Американский независимый кинематограф: историко-тематический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Рутман, Владимир Михайлович
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат наук Рутман, Владимир Михайлович
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Независимый кинематограф: понятие и сущность
1.1. Независимый и массовый кинематограф: часть феномена массовой культуры
1.2. Критерии различения независимого кино и голливудского
1.3. Проблема автора в независимом кинематографе
Глава 2. Независимый американский кинематографа 1940-х - 1960-х годов: студийное кино и постмодернизм
2.1. Развитие независимого кинематографа в период студийного кино. Киноавангард
2.2. «Бунт шестидесятых» и развитие независимого американского кинематографа в русле эстетики контркультуры
2 3 Современный независимый кинематограф в контексте характеристик
89
постмодернизма
Глава 3. Проблема синтеза авторского самовыражения и отклика на актуальные вопросы современности в творчестве режиссёров независимого кинематографа
3.1 Американская мечта: Разрушение Великого Мифа
3 2 Канонические фигуры независимого американского кинематографа последних
197
десятилетий
3.3. Независимое кино сегодня: проблемные направления и новые эксперименты
3.4. Пути развития независимого кинематографа
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
164
Книги и статьи на русском языке
Книги и статьи на иностранных языках
Электронные ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ. ФИЛЬМОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Опыт работы отечественных режиссеров в американском кинопроизводстве за период 1980-2015 годы2016 год, кандидат наук Курдяев Григорий Игоревич
Музыка в современном коммерческом кинематографе США: проблемы истории и теории2013 год, кандидат искусствоведения Рычков, Константин Николаевич
Контркультура и основные движения американского киноавангарда сороковых-семидесятых годов двадцатого века2003 год, кандидат культурологии Хренов, Андрей Николаевич
Влияние современного голливудского кино на духовную ситуацию в России: межкультурные связи в контексте международных отношений2006 год, кандидат исторических наук Полотовский, Сергей Аркадьевич
Советская кинооператорская школа и ее роль в мировом кино1968 год, Голдовская, М. Е.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Американский независимый кинематограф: историко-тематический анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена американскому независимому кинематографу. Независимый кинематограф (independent film) - это кино, как правило, существующее вне сложившейся системы кинопроизводства. Отличительными чертами независимого американского кино можно считать смелые творческие эксперименты в плане съемки фильма и его идеи, а также небольшие бюджеты, выделяемые на его производство. Практически всегда историками кино, киножурналистами и кинокритиками этот кинематограф противопоставляется кино «голливудскому», и представляет собой интереснейший феномен культуры XX века.
Точную дату зарождения независимого кино определить довольно сложно. Корнями это явление уходит в 30-е годы XX века, когда появляются первые фильмы, обладающие указанными выше чертами. В 1940-е годы, независимое кино получает широкое развитие. Этот период, в первую очередь, связан с экспериментами Кэннета Энгера (род. 1927) и Майи Дерен (1917-1961), а также с киноавангардом Йонаса Мекаса (род. 1922).
В течение 50-80-х годов в американский независимый кинематограф приходят все новые деятели: Джон Кассаветис (1929-1989), Энди Уорхол (1928-1987), Роджер Корман (род. 1926), Питер Богданович (род. 1939), Расс Майер (род. 1922-2004), Джон Уотерс (род. 1946) и др. Благодаря их новаторскому подходу к созданию идеологии киноповествования (смещение общепринятых социальных акцентов в фильмах Кассаветиса, Майера, Уорхола и Уотерса) и техническим экспериментам, обусловленным в первую очередь крайне низкими бюджетами (съемка на дешевую аппаратуру за короткие сроки, предпочтение «низких» жанров, вроде триллеров и фильмов ужасов, непрофессиональная и маленькая съемочная группа и, как следствие, резкий и «неправильный» монтаж, после ставший намеренным, в фильмах Кормана и Майера), независимое кино завоевывает признание интеллектуальной публики, а также оказывает существенное влияние на кинематограф других стран.
Актуальность исследования. Обращение к исследованию данной темы является актуальным в силу ряда причин. В первую очередь, американский независимый кинематограф - это уникальный синтез творческого самовыражения режиссёра и отклика на острые проблемы современной действительности. Кроме того, независимый кинематограф явился своего рода трамплином для многих режиссёров, повлиявших на дальнейшее развитие мирового кино - Дэвида Линча (род. 1946), Квентина Тарантино (род. 1963), Гаса ван Сента (род. 1952), Джима Джармуша (род. 1953) и многих других.
Иными словами, независимое кино - это во многом показатель изменений в обществе, происходящих под воздействием социально-экономических и культурных тенденций. И, наконец, актуальность исследования обусловлена тем, что, с точки зрения историко-тематического анализа, американский независимый кинематограф в отечественном киноведении изучен крайне мало. Обобщающих работ, посвященных данному виду кинематографа, на русском языке практически нет.
Степень научной разработанности. На сегодняшний день существуют отдельные труды (преимущественно американских и английских киноведов и кинокритиков), посвященные истории американского независимого кинематографа и проблемам его развития. Так, большую роль для написания этой работы сыграла книга A. J1. Риса «История экспериментального кино и видео»1, в которой рассматривается история некоммерческого искусства США. В своей книге, как и во многих отдельных публикациях в англоязычной прессе, Рис даёт оценку творческой деятельности современных независимых режиссёров, фотохудожников и мастеров медиа-арта. Он рассматривает новые виды и формы искусства как альтернативу мейнстрйму, и приходит к выводу о том, что экспериментальное искусство, в том числе и кинематограф, в скором будущем станет основой культуры, привлечет внимание самой широкой аудитории и вытеснит устаревшие схемы искусства массового. Несмотря на некоторую безапелляционность, вывод Риса заключается в неизбежности кризиса массового искусства, поскольку в нем отсутствует
тенденция к саморазвитию.
Потенциал авторского кино гораздо шире - независимый режиссёр не подстраивается под вкусы публики, а выражает собственное видение реальности и предлагает глубоко личностный взгляд на проблемы и вопросы современности. По сравнению с коммерческим кинематографом, аудитория авторского кино гораздо уже, можно сказать, это целевая аудитория, способная по достоинству оценить режиссёрскую работу. Многие авторские фильмы имеют фестивальные награды, и даже окупаются в прокате, хотя, возможно, их создатели не ставили своей целью получение коммерческой выгоды.
История зарождения и становления, а так же современное состояние американского независимого кинематографа, подробно изложены в трех книгах. Первая из них, кинокритика Эммануэля Леви «Кинематограф аутсайдеров: Подъём американского независимого кино»2, посвящена творчеству режиссеров, не входящих в голливудскую систему кинопроизводства. Автор описывает зарождение и восхождение нового
1 Rees A L. A History of Experimental Film and Video. - L.: British Film Institute Publishing, 1999.
2 Levy E. Cinema of Outsiders: The Rise of American Independent Films. - N.Y.: New York University Press, 2001.
4
американского независимого кинематографа. Книга Леви, в отличие от других исследований на эту тему, знакомит с малоизвестными фактами из творческой карьеры знаменитых независимых кинематографистов современности, таких как Джим Джармуш, братья Итан и Джоэл Коэны (род. 1957 и 1954, соответственно), Дэвид Линч, Гас ван Сент и др. Автор опровергает мнение, что производство независимого кино началось именно с них, а также высказывает интересные выводы и обозначает определенные обстоятельства, в результате которых американское независимое кино периода 80-х - 90-х годов стало более востребованным мировым зрителем, чем в предыдущие периоды его развития.
Американский журналист Фил Холл в книге «История независимого кинематографа»3 живым, разговорным языком рассказывает о 60-х - 70-х годах развития независимого кинематографа. Однако Холл выстраивает повествование, не всегда следуя точной хронологии, а выделяя самые знаковые события, в отборе которых он руководствуется собственными исследовательскими предпочтениями. Поэтому во многом книга Джона Льюиса «Новое американское кино»4 дополняет труд Холла. В ней так же рассматривается ряд существенных для данного исследования вопросов. Среди них -философско-этические аспекты творчества современных независимых режиссёров США, интересы публики авторского кино, средства образной выразительности, применяемые режиссёрами при создании авторских фильмов. Он пишет о том, что для фильма, задуманного исключительно в коммерческих целях, важна острота сюжета и быстрое развитие событий, а режиссёры философских авторских фильмов предпочитают показывать сам размеренный ритм повседневности, находя в этом особое очарование течения будней.
И Фил Холл, и Джон Льюис, рассматривая разные периоды американского независимого кинематографа, задаются примерно одним и тем же вопросом - «Является ли термин «независимый» по отношению к кино верным для употребления?» Ведь, по сути, в той или иной степени любое фильмопроизводство от чего-то зависимо, однако каждый режиссер-автор стремится стать независимым. О разных интерпретациях глагола «зависеть» и рассуждают авторы данных книг.
Существенный интерес с точки зрения изучения творчества отдельных представителей американского независимого кинематографа представляют книги Маршалла Фина «Джон Кассаветис. Случайный гений: Как Джон Кассаветис изобрел американский независимый кинематограф»5, практически автобиография, написанная
3 Holl P. The History of Independent Cinema. - Boalsburg: BearManor Media, 2009.
4 Lewis J. The New American Cinema. - Durham: Duke University Press Books, 1998.
5 Fine M. Accidental genius. How Jonh Cassavetes invented American Independent Film. - N.Y.: Miramax books, 2005.
самим Кассаветисом, но изданная его редактором Рэем Карни уже после смерти режиссера: «Кассаветис о Кассаветисе»6, и труд Джеймса Моттрама «Дети Сандэнса: Как
п
диссиденты вернули назад Голливуд» , повествующая о режиссерах, ставших известными благодаря кинофестивалю «Сандэнс». Так Моттрам анализирует и документирует социально-экономические, политические и художественные аспекты, которые привели к повышению интереса американского независимого кино в период развития кинофестиваля «Сандэнс». Основную роль в данном прогрессе Моттрам отводит одному из создателей фестиваля Роберту Рэдфорду, сделавшему независимое кино более популярным, организовавшему киношколы и возможность продвижения некоммерческого кинематографа на мировые кинофестивали.
£
Книга испанского киноведа Хуана Антонио Скуареса «Джим Джармуш» , вышедшая на английском языке в Университете штата Иллинойс (США) и целиком посвященная творчеству режиссера Джима Джармуша - одного из главных представителей классического независимого кинематографа, а также монография Джонатана Розембаума «Мертвец»9, помогающая читателям деконструировать все подтексты знаменитого одноименного фильма Джармуша, оказали значительное влияние на несколько глав диссертационного исследования.
И, безусловно, огромный интерес представляют материалы, содержащие различные интервью с режиссерами, недавно переведенныине и собранные в отдельные книги: Людвиг Херцберг «Джим Джармуш. Интервью»10, Крис Родли «Дэвид Линч. Интервью»11, Пол А. Вудс (ред.) «Братья Коэн. Интервью»12, Джеральд Пири (ред.) «Квентин Тарантино. Интервью»13 и пр. Беседы различных журналистов, представленные в этих книгах, охватывают практически весь путь режиссеров и помогают нам взглянуть на творческий процесс глазами самих авторов фильмов.
Важным этапом в изучении американского поп-арта, одного из наиболее значимых течений в американском искусстве, оказавшем глубокое воздействие на независимый кинематограф, явилась книга «Попизм. Уорхоловские 60-е»14, написанная личным секретарем и соратницей Энди Уорхола Пэт Хэкетт и посвященная одному десятилетию из его жизни.
6 Cassavetes J. & Carney R. Cassavetes on Cassavetes. - N.Y.: Faber & Faber Inc., 2001.
7 Mottram J. The Sundance kids: How the mavericks took back Hollywood. - N.Y.: Faber & Faber Inc, 2006.
8 Suarez J. A. Jim Jarmusch. - Champaign: University of Illinois Press, 2007.
9 Rosenbaum J. Dead man. - L.: British Film Institute, 2000.
10 Херцберг Л. Джим Джармуш. Интервью. - СПб.: Азбука-классика, 2007.
11 Родли К. Дэвид Линч. Интервью. - СПб.: Азбука-классика, 2009.
12 Итан и Джоэл Коэны. Интервью /Под. ред. П. А. Вудса. - СПб.: Азбука-классика, 2009.
13 Квентин Тарантино. Интервью /Под. ред. Дж. Пири. - СПб.: Азбука-классика, 2007.
14 Уорхол Э., Хэкетт П. Попизм. Уорхоловские 60-е. - СПб.: Амфора, 2009.
В попытке классифицировать американское независимое кино, а также найти его принципиальные отличия от коммерческого голливудского кинематографа, многие практики и теоретики кинематографа зачастую высказывали противоположные мнения. Так, американец Грэг Меррит в своей книге «Полноценный гид по независимому кинопроизводству от Грэга Меррита»15 полагает, что его «главный принцип -независимость финансового плана от больших студий Голливуда и способы его распространения - кинофестивали, кабельные каналы и dvd-диски»16. А его английский
17
коллега Джеофф Кинг в книге «Американское независимое кино» убежден, что
«независимость - это в большей степени социальная позиция автора фильма, намеренный
отход от канонических норм голливудского кинопроизводства и обязательное наличие
деконструкции смысла»18. Той же теории поддерживается и киножурналист Джим Хиллер
19
в книге с аналогичным названием .
В отечественном киноведении полноценных исследовательских работ, посвященных американскому независимому кинематографу, крайне мало. Безусловно, стоит отметить 2 книги историка кино Андрея Хренова. Первая - «Эволюция
70
американского экспериментального кино» - в основном посвящена киноавангарду середины XX века и творчеству таких кинорежиссеров, как Йонас Мекас, Стэн Брэкидж (1933-2003), Майя Дерен, Кэннет Энгер и пр. Вторая книга «Маги и радикалы: век американского авангарда»21 рассказывает не столько об истории авангардного кино в США, сколько о борьбе художников против цензуры и социальной несправедливости в период от немого кино до примерно конца 70-х годов XX века. Особый интерес в книге представляет наличие двух текстов о кино, написанных самими авангардистами - Стэном Брэкиджем и Майей Дерен.
Исследованию данного периода в истории американского независимого кинематографа и развитию независимого кинематографа в целом, Андрей Хренов также посвятил несколько своих работ в таких научных журналах, как «Киноведческие записки», «Искусство», «Мир знаний» и др.
Помимо этого, в зарубежном и отечественном киноведении полноценно не освещалась тема влияния постмодернистской культуры на независимое кино США.
15 Merritt G. Film production: The Complete Uncensored Guide to Independent Filmmaking by Greg Merritt. -N.Y.: Lone Eagle, 1999.
16 Merritt G. Film production: The Complete Uncensored Guide to Independent Filmmaking by Greg Merritt. -N.Y.: Lone Eagle, 1999. - P. 69.
17 King G. American independent cinema. - Bloomington: Indiana University Press, 2005.
18 King G. American independent cinema. - Bloomington: Indiana University Press, 2005. - P. 43.
19 Hiller J. American independent cinema. - L.: British Film Institute Publishing, 2001.
20 Хренов А. Эволюция американского экспериментального кино. - M.: ЭГСИ, 2000.
21 Хренов А. Маги и радикалы: Век американского авангарда. - М.: Новое литературное обозрение, 2011.
Исключение составляет небольшое издание киноведа Елены Карцевой «Американский кинематограф 1960-х - 1980-х годов и проблема постмодернизма»22. Аналогичных исследований, посвященных мифу о великой американской мечте и его разрушении как одной из главных тем в творчестве американских независимых режиссеров также не было проведено.
Большинство перечисленных трудов американских, английских и отечественных историков кино концентрируются либо на исследовании независимого кинематографа середины XX века, то есть авангарда и его представителях, либо на позднем периоде независимого кино, ознаменовавшимся появлением кинофестиваля «Сандэнс» и возможностью распространения независимого кино через аналогичные фестивали или кабельные каналы. Так же авторы отдельных трудов сосредотачивают внимание на попытке дать определение независимому кинематографу и классифицировать его в соответствии с голливудской системой кинопроизводства. В силу того, что с наступлением XXI века большинство независимых фильмов стали производиться на подразделениях больших киностудий, получать финансирование либо от них, либо из зарубежных (европейских) источников и, как следствие, терять свою независимость при распространении, некоторые исследователи кинематографа пришли к выводу, что определить критерии независимого кинематографа теперь гораздо сложнее. Гораздо проще выявить «не независимых». Таким образом, независимыми станут все оставшиеся. Поэтому многие аспекты независимого кинематографа, включая кинопроцесс первого десятилетия XXI в., остаются не изученными.
Таким образом, можно сказать, что комплексного исследования, посвященного феномену американского независимого кинематографа, не проводилось.
В данной работе предпринята попытка через рассмотрение истории американского независимого кинематографа провести анализ его современного состояния, определить проблемные направления и выявить пути его дальнейшего развития как синтеза авторского самовыражения и отклика на актуальные вопросы современности.
Объект исследования - американский независимый кинематограф.
Предмет исследования - процесс развития американского независимого кинематографа в историческом, культурологическом и эстетическом аспектах.
Главная цель данной работы - проведение историко-тематического анализа развития американского независимого кинематографа.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
22 Карцева E.H. Американский кинематограф 60-80-х годов и проблема постмодернизма: автореф. дис. д-ра искусствоведения: (17.00.03)/Карцева E.H.; ВНИИ киноискусства. - М., 1991.-63 с.
1. Рассмотреть независимый кинематограф как явление в истории американского киноискусства.
2. Исследовать проблему автора в независимом кинематографе.
3. Выявить критерии различения независимого кинематографа и голливудского (коммерческого).
4. Изучить историю развития американского независимого кинематографа.
5. Исследовать проблему синтеза самовыражения и отклика на актуальные вопросы современности в творчестве режиссёров независимого кинематографа.
6. Рассмотреть влияние постмодернистской культуры на независимое кино США по двум основным направлениям - цитирование культурных смыслов прошлого с последующей их деконструкцией и плюрализм в жанровой структуре фильма.
7. Исследовать процесс разрушения мифа о великой американской мечте, как одной из главных тем в творчестве американских независимых режиссеров.
8. Изучить значение канонических фигур американского независимого кинематографа, как периода его формирования, так и современного.
9. Выявить пути развития, проблемные направления и творческие эксперименты современного американского независимого кинематографа.
Основная проблема исследования - выявить факторы, повлиявшие на процесс исторического развития независимого американского кинематографа и показать процесс эстетической эволюции независимого кинематографа США.
Гипотеза исследования - независимый кинематограф является принадлежностью контркультуры, ответом на острые социальные проблемы действительности. Независимый кинематограф представляет собой арену для смелых экспериментов и эстетических поисков, причём многие достижения независимого кинематографа затем оказывали влияние на массовый кинематограф. Наконец, автор предполагает, что в независимом кинематографе синтезируются индивидуальные творческие поиски режиссёра с откликом на острейшие проблемы действительности.
Теоретико-методологическим обоснованием диссертационного исследования являются научные труды по истории, как американского независимого кинематографа, так и посвященные общим проблемам голливудского кино. Кроме того, использованы исследования и монографии по философии искусства и фактические материалы, касающиеся художественной жизни современной Америки.
В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на историко-художественное осмысление основных
аспектов американского независимого кинематографа. Применялись следующие методы исследования:
1) Культурно-исторический метод использовался для определения основных предпосылок появления американского независимого кинематографа как отдельного явления в киноискусстве США.
2) Аналитический метод применялся для исследования деятельности, как конкретных кинорежиссеров, так и рассмотрения различных течений в киноискусстве Соединенных Штатов Америки.
3) Сравнительно-описательный метод был необходим для выявления отличительных особенностей и общих точек соприкосновения деятельности указанных персоналий.
4) Метод образно-стилистического анализа использовался для рассмотрения американских фильмов, как некоммерческого кинематографа, так и коммерческого.
5) Типологический метод применялся для систематизации основных институций американского независимого кинематографа и их особенностей.
Теоретическое и практическое значение диссертации определяется самим фактом проведения одного из первых в отечественной искусствоведческой науке обобщающего исследования американского независимого кинематографа - от первых авангардистов до настоящего времени. Анализ истории американского независимого кино ведется как путем исследования американской культуры в целом, так и посредством приобщения к изучению философских подтекстов, искусствоведческих и культурологических мотивов, для чего потребовался междисциплинарный подход. Стоящие за таким подходом методологические предпосылки могут стать полезными для осуществления подобных исследований других феноменов кинематографа.
Материалы и выводы диссертации могут стать полезными для исследователей в области истории зарубежного кинематографа, теории и истории искусства, аудиовизуальных средств массовой коммуникации и современной художественной культуры. Результаты работы могут использоваться в процессе преподавания общих и специальных курсов по теории и истории искусства в вузах и на факультетах
соответствующего профиля.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного
исследования изложены в ряде статей, семь из которых опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК. Американский независимый кинематограф стал темой одного из выпусков телепередачи «Между прошлым и новым», в которой диссертант был автором и ведущим (канал «100 ТВ», эфир - июль 2008г.). Материалы диссертационного
исследования использовались автором для подготовки цикла лекций в рамках дисциплины «История отечественного и зарубежного кино», прочитанных для студентов Института экранных искусств Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Отдельные параграфы исследования послужили основой для лекций, проведенных диссертантом в киноклубах «Дурацкое кино» (Москва), «Кино без попкорна» и «Книги и кофе» (Санкт-Петербург), а так же в киношколе «Арт-кино на Неве» (Санкт-Петербург).
Некоторые положения диссертации были освещены в докладах на университетских («Неделя науки творчества - 2010», «Неделя науки и творчества - 2011», «Неделя науки и творчества - 2012») и международных («9-я Международная научно-техническая конференция и конкурс студенческих работ «Цифровые и информационные технологии в электронной медиаиндустрии - 2011) конференциях Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.
Диссертация прошла обсуждение на заседаниях кафедры искусствознания Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения и кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, одобрена и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения в виде фильмографической справки. Структура работы подчинена целям и задачам исследования.
Глава 1. Независимый кинематограф: понятие и сущность
На сегодняшний день существуют различные определения термина «американское независимое кино». Разумеется, все они, так или иначе, вращаются вокруг нескольких пунктов. Во-первых, это смелые творческие эксперименты, на которые идут режиссеры-авторы. К экспериментам можно отнести как намеренный отход от норм и канонов голливудского массового кинематографа при написании сюжета (построение истории не по законам классической драматургии; отсутствие линейной нарративности; выявление главного героя, реакция на которого должна вызывать у зрителя не однозначное понимание, а споры; отсутствие элементов для «привлекательного» кино; отсутствие четких «хэппи-эндов», как символа окончания истории - взамен «открытые финалы», намекающие на продолжение истории и др.), так и идеологические отклонения (вольность с консервативными ценностями; отсутствие ханжества и каких-либо политических и религиозных табу; временная актуальность; допустимость максимальной абсурдности или наоборот - крайней повседневности происходящего, вплоть до демонстрации, допустим, приготовления завтрака в режиме реального времени и др.). Во-вторых, производство и существование независимого фильма вне крупных кинокомпаний и на стадии запуска стремление сократить его бюджет. И если в 70-80-х годах большая часть бюджета независимого фильма уходила непосредственно на съемки (сам процесс технически требовал серьезных вложений), то в последнее десятилетие примерно половина всех денег тратится на оплату одного или двух известных актеров, ставших
почти неотъемлемым атрибутом независимого проекта, претендующего на ограниченный
23
прокат .
Для режиссеров независимого кино вопрос дистрибьюции фильма наиболее актуален ввиду того, что большинство современных кинотеатров отказываются брать в свой репертуар (и делать за свой счет рекламу) проект, который по умолчанию не принесет прибыль и будет демонстрироваться в пустых залах. Поэтому независимое кино, если и получает прокат, то чаще всего ограниченный. Периодически устраиваются кинофестивали, в которых организаторы делают специальные внеконкурсные программы с одноразовой демонстрацией независимого фильма.
Практически аналогичная ситуация и с выпуском независимого фильма на легальных ёу<1-дисках. Затраты на перевод, печать и изготовление хоть сколько-нибудь
23 В качестве примера можно привести недавний фильм независимого режиссера Александра Пэйна «Потомки» (2011), в котором главную роль сыграл голливудский актер первого плана Джордж Клуни (род. 1961).
«манящей» обложки не оправдываются - клиент предпочитает более понятное голливудское кино. Да, и в силу большого тиража последнего, стоимость такого диска в два раза ниже стоимости диска с независимым фильмом.
Если определять независимое кино, как любое кино, производимое вне больших киностудий и сложившейся системы кинопроизводства, то к нему можно легко и отнести любой кинематограф, схожий по заданным критериям. Например, знаменитую французскую «Новую волну» 1960-х годов, итальянский послевоенный неореализм, солидную часть отечественного кино, включая даже такого мастера малобюджетных жанровых лент времен перестройки как Анатолий Эйрамджан (род. 1937). Однако эпитет «независимый» разумнее относить именно в отношении американской киноиндустрии. Ведь именно в США контраст между голливудским кинематографом с многомиллионными бюджетами и скромными постановками без единого спецэффекта столь разителен. О теоретической возможности существования не-американского независимого кино мы будем говорить в одной из глав данного диссертационного исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Американское независимое кино как феномен культуры 1960-2000-х гг.2013 год, кандидат культурологии Мехоношин, Василий Юрьевич
"Эволюция киновестерна в русле циклических процессов (1980-е - 2010-е годы)"2019 год, кандидат наук Захаров Дмитрий Владиславович
Движение "Догма-95" в контексте кинематографа 1990-2000-х годов: эстетическая теория и художественная практика2016 год, кандидат наук Смолев, Даниил Дмитриевич
Формирование школы монтажной выразительности в японском документальном кино 1930-х - 1950-х годов: творчество Камэи Фумио2017 год, кандидат наук Фёдорова, Анастасия Александровна
Образ "особого человека" в западном кинематографе2016 год, кандидат наук Воронецкая-Соколова Юлия Георгиевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рутман, Владимир Михайлович, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Книги и статьи на русском языке
Книги
1. Акопян К., Захаров А., Кагарлицкая С. и др. Массовая культура: Учебное
пособие. - М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004. - 304 с.
2. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия. Учебное пособие. - М.:
ВГИК, 2003,- 106 с.
3. Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996. - 672 с.
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 2004. - 788
с.
5. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П. С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1986. - 342 с.
6. Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. - 278 с.
7. Бжезинский 3. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы /Пер. с англ. О. Ю. Уральской. - М.: Международные
отношения, 1998. - 254 с.
8. Блейк У. Английская поэзия в русских переводах (Х1У-Х1Х века). /Пер. Я. Маршака; Сост Алексеев М., Захаров В. и др. - М.: Прогресс, 1981.-684 с.
9. Блумер Г. Коллективное поведение/ Пер. Д. Водотынского; Сост. Е. И. Кравченко; под ред. В. И. Добренькова // Американская социологическая мысль:
Тексты. - М.: МГУ, 1994. - 496 с.
10. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение// Контексты современности-П: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. С.А.Ерофеева. - Казань: Изд-во Казанского
университета, 2001. - 188 с.
11. Бонч-Бруевич Е. «Массовая культура» в современной идеологической борьбе:
Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. - М., 1974. - 26 с.
12. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Поп-арт: искусство общества потребления? Культурная революция. - М.: Республика, 2006. - 269 с.
13. Брайсон Б. Краткая энциклопедия почти всего на свете. - М.: Гелеос, 2007. -
672 с.
14. Бурстин Д. Американцы. Национальный опыт. - М.: Прогресс, 1993. - 624 с.
15. Быкова Э. Культура народная, элитарная и массовая [Электронный ресурс] / Быкова Э. - Режим доступа:
http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_2_kt.html#MaccoBafl культура.
16. Ветрова Т.Н., Дорошевич А.Н., Карцева E.H. и др. Кино США 90-х годов. Актеры. Новые звезды Голливуда. - М.: Белый берег, 1998. - 216 с.
17. Вудс П. А. (под ред.) Итан и Джоэл Коэны. Интервью. - СПб: Азбука-классика, 2009. - 416 с.
18. Гладильщиков Ю. Справочник грез: 240 лучших фильмов десятилетия. - М.: КоЛибри, 2008. - 528 с.
19. Голенпольский Т., Шестаков В. Американская мечта и американская действительность. -М.: Искусство, 1981 -208 с.
20. Гомбрих Э. История искусства. - М.: ACT, 1998. - 688 с.
21. Гурко Л. Кризис американского духа. - М.: Иностранная литература, 1958. -
310 с.
22. Делёз Ж. Кино. - М.: Ад Маргинем, 2004. - 624 с.
23. Джекобе Д. Голливуд, 70-е годы // В инф. сб. ВНИИК, 1982. - 38 с.
24. Дикстайн М. Главные темы //В инф. сб. ВНИИК, 1982. - 48 с.
25. Добротворский С. Кино на ощупь. - СПб: Сеанс, 2005. - 544 с.
26. Доусон Дж. Тарантино /Пер.с англ. Виноградовой E.B. - М.: Вагриус, 1999. -
272 с.
27. Жабский М. (под ред.) Кино: реалии и вызовы глобализации /НИИ киноискусства. - М.: НИИ киноискусства, 2002. - 308 с.
28. Жабский М. (под ред.) Феномен массовости кино. - М.: НИИ киноискусства, 2004. - 367 с.
29. Зак М. Кинопроцесс. - М.: ВНИИ киноискусства, 1990. - 158 с.
30. Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 19001910 годов.-М.: Наука, 1976.-304 с.
31. Зоркая Н. Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцированное искусство. - М.: Искусство, 1981. - 167 с.
32. Ильин И.П. Постконструктивизм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.:
Интрада, 1996.-255 с.
33. Капралов Г. Западный кинематограф - супермены и люди. - М.: Знание, 1987.
-54 с.
34. Каримский А. Контркультура и проблема человека //В сб.: Проблемы американистики. Т.1. - М.: МГУ, 1978, -296 с.
35. Карцева Е.Н. Американский кинематограф 60-80-х годов и проблема постмодернизма: автореф. дис. на соискание ... д-ра искусствоведения: (17.00.03) / Карцева Е.Н.; ВНИИ киноискусства. - М,, 1991. - 63 с.
36. Карцева Е. Голливуд. Контрасты 70-х: кинематограф и общественная жизнь США. - М.: Искусство, 1987. - 319 с.
37. Карцева Е.Н Массовая культура в США и проблема личности. - М.: Наука, 1974.- 190 с.
38. Карцева Е. Основные тенденции развития массовой продукции Голливуда в 60-е годы. - М.: Современная журналистика, 1966. - 213 с.
39. Карцева Е. Сделано в Голливуде. - М.: Искусство, 1964. -260 с.
40. Кокарев И. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. - М.: «Российский фонд культуры», 8Р8Ь-«Русская панорама», 2001. - 488 с.
41. Коновалова Ж. «Американская мечта» в художественно-документальной литературе США второй половины XX века: диссерт. на соиск. уч. степ, к.ф.н. (10.01.10).
Казань, 2009.-213 с.
42. Кукаркин А., Бояджиев Г., Шнеерсон Г., Чегодаев А. Кино, театр, музыка, живопись в США. (Раздел Американское кино). - М.: Знание, 1964. - 346 с.
43. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб: Макет, 1995. - 314 с.
44. Ленин. В. Полн. собр. соч., т. 25. - М.: Политиздат, 1969. - 647 стр.
45. Ленин. В. Полн. собр. соч., т. 44. - М.: Политиздат, 1970. - 726 стр.
46. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Т.2. - М.: Радуга, 1992. - 575 стр.
47. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - СПб: Владимир Даль, 2001. - 336 с.
48. Лоусон Дж. Г. Кинофильмы в борьбе идей. - М.: Иностранная литература,
1954.- 145 с.
49. Лукашевская Я.Н. Цитаты как средства образной выразительности в романе Жозе Сарамаго «Год смерти Рикарду Рейса». Сборник статей для конференции «БаепПа АгШ. Наука искусства: Цитата, реплика, заимствование». - СПБ., 2008. - 23 с.
50. Маккарти С. 60 культовых фильмов мирового кинематографа. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 256 с.
51. Мартен М. Заметки о кинематографе 70-х годов // В инф. сб. ВНИИК, 1978. -
52 с.
52. Монтень М. Опыты // История философии и вопросы культуры. - М.: Высшая
школа, 1975.-370 с.
53. Мусский И. (авт.-сост.) 100 великих режиссеров. - М.: Вече, 2006. - 480 с.
54. Ортега-и-Гассех X. Избранные труды: Восстание масс. - М.: ИНФРА-М и Весь Мир, 2000. - 700 с.
55. Пири Дж. (под ред.) Квентин Тарантино. Интервью. - СПб: Азбука-классика,
2007.-335 с.
56. Плахов. А. Режиссеры настоящего: Радикалы и минималисты. - СПб: Амфора & Сеанс, 2008. - 320 с.
57. Плахов А. Режиссеры настоящего: Визионеры и мегаломаны. - СПб: Амфора
& Сеанс, 2008.-312 с.
58. Плахов А. Режиссеры будущего: Индивидуалисты и универсалы. - СПб: Амфора & Сеанс, 2009. - 319 с.
59. Плахов. А. Всего 33. Звезды крупным планом. - Винница: Глобус-пресс, 2002.
-480 с.
60. Плахов А., Плахова Е. Аки Каурисмяки. Последний романтик. - М.: Новое
литературное обозрение, 2006. - 296 с.
61. Рамстайн Б, Цукер Дж., Уолдмэн Н. Квентин Тарантино и Дж. Траволта. Высокое напряжение. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.
62. Родли К. Дэвид Линч. Интервью. - СПб: Азбука-классика, 2009. - 480 с.
63. Рыбалко С.Б., Корнев А.Ю. Культура классической Японии. - Ростов-на-Дону: Феникс; Харьков: Торсинг, 2002. - 365 с.
64. Соколов Б .Г. Маргинальный дискурс Деррида. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1996 -
119с.
65. Томсон О.И. Цитата, плагиат, ирония, пародия, пастиш и стёб. Сборник статей 3-ей научно-практической конференции «Баепйа аПлз. Наука искусства: Цитата, реплика, заимствование...». - СПб: СПбГУКИ, 2009. -208 с.
66. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - 574
с.
67. Трепакова А. Ценности Американского кино: Жанры, образы идеи. - М.:
Университет «Книжный дом», 2007. - 112 с.
68. Уорхол Э., П. Хэкетт. Попизм. Уорхоловские 60-е. - СПб: Амфора, 2009. - 350
с.
69. Херцберг Л. Джим Джармуш. Интервью. - СПб: Азбука-классика, 2007. - 352
с.
70. Хренов А. Маги и радикалы: Век американского авангарда. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 408 с.
71. Хренов А. Эволюция американского экспериментального кино. - М.: ЭГСИ, 2000. - 59 с.
72. Хренов А.Н. Контркультура и основные движения американского киноавангарда сороковых - семидесятых годов двадцатого века: автореф. дис. ... канд. культуролог, наук / Хренов А.Н. ; Рос. ин-т культурологи. - М., 2003. - 24 с.
73. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». - М.: Искусство, 1988. - 224 с.
Статьи
74. Аронсон О.В. Киноантропология Земли// Киноведческие записки. - 1994. -№23.-С. 141-148.
75. Асташкина Н. Кто о чем в английском кино. Восемь интригующих фактов, которые часто забывают, зато с радостью вспоминают, www.be-in.ru, 15.04.2011.,-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.be-in.ru/art-process/17502-ВгШз]1_стета_8_£айз_аЬои1/ (дата обращения: 07.02.2012)
76. Быкова Э. Культура народная, элитная, массовая. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_2_kt.html (дата обращения:
23.04.2011)
77. Бычков В. Феномен неклассического эстетического сознания //Человек. -
2003. -№ 12.-С. 61-65.
78. Варивочник И. Страна пригородов: «американская мечта» сегодня // США -Канада. Экономика, политика, культура. - 2004. - №7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0177/analit04.php (дата обращения: 04.07.2010)
79. Волобуев Р. Рецензия на фильм «Древо жизни» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.afisha.ru/movie/200886/review/376528/ (дата обращения:
03.03.2012)
80. Волчек Д. Кеннет Энгер /Радио Свобода: архив. Цикл «23 режиссёра». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.svoboda.org/programs/cicles/cinema/23/08.asp (дата обращения: 09.11.2011).
81. Десять фильмов Дэвида Линча, которые надо видеть [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ria.ru/culture/20110120/324061210.html (дата обращения: 01.02.2012)
82. Дёшин С. Становление легенды./С. Дёшин //Интернет-журнал об авторском и независимом кино «Стейс1е». Выпуск № 5. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.cineticle.com/ (дата обращения: 17.02.2011)
83. Джеймс Д. Из книги «Кино-аллегории: американский кинематограф шестидесятых». Киноведческие записки - 2002, №60. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/197/ htm (дата обращения:
04.02.2011)
84. Дистрибьюцией фильма Хармони Корина в США займется рекорд-лейбл. Arthouse.ru, 08.04.2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arthouse.ru/news.asp?id=12483 (дата обращения: 01.12.2011)
85. Дроботова С. Странник современного кинематографа. Соционический анализ творчества кинорежиссера Джима Джармуша. Учебно-консалтинговый центр SOCION-R. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://socionr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=86%3A2009-12-29-17-50-52&catid=35%3A2009-05-27-07-37-57&Itemid=57???history=l&sample=0&ref=2 (дата обращения: 09.02.2011)
86. Дюфрен М. Искусство и политика //Вопросы литературы. - 1973. - № 4. - С. 105-111.
87. Зиновьев Г. Новая американская мечта [Электронный ресурс] /Зиновьев Г,-Режим доступа: http://www.newsland.ru/news/detail/id/503301/ (Дата обращения:
20.01.2012).
88. История независимого кино //Собака. - 2008,- № 89 (Июнь 2008). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sobaka.ru/magazine/aperitiv/3581 (дата обращения: 13.09.2010)
89. Козлова H.H. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов [Текст] / H.H. Козлова // Общественные науки и современность. - 1994. -№3. - С. 142-150.
90. Кондратова H.A. Кич в современной культуре: терминологический и функциональный аспекты //Культурные миры. -М, 2001. - С. 81-88
91. Конец арт-хауса // Киноарт.- 2005.0- №3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kinoart.ru/magazine/03-2005endofarthouse0503 (дата обращения: 02.04.2011)
92. Косолапов О., Мусина М. О Йонасе Мекасе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otkakva.net/interview/mekas/mekas.htm (дата обращения: 04.02.2011)
93. Кудрявцев С. Квентин Тарантино: прирождённая фикция// Экран. - 2005. -№6,- С. 49-52.
94. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. [Электронный ресурс]: сайт режиссера и драматурга Вячеслава Ильича Карпа http://vkarp.com/ (дата обращения: 09.12.2010)
95. Куликов И. Бог и двойники. Film.ru, 03.07.2008. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.fílm.ru/article.asp?id=5350 (дата обращения: 17.11.2011)
96. Лангенбург А. Кино, которое было: New Queer Cinema. Be in, 28.01.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.be-in.ru/art-process/15050-new_queer_cinema/ (дата обращения: 15.03.2012)
97. Липский А. «Оседлав троянского коня» // Кинотеатр.ёос [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kinoteatrdoc.ru/press.php?id=19 (дата обращения: 15.08.2011)
98. Лукьянов С. Рецензия на фильм «Пальцы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cineticle.com/text/60-fingers.html (дата обращения: 15.03.2012)
99. Любарская И. Кто такой Гас ван Сент? // Огонёк. - 2003. - №7,- С.15-16.
100. Люга А. Дневники перемещенного лица [Электронный ресурс] /Люга А. //Сеанс.- 1991.- №5,- Режим доступа: http://seance.ru/n/5/retro-avant-garde/diaries/ (Дата
обращения: 12.02.2012).
101. Майклсон А. «Покажи свои шрамы». Массовая культура и Gesam-kunstwerk //
Киноведческие записки. - 2003. - №62 - С. 57.
102. Манцов И. Социальная оптика Джона Уотерса //Искусство кино, 2001. - №5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kinoart.ru/2001/n5-articlel6.html (дата
обращения: 05.09.2010)
103. Мекас Й. Дневниковый фильм: Из лекции о фильме «Реминисценции из путешествия в Литву» // Сеанс, - 1991. - №5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://seance.rU/n/5/retro-avant-garde/travel/ (дата обращения: 10.09.2010)
104. Мельвиль Л. От битников к «новым левым»// Искусство кино. - 1976. - № 10.
-С. 42-45.
105. Мрачные годы Хармони Корина (рецензия на фильм «Мистер Одиночество»). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arthouse.ru/attachment.asp?id=7901
(дата обращения: 01.12.2011)
106. О режиссере Уэсе Андерсоне [Электронный ресурс]. // Ovideo.ru. - Режим доступа: http://www.ovideo.ru/y3C_AHflepcoH (дата обращения: 09.02.2012)
107. Осипов Г. Кеннет Энгер: кинематограф левой руки.// Элементы. - 2000. - № 7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.arcto.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=512 (дата обращения:
04.01.2011)
108. Пантуева А. Йонас Мекас: «Я - полная противоположность монументальному» [Электронный ресурс] // Openspace.ru. - 2010. - 20.11. - Режим
доступа: http://www.openspace.ru/art/events/details/l 8963/?expand=yes#expand (дата
обращения: 01.03.2012)
109. Поп-арт, мобильное кино и американский «mumblecore» [Электронный ресурс] //Cinelife. - Режим доступа: http://www.cinelife.ru/post/170/ (дата обращения: 13.09.2011)
110. Разлогов К. Беседа с Йонасом Мекасом о кино американского андерграунда, каким оно было, есть и будет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dmitrfrolov.narod.ru/kapa/Mekas.html (дата обращения: 11.09.2010)
111. Разлогов К. Проблемы типологии в связи с массовой культурой и оформлением культурологии// Культурные миры. - М., 2001. - С. 4-7.
112. Регионализм Хармони Корина (рецензия на к/м фильм «Act da Fool» (2010)). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cineticle.com/blog/tags/XapMOHH-Корин/ (дата обращения: 01.12.2011)
113. Садуль Ж. От агонии Голливуда к жизненной силе подлинно народного творчества// Искусство кино. - 1954. - №3. - С. 25-31.
114. Слапиня А. Образы Америки (Интервью с Кириллом Разлоговым) // Искусство кино, 2006. - № 10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kinoart.ru/2006/nl0-article9.html (дата обращения: 26.12.2010)
115. Спеллинг Й. Стивен Содерберг: «Режиссер обязан совершать ошибки!» //
Фильм. - 1998. -№18. -с. 40.
116. Трофименков М. О Дж. Кассаветисе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arthouse.ru/person.asp?id=T264 (дата обращения: 19.12.2010)
117. Тынянов Ю.Н. Виктору Шкловскому. Литературный факт // Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 255-269.
118. Флиер А.Я. Культурология. XX век. - СПб., 1998. - С. 20-22.
119. Фролов Д. Разновидности кинематографа с точки зрения финансирования // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dmitrfrolov.narod.run/kino/beseda/lekt.html
(дата обращения: 04.09.2010)
120. Ханютин Ю. Фильм и зритель в системе массовых коммуникаций //
Искусство кино. - 1976. - №9. - С. 25-29.
121. Хохлов Б. Люди говорят (о фестивале «Сандэнс») // Total DVD. - 2005. -
№07(52). - С. 96-99.
122. Хренов A. In memoriam: Стэн Брэкидж: Андрей Хренов: Цвета радуги для неискушенного глаза [Электронный ресурс] / Хренов А. // Искусство кино. 2003 - №6.-Режим доступа: kinoart.ru/2003/n6-articlel9.html (дата обращения: 19.09.2010).
123. Цыркун Н. Дивайн - диво дивное, Дивайн - дива дивная [Электронный ресурс] /Цыркун Н. //Искусство кино.- 2001.- №5.- Режим доступа: http://kinoart.ru/2001/n5-articlel4.html (Дата обращения: 15.05.2010).
124. Щербакова В. Hoollywood - фабрика звезд : ее «короли», герои и поклонники // Ист. журн. - 2005. - № 8. - С. 48-81.
Книги и статьи на иностранных языках
Книги
125. Aaron М. New Queer Cinema: A Critical Reader. - New Jersey: Rutgers State
University, 2004. - 224 p.
126. Allen W. R. The Coen Brothers: Interviews (Conversations with Filmmakers). -
Jackson: University Press of Mississippi, 2006. - 208 p.
127. American Federation of Arts. A history of the American avant-garde cinema: a film
exhibition. - N.Y.: The Federation, 1976.
128. Anderson J. Sundancing: Hanging Out And Listening In At America's Most Important Film Festival. - N.Y.: Harper Paperbacks, 2000. - 288 p.
129. Andrew G. Stranger than paradise: maverick film-makers in recent American cinema. - N.Y.: Limelight Editions, 1999. - 374 p.
130. Anger K. Hollywood Babylon. - San-Francisco. Straight Arrow Press, 1975. - 288
P-
131. Balio T. The American Film Industry. - Madison. University of Wisconsin Press;
Revised edition, 1985. - 664 p.
132. Benshoff H.M. Queer Images: A History of Gay and Lesbian Film in America (Genre and Beyond). - Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2005. - 336 p.
133. Berra J. Declarations of Independence: American Cinema and the Partiality of Independent Production. - Bristol. Intellect Ltd., 2008. - 224 p.
134. Berra J. Directory of World Cinema: American Independent. - Bristol. Intellect
Books, 2010.-327 p.
135. Biskind P. Down and Dirty Pictures: Miramax, Sundance, and the Rise of Independent Film. - N.Y.: Simon & Schuster. The Writers Store, Inc., 2004. - 352 p.
136. Biskind P. Easy Riders Raging Bulls. How the Sex-Drugs-And Rock 'N Roll Generation Saved Hollywood. - N.Y.: Simon & Schuster. The Writers Store, Inc., 1999. - 512 p.
137. Bordwell D. The Way Hollywood Tells It: Story and Style in Modern Movies. -Berkeley. University of California Press; 1 edition, 2006. - 309 p.
138. Bould M. The Cinema of John Sayles: Lone Star. - N.Y.: Columbia University Press & Wallflower Press, 2009. - 206 p.
139. Brakhage S. Film at wit's end: eight avant-garde filmmakers. - N.Y.: Documentext/McPherson & Company, 1991. - 183 p.
140. Callif L. & Donaldson M. The American Bar Association's Legal Guide to Independent Filmmaking. - Chicago. American Bar Association; Pap/Cdr edition, 2011. - 220
P-
141. Cassavetes J. & Carney R. Cassavetes on Cassavetes. - N.Y. and Cambridge: Cambridge University Press, 1994. - 322 p.
142. Chudacoff P., Katzman E., Paterson T. A Peopie and a Nation. A History of the United States. - Boston. Wadsworth, 2000. - 540 p.
143. Cook D. A. Lost Illusions: American Cinema in the Shadow of Watergate and Vietnam, 1970-1979 (History of the American Cinema). - Berkeley. University of California Press. 1 edition, 2002. - 720 p.
144. Corrigan T. & White P. The Film Experience: An Introduction. - N.Y.: Bedford/St. Martin's; Second Edition, 2008. - 547 p.
145. Daniels M. Politics of Exclusion. - N.Y.: Columbia University Press, 1976. - 407 p.
146. Day B. This was Hollywood: An Affectionate History of Filmland's Golden Years. - N.Y.: Garden City NY Doubleday & Company, Inc., 1960. - 214 p.
147. Deidre Pribram E. Cinema & Culture: Independent Film in the United States, 19802001. - N.Y.: Peter Lang, 2002.-305 p.
148. Deren M. Essential Deren: Collected Writings on Film. - N.Y.: Documentext/McPherson & Company, 2005. - 261 p.
149. Dickstein M. Gates of Eden: American Culture in the Sixties, Leopards in the Temple. -N.Y.: Basic Books, 1977.-300 p.
150. Dowling John D.H., McQuail D., Schlesinger P., Wartella E. The Sage handbook of Media Studies. - Thousand Oaks. SAGE Publications, Inc., 2004. - 639 p.
151. Erickson G., Halloran M., Tulchin H. The Independent Film Producer's Survival Guide: A Business and Legal Sourcebook. - N.Y.: Schirmer G Books; 3 edition, 2009. - 192 p.
152. Ferncase R.K. Outsider Features: American Independent Films of the 1980s (Contributions to the Study of Popular Culture). - Westport. Praeger Publishers, 1996. - 176 p.
153. Fine M. Accidental genius. How Jonh Cassavetes invented American Independent Film. - N.Y.: Miramax books, 2005. - 482 p.
154. Friedman L. American Cinema of the 1970s: Themes and Variations (Screen Decades: American Culture/American Cinema). - Piscataway. Rutgers University Press, 2007. -304 p.
155. James D. E. The Most Typical Avant-garde: History and Geography of Minor Cinemas in Los Angeles. - East Lansing: Michigan State University. H-Urban, H-Net Reviews, 2005.-562 p.
156. Garon J. M. The Independent Filmmaker's Law and Business Guide: Financing, Shooting, and Distributing Independent and Digital Films. - Chicago: Chicago Review Press;
Second edition, 2009. - 464 p.
157. Giannetti L. Understanding Movies. - Upper Saddle River. Prentice Hall, 11th
edition, 2008. - 368 p.
158. Goodman E. The Fifty-Year Decline and Fall of Hollywood. - N.Y.: Macfadden Books, 1962. - 293 p.
159. Goodell G. Independent Feature Film Production: A Complete Guide from Concept Through Distribution. - N.Y.: St. Martin's Griffin; Rev Upd Su edition, 1998. - 483 p.
160. Craig B. Sundance— A Festival Virgin's Guide. - L: Cinemagine Media
Publishing, 2004. - 204 p.
161. Grant B. K. American Cinema of the 1960s: Themes and Variations (Screen
Decades: American Culture/American Cinema). - Piscataway: Rutgers University Press, 2008. -296 p.
162. Greenberg C. Avant-Garde and Kitsch. Mass Culture: The Popular Arts in America.
- Köln.: Glencoe, 1957. - 242 p.
163. Hamlyn N. The Film Art Phenomena. - L: British Film Institute Publishing, 2003 -
208 p.
164. Hanson P. The Cinema of Generation X: A Critical Study. - Jefferson. McFarland, 2002.-227 p.
165. Hutner L.J. (Ed.) Moonchild: The films of Kenneth Anger. - Newfoundland:
Creation Books, 2002. - 128 p.
166. Hertzberg L. Jim Jarmusch: interviews. - Jackson: University Press of Mississippi,
2001. 217 p.
167. Hiller J. American independent cinema. A Sight and Sound Reader. - L: British
Film Institute Publishing, 2008. - 196 p.
168. Hiller J. American independent cinema. - L: British Film Institute Publishing, 2001.
- 209 p.
169. Holl P. The History of Independent Cinema. - Boalsburg: BearManor Media, 2009. - 324 p.
170. Holm D.K. Independent Cinema (Kamera). - Harpenden: Oldcastle Books. Pap/DVD edition, 2007. - 192 p.
171. Holmlund C. & Wyatt J. Contemporary American independent film: from the margins to the mainstream. - N.Y.: Routledge, 2005. - 320 p.
172. Holmlund C. American Cinema of the 1990s: Themes and Variations (The Screen Decades Series) (Screen Decades: American Culture/American Cinema). - Piscataway: Rutgers University Press, 2008. - 288 p.
173. Hukkanen M.-L. Shadows in Paradise: Photographs from the films by Aki Kaurismaki. (introduction by Peter von Bagh «The Comedy of Losers»). - Helsinki: Otava Publishig Company Ltd, 1997. - 84 p.
174. Jacobs D. Hollywood Renaissance. - Los-Angeles: Delta, 1977. - 106 p.
175. James D. E. Allegories of Cinema. - N.Y.: Princeton University Press, 1989. - 197
P-
176. James D.E. The Most Typical Avant-Garde. History and Geography of Minor Cinemas in Los Angeles. - Los-Angeles. University of California Press, 2005. - 205 p.
177. James D. E. (Ed.) To Free the Cinema: Jonas Mekas and the New York Underground. - N.Y.: Princeton University Press, 1992. - 352 p.
178. Kendrick J. Film Violence: History, Ideology, Genre. - N.Y.: Wallflower Press, 2009.- 144 p.
179. Kendrick J. Hollywood Bloodshed: Violence in 1980s American Cinema. -Carbondale: Southern Illinois University Press, 2009. - 272 p.
180. King G. American independent cinema. - Bloomington: Indiana University Press, 2005.-294 p.
181. King G. Indiewood, USA: Where Hollywood meets Independent Cinema (International Library of Cultural Studies). - N.Y.: I. B. Tauris, 2009. - 256 p.
182. King G. Lost in Translation (American Indies). - Edinburgh: Edinburgh University Press; 1 edition - 160 p.
183. King G. New Hollywood Cinema. - N.Y.: I. B. Tauris, 2002. - 240 p.
184. Lev P. American Films of the 70s: Conflicting Visions. - Austin: University of Texas Press, 2000. - 248 p.
185. Levy E. Cinema of Outsiders: The Rise of American Independent Films. - N.Y.: New York University Press, 2001. - 616 p.
186. Lewis J. The End of Cinema As We Know It: American Film in the Nineties. -N.Y.: New York University Press. 2001. - 424 p.
187. Lewis J. The New American Cinema. - Durham: Duke University Press Books, 1998.-416 p.
188. LoBrutto V.A. The Encyclopedia of American Independent Filmmaking. -Westport: Greenwood Publishing Group, 2002. - 540 p.
189. Lowenstein S. My first movie: twenty celebrated directors talk about their first film. - N.Y.: Pantheon Books, 2001. - 480 p.
190. Lyons D. Independent visions: a critical introduction to recent independent American film. - N.Y.: Ballantine Books, 1994. - 364 p.
191. Mactaggart A. The film paintings of David Lynch: challenging film theory. -Bristol. Intellect Books, 2010. - 224 p.
192. MacCabe C., Francis M., and Wollen P. Who is Andy Warhol? - L: British Film Institute Publishing, 1998.- 170 p.
193. Maltby R. Hollywood Cinema. - Hoboken: Wiley-Blackwell; 2 edition, 2003. -
712 p.
194. Mekas J. Diaries. 1959-1970. - N.Y., 1972. - P. 87.
195. Mendik X. & Schneider J. Underground U.S.A.: filmmaking beyond the Hollywood canon. - N.Y.: Columbia University Press & Wallflower Press, 2002. - 224 p.
196. Merritt G. Film production: The Complete Uncensored Guide to Independent Filmmaking by Greg Merritt. - N.Y.: Lone Eagle, 1999. - 238 p.
197. Molloy C., Tzioumakis Y., King G. American Independent Cinema: indie, indiewood and beyond. - L: Routledge: 1 edition, 2012. - 314 p.
198. Mottram J. The Sundance kids: How the mavericks took back Hollywood. - N.Y.: Faber & Faber, Inc., 2006. - 480 p.
199. Murray R. Studying American Independent Cinema. - N.Y.: Columbia University
Press. Auteur, 2010. - 256 p.
200. Murphy J.J. The Black Hole of the Camera the Films of Andy Warhol? - Berkeley: University of California Press, 2012. - 336 p.
201. Neale S. & Smith M. Contemporary Hollywood Cinema. - L: & N.Y.: Routledge, 1998.-360 p.
202. Newman M.Z. Indie: An American Film Culture. - N.Y.: Columbia University Press, 2011.-304 p.
203. Nichols B. Maya Deren and the American Avant-Garde. - Berkeley: University of California Press, 2001. - 346 p.
204. Oakes K. Slanted and Enchanted: The Evolution of Indie Culture. - N.Y.: Holt Paperbacks; 1 Original edition, 2009. - 256 p.
205. Parks S. The Insider's Guide to Independent Film Distribution. - Waltham: Focal Press, 2007.-216 p.
206. Pierson J. Spike, Mike, slackers & dykes: a guided tour across a decade of American independent cinema. - N.Y.: Miramax Books/Hyperion, 1995. - 379 p.
207. Peterson J. Dreams of chaos, visions of order: understanding the American avante-garde cinema. Detroit. Wayne State University Press, 1994. - 212 P.
208. Rees A. L. A History of Experimental Film and Video. - L: British Film Institute Publishing, 1999.- 160 p.
209. Rodriguez R. Rebel without a Crew: Or How a 23-Year-Old Filmmaker With $7,000 Became a Hollywood Player. - N.Y.: Plume, 1996. - 304 p.
210. Rosen D. Off-Hollywood: The Making and Marketing of Independent Films. -N.Y.: Grove Weidenfeld, 1990.-232 p.
211. Rosenbaum J. Dead man. - L: British Film Institute, 2000. -96 p.
212. Schamus J. To the rear of the back end: The Economics of Independent Cinema in Neale and Smith (eds.), Contemporary Hollywood Cinema, - L: & New York: Routledge, 1998. - 129 p.
213. Schreibman M. A. Indie Producers Handbook: Creative Producing From A to Z. -N.Y.: Lone Eagle, 2001.-300 p.
214. Sitney P. A. Visionary Film: The American Avant-Garde 1943-2000. - Oxford: Oxford University Press, 2002. - 480 p.
215. Smith J. Tarantino. - L: Virgin Books, 2005. - 278 p.
216. Smith L. Party in a Box: The Story of the Sundance Film Festival. - Layton: Gibbs Smith Publishers, 1999. - 256 p.
217. Suarez J. A. Jim Jarmusch. - Champaign. University of Illinois Press, 2007. - 216 p,
218. Tyler P. Underground film: a critical history. - Cambridge: Da Capo Press, 1995. -
324 p.
219. Tzioumakis Y. American independent cinema: an introduction. - Edinburgh. Edinburgh University Press, 2006. - 320 p.
220. Tzioumakis Y. Hollywood's Indies: Classics Divisions, Specialty Labels, and American Independent Cinema. - Edinburgh. Edinburgh University Press, 2012. - 240 p.
221. Tzioumakis Y. The Spanish Prisoner. («American Indies» series). - Edinburgh. Edinburgh University Press, 2009. - 160 p.
222. Vachon С. & Edelstein D. Shooting to Kill: How an Independent Producer Blasts through the Barriers to Make Movies that Matter. - N.Y.: HarperCollins Publishers, 1998. - 352
P-
223. Waxman S. Rebels on the Backlot: Six Maverick Directors and How They Conquered the Hollywood Studio System. - N.Y.: Harper Perennial, 2005. - 448 p.
224. Winter J. The rough guide to American independent film. - L: Rough Guides, 2006.-288 p.
225. Wood J. 100 American Independent Films (BFI Screen Guides). - L: British Film Institute; Second Edition, 2009. - 304 p.
226. Wollen P. Signs and Meaning in the Cinema. - L: British Film Institute, 1969. -
175 P.
Статьи
227. Biskind P. The return of Quentin Tarantino // Vanity Fair.- 2003,- №10.- pp. 34-37
228. Broderick P. Ultra-Low-Budget Moviemaking - The 2002 All-Digital Model// Filnmaker, 2002. - №46. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.peterbroderick.com/writing/assets/Ultra-Low%20Budget%20Moviemaking.pdf (дата обращения: 05.11.2011)
229. Burstein R. The Hollywood war of independence// Film quarterly. Berkeley. University of California Press. - 1959. - №3. -pp 13-19.
230. The Chud Interview: Michael Winterbottom// Cinematic happenings under development [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chud.com/articles/articles/24208/l/The-Chud-Interview-Michael-Winterbottom-The-Killer-insade-me/Pagel.html (дата обращения: 07.10.2010)
231. Daly A. Steven Soderbergh.// Senses of Cinema, Issue 61. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sensesofcinema.com/2003/great-directors/soderbergh/ (дата обращения: 01.12.2011)
232. Figgis М. Projections 10: in conversation with Paul Thomas Anderson// Film Four, 1998. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wn.com/Paul_Thomas_Anderson (дата обращения: 09.07.2010)
233. Film Unions and the Low-Budget Independent Film Production An Exploratory Discussion //Film Culture. - 1961. - Nov. 22-23. - pp. 56-57
234. H-Net: Humanities & Social Sciences Online. Remapping the History of American Independent Film. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.h-net.org/reviews/showpdf.php?id= 10993 (дата обращения: 17.03.2011)
235. Hattenstone S. Kenneth Anger: «No, I am not a Satanist» // Guardian. - 2010.-10 March [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.guardian.co.uk/film/2010/mar/l O/kermeth-anger-interview (дата обращения: 13.05.2011)
236. Higgins J.M. Sundance deal heats up independent film wars. (Sundance Film Channel launching by Robert Redford and Showtime Networks Inc.)// Multichannel News. -1995. - 23.01. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.highbeam.com/doc/lGl-16491199.html (дата обращения: 17.03.2011)
237. Gans H.J. American Popular Culture and high Culture in a Changing Class Structure // Prospects: An Annual of American Cultural Studies. Cambridge, 1985. Vol. 10. - P. 21.
238. Gilmore G. The state of independent film// National Forum. - 1997. - 22.09. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.highbeam.com/doc/lGl-20310265.html (дата обращения: 04.02.2012)
239. Jordan G. Citizen Ruth: Interview with Alexander Payne// Creative Screenwriting. -1997. - Vol. 4. - №3. - pp. 41-44.
240. Kammes M. No silver lining. Chicago is far from the hub of the independent film industry, despite talent and desire from locals // The Beacon News - Aurora (IL). - 2000. - 23.01. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.highbeam.com/doc/lNl-0EBlEE1080CD07Cl.html (датаобращения: 19.02.2012)
241. Kanfer S. The Shock of Freedom in Films// Time Magazine. - 25.04.2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.time.eom/time/magazine/article/0,9171,844256-7,00.html (дата обращения: 23.12.2011)
242. Lim D. Having Your Way with Hollywood, or the Further Adventures of Steven Soderbergh // Village Voice. - 2001. - 09.01. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.villagevoice.com/2001-01-02/news/both-sides-now/ (дата обращения: 12.05.2011)
243. McDonald P. Miramax, Life is Beautiful, and the Indiewoodization of the foreign-language film market in the USA // New Review of Film and Television Studies? - 2009. vol. 7. - №4. - pp. 353-375
244. Murphy J.J. Harmony Korine's Gummo: The Compliment of Getting Stuck with a Fork // Film Studies: An International Review. - 2004. - №5. - pp.92-105.
245. Pickett R. Blown «Sideways» Through Life // Premiere. - 2004. - №10,- p. 41.
246. Scorcese M. Wes Anderson// Esquire. - 2012. - 20.04. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.esquire.com/features/wes-anderson-0300 (дата обращения: 13.02.2011)
247. Sconce J. Irony, nihilism and the new American «Smart» film // Screen. - 2002. -№4 (43). - pp. 349-369.
248. Smith E. Spike Jonze Unmasked. New York Magazine (New York Media). - 200819.08. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nymag.com/nymetro/movies/features/1267/ (дата обращения: 21.12.2011)
Электронные ресурсы
249. Еженедельный журнал «Киноман». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cinema.vrn.ru/reviews/kenpark.shtml (дата обращения: 12.07.2010)
250. Официальный сайт режиссёра Дэвида Линча [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.david-lync h.info/ (дата обращения: 09.06.2011)
251. Рождение пригородной Америки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mx.esc.ru/~assur/ocr/suburbia/intro.htm (дата обращения: 02.03.2011)
252. Кинопортал www.imdb.com (дата обращения: 01.04.2010-03.04.2012)
253. Энциклопедия кино «Киноэксперт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kinoexpert.ru (дата обращения: 07.03.2011)
254. Сайт об американском независимом кинематографе «Indiefilm [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gkindiefilm.com (дата обращения: 02.01.2010-09.04.2012)
ПРИЛОЖЕНИЕ. ФИЛЬМОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Содержит названия всех фильмов, упоминаемых на страницах данного исследования.
Приводятся: название фильма на русском языке (если есть другие прокатные названия, под которыми известен фильм, то они указываются в скобках), название на языке оригинала, год выпуска (в отдельных случаях - год создания), страна выпуска (если страна не указана - фильм производства США), фамилия режиссера. Фильмы расположены в алфавите русских названий.
1. «LOL» (2006) реж. Джо Сванберг
2. «W» (2008) реж. Оливер Стоун
3. «Аватар» (Avatar, 2009) реж. Джеймс Кэмерон
4. «Адаптация» (Adaptation., 2002) реж. Спайк Джонс
5. «Академия Рашмор» (Rushmore, 1998) реж. Уэс Андерсон
6. «Аккаттоне» (Accattone, Италия, 1961) реж. Пьер Паоло Пазолини
7. «Алмазы ночи» (Démanty noci, Чехословакия, 1964) реж. Ян Немец
8. «Американские граффити» (American Graffiti, 1973) реж. Джордж Лукас
9. «Аптечный ковбой» (Drugstore Cowboy, 1989) реж. Гас ван Сент
10. «Башни-близнецы» (World Trade Center, 2006) реж. Оливер Стоун
11. «Бездельник» (Slacker, 1991) реж. Ричард Линклейтер
12. «Бедро. Линия. Лира. Треугольник» (Thigh Line Lyre Triangular, 1961) реж. Стэн Брэкидж
13. «Бен Гур» (Ben Hur, 1959) реж. Уильям Уайлер
14. «Беспечный ездок» (Easy rider, 1969) реж. Денис Хоппер
15. «Бесподобный мистер Фокс» (Fantastic Mr. Fox, 2009) реж. Уэс Андерсон
16. «Бесславные ублюдки» (Inglourious Basterds, 2009) реж. Квентин Тарантино
17. «Бешеные псы» (Reservoir Dogs, 1992) реж. Квентин Тарантино
18. «Бонни и Клайд» (Bonnie and Clyde, 1967) реж. Артур Пенн
19. «Боулинг для Колумбины» (Bowling for Columbine, США-Германия-Канада, 2002) реж. Майкл Мур
20. «Брачный союз. Соитие» (Loving, 1958) реж. Стэн Брэкидж
21. «Бугимэн» (Boogeyman, 2005), реж. Стефен Т. Кей
22. «Бутылочная ракета» (Bottle Rocket, 1996) реж. Уэс Андерсон
23. «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969) реж. Джордж Рой Хилл
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34,
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41,
42.
43.
44
45.
46
47
48
49
50
«Бык Фердинанд» (Ferdinand the Bull, 1937) реж. Кэннет Энгер
«Быть Джоном Малковичем» (Being John Malkovich, 1999) реж. Спайк Джонс
«В джазе только девушки» (Some Like It Hot, 1959) реж. Билли Уайлдер
«В поисках Фиделя» (Comandante, 2003) реж. Оливер Стоун
«В погоне за счастьем» (The Pursuit of Happyness, 2006) реж. Габриэле Муччино
«В субботу вечером, в воскресенье утром» (Saturday Night and Sunday Morning,
Великобритания, 1960) реж. Карел Рейш
«Ваша почта» (Your e-mail, 1998) реж. Нора Эфрон
«Взаимопонимание» (Mutual Appreciation, 2005) реж. Эндрю Бужальски
«Взрывая Пластмассовое Неизбежное» (Exploding Plastic Inevitable, 1966-1967) реж.
Энди Уорхол
«Ведьма из Блэр» (The Blair Witch Project, 1999) реж.: Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес
«Вепри суицида» (СССР, 1988) реж. Евгений Юфит
«Вкус меда» (A Taste of Honey, Великобритания, 1961) реж. Тони Ричардсон «Внутренняя рана» (La cicatrice intérieure, Франция, 1972) реж. Филипп Гаррель «Водная жизнь Стива Зиссу» (The Life Aquatic with Steve Zissou, 2004) реж. Уэс Андерсон
«Волосы» (Hair, 1979) реж. Милош Форман «Восставший Скорпион» (Scorpio Rising, 1963) реж. Кэннет Энгер «Воспитание Аризоны» (Raising Arizona, 1987) реж. братья Коэн «Восхождение Люцифера» (Lucifer Rising, 1972) реж. Кэннет Энгер «Восхождение моего демонического брата» (Invocation of My Demon Brother, 1969) реж. Кэннет Энгер
«Высокая мода» (Pret-á-Porter, 1994) реж. Роберт Олтман
«Гамлет» (Hamlet, США-Франция-Великобритания, 1990) реж. Франко
Дзеффирелли
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.