Ювелирное искусство Москвы конца XIX-начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Иванова, Надежда Юрьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 315
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Иванова, Надежда Юрьевна
Введение.
I. Глава. Ювелирное искусство России второй половины XIX — начала XX века.
1. Особенности художественного образования в декоративно-прикладном искусстве России второй половины XIX - начала XX века.
2. Система организации мастеров-ювелиров в России второй половины XIX — начала XX века.
3. Ювелирное искусство Москвы.
4. Московские ювелирные фирмы второй половины XIX — начала XX века.
II. Глава. От историзма к модерну.
1. Поиски стиля в ювелирном искусстве второй половины XIX — начала XX века.
2. Стилистические особенности модерна.
3. Русский стиль.
4. Неоклассицизм.
III.
Глава. Московские ювелирные фирмы конца XIX - начала XX века.
1. Фирма К.Г.Фаберже.
2. Фирма П.А. Овчинникова.
3. Фирма И.П.Хлебникова.
4. Фирма Ф.А.Лорие.
5. Фирма Н.В.Немирова-Колодкина.
6. Фирма О.Ф.Курлюкова.
7. Фирма Ф.И.Рюкерта.
8. Фирма В.ССеменова.
9. Фирма И.Д.Салтыкова.
10. Фирма И.А.Алексеева.
И. Фирма В.С.Агафонова.
12.Разные ювелирные фирмы.
13. Ювелирные артели.
14. Неизвестные мастера.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVIII-XIX веков2006 год, доктор искусствоведения Лопато, Марина Николаевна
Генезис творчества художников и мастеров фирмы Фаберже2000 год, кандидат искусствоведения Гонтарь, Сергей Михайлович
Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв.2008 год, кандидат искусствоведения Чавушьян, Данил Макартычевич
Стилевая эволюция камнерезного и ювелирного искусства России второй половины 19 - начала 20 века. В тени имени Фаберже: камнерезное и ювелирное творчество А.К. Денисова-Уральского2004 год, кандидат искусствоведения Будрина, Людмила Алексеевна
История и традиции фирмы "Болин" в ювелирном искусстве XIX - начала XXI века2017 год, кандидат наук Осипова, Мария Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ювелирное искусство Москвы конца XIX-начала XX века»
Русское ювелирное искусство второй половины XIX - начала XX века вызывало широкий иитерес еще у современников. Один из первых общих обзоров состояния отечественного золотого и серебряного дела мы находим в Отчете о всероссийской ггромышленно-художественной выставке 1882 в Москве, выпущенном под редакцией действительного члена императорской академии наук В.П.Безбородова.1 Б статье посвященной золотому и серебряному делу анализируется особенности развития ювелирного искусства в России. Отмечается многовековая традиция золотого и серебряного дела, особенности современного художественного образования, технического совершенствования, влияния моды, особенности спроса, преобладание чисто художественного элемента в произведениях. Выражаются пожелания стремиться к более обдуманному выбору сюжетов, освоению новых технических приемов и форм «.мы можем гордиться такими художественными и промышленными произведениями. Овчинникова, Сазикова, Хлебникова».2 В статье говорится, что работы мастеров золотого и серебряного дела одни из лучших на выставке и отличаются высоким техническим и художественным уровнем «.можно говорить и о «русской школе», имеющей Москву своим историческим и промышленным средоточием».3 Крупные Всероссийские и международные выставки, где экспонировались работы московских ювелиров, публиковали отчеты с описанием экспонатов.4
Статьи главного мастера фирмы К.Фаберже Ф.П.Бирбаума, которые выходили в начале XX века, освещают разные темы, так или иначе связанные с золотым и серебряным делом. В работе «Задачи нашей художественной промышленности»5 говорится о важности и серьезности художественно-ремесленного образования, об особенностях преподавания специальных предметов. «Сообщение по эмалевому производств}7»,6 сделанное в Русском художественно-промышленном обществе, освещает проблемы специфики технологий эмалевого производства. В других работах затрагиваются вопросы наложения клейм в пробирных палатках, уродующих тонкую ювелирную работу, или низкий художественный уровень кустарного производства. Большое значение для изучения истории фирмы Фаберже имеет рукопись Ф.П.Бирбаума «Камне-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство Фаберже», найденная в 1990-х годах в архиве Российской Академии Наук, и опубликованная позже в нескольких изданиях.7 Отдельные статьи выходят в периодических изданиях: журналах «Нива»,8 «Ювелир»,9 «Столица и усадьба».10 Важное значение имела книга барона А.ЕФелькерзама «Описи серебра Двора Его Императорского Величества»,11 где впервые даны характеристики отдельным ювелирам и биографии ведущих мастеров, имевших собственное клеймо. Эти работы не носят характер глубокого научного исследования, но тем не менее, глазами современников освещают состояние ювелирного искусства того времени. К сожалению, сложные исторические события прервали взлет ювелирного искусства и его изучение.
В течение последних десятилетий произведения искусства, выполненные во второй половине XIX - начале XX века, уже длительное время привлекают внимание европейских искусствоведов. Большое внимание при этом уделяется не только живописи, скульптуре, архитектуре, но и декоративно-прикладному искусству. Выявляются основные закономерности развития стилевых направлений того времени, проводятся монографические исследования творчества представителей разных видов искусства, разрабатывается терминологическая система. Необходимо подчеркнуть, что европейскими искусствоведами ювелирное искусство рассматривается как один из стилеобразующих видов искусства, поэтому результатам его изучения посвящено множество публикаций (о стилеобразующем значении ювелирного искусства говорится, например, в работах Вивьен Беккер и Габриеле Фар-Беккер).12
Среди зарубежных исследователей, при изучении русского искусства, основное внимание было уделено исследованию творчества фирмы Фаберже. Первые статьи Б.Н. и Ж.Ф.Хейвард появились в 1950 году, в связи с открытием выставки в Лондоне.13 Крупный английский исследователь Кеннет А.Сноуман14 в своих работах выявляет значение творчества Фаберже для искусства России конца XIX - начала XX веков в контексте развития русской и мировой культуры. Американский исследователь Мэрвин Росс15 одну из своих работ «Искусство Карла Фаберже и его современников» посвятил сравнительному анализу различных направлений в русском ювелирном искусстве, включая последователей и имитаторов Фаберже. В ней выявляются контакты с художественными объединениями того времени, делаются попытки определить стилевую специфику в разных городах. Этапной работой по изучению русского ювелирного искусства можно считать статью Александра фон Солодкоффа о деятельности лондонского филиала фирмы Фаберже.16 Одна из самых значительных выставок Фаберже в Западной Европе, которая оказала влияние на изучение ювелирного искусства и в России, стала выставка в Мюнхене в конце 1986 — начале 1987 годов. Она сопровождалась великолепным каталогом под редакцией одного из ведущих исследователей Фаберже Гезы фон Габсбург.17 Существуют также каталоги музейных и частных собраний. Генри Хэвли18 составил подробный каталог коллекции Индии Маршалл, подаренной художественному музею в Кливленде. В нем он проанализировал разницу между московским и петербургским отделениями фирмы. Лесли Паркер описал коллекцию Лилиан Томас Пратт в Ричмонде.19 Особенностью этой книги является отдельная глава о технологии эмали.
В отечественном искусствознании, при изучении данного периода в русском искусстве, долгое время все внимание было приковано к творчеству живописцев и, в меньшей степени, скульпторов. Позднее появляется ряд специалистов, сосредоточившихся на изучении архитектуры указанного периода. Однако прикладное искусство по-прежнему рассматривалось как второстепенное явление, значение его как весьма существенного источника для анализа художественного процесса стало признаваться только с середины семидесятых годов XX века. Еще меньшее внимание уделялось исследованиям российского ювелирного искусства второй половины XIX — начала XX веков.
Литературу, касающуюся рассматриваемых в данной работе вопросов, можно разделить на два блока: общетеоретический и специальный. К общетеоретическим работам относятся фундаментальные труды и статьи по истории искусства, в которых рассматриваются закономерности художественной эволюции. Это работы Е.А.Борисовой, М.В.Нащокиной, Т.П.Каждан, В.В.Кириллова, Е.И.Кириченко, М.Ф.Киселева, А.Л.Пунина, Д.В.Сарабьянова, Г.Ю.Стернина, А.А.Федорова-Давыдова и др. Развитие русского искусства соотносится в них с эстетическими, политическими и экономическими устремлениями эпохи. Их теоретические работы наметили круг творческих проблем, предложили общие принципы подхода к ним и интерпретацию обобщенных закономерностей развития. Обширную информацию о русской художественной жизни можно получить из книг" Г.Ю. Стернина.20 Характерной чертой его исследований является не только выявление особенностей искусства, его творцов, но и того, кому это искусство/ предназначено. Взаимодействие между подобными двумя силами чрезвычайно сложно и разворачивается через выставки, коллекции, объединения, критику, международные связи и многое другое. В работах Д. В. Сарабьянова освещается основная проблематика модерна: рассматриваются предпосылки возникновения стиля, история его существования, вопросы формообразования, орнаментации, иконографии, синтеза искусств. Рассмотрению архитектуры русского модерна посвящена фундаментальная работа Г.Ю.Стернина и Е.А.Борисовой «Русский модерн».21 Прекрасной обобщенной работой является монография известного историка архитектуры Е.И.Кириченко «Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XIX - начала XX века»,22 вышедшая 1997 году. В рамках исследования эволюции «русского стиля» она привлекает обширный культурологический материал и дает оценку различным эстетическим взглядам, кардинально влиявшим на развитие прикладного, в том числе ювелирного искусства.
В Советском Союзе изучение творчества русских ювелиров дореволюционного времени не приветствовалось. До 1988 года книги зарубежных исследователей находились в спецхранах библиотек, и рядовому читателю были недоступны.
К специальной литературе относятся публикации, посвященные непосредственно золотому и серебряному делу. Одним из первых обобщающих исследований, посвященных художественному металлу России, была вышедшая в 1967 году работа Т.Г.Гольдберга, Ф.Я.Мишукова, Н.Г.Платоновой, М.М.Постниковой—Лосевой «Русское золотое и серебряное дело ХУ1-ХХ веков»,23 на материале коллекций ГИМа, где впервые было опубликовано 2600 клейм, их указатель и типологический словарь предметов ювелирного искусства. Издание дает ценный материал для атрибуции ювелирных изделий ХУ1-ХХ веков. Там же содержатся сведения о мастерах, мастерских и отдельных центрах ювелирного дела в России. Эта работа была неоднократно переиздана. Последнее переиздание с дополнениями клейм было в 2003 году. В 1974 году вышла публикация того же авторского коллектива «Русское ювелирное искусство, его центры и мастера ХУ1-ХХ веков»24 также с указателем клейм. Эти две книги являются основополагающими в изучении русского золотого и серебряного дела. Одной из наиболее ранних публикаций, посвященных исследованию русских ювелирных изделий из серебра середины XIX- начала XX веков, была работа Б.А.Ульяновой «Русское художественное серебро второй половины
XIX - начала XX века»,25 построенная на материалах Петербурга и Москвы, в ней даны характеристики основных мастеров, мастерских, фабрик и фирм. Позже выходят обширные статьи в каталогах, посвященных коллекциям русского ювелирного искусства отдельных музейных собраний и выставок. Это работа З.А.Берняковича «Русское художественное серебро XVII- начала
XX веков в собрании Государственного Эрмитажа»,26 статьи С.Коварской, И.Костиной, Е.Шакуровой в издании «Русское серебро XIX - начала XX веков»27 и «Русские ювелирные украшения ХУ1П - начала XX веков»28 С.Коварской и И.Костиной, посвященные коллекциям Московского Кремля и многие другие. Публикуются статьи К.Доповой, И.Родимцевой, В.Мухина о фирме Фаберже.
В настоящее время определилась группа исследователей русского ювелирного искусства, это научные сотрудники ведущих музеев Москвы и Петербурга. В Петербурге в Государственном Эрмитаже работает М.Н.Лопато, ее работы, посвященные фирме Фаберже, публикуются с начала 1980-х годов. В.Мухин организатор первой в СССР выставки Фаберже в Елагином Дворце в 1989 году и выставки в Екатерининском дворце Царского Села в 1992 г. В.В.Скурлов особое внимание в своей работе уделяет изучению архивных материалов. Благодаря его поискам значительно расширены сведения о русских ювелирах. Среди московских исследователей следует назвать хранителей коллекций из драгоценных металлов Г.Г.Смородинову, из ГИМа и Т.Н.Мунтян и С.Я.Коварскую, из музеев Московского Кремля. Благодаря их усилиям изданы каталоги и альбомы по коллекциям русского ювелирного искусства в этих музеях.
Единственная работа, посвященная непосредственно ювелирному искусству Москвы рубежа веков, статья Г.Г.Смородиновой «Золотое и серебряное дело Москвы рубежа Х1Х-ХХ веков», изданная в сборнике «Музей» в 1989 году.29 В каталоге международной выставки «Блестящая эпоха Фаберже» 1992 года опубликована статья Смородиновой «П.Овчинников и русское золотое и серебряное дело».30 К 150-летию основания фирмы Фаберже, она в соавторстве с В.Скурловым в 1992 году выпустила книгу «Фаберже и русские придворные ювелиры».31 Помимо фирмы Фаберже, в пей даны краткие сведения об основных петербургских и московских фирмах середины XIX — начала XX веков. В 1999 году выходит каталог выставки «Русский Стиль» из собрания ГИМа с множеством статей. В него входит статья Смородиновой, посвященная русским ювелирам «Серебряного века» с общим обзором ведущих фирм Москвы середины XIX - начала XX веков, во многом использующая материалы предыдущих статей.32
В 1994 году в серии изданий, посвященных русскому художественному металлу, издан каталог коллекции русского серебра конца XIX — начала XX веков, из музея Декоративно-прикладного искусства, с анализом специфики русского серебра того времени в статье научного сотрудника музея А.А.Гилодо.33
В связи с юбилеем фирмы Фаберже в 1990-х годах возрастает интерес к ювелирному искусству конца XIX - начала XX веков. Организуются многочисленные юбилейные выставки, посвященные фирме Фаберже, публикуются каталоги. В 1993 году Государственный Эрмитаж совместно с Фондом искусства Фаберже в Вашингтоне по материалам международной выставки выпустил первую обстоятельную книгу на русском языке «Фаберже придворпый ювелир».34 В ней содержатся очерки и статьи двенадцати ведущих ученых: из России, Европы и США - М.Лопато, Г.Смородиновой, Т.Мунтян, Г. фон Габсбург, К.Айкеп, Э.Одом, К.Споумана и других, освещающие разнообразные аспекты. Издание «Фаберже и Петербургские ювелиры»35 сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории ювелирного дела, составлено правнучкой Карла Фаберже Татьяной в соавторстве с В.Скурловым и А.Горыней. В сборник включены статьи тридцати авторов, в том числе и дореволюционных, некоторые архивные материалы публикуются впервые. В ней опубликован огромный пласт неизвестных материалов касающихся не только фирмы Фаберже, но и состояния ювелирной промышленности и искусства того времени. Большое место занимает рассказ о других ювелирах - фирме Болин, Картье и других. Но публикации архивных материалов и старинных публикаций не сопровождаются аналитическим текстом и являются, по сути, констатацией наличия информации, собранной в одном издании. Много работ, посвященных фирме Фаберже и русским ювелирам, написаны Т.Н.Муптян. Это статьи в каталогах Оружейной Палаты, каталогах юбилейных выставок «Мир Фаберже», «Блестящая эпоха Фаберже»36 и в различных журналах.
Нельзя не отметить, что здесь наблюдается существенный дисбаланс в объеме исследований, посвященных разным представителям ювелирного искусства России рубежа XIX - XX веков. Обилие публикаций, связанных с именем Карла Фаберже, создает превратное впечатление, о единственности этого ювелира.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Авторское ювелирное искусство Ленинграда-Санкт-Петербурга второй половины XX века: Истоки и эволюция2002 год, кандидат искусствоведения Габриэль, Галина Николаевна
Золото-серебрянная фирма Овчинникова.Русский стиль и национальные традиции в изделиях предприятия2016 год, кандидат наук Юдин Михаил Олегович
Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв.: предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы2008 год, кандидат искусствоведения Федунов, Сергей Николаевич
Искусство петербургских ювелиров второй половины XVIII столетия1984 год, кандидат искусствоведения Кузнецова, Лилия Константиновна
Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века2009 год, кандидат искусствоведения Волдаева, Вероника Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Иванова, Надежда Юрьевна
Заключение.
1 Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1882 г. в Москве. 1884. - с.304.
Принятые сокращения.
1. ВМДПНИ — Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва.
2. ГИМ — Государственный исторический музей, Москва.
3. ГММК — Государственный историко-культурный музей-заповедник ((Московский Кремль», Москва.
4. Гохрап — Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Москва.
5. Музей Павловск — Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник ((Павловск», Павловск.
6. Музей Петергоф — Государственный музей-заповедник ((Петергоф», Петергоф.
7. Музей Царицыно — Государственный историко-архнтектурный художественный и ландшафтный музей-заповедник ((Царицыно», Москва.
8. Русский музей — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
9. Эрмитаж - Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
10.ЦУТР Штиглица — Центральное училище технического рисования барона А.Л.Щтиглица; в настоящее время Санкт-Петербургская Государственная художественно-промышленная академия, Санкт-Петербург.
11. Строгановское училище — Центральное Строгановское училище технического рисования; в настоящее время Московский государственный художественно-промышленный университет им. СГ.Строганова, Москва.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Иванова, Надежда Юрьевна, 2006 год
1. Аполлон. Терминологический словарь. - М., 1997.
2. Алмазы России XX век. /Сост. Мунтян Т., Пошехонова Л., Газманова П./-М., 2001.
3. Бернякович З.А. Ювелирные изделия фирмы Фаберже. Сообщения Государственного Эрмитажа. Том XXXVIII. Л., 1974.
4. Бернякович З.А. Русское художественное серебро XVII начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа. - Л., 1977.
5. Бирбаум Ф.П. Сообщение по эмалевому производству. Отчет русского художественно-промышленного общества за 1904 г. СПб., 1905.
6. Бирбаум Ф.П. Пробирные палатки и ювелирное искусство. «Ювелир».- СПб., 1913, №3
7. Бирбаум Ф.П. Кустарное искусство и русский стиль. «Ювелир». — СПб., 1913, №4
8. Бирбаум Ф.П. Задачи нашей художественной промышленности. «Искусство и жизнь», СПб., 1915, №8.
9. Бирбаум Ф.П. История фирмы Фаберже. Камне-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство Фаберже. /В кн. Фаберже Т.Ф., Горыня A.C., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры./ СПб., 1997. - с. 7-76.
10. Бирюкова Н.Ю.К вопросу о тенденции развития западноевропейского прикладного искусства XIX века /Прикладное искусство Западной Европы и России: материалы и исследования. Сборник научных трудов./- А., Государственный Эрмитаж, 1983.
11. Блестящая эпоха Фаберже. С.-Петербург Париж - Москва: Каталог выставки. /Сост. Л.Питерская./ - М., 1992.
12. В.А. Болин: Болин в России. Придворный ювелир конца XIX -начала XX вв. /Под общ. ред. К. Болина и П. Булатова./ М., 2001.
13. Борисова А.Е. некоторые вопросы изучения русской архитектуры второй половины XIX — начала XX века. М., 1996.
14. Борисова А.Е., Стернин Г.Ю. Русский неоклассицизм. — М., Галарт, 2002.
15. Брюзгина О.И. Русский национальный эпос в произведениях ювелирного искусства России конца XIX начала XX века. Ваза с изображением богатырей фирмы П.Овчинникова. /Научные чтения памяти В.М.Василенко. Сб. статей. Вып. II/ М., 1998. - с. 91-94.
16. Брюзгина О.И. Русское художественное серебро. К двадцатилетию открытия ВМДПНИ. «Мир музея», М., 2001, №2 (180) - с. 32-35.
17. Буфф Д. Фаберже. -М., 2001.
18. Володаева В. Бриллианты от модерна. «Наше наследие», М., 2001, №57. - с.140-144.
19. Володаева В. Еще один ювелир. Ювелирная фирма «Адлер» в Москве. «Мир музея», М., 2002, №3 (187) - с. 14-21.
20. Володаева В. Золотые браслеты. Из истории ювелирной фирмы Н.В.Немирова-Колодкина. «Мир музея», М., 2004, №2 (198) с.13-20.
21. Весенняя выставка в залах императорского Строгановского училища. Каталог. М., 1903.
22. Владычная палата. Ювелирное искусство Х1-Х1Х веков. Новгородский государственный объединенный музей заповедник. /Текст Н.Гормина/ Новгород, 1993.
23. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб., 1995.
24. Всемирная промышленная выставка. Париж 1867 г. СПб., Генкель. 1869.
25. Всемирная Колумбова выставка в Чикаго 1893 г. Указатель русского отдела. СПб., 1893.
26. Всемирная выставка в Париже 1900 г. Каталог русского отдела. СПб., 1900.
27. Всероссийская выставка. Москва 1882. Каталог. /Сост. Н.П.Собко./ -СПб., Боткин, 1882.
28. Всероссийская промышленно-художественная выставка. Москва 1882. Иллюстрированный каталог художественного отдела. СПб., Изд-во Г.Гоппе, 1882.
29. Всероссийская промышленно-художественная выставка. Москва 1882. Иллюстрированные описания. СПб., Изд-во Г.Гоппе, 1882.
30. Всероссийская промышленно-художественная выставка. Москва 1882. Альбом рисунков и портретов художников «Всемирной иллюстрации» с описанием предметов всех групп. — М., 1882.
31. Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 г. в Москве. Список экспонентов, удостоенных похвальных наград. СПб., 1882.
32. Вся Москва. Адресная справочная книга. М., 1889.
33. Вся Москва. Адресная справочная книга. М., 1912.
34. Вся Москва. Адресная справочная книга. М., 1915.
35. Выставка архитектуры и художественной промышленности. Москва 1903.-М., 1903.
36. Габсбург Г. фон, Лопато М.Н. Фаберже: придворный ювелир. -Вашингтон-СПб., 1993.
37. Габсбург Г. фон. История дома Фаберже. /В кн. Фаберже придворный ювелир/- Вашинггон-СПб., 1993. с. 20-37.
38. Габсбург Г. фон Фаберже и Всемирная выставка в Париже 1900 года. / В кн. Фаберже придворный ювелир/ Вашингтон-СПб., 1993. — с. 116123.
39. Галаиина Л., Грач Н., Торнеус М. Ювелирные изделия в Эрмитаже. Особая кладовая. Л., Искусство, 1979.
40. Галерея драгоценностей Эрмитажа. /Текст О.Костгок/. СПб., 2005.
41. Гилодо A.A. Русское серебро: вторая половина XIX — начало XX века. -М., Береста, 1994.
42. Гилодо A.A. Русская эмаль: вторая половина XIX- XX век. М., Береста, 1996.
43. Гольдберг Т.Г., Мишуков Ф.Я., Платонова Н.Г., Постникова-Лосева М.М.Русское золотое и серебряное дело XV XX веков. - М., Наука, 1983.
44. Гольдберг Т.Г. Мишуков Ф.Я., Платонова Н.Г., Постникова-Лосева М.М., Русские ювелирные украшения XVI — начала XX веков. М., Наука, 1987.
45. Гончарова И. Стиль модерн. «Ювелирный мир», М., 1997, №2. - с. 6064
46. Гончарова И. Русская эмаль. «Ювелирный мир». М., 1998, № 3-4. -с.58-61.
47. Гонтарь С.М. Генезис творчества художников и мастеров фирмы Фаберже. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. РГПУ им. А.И.Герцена. СПб,, 2000.
48. Государственная Оружейная палата /Авт.-сост. И.А. Бобровницкая, Л.П. Кириллова и др./ Изд-е 2е. М., Галарт, 1990.
49. Государственный музей-заповедник Петергоф. Новые поступления. 1997-1999 . /Научн. ред. Н.Вернова/- СПб., 1999.
50. Государственный музей-заповедник Петергоф. Новые поступления. 2000-2002 . /Научн. ред. Н.Вернова/- СПб., 2002.
51. Государственный музей-заповедник Петергоф. Новые поступления. 2003-2005 . /Научн. ред. Н.Вернова/- СПб., 2005.
52. Государственный музей-заповедник Петергоф. Сокровища Петергофа Большой дворец. Корпус под гербом. /Текст Н.Верновой/ СПб., 2005.
53. Гузанов А.Н. Подносные блюда Николая II и «русский стиль» начала XX века. /Четвертая Царскосельская научная конференция. Александровский дворец. Царское село, 1998/. СПб., 1998. - с. 24-26.
54. Декоративно-прикладное искусство. Частные собрания. Санкт-Петербург. Москва. /Сост. В.М.Голод/ М., Интербук-бизнес. 1998.
55. Дереневская В. Новые материалы и технологии в ювелирном искусстве модерна (Венская школа). /Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов./ СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2002. - с. 68-70
56. Дереневская В.В. Венское ювелирное производство 1900-х годов. /Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов./-СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. с. 23-25.
57. Добровольская М.А. Знаки, жетоны и печати фирмы Фаберже в собрании отдела нумизматики Государственного Эрмитажа. /Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов./ -СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2001. с. 200-210.
58. Добровольская М.А. Неизвестное клеймо мастера фирмы Фаберже /Ювелирное искусство и материальная культура./ СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2001. - с. 211-213.
59. Донова К.В. Изделия мастерской М.Е.Перхина. /Материалы и исследования./ Государственные музеи Московского Кремля. М., 1973.
60. Европейские ювелирные украшения: историзм и югендстиль 1850-1920 годы. Из музея Пффорцхайма». Каталог. /Сост. Ф.Фальк./ Pforzheim: Shoner, 1996.
61. Жадова Л. Поиски художественного синтеза на рубеже столетий. «Декоративное искусство СССР» М., 1976, №8. - с.38-42.
62. Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII-XX веков. /Словарь. История. Терминология. Предметный мир./ СПб., Искусство, 2003.
63. Золотая кладовая Русского музея. 1898-1998. /Сост. Т.Виленбахова и др./ СПб., Государственный Русский музей. 1998.
64. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. СПб., 1905.
65. Золото мира. /Отв. ред. Е. Ананьева./ М., 2003.
66. Зуйкова Т.Г., Пивоваров А.Я. Модерн в ювелирном искусстве. /Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов./ -СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2003. с. 35-38.
67. Зуйкова Т.Г., Пивоваров А.Я. Эклектика в ювелирном искусстве. В тени «Больших стилей». /Материалы VIII Царскосельской научной конференции./ СПб., 2002. - с. 210-215.
68. Иванов А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (16001926). Руководство для экспертов-искусствоведов. В 2-х томах. Т. I. М., Издательство Русский национальный музей, 2002. '
69. Иванов А.Н. Пробирное дело в России (1700-1946). Руководство для экспертов-искусствоведов—М.,Изд-во Русский национальный музей, 2002.
70. Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве, 1882 г. СПб., Изд-во Г.Гоппе, 1882.
71. Искусство Фаберже /Авт. текста И.А.Родимцева/- М., Московский Кремль, 1995.
72. Искусство русских ювелиров. Девять веков истории. /Сост. Журавлева В.Л., Костина И.Д, Мунтян Т.Н./ М., Художник и книга, 2004.
73. Историзм в России: стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-1890х годов. Материалы международной конференции. СПб., Государственный Эрмитаж, 1996.
74. Историзм в России: стиль и эпоха в декоративном искусстве 18201890-х годов: Каталог выставки. /Сост. Е Анисимова и др./ СПб., 1996.
75. Историзм и модерн: Каталог выставки. /Вс.ст. Х.Ёдинг, Сост. Б.Хофмейстер/ Государственный Эрмитаж. Л., Государственный Эрмитаж, 1986.
76. Историческая выставка предметов искусства. СПб., 1904.
77. Историческая выставка архитектуры и художественной промышленности. СПб., 1910.
78. Каталог русского антиквариата. М., Декабрь 2002, ноябрь 2002, март 2003, ноябрь 2003, декабрь 2003, январь 2004.
79. Карл Фаберже. Каталог русского ювелирного искусства. /Сост. Ашкиазий Я.М. / Харьков-СПб., Интербук. 1990.
80. Карпун А.Л. Русское ювелирное искусство: вторая половина XIX XX век. - М., Береста. 1994.
81. Казакова Л.В. Женские и флоральные мотивы в декоративно-прикладном искусстве модерна. /Научные чтения памяти В.М.Василенко. Сб. статей/ М., 1998. - с. 57-63.
82. Кириченко Е.И. Еще раз о модерне. «Декоративное искусство СССР», -М., 1978, №3. с. 35-39.
83. Кириченко Е.И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии. /Советское искусствознание, 1978. Вып. 1./ М., «Советский художник», 1979. - с. 249-283.
84. Кириченко Е.И. Неоклассицизм и акмеизм в русском искусстве начала XX века. «Вопросы искусствознания». М., 1994. - № 2-3. - с. 358372.
85. Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XIX -начала XX века. М., 1997.
86. Киселев М.Ф. Символизм и модерн в художественной культуре конца XIX начала XX веков, проблема стиля. /Тезисы докладов научной конференции по выставке: «С.И.Мамонтов и русская художественная культура второй половины XIX века»/ - М., 1992.
87. Киселев М.Ф., Яковлев Д.Е. Серебряный век русской художественной культуры. М., «Искусство», 1999, №28, 32, 36, 40.
88. Киселев М.Ф. Символизм и модерн. Проблема стиля. / Наедине с совестью. Костинские чтения./ М., 2002. - с. 219-237.
89. Коварская С.Я., Костина И.Д, Шакурова Е.В. Русское серебро XVI -начала XX веков. Из фондов Государственного музея Московского Кремля. М., 1987.
90. Коварская С.Я, Костина И.Д, Шакурова Е.В. Русское золото XIV -начала XX веков. Из фондов Государственного музея Московского Кремля. М., Советская Россия, 1987.
91. Коварская С.Я. Хлебников первой гильдии купец. «Ювелирный мир» -М., 1997, №1,-с. 56-60.
92. Коварская С.Я., Костина И.Д. Русские ювелирные украшения XVIII-начала XX века. М., Изобразительное искусство. 1998.
93. Коварская С.Я. Хлебников в Кремле или торжество русского стиля. «Мир Музея» М., 1999, №5. -19-27.
94. Коварская С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. Каталог. М., Московский Кремль, 2001.
95. Костина И.Д. Произведения московских серебряников первой половины XVII века. М., Московский Кремль, 2003.
96. Костюк О.Г. Драгоценности императорского двора. СПб., 1992.
97. Костюк О.Г. Петербургские ювелиры XVIII-XIX веков. Каталог. Государственный Эрмитаж. СПб., 2000.
98. Кудрявцева И. Произведения русского прикладного искусства эпохи модерна. Сообщения Государственного Эрмитажа, Т. LXII, Л., 1991.
99. Кучумов А. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского Дворца-музея. Л., 1981.
100. Лопато М.Н. Ювелирные изделия Фаберже. «Декоративное искусство СССР», М., 1983, №3. - с. 41-43.
101. Лопато М.Н. Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVIII-XIX веков. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. РГПУ им. А.И.Герцена. СПб., 2006.
102. Медведева Г.М., Платонова Н.Г., Постникова-Лосева М.М., Смородинова Г.Г., Троепольская Н.Г. Русские ювелирные украшения XVI-XX веков из собрания Государственного исторического музея. /Научи, ред. М.М. Постникова-Лосева. Изд-е 2е./ М., Галарт, 1994.
103. Международная художественно-промышленная выставка в Санкт-Петербурге 1908 г. СПб., 1908.
104. Мир Фаберже. Каталог выставки. Москва Вена. - М., Изд-во Государственных музеев Московского Кремля, 1994. '<
105. Москва в начале XX века: Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль: Кн.-альбом /Моск. гор. об-ние архивов; Авт,-сост. A.C. Федоров./ М., Изд-во об-ния «Мосгорархив», 1997.
106. Мидан Ж.-П. Модерн. Франция. М., Маша 1999.
107. Мунтян Т.Н. Ювелирные фирмы и фабрики России 40-х годов XIX-начала XX века. М., Изд-во Государственных музеев Московского Кремля, 1990.
108. Мунтян Т.Н. Мир Фаберже. Каталог. М.-Вена, 1992.
109. Мунтян Т.Н. Фаберже: подлинники и подделки. /Материалы конференции «Атрибуция и экспертиза произведений искусства./ Музеи Московского Кремля. М., 1996. -с. 161-167.
110. Мунтян Т.Н. Блестящая эпоха Фаберже. М., 1997.
111. Мунтян Т.Н. Фаберже и его objekt de fantasie. «Ювелирный Мир». М., 1997, №2. - с. 58-61.
112. ИЗ. Мунтян Т.Н. Бремя проходит, любовь остается. «Ювелирный мир». -М, 1997,№3.-с.71-75.
113. Мунтян Т.Н. Клад ювелирных изделий Фаберже, найденных на улице Солянка. /В кн. Фаберже придворный ювелир/- Вашингтон-СПб., 1993. -с. 148-151.
114. Мунтян Т.Н. Они легки и благозвучны. «Ювелирный мир». М., 1997, №5.-с. 69-72.
115. Мунтян. Т.Н. Семья ювелиров Болин. Петербург-Москва-Стокгольм. /Научные чтения памяти В.М.Василенко. Сб. статей/ М., 1998. с. 95101
116. Мунтян Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. М., Красная Площадь. 2000.
117. Мунтян Т.Н. Пасхальные подарки Фаберже. М., Красная площадь. 2003.
118. Мухин В.В. Искусство мастеров фирмы Фаберже. /В сб. «Советское декоративное искусство»./ М., 1983, №7. - с. 228-242.
119. Мухин В.В. Искусство русской финифти конца XIV- начала XX веков. СПб., Грифон, 1996.
120. Недлер С. Стиль и техника в ювелирном искусстве. «Русский ювелир». -СПб, 1914, №4
121. Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. М, Искусство, 1992.
122. Овчинников. П.А. Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочихъ и учениковъ на фабрикахъ и заводахъ. М, 1881.
123. Одом Энн. Московские мастерские фирмы Фаберже /В кн. Фаберже придворый ювелир./ Вашингтон-СПб., 1993. - с. 104-115.
124. Орлова К.А. Изделия фирмы П.А.Овчинникова в собрании Государственного Эрмитажа /Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы./ Л., Государственный Эрмитаж, 1986.
125. Орлова К., Завадская А. Рисунки фирмы Фаберже в Государственном Эрмитаже. /В кн. Фаберже придворный ювелир./ Вашингтон-СПб., 1993.-с. 132-133.
126. Отчет генерального комиссара русского отдела па Художественно-промышленной выставке в Стокгольме в 1997 г. СПб., 1897.
127. Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве. /Ред. В.П.Безобородова/ Т. I. СПб., 1884.
128. Официальный каталог Русского отдела Парижской выставки 1889 г. -Paris 1899.
129. Павлова И.А. Серебряная утварь московских фирм конца ХГХ-начала XX века. /Сб. Москва в начале XX века. Будни и праздники. Новорусский стиль./ М., Мосгорархив. 1997.- с. 134-142.
130. Парижская всемирная выставка 1878 г. СПб., 1878.
131. Пивоваров А.Я. Россия и Англия параллели и взаимовлияние. Антиквариат. - М., 2004, №3(15) - с. 42-52
132. Пивоваров А.Я. Россия и Франция — парадоксы ювелирного искусства стиля модерн. Антиквариат. М., 2004, №5(17) - с. 39-47
133. Пивоваров А.Я., Зуйкова Т.Г. Стилистика ювелирных украшений ар деко./Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов./ СПб., Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. с. 67-72 с.
134. Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. В Нижнем Новгороде. Отдел X Художественно-промышленный. М., 1896.
135. Постникова-Лосева М.М. Русские золотые и серебряные ковши. М., Госкультпросветиздат. 1953.
136. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г. Русское художественное серебро XV-XIX веков. М., Советская Россия. 1959.
137. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Русское черневое искусство. М., Искусство, 1972.
138. Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань. — Москва, Искусство, 1981.
139. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. (Территория России, СНГ и ближнего зарубежья). СПб., 2003.
140. Поспелов Г.Г. Линия модерна. «Декоративное искусство СССР» М., 1983, №6.-с. 21-23.
141. Прейскурант на золотые и серебряные изделия фирмы Хлебникова. -СПб., 1904.
142. Прикладное искусство ХУ11-ХХ веков. Поступления в музей ГМДПНИ 1981-1982 г. Каталог. М., 1986.
143. Прикладное искусство Западной Европы и России: материалы и исследования. /Сборник научных трудов./ Л., Государственный Эрмитаж, 1983.
144. Прикладное искусство конца XIX начала XX века. Государственный Эрмитаж: Каталог выставки. - Л., Аврора, 1974. ^
145. Родимцева И.А. Ювелирные изделия фирмы Фаберже. М., Московский Кремль, 1971.
146. Родимцева И.А. Золото Фаберже. М., Московский Кремль, 1971.
147. Родимцева И.А. Искусство Фаберже. М., Московский Кремль, 1995.
148. Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. СПб., 1900.
149. Русская эмаль XVII начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. /Вст. Ст. Калязина Н.В., Комелова Н.Г., Косточкина Н.Д, Костюк О.Г., Орловой К.А./ - М., Художник РСФСР, 1987.
150. Русская эмаль ХЛП-начала XX века из собрания музея им. Рублева. /Сост. Верещагина И., Гутнова С. М./- М., Панорама, 1994.
151. Русские ювелирные украшения ХУ1П начала XX века. Государственные музеи Московского кремля. - М., Изобразительное искусство, 1988.
152. Русские ювелирные украшения ХУ1-ХХ века. Из собрания ГИМ. /Сост. Крюк Г.И., Платонова Н.Г. Постникова-Лосева М.М., Смородинова Г.Г., Троепольская Н.Г./ М., АСТ-Пресс, Галарт. 2002.
153. Русский биографический словарь. СПб., 1905.
154. Русский национальный музей искусств. Москва. Декоративно-прикладное искусство ХУ1П-ХХ века. Каталог аукциона. М., 1994.
155. Русский стиль. Собрание ГИМ. Каталог выставки (ноябрь 1998 январь 1999). /Под ред. В.Л.Егорова/ - М., ИМА-пресс, 1998.
156. Русский стиль. /Управление делами президента./ Государственный Эрмитаж. СПб., 2003.
157. Русское прикладное искусство XVIII начала XX века. Из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. - М., 1982.
158. Русское художественное серебро в собрании Тверского музея. Каталог. /Сост. Царева Т.А./ М., 1991.
159. Русское серебро из фондов Новокузнецкого музея современного изобразительного искусства. /Сост. Е.Л.Ключникова./- Новокузнецк, 1991.
160. Русское художественное серебро. Из собрания Архангельского музея изобразительного искусства. — Архангельск, 1999.
161. Русское серебро XVI начала XX века. /Авт. ст. Костина И.Д., Мунтян Т.Н., Шакурова Е.В./ - СПб., Славия, 2004.
162. Самецкая Э.Б. И вновь Фаберже. (изделия знаменитой фирмы пополнили собрание РМНИ) «Мир Музея» М., 1994, №5. - с. 28-30.
163. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989.
164. Северный дракон. Международная выставка севера. Историзм в Норвегии 1870-1920 гг. Каталог. /Сост. Видар Хален./ М.- Осло., 1998.
165. Серебро мира. /Отв. ред. Е. Ананьева./ М., 2003.
166. Система научного описания музейного предмета. Классификация методика, терминология. Справочник. СПб., 2003.
167. Скурлов В.В. Карл Фаберже — ювелир царя. «Русский Ювелир» СПб., 1997, №4. - с. 43-47.
168. Скурлов В., Гонтарь С. Рождение серебряного века. «Русский Ювелир»-СПб., 1996, №1.-с. 39-44.
169. Скурлов В.В. Анализ ассортимента фирмы Фаберже. «Антикварное обозрение» М., 2006, №2. - с.53-62.
170. Скурлов В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. М., Терра. 1992.
171. Смородинова Г.Г. Золотое и серебряное дело Москвы рубежа XIX-XX веков. М., Сб. Музей, 1989, №10. - с. 58-71.
172. Спирина И. Изделия фирмы Фаберже в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля /Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов./ СПб, издательство Государственного Эрмитажа, 2002. - с. 41-44
173. Список наград, присужденных русским экспонентам на Всемирной выставке в Париже, 1889 год. СПб., 1889.
174. Список фабрик и заводов Москвы и Московской губернии на 1916 г. -М., 1916.
175. Стернип Г.Ю. Художественная жизнь в России на рубеже XIX-XX веков. М., Наука, 1972.
176. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура 2-й половины XIX-XX веков. М., Наука, 1984.
177. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь в России 1900-1910-х годов. М.: Искусство. 1988.
178. Стернин Г.Ю., Борисова Е.А. Русский модерн. М., 1990.
179. Стиль жизни — стиль искусства. Развитие национально-романтического направления стиля модерн второй половины XVII-XX века. /Материалы научной конференции в ГТГ/. М., 2000.
180. Столица и усадьба. СПб., 1914, январь, №2
181. Столица и усадьба. -СПб., 1916, апрель, №55
182. Солодкофф А. Фон. По следам сокровищ Фаберже. /В кн. Фаберже придворный ювелир./ Вашипггон-СПб., 1993. - с. 152-159.
183. Тиландер-Годенхильм У. Новое о мастерской Вигстрема. /В кн. Фаберже придворный ювелир./- Вашингтон-СПб., 1993. с. 84-103
184. Терехова A.M. Золотые и серебряные изделия русских мастеров XVIII-начала XX века. Оружейная палата. М., Искусство, 1981.
185. Турчин B.C. Социальные и экономические противоречия стиля модерн. /В сб. Вестник Московского университета, серия «История»/ -М., 1977, №6.
186. Указатель русского отдела Венской всемирной выставки 1873 г. СПб., 1873.
187. Ульянова Б.Л. Русское художественное серебро второй половины XIX начала XX века. - М., 1976
188. Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. М., 1970. '
189. Участие России на Всемирной Парижской выставке 1900 года, отчет генерального комиссара Всероссийского отдела. СПб., 1901.
190. Фаберже К.Г. Придворный ювелир: золотые, бриллиантовые и серебряные изделия (Прейс-курант). М., 1893.
191. Фаберже К.Г. Москва. Бриллиантовые, золотые и серебряные изделия. (Прейс-курант). М., 1899.
192. Фаберже Т.Ф., Горыня A.C., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры. СПб., журнал «Нева»,1997.
193. Фар-Беккер Г. Искусство модерна. Kontmann. 2000.
194. Фелькерзам А.Е. Описи серебра Двора Его Императорского Величества. Издание Гофмаршальской части Императорского двора. -СПб., 1907.
195. Федоров-Давыдов A.A. Русское искусство промышленного капитализма. — М., 1929.
196. Фобе К., Припц-Гогенцоллер И.-Г., Родимцева И.А. Фаберже: пасхальные сувениры, сделанные для русской императорской семьи. -Мюнхен, 1989.
197. Храним и множим: из собрания Гохрана России. /Сост. Володаева В.Ю. Волкова Т.Е.) М., Gamma, 1999.
198. Художественное серебро XVI начала XX века. Государственный Эрмитаж. /Под ред. Артамонова М.И./ - М., Искусство, 1956.
199. Шедевры ювелирного искусства. /Сост. Постникова-Лосева М.М. и др./- Л., Авора. 1986.
200. Ювелирные изделия. Типологический словарь. СПб., 2000.
201. Ювелирное искусство России. /Сост. Т.В.Тищенко./ М., Интербук-бизиес, 2002.
202. Bainbridge Н.С. Peter Karl Faberge. Goldsmiths and Jewelers the Russian Imperial Court. His Life and Work. London, Spring Books, 1974.
203. Carl Faberge Goldsmiths to the tsar. National museum. Stockholm. 1997.
204. Christie's. Catalogue. New York, March 14,1984.
205. Faberge Exhibition. San-Francisco. 1964. Catalogue. Memorial Museum. -San Francisco, 1964.
206. Forbes C. Faberge Eggs, Imperial Russian Fantasies. New York, 1980.
207. Habsburg-Lothringen G. von. The Faberge Exhibition. Christies Review of the Season. London, 1980.
208. Habsburg-Lothringen G. von. Faberge. Feldman Editions, Geneva. -Munchen. 1986.
209. Habsburg-Lothringen G. von. Faberge. Hofjuwelier der Zaren. Kunsthalle der Hypo-Kulturstiftung. Munchen, Hirmer Verlad, 1987.
210. Habsburg-Lothringen G. von. Carl Faberge. Harry N. Abrams, INC., -Publishers New York. 1994.
211. Habsburg-Lothringen G. von. Faberge orfevre des tsars. Paris. 1994.
212. Hawley H. Faberge and his contemporaries. The India Early Minshall Collection of the Cleveland Museum of Art. Cleveland, Cleveland Museum of Art, 1967.
213. Hill G. Faberge and the Russian master goldsmiths. Hugh laughter Levin associates, INC. New York, 1989.
214. Parker L. A catalogue of the Lillian Thomas Pratt Collection of Russian Imperial Jewels. Virginia Museum. Richmond, Virginia. 1979.
215. Ross M. Faberge. Walters Art Gallery. Baltimore, Maryland. 1952.
216. Ross M. The Art of Carl Faberge and his Contemporaries. Norman, University of Oklahoma press. 1965.
217. Snowman A. The Art of Faberge. London, 1953.
218. Snowman A. Karl Faberge, Goldsmith to the Imperial Court of Russia. -London, 1979.
219. Snowman K. Golden Years of Faberge Drawing and Objects from the Wigstrem Workshop. A la Vielle Russie. London, Alan de Gourcuff Editeur. 2000.
220. Solodkoff A. von. Faberge. London, 1988.
221. Sotheby's. Fine Jewelry. New York. Tuesday, june 7,1994.
222. Sotheby's. Faberge, Russian Works of Art and Objects of Very. New York. Tuesday, desember 6, 1994.
223. Sotheby's. Magnificent jewelry from a Private Collection. — New York. Wednesday, October 25,1995.
224. Sotheby's. Russian Works of Art. New York, Monday June 9,1997.
225. Sotheby's. Fine Jewelry. Beverly Hills. Monday, November, 24,1997.
226. Sotheby's. Important silver Russian Works of art and objects of very. New York. Tuesday, October 24,2000.
227. Sotheby's. Silver, vertu and Russian works of art. New York. October 12, 2001.
228. The Glitter of the Gold. Fashioning Americas jewelry. The Newark museum. Newark, New Jersey, 1997.
229. The Golden Treasure Trove of the Russian Museum. /Edit. Y. Petrova/ Palace Editions. 1998.
230. Wichmann S. Jugendstil floral functional. Schuler Veralgsgesellschaft/ Herrsching. 1984.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.