Жанровая модель сюиты для оркестра русских народных инструментов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Ромашков, Анатолий Анатольевич

  • Ромашков, Анатолий Анатольевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 239
Ромашков, Анатолий Анатольевич. Жанровая модель сюиты для оркестра русских народных инструментов: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Тамбов. 2015. 239 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ромашков, Анатолий Анатольевич

Содержание

Введение

Глава 1. Адаптация жанра сюиты в музыке для оркестра русских народных инструментов

1.1. Формирование константных признаков жанра сюи ты для оркестра русских народных инструментов на этане его становления

1.2. Эволюция жанра сюи ты для оркестра русских народных инструментов

в XX столетии

Глава 2. Жанрово-стилевые особенности народно-оркестровых сюит

2.1. Специфика интерпретации образно-программного содержания повествовательно-эпической и лирико-пейзажной

направленности в жанре народно-оркестровой сюи ты

2.2.Г1реломлениежанровых характеристик в «новой русской сюите»

для оркестра народных инструмен тов

Заключение

Библиография

Приложение I

Приложение II

к

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровая модель сюиты для оркестра русских народных инструментов»

Введение

Для о 1 счесiBCHiioi о музыкознания на современном лапе характерен пристальный интерес к сфере профессионального творчества для инструментов русского народного оркесфа В последние десятилетия в музыкальном искуссте наблюдаемся процесс интенсивного роста уровня народно-инсфумсшальной кулыуры Пройдя более чем вековой путь, or любительских к профессиональным формам, народно-инструмен 1альное искусство сформировало свой обширный репер 1 yap - неповторимый исамобьпный В настоящее время произведения для русских народных инсфумешов занимаю! значительное месю в современной профессиональной музыкальной кулыурс. Будущее русских народных инструмсшов во мноюм зависи! 01 loi о, насколько ишснсивно в музыкальной науке буду! 01ражаи>ся насущные вопросы, связанные с проблемами исiорическо! о процесса развжия жанров народно-инсфумсн 1 альпо1 о пзорчеспза, кульiуры исполни 1сльсi ва на инсгрумеьпах русского народного оркестра

Актуальность данного исследования связана, в первую очередь, с состоянием современной музыки для оркесчра русских народных инструментов В области народно-инсiруменiального 1в0рчества оркесфовому исполни!ельс[ву принадлежи!, безусловно, одно из ведущих мест. Именно благодаря сочинениям академических жанров оркестр русских народных инсфумешов занял досрочно высокое положение в oiencci венной инс i румен iальной кулыурс «В конце XX века в сфере народного инс фумсн 1ализма возникла сшуация, при коюрой ранее

вырабспанныс положения 1Сории национальною инсфумешальпого искусства вошли в прожворечие с акжвно развивающейся практикой. Назрела необходимое I ь радикального нересмо1ра всей теоретической концепции развижя исполни 1ельсчва на русских народных музыкальных инструментах, выделения в ней в качес1ве принципиально важной проблему сохранения и развижя народных фадиций» [36, с. 4].

В насюящее время репер [уар оркесфа русских народных инсфумежов включая в себя произведения разных ежлей и жанров Среди всего многообразия ори1 инально1 о репер1уара для народных инсфумешов выдсляе1ся жанр сюи[ы «Сюжа всс1да привлекала музыкашов возможное 1ыо офази1ь самые различные иародно-бьповые и жанровые сцены, расширим^ сферу взаимодейемзия разнонациональных элеменюв, вопложж образы современное ж» [ 107, с 411 Сюи[а вссща притягивала исполнителей, но полноценное изучение данного жанра на сегодняшний день пока что не реализовано

С другой сюропы, анали I ическос внимание к этому жанру обусловлено появлением, особенно в насюящее время, крупных, серьезных по концепции и содержанию произведений для оркестра русских народных инсфумешов, чю в целом делает облаеж народно-инс I румен I альной кулыуры досюйным обьекюм специальною музыковедческою исследования Рассмафивая различные по национальной принадлежносж сюи1ы в комнози юрском 1ворчес1ве начала XVIII, XIX и XX веков, С.10 Маслий акцснжруе1 «пышное, разнообразное цвсюнис русской сюиил» [110, с 10|, подчеркивая при лом, чю «сюижый принцип формообразования юраздо ближе русской кулыуре» | 1 10, с 381.

С момента создания первых сюижых циклов для оркестра русских народных инструментов появилось свыше двухсот образцов в данном жанре Эта внушиюльная цифра являемся своего рода рекордом среди

иных крупных музыкальных жанров для opicccipa русских народных инструментов.

Одной из основных тенденций в изучении современного народного инсфумен гального пзорчесчва с1анови1Ся усюйчивая склонность композиторов создавагь музыку для оркестра русских народных инструменте преимущественно в жанре сюи1ы «Несмотря на то, что жанровый диапазон народно-оркссфовою репер i yapa чрезвычайно расширился (появились новые симфонии, симфониепы, концер1ы, уверпоры, поэмы), cionia сохранила свое значение, хотя уже нередко в сишезе с дру! ими Сфук1урами» | 108, с 41 ]

Не случайным являе1ся и 101 фак1, чю стновление профессионального репертуара «народников» совпало с всеобщим ишерссом к инсфумен iальной сюшс в академической музыкальной кулыуре XX с i oj i с i и я Обилие и разнообразие сюи1, созданных для оркесфа русских народных инсфумснюв, требус1 приведения в сис1ему всего многообразия сочинений ною жанра, a iaioice детального аналитическою рассмо1репия лучших образцов

Гипо1Сза исследования. В резулыа1е изучения типологических и жанровых особеннос1ей сюи!ы для оркесфа русских народных инсфуменюв можно сделан? вывод о юм, чю произведения эюго жанра предс1авляю1 собой самое юя 1сльную с i илис i ическую ветвь народно-инс фумен i ально! о искуссиза Анализ развишя жанровой специфики сюшыв исюрической псрсискшвс позволяс! выяви1ь и определшь модель жанра народно-орксс фовой ciohii.i

Обьек! исследования жанр сюи1ы для оркесipa русских народных инс фуменiов

Предме! исследования: Специфика жанровой модели сюиты для оркесмра русских народных инсфумснюв в 1ворчес1ве отечественных компози торов XX - XXI веков

Материалом исследования послужили произведения в жанре сюиты для оркесфа русских народных инсфумешов, написанные в XX - начале XXI столетия.

В первой половине XX века выделяется ряд композиторов, создавших сюиты для оркестра русских народных инструментов, среди которых А.Н. Аксенов, Н.Г1. Будашкин, С.Н. Василенко, Б.Г. Глыбовский, М.А. Матвеев, А.П. Новиков, Ю.А. Шапорин.

Во второй половине XX сюлежя к ному жанру обращались Л.Г1. Балай, В.М. Блок, В.Т. Бояшов, 10.М. Зарицкий, Б.П. Кравченко, А.Г1. Курченко, К.А. Мясков, 10.Н. Шишаков.

В рабою рассмафиваеюя и ряд сюи1, созданных в последние десятилетия XX — начала XXI сюлешя композиюрами В.В.Беляевым, М.Б. Броннером, К.II. Волковым, В I . Кикюй, АЛ Лариным, С.И. Подгайцем. Привлекает внимание ю, ню обозначенные сочинения 01личаю1ся и копцен 1уальпым решением, неповюримым авторским пониманием и отображением современной жизни.

Цель данного исследования состот в изучении художественного своеобразия жанра сюшы для оркесфа русских народных инсфуменгов в XX - начала XXI сюлсжй с ючки зрения образно-идейною понимания содержания, основных сжлсвых особенности и разновидностей образцов жанра

В этой связи в рабою решаются следующие задачи:

- рассмофсчь исюрическис лапы развижя жанра оркссфовой сюиты в народно-инс фумен I альном профессиональном изорчеспзе;

- проследи 1ь процесс формирования копе 1аш пых признаков жанра сюиты для оркесфа русских народных инсфумешов;

- систематизировать сочинения, написанные в жанре народно-оркестровой сюиты по группам, в зависимое ж 01 особенностей образного содержания;

- проанализировав сжлсвыс и образно-драмагурт ичсские особенности народно-оркестровых аоиг повествовагельно-эпической и лирико-пейзажной направленности;

- исследовать жанр народно-оркссфовой сюиты с точки зрения авторского прочтения, а также в кошекстс традиционных жанров инструментальной музыки,

- раскрьнь значение сочинений ною жанра для современного народною инс фумен íajibiioio исполни i ел ьс i ва,

- выяви ib адан 1ационные механизмы принципов программности в условиях народно-инсфумешальной кулыуры,

- осмысли ib феномен «новой русской сюшы» для оркесфа русских народных инс фумен iob в kohickcic музыкальной кулыуры рубежа XX — XXI с i олс i ий и ею роль в перспективе развития отечественного репер i yapa для оркесфа русских народных инструментов.

Me i одологичсская и теоретическая основа диссертации базируется на необходимости решения поставленных задач

Работа основывается на утвердившихся в отечественном музыкознании меюдах - исгорико-стилевом (обзор исюрии существования жанра народно-оркссфовой сюиты, выявление специфики эволюционных процессов, связанных с адаптацией жанра инструментальной сюиты в кулыуре русскою народною исполнительства), аналитическом (дифференциация стилистических чер1, раскрытие художественного своеобразия и особенностей комнозиционно-драматуртического строения в этих произведениях), сравнительном (сопоставление выявленных жанровых характеристик в сюшах, созданных в разные исторические периоды)

Привлекающиеся методы исследования, сочетают разные подходы музыкально-исторический (распределение материала по историческим периодам, рассмотрение художественных явлений в контексте соответствующею времени) и теоретико-аналитический (в плане

систематизации признаков изучаемою предмета, выведения определённых обобщений). Эго позволяет совмеща1ь исторический ракурс рассмотрения проблемы становления жанра народно-оркеаровой сюиты с аналитическим принципом исследования музыкальных 1ексюв.

Данные методологические подходы реализуются в процессе анализа основных тенденций развития народно-оркестровой сюиты, её жанровой системы, ингонационной среды, теории музыкальной формы.

В рабою использовались положения фундамен 1альных научных фудов 01ечес1венных исследователей, посвященных проблемам музыкальной кулыуры XX сIолсIия, - Е.Б. Долинской [69|, И.И. Земцовского [77], Г.С. Юоре! ян [971, Г.Н. Левой [ 100|, Л.М. Никитиной [ 1 17|.

Важнейшим меюдоло1 ичсским исючником явились классические труды по анализу музыкальных произведений (Л.А. Мазеля [106|, В.Н. Холоповой [163], В.А. Цуккермапа [168]), по 1еории стиля и жанра (М.Н.Лобановой [ 1051, М.К.Михайлова |112|, 11.В. Назайкинского [116], О.В. Соколова [ 149] и др.).

Освещение проблемы становления жанра сюиты для оркестра русских народных ипсфумешов производилось па основе выводов и заключений, изложенных в трудах ученых, посвященных рассмо1 рению эволюции жанра сюиты в академическом инструментальном искусстве (В Г1 Бобровскою [31 |, И Э. Манукяна [ 1091, С.Ю. Маслий [110], Ю.Н. Хохлова [165], Б Л Яворскот [175]).

В процессе работы активно привлекались результаты исследований, связанные с исюрисй и эволюцией исполнительства на инструментах русскою народною оркестра В.А. Аверина [ 11, В.В.Бычкова [32], Д.И Варламова |36|, Л.А.Горбачева |49|, М И. Имханицкою [84], Л.И. Пересады [121], А.Л. Усова [ 159|, В.В Ушснина [1611.

Теоретической основой изучения особенностей академических традиций в народно-оркесгровой музыке стали исследования по проблемам концертного репертуара для оркестра русских народных инструментов

В.И. Акуловича |4|, В.В. Беляева |26|, В.В.Бычкова |34|, Д.И.Варламова [36], Д.А. Калинина |89|, С.И Кулибабы [96|.

Степень разработанное!и проблемы. Наиболее значимой для настоящего диссертационного исследования стала работа М.И. Имханицкого «История исполнительства на русских народных инс фумен iax» [81J, 1де особое внимание уделяется становлению академического искусства шры на народных инструментах, и отдельная шава этою пособия посвящена формированию жанровой системы народно-оркестрового penepiyapa. Наряду с общей характеристикой различных исторических лапов развития народною инсiруменiализма, значительное место отводится творческим портретам композиторов, пишущих для русскою народного оркесфа и аналитическим этюдам отдельных произведений

В статьях известного исполни теля-балалаечника Л.А.Горбачёва 149, 53] акцептируется проблема изменения статуса профессиональных народных инсфуметпов, выявляется их академическая, концертная функция. Автор заостряет внимание на преодолении границ исторически сложившегося «народного» предназначения оркестрового музицирования, обозначает для современною творчества новые перспективы.

Работы Д.И.Варламова отличаются развернутыми характеристиками процессов сохранения и развития народных традиций в различных формах, видах и направлениях функционирования национально-ипструменiальною искусства |36, 371.

Чаще всею исследователей в облает пародно-инс трумен 1альной культуры привлекают вопросы исюрии и меюдики. Аспекты сосюяпия современных процессов в облает жанрообразования народною инс iрумен гали зма отражаются в работах единичного характера, и, как правило, направленных на изучение репертуарных особенностей сугубо одного инструмента из оркесфовою семейства русских народных. В ряду подобных исследований выделяется несколько

диссертаций последних jici, коюрыс обращены к проблемам бытования в условиях народно-инсфумстпалыюю 1ворчес1ва 1аких академических жанров, как концерт и соната. Это работы Г.А Волчкова «Концерт для трёхструнной домры впзорчсс1ве отечественных композиторов» [41],

A.L. Лебедева «Концерт для баяна с оркестром в отечественном музыкальном искусстве: Процессы стилевой эволюции и принципы организации фактуры» [98|, А А Усова «Сонаты для балалайки в аспекте развития penepiyapa русских народных инсiрументов» [158|.

Формирование жанра сюиты для оркестра русских народных инсфумснюв как целое i нот художественно-эстетического явления не становилось до настоящею времени предмеюм отдельною исследования. Вместе с тем имели мест мноючислснные работы, частично за i pai ивающие область проблем, связанных с эволюцией данною жанра. В первую очередь, )го фуды, освещающие вопросы оркесфовою изорчсства и penepiyapa для русских народных инс грумен то в АД Польшиной «Жанровые особенности оркесмра русских народных инструментов и пути его развития» [133] иВА Аверина «История исполнительства на русских народных инструмен так» [ 1 |.

Представляют ишерес отдельные положения докюрской диссертации

B.В Бычкова «Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной кулыуры (Начало XIX - конец XX вв исполнительство, музыка, инсфуменгарий)» [34]. В данной работе присутствуют аналитические наблюдения над баянными произведениями отечественных авюров, написанными в жанре сюиты Исследователь приходи i к ценным заключениям, связанным с проблемой жанровой классификации сюитных циклов для баяна В данной диссерiации приводится схема систематизации баянных сюит последующим типам неоклассическая, народно-жанровая, нсороман i ичсская Параллельно с )1им авюр подчёркивает значимость в жанре сюиты такого явления, как программность, связывая его со

спецификой образпо-эмоциоиалыю1 о счроя музыки и поисками оригинальных вырази 1ельных приёмов, способствующих воплощению конкретных литературных сюжетов

Безусловно ценным оказался опыт музыковедческих исследований, направленных на выявление специфических сiилисiических тенденций в сфере развития оригинальною репертуара для отдельных русских народных инструментов. В поле зрение авюров подобных работ попадают различные жанры, в том числе можно обнаружить и обращение к произведениям в жанре сюшы

Однако, большинство трудов эюю направления, представляют собой,как правило, краткие описания истории создания или исполнения произведений сюитною 1ииа, фрагментарные

анали т ичсские наблюдения, не предпола! ающие итубокою научного изучения Эпизодические аналитические замечания в отношении произведений в жанре сюиты содержат следующие кандидатские диссертационные исследования А А Михайловой «Фольклорные и неофольклорные стилевые тенденции в музыке огечественных композиторов для баяна» [113], А.А Желтировой «Музыка для русской домры стадии )волюции и стилевые тенденции» |71|, С.И Кулибабы «Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки» [961.

Попьнку исследовать процессы, происходящие в жанровой системе народно-оркестровой музыки, предпринимает IIA Бслик в работе «Оркестровое письмо в музыке для оркссфа русских народных инструментов как элемент стилевой системы» Кроме юю, jioi авюр в статье «Оркесф русских народных инсiруменiов в исчории отечественной симфонии» затрагивает проблемы адаптации симфонического жанра в музыке для оркестра русских народных инструментов [24].

Тема настоящей диссертации предполагает обращение к трудам, посвященным процессам жанрообра зовапия в музыке XX столетия

Например, I Н Ливанова в своих исследованиях развивает концепцию жанра Она предложила первую в оючественном музыкознании теорию циклических форм I Н Ливанова акцентирует исторический аспек1 оценки сюииюго циклообра ювания [ЮЗ, 104] Попытка раскрыть драматургический инвариант сюжы приводит к контексту «симфониоцептризма» В результате авюр консташрует историческую роль сюиты всею лишь как предтечи сонашо-симфонического цикла, тем самым невольно умаляя собственное качество сюишою мышления

Научное знание, направленное на изучение специфики развития сюишою жанра, отличается обширностью и многомерностью исследовательских концепций Проблемы особенностей циклообразовапия в рамках жанра сюиты получили фундаментальное освещение в теоретических фудах ЬВ Асафьева [17|, В П Ьобровского [31], Ь Л Яворскою |175] Особенно эгоI ракурс широко представлен в трудах по анализу музыкальных форм - Л А Мазеля |106], С С Скребкова [145], ИВ Способина | 1 52|, В А Цуккермапа [ 1071

Существенную роль в разработке теории жанра сюиты сыграл функциональный подход к музыкальной форме ВГ1 Бобровскою, который ведущим принципом циклических форм считает связь частей на основе драматур1 ических функции Именно в функциональной связи частей заключается основное различие сюи1ы и сонаI но-симфоническот о цикла «Стоша - обьединепие рята контрастирующих произведений, сонагно-симфонический цикл, напротив, разделение едино! о произведения на ряд подчиненных нслому оитсиьных произведении» |31, с 182|

В А Цуккерман види! в стой I пом цикле проявление единсиза во множественности, а в сонашо-симфоническом цикле - множественпость единс1ва По наблюдению О В Соколова, если в сонатно-симфоническом цикле дейсчвует принцип субординации частей, ю композиция сюиты 0!вечас1 принципу координации час!сй [149] М Г Арановский также

паблюдао полярные тенденции в ин iсрнрс!ации рассматриваемых многочастных циклов- подчеркнутую дискретность в сюиге и внутренне прёодолённую дискретность при сохранении её внешних признаков -в симфонии 114]

Проблемы сюитного цикла становятся объектом рассмотрения не юлько в сугубо теоретических работах, но в исследованиях, посвященных исюрическому ракурсу развития данного жанра Композиционно-iemaiические особенности циклов сюш ученые-музыковеды связывают с эволюционными процессами формирования инсфуменîajibHOiо мышления. Так, по словам С 1С) Маслий, «Сюита имеет свою "проюдраматурт ию", образующую усюйчивый семантический каркас, присущий сюль непохожим дру1 па ;ipyi а конкре1 но-исюричсским разновидностям жанра (будь ю баховская сюита, новая романтическая сюита или стой i а Рахманинова и Шостаковича)» | 1 10, с 3|

Ь JI .Яворский, рассматривая проблему внутреннего содержания барочных сюит, строит целостную концепцию цикла па основе семанiичсских характеристик частей произведения 1175]

Ценными для данной диссертации оказались идеи, высказанные M С Старчеус Так, ученый акцептирует в принципе построения сюиты закономерности анфиладное i и и nappai hbhoci и |153]

Рассматривая и обобщая перспективу развития жанра сюиты, отражённую в исследованиях отечественною музыкознания, С 10 Маслий приходит к выводу «В результате сюита - как определенный шп культурной целое i пост - начинает наполняться неким живым содержанием, специфическим, присущим юлько ей смыслом Логика внутреннею процесса сюты остаемся затадкой, как остается за кадром некий внутренний механизм самодвижения цикла, драматургический "сценарий" сюиитого ряда» [110, с 3] Исследователь предлагает метод семан т ико-драма тургичсского анализа сюиты в историческом контексте, однако при этом не обращает внимание на

сюиту для оркестра русских народных инсфумсшов как самостоятельное явление.

Научная новизна диссертации определяется 1ем, чго зволюция жанра народно-оркесгровой сюиты и процессы, продиктованные формированием её жанровых разновидностей, впервые становятся предметом отдельного научного фуда. До насюящет времени в 01 ечес1 венном музыкознании не сущееIвовало крупных исследований, в коюрых детально рассматривалась бы исюрическая ретроспектива данною жанра на народно-инс I руметт I альном материале. Однако именно сюита в репертуаре оркестра русских народных инструментов стала центральным жанром, обнаруживающим при детальном рассмотрении все магис тральные тенденции народно-оркестровой кулыуры

Значимой представляется рассматриваемая в работе проблема, связанная с осмыслением и переоценкой начального лапа русской народно-инсгрумсн 1альной кулыуры. Впервые предпринята попытка периодизации хода исторического развития народно-орксс I ровых сюит, раскрытая с позиций влияния основных направлений в облает академического жанрообразования.

В кру1 исследования с разной степенью аналитической детализации включен широкий спектр произведений избранной жанровой направленности, созданных в различные временные периоды. К сожалению, мно1ие сочинения до сих нор не получили должной оценки и редко включаются в репертуарные протраммы концерютз Таким образом, в исполнительский, ттеда! огический и исследовательский обиход вводится малоизвестный музыкальный материал.

Сюиты для оркссчра русских народных инструментов рассматриваются, в первую очередь, с ючки зрения образно-художественного содержания В силу того, что большинство изучаемых произведений отмечены явлением программности, именно вопросы соотношения сюжсчного источника и характерности его музыкального

воплощения стновятся цешральными векюрами научного познания. Также в ход исследования вовлекаемся традиционный музыковедческий аппара1 - анализ жанровой основы произведений, особенностей драматургии, формы, различных стилевых аспектов (специфика мелодики, лада, гармонии, мефоритма, динамики, фактуры и др.).

В данной диссертации предпринимается попытка систематизации, анализируемых стош по образным критериям. Все обнаруженные варианты проявления художественною наполнения обьяснятотся доминированием эпическою тпа мышления. Обьединсние анализируемых сочинений представляется возможным в две крупные труппы, связанные с такими образными направлениями, как повествовательно-эпическое и лирико-пейзажнос

ДруI ис образные линии в той или иной степени также коррелируют с эпикой. Например, сюжсшыс проявления сказочной 1сма1ики, ярмарочно-балаганной топики, воплощения детского модуса с какой-либо из сторон сопрятаются с повествователыюстыо, по)гому не образуют самостоя тельной типологической жанровой группы. Гаким образом, представленная классификация видится весьма условной, так как и исследуемая жанровая область мноюзпачна в типолот ических подходах. Как отмечает исследовательница Н.Б Пикалова, «Сюинтый 1тикл существенно отличается от сона1 но-симфоническо1 о, однако, не отсутствием или недостаточностью единства, а скорее, иными принципами единства. Сам же факюр единства существенен для сюиты, ибо вне его множественноеIь воспринималась бы как хаос, а пс как эстетически обоснованное мноюобразие» [1 24, с 51 |

На защшу вынося ген следующие положения:

- путь формирования пародно-оркесфовой сюиты обусловлен такой важнейшей закономерностью развития отечсс гвенного исполнительства на народных инструментах, как академизация, приведшая народный инсIрумен Iали зм к позициям «высокого» искусства,

- народно-оркссфовая сюит выделяемся в системе жанров для русских народных инструментов как вид, аккумулирующий в себе наиболее 1ипические стилевые тенденции народно-инструментальной культуры;

- значимые позиции сюиты в иерархической жанровой системе народно-инсфументально1 о искусства определяются такими характерными родовыми качествами жанра, как калейдосконичнос т ь и картинность, наиболее ортанично отвечающие природе народною инсфумен 1ария, образная яркая характерность, нредраснолат ающая к программному тину концепции, и содержательные аспекты, свя занные с эпичностью;

- сюиты, созданные для оркестра русских народных инструментов в последние десятилетия («новые русские сюиты»), представляют собой инновационную область индивидуальных творческих поисков современных композиторов, характеризующуюся новым типом взаимоотношения с фольклорным материалом и проникновениями в народно-оркестровую сферу современных языковых тенденций

Теоретическая значимость. Диссертация призвана расширить диапазон научного подхода в сфере изучения и осмысления эволюционных процессов профессионально! о народною инструментального творчества В рабо1е актуализированы положения и выводы, направленные на установление специфических признаков жанровой системы инсIрумепIальной музыки для русскою народною оркестра, чю может служи 1Ь отравной тчпой для современных музыкально-исторических и музыкалыю-теорс1 ических исследований Обнародованные аналитические материалы, связанные с особенпосчями бьнования жанра сюшы в условиях народного инс I румсн I ализма, могут в перспективе использоваться в музыковедческих I рудах, посвященных разработке проблем развития музыкальных жанров

Практическая значимое 1ь диссертации обусловлена возможностью использования материалов, полученных в ходе исследования,

в исполни 1сльск0й практике, а 1акжс в учебной paôoïc музыкальных учебных заведений всех уровней - например, в лекционных курсах следующих дисциплин: «Изучение современного репертуара», «История исполни 1 ел bci ва на народных инструментах», «История отечественной музыки», «Методика обучения игре на инсфумеше», «Мсюдика работы с 1ворческим коллективом», «Оркестровый класс». Содержащиеся в paôoie положения Moiyi послужить основой для дальнейшей научной разработки проблемы.

Апробация pa6oibi. Диссертация обсужцалась па кафедрах истории и теории музыки, народных инструментов 11 МПИ им. C.B. Рахманинова Материалы диссертации легли в основу ряда публикаций в научных журналах, в том числе рецензируемых ВАК. «Исторические, философские, политические и юридические науки, кулыypojioi ия и искусствоведение. Вопросы теории и практики» (издательство «Грамота» г. Тамбов, 2013, 2014), Весшик Череповецкого государственного университета» (издательство Ф1 БОУ ВПО ЧГУ, т Череповец, 2014).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ромашков, Анатолий Анатольевич, 2015 год

Библиографический список

1. Аверин, В.А. История исполнительства на русских народных инструментах [Текст] / В.А. Аверин // Курс лекций. - Красноярск, 2002. -296 с.

2. Аверинцев, С.С. Архетипы [Текст] / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира. Т. I. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. -412 с.

3. Акулович, В.И. Андреев В.В. [Текст] / В.И. Акулович // Три века Санкт-Петербурга: энциклопедия - в 3 т. Т. 2. Девятнадцатый век, Кн. 1. -СПб, 2003.-680 с.

4. Акулович, В.И. Культурно-просветительская деятельность создателей и руководителей первых оркестров русских народных инструментов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: [Текст] / В.И. Акулович. -Л.: ЛГИК, 1983,- 16 с.

5. Акулович, В.И. Михаил Александрович Данилов [Текст] / В.И. Акулович // Народник: Информационный бюллетень. - М.: Музыка, 1996.-№ 4.-С. 15-16.

6. Акулович, В.И. Н.И. Привалов - создатель и руководитель любительских оркестров и ансамблей народных инструментов [Текст] /

B.И. Акулович // Русский народный оркестр и его дирижеры: Проблемы и перспективы. Обучение: сб. науч. с г. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2011. -

C. 23-60.

7. Акулович, В.И. Претворение традиций В.В. Андреева и Н.П. Привалова в концертном исполнительстве на народных инструментах [Текст] / В.И. Акулович // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы научно - практической конференции. - М., 1988. -С. 305-307.

8. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры [Текст] / Э.Е. Алексеев. - М.: Музыка, 1988. - 238 с.

9. Андреев, B.B. Как мне пришла мысль заняться усовершенствованием балалайки: материалы и документы [Текст] / В.В.Андреев сост., текстологическая подготовка и примеч. Б.Б. Грановского. - М.: Музыка, 1986.-С. 74-79.

10. Андреев, В.В. Материалы и документы [Текст] / В.В. Андреев; сост., текстологическая подготовка и примеч. Б.Б. Грановского. - М.: Музыка, 1986.- 351 с.

11. Андрейкина, М.В. Столичный дирижёр Борис Ворон выступил в Белгороде [Электронный ресурс] / М.В. Андрейкина - Электрон, текстовые данные. - Белгород, 2014. - Режим доступа: http://www.afishka31.ru/ news/си! ture/2 767. html.

12. Андрюшенков, Г.И. Оглядываясь в прошлое, живем настоящим -исходным для будущего... (и снова о репертуаре) [Текст] / Г.И. Андрюшенков // Народник: Информационный бюллетень. - М.: Музыка, 2005.-№ 1 - С. 30-32.

13. Аппалонова, И.В. Жанровый канон симфонической поэмы и его преломление в инструментальной музыке XIX - начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: [Текст] / И.В. Аппалонова. - Саратов: // Научная библиотека диссертаций и авторефератов DisserCat // Электрон.текстовые дан, 2013. - Режим доступа: http://www.dissercat.com.

14. Арановский, М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства [Текст] / М.Г. Арановский. - М.: Композитор, 1998. - 344 с.

15. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика [Текст] / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. Сб. ст. — М.: Музыка, 1974. - С. 90-128.

16. Асафьев, Б.В. Избранные труды [Текст] / Б.В. Асафьев // т. I-V -М., 1952-1957. - 399 е., 384 е., 335., 440., 388 с.

17. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

18. Асафьев, Б.В. О народной музыке [Текст] / Б.В.Асафьев; сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

19. Асафьев, Б.В. Путеводитель по концертам [Текст] / Б.В. Асафьев. -М.: Советский композитор, 1978. -200 с.

20. Асвойнова-Травина, Е.А. «Апрельское колдовство» [Электронный ресурс] / Е.А. Асвойнова-Травина - Электрон, текстовые данные. - М. 2014. — Режим доступа: http://Iindarian.ru/23-cherez-temii-k-zvezdam.html.

21. Бажина, H.A. Ефрем Подтайц: «Пишу, как чувствую...» [Электронный ресурс] / H.A. Бажина // Русский музыкальный клуб //Электрон, текстовые данные. - М. 2013. - Режим доступа: http://rmc. narodnik. com/podg.

22. Банин, A.A. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции [Текст] / A.A. Банин. - М.: 1 РЦРФ, 1997. - 247 с.

23. Белик, П.А. Оркестр русских народных инструментов в истории отечественной симфонии [Текст] / П.А. Белик // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Еерцена № 96. -СПб. 2009.-е. 236-246.

24. Белик, Г1.А. Оркестровое письмо в музыке для оркестра русских народных инструментов как элемент стилевой системы: автореф. дис. ...канд. искусствоведения: [Текст] / П.А. Белик. - Астрахань, 1990 //Электрон. текстовые данные. 2013. - Режим доступа: http://www. dissercat. com.

25. Белкин, A.A. Русские скоморохи [Текст] / A.A. Белкин; отв. ред. Б.Н. Асеев. -М.: Наука, 1975. - 190 с.

26.Беляев, В В. К вопросу изучения звуковых систем народных музыкальных инструментов [Текс|| / В.В.Беляев. - М.: Советский композитор, 1990. - 385 с.

27. Беляев, В.В. Композитор и оркестр русских народных инструментов [Текст] / В.В. Беляев // Народник: Информационный бюллетень. -М.: Музыка, 2001. -№ 2 - С. 7-8.

28. Бендерский, Л.Г. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах. Из 50-летнего опыта кафедры Киевской консерватории (1928-1978) [Текст] / Л.Г. Бендерский. - Свердловск: Изд. Уральского ун., 1992. - 192 с.

29. Бендерский, Л.Г. Страницы истории исполнительства на народных инструментах [Текст] / Л.Г. Бендерский. - Свердловск, 1983. - 107 с.

30. Биберган, В.Д. «Русские потешки». История замысла [Текст] / В.Д. Биберган // Русский народный оркестр и его дирижеры: Проблемы и перспективы. Обучение: сб. науч. ст. / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ. 201 1. - С. 89-100.

31 .Бобровский, В.Г1. О переменности функций музыкальной формы: Исследование [Текст] / В.П. Бобровский. - М.: Музыка, 1970. - 227 с.

32. Бычков, В.В. История исполнительства на русских народных инструментах [Текст] / В.В. Бычков. - Челябинск, 1981. - 30 с.

33.Бычков В.В. Баяно-аккордеонная музыка России и Европы в 2-х кн. [Текст] / В.В. Бычков. - Челябинск: ТОО «Версия», 1997. - 216 е., 103 с.

34. Бычков. В В. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, (Начало XIX - конец XX вв: исполнительство, музыка, инструментарий): автореф. дис. ... док. искусствоведения: [Текст] / В.В. Бычков. - Санкт-Петербург, 1999 - 53 с.

35. Бялик, М.Г. Борис Тищенко [Текст] / М.Г. Бялик // Музыкальная жизнь, 1965, № 22.-М.-С. 14-16.

36. Варламов, Д.И. Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России XIX-XX веков: автореф. дис. ... док. искусствоведения: [Текст] / Д.И.Варламов. — Москва, 2009 // Электрон, текстовые дан, 2014. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/narodnye-traditsii-v-kontekste-evolyutsii-natsionalnogo-instrumentalizma-v-muzykalnom-iskuss.

37. Варламов, Д.И. Народность музыкального творчества как социокультурный феномен в общественном сознании россиян [Текст] / Д.И. Варламов, монография. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2000. - 142 с.

38. Васильев, О.Г1. Баян в современном ансамбле: образные и тембровые поиски отечественных композиторов (последняя треть XX -начало XXI века): дис. ... кан. искусствоведения: [Текст] / О.П. Васильев. -Оренбург, 2012.-241 с.

39. Васильев, Ю.А., Широков А С. Рассказы о русских народных инструментах [Текст] / Ю.А. Васильев, A.C. Широков. - М. «Советский композитор», 1986. - 87 с.

40. Верткое, К.А. Русские народные музыкальные инструменты [Текст] / К.А. Вертков. - Л.: Музыка, 1975. - 280 с.

41. Волчков, Е.А. Концерт для трехструнной домры в творчестве отечественных композиторов: дис. ... канд. искусствоведения: [Текст] / Е.А. Волчков. - Ростов на Дону: РИО РГК им. С.В.Рахманинова, 2011. -229 с.

42. Вольская, Т.П. Мир щипковых инструментов, домра и мандолина. О месте струнных народных инструментов в современном мире [Текст] /Т.П.Вольская // Е1ародник: Информационный бюллетень. - М.: Музыка, 2006.-№ 1 - С. 14-16.

43. Вольфович, В.А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции [Текст] / В.А. Вольфович. - Челябинск: Гос. Институт искусства и культуры, 1997. - 183 с.

44. Галахов, В.К. Вопросы современного фольклорного исполнительского искусства балалаечников Дальнего Востока [Текст] /В.К. Галахов // Актуальные проблемы изучения музыкального фольклора. -Ростов-на-Дону, 1983. - 112 с.

45. Галахов, В.К. Искусство балалаечников Дальнего востока [Текст] / В.К. Галахов. - М.: Сов. Композитор. 1982. - 208 с.

46. Глейхман, В. Д. Основы рациональной аппликатуры на балалайке [Текст] / В.Д. Глейхман. - М.: МГКУКИ, 1996. - 102 с.

47. Головинский, Г.Л. Композитор и фольклор [Текст] / Г.Л. Головинский. - М.: Музыка. 1981. - 278 с.

48. Голубева, Е.Б. Жанры концерта и оперы в творчестве Ефрема Подгайца: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: [Текст] / Е.Б. Голубева. -Москва: // Электрон, текстовые данные, 2013. - Режим доступа: http://www.paiberdin.com.

49. Горбачёв, A.A. Основные направления развития современного исполнительства на балалайке [Электронный ресурс] / A.A. Горбачёв-Электрон. текстовые данные, 2013. - Режим доступа: http://www alexamar. па rod. rit.

50. Горбачёв, A.A. Предисловие [Текст] / A.A. Горбачев, М.И. Имханицкий // Антология литературы для балалайки. - М., 2006. - Ч. I: В. В. Андреев. - С. 3-8.

51. Горбачев, А.А Предисловие к изданию: Из репертуара В. Б. Болдырева [Текст] / A.A. Горбачев. - М., 2006. - С. 3-6.

52. Горбачёв, /I. А Становление оригинального репертуара для балалайки [Электронный ресурс] / A.A. Горбачёв,- Электрон, текстовые данные, 2013. - Режим доступа: http://www.aIexamar.narod.ru.

53. Горбачев, A.A. Становление сисюмы профессионального обучения на струнных темперированных инструментах [Текст] / A.A. Горбачев //Вопросы музыкознания и музыкалы-ioi о образования: Сборник научных трудов: Вып. 3. - Вологда: «Русь», 2007. - С. 210-214.

54. Горбачёв, A.A. Тем, кто хочет выйти из кризиса. Неофилософия народников в XXI века [Текс|| / А.А.Горбачев // Народник: Информационный бюллетень. - М.: Музыка, 2001. - № 1 - С. 36-37.

55. Гордиенко, О.В. О классификации народных инструментов [Текст] / О.В. Гордиенко // Методы музыкал ьно-фольклористического исследования -М., 1989.-С. 13-28.

56. Грановский, Б. Б. К изучению наследия В.В.Андреева [Текст] / Б.Б. Грановский // Народник: Информационный бюллетень. - М.: Музыка, 2000. -№ 4- С. 1-7.

57. Грачёва, Т.В. Лингво-музыкальный диалог в программной музыке для оркестра русских народных инструментов (на примере сочинения Г. Зайцева) [Электронный ресурс] / Г.В. Грачёва // Современные проблемы науки и образования. Электрон, текстовые данные, 2013. - № 5. - Режим доступа: http:// URL: science-education ru/J 11-10155.

58. Григорьева, Г.В. Музыкальные формы XX века [Текст] / Г.В. Григорьева // учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 175 с.

59. Григорьева, Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века 50-80 годы [Текст] / Г.В. Григорьева. -М.: Сов. Композитор, 1989.-208 с.

60. Гусев, В.Е. Фольклор и социалистическая культура (к проблеме современного фольклоризма) [Текст] / В.Е.Гусев // Современность и фольклор: Статьи и материалы. -М.: Музыка, 1977,-С. 7-27.

61. Данилов, А.С. Выдающийся современник. К 85-летию Павла Ивановича Нечепоренко [Текст| / А.С. Данилов // Народник: Информационный бюллетень. -М.: Музыка, 2001. -№ 2. - С. 17-20.

62.Демченко, А.И. Альфред Шнитке. Контексты и концепты [Текст] / А.И. Демченко. - М.: Композитор, 2009. - 296 с.

63. Демченко, А.И. Аналогии и параллели [Текст] / А.И. Демченко. -Саратов, 2013. - 606 с.

64. Демченко, А.И. Жанр фольклорной обработки в музыкальном искусстве России начала XX века |Текст] / А.И. Демченко // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике. Межвузовский сб. научных трудов. - Екатеринбург, 2000. - 62 с.

65. Демченко, А.И. Концепционный метод музыкально-исторического анализа [Текст] / А.И. Демченко. - Саратов, Pan-Art, 2000. - 88 с.

66. Демченко, А.И. Мировая художественная культура как системное целое [Текст] / А.И. Демченко. -М.: Высшая школа, 2010. - 525 с.

67. Демченко, А.И. Перспективы музыкально-исторического анализа [Текст] / А.И. Демченко // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия. - Астрахань: изд-во Астраханской гос. консерватории, 2001. -С. 15-16. (Перечень оформлен в соответствии с ГОСТ, можно использовать как образец оформления литературы и публикаций в Автореферате).

68. Диалог о времени и мастерстве [Текст] / Владимир Зубицкий, Анатолий Семешко. - Киев: Изд-во Acco-opusPublishers, 2003. - 40 с.

69. Долг/некая, Е.Б. О русской музыке последней трети XX века [Текст] / Е.Б. Долинская. - Магнитогорск: Mal К, 2000. - 158 с.

70. Ефремова, М.К. творческому портрету Сергея Беринского [1946— 1998] [Текст] / М.К. Ефремова // Дипломная работа. - Москва, 1998. - 115 с.

71. Желтнрова, A.A. Музыка для русской домры: стадии эволюции и стилевые тенденции: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: [Текст] / A.A. Желтирова. - Магнитогорск, 2009. - 27 с.

72. Зайдель, Е.Г. Композитор и творческие законы мира [Текст] / Е.Г. Зайдель // Процессы музыкального творчества. Вып. четвертый. Сборник трудов № 156 /РАМ им. Гнесиных. - М.: 2000. - С. 165-183.

73. Зайцев, Г.С. Кирилл Волков «Дома Москвы» [Электронный ресурс] / Г.С. Зайцев. — Электрон, текстовые данные, 2014. — Режим доступа: http.V/intoclassics. net/news/2012-0J-04- / 5843.

74. Зароднюк, О.МПарадоксы Сергея Беринского: к проблеме трактовки жанра концерта [Электронный ресурс] / О.М. Зароднюк // Научная библиотека диссертаций и авторефератов DisserCat II Электрон, текстовые данные, 2013. - Режим доступа: http:/,Vwir.dissercat.com.

75. Зароднюк, О.М. Феномен концертного жанра в отечественной музыке 1980 - 90-х годов [Текст]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения /

О.M. Зародшок. - Нижний Новгород: РИО НГК(А) им. М. И. Глинки, 2006. -18 с.

76. Земцовский, И.И. О фольклоре, историзме и парадоксах [Текст] / И.И. Земцовский. - М.: «Сов. музыка» № 4; 1968. - С. 30-40.

77. Земъ^овский, И.И. Фольклор и композитор: теоретические этюды [Текст] / И.И. Земцовский. - M.; Л.: Сов. Композитор, 1978. - 174 с.

78. Иванова, C.B. К вопросу о расширении образно-интонационной сферы в музыке для балалайки второй половины XX века [Электронный ресурс] / C.B. Иванова. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http.V/music. ufane!, ru.

79. Илюхин, A.C. Борис Сергеевич Трояновский [Текст] / A.C. Илюхин // ст. к нотному изданию «Б. Трояновский. Русские народные песни в обработке для балалайки и фортепиано». - М., 1962. - 42 с.

80. Илюхин, A.C. Методические материалы по курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах [Текст] / A.C. Илюхин // Вып. 1.-М.: ГМПИ им. 1 несиных, 1969. - 59 с.

81. Имханицкий, М.И. История исполнительства на русских народных инструментах [Текст] / М.И. Имханицкий. - М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.

82. Имханицкий, М.И. Новые 1енденции в современной музыке для русского народного оркестра [Текст] / М.И. Имханицкий // учебное пособие. -М.: Издание ГМПИ им. Гнесиных, 1981. - 80 с.

83. Имханицкий, М.И. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполни i елей [Текст] / М.И. Имханицкий //ВкН.: Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. -М.: Издание ГМПИ им. Гнесиных, вып. XXIV, 1976. - 286 с.

84. Имханицкий, М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры [Текст] / М.И. Имханицкий. - М.: 1987. - 190 с.

85. Имханицкий, М.И., Мокеров. И.А. Творчество Алексея Ларина — взгляд композитора на современный русский народный оркестр [Текст]

/ М.И. Имханицкий, И.А. Мокеров // «Выплывет ли град Китеж». Материалы к творческой биографии Алексея Ларина. - М.: Издательство «Композитор», 2009.-С. 235-254.

86. История русской советской музыки [Текст] / Под.редакцией О.Е.Левашовой, В.А. Цуккермана. - М.: Гос. муз.изд., 1959. - т. II / 19351941.- 580 с.

87. Казанцева, Л.П. Симфоническое и вокально-симфоническое творчество на пути к Китежу [Текст | / Л.П. Казанцева // Выплывет ли град Китеж? Композитор Алексей Ларин. Материалы к творческой биографии. -М.: Издательство «Композитор», 2009. - С. 10-21.

88. Казанцева, Л.Г1. Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры [ Текст] / Л.Г1. Казанцева // Учебное пособие. - Астрахань: ГПАОИПК «Волга», 2005. - 112 с.

89. Калинин, Д.А. Оригинальный репертуар и современное исполнительство на русских народных инструментах [Текст] / Д.А. Калинин // Народник: Информационный бюллетень. - М.: Музыка, 2006. - № 1 -С. 12-14.

90. Калошина, Г. Е.Симфонизация как фактор единства полижанрового сочинения [Текст] / Г.Е. Калошина // Материалы конференции «Актуальные проблемы развития культуры и искусства на современном этапе». - Л., 1979. -С. 45-51.

91. Клепченко, A.B. Русская народная песня в оркестровом творчестве А. Прибылова [Текст] / А. В. Клепчепко // Молодой ученый. - 2013. - №7. -С. 462-468

92. Колесов, М.К. К современным спорам о сущности фольклора -М.К. Колесов // Вопросы теории и эстетики музыки. - М. 1972. - № 11. -С. 109-130.

93. Колобков, СМ. Оркестры русских народных инструментов на рубеже столетий. Традиции и современность [Текст] / С.М. Колобков

// Народник: Информационный бюллетень. - М.: Музыка, 2001. - № 1 - С. 13.

94. Колчева, М.С. Просветительская деятельность В.В.Андреева и его великорусского оркестра [Текст] / М.С. Колчева // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Ред.-сост. A.B. Малиновская. Вып. XXIV. -М.: 1976.-С. 225-246.

95. Композитор и фольклор. [Текс т] / Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных, 1982. Вып. 64.-М., 114 с.

96. Кулибаба, С. И. Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: [Текст] / С.И. Кулибаба. - М., 1999. - 25 с.

97. Кюрегян, Т.С. Форма в музыке XVII-XX веков [Текст] /Т.С. Кюрегян. -М., 1998, 2003.-345 е., 312 с.

98. Лебедев, А.Е. Жанр концерта для баяна с оркестром в отечественной музыке: монография [Текст] / А.Е. Лебедев. - Саратов: СГК им Л.В. Собинова, 2013 - 530 с.

99 .Левая, Т.Н. История отечес i венной музыки второй половины XX века [Текст] / Т.Н. Левая. - СПб.: Композитор, 2005. - 556 с.

100. Левая, Т.Н. Сергей Беринский: диалоги конца века [Текст] / Т.Н. Левая // Искусство XX века: диалог эпох и поколений. - Нижний Новгород, 1999.- 89 с.

101. Лесовиченко, A.M., Фаль, Т.Д. Детская музыкальная литература [Текст| / A.M. Лесовиченко, Е.Д. Фаль // Учебное пособие. - Новосибирск: НИЦ «Вестник НРСО», 2006. - 154 с.

102. Лесовиченко, A.M., Фаль, Е.Д. Композитор и дети [Текст] / A.M. Лесовиченко, Е.Д. Фаль // Музыкальное образование: методология, методика, композиторские ресурсы: коллективная монография. -Новосибирск, 201 1. - С. 77-94.

103. Ливанова, Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789 года [Текст] / Т.Н. Ливанова // В 2-х томах - М., 1983, 1982. - 696 е., 622 с.

104. Ливанова, Т.Н. Музыкальная драматургия Баха и её исторические связи [Текст] / Т.Н. Ливанова // ч.1: Симфонизм. - М.-Л., 1948. - 287 с.

105. Лобанова, М.Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность [ Текст] / М.Н. Лобанова. - ML: Сов. композитор, 1990. - 312 с.

106. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений [Текст] / Л.А. Мазель. - М.: Музыка, 1979. - 534 с.

107. Мазель, Л.А.. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений [Текст] / Л.А. Мазель, 15.А. ГДуккерман. - М.: Музыка, 1967. -751 с.

108. Макаренко, А.П. Народно-оркестровое искусство как средство межэтнического общения [Текст] / А.П. Макаренко // Роль оркестров народных инструментов в межэтническом общении. Сб. тр. Вып.153 /РАМ им. Гнесиных. - М., 1999.-С. 19-48.

109. Манукян, Н.Э. Сюита [Текст| / И.Э. Манукян // Музыкальная энциклопедия. В 6-ти томах: Т.5. - М.. 1981. - С. 359-363.

110. Маслии, С. 10. Семантико-,драматургический и исторический аспекты исследования: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: [Текст] /СТО. Маслий. Москва, 2003. // Электрон, текстовые дан, 2014. - Режим доступа: dissercat.com/content/syuita-semantiko-dramaturgicheskii-i-storicheskii-aspekty-issl edovan iya.

111. Материалы научно-практической конференции «Народно-инструментальное искусство на riopoie XXI века: Проблемы и перспективы» [Текс т] // Народник: Информационны ¡i бюллетень. - М.: Музыка, 2000. - № 2 -30 с.

112. Михайлов. М.К. Стиль в музыке [Текст] / М.К.Михайлов. -М., 1981.- 260 с.

113. Михайлова, A.A. Фольклорные и неофольклорные стилевые тенденции в музыке отечественных композиторов для баяна: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: [Текст] / A.A. Михайлова. - Саратов: РИО СГК им. Л. В. Собинова, 2006. - 22 с.

1 14. Мордухович, A.M. Произведения для оркестра русских народных инструментов [Текст] / A.M. Мордухович // Народник: Информационный бюллетень. - М.: Музыка, 2004. -№ 3 - С. 12-13.

115. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.

116. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке [Текст] / Е.В. Назайкинский // Учебное пособие. - М.: Владос, 2003. - 248 с.

117. Никитина, Л.IT. Советская музыка. История и современность [Текст] / Л.Н. Никитина. - М.: Музыка, 1991. - 287 с.

118. Носина, В.Б. О композиции и содержании французских сюит И.С. Баха |Текст] / В.Б. Носина // Интерпретация клавишных сочинений И.С. Баха//Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных: Вып. 109.-М., 1993.-С. 52-72.

1 19. Ожегов, С.И., Шведова, 1/ ¡О. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, НЛО. Шведова. -М.: Азъ, 1992.-955 с.

120. Павлова, А.Г1. Жанр сольного инструментального концерта в российской музыке последних десятилетий. На примере произведений С. Беринского, Е. Подгайца, Т. Сергеевой [Текст] / А.П. Павлов // Дипломная работа. - Нижний Новгород, 1997. - 3? с.

121. Пересада. А.И. Энциклопедия балалаечника [Текст] / А.И. Пересада. - Краснодар.: Альфа Полиграф, 2008. - 148 с.

122. Петров, В.А. Владимир Беляев (Батюшка наш Дон (2004)) [Электронный ресурс] / В.А. Петров. - Электрон, текстовые данные, 2014. — Режим доступа: http://music.tormeI.ru/mdex php?l=music&alb=54010.

123. Петров, В.А. Русский народный оркестр в контексте музыкальной культуры [Текст] / В.А. Петров // Народник: Информационный бюллетень. - М.: Музыка, 2001 -№ 1 - С. 3-6.

124. Пикалова, Н.Б. Камерно-инсi рументальная сюита в русской советской музыке 60-х первой половины 80-х годов: Теоретические аспекты жанра: автореф. дис. канд. искусствоведения: [Текст] / Н.Б. Пикалова. -Л. 1989 г. -25 с.

125. Пырязева, E.H. Литература и музыка - Диалог искусств [Электронный ресурс] / E.H. Пирязева. - Электрон, текстовые данные, 2013. - Режим доступа: http://orpheusmusic.ru/piibl/literaturaj._muzyka_ dialog Jskusstv/ 308-1-0-350.

126. Пырязева, E.H. Проблема жанра в творчестве Алексея Муравлева [Электронный ресурс] / E.H. Пирязева. - Электрон, текстовые данные, 2013. -Режим доступа: http://www. opentextnn.ru.

127. Подгайц, Е.И. Беседа в студии радио «Эхо Москвы» [Электронный ресурс] / Е.И. Подгайц. - Электрон, текстовые данные, 2013. -Режим доступа: www .echo, msk.ru/gues t s.

128. Подгайц. Е.И. Пишу, как чувствую [Электронный ресурс] / Е.И. Подгайц. - Электрон, текстовые данные, 2013. - Режим доступа: http://rmc. narodnik. com/podg/.

129. Подгайц, Е.И. Разговоры о том, что новая музыка неинтересна-неуместны [Электронный ресурс] / Е.И. Подгайц. - Электрон, текстовые данные, 2013. — Режим доступа: www.newsnn.ru/post.

130. Подгайц. Е.И. Я никогда не писал к датам [Текст] / Е.И. Подгайц -Культура, 2002. -№ 37 (7344). -С.4.

131. Подгайц. Е.И. Я просто пишу музыку, чтобы ее слушали и чувствовали [Текст] / Е.И. Подгайц - Музыкальная жизнь, 1988. - №6. -С. 18-20.

132. Показанных, Е.В. О традиционном и новаторском в музыке А. Кусякова [ Текст] / Е.В. Показании к // Анатолий Кусяков: времена жизни: Сборник статей и материалов - Ростов н/Д: Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова, 2008. - С. 113-120.

133. Полъшина, Л.Д. Жанровые особенности оркестра русских народных инструментов и пути его развития [Текст] / А.Д. Польшина // Народное творчество. Труды, вып. 20. - М., Научно-исследовательский институт культуры, 1974.-С. 117-132.

134. Полыиина, Л.Д. Оркестр русских народных инструментов в творчестве композиторов XX века |Текст] / А.Д. Полыиина. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1978. - 64 с.

135. Полыиина, А.Д. Формирование оркестра русских народных инструментов и его репертуара на рубеже XIX-XX веков [Текст] / А.Д. Полыиина. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977. - 35 с.

136. Попова, И.П. Типологемы волшебной музыкальной сказки [Текст]: монография / И.П. Попова. - Тамбов, гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова. Тамбов, 2006. - 148 с.

137. Пропп, В.Я. Сказка. Эпос. Песня [Текст] / В.Я.Пропп -М.: Лабиринт, 2001.-368 с.

138. Ражева, В.И. Николай Иванович Пейко [Текст] / В.И. Ражева //Народник: Информационный бюллетень. - М.: Музыка, 2003. - № 4-С. 17-19.

139. Рахманова, М.П. О «фольклорном направлении» в современной русской музыке [Текст] / М.Г1. Рахманова // Советская музыка, 1972. - № 1 -С. 9-20.

140. Римский-Корсаков, H.A. Письмо Андрееву В.В. [Текст] /H.A. Римский-Корсаков // Сборник документов. — М—Л., Музгиз, 1951. — С. 42-43.

141. Рубахына, Г.А. Народное и академическое в «Причудах» Е. Подгайца [Текст] / Г.А. Рубахина // Мир науки, культуры, образования, №2 (33), раздел 3, Искусствоведение, 2012. - С. 327-329.

142. Ручьевская. Е.А. Интонационный кризис и проблемы переинтонирования [Текст] / Е.А. Р\ чьевская. - Сов. Музыка,1975. - № 5. С. 129-134.

143. Сидорова. М.Б. Александр Курченко: «Свято верю в творческие перспективы народного оркестра» | Текст] / М.Б. Сидорова // Народник: Информационный бюллетень. -М.: Музыка, 1999. - № 3 - С. 19-23.

144. Скафтымов, Л.FI. Поэт ика и генезис былин [Текст] / А.П. Скафтымов. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1994.-226 с.

145. Скребков, С.С. Анализ музыкальных произведений [Текст] / С.С. Скребков - М.: Музгиз, 1958 - 332 с.

146. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей [Текст] / С.С. Скребков - М., 1973. - 447 с.

147. Скрябина, Е.Г. О некоторых особенностях преломления фольклора в сочинениях для домры [Текст] / Е.Г. Скрябина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4 (5), 2009. -С. 1370-1376.

148. Создатель великорусскою оркестра В.В.Андреев в зеркале русской прессы (1888-1917). - СПб.: Союз художников., 2002. -223 с.

149. Соколов, О.В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры [Текст] / О.В. Соколов. - Ниж. Новгород, 1994. -220 с.

150. Сорокина, Е.А. Мир детства в русской музыке XIX века: дис. ... канд. искусствоведения: [Текст] / Е.А. Сорокина. - Тамбов, 2006. - 183 с.

151. Сохор, A.Ii. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст] / А.Н. Сохор. - М.: Музыка, 1968,- 103 с.

152. Способин, И.В. Музыкальная форма [Текст] / И.В. Способин. -М.: Музыка, 1984.-400 с.

153. Старчеус, М.С. Новая жизнь жанровой традиции [Текст] / М.С. Старчсус // Музыкальный современник // Сб. статей: Вып. 6. -М., 1987. С. 45-68.

154. Стасенков, Ю.А. Формирование оригинального репертуара для балалайки в XX веке [Текст] / Ю.А. Стасенков // Рукопись. -Ростов н/Д, РГК, 1999. - 89 с.

155. Тараканов, М.Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке [Текст | / М.Е.Тараканов. - М.: Советский композитор, 1988.-271 с.

156. Тарасов, Б.П. Заметки об Андрееве [Текст] / Б.П. Тарасов // Народник: Информационный бюллетень. - М.: Музыка, 2004. - № 3 - С. 610.

157. Теория современной композиции. [Текст] / Отв. ред. B.C. Ценова - М.: Музыка, 2007. - 624 с.

158. Усов, A.A. Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: [Текст]/ A.A. Усов - Казань, 2008. - 26 с.

159. Усов, A.A. Становление и развитие школ профессионального концертного исполнительства на балалайке [Текст] / A.A. Усов // Современные проблемы науки, образования и производства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых: 1.2. - Н. Новгород, Изд-во НФУРАО, 2007. - С. 281-283.

160. Ушенин, В В. Актуальные проблемы народно-инструментальной педагогики [Текст] / В.В. Ушенин // Избранные статьи и очерки. - Ростов-на-Дону, 2005,- 106 с.

161. Ушенин, В.В. Становление и развитие профессионального народно-инструментального исполни 1ельства на Дону (1920-1990-е гг.): дис. ... канд. искусствоведения: [Текст| / В.В. Ушенин // Исполнительство и педагогика. - Ростов н/Д, 2006. - 197 с.

162. Фомин, Е.И. Способ существования музыкального произведения и методология сравнительного анализа. Введение в проблему [Текст] /Е.И.Фомин // Проблемы музыкального искусства и науки. Сб. статей. Вып. 2.-М., 1973.-С. 35-49.

163. Холопова, В.H. Формы музыкальных произведений [Текст] / В.Н. Холопова // Учебное пособие. 2-е изд., испр. - СПб.: Изд-во «Лань», 2001.-с. 496.

164. Хохлов, Ю.Н. О музыкальной программности [Текст] /Ю.Н. Хохлов. -M., 1963.-с. 145.

165. Хохлов, Ю.Н. Оркестровые сюиты Чайковского [Текст] / Ю.Н. Хохлов. - М., 1961. - с. 95.

166. Цукер, A.M. Единый мир музыки [Текст] / A.M. Цукер //Избранные статьи. - Ростов н/Д: и з-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова. 2003. -408 с.

167. Цукер, A.M. Анатолий Кусяков: путь к себе [Текст] / A.M. Цукер // Анатолий Кусяков: времена жизни: Сборник статей и материалов. - Ростов н/Д: Ростовская государственная консерватория (академия) им. C.B. Рахманинова, 2008. - С. 81-86.

168. Цуккерман, В.А. «Камаринская» М.И. Глинки и её традиции в русской музыке [Текст] / В.А. Цуккерман. - М.: Музгиз, 1957. -497 с.

169. Чайран, В.А. «Псковская сюита» для балалайки и фортепиано К. Волкова как феномен неофо.чьклоризма. [Электронный ресурс] /В.А. Чайран. - Электрон, текстовые данные, 2014. - Режим доступа: http: //www.gram ota. net/articles/issn_19 9 7-2 92X_20 J 3_2-2_4 7.

170. Шабунова, И.M. Три сонаты для балалайки и фортепиано, Концерт для балалайки, струнных, ударных и фортепиано: неоромантическая трактовка жанров [Текст] / И.М. Шабунова // Анатолий Кусяков: времена жизни: Сборник статей и материалов. - Ростов н/Д: Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова, 2008. — С. 403-427.

171. Шаймухаметова, Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы [Текст] / Л.Н. Шаймухаметова // Исследование. - M.: РАМиГ, 1998. - 265 с.

172. Шахназарова, Н.Г. Проблема народности в советском музыкальном искусстве на современном ггапе [Текст] / Н.Г. Шахназарова. -М.: Музыка, 1987.-212 с.

173. Шевляков, Е.Г.«Новая фольклорная волна» [Текст] / Е.Г. Шевляков // История отечественной музыки второй половины XX века. Отв. редактор Т. Левая. - С-Пб.: «Композитор», 2005. - 555 с.

174. Щуров, В.М. Стилевые основы русской народной музыки [Текст] / В.М. Щуров. - М., МПС им. П.И. Чайковского, 1998. - 465 с.

175. Яворский, Б.Л. Сюиты Баха для клавира [Текст] / Б.Л. Яворский - М.: Издательский дом «Классика-ХХ», 2006. - 156 с.

176. Thompson S. Motif-index of folk-literature [Текст] /Vol /1-6/. -Helsinki, 1932 (D 1210-D 1234).

177. Altman G. Tanzformen und Suite [Текст] / Altman G. Musikalische Formenlehre: Mit Beispielen und Analysen. - Berlin, 1968. S. 103-130.

178. Beck H. Die Suite [Текст]. - Köln, 1964.

179. Blume F. Studienzur Vorgeschichte der Orchestersuiteim XV und XVI Jahrhundert [Текст]. - Leipzig, 1925.

180. Fuller D. Suite [Текст] / The New Grove Dictionary of Music and Musicians: Vol. 18.- London, 1980. P. 333-350.

181. McKee E. Influences of the early eighteenth century social minuet on the minuet from LS. Bach suites [Тексг| / Music Analysis: Vol.18. 1999. № 12. P. 235-260.

182. Meilers W. The Russian nationalist [Текст] / Man and his music. The story of musical experience in the west. Hart If. — London, 1962. P.851-875.

183. Nef K. Geschichte der Sinfonie und Suite [Текст]. - Leipzig, 1921.

184. . Norlind T. Zur Geschichte der Suite [Текст] / Samm. d. J.M.G.: Bd. 7, Heft 2. - Leipzig, 1905-1906. S. 1 72-204.

185. Riemann H. Zur Geschichte der deutschen Suite [Текст] I Sammelbande der Interna-tionalen Musikgesellschaft: Bd.6., Heft 7. — Leipzig, 1904-1905. S.501-514.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.