«Значение трудов М.М. Бахтина для становления современной нарратологии» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат наук Джун Мира

  • Джун Мира
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.08
  • Количество страниц 190
Джун Мира. «Значение трудов М.М. Бахтина для становления современной нарратологии»: дис. кандидат наук: 10.01.08 - Теория литературы, текстология. ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет». 2021. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Джун Мира

Введение

Глава I. Автор и нарратор

1.1. Эволюция категории «автор» в работах М.М. Бахтина

1.1.1. Типология «авторства» в теории М.М. Бахтина

1.1.2. Специфика «авторства» в представлении М.М. Бахтина

1.2. «Первичный автор» как «имплицитный автор»

1.2.1. «Имплицитный автор» в современной нарратологии

1.2.2. Соотношение концепций «первичный автор» и «имплицитный автор»

1.3. «Вторичный автор» как нарратор и его модификации

1.3.1. «Нарратор» как субъект высказывания

1.3.2. Своеобразие концепции «вторичный автор»

1.3.3. Типы «вторичного автора» в работах М.М. Бахтина

Глава II. Вербализации наррации

2.1. Особенности вербализации наррации

2.1.1. Презентация речи и сознания

2.1.2. Двойственность нарративной формы речи

2.1.3. Вербализация в нарративном дискурсе

2.2. Принципы вербализации наррации

2.2.1. Логос наррации: «значение» и «смысл»

2.2.2. «Высказывание» как единица речи

2.3. «Разноречие» как природа нарративной формы речи

2.3.1. «Разноречие» и <Ле1его§1о8в1а»

2.3.2. «Голос» и «двуголосость»

2.3.3. Способ передачи «чужой речи»: «несобственно-прямая речь»

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему ««Значение трудов М.М. Бахтина для становления современной нарратологии»»

Введение

Современная нарратология — молодая и развивающаяся наука, возникшая только в 1960-е годы. Она представляет собой научную дисциплину, изучающую строение сюжетно-повествовательных произведений с позиций коммуникативного подхода. В этой науке рассматриваются нарративные структуры и особый способ общения посредством рассказывания о событиях. В частности, в современной нарратологии наррация трактуется как способ оформления и передачи событийного человеческого опыта. В основе этой науки лежит коммуникативное понимание природы повествовательных структур, рассматриваемых на различных уровнях нарративного дискурса.

Несмотря на то, что нарратология складывалась в западной науке, работы отечественных исследователей повлияли на многие ее основополагающие концепции. По словам В. Шмида, одного из ведущих современных нарратологов, «категории современной нарратологии сформировались под значительным влиянием русских теоретиков и школ»1: русских формалистов (В. Шкловский, Б. Томашевский, Ю. Тынянов), теоретиков Московско-тартуской школы (Ю. Лотман, Б. Успенский). При этом М.М. Бахтин — одни из первых русских исследователей, который оказал значительное влияние на развитие этой дисциплины.

Как всем известно, М.М. Бахтин — ученый широкого профиля, внесший большой вклад во многие сферы гуманитарной науки (философии, литературоведения, лингвистики, культурологи). Он исследовал такие теоретические вопросы литературоведения, как природа художественного творчества (эстетическая деятельность), сущность и историческая значимость речевых, в частности, литературных жанров, в особенности романа, язык художественного произведения. Бахтиным были введены новые понятия для осуществления особого подхода к анализу различных эстетико-филологических

1 Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 9.

проблем с позиций гуманитарной науки: «вненаходимость», «диалогизм», «полифония», «разноречие», «хронотоп», «карнавал» и др. Эти бахтинские понятия используются не только в российской филологической науке, но и в мировой, так как труды ученого приобрел широкую известность за границей.

Влияние М.М. Бахтина сказалось на различных гуманитарных дисциплинах в 1970-80-х годах. После того как западные читатели познакомились с творчеством М.М. Бахтина в конце 1960-х годов, «бахтинский бум» быстро возник за рубежом. Особенно большой интерес у западных читателей вызвали среди его работ монография «Творчество Франсуа Рабле» и статьи по теории романа. В распространении теории романа Бахтина некоторые западные ученые сыграли серьезную роль.

В частности, французская исследовательница Ю. Кристева «занималась популяризацией книги Бахтина о Достоевском во время своего периода высокого структурализма, а британские марксисты находили столь близкими некоторые утопические аспекты теории Бахтина»2. Так же и Ц. Тодоров, по словам Ф. Досса, «радикально пересмотрел свои позиции к концу 1970-х, отправным пунктом для чего стало систематическое чтение всего корпуса текстов Бахтина»3.

Согласно В.Л. Махлину, «одной из наиболее актуальных проблем восприятия бахтинского наследия за рубежом является его диалог со структурализмом»4. В основе теории Бахтина лежат проблемы, считающиеся традиционно литературоведческими — такие как язык художественной литературы, повествовательная структура, точка зрения, статус автора, высказывание как единица речевого общения и т.д. В рамках структурализма применялись теоретические понятия Бахтина, которые использовались в его

2 Emerson C. The Russians Reclaim Bakhtin // Comparative Literature. 1992. Vol. 44. № 4. P. 415.

3 Цит. по: Горных А.А. Бахтин и постструктуралистский поворот // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1997. № 3. С. 176.

4 Махлин В.Л. Наследие Бахтина в контакте западного постмодернизма // М.М. Бахтин как философ. М., 1992. С. 217.

полемике с русскими формалистами.

Несмотря на то, что Бахтин неизменно подчеркивал методологическое отличие от структурализма, он высоко ценил структуралистский подход к анализу художественного произведения. Благодаря структуралистам как хорошим оппонентам Бахтин «мог воспринять и развить на совершенно иных теоретических основаниях поднятые его оппонентами вопросы, которые не сняты, но снова возвращаются в проблемный научный горизонт в новом столетии»5.

В связи в этим мы можем заметить, что нарратология, сложившаяся в ходе структуралистского поворота в филологической науке, тесно связана с идеями Бахтина. При создании новой теории повествования бахтинские концепции непосредственно были рассмотрены и изложены в работах многих нарратологов этого периода: П. Рикера, Ж. Женетта, Ц. Тодорова, Р. Барта, У Бута и других. С помощью идей М.М. Бахтина можно приступить к более глубокому изучению природы нарративного дискурса.

К примеру, П. Рикер отметил, что «полифонический роман [у М.М. Бахтина - М.Дж.] скорее побуждает нас отделить принцип построения интриги от монологического принципа и расширить его до той точки, где повествовательное произведение трансформируется в новый, неизвестный жанр» 6 . В представлении французского критика понятие «полифонический роман» относится не только к роману как литературному жанру, но и к общей теории повествовательного текста.

Другим не менее важным фактором был тот, что после появления постструктурализма и актуализации нарратологической проблематики «западные исследователи пытаются преодолеть ограничения структурно-семиотической методологии, в значительной мере опираясь на Бахтина»7. Его

5 Махлин В. Л. Наследие и рецепция, или Р. Якобсон о М. Бахтине // Вопросы литературы. 2016. № 6. С. 98.

6 Рикер П. Время и рассказ: в 2 т. Т. 2. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 105.

7 Махлин В. Л. Наследие Бахтина в контакте западного постмодернизма // Указ. соч. С. 217.

работы дают возможность выяснить специфику сюжетно-повествовательных дискурсов в словесном произведении.

При переходе от структурализма к постструктурализму «"высокий структурализм" генеративных грамматиков достиг гораздо меньшего международного признания, чем "низкий структурализм" Ж. Женетта, чьи работы были широко переведены во множестве публикаций и адаптированы к научной среде других стран»8. В то же время нарратология, отдаляясь от структуралистского метода, начинает осваивать коммуникативную проблематику. Она пытается пересмотреть структуралистскую доктрину с позиций коммуникативных представлений о повествовательном письме.

Согласно В.И. Тюпе, «акцентируя коммуникативный аспект повествовательного текста (рассказывать неизбежно приходится кому-то), нарратология оборачивается теорией коммуникации и неориторикой». В нарратологии повествовательный текст не является вербальным продуктом в качестве результата семиотического взаимодействия языков. Всякая наррация «должна рассматриваться как дискурсивный режим, который воздействует на семиотические объекты в неопределенных обстоятельствах»9.

Для М.М. Бахтина характерно представление о том, что речевая деятельность человека обусловливается сложным взаимодействием субъектов и их различных высказываний. В его понимании «высказывание» рассматривается как реальная единица речевого общения человека. Данное понятие позволяет идентифицировать субъектов речевой деятельности и выявить коммуникативные свойства речи.

Это имеет большое значение для нарратологии. Нарратология «не может быть сведена к аспекту поэтики, где рассматривается только повествование в качестве одной из композиционных форм художественного текста»10. В ней

8 Kindt T., H.-H. Müller. What Is Narratology? Questions and Answers Regarding the Status of a Theory. Berlin; NY.: Walter de Gruyter, 2003. P. 6.

9 Bal M. The Point of Narratology // Poetics Today. 1990. Vol. 11. №. 4. P. 730.

10 Тюпа В.И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика. Вып. 5. Новосибирск,

повествовательный текст является цельным нарративным дискурсом. Учитывая коммуникативное взаимодействие субъекта и объекта наррации, нарратологи понимают нарративный дискурс как сложную систему коммуникативного общения.

Это стало особенно заметно после того, как благодаря введению понятия «нарратологический поворот» проблемное поле нарратологии стало расширяться в сторону междисциплинарности гуманитарных наук. Метафорическое словосочетание «нарратологический поворот» было введено в оборот канадским лингвистом М. Крейсвиртом. В современной нарратологии не только обращается внимание на коммуникативную природу нарративного текста, но сама наррация рассматривается как «кросс-дисциплинарные взаимодействия»11. По его словам, наррация, «подобна "гранд" или "мета" понятиям, таким как "язык" или "разум", отразила конкретные дисциплинарные, институциональные или методологические области и стала источником просветительной конвергенции»12.

В связи с этим следует подчеркнуть значимости работ М.М. Бахтина. Как отмечают многие ученые, исследования сводятся не только к литературоведению, но затрагивают многие области гуманитарных наук. Утверждая, что «Бахтин ставит коренные для современной структурной нарратологии проблемы», Ю. Кристева констатирует, что «вводя представление о статусе слова как минимальной структурной единицы, Бахтин тем самым включает текст в жизнь истории и общества, в свою очередь рассматриваемых в качестве текстов, которые писатель читает и, переписывая их, к ним подключается»13. Бахтинская методология, охватывающая изучение различных

2002. С. 8.

11 Kreiswirth M. Trusting the Tale: Narrativist turn in the Human Sciences // New Literary History. 1992. Vol. 23. № 3. Р. 629.

12 Kreiswirth M. Op. cit. Р. 630.

13 Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: ИГ Прогресс, 2000. С. 428.

аспектов гуманитарного познания, помогает разработать междисциплинарные нарратологические проблемы.

Кроме того, еще необходимо подчеркнуть, что и сам М.М. Бахтин успел обратить внимание на нарратологическую проблематику. В 1973 году, только год спустя после публикации работы Ж. Женетта «Повествовательный дискурс» (Discours du récit: essai de méthode), русский ученый написал «Заключительные замечания» к своей статьи «Формы времени и хронотопа в романе», написанной в конце 1930-х годов. По словам В.И. Тюпы, «эти замечания носят по большей части нарратологический характер»14. Они были сфокусированы на следующих проблемах: двойственность события в нарративном дискурсе, разграничение ролей автора в художественном произведении, соотношение автора и рассказчика и т.д. Эти проблемы являются актуальными для современной нарратологии.

В конечном счете, можно утверждать, что различные идеи и труды М.М. Бахтина сыграли важную роль в становлении нарратологии как междисциплинарной области научного гуманитарного познания. Изучение вклада русского ученого в процесс формирования нарратологии имеет существенное значение как для более глубокого понимания научного наследия, так и для перспектив развития нарратологического литературоведения. В данном диссертационном исследовании предпринимается попытка систематического описания и анализа таких сторон научного его наследия, которые непосредственно связаны с современной нарратологией.

Актуальность работы обусловлена тем, что впервые системно рассматривается теоретическое значение идей М.М. Бахтина для современной нарратологии. Несмотря на то, что не только западными, но и отечественными литературоведами достаточно оценена роль М.М. Бахтина в становлении нарратологии, не существует отдельных исследований этого вопроса.

14 Тюпа В.И. Место Бахтина в современной нарратологии // Narratorium. 2016. №1(9). URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2635300 (дата обращения 20.05.2020).

Относительно целого ряда положений М.М. Бахтина, которые легли в основу системы нарратологических понятий, проводится тщательный анализ значимости его работ для нарратологии.

Объектом исследования данной диссертационной работы является теоретическое наследие М.М. Бахтина, оказавшее влияние на современную нарратологию. Предметом исследования выступает воздействие теоретических концепций М.М. Бахтина на становление и развитие современной нарратологии как самостоятельной научной сферы знания.

Источники можно разделить на несколько групп. Во-первых, необходимо назвать работы самого М.М. Бахтина: «Проблемы поэтики Достоевского», «Слово в романе», «Проблема речевых жанров», «Из записей 1970-1971» и др. Во-вторых, это произведения крупнейших западных и российских ученых, которые сыграли важную роль в формировании нарратологии как особой научной дисциплины: С. Чэтман, Ж. Женетт, П. Рикер, У Бут, Р. Барт, О.М. Фрейденберг и др. В-третьих, выделяются работы российских и зарубежных исследователей, посвященные изучению влияния бахтинских идей на нарратологию: В. Шмид, М. Баль, Ш. Риммон-Кенан, М.-Л. Рьян, В.И. Тюпа и др.

Степень разработанности темы. В российской науке существует небольшая статья, специально посвященная значительному вкладу М.М. Бахтина в современную нарратологию. Работа «Место Бахтина в современной нарратологии» В.И. Тюпы исследует значимости концепций М.М. Бахтина для нарратологической проблематики.

В англоязычном литературоведении изучением отношения идей М.М. Бахтина к западной литературной критике в той или иной степени занимались два исследователя: Д. Ричтер и Д. Х. Бялостоский. В основе их исследований лежит сравнение идей М.М. Бахтина и американского литературоведа и литературного критика У. Бута (риторическая критика), анализ взаимосвязи их работ.

Д. Ричтер написал статью «От плюрализма к Гетероглоссии: У. Бут и прагматика критического рецензирования» (From Pluralism to Heteroglossia: Wayne Booth and the Pragmatics of Critical Reviewing). Исследуя идеологическую эволюцию творчества Бута, американский ученый упоминал лишь влияние концепций Бахтина (диалогизм и карнавализация языка) на работы Бута. Однако его исследование не ставило своей целью детальный анализ значимости идей Бахтина для научной работы Бута.

По сравнению с исследованиями Д. Ричтера, Д. Х. Бялостоский провел более глубокий анализ соотношения идей Бахтина и Бута. В его работах подробно изучается отношение Бута к теории русского ученого и его влияние на риторическую концепцию американского литературоведа. Основные работы Д. Х. Бялостоского следующие: «Риторика Бута, Диалогика Бахтина и будущее романной критики» (Booth's Rhetoric, Bakhtin's Dialogics and the Future of Novel Criticism), «Бут, Бахтин, и культура критики» (Booth, Bakhtin, and the Culture of Criticism), «Диалогика как искусство дискурса в литературной критике» (Dialogics as an Art of Discourse in Literary Criticism).

Здесь следует отметить, что исследования Бялостоского основывались на бахтинских концептах «полифония» и «диалогизм» без обобщенного понимания научных идей у Бахтина. Рассматривая теорию Бута, автор недостаточно исследовал влияние литературоведение и нарратологию. Однако, рассматривая теорию романа у Бахтина, Бялостоский обратил внимание на возможности применения бахтинской теории в анализе дискурса.

Комплексное изучение наследия Бахтина в нарратологии, которое развивало бы положения данной работы, — задача будущих исследований. Тем не менее, отдельные теоретические положения М.М. Бахтина рассматриваются в некоторых работах современных нарратологов. Немецкий филолог В. Шмид в своей монографии «Нарратология» разрабатывал нарратологические проблемы с помощью некоторых категорий М.М. Бахтина, например, «интерференция речи», «гибридная конструкция» и др. Помимо его работ, можно выделить

исследования западноевропейских нарратологов М. Баль, Ш. Риммон, М.-Л. Рьян, и др.

Методологические и теоретические основы диссертации.

Исследовательская часть работы опирается на категории М.М. Бахтина и нарратологические концепции, развиваемые в работах С. Чэтмана, Ж. Женетта, У. Бута и др. Особое внимание уделяется изучению категорий, разработанных в теории русского ученого, во взаимосвязи с основными нарратологическими понятиями. Методология данной работы определяется их сопоставлением.

Целью данного исследования является раскрытие и осмысление значимости теоретического наследия М.М. Бахтина для современной нарратологии. Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:

1) систематизировать теоретическое наследие М.М. Бахтина, представленное в современной нарратологии;

2) сопоставить концепцию литературного авторства М.М. Бахтина с нарратологической проблематикой соотносительности фигур автора и нарратора;

3) на основе проведенного исследования сформулировать соотношение понятий «первичный» и «вторичный» автор с нарратологической терминологией («имплицитный автор», «нарратор»);

4) рассмотреть конструктивную роль выдвинутого М.М. Бахтиным представления о «романном разноречии» в исследовании проблем вербализации нарративных структур;

5) на основании сопоставления особенностей металингвистического понимания языка у М.М. Бахтина дать характеристику базовым составляющим вербализации наррации («разноречие», «речь-в-речи», «несобственно-прямая речь»).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые будут выделены и системно изложены важнейшие идеи ученого, повлиявшие на

становление и развитие современной нарратологии. Аналогичные исследования, где специально соотносились бы теоретическое наследие русского ученого и современная нарратология, пока еще не осуществлялись. Имеются лишь частные наблюдения и суждения, рассеянные по многим научным трудам. Систематическое рассмотрение обозначенной проблематики имеет существенное теоретическое и практическое значение.

На защиту выносятся следующие положения:

1) В работах М.М. Бахтина выделяются три типа литературного авторства: 1) «первичный автор» (автор как творец), 2) писатель как субъект профессиональной деятельности, 3) «вторичный автор».

2) В отличие от «автора как биографического лица», «первичный автор» является творцом изображённого мира, который сам существует вне художественного текста. С ним не соотносится ни одно из слов текста по отдельности - только целое произведение как единое авторское высказывание. «Первичный автор» Бахтина корреспондирует с нарратологической категорией «имплицитного автора».

3) «Вторичный автор», являясь созданным и создающим, определяется как представитель «первичного автора» внутри художественного мира и соотносится с нарратологической категорией «нарратора».

4) Идея М.М. Бахтина о двоякой событийности повествования, объединяющего «рассказанное событие» и «событие самого рассказывания», является теоретическим основанием современной нарратологии.

5) Из двоякой событийности нарративного дискурса вытекает представление о двойственности нарративной формы речи. В понимании ученого язык в художественной литературе служит средством и, одновременно, объектом изображения. Для нарративного текста характерна конструктивная

взаимосвязь изображающей и изображенной речи.

6) Металингвистический подход Бахтина к речи как формирующейся в процессе коммуникативной деятельности, а не запрограммированной языком (структурализм), позволяет исследовать прагматический аспект речевых взаимодействий в ходе вербализации наррации.

7) Металингвистические категории М.М. Бахтина («разноречие», «чужая речь», «несобственно-прямая речь» и др.), объясняющие речевые взаимодействия в нарративном тексте, раскрывают основные принципы вербализации наррации. В частности, с помощью концепта «несобственно-прямая речь» описывается речевая интерференция текстов нарратора и персонажа в нарративном дискурсе.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены в ряде научных публикаций, а также обсуждались на конференциях, круглых столах и заседаниях межвузовского научного семинара под руководством В.И. Тюпы: Международный круглый стол иностранных аспирантов РГГУ «Технология исследовательской работы иностранного аспиранта: жанр научного доклада» (Москва, РГГУ, 19 мая 2017 г.); Международная научная конференция «Л.Н. Толстой в межкультурной коммуникации» (Москва, Государственный музей Л. Н. Толстого, 20 декабря 2017 г.); Cпецсеминар «Визуальное в литературе» (Москва, РГГУ, 13 ноября 2018 г.); Круглый стол аспирантов РГГУ «Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные и пограничные поля исследований» (Москва, РГГУ, 23 мая 2019 г.).

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться в научных исследованиях по нарратологии, а также в общих курсах и специальных семинарах по теории литературы, по истории русской и зарубежных литератур.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и научной литературы.

Основные положения работы отражены в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:

1) Джун М. Эстетика «тела страдающего» в мышлении М.М. Бахтина: на материале повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2018(2-2) С. 83-193.

2) Джун М. «Металингвистика» М.М. Бахтина и ее роль в изучении вербализации наррации. Новый филологический вестник. 2019. № 4(51). С. 4252.

3) Джун М. «Первичный автор» М.М. Бахтина и «имплицитный автор» современной нарратологии. Новый филологический вестник. 2020. № 2(53). С. 36-47.

Глава 1. Автор и нарратор

1.1. Эволюция категории «автор» в работах М.М. Бахтина

Бесспорно, «автор», являясь одной из важнейших категорий творчества, занимает значительное место в эстетической концепции М.М. Бахтина. По его мнению, наряду с концептом «герой», «автор» находится в ценностном центре эстетическо-художественной деятельности. Ученый обратил внимание на решающую роль «автора» при анализе художественных произведений и эстетической деятельности.

Из тех, кто интересовался бахтинским пониманием «автора», Б.О. Корман впервые задал вопрос о категории «автор». Разрабатывая бахтинскую трактовку категории «автор» в своих работах, Корман подчеркнул многозначность категории «автора» как научного термина. Он отметил, что для мыслительного пути Бахтина характерно «смешение автора как носителя концепции, выражением которой является все произведение, с одной из форм авторского сознания - повествователем, рассказчиком, рассказчиком героем, хроникером и т.п.»15. По этой причине Корман указал на «терминологическую неясность» в работе Бахтина как недостаток для разграничения различных значений категории «автор».

Поскольку «терминологическая проблема оказалась "приоритетной" для Б.О. Кормана на определенном этапе создания "теории автора", выработки свойственного ей научного языка»16, может быть, при изучении бахтинской теории автора у Кормана возник острый вопрос об адекватности используемых Бахтиным научного языка и понятий. Проблема в том, что в бахтинском

15 Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992. С. 60.

16 Кривонос В.Ш. Б.О. Корман и М.М. Бахтин: спор об авторе // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 176.

понимании движется «не только предмет, и не столько предмет, но прежде всего ракурс изложения»17. Несмотря на то, что ракурс изменился, вместо новой концепции Бахтин использовал неизменный «предмет».

Для того, чтобы исследовать отношение идей М.М. Бахтина к нарратологии, прежде всего, необходимо отметить динамику развития категории «авторства» в творчестве русского ученого. Под «отечественным литературно-философско-богословским синтетическим взглядом» эпитеты «аналитический» и «синтетический» «выражают глубинную доминанту подходов к проблеме» авторства18.

Как известно, ранние работы Бахтина: «Искусство и ответственность», «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности» — посвящены философским проблемам, таким как изучение нравственных поступков, формирование понятий «бытие-событие» и особенностей природы человека и т. д. В философском плане автор является субъектом индивидуально-ответственного поступка.

Но существует некое различие между ранними философскими работами. Больше всего в ранних заметках «Искусство и ответственность» и «К философии поступка» М.М. Бахтин разрабатывал категорию «автор» в плане философии. Лишь в статье «Автор и герой в эстетической деятельности» впервые выявлен «автор» как субъект именно художественно-эстетической деятельности. В ходе исследования художественно-эстетической деятельности Бахтин выяснил особенности понятия «автор». Ученый рассматривал проблему отношения «автора» к «герою» и подчеркивал творчески продуктивный характер «автора» и его «тотальную реакцию» на «героя». «Автор» у Бахтина,

17 Гоготишвили Л.А. Философия языка М.М. Бахтина и проблема ценностного релятивизма // М.М. Бахтин как философ / отв. ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич. М.: Наука,1992. С. 145.

18 Пешков И.В. Бахтинский подход к авторству // Новый филологический вестник. 2016. № 1 (36). С. 24.

являющийся началом творчества, участвует в эстетической деятельности в качестве субъекта деятельности. Н.К. Бонецкая, отмечая основные моменты трактовки авторства в трудах Бахтина1920-х годов, также написала, что в нем проявлялись «творческая активность автора и полная пассивность героя»19.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Джун Мира, 2021 год

Библиография

СПРАВОЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательство Кулагиной; 1п1хаёа, 2008. - 358 с.

2. Теория литературы: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования: в 2 т. / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман; под ред. Н.Д. Тамарченко. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2014.

НАУЧНО-КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

3. Алпатов В.М. Волошинов, Бахтин и лингвистика / В.М. Алпатов. - М.: языки слав. Культуры, 2005. - 432 с.

4. Алпатов В.М. Соссюр и Бахтин // Жанры речи. - Саратов, 2016. - № 1. - С. 9-17.

5. Арзямова О.В. Особенности организации несобственно-прямой речи в русской новейшей художественной прозе // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта, 2011. - № 8. - С. 172-177.

6. Барт Р. Дискурс истории / Р. Барт // Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003. - С. 427-441.

7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Р. Барт; Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс : Универс, 1994. - 615 с.

8. Баршт К. Художественный текст как свидетельство: теория повествования. М. М. Бахтина // Проблемы нарратологии. И опыт формализма / структурализма. Сборник статей. - СПб., 2008. - С. 70-100.

9. Барышникова Д. Когнитивный поворот в постклассической нарратологии // Новое литературное обозрение. 2013. - № 1. - С. 309-319.

10. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Советская Россия, 1979. - 318 с.

11. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества, - М.: Искусство, 1979. - С. 9-191.

12. Бахтин М.М. Из записей 1970 - 1971 годов / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества, - М.: Искусство, 1979. - С. 355- 380.

13. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 381-393.

14. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 250-296.

15. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. -М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 1997. - Т. 5. С. 159-206.

16. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. -М., 1979. - С. 299-325.

17. Бахтин М.М. Рабочие записи 60-х - начала 70-х годов / М.М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. Т. 6. - М., 2002. - С. 371-439.

18. Бахтин М.М. Слово в романе / М.М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. - М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. - Т. 3. С. 9-179.

19. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и поэтики. М.: художественная литература,1975. - С. 234-407.

20. Бахтин М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М., Художественная литература, 1975. - С. 447-483.

21. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе / М.М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. - М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 1997. - Т. 5. С. 287-297.

22. Бахтинология: исследования, переводы, публикации: к 100-летию рождения М. М. Бахтина / сост. К. Г. Исупов, ред. А.П. Валицкая и др.. -

СПб.: Алетейя, 1995. - 370 с.

23. Блинова О.А. Лингвокогнитивный аспект репрезентации несобственно-прямой речи : на материале произведений Э. Хемингуэя : автореферат дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Блинова Ольга Александровна. -Москва, 2015. - 24 с

24. Блинова О.А. Несобственно-прямая речь в английском языке: эволюция взглядов в западной лингвистике (1912-2012) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2012. Т. 10. - № 2. - С. 93-102.

25. Бонецкая Н.К. Образ автора как эстетическая категория / Н.К. Бонецкая // Контекст. 1985. - М.: Наука, 1986. - С. 241-271.

26. Бонецкая Н.К. Проблема авторства в трудах М.М. Бахтина / Н.К. Бонецкая // Бахтин глазами метафизика. - М.; СПБ.: Центра груманитарных инициатив, 2016. - С. 68-128.

27. Бочаров С.Г. Примечания / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества, -М.: Искусство, 1979. - С. 404-435.

28. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. - М.: Изд. Высшая школа, 1971. - 239 с.

29. Виноградов. В.В. Проблема сказа в стилистике / Виноградов В.В. // О языке художественной прозы. - М.,1980. С. 42-54.

30. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка / М.М. Бахтин // Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. -М.: Лабиринт, 2000. - 640 с.

31. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века / П.П. Гайденко. - М.: изд. Республика, 1997. - 495 с.

32. Гоготишвили Л.А. Библер, Бахтин и проблема автора // Вопросы философии, 2008. - № 9. - С. 85-110.

33. Гоготишвили Л.А. Варианты и инварианты М.М. Бахтина // Вопросы философии, 1992. - № 1. - С. 115-134.

34. Гоготишвили Л. А. Комментарии / М. М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. М.:

Рус. словари, 1996. - С. 379-679.

35. Гоготишвили Л.А. Философия языка М.М. Бахтина и проблема ценностного релятивизма // М.М. Бахтин как философ / отв. ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич. - М.: Наука,1992. - С. 142-174.

36. Горных А.А. Бахтин и постструктуралистский поворот // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1997. - № 3. - С. 176-190.

37. Груздев И.А. О маске как литературном приеме. Гоголь и Достоевский // Жизнь искусства, 1921. - № 811. - С.6.

38. Груздев И.А. Лицо и маска // Груздев И.А. Серапионовы братья, альманах. - Берлин, 1922. - С. 207-237.

39. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Дейк. Т. А. ван. -М., 1989. - 310 с.

40. Диегезис // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Тамарченко Н.Д. - М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2008. - С. 60.

41. Долинин К.А. Интерпретация текста. Изд. 4-е. - М.: КомКнига, 2010. - 304 с.

42. До Хай Фонг. Хроникер как художественное решение проблемы соборности в романах Ф. М. Достоевского 1870-х гг. // Новый филологический вестник, 2012. - № 1 (20). - С. 11-21.

43. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. / гл. ред. В.Г. Базанов. - Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1974. Т. 10. Бесы. - 519 с.

44. Егоршина Н.В. Нарративный дискурс: семиологический и лингвокультурологический аспекты интерпретации. дис. ... к. филол. н.: 10.02.19. / Егоршина Нина Владимировна. - Тверь, 2002. - 308 с.

45. Женетт Ж. Работы по поэтике. Фигуры: в 2 т. / Ж. Женетт. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998. - 2 т. - 469 с.

46. Зенкин С.Н. Сюжет и наррация: нарратология Ольги Фрейденберг в историко-идейных координатах // Вестник РГГУ Серия "История. Филология. Культурология. Востоковедение". 2017. - № 4 (25). - С. 67-77.

47. Зенкин С.Н. Теория литературы / С.Н. Зенкин. - М.: НЛО, 2017. - 362 с.

48. Кравченко Э.Я. Сказ // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной - Шгаёа, 2008. - С. 233-235

49. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций [Текст] / В.В. Красных- М.: ИТДГК «Гнозис», 2001. - С. 270.

50. Кривонос В.Ш. Б.О. Корман и М.М. Бахтин: спор об авторе // Новый филологический вестник. 2005. - № 1. - С. 173-181.

51. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: ИГ Прогресс, 2000. - С. 427-457.

52. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе Х1Х-ХХ вв. // Н.А. Кожевникова. - М., 1994. - 333 с.

53. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора / Б.О. Корман // Избранные труды по теории и истории литературы. - Ижевск, 1992. - С. 60.

54. Корчинский А.В. Что знает повествователь в «Бесах»? (заметки к теме) // Новый филологический вестник, 2016. - №4 (39). - С. 21-28.

55. Косиков Г.К. От «вненаходимости» к «бунту» // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - Витебск, 1997. - № 1(18). - С. 8-20.

56. Кудрявцев И.А. Особенности процесса вербализации в диалогическом дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 12 (30): в 2-х ч. Ч. I. - С. 118-121.

57. Кучинский Г.М. М.М. Бахтин и феноменологический метод исследования личности // Методология и история психологии, 2007. - №.1. - С. 151-163.

58. Лихачёв Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968. - № 8. - С. 74-87.

59. Лихачёв Д.С. О теме данной книги / В.В. Виноградов // О теории художественной речи. - Москва: издательство Высшая школа, 1971. - С. 212-232.

60. Лозинская Е.В. Имплицитный автор: Восставший из могилы или умерший

вновь [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: РЖ. 2013. - № 2. - С. 86 -94. Реф.: Implied author: Back from the grave or simply dead again? // Style. 2011. Vol. 45. № 1.

61. Лозинская Е.В. Чикагская школа, Уэйн Бут и современная риторическая теория нарратива // Современная наука о литературе: основные тенденции и проблемы, - М., 2018. - С. 166-211.

62. Маланова С.М. Тенденции развития повествовательной структуры современного прозаического текста (на материале русской прозы конца XX — начала XX вв.): автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.02.01 / Маланова Светлана Михайловна. - Ярославль, 2007. - 18 с.

63. Магомедова Д.М. Понятие «голоса» в эстетике М.М. Бахтина // Новый филологический вестник. - М.: Издательство Ипполитова, 2005. - №1. - С. 66-77.

64. Махлин В.Л. Наследие Бахтина в контакте западного постмодернизма // М.М. Бахтин как философ / отв. ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич. -М.: Наука,1992. - С. 206-220.

65. Махлин В.Л. Наследие и рецепция, или Р. Якобсон о М. Бахтине // Вопросы литературы, 2016. - № 6. - С. 94-108.

66. Миньяр-Белоручева А.П. Типология исторического дискурса // Язык и текст, 2015. - № 2. - С. 8-16.

67. Нарратология // Постмодернизм. Словарь терминов. / сост. И.П. Ильин. -Москва: ИНИОН РАН (отдел литературоведения) INTRADA, 2001. - С. 164-169.

68. Нарратор // Постмодернизм. Словарь терминов. / сост. И.П. Ильин. -Москва: ИНИОН РАН (отдел литературоведения) INTRADA, 2001. - С. 141-143.

69. Осьмухина О.Ю. Феномен авторской маски в первой трети XX столетия // Филологические исследования: Сборник научных работ. Выпуск 15. / Отв. ред. выпуска В.М. Калинкин. - Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2016. - С.73-92.

70. Падучева Е.В. Говорящий: субъект речи и субъект сознания // Логическийанализ: Культурные концепты. / отв. ред. Арутюнова Н.Д. - М.: Наука, 1991. С. 164-168.

71. Перлина Н. Диалог о диалоге: Бахтин — Виноградов (1924—1965) // Бахтинология. Исследования, переводы, публикации. / сост. ред. А.П. Валицкая, Д.П. Бак, К.Г. Исупов. - СПб.: Алетейя, 1995. - С. 155-170.

72. Пешков И.В. Бахтинский подход к авторству // Новый филологический вестник, 2016. - № 1 (36). - С. 22-40.

73. Попова Е.А. Коммуникативные аспекты литературного нарратива. дис. ... доктора филологических наук: 10.02.01 / Попова Елена Александровна. -Липецк, 2002. - 669 с.

74. Поплавская И. А. М. Бахтин о соотношении поэзии и прозы в словесном художественном творчестве // Феномен русской классики. - Томск, 2004. -364 с.

75. Протопопова. Д.А. Шекспировские цитаты и аллюзии в романе Джейса Джойса «Улисс» : дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Протопопова, Дарья Андреевна. -Москва. 2008. - 246 с.

76. Рикер П. Время и рассказ. Т.2 / П. Рикер. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 224 с.

77. Рубцова Н.С. Хроникер в романе Ф.М. достоевского «Бесы» // Евразийский союз ученых, 2015. - № 7-5 (16). - С. 70-74.

78. Рыклин М.К. Сознание и речь в концепции М.М. Бахтина // М.М. Бахтин как философ. - М., 1992. - С. 175-189.

79. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века: Сб. ст. / Под ред. Ю.С. Степанова. - М.: РГГУ, 1995. - С. 35-73.

80. Сысоева В.В. Нарративный потенциал несобственно-прямой речи в художественном тексте: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Сысоева Валентина Владимировна. - Белгород, 2004. - 22 с.

81. Тамарченко Н.Д. Автор // Поэтика: словарь актуальных терминов и

понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной - 1п1хаёа, 2008. - С. 11-14.

82. Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М Бахтина и русская философско-филологическая традиция / Н.Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной, 2011. - 400 с.

83. Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию / В.И. Тюпа. - М.: Шгаёа, 2016. -148 с.

84. Тюпа В.И. Гетероглоссия // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной - 1п1хаёа, 2008. - С. 45.

85. Тюпа В.И. Нарративная стратегия романа // Новый филологический вестник, 2011. - № 3(11). - С. 8-24.

86. Тюпа В.И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика. 2002. - Новосибирск, 2002. - № 5. - С. 5-31.

87. Тюпа В.И. Этос нарративной интриги // Вестник РГГУ Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2015 - (2). - С. 9-19.

88. Фаустов А.А. К вопросу о концепции автора в работах М.М. Бахтина // Формы раскрытия авторского сознания (на материалах зарубежной литературы) / Редкол.: А.Б. Ботникова (отв. ред.) и др. - Воронеж, 1986. - С. 3-10

89. Фаустов А.А. О «первичном» и «вторичном» авторах в понимании М.М. Бахтина // Новый филологический журнал, 2005. - № 1. - С. 182-188.

90. Федотова Е.Ю. Онтологическая сущность поэзии в философии Мартина Хайдеггера // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос, 2016. - № 3 (33). -С.15-22.

91. Филюшкина С.Н. Современный английский роман: Формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники / С.Н Филюшкина. - Воронеж, 1988. - 182 с.

92. Фоменко. И.В. Цитата // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Тамарченко Н.Д. - М.: Изд-во Кулагиной - !п1хаёа, 2008. - С.

293-294

93. Фрейденберг О.М. Происхождение наррации / О.М. Фрейденберг // Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - С. 262-285.

94. Фрейденберг О.М. Система литературного сюжета // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино / Сост. М.Б. Ямпольский; Отв. ред. Б.В. Раушенбах. - М.: Наука, 1988. - С. 216-237.

95. Хайдеггер М. Время и Бытие / М Хайдеггер. - М.: Республика, 1993. - 445 с.

96. Чудаков А.П. В.В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века / Виноградов В.В. // О языке художественной прозы: Избр. тр. -М.: Наука, 1980. - С. 285-315.

97. Шмид В. Событийность, субъект и контекст // Событие и событийность / под ред. Владимира Марковича и Вольфа Шмида. - М.: Изд-во Кулагиной, Intrada, 2010. - С. 13-23.

98. Шмид В. Нарратология / В. Шмид. - М., 2003. - 312 с.

99. Щитцова Т.В. Событие в философии Бахтина / Т.В. Щитцова. -Мн.: И. П. Логвинов, 2002. - 300 с.

100. Эйхенбаум Б.М. О прозе / Б.М. Эйхенбаум // О литературе: работы разных лет. - М.: Сов. Писатель, 1987. - 540 с.

101. Якобсон Р.О. Формальная школа и современное русское литературоведение / ред.-сост.: Томаш Гланц ; пер. с чеш. Екатерина Бобракова-Тимошкина. - М., 2011. - 280 с.

102. Aczel R. Hearing voices in narrative texts // NLH 29, 1998. № 3. - P. 467500.

103. Altes L.K. Ethos and Narrative Interpretation: The Negotiation of Values in Fiction / L.K. Altes. - Lincoln, Londres: U of Nebraska Press, 2014. - 344 p.

104. Bal M. Narratology: introduction to the theory of narrative. Fourth edition / M. Bal. -Toronto: University of Toronto Press, 2017. - 206 p.

105. Bal M. The Point of Narratology // Poetics Today, 1990. - Vol. 11(№. 4). - P. 727 - 753

106. Banfield A. Unspeakable Sentences Narration and Representation in the Language of Fiction / A. Banfield. - NY:Routledge, 2014. - 354 p.

107. Barthes R. Introduction a l'analyse structurale des recits // Communications, -Paris, 1966. - № 8. - P. 1-27.

108. Bialostosky Don H. Booth's Rhetoric, Bakhtin's Dialogics and the Future of Novel Criticism // Novel: A Forum on Fiction, 1985. - Vol. 18 (3). - P. 209 -216.

109. Bialostosky Don H. Booth, Bakhtin, and the Culture of Criticism // Rhetoric and pluralism: legacies of Wayne Booth / ed. Frederick J. Antczak. - Columbus: Ohio State University Press, 1995. - P. 88-103.

110. Bialostosky Don H Dialogics as an Art of Discourse in Literary Criticism // PMLA. 1986. - Vol. 101 (5). - P. 788-797.

111. Booth W. Afterword to the Second Edition: The Rhetoric in Fiction and Fiction as Rhetoric: Twenty-One Years Later / W. Booth // The Rhetoric of Fiction. 2nd ed. Chicago and London: Chicago UP, 1983. - P. 401-454

112. Booth W. Introduction // Bakhtin M. Problems of Dostoevsky's Poetics / ed. and transl. C. Emerson. - Minneapolis; London: University of Minnesota Press, 1984. - P. xiii-xxvii.

113. Booth W. Resurrection of the Implied Author: Why Bother? // A companion to narrative theory / ed. J. Phelan and P. J. Rabinowitz. - Chichester: Blackwell Publishing Ltd:, 2005. - P. 75-88.

114. Booth W. The Company We Keep: An Ethics of Fiction / W. Booth. - Los Angeles; London; Berkeley: University of California Press, 1988. - 557 p.

115. Booth W. The Rhetoric of Fiction. Second edition. / W. Booth. Chicago: The University of Chicago Press, 1983. - 552 p.

116. Bortolussi M. Dixon P. Psychonarratology: Foundations for the Empirical Study of Literary Response. / M. Bortolussi, P. Dixon. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 320 p.

117. Cognitive Poetics: Goals, Gains and Gaps / ed. G. Brône, J. Vandaele. -Berlin: de Gruyter, 2009. - 567 p.

118. Chatman S. Coming to Terms: The Rhetoric of Narrative in Fiction and Film / S. Chatman. -Ithaca; London: Cornell University Press, 1990. - 256 p.

119. Chatman S. Story and Discourse / S. Chatman. - Ithaca, New York: Cornell University Press, 1978. - 277 p.

120. Cohn D. Transparent Minds: Narrative Modes for Presenting Consciousness in Fiction / D. Cohn. - Princeton, 1978. - 318 p.

121. Diengott N. Implied Author, Motivation and Theme and their Problematic Status // Orbis Litterarum, 1993. - Vol. 48. - № 4. - P. 181-193.

122. Dosse F. Histoire du Structuralisme. Vol. II. / F. Dosse. - Paris, 1991. - 550 p.

123. Emerson C. The Russians Reclaim Bakhtin // Comparative Literature, 1992. -Vol. 44. - № 4. - P. 415-424.

124. Emerson C., Morson G. Mikhail Bakhtin: Creation of a prosaics / C. Emerson, G. Morson. - California: Stanford University Press, 1990. - 552 p.

125. Fludernik M. An Introduction to Narratology / M. Fludernik. - London; New York: Routledge, 2009. - 182 p.

126. Friedemann K. Die Rolle des Erzählers in der Epik / K. Friedemann. - Berlin, 1910. - 245 p.

127. Genette G. Narrative Discourse: An Essay in Method / G. Genette. - NY: Cornell University Press. 1980. - 285 p.

128. Genette G. Narrative Discourse Revisited / G. Genette. - Ithaca; New York: Cornell University Press, 1988. - 175 p.

129. Halliwell S. Diegesis - Mimesis // Handbook of Narratology. 2nd edition / ed. Hühn P. et al. Berlin, NY: Walter de Gruyter, 2014. - P. 129-139.

130. Herman D. Cognitive Narratology // Handbook of Narratology 2nd edition / ed. Hühn P. et al. Berlin, NY.: Walter de Gruyter, 2014. - P. 46-64.

131. Herman D. Jahn, M. Ryan M.-L. Routledge Encyclopedia of Narrative. / D. Jahn Herman, M.-L M. Ryan. - London; New York: Routledge, 2010. - 720 p.

132. Kayser W. Wer erzahit den Roman? / W. Kayser, Die Vortragsreise: Studien zur Literatur. - Berne, 1958. - P. 82-101.

133. Kayser W. Die Anfange des modernen Romans im 18. Jahrhundert und seine heutige Krise // Dt. Vierteljahrsschrift fur Literaturwiss. u. Geistesgeschichte. -Stuttgart, 1954. - Jg.28,H. 1. - P. 417-446.

134. Kearns M. Rhetorical Narratology / M. Kearns. - Lincoln: U of Nebraska Press, 1999. - 207 p.

135. Killham J. My Quarrel with Booth // NOVEL: A Forum on Fiction, 1968. -Vol. 1. - № 3. - P. 267-272.

136. Kindt T., H.-H. Müller. Six ways not to save the implied author // Style, 2011. -Vol.45. - №1. - P. 67-79.

137. Kindt T., H.-H. Müller. The Implied Author: Concept and Controversy / T. Kindt, H.-H. Müller. - Berlin; NY: Walter de Gruyter, 2008. - 232 p.

138. Kindt T., H.-H. Müller. What Is Narratology? Questions and Answers Regarding the Status of a Theory / T. Kindt, H.-H. Müller. - Berlin; NY.: Walter de Gruyter, 2003. - 368 p.

139. Korthals Altes L. Ethos and Narrative Interpretation / Altes L. Korthals. -Lincoln and London: University of Nebraska Press, 2014. - 344 p.

140. Kreiswirth M. Trusting the Tale: Narrativist turn in the Human Sciences // New Literary History, 1992. - Vol. 23. - № 3: History, Politics, and Culture. - P. 629- 657.

141. Lanser S. S. (Im)plying the Author // Narrative, 2001. - Vol. 9. - № 2. - P. 153-160.

142. Leitch V.B. American Literary Criticism since the 1930s. Second Edition. / V.B. Leitch. -London; New York: Routledge, 2009. - 432 p.

143. Lodge D. Reviewed Work: The Rhetoric of Fiction by Wayne C. Booth // The Modern Language Review, 1962. - Vol. 57. - № 4. - P. 580-581.

144. Nelles W. Historical and Implied Authors and Readers // Comparative Literature. 1993. - Vol. 45. - № 1. - P. 22-46.

145. Nünning A. Deconstructing and Reconceptualizing the Implied Author. The

Implied Author - Still a Subject of Debate // Anglistik, 1997. - Vol. 8. - № 2. - P. 95-116.

146. Margolin U. Narrator // Handbook of Narratology: Contributions to Narrative Theory / ed. Peter Hühn, John Pier, Wolf Schmid, Jörg Schönert. - Berlin, NY.: Walter de Gruyter, 2009. P. 351-369.

147. Margolin U. Simultaneity in Narrative // Handbook of Narratology. 2nd edition / ed. Hühn P. et al. Berlin, NY: Walter de Gruyter, 2014. - P. 777-786

148. McHale B. Speech Representation // Handbook of Narratology: Contributions to Narrative Theory / ed. Peter Hühn, John Pier, Wolf Schmid, Jörg Schönert. Walter de Gruyter: Berlin and NY., 2009. - P. 434-446.

149. Palmer A. Fictional Minds / A. Palmer. - Lincoln and London: University of Nebraska Press, 2004. - 276 p.

150. Pascal R. The Dual Voice: Free Indirect Speech and Its Functioning in the Nineteenth-century European Novel / R. Pascal. - Manchester: Manchester University Press, 1977. - 150 p.

151. Phelan J. The Chicago School: From Neo-Aristotelian Poetics to the Rhetorical Thoery of Narrstive / ed. M. Grishakova, S. Salupere // Theoretical Schools and Circles in the Twentieth-Century Humanities: Literary Theory, History, Philosophy. - New York: Routledge, 2015. - 288 p.

152. Phelan J., Rabinowitz P. Authors, narrators, narration / D. Herman // Narrative Theory: Core Concepts and Critical Debates. - Columbus: Ohio State University Press, 2012. - P. 29-38.

153. Prince G. Narratology: The Form and Functioning of Narrative / G. Prince. -Berlin: Walter de Gruyter, 2012. - 194 p.

154. Richter D. From Pluralism to Heteroglossia: Wayne Booth and the Pragmatics of Critical Reviewing / ed. Frederick J. Antczak // Rhetoric and pluralism: legacies of Wayne Booth. - Columbus: Ohio State University Press, 1995. - P. 104-118.

155. Rimmon-Kenan S. Narrative Fiction: Contemporary Poetics, 2nd edition / S. Rimmon-Kenan. - London and New York: Taylor & Francis e-Library. - 2005. - 208 p.

156. Ryan M.-L. Meaning, Intent, and The Implied author // Style, 2011. - Vol. 45.

- № 1. - P. 29-47.

157. Ryan M.-L. On the Theoretical Foundations of Transmedial Narratology / ed. J. Ch. Meister // Narratology beyond Literary Criticism: Mediality, Disciplinarity.

- Berlin: de Gruyter, 2005. - P. 1-23.

158. Schmid W. Implied Author // Handbook of Narratology: Contributions to Narrative Theory / ed. Peter Hühn, John Pier, Wolf Schmid, Jörg Schönert. -Berlin and NY: Walter de Gruyter, 2009. - P. 161-173.

159. Schönert J. Author // Handbook of Narratology: Contributions to Narrative Theory / ed. Peter Hühn, John Pier, Wolf Schmid, Jörg Schönert. - Berlin and NY: Walter de Gruyter, 2009. - P. 1-13.

160. Shen D. Implied author, authorial audience, and context: Form and history in Neo-Aristotelian rhetorical theory // Narrative, 2013. - Vol. 21. - № 2. - P. 140158.

161. Shen D. What is the implied author? // Style, 2011. - Vol. 45. - № 1. - P. 8098.

162. Sternberg M. Proteus in Quotation-Land: Mimesis and the Forms of Reported Discourse // Poetics Today, -1982. - Vol. 3. - No. 2 (Spring). - P. 107-156.

163. Tjupa V. Heteroglossia // Handbook of Narratology. 2nd edition / ed. Hühn P. et al. Berlin, NY: Walter de Gruyter, 2014. - P. 124-131.

164. Walsh R. Who Is the Narrator? // Poetics Today, 1997. - Vol. 18. - № 4. - P. 495-513.

165. Zbinden K. Traducing Bakhtin and Missing Heteroglossia // Dialogism: An International Journal of Bakhtin Studies. -1999. - No. 2. - P. 41-59.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

166. Гёльц К. Теории автора в восточноевропейской филологии ХХ в. [Электронный ресурс] : статья / Narratorium 2014. Vol. 7. № 1 - Электрон. журнал. - Режим доступа : http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2633111,

свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 12.11.2018.

167. Пир. Д. Существует ли французская постклассическая нарратология? [Электронный ресурс] : статья / Narratorium. 2013. № 1-2 (5-6). - Режим доступа : http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2631084, свободный. -Загл. с экрана. - Данные соответствуют 10.07.2020.

168. Тюпа В.И. Логос наррации: к проекту исторической нарратологии [Электронный ресурс] : статья / Narratorium. 2015. №1 (8). - Электрон. журнал. - Режим доступа : http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=263432, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 16.03.2020.

169. Тюпа В.И. Место Бахтина в современной нарратологии [Электронный ресурс] : статья / Narratorium. 2016. №1 (9) - Электрон. журнал. - Режим доступа : http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2635300, свободный. -Загл. с экрана. - Данные соответствуют 20.05.2020.

170. Шмид В. Бахтин и проблема автора [Электронный ресурс] : статья / Narratorium. 2016. №1 (9) - Электрон. журнал. - Режим доступа : http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2635301, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 29.02.2020.

171. Шмид В. Изображение сознания в художественной прозе [Электронный ресурс] : статья / Narratorium. 2017. № 1 (10). - Электрон. журнал. -Режим доступа : http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2637242, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 24.03.2020.

172. Шмид В. Перспективы и границы когнитивной нарратологии. (По поводу работ Алана Пальмера о «fictional mind» и «social mind») [Электронный ресурс] : статья / Narratorium. 2014. № 1 (7). - Электрон. журнал. - Режим доступа : http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2633109, свободный. -Загл. с экрана. - Данные соответствуют 28.02.2020.

173. Margolin U. Narrator. [Электронный ресурс] : статья / Huhn, Peter et al. (eds.): the living handbook of narratology. Hamburg: Hamburg University, 2013. - Электрон. журнал. - Режим доступа : http://www.lhn.uni-hamburg.de/article/narrator, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 12.02.2019.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.