Жизненные ценности студенческой молодежи в России и США: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат наук Черкасова, Анастасия Анатольевна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат наук Черкасова, Анастасия Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения жизненных ценностей студенческой молодежи
1.1. Ценность как социологическая категория
1.2.Студенческая молодежь как социально-демографическая группа
Глава II. Состояние и специфика жизненных ценностей студенческой
молодежи в России и США
2.1. Особенности жизненных ценностей российского и американского студенчества
2.2. Факторы формирования и типология студенческой молодежи относительно их жизненных ценностей
Заключение
Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Ценностные ориентации российской молодежи с 1920-х по 2000-е гг.: на примере литературы и кинематографа2011 год, кандидат культурологии Мазурицкая, Мария Александровна
Ценностный мир современной российской студенческой молодежи2008 год, кандидат социологических наук Гончарова, Юлия Александровна
Тренды ценностных ориентаций современной студенческой молодежи2018 год, кандидат наук Жупник, Олеся Николаевна
Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи2008 год, кандидат социологических наук Шубина, Ольга Александровна
Ценностные компоненты модернизационного потенциала российской студенческой молодежи2013 год, кандидат наук Рожкова, Лилия Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жизненные ценности студенческой молодежи в России и США: социологический анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях
глобализации взаимодействия разных культур и народов приобретают особую значимость. В российских реалиях глобализация выражается в распространении принципов и идеалов рационального западного мира, прежде всего, - это распространение северо-американской культуры и соответствующей ей специфической системы жизненных ценностей. Такие глубокие социо-культурные изменения оказывают существенное влияние на формирование жизненных ценностей всех слоев и социальных групп общества, особенно молодежи, в том числе и студенческой. Разрушение прежней системы ценностей неминуемо ведет к кризису. Это относится как к личности, так и к обществу в целом.
Под влиянием глобализации в современной России происходит трансформация системы высшего профессионального образования. В этих условиях возникают различные возможности использования опыта организации высшей школы — с одной стороны, - это Болонский процесс, а с другой стороны, - система высшего образования в США - как один из вероятных ориентиров. Таким образом, ценности российской студенческой молодежи подвергаются воздействию происходящих процессов.
В силу особой восприимчивости студенческой молодежи возникновение новых жизненных ценностей и девальвация прежних затронули эту социально-демографическую группу в большей степени, чем другие слои общества. Именно поэтому представляется актуальным сравнительное изучение жизненных ценностей современного студенчества России и США, выявляющее основные направления, по которым происходит их изменение, а также в какой степени эти изменения подвержены влиянию американизации.
Рассмотрение данной проблематики важно с социологической точки зрения. Множество работ посвящено изучению молодежи, что касается жизненных ценностей, то приходится констатировать, что на сегодняшний день больше работ посвящено в частности ценностям, а понятие жизненные ценности воспринимается только отдельными исследователями. Кроме того на сегодняшний день не существует исследования, изучающего жизненные ценности студенческой молодежи в России и США.
Теоретически и эмпирически проблема жизненных ценностей студенческой молодежи является не разработанной. Также, крайне редко проводятся социологические компаративные исследования. Анализ состояния жизненных ценностей, выявление факторов и противоречий, влияющих на их формирование, необходимы для выработки молодежной политики в отношении российских студентов.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость свидетельствуют об актуальности и новизне темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы исследования.
Первые философские представления о ценности сложились в эпоху Античности, но само понятие было введено в философию только во второй половине XIX века. Общетеоретическое раскрытие проблемы опирается на теоретико-методологические принципы, заложенные в работах, в рамках которых дается философское определение специфики ценностей (первая группа работ): Аристотеля, Ф. Аквинского, Ф. Брентано, В. Виндельбанда, В. Вундта Н. Гартмана, Э. Гуссерля, Р. Декарта, У. Джемса, В. Дильтея, Дж. Дьюи, И. Канта, Э. Ласка, Г. Лотце, К. И. Льюиса, А. Мейнонга, Ф. Ницше, Р. Б. Перри, Платона, Г. Риккерта, Ф. Фреге, М. Хайдеггера, М. Шелера О. Шпенглера и К. Штупфа.
Понятие ценности и ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных российских ученых (вторая группа работ), таких как A.C. Богомолов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов,
A.C. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, И.С. Кон, J1.H. Коган, Н.И. Лапин, Д.А. Леонтьев, A.A. Ручка, В.И. Толстых, В.П. Тугаринов,
B.А. Ядов и др. В трудах этих исследователей рассматриваются фундаментальные проблемы аксиологии.
Третью группу работ составляют классические социологические теории, в рамках которых рассматриваются проблемы ценностей. Это работы М. Вебера, У. Томаса и Ф. Знанецкого, а также более поздние социологические теории Т. Парсонса и Н. Смелзера, П. А. Сорокина, Р. Инглхарта. Основы аксиологического подхода в социологии заложены в трудах М. Вебера и Т. Парсонса.
Четвертую группу составляют работы зарубежных авторов, посвященные исследованию молодежи, в том числе студенческой: Ш. Аллен, Д. Аусубеля,
B. Бенгстона, К. Мангейма, Т. Парсонса, Н. Райдера, Дж. Старра, К. Уильямса,
C.Фриса, С. Хола, В. Хофмана, Г. Шельского, Э. Шпрангера, Ш. Эйзенштадта. Среди российских специалистов в области социологии молодежи можно
выделить работы социологов (пятая группа), посвященных молодежи и студенческой молодежи. Это работы И. Андреевой, Ю.Р Вишневского, Н. Голубковой, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконниковой, Л.Н. Когана, A.A. Козлова, И. С. Кона, В.Т. Лисовского, Л. Новиковой, Е. Омельченко, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, Л.К. Порфирьева, Б.А. Родионова, Л.Я. Рубиной, И.М. Слепенкова, М. Титмы, В.И. Чупрова, В.Т. Шапко, и др. Наибольший вклад в изучение особенностей российского студенчества внесли четыре отечественные научные школы: новосибирская (рук. В.Н. Шубкин), свердловская (Ю.Р. Вишневский, Г.Е. Зборовский, М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина, В.Т. Шапко, Е.А. Шуклина),
ленинградская (С. Н. Иконникова, A.A. Козлов, В.Т. Лисовский, В.И. Чупров и др.) и ростовская (Б. Рубин, Ю. Колесников).
Шестую группу работ, самую малочисленную, представляют современные исследования жизненных ценностей. Среди них работы С. Бурилкиной, А.П. Вардомацкого, Л.Е. Душацкого, К. Муздыбаева, Т.Е. Резник и Ю.М.Резника, H.H. Мачуровой, В. Магуна и М. Руднева, О. Шубиной.
Признавая значение вышеназванных работ, автор считает, что исследование жизненных ценностей студенческой молодежи должно быть продолжено и конкретизировано. Используя названные труды, диссертант предлагает свой подход к анализу данной проблемы.
Объектом диссертационного исследования является студенческая молодежь России и США.
Предметом исследования выступают жизненные ценности студенческой молодежи России и США.
Цель работы - изучение особенностей и факторов, влияющих на становление и изменение жизненных ценностей студенческой молодежи в России и США в современных условиях.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
^ Определить сущность понятия «жизненные ценности»;
^ Раскрыть особенности жизненных ценностей;
^ Выявить общее и особенное в системе жизненных ценностей студентов в России и США;
А Изучить противоречия в системе жизненных ценностей студенческой молодежи в России и США;
^ На основании эмпирических данных разработать типологию студентов относительно их жизненных ценностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды классиков социологической и философской мысли, работы современных социологов, культурологов и психологов, посвященные вопросам жизненных ценностей студентов. Особое внимание привлекли идеи исследователей, разрабатывающих сущность и содержание понятия «жизненные ценности».
Методологической основой работы являются принципы системного и сравнительно-исторического подходов в трактовке жизненных ценностей студенческой молодежи. Достоверность эмпирических данных обеспечивается квалифицированным использованием количественных и качественных методов сбора и анализа материалов, полученных автором работы. Применение социологической методологии и методов позволило проанализировать эмпирические данные.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы социологических исследований, проведенных автором в 2010-2011 годах в США и России с использованием количественных и качественных методик. Методами сбора первичной информации выступали: анкетный опрос и глубинное интервью. Выборочная совокупность составила 1000 человек - 500 российских студентов различных вузов г. Екатеринбурга в возрасте от 17 до 28 лет и 500 американских студентов г. Миннеаполиса, штат Миннесота, США. Способ организации выборки - систематическая вероятностная выборка. Методом глубинного интервью опрошено 100 человек в России и США.
Использован также метод вторичного анализа результатов эмпирических исследований молодежи (Ю.Р. Вишневского, И.Г. Глазковой, М.К. Горшкова, Д. Дафлона, Р. Инглхарта, Ю.А. Левады, Д.С. Леденцова, М. Титмы, В.Т. Шапко, Ф.Э. Шереги).
Научная новизна работы заключается в следующем.
1. Уточнено понятие «жизненные ценности» — это основные ориентиры, которые детерминируют направленность, содержание и ведущие виды деятельности человека в различные периоды жизни.
2. Выделены и проанализированы различия и сходства в жизненных ценностях российской и американской студенческой молодежи. Общими ценностями являются: семья, хорошая работа. В оценке таких ценностей как образование, карьера и материальное благополучие, студенты России и США расходятся. Отличия также выражаются в оценке таких ценностей, как дружба, сексуальные отношения и самореализация. Ценности здоровья, волонтерской деятельности и религиозной веры более важны для американских студентов, чем для россиян.
3. Выявлены дифференцирующие основания для формирования жизненных ценностей российских и американских студентов: наличие/отсутствие гражданского общества; социо-культурные особенности развития страны; особенности социализации; уровень преемственности основных ценностей; особенности организации учебного процесса.
4. Доказано, что в современных условиях динамично меняющегося мира жизненные ценности студенчества характеризуются неустойчивостью и отсутствием оснований для их поддержания, сохранения на протяжении всего жизненного пути. Темпы изменений в США ниже, чем в России.
5. Обосновано, что у большинства российских студентов выражено стремление копировать американские ценности в виду мифологизированности и иллюзорности их восприятия, а американское студенчество ориентируется на традиционные ценности для США.
6. Выявлены следующие противоречия в системе жизненных ценностей российского студенчества: противоречие между высокой оценкой ценности
здоровья и ориентацией на здоровый образ жизни; между высокой ценностью семьи и тем смыслом, который вкладывают российские студенты в любовь; между ценностью образования и ценностью профессий, необходимых на рынке труда в России.
7. На основе анализа эмпирических данных разработана типология студентов относительно их жизненных ценностей. Типология образована сочетанием таких признаков, как: 1) степень принятия ценности профессионального образования 2) ориентация респондентов на ценность образования относительно других ценностей, не связанных с образовательной деятельностью. Выделено четыре типа: «студент-формалист», «студент-активист», «студент-любомудрец» и «студент-карьерист». В основу второй типологии положены два взаимосвязанных признака: 1) степень принятия ценностей традиционно-коллективистских и рационально-секулярных; 2) ориентация респондентов на ценности самовыражения и прагматично-материальные ценности. Выделены четыре типа студентов относительно их жизненных ценностей: «индивидуалист», «традиционалист», «гедонист-прагматик» и «реалист».
8. Разработаны рекомендации по формированию и развитию жизненных ценностей студенческой молодежи в современных российских условиях.
Научно-практическая значимость исследования: В теоретическом аспекте работа представляет ценность как исследование подходов к определению жизненных ценностей, а также выявление состояния их в условиях социально-экономической трансформации российского общества.
Материалы диссертационного исследования могут представлять интерес для дальнейшей теоретической разработки вопросов жизненных ценностей студенческой молодежи, а также для систематизации понятийного аппарата при
социологическом анализе жизненных ценностей.
9
Материалы исследования могут быть использованы для разработки и чтения учебных курсов для студентов социологических факультетов вузов «Социология культуры», «Социология молодежи». Данные диссертации могут быть использованы в работе со студентами при чтении спецкурса «Межкультурные коммуникации».
Кроме того, данная работа может представлять практическую пользу для департаментов по делам молодежи в целях разработки стратегии социальной и культурной политики в отношении студенческой молодежи. Так же результаты исследования могут быть использованы руководителями и преподавателями высшей школы в целях рационализации воспитательного процесса.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Теоретические обобщения и практические выводы диссертационного исследования легли в основу выступлений автора на международных и всероссийских научно-практических конференциях, а также отражены в 18 публикациях.
Положения диссертации нашли свое отражение в выступлениях на международных конференциях: World Congress of Sociology, (Гётеборг, Швеция, 2010 г.); PopCAANZ: The Populär Culture Association of Australia and New Zealand (Окленд, Новая Зеландия, 2011 г.); Международный Научный Молодежный Форум «Ломоносов-2008» (Москва, 2008 г.); «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2008, 2010, 2011 гг.); «Политические, социально-экономические и правовые проблемы труда в современной России» (Екатеринбург, 2008 г.);
Результаты диссертационного исследования обсуждались на
всероссийских конференциях: «Молодежь в XXI веке», Самарский Государственный Экономический Университет (Самара, 2008 г. ); IV Ковалевские чтения (Санкт-Петербург, 2009 г.); «Молодежь в социальных и политических процессах современной России» (Воронеж, 2009 г.); «Природа человека: биологическое и духовное» (Ижевск, 2010 г.); X Файнбургские Чтения (г.Пермь, 2010 г.); Уральские социологические чтения (Челябинск, 2010 г.); «Практические задачи философии: ретроспектива и перспектива» (Екатеринбург, 2011 г.).
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания изучения жизненных ценностей и студенческой молодежи § 1. Жизненная ценность как социологическая категория
Ценности являются неотъемлемой частью любой культуры. Существует множество концепций и типологий ценностей. Само понятие «ценность» зачастую используется наряду с такими категориями как «благо», «идеал», «смысл». Исследовательское поле проблемы ценности формируется на стыке нескольких гуманитарных и социальных наук: социологии, культурологии, аксиологии, философии и др. Следовательно, в науке существует несколько подходов к рассмотрению категории «ценность».
Большая роль в формировании теоретико-методологической базы исследования ценностей принадлежит философскому подходу. Именно поэтому, наверное, категория «ценность» обсуждалась еще с древних времен. Рассмотрим философский подход к понятию «ценность».
Первые философские представления о ценности складываются в эпоху Античности, но несмотря на то, что философское исследование ценностей столь же старо, как и сама философия, понятие ценности было введено в философию только во второй половине XIX века. Суждения о различных видах ценности - о благе, добре, красоте, святости и т. п. - можно встретить и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у ренессансных мыслителей, и у философов Нового времени. Мы согласны с мнением В. Штерн о том, что: «Несомненно, Платон, Аристотель и другие великие философы, разрабатывая проблемы этики, эстетики...имели дело с ценностями, но они не осознавали, что добро, красота, польза и т. п. имеют нечто общее, что и должно стать предметом самостоятельной дисциплины»1. Однако рамки нашей работы не позволяют нам остановиться на философских представлениях
0 ценности, появившихся в эпоху античности и средневековья. Остановимся на
1 Stern W. Wertphilosophie, 1924, С. 147
наиболее значимых теориях для нашей работы, которые возникли в Новое время, когда «появились обобщающие представления о ценности как таковой»2.
В Новое время представления о ценности претерпевают изменения и уточнения. Р. Декарт заключает, что высшее благо - человек как носитель научного знания. Р. Декарт не отрицает и познавательной ценности опыта, но он видит его функцию исключительно в том, чтобы он приходил на помощь разуму там, где собственных сил последнего недостаточно для познания. Несомненно, философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры к освобождению от старых догм и построению новой науки и самой жизни «с чистого листа». Мы полагаем, что опыт (как процесс жизнедеятельности и социализации человека) необходим для процесса ценностной самоидентификации человека как личности и члена определенного общества. Феномен ценности находился и в сфере научных интересов И. Канта. Кант выделил две сферы — сферу должного и сферу сущего3. К сущему он относил то, что существует реально, дано в чувствах и может быть описано. Должного, как считал Кант, в реальности нет, оно может быть или не быть, так как зависит от множества разнообразных обстоятельств. Проблема ценности, по мнению Канта, должна быть выделена в особую философию ценностей для того, чтобы исследовать ценностную проблематику отдельно от сфер бытия и познания. На наш взгляд, трактовка ценностей И. Канта неопределенна и расплывчата. Однако мы отмечаем важность акцентуации И. Кантом проблемы исследования ценностей для выделения ее в отдельное направление философии.
Во второй половине XIX в. Г. Лотце реализует идею о выделении особой дисциплины, задача которой должна состоять в выяснении природы ценностей, их места в структуре отношения людей к миру. В методологии неокантианства
2 Каган М.С. Философия теории ценностей. СПб., 1997.
3 Кант И. Основы метафизики нравственности // Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. С.
528
значимую смысловую нагрузку несли термины философии Лотце «жизнь» и «ценность». Именно Г. Лотце ввёл философское понятие «ценности». Такие мыслители XIX—XX вв., как Ф. Брентано, В. Виндельбанд, В. Вундт, Э. Гуссерль, В. Дильтей, У. Джемс, Э.Ласк, Ф. Фреге, М. Хайдеггер, К. Штупф и др., испытали значительное воздействие учения Г. Лотце4. Подход Г. Лотце интересен, на наш взгляд, тем, что автор подвергает сомнению абсолютную ценность и науки, и души, не выступая при этом против них абсолютно: «Нельзя ублажаться верою в задушевный мир, не пользуясь на каждом шагу действительной жизни выгодами, предоставляемыми наукой и, стало быть, не признавая втихомолку ее истины; точно так же нельзя жить и наукой, не ощущая радостей и бед существования и не чувствуя себя опутанным со всех сторон нитями иного миропорядка, на который наука едва дает нам только самые скудные пояснения»5.
Здесь мы видим расхождение подхода Г. Лотце с идеями Р. Декарта, который особо выделял ценность научного знания. Г. Лотце отмечает, что систематика положительного знания появляется всегда поздно, жизнь и история не ждет ее. По мнению Лотце, наука только завершает жизненный подвиг, и будь это иначе, она бы не содействовала ему, а скорее перечила бы и мешала. Идея Лотце — подчиненность антропологическому вопросу всех тех проблем, которые предопределили программу трансцендентальной философии. Мы все производны от целостности человеческой жизни как высшей ценности бытия. При этом важно отметить, что Г. Лотце охотно пользовался для выражения своих убеждений формулой: мир ценностей есть ключ к пониманию мира форм. Истина познания заключается в том, что оно раскрывает смысл и назначение мира. То, что должно быть, является причиной всего существующего, а существующее служит для того, чтобы в нем реализовались
4 Лотце Г. Микрокозм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества. М., издание КСолдатенкова, 1866-1867.
5 Лотце Г. Основания практической философии . Спб., 1884
14
ценности. Человек возвышается над всяким животным развитием, по мысли Лотце, прежде всего потому, что он ставит вопрос о своем собственном существовании, своем существе и своем предназначении. Какова «значимость» человека? — вопрос, который волновал Лотце. Мы согласны с основной идей Г. Лотце о том, что сама человеческая жизнь является высшей ценностью бытия. Воззрения Г. Лотце несут важный практический смысл для рассмотрения выбранной для диссертации проблематики.
В рамках философского подхода к теории ценности можно выделить следующие направления: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и нормативизм.
К первому типу учений о ценности относятся взгляды А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюиса. Общим для них являются утверждения о том, что источник ценностей - в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. Так, С. Александер рассматривал ценности как некие «третичные качества» (наряду с первичными и вторичными качествами)6. Значительную роль в натуралистическом психологизме играет понятие стандартизации ценностей на основе весьма неопределенно понимаемой «полезности», или «инструментальности». Все, что обладает значением для индивида (социальной группы или всего человечества), является ценностью. С другой стороны, интерпретация ценности как эмпирически констатируемого феномена означает, в сущности, сведение ценности к факту, т. е. смешение ценности с предметной реальностью.
Представляют интерес аксиологические воззрения Ф. Ницше. Ф. Ницше представил всю историю западноевропейской философии как полагание
6 Space, Time and Deity. 1920, Vol. II, p. 428
ценностей. Он видел источник ценностей в «перспективности сущего»7. Мы также придерживаемся мнения, что ценности определяют развитие человека. Ценности полагаются человеком «из практических соображений, из соображений пользы и перспективы» и являются «пунктуациями воли», размеряющей и размечающей пути своего возрастания8. Мы согласны с мнением Ф. Ницше о том, что ценность есть в конечном счете просто то, что так или иначе признается волей значимым для себя. Наука, истина, культура оказываются в итоге только частными ценностями: они являются лишь условиями, в которых осуществляется порядок всеобщего становления -единственной подлинной реальности. И лишь само по себе становление не имеет ценности. Этот подход, на наш взгляд, не учитывает того факта, что становление есть неотъемлемая часть общего процесса жизнедеятельности человека, которое само по себе является ценностью. Однако, мы согласны с тем, что у каждого индивида есть свои ценности, так называемый индивидуальный набор жизненных ценностей, но не существует бесконечного количества ценностей, поэтому можно выделить общий круг ценностей, признаваемых неким количеством людей. Нам интересны именно жизненные ценности - как нечто приближенное к обыденной реальности, не исключающее идеальные представления и ориентации. В этом плане нам близок подход Ф. Ницше, где ценности полагаются человеком из практических соображений, из соображений пользы и перспективы и являются «пунктуациями воли», размеряющей и размечающей пути своего возрастания.
Истолкование сущего по преимуществу в свете ценностей привело в конце XIX века к появлению «философии ценностей» - направления неокантианства, связанного с именами В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Сам термин «аксиология» впервые употреблен в 1902 г. французским философом
7 Nietzsche F.Werke.Leipzig. 1894-1912. Bd. 15. § 12.
8 Nietzsche F.Werke.Leipzig. 1894-1912. Bd. 16. § 715.
П. Лапи, разделившим теорию морали на учение о ценностях и учение о благе9. Главная задача аксиологии — показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к «фактам» реальности.
Изначально проблема ценностей была связана с поиском «смысла, лежащего над всяким бытием»10. В. Виндельбанд и Г. Риккерт рассматривали ценность как нечто абсолютное, универсальное, регулирующее индивидуальную и социальную жизнь. При этом сущность ценностей усматривалась не в их фактичности, а в их всеобщей значимости, этот подход связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым» или трансцендентальным сознанием. Мы должны здесь уточнить, что ценности можно рассматривать как инструментальные и терминальные, тем самым, переводя категорию ценности в прикладное русло изучения. Будучи идеальными, ценности не зависят от потребностей и желаний личности. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью11.
На наш взгляд, сами ценности у Виндельбанда очень близки в своем значении к кантовским априорным формам или нормам, обладающим трансцендентальным характером и являющимися надвременными, внеисторическими и общезначимыми принципами, которые направляют и, таким образом, отличают человеческую деятельность от процессов, происходящих в природе. Ценности (истина, благо, красота, святость) — это то, с помощью чего конструируются и объективный мир научного познания, и культура, и с их помощью можно правильно мыслить. Субъективно же они осознаются в качестве безусловного долженствования, переживаемого с доказательной очевидностью12. Мы согласны, что частично проблема
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Социальная ценность здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществе2007 год, кандидат социологических наук Кирилюк, Оксана Георгиевна
Влияние религиозных ценностей на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи2023 год, кандидат наук Савицкая Юлия Петровна
Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии2009 год, кандидат социологических наук Биченко, Иван Григорьевич
Жизненные цели студенческой молодежи как регулятор социального поведения2008 год, кандидат социологических наук Митрюшин, Сергей Анатольевич
Структура и динамика ценностных ориентаций студенчества в условиях преобразования современного российского общества: (Региональный аспект)2000 год, кандидат культурол. наук Томилина, Наталия Юрьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Черкасова, Анастасия Анатольевна, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Американский характер: Очерки культуры США. Традиция в культуре / Науч. совет по истории мировой культуры РАН ; Отв. ред. О. Э. Туганова. — М. : Наука, 1998. — 413 с.
2. Аиисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. — М. : Мысль, 1988. — 253 с.
3. Аристотель. Этика / Аристотель ; Пер. Н. В. Брагинской, Т. А. Миллер. — М. : Изд-во ACT, 2002,—496 с.
4. Багиров Б.Б., Генин JI.B., Попов В.Г., Руденкин В.Н. Молодежь в условиях российских реформ: эволюция экономических, политических и духовных ориентаций. - Екб., 1993. - 346 с.
5. Бакрадзе К.С. Избранные философские труды. [Т.] 1 / К. С. Бакрадзе ; [ред. т. Буачидзе Т. А., Кодуа Э. И. — Тбилиси : Изд-во Тбилис. гос. ун-та, 1981. — 375 с.
6. Бовкун В.В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы : Монография / В. В. Бовкун. — М. : Высшая школа, 1988. — 144 с.
7. Большая советская энциклопедия: [В 30 т.]. Т. 16, Мезия - Моршанск / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — 616 с.
8. Боряз В. Молодежь. Методологические проблемы исследования. - Л., 1973. - 345 с.
9. Брожик В. Марксистская теория оценки : пер. со словац. / В. Брожик ; общ. ред. и послесл. Ю. Н. Солодухина. — М. : Прогресс, 1982. — 261 с.
10. Бурилкина С.А. Труд в системе жизненных ценностей населения провинциального промышленного города: тендерный анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / С. А. Бурилкина ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург : [Изд-во Магнитог. ун-та], 2006. — 23 с.
11. Бэр В. Молодежный кризис и молодежный протест. Штутгарт, 1982// РЖ Общественные науки за рубежом. Сер. 1. - М.: ИНИОН, 1983. - № 6.
12. Бахмастер В. Общественные школы (public school)// Факел 2002. - № 2.
157
13. Вардомацкий А. Аксио-биографическая методика// Социс, 1991. - № 5.
14. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения. М., 1969.
15. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. — М.: Юрист, 1994. 765 с.
16. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. М., 1990
17. Вильяме К. Молодежь как социальная проблема.// Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам Международной научной конференции. Россия, Москва, Институт молодежи, 24-26 ноября 1993 года/Ред. Криворученко В.К., Долгов B.B. - М.: Институт молодежи, «Социум», 1994.
18. Виндельбанд В. Прелюдии. М.: Гиперборея; Кучково поле. - 2007.
19. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек. // Соци.ис. 2006. -№6.
20. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург, 1995.
21. Социология молодежи : Учеб. пособие / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария и др.; Акад. гуманитар, наук РФ. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. — 576 с.
22. Воробьев С.В. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. - Нижний Новгород. -1991.
23. Гаврилюк В.Т., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный переход) // Социологические исследования. №1. - 2002.
24. Галюк А.Д. Представления молодежи о жизненном успехе: социологический анализ. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Екб. -2005.
25. Гамусова Ю.В. Социальные проблемы, ценн. Ориентации и жизненные планы современного студенчества. МГУ. - 2002.
26. Генин Л. В., Вишневский В. Ю., Кораблева Г. Б. Кадровый потенциал работы с молодежью // Социол. Исслед. 1997. № 10.
27. Глазкова И. Г. Ценностные основания образа жизни современного российского и американского студенчества : автореф. дис. ... канд. социол. Наук : 22.00.06, Екатеринбург: 2009.
28. Глазкова И.Г. Сходства и различия в образе жизни и образовательном поведении современных российских и американских студентов. Материалы. IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том второй. Общественные науки, г. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010.
29. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания, 1989.
30. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
158
31. Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта// Социол. Исслед. - М., 1991. - № 10.
32. Грунт Е.В. Проблема смысла жизни в истории западно-европейской философии (от античности до конца XIX века) / Е. В. Грунт. — Челябинск : ЧИРПО, 1996. — 159 с.
33. Грунт Е.В., Миронов Е.В., Русских JI.B., Трошкин Е.И., Бредихина Н.В. Проблемы здорового образа жизни и состояние здравоохранения в Челябинской области. Челябинск, 2006.
34. Гулыга A.B. Принципы эстетики / А. В. Гулыга. — М. : Политиздат, 1987. — 285 с.
35. Гор Д. Американская молодежь. М., 1990. 342 с.
36. Даффлон Д. Молодежь в России: портрет поколения на переломе. Вестник общественного мнения, № 5 (97) сентябрь октябрь, 2008.
37. Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: Эстетика преображения / В. Д. Диденко. — М. : Беловодье, 2005. — 288 с.
38. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия / О. Г. Дробницкий. — М.: Политиздат, 1967. — 349 с.
39. Душацкий JI.E. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социс, № 2, 1999.
40. Егоров В.К. История есть смена поколений. - М., 1986.
41. Жилина Л.Н., Фролова Н.Т. Проблемы потребления и воспитания личности. М., 1969.
42. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М., 1980. 264 с.
43. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.
44. Зобов P.A. Ценностные ориентации молодежи: истинные и ложные/Молодежь ¡тенденции социальных изменений. СПб, 2000.
45. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М., 2008.
46. Ивин A.A. Аксиология. Высшая школа, М., 2006.
47. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. - Л., 1974.
48.Исламшина Т.Г., Максимова O.A., Хамзина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов.//Социс №6, 1999.
49. Каган М.С. Философия теории ценностей. СПб., 1997.
50. Кант И. Основы метафизики нравственности // Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.
51. Карпухин Т.Г. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. // Социс №12,1998.
52. Кашин В. В России 440 000 богатых // Ведомости, № 188 (1962), 5 октября 2007.
53. Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. СПб., 2001.
54. Ковалева, А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы/ А.И. Ковалева, В.А. Луков. -М.: Социум, 1999.
55. Коган Л.Н. Жизнь в поколениях. Классика и современность. - Екатеринбург, 1991.
56. Коган Л.Н., Попов В.Г., Цыпленков В.Л. Социальные проблемы молодежи в начальный период перехода к рыночной экономике. - Екатеринбург: УрГУ, 1993.
57. Колонтай A.M. Студенты лохматые и студенты красные. М., 1992.
58. Кон И.С. К проблеме национального характера: История и психология. М.., 1971.
59. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов. - Вопросы психологии. 1995. № 5.
60. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6.
61. Левичева, В.Ф. Молодежь в границах концептуального дискурса современной социологии/ В.Ф. Левичева // Человек и общество: тенденции социальных изменений. М., 1998.
62. Леденцов Д.С. Ценности как фактор смысложизненных ориентаций современного российского студенчества и их динамика (на примере технических вузов города Иркутска). : автореф. дис. ... канд. социол. Наук : 22.00.04, Иркутск, 2007.
63. Лисовский В.Т. От поколения к поколению. Заметки социолога// Диалог. - 1994. - № 7.
64. Лисовский В.Т. Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб, 2000.
65. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб, 1996.
66. Лотце Г. Микрокозм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества. М., издание К.Солдатенкова, 1866-1867.
67. Лотце Г. Основания практической философии . Спб., 1884
68. Магун В., Руцнев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами// Вестник общественного мнения. Январь-февраль 2008, № 1 (93).
69. Магун В., Руднев М. Жизненные ценности населения Украины: сравнение с 23 другими европейскими странами. // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. — 2007. — № 3, № 4.
70. Магун B.C. Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития. Вып. I / Под ред. Т.И. Заславской и Л.А. Арутюнян. М., 1994.
71. Мангейм Карл. Диагноз нашего времени. М, 1994.
72. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
73. Мельникова Н.М. Поколение как общесоциологическая проблема// Философ. Науки. -1974.-№3.
74. Мкртчян, Г.М. Молодежь Москвы на рынке труда [Текст] / Г.М. Мкртчян, И.М. Чистяков //Социологические исследования. - 2000. - № 12
75. Моисеенко В. М. Динамика миграционной активности населения в современной
160
России // Вести. Моск. ун-та. Сер.: Экономика. 2001. № 4.
76. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития/Под ред. А. Козлова и Э. Саралиева. - М., 1991.
77. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей// Социол. Исследования. - М., 1989.-№ 4.
78. Молодёжь и демократизация советского общества: Социологический анализ. Под ред. С.А. Шавеля, О.Т. Манаева. - Минск: Навука тэхника, 1990.
79. Молодежь и современность. - Л., 1975.
80. Молодежь на рынке образовательных услуг: жизненные ценности и стратегии. [Электронный ресурс]. - http://siterium.trecom■tomsk■ 5и/роргауко/Роргау_10.Ь1т(дата обращения: 10.10.2011).
81. Молодежь: ориентации и жизненные пути : (на материалах социол. исслед. в Советской Прибалтике) / [М. X. Титма, М. Е. Ашмане, А. А. Матуленис и др.] ; Ин-т философии и права АН Латв. ССР, Ин-т философии, социологии и права АН Литов. ССР, Ин-т истории АН Эстон. СССР и др. ; [отв. ред. М. X. Титма]. - Рига : Зинатне, 1988. - 208 с.
82. Молодёжь новой России: Какая она? Чем живёт? К чему стремится? // 1 Аналитический доклад Российского независимого института социальных и национальных проблем по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта/ Л. Вызов, Н. Давыдова и др.; рук-ль группы М. Горшков.
83. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. — М.: Институт социологии РАН, 2007.
84. Молодежь: тенденции социальных изменений. Сб.статей. Спб., 2000.
85. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Журнал социологии и соц. Антропологии. 1998. Том 1, № 2.
86. Никольский Д. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.romic.ru/referats/0703.htm (дата обращения: 16.10.2010).
87. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей/под ред. Н.В. Бряник. Екатеринбург: Изд-во Урал.Ун-та, 2007. 285 с.
88. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
89. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры, М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000.
90. Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения. Екб. 1993.
91. Осипов Г.В; Российская социология в XXI веке. Доклад на II Всероссийском социологическом конгрессе. М., 2003.
92. Основы теории народонаселения. - М.: Высшая школа, 1986.
93. Павлов Б.С. Социально-классовая преемственность и воспитание молодых рабочих. -М, Наука, 1984.
94. Парсонс Т. Функциональная теория изменения./ М., 1994.
95. Перов И.М Неформальные молодёжные объединения/ http://www.romic.ru/referats/0701 .htm
96. Полутон СВ. Молодежь в системе социального воспроизводства: Социол. Анализ [Текст]. - Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 2000.
97. Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Диссертация на соиск. уч. Степ. Докт. Социол. Наук. - Екатеринбург, 1997.
98. Работа для американской молодежи. [Электронный ресурс]. - http://www.hr-zone.net/index.php?mod=news&go=print&id=250 (дата обращения: 10.10.2011).
99. Расширенный колл. доклад ИГИ МосГУ на Всероссийской научной конференции «Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры», Москва, 6-7 дек. 2007 г.) / Вал. А. Луков, В. А. Гневашева, Н. В. Захаров, Вл. А. Луков, С. В. Луков, О. О. Намлинская; отв. ред. Вал. А. Луков. —М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.
100. Резник, Ю.М. Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности, Социс 1995.
101. Риккерт Г. «Науки о природе и науки о культуре», М.: Республика, 1998.
102. Риккерт Г. О понятии философии. Логос. Кг.1. М., 1910. 33 с.
103. Розин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений//Философские науки, №6,1989.
104. Рокич М. Природа человеческих ценностей. - Нью-Йорк. - 1973.
105. Российская молодежь. [Электронный ресурс].-http ://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1999/vestniksf946/vestniksf946 000.htm (дата обращения: 10.10.2010).
106. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога, Ростов-на-дону, 1997.
107. Рубина Л.Я. Жизненные планы студенчества. // Социс. 1978. №3.
108. Рубина Л.Я. Об особенностях социологического анализа жизни студенческой молодежи. В кн. Тезисы к IV уральским социологическим чтениям. Пермь, 1982.
109. Рубина Л.Я. Советское студенчество М.: Мысль, 1981. 207 с.
110. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. - М.: Политиздат, 1988.
111. Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р. Социальные перемещения. М, 1970.
112. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М, 1996.
113. Сартр Ж.П. Воображаемое. Спб., 2002.
114. Сексуальное поведение российской молодежи М.Б.Денисенко. Далла Зуанна Ж.-П. [Электронный ресурс].-http://ecsocman.edu.ru/socis/msg/212039.html (Дата просмотра 19.12.10)
115. Селезнева И.П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации: автореф.дис....канд.
162
Пед.наук/И.П.Селезнева. Красноярск, 1998.
116. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
117. Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник, М„ 1988.
118. Соколов Э. В. Проблема моральных ценностей социальный прогресс. Л., 1968.
119. Солганова Е.И., Козлов В.Н., Грунт Е.В. Гражданская культура учащейся и студенческой молодежи Челябинской области: социологический анализ.Челябинск, Изд. Челяб.гос. Ун-та, 2009.
120. Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.
121. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-политический журнал, 1995, № 4.
122. Список жизненных ценностей-целей // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000.
123. Стожаров Л.С. Молодежь Крайнего Севера на переломе российских реформ: опыт социологического мониторинга в северном регионе, 1992-2005 гг. [Текст] / Б.С. Павлов, A.B. Стожаров, Л.С Тарабрина. - Екатеринбург; Надым, 2005
124. Тапарова Г.Т. Психологический анализ в социологии/Г.Т. Тапарова. М., 1993.
125. Титма М.Х. Молодое поколение / М. X. Титма, Э. А. Саар. — М. : Мысль, 1986. —254 с.
126. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки.// Американская социологическая мысль.М., 1994.
127. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. М., 1960.
128. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968.
129. Урланис Б.Ц. История одного поколения: социально-демографический очерк. -М., 1968.
130. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. -http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=23400Q4 (дата обращения: 10.10.2011).
131. Филиппов Ф.Р. Советсткое студенчество как общественная группа//Изменение социальной структуры социалистического общества. М., 1976.
132. Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации. Ростов н/Д, 2009.
133. Формирование жизненных ценностей и приоритетов. [Электронный ресурс]. http://www.family-planning.ru/?P=9&T=14 (дата обращения: 19.12.10).
134. Формирование мировоззренческой культуры молодёжи. Под ред. В.Г. Табачковского. - Киев: Наукова Думка, 1990.
135. Франкл В. Человек в поисках смысла : Пер. с анг. и нем. / В. Франки ; Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; Вступ. ст. Д. А. Леонтьева. — М. : Прогресс, 1990, —367 с.
136. Фромм Э. Революция надежды. О гуманизации технологического общества;
163
Избавление от иллюзий. Сопоставление взглядов Маркса и Фрейда : пер. с англ. / Эрих Фромм ; [авт. предисл. и отв. ред. П. С. Гуревич]. — М. : Айрис Пресс, 2005. — 344 с.
137. Ценностно-ориентационные взгляды молодежи. [Электронный ресурс]. http://www.ostu.ru/conf/soc2004/trend4/dankova.htm (дата обращения: 19.12.10).
138. Ценность брака. [Электронный ресурс], http://www.otvet.org.ua/print.php? pub3_id=103 (дата обращения: 19.12.10).
139. Ценность здоровья для молодежи. [Электронный ресурс]. http://pms.orthodoxy.ru/news/view.php?n=9699 (дата обращения: 19.12.10).
140. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси. - 1984. - 241 с.
141. Чавчавадзе Н.З. Человек - Культура - Ценности // Вопросы философии. - № 6. - 1981.
142. Черниченко Ю. Работающий американец. - 1986. - 246 с.
143. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве/ В.И. Чупров//Социол.исслед. 1998.
144. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.
145. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Певцова Е.А. Молодежь и кризис: диалектика неопределенности и определенности в социальном развитии. М., 2009.
146. Шапко В.Т. Актуальная культура российской молодежи : Дис. ... д-ра социол. наук: 02.00.06 / В. Т. Шапко ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : Б. и., 1997. — 262 с.
147. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей// Шелер М. Избранные произведения / Пер. Денежкина A.B., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф. М., 1994. - 438 с.
148. Шердаков В.Н. Аксиология и этика. Тбилиси, 1967. - 372 с.
149. Шереги Ф.Э., Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.-176 с.
150. Шереги, Ф.Э. Проблемы самореализации российской молодежи [Текст] / Ф.Э. Шереги // Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления. Сборник материалов /Научно- экспертный совет при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ. - М.: 2006.
151. Шубина O.A. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / О. А. Шубина ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 18 с.
152. Горяинов В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период.
153. Adelman С. Generation. A collage on youth-cult. - Hrmth, 1973.
154. Allen S. Some theoretical problems in the study of youth. Sociological Review, 1968.
155. Ausubel D.P. Das Judendalter. - Munchen, 1968.
156. Baker W. America's Crisis of Values: Reality and Perception. Princeton: Princeton University Press, 2005.
157. Bender Th. Community and Social change in America. Baltimore, 1992.
158. Bradford B. The World's Youth: Adolescence in Eight Regions of the Globe. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
159. Cohany. Where is my job? - N.Y., USA, 1986.
160. Cohen Patricia, Cohen Jacob. Life values and adolescent mental health. 1996.
161. Collier P., Horowitz 1. destructive generation: second thoughts about the sixties. -N.Y., 1989.
162. Cross-Cultural Research, 2011, vol. 45, № 2.
163. Curtis J., Baer D. Nations of Joiners: Explaining Voluntary Association Membership in Democratic Societies // American Sociological Review. 2001. Vol. 66.
164. Curtis J., Baer D. Nations of Joiners: Explaining Voluntary Association Membership in Democratic Societies // American Sociological Review. 2001. Vol.66
165. Duncan. Youth unemployment in America.-1984.
166. Educational Attainment. American Community Survey and Puerto Rico Community Survey. United States Census Bureau. - 2006.
167. Eisenstadt S.N. Von Generation zu Generation. - Munchen, 1966.
168. Elliott Currie, Jerome H. Skolnick. America's problems. USA, 1988.
169. Freeman. The causes and consequences of unemployment. 1987.
170. Frith S. The Sociology ofYouth. London: Open University Press, 1984.
171. Herbert J. Walberg. American education: diversity&research. -1980.
172. World Fact Book [Электронный ресурс]. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/us.html (дата обращения: 10.10.2011).
173. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic, and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton University Press, 1997.
174. Lipset S. M. Canada and the United States: The Cultural Dimension. Ontario: Prentice-Hall, 1985.
175. MacReady W.C., Greely A.M. Ultimate Values of American population. L., 1986.
176. Manheim K. The problem Generations// Manheim K. Essays on the Sociology of Knowledge. - London, 1952.
177. Maslow A. Towards a Psychology of Being. J. Wiley & Sons, 1998.
178. Nietzsche F.Werke.Leipzig.1894-1912. Bd. 15. § 12.
179. O'Toole, J., Chairman. Work in America. Cambridge, Mass.:MIT Press, 1972
180. Omelchenko Y. Russian Youth Scenes at the Turn of the 21st Century, or How the Yobs are Driving out the Informals // Kultura. 2005. November, www.kultura-rus.uni-bremen.de
181. Parsons T. The social system. - L., 1951.
182. Schwartz, Shalom H. Universals in the Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries. Advances in Experimental Psychology, 1992.
183. Scott J, Marshall G. Oxford Dictionary of Sociology, Oxford University Press, 2005.
184. Shelsky H. Die skeptische Generation. - Dusseldorf, 1963.
185. Social Stratification in the BRIC Countries: Changes and Perspectives. Beijing, China: Social Science Academic Press, 2011
186. Space, Time and Deity. 1920, Vol. II, p. 428
187. Statistical Abstract of the United States. 116Th Edition, 1996.
188. Stern W. Wertphilosophie, 1924, C. 147
189. The Adolescent Experience: European and American Adolescents in the 1990s. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1999.
190. Thomas Aquinas. Summa theologiae. l.q.4. C.l
191. U.S. Commission on Civil Rights. USA, 1980.
192. Yankelovich D. America's values: change and stability // Public Opinion. 1984. Vol. 6
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.