Жанр поэмы в литературах тюркских народов Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Узденова, Фатима Таулановна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Узденова, Фатима Таулановна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Формирование концепции поэмы. Понятие поэмы в критике В.Белинского. Дискуссии о состоянии жанра поэмы в современном литературоведении
1.1. Место жанра в системе эстетических понятий.
А) Жанр как понятие конкретно-историческое и типологическое
ГЛАВА II. Истоки северокавказской поэмы.
2.1. Роль фольклора в становлении жанра поэмы в северокавказской литературе.
2.2. Просветительские тенденции в творчестве северокавказских поэтов конца XIX - начала XX века.
2.3. Предпосылки возникновения поэмы в северокавказской дореволюционной литературе.
2.4. Закономерности развития поэмы в литературах народов Северного Кавказа в 20-30-е годы XX века.
ГЛАВА III. Жанровые и внутрижанровые разновидности северокавказской поэмы (на материале карачаевской, балкарской, ногайской, кумыкской литератур).
3.1. Эпическая поэма.
А) Проблематика и формы сюжетной организации
3.2. Лиро-эпическая поэма.
А) Эпические формы и лиризация поэтического эпоса
3.3. Лирическая поэма.
3.4. Драматическая поэма.
А) Субъективное и объективное в драматической поэме
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Фольклорные традиции и художественные особенности горской эпической поэмы: Р. Гамзатов, К. Кулиев2004 год, кандидат филологических наук Хунагова, Белла Давлетуковна
Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии: 1941-1945 гг.2005 год, кандидат филологических наук Нахушева, Залина Адальбиевна
Художественные истоки и формирование новой поэтики в литературах Северного Кавказа: на основе творчества А. Кешокова и К. Кулиева2007 год, кандидат филологических наук Алафаева, Валерия Александровна
Поэзия Адама Шогенцукова: этапы эволюции, проблематика, жанрово-стилистические особенности2007 год, кандидат филологических наук Ахматова, Мадина Сафарбиевна
Северокавказская лирическая проза: Поэтика и проблематика2003 год, кандидат филологических наук Мамбетова, Марьяна Хусейновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанр поэмы в литературах тюркских народов Северного Кавказа»
Северокавказская поэма прошла сложный путь развития и накопила немалый эстетический опыт. Начиная со второй половины 50-х и особенно в 80-е годы велось планомерное изучение путей движения северокавказской поэзии в целом, системы ее жанров, творчества отдельных поэтов. Заметными явлениями стали исследования А.Хакуашева в кабардинской литературе, Х.Хапсирокова и Л.Бекизовой - в черкесской, К.Шаззо - в адыгейской, З.Толгурова - в балкарской, С.Алиева - в кумыкской и др. Написаны монографии, статьи, в которых на богатом художественном материале раскрывается специфика национальной поэзии. В очерках истории карачаевской, балкарской, кумыкской, черкесской, кабардинской литератур освещены вопросы эволюции жанров, значительное внимание уделяется проблемам взаимосвязи и взаимодействия фольклора и литературы. Вопросы своеобразия национальных художественных традиций, творческого наследия писателей-просветителей и писателей-реалистов нашли отражение в литературоведческих трудах З.Налоева, М.Сокурова, А.Схаляхо, Т.Чамокова, Т.Эфендиевой, А.Мусукаевой, С.Абитовой, Х.Бакова, К.Султанова, Ф.Урусбиевой, А.Караевой, Р.Ортабаевой, Т.Гуртуевой, Р.Мамий и др. По глубине, целенаправленности и воздействию на современный художественный процесс следует выделить специальные исследования в области изучения жанра поэмы: в ногайской литературе - Ш.А.Курмангулова «Национальная эпическая традиция и современная ногайская поэма» (1988); в кабардинской - «Эволюция кабардинской поэмы» в книге З.М.Налоева «Послевоенная кабардинская поэзия» (1970); конкретный анализ поэм К.Кулиева дается в методических разработках Т.Е.Эфендиевой «Поэмы Кайсына Кулиева» (1979); жанр поэмы как выражение эволюции эпического мышления рассматривает З.Х.Толгуров в работе «В контексте духовной общности» (1991).
Но не смотря на большой объем исследовательского материала, работ узкой направленности, в частности, по определению жанрового своеобразия северокавказской поэмы мало, по выявлению основных тенденций ее художественного развития с точки зрения жанровой соотнесенности практически нет. Недостаточное количество критических статей и рецензий, в которых проводился бы конкретный эстетический анализ произведений, обзоров, где просматривалось бы движение жанра поэмы в национальных литературах, порождает поверхностное восприятие читателем, особенно молодым, глубинных вопросов национальных, психологических и бытийно-философских проблем, поставленных тем или иным автором.
В настоящей диссертации впервые предпринята попытка рассмотрения жанра поэмы в национальных литературах тюркских народов Северного Кавказа (в контексте многонационального литературного процесса) с позиции внутри-жанровой классификации поэмы. В современном литературоведении означенная проблема мало изучена, чем объясняется выбор темы диссертации.
Ввиду обширности и многоаспектности данной проблемы решать ее на материале всей литературы Северного Кавказа весьма сложно: зачастую это приводит к расплывчатости и нечеткости. Потому в ходе дальнейшей работы наше внимание концентрируется, главным образом, на родственных тюркоязычных литературах народов Северного Кавказа, и в первую очередь, генетически близких - карачаевской и балкарской.
Сегодня, когда налицо «укрупнение» жанра и «обогащение разновидностей и структурных ее компонентов выходит на характер связи и понимания писателем актуальных проблем эпохи» (Толгуров, 1991: 203) особенно остро встает проблема художественного совершенства. Время требует от литературы, и в первую очередь от поэмы, жанра с широким и многогранным охватом жизни, большей идейной глубины. Ждет своего разрешения и проблема традиций и новаторства. Становится необходимостью глубинное изучение взаимодействия национальных литератур в пределах одного жанра.
Современная северокавказская поэма - это сложный творческий мир, и, естественно, невозможно претендовать на полноту охвата всех явлений, произведений, имен. В силу этого мы определим первостепенную задачу, которая заключается в том, чтобы через призму эстетической оценки более полно развернуть панораму современной поэмы, постичь главные закономерности ее возникновения и развития, исследовать на конкретном художественном материале внутрижанровые разновидности поэмы.
Литература народов Северного Кавказа, как и любая другая национальная литература, не стояла в стороне от общелитературного процесса. Более того, в первые десятилетия XX века она оказалась непосредственно под ее воздействием. Это имело свои плюсы (как возможность накопления опыта) и минусы - издержки развития литературы, оцениваемой с позиций сегодняшнего дня; их однобокость, схематизм были связаны с излишней, чрезмерной политизацией и идеологизацией всей духовной жизни общества, жестким контролем и регламентацией со стороны государства. Это и определило во многом заданность и шаблонность художественного развития новописьменных или, как говорили в недавнем прошлом, младописьменных литератур, вело к нивелировке личности, подражательности, заимствованию образов, оборотов речи, словом, к тому, что было присуще русской литературе периода 30-х годов (в то время ориентация поэтов Северного Кавказа на опыт В.Маяковского, М.Горького, Д.Бедного, С.Есенина была самой широкой).
Несмотря на все это, литературы развивались. Одновременно с тем, как в обществе развивались гуманистические, демократические начала, в литературах крепло внимание к внутреннему миру человека, к условиям его существования, к проблемам личности, литературы обретали художественность.
На этом пути заняли достойное место талантливые писатели, поэты, публицисты: в 20-30-е годы - К.Мечиев, Б.Пачев, Г.Цадаса, Али Шогенцуков, И.Семенов, А.Салаватов, Ф.Абдулжалилов, А.Уртенов, Д.Байкулов, Т.Табулов, М.Дышеков и др.; в послевоенные годы - К.Кулиев, К.Отаров, Дж.Яндиев, М.Батчаев, М.Мамакаев, Х.-Б.Муталиев, А.Кешоков, Х.Байрамукова, Б.Гуртуев, Адам Шогенцуков и др.
Практика развития северокавказских литератур обнажила разные стороны теоретических проблем, связанных с эволюцией художественного мышления человечества. До сих пор остается много нерешенных вопросов, касающихся изучения характера и направления развития национальных литератур. В современном литературоведении накоплен значительный опыт сравнительно-типологического изучения родственных национальных литературных проблем. Это работы известных ученых-литературоведов: Г.Гамзатова, Н.Музаева, Г.Ломидзе, Н.Надъярных, М.Пархоменко, Гадагатля и других. Ценным научным исследованием является монография Х.Бакова- «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994), где на обширнейшем материале поэзии, созданной адыгами как на исторической родине - в Адыгее, Кабарде, Черкесии, так и в диаспорах Турции, Сирии, Иордании, Египта, США и Германии, автор рассмотрел диалектически взаимосвязанные теоретические проблемы национального своеобразия и творческой индивидуальности.
В решении вопроса целостного изучения культурного наследия адыгов Х.Баков берет на вооружение принцип ученого-слависта из Братиславы Д.Дюришина, основанный на изучении межлитературной общности не только на национальной основе. «Наряду с такими образованиями, каковыми являются, например, объединение славянских, романских и среднеевропейских литератур, - пишет Д.Дюришин, - существуют также специальные межлитературные общности, которые характеризуют более непосредственные, более узкие формы исторического взаимодействия. Это межлитературные общности, отличающиеся обычно совместной литературной традицией, объединяющим этническим, географическим или государственно-сопредельным фактором, или также схожестью путей развития в прошлом и настоящем времени» (цит.по книге Х.Бакова, 1994:201).
В полной мере это можно отнести и к этническим образованиям Северного Кавказа - адыгам, карачаевцам, балкарцам. Понятно, что такие образования были бы невозможны без тесного взаимодействия народов в разных сферах жизни.
Господство на дореволюционном Северном Кавказе патриархально-феодальных форм общества, наличие одинаковых или очень близких социально-экономических и общественных условий породили творческую близость литератур всех равноправных народностей. Общность исторических судеб, литературно-художественных традиций, накопленных национальной литературой классиков, народно-поэтическим творчеством, определила главное направление развития каждой из литератур в многонациональном потоке общелитературного процесса.
Таким образом, взаимодействие и взаимовлияние литератур - одна из важнейших закономерностей жизненного процесса. Прогрессивное, национальное одного народа в результате экономических и культурных связей и взаимного сотрудничества с другими народами становится интернациональным, способствует обогащению культуры другого народа. Роль ведущих национальных поэтов, таких как Р.Гамзатов, К.Кулиев, А.Кешоков, М.Карим, Д.Кугультинов, Дж.Яндиев и др. не раз отмечалась в развитии многонациональной литературы.
Идейно-художественные параллели, проводимые в дальнейшем при анализе отдельных произведений северокавказских поэтов, служат не только для определения национальной специфики характера, мышления той или другой литературы, но и общих типологических закономерностей, диалектики традиций и новаторства, национального и интернационального.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века2006 год, кандидат филологических наук Панеш, Сусана Рамазановна
Формирование и развитие малых прозаических жанров в литературах народов Северного Кавказа: 1920-50 гг.2002 год, кандидат филологических наук Башиев, Мурат Хусейнович
Поэзия Инны Кашежевой: проблемы традиций, жанров, поэтики2008 год, кандидат филологических наук Торогельдиева, Зухра Нурматовна
Поэзия Османа Хубиева: Проблематика и поэтика2004 год, кандидат филологических наук Айсандырова, Земфира Алашевна
Карачаево-балкарская поэзия 1940-1980-х гг. в историко-культурном контексте северокавказской литературы: проблемно-тематическая эволюция и поэтика жанров2010 год, кандидат филологических наук Созаева, Тамара Даутовна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Узденова, Фатима Таулановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс развития поэмы не завершен, он протекает на наших глазах. Современная поэма, как пишет А.Жаков, усложняется, стремится от однопланово-сти к полифонизму и полиритмичности (Жаков, 1981: 168). Благодаря гибкому использованию различных форм структурной организации стиха (монологи, сонеты, верлибр) внимание поэтов все более обращается не к внешней «технологии стиха», (Ф.Урусбиева), а к внутренним его отношениям - образно-композиционным, непосредственно выражающим отношение поэтов к миру.
Северокавказские писатели, глубоко постигая жанр поэмы, стремятся к объемлющему познанию жизни, характеров современников (лирико-философские поэмы), изображают окружающий мир, опираясь на исторический материал - эпически, тем самым возрождая и по-новому открывая жанр эпической поэмы.
Многообразие нравственных и эстетических поисков раскрывает широту стилевого и нравственного диапазона поэм. Создаются крупные поэмы на документальном материале и маленькие поэмы, отражающие большие эпохальные события («Рассказы о Кизляре» А.Аджаматова, «Дороги» К.Отарова, «Горская поэма о Ленине» К.Кулиева).
Возвышенно-героическое остается главным, наиболее устойчивым элементом поэмы. Героика революционной действительности, гражданской и Великой Отечественной войн, борьба народных героев за независимость становится предметом изображения.
Воспевание величия подвига людей в первые десятилетия XX века больше связывалось со стремлением поэтов выразить свое отношение к революции, оценить прошлое и настоящее с точки зрения «социалистической идеологии», выразить свои чувства, эмоции. Возникает историко-революционная поэма о роли личности в истории, о связях личности и общества.
По мере формирования новых общественных отношений и нового человека поэма обогащается новым жизненным содержанием. Это получает свое выражение в постановке проблемы личности в социально-философском и нравственно-психологическом аспектах преимущественно в жанре лирической поэмы.
В северокавказской литературе довоенного периода, в условиях недостаточного развития прозы, в эпической и лиро-эпической поэме, как ведущим жанрам литературного творчества, наряду с возрастающим усилением повествовательного начала наблюдается потребность в широком охвате исторических событий, о чем свидетельствуют поэмы А.Баширова «Мансур», А.Сулейманова «Победившая любовь», А.Шогенцукова «Камбот и Ляца», А.Будаева «Из истории борьбы дагестанцев за свободу», «Темир-Болат» И.Мирзаева, «Многови-девшая Кубань» Ф.Абдулжалилова.
Пути дальнейшего развития литературы ведут северокавказских поэтов к драматической поэме (лиро-драматическая), которая может быть одновременно «глубокомысленной», «изобразительной», «философской» и «живописной» (Гюго). Таковы поэмы «Сафият» А.Уртенова, «Сотау и Рашия» А.Аджаматова.
В годы Великой Отечественной войны поэма сближается с героической песней балладного типа. Построенная на нравственной проблематике, она раскрывает судьбу героической личности, глубину его характера. При этом сюжет-но-повествовательное начало отходит на второй план. С годами утрачивается возможность конкретного изображения военной действительности, и в оборот повествования начинают вовлекаться условные формы обобщения (символ, аллегория, метафора), способствующие более глубокому философскому осмыслению. Такого рода новизна образного мышления заметнее проявилась в лиро-эпических и лирических поэмах А.Аджиева («Муртаза»), А.-В.Сулейманова «Умар Паша».
В послевоенной поэзии до середины 50-х годов преобладают поэмы повествовательного характера, активно развивается стихотворная повесть и роман обр. внимание: именно на этот период приходится определение поэмы как рассказа, повести или романа в стихах (Тимофеев, Венгеров, Кожинов).
С середины 50-х годов заметно возрастает роль субъективного начала; появляется много поэм философского и этологического направления. Лирические монологи, поэмы-воспоминания, поэмы-посвящения, одические поэмы, лирико-драматические поэмы - те немногие разновидности, все увереннее завоевывающие просторы «большой» поэмы.
60-70-е годы отмечены углублением принципа историзма, предопределившим дальнейший подъем всей северокавказской литературы. Углубление диа-лектичности восприятия мира обусловило «целостное, концептуальное осмысление связи личности и обстоятельств, общего и отдельного» (Очерки истории балкарской литературы, 1981: 304). В эти годы особенно популярен жанр лирической поэмы («Родная земля» К.Отарова, «Чегемская поэма» и «Радость -золотая птица» К.Кулиева, «Мое детство» А.Хавпачева, «Четыре яблони» С.Гуртуева).
С годами расширяется и тематический диапазон поэмы. Поэты обращаются к самым острым и злободневным темам (лирико-публицистические поэмы). Одной из таких тем стала тема «выселения». Это целая область чрезвычайно важного и нужного исследования трагической судьбы горских народов, насильственно выселенных в Среднюю Азию. Стремление переосмыслить прошлое своего народа с позиций современности привело к созданию в этом смысле ярких поэтических картин: «Аджаны журтуна, журтуну адамгъа термилиу» («Чужбина») Т.Зумакуловой, «Он вырвался из ада» А.Турклиева, «Расстрелянные зори» А.Акбаева, «Къарачай» («Карачай») Д.Мамчуевой, «Къара сабан» («Черная пашня»).
Обращение к исторической тематике становится характерной чертой творчества почти каждого из поэтов Северного Кавказа. Мотив преемственности нравственно-эстетических традиций приобретает в поэме философскую насыщенность, являясь свидетельством исторической глубины осмысления действительности. «История и современность в сегодняшней поэме склонны к взаимопроникновению, - пишет М.Числов. - Эта их встреча в границах одного произведения характеризует не только авторскую философско-мировоззренческую мысль, но и находит выражение в образной структуре поэмы, в ее внутренней организации» (Числов, 1986: 46). Внутренней свободе, напрямую связанной с возрастанием роли субъективного начала, таланта и мировоззрения писателя, с возможностью самостоятельно открыть истину, быть более объективным и правдивым в показе исторического своего народа. «Самое значительное завоевание художественной литературы связано с полнотой охвата социально-общественной действительности, с глубиной общественно-психологического постижения человека, созданием его характера, подвластными поэтическому эпосу» (Толгуров, 1991: 205). Эту задачу успешно решает современная поэма, свободная от политического диктата, установок. В эпоху духовной активности народов, демократизации и гуманизации общественной жизни она берет ориентир, главным образом, на «гармоническое единство идеологического и художественного уровней» (Там же: 260), с использованием в «полной мере» духовных ценностей, накопленных в предшествующие годы. Углубившееся национальное самосознание заставляет более ответственно отнестись к передаче художественных национальных традиций, национального характера. Народно-поэтическая словесность остается неиссякаемым источником северокавказской поэмы. Фольклор привлекает своей неповторимостью и выразительностью художественных приемов и образов.
В последние годы обращение к фольклору становится более творческим: поэтов больше волнует эстетическая природа народной художественной традиции, философская направленность содержания народного эпоса. «В процессе поступательного исторического развития национального художественного сознания народа национально-неповторимое все больше уходит в идейно-художественную структуру произведения, т.е. в область проблематики и содержания» (Баков, 1994: 98).
Исследование национально-особенных черт той или иной литературы имеет не только локальное значение - оно, главным образом, способствует определению многообразия многонациональной литературы при единстве идейно-тематического содержания. Характерный быт, типическая обстановка, этнографизм, религиозные и философские воззрения - те значительные или малозначительные детали, которые дополняют и «шлифуют» (Х.Баков) национальный характер, динамично развивающийся в постоянно изменяющихся жизненных условиях. Развить национальную традицию, обобщить духовно-исторический и нравственный опыт народа, с точностью воспроизвести картину народной жизни и особенно национального характера, выпадает на долю художника, причем не просто художника-поэта или художника-прозаика, а творческой индивидуальности, глубоко знающей психологию народа и национальную действительность. «Только подлинно творческая личность, - считает Х.Баков, - обладает энергией самовыражения и достигает необходимой гармонии в сочетании национальных идейно-художественных традиций и опыта мировой литературы» (Там же: 194), тем самым вырабатывая художественную закономерность, переходящую в национальный стиль.
Таким образом, современная северокавказская поэма - это явление прежде всего интернациональное по своей сути, глубоко-самобытное и оригинальное по форме, что позволяет рассматривать ее в динамике развития поэтической мысли, выявляя историко-функциональное бытие части взаимодействия различных жанрово-стилевых исканий в рамках национальной формы.
Мы живем в такое время, когда многие сложившиеся и долго считавшиеся истинами представления приходится преодолевать, многие психологические стереотипы перестраивать. В литературе «перекрой» жанровых границ подчиняется этой же цели, предоставляя большие возможности для высокохудожественного воспроизведения действительности и героя современности. «Художественное произведение - не рифмованные прописи, а органическое создание творческого гения их автора, - отмечает Юрий Лотман. - Его надо не только понять - им надо насладиться, пережить, перечувствовать (Лотман, 1988: 4). А для этого «нам нет нужды отказываться от наших хороших традиций, объявлять отжившими свой век проверенные художественные формы, - подытоживает А.Кешоков. - Пусть будут любые поэмы: эпические, лирические, лиро-эпические, лишь бы полнее воссоздавали социальный и исторический опыт современности. Лишь бы были они «живым поэтическим организмом», а не «продукцией», составленной по стандартам» (Кешоков, 1965, №105).
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Узденова, Фатима Таулановна, 1999 год
1. Абдуллатипов К.Ю. Поэтическое творчество Темирбулата Бейбулатова: Дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1969.
2. Адалис А. Что есть поэма? //«Литературная газета», 1965. №№83,86.
3. Айдаев Ю.А. Чечено-ингушская советская драматургия. Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1975. - 173 с.
4. Айтматов Ч. Пространство поэта. /7 Кулиев К.Ш. Собрание сочинений в 2-х томах. Стихотворения и поэмы. М., 1987. T.I. - 382 с.
5. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., Гослитиздат, 1957. - 183 с.
6. Арочко М. Поэма: Кризис или возрождение. // «Литературное обозрение», 1973,-№5.
7. Арутюнов Л. Ешше Чаренц и опыт Маяковского // Маяковский и проблемы творчества. -М: Наука, 1967. 323 с.
8. Асеев Н. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1964. Т.5. - 362 с.
9. Ахмедова P.A. Жанр поэмы в кумыкской советской литературе. // Дис. к.ф.н. Махачкала, 1988.- 153 с.
10. Ахмедова С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1978. 185 с.
11. Байрамукова Н. Кайсын Кулиев. Очерк творчества. М.: Советский писатель, 1975. - 270 с.
12. Байрамукова X. Дым очага. Черкесск: Ставропольское книжное издательтво, 1968. - 79 с.
13. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: Меоты, 1994. 251 с.
14. Балтии П.И. Из истории карачаевской поэзии. Черкесск: Книжное издательство, 1961. - 84 с.
15. Банкетов А.М. Лирика в эпосе. // Обогащение метода социалистического реализма и проблема многообразия советского искусства. М.: Мысль, 1967.
16. Барлас В. Глазами поэзии: об открытиях искусства и современных поэтах. -М.: Советский писатель, 1986. 286 с.
17. Бекизова Л. А. Черкесская советская литература. Ставрополь, Ставропольское книжное издательство, 1985. - 236 с.
18. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 9 томах, ТТЛ,3,5,7. М.: Художественная литература, 1978.
19. Белинский В.Г. Сочинения А.С.Пушкина. М.: Художественная литература, 1995. - 560 с.
20. Березнева А.Н. Русская романтическая поэма и проблема эволюции жанра. Саратов, 1976. - 97 с.
21. Блок А. Записные книжки 1901-1920. -М.: Художественная литература, 1965.-663 с.
22. Бузник В. Русская советская проза двадцатых годов. Л.: Наука, 1976. - 266 с.
23. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской литературы. М.: Художественная литература, 1967. - 344 с.
24. Быков Л. Жанровое разнообразие русской советской поэмы (1929-1936 гг.) -М.: Советский писатель, 1986. 342 с.
25. Бычков Д. Поэзия единства и братства. // Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик: Кабардино-балкарское книжное издательство, 1957. -326.
26. Бычков Д., Пипинис В. Кабардинские советские писатели. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1957. - 79 с.
27. Бычков Д., Пипинис В. У истоков балкарской поэзии (о творчестве К.Мечиева). // Кабардино-Балкарская правда, 1958. №18.
28. Васадзе А.Г. Проблема Художественного чувства (в поэзии) Тбилиси: Мецниереда, 1978. - 174 с. ;
29. Видищева В.П. Русская историческая поэма 20-30-х годов XIX // Автореферат д.ф.н. Пенза, 1988.
30. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, 1995. - 255 с.
31. Волкова Т.С. Споры о жанре поэмы в современной советской критике. М.: Научные доклады высшей школы, 1974. - №1.
32. Вукулов JI. Поговорим об истинных ценностях. М.: Просвещение, 1992. -190 с.
33. Гамзатов Р. Мой Дагестан. М.: Молодая гвардия, 1972. - 209 с.
34. Гареева Г.Н. Психологизм в современной башкирской прозе. // Автореферат к.ф.н.-Уфа, 1990.
35. Гегель. Сочинения. Т. 14. М.: Соцэкгиз, 1958. - 440 с.
36. Гинзбург JI. О лирике. М: Советский писатель, 1964. - 138 с.
37. Горький М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах, Т.30. М.: Наука, 1969.-643 с.
38. Гоффеншефер В. Традиционный образ и современность. Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик: Книгиздат, 1957. - 326 с.
39. Гринберг И.Л. Пути советской поэзии. М.: Художественная литература, 1968.-384 с.
40. Гуртуева Т. Маленький человек с большой буквы: поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма. Нальчик: Эльбрус, 1994. - 207 с.
41. Гусев В. В середине века. М.: Советский писатель, 1967. - 260 с.
42. Дворецкий A.B. Жанровая систематика Белинского как проблема исторической поэтики. Петрозаводск, 1993. 158 с.
43. Деменьтьев В. Кайсын кулиев. Размышления о жизни и творчестве. -Нальчик: Эльбрус, 1988. -261 с.
44. Дмитриева Н. // «Вопросы литературы», 1964, №4.
45. Днепров В. Спор о природе романа. // Звезда, 1969, №7.
46. Драч И. Кайсын Кулиев огонь на горе поэзии // Драч И. Духовный меч. Литературно-художественные статьи и эссе. - М.: Советский писатель, 1988. -409 с.
47. Дудин М. На пути к вершинам // Кулиев К.Ш. Избранные произведения в 2-х томах. Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1970, т.1-334 с.
48. Жаков А.Г. Современная советская поэма. Минск: Издательство БГУ, 1981. ■ 1981.-296 с.
49. Жирова Е.Д. Методика изучения поэмы с учетом ее жанровой специфики в школе. Тула, 1986. - 296 с.
50. Зубков М.Н. Русская поэма середины XIX века. -М.: Советский писатель, 1967.-336 с.
51. Кажаров Х.Х. Традиции и новаторство в кабардинской советской поэзии. // Автореферат диссертации к.ф.н. Нальчик: 1967.
52. Камбачокова Р. Адыгский исторический роман. Нальчик: Эль-Фа, 1990. -117с.
53. Караева А.И. Карачаевская литература в дооктябрьский период. М.: Наука, 1979. - 176 с.
54. Караева А.И. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1990. - 47 с.
55. Караева А.И. Къарачай литератураны историясыны очерки.-Черкесск: Книжное издательство, 1996.-351 с.
56. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М.: Наука, 1966. -287 с.
57. Караева З.Б. Социальная действительность и литературный гений в современной многонациональной прозе. Герой и время. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1988. - 156 с.
58. Каракетов М. Из традиционной обрядо-культовой жизни карачаевцев. М., 1993.-420 с.
59. Карпов А. Русская советская поэма (1917-1941 гг). М.: Художественная литература, 1989. - 336 с.
60. Кешоков А. Из века в век. // Литературная газета, 1965, 4 сентября, №105.
61. Киканс В. Современная советская поэма. Рига, 1982. - 320 с.
62. Коваленко С.А. Лирический эпос в советской поэзии. // Автореферат диссертации д.ф.н. М., 1989.
63. Коваленко С.А. Художественный мир советской поэмы. М.: Наука, 1989. -272 с.
64. Ковач А. О закономерностях развития литературных родов / Проблемы теории и истории литературы. М., Издательство Московского университета, 1971.
65. Кодуэл К. Иллюзия и действительность. М.: Прогресс, 1969. - 365 с.
66. Кожинов В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. М.: Советский писатель, 1963. - 376 с.
67. Кожинов И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Советский писатель, 1978. - 436 с.
68. Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа. Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1966. - 131 с.
69. Корзун В.Б., Тугов В. Общественная мысль и просветительство у абазин в XIX в. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1990. - 289 с.
70. Коротков Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности. -Пермь, 1981.-240 с.
71. Крупчанов А.Л. Жанровое своеобразие современной русской советской поэмы. Дис. к.ф.н. — М., 1990. 180 с.
72. Кубилюс В. Новые пути поэмы. //Вопросы литературы, 1962. №11.
73. Кулиев К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. - 147 с.
74. Кулиев К. Избранные произведения в 2-х томах: стихотворения и поэмы. -М.: Художественная литература, 1970, т.1. 383 с.
75. Курмангулова Ш.А. Национальная эпическая традиция и современная ногайская поэма. / Сб. научных трудов «Современный литературный процесс. Герой и время». Черкесск, 1988. - 156 с.
76. Къарачай литература. 9 класс. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1990. - 159 с.
77. Лайпанов Б., Костинский Ю. Великий поэт Карачая // Юйге игилик, 1993. -JV^.
78. Лихачев Д. Прошлое будущему. Статьи и очерки. - М.: Наука, 1985. - 217 с.
79. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Искусство, 1971. - 470 с.
80. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1963. - 593 с.
81. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М.: Просвещение, 1988. - 349 с.
82. Лурье А. Поэтический эпос революции. Л.: Наука, 1975. - 205 с.
83. Малкъар литературланы историясыны очерки. Нальчик: Эльбрус, 1975. -450 с.
84. Малюкова Л. Философская лирика (1946-1990 гг). Ростов-на-Дону, 1989. -486 с.
85. Мандельштам О. Конец романа. // Мандельштам О. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. - 264 с.
86. Марцинкявичюс Ю. Судьбы поэмы. // «Вопросы литературы», 1986. №10.
87. Мелихова Л., Турбин В. Поэмы Лермонтова. -М.: Советский писатель, 1969. -286 с.
88. Мелихова Л.С. Человек в поэме. //Проблемы теории и истории литературы. М.: Советский писатель, 1971. - 344 с.
89. Мешков Ю.А. Жанры современной поэмы. // Автореферат к.ф.н. М.: 1967.
90. Мирзоев Г. Не каноны, а крылья. // «Литературная газета», 1965. №86.
91. Михайлов A.B. «Умчался век эпических поэм» // «Литературное обозрение», 1973. №7.
92. Михайлов A.B. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. М.: Наука, 1989. - 230 с.
93. Михалков С. // Литературная газета, 1965. №110.
94. Михалков С. // Литературная Россия, 1980, №24.
95. Мохирев H.A. Русские поэмы Великой Отечественной войны. // Автореферат диссертации д.ф.н. Киров: 1985.
96. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Нальчик: Элбрус, 1993. - 192 с.
97. Народно-поэтическое творчество балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1988.-302 с.
98. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, издательская фирма «Восточная литература», 1994. - 656 с.
99. Некрасов H.A. Сочинения в 3-х томах. М: Гослитиздат, 1953. - т.З. - 412 с.
100. Неупокоева И. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра. М.: Наука, 1971. - 520 с.
101. Ортабаева Р.А.-К. Азрет Уртенов. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1971. - 119 с.
102. Осетров Б.И. Голос поэтов: этюды о русской лирике. М.: Советский писатель, 1990. - 334 с.
103. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1981. 400 с.
104. Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л.: Наука, 1967. - 216 с.
105. Павловский А. Советская философская поэзия: очерки. Л.: Наука, 1984. -180 с.
106. Пал И.С. Вопросы теории жанра. М.: Всероссийское театральное общество, 1962. - 96 с. =
107. Пал И.С. Вопросы теории жанра. // Автореферат диссертации д.ф.н. М.: 1966.
108. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы. -М.: Просвещение, 1978.-287 с.
109. Пархоменко М.Н. Рождение нового эпоса. // Единство. М.: Художественная литература, 1972. - 250 с.
110. Петрова H.A. Внутрижанровая типология лиро-эпической нефабульной поэмы. // Автореферат диссертации д.ф.н. Донецк: 1982.
111. Поспелов Г.Н. Лирика: среди литературных родов. М.: Изд-во Моск-го Университета, 1976.-351 с.
112. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. - 351 с.
113. Сельвинский И. Возрождение поэмы. //«Литературная газета», 1965. -№83.
114. Сикалиев А.И.-М. Ногайское устное народное творчество. К характеристике жанров. Черкесск, 1990. - 47 с.
115. Сквозников В.Д. Лирика. // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М.: 1964. Т.2.
116. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии: Становление реализма в русской лирике. М.: 1975.
117. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX в.в. М.: Издательство МГУ, 1956. - 223 с.
118. Суровцев Ю. О поэтах и поэзии. Тбилиси: 1962. - 230 с.
119. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.: Наука, 1967. - 255 с.
120. Суюнчев А. Пророк балкарского народа. К 135-летию К.Мечиева. // Голос Чегема, 1994. №28.
121. Схаляхо A.A. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп: Краснодарское книжное издательство, 1988. - 288 с.
122. Схаляхо A.A. Ступени развития. Майкоп: Краснодарское книжное издательство, 1974. -267 с.
123. Теунов X. Литература и писатели Кабарды. М.: Советский писатель, 1958.-380 с.
124. Тимофеев Л. и Венгеров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 1985 510 с.
125. Тимофеев JI.И. На пути к творческому единству. // История советской многонациональной литературы (в 6 тт.) T.I. М.: Наука, 1970. - 379 с.
126. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. -448 с.
127. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М.: Гослитиздат, 1958. -415 с.
128. Тихонов Н. Слово о поэзии. // Литературный современник, 1933. №5.
129. Тихонов Н. Собрание сочинений в 7 томах. Т.6. М.: Художественная литература, 1986. - 429 с.
130. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик: Эльбрус, 1991. - 286 с.
131. Толгуров З.Х. Движение балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1984. -250 с.
132. Томашевский Б. Теория литературы. Л.: Ленинградское книжное издательство, 1927. - 236 с.
133. Тугов В.Б. Герой и время. // Современный литературный процесс. -Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1988. 156 с.
134. Тугов В., Бекизова Л. Литература абазин // Сб. труда карачаево-черкесского научно-исследовательского института. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1965. - 213 с.
135. Уманская Е. «Зачем поэма?» //«Литературное обозрение», 1973. №5.
136. Урусбиева Ф.А. Портреты и проблемы. Нальчик: Эльбрус, 1990. - 164 с.
137. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Нальчик: Эльбрус, 1972. - 172 с.
138. Урусова A.M. Воспоминания о современниках. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1975. - 162 с.
139. Федоров В.В. Поэтический мир как литературная категория. // Автореферат диссертации д.ф.н. — Донецк, 1988.
140. Хабичева-Бетанова 3. Озарение души. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1985. - 196 с.
141. Хаджиева Т.М. Тема выселения в поэзии Кайсына Кулиева. Сб. материалов научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Кайсына Кулиева. Нальчик: Эль-фа, 1998. - 114 с.
142. Хакуашев А. Язык и стиль Али Шогенцукова // Сб. статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957. - 327 с.
143. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1968. - 268 с.
144. Хапсироков Х.Х. Черкесский фольклор. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1964. - 276 с.
145. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы. Проблемы типологии русского реализма. М. Художественная литература, 1962 - 432 с.
146. Хубиев Н. Великий поэт маленького народа. // Заря Карачая, 1987. №36.
147. Чамоков Т. В ритме эпохи. Нальчик, Эльбрус, 1986. - 184 с.
148. Чамоков Т. Традиции и новаторство в адыгской поэзии и русско-адыгские поэтические связи. Майкоп: Краснодарское книжное издательство, 1962. - 256 с.
149. Числов М. Время зрелости пора поэмы. - М.: Советский писатель, 1982. -396 с.
150. Эльсберг Я. Вопросы теории сатиры. М.: Советский писатель, 1987. -428 с.
151. Эфендиева Т.Е. Лирика К.Кулиева и Р.Гамзатова. Нальчик: КБГУ, 1981.-131 с.
152. Эфендиева Т.Е. Поэзия жизни. Нальчик: Эльбрус, 1977. - 255 с.
153. Эфендиева Т.Е. Поэмы Кайсына Кулиева. Нальчик: КБГУ, 1979. - 165 с.
154. Эфендиева Т.Е. Страницы жизни и творчества Керима Отарова. -Нальчик: Эльбрус, 1997. 120 с.
155. Юсупова И.С. Дагестанская поэма. // Автореферат диссертации д.ф.н. — Майкоп: 1988.1. Художественная литература
156. Аджаматов А. Рабият / Аткай. Горячий камень. Стихотворения и поэмы. -М.: Современник, 1981.
157. Аджаматов А. Рассказы о Кизляре. / Аткай. Постоянство: стихи и поэмы. -М., Современник, 1977.
158. Аджиев А. Муртаза. Поэма. / Избранные стихи. Махачкала, 1953.
159. Акбаев А. Расстрелянные зори. / Ленинское знамя, 1987. - №247.
160. Атабиев М. Похищенная смерть: стихи и поэма. М.: Сов. писатель, 1968.
161. Аткай. Сотай и Рашия: поэмы. / Пер. Тарковского. М., Сов.писатель, 1971.
162. Байкулов А. Залихат. Черкесск, 1961.
163. Байкулов Д. Шамай алгъын бла энди («Шамай прежде и теперь»): поэма. -Нарсана (Кисловодск), Къарачай облнациздат, 1935.
164. Байкулов О. Мариям бла афенди («Мариям и эфенди»): поэма. Черкесск, 1932.
165. Байрамукова X. Залихат. Черкесск, Ставр.книгиздат, 1973.
166. Баширов А. Пртизан Клыч. / Сб.стихотворений. На кумык.яз. Махачкала, 1928.
167. Баширова А. Мансур: поэма. На кумыкс.яз. Махачкала, Даг.кн.издат, 1934.
168. Биджиев И. Таулада атлы («Всадник в горах»): поэма. Черкесск, 1982.
169. Будаев А. Алгъын («Раньше»). Нальчик, 1941.
170. Будаев А. Мараучуну хапары. / Назмула бла жырла. Нальчик, 1957.
171. Гамзатов Р. Горянка / В горах сердце мое: стихи и поэмы. М., Гослитиздат, 1959.
172. Геттуев М. Богатырское зерно: избранное. М.: Худ.литература, 1977.
173. Гуртуев Б.И. Жулдузхъан / Моя песня: стихи и поэмы. Москва, Сов.Россия, 1987.
174. Гуртуев Б.И. Ленин и горцы. Нальчик: Эльбрус, 1965.
175. Гуртуев С. Алим. / У Белой речки на виду: стихи и поэмы. Нальчик, Эльбрус, 1983.
176. Гуртуев С. Хранитель леса. / У Белой речки на виду: стихи и поэмы. -Нальчик, Эльбрус, 1983.
177. Гуртуев С. Четыре яблони. / У Белой речки на виду: стихи и поэмы. -Нальчик, Эльбрус, 1983.
178. Заляндин С. О солдате: поэма. / Первый дождь. Черкесск, 1957.
179. Зумакулова Т. Атамны журтуна, журтуну адамгъа термилу-(«Чужбина»): поэма / Кёчгюнчюле эсгертмеси («Словесные памятники выселения»). -Нальчик, Эль-фа, 1997.
180. Капаев С. Кой кова («Овечье озеро»). / Юрек сырларым. Черкесск, 1969.
181. Каракетов И. Бий бла къул («Бай и батрак»). Черкесск, 1932.
182. Кешоков А. Отец: стихи и поэмы. М., 1982.
183. Кешоков А. Тисовое дерево. Избранное в 2-х кн. Кн.2. Нальчик, Каб.-Балк. книгиздат, 1964.
184. Куашев Б. Нох («Свет»). / Молодые журавли: стихи и поэма. Нальчик, Эльбрус, 1971.
185. Кулиев К. Байракъ («Знамя»). / Собр.соч.в 3-х т. Т.2: стихотворения и поэмы. М., Худ.лит-ра, 1987.
186. Кулиев К. Говорю с родной землей: поэма. / Избранные произведения в 2 т. Т. 1: стихотворения и поэмы. М., Худ.лит-ра, 1970.
187. Кулиев К. Горская поэма о Ленине. Избранные произведения в 2-х т., Т.1: стихотворения и поэмы. М., Худ-я лит-ра, 1970.
188. Кулиев К. Завещание. / Собр.соч.в 3-х т. Т.З: стихотворения и поэмы. М., Худ.лит-ра, 1987.34
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.