Жанровые особенности американского фильма ужасов 1990-2000-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Ионов, Алексей Юрьевич

  • Ионов, Алексей Юрьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 205
Ионов, Алексей Юрьевич. Жанровые особенности американского фильма ужасов 1990-2000-х гг.: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Москва. 2017. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ионов, Алексей Юрьевич

Содержание

Введение

Глава 1. Общие проблемы системы жанровой дифференциации в киноведении

1.1. Особенности теории жанров в отечественной науке о кино

1.2. История жанровых исследований в англо-американской традиции

1.3. Синтаксико-семантическая модель Рика Олтмена как рабочий метод для

дифференциации массовый жанров

Глава 2. Определение жанра хоррор и характерные особенности этого жанра

в США

2.1. Анализ существующих в киноведении определений жанра хоррор

2.2. Комплексное определение жанра хоррор посредством синтаксико-семантической

модели

Глава 3. Проблема разграничения поджанров на примере американского фильма ужасов 1990-2000-х гг

3.1. К теории поджанров. Современная картина поля поджанров в хорроре 19902000-х гг

3.2. Слэшер. История и характеристика поджанра, определяемого через нарративные элементы

3.3. «Found footage» хоррор. Пример поджанра, определяемого через свойства

формы

Заключение

Список литературы

Фильмография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровые особенности американского фильма ужасов 1990-2000-х гг.»

Введение

Актуальность темы исследования. Киноведы часто сталкиваются с проблемой определения границ между жанрами. Теория жанров и проблема жанровой дифференциации, в том числе в рамках какого-либо конкретного жанра, остаются актуальными с момента возникновения киноведения как науки до сегодняшнего дня, когда существует большое число жанровых теорий как в России, так и на Западе.

Для решения этого вопроса были применены, пожалуй, все широко известные методы и подходы гуманитарных наук, но вместо внесения ясности в предмет многочисленные споры и дискуссии только усиливаются. Предлагаемые научному сообществу жанровые теории имеют сильные и слабые стороны и не приводят к консенсусу.

При изучении американского коммерческого кинематографа требуется метод, позволяющий определять принципы происхождения и дифференциации массовых жанров и желательно созданный в той же социокультурной ситуации, что и исследуемые фильмы. С этой целью автор диссертации вводит в обиход отечественного киноведения синтаксико-семантическую модель американского ученого Р. Олтмена, широко распространенную в англо-американской историографии и не используемую ранее в отечественной традиции.

Модель Р. Олтмена рассчитана на изучение массовых жанров и представляет собой пример системного подхода, суммирующего достижения семиотического, структуралистского и лингвистического подходов, а в более поздней проработке - циклических и маркетинговых теорий. Включение в себя основных положений других ведущих жанровых теорий делает подход Р. Олтмена универсальным, актуальным и современным.

Для того чтобы подтвердить функциональность синтаксико-семантической модели для отечественного исследователя, в настоящей работе мы применяем ее к

одному из наиболее ярко выраженных, общепризнанных и четко маркированных коммерческих жанров - фильму ужасов, а также развиваем и модифицируем положения Р. Олтмена для изучения поджанров хоррора. Поджанровая ризома фильма ужасов позволяет нам применить синтаксико-семантическую модель на слабо маркированных, сложных жанровых формах, что непременно должно помочь будущим исследователям в изучении общей жанровой ситуации в кинематографе, которая представляет собой сплетение в разной степени выраженных жанров.

Жанр хоррор является довольно широко исследуемой темой в мировом киноведении, и постоянно растущее количество трудов свидетельствует об актуальности проблемы.

Исследователи фильма ужасов редко рассматривают его в контексте жанровых теорий и обычно не выводят четко структурированного комплексного определения, кратко описывая суть жанра и переходя к характеристике конкретных фильмов и поджанров. Углубленное изучение жанровой специфики хоррора предпринял известный американский философ Н. Кэрролл1, однако он ограничился лишь элементами и структурами сюжета. Выход из сложившейся ситуации неудовлетворительного состояния жанровой теории фильма ужасов видится возможным при использовании синтаксико-семантической модели Р. Олтмена.

Фильм ужасов - исключительно динамичный жанр, одним из первых впитывающий все новые тенденции: именно на нем кинематограф апробировал многие экспериментальные приемы и пограничные темы. Столь быстрое изменение картины жанра ведет к тому, что исследователи подчас не успевают в должной мере отразить в своих работах происходящие в нем новые процессы. Это касается прежде всего исследований, ведущихся русскоязычными киноведами, в которых не рассматривается хоррор в свете актуальных жанровых теорий, не осуществляется дифференциация жанров и поджанров, а ряд поджанров хоррора

1 Carroll N. The Philosophy of Horror, or Paradoxes of the Heart. - NY: Routledge, 1990.

(слэшер, «found footage» хоррор и др.) вообще не попадает в поле зрения отечественных исследователей.

Настоящее диссертационное исследование призвано решить проблему определения поджанров и жанровых разновидностей фильма ужаса, которая обозначилась за последние два десятилетия кинопроизводства, а также составить более четкое представление о принципах возникновения и бытования поджанра и его отличиях от понятия жанра.

Данное исследование позволяет четче понять как жанровая дифференциация функционирует для конкретного жанра «снаружи» (его принципиальное отличие от других жанров) и «внутри» (деление на поджанры и их соотнесение с родовым жанром).

Степень научной разработанности темы.

В отечественном киноведении вопросами киножанров занимались с

л

литературоцентристских (О.Ф. Нечай, М.П. Власов) , эстетикоцентристских (Г.В. Ратников)3, формалистских (В.Б. Шкловский, Ю.Н. Тынянов, А.И. Пиотровский)4 и формально-стилистических (А.В. Мачерет)5 позиций. Позднее был сформирован системный подход, стремившийся совместить все эти исследовательские стратегии (С.И. Фрейлих, Я.К. Маркулан, А.Г. Рутковский)6. Для сторонников системного подхода было характерно использование теоретических положений трудов М.М. Бахтина, В.Я. Проппа, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, М.С. Кагана и др.

В современном российском киноведении к теории жанров обращались С.В.

п о Q

Лазарук , Д.А. Салынский , Л.Н. Нехорошев и др. В работах современных

2 Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учеб. пособие для пединститутов. М.: Просвещение, 1989; Власов М.П. Виды и жанры киноискусства. - М.: Знание, 1976.

3 Ратников Г.В. Жанровая природа фильма. - Минск: Навука i тэхшка, 1990.

4 Шкловский В.Б. Поэзия и проза в кинематографе // Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». / под общ. ред. Копыловой Р.Д. - СПб.: РИИИ РАН, 2001. - С. 90-92; Тынянов Ю.Н. Об основах кино // Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». / под общ. ред. Копыловой Р.Д. - СПб.: РИИИ РАН, 2001. - С. 39-59; Пиотровский А.И. К теории киножанров // Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». / под общ. ред. Копыловой Р.Д. - СПб.: РИИИ РАН, 2001. - С. 93-109.

5 Мачерет А.В. Вопросы жанра // Искусство кино. - 1954. - № 11. - С. 65-79.

6 Фрейлих С.И. Проблема жанров в советском киноискусстве. - М.: Знание, 1974; Маркулан Я.К. Зарубежный кинодетектив. - Л.: Искусство, 1975; Рутковский А.Г. Принципы и методика жанрового анализа фильма кино. Дис. ... кандидата искусствоведения. - М.: ВГИК, 1985.

7 Лазарук С.В. Базовые модели киноведения США. Из истории американского киноведения. - М: ВГИК, 1996.

исследователей отражена не только советская традиция, но и ряд западных взглядов: С.В. Лазарук в рамках своей книги о базовых моделях киноведения США рассматривает подходы американского киноведения к решению проблемы жанров, Д.А. Салынский при многоаспектном анализе использует структуралистский подход, Д.А. Салынский и Л.Н. Нехорошев пишут о постмодернистском смешении жанров.

На Западе помимо литературоцентристского, эстетикоцентристского, формалистского, идеологического и подхода к жанру как к ритуалу был выработан и применялся широкий спектр подходов: авторский (Д. Китсес, К. МакАртур и др.)10, коммуникативный (Т. Шац, Ф. Касетти и др.)11, историко-культурный (к примеру, сборник под ред. Б.К. Гранта)12, рыночно-маркетинговый

13

(С. Нил, Р. Малтби и др.) , лингвистический (под влиянием в частности Ж.-М. Шеффера), семиотический и семиологический (К. Метц, Р. Алан, Д. Гомери и др., под влиянием в первую очередь Ж. Женетта)14, структуралистский (Д. Китсес и др., под влиянием в первую очередь структурной антропологии К. Леви-Стросса)15, исторического детерминизма (часто получает название циклического или биологического и восходит к применению положений Ч. Дарвина в жанровой теории Ф. Брюнетьером), подход к жанру как проводнику культурных архетипов (С. Камински, С. Соломона, Д. Кавелти, Л. Джаннетти и др.)16.

Среди исследователей распространен и комплексный подход (Р. Олтмен, Р.

17

Муан и др.) . Так, Р. Олтмен предлагает синтаксико-семантическую модель,

8 Салынский Д.А. Наброски к проблеме жанров в кино // Киноведческие записки. - 2004. - № 69. - С. 175-203.

9 Нехорошев Л.Н. Драматургия фильма. - М: ВГИК, 2009.

10 McArthur C. Underworld USA. - NY: Viking Press, 1972.

11 Schatz T. Hollywood Genres: Formulas, Filmmaking and the Studio System. - NY: McGraw Hill, 1981; Casetti F. Theories of Cinema 1945-1995. - Austin: University of Texas Press, 1999.

12 Film Genre Reader II / ed. Grant B.K. - 2nd ed. - Austin: University of Texas Press, 1995.

13 Neale S. Genre and Hollywood. - London: Routledge, 2000; Maltby R. Hollywood Cinema: An Introduction. - Oxford: Blackwell, 1995.

14 Metz C. Language and Cinema. - The Hague: Mouton, 1974; Allan R. Gomery D. Film History: Theory and Practice. -NY: McGraw-Hill, 1985.

15 Kitses J. Horizons West: Anthony Mann, Budd Boetticher, Sam Peckinpah: Studies of Authorship Within the West. -London: Thames and Hudson, 1969.

16 Kaminsky S. American Film Genres: Approaches to a Critical Theory of Popular Film. - Dayton: Pflaum, 1974; Solomon S. Beyond Formula: American Film Genres. - NY: Harcourt Brace & Jovanovich, 1976; Cawelti J.G. Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture. - Chicago: University of Chicago Press, 1976; Giannetti L.D. Understanding Movies. - 13th ed. - Indianapolis: Pearson Education, 2014.

17 Altman R. The American Film Musical. - Bloomington: Indiana University Press, 1989; Moine R. Cinema Genre. -Oxford: Blackwell Publishing, 2008.

созданную на основе достижений семиологического, структуралистского и

лингвистического подходов, а в более поздних работах обогащает ее

18

положениями циклических и маркетинговых теорий .

В области зарубежной исследовательской литературы на тему хоррора следует отличать научные исследования от статей фанзинов и различных гидов по жанру, в которых объективное исследование подменяется субъективными оценками авторов и в которых чаще всего хоррор исследуется «по горизонтали», т.е. приводится большое количество фильмов с кратким очерком по персоналиям, спецэффектам и т.д.

Но, даже выделив только научные труды на английском языке, мы получим необъятный материал, поскольку в западном киноведении подобные работы исчисляются сотнями: от изучения отдельных режиссеров, актеров, мастеров спецэффектов, поджанров, школ, направлений и фильмов до общеисторических, культурологических и психоаналитических исследований. Большая часть академических текстов так или иначе рассматривает хоррор как определенную знаковую систему, которую следует рассматривать с семиотических позиций. Анализ той или иной знаковой системы осуществляется в зависимости от первоначальных позиций исследователя. Так, в отношении фильма ужасов

распространены авторский (Э. Бансак, М. МакДона, Дж.К. Мьюир)19,

20

психоаналитический или фрейдистский (Ч. Дерри, Б. Крид, Дж. Айаччино и др.) ,

Л 1

гендерный (К.Дж. Кловер, Г. Беншофф, Р. Беренстайн, И. Пинедо) , историко-

22 23

детерминистский (У. Диксон) , расовый (Р. Минс Колман) , историко-

18 Altman R. Film / Genre. - London: BFI, 1999.

19 Bansak E.G. Fearing the Dark: The Val Lewton Career. - Jefferson: McFarland, 2003; McDonagh M. Broken Mirrors, Broken Minds: The Dark Dreams of Dario Argento. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 2010; Muir J.K. Wes Craven: The Art of Horror. - Jefferson: McFarland & Company, 2004.

20 Deny Ch. Dark Dreams 2.0: A Psychological History of the Modern Horror Film from the 1950s to the 21th century. -Jefferson: McFarland & Co, 2009; Creed B. The Monstrous-Feminine: Film, Feminism, Psychoanalysis. - London: Routledge, 1993; Iaccino J.F. Psychological Reflections on Cinematic Terror: Jungian Archetypes in Horror Films. -Westport: Praeger, 1994; Horror Film and Psychoanalysis. Freud's Worst Nightmare / ed. Schneider S.J. - NY: Cambridge University Press, 2004.

21 Clover C. Men, Women, and Chain Saws: Gender in the Modern Horror Film. - Princeton: Princeton University Press, 1992; Benshoff H.M. Monsters in the Closet: Homosexuality in the Horror Film. - Manchester: Manchester University Press, 1997; Berenstein R.J. Attack of the Leading Ladies: Gender, Sexuality, and Spectatorship in Classic Horror Cinema. - NY: Columbia University Press, 1996; Pinedo I.C. Recreational Terror: Women and the Pleasures of Horror Film

Viewing. - Albany: State University of New York Press, 1997.

22

Dixon W.W. A History of Horror. - New Brunswick: Rutgers University Press, 2010.

OA

культурологический (Д.Дж. Скал, А.М. Кернер, М. Фостер, А. Левенштейн) , социокультурный (К. Иган, Т. Джонсон)25, рыночно-маркетинговый (К. Хеффернэн, Р. Ноувелл)26, морфологический (В. Дика)27, структуралистский (Дж.

Л О 9Q

Мерфи) , тератологический (Н. Кэрролл, К. Гелдер, Дж. Халберстэм) ,

-51

фольклористский (М. Коувен) , философский (Н. Кэрролл, А. Пауэлл и др.) ,

32

искусствоведческий (Айснер Л., Дж. Хокинс) , эстетикоцентристский (Дж.

33 34

Ханич, Т. Сайпос) , музыковедческий (Л. Ларсон и др.) , религиоведческий (Д. Коуэн)35, компаративистский (П. Миэн)36, системный (Б. Черри, П. Хатчингс, Р.

37

Хамфрис и др.) и ряд других подходов.

38 39

Однако если не считать книг З. Кракауэра и Л. Айснер , которые не посвящены непосредственно фильму ужасов, но подробно исследуют одно из

23 Means Coleman R.R. Horror Noire: Blacks in American Horror Films from the 1890s to Present. - London: Routledge, 2011.

24 Skal D.J. Screams of Reason: Mad Science and Modern Culture. - NY: W.W. Norton, 1998; Kerner A.M. Torture Porn in the Wake of 9/11: Horror Exploitation, and the Cinema of Sensation. - New Brunswick: Rutgers University Press, 2015; Foster M.D. Pandemonium and Parade: Japanese Monsters and the Culture of Yökai. - Los Angeles: University of California Press, 2009; Lowenstein A. Shocking Representation: Historical Trauma, National Cinema, and the Modern Horror Film. - NY: Columbia University Press, 2005.

25 Egan K. Trash Or Treasure: Censorship and the Changing Meanings of the Video Nasties. - Manchester: Manchester University Press, 2012; Johnson T. Censored Screams: The British Ban on Hollywood Horror in the Thirties. - Jefferson: McFarland & Company, 2006.

26 Heffernan K. Ghouls, Gimmicks, and Gold. Horror Films and the American Movie Business, 1953 - 1968. - Durham: Duke University Press, 2004; Nowell R. Blood Money: A History of the First Teen Slasher Film Cycle. - NY: Bloomsbury Publishing USA, 2010.

27 Dika V. Games of Terror: Halloween, Friday the 13 th, and the Films of the Stalker Cycle. - Madison: Fairleigh Dickinson University Press, 1990.

28 Murphy J. Re-Presenting Fear: The Slasher Remake as Cumulative Hypertext. Dissertation for the Degree of Master of Arts. - Otago: Iniversity of Otago, 2011.

29 Gelder K. New Vampire Cinema. - London: British Film Institute, 2012; Halberstam J. Skin Shows: Gothic Horror and the Technology of Monsters. - Durham: Duke University Press, 1995.

30 Koven M.J. Film, Folklore, and Urban Legends. - Oxford: Scarecrow Press, 2008.

31 Carroll N. Op. cit.; Dark Thoughts: Philosophic Reflections on Cinematic Horror / ed. Schneider S.J., Shaw D. -Plymouth: Scarecrow Press, 2003.

32 Eisner L.H. The Haunted Screen: Expressionism in the German Cinema and the Influence of Max Reinhardt. -LA: University of California Press, 2008; Hawkins J. Cutting Edge: Art-horror and the Horrific Avant-garde. - Minneapolis: Un. of Minnesota Press, 2000.

33 Hanich J. Cinematic Emotion in Horror Films and Thrillers: The Aesthetic Paradox of Pleasurable Fear. - London: Taylor & Francis Group, 2011; Sipos T.M. Horror Film Aesthetics: Creating the Visual Language of Fear. - Jefferson: McFarland, 2010.

34 Larson L.D. Music from the House of Hammer: Music in the Hammer Horror Films, 1950-1980. - London: Scarecrow Press, 1996; Music in the Horror Film: Listening to Fear / ed. Lerner N. - NY: Routledge, 2009.

35 Cowan D.E. Sacred Terror: Religion and Horror on the Silver Screen. - Waco: Baylor University Press, 2008.

36 Meehan P. Horror Noir: Where Cinema's Dark Sisters Meet. - Jefferson: McFarland & Company, 2010.

37 Cherry B. Horror. - Abingdon: Routledge, 2009; Hutchings P. The Horror Film. - Edinburgh: Pearson Education Ltd, 2004; Horror, the Film Reader / ed. Jancovich M. - London: Routledge, 2002.

38 Кракауэр З. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино. - М., Искусство, 1977.

39 Айснер Л. Демонический экран. - М.: Rosebud, 2010.

первых его проявлений - немецкий киноэкспрессионизм, из всех западных работ о хорроре в России переведены лишь две.

Первая представляет собой опыт в публицистике известного писателя С. Кинга - «Пляска смерти» (1981 г.)40. Книга содержит глубокий (хотя часто субъективный и бессистемный) анализ произведений «ужаса» и доказательства их недооценки обществом, критиками и киноведами, однако при этом не носит научного характера. Необходимо признать и то, что ряд идей Кинга с 1980-х гг. потерял свою актуальность.

То же можно сказать и применительно к книге Д.Дж. Скала41, второму переведенному на русский язык западному исследованию хоррора. Первое издание книги было выпущено в 1994 г. (за 15 лет до ее перевода на русский язык), и с тех пор многое в жанре изменилось. Кроме того, книга Скала, рассматривая хоррор с культурологических позиций, изначально содержала ряд неоднозначных положений, связывая определенные периоды истории хоррора с распространением СПИДа или, скажем, средств контрацепции.

«Книга ужасов» носит ознакомительный характер, уделяя основное внимание биографическим подробностям создателей первых фильмов ужасов и культурологическому контексту, в котором проявлялись те или иные тенденции жанра, а не анализу определяющих свойств хоррора или более подробному рассмотрению его исторического развития.

Таким образом, исследователю, не владеющему английским языком, большая часть работ по теме хоррора оказывается недоступной.

В русскоязычном киноведении существуют всего три полновесных исследования, объектом которых является фильм ужасов. Все они в той или иной степени полезны для раскрытия темы данной диссертационной работы.

АО

Монография Я.К. Маркулан «Киномелодрама. Фильм ужасов» была издана в 1978 г., содержит анализ фильмов до первой половины 1970-х гг., рассматривает отдельные фильмы в основном без выявления общих черт жанра,

40 Кинг С. Пляска смерти. - М.: АСТ, 2003.

41 Скал Д.Дж. Книга ужаса. История хоррора в кино. - Спб.: Амфора, 2009.

42 Маркулан Я.К. Киномелодрама. Фильм ужасов. - Л.: Искусство, 1978.

ряд аналитических выводов Я.К. Маркулан детерминирован социокультурной ситуацией и советской научной парадигмой, в рамках которых писалась книга, и потому сегодня должен быть переосмыслен.

В 2012 году вышел труд известного отечественного исследователя хоррора Д.Е. Комма - «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов»43. В процессе исследования различных школ хоррора Д.Е. Комм касается многих особенностей жанра ужасов, однако не проводит стройной систематизации, так как изначально не ставит перед собой подобной цели.

Также возникает ощущение фрагментарности исследования за счет того, что оно представляет собой сборник статей Д.Е. Комма, опубликованных ранее в журнале «Искусство кино». В книге рассматриваются фильмы до 2003 г., однако Д.Е. Комм не уделяет внимания ни слэшерам, ни «found footage» хоррору, хотя данные поджанры к этому времени активно развивались.

Еще одной работой по теме жанра ужасов является диссертационное исследование О.Э. Артемьевой «Эволюция эстетической модели жанра "хоррор" в американском кино»44. Артемьева достаточно подробно освещает историю американского фильма ужасов до начала 2000-х гг. в рамках выбранной ею эстетикоцентристской концепции. Диссертация О.Э. Артемьевой писалась тогда, когда «torture porn» и «found footage» хоррор только набирали силу, и потому эти поджанры подробно не рассматриваются. По этой же причине не освещен и ряд видоизменений жанра ужасов, происходивших во второй половине 2000-х -начале 2010-х гг.

Таким образом, мы видим, что при достаточно высокой степени изученности проблема нуждается в дальнейшей разработке.

Объектом исследования является американский фильм ужасов 1990-2000-

х гг.

Предметом исследования - жанровая специфика американского фильма ужасов 1990-2000-х гг. на материале фильмов этого периода. Там, где это

43 Комм Д.Е. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. - Спб: БХВ-Петербург, 2012.

44 Артемьева О.Э. Эволюция эстетической модели жанра "хоррор" в американском кино. Дис. ... кандидата искусствоведения. - М: ВГИК, 2010.

необходимо для анализа определяющих свойств жанра и конкретных поджанров, автор также обращается к фильмам 1910-1980-х и 2010-х гг.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить жанровые особенности американского фильма ужасов 1990-2000-х гг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд связанных с нею задач:

- проанализировать основные существующие жанровые теории и выявить на основе анализа типологию подходов к определению жанров;

- проанализировать существующие определения жанра хоррор;

- сопоставить отечественную и англо-американскую традиции изучения киножанров;

- обосновать выбор наиболее функциональной жанровой модели для достижения цели исследования;

- вывести определение жанра ужасов на основе выбранной ранее модели;

- сформулировать методологические принципы, лежащие в основе изучения поджанров и выявления иерархии между жанром и поджанрами;

- описать процессы формирования поджанров современного хоррора (19902000-х гг.);

- проанализировать два наиболее актуальных и ярко выраженных поджанра современного хоррора - слэшер45 и «found footage» (так называемые «найденные пленки»)46, первый из которых чаще всего определяют как поджанр за счет нарративных элементов, а второй - за счет специфики формы повествования.

Методология исследования. В процессе исследования автор опирается на теорию диалога М.М. Бахтина, морфологический метод В.Я. Проппа, а также использует типологический анализ нарратива и компаративистский подход к изучаемому материалу. Автор обращается к фундаментальному вкладу в развитие жанровых теорий русской формальной школы, к работам В.Б. Шкловского, Ю.Н.

45 Слэшер - поджанр фильма ужасов, в котором маньяк с холодным оружием охотится за группой подростков.

46 «Found footage» (с англ. «найденные пленки») - поджанр (в первую очередь фильма ужасов), в котором весь фильм представляется зрителю как материал с найденных записей на видео или кинокамеры, часто оставшийся после пропавших или умерших героев фильма.

Тынянова, А.И. Пиотровского, Б.М. Эйхенбаума, Р.О. Якобсона. Кроме того, изучение фильмов ужасов как феномена массовой культуры потребовало использования психоаналитических теорий, помогающих объяснить бессознательные потребности зрителей в острейших переживаниях хоррора.

При изучении особенностей сюжетов хоррора и ряда его поджанров автор

47

диссертации активно использует морфологический метод В.Я. Проппа , ставший одним из ведущих в мире научных методов в литературоведении, фольклористике и киноведении.

Комплексное определение хоррора выводится на основе синтаксико-семантической модели Р. Олтмена, совмещающей в себе элементы семиотического, структуралистского и лингвистического подходов.

При обзоре существующих взглядов на проблему жанров используются диахронический метод, методы критического и сравнительного анализа.

При рассмотрении сути явления поджанра, автор прибегает к более поздним работам Р. Олтмена, исследованию Р. Ноувела, маркетинговой теории кинематографа и положениям исторического детерминизма.

Исследование поджанров дополнительно потребовало применения метода моделирования, а также методов идеализации, обобщения, контент-анализа.

Автор использует методы анализа, почерпнутые в работах С.В. Лазарука, Л.Н. Нехорошего, Ю.Н. Арабова, А.И. Пиотровского, Я.К. Маркулан, Н.А. Хренова, Л.Н. Березовчук, Р. Олтмена, Н. Кэрролла, М. Дуглас, Ю. Кристевой, Р. Ноувелла, К.Дж. Кловер, В. Дики и других исследователей.

Научная новизна исследования:

1. впервые в отечественном киноведении определены отличительные свойства жанра ужасов в кино на синтаксико-семантическом уровне;

2. впервые в отечественной историографии подробно исследуются наиболее современные и актуальные поджанры фильма ужасов - слэшер и «found footage» хоррор: выведены их отличительные свойства, изучено их отношение к

47 Пропп В.Я. Указ. соч.

родовому жанру и выявлены основания для классификации их как поджанров хоррора;

3. автор впервые вводит в обиход отечественного киноведения ряд важнейших англо-американских теорий жанра и научных подходов к изучению хоррора;

4. впервые в отечественном киноведении применена на практике синтаксико-семантическая модель Р. Олтмена;

5. в работе впервые предложен подход для дифференциации киноподжанров и выявления принципов их отличия от родового жанра.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы заключается в обогащении новым материалом отечественной историографии по теории киножанров, вопросам кинематографа и по пока еще недостаточно исследованной в России теме хоррора.

Настоящая диссертация может использоваться в качестве источника структурированной информации по конкретному предмету как исследователями жанровых теорий и жанра хоррор, так и кинематографистами, на практике работающими с фильмом ужасов.

Исследователи других жанров и поджанров могут воспользоваться озвученными в настоящей работе положениями относительно поджанров, а также, по примеру данной работы, применить на практике синтаксико-семантическую модель Р. Олтмена.

На основе содержания диссертационной работы может быть проведен специальный курс лекций по проблематике жанровой дифференциации в кинематографе и принципам классификации жанра хоррор.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Синтаксико-семантическая жанровая модель Р. Олтмена функциональна для определения границ и жанровых особенностей фильма ужасов.

2. Использование синтаксико-семантической модели позволило выявить дистинктивные характеристики фильма ужасов как жанра. Анализ разных

уровней структурной организации фильмов показал, что на семантическом уровне в качестве отличительных характеристик жанра выступают следующие признаки:

- наличие в нарративе сверхъестественных или безжалостных созданий и/или людей, ведущих себя ненормально;

- присутствие в фильмах монструозного, неестественного для мира, в котором оно возникает, и нарушающего категориальные представления;

- отсылка к архаичным мотивам и бессознательно переживаемым страхам;

- саспенс и пугающие сцены в повествовании;

- пугающий звуковой ряд и/или музыка. На синтаксическом уровне:

- сочетание семантических элементов должно иметь главной целью вызов страха у реципиента;

- действие содержит хотя бы один из четырех этапов развития: проявление

- обнаружение - подтверждение - конфронтация;

- основные две бинарных оппозиции хоррора - «жертва - палач» и «жизнь

- смерть»;

- монструозное в фильме ужасов нарушает символический порядок и угрожает его устойчивости, это динамическая сила, преодолевающая иерархию границ мира фильма и воплощающая собой распавшиеся классификационные структуры восприятия привычных объектов;

- хоррор нарушает границы, запреты и табу, раскрывает табуированные в обществе темы.

3. Поджанр обладает присущими лишь ему свойствами, выделяющими его фильмы среди других представителей жанра, однако при этом он не должен нарушать все основные синтаксико-семантические характеристики жанра, к которому он находится в соподчинении. Поджанр возникает, пройдя по меньшей мере один полный исторический цикл развития, а группу фильмов, отнесенную к поджанру, объединяют общие для них структура, шаблон, контракт и принятое всеми агентами киносообщества название.

4. Теоретические положения, выдвинутые в отношении формирования и сути поджанра, функциональны на практике, что подтверждает их применение автором для изучения образования, бытования и характерных свойств поджанров слэшера и «found footage» хоррора.

5. Выявлены дистинктивные характеристики слэшера, определяющие его как поджанр. В основе отличия слэшера от других поджанров хоррора лежат в первую очередь особенности содержания его нарратива.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ионов, Алексей Юрьевич, 2017 год

Список литературы

1. Актуальные проблемы теории киножанров: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Копылова Р.Д. - Л.: ЛГИТМИК, 1982. - 144 с.

2. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия. - М.: ВГИК, 2003. - 106 с.

3. Артемьева О.Э. Девушка и смерть // Искусство кино. - 2010. - №10. - С. 100-120.

4. Артемьева О.Э. Эволюция эстетической модели жанра "хоррор" в американском кино. Дис. ... кандидата искусствоведения. - М: ВГИК, 2010.

- 176 с.

5. Березовчук Л.Н. Очерки теории кино. - СПб.: Первый класс, 2014. - 344 с.

6. Власов М.П. Виды и жанры киноискусства. - М.: Знание, 1976. - 112 с.

7. Волькенштейн В.М. Драматургия. - 5-е изд., доп. - М.: Советский писатель, 1969. - 335 с.

8. Горных А.А. Кинематографичность ужаса как симптом модерна // Визуальное (как) насилие. - Вильнюс: ЕГУ, 2007. - С. 64-89.

9. Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ понятий загрязнения и табу. - М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. - 288 с.

10. Жанры кино: Сб. статей / Отв. ред. В.И.Фомин. - М.: Искусство, 1979. -319 с.

11. Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике. Т. 2. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - 469 с.

12. Зельвенский С.И. Mockumentary: история вопроса // Сеанс. - 2007. - № 32.

- URL: http: //seance. ru/n/3 2/mo ckumentary/mo cumentary/

13. Казин А.Л. Проблема жанра в современном киноискусстве. - Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1985. - 31 с.

14. Кинг С. Пляска смерти. - М.: АСТ, 2003. - 512 с.

15. Колотаев В.А. Структура зримого в теории поэтического языка Шкловского // Логос. - 1999. - № 11/12. - С. 37-54.

16. Комм Д.Е. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов.

- Спб: БХВ-Петербург, 2012. - 224 с.

17. Корнев В.В. Фильмы ужасов // Философские дескрипты: сб. науч. статей. -Вып. 6. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. - С. 68-77. - Режим доступа: http://ec-deiavu.ru/h/Horror films.html

18. Кракауэр З. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино. - М., Искусство, 1977. - 352 с.

19. Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении. - Спб: Алетейя, 2003. - 256 с.

20. Лазарук С.В. Базовые модели киноведения США. Из истории американского киноведения. - М: ВГИК, 1996. - 217 с.

21. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин: Ээсти Раамат, 1973. - 135 с.

22. Маркулан Я.К. Зарубежный кинодетектив. - Л.: Искусство, 1975. - 167 с.

23. Маркулан Я.К. Киномелодрама. Фильм ужасов. - Л.: Искусство, 1978. - 191 с.

24. Мачерет А.В. Вопросы жанра // Искусство кино. - 1954. - № 11. - С. 65-79.

25. Нехорошев Л.Н. Драматургия фильма. - М: ВГИК, 2009. - 344 с.

26. Пиотровский А.И. К теории киножанров // Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». / под общ. ред. Копыловой Р.Д. - СПб.: РИИИ РАН, 2001.

- С. 93-109.

27. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. - Л.: Academia, 1928. - 152 с.

28. Просянов Ж. У всех один и тот же десктоп. Интервью с Леваном Габриадзе // Lenta.ru [Электронный ресурс]. - URL: http: //lenta.ru/articles/2014/08/13/cybernatural/

29. Ратников Г.В. Жанровая природа фильма. - Минск: Навука i тэхшка, 1990.

- 181 с.

30. Рутковский А.Г. Принципы и методика жанрового анализа фильма кино. Дис. ... кандидата искусствоведения. - М.: ВГИК, 1985.

31. Салынский Д.А. Наброски к проблеме жанров в кино // Киноведческие записки. - 2004. - № 69. - С. 175-203.

32. Скал Д.Дж. Книга ужаса. История хоррора в кино. - Спб.: Амфора, 2009. -319 с.

33. Тынянов Ю.Н. Об основах кино // Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». / под общ. ред. Копыловой Р.Д. - СПб.: РИИИ РАН, 2001. - С. 39-59.

34. Фрейд З. Жуткое // Фрейд З. Влечения и их судьба. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. - С. 177-228.

35. Фрейлих С.И. Проблема жанров в советском киноискусстве. - М.: Знание, 1974. - 48 с.

36. Ханютин Ю.М. Реальность фантастического мира. - М.: Искусство, 1977. -304 с.

37. Хренов Н.А. Кино. Реабилитация архетипической реальности. М.: Аграф, 2006. - 736 с.

38. Червинский А.М. Как хорошо продать хороший сценарий. Обзор американских учебников сценарного мастерства. Книга 1. - М.: Киносценарии, 1993. - 119 с.

39. Чернышевский Н.Г. Избранные философские произведения: в 3 т. Т. 3. -М.: Госполитиздат, 1951. - 914 с.

40. Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? - М.: Едиториал УРСС, 2010. - 192 с.

41. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969. - 535 с.

42. Шкловский В.Б. Поэзия и проза в кинематографе // Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». / под общ. ред. Копыловой Р.Д. - СПб.: РИИИ РАН, 2001. - С. 90-92.

43. Abbott S. High Concept Thrills and Chills: The Horror Blockbuster // Horror Zone: The Cultural Experience of Contemporary Horror Cinema / ed. Conrich I. - NY: I.B. Tauris, 2010. - P. 27-44.

44. Abrams S. John Carpenter Talks about His Storied Filmmaking Career, Creative Differences, and the Term 'Slasher' // Vulture.com [Электронный ресурс]. -2014. - 26 Sept. - URL: http://www.vulture.com/2014/09/john-carpenter-halloween-directing-storied-career-transcript.html

45. Allan R. Gomery D. Film History: Theory and Practice. - NY: McGraw-Hill, 1985. - 248 p.

46. Altman R. Film / Genre. - London: BFI, 1999. - 246 p.

47. Altman R. Intratextual Rewriting: Textuality as Language Formation // The Sign in Music and Literature. / ed. Steiner W. - Chicago: University of Chicago Press, 1981. - P. 39-51.

48. Altman R. The American Film Musical. - Bloomington: Indiana University Press, 1989. - 400 p.

49. Anders C.J. James Wan Says "The Conjuring" Is "the Opposite" of Found Footage Horror // io9.com [Электронный ресурс]. - URL: http: //io9 .com/j ames-wan-says-the-conjuring-is-the-opposite-of-found-803236611

50. Berra J. Declarations of Independence: American Cinema and the Partiality of Independent Production. - Bristol: Intellect Books, 2008. - 224 p.

51. Bissette S.R. Digital Cinema: "The Last Broadcast" // The New York Times. -2000. - 10 Dec. - URL: http://www.nytimes.com/2000/12/10/movies/l-digital-cinema-the-last-broadcast-569585.html

52. Capone and Eli Roth discuss horror movies, gore, Stephen King, the phrase "Torture Porn" and much more!!! // Ain't It Cool News [Электронный ресурс]. -2007. - 3 June. - URL: http://www.aintitcool.com/node/32868

53. Carlson M. Behind Open Doors: The Cinematic Spaces of the Slasher Films. Dissertation for the Degree of Master of Arts in Film Studies. - Atlanta: Emory University, 2010. - 63 p.

54. Carroll N. The Philosophy of Horror, or Paradoxes of the Heart. - NY: Routledge, 1990. - 256 p.

55. Casetti F. Theories of Cinema 1945-1995. - Austin: University of Texas Press, 1999. - 378 p.

56. Cherry B. Horror. - Abingdon: Routledge, 2009. - 240 p.

57. Clover С. Her Body, Himself: Gender in the Slasher Film // Representations. -1987. - Vol. 20. - P. 187-228.

58. Clover С. Men, Women, and Chain Saws: Gender in the Modern Horror Film. -Princeton: Princeton University Press, 1992. - 272 p.

59. Creed B. Kristeva, Femininity, Abjection // The Horror Reader / ed. Gelder K. -London: Routledge, 2000. - P. 64-70.

60. Creed B. The Monstrous-Feminine: Film, Feminism, Psychoanalysis. - London: Routledge, 1993. - 192 p.

61. Crook S. Papanormal Activity // EmpireOnline.com [Электронный ресурс]. -URL: http: //www.empireonline.com/reviews/reviewcomplete.asp?FID=136595

62. Derry Ch. Dark Dreams 2.0: A Psychological History of the Modern Horror Film from the 1950s to the 21th century. - Jefferson: McFarland & Co, 2009. - 437 p.

63. Dika V. Games of Terror: Halloween, Friday the 13th, and the Films of the Stalker Cycle. - Madison: Fairleigh Dickinson University Press, 1990. - 153 p.

64. Edelstein D. Now Playing at Your Local Multiplex: Torture Porn // New York Magazine. - 2006. - 28 Jan. URL: http://nymag.com/movies/features/15622/

65. Floyd N. A Nightmare on Elm Street // Time Out. - 2010. - 4 May. - URL: http://www.timeout.com/london/film/a-nightmare-on-elm-street-2010

66. Fuchs C. Bad Blood. An Illustrated Guide to Psycho Cinema. - London: Creation Books, 2002. - 209 p.

67. Gelder K. Introduction to Part Three // The Horror Reader / ed. Gelder K. -London: Routledge, 2000. - P. 81-83.

68. Giannetti L.D. Understanding Movies. - 13th ed. - Indianapolis: Pearson Education, 2014. - 576 p.

69. Gunning T. Those Drawn with a Very Fine Camel's Hair Brush: The Origins of Film Genres // Iris. - 1995. - Vol. 20. - P. 49-61.

70. Hallenbeck B.J. Comedy-horror Films: A Chronological History, 1914-2008. -Jefferson: McFarland & Company, 2009. - 247 p.

71. Hanley K.W. Up to Snuff: Why "Found Footage" is Good for Horror // Fangoria.com [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.fangoria.com/new/up-to-snuff-why-found-footage-is-good-for-horror/

72. Harper J. Legacy of Blood: A Comprehensive Guide to Slasher Movies. -Manchester: Critical Vision, 2004. - 192 p.

73. Heller-Nicholas A. Found Footage Horror Films and the Appearance of Reality.

- Jefferson: McFarland, 2014. - 244 p.

74. Jess-Cooke C., Verevis C. Introduction // Second Takes: Critical Approaches to the Film Sequel / ed. Jess-Cooke C., Verevis C. - Albany: State University of New York Press, 2010. - P. 1-10.

75. Jones S. Torture Porn: Popular Horror After Saw. - London: Palgrave Macmillan, 2013. - 248 p.

76. Kawin B.F. Horror and the Horror Film. - NY: Anthem Press, 2012. - 268 p.

77. Kay G. Zombie Movies: The Ultimate Guide. - Chicago: Chicago Review Press, 2008. - 352 p.

78. Kerner A.M. Torture Porn in the Wake of 9/11: Horror Exploitation, and the Cinema of Sensation. - New Brunswick: Rutgers University Press, 2015. - 268 p.

79. Kerswell J.A. The Slasher Movie Book. - Chicago: Chicago Review Press, 2012.

- 208 p.

80. Kit Z. 'Saw' movie franchise to get Guinness world record // Reuters [Электронный ресурс] - 2010. - 22 Jul. - Режим доступа: http://www.reuters.com/article/2010/07/23/us-saw-idUSTRE66M02F20100723

81. Kitses J. Horizons West: Anthony Mann, Budd Boetticher, Sam Peckinpah: Studies of Authorship Within the West. - London: Thames and Hudson, 1969. -176 p.

82. Knee A. Gender, Genre, Argento // The Dread of Difference: Gender and the Horror Film / ed. Grant B.K. - Austin: University of Texas Press, 2015. - P. 241258.

83. Maltby R. Hollywood Cinema: An Introduction. - Oxford: Blackwell, 1995. -520 p.

84. Maltby R. Hollywood Cinema. - 2nd ed. - Oxford: Blackwell Publishing, 2003. -712 p.

85. Mathus E. They're Here! Special Effects in Horror Cinema of the 1970s and 1980s // Horror Zone: The Cultural Experience of Contemporary Horror Cinema / ed. Conrich I. - NY: I.B. Tauris, 2010. - P. 153-172.

86. McCarty, J. Splatter Movies: Breaking the Last Taboo of the Screen. - NY: St. Martin's Press, 1984. - 197 p.

87. McRoy J. "Parts in Parts: Pornography, Splatter Films and the Politics of Corporeal Disintegration // Horror Zone: The Cultural Experience of Contemporary Horror Cinema / ed. Conrich I. - NY: I.B. Tauris, 2010. - P. 191204.

88. Metz C. Language and Cinema. - The Hague: Mouton, 1974. - 303 p.

89. Moine R. Cinema Genre. - Oxford: Blackwell Publishing, 2008. - 272 p.

90. Murphy J. Re-Presenting Fear: The Slasher Remake as Cumulative Hypertext. Dissertation for the Degree of Master of Arts. - Otago: Iniversity of Otago, 2011. - 151 p.

91. Neale S. Genre and Hollywood. - London: Routledge, 2000. - 344 p.

92. Newman K. Nightmare Movies: Wide Screen Horror Since 1968. - London: Proteus Books, 1984. - 152 p.

93. Nowell R. Blood Money: A History of the First Teen Slasher Film Cycle. - NY: Bloomsbury Publishing USA, 2010. - 304 p.

94. Onstad K. Horror Auteur Is Unfinished with the Undead // The New York Times. - 2008. - 10 Febr. - URL: http://www.nytimes.com/2008/02/10/movies/10onst.html7_F0

95. Paul W. Laughing Screaming: Modern Hollywood Horror and Comedy. - NY: Columbia University Press, 1994. - 510 p.

96. Penner J. Schneider S.J. Horror Cinema / ed. Duncan P. - 4th ed. - Koln: Taschen, 2012. - 192 p.

97. Pinedo I.C. Recreational Terror: Women and the Pleasures of Horror Film Viewing. - Albany: State University of New York Press, 1997. - 198 p.

98. Reid R.A. Women in Science Fiction and Fantasy: Overviews. - Westport: Greenwood Press, 2008. - 384 p.

99. Rhodes G.D. Mockumentaries and the Production of Realist Horror // Post Script: Essays in Film and the Humanities. 2002. - № 21(3). - P. 46-60.

100. Robinson J. Life Lessons from Slasher Films. - Plymouth: Scarecrow Press, 2012. - 250 p.

101. Rockoff A. Going to Pieces: The Rise and Fall of the Slasher Film, 19781986. - Jefferson: McFarland & Company, 2002. - 223 p.

102. Rubin M. Thrillers. - Cambridge University Press, 1999. - 319 p.

103. Savlov M. Prom Night // The Austin Chronicle. - 2008. - 18 Apr. - URL: http://www.austinchronicle.com/calendar/film/2008-04-18/609746/

104. Schoell W. Stay out of the Shower: Twenty Five Years of Shocker Films Beginning with "Psycho". - NY: Dembner Books, 1985. - 184 p.

105. The Facts About The Last Broadcast. An interview with Lance Weiler // DVD Review & High Definition [Электронный ресурс] - 1999. - URL: http://www.dvdreview.com/html/dvd review - lance weiler.shtml

106. Thompson K., Bordwell D. Conservations on Film Art. Return to Paranormalcy // DavidBordwell.net [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.davidbordwell .net/blog/2012/11/13/return-to-paranormalcy/

107. To See the Saw Movies: Essays on Torture Porn and Post-9/11 Horror / ed. Aston J., Walliss J. - Jefferson: McFarland, 2013. - 208 p.

108. Todorov T. Definition of the Fantastic // The Horror Reader, ed. Gelder K. - London: Routledge, 2000. - P. 14-19.

109. Tung A. 8 Slasher Slang Terms, Dissected // Mental Floss. - 2015. - 17 May. - URL: http://mentalfloss.com/article/63916/8-slasher-slang-terms-dissected

110. Weinraub B. "Blair Witch" Proclaimed First Internet movie // The New York Times. - 1999. - 17 Aug. - URL: http://articles.chicagotribune.com/1999-08-17/features/9908170065 1 mark-curcio-amir-malin-artisan-entertainment

111. Wells P. On the Side of the Demons: Clive Barker's Pleasures and Pains. Interviews with Clive Barker and Doug Bradley // British Horror Cinema / ed. Chibnall S., Petley J. - London: Routledge, 2002. - P. 172-182.

112. White C.C. Dismembering Cinema: Defining the Torture Porn Subgenre. -Springfield: University of Illinois, 2011. - 208 p.

113. Whitehead M. Slasher Movies. - Harpenden: Pocket Essentials, 2000. - 76 p.

114. Wood R. Hollywood from Vietnam to Reagan. - Revised and expanded ed. - NY: Columbia University Press, 2003. - 480 p.

Фильмография

1. «Ад каннибалов» / Cannibal Holocaust (1979, реж. Р. Деодато, Италия), игр.

2. «Адская ночь» / Hell Night (1981, реж. Т. ДеСимоне, США), игр.

3. «Безумец» / Madman (1982, реж. Д. Джианнон, США), игр.

4. «Белый зомби» / White Zombie (1932, реж. В. Гэльперин, США), игр.

5. «Блэйд» / Blade (1998, реж. С. Норрингтон, США), игр.

6. «Ван Хельсинг» / Van Helsing (2004, реж. С. Соммерс, США, Чехия), игр.

7. «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» / The Blair Witch Project (1999, реж. Д. Мирик, Э. Санчес, США), игр.

8. «Веселый скелет» / Le Squelette Joyeux (1897, реж. Л. Люмьер, Франция), игр.

9. «Война миров Z» / World War Z (2013, реж. М. Форстер, США), игр.

10. «Волк» / Wolf (1994, реж. М. Николс, США), игр.

11. «Волчья яма» / Wolf Creek (2005, реж. Г. МакЛин, Австралия), игр.

12. «Вторжение похитителей тел» / Invasion of the Body Snatchers (1955, реж. Д. Сигел, США), игр.

13. «Вторжение похитителей тел» / Invasion of the Body Snatchers (1978, реж. Ф. Кауфман, США), игр.

14. «Выпускной» / «Школьный бал» / Prom Night (1980, реж. П. Линч, Канада), игр.

15. «Выпускной» / Prom Night (2008, реж. Н. МакКормик, США, Канада), игр.

16. «Глаза без лица» / Les yeux sans visage (1959/1960, реж. Ж. Франжю, Франция, Италия), игр.

17. «Городские Легенды» / Urban Legend (1998, реж. Д. Блэнкс, США, Франция), игр.

18. «Городские легенды 2: Последний отрезок» / Urban Legends: Final Cut (2000, реж. Д. Оттмен, США, Франция), игр.

19. «День дурака» / April Fool's Day (1986, реж. Ф. Уолтон, США), игр.

20. «День мертвецов» / Day of the Dead (1985, реж. Д.А. Ромеро, США), игр.

21. «День окончания школы» / Graduation Day (1981, реж. Х. Фрид, США), игр.

22. «День святого Валентина» / Valentine (2001, реж. Д. Блэнкс, США), игр.

23. «День смеха» / April Fool's Day (2008, реж. М. Алтери, Ф. Флорес, США), игр.

24. «Детские игры» / Child's Play (1988, реж. Т. Холланд, США), игр.

25. «Джейсон X» / Jason X (2000/2001, реж. Д. Исаак, США), игр.

26. «Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница» / Jason Goes to Hell: The Final Friday (1993, реж. А. Маркус, США), игр.

27. «Дневники мертвецов» / Diary of the Dead (2007, реж. Д.А. Ромеро, США), игр.

28. «Доктор Джекилл и мистер Хайд» / Dr. Jekyll and Mr. Hyde (1931, реж. Р. Мамулян, США), игр.

29. «Дом восковых фигур» / House of Wax (2005, реж. Х. Кольет-Серра, Австралия, США), игр.

30. «Дом, где падает кровь» / The Dorm that Dripped Blood (1982, реж. С. Карпентер, Д. Оброу, США), игр.

31. «Дракула» / Dracula (1931, реж. Т. Браунинг, США), игр.

32. «Дракула» / Bram Stoker's Dracula (1992, реж. Ф.Ф. Коппола, США), игр.

33. «Другие» / The Others (2001, реж. А. Аменабар, США, Испания, Франция, Италия), игр.

34. «Другой мир» / Underworld (2003, реж. Л. Уайзман, США, Германия, Великобритания, Венгрия), игр.

35. «З - значит Зомби» / Z for Zombie (2010, реж. А. Губион, США, Россия), игр.

36. «З/Л/О» / V/H/S (2012, реж. М. Беттинелли, Д. Брукнер, Т. Джиллетт, Д. Мартинес, Г. МакКвейд, Р. Сайленс, Д. Сванберг, Ч. Виллелла, Т. Уэст, А. Вингард, США), игр.

37. «Залив» / The Bay (2012, реж. Б. Левинсон, США), игр.

38. «Замок дьявола» / Le manoir du diable (1896, реж. Ж. Мельес, Франция), игр.

39. «Занавес» / Curtains (1983, реж. Р. Чупка, Канада), игр.

40. «Звонок» / Ringu (1998, реж. Х. Наката, Япония), игр.

41. «Звонок» / The Ring (2002, реж. Г. Вербински, США, Япония), игр.

42. «Земля мертвецов» / Land of the Dead (2005, реж. Д.А. Ромеро, Канада, Франция, США), игр.

43. «Зловещие мертвецы» / The Evil Dead (1981, реж. С. Рейми, США), игр.

44. «Зловещие мертвецы 2» / Evil Dead II (1987, реж. С. Рэйми, США), игр.

45. «Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы» / Army of Darkness (1992, реж. С. Рейми, США), игр.

46. «Зомби по имени Шон» / Shaun of the Dead (2004, реж. Э. Райт, Великобритания, Франция, США), игр.

47. «Изгнанные дьяволом» / The Devil's Rejects (2005, реж. Р. Зомби, США, Германия), игр.

48. «Изгоняющий дьявола» / The Exorcist (1973, реж. У. Фридкин, США), игр.

49. «Интервью с вампиром» / Interview with a Vampire: The Vampire Chronicles (1994, реж. Н. Джордан, США), игр.

50. «Искатели могил» / Grave Encounters (2010, реж. К. Минихан, С. Ортиз, братья Вишес, Канада), игр.

51. «Искатели могил 2» / Grave Encounters 2 (2012, реж. Д. Поликуин, Канада, США), игр.

52. «Кабинет доктора Калигари» / Das Cabinet des Dr. Caligari (1920, реж. Р. Вине, Германия), игр.

53. «Как снимался фильм "Зловещие мертвецы 2", или чем страшнее, тем веселее» / The Making of Evil Dead II, or The Gorier - the Merrier (2000, реж. Р.А. Ферретти, США), док.

54. «Карантин» / Quarantine (2008, реж. Д.Э. Даудл, США), игр.

55. «Киногид извращенца» / The Pervert's Guide to Cinema (2006, реж. С. Файнс, Великобритания, Австрия, Нидерланды), игр.

56. «Когда звонит незнакомец» / When a Stranger Calls (1979, реж. Ф. Уолтон, США), игр.

57. «Коллекционер» / The Collector (2009, реж. М. Данстэн, США), игр.

58. «Коллекционер 2» / The Collection (2012, реж. М. Данстэн, США), игр.

59. «Колосс: Проект Форбина» / Colossus: The Forbin Project (1970, реж. Д. Сарджент, США), игр.

60. «Кошмар на улице Вязов» / A Nightmare on Elm Street (1984, реж. У. Крейвен, США), игр.

61. «Кошмар на улице Вязов» / A Nightmare on Elm Street (2010, реж. С. Байер, США), игр.

62. «Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди» / A Nightmare on Elm Street Part 2: Freddy's Revenge (1985, реж. Д. Шолдер, США), игр.

63. «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна» / A Nightmare on Elm Street 3: Dream Warriors (1987, реж. Ч. Рассел, США), игр.

64. «Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна» / A Nightmare on Elm Street 4: The Dream Master (1988, реж. Р. Харлин, США), игр.

65. «Кошмар на улице Вязов 5: Дитя сна» / A Nightmare on Elm Street: The Dream Child (1989, реж. С. Хопкинс, США), игр.

66. «Кошмар на улице Вязов 6: Фредди мертв» / Freddy's Dead: The Final Nightmare (1991, реж. Р. Тэлалей, США), игр.

67. «Кошмар на улице Вязов 7» / New Nightmare (1994, реж. У. Крейвен, США), игр.

68. «Кровавая вечеринка» / The Slumber Party Massacre (1982, реж. Э.Х. Джонс, США), игр.

69. «Кроваво-красное» / Profondo rosso (1975, реж. Д. Ардженто, Италия), игр.

70. «Кровавый залив» / Reazione a catena (1971. реж. М. Бава, Италия), игр.

71. «Кровавый пир» / Blood Feast (1963, реж. Г.Г. Льюис, США), игр.

72. «Кровь и черные кружева» / Sei donne per l'assassino (1964, реж. М. Бава, Италия, Франция, Монако), игр.

73. «Крик» / Scream (1996, реж. У. Крейвен, США), игр.

74. «Крик 2» / Scream 2 (1997, реж. У. Крейвен, США), игр.

75. «Крик 3» / Scream 3 (2000, реж. У. Крейвен, США), игр.

76. «Крик 4» / Scream 4 (2011, реж. У. Крейвен, США), игр.

77. «Крик в общаге» / Sorority Row (2009, реж. С. Хендлер, США), игр.

78. «Кэндимен» / Candyman (1992, реж. Б. Роуз, США), игр.

79. «Кэрри» / Carrie (1976, реж. Б. Де Пальма, США), игр.

80. «Логово дьявола» / «Призрак дома на холме» / The Haunting (1963, реж. Р. Уайз, Великобритания, США), игр.

81. «Люди-кошки» / Cat People (1942, реж. Ж. Турнер, США), игр.

82. «Мой кровавый Валентин» / My Bloody Valentine (1981, реж. Д. Михалка, Канада), игр.

83. «Мой кровавый Валентин 3D» / My Bloody Valentine 3D (2009, реж. П. Люссье, США), 3D, игр.

84. «Молчание ягнят» / The Silence of the Lamb (1990, реж. Д. Демме, США), игр.

85. «Монстро» / Cloverfield (2008, реж. М. Ривз, США), игр.

86. «Музей восковых фигур» / House of Wax (1953, реж. А. Де Тот, США), игр.

87. «Мумия» / The Mummy (1932, реж. К. Фройнд, США), игр.

88. «Мумия» / The Mummy (1999, реж. С. Соммерс, США), игр.

89. «На греческой улице.» / The House on Sorority Row (1983, реж. М. Росман, США), игр.

90. «На куски: рассвет и закат слэшеров» / Going to Pieces: The Rise and Fall of the Slasher Film (2006, США), док.

91. «Не ходите в лес. одни!» / Don't Go in the Woods (1981, реж. Д, Брайан, США), игр.

92. «Незваный гость» / Intruder (1988, реж. С. Шпигель, США), игр.

93. «Ночь живых мертвецов» / Night of the Living Dead (1968, реж. Д.А. Ромеро, США), игр.

94. «Обитель зла» / Resident Evil (2002, реж. П.У.С. Андерсон, Германия, США), игр.

95. «Обитель зла 2: Апокалипсис» / Resident Evil: Apocalypse (2004, реж. А. Уитт, Германия, Франция, Великобритания, Канада, США), игр.

96. «Обитель зла 3» / Resident Evil: Extinction (2007, реж. Р. Малкэй, Германия, США, Франция, Австралия, Великобритания), игр.

97. «Одержимая» / The Devil Inside (2012, реж. У.Б. Белл, США), игр.

98. «Озеро Мунго» / Lake Mungo (2008, реж. Д. Андерсон, Австралия), игр.

99.«Окрапленный университет» / Splatter University (1984, реж. Р.Б. Хайнс, США), игр.

100. «Омен» / The Omen (1976, реж. Р. Доннер, США, Великобритания), игр.

101. «Отвращение» / Repulsion (1965, реж. Р. Полански, Великобритания), игр.

102. «Охотники на троллей» / Trolljegeren (2010, реж. А. Овредал, Норвегия), игр.

103. «Очень страшное кино» / Scary Movie (2000, реж. К.А. Уайанс, США), игр.

104. «Паранормальное явление» / Paranormal Activity (2007/2009, реж. О. Пели, США), игр.

105. «Паранормальное явление 2» / Paranormal Activity 2 (2010, реж. Т. Уильямс, США), игр.

106. «Паранормальное явление 3» / Paranormal Activity 3 (2011, реж. Г. Джуст, Э. Шульман, США), игр.

107. «Паранормальное явление 4» / Paranormal Activity 4 (2012, реж. Г. Джуст, Э. Шульман, США), игр.

108. «Паранормальное явление 5: Призраки в 3D» / Paranormal Activity: The Ghost Dimension (2015, реж. Г. Плоткин, США), 3D, игр.

109. «Паранормальное явление: Метка дьявола» / Paranormal Activity: The Marked Ones (2013, реж. К. Лэндон, США), игр.

110. «Паранормальное явление: Ночь в Токио» / Paranomaru akutibiti: Dai-2-sho - Tokyo Night (2010, реж. Т. Нагае, США), игр.

111. «Пила: Игра на выживание» / Saw (2004, реж. Д. Ван, США, Австралия), игр.

112. «Плетенный человек» / The Wicker Man (1973, реж. Р. Харди, Великобритания), игр.

113. «Под маской: Восхождение Лесли Вернона» / Behind the Mask: The Rise of Leslie Vernon (2006, реж. С. Глоссерман, США), игр.

114. «Подглядывающий» / Peeping Tom (1960, реж. М. Пауэлл, Великобритания), игр.

115. «Подопытная свинка: Эксперимент дьявола» / Guinea Pig (1985, реж. С. Огура, Япония), игр.

116. «Поезд» / Train (2008, реж. Г. Рафф, США), игр.

117. «Поезд страха» / Terror Train (1979/1980, реж. Р. Споттисвуд, Канада, США), игр.

118. «Последнее изгнание дьявола» / The Last Exorcism (2010, реж. Д. Штамм, США/Франция), игр.

119. «Последний дом слева» / Last House on the Left (1972, реж. У. Крейвен, США), игр.

120. «Последний человек на Земле» / The Last Man on Earth (1964, реж. У. Рагона, С. Сэлкоу, США, Италия), игр.

121. «Последний экзамен» / Final Exam (1981, реж. Д. Хьюстон, США), игр.

122. «Последняя трансляция» / The Last Broadcast (1998, реж. С. Авалос, Л. Уэйлер, США), игр.

123. «Потомство демона» / Demon Seed (1977, реж. Д. Кэммелл, США), игр.

124. «Прокол» / Blow Out (1981, реж. Б. де Пальма, США), игр.

125. «Прямо перед рассветом» / «Перед самым рассветом» / Just Before Dawn (1981, реж. Д. Либерман, США), игр.

126. «Психо» / «Психоз» / Psycho (1960, реж. А. Хичкок, США), игр.

127. «Птица с хрустальным оперением» / L'uccello dalle piume di cristallo (1969/1970, реж. Д. Ардженто, Италия, Германия), игр.

128. «Птицы» / The Birds (1963, реж. А. Хичкок, США), игр.

129. «Путешествие в Ад» / Tourist Trap (1979, реж. Д. Шмёллер, США), игр.

130. «Пятница, 13-е» / Friday the 13th (1980, реж. Ш.С. Каннингэм, США), игр.

131. «Пятница, 13-е» / Friday the 13th (2009, реж. М. Ниспел, США), игр.

132. «Пятница, 13-е - Часть 2» / Friday, the 13th Part II (1981, реж. С. Майнер, США), игр.

133. «Пятница 13-е - Часть 3» / Friday the 13th Part III (1982, реж. С. Майнер, США), игр.

134. «Пятница 13-е - Часть 4: Последняя глава» / Friday the 13th: The Final Chapter (1984, реж. Д. Зито, США), игр.

135. «Пятница 13-е - Часть 5: Новое начало» / Friday the 13th: A New Beginning (1985, реж. Д. Стейманн, США), игр.

136. «Пятница 13-е - Часть 6: Джейсон жив!» / Jason Lives: Friday the 13th Part VI (1986, реж. Т. Маклафлин, США), игр.

137. «Пятница 13-е - Часть 7: Новая кровь» / Friday the 13th Part VII: The New Blood (1988, реж. Д.К. Бюхлер, США), игр.

138. «Пятница 13-е - Часть 8: Джейсон штурмует Манхэттен» / Friday the 13th Part VIII (1989, реж. Р. Хедден, США, Канада), игр.

139. «Рассвет мертвецов» / Dawn of the Dead (1978, реж. Д.А. Ромеро, Италия, США), игр.

140. «Ребенок Розмари» / Rosemary's Baby (1968, реж. Р. Полански, США), игр.

141. «Резня в школе» / Slaughter High (1986, реж. Д. Дагдейл, М. Эзра, П.М. Литтен, Великобритания, США), игр.

142. «Репортаж» / [Rec] (2007, реж. Ж. Балагуэро, П. Пласа, Испания), игр.

143. «С Днем Рождения меня» / Happy Birthday to Me (1980, реж. Д. ли Томпсон, Канада), игр.

144. «Свидетельство» / Evidence (2010, реж. Х. Эскинс, США), игр.

145. «Сияние» / The Shining (1980, реж. С. Кубрик, США, Великобритания), игр.

146. «Собачий мир» / Mondo Cane (1962, реж. П. Кавара, Г. Якопетти, Ф. Проспери, Италия), игр.

147. «Сожжение» / The Burning (1980/1981, реж. Т. Мэйлэм, США, Канада), игр.

148. «Спящий лагерь» / Sleepaway Camp (1983, реж. Р. Хилтзик, США), игр.

149. «Спящий лагерь 2» / Sleepaway Camp II: Unhappy Campers (1988, реж. М.А. Симпсон, США), игр.

150. «Спящий лагерь 3: Безлюдная территория» / Sleepaway Camp III: Teenage Wasteland (1988/1989, реж. М.А. Симпсон, США), игр.

151. «Сумасшедший» / Wacko (1982, реж. Г. Кларк, США), игр.

152. «Сумерки» / Twilight (2008, реж. К. Хардвик, США), игр.

153. «Тайна музея восковых фигур» / Mystery of the Wax Museum (1933, реж. М. Кёртиц, США), игр.

154. «Тайна перевала Дятлова» (2013, реж. Р. Харлин, Россия, США), игр.

155. «Тела студентов» / Student Bodies (1981, реж. М. Роуз, М. Ритчи, США), игр.

156. «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacre (1974, реж. Т. Хупер, США), игр.

157. «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chainsaw Massacre (2003, реж. М. Ниспел, США), игр.

158. «Техасская резня бензопилой 3D» / Texas Chainsaw 3D (2013, реж. Д. Льюсенхоп, США), 3D, игр.

159. «Техасская резня бензопилой: Начало» / The Texas Chainsaw Massacre: The Beginning (2006, реж. Д. Либесман, США), игр.

160. «Торсо» / I corpi presentano tracce di violenza carnale (1973, реж. С. Мартино, Италия), игр.

161. «Туристас» / Turistas (2006, реж. Д. Стокуэлл, США), игр.

162. «Убийства в Черри-Фолс» / Cherry Falls (2000, реж. Д. Райт, США), игр.

163. «Ужас Амитивилля» / The Amityville Horror (1979, реж. С. Розенберг, США), игр.

164. «Франкенштейн» / Frankenstein (1931, реж. Д. Уэйл, США), игр.

165. «Франкенштейн» / Mary Shelleys' Frankenstein (1994, реж. К. Брана, США, Япония), игр.

166. «Фредди против Джейсона» / Freddy vs. Jason (2003, реж. Р. Ю, Канада, США, Италия), игр.

167. «Хижина в лесу» / The Cabin in the Woods (2011, реж. Д. Годдард, США), игр.

168. «Хостел» / Hostel (2005, реж. Э. Рот, США), игр.

169. «Хостел 2» / Hostel: Part II (2007, реж. Э. Рот, США), игр.

170. «Хостел 3» / Hostel: Part III (2011, реж. С. Шпигель, США), игр.

171. «Хэллоуин» / Halloween (1978, реж. Д. Карпентер, США), игр.

172. «Хэллоуин 2» / Halloween II (1981, реж. Р. Розенталь, США), игр.

173. «Хэллоуин 2» / Halloween II (2009, реж. Р. Зомби, США), игр.

174. «Хэллоуин 2007» / Halloween (2007, реж. Р. Зомби, США), игр.

175. «Хэллоуин 3: Сезон ведьм» / Halloween III: Season of the Witch (1982, реж. Т. Ли Уоллес, США), игр.

176. «Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса» / Halloween 4: The Return of Michael Myers (1988, реж. Д.Х. Литтл, США), игр.

177. «Хэллоуин 5» / Halloween V (1989, реж. Д. Отенер-Жерар, США), игр.

178. «Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса» / Halloween: The Curse of Michael Myers (1995, реж. Д. Чаппелль, США), игр.

179. «Хэллоуин: 20 лет спустя» / Halloween H20: 20 Years Later (1998, реж. С. Майнер, США), игр.

180. «Хэллоуин: Воскрешение» / Halloween: Resurrection (2002, реж. Р. Розенталь, США), игр.

181. «Человек кусает собаку» / C'est arrivé près de chez vous (1992, реж. Р. Бельво, А. Бонзель, Б. Пульворд, Бельгия), игр.

182. «Человек с резиновой головой» / L'homme à la tête de caoutchouc (1901, реж. Ж. Мельес, Франция), игр.

183. «Человек с рентгеновскими глазами» / X (1963, реж. Р. Корман, США), игр.

184. «Человеческая многоножка» / The Human Centipede (First Sequence) (2009, реж. Т. Сикс, Нидерланды), игр.

185. «Челюсти» / Jaws (1975, реж. С. Спилберг, США), игр.

186. «Черное Рождество» / Black Christmas (1974, реж. Б. Кларк, Канада), игр.

187. «Черное Рождество» / Black Christmas (2006, реж. Г. Морган, США, Канада), игр.

188. «Чужой» / Alien (1979, реж. Р. Скотт, США, Великобритания), игр.

189. «Шопинг-тур» (2012, реж. М. Брашинский, Россия, Финляндия), игр.

190. «Это Spinal Tap» / This is Spinal Tap (1984, реж. Р. Райнер, США), игр.

191. «Я - легенда» / I Am Legend (2007, реж. Ф. Лоуренс, США), игр.

192. «Я все еще знаю, что вы сделали прошлым летом» / I Still Know What You Did Last Summer (1998, реж. Д. Кэннон, США), игр.

193. «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» / I Know What You Did Last Summer (1997, реж. Д. Гуллеспи), игр.

194. «Я гуляла с зомби» / I Walked with a Zombie (1943, реж. Ж. Турнёр, США), игр.

195. The American Nightmare (2000, реж. А. Саймон, США, Великобритания), док.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.