ювелирного искусства XIX - начала XX столетия, рассказать о её формировании, стилевом и сюжетном многообразии произведений, ввести в научный оборот содержащиеся в архивных документах сведения, расширяющие представления о деятельности русских мастеров и об истории создания некоторых вещей из кремлевского собрания»45. Несмотря на

преобладание в тексте46 и иллюстративной части информации о фирме

9

Фаберже, каталог дает определенное представление о деятельности других предприятий, работавших в этот период. В частности, в нем воспроизведены 13 представленных на выставке произведений фирмы

47

Овчинникова, большинство из которых опубликовано впервые . В конце каталога имеется составленный Т.Н. Мунтян и В.В. Скурловым указатель, содержащий расширенные исторические справки о 53 мастерах и владельцах ювелирных предприятий, изделия которых были представлены на выставке.

В других случаях конкурентам знаменитого ювелира уделяется больше внимания. Примером подобного издания может служить каталог выставки «Блестящая эпоха Фаберже», прошедшей в том же 1992 году в Екатерининском дворце Царского Села48. В него включены статьи, посвященные как фирме Фаберже, так и другим ювелирным предприятиям, работавшим в России в этот период: «А La Vieille Russie»49, «А. Тилландер»50, «Сазиков»51 и «Хлебников»52. Есть в каталоге материал, касающийся фирмы Овчинникова. Это, прежде всего, статья Г.Г. Смородиновой (Государственный исторический музей) «П. Овчинников и русское золотое и серебряное дело». Основываясь на данных «Русского биографического словаря», Г.Г. Смородинова приводит отдельные факты биографии П.А. Овчинникова. Также в статье дана информация об участии фирмы во всероссийских и международных выставках, упомянуты награды, полученные фабрикантом, названы некоторые из профессиональных художников, сотрудничавших с Овчинниковым. Кроме того, рассмотрен ряд произведений фирмы, в том числе хранящихся в Государственном историческом музее, уделено внимание разнообразным техникам, в которых работало предприятие, отмечена его роль в развитии национальной стилистики. В статье Н.В. Акимовой (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства) «Московские ювелирные школы рубежа веков», основное внимание уделяется школе, организованной

53

П.А. Овчинниковым53. Опираясь на изданную фабрикантом книгу, автор

10

описывает организацию и устройство данного учебного заведения и самой фабрики, отмечает их участие в промышленных выставках. Кроме того, в каталоге воспроизведены 5 из 20 представленных на выставку произведений фирмы Овчинникова.

В книге В.В. Скурлова и Г.Г. Смородиновой «Фаберже и русские придворные ювелиры»54 рядом с Фаберже также упоминаются другие крупные фирмы этого времени Хлебникова, Сазикова, Овчинникова, Болина, Гана, братьев Грачевых. Книга хорошо проиллюстрирована, в основном воспроизведены вещи из коллекции Государственного исторического музея, изготовленные придворными ювелирами во второй половине ХК - начале XX в. Часть из них, в том числе и некоторые сделанные на фирме Овчинникова, опубликованы впервые.

Также следует отметить вышедший в 1997 году сборник «Фаберже и петербургские ювелиры»55. Его авторы-составители56 определяют жанр книги как «текст о Фаберже» - «историческое документальное исследование эпохи Фаберже в русском ювелирном искусстве». В сборнике введены в научный оборот ценные архивные материалы. Статьи современных исследователей соседствуют в нем со статьями авторов второй половины XIX

57

- начала ХХ в. , что дает возможность взглянуть на проблемы ювелирного искусства рубежа веков глазами людей того времени. Также существенным достоинством книги является богатый иллюстративный материал: фотографии мастерских и мастеров ювелирного дела, рисунков, проектов и готовых вещей; документов: счетов, логотипов и рекламных объявлений петербургских золото-серебряных фирм.

Московским ювелирным предприятиям конца XIX - начала ХХ века посвящена диссертация Н.Ю. Ивановой «Ювелирное искусство Москвы конца

58

XIX - начала ХХ века» . Опираясь на работы предшественников и вновь

выявленный материал, автор рассматривает творчество наиболее крупных

ювелирных фирм: «Фаберже», «Овчинников»59, «Хлебников», «Лорие»,

«Немиров-Колодкин», «Курлюков», «Рюкерт», «Семенов», «Салтыков»,

11

«Алексеев», «Агафонов», которым посвящены отдельные параграфы исследования. К ним добавлены параграфы: «Разные ювелирные фирмы», «Ювелирные артели» и «Неизвестные мастера». Н.Ю. Ивановой удалось рассмотреть около 300 изделий русских ювелирных предприятий. Особую ценность представляет введение автором в научный оборот произведений из частных коллекций и впервые опубликованных экспонатов музея-заповедника Царицыно.

Исследование Н.Ю. Ивановой, посвященное исключительно светским произведениям, удачно дополняет защищенная в том же 2006 г. диссертация «Художественный церковный металл Москвы последней трети XIX — начала XX вв.»60. Ее автор В.И. Ивановская посвятила отдельную главу своей работы деятельности московских ювелирных фирм в сфере производства церковной утвари. В ней рассмотрены произведения как крупных: «Овчинников»61, «Хлебников», «Оловянишников», «Мишуков», «Постников», «Курлюков», «Немиров-Колодкин», так и более мелких: «Алексеев», «Мухин», «Рындин», «Тарабров», «Сикачев» предприятий. Значительное место в исследовании отводится деятельности Императорского Строгановского училища.

Для работ зарубежных исследователей, посвященных проблемам русского золото-серебряного дела второй половины XIX - начала XX века, также характерно особое внимание к творчеству фирмы Фаберже. По подсчетам специалистов к 1993 году, когда в отечественном искусствознании изучение деятельности ювелирных фирм, по сути, только начиналось, общая библиография по истории знаменитого предприятия уже насчитывала 1772 публикации62.

Первой значительной работой стала вышедшая в 1933 году книга

воспоминаний бывшего сотрудника лондонского отделения фирмы Фаберже

Г.Ч Бейнбриджа «Дважды семь»63. Она, а также монографическое

исследование того же автора «Петр Карл Фаберже. Его жизнь и работа»64

12

предопределили дальнейший подход к изучению наследия мастера, в основу которого была положена определенная идеализация всего связанного с именем знаменитого ювелира.

Не менее важным для зарубежного «фабержеведения» стало изданное в 1953 г. исследование А.К. Сноумана «Искусство Карла Фаберже»65.

В последующие годы заметный вклад в изучение творчества фирмы внесли Александр фон Солодкофф66 и Геза фон Габсбург67. Посвящая свои работы различным аспектам искусства Фаберже, они нередко используют материал, связанный с деятельностью других мастеров, работавших в это время в России. Также несомненную ценность представляет введение в научный оборот изделий русских ювелирных предприятий, хранящихся в зарубежных музейных и частных коллекциях и впервые публикуемых в трудах этих авторов. Вместе с тем невозможность до недавнего времени

ознакомиться с документальными источниками делала эти работы заведомо

68

менее содержательными, чем труды отечественных исследователей . В связи с этим особый интерес представляют совместные проекты с участием отечественных и зарубежных специалистов. Кроме упомянутого выше издания «Фаберже: придворный ювелир», здесь можно назвать каталог выставки «Фаберже - Картье», проходившей в Мюнхене в 2003-2004 гг.69

Вторая большая группа публикаций, связанных с деятельностью русских

70

ювелирных фирм, - это работы, посвященные эмальерному искусству . Среди авторов, занимающихся изучением русских эмалей второй половины XIX -начала XX вв., наиболее известна американская исследовательница Энн Одом. В своих работах, затрагивающих различные аспекты данной проблемы71, она ввела в научный оборот целый ряд вещей русских ювелирных фирм из музейных и частных собраний72. Особый интерес для нашей темы представляет составленный Энн Одом совместно с Уильямом Джонсоном каталог выставки «Русские эмали от Киевской Руси до

73

Фаберже» . В нем среди прочих произведений русских ювелирных фирм

13

второй половины XIX - начала XX вв. представлено 11 вещей, изготовление которых приписывается фирме П.А. Овчинникова. Каждый из представленных экспонатов снабжен подробной аннотацией, включающей в себя физические характеристики, описание и указание выставок, на которых предмет экспонировался.

Традиционно в работах, посвященных эмалям, авторы считают необходимым уделить особое место описанию технологии их наложения. Примером может служить каталог коллекции Лилиан Томас Пратт

74

(Художественный музей Вирджинии), где этому отведена отдельная глава .

Одной из крупнейших зарубежных коллекций эмальерного искусства, включающих в себя произведения русских ювелирных фирм, является собрание Нассера Давида Халили. Ей посвящено большое количество публикаций, что обусловлено активной выставочной деятельностью коллекционера. Среди каталогов, в которых наиболее полно представлены изделия русских ювелиров, можно отметить издание 2009 г. «Эмали мира. 1700-2000. Коллекция Халили» 75. В разделе каталога, посвященном русскому искусству, значительное место традиционно отведено фирме Фаберже. Вместе с тем, в нем опубликованы произведения других отечественных предприятий, в том числе 13 работ Овчинникова.

Огромная популярность фирмы Фаберже не могла не вызвать самостоятельного интереса к искусству его современников. Результатом стало появление исследований, посвященных деятельности отдельных ювелирных предприятий.

В 1996 году в связи с 200-летним юбилеем фирмы «Болин» вышла в свет книга «Драгоценности & серебро»76. В ней исследование по истории фирмы, написанное Магдаленой Риббинг (при участии В. Скурлова) на основе семейного архива знаменитых ювелиров, удачно дополнено статьями Т.

77 78

Мунтян и Л. Завадской . Автор первой ставит перед собой задачу показать

место фирмы «Болин» в ювелирной промышленности России XIX - начала XX

14

веков, опираясь на вещи, созданные для художественно-промышленных выставок и императорского двора; вторая статья посвящена анализу деятельности фирмы на основе сохранившихся рисунков и эскизов ее произведений. Также важным разделом исследования является перечень клейм фирмы «Болин» и сотрудничавших с ней мастеров.

Вторая книга - «Произведения московской ювелирной фирмы

79

Хлебникова» - это полный иллюстрированный каталог изделий данного предприятия, хранящихся в музее-заповеднике «Московский Кремль». Во вступительной статье хранителя этих предметов С.Я. Коварской, рассказано об истории фабрики, наиболее важных заказах, выполненных фирмой Хлебникова, ее участии в промышленных выставках. Каталог интересен не только богатым иллюстративным материалом (более 200 изделий разделены на три большие группы: культовые произведения, предметы для церемониальных подношений, бытовое серебро - «массовая» продукция фирмы), но и введением в научный оборот большого количества архивных источников.

Защищенная в 2009 году В.Ю. Волдаевой диссертация «Ювелирная

фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века»

80

легла в основу монографии «Ювелирный дом Сазиковых» . На обширном архивном материале автору удалось воссоздать историю предприятия и биографии его владельцев. В научный оборот введены произведения фирмы Сазикова из собрания Гохрана РФ (этому полностью посвящена II глава исследования) и частных коллекций. Представлены выявленные и систематизированные В.Ю. Волдаевой клейма предприятия за весь период его существования81.

Обращаясь к материалам, посвященным исключительно деятельности фирмы Овчинникова следует отметить, что обобщающего монографического исследования по данной теме нет. В работах затрагиваются лишь отдельные

аспекты проблемы. Кроме упомянутой выше статьи Г.Г. Смородиновой «П.

15

Овчинников и русское золотое и серебряное дело» в каталоге «Блестящая

эпоха Фаберже», необходимо назвать публикацию 1986 г. К.А. Орловой

82

«Изделия фирмы П.А. Овчинникова в собрании Эрмитажа» . В ней автор сообщает основные исторические данные о фирме и ее владельце83 и описывает музейную коллекцию, разделив ее на две группы: предметы, исполненные из серебра, и изделия, декорированные многоцветной эмалью.

84

К.А. Орлова выделяет несколько предметов, относящихся к этим группам , и приводит полный список из 50 произведений фирмы Овчинникова, хранящихся на тот период в Эрмитаже.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Юдин Михаил Олегович, 2016 год

Список литературы

1. Адрес-календарь. Общая роспись всех чиновых особ в государстве. 1853 год. СПб., 1853.

2. Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц на 1861-62 гг.. СПб., 1862.

3. Адрес-указатель г. Москвы. Официальных, частных, коммерческих и других учреждений. СПб., 1897.

4. Адресный сборник предметов заводских, фабричных, научных, химических, специальных, ремесленных и торговых производств в Санкт Петербурге. СПб., 1894..

5. Аксенова Г.В. Русский стиль. Гений Федора Солнцева. М., 2009.

6. Александро-Невский собор в Париже. 1861-1961 г. Памятка к столетию собора. Париж, 1961.

7. Алфавитный указатель местонахождения в Российской империи реальных, технических и специальных учебных заведений. СПб., 1888.

8. Альбом 200-летнего юбилея Петра Великого.

9. Альбом участников выставки в Н. Новгороде. СПб.,1896.

10. Альбом снимков встречи и чествования президента Французской республики Э. Лубэ и его свиты в 1902 году. СПб., 1902.

11. Андрющенко А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. Нижний Новгород, 1904.

12. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в 3 томах. СПб., 1994-96.

13. К Баранцевич. Кое-что из московских впечатлений // Русское богатство № 7 1882 г

14. Барков И.В. Существующие приемы производства серебряного дела. М., 1893

15. Барков И.В. Мотивы русского орнамента XI, XII, XIII, XIV, XV и XVI веков. М., 1912.

16. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.

17. Башков А. Д. Указатель адресов промышленных и торговых предприятий С.-Петербурга. СПб., 1889.

18. Беннет Д., Маскетти Д. Ювелирное искусство. Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям. М., 2003.

19. Бенуа Александр История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

20. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М.,1997.

21. Бернякович З.А., Соколова Т.М., Торпеус М.И. Художественное серебро XVI - начала XX веков. Путеводитель по выставке. Гос.Эрмитаж. М., 1956.

22. Бернякович З.А. Русское художественное серебро XVII - начала XX веков в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1977.

23. Блестящая эпоха Фаберже. -Петербург Париж Москва: Каталог выставки. /Сост. А. Питерская./ М., 1992.

24. Болин в России. В. А. Болин. Придворный ювелир конца XIX - начала XX веков. Каталог выставки. Под общей ред. К. Болина и П. Булатова. М., 2001.

25. БорисоваЕ.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1997.

26. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1994

27. Борисова А.Е., Стернин Г.Ю. Русский неоклассицизм. М., 2002.

28. Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М., 1969.

29. Бочаров Г.Н. Торевтика Великого Новгорода XII - XV вв. // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968.

30. Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси X - начала XIII века. М., 1984.

31. Бобровницкая И.А. Русская расписная эмаль конца XVII - начала XVIII века. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Каталог. М., 2001.

32. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л., 1982.

33. Бреполь Э. Художественное эмальирование. Л., 1986.

34. Бройтман Л.И., Краснова Е.И. Большая Морская. СПб., 1996.

35. Брюзгина О.И. Русский национальный эпос в произведениях ювелирного искусства России конца XIX - начала ХХ в. Ваза с изображением богатырей фирмы П. Овчинникова. // Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сборник статей. Вып. II. М., 1998. С. 91-94

36. Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен. М., 2008.

37. Буслаев Ф.И. Сочинения. Т. 3 Сочинения по археологии и истории искусства. Л., 1930.

38. Бутовский В.И. Русское искусство и мнение о нем Е. Виоле-ле-Дюка французского ученого архитектора и Ф.И. Буслаева русского ученого археолога. М., 1879

39. Буфф Д. Фаберже. М.,2001.

40. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI - XVII века. М., 1992.

41. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.

42. О.Н. Варнакова, С.В. Воронин, Л.В. Коржавкина, Г.И. Веревкин. О Березниковском историко-художественном музее им. И.Ф. Коновалова, его экспонатах, а также о связанных с ними личностях и событиях. // Московский журнал № 6 (210) июнь 2008 г.

43. Василенко В.М. Русское народное искусство. М., 2011.

44. В.М. Васнецов. Опись документальных материалов личного фонда. М., 1949.

45. Великий день первого 25-летия царствования государя императора Александра II. СПб., 1880.

46. Великий Фаберже. Елагиноостровекий дворец-музей. Каталог первой выставки в СССР. Ленинград, 1989. Хельсинки, 1990.

47. Величенко М.Н., Миролюбова Г.А. Дворец великого князя Владимира Александровича. СПб., 1997.

48. Величие Земли Русской. Коронация императора Александра III. М., 1883.

49. Верноподданиическая грамота и ларец, поднесенные Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу российским дворянством. 25-го мая 1913 года в Москве в Большом Кремлевском дворце во дни празднования 300-летия Царствования Дома Романовых. М., 1914.

50. Виктор Александрович Гартман. Архитектор. Биография и каталог произведений его. СПб., 1874

51. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. Идейные принципы, структурные особенности. М., 1982.

52. Винклер П.П. фон. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1900 год. СПб, 1899. Репринтное изд. М., 1990.

53. Владычная палата. Ювелирное искусство XI-XIX веков. Новгородский государственный объединенный музей заповедник. /Текст Н.Гормина. Новгород, 1993.

54. Волдаева В.Ю. Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2009.

55. Волдаева В.Ю. Ювелирный дом Сазиковых. М., 2014.

56. Волков Н.Е. Двор русских императоров в его прошлом и настоящем. М., 2013.

57. Воронцов-Вильяминов П. Выборы гласных в Московскую городскую думу на предстоящее четырехлетие. М., 1877.

58. В память дня священного коронования Александра III. Одесса, 1883.

59. В память священного коронования Их Императорских Величеств. СПб., 1896.

60. Всемирная выставка в Париже 1900 г. Каталог русского отдела. СПб., 1900.

61. Всемирная выставка в Чикаго. Указатель русского отдела. СПб., 1893.

62. Всемирная парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях. Составитель М.А. Орлов. СПб., 1900.

63. Всеподданнейший отчет Комитета Императорского Общества поощрения художеств за 1894 г., представленный вице-председателем по утверждении его собранием Действительных членов 26 марта 1895 г. Непосредственному Высочайшему покровителю Общества Государю Императору и читанный секретарем в Общем собрании 30 апреля. СПб., 1895.

64. Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве 1882 г. Альбом иллюстраций. М., 1882.

65. Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде 1896 г. Альбом. М., 1896.

66. Всероссийская художественно- промышленная выставка в Нижнем Новгороде (описание) СПб.,1896.

67. Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде. Список экспонентов, удостоенных похвальных наград. СПб., 1897.

68. Всероссийский музей декоративно-прикладного т народного искусства. М., 2006.

69. Вся Москва. Адресная справочная книга за 1875-1882 гг. М., 1876-1883.

70. В тени «Больших стилей». /Материалы VIII Царскосельской научной конференции. СПб., 2002.

71. Вьюева Н.А. Кремлевский дворец Грановитая палата. М., 1991.

72. Галанина Л., Грач Н., Торнеус М. Ювелирные изделия в Эрмитаже. Особая кладовая. Л., 1967.

73. Галерея драгоценностей Эрмитажа. /Текст О.Костюк/. СПб., 2005.

74. Гилодо А.А. Русская эмаль: вторая половина XIX - ХХ век. М., 1996

75. Гилодо А.А. Русский самовар. М., 1991.

76. Гилодо А.А. Русское серебро: вторая половина XIX - начало XX века. М., 1994.

77. Главная церковная и ризничная опись церкви Святого Мученика Мирона Л-гв. Егерского полка. / сост. С.И. Кутепов. СПб., 1899.

78. Глуховский. П.И. Отчет генерального комиссара русского отдела Всемирной колумбовой выставки в Чикаго. СПб., 1895.

79. ГолицинМ.В. Мои воспоминания 1873-1917. М., 2007.

80. Гольдберг Т.Г. Черневое серебро Великого Устюга. М., 1952.

81. Гольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М., Русское золотое и серебряное дело XV-XX веков. М., 1967.

82. Гонтарь С.М. Генезис творчества художников и мастеров фирмы Фаберже. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2000.

83. Гончарова Л.Н. Русская художественная бронза XIX века. М., 2001.

84. Государственная Оружейная палата. М., 1998.

85. Государственный исторический музей. М., 2006.

86. Государственный музей-заповедник «Павловск». Полный каталог коллекций. Т. IX. Изделия фирмы Фаберже конца XIX - начала ХХ века. СПб., 2013.

87. Грабарь И. Несколько мыслей о современном прикладном искусстве в России. // Мир Искусства Хроника 1903 № 3. стр. 51-56.

88. Григорович Д. Художественное образование в приложении к промышленности на Всемирной парижской выставке 1867 года. СПб., 1868.

89. Григорович Д.В. Царское село. Опись предметам, имеющим преимущественно художественное значение. СПб., 1888.

90. Гринберг Е. Настольно-справочная книга г. Москвы и новый путеводитель по Москве и окрестностям. М., 1878.

91. Александровский дворец. История, владельцы, коллекции. Краткое содержание докладов IV Царскосельской научной конференции. Государственный музей-заповедник «Царское село». СПб., 1998.

92. Гулишамбаров И. Благородные металлы и камни в мировой промышленности. СПб., 1904.

93. ХХ век. Целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств. Сборник статей. М., 2002.

94. ХХ век. Эпоха. Человек. Вещь». Сборник статей. М., 2001.

95. Двухсотлетие Кабинета Его Императорского Величества. 1704 - 1904. СПб., 1911.

96. Дедлов В.Л. Франко-русские впечатления. Письма с Парижской выставки. СПб., 1890.

97. Дедушка, grand-père, grandfather. М., 2011.

98. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI - XV века. М., 1996.

99. Десятилетие музея прикладных знаний в Москве. М.,1883.

100. Дмитриенко И.И. Пребывание Их Императорских Величеств в Кубанском казачьем войске. СПб., 1896.

101. Дом-музей П.И. Чайковского в Клину. Путеводитель-справочник. М., 1992

102. Донова К.В. Изделия мастерской М.Е. Перхина. // Материалы и исследования./ Государственные музеи Московского Кремля. М., 1973.

103. Докучаева Е.Е. Ювелирная фабрика Павла Акимовича Овчинникова // Среди коллекционеров № 3 (4) 2011.

104. Дорофеев В.П. Большой Успенский собор в Москве. Собрание фотографических снимков, изготовленных по случаю совершившегося обновления Успенского собора ко дню священного коронования Их Императорских Величеств: изображения общего и детального видов собора, ремонтные работы, св. иконы, раки Святителей, стенная иконопись и древние Свящ. Предметы Соборной ризницы. М., 1986.

105. Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I: в 6 отд. и доп. к отд. III. 1849— 1853гг.— Репринтное издание СПб., 2006.

106. Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968.

107. Дубровин М.Ф. К вопросу атрибуции российских изделий из драгоценных металлов. // Антикварное обозрение № 1-2 (10-11) 2004.

108. Егоров А.Г., Журомский К.В. Николай Либерих. Скульптура и графика. М., 2011.

109. Ермолов Иллюстрированное описание промышленной выставки в Париже 1867 года. СПб.,1869.

110. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. Собрание ГИМ. М., 1982.

111. Ефрон А.А. Торжествующая Франция. СПб, 1890.

112. Жизнь в русском стиле. Каталог выставки ГМЗ «Царское Село» СПб., 2010.

113. Забелин Иван. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Часть I, П. М., 2000.

114. Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII-XX веков. /Словарь. История. Терминология. Предметный мир. СПб., 2003.

115. Забозлаева Т.Б. Цари и артисты. Ювелирные подарки. СПб., 2008.

116. Зарецкая Д.М. Участие России во всемирных выставках. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань, 1983.

117. Золотая кладовая Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Владимир, 2008.

118. Золотая кладовая Русского музея. К столетию музея (1898-1998). СПб., 1998.

119. Иванов А.Н. Время Фаберже. Каталог выставки. Кострома, 2011.

120. Иванов А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926) 2 т. М., 2002.

121. Иванов А.Н. Неизвестный Фаберже. М., 2002

122. Иванов А.Н. Пробирное дело в России (1700-1946) М., 2002.

123. Иванова Н.Ю. В.М. Васнецов в работах московских ювелирных фирм начала ХХ в. // Антикватория № 3(20) 2006.

124. Иванова Н.Ю. Пейзаж в работах мастеров фирм П. Овчинникова и В. Семенова. // Ювелирное искусство и материальная культура. Сборник статей. СПб., 2015.

125. Иванова Н.Ю. Ювелирное искусство Москвы конца XIX - начала ХХ вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2006.

126. Ивановская В.И. Орнамент стиля историзм. 1830-1890-е гг.

127. Ивановская В.И. Художественный церковный металл Москвы последней трети XIX - начала ХХ в. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2006.

128. Игошев В.В. Ярославское художественное серебро XVI - XVIII вв. М., 1997.

129. Игошев В.В. Драгоценная церковная утварь XVI - XVII веков. Великий Новгород, Ярославль, Сольвычегодск. М., 2009.

130. Из истории фабрик и заводов Москвы и Московской губ. (конец XVIII - начало ХХ в.) Обзор документов. М., 1969.

131. Из моего дневника. Впечатления и заметки во время пребывания на всемирной выставке в Чикаго Преосвященного Николая епископа Алеутского и Аляскинского. СПб.,1894.

132. Иконников А.В. Историзм в архитектуре. М., 1997.

133. Иллюстрированное описание всемирной промышленной выставки в Париже 1867 года. СПб., 1869.

134. Иллюстрированное описание всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года. СПб., 1882.

135. Иллюстрированное описание мануфактурной выставки 1870 г. Приложение к журналу «Всемирная иллюстрация» СПб., 1870.

136. Иллюстрированное описание торжеств бракосочетания Государя Наследника Цесаревича и Государыни Цесаревны. 1866. СПб., 1867.

137. Императорское общество поощрения художеств. Отчет о деятельности с 1 сентября 1911 г. по 1 сентября 1912 г. Петроград, 1914 г.

138. Иллюстрированный каталог скульптурной выставки Е.А. Лансере и А.Л. Обера. Авт.-сост. Собко Н.П. СПб., 1886.

139. Иллюстрированный каталог художественного отдела всероссийской выставки в Москве 1882 года, содержащий 250 снимков, из которых около 150 с оригинальных рисунков художников. СПб., 1882

140. Исаев П.Н. Строгановка 1825-1918. Биографический словарь. Т. I. М., 2004. Т. II М.,2007.

141. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 18201890-е годы. Государственный Эрмитаж. Каталог выставки. СПб., 1996.

142. Историзм и модерн. Каталог выставки. Л., 1986.

143. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб., 1883.

144. История Лейб-Гвардии казачьего Его Величества полка. СПб., 1876.

145. История Москвы с древнейших времен до наших дней в 3-х томах. Т. 2. XIX век. М.,1997.

146. К 25-летию сооружения в Санкт-Петербурге в память в Бозе почившего Цесаревича Николая Александровича Храма во имя Св. Николая Чудотворца». Сост. В.А. Камышев. СПб., 1901 г.

147. К приезду дорогого гостя. М., 1902.

148. Камышев В.А. К 25-летию храма во имя Св. Николая Чудотворца. СПб., 1901.

149. Карамзин Н.М. Записки старого московского жителя. М.,1986.

150. Карпун А.А. Русское ювелирное искусство: вторая половина XIX - XX век. М., 1994.

151. Каталог Музея Императорского общества поощрения художеств. СПб., 1904.

152. Каталог русских эмалей на золотых и серебряных изделиях собрания Государственного исторического музея и его филиалов. М., 1962.

153. Каталог русского отдела Всемирной парижской выставки 1900г. СПб.,

1900.

154. Каталог русского отдела на Всемирной парижской выставке СПб., Б.г.

155. Каталог технического отдела Московской политехнической выставки. М., 1872.

156. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М.,

1901.

157. К 25-летию сооружения в Санкт Петербурге в память в Бозе почившего Цесаревича Николая Александровича храма во имя святого Николая Чудотворца. Сост. В.А. Камышев. СПб., 1901.

158. Кшвський музей юторичних коштовностей. Кшв, 1974.

159. Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII- начала XX века. М., 1997.

160. Кириченко Е.И. Русское купечество и русский стиль. // Вопросы искусствознания 1994 г. № 2-3.

161. Кириченко Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1997

162. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII -первой половины XX вв. Опыт энциклопедии. М., 1995. - 383 с.

163. Кирсанова P.M. Русский костюм и быт XVIII - XIX веков. М., 2002.

164. Книга адресов жителей Москвы. Составлена по официальным сведениям и документам К. Нистермом. (1856 - 1860 гг.) М. 1856-1860.

165. Коварская С.Я. Изображение памятников архитектуры на серебряных изделиях XIX века из собрания музеев Кремля. // Декоративно-прикладное искусство. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып. IX. М., 1993.

166. Коварская С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Каталог. М., 2001.

167. Коварская С.Я., Костина И.Д., Шакурова Е.В. Русское серебро XIV -начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля. М., 1984.

168. Коварская С.Я., Костина И.Д., Шакурова Е.В. Русское золото XIV -начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля. М., 1987.

169. Колышко И.И. Парижская выставка 1889 года. СПб.,1889.

170. Комелова Г.Н. Русская миниатюра на эмали. XVIII - начало XIX в. СПб., 1995.

171. Коронации русских царей. М., 1883.

172. Коронование императора Александра II 26 августа 1856 г. Подробное описание церемониала и некоторые сведения о послах и посланниках иностранных держав, их свитах и о торжествах и увеселениях, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. СПб., 1856.

173. Коронование Их Императорских Величеств Александра Александровича и Марии Федоровны в 1883 г. СПб., 1883.

174. Коршунова Т.Т. Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура. Л., 1975.

175. Костина И.Д. Произведения московских серебряников первой половины XVIII века. ФГУ «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Каталог. М., 2001.

176. Костюк О.Г. Драгоценности императорского двора. СПб., 1992,

177. Костюк О.Г. Петербургские ювелиры XVIII-XIX веков. Каталог. Государственный Эрмитаж, СПб., 2000.

178. Краткие сведения об устройстве среброкованой одежды на главный престол Казанского собора в Петербурге. СПб., 1896.

179. Крестовский В.В. История лейб-гвардии уланского полка. СПб., 1876.

180. Кто что собирает. Из записной книжки А.П. Бахрушина. М., 1916

181. Кудрина Ю.В. Императрица Мария Федоровна. М., 2000.

182. Лисовский В.Н. Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000.

183. Лопато М.Н. Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVIII-XIX веков. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. РГПУ им. А.И.Герцена. СПБ., 2006.

184. Лопато М.Н. Ювелирные изделия Фаберже. // «Декоративное искусство СССР», М., 1983, №3.

185. Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга. СПб., 2006

186. Лопато М. Н. Ювелиры Старого Петербурга. СПб., 2004.

187. Лоренц Н.Ф. Орнамент все времен и стилей. Вып. 1-10. СПб., 1898

188. Лукьянов Е.А. Каталог серебряных работ Е.А. Лансере. // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. № 12 (63) 2008.

189. Макаренко Н. Школа Императорского общества поощрения художеств. Петроград 1914.

190. Макарова Т.И. Черневое дело Древней Руси. М., 1986.

191. Мартынова М.В. Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII - XVII в. М., 1973.

192. Мартынова М.В. Московская эмаль XV - XVII вв. ФГУ «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Каталог. М., 2002.

193. Мельников Н.П. Технические письма с Парижской выставки 1889 года Одесса, 1890.

194. Мир Фаберже. Каталог выставки. / Авт.-сост. Мунтян Т.Н. Москва-Вена, 1992.

195. Многозначительные события в жизни русского народа с 8 по 28 мая 1883 года. Подробное описание коронования императора Александра III. М., 1883.

196. Москва в начале XX века. Будни и праздники. Новорусский стиль. М., 1997.197. Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия. М., 1989.

198. Московское купеческое общество. Сословно-общественная деятельность. Т. 2. М., 1916

199. Московское купеческое собрание. Список членов. 1915-1916 гг. М., 1916.

200. Мунтян Т.Н. Стиль, напоминающий древнерусский // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. № 11 (22) 2004.

201. Мунтян Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. Сокровища Оружейной палаты Государственных музеев Кремля. Каталог выставки. М., 2000.

202. Мухин В.В. Искусство русской финифти конца XIV- начала XX века. СПб., 1996

203. На баррикадах. М., 1953.

204. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х гг. XIX века. Л., 1984.

205. Нардова В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX -начале ХХ вв. СПб., 1994.

206. Национальный стиль в русском искусстве XIX - начала ХХ веков. Каталог выставки ВМДПНИ. М., 1990.

207. Неизвестный Фаберже. Проекты и изделия фирмы «Фаберже» из музейных и частных коллекций. М., 2003.

208. Николай и Александра. Двор последних русских императоров. Конец XIX -начало XX века. Каталог выставки. СПб., 1994.

209. Несин В.Н. Зимний дворец в царствование императора Николая II (1894-1917). СПб., 1999.

210. Никитин Ю.А. Промышленные выставки России XIX начала ХХ века. Череповец, 2004.

211. Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV - первой четверти XVI века. М., 1971.

212. О выставке мануфактурных произведений в Москве в 1865 году. СПб., 1867.

213. Общее обозрение политехнической выставки 1872 года. М., 1872

214. Общий указатель выставки 1896 года в Н. Новгороде. М.,1896.

215. Общественное хозяйство города Москвы. Народное образование в 1863-1898 гг. Историко-статистическое описание. Часть 4 вып. 1 / Сост. М.П. Щепкин. М., 1901.

216. Овчинников А.А. Ушли, чтобы остаться... М., 2013.

217. Овчинников П.А. «Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочих и учеников на фабриках и ремесленных заведениях». М., 1881.

218. Опись предметам искусства, приобретенным в 1876 году Художественно-промышленным музеумом, учрежденным Высочайше утвержденным Обществом поощрения художников. СПб., 1877.

219. Олсуфьев Ю.А. Об изменениях в русском орнаменте в эпоху возрождения. (Примеры приведены из собраний б. Троице-Сергиевой Лавры)

(Доклад, читанный на съезде по вопросам древнего шитья и тканей при Комиссии по охране памятников искусства б. Троице-Сергиевой Лавры 20 января 1925 г.) 1925.

220. Орлова К.А. Изделия фирмы П.А. Овчинникова в собрании Эрмитажа // Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы конца XVII -XIX веков. Государственный Эрмитаж. Сборник научных трудов. Л., 1986.

221. Острой О.С., Саксонова И.Х. Изобразительное и прикладное искусство. Русские справочные издания. Середина XVIII - конец ХХ в. Аннотированный указатель. СПб., 2002.

222. Отчет Императорского общества поощрения художников (художеств) за 1862-1903 годы СПб., 1863-1894.

223. Отчет Императорского Строгановского художественно-промышленного училища за 1913-14, 1914-15, 1915-16 учебный год М., 1916.

224. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1876-1897 годы. М., 1879-1898.

225. Отчет о всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт Петербурге. СПб., 1871.

226. Отчет о всероссийской мануфактурной выставке 1882 года в Москве. Тома 1, 3, 4, 6. СПб., 1883,1884.

227. Отчет о деятельности Комитета Императорского общества поощрения художников за 1886 год СПб., 1887.

228. Очерк развития промышленного образования в России за 1888-1898 гг. СПб., 1900.

229. Павлова И.А. Серебряные оклады Евангелий из собрания Государственного музея истории религии. СПб., 2005.

230. Памятка о поднесении Его Императорскому Величеству Государю Императору Св. иконы Федоровской Божьей Матери 23 марта 1913 года. СПб. 1913

231. Парланд А. Храм Воскресения Христова, сооруженный на месте смертельного поранения в Бозе почившего Императора Александра II на Екатериненском канале в Санкт-Петербурге. СПб., 1907.

232. Петров Ю.А. Московская буржуазия в начале ХХ века. Предпринимательство и политика. М., 2002.

233. Писарская Л.В., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Русские эмали XI - XIX вв. М., 1974.

234. ПисарьковаЛ.Ф. Московская городская дума. 1863-197. М., 1998.

235. Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. Л., 1987. - 284 с.

236. Погожев В.П. Очерк деятельности Министерства Императорского Двора по приготовлениям к устройству торжеств Священного Коронования Их Императорских Величеств в 1896 году. Т. 3, 4. Спб., 1896.

237. Подробный указатель по отделам всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. М., 1896.

238. Подробнейшее описание коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Александровича и Государыни Императрицы Марии Федоровны в Москве 15 мая 1883 г. М., 1883.

239. Политехнический музей. Материалы, касающиеся устройства музея. М.,1874.

240. Половцов. А.А. Дневник государственного секретаря. 2 т. М., 2005.

241. Полунов А.З. Первый карманный адрес-указатель (справочник) гор. Москвы: с прил. новейшего номерационного плана и плана трамваев г. Москвы. М., 1915

242. Поставщики Двора Его Императорского Величества товарищество П.И. Оловянишникова сыновья. Москва. Каталог церковной утвари и светских вещей, представленных на международной выставке в Турине. Catalogue des ustensies d' eglise et des objets civils exposés a l' exposition international à Turin. М., 1911.

243. Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань. М., 1981.

244. Постникова-Лосева М.М. Русские золотые и серебряные ковши. М., 1953.

245. Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI - XIX вв. М., 1974.

246. Постникова-Лосева М.М. Серебряное дело в Новгороде XVI и XVII веков. // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968.

247. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л., Золотое и серебряное дело XV--XX вв. (Территория СССР). М., 1983.

248. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Русское черневое искусство. М., 1972.

249. Празднование 900-летия крещения русского народа в Киеве 988-1888. Киев, 1888.

250. Празднование пятидесятилетия службы в офицерских чинах московского генерал-губернатора, генерала от кавалерии генерал адъютанта князя Владимира Андреевича Долгорукова 14 апреля 1879 года. М., 1879.

251. Пребывание Государя Императора в Париже и покушение на его жизнь. М., 1867.

252. Предварительный отчет по участию России во всемирной парижской выставке 1889 года. СПб.,1890

253. Прикладные искусства на всемирной выставке 1900 года. Доклад, читанный П.П. Марсеру в Императорском Санкт-Петербургском обществе архитекторов 13 мая 1901 года. // Зодчий № 10 1901 г.

254. Приношения и приветствия болгарского народа Государю Императору в 19 день февраля. 19 февраля в Новгородском и Стародубском духовных училищах. Речи. Об адресе Государю Императору от Черниговской духовной семинарии. Об учреждении стипендии Августейшего имени Его Величества

в Черниговском духовном училище и Статистические сведения. Чернигов, 1880.

255. Продолжая великие традиции... К 155-летию Московской ювелирной фирмы Павла Овчинникова Поставщика Двора Его Императорского Величества. М., 2008.

256. Продолжая великие традиции. К 160-летию Московской ювелирной фирмы Павла Овчинникова Поставщика Двора Его Императорского Величества. М., 2013.

257. Путешествие Государя императора Александра III с августейшим семейством в июле 1881 г. сост. М.Я. Лебедев. М., 1882.

258. Пыляев М.И. Драгоценные камни, их свойства, местонахождение и употребление. СПб., 1896.

259. П. Райский. Парижская выставка 1889 года. СПб., 1889.

260. Размадзе А.С. Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве. Киев, 1894.

261. Рахманова М.П. Общество любителей церковного пения в Москве // Вестник РГНФ Российского гос. научного фонда № 3 2000.

262. Рескин Джон Лекции об искусстве. М., 2006.

263. Риббинг М., Мунтян Т., Скурлов В., Завадская Л. Драгоценности & серебро. В.А. Болин - 200 лет. Санкт-Петербург - Москва - Стокгольм. Вестрос 1996.

264. Рупасов А.И., Скурлов В.В., Фаберже Т.Ф., Бернев С.К. Агафон Фаберже в красном Петрограде. СПб., 2012.

265. Русская вышивка XVII - начала ХХ вв. из собрания Гос. Эрмитажа. / Авт.-сост. Е. Моисеенко. Л., 1978.

266. Русская православная церковь заграницей 1918-1968 гг. Т. 1,2. / Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим, 1968.

267. Русская эмаль. Каталог. Авт.-сост. М.М. Постникова-Лосева, П.Г. Платонова, Б.Л. Ульянова. М., 1962.

268. Русская эмаль XVII начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. /Вст. ст. Калязина Н.В., Комелова Н.Г., Косточкина Н.Д., Костюк О.Г., Орловой К.Л. М., 1987.

269. Русская эмаль XII - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. Л.;1987.

270. Русская эмаль XVII-начала XX века из собрания музея им. Рублева. /Сост. Верещагина И., Гутнова С. М., 1994.

271. Русские ювелирные украшения 16-20 веков. Из собрания Государственного исторического музея. М., 1994.

272. Русский биографический словарь Т. 12 СПб., 1905.

273. Русский стиль. Собрание Государственного Исторического музея. Каталог выставки. М., 1998.

274. Русский стиль. Стиль жизни и стиль искусства. Альбом-каталог. Гос. музей истории С.-Петербурга. СПб., 2012.

275. Русское декоративное искусство. 3 т. М., 1962-1965.

276. Русское прикладное искусство XIII - начала ХХ вв. Из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 1982.

277. Русское серебро из фондов Новокузнецкого музея современного изобразительного искусства. /Сост. Ключникова Е.А. Новокузнецк, 1991.

278. Русское серебро XVI начала XX века. /Авт. ст. Костина И.Д., Мунтян Т.Н., Шакурова Е.В. СПб., 2004.

279. Русское художественное серебро. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств. Каталог. Архангельск. 1999.

280. Русское художественное серебро в собрании Тверского музея. М., 1991.

281. Русское церковное искусство Нового времени. Сборник статей. М., 2004.

282. Савельев Ю.Р. Византийский стиль в архитектуре России. Вторая половина XIX - начало ХХ в. СПб., 2005.

283. Савельев Ю.Р. Искусство историзма и государственный заказ. Вторая половина XIX - начало ХХ века. М., 2008.

284. Савельев Ю.Р. Николай Владимирович Султанов. Портрет архитектора эпохи историзма. СПб., 2009.

285. СарабьяновД.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

286. Сарапас Карина Набор для пунша» Гродненского гусарского полка // Антикварное обозрение № 3 2010.

287. Свирин А.Н. Ювелирное искусство Древней Руси XI-XVII веков. М., 1972.

288. Свято-Александро-Невский Кафедральный Собор. Париж, 2011.

289. Святыни русского зарубежья в США. М., 2006.

290. Священное коронование Александра III. М., 1883.

291. Северный дракон. Международная выставка севера. Историзм в Норвегии 1870-1920 гг. Каталог. /Сост. Видар Хален. М.- Осло, 1998.

292. Серебряная кладовая» музея-заповедника «Царицыно». / Автор-составитель Н.Ю. Иванова. М., 2015.

293. Сизеран Р. Рескин и религия красоты. Репринтное воспроизведение издания 1900 г. М., 2007.

294. Скальковский К. А. Всероссийская мануфактурная выставка в промышленном отношении. СПб.,1870

295. Скурлов Валентин, Иванов Александр. Церковные вещи - подарки Кабинета Его Величества (1872-1917 гг.) СПб., 2004.

296. Скурлов В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. М., 1992 (2001)

297. Скурлов В., Фаберже Т., Илюхин В. К. Фаберже и его продолжатели. СПб., 2009.

298. Скурлов В., Фаберже Т., Демкина Е., Квашин С. Михаил Перхин ювелир фирмы Фаберже. СПб., 2011.

299. Смирнова Э.С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. М., 1994.

300. Смородинова Г.Г. Золотое и серебряное дело Москвы рубежа XIX-XX веков. // Сб. «Музей», 1989, №10. М., с. 58-71.

301. Соболев Н.Н. Русский орнамент. Камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка. М., 1948.

302. Сокальский И.П. Парижская всемирная выставка с социальной ее стороны. Харьков 1870.

303. Соколова Т. Орнамент - почерк эпохи. Л., 1972.

304. Сокровища музеев Подмосковья. / Автор-составитель В. Рапопорт. М., 1996.

305. Сокровища ризницы Троице-Сергиевой Лавры. М., 2001

306. Сокровища России. Из века в век. М., 2005

307. Сокровища русского стиля. Каталог выставки из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и Государственного историко-художественного и литературного музея «Абрамцево». М., 2013.

308. Состав Императорского общества поощрения художеств. СПб., 1901.

309. Список наград, присужденных на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года, состоявшей под покровительством Его Императорского Величества Государя Наследника Цесаревича. Казань. 1890.

310. Список наград, присужденных русским экспонентам на Всемирной выставке в Париже, 1889 год. СПб., 1889.

311. Список похвальных наград на Всероссийской международной выставке 1870 года в Санкт Петербурге.

312. Список фабрик и заводов Москвы и Московской губернии на 1916 г. М., 1916.

313. Справочная книга о лицах, получивших купеческие свидетельства по г. Москве. (на 1869-1916 гг.) М., 1870-1917.

314. Справочная книга о лицах, получивших купеческие свидетельства по г. Санкт-Петербургу. (на 1873-1916) СПб, 1874-1917.

315. Стасов В. «Нынешнее искусство в Европе. Художественные заметки о Всемирной выставке 1873 года». СПб., 1874.

316. Стасов В. Русский народный орнамент. Выпуск 1: Шитье, ткани, кружева. СПб., 1872.

317. Стасов В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. Вып. 1. СПб, 1884.

318. Стасов В.В. Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах. М., 1952

319. Стасов В.В. Собрание сочинений. 4 т. СПб., 1894-1906.

320. Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон. Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000.

321. Стернин Г.Ю. Два века. Очерки русской художественной культуры. М., 2007.

322. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала ХХ века. Исследования и очерки. М., 1984.

323. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. М., 1972.

324. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991.

325. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М.: 1988.

326. Стиль жизни - стиль искусства. Развитие национально-романтического направления стиля модерн в европейских художественных центрах второй половины XIX - начала ХХ века. Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия. М., 2000.

327. Н. Султанов Братина эскадронного броненосца «Синоп» // Зодчий № 12 1895.

328. Н. Султанов Утварь нового придворного собора в Петербурге // Зодчий № 10 1906.

329. Суслов А.В. Комнатное убранство Эрмитажа. Л., 1929.

330. В. Тетерятников Русская золушка на мировых торгах// Мир музея № 1, 1993 г.

331. Титов Ф.И. Император Александр III и русская православная церковь в его время. СПб., 1901.

332. Торгово-промышленная Россия. Справочная книга для купцов и фабрикантов. Министерство финансов. Департамент торговли и мануфактур. СПб., 1899.

333. Указатель всероссийской промышленной выставки в Москве 1865 года. М.,1865.

334. Указатель Пятой Московской выставки русских мануфактурных произведений 1865 года. М., 1865.

335. Указатель русского отдела Венской всемирной выставки 1873 года. СПб., 1873

336. Указатель русского отдела всемирной Парижской выставки 1867 года СПб., 1867.

337. Указатель русского отдела Филадельфийской международной выставки 1876 года. СПб., 1876.

338. Ульянова Б.Л. Русское художественное серебро второй половины XIX - начала ХХ века. (Москва и Петербург). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1972.

339. Уортман Ричард С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Том II. От Александра II до отречения Николая II. М., 2004.

340. Устав Императорского общества поощрения художеств, Высочайше утвержденный 7 марта 1882 года. СПб., 1882.

341. Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. М., 1970.

342. Участие России во Всемирной Парижской выставке 1900 г. Отчет генерального комиссара русского отдела. СПб., 1901.

343. Учебный отдел Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года. Симферополь. 1883.

344. Фаберже О.А. Блестки. М., 1994.

345. Фаберже Т.Ф., Гордыня А.С., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры. СПб., 1997 (2012).

346. Фаберже придворный ювелир. СПб., 1993.

347. Фабрики и заводы г. Москвы и ее пригородов. Адресная и справочная книга о фабрично-заводских главных ремесленных заведениях и торгово-промышленных предприятиях. М., 1904.

348. Фалеева В.А. Русское кружево Л., 1983.

349. Фалькерзам А.Е. «Описи серебра Двора Его Императорского Величества». 2т. СПб., 1907.

350. Федор Рюкерт & Карл Фаберже. Текст Мунтян Т.Н. Тип. Lego, Италия. 2015.

351. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. 2 т. М., 1961.

352. Филимонов Г. Самостоятельность русского стиля с точки зрения современной критики искусства на Западе. М., 1879.

353. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996.

354. Хозяин Москвы. Издание к выставке Гос. исторического музея, посвященной 200-летию со дня рождения московского генерал-губернатора В.А. Долгорукова (1819-1891). / Текст Лукьянов Е.А. М., 2010.

355. В.В. Холодковский. Дом в Клину. М., 1959.

356. Храм Воскресения Христова в память Императора Александра II Освободителя. Ко дню освящения. СПб., 2007.

357. Храм-памятник морякам, погибшим в войну с Японией в 1904-1905 гг. Составил по поручению Комитета С.Н. Смирнов. Петроград 1915.

358. Храм Христа Спасителя в Москве. Нью-Йорк, 1986.

359. Храм Христа Спасителя в Нью-Йорке. Чикаго, 1936.

360. Храним и множим: из собрания Гохрана России. /Сост. Волдаева В.Ю. Волкова Т.Е. М., 1999.

361. Цари народам - народы царям. Императорские коллекции в собрании Российского этнографического музея. Каталог выставки. М. - СПб., 1995

362. Цитович Г. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве Протопресвитера военного и морского духовенства) Историко-статистическое описание. Пятигорск. 1913.

363. Чавушьян Д. М. Московская скань конца XVIII - начала ХХ в. М., 2009.

364. Чакиров Никита. Царские коронации на Руси. Из истории Державы Российской XVI-XX вв. Токио-Нью-Йорк, 1971.

365. Человек, предмет, среда. Сборник статей. М., 1980.

366. Чуйко. Л.В. Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара. Конец XIX - вторая половина ХХ века. М., 2005.

367. Шевелев А.А. Венчание на царство великого царя-миротворца Александра Александровича. М., 1896.

368. Шедевры из старого города (Русская и западно-европейская графика и декоративно-прикладное искусство XIX - начала ХХ вв. из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). М., 2004.

369. Шепелев Л.Е. Чиновный мир России XVIII - начало ХХ вв. СПб., 1999.

370. Штакельберг К.К. Полтора века конной гвардии. 1739-1880. СПб., 1881.

371. Шульгина Е.Н., Пронина И.А. История Строгановского училища (18251918). М., 2002.

372. Сергей Щербатов. Художник в ушедшей России. М., 2000.

373. Эмблемы и символы (Изображенные емвлемы и символы на российском, латинском, французском, немецком и английском языках объясненные, прежде в Амстердаме, а потом во граде Св. Петра 1788 года с преумножением изданные статским советником Нестором Максимовичем-Лмбодиком) Новое исправленное издание. СПб., 1811. Репринтное изд. М., 2000.

374. Ювелирные изделия. Иллюстрированный типологический словарь. Авт.-сост. Ванюшкова Р.А. Ванюшков Б.Г. СПб., 2000.

375. ЯзыковаИ.К. Богословие иконы. М., 1995.

Литература на иностранных языках.

376. Almanach de St. Petersbourg. Cour, monde et ville. Spb. 1913-14.

377. Bainbridge H. C. Peter Carl Faberge. His Life and Work. New York, 1979

378. Bainbridge Н. Twice Seven. London, 1933.

379. Carl Faberge Goldsmiths to the tsar. National museum. Stockholm. 1997.

380. Catalogue specialé de la Section Russie à l' exposition universelle de Paris en 1867. Paris, 1867.

381. Exposition international des industries et du travail. Turin, 1911. Catalogue de la section russe. St-Pétersbourg, 1911.

382. Exposition universelle internationale de 1878 à Paris. Catalog official. T 1. Groupe 1 Oeuvres d'art. Paris, 1878.

383. Exposition universelle international de 1900 à Paris. Rapports du Jury international. Groupe XV. Industries diverses. Primiere partie. Classes 92 à 97. Paris. M CMII (1902)

384. Faberge I Cartier. Rivalen am Zarenhof. Herausgegeben von Géza von Habsburg. (mit Beiträgen von Johann Georg von Hohenzollern, Ulla Tillander-Godenhielm, Pascal Milhaud, Betty Jais, Alain Cartier, Alexander von Solodkoff, Diana Scarisbrick, Evelyne Possémé, Efm A. Rezvan, Tatiana Fabergé, Tatiana N. Muntian, Marianna B. Chistyakova). Munichen, 2003.

385. Forbes С Faberge Eggs, Imperial Russian Fantasies. New York, 1980.

386. Glugq L' album de l' exposition 1889. Paris 1889.

387. Habsburg G. von. Carl Faberge. New York. 1994.

388. Habsburg G. von. Faberge. Hofjuwelier der Zaren. Kunsthalle der Hypo-Kulturstiftung. München, Himier Verlad, 1987.

389. Habsburg G. von. Faberge, Juwelier der Zaren. Kunsthalle der Hypokulturstiftung, Munich, 1986/1987.

390. Habsburg G. von. Faberge orfevre des tsars. Paris. 1994.

391. Habsburg von Geza Faberge Revealed. At the Virginia Museum of Fine Arts. New York, 2011.

392. Habsburg G. von. The Faberge Exhibition. Christies Review of the Season. London, 1980.

393. Habsburg Geza von; David Park Curry Faberge In America; London, 1996.

394. Habsburg-Lothringen, G. von, and Solodkoff, A. von. Faberge, Court Jeweler to the Tsars. Fribourg, 1979.

395. Habsburg Dr. Geza von with contributions by Soiodkoff Alexander von, Bianchi Robert Dr. Faberge Imperial Craftsman and His World. London, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.