Жанровое своеобразие сборника Елены Гуро "Небесные верблюжата" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ломакина, Екатерина Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 215
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ломакина, Екатерина Владимировна
Введение.
Глава I. Эстетические искания рубежа веков.
§1. Философская мысль Серебряного века.
§2. Символизм в контексте духовных исканий
Серебряного века.
2.1. Синкретизм искусств как эстетическая установка культуры рубежа XIХ-XX веков.
2.2. Импрессионизм в живописи и литературе.
§3. Футуризм и идея синтеза искусств.
Глава II. Сборник Елены Гуро «Небесные верблюжата» как полижанровое образование.
§1. Художественные принципы символизма, футуризма, импрессионизма в творчестве Елены Гуро.
§2. Жанровые составляющие сборника Елены Гуро
Небесные верблюжата».
2.1. Соотношение литературы и живописи в формировании жанровых единиц сборника.
2.2. Соотношение лирических и эпических жанровых единиц в сборнике.
§3. Симфонизм в сборнике Елены Гуро
Небесные верблюжата».
3.1. Образная система.
3.2. Субъектная организация.
3.3. Темы и мотивы.
3.4.Пространственно-временная организация.
3.5. Фоническая организация.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэзия и проза Елены Гуро: к проблеме творческой индивидуальности2005 год, кандидат филологических наук Костюк, Виктория Валерьевна
Художественный мир "Шарманки" Елены Гуро в контексте философско-эстетических исканий Серебряного века2004 год, кандидат филологических наук Строганова, Ирина Александровна
Художественная аксиология Елены Гуро2012 год, кандидат филологических наук Синегубова, Капиталина Валерьевна
Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети ХХ века2009 год, доктор филологических наук Боровская, Анна Александровна
Творчество К. Бальмонта в контексте русской синкретической культуры конца XIX - начала XX века2007 год, доктор филологических наук Будникова, Лариса Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровое своеобразие сборника Елены Гуро "Небесные верблюжата"»
Елена Гуро (1877-1913) относится к числу тех редких, особенных натур, которым жизнь представляется бесконечно прекрасной. Открывая глаза, они видят вокруг совершенный мир, который им так по душе: деревья, цветы, море звуков и море красок. Это - их самое драгоценное наследство и лучшее богатство, которое они запечатлевают в собственном творчестве. Но, как это часто бывает, реальный мир оказывается невосприимчивым к песням доброты поэта, который для людей остается лишь идеалистом, мечтателем, чудаком.
Творчество Елены Гуро приходится на переломную эпоху Х1Х-ХХ вв., эпоху кризиса в сознании людей, культуре, общественном устройстве. Чуткая душа писательницы остро воспринимала утрату духовных отношений между людьми. Поэтому творчество Гуро - литературное и художественное -направлено на внутренний мир человека и призвано внести гармонию в отношения этого человека с окружающим миром и самим собой.
Забвение Елены Гуро, длившееся около шести десятилетий (исключение составляет только круг ее близких друзей и единомышленников) было прервано на волне массового интереса к русской литературе «серебряного» века, пик которого пришелся на 70-е гг. С этого времени творчество Гуро становится предметом изучения сначала западных, а затем российских ученых.
Однако, несмотря на такой «взрыв» интереса к литературному и художественному творчеству писательницы, существует ряд сфер, обойденных вниманием исследователей, которые, тем не менее, требуют углубленного постижения. Так, например, на периферии научного интереса остается вопрос о жанровой принадлежности ее литературных произведений, в частности, полижанровое образование - сборник «Небесные верблюжата». В этом видится актуальность исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые обозначены пути и приемы изучения жанровой природы сложного в своей структуре сборника Е.Гуро «Небесные верблюжата». Анализ художественного произведения предпринят с помощью синтетического инструментария исследования, включающего в себя музыкальные, живописные, литературные элементы, для постижения особенностей целостной жанровой формы, близкой в своем порубежном полифонизме к симфонической форме.
Целью диссертационного исследования является определение жанрового своеобразия полижанрового сборника Елены Гуро «Небесные верблюжата» в аспекте порубежного синтетизма и симфонизма.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть социокультурную ситуацию рубежа Х1Х-ХХ вв. как эстетический и философский контексты, сформировавшие мировоззрение и особенности поэтики Елены Гуро.
2. Проследить взаимопроникновение символистской и футуристической традиций в литературном творчестве Елены Гуро.
3. Рассмотреть различные приемы синтетизма в литературном творчестве Елены Гуро: совмещении видов литературы и живописи, литературы и музыки посредством формирования жанровой структуры сборника «Небесные верблюжата».
4. Проследить эволюцию традиционных лирических и эпических жанров в сборнике «Небесные верблюжата»: лирические стихотворения, свободный стих (верлибр), лирическая песня, прозаическая миниатюра, приближенная к жанру лирического стихотворения, новелла-притча, «чеховская» новелла.
5. Обозначить взаимодействие литературы и живописи для создания новых жанровых единиц в сборнике «Небесные верблюжата»: так называемые литературные акварели, пленэрные этюды, эскизы, рисунки, миниатюры.
6. Рассмотреть ритмико-звуковую организацию сборника
Небесные верблюжата» как результат взаимопроникновения словесного и музыкального творчества.
Объектом изучения в диссертационном исследовании является полижанровое произведение - сборник Е.Гуро «Небесные верблюжата», отражающий в полной мере особенности художественного сознания рубежа Х1Х-ХХ вв.
Предметом диссертационного исследования являются различные жанровые единицы, составляющие сборник Е.Гуро «Небесные верблюжата», образующие в своей целостности полижанровое произведение, построенное по законам порубежного симфонизма.
В методологическую основу исследования вошли историческая поэтика, структурный метод, интертекстуальный аспект изучения, элементы культурологического анализа, что было необходимо для комплексного изучения сборника «Небесные верблюжата». Методологическую основу составили труды отечественных и зарубежных философов рубежа Х1Х-ХХ веков: Н.Бердяева,
B.Соловьева, Н.Федорова, С.Булгакова, П.Флоренского, Д.Мережковского, Вяч.Иванова, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и др.; исследования по истории философии Х1Х-ХХ вв. В.Дуденкова, А.Руткевича, А. Иньшакова,
C.Семеновой; исследования, связанные с историко-литературным процессом рубежа веков, П.Милюкова, В.Жирмунского, Л.Долгополова, Б.Кормана, А.Пайман, Х.Барана, Ж.Нивы; исследования по вопросам синкретизма искусств И.Азизян, Д.Сарабьянова, Н.Харджиева, Т.Левой, Л.Рапацкой, Н.Тишуниной,
A.Флакера; работы о творчестве Елены Гуро В.Топорова, Н.Харджиева,
B.Сарычева, Е.Бобринской, Н.Гурьяновой, Н.Башмаковой, А.Юнггрен , М.
Вагуашп и другие.
Кроме того, методологическую основу диссертации составили авторефераты кандидатских диссертаций и диссертации таких авторов, как В.Костюк, И.Строганова, О.Колобова, Е.Тырышкина.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Конец Х1Х-ХХ вв. представляет собой переломную эпоху в социально-политической и духовной жизни России, ибо данный период явился временем политических реакций, экономического кризиса, войн. Драматизм и трагизм социальной, экономической, политической граней бытия не мог не отразиться в эстетико-культурной жизни рубежа веков, который принято называть Серебряным веком, или русским культурным ренессансом. Этот период можно охарактеризовать как эпоху пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности. Антипозитивистское сомнение в идее прогресса определяет новое понимание закономерностей бытия, природы, смысла жизни и смерти в пределах индивидуального существования, идеологическим основанием которого становятся идеи космизма, всеединства и синтетического метазнания. Сознание человека рубежа Х1Х-ХХ вв. имеет ту особенность, что он видит мир, проникающим в себя, и себя, выходящим в мир. Своеобразие мировоззрения писательницы и художника Серебряного века Елены Гуро видится в том, что огромную роль здесь играет непосредственное постижение реальности, опыт как жизненно чувственное бытие в сочувствии и переживании.
2. Творчество Е. Гуро может служить наглядным примером того, как художники, мыслители рубежа Х1Х-ХХ вв. пытались решить проблему отдельной личности, жившей в сложную эпоху противоречий. Е. Гуро явилась свидетельницей расцвета и постепенного заката символизма и постепенного зарождения на его основе новых литературных течений, в частности, футуризма. Поэтому литературное творчество писательницы обладает своеобразной поэтикой, совмещающей принципы многочисленных направлений и стилевые тенденции рубежа веков. Принципы организации текстов, построенных по канонам музыкального произведения, перекликаются с «симфоническими» произведениями А. Белого; словесные эксперименты позволяют заметить у Е. Гуро элементы авангардистской эстетики. Для литературных произведений писательницы характерен материально-чувственный характер: здесь нередки взаимопереходы звука и цвета, единство музыкальных, пространственных и световых ощущений, что сближает творческую манеру Е. Гуро с футуризмом. Синтез музыки и литературы в произведениях Гуро обнаруживает связь писательницы с символизмом, а взаимопроникновение живописи и литературы указывает на кубофутуристическую традицию в ее творчестве.
3. Художники порубежной эпохи умело сочетают в своем творчестве различные родовые и видовые составляющие, что определяет художественный феномен Серебряного века и творчества Елены Гуро, в частности. Оригинальность творческой манеры писательницы выражается в том, что размывание межвидовых границ у нее происходит на разных уровнях: от названий словесных текстов («Финская мелодия», «Этюд молодой сосновой рощи над взморьем») до общей концепции сборников произведений, которые оформляются рисунками самой Елены Гуро и мыслятся как синтетическое образование, включающее словесный, звуковой и изобразительный компоненты. Сборник Е. Гуро «Небесные верблюжата», выстроенный по канонам музыкального жанра симфонии, выступает как полижанровое образование, ибо состоит из синтетических жанровых единиц, связанных с музыкой и жмвописью.
4. Как в литературе, так и в живописи Елену Гуро привлекают малые формы. Основной формой для нее явился этюд, в котором она выплескивает свое душевное состояние. Традиционный жанр новеллы в творчестве Е. Гуро отличается особой пластичностью, что проявляется в его способности взаимодействовать с другими прозаическими жанрами (например, афоризмом, притчей). Поэтому сборник «Небесные верблюжата» выступает как полижанровое образование, где можно выделить различные родовые и видовые жанровые единицы. Среди эпических и лирических жанров и жанровых единиц можно выделить следующие: афоризм, новелла, стилистически ориентированная на жанр притчи; новелла-рассказ, или новелла «чеховского» типа, прозаическая миниатюра, приближающаяся к жанру лирического стихотворения, свободный стих (верлибр). Новеллы-рассказы, или новеллы «чеховского» типа, чередуются в сборнике с миниатюрами, лирическими стихотворениями. Следует отметить, что предложенная нами типология новеллистической формы носит узкий характер и может рассматриваться непосредственно в рамках творчества Елены Гуро. Классификация новелл в книге «Небесные верблюжата» - это попфтка описания жанра в контексте культуры переломного периода.
5. В сборнике «Небесные верблюжата» литературное и живописное творчество Е. Гуро оказываются тесно взаимосвязаны. Книга Елены Гуро включает в себя неканонические для литературы жанровые и видовые единицы, сопоставимые с живописью: акварель, рисунок, пленэрный этюд, эскиз, миниатюру. Динамичность, нестабильность, незавершенность фрагмента, лирической зарисовки призывают читателя к чтению-видению, созерцанию, которое, по мысли Е. Гуро, способно приоткрыть тайную суть предмета. Поэтому фрагменты, заключающие в себе признаки завершенности и незаконченности одновременно, выступают у Гуро в качестве специфического жанрового образования, наиболее оптимального для осуществления синтеза живописи и поэзии.
6. Поэтическая структура «Небесных верблюжат» строится подобно музыкальному жанру симфонии, что обусловлено тенденцией симфонизма рубежа веков и интересом Е. Гуро к музыке. По словам супруга писательницы, Михаила Матюшина, Елена Гуро необыкновенно сильно чувствовала музыку, также как слово и цвет. Фоническая организация книги «Небесные верблюжата» выстроена таким образом, что она звучит в буквальном смысле этого слова. Использование звукоподражаний, аллитераций, ассонансов позволяет слышать, чувствовать каждое произведение сборника. Фонические, ритмические образы, во-первых, способствуют полноте восприятия художественных произведений «Небесных верблюжат», а во-вторых, служат основой для создания лексических образов. Таким образом, даже на уровне фонической организации полижанровые единицы оказываются связанными друг с другом и раскрывают художественный мир сборника, выстроенного по принципу симфонизма.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявляется динамика художественной жизни России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Подробно исследуется явление синтетизма в искусстве рубежа веков, философско-эстетическая концепция символизма, футуризма в связи с их влиянием на творчество Елены Гуро.
Практическая значимость диссертации. Результаты, достигнутые в ходе исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов, спецкурсов по русской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв., на специализированных семинарах по русской литературе и анализу художественного текста для студентов, а также в качестве материала для факультативных занятий в школах.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. По материалам диссертации были сделаны доклады и сообщения на шести научных конференциях: Всероссийской конференции молодых ученых «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (Москва, 6-7 декабря, 2006) , Международной научной конференции «Литература Х1-ХХ1 вв. Национально-художественное мышление и картина мира» (Ульяновск, 2006), XXX Зональной конференции литературоведов Поволжья «Бочкаревские чтения» (Самара, 2006), XII международной научной конференции «Пушкинские чтения» (Пушкин, 2007), I международном коллоквиуме молодых ученых «Науки о культуре в новом тысячелетии» (Ярославль, 2007), Международной научной конференции X Виноградовские чтения «Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (Москва, 2007 ).
Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 224 источника. Общий объем работы - 215 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика описания в прозе И.А. Бунина: живопись посредством слова2009 год, кандидат филологических наук Байцак, Марина Сергеевна
Жанровое многообразие прозы А. Блока2007 год, кандидат филологических наук Бурукина, Анна Фадеевна
Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы2005 год, кандидат филологических наук Хизриева, Патимат Рамазановна
Жанровая система поэзии И.А. Бунина2005 год, кандидат филологических наук Иншакова, Юлия Григорьевна
Поэты маргинального сознания в русской литературе начала XX века: М. Волошин, Е. Гуро, Е. Кузьмина-Караваева2006 год, доктор филологических наук Бунина, Светлана Наумовна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ломакина, Екатерина Владимировна
Заключение
Возвращаются имена в историю русской литературы. В последнее десятилетие очень многие уже заняли подобающее им место. Но до сих пор есть целый ряд имен «забытых», или «полузабытых», ибо нынешние читатели, да и большинство издателей, мало знакомы с фигурой этой писательницы. А между тем, ее творчество — поэтическое и изобразительное — одна из интереснейших страниц русского Серебряного века. По словам М. Матюшина, нигде никогда не встречал — так тесно сплетавшегося рисунка и стиха, как у Гуро <.> Это было какое-то «солнечное сплетение» видения и слышания.
За недолгую жизнь (36 лет) Елена Гуро успела напечатать лишь две из своих книг - «Шарманку» (1909) и «Осенний сон» (1912) и подготовить к публикации «Небесных верблюжат» (1914); большие циклы ее прозы и поэзии опубликованы в альманахах «Садок судей» (1910), «Садок судей - 2» (1913) и «Трое» (1914). По несколько небольших произведений было еще помещено в альманахе «Рыкающий Парнас» и «Шиповник» за 1914 г., а также в «Очарованном страннике» (1916). Последний раз читатели могли встретиться с музой Гуро в сборнике «Лирень» (1920). Все они проиллюстрированы рисунками самой Елены Гуро. А потом наступило долгое забвение.
Многочисленные тетради Гуро, записные книжки и блокноты хранятся в Российском Архиве Литературы и Искусства (РГАЛИ), в фонде Гуро и датируются 1890-1909 гг. В основном записи в них выполнены карандашом, для себя, и прочитать их трудно. К тому же такое впечатление, что эти записи делались не последовательно, а чуть ли не хаотично - в ту книжку, которая попалась под руку, иногда с обратной стороны. То есть записи велись с обеих сторон книжки, а середина оставалась чистой.
В основном это черновые наброски будущих произведений, стихотворные строки, и тут же - рисунки. Поэтому даже если в тексте речь идет от первого лица, вовсе не обязательно, что — от имени автора. Это может быть очередной персонаж задуманного произведения. Узнаются здесь какие-то фрагменты (первоначальные наброски) и к «Небесным верблюжатам». Следует учесть тот факт, что Елена Гуро очень редко датировала свои записи, иногда помечала их числом, еще реже месяцем и лишь иногда годом. Исследователь Е.Биневич высказал предположение относительно синтаксиса текстов Е.Гуро. По словам современника, «неполное употребление синтаксиса (если позволительно так выразиться) идет не от умышленности стилистики, повязанной футуризмом, а от неточного его понимания (незнания). Кое-что выправил Матюшин, но далеко не все.»180. Поэтому можно сказать, что если общефутуристической стратегией создания языка, рассчитанного на видение, а не на узнавание, являлось акцентирование материальной сущности слова, приближение его к звуко-графическому объекту, то Гуро парадоксальным образом стремилась создать прозрачный бессловесный язык, язык откровений. Именно в «просветах» между словами и проявляется «некоторая необъятная лучезарная суть»181 природного мира, репрезентация которой, по мысли Е. Гуро, и есть цель творчества.
Записные книжки писательницы показывают, таким образом, богатейший литературный материал, которым она не успела воспользоваться.
Очевидна безудержная любовь Елены Гуро к природе, ибо среди записей разных времен ее наблюдения над природой, поиск слов для передачи ее явлений занимают чуть ли не главное место. Михаил Матюшин в своих записях отмечает, что когда его супруга на что-нибудь смотрела или слушала, она вся проникалась до конца вниманием, ее интеллект загорался в контакте к воспринимаемому, она как бы знала «тайны» всех вещей и умела их всегда
180 Биневич, Е. В сплетении рисунка и стиха: многоликая муза Елены Гуро Е. Биневич // Новый журнал. 1993. №3. - С.26.
181 Там же. - С. 28. переводить в рисунок и слово. И не случайно, ведь, по мнению Елены Гуро, слово, линия, цвет, музыка - соприродны, так как имеют общий исток и соединяются в интуитивном прозрении. Уникальность Елены Гуро и в том, что она возвела этюдность, незавершенность, фрагментарность в ранг самостоятельных качеств, присущих творческому акту и произведению в целом.
Гимном любви ко всему живому стала ее книга «Небесные верблюжата», проникнутая романтическим пантеизмом - «флюидами любви» и «флюидами геройства». Это гимн любви ко всему живому, квинтэссенция взаимоотношений Поэта и Мира, их взаимное проникновение и поглощение, воплощенные в слове. Воспевание природы, возвеличивание ее чистой «живоносной» энергии в соединении с любовью ко всему живому и жалостью, состраданием к слабым людям по сравнению с высшими силами, а также впитывание людьми избранными, не растерявшими свою внутреннюю суть и душу, энергии природы с их последующим переходом в другую, более высокоорганизованную инстанцию, идеальный духовный мир - вот что выражает книга «Небесные верблюжата». Пожалуй, это произведение открывает новые страницы не только в творчестве Елены Гуро, но и в русском футуризме, окрашивая его в совершенно новые тона.
Художники порубежной эпохи умело сочетали в своем творчестве различные родовые и видовые составляющие, что определяет художественный феномен Серебряного века и творчества Елены Гуро, в частности. Оригинальность творческой манеры писательницы выражается в том, что размывание межвидовых границ у нее происходит на разных уровнях: от названий словесных текстов («Финская мелодия», «Адажио», «Этюд молодой сосновой рощи над взморьем») до общей концепции сборников произведений, которые оформлялись рисунками самой Елены Гуро и мыслились как синтетическое образование, включающее словесный, звуковой и изобразительный компоненты.
Как в литературе, так и в живописи Елену Гуро привлекают малые формы. Как художница она не создала значительных картин. Основной формой для нее был живописный этюд, в котором она выплескивала свое душевное состояние. Живопись и литература были для нее не целью, а средством жизнетворчества. Этюдность, фрагментарность, незавершенность, стремление к минимализму в живописи и литературе Гуро возводит в ранг самостоятельных качеств, присущих всему творческому акту и всему произведению в целом. В связи с этим можно говорить об импрессионистичном творчестве писательницы.
Традиционный жанр новеллы в творчестве Елены Гуро отличается особой пластичностью, что проявилось в его способности взаимодействовать с другими прозаическими жанрами (например, афоризмом, притчей). Поэтому сборник «Небесные верблюжата» выступает как полижанровое образование, где можно выделить различные родовые и видовые жанровые единицы. Среди эпических и лирических жанров и жанровых единиц можно выделить следующие: афоризм, новелла, стилистически ориентированная на жанр притчи; новелла-рассказ, или новелла «чеховского» типа, прозаическая миниатюра, приближающаяся к жанру лирического стихотворения, стихотворение, свободный стих (верлибр). Новеллы-рассказы, или новеллы «чеховского» типа, чередуются в сборнике с миниатюрами, стихотворениями. Следует отметить, что предложенная нами типология новеллистической формы носит узкий характер и может рассматриваться непосредственно в рамках творчества Е.Гуро. Классификация новелл в книге «Небесные верблюжата» - это попытка описания жанра в контексте культуры переломного периода.
В сборнике «Небесные верблюжата» литературное и живописное творчество Е.Гуро оказались тесно взаимосвязаны. Книга Елены Гуро включает в себя неканонические для литературы жанровые и видовые единицы, сопоставимые с жанрами живописи: акварелью, рисунком, пленэрным этюдом. Динамичность, нестабильность, незавершенность фрагмента, лирической зарисовки призывают читателя к чтению-видению, созерцанию, которое, по мысли Гуро, способно приоткрыть тайную суть предмета. Поэтому фрагменты, заключающие в себе признаки завершенности и незаконченности одновременно, выступают у Гуро в качестве специфического жанрового образования, наиболее оптимального для осуществления синтеза живописи и поэзии.
Поэтическая структура «Небесных верблюжат» строится подобно музыкальному жанру симфонии, что обусловлено тенденцией симфонизма рубежа веков. Интерес Гуро к музыке обусловил, очевидно, принцип симфонического построения литературных текстов. Симфонизм реализуется в сборнике за счет образно-символической «ритмичности» и тематически-мотивной повторяемости. Это означает, что образы, темы, мотивы не просто высказаны и повторены в сборнике, но постоянно сосуществуют, взаимодействуют между собой, что создает представление о движении, развитии текста «Небесных верблюжат».
Синтетические жанры «Небесных верблюжат» объединены в единое целое; при этом немаловажное значение играет пространственно-временная картина, представленная в сборнике. Вариативная разработка топосов города, пригорода, природы позволяет выявить художественный замысел Е. Гуро.
Весь лирический сборник может расцениваться как образ целостного, вечного, гармоничного мира, о котором мечтала писательница. По мнению Е. Гуро, только природа, жизнь человека в гармонии с природными ритмами способны утвердить незыблемость миропорядка.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ломакина, Екатерина Владимировна, 2009 год
1. Айхенвальд, Ю. Силуэты русских писателей / Ю.Айхенвальд; предисл. В.Крейда. -М.: Республика, 1994.-253 с.
2. Анненский, И.Ф. Книги отражений / изд. подг. Н.Т. Ашимбаева и др. -М: Наука, 1979.-679 с.
3. Белый, А. Александр Блок. Нечаянная Радость. Второй сборник стихов / А. Белый // О Блоке. М.: Автограф, 1997. С. 198, 200-234.
4. Белый, А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. JI.A. Сугай. -М.: Республика, 1994. 528 с.
5. Бердяев, Н. А. Кризис искусства / H.A. Бердяев//Кризис искусства. М.: Центр начно-инженерных проблем, 1990. — С. 56.
6. Бердяев, Н. А. Основные проблемы русской философской мысли XIX века начала XX века. О России и русской философской культуре / H.A. Бердяев. М.: Сварог и К, 1997. - 325 с.
7. Блок, А. А. Из записных книжек и дневников / A.A. Блок // Стихотворения и поэмы: стихи, дневники, письма, проза. М.: Эксмо, 2002. -С. 71-93
8. Б.Брюсов, В. Я. Дневники / В.Я. Брюсов // Собрание сочинений: в 7 т. -М., 1973-1975. Т. 6. С. 175-180.
9. Булгаков, С. Н. Интеллигенция и религия / С.Н. Булгаков // Труды по социологии и теологии: в 2 тт. М.: Наука, 1997. - Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902 по 1942 / Институт социологии РАН. С. 430, 352.
10. Гуро, Е. Из записных книжек (1908-1913). СПб.: Издательство альманаха «Петрополь», 1997. - 150 с.
11. Гуро, Е. Небесные верблюжата. Избранное / Е. Гуро. СПб.: ЛИМБУС ПРЕСС, 2002.-243 с.
12. Книпович, Е. Об Александре Блоке: Воспоминания. Дневники. Комментарии / Е. Книпович. -М.: Советский писатель, 1987. 114 с.
13. Лившиц, Б. К. Полутороглазый стрелец. Флейта Марсия. Волчье солнце / Б.К. Лившиц. М. Издатель Захаров, 2002. - 253 с.
14. Маяковский, В.В. «Как делать стихи?» / В.В. Маяковский // Собрание сочинений: в 2 т. -М.: изд-во «Правда», 1988. Т. 1. -385 с.
15. Мережковский, Д. С. О причинах упадка и о новых течениях совресенной русской литературы / Д.С. Мережковский // Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда, 1990. Т.2. - С. 201-225.
16. Мережковский, Д. С. Pro et contra. (Русский путь) / Д.С. Мережковский. -М.: РХГА, 2001.-241 с.
17. От символистов до обэриутов. Поэзия русского модернизма. Антология: в 2 кн. / под ред. М.: Эллис Лак, 2001. Кн. 1. - С. 64-75.
18. Поэты Серебряного века. Сборник: Поэзия, воспоминания / под ред. М.: Эксмо, 2002.-96 с.
19. Садок судей II. СПб., 1913. С. 10-15
20. Серебряный век в поэзии, документах, воспоминаниях. М.: Локид, 2000.-С. 35-69.
21. Хлебников, В.В Собрание сочинений: в 3 т. / В.В. Хлебников. СПб.: Гуманитарное агенство «Академический проект», 2001. Т.2. - С. 31, 58, 60-102.
22. Ходасевич, В. Ф. Елена Гуро. «Небесные верблюжата» / В.Ф. Ходасевич // Некрополь. М.: Вагриус, 2001. С. 50-58.
23. Работы по теории и истории литературы
24. Азизян, И.А. Диалог искусств Серебряного века / И.А. Азизян. — М.: «Прогресс Традиция», 2002. 400 с.
25. Альфонсов , В.Н. «Чтобы слово смело пошло за живописью» (В.Хлебников и живопись) / В.Н. Альфонсов // Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. Спб.: Сага, 2006. С. 3850, 61-64.
26. Андрэа Вольтер-Абеле. Черный квадрат цивилизации / Андрэа Вольтер-Абеле // Родина. 1996. - № 11. - С. 15-21.
27. Арнольд, И.В. Проблемы интертекстуальности / И.В. Арнольд // Вестник СПб. ун-та, серия 2. 1992. - №4. - с. 53-61.
28. Асафьев, Б. В. Пути развития русского симфонизма в XIX веке / Б.В. Асафьев // Русская музыка: XIX начало XX вв. - Л.: Музыка, 1979. С. 1541.
29. Баевский, B.C. А. Блок. В. Хлебников / B.C. Баевский // История русской поэзии 1730-1980 гг. М.: Новая школа, 1996. - С. 140-256.
30. Бавин, С., Семибратова, И. Судьбы поэтов серебряного века: библиографический очерк / С. Бавин, И. Семибратова. М.: Книжная палата, 1993.-471 с.
31. Баран, X. К истолкованию одного стихотворения / X. Баран // Поэтика русской литературы начала XX века. М.: Прогресс, 1993. - С. 125-132.
32. Баран, X. О Хлебникове. Контексты, источники, мифы / X. Баран. -М.: РГГУ, 2002. С. 199-232.
33. Баран, X., Гурьянова, Н. Футуризм / X. Баран, Н. Гурьянова // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х гг.): в 2 кн. - М.: Наука, 2001. -Кн. 2.-С. 21-56.
34. Бахтин, М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве/ М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 387 с.
35. Белая, Г.А. Авангард как богоборчество / Г.А. Белая // Вопросы литературы. 1992. - №3. - С. 115-124.
36. Берковский, Н.Я. Велимир Хлебников / Н.Я. Берковский // О русской литературе. JL: Художественная литература, Ленинградское отд-ние, 1985.-С. 98-113.
37. Бирюков, С.Е. Авангард. Сумма технологий / С.Е. Бирюков // Вопросы литературы. 1996. - №5. - С. 21-35.
38. Бирюков, С.Е. Поэзия русского авангарда / С.Е. Бирюков. — М.: Изд-во Руслана Элинина, 2001. 285 с.
39. Бирюков, С.Е. Року укор: Поэтические начала / С.Е. Бирюков. М.: РГГУ, 2003. - С. 133, 174-188, 408-409.
40. Бобринская, Е. А. История живописи. XX век / Е. Бобринская // Футуризм и кубофутуризм. М.: Галарт, 2001. - С. 36-59.
41. Бобринская, Е.А. «Предметное умозрение» (К вопросу о визуальном образе текста в кубофутуристической эстетике) / Е.А. Бобринская // Вопросы искусствознания. 1993. - №1. - С. 31-48.
42. Бобринская, Е.А. Ранний русский авангард в контексте философской и художественной культуры рубежа веков: Очерки / Е.А. Бобринская. М.: Государственный институт искусствознания, 1999. - 243 с.
43. Богомолов, H.A. «О современном состоянии русского символизма» / H.A. Богомолов // Русская литература начала XX в. и оккультизм. М.: НЛО, 2000.-С. 186-203.
44. Бонецкая, Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория / Н.К. Бонецкая. -М: Наука, 1986. -264 с.
45. Бычков, В.В. Эстетическая феноменология авангарда и модернизма / В.В. Бычков // Вопросы философии. -2003. №10. - С. 15-26.
46. Васильев, И.Е. Русский поэтический авангард XX века / И.Е. Васильев. Екатеринбург: издательство Уральского университета, 1990. - 231 с.
47. Вежбицкая, А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия / А. Вежбицкая // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996.-С. 231-291.
48. Виноградов, В. Об идейных стилистических проблемах и мотивах литературных переделок и подделок / В. Виноградов // О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. - С. 212-235.
49. Войская, И. Пересечения и пределы бытия / И. Войская // Ф. Ницше и русская религиозная философия: в 2 кн. Минск, 1996. - Кн. 2. - С. 28-36.
50. Вязова, Е.С. Иконография города у кубофутуристов / Е.С. Вязова // Русский кубофутуризм. Сборник. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. - С. 112-136.
51. Галанов, Б. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М.: Советский писатель, 1972. - С. 34-56.
52. Гаспаров, M.JI. Поэтика «серебряного века» / М.Л. Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. М.: Наука, 1993. - С. 5-44.
53. Гаспаров, М.Л. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях / М.Л. Гаспаров. М.: Высшая школа, 1993. - 271 с.
54. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр / Г.Д. Гачев. М.: издательство Флинта, 2008. — 288 с.
55. Гервер, Л.Л. Музыкальная культура Хлебникова / Л.Л. Гервер // Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М.: Индрик, 2001. — С. 56-79.
56. Гинзбург, Л. Я. Наследие и открытия / Л.Я. Гинзбург // О лирике. Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1974. - С. 243-311.
57. Григорьев, Г.В. Поэтика слова / Г.В. Гаспаров. М.: Наука, 1979. - С. 102-153.
58. Громов, П.П. Блок, его предшественники и современники / П.П. Громов. -М.,Л.: Советский писатель, 1966. С. 218-235.
59. Долгополов, Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX- начала XX в. / Л.Долгополов. Л.: Советский писатель, 1985. — 352с.
60. Драгомирецкая, Н.В. Автор и герой в русской литературе Х1Х-ХХ вв. / Н.В. Драгомирецкая. -М.: Наука, 1991. 382 с.
61. Дуганов, Р. В. Велимир Хлебников: природа творчества / Р.В. Дуганов. -М.: Советский писатель, 1990.-С. 196-202.
62. Дуганов, Р. В. Велимир Хлебников и русская литература: Статьи разных лет / сост. Н.С. Дуганова-Шефтелевич, предисл. Е. Арензона М.: Прогресс-Плеяда, 2008. - 384 с.
63. Дуденков, В. Н. Русский космизм. Философия надежды и спасения / В.Н. Дуденков. -М.: Наука, 1999. С. 25-51.
64. Евнина, Е. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца XIX и начала XX в. / Е. Евнина // Импрессионисты. Их современники и соратники / под ред. А.Д. Чегодаева. М.: «Искусство», 1999. - С. 25-41.
65. Жирмунский, В. М. Преодолевшие символизм / В.М. Жирмунский // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JI.: Наука, 1977. - С. 63-81.
66. Замятин, Д. Метагеография: Пространство образов и образы пространства / Д. Замятин. М.: Аграф, 2004. - 220 с.
67. Зыкова, Г.В. О некоторых эстетических основах русской авангардной поэзии (футуризм формализм - концептуализм) / Г.В. Зыкова // Вестник Московского ун-та. - 2000. - №5. - С. 7-14.
68. Иванов, В.И. Лик и личины России: эстетика и литературная теория / В.И. Иванов. М.: Наука, 1995. - С. 121-126.
69. Иванюшина, И.Ю. Русский футуризм. Идеология. Поэтика. Прагматика / И.Ю. Иванюшина. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 2003. - 311 с.
70. Ивонин, Ю.П. Творчество, культура и цивилизация в философской концепции H.A. Бердяева / Ю.П. Ивонин // Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991. - С. 36-49.
71. Иньшаков, А.Н. Между культурой и хаосом. Идеи русского космизма в контексте искусстве авангарда / А.Н. Иныпаков // Символизм а авангарде / отв. ред., сост. Г.Ф. Коваленко. -М.: Наука, 2003. С. 34-51.
72. История философии: Запад-Россия-Восток: в 2 кн. / сост.
73. Н.В.Мотрошилова. М.: Политиздат, 1995. - Кн. 1. - С. 35-48, 51-68.
74. Казанская, Л. Кульбин и русский авангард: в 2 кн. / Л. Казанская. -СПб.: Сага, 1997. Кн. 2. - С. 15-31.
75. Казарина, Т. В. Три эпохи русского литературного авангарда (эволюция эстетических принципов) / Т.В. Казарина. Самара: издательство «Самарский университет», 2004. — 620 с.
76. Касаткина, Т.А. О литературоведении, научности и религиозном мышлении / Т.А. Касаткина // Литературоведение как проблема: труды научного совета «Наука о литературе в контексте наук о культуре». — М.: Наследие, 2004. 461 с.
77. Кедров, К.А. Вселенная Велимира Хлебникова / К.А. Кедров // К.А. Хлебников. Поэтический космос. М.: Прогресс, 1989. - С. 164-202.
78. Клинг, О. Футуризм и «старый символистский хмель». Влияние символизма на поэтику раннего русского футуризма / О. Клинг // Вопросы литературы. 1996. - №5. - С. 17-21.
79. Колобаева, Л.А. Концепция личности в русской реалистической литературе на рубеже Х1Х-ХХ вв. / Л.А. Колобаева. М.: издательство МГУ, 1999.-174 с.
80. Колобаева, Л.А. Русский символизм / Л.А. Колобаева. М.: издательство МГУ, 2000. - 296 с.
81. Конрад, Н. И. Классическая культура Японии. Очерки духовной жизни / Н.И. Конрад. М.: Наука, 1991. - С. 31-49.
82. Конрад, Н. И. Японская литература в образцах и очерках / Н.И. Конрад. -М.: Наука, 1991. С. 56-110.
83. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О. Корман. -М.: Просвещение, 1972. 110 с.
84. Корман, Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б.О.
85. Корман. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1992. — 235с.
86. Крючкова, В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм / В.А. Крючкова // История живописи. XX век. 1910-1930. -М.: Искусство, 2000.-210 с.
87. Кулакова, И.С. Экспрессионизм в искусстве / И. Кулакова. — М.: Искусство, 1999. С. 31-40.
88. Ларионов, М., Зданевич, И. Почему мы раскрашиваемся / М. Ларионов, И. Зданевич // Русский футуризм. М., 1999. - С. 240-246.
89. Левая, Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи / Т.Н. Левая. М.: «Музыка», 2001. - С. 56-101.
90. Лейдерман, Н.Л. Движение времени и законы жанра / Н.Л. Лейдерман. Свердловск, 1982. - 256 с.
91. Лейтес, А. Хлебников каким он был / А. Лейтес // Новый мир. -1973. -№1.- С. 15-23.
92. Лосев, А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе / А.Ф. Лосев // Литература и живопись. Л.: Наука, 1982. - С. 190-196.
93. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб., 2001. - 846 с.
94. Мазаев, А. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма /А. Мазаев. М.: «Наука», 1992. - 324 с.
95. Максимов, Д.Е. Русские поэты начала века: Очерки / Д.Е. Максимов. -Л.: Советский писатель, 1986. -405 с.
96. Мамонтова, О.В. Импрессионизм в изобразительном искусстве / О. Мамонтова. М.: Наука, 1996. - 328 с.
97. Маковский, С.К. Силуэты русских художников / С. Маковский. М.: «Республика», 1999. - С. 40-104.
98. Марков, В.Ф. История русского футуризма / В.Ф. Марков. СПб.: «Алетейя», 2000.-438 с.
99. Марков, В.Ф. Мысли о русском футуризме / В.Ф. Марков // Новый журнал. -1954. -№38.-С. 169-170, 175-181.
100. Матюшин, М. Русские кубофутуристы / В.Н. Терехина , А.П. Зименков // Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М.: «Наследие», 2000. - С. 56-123.
101. Махов, А.Е. Música literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике /А.Е. Махов. М.: Intrada, 2005. - С. 73-13.
102. Мелетинский, Е.А. Историческая поэтика новеллы / Е.А. Мелетинский. -М.: «Наука», 1990. -407 с.
103. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. / П.Н. Милюков. -М.: «Прогресс-Культура», 1994. Т. 2. Ч. 2. -375 с.
104. Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998) / под общ. ред. А.Е. Парниса. М.: Языки русской культуры, 2000. - 285 с.
105. Модернизм. Анализ и критика основных направлений: сборник статей / под ред. В.В. Ванслова, Ю.Д. Колпинского. Изд. 2-е перераб. -М.: Искусство, 1973. - С. 56-61, 93-112.
106. Мокина, Н.В. Проблема смысла жизни и ее образное воплощение в русской поэзии Серебряного века / Н.В. Мокина. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 2003. —238 с.
107. Носов, С. Мистицизм и символизм в художественном миросозерцании Вл. Соловьева / С. Носов // Символизм и русская литература XIX века (памяти А.Пушкина и А.Блока). СПб., 2002. - С. 36-49 .
108. Орлицкий, Ю.Б. Верлибр серебряного века / Ю.Б. Орлицкий // Стихи и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002. - 200 с.
109. Орлицкий Ю.Б. Ориентир-ориенталия (отголоски классических восточных поэтик в современной русской поэзии и малой прозе) / Ю.Б. Орлицкий // Новое литературное обозрение. 1999. - № 39. - С. 29-32.
110. Орлицкий, Ю.Б. Прозиметрическая книга Серебряного века:
111. А. Добролюбов, А. Блок / Ю.Б. Орлицкий // Стихи и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002. - 200 с.
112. Орлов, Вл. Перепутья: Из истории русской поэзии начала XX века / Вл. Орлов. -М.: Художественная литература, 1976. С. 51-62.
113. Осипов, Н. О футуристах / Н. Осипов // Вопросы литературы. 2004. - №2. - С. 25 - 30.
114. Павлович, Н. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке / Н. Павлович // Вопросы языкознания. 1991. - № 3. -С. 16-18.
115. Пайман, А. История русского символизма / А. Пайман. М.: «Республика», 1998. - 415 с.
116. Панков, В. На мысе столетий / В. Панков // Родина. 1996. - № 11.-С. 12-18.
117. Перцов, В. Маяковский: жизнь и творчество / В. Перцов. М.: Наука, 1972.-383 с.
118. Перцов, Т.Н. Зрительное восприятие в интерпретации Импрессионистов / Т.Н. Перцов // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1999. - С. 36-46.
119. Поляков, В.В. Книги русского кубофутуризма с приложением каталога футуристических изданий / В.В. Поляков. М.: «Гилея», 2007. 551 с.
120. Поспелов, Г.Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х гг. / Г.Г. Поспелов. М.: Искусство, 1990.212 с.
121. Поспелов, Г.Н. Теория литературы / Г.Н. Поспелов. М.: Высшая школа, 1998.-351 с.
122. Поэзия русского футуризма / вступ. ст. В.Н. Альфонсова, сост. и подг. текста В.Н. Альфонсова и С.Р. Красицкого. СПб.: Академический проект, 2001. - С. 61-76, 123-148.
123. Рапацкая, JI.A. Искусство серебряного века / JI.A. Рапацкая. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2003. - 191 с.
124. Ревалд, Дж. История импрессионизма / Дж. Ревалд. M.-JL: «Искусство», 1959. - 226 с.
125. Редько, A.M. Литературно-художественные искания в конце XIX-начале XX вв. / A.M. Редько. М.: Наука, 1975. - С. 194-198.
126. Ронен Омри. Серебряный век как умысел и вымысел (материалы и исследования по истории русской культуры) / Вступ. ст. Вяч. Вс. Иванова / под ред. Е.В. Пермякова. Вып. 4. М.: О.Г.И., 2000. - 152 с.
127. Русская новелла XX века. М.: «Советская Россия», 1990. - С. 23-79
128. Русский авангард 1910-х-1920-х годов и театр / под ред. Е. Иванова. СПб., изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. - 112 с.
129. Руткевич, A.M. Философы XX века: в 2 т. М.: Искусство XXI век, 2004. Т. 1.-С. 245-256.
130. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1987.-С. 68-75
131. Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца Х1Х-начала XX века / Д.В. Сарабьянов. М: издательство «Галарт», 2001. - С. 56-68.
132. Сарабьянов, Д.В. Василий Кандинский: путь художника. Художник и время / Д.В. Сарабьянов. -М.: издательство «Галарт», 1994.-С. 91-110.
133. Сарабьянов, Д.В. Модерн. История стиля / Д.В. Сарабьянов. М.:Галарт, 2001.-343 с.
134. Сарабьянов, Д.В. Неопримитивизм в русской живописи и поэзии 1910-х годов / Д.В. Сарабьянов // Мир Велимира Хлебникова: статьи, исследования (1911-1998). -М.: Языки русской культуры, 2000. С. 46 70.
135. Сарабьянов, Д.В. Новейшие течения в русской живописи предреволюционного десятилетия (Россия и Запад) / Д.В. Сарабьянов // Советское искусствознание. 1980. Вып. 1. С. 118-129.
136. Сарычев, В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы: Эстетика. Творчество. Эволюция / В.А. Сарычев. Липецк, Липецкое изд-во, 2000.-254 с.
137. Сахно, И.М. К вопросу о взаимодействии поэзии и живописи в русском кубофутуризме / И.М. Сахно // Серебряный век русской поэзии. Проблемы. Документы. -М.: Диалог-МГУ, 1996. С. 32-39.
138. Сахно, И.М. Русский авангард: живописная теория и поэтическая практика / И.М. Сахно. М.: Диалог-МГУ, 1999. - С. 63-68, 86-91.
139. Саянов, A.B. Заметки о русском футуризме / A.B. Саянов // Очерки по истории русской поэзии. Л.: Наука, 1996. - С. 87-103.
140. Семенова, С.Г. Русский космизм: антология философской мысли / С.Г. Семенова. М.: Наука, 1996.-220 с.
141. Сидорина, Е. Сквозь весь XX век: художественно-проектные концепции русского авангарда / Е. Сидорина. М.: информационно-издательское агенство «Русский мир», 1994. — 373 с.
142. Силантьев, И.В. Поэтика мотива / Отв. ред. Е.К. Ромодановская. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с. — (Язык. Семиотика.1. Культура).
143. Символизм в авангарде // под ред. Г.Ф.Коваленко; Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры РФ. 2-е изд.. - М.: Наука, 2003. -443 с.
144. Сироткин, Н.С. Эстетика авангарда: футуризм, экспрессионизм, дадаизм /Н.С. Сироткин // Вестник Челябинского университета. Сер. 2. Филология. 1999. - №2.-С. 119-128.
145. Свенедицкая, Э Большие проблемы малой прозы / Э. Свенедицкая // Новое литературное обозрение. 1999. №4. - С. 270-279.
146. Скобелев, В.П. Поэтика рассказа / В.П. Скобелев. Воронеж, 1982.-С. 51-62.
147. Смирнов, И.П. Художественный смысл и эволюция поэтический систем / И.П. Смирнов. Смысл как таковой. М.: Наука, 1998.1. С. 261-266.
148. Смирнова, А. Книга русских кубофутуристов в культурно-коммуникативном контексте начала XX века / А. Смирнова // Книговедение: новые имена. -М., 1999. Вып. 4. - С. 34-37.
149. Смирнова, J1.A. Русская литература конца XIX-начала XX века / J1.A. Смирнова. — М.: Просвещение, 1993. -215 с.
150. Смирнова, J1.A. Творчество Л.Андреева: Проблемы метода и стиля / Л.А. Смирнова. -М.: Просвещение, 1986. С. 41-52.
151. Спивак, P.C. Бунин и космос русской культуры в русской поэзии начала века / P.C. Спивак // Проблемы типологии литературного процесса: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1992. - С. 95-110.
152. Спивак, P.C. Русская философская лирика: 1910-е годы: Бунин, Блок, Маяковский: Учебное пособие / P.C. Спивак. М.: Флинта:
153. Наука, 2000. С. 158-159, 161-162, 166-168.
154. Степанов, H.A. В. Хлебников. Жизнь и творчество / H.A. Степанов. -М.: Молодая гвардия, 1975. 280 с.
155. Степанова, JI. Еще раз о «серебряном веке»: как у нас исследуют культурные влияния / JI. Степанова // Вопросы литературы. 2006. -№2.-С. 21-25.
156. Стернин, Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX вв. / Г.Ю. Стернин. М.: Советский художник, 1989. - 252 с.
157. Страда, В., Нива, Ж. История русской литературы, XX век: Серебряный век / под ред. Ж Нива, И. Сермана, В. Страда, Е. Эткинда. М.: Прогресс, Литера, 1998. - 704 с.
158. Тарасова, C.B. Новый взгляд на малую прозу / C.B. Тарасова // Литературоведение. 2003. №1. - С. 27-38.
159. Терехина, В.Н., Зименков, А.П. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания / В.Н. Терехина, А.П. Зименков. -М.: Наследие, 2000. 480 с.
160. Терехина, В.Н. Экспрессионизм и футуризм: русские реалии / В.Н. Терехина //Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма. М., 2000. - С. 46-52.
161. Тименчик, Р.Д. Русская поэзия начала XX в. и петербургские кабаре / Р.Д. Тименчик // Литературный процесс и развитие русской культуры XVII-XX вв. Таллин, 1985. - С. 36-38.
162. Тиран, Е.Е. Художественное оформление издания русских кубофутуристов / Е.Е. Тиран // Книговедение: новые имена. М., 1996. -С. 30-32.
163. Тиран, Е.Е. Анализ кубофутуристических изданий начала XX века
164. Е.Е. Тиран // Проблемы источниковедения истории книги. М., 1997. -Вып.1. - С. 91-97.
165. Тишунина, Н.В. Западно-европейский символизм и принципы взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа / Н.В. Тишунина. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. — 230 с.
166. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.
167. Топоров, В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) / В.Н. Топоров // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: «Прогресс», 1995. - С. 259-367.
168. Тух, Б.И. Путеводитель по Серебряному веку: краткий популярный очерк об одной эпохе в истории русской культуры / Б.И. Тух. М.: «Октопус», 2008. - 208 с.
169. Тырышкина, Е.В. Русская литература 1890-х-начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду / Е.В. Тырышкина. Новосибирск: НГПУ, 2002.-151 с.
170. Тюпа, В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии XX века / В.И. Тюпа. Самара: ООО Научно-Внедренческая фирм «Сенсоры, Модули, Системы», 1998. - 157 с.
171. Тюпа, В.И. Художественность чеховского рассказа / В.И. Тюпа. -М.: Высшая школа, 1989. С. 13-32.
172. Усенко, Л.В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века / Л.В. Усенко. Ростов-на-Дону: Ростовский ун-т, 1988. - 240 с.
173. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000. - 348с.
174. Философы России Х1Х-ХХ столетий: Биографии, идеи, труды / подред. Н.И. Алексеевой. М., 1993. - С. 56-58, 86-92.
175. Флакер, А. Начало века: Проекты и осуществления / А. Флакер // Искусство XX века: Уходящая эпоха. — Н. Новгород, 1997. С. 201205.
176. Флакер, А. Об иконичности словесного авангарда / А. Флакер // Studia Slavica Finlandensia XVI/2. 1998. - С. 11-23.
177. Ханзен-Леве, Are А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика / Are А. Ханзен-Леве. — М.: Гуманитарное агенство «Академический проект», 2003. 814 с.
178. Харджиев, Н. Статьи об авангарде: в 2 Т. / Н. Харджиев. М.: «Художественная литература», 1997. - Т. 2. - С.2-213.
179. Чегодаев, А. Искусство импрессионистов // Импрессионисты. Их современники и соратники / под ред. Чегодаева А. М.: Искусство, 1999.- 156 с.
180. Шабловская, И.В. История зарубежной литературы (XX век, первая половина) / И.В. Шабловская. Минск: Экономпресс, 1998. -382 с.
181. Эйхенбаум, Б.М. О прозе. О поэзии. Сборник статей / Б.М. Эйхенбаум. Л.: Художественная литература, 1986. - 146 с.
182. Эйхенбаум, Б.М. О. Генри и теория новеллы / Б.И. Эйхенбаум // Теория, критика, полемика. Л., 1965. - С. 166-209. 179.Эпштейн, М.Н. Искусство авангарда и религиозное сознание / М.Н.Эпштейн // Новый мир. - 1989. - №12. - С. 222-230.
183. Эпштейн, М.Н. Стихи и Стихия. Природа в русской поэзии, XVII-XX вв. / М.Н. Эпштейн. Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2007. - 352 с. 200. Эткинд, Е. Единство «Серебряного века» / Е. Эткинд // Звезда.1989. -№2.-С. 185-194.
184. Эткинд, Е. Русская поэзия XX века как единый процесс / Е. Эткинд // Вопросы литературы. 1988. №10. - С. 21-28.
185. Юрков, С. «Эстетизм наизнанку»: футуризм и театры-кабаре 1910-х гг. / С. Юрков // Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-XX вв.). СПб.: Искусство, 2003. - С. 56 - 68.
186. Якимович, А .Я. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: от импрессионизма до классического авангарда /А.Якимович. — М.: ИД «Искусство», 2003.-491 с.1. Литература о Елене Гуро
187. Башмакова, Н. Тишина и молчание: Е. Гуро в финском пейзаже / Н. Башмакова // «Свое» и «чужое» в литературе и культуре. Тарту, 1995.-С. 21-36.
188. Бунина, С.Н. Поэты маргинального сознания в русской литературе начала XX века. Автореферат на соискание кандидата филологических наук. М., 2007.
189. Биневич, Е. В сплетении рисунка и стиха: многоликая муза Елены Гуро / Е. Биневич // Новый журнал. 1993. № 3. - С. 56-71.
190. Бобринская, Е.А. Слово и изображение в творчестве Е. Гурои А. Крученых / Е. Бобринская // Русский авангард: истоки и метаморфозы. М.: Новое литературное обозрение, 2006. - С. 25-41.
191. Вибе, К. «Скрипка Пикассо» Елены Гуро. Взаимоотношения между живописью и литературой / К. Вибе // Русская филология. Сб. работ молодых филологов. Тарту, 2003. - №14. - С. 126-128.
192. Гурьянова, Н. От импрессионизма к абстракции: живопись и графика Елены Гуро / Н. Гурьянова // Искусство. 1992. - №1. - С. 9
193. Зотова, С. С., Усенко, JI. В. «Параллельные миры» (Елена Гуро о Е. Поленовой) / С.С. Зотова // Поэтика русской литературы: (Пушкинская эпоха. Серебряный век). — Краснодар, 1999. С. 18-38.
194. Ковтун, Е.Ф. Елена Гуро. Поэт и художник / Е.Ф. Ковтун // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник на 1976 г. -М., 1977. С. 49-56.
195. Колобова, O.JI. Космические образы в поэзии серебряного века (от символистов к футуристам). Диссертация на соискание кандидата филологических наук. М., 1999.
196. Корецкая, И. Литература в кругу искусств. Полилог в начале века / Л.И. Корецкая // Русская литература рубежа веков (1890 начало 1920-х годов). - М.: Прогресс Плеяда, 2001. - С. 136-241.
197. Корецкая, И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века / И. Корецкая. М.: Наука, 1995. - 221 с.
198. Костюк, В.В. Поэзия и проза Елены Гуро: К проблеме творческой индивидуальности. Диссертация на соискание кандидата филологических наук. СПб., 2005.
199. Лощилов, И. Елена Гуро и Николай Заболоцкий: к постановке проблемы: в 2 т. / И. Лощилов // Культура и текст: сборник научных трудов международной конференции. Барнаул, 2005. — Том 1. — С. 25-30.
200. Минц, З.Г. Футуризм и «неоромантизм» (к проблеме генезиса и структуры «Истории бедного рыцаря» Е. Гуро) / З.Г. Минц // Уч. Записки Тартуского университета. Труды по рус. и слав.филологии. Литературоведение. 1988. - Вып. 822. - С. 110-13.
201. Невзглядова, Е. Дочь будетлян / Е. Невзглядова // Вопросылитературы. 2006. - №5. - С. 12-19.
202. Никольская, Т. О рецепции творчества Елены Гуро в русской поэзии 1910-1920-х гг. / Никольская, T.JI. // Авангард и окрестности. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. - 320 с.
203. Поздеева, О. «Третий путь» Елены Гуро: опыт интертекстуального чтения / О. Поздеева // Третьи Майминские чтения. Псков, 2000. - С. 26-30.
204. Строганова, И.А. Художественный мир «Шарманки» Елены Гуро в контексте философско-эстетических исканий Серебряного века. Диссертация на соискание кандидата филологических наук. М., 2004.
205. Терехина, В.Н., Зименков, А.П. Нетерпеливо-ясная (Елена Гуро, поэт-футурист) / В.Н. Терехина, А.П. Зименков // Русская словесность. М., 1993. - №3. - С. 21-30.
206. Топоров, В. Миф о воплощении юноши-сына, его смерти и воскресении в творчестве Елены Гуро / В. Топоров // Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М.: «Прогресс», 1995. С. 128-136.
207. Тырышкина, Е.В. Религиозная концепция Елены Гуро и принципы авторской репрезентации в свете апокрифической традиции/yStudia Slavica Finlandensia, Tome XIV, 1, Institute for Russian and East European Studies. Helsinki, 1999. - C. 156 - 168.
208. Флакер, А. Живописная литература и литературная живопись / Александр Флакер. М.: Три квадрата, 2008. - 432 с.
209. Юнггрен, А. «Песни города» Елены Гуро: варианты текста и проблемы жанра / А. Юнггрен // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н.И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С.26.38.
210. Якушева, E.H. Миф и его интерпретация в творчестве Е. Гуро / E.H. Якушева // Русская литература и эстетика XIX-начала XX вв.: Проблема человека. Липецк: Липецкое изд-во, 1991. - С. 74-89.1. Словари и энциклопедии
211. Бореев, Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / Ю.Б. Борев. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003 (статьи: Автор. Время художественное. Пространство художественное).
212. История русской литературы конца XIX-начала XX века: библиографический указатель / под ред. К.Д. Муратовой. — Л.: изд-во Академии Наук СССР, 1963. 519 с.
213. Келдыш, Г.В. Энциклопедический музыкальный словарь / сост. Б.Штейнпресс, И. Ямпольский. М.: Большая Советская энциклопедия, 1959 (статьи: Симфония. Полифония. Этюд).
214. Керлот, Хуан Эдуардо. Словарь символов / Х.Э. Керлот. М.: «REFL-book», 1994 (статьи: Автор. Время. Золото. Символ).
215. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. . Т.4, 9 (статьи: Автор (образ). Лирика. Лирический герой). М.: Советская энциклопедия, 1962-1978.
216. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под ред. Е. Баркгаузена. (Статьи: Акварель. Графика. Импрессионизм. Пленэр. Синтез. Этюд). -М.: Советский художник, 1965.
217. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. (Статьи: Жанр. Лирика. Новелла. Символ). -М.: Советская энциклопедия, 1987.
218. Литературная энциклопедия. Термины и понятия / под ред. В.А. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2002.
219. Мифология: Иллюстрированный энциклопедический словарь / гл.ред. Е.М. Мелетинский. (Статьи: Космос. Мировое дерево. Модель мира. Небо. Певец. Поэт. Солярные мифы). — М.: Советская энциклопедия, 1991.
220. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 1, 2 (статьи: Бальдр. Ингеборга. Калевала. Фритьоф. Цикличность) / гл.ред. С.А. Токарев. -М.: Российская энциклопедия, 1994.
221. Новый энциклопедический словарь изобразительно искусства:под ред. В. Власова: в 10 т. Т. 3, 4, 10 (статьи: Импрессионизм. Миниатюра. Пейзаж. Пленэр. Экспрессионизм). — М.: Азбука-классика, 2007.
222. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века. (Статьи: Синтез) / В.П. Руднев. -М.: АГРАФ, 1997.
223. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: издательство «КРОН-ПРЕСС», 1999. 656 с.
224. Энциклопедический музыкальный словарь. (Статьи: Адажио. Лейтмотив. Миниатюра. Мотив. Песня. Полифония. Симфонизм. Цикл музыкальный. Финал.) / под ред. К. Жабинского. М.: Феникс, 2008.
225. Энциклопедия русской живописи / под ред. Т.В. Калашниковой. М.: Искусство, 1999. - С. 90-96
226. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература и Музыка / сост. Ж. Кассу. М.: Республика, 1998. - 429 с.
227. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В.Л.Телицын и др., М.: Республика, 2005. 512 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.