Сбережение оркестровых средств как принцип инструментовки в жанрах отечественной духовой музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Тихомиров, Сергей Сергеевич

  • Тихомиров, Сергей Сергеевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 414
Тихомиров, Сергей Сергеевич. Сбережение оркестровых средств как принцип инструментовки в жанрах отечественной духовой музыки: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2008. 414 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Тихомиров, Сергей Сергеевич

Введение

РАЗДЕЛ

Инструментовка в ракурсе жанров духовой музыки

Глава I. Исторические предпосылки взаимосвязи жанров духовой музыки и инструментовки

1.1. Духовая музыка России в контексте европейской музыкальной культуры

1.2. Жанры духовой музыки в творчестве композиторов и их специфические черты

Глава II. Трактовка принципа сбережения оркестровых средств в теоретических трудах

2.1. Взгляды отечественных и зарубежных специалистов на проблему

2.2. Сбережение средств в компонентах инструментальной музыки

РАЗДЕЛ

Жанры духовой музыки в свете инструментовки

Глава III. От марша прикладного — к маршу концертному

3.1. Зарождение и развитие жанра

3.2. Тихие и скорые марши XVIII и XIX столетий

3.3. Строевые (походные) и концертные марши XX столетия

3.3.1. Строевой марш

3.3.2. Концертный марш

Глава IV. Симфонизация сюиты

4.1. Зарождение и развитие жанра

4.2. «Славления» А.Лядова и А.Глазунова

4.3. «Сюита на народные темы» Н.Иванова-Радкевича

4.4. «Сюита на народные темы» М.Готлиба

4.5. «Победная сюита» В.Кручинина

Глава V. Становление увертюры

5.1. Исторические предпосылки зарождения и развития жанра

5.2. «Увертюра на темы песен народов СССР» Н.Иванова-Радкевича

5.3. «Торжественно-героическая увертюра» Г.Калинковича

Глава VI. Симфония в репертуаре духового оркестра

6.1. Формирование и развитие жанра

6.2. «Третья (Славянская) симфония» Б.Кожевникова

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сбережение оркестровых средств как принцип инструментовки в жанрах отечественной духовой музыки»

Выразительность звучания духового коллектива зависит не только от таланта автора того или иного произведения, но и в равной мере от мастерства инструментатора, умеющего расчетливо тратить имеющиеся у него средства выразительности. Тем не менее, библиография о сбережении оркестровых средств, как о важнейшем принципе инструментовки, очень немногочисленна, хотя и имеет двухвековую историю. Потому, для понимания данного феномена особенно ценными становятся наблюдения выдающихся композиторов, отражающие трактовку его сущности. Взгляды создателей музыки на инструментовку, во многом, определяют необходимость выявления и использования означенного принципа в современном оркестровом творчестве.

Важная роль оркестровых средств проявилась уже в период зарождения оркестра, когда в начале XVII века возникли различные жанры гомофонной музыки. Однако лишь Г.Берлиоз в XIX веке одним из первых обратил внимание на выразительные возможности означенных средств. «Его стремлению объединить театральную сцену с концертным залом, — писал Р.Штраус, - музыкальная история обязана открытием для оркестра новых и очень богатых, совсем особых выразительных средств. Он был первым, кто последовательно задумывал свои сочинения, исходя из самой сущности оркестровых инструментов; при этом, благодаря счастливому складу своей фантазии, он открыл целый ряд не известных до него колористических возможностей и тончайших звуковых оттенков» [39, 9].

В середине XIX века, по словам С. Гинзбурга, никому ещё не удавалось так ярко, так образно и так убедительно вскрыть в нескольких фразах самое существенное и важное в принципах применения инструментальных групп, как это сделал М.Глинка. «Касательно употребления разнородных средств оркестра вообще в музыкальном сочинении, - отмечал композитор, - правил почти не существует. Надо обратить внимание, как великие мастера оркестрового дела владеют постепенностью, градаци-е ю сил оркестра, никогда не забывая, что сила в музыке, как и везде, - качество часто относительное» [77, 10].

В начале XIX века в духовой оркестр в качестве основных инструментов входили тромбоны, офиклеид, флейта-пикколо, тарелки, треугольник, большой барабан, альтовые кларнеты и т.д. Эти инструменты в симфоническом оркестре М.Глинка относил к «роскоши». К подобному же «разряду прибавочных инструментов» М.Глинка причислял «семейство медных инструментов свентилями».

В середине XIX века саксгорны с вентильно-пистонным механизмом стали вытеснять из духового оркестра деревянные духовые инструменты. Лишь в 1883 году приказом по военному ведомству было разрешено вводить в духовой оркестр кларнеты. Потому, состав исполнителей, зафиксированный в партитурных сборниках XIX (А.Дерфельдт-отец) и XX веков (Otto фон Фрейман), стал своеобразной летописью эволюции «оркестра военной музыки».

Уже к середине XIX века в духовой музыке проявился принцип сбережения оркестровых средств, применявшийся при создании маршей, фантазий и других произведений.

В начале XX столетия были опубликованы «Основы оркестровки» Н.Римского-Корсакова (1913), во многом определившие пути дальнейшего изучения принципа сбережения оркестровых средств. Развивая положения М.Глинки, Н.Римский-Корсаков утверждает, что «нормальное расположение инструментов и пользование их средними областями даёт окраску, ту степень красоты и выразительности, которая не утомляет и не раздражает слушателя» [194, 792]. Завершая обзор соотношения силы звучности оркестровых групп и соединения тембров, он обобщённо излагает две тенденции использования оркестровых средств:

1) от выразительности — к красочности;

2) от слушания без утомления - к пресыщению.

Идеи М.Глинки и Н.Римского-Корсакова о необходимости сбережении оркестровых средств фрагментарно упоминаются в диссертациях, монографиях и статьях (В.Емельянова [104], Б.Асафьева[14]). Они нашли творческое преломление в учебных изданиях ряда авторов (Н.Зудина [113], Л.Дунаева [101],) и положены в основу образовательного процесса в музыкальных учреждениях. В частности, одним из первых педагогов, создавших авторский курс «Основные вопросы теории инструментовки», стал Н.Зудин (1954). Его лекционный материал с упоминанием необходимости сбережения оркестровых средств опубликован в 1980 году в учебном пособии «Основные термины и понятия инструментовки» [111] и в «Справочнике по инструментовке для духового оркестра» [113].

Теоретические обобщения, выводы и наблюдения М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, Н.Зудина творчески переосмыслены и структурированы в лекциях и учебных пособиях по инструментовке В.Емельянова [104]. Он определяет принцип сбережения оркестровых средств как целесообразное распределение тембро-динамических и фактурно-регистровых свойств инструментов в форме произведения, исходя из специфики их воздействия на восприятие слушателя. Емельяновым подчёркиваются две важнейшие функции принципа сбережения оркестровых средств:

1. Влияние на масштабы произведения: применение инструментов и оркестровых групп в соответствии с закономерностями их восприятия, а также особенности использования чистых тембров (иначе говоря, тембро-фактурное разнообразие как фактор поддержания слуховой активности).

2. Выделение опорных фрагментов формы с помощью характерных красок оркестра: подчёркивание кульминаций, т.е. точек, вершин, областей в сфере «золотого сечения» и т.д.

Таким образом, применительно к проблеме сбережения оркестровых средств, в теории инструментовки разрабатывались три важные области.

Первая из них (соответственно, и первая группа проблем) связана с изучением возможностей инструментовки в реализации замысла композитора на основе учёта природы инструментов, открытия новых колористических возможностей и тончайших звуковых оттенков (Г.Берлиоз).

Вторую область составляют проблемы, решение которых позволяет выявить самое существенное и важное в принципах применения оркестровых групп (подразумевается постепенность их включения в партитурную ткань и планомерность в градации сил оркестра)1.

Третья область охватывает проблемы, рассматривающие тенденции в использовании оркестровых средств: от выразительности - к красочности, от слушания без утомления - к пресыщению оркестрового звучания (Н.Римский-Корсаков [194]).

Особую группу проблем, связанных с инструментовкой, составляют термины и понятия из области чтения и анализа партитур. Из них особенно важны «оркестровые средства» и «оркестровое изложение» (Е.Аксёнов [6]).

В отечественном и зарубежном музыкознании обычно внимание исследователей было приковано к изучению первичных факторов музыки: мелодии, гармонии, ритма. Вторичные факторы оркестровой музыки, к которым Н.Римский-Корсаков («Основы оркестровки») относил инструментовку, чаще всего рассматривались как технические приёмы на уровне предметно-звукового материала и организующей его фактурной конструкции.

1 См.: М.Глинка [76], Н.Зудин [112], В.Емельянов [104].

В области духовой музыки принцип сбережения оркестровых средств по существу не рассматривался, хотя его влияние на завоевание симфонизма и воплощение музыкальной драматургии в произведениях для духового оркестра в творчестве отечественных композиторов XX столетия является весьма значительным.

Необходимость комплексного исследования принципа сбережения оркестровых средств в музыкознании обозначилась особенно остро при разработке нового государственного образовательного стандарта и внедрении новой учебной программы по инструментовке, что и определило актуальность исследования и необходимость тщательного анализа техники и искусства оркестровки в произведениях для духового оркестра.

Объектом исследования являются марш, сюита, увертюра и симфония, то есть широко распространенные концертные жанры духовой музыки, а его предметом — проявления принципа сбережения оркестровых средств.

Цель диссертации заключается в обобщении накопленных знаний, касающихся принципа сбережения оркестровых средств, в выявлении, уточнении и систематизации на этой основе приёмов сбережения оркестровых средств в различных жанрах духовой музыки.

Задачи исследования:

- систематизация наиболее общих тенденций сбережения оркестровых средств в тембро-фактурном развёртывании тематизма средствами инструментовки и поиск внешних форм его проявления в сюжетно-образной концепции произведений для духового оркестра;

- выявление жанровой специфики сбережения оркестровых средств;

- классификация приёмов сбережения оркестровых средств на основе жанрового признака;

- определение художественной значимости принципа сбережения оркестровых средств в функциональной инструментовке;

- освещение технических приемов инструментовки, свойственных наиболее распространенным жанрам духовой музыки - маршу, сюите, увертюре и симфонии.

Научную новизну исследования составляет следующее:

- впервые классифицируются приёмы сбережения оркестровых средств на основе жанрового признака;

- систематизируются наиболее общие тенденции сбережения оркестровых средств;

- раскрываются технические приемы инструментовки, свойственные распространенным музыкальным жанрам духовой музыки — маршу, сюите, увертюре и симфонии.

Материал и методологическая основа исследования. На протяжении XIX и XX столетий в нашей стране издано большое количество партитур для духового оркестра. Поэтому из их числа для решения задач исследования отобраны и проанализированы партитуры сочинений, получивших общественное признание, в том числе премированные на Всероссийских конкурсах. При отборе произведений был изучен репертуар Государственного духового оркестра Российской Федерации, Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации, Центрального концертного образцового оркестра Военно-Морского Флота Российской Федерации имени Н.А.Римского-Корсакова и других ведущих художественно-творческих коллективов ВС РФ.

Исследование опирается на фактологическую базу, имеющуюся в музыкознании и отечественном композиторском творчестве. Тем самым, наряду с решением названных задач, в данной работе обобщаются также накопленные отечественными и зарубежными учеными сведения о применении принципа сбережения оркестровых средств. Методологическую основу диссертации составили также научные труды Н.Римского-Корсакова [194],

A.Карса [121], Б.Асафьева [22], С.Василенко [56], Г.Благодатова [41],

B.Цуккермана [254], Л.Мазеля [154], Л.Дунаева [100] характеризующие инструментовку, как науку и учебный предмет в системе музыкально-теоретических дисциплин. Исследование опирается также на работы А.Алыиванга [10], В.Конен [134], Е.Назайкинского [171], Т.Поповой [184], О.Соколова [226], А.Сохора [231] и В.Цуккермана [255], составляющие основу в содержании современной теории музыкальных жанров. В диссертации использованы также основополагающие идеи системного и комплексного подхода, применяемого в историческом и теоретическом музыкознании.

Хотя основным предметом изучения явилось сбережение оркестровых средств в марше, сюите, увертюре и симфонии, единые принципы и приёмы инструментовки позволили рассматривать выявленные свойства композиционной структуры и оркестровой драматургии в пространстве смежных жанров духовой музыки.

Естественно, что в сфере инструментовки, фактуры и доминирующих драматургических принципов композиторы XX столетия опирались на историческую преемственность и современный музыкальный язык в области духовой музыки. В связи с этим обстоятельством, музыкальная характеристика жанров марша, сюиты, увертюры и симфонии в начале каждой главы дается с опорой на принцип историзма и уже имеющуюся в теоретическом музыкознании трактовку музыкального мышления.

Принцип сбережения оркестровых средств постоянно эволюционировал в композиторском творчестве. Поэтому тембро-фактурное воплощение тематизма в диссертации рассматривается диалектически: как неизменный принцип целостной композиционной структуры и как совокупность исторически изменяемых частных приёмов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сбережение оркестровых средств является одним из фундаментальных принципов инструментовки.

2. Внешние формы проявления этого принципа ярко обнаруживаются в тембро-фактурном воплощении мелодических, гармонических и ритмических голосов оркестровой ткани, а также в структуре динамического профиля, музыкально-тембровой ткани, в общем колорите оркестрового звучания.

3. Принцип сбережения оркестровых средств многообразно преломляется в конкретных приёмах функциональной инструментовки.

4. Жанровая специфика сбережения оркестровых средств проявляет себя в тематическом развертывании оркестровыми средствами, а жанровая функция - в формообразующей и фактурообразующей роли инструментовки.

5. Системообразующим фактором являются исторически сложившиеся взаимосвязи жанров марша, сюиты, увертюры и симфонии, своеобразно отразившие эволюцию инструментовки в области духовой музыки.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Рассмотренный историческом и культурном контексте принцип сбережения оркестровых средств дополняет картину эволюции инструментовки и позволяет детально проследить развитие жанров марша, сюиты, увертюры и симфонии для духового оркестра. Положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы сбережения оркестровых средств.

Практическая ценность работы состоит в том, что её результаты дополняют учебные курсы инструментовки, чтения и анализа партитур.

Позитивную роль результаты исследования могут сыграть и в культурологии: именно в наиболее демократичных жанрах духовой музыки на глубинном уровне отражаются черты исторического сознания, по которым правомерно судить о состоянии музыкального языка в сфере духовой музыки, о репертуаре духовых оркестров, а также направленности композиторского творчества в контексте музыкальной культуры России.

Апробация работы. Результаты диссертации апробированы в ходе образовательного процесса в военном институте (военных дирижеров) Военного университета (лекции, семинары). Итоги исследования рассматривались на заседаниях кафедры инструментовки и чтения партитур, обсуждались на заседаниях предметно-методических комиссий.

Опытно-экспериментальная работа выполнена в Центральном военном оркестре Министерства обороны Российской Федерации. Для уникального состава этого коллектива впервые выполнена инструментовка Вступления и Дуэта из незавершенной оперы П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» с учетом положений и заключений, сделанных в диссертации. Исполнение сочинения (дирижёр М.Фёдоров) подтвердило полученные теоретические выводы о функциональной значимости сбережения оркестровых средств в произведениях крупной формы.

Материалы диссертации использовались при подготовке научных конференций военного института (военных дирижёров) Военного университета, а также в процессе учебно-методических сборов преподавателей.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры инструментовки и чтения партитур военного института (военных дирижёров) Военного университета и рекомендована к защите.

Основные положения исследования освещены в 5 публикациях общим объемом около 4 печатных листов.

Структура диссертации включает Введение, Раздел I (2 главы), Раздел II (4 главы), Заключение, Библиографию (307 наименований, в том чис

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Тихомиров, Сергей Сергеевич, 2008 год

1. Агафонников H.H. Симфоническая партитура. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1981.- 196 с.

2. Агафонников H.H. Черты оркестрового стиля А.Глазунова // Оркестровые стили в русской музыке. Л., 1987.

3. Аксенов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша // В помощь военному дирижеру. Вып. X. М.: ВДФ, 1970. - 132 с.

4. Аксенов Е.С. Проблемы теоретической инструментовки // Советская Музыка 1971. №10.-С. 131-134.

5. Аксенов Е.С. Современная проблематика инструментовки: Мат. научно-практической конференции. М., ВДФ, 1980. - С. 5-36.

6. Аксёнов Е.С. Чтение партитур для военно-духового оркестра. Учебник. М., Военный институт (военных дирижёров) Военного университета, 2007,- 180 с.

7. Алексеенко К. Проблемы теории оркестра XX века в трудах Б.Асафьева // Теоретические и эстетические проблемы современной музыки. -М., 1985.

8. Альшванг A.A. Русская симфония и некоторые аналогии с русским романом // В кн.: Альшванг А. Избранные произведения, т.2. М., 1952.

9. Альшванг A.A. Симфонизм Бетховена // В кн.: Альшванг А. Избранные произведения, Т.2.-М., 1952.

10. Альшванг A.A. Проблемы жанрового реализма // Избр.соч. T.I. М., 1964.П.Анисимов Б.И. Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1979. - 268 с.

11. Арановский М. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960 1975 годов. — Л., 1979.

12. З.Арутюнов Д.А. Роль оркестровой драматургии в формообразовании 2-й симфонии А.Хачатуряна // В кн.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2. -М., 1972.

13. Асафьев Б.В. М.И.Глинка. Заметки об инструментовке. // Оркестровые стили в русской музыке. Л.: Музыка, 1987.

14. Асафьев Б.В. М.И.Глинка. -Л., 1978.-311 с.

15. Асафьев Б.В Музыка французской буржуазной революции // Избранные труды. Т. 4. М., 1955.

16. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Л., 1972. - 376 с.

17. Асафьев Б.В. О направленности формы у Чайковского // В кн.: Асафьев Б. О музыке Чайковского. Л., 1972.

18. Асафьев Б.В. «Евгений Онегин» лирические сцены П.И.Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии. - М. -Л., 1944.

19. Асафьев Б.В. Увертюра «Руслан и Людмила» Глинки // «Музыкальная летопись», сб. 2. Пг., 1923.

20. Асафьев Б.В. Симфонизм как проблема современного музыкознания // В кн.: Пауль Беккер. Симфония от Бетховена до Малера. Л., 1926.

21. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 2. - Л., 1971.

22. Асафьев Б.В. Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания // Задачи и методы изучения искусств. -Пб., 1924.

23. Асафьев Б.В. Мясковский, как симфонист // «Современная музыка», 1924, №3.

24. Асафьев Б.В. Симфонические этюды. Л., 1970.

25. Асафьев Б.В. Слух Глинки // Сб. материалов «М.И.Глинка». М., 1950.

26. Банщиков Г. Оркестр в «Поэме экстаза» А.Скрябина // Оркестровые стили в русской музыке. Л., 1987.

27. Банщиков Г. Законы функциональной инструментовки. Учебник. — СПб, 1997. 238 с.

28. Барсова И.А. Аспекты понятия оркестр // Оркестр как тип тембровой организации музыкальной ткани / Научный реферативный сборник. Вып.2. — М, 1982.

29. Барсова И.А. Книга об оркестре. 2-е изд. - М.: Музыка, 1978. - 206 с.31 .Барсова И.А. Камерный оркестр Пауля Хиндемита // Музыка и современность. Вып. 9. -М.: Музыка, 1975. С. 226-261.

30. Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации. XVI — первая половина XVIII вв. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1997. - 571 с.

31. Барсова И.А. Симфонии Густава Малера. М.: ВИСК, 1975. -494 с.

32. Барсова И.А. Симфонический оркестр и его инструменты. — М.: Советский композитор, 1962. 103 с.

33. Бер М. О звуковых обобщениях в оркестровке // Вопросы музыкознания. Т.З. М,.1960.

34. Бер М. Оркестровка мелодических (солирующих) голосов в произведениях Д.Д.Шостаковича // Черты стиля Д.Д.Шостаковича. М, 1962.

35. Березовчук Л. Музыкальный жанр как система функций. Психологические и семиотические аспекты // Аспекты теоретического музыкознания. Проблемы музыкознания. Пып.2 Л, 1989.

36. Белик П.А. Оркестровое письмо в музыке для оркестра русских народных инструментов как элемент стилевой системы: Автореф. дис. . кандидата искусствоведения. Л, 1990. - 24 с.

37. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. С дополнениями Р.Штрауса, пер. С.Горчакова. Т. 1-2. М, 1972.

38. Биберган В. Ударные инструменты в Пятнадцатой симфонии Д.Шостаковича // Оркестровые стили в русской музыке. Л, 1987.

39. Благодатов Г.И. История симфонического оркестра. Л.: Музыка, 1969.-312 с.

40. Блок В.М. Оркестр русских народных инструментов. — М.: Музыка, 1986.-80 с.

41. Блюм Д. Краткий курс инструментоведения. М. - Л.: Музгиз, 1947. -98 с.

42. Бобровский В.П. К вопросу о драматургии музыкальной формы // В кн.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971.

43. Бобровский В.П. О двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича // В кн.: Дмитрий Шостакович. М., 1967.

44. Бобровский В.П. О двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича // В кн.: Дмитрий Шостакович. М., 1967.

45. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1968.

46. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978.

47. Борисов C.B. Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1982.-26 с.

48. Браславский Д.А. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1974. - 390 с.51 .Браславский Д.А. Основы инструментовки для эстрадного оркестра. М.: Музыка, 1967.-324 с.

49. Браславский Д.А. Аранжировка музыки для танцев. М.: ВДФ, 1977. — 94 с.

50. Браславский Д.А. Таблицы по инструментовке для эстрадного оркестра.-М.: ВДФ, 1975.-41 с.

51. Бутир Л.М. Проблемы инструментовки в неопубликованных материалах Н.А.Римского-Корсакова // Оркестровые стили в русской музыке. -Л., 1987.

52. Бутир J1.M. К проблеме эволюции медных духовых инструментов в оркестре XIX века // Из истории инструментальной музыкальной культуры. Л.,1988. - С.113-137.

53. Василенко С.Н. Инструментовка для симфонического оркестра: В 2 т. / Общ. ред. Ю.А.Фортунатова. М.: Музгиз, 1952-59. - Т.1. - 395 с. -Т.2. - 624 с.

54. Васильев Ю. Формирование оркестровой ткани в произведениях П.И.Чайковского 1890-х годов // Оркестровые стили русских композиторов.-Л., 1987.

55. Веприк A.M. Нужны ли переложения фортепианных произведений на оркестр // Музыкальное образование. — М., 1930, №2.

56. Веприк A.M. Об изучении фактуры оркестра // Музыкальное образование. М., 1930. - № 6. - С. 6-19.

57. Веприк A.M. Очерки по вопросам оркестровых стилей. 2-е изд., испр. -М.: Советский композитор, 1978. - 427 с.61 .Веприк A.M. Трактовка инструментов оркестра. — 2-е изд. М.: Музыка, 1961.-300 с.

58. Веприк A.M. О методах преподавания инструментовки на композиторском отделении // Музыкальное образование. М., 1929, №2.

59. Ветлицина И.М. Некоторые черты русской оркестровой культуры XVIII века. М.: Музыка, 1987. - 90 с.

60. Видор Ш.М. Техника современного оркестра / Ред. и доп. Дм.Рогаль-Левицкого. М.: Музгиз, 1938. - 487 с.

61. Вилковир Е.Б., Иванов-Радкевич Н.П. Общие основы инструментовки для духового оркестра, -2-е изд. М.: Музгиз, 1937. - 263 с.

62. Витачек Ф.Е. Очерки по искусству оркестровки XIX века. М.: Музыка, 1978.- 151 с.

63. Владимиров М.В. Руководство по инструментовке для духового оркестра. 2-е изд. - М.: ГМИ, 1932. - 116 с.

64. Волькенштейн В. Драматургия. 5-е изд. -М., 1969.

65. Вопросы оркестровки: Сборник трудов. Вып. 47. М.: ГМПИ им. Гне-синых, 1980.- 150 с.

66. Ганина. М.А. Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов // Н.А.Римский-Корсаков и музыкальное образование. Л., 1959

67. Геварт Ф.О. Методический курс оркестровки: Рус. пер. В.Ребикова. — М.: Юргенсон, 1898.- 350 с.

68. Геварт Ф.О. Новый курс инструментовки: Рус. пер. Н.Арса. — М., 1892. -363 с.

69. Геварт Ф.О. Руководство к инструментовке: Пер. П.Чайковского // П.Чайковский, ПСС. М.: Музгиз, 1961. - Т.З. - 360 с.

70. Гилев А.Г. Инструментовка как средство художественной выразительности в современной духовой музыке: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 1998. - 24 с.

71. Гиро Э. Руководство к практическому изучению инструментовки. 3-е изд.: Пер. с франц. Г.Конюса, ред. и доп. Д.Рогаль-Левицкого. - М.: Музгиз, 1934.-346 с.

72. Глинка М.И. Заметки об инструментовке // ПСС: Лит произведения и переписка. М.: Музыка, 1973. - Т. 1. - 481 с.

73. Глинка М.И. Заметки об инструментовке. М., ВУВК, 1949.

74. Гнесин М.Ф. О русском симфонизме (эпический симфонизм и эпическая драматургия) // «Сов. музыка», 1948, №6.

75. Горчаков С.П., Зудин H.A., Калинкович Г.М., Кожевников Б.Т., Макаров Е.П., Сальников Г.И. Учебник инструментовки для духового оркестра.- М.: ВДФ, 1967. 4.2. - Т. 1. - 272с. - Т.2. - 280 с.

76. Гуревич Л.И. История оркестровых стилей / Уч. пособие для муз. вузов. М.: Композитор, 1997. - 203 с.

77. Гуревич Л.И. Роль фактурно-тембровых средств в симфонической драматургии Кара Караева. Автореферат дисс. М., 1977.

78. Гуревич В. О формообразующей и драматургической роли оркестровых средств в симфонических произведениях Кара Караева. // Вопросы оркестровки / Сб. трудов ГМПИ. Вып.47. М., 1980.

79. Давыдов С. К вопросу о хореографическом симфонизме // Музыкальное искусство и наука, вып.З. М., 1978.

80. Дарваш Г. Правила оркестровки / Ред. рус. пер. С.Горчакова. — Будапешт.: Коврин, 1964. — 120 с.

81. Данилевич Л. Об оркестровом мастерстве. М., 1954.

82. Данилевич Л. О некоторых тенденциях тембровой драматургии в современной советской музыке. // Музыкальный современник. Вып.4. — М., 1983.

83. Данилевич Л. Симфонизм как музыкальная драматургия // Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып.2. -М., 1955.

84. Денисов Э. Об оркестровке Д.Шостаковича // Дмитрий Шостакович. М., 1977.

85. Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре. М., 1982.

86. Денисов В.Д. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: ВИСК, 1986. - 206 с.

87. Дмитриев А.Н. Музыкальная драматургия оркестра М.И.Глинки. К 100-летию со дня смерти композитора. Л., 1957.

88. Дмитриев А.Н. Музыкальная драматургия оркестра М.И.Глинки. Фрагмент о музыкальной драматургии в партитуре оперы «Руслан и Людмила». Подготовка текста к изданию и комментарии Г.И.Сальникова. М.: Композитор, 2004.

89. Дмитриев Г.П. О драматургической выразительности оркестрового письма. -М.: Советский композитор, 1981. 174 с.

90. Дульский В.М. Обработка и инструментовка строевого марша-песни. -М.: ВДФ, 1987.-91 с.

91. Дунаев Л.Ф. Основы методики преподавания инструментовки. М., 1998.

92. Дунаев Л.Ф. К вопросу об отечественной школе инструментовки для духового оркестра. — М.: ВДФ, 1999. 32 с.

93. Дунаев Л.Ф. Обработка и инструментовка массовой песни для духового оркестра. М.: ВДФ, 1987. - 57 с.

94. Дунаев Л.Ф. Проблемы инструментовки-науки в «Истории оркестровки А.Карса». -М.: ВДФ, 1999.-45 с.

95. Дунаев Л.Ф. Развитие инструментовки-науки в отечественном музыкознании XX века. М.: ВДФ, 1999. - 175 с.

96. Дунаев Л.Ф. Становление инструментовки-науки и её развитие в отечественном музыкознании: Автореф. дис. . доктора искусствоведения. -М, 1999.-48 с.

97. Дунаев Л.Ф. Становление инструментовки-науки. М.: ВДФ, 1998.-96 с.

98. Дунаев Л.Ф. Творческое наследие Н.И. Иванова-Радкевича — новый этап в развитии инструментовки для духового оркестра. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения М., 1975.

99. Дунаев Л.Ф. Творческое наследие Н.П.Иванова-Радкевича новый этап в развитии инструментовки для духового оркестра // В помощь военному дирижеру. Вып. XIV. - М.: ВДФ, 1975. - С. 7-61.

100. Емельянов В.Н. Инструментовка как художественный фактор музыки: Уч. пособие. М.: ВДФ, 1998. - 74 с.

101. Емельянов В.Н. Современные черты инструментовки строевого марша: Уч. пособие. М.: ВДФ, 1996. - 32 с.

102. Емельянов В.Н. Трактовка тембра в увертюрах советских композиторов для духового оркестра // В помощь военному дирижеру. Вып. XXII. М.: ВДФ, 1983.-С. 23-51.

103. Емельянов В.Н. Трактовка тембра в современных увертюрах советских композиторов для духового оркестра: Материалы дис. . канд. искусствоведения, с нот. прил. М., 1983. - 149 е., 56 с.

104. Ермоленко A.JI. Эволюция инструментовки в отечественной духовой музыке до 70-х годов XIX века: Материалы дис. . канд. искусствоведения, с нот. прил. М., 2000. - 183 е., 85 с.

105. Зейфас Н.М. Маттезон и теория оркестровки // История и современность: Сб. статей / Ред. сост. А.И.Климовицкая, Л.Г.Кавнацкая, М.Д.Сабинина. Л., 1981.-С. 33-55.

106. Зубов Г.Н. О положении военной музыки в России. СПб, 1903. -31 с.

107. Зудин H.A. Основные термины и понятия инструментовки. М., ВДФ, 1980.

108. Зудин Н.А Справочник по инструментовке для духового оркестра. -М., 1990.

109. Зудин H.A. Справочник по инструментовке для духового оркестра. -М.: ВДФ, 1998.-74 с.

110. Зудин H.A. Составы военных оркестров и пути их усовершенствования // Труды факультета. Вып. VIII. М.: ВДФ, 1965. - 58 с.

111. Зудин H.A., Кожевников Б.Т. Пособие по инструментовке для духового оркестра. -М.: ВУВД, 1950. 126 с.

112. Инструментовка для духового оркестра: Уч. Пособие / Ред. составитель Б.Т.Кожевников. М.: Музыка, 1978. - 275 с.

113. Ихильчик Г.И. Руководство к военной инструментовке. СПб.: Юргенсон, 1904. - 55 с.

114. Кадачигов В.Е. Военные марши Бетховена. М.: ВДФ, 1991. - 38 с.

115. Калинкович Г.М., Кожевников Б.Т. Научно-теоретические труды в области инструментовки для духового оркестра // Советская военная музыка. -М.: ВДФ, 1977. С. 371-382.

116. Каменский В. Некоторые особенности драматургической системы оркестровки Бетховена. Автореф. канд. дис. М., 1977.

117. Каре А. История оркестровки. 2-е изд. - М.: Музыка, 1990. -304 с.

118. Кастнер Ж. Общее руководство по военной музыке (Париж, 1848): Рукопись, рус. пер. Л.Генкиной. Библ. МВК,, 128 с.

119. Кириллина Л.В. О тембровой драматургии в Героической симфонии Бетховена // Оркестр и партитура: от барокко до наших дней. Научная конференция памяти Ю.А.Фортунатова. М.: МГК, 2007.

120. Клебанов Д.Л. Искусство инструментовки. Киев.: Музычна Украина, 1972.-218 с.

121. Клопов В. Акустические закономерности сочетаний тембров в оркестровке классической традиции. Автореф. канд. дис. Л, 1988.

122. Клопов В. Некоторые приёмы синтеза тембров в оркестровке // Традиционное и новаторское в современной музыке. М, 1987.

123. Клопов В. Об акустических предпосылках оркестровки // Вопросы современного музыкознания в Казахстане. Алма-Ата, 1986.

124. Корнилов Г.Я. К вопросу о взаимодействии фактуры и тембра в музыке для духового оркестра // В помощь военному дирижёру. Вып. XIX.-М, 1983.

125. Кожевников Б.Т. Малый смешанный духовой оркестр. Материалы дис. . канд. искусствоведения. - М., 1942. - Библ. ВДФ. - 94 с.

126. Кожевников Б.Т. Материалы по истории русской военной музыке в XVIII веке. // Труды факультета, вып. IV. М.: ВДФ, 1960. - С. 161191.

127. Кожевников Б.Т, Хаханян Х.М. Материалы по истории русской военной музыки в первой половине XIX века // Труды факультета. Вып. V. -М.: ВДФ, 1961.-С. 82-135.

128. Коженова И.В. Оркестр в операх Беллини // Оркестр и партитура: от барокко до наших дней. Научная конференция памяти Ю.А.Фортунатова. М.: МГК, 2007.

129. Конен В.Дж. Театр и симфония. М, 1975.

130. Конен В.Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М, 1994.

131. Коробова А.Г. О функционировании отображённых жанров в симфониях советских композиторов. Авореферат дисс. Вильнюс, 1987.

132. Конюс Г.Э. Краткое пособие к изучению инструментовки. М., б.г.- 151 с.

133. Корнилов Г.Я. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. М.: ВДФ, 1988. - 114 с.

134. Корнилов Г.Я. К вопросу о взаимодействии фактуры и тембра в музыке для духового оркестра // В помощь военному дирижеру. Вып. XIX.-М.: ВДФ, 1983.-С. 103-127.

135. Корнилов Г.Я. Хрестоматия по чтению и анализу партитур для эстрадных ансамблей и оркестров. М.: ВДФ, 1993. - 125 с.

136. Крейн Ю. Стиль и колорит в оркестровке. М., 1967.

137. Ксенофонтова Н. Камерный концерт А.Берга. Роль фактурно-тембровых средств в музыкальной ткани // Вопросы оркестровки. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных, вып. 47. М., 1980.

138. Ксенофонтова Н. Оркестр как тип тембровой организации // Музыка. Научно-реферативный сборник. Информкультура, вып. 2. М., 1982.

139. Ларин А.Л. Черты оркестровки Глинки на примере «Арагонской хоты» // Оркестр и партитура: от барокко до наших дней. Научная конференция памяти Ю.А.Фортунатова. -М.: МГК, 2007.

140. Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры: В 2 ч. М.: Музыка, 1973-83. - Ч. 1. - 262 с. - 4.2. - 192 с.

141. Ливанова Т.Н. Музыкальная драматургия Баха и её исторические связи. Симфонизм. М. - Л., 1948.

142. Лысань Г.А. Составы военного оркестра русской гвардии в первой половине XIX века: Рукопись. ВДФ, 1957. - 53 с.

143. Лысань Г.А. Чтение партитур и инструментовка для духового оркестра. М.: Музгиз, 1961. - 114 с.

144. Магазинер JI.JI. К вопросу о симфонии для духового оркестра // Труды факультета. Вып. V. М.: ВДФ, 1961. - С. 30-47.

145. Магазинер Л.Л. Типичные черты жанра, композиции и музыкального языка маршей. // В помощь военному дирижёру, вып.2. М.: ИВД, 1955.

146. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М., 1960.

147. Мазель Л.А. К вопросу о симфонизме «Пиковой дамы» Чайковского // Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982.

148. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972.

149. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов. композитор, 1978.

150. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991.

151. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. Теоретический очерк. М.: Музыка, 1983.

152. Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ. М., 1965.

153. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. -М., 1967. 750 с.

154. Макаров Е.П. Мастерство оркестровой драматургии (опыт анализа 15-й симфонии Д.Шостаковича // Музыка России. Вып.1. М., 1976.

155. Макаров Е.П. Концертные сочинения советских композиторов для духового оркестра // Труды института. Вып. I. М.: ИВД, 1952. С. 97-159.

156. Медушевский В.В. Композиция и драматургия // Сб. С.С.Скребков. Статьи и воспоминания. -М.: Сов. композитор, 1979.

157. Музыка французской революции. Бетховен. М., 1951.

158. Музыкальные жанры. Под ред. Т.В.Поповой. М., 1968.

159. Музыкальный словарь Гроува. М., 2001.

160. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 е.: ил.

161. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. — М.: Музыка, 1982.-318 с.

162. Назайкинский Е.В. О динамических возможностях современного симфонического оркестра // Применение акустических методов исследования в музыкознании. -М.: Музыка, 1964. С. 101-130.

163. Назайкинский Е.В. Роль тембра в формировании темы и тематического развития в условиях имитационной полифонии // Сб. С.С.Скребков. Статьи и воспоминания. -М.: Сов. композитор, 1979.

164. Назайкинский Е.В., Рагс Ю.Н. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании. -М., 1964.

165. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972.382 с.

166. Назайкинский Е.В. Оркестр П.И.Чайковского.// Оркестр инструменты партитура. Вып. 1. — М.,2003.

167. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. Учебное пособие для вузов. Москва, ВЛАДОС, 2003, 248 с.

168. Николаева Н.С. Симфонический метод Бетховена//Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен. М., 1967.

169. Ноздрунов Б.М. Две увертюры для духового оркестра Н.П.Иванова-Радкевича и Е.П.Макарова. // «Советская музка», 1958, №4.

170. Ноздрунов Б.М. Революции посвященные. (О 4-й симфонии Б.Кожевникова и симфонии А.Дзегелёнка «Мужество» памяти лейтенанта П.Шмидта // «Советская музыка», 1968, №2.

171. Ноздрунов Б.М. Три симфонии для духового оркестра // Сб. «Военная музыка». М., 1968.

172. Ноздрунов Б.М. Материалы по истории русской военной музыки во второй половине XIX века // Труды факультета. Вып. VII. — М.: ВДФ, 1964.-64 с.

173. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

174. Оркестровые стили в русской музыке: Сб. статей / Сост. В.Цытович. — JL: Музыка, 1987.-213 с.

175. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М.: Музыка, 1984.

176. Петров А.П. Элементарное руководство к инструментовке. -Спб.; М.; Лейпциг; Лондон, Циммерман, 1909. 82 с.

177. Петров В.И. Увертюры советских композиторов для военно-духового оркестра // Труды института. Вып.З. М., 1956.

178. Пистон У. Оркестровка: Пер. с англ. К.Н.Иванова / Под общ. ред. К.С.Хачатуряна. -М.: Советский композитор, 1990. -455 с.

179. Попов И.Е. Черты нового. О советском симфонизме // «Сов. культура», 1956, №14.

180. Попова T.B. Музыкальные жанры и формы. 20е изд. М.

181. Поляновский Г.А. Симфония для духового оркестра // «Муз. жизнь», 1960, №15.

182. Понкратов С. Принципы фактурной драматургии в фортепианных сочинениях Скрябина // Вопросы полифонии и анализа музыкальных произведений, вып. 20. М., 1976.

183. Пономарев С. К проблеме взаимосвязи тембра и формы. // Оркестр инструменты партитура. Вып. 1. -М.,2003.

184. Праут Э. Элементарное руководство к изучению инструментовки: Рус. пер. О.Кеннемана. М.5 1900. - 136 с.

185. Пригожин Л. Оркестр в испанских увертюрах М.Глинки // Оркестровые стили в русской музыке. Л., 1987.

186. Пузыревский А.И. Краткое руководство по инструментовке и сведения о сольных голосах и хоре. М.: Юргенсон, 1908. - 85 с.

187. Раабен JI. Скрипка в оркестре Глинки // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки. JI, 1980.

188. Раков Н.П. Практический курс инструментовки: Учебник для композиторских факультетов муз. вузов. -М.: Музыка, 1985. 149 с.

189. Раппопорт JI. О некоторых особенностях оркестровки симфоний Д.Д.Шостаковича // Черты стиля Д.Д.Шостаковича. М, 1962.

190. Римский-Корсаков H.A. Основы оркестровки // ПСС. М.: Муз-гиз, 1959.-Т.3.- 805 с.

191. Римский-Корсаков H.A. Об упрощённой партитуре // «Русская музыкальная газета», 1907, №45.

192. Римский-Корсаков H.A. Сборник русских народных песен. Репринтное издание. -М.: Антиква, 1995.

193. Римский-Корсаков H.A. Эпидемия дирижёрства // ПСС. Литературные произведения и переписка, т.2.- М, 1963, с.31 38.

194. Римский-Корсаков H.A. Предисловие к партитуре «Ночь на Лысой горе» М.П.Мусоргского. СПб, 1896.

195. Рогаль-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. М.: Музгиз, 1961. -288 с.

196. Рогаль-Левицкий Д.Р. Оркестр Чайковского // СМ, 1940. №5-6. -С. 105-112.

197. Рогаль-Левицкий Д.Р. Современный оркестр: В 4 т. М.: Музгиз, 1953-56. - ТЛ. - 480 е.; Т.2. - 446 е.; Т.З. - 355 е.; Т.4.- 313 с.

198. Рогаль-Левицкий Д.Р. «Риенци» и «Парсифаль» (оркестр и оркестровка) // «Сов. искусство», 1933, №7.

199. Русская симфоническая музыка XIX начала XX веков. Хрестоматия по истории оркестровых стилей. Т. I. СПб, 2000.

200. Ручьевская Е. Функция музыкальной темы. Л, 1977.

201. Рыжкин И.Я. Бетховен и классический симфонизм. М, 1938.

202. Рыжкин И.Я. Задачи советского симфонизма // «Сов. музыка, 1935, №6.

203. Рыжкин И.Я. Мясковский и советский сифонизм // Сов. искусство, 1937, №49.

204. Рыжкин И.Я. Сюжетная драматургия бетховенского симфонизма (5-я и 9-я симфонии) // В кн.: Бетховен, вып. 2. М., 1972.

205. Рыжкин И.Я. Сюжетная симфония // «Сов. музыка», 1947, №2.

206. Рыжкин И.Я. Развитие музыковедения в области военной музыки // Советская военная музыка. М., 1977.

207. Саков C.B. Оркестровое tutti. Автореф. канд. дис. М., 2004.

208. Сальников Г.И. Инструментовка и сочинение для духового оркестра. Ровно, 2002. - 223 с.

209. Сальников Г.И. Об основных принципах переложения симфонических произведений для духового оркестра. М.: ВДФ, 1964. - 158 с.

210. Саульский Ю.С. Аранжировка для биг-бэнда. — М.: Композитор, 1999.- 125 с.

211. Семенов Ю.С. К вопросу о формировании инструментовки как отрасли музыкальной практики и теории в эпоху барокко // Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа: Сб. трудов ГМПИ. Вып. 84. -М.: ГМПИ, 1986. С. 56-90.

212. Семенов Ю.С. Предыстория композиторской инструментовки: Западноевропейский Ренессанс и барокко: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1993. - 24 с.

213. Семёнов Ю.Е. К вопросу о формировании инструментовки как отрасли музыкальной практики и теории в эпоху барокко / Сб. трудов ГМПИ. Вып.84 // Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа. -М., 1986.

214. Семёнов Ю.Е. Композиция, инструментовка и Карл Черни // «Сов. музыка», 1985, №1.

215. Семенов Ю.Е. Формирование искусства композиторской инструментовки (оркестровки): история явления и история идей // Оркестр и партитура: от барокко до наших дней. Научная конференция памяти Ю.А.Фортунатова. М.: МГК, 2007.

216. Симакова H.A. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985.

217. Скребков С.С. К проблеме музыкального образа в советском симфонизме // «Сов. музыка», 1956, №4.

218. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973.

219. Скребков С.С. О советском симфонизме // «Сов. музыка», 1955,

220. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции. М.: Музыка, 1985. - 285 с.

221. Скребкова-Филатова М.С. Драматургическая роль фактуры в музыке // Проблемы музыкальной науки, вып. 3. М.: Сов. композитор, 1975.

222. Соколов О.В. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. Горький, 1977.

223. Соколов О.В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры. Нижний Новгород, 1994.

224. Сохор А.Н. Симфонизм высшая форма бестекстовой инструментальной музыки // «Сов. музыка», 1963, №3.

225. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М., 1968.

226. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке//Вопросы социологии и эстетики музыки, т.2. JL: ГМИ, 1981.

227. Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспекти-вы//Вопросы социологии и эстетики музыки, т.З. Л.: ГМИ, 1981.

228. Слонимский С. «Песнь о земле» Малера и вопросы оркестровой полифонии // Вопросы современной музыки. Л., 1963.

229. Соколов А. Громкостная динамика как предмет анализа // Проблемы музыкальной науки. Вып.5. М., 1983.

230. Соллертинский И. Исторические типы симфонической драматургии // В кн.: Соллертинский И. Исторические этюды. Д., 1963.

231. Способин И.В. Музыкальная форма. -М. Л., 1947; М., 1984.

232. Стасов В.В. Европейский концерт. Собр. соч., т. 1. М., 1959.

233. Тараканов М.Е. О выражении конфликтов в инструментальной музыке // Вопросы музыкознания, т.2. — М., 1956.

234. Тараканов М.Е. Стиль симфоний Прокофьева. М., 1968.

235. Тараканов М.Е. Традиции и новаторство в современной советской музыке (опыт постановки проблемы) // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982.

236. Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. Сб. статей.-М., 1971.

237. Тутунов В.И. История русской военной музыки. Под общей ред. Е.С.Аксёнова. М.: Музыка, 2005.

238. Тюлин Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура. Кн. 1 - 2. М.: Музыка, 1976 - 1977 -166 с.

239. Тюлин Ю.Н. Структурный анализ произведений Чайковского. -М.: Музыка, 1973.

240. Финкельштейн И.Б. Некоторые проблемы оркестровки. Напряженность оркестрового тембра и оркестровая динамика. М. - Л.: Музыка, 1964.-40 с.

241. Финкельштейн И.Б. Оркестровка как один из факторов формообразования: Автореф. Дис. . канд. искусствоведения. Л., 1967. - 27 с.

242. Фрадкин В. Особенности содержания, формы и драматургии русского эпического симфонизма // Проблемы музыкальной науки, вып.4. -М., 1979.

243. Франтова Т. О новых функциях полифонической фактуры в советской музыке 60-х гг. // Проблемы музыкальной науки. Вып.5. -М.,1983.

244. Филатова М.С. Драматургия симфоний Мясковского // Вопросы теории музыки, вып.1. -М., 1968.

245. Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982.

246. Холопов Ю.Н. О понятии «симфонизм»//Б.В.Асафьев и современная музыкальная культура. М., 1986.

247. Холопова В.Н. Музыкальный тематизм. М., 1983.

248. Холопова В.Н. Фактура: Очерк. М.: Музыка, 1979. - 87 с.

249. Худолей В.Р. Стилистические черты инструментовки для духового оркестра в творчестве советских композиторов 40-х 80-х годов // В помощь военному дирижеру. Вып. XXV. - М.: ВДФ, 1987. - С. 98-163.

250. Цуккерман В.А. Тембр и фактура в оркестровке Римского, Корсакова // Цуккерман В.А. Музыкально-критические очерки и этюды, вып. 2.М., 1975.

251. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964, с.54 - 64.

252. Цуккерман В.А. «Камаринская» Глинки и её традиции в русской музыке. -М., 1957.

253. Цуккерман В.А. Сочинения Н.Иванова-Радкевича для духового оркестра // «Сов. музыка», 1944, №2.

254. Цуккерман В.А. Произведения для духового оркестра // Сб. «Очерки сов. музыкального творчества». М., 1947.

255. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. -М., 1980.

256. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. -М., 1984.

257. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. -М., 1987.

258. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии. Часть I. М., 1988.

259. Цытович В.И. Колористические черты оркестровой фактуры в музыке С.Прокофьева // Оркестровые стили в русской музыке. — Л., 1987.

260. Цытович В.И. Специфика тембрового мышления Б.Бартока в квартетах и в оркестровых сочинениях // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.11. Л., 1972.

261. Цытович В.И. Фонизм оркестровой вертикали Дебюсси // Дебюсси и музыка XX века. Л., 1983.

262. Цытович В.И. Некоторые аспекты тембровой драматургии // Современные вопросы музыкознания. М., 1976.

263. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. М., 1958.

264. Чайковский П.И. Поли. собр. соч. Литературные произведения и переписка. Т. 7. -М., 1962.

265. Чернова Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке. — М.: Музыка, 1984.

266. Чернова Т.Ю. О понятии драматургии в инструментальной музыке // Музыкальное искусство и наука. Вып.З. M., 1978.

267. Чернова Т.Ю. Теоретические проблемы музыкальной драматургии. Автореферат дисс. М., 1979.

268. Чугреев B.C. Национальный колорит в произведениях для духового оркестра. Автореф. канд. дис. М., 1999.

269. Шепелев В.А. Построение аккордов tutti в малом и среднем составах духового оркестра: Учебно-методическое пособие. М.: ВДФ, 1977.-22 с.

270. Шнитке А.Г. Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д.Д.Шостаковича. -М., 1967.

271. Шнитке А.Г. Особенности голосоведения ранних произведений Стравинского // Музыка и современность. Вым.5. М., 1967.

272. Шнитке А.Г. Особенности оркестрового голосоведения С.Прокофьева (на материале его симфоний) // Музыка и современность. Вып. 8. — М., 1974.

273. Щербакова В. Об оркестровом варьировании в опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила» // Из истории инструментальной музыкальной культуры. Л., 1988.

274. Шнитке А.Г. Заметки об оркестровой полифонии в четвертой симфонии Д.Д.Шостаковича // Музыка и современность. Вып. 4. — М.¡Музыка, 1966.-С. 127-161.

275. Шнитке А.Г. Особенности оркестрового голосоведения ранних произведений Стравинского // Музыка и современность. Вып. 5. -М. Музыка, 1967. С 209-261.

276. Шнитке А.Г. Особенности оркестрового голосоведения С.Прокофьева (на материале его симфоний) // Музыка и современность. Вып. 8.-М., 1974. С. 202-261.

277. Шнитке А.Г. Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д.Д.Шостаковича // Дмитрий Шостакович. М., 1977.

278. Шнитке А.Г. Оркестровая микрополифония Лигети // «Альфреду Шнитке посвящается». Из собрания «Шнитке-центра». Ред.-сост. А.Богданова, вып. 2. М., 2001.

279. Ярустовский Б.М. О музыкальном образе // «Сов. музыка» 1953, №7.

280. Ярустовский Б.М. «Военные» симфонии Онеггера // Театр, 1964, №№ 1, 3.

281. Абрашев Б. Оркестрово-звуковая материя. — София, 1976. — 234 с.

282. Apfel Е. Zur Vor-und Fruhgeschichte der Symphonie. Begriff, Wessen und Entwicklung vom Ensembl Orchestersatsz. — Baden-Baden, 1972. — 147 s.

283. Baumgartner В. Das Instrumentale Ensemble von der Anike bis zur Gegenwart. — Zurich, 1966. — 176 s.

284. Bekker P. The orchestra. New York, 1963. - 320 c.

285. Borris S. Die grossen Orchester. Eine Kulturgeschichte. — Hamburg, 1969. — 171 s.

286. Bussler L. Instrumentation und Orchestersatz. Berlin, 1879. - 386 c.

287. Големинов M. Проблемы на оркестацията. 2-o изд., перераб. и доп. - София: Наука и изкуство, 1958. - 522 с.

288. Eberlein R. Theorien und Experiment zur Wahrnehmung musikalisher Klange: Inaugura / Diss. Zur Erlangung des Fr. a M. 1989. — 174 s.

289. Farmer H.G. Military musik. London, 1950. -71 c.

290. Farmer H.G. The rise and development of military musik. London, 1912.-156 с.

291. Fischer К. Essays in Musicology. — №7. N. Y, 1989. — 188 p.

292. Forsyth С. Orcestration. Second edition. London, 1935. - 530 с.

293. Genese et prception des sous. 1991. — Marseile, 1991. — 340 c.

294. New Grove's Dictionary of Music and Musicians ( ed. By Stanley Sadie). —L. — N.Y., 1980, v. 13. —880 p.

295. Jadassohn S. Lehrbush der Instrumentation. Zweite Auflage. -Leipzig, 1907.-399 с.

296. Kastner G. Cours d'instrumentation considere. Paris, 1837.- 123 c.

297. Kastner G. Manuel general de Musigue Militaire. Paris, 1848.-410 c.

298. Matteson I. Das Neueröffnete orcehestre, oder universelle und grundliche Anleitung, wie ien Galant Homme einen vollkommenen Begriff von der Hoheit und Wurde der edlen Musik erlangen möge. Hamburg, 1713.

299. Mersenne M. Harmonie universelle. Paris, 1636.

300. Nestiko S. The complete arranger. New York: Kendor Music, 1993. -340 с.

301. Praetorius M. Syntagma musicum. Organographia. Bd. 2. -Wolfenduttel, 1618. Neuer Hachdr. - Leipzig, 1884. - 148 c.

302. Raynor H. The Orchestra. — N.Y., L., 1978. — 207 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.