Жанрово-тематическое своеобразие малой прозы Сомерсета Моэма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Чивильгина Елена Андреевна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 189
Оглавление диссертации кандидат наук Чивильгина Елена Андреевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОЛИЖАНРОВЫЙ ХАРАКТЕР МАЛОЙ ПРОЗЫ У.С. МОЭМА
1.1. Жанровая специфика новеллистики У.С. Моэма
1.2. «Литературная журналистика» Сомерсета Моэма
Выводы по главе
ГЛАВА II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ У.С.
МОЭМА
11.1. Тема взаимодействия культур в малой прозе Моэма
в контексте развития колониальной темы в англоязычной литературе конца XIX - первой половины XX вв
11.2. Национальные образы-типы в рассказах и новеллах
С. Моэма
11.3. Тема любви в малой прозе У.С. Моэма
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Русская тема в прозе Сомерсета Моэма2022 год, кандидат наук Митина Евгения Александровна
Образ России в английской публицистике 20-40-х гг. XX в.: к проблеме кросс-культурной коммуникации \n(Г.Дж. Уэллс, У.С. Моэм, Дж.Б. Пристли)\n2016 год, кандидат наук Савенкова Анна Дмитриевна
Образ России в английской публицистике 20-40-х гг. XX в.: к проблеме кросс-культурной коммуникации (Г.Дж. Уэллс, У.С. Моэм, Дж. Б. Пристли)2016 год, кандидат наук Савенкова Анна Дмитриевна
Театр У. Сомерсета Моэма в контексте развития западноевропейской драматургии конца XIX - первой трети XX вв.2010 год, кандидат филологических наук Седова, Елена Сергеевна
Художественная проза С. Моэма в контексте английской литературы XIX - начала XX века: Слагаемые успеха2003 год, кандидат филологических наук Трикозенко, Ирина Витальевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанрово-тематическое своеобразие малой прозы Сомерсета Моэма»
ВВЕДЕНИЕ
Жизненный путь Сомерсета Моэма, английского прозаика, эссеиста и драматурга, путешественника и просто знаковой личности двадцатого века, был долог и плодотворен. Моэм прожил девяносто один год (с 25 января 1874 по 16 декабря 1965), из которых примерно шестьдесят восемь посвятил литературному творчеству. Он достаточно рано - к сорока годам - снискал известность на литературном поприще, нашел своего читателя, и благодаря литературному творчеству (занятию, доходом с которого, как говорили, сыт не будешь) зарабатывал достаточно, чтобы позволить себе жить так, как ему того хотелось, и писать о том, что ему интересно (при этом тонко реагируя и на запросы аудитории).
У.С. Моэма нередко называют «писателем второго ряда». Вероятно, это связано с тем, что он начал заниматься литературной деятельностью на рубеже веков, когда над своими шедеврами работало множество ярких писателей, чьи имена получили мировую известность: Р. Киплинг, Дж. Конрад, А. Конан-Дойль, Дж. Лондон, Р.Л. Стивенсон, Г.Дж. Уэллс и другие. Несмотря на то, что вклад Сомерсета Моэма в мировую литературу невозможно недооценить, в обиходе литературоведов так и не появились словосочетания «стиль Моэма» или «моэмовский персонаж» 1.
И все же с того момента, когда его имя стало известно широкой общественности, и до настоящего времени Сомерсет Моэм и его произведения притягивают внимание литературоведов и критиков. Творчество Моэма интересно тем, что не укладывается окончательно в рамки ни одной из литературно-эстетических концепций своего времени. Чрезвычайно необычны и ценны эссеистские, очерковые, критические материалы писателя. Кроме того, неоценимо влияние С. Моэма на творчество других авторов. Так, например, любопытно явление в зарубежной литературе, называемое «a novelization of S.
1 Шестаков Д.П. Предисловие //Maugham W.S. Rain and Other Short Stories. M.: Progress Publishers, 1977.
3
Maugham's plays». Речь идет о переработке его оригинальных пьес в романы авторами-современниками (David Gray «Smith» (1911), D. Torbett «The Land of Promise» (1914)). Подобное явление уже было известно английскому читателю: веком ранее Чарльз Лэм вместе с сестрой Мэри писал рассказы для детей, сюжеты которых основывались на переработанных в романтическом ключе пьесах Уильяма Шекспира. Позднее эти рассказы Лэма были объединены в сборник и опубликованы под названием «Рассказы из Шекспира» («Tales from Shakespeare», 1807)2. Интересно и то, что публикация «пьес в прозе» в некотором смысле поставила Моэма на одну планку с Шекспиром, но если с момента написания Шекспиром его бессмертных пьес до художественной переработки их сюжетов Лэмом прошло два столетия, то «новеллизации» Моэма были написаны еще при его жизни, что само по себе пророчило ему большое будущее.
Вопрос этичности написания новеллизаций, а также художественной адекватности «переделанных» пьес остается открытым, однако сама инициатива подобных трансформаций драматических произведений в прозу и появление книг такого рода в печати свидетельствовали о неохладевающей тяге читательской аудитории к созданным Моэмом сюжетам.
Интересоваться историей жизни Моэма и его трудами с научной точки зрения начали также достаточно рано - еще при его жизни. Исследователи, которых посещала идея написать биографию писателя, неоднократно обращались к нему за помощью в сборе материла, но высокой чести узнать факты из первых уст были удостоены лишь единицы, большинству же было отказано в содействии. Известно также, что Моэм запретил своему душеприказчику публиковать его личные письма, и вместе со своим секретарем Аланом Серлом уничтожил большую их часть, чтобы обнародовать его переписку с друзьями (среди которых был и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль) не было никакой возможности3. Моэм также подал в газету
2 Бурцев А.А. Английский рассказ конца XIX - начала XX века. Проблемы типологии и поэтики: дис... д-ра филол. наук. М., 1990. С. 7.
3 Морган Т. Сомерсет Моэм: Биография. М.: Захаров, 2002.
4
объявление с призывом ко всем своим адресантам немедленно избавиться от всех его писем. Однако некоторая часть личной переписки все же сохранилась и легла в основу биографических книг о писателе. Так появились труды Т. Моргана, С. Гастингс, А. Ливерганта4 и ряда других авторов, проделавших значительную работу по компиляции и переработке фактического материала.
Не менее жаркий интерес проявили к Моэму ученые-литературоведы. Первая исследовательская работа, посвященная его творчеству и размещенная в базе ProQuest, относится к 1950 году. Это «Теоретическое и практическое исследование Уильяма Сомерсета Моэма как романиста» Фрэнсиса Б. Уильтикэна5 из Университета штата Вайоминг. Исследование Ультикэна интересно и тем, что оно было написано еще при жизни Сомерсета Моэма.
Англоязычных исследователей интересуют различные аспекты творчества У. С. Моэма: стиль текста и структура сюжета («An examination of the theory and practice of William Somerset Maugham as a novelist», 1950), влияние окружающей среды на персонажей («W. Somerset Maugham - the impact of environment on characters within his short stories «The Pool», «Rain», and «Sanatorium», 2005), способы проявления иронии («Ironic Design in the exotic short fiction of W. Somerset Maugham», 1989), индивидуальность мужских персонажей и проявления маскулинности в концепте колониального дискурса («Colonizing Masculinity: the creation of a mail British subjectivity in the oriental fiction of W. Somerset Maugham», 1994), структура, функции и способы использования невербального поведения героев в тексте («A Silent Way Unseen»: Maugham's use of nonverbal behavior in three novels», 1986)6. Многие из перечисленных работ отличает обзорный характер - их авторы используют экстенсивный подход к
4 Морган Т. Сомерсет Моэм: Биография. М., 2002; Hastings S. The Secret Lives of Somerset Maugham: A Biography. NY: Random House, 2009; Ливергант А.Я. Сомерсет Моэм. Москва: Молодая гвардия, 2012.
5 Ultican F.B. An Examination of the Theory and Practice of William Somerset Maugham as a Novelist: Dissertation. Laramie, 1950.
6 Ultican F.B. An of the Theory and Practice of William Somerset Maugham as a Novelist: Dissertation. Laramie, 1950; Wiggins B.H. W. Somerset Maugham: The Impact of Environment on Characters within his Short Stories «The Pool», «Rain» and «Sanatorium»: Dissertation. California, 2005; Stoner Barker D.K. Ironic Design in the Exotic Short Fiction of W. Somerset Maugham: Dissertation. Muncie, 1989; Holden P.J. Colonizing Masculinity: The Creation of a Male British Subjectivity in the Oriental Fiction of W. Somerset Maugham: Dissertation. British Columbia, 1994; Fell K.R. «A Silent Way Unseen»: Maugham's Use of Nonverbal Behavior in Three Novels: Dissertation. Texas, 1986.
5
исследованию материала и стремятся рассмотреть как можно больше произведений, избегая глубинного анализа. Подчас для этого используется специально разработанная схема разбора текста. Так, в работе «An examination of the theory and practice of William Somerset Maugham as a novelist» Фрэнсиса Б. Ултикэна анализ романов «Of Human Bondage» (1915), «The Moon and the Sixpence» (1919), «Cakes and Ale» (1930) проходит по следующему плану, который четко закреплен в самой структуре диссертационного исследования: Theme (тема), Summary of Story (краткое содержание романа), Relations to S. Maugham's life (отношение к жизни С. Моэма), Character Portrayal (описание персонажа), Plot Structure (структура сюжета), Style (стиль изложения). Узко специализированные работы - например, «Иронический замысел в экзотической «малой» прозе У. Сомерсета Моэма» («Ironic Design in the exotic short fiction of W. Somerset Maugham», 1989) Деборы Кей Стонер Баркер - заметно меньше по объему, и объект исследования, к которому они обращаются, не столь обширен. Так, в работе Д.К. Стонер Баркер анализируются двадцать пять «экзотических» коротких рассказов (как, по упоминанию исследователя, сам Моэм называл их7) из сборников «The Trembling of a Leaf» (1921), «The Casuarina Tree» (1926), «Ah King» (1933), «Cosmopolitans» (1936) и «Creatures of Circumstance» (1947).
В российской науке нередко практикуют такой подход к литературоведческому исследованию, при котором короткие рассказы и новеллы рассматриваются внутри сборников, как взаимодополняющие и взаимопродолжающие элементы, а не отдельно от них, как самостоятельные проявления творческой мысли, не связанные друг с другом временным контекстом и общей идеей. Этот подход близок одновременно как нарратологии и анализу дискурса, так и к структурализму. Однако для подавляющего большинства англоязычных работ он не характерен, в связи с чем выбор объектов исследования в иностранных публикациях порой представляется
7 Stoner Barker D.K. Ironic Design in the Exotic Short Fiction of W. Somerset Maugham: Dissertation. Muncie, 1989. P. 2.
несколько хаотичным. Тем не менее проявления структуралистского подхода (который в достаточной мере формализован) можно найти у многих авторов, обнаруживающих в творчестве Моэма параллели, основанные на противопоставлении крайностей. Например, Стонер Баркер указывает на них в самом начале своей работы: «Through point of view, setting, character and plot, Maugham explores the dialectic of expectation-outcome, hope-disappointment and illusion-reality»8 («Через точку зрения, обстановку, характер и сюжет Моэм рассматривает диалектику бинарных оппозиций «ожидания -результат», «надежда-разочарование» и «иллюзии-реальность»), - акцентируя внимание на том, что через подобные бинарные оппозиции проявляется авторская ирония.
Важной частью англоязычных исследований, посвященных Моэму, зачастую становится глава, посвященная биографии автора, причем зарубежные исследователи акцентируют внимание на приватной жизни писателя и его сексуальной ориентации, тогда как для многих отечественных литературоведов характерно упомянуть ее лишь вскользь (что, по-видимому, стало результатом многолетней табуированности темы однополых отношений в российском обществе). Существует множество гендерных и специальных исследований последних лет, изучающих творчество английского драматурга и прозаика сквозь призму его сексуальной ориентации, однако на наш взгляд, наиболее перспективной в этом отношении выглядит точка зрения Ф.Дж. Холдена, высказанная в его труде «Colonizing Masculinity: The Creation of a Male British Susjectivity in the Oriental Fiction of W. Somerset Maugham» (1994), где исследователь указывает, что будет игнорировать тему пристрастий Моэма на основании того, что, во-первых, при жизни тот не афишировал их, и, во-вторых, в его творчестве не встречаются в явном виде соответствующие мотивы.
В англоязычных исследованиях теме личных отношений С. Моэма уделяется существенное место, и отчасти это связано со множеством
8 Stoner Barker D.K. Ironic Design in the exotic short fiction of W. Somerset Maugham. Dissertation Abstract. Muncie, 1989. P. 10.
биографических мотивов, встречающихся в его романах (в числе которых - «On Human Bondage», «Cakes and Ale», «The Moon and the Sixpence»). Интересно, что одним из основных «поставщиков» биографической информации о писателе выступает книга «Подводя итоги» («The Summing Up», 1938), которая, по сути, представляет собой сборник автобиографических эссе, новелл и критических отзывов на творчество современников Моэма, но при этом ни для кого из ученых, чьи работы были перечислены выше, сама она объектом исследования не стала, как не стали и другие эссе, воспоминания, литературная критика и прочие материалы смешанной жанровой природы. Наибольший интерес исследователей вызывают романы У.С. Моэма (особенно проза зрелого периода жизни) и его творчество, посвященное путешествиям по Южным морям и Дальнему Востоку, а также, - хотя и в меньшей мере, - пьесы.
В англоязычном литературоведении гораздо более, нежели в отечественном, распространено представление о Моэме как о «коммерческом писателе». Стонер Баркер пишет: «Throughout his life, Maugham was viewed as a glamorous literary lion who was fortunate enough to earn a great deal of money, as well as cultivate a loyal following of readers»9 («Всю свою жизнь Моэм представал перед взглядами общественности как блестящий литературный лев, которому достаточно повезло заработать огромные деньги и снискать лояльное расположение читателей». - Е.Ч.). При жизни у Моэма было достаточно завистников, недовольных его успехами на литературном поприще. Особенно выделялись среди них Эдмунд Уилсон и Джералд Сайкс. Поскольку до 1965 года критика обращалась скорее к авторам, чем к написанным им книгам, названные выше журналисты в своих сугубо отрицательных отзывах не упускали случая поддеть Моэма за то, что он якобы пишет лишь затем, чтобы «сытно обедать и блистать». Например, в рецензии на «Тогда и теперь» («Then and Now», 1946), написанной для журнала «Нью Йоркер», Эдмунд Уилсон дает весьма
9 Stoner Barker D.K. Ironic Design in the exotic short fiction of W. Somerset Maugham. Dissertation Abstract. Muncie, 1989. P. 9.
однозначную характеристику Моэму: «Mr. Maugham, it seems to me, is not, in the sence of «having the métier», really a writer at all»10 («Господин Моэм, как мне кажется, на самом деле вовсе не писатель в профессиональном смысле» - Е.Ч.), - поясняя это следующим образом: «Mr. Maugham, whose use of words is banal, has no personal rhythm at all, nor can he create for us a poetic world»11 («Господин Моэм, чей выбор слов банален, не имеет собственного ритма повествования и не может создать для нас поэтического мира». - Е.Ч.). Очевидно, что в указанной выше рецензии, помимо анализа произведения, значительное место занимает критическая оценка личности Сомерсета Моэма и его подхода к творчеству. В настоящее время литературоведы Британии, США и Канады пытаются реабилитировать имя Моэма. Некоторые продолжают считать, что корни его творческой активности произрастали скорее из желания заработать деньги, чем из жажды самовыражения, однако все больше исследователей склоняется к тому, что выбранный им стиль изложения, поначалу казавшийся многим критикам насмешкой над литературой, - лишь следствие свободного экспериментаторства. Прекрасной иллюстрацией последнему положению стали слова Джозефа Эпштейна: «Often his stories seem almost to tell themselves: such ostensible artlessness, of course, can only be conferred through the exercise of high art»12 («Зачастую кажется, будто его истории рассказываются только ради того, чтобы рассказать истории: настолько явная безвкусица, без сомнения, может быть воспринята только как упражнение в создании настоящего искусства» - Е.Ч.).
Для сравнения, в русском литературоведении отношение к «коммерциализации» творчества Моэма выглядит скорее романтизированным (что, вероятно, проистекает из особого русского менталитета, трепетного желания «возвышать» писателей над мирскими проблемами). Так, подобное отношение можно найти в текстах В. Скороденко: «Моэм не скрывал того факта,
10 Wilson E. Somerset Maugham and the Antidote // Curtis A., Whitehead J. W. Somerset Maugham: The Critical Heritage. London, NY, 1987. P. 364.
11 Ibid. P. 364.
12Epstein J. Is It Alright to Read Somerset Maugham? New Criterion. 1985. P. 8.
9
что пишет не ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но при этом отнюдь не возражает, если творчество обеспечивает ему, помимо прочего, еще и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином»13. Таким образом, русский литературовед не развенчивает полностью то, что принято называть «цинизмом» Моэма, но смягчает отношение к нему.
Знакомство с англоязычными исследованиями показывает, что для них в значительной мере характерны некая обзорность, гендерный подход, намеренное подчеркивание коммерческой ориентации творчества автора, которое было бы более логичным в отношении его драматургии, а не всех произведений в целом, в особенности - позднего романного творчества. Зарубежные ученые демонстрируют выраженный интерес к прозаическим произведениям (романам и сборникам рассказов), но лишь вскользь уделяют внимание пьесам и текстам смешанной природы, в которых соединяются журналистский и литературный подходы. Из-за этого проблемы жанровой принадлежности последних представляются недостаточно разработанными: в лучшем случае они лишь упомянуты.
Российские литературоведы занялись изучением творчества С. Моэма сравнительно поздно, что, вероятно, можно объяснить его участием в шпионской деятельности против нашей страны. В 1917 году Моэм сотрудничал с МИ-5, посещал Россию с миссией противодействия германской пацифистской пропаганде - он должен был помешать выходу России из Первой мировой войны, но не добился особых успехов на этом поприще и впоследствии изложил свой уникальный опыт в сборнике рассказов «Эшенден, или Британский агент» («Ashenden, or The British Agent», 1928).
Русскоязычный читатель знаком с историей жизни Сомерсета Моэма, в первую очередь, по биографиям, написанным А.Я. Ливергантом и Т.
13 Скороденко В. Сомерсет Моэм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/MOEM/moem0_1.txt
Морганом14. Основное различие между ними заключается в том, что Морган применяет сравнительно-исторический подход к организации материала и начинает каждую главу книги, посвященную тому или иному периоду в жизни писателя, с того, что указывает, какие исторические события ему сопутствовали. Ливергант включает в повествование элементы литературной критики и фрагменты малоизвестных в России произведений Моэма - путевых очерков из сборников «Джентльмен в гостиной» («The Gentleman in the Parlour», 1930) и «Дон Фернандо» («Don Fernando», 1935). Кроме того, он, подобно зарубежным биографам Моэма15, помещает в книгу хронологию жизни писателя, где перечисляются в эскизной форме наиболее значимые события его жизни.
Большая часть исследований по текстам Уильяма Сомерсета Моэма появилась в России в 2000-х годах. Возможно, это связано также и с тем, что написанные Моэмом художественные произведения - разножанровые, сложные, но несомненно интересные - представляют собой прекрасный образец литературы «переходной эпохи». Многие литературоведы (в том числе А.А. Бурцев, Вл.А. Луков, К.Н. Савельев 16) отмечали важность феномена литературы «конца века», отражавшей нарастание кризисных явлений в обществе, разочарование в прежней, отжившей себя системе (как политической и социальной, так и философской и эстетической) и поиск новой. Неудивительно, что на стыке XX и XXI веков вновь обострился интерес исследователей к произведениям, рожденным в другую «переходную эпоху», - век тому назад. Нередко их переосмысливают, исходя из современных тенденций в науке (например, И.В. Трикозенко рассматривает феномен популярности произведений Моэма как литературы, ориентированной на массового читателя17).
14 Ливергант А.Я. Сомерсет Моэм. М.: Молодая гвардия, 2012; Морган Т. Сомерсет Моэм. М.: Захаров, 2002.
15 Rogal S.J. A William Somerset Maugham encyclopedia. Westport: Greenwood Press, 1997.
16 Бурцев А.А. Английский рассказ конца XIX - начала XX века. Проблемы типологии и поэтики: дис... д-ра филол. наук . М., 1990; Луков В.А. Предромантизм. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006; Савельев К.Н. Исторические портреты английского декаданса. Магнитогорск: МаГУ, 2008. 254 с.
17 Трикозенко И.В. Художественная проза С. Моэма в контексте английской литературы XIX - начала XX века (Слагаемые успеха) : дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. М., 2003.
11
Необходимо отметить и то, что в настоящее время произошел некий всплеск «моды»» на чтение С. Моэма, чьи произведения отличаются очень простым, лаконичным языком и долей острой иронии. Творчество Моэма, особенно его близкие к анекдотам короткие рассказы, в высшей мере отвечает запросам современных читателей, ограниченных во времени и лишенных романтических иллюзий. Кроме того, затрагиваемая автором тема взаимодействия между представителями различных национальностей выглядит актуальной в современном мире, где идеи мультикультурализма и поликультурности продолжают рождать различного рода споры. Сосуществование на одной территории представителей разных рас, культур и вероисповеданий связано с вечными проблемами: нетерпимостью межнационального общения, агрессией и насилием по отношению к «другому» и даже утратой национальной идентичности. В формирующемся поликультурном пространстве литература колониальной эпохи, - в частности, и произведения Моэма - приобретает новое звучание. Это объясняет растущий спрос на Моэма на современном литературном рынке, что побуждает книгоиздателей заказывать переводы тех книг, которые ранее были доступны только на языке оригинала. Первый перевод сборника экзотических новелл «Космополиты» («Cosmopolitans: The Very Short Stories», 1936) на русский язык выполнен в 2009 году, а сборник эссе «Рассеянные мысли» («The Vagrant Mood», 1952) увидел свет на русском лишь в 2013 году. Таким образом, становится ясно, что творчество Сомерсета Моэма - сравнительно новая область исследования для отечественных ученых, поэтому на многие вопросы им еще только предстоит искать ответы.
Большая часть российских исследований, посвященных текстам, вышедшим из-под пера Моэма, сосредоточена на его романном творчестве (О.О. Легг, И.В. Трикозенко, Ф.А. Хутыз18), в чуть меньшей степени - на
18 Легг О.О. Театральность как тип художественного мировосприятия в английской литературе XIX-XX вв. : На примере романов У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», С. Моэма «Театр»: дис. ...канд. фил. наук: 10.01.03. С-Пб., 2004; Трикозенко И.В. Художественная проза С. Моэма в контексте английской литературы XIX - начала XX века (Слагаемые успеха): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. М., 2003;
12
произведениях малых жанров (Е.Л. Пивоварова, З.П. Решетова19). Е.С. Седова20 - одна из немногих отечественных литературоведов, занимающихся изучением существенного пласта драматургических произведений С. Моэма. В русской традиции Моэм воспринимается скорее как прозаик, нежели как драматург и самобытный литературный критик. Отсюда может проистекать и недостаточное знакомство читательской аудитории с его пьесами, многие из которых («The Tenth Man» (1913), «Our Betters» (1917), «The Sacred Flame» (1928) и др.), до сих пор не переведены на русский язык.
Тем не менее, вялость интереса к пьесам Уильяма Сомерсета Моэма со стороны отечественных исследователей представляется упущением. Изучение драматургии Моэма и смежной с ней темы стыка литературо- и театроведения -театральных постановок по его произведениям, включая и прозаические, -выглядит интересным и плодотворным, если учитывать длительную историю жизни пьес Сомерсета Моэма на лондонских (и не только) подмостках. Театральные постановщики обратились к произведениям Моэма, когда тот был еще очень молод и только начинал свою литературную карьеру. Обратившись к биографическим произведениям о Сомерсете Моэме21, можно найти достаточно подтверждений беззаветной любви маленького Вилли Моэма к театру. Известна история о том, как однажды, еще в Париже, леди Энглси, подруга Эдит Моэм -матери будущего писателя и драматурга, дала Вилли двадцать франков, поинтересовавшись, на что он собирается их потратить, и услышала в ответ: «Хочу увидеть Сару Бернар»22. Много позже, уже в юности, Сомерсет Моэм,
Хутыз Ф.А. Концепция художественной прозы Сомерсета Моэма в контексте основных теорий романа первой половины XX века в Великобритании: дис. канд... филол. наук: 10.01.03, 10.01.08. Майкоп, 2001.
19 Пивоварова Е.Л. Поэтика цикла рассказов У.С. Моэма «Трепет листа: маленькие истории островов Южного моря»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. Воронеж, 2008; Решетова З.П. Рассказы Уильяма Сомерсета Моэма: Проблематика и поэтика жанра: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05. Киров, 1994.
20 Седова Е.С. Театр У. Сомерсета Моэма в контексте развития западноевропейской драматургии конца XIX -первой трети XX вв.: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. Екатеринбург, 2010; Седова Е.С. Жанровый синтез в пьесе С. Моэма «Священный огонь» // Дергачевские чтения - 2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций: материалы IX Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2009. Т. 2. С. 358-362.
21 Морган Т. Сомерсет Моэм: Биография. М., 2002; Hastings S. The Secret Lives of Somerset Maugham: A Biography. NY: Random House, 2009.
22 Ливергант А. Сомерсет Моэм. Москва: Молодая гвардия, 2012. С. 16.
13
будучи в Германии, открыл для себя спектакль «Кукольный дом» и пришел в восторг от Ибсена-драматурга. Все это, без сомнения, наложило большой отпечаток на его творческие устремления и на его стиль. Моэм вошел в историю как автор легких, игривых комедий, хотя не все созданные им пьесы были таковыми. «Десятый человек» («The Tenth Man») и «Грэйс» («Grace»), написанные в феврале и октябре 1910 года соответственно, относились к серьезной драматургии, но не нашли отклика у зрителя. Комедии же Моэм писал ради заработка, в угоду публике, до тех пор, пока театральные режиссеры не стали требовать от него лишь их. К тому времени Моэм был уже известным писателем и мог позволить себе поступить так, как считал нужным, - т.е. и отказывать режиссерам, жаждавшим «легоньких комедий». Т. Морган приводит цитату из письма, адресованного Голдингу Брайту: «Меня тошнит от всего этого театра. Он гадок и отвратителен. Почему Фромен хочет от меня «легонькой пьесы»? Неужели он считает, что мне хочется и дальше повторять самого себя?..»23. После этого Моэм решил не писать пьес вообще, однако позднее снова к ним вернулся, - в основном, потому, что, как он сам признавался, у него было несколько практически готовых текстов. Последние драматургические произведения автора вышли в 1932 году и тогда же были представлены на сцене широкой публике.
Немного нарочито игровая, театральная манера Моэма (не грубая фарсовая, но достаточно деликатная, насколько может быть деликатной неразлучная с самой моэмовской манерой язвительная ирония) перешла из драматических произведений и в прозаические. О.О. Легг исследует феномен театральности в английской литературе XIX-XX вв., сравнивая его проявления в творчестве У. Теккерея, О. Уайльда и У.С. Моэма. Исследователь
23 Морган Т. Сомерсет Моэм: биография. Москва: Захаров, 2002. С. 119.
14
интерпретирует театральность как особый способ восприятия реальности, возникающий, в числе прочего, в романе Моэма «Театр»24.
Отечественные исследователи нередко поднимают в своих научных изысканиях вопрос жанровой принадлежности работ Моэма. Эта тема одинаково актуальна как для крупных прозаических форм (романов), так и для малых жанров (рассказов, новелл, травелогов и т.д.). При этом публицистическое творчество писателя, несущее в себе черты литературы, журналистики, литературной и художественной критики, оказывается незаслуженно обделенным вниманием. В настоящее время среди отечественных исследователей известна лишь одна работа, посвященная публицистике Моэма и исследующая такое специфическое явление, как жанровая динамика25.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Концепция художественной прозы Сомерсета Моэма в контексте основных теорий романа первой половины XX века в Великобритании2001 год, кандидат филологических наук Хутыз, Фатима Абрековна
Поэтика рассказов Д.Г. Лоуренса2013 год, кандидат наук Булашова, Наталия Михайловна
Поэтика цикла рассказов У.С. Моэма "Трепет листа: маленькие истории островов Южного моря"2008 год, кандидат филологических наук Пивоварова, Елена Леонидовна
Театральность прозы Дж. Б. Пристли2018 год, кандидат наук Чернова, Юлия Владимировна
Жанровый эксперимент в ранней прозе С. Беккета: роман "Больше замахов, чем ударов"2008 год, кандидат филологических наук Макарова, Людмила Юрьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чивильгина Елена Андреевна, 2018 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абашкина, А.Е. Проблема «сверхмалой» прозы / А.Е. Абашкина // Известия СНЦ РАН. - 2013. - Т. 15. - № 2(2). - С. 417-420.
2. Абилова, Г.В.К. Образ «джентльмен» как лингвокультурный феномен: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Абилова Гюнай Вивади кызы. - Майкоп, 2014. - 27 с.
3. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. - СПб,: Азбука, 2000. - 336 с.
4. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
5. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
6. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издание Московской Патриархии, 1990. - 1372 с.
7. Бобков, А.К. Газетные жанры: учебное пособие / А.К. Бобков. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 2005. - 64 с.
8. Борисова, Е. Б. Художественный образ в английской литературе XX века: типология - лингвопоэтика - перевод: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04, 10.02.20 / Борисова Елена Борисовна. - Самара, 2010. - 383 с.
9. Брюханова, Е.А. Когнитивно-историческая обусловленность иронии и ее выражение в языке английской художественной литературы: на материале произведений О. Уайльда, У.С. Моэма, Дж. Барнса: дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / Брюханова Елена Александровна. - М., 2004. - 170 с.
10. Бурцев, А.А. Английский рассказ конца XIX - начала XX века. Проблемы типологии и поэтики: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.05 / Бурцев Анатолий Алексеевич. - М., 1990. - 350 с.
11. Бурцев, А.А. Рассказ как «форма времени» в английской литературе конца XIX-начала XX вв. / А.А. Бурцев // Вестник ЯГУ. - 2010. - Т.7. - №2. - С. 134138.
12. Васильева, И. Уникальный талант рассказчика / И. Васильева // Хаггард Г.Р. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 1. - Калуга: Библио, 1992. - 656 с.
13. Вершинин, И.В., Луков, В.А. Европейская культура ХУШ века / И.В. Вершинин, В.А. Луков. - Самара: Изд-во СГПУ, 2002. - 230 с.
14. Вершинин, И.В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры: монография / И.В. Вершинин. - Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - 350 с.
15. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 648 с.
16. Виноградов, И. А. О теории новеллы/ И.А. Виноградов // Вопросы марксистской поэтики. Избранные работы. - М.: Советский писатель, 1972. -423 с.
17. Гильдина, А.М. Новеллистика Джеймса Джойса: контекст, текст, интертекстуальность: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Гильдина Анна Михайловна. - Челябинск, 2003. - 188 с.
18. Глушкова, Ю.Н. Категория проспекции и ее нарушение в нарративе новеллы: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Глушкова Юлия Николаевна. -Челябинск, 2002. - 170 с.
19. Голосеева, А.А. Р. Киплинг об Индии: конфликт и диалог культур, стереотипы и открытия: дис. ... канд. филол. наук: 07.00.03 / Голосеева Анна Анатольевна. - Саратов, 2001. - 191 с.
20. Гринштейн, А.Л. Маскарадность и французская литература XX века: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.05 / Гринштейн Аркадий Львович. - М., 1999. - 379 с.
21. Дорошенко, О.В. !нтерпетащя поняття «лшгвокультурний типаж» у сучаснш лшгвютищ / О.В. Дорошенко // Нова фшолопя. Зб1рник наукових праць. - 2012. - № 54. - С. 30-34.
22. Еремкина, Н.И. Английский рассказ XIX века: становление и развитие [Электронный ресурс] / Н.И. Еремкина // Теория и практика общественного развития. - 2010. - №4. - Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/v/angliyskiy-rasskaz-xix-veka-stanovlenie-i-razvitie-1
23. Еремкина, Н.И. Становление и развитие жанра рассказа в английской литературе викторианского периода (на материале творчества Ч. Диккенса, У.М. Теккерея, Т. Гарди): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Еремкина Наталья Ивановна. - Самара, 2009. - 192 с.
24. Жарский, Я.С. Пьесы Николая Коляды: документальность как прием: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Жарский Яков Сергеевич. - Краснодар, 2014. -202 с.
25. Жирмунский, В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур / В.М. Жирмунский // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - М., 1960. - Т. XIX. - Вып. 3. - С. 177-186.
26. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1977. - 407 с.
27. Жолковский, А.К. Эссе [Электронный ресурс] / А.К. Жолковский // Иностранная литература. - 2008. - №12. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/inostran/2008/12/zhz10.html
28. Зотова, Л.И. «Индийская» новелла и ее своеобразие в системе прозы Р. Киплинга 1880-х гг. / Л.И. Зотова // Молодой ученый. - 2011. - №12. - Т.1. - С. 237-244.
29. Ибрагимова, Е.Д. Ориенталистские мотивы в творчестве Генри Райдера Хаггарда: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Ибрагимова Елена Дамировна. - Самара, 2008. - 20 с.
30. Ионкинс, Г.Э. Сомерсет Моэм: грани дарования [Электронный ресурс] / Г.Э. Ионкинс. - Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/ionkis-91.htm
31. Каллер, Дж. Теория литературы: краткое введение / Дж. Каллер. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 158 с.
32. Карасик, В.И., Дмитриева, О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия / В.И. Карасик, О.А. Дмитриева // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В.И. Карасика. -Волгоград: Парадигма, 2005. - С. 5-25.
33. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 335 с.
34. Киплинг, Дж.Р. Индийские рассказы / Дж.Р. Киплинг // Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Терра, 2007. - Т. 6. - 528 с.
35. Козеняшева, Л.М. Лингвопоэтические средства создания образа слуги в английской литературе XIX-XX веков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Козеняшева Любовь Михайловна. - Самара, 2006. - 192 с.
36. Коробейникова, А.А., Пыхтина, Ю.Г. О пространственных архетипах в литературе / А.А. Коробейникова, Ю.Г. Пыхтина // Вестник ОГУ. - 2010. - №11 (117). - С. 44-50.
37. Коровина, А.Ю. Лингвокультурный типаж «английский сноб»: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Коровина Анна Юрьевна. -Волгоград, 2008. - 25 с.
38. Королева, О.А. Жанр эссе в творчестве Ч. Лэма (на материале «Очерков Элии») / О.А. Королева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 1(2). - С. 137-139.
39. Королева, О.А. Ирония в «малой» прозе Джерома К. Джерома и английская литературная традиция: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Королева Ольга Андреевна. - Нижний Новгород, 2005. - 182 с.
40. Красильников, Р.Л. Малые прозаические жанры в свете танатологической проблематики (на материале литературы Серебряного века) [Электронный ресурс] / Р.Л. Красильников. - 2009. - Режим доступа: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/22191/1/dc2-2008-23.pdf
41. Кройчик, Л.Е. Публицистический текст как нарратив / Л.Е. Кройчик // Акценты. - 2008. - № 7-8. - С. 6.
42. Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб., 2000. - С. 125-168.
43. Кропоткин, П.А. Записки революционера / П.А. Кропоткин. - М.: Московский рабочий, 1988. - 544 с.
44. Кудрявицкий, А.И. Бремя странностей человеческих / А.И. Кудрявицкий // Моэм, У.С. Вилла на холме: Эшенден, или Британский агент: Рассказы. - М.: Республика, 1992. - С. 5-15.
45. Култыгин В.Д. Журналистика и литературная антропофагия [Электронный ресурс] / В.Д. Култыгин // Медиаскоп. - 2012. - №3. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1128
46. Лебедева, О.В. Поэтика новелл Джона Фаулза: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Лебедева Ольга Владимировна. - Великий Новгород, 2005. - 24 с.
47. Легг, О.О. Театральность как тип художественного мировосприятия в английской литературе Х1Х-ХХ вв.: На примере романов У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», С. Моэма «Театр»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Легг Ольга Олеговна. - СПб., 2004. - 170 с.
48. Ливергант, А.Я. Сомерсет Моэм / А.Я. Ливергант. - М.: Молодая гвардия, 2012. - 285 с.
49. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: Интелвак, 2001. - 1600 с.
50. Лондон, Дж. Рассказы южных морей / Дж. Лондон // Собрание сочинений: в 14 т. - М.: Правда, 1961. - Т. 9. - 488 с.
51. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Лотман Ю.М. // Об искусстве. - СПб.: Искусство, 1998. - С. 14-285.
52. Лотман, Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века / Ю.М. Лотман // Избранные статьи: в 3 т. - Таллин: Александра, 1992. - Т. 1. - С. 269-286.
53. Луков, Вл.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. / В.А. Луков. - 5-е изд. - М.: Академия, 2008. - 512 с.
54. Луков, Вл.А. Предромантизм / Вл.А. Луков. - М.: Наука, 2006. - 683 с.
55. Луков, Вал.А., Луков, Вл.А. Тезаурусный подход: исходные положения / Вал.А. Луков, Вл.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. №9. 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/9/Lukovs_Thesaurus_Approach/
56. Луков, Вл.А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение) / Вл.А. Луков. - М.: МГПИ, 1984. - 110 с.
57. Любинский, А. Эссе / А. Любинский // На перекрестье. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 165.
58. Лямзина, Т.Ю. Жанр эссе. К проблеме формирования теории. [Электронный ресурс] / Т.Ю. Лямзина. - Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm
59. Мелетинский, Е.М. Историческая поэтика новеллы / Е.М. Мелетинский. -М.: Наука, 1990. - 278 с.
60. Меднис, Н.Е. Ренессансные новеллистические традиции в «итальянских» произведениях Ю. Буйды / Н.Е. Меднис // Балтийский филологический курьер. -2004. - №4. - С. 179-188.
61. Михальская, Н.П. История английской литературы / Н.П. Михальская. - 2-е изд. - М.: Академия, 2007. - 480 с.
62. Морган, Т. Сомерсет Моэм: Биография / Т. Морган. - М.: Захаров, 2002. -446 с.
63. Моэм, У.С. Бремя страстей человеческих. Статьи / У.С. Моэм // Собрание сочинений: в 5 т. - М.: Художественная литература, 1991. - Т. 1. - 670 с.
64. Моэм, У.С. Дождь и другие рассказы (на английском языке) / У.С. Моэм. -М.: Прогресс, 1977. - 407 с.
65. Моэм, У.С. Искусство слова: О себе и о других. Литературные очерки и портреты / У.С. Моэм. - М., 1989. - 399 с.
176
66. Моэм, У.С. Итоги / У.С. Моэм. - М.: АСТ, 2014. - 974 с.
67. Моэм, У.С. Космополиты / У.С. Моэм. - М.: АСТ, 2009. - 251 с.
68. Моэм, У.С. Маг / У.С. Моэм. - М.: АСТ, 2011. - 256 с.
69. Моэм, У.С. Малый уголок. На китайской ширме / У.С. Моэм. - М.: Астрель, 2012. - 384 с.
70. Моэм, У.С. Незнакомец в Париже / У.С. Моэм. - М.: ДЭМ, 1992. - 328 с.
71. Моэм, У.С. Пироги и пиво, или Скелет в шкафу / У.С. Моэм. - М.: Астрель, 2012. - 220 с.
72. Моэм, У.С. Подводя итоги / У.С. Моэм. - М.: Астрель, 2012. - 317 с.
73. Моэм, У.С. Покоритель Африки / У.С. Моэм. - М.: Астрель, 2012. - 287 с.
74. Моэм, У.С. Рассеянные мысли / У.С. Моэм. - М.: АСТ, 2013. - 288 с.
75. Моэм, У.С. Рождественские каникулы / У.С. Моэм. - М.: АСТ, 2010. - 288 с.
76. Моэм, У.С. Собрание рассказов: в 3 т. / У.С. Моэм. - М.: АСТ, 2010. - Т. 2.
- 701 с.
77. Моэм, У.С. Собрание рассказов: в 3 т. / У.С. Моэм. - М.: АСТ, 2010. - Т. 3.
- 733 с.
78. Моэм, У.С. Тогда и теперь / У.С. Моэм. - М.: Интерпракс, 1991. - 320 с.
79. Моэм, У.С. Трепет листа / У.С. Моэм. - М.: АСТ Москва, 2009. - 288 с.
80. Моэм, У.С. Шесть рассказов, написанных от первого лица / У.С. Моэм. -М.: АСТ, 2009. - 285 с.
81. Моэм, У.С. Эшенден, или Британский агент. Рассказы / У.С. Моэм. - М.: АСТ, 2009. - 320 с.
82. Новиков, В.И. Эссе как жанровая доминанта новой литературной журналистики [Электронный ресурс] / В.И. Новиков // Медиаскоп: электронный научный журнал. - 2012. - №2. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1116
83. Олдридж, Дж. Предисловие / Дж. Олдридж // Моэм, У.С. Рассказы. - М., 1979. - С. 3-10.
84. Орлов, М.Ю. Текстообразующая ирония в русской и англоязычной прозе: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Орлов Михаил Юрьевич. - Саратов, 2005. -170 с.
85. Охотникова, С. Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики / С. Охотникова // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. - Иваново, 2002. - Ч. 2. - С. 273-279.
86. Пивоварова, Е.Л. Поэтика цикла рассказов У.С. Моэма «Трепет листа: маленькие истории островов Южного моря»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Пивоварова Елена Леонидовна. - Воронеж, 2008. - 191 с.
87. Пикард, Л. Викторианский Лондон: Жизнь города / Л. Пикард. - М.: Издательство Ольги Морозовой, 2011. - 560 с.
88. Полякова, Е.А. Театральность в литературе / Е.А. Полякова // Новый филологический вестник. - 2008. - №2/7. - С. 37-38.
89. Решетова, З.П. Рассказы Уильяма Сомерсета Моэма: Проблематика и поэтика жанра: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / З.П. Решетова. - Киров, 1994. - 185 с.
90. Розеватов, Д.А. Жанрово-тематическое своеобразие художественной прозы Джерома Клапки Джерома и О'Генри: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Розеватов Денис Александрович. - Самара, 2012. - 224 с.
91. Романова, К.С. Мифические образы и реальность в травелоге и его литературном аналоге / К.С. Романова // Дискурс-Пи. - 2008. - Т. 8. - №1. - С. 164-165.
92. Руденко, Ю.К. Жанровая форма и жанровый состав литературного произведения / Ю.К. Руденко // История и культура. - СПб.: СПбГУ, 2002. - №1. - С. 17-28.
93. Русаков, В.М. Многообразие видов и жанров травелога / В.М. Русаков // Дискурс-Пи. - 2013. - Т.10. - №1-2. - С. 304-306.
94. Рымарь, Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н.Т. Рымарь, В.П. Скобелев. - Воронеж: Логос траст, 1994. - 262 с.
95. Савельев, К.Н. Декаданс / К.Н. Савельев // Знание. Понимание. Умение. -2013. - № 1. - С. 286-287.
96. Савельев, К.Н. «История Венеры и Тангейзера» О. Бердслея как мифологема английского декаданса / К.Н. Савельев // Вестник ОГУ. - 2005. - № 5. - С. 20-24.
97. Савельев, К.Н. Исторические портреты английского декаданса / К.Н. Савельев. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 254 с.
98. Савлюкова, Н.Н. Публицистическая и автобиографическая проза Генри Райдера Хаггарда: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Савлюкова Наталья Николаевна. - Самара, 2011. - 20 с.
99. Садомская, Н.Д. Творчество Генри Райдера Хаггарда и английская литература на рубеже XIX-XX веков: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Садомская Наталья Дмитриевна. - Оренбург, 2006. - 392 с.
100. Садомская, Н.Д. Творчество Г.Р. Хаггарда в зеркале отечественной критики / Н.Д. Садомская // Вестник ОГУ. - 2002. - №6. - С. 50-54.
101. Саид, Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э.В. Саид / Пер. с англ. А.В. Говорунова. - 2-е изд, исп. и доп. - СПб.: Русский Мир, 2006. - 671 с.
102. Седов, К.Ф. Жанр и коммуникативная компетенция / К.Ф. Седов // Хорошая речь. - Саратов, 2001. - С. 107-118.
103. Седова, Е.С. Жанровый синтез в пьесе С. Моэма «Священный огонь» / Е.С. Седова // Дергачевские чтения - 2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций: материалы IX Междунар. науч. конф. - Екатеринбург, 2009. - Т. 2. - С. 358-362.
104. Седова, Е.С. Театр У. Сомерсета Моэма в контексте развития западноевропейской драматургии конца XIX - первой трети XX вв.: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Седова Елена Сергеевна. - Екатеринбург, 2010. - 220 с.
179
105. Скляр, Ф.М. Киплинг - новеллист: От репортажа к рассказу / Ф.М. Скляр // Вопросы зарубежной литературы. Сб. научных трудов № 603. - Ташкент, 1979. - С. 53-63.
106. Скобелев, В.П. Поэтика рассказа / В.П. Скобелев. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1982. - 155 с.
107. Скороденко, В.А. Сомерсет Моэм [Электронный ресурс] / В.А. Скороденко // Моэм, У.С. Узорный покров. Острие бритвы: Романы. - М.: Радуга, 1991. -Режим доступа: http://lib.ru/INPR0Z/M0EM/moem0_1.txt.
108. Скороденко, В.А. Поэтическая эстетика Уильяма Сомерсета Моэма, или Секреты творчества / В.А. Скороденко // Моэм У.С. Искусство слова: о себе и других. - М.: Художественная литература, 1989. - С. 3-21.
109. Скороходько, Ю.С. Колониальные мотивы в английском неовикторианском романе: к постановке проблемы / Ю.С. Скороходько // Питання лггературознавства. - 2013. - №88. - С. 200-209.
110. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник / Под ред. И.П. Ильина, Е.А. Цургановой. - М.: Интрада, 1999. - 320 с.
111. Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я.Н.Засурского, Е.И. Прониной. - М.: Издательство МГУ, 1990. - 256 с.
112. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов / Н.Д. Тамарченко. -М.: РГГУ, 1999. - 286 с.
113. Темникова, Л.Б. Стилистическая динамика в публицистике У. Сомерсета Моэма: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Темникова Лина Борисовна. -Краснодар, 2005. - 171 с.
114. Терновая, Л.О. Жизнь глазами путешественника / Л.О. Терновая // Государственная служба. - 2011. - №5. - С. 95-98.
115. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие / А.А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 310 с.
180
116. Тертычный, А.А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати / А.А. Тертычный // Вестник МГУ. Сер. 10, Журналистика. - 2002. - №2. - С. 54-63.
117. Тесля, А.А. Ориентализм «Ориентализма» Э. Саида [Электронный ресурс]/ А.А. Тесля. - Хронос. - 2011. - Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2011/tesla_orient.php
118. Тлостанова, М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века / М.В. Тлостанова. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. - 400 с.
119. Тлостанова, М.В. Транскультурация как модель социокультурной динамики и проблема множественной идентификации / М.В. Тлостанова // Вопросы социальной теории. - 2011. - Т. V. - C. 126-149.
120. Тлостанова, М.В. Эра Агасфера, или Как сделать читателей менее счастливыми [Электронный ресурс] / М.В. Тлостанова // Иностранная литература. - 2003. - №1. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/inostran/2003/1/tlost.html
121. Толкачёв, С. П. Мультикультурализм в постколониальном пространстве и кросс-культурная английская литература [Электронный ресурс] / С. П. Толкачёв // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №1. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Tolkachev_Multiculturalism-Cross-cultural-Literature/
122. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.
123. Трикозенко, И. В. Художественная проза С. Моэма в контексте английской литературы XIX - начала XX века (Слагаемые успеха): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Трикозенко Ирина Витальевна. - М., 2003. - 181 с.
124. Туманов, Д.В. Жанры периодической печати / Д.В. Туманов. - Казань: КГУ, 1995.
125. Турышева, О.Н. Повествование о читателе: литература в полемике с теорией / О.Н. Турышева // Вестник Томского Государственного Университета. -2010. - №3(11). - С. 97-108.
126. Уэллек, Р. Теория литературы / Р. Уэллек, О.Уоррен. - М., Прогресс, 1978. - 328 с.
127. Фельде, В.Г. Оппозиция «свой-чужой» в культуре: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13 / Фельде Виктория Геннадьевна. - Омск, 2015. - 152 с.
128. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. - М.: Лабиринт, 1997. - 449 с.
129. Хаггард Г.Р. Дни моей жизни [Электронный ресурс] / Г.Р. Хаггард. -Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=61085
130. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2002. - 438 с.
131. Хлодовский, Р.И. Декамерон. Поэтика и стиль / Р.И. Хлодовский. - М.: Наука. 1982. - 353 с.
132. Хутыз, Ф.А. Концепция художественной прозы Сомерсета Моэма в контексте основных теорий романа первой половины XX века в Великобритании: дис. ... канд филол. наук: 10.01.03, 10.01.08 / Хутыз Фатима Абрековна. - Майкоп, 2001. - 195 с.
133. Цеякова, Л.Н. Мотив / Л.Н. Цеякова // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: Интелвак, 2001. - С. 594.
134. Чеботаева, Е.В. Жанровое своеобразие рассказов К. Мэнсфилд в сборнике «В немецком пансионе» / Е.В. Чеботаева // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - Т. 311. - №7. - С. 73-77.
135. Чернец, Л.В., Хализев, В.Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2004. - 680 с.
136. Чернец, Л.В. Литературные жанры / Л.В. Чернец. - М.: Изд-во Московского Университета, 1982. -194 с.
137. Чертков, В.Г. Дежурство в военных госпиталях. Страница из воспоминаний / В.Г. Чертков. - М.: Типография Издательского комитета Московского Совета солдатских депутатов, 1917. - 32 с.
138. Чудинова, Ю.В. Жанр «эссе» в современном литературоведении / Ю.В. Чудинова // Гуманитарные исследования. - 2010. - №4 (36). - С. 267-274.
139. Шарифова, С.Ш.К. Соотношение жанрового смешения со «смещением» жанра, «диапазоном» жанра и его переходными формами / С.Ш.К. Шарифова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2010. - №3. - С. 51-57.
140. Шестаков, В.П. Английская литература и английский национальный характер / В.П. Шестаков. - СПб: Нестор-История, 2010. - 312 с.
141. Шкловский, В.Б. Строение рассказа и романа / Шкловский, В.Б. О теории прозы. - М.: Советский писатель, 1983. - 384 с.
142. Щелкунова, Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Щелкунова Екатерина Сергеевна. - Воронеж, 2004. - 220 с.
143. Эйхенбаум, Б.М. Литература: теория, критика, полемика / Б.М. Эйхенбаум.
- Л.: Прибой, 1927. - 303 с.
144. Эсалнек, А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие / А.Я. Эсалнек. - М.: Флинта, 2012. - 112 с.
145. Якадина, Т.А. Поликультурное образование и воспитание учителя-словесника средствами художественной литературы: Учеб. -метод. пособие / Т.А. Якадина. - Самара, 2004. - 214 с.
146. Ambrosetti, R.J. A Study of the Spy Genre in Recent Popular Literature: dissertation / R.J. Ambrosetti. - Bowling Green, 1973. - 143 p.
147. Archer, M.L.G. A Bibliographic Study of the Herbert J. Frost/ W. Somerset Maugham Collection in the Sterling C. Evans Library: dissertation / M.L.G. Archer. -Texas, 1982. - 226 p.
148. Bache, W.B. The Functions of Characters in Fiction: dissertation / W.B. Bache.
- 1952. - 235 p.
149. Baldwin, D. W. Somerset Maugham: A Study of the Short Fiction / D. W. Baldwin // Studies in Short Fiction. - 1996. - Vol. 33. - № 1. - Pp. 165-167.
183
150. Bassett, T.J. W. Somerset Maugham: An Annotated Bibliography of Criticism, 1969-1997 / T.J. Bassett // English Literature in Transition, 1880-1920. -1998. - Vol. 41. - № 2. - Pp. 133-184.
151. Birkenstein, J. Community in the Short Story Sequence: The Continuing Development of a Contemporary Genre: dissertation / J. Birkenstein. - Lexington, 2003. - 285 p.
152. Blanton C. Travel Writing: The Self and The World / C. Blanton. - N.Y., London: Routlege, 2013. - 176 p.
153. Buesch, T.A. The Literary Genre as Symbolic Form / T.A. Buesch // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. - 1973. - Vol. 31. - № 4. - Pp. 525-530.
154. Calder, R.L. Somerset Maugham: A Life / R.L. Calder // Studies in the Novel. -2005. - Vol. 37. - №3. - Pp. 260-263.
155. Chan, W. The Economy of the Short Story in the British Periodicals of the 1890s: dissertation / W. Chan. - Charlottesville, 2004. - 275 p.
156. Chotirawe, C. The Voiced and the Voiceless: Representation of Southeast Asian Women in Twentieth-Century Fiction in English: dissertation / C. Chotirawe. -Manoa, 1995. - 290 p.
157. Curtis, A.W. Somerset Maugham: The Critical Heritage / A.Curtis, J. Whitehead. - London, NY, 1987. - 470 p.
158. Dawson, W.J. The Modern Short Story / W.J. Dawson // The North American Review. - 1909. - Vol. 190. - № 649. - Pp. 799-810.
159. Deane, B. Imperial Barbarians: Primitive Masculinity in Lost World Fiction / B. Deane // Victorian Literature and Culture. - 2008. - Vol.36. - Pp. 205-225.
160. Derrida, J. Law of Genre / J. Derrida // Critical Inquiry. - 1980. - Vol. 7. - №1. - Pp. 55-81.
161. Epstein, J. Is It Alright to Read Somerset Maugham? / J. Epstein // New Criterion. - 1985.
162. Evans, J. The Tales of Two Masters of Storytelling / J. Evans // Sunday Mail. -2001.
163. Fell, K.R. «A Silent Way Unseen»: Maugham's Use of Nonverbal Behavior in Three Novels: dissertation / K.R. Fell. - Texas, 1986. - 137 p.
164. Frow, J. Genre: New Critical Idiom / J. Frow. - NY: Routledge: Taylor & Francis Group, 2006. - 192 p.
165. Fuller, G. A Short Course in Short-Short Fiction / G. Fuller, P. Cast // Writers Digest. - 2001. - Vol. 81. - № 2. - Pp. 30-32.
166. Gill, J. Servants of the Raj: Colonials and Their Fictions, 1770-1930: dissertation / J. Gill. - LA, 2004. - 278 p.
167. Girardi, W. The Novella's Long Life / W. Girardi // The Southern Review. - Pp. 793-802.
168. Haggard, H.R. The Days of My Life [Electronic resource] / H.R.Haggard // Available from: https://ebooks.adelaide.edu.au/h/haggard/h_rider/days/contents.html
169. Hallam, E. Cultural Encounters: Representing Otherness / E. Hallam, B. Street.
- Routledge, 2013. - 320 p.
170. Harper, S.R. When is a Story a Short Story? / S.R. Harper // The Writer. - 1992.
- Vol. 105. - № 9. - Pp. 15-17.
171. Hastings, S. The Secret Lives of Somerset Maugham: A Biography / S. Hastings. - NY: Random House, 2009. - 640 p.
172. Hecker, J.M. Re-evaluating the Short Story's Difference: A Study of Colette, Andree Chedid, and S. Corinna Bille: dissertation / J.M. Hecker. - Evanstone, 1995. -269 p.
173. Hensher, P. A Horrid Pair / P. Hensher // The Spectator. - 1997. - Vol. 279. -Pp. 29-30.
174. Hitchens, C. Poor Old Willie / C. Hitchens // The Atlantic Monthly. - 2004. -Vol. 293. - Pp. 118-122.
175. Holden, P.J. Colonizing Masculinity: The Creation of a Male British Subjectivity in the Oriental Fiction of W. Somerset Maugham: dissertation / P.J. Holden. - British Columbia, 1994. - 326 p.
176. Ingram, F.L. Representative Short Story Cycles of the Twentieth Century: Studies in a Literary Genre / F.L. Ingram. - Mouton, 1971. - 234 p.
177. Kent, Th. The Interpretation of a Genre. The Role of Genric Reception in the Study of Narrative Text / Th. Kent. - London, 1986. - 180 p.
178. Kipling, R. The Day's Work [Electronic resource] / R.Kipling // Available from: https ://ebooks. adelaide. edu.au/k/kipling/rudyard/days/chapter1.html
179. Koh, A.M. Inventing Malayaness: Race, Education and Englishness in Colonial Malaya: dissertation / A.M. Koh. - University of Michigan, 2008. - 157 p.
180. Lewis, K.L. The Victorian Short Story: A Textual Culture's Forgotten Genre: dissertation / K.L. Lewis. - Houston, 2004. - 236 p.
181. Li, X. Images of China in Twentieth Century Colonial Discourse: dissertation / X.Li. - Austin, 1995. -164 p.
182. Maugham, W.S. Ashenden, or The British Agent/ W.S. Maugham. - СПб: Антология, 2010. - 320 с.
183. Maugham, W.S. Books and you[Electronic resource] / W.S. Maugham // Available from: https://www.gutenberg.ca/ebooks/maughamws-booksandyou/maughamws-booksandyou-00-e.html
184. Maugham, W.S. Cosmopolitans / W.S. Maugham. - London: Heron Books, 1970. - 302 p.
185. Maugham, W.S. France at War [Electronic resource] / W.S. Maugham // Available from: https://www.gutenberg.ca/ebooks/maughamws-franceatwar/maughamws-franceatwar-00-h.html
186. Maugham, W.S. The Land of the Blessed Virgin: Sketches and Impressions in Andalusia [Electronic resource] / W.S. Maugham // Available from: http://www.gutenberg.org/files/27252/27252.txt
187. Mauham, W.S. The Land of Promise / W.S. Mauham. - London: William Heinemann, 1922. - 159 p.
188. Moore-Gilbert, B.G. Kipling and Orientalism / B.G. Moore-Gilbert. - London, Sydney: Routledge. - 1986.
189. Myers, D.G. The Decline and Fall of Literary Journalism [Electronic resource] / D.G. Myers // Available from:
https://www.commentarymagazine.com/2012/06/08/literary-journalism-then-now/
190. Myers, D.G. «Literary Journalism»: What It Is, What It Is Not [Electronic resource] / D.G. Myers // Available from:
https://www.commentarymagazine.com/2012/05/04/literary-journalism/
191. Newsom, C.A. Pairing Research Questions and Theories of Genre: A Case Study of the Hodayot / C.A. Newsom // Dead Sea Discoveries. - 2010. - Vol. 17. - № 3. - Pp. 241-259.
192. Overaa, R.B. Eastern religion and the Dilemmas of the Modern: dissertation / R.B. Overaa. - Washington, 2010. - 213 p.
193. Pasco, A.H. On Defining Short Stories / A.H. Pasco // New Literary History. -1991. - № 22. - Pp. 407-422.
194. Pence, R.W. Notes on the Short Story / R.W. Pence // The English Journal. -1922. - Vol. 11. - № 1. - Pp. 28-37.
195. Peters, S.L. Comedy, Morality, Stability and Change: The British Stage, 19171942: dissertation / S.L. Peters. - College Park, 1993. - 258 p.
196. Phillips, K.M. Travel, Writing and the Global Middle Ages / K.M. Phillips // History Compass. - 2016. - Vol. 14. - №3. - Pp. 81-92.
197. Pugh, M. Britain since 1789: a concise history / M. Pugh. - NY: Macmillan, 1999. - 254 p.
198. Rogal, S.J. A William Somerset Maugham encyclopedia / S.J.Rogal. -Westport, Connecticut; London: Greenwood Press, 1997. - 376 p.
199. Said, E. Culture and Imperialism / E. Said. - N.Y.: Vintage Books, 1994. - 380 p.
200. Said, E. Orientalism. / E. Said. - London: Penguin Books, 1998. - 416 p.
201. Sanders, L.S. The Failures of the Romance: Boredom, Class, and Desire in George Gissing's The Odd Woman and W. Somerset Maugham's Of Hu man Bondage / L.S. Sanders // Modern Fiction Studies. - 2001. - Vol. 47. - № 1. - Pp. 190-228.
187
202. Saricks, J.G. The readers advisory guide to genre fiction / J.G. Saricks. -Chicago: American Library Association, 2009. - 352 p.
203. Shaftel, D. Somerset Maugham's Swami / D. Shaftel // The New York Times Book Review. - 2010. - Pp. 23.
204. Short Story Theories: A Twenty-First-Century Perspective/ Ed. By Patea, V. -Amsterdam, NY.: Rodopi, 2012. - 358 p.
205. Sims, N. The Literary Journalists / N. Sims. - NY: Ballantine, 1984. - 329 p.
206. Sinding, M. From Fact to Fiction: The Question of Genre in Autobiography and Early First-Person Fiction Novels / M. Sinding // SubStance. - 2010. - Vol. 39. - № 2. - Pp. 107-130.
207. Smith, J.J. One Story, Many Voices: Problems of Unity in the Short-Story Cycle: dissertation / J.J. Smith. - Bloomington, 2011. - 238 p.
208. Sopher, H. Somerset Maugham's «The Ant and the Grasshopper» - Literary Implications of Its Multilayered Structure / H. Sopher // Studies in Short Fiction. -1994. - Vol. 31. - №1. - Pp. 109.
209. Springer, M.D. Forms of the Modern Novella / M.D. Springer. - Chicago: University of Chicago Press, 1976. - 198 p.
210. Stoner Barker, D.K. Ironic Design in the Exotic Short Fiction of W. Somerset Maugham: dissertation / D.K. Stoner Barker. - Muncie, 1989. - 236 p.
211. Tate, M.G. The Inconsistent Vision: Edwardian Social Theory and the Plays of W. Somerset Maugham: dissertation / M.G. Tate. - Bloomington, 1973. - 442 p.
212. The Cambridge History of English and American Literature in 18 Volumes [Electronic resource] / Ed. by Ward A.W., Waller A.R. and other. - Cambridge: University Press, 1907-1921. - Vol. XIV. - The Victorian Age, P.2. - Available from: http://www.bartleby.com/224/0701.html
213. The Oxford Companion to English Literature / Ed. by Drabble M. - Oxford: Oxford University Press, 2000. - 1172 p.
214. Torbett, D. The Land of Promise: A Novelization of W. Somerset Maughams's Play / D. Torbett. - Auckland: The Floating Press, 1914. - 262 p.
188
215. Ultican, F.B. An examination of the theory and practice of W.S. Maugham as a novelist: dissertation / F.B. Ultican. - University of Wyoming, Laramie, 1950.
216. Viraraghavan, C. Capital Adventures: Gender, Englishness and Economics in Victorian Fiction: dissertation / C. Viraraghavan. - Medford, 2000. - 249 p.
217. Wade, S. The Many Sides of Somerset Maugham / S. Wade // Contemporary Review. - 2010. - Vol. 292. - Pp. 379-380.
218. Whedon, T. Notes on the Novella / T. Whedon // Southwest Review. - 2011. -Vol. 96. - № 4. - Pp. 565-595.
219. Wiggins, B.H. W. Somerset Maugham: The impact of environment on characters within his short stories «The Pool», «Rain» and «Sanatorium»: dissertation / B.H. Wiggins. - Carson, 2005. - 58 p.
220. Wilson, A.E. Edwardian Theatre [Electronic resource] / A.E. Wilson. - London: Arthur Backer LTD., 1951. - Available from:
https ://archive. org/stream/edwardiantheatre017996mbp/edwardiantheatre017996mbp_ djvu.txt
221. Wood, E. Theory and Practice in the stories of W. Somerset Maugham: dissertation / E. Wood. - Laramie, 1963.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.