Жанровый канон симфонической поэмы и его преломление в инструментальной музыке XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Аппалонова, Ирина Викторовна

  • Аппалонова, Ирина Викторовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Уфа
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 224
Аппалонова, Ирина Викторовна. Жанровый канон симфонической поэмы и его преломление в инструментальной музыке XIX - начала XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Уфа. 2009. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Аппалонова, Ирина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА - НОВЫЙ ЖАНР РОМАНТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ. ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ.

1.1.Жанровые истоки симфонической поэмы.

1.2.Содержательный канон симфонической поэмы.

Глава 2. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ КАНОН СИМФОНИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРЕЛОМЛЕНИЯ.

2.1. Драматургический канон симфонической поэмы в творчестве

Ф. Л иста.

2.2. Претворение драматургического канона симфонической поэмы в постлистовскую эпоху.

Глава 3. КОМПОЗИЦИОННЫЙ КАНОН СИМФОНИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

3.1. Типы совмещения композиционных функций в симфонической поэме.

3.2. Метод монотематизма и лейтмотивная техника в симфонической поэме.

Глава 4. СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА: К ПРОБЛЕМЕ

МЕЖДУ ЖАНРОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.

4.1. Симфоническая поэма и академические жанры.

4.2. Симфоническая поэма и фольклорные жанры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровый канон симфонической поэмы и его преломление в инструментальной музыке XIX - начала XX века»

Актуальность. Симфоническая поэма - знаковый жанр эпохи романтизма, концентрирует в себе основные принципы музыкального и шире - художественного мышления того времени. Ее роль сопоставима со значением фуги и concerto grosso в эпоху Барокко, сонаты и симфонии в XVIII - начале XIX столетия.

Многие специфические аспекты симфонической поэмы рассматриваются исследователями в связи с особенностями эстетики романтизма (концепция синтеза искусств). Данный жанр также освещается в научных монографиях, посвященных творчеству крупнейших композиторов-романтиков: Ф.Листа (Я.Мильштейн), А.Дворжака (В.Егорова), Р.Штрауса (Э.Краузе), А.Скрябина (В.Дельсон) и др. Проблемы драматургии и формообразования романтических поэмных форм поднимаются в трудах В.Бобровского, Л.Мазеля, В.Цуккермана.

Вместе с тем, жанр симфонической поэмы — как и романтическая эпоха в целом — в определенной степени продолжает оставаться terra incognita. В данном контексте особенно актуальным представляется наблюдение А.Михайлова, отмечавшего, что «XIX век, который казался и кажется столь близким и понятным <.->, на самом деле <.> оборачивается одним из самых загадочных <.> в новейшей истории. Надо снова и снова входить в этот мир, который становится все менее <.> известным» [105, 854-855].

Симфоническая поэма, возникшая в русле романтического программного симфонизма, наглядно отражает дуализм романтического мировосприятия. С одной стороны, данный жанр характеризуется особой ин-дивидуализированностъю всех составляющих компонентов — содержания, драматургии и формы, подчиненных логике внемузыкального прототипа. С другой - симфоническая поэма опирается на систему специфических закономерностей, образующих ее «жанровый канон» (М.Бахтин).

Вместе с тем, симфоническая поэма как целостное явление до настоящего времени не получила системного теоретического обоснования. Необходимо отметить, что подобный подход позволяет выявить особенности соотношения общего и индивидуального, сформулировать константные принципы жанра, показать специфику их преломления в процессе эволюции и, в результате, расширить сложившиеся представления о.симфонической поэме и об эпохе романтизма.

Объектом исследования в данной работе является симфоническая поэма - один из ключевых жанров романтической эпохи.

Предметом изучения становится процесс формирования и эволюции симфонической поэмы, которая рассматривается сквозь призму соотношения- константных и изменяющихся компонентов.

Материал исследования составляют симфонические поэмы Ф.Лис-та, выступающие своеобразной точкой отсчета в истории жанра, а также более поздние его образцы в творчестве западноевропейских композиторов (Р.Штраус, С.Франк, К.Сен-Санс, А.Шёнберг, О.Респиги) и представителей национальных композиторских школ - чешской (Б.Сметана;. А.Дворжак), венгерской (Б.Барток), финской (Я.Сибелиус). В поле зрения одновременно попадают отдельные симфонические поэмы русских композиторов (А.Скрябин, С.Рахманинов и др.).

Автором диссертации было проанализировано свыше 50 симфонических поэм XIX - начала XX века. Причем, для построения научной концепции акцент был сделан на произведениях, обозначенных композиторами как симфоническая поэма или сочинениях, которые, по мнению большинства исследователей, относятся к данному жанру.

Цель диссертации - выявить жанровый канон симфонической поэмы и проследить особенности его преломления в творчестве представителей разных стран и национальных культур.

Поставленная цель обусловливает ряд научных задач:

- рассмотреть особенности литературной романтической поэмы — внемузыкального прототипа жанра - и обобщить ее основные закономерности, созвучные симфонической поэме;

- обозначить музыкальные истоки жанра симфонической поэмы;

- определить этапы становления и развития симфонической поэмы;

- сформулировать главные принципы содержательного канона симфонической поэмы;

- систематизировать основные источники программы, «сквозные» идеи, темы, образы, а также обозначить типы программности, характерные для данного жанра;

- рассмотреть типологические закономерности драматургического канона симфонической поэмы и определить специфику драматургических процессов в симфонических поэмах Ф.Листа и более поздних образцах жанра;

- раскрыть основные принципы композиционного канона симфонической поэмы и проследить особенности их интерпретации;

- изучить проблему междужанровых взаимодействий с участием симфонической поэмы, характерных для последней трети XIX - начала XX века.

Методологическая и источниковедческая база. Цель и задачи диссертации определяют выбор методологических механизмов и их комплексное применение. В работе используются принципы культурологического, системного, стилевого, сравнительного анализа. Приоритетным становится исторический подход, традиционный для отечественного музыкознания в целом.

Однако методологической доминантой оказывается функциональная теория музыкальной драматургии и формы В.Бобровского, с позиции которой анализируются содержательные и композиционно-драматургические процессы, характерные для симфонической поэмы.

Тема диссертации предполагает обращение к трудам, посвященным проблемам канона в самых разных областях (культурология, литературоведение, музыка), где он рассматривается на разных уровнях:

- канон как художественно-эстетический феномен [89, 90, 55];

- взаимоотношение канона и эвристики [91, 92, 161];

- жанровый канон [13, 1];

- своеобразие канонических моделей отдельных жанров фольклора (волшебная сказка, миф) [83, 121], академической музыки (симфония, концерт) [6, 46].

При этом, методологически важным представляется выявить соотношение дефиниций канон и жанр, осмыслить феномен э/санрового канона. Художественный канон в настоящей диссертации рассматривается в соответствии с научной позицией А.Лосева как «совокупность законов и правил, которые являются нормой и образцом для всех художественных произведений данного рода» [89, 418].

Под музыкальным жанром, согласно концепции В.Цуккермана, понимается «вид музыкального произведения, которому присущи определенные черты содержания, который связан с определенным жизненным назначением и типом исполнения» [170, 60-61]. В то же время, особый интерес в контексте работы вызывает определение музыкального жанра Е.Назайкинского, в известной степени приближающее к пониманию феномена жанрового канона: «Жанр - это многосоставная, совокупная генетическая <.> структура, своеобразная матрица, по которой создается то или иное художественное целое» [109, 94-95].

В целом, авторская позиция по проблеме жанрового канона окончательно сложилась под влиянием теории М.Бахтина, который интерпретирует данное явление в качестве «определенной системы устойчивых и твердых жанровых признаков» [13, 452].

Результатом изучения разных подходов к проблеме канона и жанра становится определение жанрового канона симфонической поэмы

ЖКСП), рассматриваемого в диссертации как единая система, объединяющая различные параметры-уровни: содержательный, драматургический и композиционный. Причем, каждый уровень, в свою очередь, также заключает в себе определенный комплекс характерных для него константных закономерностей («канон в каноне»).

Особую методологическую значимость приобретают исследования, непосредственно посвященные литературной романтической поэме, вне-музыкальному прототипу симфонической поэмы [50, 97, 112]. В этом ряду, прежде всего, выделяется монография «Байрон и Пушкин» В.Жирмунского, где рассматривается жанровый канон лирической (байронической) поэмы и своеобразие его преломления в творчестве А.Пушкина.

Для обоснования содержательного канона симфонической поэмы автор апеллирует к музыковедческим трудам по проблеме программности. Концептуальное значение в диссертации приобретает классификация видов программности, разработанная в статье В.Бобровского «Программный симфонизм Д.Шостаковича» [18], основные положения которой впоследствии получили развитие в трудах Ю.Хохлова [163], Г.Крауклиса [71] и др.

Объектом серьезного изучения одновременно являются исследования, посвященные категории музыкального содержания, охватывающие как теоретические [161, 59], так и художественно-эстетические ее аспекты [76]. Научные работы по проблемам музыкальной семантики О.Захаровой [52], Е.Чигаревой [174], Л.Шаймухаметовой [175] и др. помогли «реконструировать» сюжетно-ассоциативный ряд, прежде всего, в симфонических поэмах с конкретным типом программности.

При рассмотрении драматургической специфики симфонической поэмы потребовался «экскурс» в область литературоведения и, прежде всего, обращение к классическим трудам Г.В.Ф.Гегеля [35] и В.Белинского [15], освещающим онтологические свойства трех главных родов литературы: эпос-лирика-драма. Дополнением к ним послужили исследования более позднего времени, непосредственно посвященные феномену лирики [37], эпоса [88].

Среди научных работ по музыкальной драматургии [146, 172] особое место занимают монография В.Бобровского «Функциональные основы музыкальной формы» [20] и статья Л.Мазеля «Некоторые черты композиции в свободных формах Ф.Шопена» [93]. Драматургическая концепция В.Бобровского, его классификация основных типов драматургии, наряду с выявленными Л.Мазелем композиционно-драматургическими закономерностями поэмных форм, послужили теоретическим фундаментом главы о драматургическом каноне симфонической поэмы.

Композиционный канон симфонической поэмы разрабатывался в соответствии с фундаментальными теоретическими трудами, посвященными вопросам музыкального формообразования [79, 95, 128, 162, 165, 166]. При этом принималась во внимание позиция отдельных авторов (Л.Мазель, В.Холопова, Т.Кюрегян) по проблемам типологии, структурного своеобразия свободных смешанных (индивидуализированных) форм. Кроме того, осмыслению разнообразных композиционных процессов, обусловленных особенностями содержания симфонической поэмы, способствовало учение В.Бобровского о переменности функций музыкальной формы [17].

Историко-теоретической базой диссертации становятся важнейшие исследования по истории западноевропейской и русской музыки XIX - начала XX века. При этом, особую научно-практическую ценность имеют работы Г.Крауклиса [72, 73], Г.Орджоникидзе [116], О.Шоурека [196], Э.Танцбергера [197], непосредственно посвященные жанру симфонической поэмы в творчестве Ф.Листа, Р.Штрауса, А.Дворжака, Я.Сибелиуса и др.

Отдельную методологическую область составляют ставшие классическими теоретические труды отечественных музыковедов, поднимающие вопросы жанра и стиля [87, 106, 109, 139, 144, 150, 170], исследования по классико-романтической гармонии [94, 78], мелодике [179] и темообразованию [19, 129]. На этой основе в работе осуществляется анализ музыкальных процессов, происходящих на разных функциональных уровнях симфонической поэмы второй половины XIX - начала XX века.

Научная новизна диссертации обусловлена избранным ракурсом и методологией исследования.

Новым является системный взгляд на симфоническую поэму как на целостный текст, образующий ЖКСП, который получает индивидуальное преломление в различных образцах. Рассмотрение путей исторической эволюции симфонической поэмы, определение границ соответствующих этапов способствует расширению представления о «судьбе» данного жанра.

Новым аспектом в изучении симфонической поэмы становится систематизация типов ее драматургии, композиции с точки зрения теории функциональности, а также выявление механизмов взаимодействия драматургических и композиционных функций в зависимости от типа программы и логики развертывания сюжета. В результате раскрываются особые композиционные закономерности симфонической поэмы, связанные, в частности, с различными модуляционными процессами, не отмечавшиеся исследователями прежде.

Новой также оказывается рассматриваемая в работе проблема междужанровых взаимодействий и образования микстовых жанровых структур с участием симфонической поэмы. Одним из проявлений научной новизны может служить классификация лейтмотивов, применяемых в рамках жанра симфонической поэмы, составленная по аналогии с существующей в музыкознании типологией лейтмотивов в операх Р.Вагнера (работы Б.Штейнпресса).

Применение комплексной методологии к анализу симфонической поэмы дает возможность с новых позиций взглянуть на произведения широко изученные и ставшие, подчас, хрестоматийными («Прелюды», «Тас-со» Ф.Листа).

Кроме того, впервые в системном ракурсе исследуются сочинения, которые вплоть до наших дней не получили подробного освещения в музыковедческой литературе (симфонические поэмы Г.Вольфа, К.Сен-Санса, Б.Бартока, О.Респиги и др.).

Понятийно-терминологический аппарат. В процессе работы над темой исследования возникает необходимость уточнения понятийно-терминологического аппарата. Прежде всего, имеются в виду понятия художественное содержание и художественный образ, музыкальный текст, музыкальная форма и музыкальная композиция, поэма и поэм-ность.

Под художественным содержанием, в соответствии с классическими традициями отечественного музыкознания, понимаются «художественно отраженные в произведении явления и процессы действительности, их характер; мысли, чувства, устремления людей» [95, 20]. В свою очередь, художественный образ «содержит <.> обобщенное отражение действительности, данное через конкретное, чувственно воспринимаемое <.> явление» [95,10].

Опираясь на теоретические труды последних лет и, в частности, исследование М.Арановского, автор диссертации трактует музыкальный текст как широкое и емкое понятие, «которое включает в себя некоторые важные реалии самой музыки, а именно - ее структуру и ее смысл» [4, 7].

Музыкальная форма понимается в русле классического академического музыкознания как «целостная, организованная система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения» [95, 21]. Используя понятие музыкальной композиции, автор следует определению Е.Назайкинского, с позиции которого данный феномен — есть «реализованный в произведении временной план его развертывания, характеризующийся в рамках высшего масштабно-временного уровня восприятия особым ритмом в последовании частей, их функциональными соотношениями <.>» [108, 49].

Поэма представляет собой определенный музыкальный жанр, сложившийся в эпоху романтизма, в то время как поэмностъ - более широкое понятие - общее характерное свойство романтической музыки, «метод композиции», «принцип нового строения музыкальных форм» [10, 117]. Проникая в разные жанры и формы, данный метод приводит к возникновению особых — свободных смешанных форм, известных также как поэмные (балладные) [93].

Исследование проблемы содержания симфонической поэмы обусловливает применение некоторых понятий из области литературоведения и, в частности, теоретической поэтики - «науки о строении, структуре отдельных художественных произведений» [97, 3], ключевыми категориями которой являются тема — идея, сюэ/сет - фабула, герой — персонаж. Автор обращается к определениям данных понятий в трудах Б.Томашевского [155], Н.Тамарченко [153], В.Хализева [160] и др.

В частности, тема трактуется в диссертации как «единство значений отдельных элементов произведения. Она объединяет компоненты художественной конструкции, обладает актуальностью и вызывает интерес читателей» [155, 176-178]. В понятии художественная идея акцентируется интерпретация и оценка композитором, писателем и др. определенных жизненных явлений, «воплощение философического взгляда на мир в его целостности» [160, 64-65].

В свою очередь, понятия сюжет («художественно построенное распределение событий в произведении») [155, 181-182] и фабула («совокупность событий в их взаимной внутренней связи») [там же, 180] рассматриваются в качестве синонимов — так же, как и понятия герой («главное действующее лицо, «носитель основного события» (М.Бахтин) в произведении») и персонаже («любой субъект действия») [153, 249].

Теоретическая и практическая значимость. Данная работа актуализирует общую для отечественной культурологии проблему канона применительно к жанру симфонической поэмы. Наблюдения над композиционно-драматургическими закономерностями симфонической поэмы позволяют расширить представления о функциональных основах музыкальной драматургии и формы. Наконец, системный подход к симфонической поэме в целом способствует обогащению сложившейся к настоящему времени теории музыкальных жанров.

Материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах Истории зарубежной музыки, Истории отечественной музыки, Анализа музыкальных произведений, а также Истории мировой художественной культуры в высших и средних специальных учебных заведениях. Положения, выносимые на защиту:

- основу жанра симфонической поэмы, несмотря на присущую ему свободу и индивидуализированность, составляет жанровый канон, который формируется в творчестве Ф.Листа;

- канонические свойства жанра проявляются на разных уровнях поэмы как текста - содержательном, драматургическом, композиционном;

- обновление листовского канона, характерное для последней трети XIX - начала XX века, отражает магистральные тенденции художественной культуры эпохи;

- в постлистовский период симфоническая поэма — как самостоятельный жанр - вступает во взаимодействие с другими жанрами (симфония, концерт, сюита и др.), что приводит к возникновению миксто-вых жанровых структур.

Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре теории музыки Уфимской государственной академии искусств им. З.Исмагилова и была рекомендована к защите.

Отдельные положения работы послужили основой для докладов, прочитанных на Международной и Всероссийских научно-практических конференциях: «Музыкальное содержание: наука и педагогика» (Уфа, 2004), «Художественный текст. Автор и исполнитель» (Уфа, 2006), «Актуальные проблемы современного музыкознания: композиторское творчество, исполнительство, образование» (Уфа, 2007).

Результаты исследования опубликованы в шести статьях (две из них - в журналах, рецензируемых ВАК). Общий объем опубликованных работ составил 3, 1 п.л.

Структура работы. Диссертация содержит Введение, четыре главы, разделенные на параграфы, Заключение, Список использованной литературы и два Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Аппалонова, Ирина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программная симфоническая поэма, сложившаяся в творчестве Ф.Листа, изначально позиционирует себя как микстовый жанр, синтезирующий достижения разных видов искусств (литературы, живописи и музыки), тем самым «резонируя с общеромантическим пафосом нарушения границ» [32, 27].

Жанровый канон листовской симфонической поэмы — это сложная, многоуровневая система, главные параметры которой (содержание — драматургия - форма) также имеют свою иерархию.

Содержательный канон симфонической поэмы предполагает:

- наличие определенных источников программы (произведения литературы, живописи);

- конкретный круг сюжетов и образов, как правило, отличающихся особой художественно-эстетической, философской значимостью;

- обобщенный подход к интерпретации сюжета.

К числу «составляющих» драматургического канона симфонической поэмы относятся:

- драматургическая поликомпонентность, с различными сопряжениями внутри классической «триады» эпос — лирика — драма, обусловленными содержанием внемузыкального прототипа;

- многоэлементная (множественная) драматургия, отражающая чередование собственно музыкальных «событий»;

- драматургический принцип «полуволны», который, благодаря своей восходящей направленности, подготавливает финальный апофеоз.

Отличительными чертами композиционного канона симфонической поэмы, подчиненного сюжетно-драматургическим перипетиям внемузыкального первоисточника, становятся:

- полифункциональность формы, синтезирующей (в различных вариантах) закономерности сонатной, циклической, вариационной, рон-дальной, контрастно-составной структур;

- постоянное или подвижное совмещение функций, порождающее разнообразные композиционные модуляции и эллипсисы;

- особое значение метода монотематизма, способствующего композиционно-драматургическому единству произведения.

Главную тенденцию эволюции симфонической поэмы в постлистов-ский период можно определить как «обновление в рамках канона» (М.Ара-новский).

На содержательном уровне происходит расширение спектра внему-зыкальных прототипов жанра, среди которых - области философии, архитектуры; «подключение» новых сюжетных мотивов (комических, автобиографических).

Интерес к фольклору, обусловленный развитием национальных композиторских школ, предопределяет обращение к мифологии различных европейских культур (предания, легенды, сказки), а также «актуализацию» пейзажных, народно-жанровых образов.

При этом, наблюдается переход к программности последовательно-сюжетного типа, подчас чрезвычайно детализированной, что проявляется на разных уровнях художественного текста симфонической поэмы и в отдельных сочинениях приводит к прямолинейной трактовке внемузыкаль-ного первоисточника. (Углубленная, философско-метафорическая интерпретация сюжетов в постлистовскую эпоху встречается сравнительно редко).

Обновление драматургического канона симфонической поэмы, в первую очередь, связано с усилением эпического компонента в триаде эпос - лирика - драма и обусловлено особым вниманием композиторов к народному устно-поэтическому творчеству. Кроме того, обращение к литературной балладе, «преемнице» фольклорных жанров, становится причиной появления драматургических модуляций из эпоса-лирики в драму.

Концентрация на одном образе-идее, апелляция к вечным онтологическим проблемам, определяющим сущность человеческого Бытия (дихотомия «жизнь-смерть», «добро-зло»), а также специфика их воплощения на рубеже XIX — XX веков влечет за собой возникновение в рамках симфонической поэмы новых типов драматургии: moho-, парной, волновой. Причем, доминирующая роль волновой драматургии, с ярко выраженными экстенсивными чертами, открывает путь в XX столетие — к сочинениям Д.Лигети, К.Штокхаузена, А.Шнитке, Э.Денисова, С.Губайдулиной и др.

В интерпретации композиционного канона симфонической поэмы в постлистовскую эпоху обнаруживаются две тенденции: к усложнению и упрощению.

Первая обусловлена привнесением формообразующих принципов других жанров, с которыми активно взаимодействует симфоническая поэма (от симфонии, концерта — до народной сказки). При этом, объединению многочисленных структурных компонентов способствует метод лейттематизма, широко востребованный на рубеже XIX — XX веков благодаря «тотальному» увлечению творчеством Р.Вагнера.

Противоположная тенденция — к упрощению композиционного канона симфонической поэмы — связана с ослаблением роли сонатности, цикличности, которые «вытесняются» более «простыми» формами, что, прежде всего, характерно для представителей национальных композиторских школ.

Параллельно осуществляется процесс обновления музыкальной лексики симфонической поэмы, отражающей разнообразные стилевые искания композиторов рубежа веков. Так, романтическая лексика в сочетании со специфическими ладовыми структурами, жанрами-репрезентантами национальных школ, а также оркестровыми приемами, воссоздающими принципы игры на народных инструментах, органично передает сказочнолегендарную атмосферу поэм А.Дворжака, Я.Сибелиуса. Более радикальное обновление музыкального языка — свойственно для произведений А.Скрябина, А.Шёнберга.

Вершина эволюции романтической симфонической поэмы совпадает с возникновением микстовых жанров, объединяющих на паритетных началах: симфоническую поэму с другими жанрами академической музыки (симфония, концерт, сюита) и фольклора, (песня; сказка). Примечательно,-что эта закономерность была «предугадана» самим ФШйстом, писавшем о «новых, дотоле неизвестных жанрах, которые, развиваясь и смешиваясь <.> с другими, идут навстречу своему закату.» [32, 26].

Судьба» симфонической поэмы в XX веке складывается-достаточно противоречиво, поскольку одновременно наблюдается ослабление интереса к жанру и его «возрождение».

Вытеснение симфоническойпоэмына «периферию» жанровой системы XX века происходит в условиях новых стилевых направлений, которые являются «реакцией на романтизм» (неофольклоризм, неоклассицизм, необарокко). Также это связано с глубинными изменениями в области музыкального языка (распад тональной системы), обновлением композиторской техники (додекафония, микрохроматика, сонористика и др.).

Негативное отношение к ключевому жанру романтической эпохи отчасти проясняет А.Шёнберг: «Лист-роеГ подавлял в себе этого поэта, позволяя слишком многое привносить другому поэту. Он, воспринимавший форму как формализм, создал гораздо худший формализм <.>, ибо в лис-товских формах, найденных разумом, никогда не обитало живое существо» [180, 264].

Среди немногочисленных примеров жанра симфонической поэмы, создаваемых в условиях тотального эксперимента второй половины XX столетия, особенно выделяются «Vox Maris» («Голос моря», 1951) Дж.Энеску, «Фрески Пьеро делла Франческа» (1955) и «Параболы» («Притчи», 1958) Б.Мартину. Наконец, ярко выраженной «альтернативой канону» оказываются «радикальные» опусы Э.Вареза («Электронная поэма» для магнитной ленты, 1958) и Д.Лигети («Симфоническая поэма для ста метрономов», 1962).

Ренессанс» программной симфонической поэмы совпадает с периодом активного формирования новых профессиональных композиторских школ в республиках бывшего СССР (1930 - 1960-е гг.).

Процесс интенсивного освоения европейских жанров и форм на фольклорном материале преимущественно происходит через «малые» жанры и одночастные формы симфонической музыки, подготавливая возникновение национальной симфонии. Отсюда - многочисленные образцы симфонической картины, фантазии и поэмы (симфонические поэмы «Ган-дегили» Г.Киладзе, «Звиадаури» и «Миндия» Ш.Мшвелидзе, «Моя Родина» В.Мухатова, «Аксак кулан» и «Утро Темиртау» Г.Жубановой и многие другие).

При этом, наблюдается упрощение жанрового канона симфонической поэмы на всех уровнях, нивелирование ее жанровых признаков. Результатом оказывается возвращение к предлистовскому периоду в истории жанра — к основным принципам програлшной симфонической увертюры. Отметим, что сюитный характер поэмы-увертюры, господство цитатного или воссозданного по фольклорной модели тематизма, экспозиционного изложения, контрастного (не конфликтного) типа драматургии обусловлены спецификой жанрово-этнографического мышления, свойственного для данной стадии развития молодых национальных культур [141, 50].

Ослабление роли симфонической поэмы в музыке XX века отчасти «компенсируется» возникновением микстовых жанровых структур, где она выступает в качестве одного из компонентов («Концерт-поэма» Р.Леденё-ва, «Поэма-сказка» С.Губайдулиной), а также особым функциональным значением «новой поэмности» (Г.Григорьева) в одночастных композициях концертов и симфоний (А.Шнитке, Э.Денисов, Е.Подгайц и др.).

Характерная для XX столетия тенденция к синтезу вокального и инструментального начал предопределяет появление вокально-симфонической поэмы («Колокола» С.Рахманинова, «Поэма памяти Сергея Есенина» Г.Свиридова, «Родная сторона» Р.Леденёва), главной особенностью которой становится отказ от листовского канона, близость «к литературной форме поэмы <.> где имеется крупный эпический элемент наряду с лирикой» [134].

Обозначенные процессы можно в целом охарактеризовать как возвращение к истокам.

138

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Аппалонова, Ирина Викторовна, 2009 год

1. Аверинцев С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации / С.С. Аверинцев // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения / С.С. Аверинцев. - М.: Наука, 1986. - С. 104-116.

2. Акопян, И.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л.О. Акопян. М.: Практика, 1995. - 256 с.

3. Александрова, В.Н. Ян Сибелиус (очерк жизни и творчества) /

4. B.Н. Александрова, Е.Ф. Бронфин. -М.: Музгиз, 1963. 152 с.

5. Арановский, М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства / М.Г. Арановский. М.: Композитор, 1998. - 342 с.

6. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: сб.ст. / Ред.-сост. М.Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. - С. 90-125.

7. Арановский, М.Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов / М.Г. Арановский. Л.: Сов. композитор, 1979.-287 с.

8. Арановский, М.Г. Симфония и Время / М.Г. Арановский // Русская музыка и XX век / ГИИ МК РФ; ред.-сост. М.Г. Арановский. М., 1997.1. C. 303-370.

9. Арановский, М.Г. Что такое программная музыка? / М.Г. Арановский. — М.: Музгиз, 1962. 119 с.

10. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1971. -376 с.

11. Асафьев, Б.В. Симфонические поэмы Чайковского / Б.В. Асафьев // О симфонической и камерной музыке / Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1981. -С. 117-128.

12. Байрон, Дж.Г. Избранное / Дж.Г. Байрон. М.: Просвещение, 1984. -383 с.

13. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. — М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.

14. Бобровский, В.П. Программный симфонизм Шостаковича / В.П. Бобровский // Музыка и современность: сб. ст. М.: Музыка, 1965. — Вып. З.-С. 32-67.

15. Бобровский, В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. В 2 вып. Вып. 1 / В.П. Бобровский. М.: Музыка, 1989. - 268 с.

16. Бобровский, В.П. Функциональные основы музыкальной формы /

17. B.П. Бобровский. -М.: Музыка, 1977. 332 с.

18. Богоявленский, С.Н. Итальянская музыка первой половины XX века. Очерки / С.Н. Богоявленский. Л.: Музыка, 1986. — 144 с.

19. Браиловский, М. Сибелиус / М. Браиловский // Музыка XX века. Очерки. В 2 ч. Ч. 1, кн. 2 / Ред. Д.В. Житомирский. М.: Музыка, 1976.1. C. 326-388.2Ъ.Брянцева, В.И. С.В. Рахманинов / В.Н. Брянцева. — М.: Сов. композитор, 1976.-645 с.

20. Бэлза, И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка. Очерки / И.Ф. Бэлза. М.: Музыка, 1985. - 200 с.25 .Бэлза, И.Ф. История чешской музыкальной культуры. В 3 т. Т. 2 / И.Ф. Бэлза-М.: Наука, 1973. -210 с.

21. Вачнадзе, М.А. Ян Сибелиус / М.А. Вачнадзе. М.: Сов. композитор, 1963.-80 с.

22. Веселовский, А.Н. Избранное: Историческая поэтика / А.Н. Веселов-ский. -М.: РОССПЭН, 2006. 688 с.

23. Т&.Власова, И.О. Творчество Арнольда Шёнберга / Н.О. Власова. — M.: URSS, 2007.-528 с.

24. Вольтер, Н. Символика Прометея / Н. Вольтер // А.Н. Скрябин. 19151940: сб. к 25-летию со дня смерти / Гос. музей А.Н. Скрябина. M.-JL: Музгиз, 1940.-С. 116-144.

25. Ъ\.Воронова, М.М. Симфоническая поэма Листа в ее связях с литературной романтической поэмой / М.М. Воронова // Памяти Н.С. Николаевой: сб.тр. / МГК им. П.И. Чайковского; ред.-сост. Е.М. Царева, И.В. Коже-нова.-М., 1996.-Сб. 14.-С. 34-41.

26. Габай Ю. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма / Ю. Габай // Проблемы музыкального романтизма: сб. тр. / ЛГИТМиК; ред. А.Л. Порфирьева. Л., 1987. - С. 5-30.

27. ЪЪ.Гамрат-Курек, В.Г. «Моя Родина» Сметаны / В.Г. Гамрат-Курек. -М.: Музгиз, 1962.-70 с.

28. ЪА.Ганина, М.А. А.К. Глазунов. Жизнь и творчество / М.А. Ганина. -Л.: Музгиз, 1961.-389 с.

29. Гегель, Г.В.Ф. Поэзия / Г.В.Ф. Гегель // Эстетика. В 4 т. Т. 3 / Г.В.Ф. Гегель. -М.: Искусство, 1971. С. 342-616.

30. Ъв.Гёлъдерлин, И.К.Ф. Гиперион, или Отшельник в Греции / И.К.Ф. Гёль-дерлин // Сочинения. М.: Худож. лит., 1969. - С. 286-394.

31. Гинзбург, Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. Л.: Сов. писатель, 1974. — 408 с.

32. Григорьева, Г.В. Музыкальные формы XX века / Г.В. Григорьева. — М.: ВЛАДОС, 2004. 175 с.

33. Данилевич, Л.В. «Поэма экстаза» / Л.В. Данилевич // А.Н.Скрябин. 19151940: сб. к 25-летию со дня смерти / Гос. музей А.Н. Скрябина. — М.-Л.: Музгиз, 1940.-С. 79-103.

34. Делъсон, В.Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества /В.Ю. Дельсон. -М.: Музыка, 1971. 430 с.I41 .Демченко, А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века / А.И. Демченко. М.: Композитор, 2006. - 264 с.

35. А2.Долгополое, Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX — начала XX веков / Л.К. Долгополов. Л.: Наука, 1964. - 189 с.

36. АЪ.Доленко, Е.А. Молодой Шёнберг: автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.02 / Е.А. Доленко; МГК им. П.И.Чайковского. М., 2003. -23 с.

37. АА.Долинская, Е.Б. Симфоническое творчество 20-х и 30-х годов / Е.Б. До-линская // История современной отечественной музыки. В 3 т. Т. 1. 1917-1941 / МГК им. П.И. Чайковского; ред. М.Е. Тараканов. М.: Музыка, 1995.-С. 143-225.

38. А5.Долинская, Е.Б. Симфоническое творчество 40-х и 50-х годов / Е.Б. До-линская // История современной отечественной музыки. В 3 т. Т. 2. 1941-1958 / МГК им. П.И. Чайковского; ред. М.Е. Тараканов. М.: Музыка, 1999.-С. 131-231.

39. Аб.Долинская, Е.Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия / Е.Б. Долинская. -М.: Композитор, 2005. 560 с.

40. Европейская музыка XIX века. Кн. 1. Польша. Венгрия / МГК им. П.И. Чайковского; ред.-сост. К.В. Зенкин, Е.М. Царева. — М.: Композитор, 2008. 528 с.

41. Егорова, В.Н. Антонин Дворжак / В.Н. Егорова. — М.: Музыка, 1997. — 616 с.

42. ЪЪ.Зенкин, К.В. Романтизм как историко-культурный переворот / К.В. Зенкин // Музыка в пространстве культуры: избр. ст. / К.А. Жабинский, К.В. Зенкин. Ростов н/Д, 2001. - Вып. 1. - С. 8-28.

43. Зенкин, КВ. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К.В. Зенкин. М., 1997. - 415 с.

44. ЪЪ.Ивашкин, A.B. Канон в музыке как эстетический принцип: автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.02 / A.B. Ивашкин; ГИИ МК РФ. -М., 1978.-26 с.

45. История зарубежной музыки. XX век / ГИИ МК РФ, МГК им. П.И. Чайковского; отв. ред. H.A. Гаврилова. — М.: Музыка, 2005. 576 с.

46. История отечественной музыки второй половины XX века / ГИИ МК РФ, НТК им. М.И. Глинки; отв. ред. Т.Н. Левая. СПб: Композитор, 2005.-556 с.

47. Казанцева, JI.TI. Автор в музыкальном содержании. Монография / Л.П. Казанцева. М., 1998. - 248 с.

48. Казанцева, Л.П. Основы теории музыкального содержания / Л.П. Казанцева. —Астрахань: Факел, 2001. 368 с.

49. Казанцева, Л.П. Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры / Л.П. Казанцева. — Астрахань: Волга, 2005. — 112 с.61 .Кандинский, А.И. Симфонические произведения М. Балакирева / А.И. Кандинский. М.-Л.: Музгиз, 1950. - 85 с.

50. Коэ/сенова, И.В. О национальных особенностях творчества Я. Сибелиу-са / И.В. Коженова // Из истории зарубежной музыки: сб. ст. / МГК им. П.И. Чайковского; ред.-сост. С.Н. Питина. М.: Музыка, 1971. -С. 35-49.

51. Кокорева, Л.М. Язык символизма — поэтический и музыкальный / Л.М. Кокорева // Муз. академия. 2002. - № 4. - С. 143-151.

52. Кон, Ю.Г. О некоторых особенностях мелодики поздних сочинений Листа / Ю.Г. Кон // Избранные статьи о музыкальном языке / Ю.Г. Кон. -СПб.: Композитор, 1994.-С. 117-131.

53. Кон, Ю.Г. Шёнберг / Ю. Г. Кон // Музыка XX века. Очерки. В 2 ч. Ч. 2, кн. 4 / Ред. Д.В. Житомирский, Л.Н. Раабен. М.: Музыка, 1984. - Ч. 2, кн. 4.-С. 401-425.

54. Конен, В.Д. Театр и симфония / В.Д. Конен. М.: Музыка, 1975. - 376 с.

55. Ю.Краузе, Э. Рихард Штраус. Образ и творчество / Э. Краузе. М.: Муз-гиз, 1961.-611 с.71 .Крауклис, Г.В. Романтический программный симфонизм. Проблемы. Художественные достижения. Влияние на музыку XX века / Г.В. Крауклис. М.: Дека-ВС, 2007. - 312 с.

56. Крауклис, Г.В. Симфонические поэмы Листа / Г.В. Крауклис. — М.: Музыка, 1974. 142 с.1Ъ.Крауклис, Г.В. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса / Г.В. Крауклис. -М.: Музыка, 1970. 107 с.

57. ПА.Крейнина, Ю.В. Макс Регер. Жизнь и творчество / Ю.В. Крейнина. -М.: Музыка, 1991.-207 с.

58. Кремлев, Ю.А. Камиль Сен-Санс / Ю.А. Кремлев. М.: Сов. композитор, 1970.-328 с.

59. Кудряшов, А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-- XX вв. / А.Ю. Кудряшов. СПб.: Лань, 2006.-432 с.

60. Курышева, Т.А. Театральность и музыка / Т.А. Курышева. М.: Сов. композитор, 1984. - 200 с.1%.Курт, Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера / Э. Курт. М.: Музыка, 1975. - 551с.

61. Кюрегян, Т.С. Формы в музыке XVII-XX вв. / Т.С. Кюрегян. М.: Сфера, 1998.-344 с.

62. Левашева, O.E. Ференц Лист. Молодые годы / O.E. Левашева. — М.: Музыка, 1998. 334 с.81 .Левая, Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи / Т.Н. Левая. М.: Музыка, 1991. - 166 с.

63. Левая, Т.Н. Скрябин и художественные искания XX века / Т.Н. Левая. -СПб.: Композитор, 2007. 184 с.83 .Леви-Cmpocc, К. Мифологики. Сырое и приготовленное / К. Леви-Стросс. М.: Флюид, 2006. - 399 с:

64. Лермонтов, М.Ю. Сочинения. В 2 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы / М.Ю. Лермонтов. -М.: Правда, 1988. 720 с. ^5.Лист, Ф. Избранные статьи / Ф. Лист. - М.: Музгиз, 1959. - 463 с.

65. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

66. Лобанова, М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М.Н. Лобанова. -М.: Сов. композитор, 1990. 312 с.

67. Лосев, А. Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. М.: Учпедгиз, 1960. - 350 с.

68. Лосев, А.Ф. Канон / А.Ф. Лосев // Философская энциклопедия / Ред. Ф.В. Константинов. В 5 т. Т. 2. - М.: Сов. энциклопедия, 1962. -С. 418-419.

69. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман // Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб: Искусство - СПБ, 2004. - С. 12-146.

70. Мазель, Л.А. Исследования о Шопене / Л.А. Мазель. — М.: Композитор, 2008.-316 с.

71. Мазель, Л.А. Проблемы классической гармонии / Л.А. Мазель. -М.: Музыка, 1972. 615 с.

72. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений / Л.А. Мазель. -М.: Музыка, 1979. 536 с.

73. Мазель, Л.А. Анализ музыкальных произведений / Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967. - 751с.

74. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма / Ю.В. Манн. М.: Наука, 1976.-375 с.

75. Мартынов, И.И. Б. Сметана. Очерк жизни и творчества / И.И. Мартынов. -М.: Музыка, 1963. 490 с.

76. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В.В. Медушевский. М.: Композитор, 1993. - 262 с.

77. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

78. Мелетинский, Е.М. Народный эпос / Е.М: Мелетинский // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3 кн. Кн. 2. Роды и жанры литературы / Ред. Г.Л. Абрамович и др. М.: Наука, 1964. - С. 50-96.

79. Метерлинк, М. Пелеас и Мелисанда / М. Метерлинк // Синяя птица: Пьесы, стихотворения, рассказы / М. Метерлинк; пер. с фр. В.Я. Брюсо-ва. М.: Эксмо, 2006. - С. 79-132.

80. Милъштейн, Я.И. Ференц Лист / Я.И. Милыдтейн. М.: Музыка, 1999.-654 с.

81. Михайлов, A.B. Избранное. Историческая, поэтика и герменевтика / A.B. Михайлов. СПб.: СПбГУ, 2006. - 560 с.

82. Михайлов, A.B. Языки культуры / A.B. Михайлов. М.: Языки русской культуры, 1997. - 912 с.

83. Михайлов, М.К. Стиль в музыке / М.К. Михайлов. Л.: Музыка, 1981.-264 с.

84. Назайкинский, Е.В. Лейтмотив как имя / Е.В. Назайкинский // Слово и музыка. Памяти A.B. Михайлова. Материалы науч. конф. / МГК им. П.И. Чайковского; ред-сост. Е.И. Чигарева и др. — М.: МГК, 2002. -Сб. 36.-С. 71-85.

85. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

86. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В: Назайкинский. -М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.

87. Неедлы, 3. Гуситство и искусство / 3. Неедлы // Избранные труды / 3. Неедлы. М.: Музгиз, 1960. - С. 397-465.

88. Нестъев, КВ. Б. Барток. Жизнь и творчество / И.В. Нестьев. — М.: Музыка, 1969. 788 с.

89. Неупокоева, И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра / И.Г. Неупокоева. М.: Наука, 1971.-519с.

90. Никифорова, Н. Драматургические и композиционные основы контрастно-составных форм / Н. Никифорова // Проблемы музыкальной драматургии XX века: сб. ст. / ГМПИ им. Гнесиных; отв. ред. В.М: Цен-дровский. Горький, 1983. - Вып. 69. - С. 49-64.

91. Николаева, Н. С. Об оперном симфонизме Вагнера / Н.С. Николаева // Рихард Вагнер: сб. ст. / Ред-сост. Л.В. Полякова. М.: Музыка, 1987. -С. 147-176.

92. Орджоникидзе, Г.Ш. Диалектика формы в музыкальной драме / Г.Ш. Орджоникидзе // Рихард Вагнер: сб. ст. / Ред-сост. Л.В. Полякова. -М.: Музыка, 1987. С. 96-121.

93. Орджоникидзе, ГШ. Симфонические поэмы Р. Штрауса / Г.Ш. Орджоникидзе // С.С. Скребков. Статьи и воспоминания / Сост. Д.А. Арутюнов. — М.: Сов. композитор, 1979. С. 252-295.

94. Павлишин, С.С. Арнольд Шёнберг / С.С. Павлишин. М.: Композитор, 2001.-480 с.

95. Павчинский, С.Э. Сонатная форма произведений Скрябина / С.Э. Павчинский. М.: Музыка, 1979. - 236 с.

96. Попова, Т.В. Симфоническая поэма / Т.В. Попова. М.: Музгиз, 1960.-36 с.

97. Поспелов, Г.Н. Теория литературы / Г.Н. Поспелов. М.: Высш. шк., 1978.- 351 с.

98. Пропп, В.Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.

99. Протопопов, В.В. Сонатная форма в западноевропейской музыке 2-й половины XIX века / В.В. Протопопов. М.: Музыка, 2002. - 134 с.

100. Пушкин, A.C. Сочинения. В 3 т. Т.2. Поэмы, Евгений Онегин, драматические произведения / A.C. Пушкин. М.: Худож. лит., 1986. — 527 с.

101. Рогоэ/сина, Н.И. Сезар Франк / Н.И. Рогожина. М.: Сов. композитор, 1969.-266 с.

102. Роллан, Р. Камилл Сен-Санс / Р. Роллан // Музыкально-историческое наследие. В 8 вып. Вып. 4. Музыканты наших дней, Стендаль и музыка / Р. Роллан. -М.: Музыка, 1989. С. 77-85.

103. Роллан, Р. Рихард Штраус / Р. Роллан // Музыкально-историческое наследие. В 8 вып. Вып. 4. Музыканты наших дней, Стендаль и музыка / Р. Роллан.-М.: Музыка, 1989.-С. 101-116.

104. Рубцова, B.B. А.Н. Скрябин / В.В. Рубцова. М.: Музыка, 1989. -447 с.

105. Ручьевская, Е.А. Классическая музыкальная форма / Е.А. Ручьевская. СПб.: Композитор, 1998.-268 с.

106. Ручьевская, Е.А. Функции музыкальной темы / Е.А. Ручьевская. -М.: Музыка, 1977.-160 с.

107. Ручьевская, Е.А. Целостный и стилевой анализ / Е.А. Ручьевская //

108. B.А. Цуккерман музыкант, ученый, человек. Статьи, воспоминания, материалы / Отв. ред. Г.Л. Головинский. - М.: Композитор, 1994.1. C. 42-57.

109. Сабанеев, JI.JI. Воспоминания о Скрябине / Л.Л. Сабанеев. — М.: Классика-ХХ1, 2000. 400 с.

110. Саболъчи, Б. История венгерской музыки / Б. Сабольчи. — Будапешт: Корвина, 1964. 246 с.

111. Саболъчи, Б. Последние годы Ф. Листа / Б. Сабольчи. Будапешт: АН Венгрии, 1959. - 139 с.

112. Сен-Санс, К. Лист / К. Сен-Санс // Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX начало XX века / Сост. А.Д. Бушен. - Л.: Музыка, 1972.-С. 98-106.

113. Скафтымова, JI.A. О Dies irae у Рахманинова / Л.А. Скафтымова // C.B. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения. Материалы науч. конф. / МГК им. П.И. Чайковского; ред.-сост. А.И. Кандинский. — М.: МГК, 1995.-Сб. 7.-С. 84-90.

114. Скафтымова, JI.A. Рахманинов и символизм / Л.А. Скафтымова // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему: сб. ст. / РГК им. C.B. Рахманинова; ред.-сост. A.M. Цукер. Ростов н/Д, 1994. -С. 16-27.

115. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С.С. Скребков. М.: Музыка, 1973. - 447 с.

116. Скрябин, А.Н. Поэма экстаза (программа) / А.Н. Скрябин. Женева, 1906.- 15 с.

117. Скурко, Е.Р. Башкирская академическая музыка. Традиции и современность / Е.Р. Скурко. Уфа: Гилем, 2005. - 320 с.

118. Скурко, Е.Р. Некоторые аспекты трактовки мотива дороги в творчестве С. Рахманинова / Е.Р. Скурко // C.B. Рахманинов национальная память России. Материалы науч. конф. / ТГМПИ им. C.B. Рахманинова; Сост. C.B. Костюкова. - Тамбов, 2008. - С. 100-108.

119. Соколов, О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Монография / О.В. Соколов. Н.Новгород: ННГУ, 1994. -220 с.

120. Соллертинский, И.И. Исторические типы симфонической драматургии / И.И. Соллертинский // Исторические этюды / И.И. Соллертинский. Д.: Музгиз, 1963. - С. 335-346.

121. Соллертинский, И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика / И.И. Соллертинский // Исторические этюды / И.И. Соллертинский. -Д.: Музгиз, 1963. С. 90-113.

122. Соллертинский, И.И. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса / И.И. Соллертинский. — Д., 1934. 39 с.

123. Сохор, А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы / А.Н. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: сб. ст. / Общ. ред. А.Н. Сохор, Ю.Н. Холопов. М.: Музыка, 1971. -С. 292-309.

124. Сохор, А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке / А.Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. В 3 вып. Вып. 2 / ЛГИТМиК; ред.-сост. М.Г. Арановский. Д.: Сов. композитор, 1981.-С. 231-293.

125. Стоянов, П. Взаимодействие музыкальных форм / П. Стоянов. -М.: Музыка, 1985. 270 с.

126. Тавастшерна, Э. Сибелиус. В 5 ч. Ч. 1 / Э. Тавастшерна; пер. с фин. Ю. К. Каявы; под ред. Г.М. Шнеерсона. М.: Музыка, 1981. - 279 с.

127. Тамарченко, H Д. Теория литературы. В 2 т. Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тю-па, С.Н. Бройтман. М.: Академия, 2004. — 512 с.

128. Тиба, Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке. Опыт интертекстуального анализа / Д. Тиба. М.: Композитор, 2004. - 160 с.

129. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. М.: Аспект Пресс, 2003. - 334 с.

130. Туманина, Н.В. П.И. Чайковский. Путь к мастерству. 1840-1877 / Н.В. Туманина. М.: АН СССР, 1962. - 559 с.

131. Туманина, Н.В. П.И. Чайковский. Великий мастер. 1878-1893 / Н.В. Туманина. М.: Наука, 1968. - 487 с.

132. Тюлин, Ю.Н. О программности в произведениях Шопена / Ю.Н. Тю-лин. JL: Музгиз, 1963. - 55 с.

133. Уйфалуши, И. Бела Барток. Жизнь и творчество / И. Уйфалуши. -Будапешт: Корвина, 1971. 392 с.

134. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М.: Высш. шк., 2005.-405 с.

135. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Холопова. СПб.: Лань, 2000.-320 с.

136. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений / В.Н. Холопова. -СПб.: Лань, 1999.-496 с.

137. Хохлов, Ю.Н. О музыкальной программности / Ю.Н. Хохлов. -М.: Музгиз, 1963.- 145 с.

138. Цукер, A.M. Романтизм и музыкальное искусство // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. Материалы науч. конф. / РГК им. C.B. Рахманинова; ред. A.M. Цукер, К.А. Жабинский. Ростов н/Д: РГК, 1998.-С. 6-9.

139. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма / В.А. Цуккерман. М.: Музыка, 1987. - 239 с.

140. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии: в 2 ч. / В.А. Цуккерман. — М.: Музыка, 1988, 1990. -2ч.

141. Цуккерман, В.А. Динамический принцип в музыкальной форме / В.А. Цуккерман // Музыкально-теоретические очерки и этюды. В 2 вып. Вып. 17 В.А. Цуккерман. -М.: Сов. композитор, 1970. С. 19-120.

142. Цуккерман, В.А. Заметки о музыкальном языке Шопена / В.А. Цуккерман // Музыкально-теоретические очерки и этюды. В 2 вып. Вып. 1 / В.А. Цуккерман. -М.: Сов. композитор, 1970. С. 138-310.

143. Цуккерман, В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. В 2 вып. Вып. 2. О музыкальной речи H.A. Римского-Корсакова / В.А. Цуккерман. -М.: Сов. композитор, 1975.-464 с.

144. Цуккерман, В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В.А. Цуккерман. М.: Музыка, 1964. - 159 с.

145. Цуккерман, В.А. Соната си-минор Ф. Листа / В.А. Цуккерман; — М.: Музыка, 1984.-111 с.

146. Чернова, Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке / Т.Ю. Чернова. М.: Музыка, 1984. - 144 с.

147. Чигарева, Е.И. О позднем стиле (А. Шнитке) / Е.И. Чигарева,// Муз. академия. 2004. - № 4. - С. 17-23.

148. Чигарева, Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика / Е.И. Чигарева. -M.: URSS, 2000.-280 с.

149. Шаймухаметова, Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы / Л.Н. Шаймухаметова. М., 1998. - 265 с.

150. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах / А. Швейцер. М.: Классика-XXI, 2002. - 808 с.

151. Шекспир, У. Макбет / У. Шекспир // Собр. соч. В 8 т. Т. 2 / У. Шекспир; пер. Б.Л. Пастернака. -М.: Интербук, 1992. С. 257-350.

152. Шелудякова, О.Е. Вопросы музыкальной эстетики позднего, романтизма Электронный ресурс. / О.Е. Шелудякова. Режим доступа: //http://www.e-culture.ru/articles /2006/Sheludyakova.pdf.i

153. Шелудякова, О.Е. Феномен мелодики в музыке позднего романтизма: автореф. дис. .д-ра искусствоведения : 17.00.02 / О.Е. Шелудякова; МаГК им. М.И. Глинки. Магнитогорск, 2006. — 49 с.

154. Шёнберг, А. Творчество и сущность Франца Листа / А. Шёнберг // Стиль и мысль. Статьи и материалы / А: Шёнберг; сост., пер. Н.О. Власовой, О.В. Лосевой. М.: Композитор, 2006. - С.262-267.

155. Шлёцер, Б. Ф. А. Скрябин. Личность. Мистерия / Б.Ф. Шлёцер. — Берлин: Грани, 1923. Т. 1. - 356 с.

156. Шнитке, А.Г. Полистилистические тенденции современной музыки / А.Г. Шнитке // Статьи о музыке / А.Г. Шнитке. М.: Композитор, 2004. -С. 97-101.

157. Шнитке, А.Г. Третья часть Симфонии Л. Берио / А.Г. Шнитке // Статьи о музыке / А.Г. Шнитке. — М.: Композитор, 2004. С. 88-91.

158. Штейнпресс, Б. С. Музыка XIX века. Ч. 1. Классицизм и романтизм / Б.С. Штейнпресс. -М.: Сов. Композитор, 1968. -486 с.

159. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж. Кассу и др. М.: Республика, 1999. - 429 с.

160. Davies, L. César Frank and his circle / L. Davies. Boston: Houghton & Mifflin, 1970.-380 p.

161. Del Mar, N. Richard Strauss: a critical commentary on his life and works: in 3 v. / N. Del Mar. London: Barrie and Jenkins Ltd, 1978. - 3 v.

162. Gray, C. Sibelius / C. Gray. London: Milford - Oxford university press, 1934.-224 p.

163. Hervey, A. Saint-Saens / A. Hervey. Westport: Greenwood press, 1970. -159 p.

164. Kohler, S. Richard Strauss. «Eine Alpensinfonie»: Prefase to scores / S. Kohler. London: Ernst Eulenburg Ltd, 1998. - P. III-XI.

165. Large, B. Smetana / B. Large. New York: Washington Praeger, 1970. -473 p.

166. Newman, E. Hugo Wolf / E. Newman. New York: Dover publications, 1966.-279 p.

167. Schoenberg, A. Analysis of «Pelleas und Melisande» // http: // www.schoenberg.at/6archiv/music/works/op/compostionsop5 analysis e. htm.

168. Searle, H. Franz Liszt. «Von der Wiege bis zum Grabe»: Vorwort zu Par-titure. London: Ernst Eulenburg, 1999. - S. III-IV.

169. Specht, R. Richard Strauss und Sein Werk: in 2 b. B.l. Der künstler und sein Weg. Der instrumentalkomponist / R. Specht. Leipzig - Wien -Zürich: E.P. Tal & co, 1921. - 358 s.

170. Sourek, O. The orchestral works of Antonin Dvorak / O. Sourek. Praha: Artia, -351p.

171. Tanzberger, E. Die symphonischen dichtungen von Jean Sibelius / E. Tanzberger. Würzburg: Conrad Triltsch, 1943. - 68 s.

172. Walker, A. Franz Liszt. The man and his music / A. Walker. London: Barrie and Jenkins, 1976. - 472 p.

173. Walker, F. Hugo Wolf / F. Walker. London: J.M. Dent & sons LTD, 1968.-522 p.

174. Wood, R. The Miscellaneous Orchestral and Theatre Music / R. Wood // The music of Sibelius/ Ed. by G. Abraham. New York: W.W. Norton & co, 1947.-38-90 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.