Драматургическая поэтика У. Б. Йейтса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Мельницер, Григорий Зиновьевич

  • Мельницер, Григорий Зиновьевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 189
Мельницер, Григорий Зиновьевич. Драматургическая поэтика У. Б. Йейтса: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Москва. 1998. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мельницер, Григорий Зиновьевич

Введение.

Глава 1. Сюжетная структура и ее предметные манифестации.

Глава 2. Особенности строения действия и конфликта.

Глава 3. Миф и ритуал. Семантика пространства и времени.

Глава 4. Особенности языка и стиля.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Драматургическая поэтика У. Б. Йейтса»

Становление ирландского драматурга и поэта Уильяма Батлера Йейтса ( 1865 -1939 ) пришлось на рубеж веков - период во всех отношениях сложный в европейской культуре. Смена системы ценностей - процесс всегда болезненный, тем более, если он сопровождается коренным пересмотром художественных принципов. Сдвиги происходили во всех литературных жанрах, но в драматургии они были, видимо, наиболее значительны. Действительно, именно на рубеже веков формируются художественные принципы, определившие развитие литературы на десятилетия вперед. Именно в то время остро ощущался кризис позитивистского мировоззрения и исчерпанность старых выразительных средств и приемов. Назрела необходимость в чем-то радикально новом, соответствующем взвинченному и расколотому сознанию нового века. В поэзии и драме Йейтса также отразились поиски нового художественного языка, воплотились новаторские устремления, оказавшие огромное влияние на всю литературу двадцатого столетия. С первых своих шагов в театре Йейтс стремился создать новый вид драмы - поэтической драмы на мифологические и фольклорные сюжеты.

Со времен Шекспира драма строилась как повествование о более или менее правдоподобных событиях, объединенных причинно-следственной связью, и при этом особое внимание уделялось логичному построению сюжета и психологической реакции героев на сложившиеся обстоятельства. Однако Йейтс, как и многие другие теоретики и практики драмы того времени, стремился создать совершенно новый тип драматического представления. Как символиста, его больше интересовал мистический или метафизический "подтекст" явлений, чем реальные, земные условия существования. Вместо иллюзии повседневности, доступной для непосредственного восприятия и сопереживания Йейтс воплощает в образах и героях своих пьес универсальные или метафизические начала. Драматург считал, что между реальным миром и миром идеальным или духовным существует неразрывная связь, и поэтому события и взаимоотношения персонажей в его драмах всегда в той или иной мере отражают взаимоотношения этих двух универсумов.

Роль Йейтса в формировании ирландской национальной драмы даже трудно переоценить. Он, вместе со своими единомышленниками А.Грегори, Э.Мартином, Дж. Муром, создал в 1899 году первый в Ирландии литературный театр, им же написана первая поставленная в нем пьеса ("Графиня Кэтлин"). Долгие годы Йейтс работал на посту директора театра, совмещая этот труд с литературной деятельностью. Поразительно, что именно в Ирландии, где до конца девятнадцатого века отсутствовала национальная драматургическая традиция, был создан театр, ставший достоянием всей мировой культуры.

Но драматургия Йейтса не стала достоянием одной лишь ирландской культуры. Напротив, его поиски и эксперименты в области драматургической поэтики не только шли в русле общеевропейской литературной эволюции, но в чем-то даже опередили свое время и заложили фундамент для последующих поколений .

Критическая литература о Йейтсе чрезвычайно обширна. Исследователи в разное время и с различных методологических позиций подробно изучили биографию поэта, историко-культурную атмосферу, в которой он творил, социальные сдвиги, происходившие в начале века в Ирландии, личную жизнь поэта,, его мистико-философскую систему и т. д.

Среди работ общего характера, посвященных возникновению и развитию ирландского литературного возрождения, следует отметить монографию Бойда "Ирландское литературное Возрождение", впервые изданную в 1922 году, но до сих пор не утратившую своего значения. (Boyd Е. Ireland Literary Renaissance.). Это исследование, в котором Йейтсу посвящено три главы, чрезвычайно насыщенно фактическим материалом, касающимся различных областей культурной жизни страны. В давно ставшем классическим труде Маркуса "Йейтс и начало литературного Возрождения" (Marcus Ph. Yeats and the Beginning of the Literary Renaissance.) подробно анализируется роль Йейтса в становлении ирландской культуры на рубеже веков. Монография С. Гвинна "Ирландская литература и драма на английском языке" (Gwynn St. Irish Literature and Drama in the English Language. A Short History.) посвящена более узкой проблеме - истории национальной литературы.

У исследователей-ирландцев распространен своеобразный "социологический" подход, когда события литературной жизни рассматриваются сквозь призму политической борьбы и сложных социальных процессов в Ирландии. Так Ватсон, определяя цель своей работы, пишет: "The main focus is therefore on the relationship between the literature and its society; the unifying theme is each writer's attempt to grapple with, or define, the nature or meaning of Irish identity, and the resultant effects on the content and form of their art."1 Сходный метод используется в монографиях О'Коннора (O'Connor F. A Short History of Irish Literature. A Backward Look.), где изложена краткая история ирландской литературы с момента ее зарождения до 20-х годов нынешнего столетия (Йейтсу в ней посвящена отдельная глава), и Оварса (Owarth Н. The Irish Writers. 1880 - 1940. Literature under Pamel's Star ), в которой дается характеристика творчества главных представителей ирландского возрождения: У.Б.Йейтса, Д.Синга, А.Грегори, Д.Мура, Д.Джойса и Д.Рассела. В соотнесении с дублинским Пасхальным восстанием рассматривает творчество Йейтса Джордан (Jordan С. "A Terrible Beauty": the Easter Rebellion and Yeats's "Great Tapestry".) Однако такая редукция литературы к событиям социальной жизни вряд ли оправдана.

Особое место среди исследований, посвященных истории развития театральной культуры в Ирландии, занимает монография Уны Эллис-Фермор "Ирландское драматическое движение." (Ellis-Fermor U. The Irish Dramatic Movement.), которая до сих пор не утратила научной ценности. В ней впервые прослеживается становление ирландского театра как целостного культурного явления, обладающего собственной логикой развития. Несколько иной подход использует бывший режиссер дублинского театра Аббатства Ленокс Робинсон. В своей книге "Ирландский театр Аббатства: история, 1899 - 1951." (Robinson L. Ireland's Abbey Theatre: A History, 1899 - 1951.) автор отказывается от научной оценки этого сложного явления в ирландской культуре, ставя своей задачей лишь только проиллюстрировать более чем пятидесятилетний период истории театра богатым фактическим материалом о составе репертуара, времени постановок, количестве представлений, именах актеров и т. д. В монографиях А. Мэлоуна "Ирландская драма 1896 - 1928" (Malone A. The Irish Drama 1896 - 1928.) и О'Хаодхи "Театр в Ирландии" (O'haodha М. Theatre in Ireland.) театральная история Ирландии рассматривается в контексте более общих проблем национальной культуры. В этих трудах господствует хронологически-описательный подход, с помощью которого авторы последовательно излагают наиболее значительные события, останавливаясь при этом и на драматургическом творчестве отдельных представителей ирландского театра.

Ценность монографии Катарины Ворс, ученицы и последовательницы У. Эллис-Фермор, "Ирландская драма в Европе от Йейтса до Беккета." (Worth К. The Irish Drama of Europe from Yeats to Beckett.) состоит в совершенно правомерном рассмотрении ирландской драмы в общеевропейском контексте. При таком подходе оказывается проясненной не только преемственность внутри национальной драматургической "школы", но и выявляются многочисленные связи и параллели с европейским театром.

Количество работ, посвященных различным аспектам жизни и творчества У.Б .Йейтса, настолько велико, что уже с трудом поддается исчислению. Личность ирландского поэта и драматурга продолжает привлекать к себе пристальное внимание исследователей. Вероятно именно поэтому в англоязычной критике столь распространен биографический подход. Он доминирует в трудах Джеффареса, Гиббона, Хоуна, Спивака и многих других (Jeffares A.N. W.B. Yeats: Man and Poet, Gibbon M. The Masterpiece and the Man: Yeats as I Knew Him, Bloom H. Yeats, Hone G.M. W.B. Yeats, 1865 - 1939, Spivak G.C. Myself Must I Remake. The Life and Poetry of W.B. Yeats, Cowell R. W.B. Yeats). Йейтс даже становится объектом психоаналитических изысканий в монографии Уэбстер (Webster B.S. Yeats. А Psychoanalytic Study.). В солидном труде Мерфи приводятся факты из биографии поэта (Murphy W. Family Secrets: William Butler Yeats and His Relatives), а в фундаментальном исследовании Фостера, первый том которого появился совсем недавно, автор подробнейшим образом освещает события личной и творческой биографии Йейтса (Foster R. F. W.B.Yeats: A Life. Vol. 1. The Apprentice Mage 1865 - 1914.). Однако авторы этих работ, по большей части, избегают постановки собственно литературоведческих проблем. Гораздо большую научную цееность представляют такие исследования, в которых интерес к личности Йейтса совмещается с анализом его произведений, мистико-филосовской системы, литературных влияний и культурно-исторической среды, а также с постановкой более общих проблем, например, проблемы мифа и традиции, как это делают X. Блум, Р. Эллман и Т. Хенн (Bloom Н. Yeats, Ellman R. The Identity of Yeats ; Ellman R. Yeats. The Man and the Masks, Henn T.R. The Lonely Tower. Studies in the Poetry of W.B.Yeats.),

Исследования, посвященные драматургическому творчеству Йейтса, делятся на две группы. К первой относятся труды, в которых его драматургия рассматривается с театроведческих позиций, как это делают, например, Фланнэри и Лиам, анализирующие историю создания и сценическую судьбу йейтсовских драм. (Flannery J.W. Yeats and the Idea of a Theater, Miller L. The Noble Drama of W.B. Yeats) или Карен Дорн, которая исследует театральные эксперименты Йейтса (Dorn К. Players and Painted Stage.).

В последние десятилетия своя школа изучения йейтсовского театрального наследия сформировалась в Японии. Интерес к творчеству Йейтса у японских исследователей определяется прежде всего стремлением выявить все аспекты восприятия им японской культуры и, в особенности, театра Но. Японские исследователи дают в своих работах трезвый анализ драматургической техники Йейтса, проводя необходимые параллели между созданными им в 1916-1920-х годах "пьесами в стиле Но" и японским театром. Последнее характерно для Ишибаши и Секине (Ishibashi Н. Yeats and the Noh: Types of Japanese Beauty and Their Reflection in Yeats's Plays, Sekine M. Yeats and the Noh: A Comparative Study.) Более общие эстетические и философские проблемы решают в своих монографиях Комезу и Ошима (Komesu О. The Double Perspective of Yeats's Aestetic. Oshima S. W.B.Yeats and Japan.). Влияние на Йейтса эстетики японского ритуального театра Но исследуется также в работе Р. Тайлора (Taylor R. The Drama of W.B. Yeats. Irish Myth and Japanese Noh.) и в книге E. Майнера (Miner E. The Japanese Tradition in British and American Literature.), в которой Йейтсу посвящена весьма содержательная глава.

К другой группе относятся исследования собственно литературоведческого характера. Питер Юр, внесший большой вклад в изучение творчества Йейтса, останавливается на драматургической теории и практике, рассматривая их в разных аспектах ( варианты пьес, миф, ирония ) (Ure P. Yeats the Playwriht: A Commentary on Character and Design in the Major Plays.). Хронологического принципа придерживаются Л. Натан (Nathan L. The Tragic Drama of W.B. Yeats), А. Паркин (Parkin A. J. The Dramatic Imagination of W.B.Yeats.) и А. Ноуланд (Knowland A.S. W.B.Yeats, Dramatist of Vision.). Ричард Тайлор в своей второй монографии, посвященной драматургии Йейтса, (Taylor R. A Reader's Guide to the Plays of W.B.Yeats.) дает прекрасные образцы литературоведческого анализа, подробно разбирая каждую пьесу и последовательно останавливаясь на всех уровнях поэтики. Ценный сопоставительный анализ проводит С. Бушруи, сравнивающий различные редакции нескольких пьес, написанных в десятые годы (Bushrui S.B. Yeats's Verse Plays. The Revisions 1900 - 1910.). A. Звердлинг рассматривает взгляды Йейтса на природу героического, его интерес к героям ирландского эпоса и политическим деятелям Ирландии (Zwerdling A. Yeats and the Heroic Ideal.) Среди последних исследований его драматургии хочется отметить также монографию С. Эллис, в которой затрагивается проблема создания ритульного театра, ключевым элементом которого автор считает танец (Ellis S.C. The Plays of W.B.Yeats: Yeats and the Dancer.), причем танец с отрубленной головой, завершающий действие многих поздних драм Йейтса, связывается с мифом о Саломее.

Часто предметом анализа становится какая-то группа пьес, например, - цикл из пяти драм, посвященных Кухулину. Ричард Скин интересуется ритуальными основаниями йейтсовской драматургии (Skene R. The Cuchulain's Plays of W.B. Yeats.). Видимо поэтому содержание этих пьес связывается автором с мистической системой Йейтса и с обрядами общества "Золотой Восход", в которых он принимал участие. Маев Гуд большее внимание уделяет внутрилитературным факторам, анализируя концепцию трагического искусства и ее отражение в текстах пьес (Good М. W.B.Yeats and the Creation of a Tragic Universe.). Б. Бджерсби выявляет мифологические источники сюжетов и прослеживает способ их обработки в пьесах и стихах посвященных Кухулину (Bjersby В. The Interpretation of the Cuchulain Legend in the Works of W.B. Yeats.). В монографии Фридмана события кухулиновского цикла интерпретируется как мистические переживания души, обреченной на творческую активность (Friedman B.R. Adventures in the Deeps of the Mind: The Cuchulain Cycle of W.B.Yeats.).

Отражению мистико-филосовской системы Йейтса в его драматургии и поэзии посвящены работы Хелен Вендлер (Vendler Н.Н. Yeats's Vision and the Later Plays.) и Катарины Рэйн (Raine К. Yeats the Initiate. Essays on Certain Themes in the Writings of W.B. Yeats.). Мельхиори исследует истоки йейтсовского символизма, уделяя особое внимание трансформации зрительных образов в поэтические и наиболее подробно останавливаясь на образе единорога (Melchiori G. The Whole Mystery of Art: Pattern into Poetry in the Work of W.B.Yeats.). Изучению и объяснению образов и символов в сотношении с литературной традицией, восходящей, по мнению автора, через творчество поэтов-романтиков к неоплатонизму и легендам Ирландии, посвящены две монографии Уилсона (Wilson F.A.C. W.B. Yeats and Tradition; Yeats's Iconography).

Отечественное йейтсоведение значительно менее богато, хотя за последние годы здесь достигнут существенный прогресс. Монография А.П.Саруханян "Современная ирландская литература" и являющаяся ее продолжением книга "Объятия судьбы": прошлое и настоящее ирландской литературы" посвящены формированию и развитию ирландской литературы. К их безусловным достоинствам относятся богатый фактический материал, попытка с одной стороны охватить все стороны литературной жизни, с другой - выделить наиболее крупные фигуры, а также стремление проследить определенные литературные традиции в уже сформировавшейся национальной литературе.

За последнее десятилетие появились и первые монографии на русском языке, посвященные драматургическому творчеству У. Б. Йейтса. Это работы В. А. Ряполовой "У. Б. Йейтс и ирландская художественная культура (1890 - 1930-е годы)." и Н. В. Тишуниной "Театр У. Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма." Это безусловное достижение отечественного литературоведения. В обеих работах, написанных с театроведческих позиций, последовательно описывается творческий путь Йейтса-драматурга, его поиски адекватной театральной формы для своей поэтической драмы. Обе монографии богаты фактическим материалом, их авторы останавливаются на каждом аспекте театральной теории и практики Йейтса, рассматривая их в контексте становления театральной культуры в Ирландии, а также проводя необходимые параллели с западноевропейским театром, однако в этих работах мало внимания уделяется литературоведческому анализу йейтсовских пьес (в меньшей степени это относится к монографии Н. В. Тишуниной). Драматургии Йейтса посвящены также диссертации и статьи Кривиной Т.М., Полюдовой Т.М., Хайченко Е.Г., Ереминой Н.К.

Вместе с тем, в большинстве исследований, как зарубежных, так и отечественных, явно недостаточное внимание уделяется изучению драматургической поэтики. Очень часто анализ собственно литературных фактов подменяется описанием фактов внелитературных (социальная жизнь, биография Йейтса, его взгляды на литературу и искусство, его мистико-философская система). В театроведческих трудах предметом изучения являются поиски Йейтса в области театрального, а не литературного. И даже в литературоведческих исследованиях анализируется в основном содержание, т.е. темы и сюжеты, тогда как важнейшие вопросы изучения художественной формы затрагиваются лишь вскользь. Причем непременным составляющим большинства работ является интерпретация пьес, их объяснение и истолкование, зачастую субъективное и одностороннее. Авторы больше интересуются философской проблематикой йейтсовской драматургии, чем вопросами поэтики.

Актуальность данного исследования определяется прежде всего тем, что драматургическое наследие Йейтса представляет собой важный пласт не только ирландской, но и европейской драмы. Связь драматургической техники Йейтса с движением "новой драмы" позволяет поставить и решить ряд важных вопросов, касающихся генезиса этого многогранного явления в европейском театре на рубеже веков. Анализ драматургических произведений Йейтса не только способствует выявлению их своеобразия, но и помогает определить основные закономерности развития западноевропейской драмы. Открытия Йейтса в области драматургической поэтики, как и поднимаемые им философские и социальные проблемы, не потеряли своей актуальности и сегодня, особенно если учесть то состояние "рубежности" и "конца истории", которым характеризуется европейская культура последних десятилетий. Эксперименты Йейтса в области поэтической драмы, обращение к мифологическим и ритуальным корням театра особенно актуальны в контексте изучения неомифологической литературы двадцатого столетия.

Научная новизна работы. Несмотря на неослабевающий интерес к творческому наследию Йейтса, проблема изучения его драмы еще не получила окончательного разрешения. В первую очередь это связано с тем, что как в отечественном, так и зарубежном литературоведении Йейтс продолжает восприниматься в первую очередь как лирический поэт. Именно в попытке проанализировать драматургическую поэтику Йейтса как своеобразную, закономерно организованную, целостную и эволюционирующую систему состоит научная новизна работы. Предметом анализа здесь будет то, что Р.Якобсон называл "литературностью" в литературе, т.е. "то, что делает данное произведение литературным произведением." Таким образом, преимущественное внимание в этой работе будет уделено вопросам поэтики, которые до сих пор еще по-настоящему не ставились. Под поэтикой здесь и далее понимается система выразительных средств и приемов, организующих художественное целое.

Целью диссертации является изучение закономерностей строения художественной формы драм Йейтса во всей возможной полноте (за исключением четырех юношеских пьес, драмы "Яйцо цапли" и двух переработок трагедий Софокла). В диссертации ставится задача изучения закономерностей строения художественной формы, т.е. собственно литературного ряда, и поэтому реалиям внелитературным будет уделено лишь минимальное внимание. В этой работе не будут обсуждаться различные редакции пьес, степень соавторства леди Грегори и биографический "подтекст" сюжетов, так как эти проблемы уже получили достаточное освещение в критике. При написании работы использованы подготовительные материалы, собранные во время стажировки в Тринити Колледже в Дублине.

Основные задачи исследования. Во-первых, ставится задача рассмотреть идейно-художественное своеобразие конкретных литературных произведений, провести имманентный анализ художественной формы. Во-вторых, важно проследить эволюцию творческого метода Йейтса, то развитие, которое приводит к изменению всей системы драматургической поэтики в целом. Наконец, в-третьих, интересно выявить точки соприкосновения йейтсовской драмы с "новой драмой" рубежа веков (эта работа начата уже отечественными исследователями) и определить ее место в контексте развития всего европейского театра двадцатого столетия. Важно показать, что система выразительных средств, характерная для драматургии Йейтса, несмотря на всю ее оригинальность и своеобразие, в своих главных моментах вписывается в общие закономерности развития европейской драматургии.

В соответствии с решаемыми задачами метод исследования носит комплексный характер. Методологической основой станут, во-первых, труды русской формальной школы (Б. Шкловского, Ю.Тынянова, Р.Якобсона, Б.Эйхенбаума и др.), а, во-вторых, структурный метод, (В.Я.Пропп, Ю.М.Лотман, М.Л.Гаспаров). Наконец, важным подспорьем в работе будут исследования в области мифологии и фольклора (Дж. Фрэзер, Е.М.Мелетинский, К.Леви-Строс, Л.Леви-Брюль и др.), причем не столько ввиду того, что сюжеты большинства драм Йейтса написаны на мифологические и фольклорные сюжеты, но, главным образом, потому, что в строении пьес очевидно использование определенных ритуально-мифологических мотивов. При сопоставлении драмы Йейтса с "новой драмой" используется историко-типологический подход.

Сразу хочется оговориться, что драматургическое наследие Йейтса мы предлагаем разделять на четыре этапа, но подробно вопрос о критериях периодизации и о составе пьес в каждом периоде будет освещен в Заключении. Хронологически-описательный подход будет совмещаться с анализом конкретных элементов поэтики. Это позволит оценить своеобразие использования каждого литературного приема, а также те изменения, или эволюцию, которым подвержена вся система. К неизбежным следствиям этого относится некоторая монотонность изложения и необходимость многократного возвращения к одним и тем же пьесам.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что ее положения и материалы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории зарубежной литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам западноевропейской драмы, а также при написании курсовых и дипломных работ. Наблюдения и выводы, касающиеся особенностей драматургической поэтики Йейтса, могут быть использованы при переводе его пьес на русский язык и при подготовке комментариев к ним.

Апробация. Ход работы и ее результаты обсуждались на заседаниях кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Положения работы были изложены в докладах, сделанных на конференции молодых ученых "Ломоносов—97" в г. Москве, на международной научной конференции в г. Кирове и на конференции в Тюменском государственном институте культуры.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, каждая из которых посвящена определенному уровню поэтики, Заключения, примечаний и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Мельницер, Григорий Зиновьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

233 Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Очерки. Москва. С. 43-44.

234 Метерлинк М. Поли. собр. соч., Пг. Т.1. С. 89.

235 Gowda Н. Н. The Revival of English Poetic Drama. Bangalore. P. 255.

236 Leeming G. Poetic Drama. London. P. 4-5.

237 См. об этом на стр. 31.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мельницер, Григорий Зиновьевич, 1998 год

1. Авдеев А. Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л.-М.: Искусство, 1959. 264 с.

2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. M.: Coda, 1977. 342 с.

3. Анарина Н. Г. Японский театр Но. М.: Наука, 1984. 211 с.

4. Андреев М.Л. Комедии Гольдони: Опыт формальной классификации. М.: Изд-во РГГУ, 1997. 40 с.

5. Андреев М.Л. Метасюжет в театре Островского. М.: Изд-во РГГУ, 1995.28 с.

6. Аникст А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М.: Наука, 1988. 310 с.

7. Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга: история учений о драме. М.: Наука, 1967. 454 с.

8. Арто А. Театр и его двойник. М.: Мартис, 1993. 192 с.

9. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988. 334 с.

10. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976. 554 с.

11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 616 с.

12. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 316 с.

13. Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.

14. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. 541с.

15. Бахтин М.М.Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1965. 525 с.

16. Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. 368 с.

17. Берковский Н. Я. Литература и театр. Статьи разных лет. М.: Искусство, 1969. 639 с.

18. Блок В. Б. Диалектика театра: Очерки по истории драмы и ее сценического воплощения. М.: Искусство, 1983. 296 с.

19. Борев Ю. Б. О трагическом. М.: Советский писатель, 1961. 392 с.

20. Вейман Р. История литературы и мифология. Очерки по методологии и истории литературы. М.: Прогресс, 1975. 344 с.

21. Великобритания: драматургия и театр. Справочник. М.: Высш. шк., 1992. 216 с.

22. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. 404 с.

23. Веселовский А. Н. Миф и символ. // Вопросы теории фольклора. Русский фольклор. Т. XIX, Л., 1979. С. 186-200.

24. Волькенштейн В. М. Драматургия. М.: Советский писатель, 1960. 335 с.

25. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 699 с.

26. Гаспаров М.Л. .Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995. 478 с.

27. Гаспаров М.Л. Избранные труды, т. 1-3. М.: Языки русской культуры, М., 1997.

28. Гасснер Д. Форма и идея в современном театре. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 254 с.

29. Гауптман Г. Пьесы в 2-х тт. М.: Искусство, 1959.

30. Гинзбург Л. О лирике. М.: Интрада, 1997. 416 с.

31. Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре: (Древность и средневековье ). М.: Наука, 1979. 415 с.

32. Гозенпуд A.A. Пути и перепутья. Английская и французская драматургия XX века. Л.: Искусство, 1967. 327 с.

33. Голос Эрина: Слово об Ирландии. М.: Мол. гвардия, 1986. 254 с.

34. Гофмансталь Г. фон Избранное. М.: Искусство, 1995. 846 с.

35. Еремина И. К. Драматургия У. Б. Йейтса (Драмы об Ирландии). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1970. 22 с.

36. Еремина И. К. Пьесы о Кухулине У. Б. Йейтса. // Сб. трудов к проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе кон. XIX нач. XX века. М., 1973. С. 254-266.

37. Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей. Ритуально-мифологические истоки японской литературной эстетики. М.: Восточ. лит., 1995. 272 с.

38. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. Спб.: Axioma, 1996. XI, 232 с.

39. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JL: Наука, 1977. 407 с.

40. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука, 1994. 428 с.

41. Жолковский А.К. Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Тема - Приемы - Текст. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

42. Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ веков. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 511 с.

43. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. Сб. статей. М.: Наука, 1985. 315 с.

44. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века. М.: Наука, 1979. 390 с.

45. Ирландская литература XX века: Взгляд из России. М.: Рудомино, 1997. 317 с.

46. Ирландские легенды и сказки. М.: Гослитиздат, 1960. 181 с.

47. Ирландские саги. М.-Л.: Гослитиздат, 1961. 297с.

48. Ирландские театральные миниатюры. Л.-М.: Искусство, 1961. 94 с.

49. Йейтс У.Б. Избранные стихотворения лирические и повествовательные. М.: Наука, 1995. 406 с.

50. Йейтс У.Б. Кельтские сумерки. Спб.: Инапресс, 1998.224 с.

51. Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М.: Союзтеатр, 1992. 288 с.

52. Карельский A.B. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М.: Советский писатель, 1990. 397 с.

53. Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. М.: Наука, 1971. 224 с.

54. Конрад Н.И. Очерки японской литературы. М.: Худож. лит., 1973.462с.

55. Конрад Н.И. Избранные труды: Литература и театр. М.: Наука, 1978. 461с.

56. Коренева М. Магия поэтического театра Йейтса. // Театр. 1987. № 4, С. 98-100.

57. Кривина Т. М. Метафорический образ Ирландии в драматургии У. Б. Йейтса. // Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Вып. 6, Л., 1977. С. 114-120.

58. Кривина Т. М. Национальная мифология в драматургии У. Б. Йейтса. Пьесы "Земля сердечных желаний" и "На мели в Байле". // Литература и мифология. Л., 1975. С. 79-99.

59. Кривина Т. М. Поэтическая драма У. Б. Йейтса. (К проблеме интерпретации национальной мифологии и фольклора). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1978. 19 с.

60. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930. XXXI, 347 с.

61. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1937. 278 с.

62. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.

63. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 535 с.

64. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.

65. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1976. 367 с.

66. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М.-Л., 1972.

67. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Тарту. 1964.

68. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 383 с.

69. Лотман Ю. М. Успенский Б. А. Миф имя - культура. // Труды по знаковым системам VI. Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту. 1973. Вып. 308, С. 282-306.

70. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М.: Изд-во РГГУ, 1994. 136 с.

71. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 408 с.

72. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М.: Изд-во вост. лит., 1963. 462 с.

73. Метерлинк М. Полн. собр. соч., Пг., 1915.

74. Миф фольклор - литература. Сб. статей. Л.: Наука, 1978. 250 с.

75. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т., М.: Советская энциклопедия, 1992.

76. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. ч.1,2. М.: Искусство, 1936.

77. Мокульский С. С. О театре. М.: Искусство, 1963. 543 с.

78. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986. 638 с.79.80,81

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.