Взаимовлияние религиозных представлений о церкви и государстве: Восточнохристиан. традиция и соврем. рус. православие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Безлепкин, Александр Сергеевич

  • Безлепкин, Александр Сергеевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 150
Безлепкин, Александр Сергеевич. Взаимовлияние религиозных представлений о церкви и государстве: Восточнохристиан. традиция и соврем. рус. православие: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 1998. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Безлепкин, Александр Сергеевич

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИЗОМОРФИЗМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕ В ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ КАРТИНЕ МИРА

1.1. Влияние позднеантичной и средневековой восточносредиземноморской

государственности на византийские представления о церкви

1.2. Параллелизм эволюции религиозных и политических представлений в ходе

становления русского государства

ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕРКВИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОСНОВНЫХ ТЕЧЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

2.1. Современное русское православие: влияние-представлений о церкви наидеал

государственной организации

2.2. Современное русское православие: место представлений о церкви в комплексе взглядов на эволюцию государственной организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

150

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимовлияние религиозных представлений о церкви и государстве: Восточнохристиан. традиция и соврем. рус. православие»

Введение

Актуальность темы, обозначенной заглавием этой работы, обусловлена двумя причинами.

Во-первых, в комплексе вопросов, традиционно объединяемых проблематикой взаимоотношений церкви и государства, назрело выделение и утверждение в качестве самостоятельного направления исследований одного из аспектов проблемы, ранее игравшего подчинённую роль.

Хорошо известно, какими крепкими узами связана история православной церкви с историей государств, на территории которых православие становилось господствующей конфессией. Но не всегда обращалось достаточное внимание на то, что это - не просто факт истории отношений духовной и светской власти. Он наложил совершенно особенный отпечаток на все стороны жизни церкви от институциональной структуры до вероучения. В отличие от представителей тех религиозных движений, которые противопоставляют «формальным» принципам церковной организации «живые» и «содержательные» этические учения, соприкасающиеся с «миром», прежде всего, в области хозяйственной деятельности, приверженцев православия объединяют, в первую очередь, представления о церкви: от почти бессознательно усваиваемых навыков «воцерковленности» до абстрактнейших понятий экклезиологии. Мирским коррелятом такой религиозной организации, её «проекцией» на мир является уже не столько общество и экономика, сколько политика и государство. И помимо важных для любой церкви или деноминации вопросов о границах её общественно-политической деятельности, о

прерогативах государства в религиозной сфере, о вмешательстве или невмешательстве церкви и государства в дела друг друга, об их «симбиозе» или разделении для православной церкви - а ещё более для её религиоведческого изучения - первостепенное значение имеют «универсалии», объединяющие её организацию, вероучение и общественную практику с организацией, идеологией и политикой исторически связанных с нею государств.

Важнейшей характеристикой формирующегося в таких условиях религиозного сознания является взаимное влияние отражающих, воспроизводящих друг друга представлений о государстве и церкви, закономерно попадающее в поле зрения религиоведения.

Исследования, связанные с определением того, в какой мере и под влиянием каких социальных процессов церковь продолжает оставаться для религиозного и общественного сознания «немного» государством, а государство - «своего рода» церковью, стимулируются в последние годы трудностями нахождения оптимальной формулы взаимоотношений этих институтов в нашей стране1 и до сих пор не изжитым кризисом европоцентристских установок зарубежного гуманитарного знания, заставляющим пересматривать отношение к западноевропейской модели разграничения функций церкви и государства как к эталону2.

1 См.: Иваненко С. Социально-политическая ориентация Русской Православной Церкви // Власть. 1995. №1. С. 58; Полосин В. Разработка концепции государственно-церковных отношений в России//Кентавр. 1995. №2. С. 143.

2 См., напр.: Dagron G. Empereur et prêtre. Paris, 1996. P. 17-18, 328-329.

Вторая причина актуальности избранной темы - произошедшее за последнее десятилетие разрушение сложившихся в советском обществе систем личностных идентификаций, порождающее стремление заменить утраченные связи с жизнью демонстрацией внешних знаков усвоения ранее забытых или вытесненных на периферию общества идеологий и стилей. Значительную часть используемого при этом материала составляет историческое наследие русского православия со всеми его общественно-политическими импликациями, включая сложившиеся в XVI - XIX веках представления об идеальной (прежде всего - соответствующей церковному идеалу объединения людей) форме устройства «православного государства». Другую сторону того же процесса представляют собою попытки адаптации православия к новой политической реальности.

Таким образом, направление исследований обусловлено как воздействием общественных изменений на имманентную логику развития науки, так и проблемами, встающими перед самим обществом в ходе переживаемых им перемен.

Говоря о степени разработанности вышеизложенного круга проблем в религиоведении, следует отметить прежде всего отсутствие общетеоретических работ, посвященных принципам и методам соотнесения церкви как типа религиозной организации с государством как типом организации политической, истории церкви - со становлением государств. Единственным исключением являются работы Д.Е. Мануйловой3, в которых эти вопросы

3 См., напр.: Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М., 1978.

были вкратце затронуты в связи с рассмотрением социально-экономической природы церкви.

Не предпринимались, по-видимому, и попытки обстоятельного рассмотрения в указанном ключе истории православной церкви от времени возникновения первых поместных церквей в восточном Средиземноморье до нынешнего состояния.

Картина меняется при переходе к изучению отдельных периодов церковной истории.

Существует обширная литература о взаимосвязи церковных и государственных институтов Византии, церковного вероучения и политических доктрин «византийского тысячелетия».

Самое пристальное внимание уделяли этой тематике российские византологи и историки церкви дореволюционной школы, в том числе и учёные - представители первой волны русской эмиграции4. Одновременно с ними, ещё до второй мировой войны, зарубежные исследователи обратились к рассмотрению выражения религиозных представлений в символике византийского придворного церемониала и его обратного воздействия на церковное богослужение5 и даже к построению на основе исторического, богословского и церковно-правового материала социологической теории

4 См., напр.: Вернадский Г. Византийское учение о власти царя и патриарха // Recueil Kondakov. Prague, 1926; Острогорский Г. Отношение церкви и государства в Византии // Seminarium Kondakovianum, IV. Prague, 1931.

5 Treitinger О. Die oströmische Kaiser- und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im höfischen Zeremoniell. Jena, 1938. К сожалению, труд О. Трайтингера так и остался незаконченным (фактически это сборник материалов) из-за гибели исследователя.

взаимовлияния религиозной и государственной идеологии (правда, в посвященном этому фундаментальном труде А. Демпфа6, развивающем несколько модернизированный вариант социологии О. Конта, собственно византийской проблематике отведено ничтожно мало места в сравнении с западноевропейской).

В послевоенные годы произошло заметное расширение источниковедческой базы исследований и углубление социологического анализа источников. Если первое было достигнуто скорее экстенсивным путём, - двухтомная монография Ф. Дворника7, по сей день остающаяся самым полным сборником материалов и лучшим путеводителем по раннехристианской и ранневи-зантийской религиозно-политической мысли, в целом выдержана в традиционном жанре «истории идей» (как и сравнительно недавно появившаяся книга И.С. Чичурова8, дополняющая её поздневизантийским и древнерусским материалом), - то второе связано с изменением методологической основы социально-исторических исследований, включением документов по истории церкви и памятников религиозной мысли в контекст истории хозяйства, социальной структуры и политической организации.

6 Dempf A. Sacrum Imperium. Geschichts- und Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance. München; Berlin, 1929.

7 Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy. Origins and Background. Washington, 1966. Vol. 1 -2.

8 Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь. М., 1990.

Наибольший интерес с этой точки зрения представляют работы А. П. Каждана9, в которых впервые была отмечена связь между акорпоративным характером византийского общества и особенностями восточнохристианской мистики, специфическим типом отчуждения государства от общества в Византии - и своеобразием выражения религиозных представлений о власти в государственной обрядовости, бюрократической - и монашеской этикой византийцев. За прошедшие тридцать лет идеи, высказанные А.П. Кажданом, так и не получили дальнейшего развития, но по-прежнему указывают наиболее перспективное направление исследований.

Наконец, появившаяся два года назад книга известного французского византолога Ж. Дагрона10 - своеобразная summa, отражающая современное состояние изучения проблемы «священства и царства», - знаменательна демонстративным отказом от подхода к предмету с мерками западноевропейской парламентской демократии и от рассмотрения «цезарепапизма» как своеобразной «восточной болезни». Сохраняя вполне трезвое и взвешенное отношение и к византийской церкви, и к русскому православию, составляющему как бы задний идейный план в целом сугубо византиноведческого исследования, Ж. Дагрон противопоставляет их исторический опыт государственно-церковным отношениям западноевропейского образца в качестве примера принципиально иной, но равно безуспешной, по его мнению, попытки нахождения идеальной модели сосуществования этих институтов, недос-

9 Цщан А.П. О социальнбй гфйроде византийского самодержавия // Народы Азии и Ае^рикц. NR6; Каждан А.П. Византийская культура <Х- XII вв.). М-, 1968 и др.

тижимой по причине их глубокого внутреннего родства, в любых условиях воспроизводящего отношения конкуренции и подмены, вытеснения одного института другим. Едва намеченные в работе Ж. Дагрона параллели между византийским и русским православием (в связи с политической историей Византии и России) - одна из самых интересных и малоисследованных областей компаративного религиоведения.

Переходя к состоянию изучения взаимосвязи религиозных и политико-идеологических доктрин в истории русской церкви, необходимо упомянуть о международных семинарах исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» («Da Roma alla Terza Roma»), с 1981 года ежегодно проводимых в Риме 21 апреля, в день основания города11. Совсем недавно в рамках издания

10

Dagron G. Empereur et pretre. Etude sur le "cesaropapisme" byzantin. Paris, 1996.

11 Труды римского семинара публикуются на итальянском, а материалы его московского отделения (в некоторые годы семинар проводится также и в Москве), с довольно длительной задержкой, на русском языке: Roma, Costantinopoli, Mosca. Atti del I Seminario inter-nazionale di studi storici "Da Roma alia Terza Roma". 21 - 23 aprile 1981. Napoli, 1983; La nozione di "romano" tra cittadinanza e universalita. Atti del II Seminario internazionale di studi storici "Da Roma alia Terza Roma". 21 - 23 aprile 1982. Napoli, 1984; Popolí e spazio romano tra diritto e profezia. Atti del III Seminario internazionale di studi storici "Da Roma alia Terza Roma". 21 - 23 aprile 1983. Napoli, 1986; Roma fuori di Roma: instituzioni e immagini. Atti del V Seminario internazionale di studi storici "Da Roma alia Terza Roma". 21 - 23 aprile 1985. Roma, 1993; Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. IX Международный Семинар исторических исследований "От Рима к Третьему Риму". Москва, 29-31 мая 1989 г. М., 1995; Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центров идеологии и культуры до XVII в. VI Международный Семинар исторических исследований "От Рима к Третьему Риму". Москва, 28 - 30 мая 1986 г. М., 1997.

материалов семинара была опубликована монография Н.В. Синицыной, обобщающая работу автора по истории доктрины «Москва - Третий Рим»12.

Несмотря на то, что в ходе семинаров были проанализированы лишь отдельные понятия и некоторые локальные явления, связанные с религиозными аспектами политических утопий, на сегодня труды этих семинаров (в особенности междисциплинарные - и притом с высоким религиоведческим «коэффициентом» - разработки различных проблем истории универсалистских идей от Римской империи до России XVI - XVII вв.), составляют самый значительный массив научной литературы, касающейся рассматриваемого вопроса.

На материале истории Древней Руси и дореволюционной России исследования предметных областей, смежных с интересующей нас темой, проводились с разных методологических позиций.

В работах учёных структурно-семиотической школы - В.М. Живова, Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского13 - исследованы восприятие времени и пространства, формы мышления и механизмы коммуникации, объединявшие на

12 Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М„ 1998.

13 См.: Успенский Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва -Третий Рим» // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1996. Т. 1; Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва - Третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Там же; Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и её русское переосмысление) // Там же; Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации власти в России) // Там же, и др.

протяжении нескольких столетий религиозное и социально-политическое сознание, религиозную и политическую деятельность жителей России.

В трудах историков, рассматривавших религиозную жизнь Средневековья и Нового времени под углом зрения её социально-экономической обусловленности, - A.A. Зимина, А.И. Кпибанова, A.M. Сахарова и других, - как бы подытоживших свои прежние работы14 в коллективной монографии «Русское православие: вехи истории»15, уделено гораздо большее внимание хозяйственному укладу как общей основе политических и религиозных институтов.

Однако соотношение представлений о церкви и государстве как взаимосвязанных компонентов религиозного сознания и в первом, и во втором случае крайне редко - и только в связи с узкоспециальными вопросами -оказывалось в центре внимания учёных.

Наконец, названная выше монография охватывает и советский период истории Русской православной церкви: отчуждение социалистического государства от общества рассматривается в ней как главный фактор формирования религиозности и религиозного сознания в СССР16. В этом отношении к ней примыкают и некоторые другие работы, написанные в конце 80-х годов17.

14 Такие, как, напр.: Сахаров A.M. Церковь и образование Русского централизованного государства // Вопросы истории. 1966. №1, и др.

15 Русское православие: вехи истории. М., 1989.

16 См. послесловие, написанное А.И. Клибановым.

17 См., напр., диссертационное сочинение: Панков Г.Д. Изменение места и функций церкви в советском обществе (на материалах русского православия). М., 1990.

В работах отечественных историков и религиоведов были подробно проанализированы изменения социально-политической ориентации Русской

18 19

православной церкви и церковно-государственные отношения на всех поворотах жизни Советского Союза. Книги историков, выразивших точку зрения Русской православной церкви за рубежом20, и изыскания зарубежных исследователей21 дополняют картину альтернативными концепциями и конкретными сведениями о положении и настроениях верующих.

Несмотря на то, что авторы, представляющие Русскую православную церковь за рубежом («карловацкую церковь»), часто опирались на вторичные источники и слухи, а американские и европейские учёные долго не име-

18 См., напр.: Новиков М.П. Идеология современного русского православия. М., 1965; Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971; Лисавцев Э.И. Эволюция политической ориентации русской православной церкви. М., 1977; Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988; Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1988; Сидоров В.П. Социально-политическая доктрина русской православной церкви (XX столетие). СПб., 1996.

1Q

Корзун М.С. Русская православная церковь, 1917 - 1945 годы: изменение социально-политической ориентации и научная несостоятельность вероучения. Минск, 1987; Шка-ровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943 - 1964 годах: от «перемирия» к новой войне. СПб, 1995; Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1982; Полосин B.C. Русская Православная Церковь и государство (Международно-правовой и политологический аспекты, 1971 - 1991). М., 1993; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991; он же. «Штурм небес» отменяется?: Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992.

20Боголепов А.А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958; Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. М., 1993. Т. 1 - 3, и ДР-

21 Fletcher W. The Russian Orthodox Church Underground 1917 - 1970. Oxford, 1971; idem. Religion and Soviet Foreign Policy 1945 - 1970. London, 1973; idem. Soviet Believers: the

ли доступа к советским архивам и оперировали гипотезами, - сегодня (особенно в результате работ 1980-х- 1990-х годов, но в немалой степени и благодаря сделанному ранее) связь между эволюцией социально-политических идей (в меньшей степени - массовых политических предпочтений), складывавшихся в Русской православной церкви советского времени, и изменением положения церковной организации можно считать обстоятельно и документирование изученной во всех основных чертах.

Тем не менее, взаимозависимость представлений верующих о состоянии, с одной стороны, церковного и, с другой стороны, государственного устройства попадала в поле зрения исследователей современного православия, пожалуй, ещё реже, чем она отражалась в работах историков-медиевистов. Помимо других причин, здесь, возможно, сыграло свою роль и состояние самого предмета исследования: после радикального разрыва государства и церкви, осуществлённого в первые годы советской власти, формирование «новой» и сохранение «старой» «исторической общности» людей происходило на совершенно разных путях.

Наконец, почти весь сбор материала и самые первые, элементарные эмпирические обобщения, касающиеся существования Русской православной церкви после 1991 года, в новой политической системе, пока ещё остаются делом будущего. Им и будет по необходимости посвящена значительная часть настоящей работы.

Religious Sector of the Population. Lawrence, 1981; Struve N. Les Chretiens en URSS. Paris, 1963; Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995, и др.

Показательно, однако, что постановка вопросов в тех немногих работах, которые уже были проведены в последние годы, близка к предлагаемой здесь: так, диссертационное сочинение В.В. Панюковой22 содержит анализ общего и особенного в природе политических и религиозных организаций (правда, исходящий скорее из общих соображений, чем из исторической конкретики, но продиктованный, без сомнения, именно наметившимися тенденциями развития науки и общества).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- выявлена (на материалах истории православия) связь между особенностями религиозных представлений о церкви и характером социально-политических взглядов носителей этих представлений (в том числе и в современных условиях);

- показана определяющая роль, которую играли на протяжении истории русского православия массовые, обыденные представления о церкви по отношению к другим компонентам религиозного сознания, оказывавшим влияние на социальную практику;

- показана связь богословских учений о церкви и государстве с массовыми религиозными представлениями, выявлено действие как на концептуальном, так и на обыденном уровне религиозного сознания единых закономерностей, определяемых ходом государственного развития;

22 Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия. М., 1996.

- введены в научный оборот, обобщены и систематизированы данные, почерпнутые из наименее изученного и имеющего наибольшее актуальное значение разряда источников: публикаций, касающихся существования Русской православной церкви в российском обществе 1990-х годов.

Цель работы - выявление социальных и культурных предпосылок и путей взаимного влияния религиозных представлений о церкви, с одной стороны, и о государстве, с другой, сопоставления и уподобления образов этих институтов в религиозном сознании.

Задачи исследования:

- анализ тех религиозных представлений, распространённых в Византии, Древней Руси и дореволюционной России, которые позволяют говорить о церкви как об организации, построенной по образу государства, являющейся его «концентрированным выражением» и служащей для воспроизведения необходимого государству образа жизни;

- анализ особенностей восприятия этих представлений основными течениями современного русского православия.

Объект исследования - история отношений православной церкви и государства; история отражения этих отношений в религиозном сознании.

Предмет исследования - процесс взаимного влияния религиозных представлений о церкви, с одной стороны, и о государстве, с другой, в ходе эволюции церковно-государственных отношений.

Методологическая основа работы - принципы описания социальной предметности, выработанные тем направлением в отечественной социологии культуры, которое сложилось, начиная с 1960-х годов, в рамках структур-но-семиотическои школы , но со временем вышло за ее пределы, отказавшись от чрезмерной формализации хода и результатов исследования и ассимилиривав опыт других направлений при сохранении общеструктурали-

„ V/ 24

стскои установки на анализ знаковой стороны социальной коммуникации и на выявление в ней отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях25.

Из зарубежных учёных, помимо К. Леви-Стросса26, наибольшее влияние на концепцию и методологический аппарат исследования оказал антрополог-структуралист В. Тэрнер27, отказавшийся от примата синхронии над диахронией и обосновавший идею изоморфности обрядовых циклов, периодов жизни общества и морфологических законов становления социальных структур, включая религиозные организации (на материале центральноаф-

23 Применительно к нашей проблематике эта школа представлена именами В.М. Живова, Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского (см. выше, прим. 13).

24 В этом отношении с указанным направлением можно сблизить не принадлежащих к нему, но и методологически, и тематически «пересекавшихся» с ним Д.С. Лихачёва и С.С. Аверинцева.

25 О структурализме в религиоведении см.: Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М„ 1994. С. 157-165.

26 См., прежде всего, его соображения о лингвистике и социологии как науках с общим предметом и методом: Lévi-Strauss С. Les structures élémentaires de la parenté. Paris, 1968. P. 564-569.

27 См.: Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура // Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

риканского племени ндембу, сопоставленном с историей милленаристских движений и таких образований, как францисканский орден в Европе XIII - XV вв. и бенгальское вишнуистское движение сахаджия в Индии XV - XVI вв.).

Материал, использованный в работе, почерпнут, помимо византийской и русской богословской и исторической литературы, церковного и государственного законодательства разного времени и русской религиозной философии конца XIX - первой половины XX века, из таких источников, как религиозно-публицистические сочинения русской эмиграции, издания Московской Патриархии, сборники документов по истории церковно-государственных отношений, мемуарная литература, опубликованные результаты социологических опросов последнего десятилетия, современная периодика, а также архив Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР.

Апробация исследования состоялась в рамках семинара аспирантов кафедры философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета. Диссертация была обсуждена на заседании этой кафедры и рекомендована к защите.

Результаты работы могут найти применение при разработке методов социологии религии, в исследованиях, посвященных перспективам развития современного российского общества и оценке возможного воздействия на это развитие религиозных факторов, а также в преподавании истории религии и других религиоведческих дисциплин.

Основное содержание исследования отражено в работах автора, опубликованных в журнале «Россия молодая» и в открытой печати ИНИОН РАН.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Безлепкин, Александр Сергеевич

Заключение

Главным результатом проведённого исследования является описание традиционных для православия представлений об общественной организации, выражающихся в вероучении, богослужении и институциональной структуре церкви, как таких «матриц» социальной практики, которые способны отражать интересы и моделировать поведение самых разных социальных групп в различных исторических условиях, «работая» как на обыденном, так и на концептуальном уровнях религиозного сознания.

Уже на первых этапах исторической эволюции церкви материал, унаследованный от прошедших периодов развития религиозных представлений, начал подвергаться переосмыслению и использоваться в качестве санкции новых общественных отношений.

Так, идея изоморфизма космоса и общины, ранее служившая основой социального порядка, объединила в эпоху поздней Античности и раннего Средневековья две обособившиеся от общества организации - церковь и государство - в их противостоянии социальной нестабильности. Перенос признаков взаимного отношения общества и власти на оппозицию «мирского» и «священного» (как и «встречный» процесс осмысления этого отношения средствами религиозного сознания) был обусловлен, с одной стороны, инерцией языка и архетипического фонда культуры, сохранившего «воспоминание» о социальных образованиях, в которых ещё не существовало отчётливого разделения религиозной и политической деятельности, с другой стороны - общностью позиции, занятой церковью и государством по отно-

шению к отживающим общинным и племенным социальным связям и религиозным представлениям. Выступая как факторы разложения этих связей и «универсализации» общественной жизни, духовная и светская власть пришли к тому параллелизму и единообразию организационных принципов, которое получило в вероучительно-правовых доктринах наименование церков-но-государственной «симфонии».

В результате этих процессов церковь, возникшая из стремления к восполнению ущербности социальной и политической организации до совершенства её идеального образца, сложившегося в религиозном сознании, превратилась, как и государство, в систему отношений, отчуждённых от вступающих в эти отношения людей.

Обнаруживающие немало черт сходства представления о «небесной иерархии», церковной организации и лестнице государственных чинов, как и соотношение общего и единичного в системе философских категорий Средневековья, отобразили положение человека в социальной структуре, развившейся в нечто «сверхприродное», независимое от «естественных» связей между людьми, имеющее самостоятельную ценность и гораздо более стабильное, чем преходящее человеческое существование. Семиотической стороной того же самого явления стало отделение образа государя священной державы от представляющего этот образ человека, превращение образов божества и его представителей в знаки господствующей над человеком, не исключая и властителя, имперсональной силы.

Таким образом, многие организационные, культовые и вероучитель-ные особенности церкви явились, с одной стороны, следствиями, с другой

стороны - «ферментами» развития и воспроизводства отчуждения власти от общества, государственного аппарата - от интересов сословий и других общественных групп.

Сложившийся в Византии, а к XVI веку - в других формах - образовавшийся в России разрыв между государством и обществом, воспроизведённый религиозным мировоззрением в виде парадоксального (взаимоисключающего и взаимодополнительного) сочетания божественного и человеческого порядков вещей, характерного для самых разных элементов православной традиции, не был прёодолён законодательными способами и закрепился как на массовом, обыденном, так и на концептуальном уровне религиозного сознания. Характерные для русской религиозной мысли представления о недостаточности рациональных критериев истины, «видимых», эмпирически регистрируемых показателей соборного единства церкви и институциональных, кодифицированных механизмов управления государством являются с этой точки зрения реализацией одного и того же противоречия.

Особую роль играют в такой ситуации массовые представления о сущности и тенденциях развития религиозных и политических институтов (не всегда различаемых обыденным сознанием), являющиеся своеобразным инвариантом, «общим знаменателем» многих вероучительных и религиозно-философских концепций. В специфических для Русской православной церкви условиях неразработанности социально-политической доктрины такие представления нередко выполняют функции неписаного кодекса социальной практики.

По мере усложнения общественных отношений к традиционным для православия установкам на архаичные, стихийно складывающиеся коллективные представления и на авторитет церковной организации прибавилась (хотя и не получила широкого распространения) ориентация на социальную конвенцию.

Если первая из этих позиций предполагает отождествление формы и смысла традиционных знаковых систем, образов «священного царства» - и принципов не только церковного, но и государственного устройства, то вторая связана с признанием большей или меньшей (в зависимости от исторической ситуации) условности этих образов, с удалением сроков осуществления этих принципов в «мирской» и, в частности, политической жизни в неопределённую временную перспективу, а третья - со склонностью к конвенциональному восприятию такой символики и демократическим преобразованиям в церкви и государстве.

В условиях переживаемого российским обществом кризиса и разрушения системы социальных статусов актуализация всех трёх подходов к материалу традиции обусловлена, с одной стороны, происходящими в различных общественных группах поисками нового идейного оформления своих интересов, с другой - испытываемыми Русской православной церковью трудностями определения своего отношения к государству. В равной степени это касается и выбора между двумя сложившимися ещё в первой половине XX века воззрениями на исторический процесс: взглядом на него как на постепенное «расцерковление» государства и общества, движущихся к эсхатоло-

гическому разрушению и гибели, или, напротив, поступательное «воцерков-ление» социальных и политических институтов.

Показанное выше значение массовой религиозности и переходное состояние общества указывают, помимо таких путей продолжения работы над темой, которые диктуются внутренней логикой исследования (как, например, изучение связей между элементами различных уровней религиозного сознания, а также между ними - и социальной практикой), на необходимость непосредственного наблюдения и конкретно-социологического анализа изменений в жизни православных общин и братств, сопоставления полученных результатов с ходом формирования общественной структуры и политической системы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Безлепкин, Александр Сергеевич, 1998 год

БИБЛИОГРАФИЯ

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: Мысль, 1971.-174, [2] с.

2. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 239 с.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 280 с.

4. Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.: Наука, 1965. - 263 с.

5. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. - М.: Знание, 1978.-68 с.

6. Мечковская Н.Б. Язык и религия. - М.: Агентство «ФАИР», 1998. -352 с.

7. Мчедлов М.П. Политика и религия. - М.: Сов. Россия, 1987. - 251, [2] с.

8. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. - М.: Космо-полис, 1994.-223 с.

9. Яблоков И.Н. Религиоведение // Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. - М.: Гардарика, 1998. - С. 5-314.

10.Яблоков И.Н. Социология религии. - М.: Мысль, 1979. - 184 с.

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

11 .Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М.: Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1880. - Т.1 (4.1). - XXIV, 793 е.; 1881. - Т.1 (4.2). - 6, 792, XV е.; 1900. -Т.2 (4.1). -XIII, 919 е.; 1911. -Т.2 (4.2). -616 с.

12.Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. - М.: Наука, 1991. - Т.1. -XV, 685 е.; т.2. -659, III с.

13.У7ебе<Эев А.П. История Вселенских соборов // Собрание церковно-исторических сочинений Алексея Лебедева. - СПб.: Тузов, 1904. -Т.З. - 374, [2] е.; т.4. - 343, [3] с.

14.Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. - М.: ДиК, 1997. - VI, 381 с.

15.Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. - М.: Спасо-Преображ. Валаам. Ставропиг. монастырь, 1994. -398, [1] с.

16.Никольский H.M. История русской церкви. - М,: Политиздат, 1988. -445, [3] с.

М.Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995. -511с.

18. Русское православие: вехи истории. - М.: Политиздат, 1989. - 719, [1]с.

19.Eliade M. Histoire des croyances et des idées religieuses - Paris: Ed. Payot, 1978.-Vol. 2.-523 p.

ИССЛЕДОВАНИЯ

20. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Coda, 1997.-343 с.

21. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. -446 с.

22. Аверинцев С. С. Христианская мифология // Мифы народов мира. -М.: Советская энциклопедия, 1991. - Т. 2. - С. 598-604.

23. Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли // Культура Византии. IV- первая половина VII в. - М.: Наука, 1984. - С. 42-77.

24. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М.: Политиздат, 1991. - 398 с.

25. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется?: Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. - М.: Россия молодая, 1992. -299 с.

26.Андреева Л.А. Особенности государственно-церковных отношений в СССР в 80-е годы XX столетия: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1996.-136 с.

27. Бакалов Г. Универсалистские аспекты идеи о «Третьем Риме» // Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центров идеологии и культуры до XVII в. - М.: Ин-т российской истории РАН, 1997. - С. 210-222.

28.Басилов В.Н. О происхождении культа невидимого града Китежа (монастыря) у озера Светлояр // Вопросы истории религии и атеизма. - М., 1964. - Вып. XII. - С. 150-169.

29.Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. -М.: Прогресс - Универс, 1995. -456 с.

30. Блок М, Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространённых преимущественно во Франции и в Англии. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 712 с.

31. Бызов Л., Филатов С. Религия и политика в общественном сознании советского народа // Религия и демократия: На пути к свободе совести. - М.: Издательская группа «Прогресс - Культура», 1993. -Вып. II. - С. 9-42.

32.Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI - XVII века. - М.: Мысль, 1995.-637, [1] с.

33. Бычкова М.Е. Византийские традиции и реалии формирования сословий в России (XVI - XVII вв.) // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. - М.: Российская академия наук, 1995. - С. 322-328.

34.Воронцова Л.М., Филатов С.Б. Религиозность - демократичность -авторитарность // Полис. - 1993. - № 3. - С. 141-148.

35. Гардзанити М. Библейские слова и образы в «Чине венчания на царство Ивана IV» // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. - М.: Российская академия наук, 1995. - С. 226-230.

36.Гэрдиенко Н.С. Современное русское православие. - П.: Лениздат, 1988.-302 с.

37. Гоафский В.Г. Представления о власти и законе в Средневековой Руси: римско-византийские влияния // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. - М.: Российская академия наук, 1995. - С. 120-136.

38.Егоркин В.Г. Социально-философское наследие античности в восточнославянской духовности средневековья, XI - первая треть XVIII вв.: Дис. ... д-ра филос. наук. - Бийск, 1995. - 330 с.

39. Ерёменко В.П. Социально-философский анализ исторической концепции современного русского православия.: Дис. ... д-ра филос. наук. - Киев, 1992. - 260 с.

40. Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог // Успенский Б. А. Избранные труды. - М.: Языки русской культуры, 1996. - Т. 1. - С. 205-337.

41. Жуков В.Н. Проблема истины в православии. Гносеологический и социальный аспекты. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - 93 с.

42. Зимин A.A. Опричнина Ивана Грозного. - М.: Мысль, 1964. - 535 с.

43. Иваненко С. Социально-политическая ориентация Русской Православной Церкви // Власть. - 1995. - № 1. - С. 55-60.

44. Иннокентий Просвирнин, архимандрит. Монте-Кассино и Радонеж // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. - М.: Российская академия наук, 1995. - С. 151-158.

45. Каждан А.П. Византийская культура (X - XII вв.). - М.: Наука, 1968. -231, [2] с.

46. Каждан А.П. О социальной природе византийского самодержавия // Народы Азии и Африки. - 1966. - № 6. - С. 52-64.

47. Казакова H.A., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1955.-544 с.

48. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии: (На материалах древних верований и христианства). - М.: Мысль, 1984. - 222 с.

49. Карги на И. Г. О динамике развития христианских конфессий // СОЦИС. - 1998. - №6. - С. 111-118.

50. Кириков О. И. Критический анализ догматических обоснований православной концепции «макродиаконии»: Дис. ... канд. филос. наук. -М., 1988.-150 с.

51. Клочков В.В. Закон и религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР. - М.: Политиздат, 1982. - 160 с.

52.Корзун М.С. Русская православная церковь, 1917 - 1945 гг.: Изменение социально-политической ориентации и научная несостоятельность вероучения. - Минск: Беларусь, 1987. - 111 с.

53. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. - М.: Наука, 1979.-295 с.

54. Красников Н.П. Русское православие, государство и культура. - М.: Знание, 1989. -62 с.

55. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. - Киев: Вища школа, 1988. - 177 с.

56. Курбатов Г.Л. Ранневизантийский город. Антиохия в IV веке. -Л,; -Яемалл^ ^ч-тл», } 1962. —286 с.

57. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. - М.: Политиздат, 1982. -263 с.

58.Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. - М.: Мысль, 1971.-270 с.

59.Лазарев В.Н. Византийская живопись. - М.: Наука, 1971. -404, [4] с.

60. Лисавцев Э.И. Эволюция политической ориентации русской православной церкви: Дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1977. - 418 с.

61.Лихачёв Д.С. Смех как мировоззрение // Лихачёв Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л.: Наука, 1984. - С. 771.

62.Лотман Ю.М. Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры // Успенский Б.А. Избранные труды. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - Т. 1. - С. 338-380.

63. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Споры о языке в начале XIX в. как факт русской культуры // Успенский Б.А. Избранные труды. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - Т. 2. - С. 411-572.

64.Лукина М. Христианский церковно-общественный канал: год в московском эфире //Диа-Логос. Религия и общество. 1997. - М.: Истина и Жизнь, 1997. - С. 137-150.

65. Медведев И.П. Роль Византии в средневековом христианском мире вообще и в христианизации Руси в частности // Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центров

идеологии и культуры до XVII в. - М.: Ин-т российской истории РАН,

1997. - С. 124-134.

66. Михайлов Г. А. Критика современной богословской концепции роли православия в истории России: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1973. - 167 с.

67. Морозова Л.Е. Иван Грозный и публицисты XVI века о пределах и характере царской власти // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. - М.: Российская академия наук, 1995. - С. 236-250.

68. Мчедлов МЛ. О религиозности российской молодёжи // СОЦИС. -

1998. - №6. - С. 107-111.

69. Новиков М.П. Идеология современного русского православия: Дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1965. - 449 с.

70.Пазухин Е. Пути «религиозного ренессанса» // Религия и демократия: на пути к свободе совести. - М.: Издательская группа «Прогресс - Культура», 1993. - Вып. II. - С. 43-68.

71. Панков Г.Д. Изменение места и функций церкви в советском обществе: (На материалах русского православия): Дис. ... канд. филос. наук. -М., 1990. - 144 с.

72.Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. - СПб.: Изд-во «Апе-тейя», 1998.-306 с.

73.Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.-Т. 3. - С. 11-261.

74. Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России - опыт и проблемы взаимодействия: Дис. ... канд. политол. наук. - М., 1996. - 151 с.

75.Плюханова М.Б. Мифологема сыновней жертвы в государственно-историческом сознании Московского царства // Механизмы культуры. - М.: Наука, 1990. - С. 152-173.

76. Поджи В. Иоанн-Павел Кампана и Иван Грозный // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. - М.: Российская академия наук, 1995. - С. 272-287.

77.Полосин В. Разработка концепции государственно-церковных отношений в России // Кентавр. - 1995. - №2. - С. 143-146.

78.Полосин B.C. Русская Православная Церковь и государство: (Международно-правовой и политологический аспекты, 1971 - 1991 гг.): Дис. ... канд. политол. наук. - М., 1993. - 175 с.

79.Попов A.C. Критика абстрактно-гносеологического подхода к религиозной идеологии // Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 1991. - №3. - С. 45-53.

80.Попов A.C., Элбакян Е.С. Религия в сознании российской интеллигенции // Вестник Московского университета. - Серия 12. Политические науки. - 1996. - №5. - 65-80.

81. Савельев В.Н. Свобода совести в истории общественной мысли: Дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1995. - 265 с.

82. Сидоров В.П. Социально-политическая доктрина русской православной церкви, XX столетие: Дис. ... д-ра филос. наук. - СПб., 1996.-296 с.

ЪЪ.Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). - М.: Изд-во «Индрик», 1998. - 416 с.

84. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М.: Наука, 1975. - 248 с.

85. Солдатов А. Политические течения в Русской Православной Церкви на фоне президентских выборов 1996 года в России // Диа-Логос. Религия и общество. 1997. - М.: Истина и Жизнь, 1997. - С. 91-113.

86. Страхов А. Б. О пространственном аспекте славянской концепции небытия // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. - М., 1988. - Вып. I. - С. 92-94.

87. Тихонова Г.Ю. Новые тенденции в идеологии русского православия 80-х годов: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1988. - 146 с.

88. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М.: Наука, 1983. - 277 с.

89. Успенский Б.А. Избранные труды. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - Т. 1. - 608 с.

90. Филатов С., Воронцова Л. Как идёт религиозное возрождение России? // Наука и религия. - 1993. - №6. - С. 14-15.

91 .Флоря Б.Н. О некоторых аналогиях в развитии древнерусской и западноевропейской общественной мысли в эпоху средних веков // Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центров идеологии и культуры до XVII в. - М.: Ин-т российской истории РАН, 1997. - С. 240-251.

92. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М. : Политиздат, 1983. - 703 с.

93. Чернецов A.B. Представление русских книжников XVI в. о власти русских князей и византийских императоров // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. - М.: Российская академия наук, 1995. - С. 266-271.

94. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды. XVII - XIX вв. - М.: Наука, 1967. - 339, [3] с.

95. Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь. - М.: Наука, 1990. - 173 с.

96. Щапов Я.Н. К изучению «Чина венчания на царство Ивана IV» // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. - М.: Российская академия наук, 1995. - С. 213-225.

97. Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943 - 1964 годах: От «перемирия» к новой войне. -СПб.: Изд. об-ние «ДЕАН + АДИА - М», 1995. - 216 с.

98.Элиаде М. Миф о вечном возвращении. - СПб.: Изд-во «Апетейя», 1998.-250 с.

99.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994. -527 с.

100. Billington J.H. The Icon and the Axe. - London: Weldenfeld a. Nicol-son, 1966. -XVIII, 786, XXXIII p.

101. Dagron G. Empereur et prêtre. Etude sur le « césaropapisme » byzantin. - Paris: Gallimard, 1996. -435 p.

102. DempfA. Sacrum Imperium. Geschichts- und Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance. München; Berlin: Oldenbourg, 1929. -XV, 574 S.

103. Detienne M. Dionysos mis à mort. - Paris: Gallimard, 1977. - 234 p.

104. Duncan P.J.S. Orthodoxy and Russian Nationalism // Church, Nation and State in Russia and Ukraine. - London; Houndmills: Macmillan, 1991. - P. 312-332.

105. Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy. Origins and Background. - Washington: Dumbarton Oaks Center, 1966. -Vol. 1. -XVIII, 452 p.; vol. 2. -XII, 453-975 p.

106. Levi-Strauss C. Les structures élémentaires de la parenté. - Paris: La Haue, Mouton, 1968. -XXX, 591.

107. Meerson M. The Political Philosophy of the Russian Orthodox Episcopate in the Soviet Period // Church, Nation and State in Russia and Ukraine. - London; Houndmills: Macmillan, 1991. - P. 210-227.

ИСТОЧНИКИ

108. Андрей Лоргус, диакон. Золотая середина // ЖМП. - 1992. - № 9. - С. 38-39.

109. Андрей Лоргус, диакон. Кесарю кесарево. Историческая апология // ЖМП. - 1992. - № 11 -12. - С. 57-62.

110. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. - М.: Мысль, 1984. - Т.4. - 830 с.

111. Афанасьев H.H., протоиерей. Кафолическая Церковь //ЖМП. -1993. -№ 10. - С. 20-35.

112. Бердяев H.A. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. - Берлин: Обелиск, 1923. -246 с.

113. Больсунов Н. Подлинное отношение христианства к коммунизму // ЖМП. - 1994. - № 3. - С. 68-72.

114. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов - М.: Путь, 1911. - Т. 1. - XXI, 303 е.; т. 2. -313 с.

115. Булгаков С.Н. Церковь и государство // Вопросы религии - М.: Книж. маг. Д.П. Ефимова, 1906. - Вып. 1. - С. 53-101.

116. Булгаков С.Н. Церковь и культура II Вопросы религии.. - М.: Книж. маг. Д.П. Ефимова, 1906. - Вып. 1. - С. 38-52.

117. Валентин Асмус, протоиерей. О монархии и нашем к ней отношении // Радонеж. - 1997. - № 2 (46). - С. 4-5.

118. Валентин Асмус, протоиерей. О некоторых церковных канонических идеях патриарха Никона // Ежегодная Богословская

Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 1992 - 1996 гг. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Ин-та, 1996. - С. 41-44.

119. Валентин Асмус, протоиерей. Седьмой Вселенский Собор 787 г. и строй в Церкви // Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 1992-1996 гг. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Ин-та, 1996. - С. 63-74.

120. Валентин Асмус, протоиерей. Учение св. царя Юстиниана о священстве и царстве // Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 1992-1996 гг. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1996. - С. 34-40.

121. Валентин Асмус, протоиерей. Церковные полномочия императоров в поздней Византии // Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 1992-1996 гг. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Ин-та, 1996. - С. 296-298.

122. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. -М.: Отчий дом, 1994. - 446 с.

123. Владислав Цыпин, протоиерей. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов // ЖМП. - 1994. - № 1. -С. 19-30.

124. Всеволод Чаплин, священник. Ради мира в Церкви и обществе // ЖМП. - 1997. - № 12. - С. 58-61.

125. Гэоргий Кочетков, священник. Книга о. Николая Афанасьева «Служение мирян в Церкви» и современность // Вестник Русского Христианского Движения. - 1997. - № II-III (176). - С. 82-118.

126. Георгий Кочетков, священник. Церковь и государство в современной России // Континент. - 1996. - № 3. - С. 220-227.

127. Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 63 с.

128. Гэричева Т.М. Христианство и современный мир. - М.: Алетейя, Ступени, 1996.-297 с.

129. Григорий (Граббе), епископ. Церковь и её учение в жизни. -Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1992. - 380 с.

130. Дионисий Ареопааит. О небесной иерархии. - СПб.: Глаголъ, РХГИ, Университетская книга, 1997. - LXVI, 188 с.

131. Доклад Председателя комиссии Священного Синода по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе // ЖМП. - 1997. - № 6. - С. 2628.

132. Доклад Святейшего Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе //ЖМП. - 1997. - № 3. - С. 12-82.

133. Духовный Регламент всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца всероссийского. - М.: Синод, тип., 1904. - 198, [2] с.

134. Заявление Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви // ЖМП. - 1992. - № 1. - С. 8.

135. Иларион. Слово о Законе и Благодати. - М.: Столица, Скрипторий, 1994. - 146 с.

136. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Лодья, 1998.-464, [1]с.

137. Иоанн (Максимович), архиепископ. Страстотерпец Николай II // ЖМП. -1998. -№ 6.-С. 44.

138. Иоанн (Максимович), архиепископ. Царь Николай Многострадальный //ЖМП. - 1998. - № 6. - С. 45.

139. Иоанн (Маслов), архимандрит. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси // Богословские труды. - М., 1992. - Сб. 31. - С. 16-33.

140. Иоанн Мейендорф, протопресвитер. О литургическом восприятии пространства и времени // Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Труды XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 8-15 августа 1991). - СПб: Византинороссика, 1995.-С. 1-10.

141. Итоговый документ III Всемирного Русского Народного Собора // ЖМП. - 1995. - №12. - С. 53-59.

142. Камчатное А. Сакральный славянский язык в Церкви и культуре // Современное обновленчество - протестантизм «восточного обряда». - М.: Одигитрия, 1996. - С. 134-138.

143. Карсавин Л.П. Аскетизм и иерархия // Минувшее. Исторический альманах. - Paris, 1991. - Вып. 11. - С. 211 -231.

144. Карсавин Л.П. Восток, запад и русская идея. - Пб.: Academia, 1922.-80 с.

145. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Возрождение Православия и обновление России IIЖМП. - 1993. -№9. - С. 7-12.

146. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Через духовное обновление русского народа - к его национальному возрождению//ЖМП. - 1995. - №1-4. - С. 39-48.

147. Комаров Е. Церковь сохранила единство // ЖМП. - 1992. - №7. -С. 4-11.

148. Лев Диакон. История. - М.: Наука, 1988. - 238 с.

149. Легойда В. Современная религиозность: феномен гражданской религии в США II ЖМП. - 1997. - №11. - С. 60-70.

150. Лекторский Д. Православие «восточного обряда» // Русская мысль. - 27 февраля - 5 марта 1997. - С. 9.

151. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // ЖМП. - 1994. - №2. - С. 91-106.

152. Максим Грек. Сочинения. - Казань: Тип. Губ. правл., 1860. - Ч. 2. - 460 с.

153. Максим Козлов, священник. Взаимоотношения Церкви и государства. (К истории вопроса) //ЖМП. - 1992. - №9. - С. 34-35.

154. Мень А. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. -М.: СП «Слово», 1991.-191 с.

155. Михаил (Мудьюгин), архиепископ. Русская православная церковность, вторая половина XX века. - М.: Библ.-богосл. ин-т, 1995.-124 с.

156. Михаил Чельцов, священник. Христианство и политика // ЖМП. -1994. -№3. - С. 54-66.

157. Никиты Хониата история со времени царствования Иоанна Комнина - СПб.: Тип. Г. Трусова, 1862. - Т. 2. - XV, 540 с.

158. Обращение Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода к работникам средств массовой информации // ЖМП. -

1992.-№1,-С. 9-10.

159. Ориген. Против Цельса. - М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. - 365 с.

160. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. - М.: Наука,

1993.-432 с.

161. Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский. Жизнь и деятельность Русской Православной Церкви (Доклад на Поместном Соборе) // ЖМП. - 1971. - №7. - С. 4-26.

162. Платон. Собрание сочинений в 4 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. -860, [2] е.; 1994. - Т. 4. - 830, [1] с.

163. Повесть временных лет. - М. ; Л.: Академия наук СССР, 1950. -Ч. 1. - 406 с.

164. Политические партии России. - М.: Луч, 1994. - Ч. 1. - 235 с.

165. Послание монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея дьяку М.Г. Мисюрю Мунехину с опровержением астрологических предсказаний Николая Булева и с изложением концепции «Третьего Рима» // Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV - XVI вв.). - М.: Изд-во «Индрик», 1998. - С. 336-346.

166. Послания Ивана Грозного. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.-716 с.

167. Поспеловский Д.В. Некоторые проблемы современной Русской православной церкви - её внутренней жизни, культуры, образования // Вестник Русского Христианского Движения. - 1995. -№ III (172).-С. 198-231.

168. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917 - 1941. Документы и фотоматериалы. - М.: Изд-во Библейско-Богословского Ин-та св. апостола Андрея, 1996. -352 с.

169. Свенцицкий А. Сталин и Хрущёв глазами православного мирянина // Образ. - 1995. - №2. - С. 118-138.

170. Смолич И. Жизнь и учение старцев // Богословские труды. - М., 1992. - Сб. 31. - С. 97-174.

171. Советы и рассказы Кекавмена. - М.: Наука, 1972. - 743 с.

172. Соловьёв В. Чтения о Богочеловечестве; Стихотворения и поэма; Из «Трёх разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. -СПб.: Худож. лит., 1994. - 528 с.

173. Стефан Красовицкий, иерей. Ответ апологету коммунистической идеологии // Православная Русь. - 1996. - №4. -С. 5-15.

174. Стоглав. - СПб.: Кожанчиков, 1863. - [4], 312 с.

175. Столыпин П.А. О вероисповедных законопроектах и о взгляде правительства на свободу вероисповедания //ЖМП. - 1992. - №9. - С. 36-38.

176. «Так истязуется и распинается истина...» А.Ф. Лосев в рецензиях ОГПУ // Источник. - 1996. - №4. - С. 115-129.

177. Тимофей Сельский, иерей. Ветви лозы божественныя // Православная Русь. - 1996. - №2. - С. 3-4.

178. Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1996. - Т. 2. -877, [2] с.

179. Флоренский П.А. Около Хомякова (Критические заметки). -Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1916. - 78 с.

180. Флоровский Г. Антиномии христианской истории: империя и пустыня II ЭОН. Альманах старой и новой культуры. - М., 1994. -Вып. I-II.- С. 134-172.

181. Франк C.J1. Духовные основы общества. - Paris: YMCA PRESS, 1930.-313, [4] с.

182. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. -СПб.: Алетейя, 1994. - 445 с.

183. Хоружий С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. - 1991. - №5. -С. 26-57.

184. Царство вечное // Православная жизнь (Orthodox Life). - 1996. -№11. - С. 1-3.

185. Цыпин В.А. Церковное право. - М.: Изд-во МФТИ, 1996. - 442 с.

186. Шаргунов А., протоиерей. Чудеса св. царя-мученика Николая II // Православная Русь. - 1996. - №11. - С. 4.

187. Шишкин А. Ответ на одну антикритику // ЖМП. - 1961. - №6. -С. 76-80.

188. Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия. - М.: Христиан, лит., 1992. -230 с.

189. Agapeti Capita admonitoria // PG. - 1860. - Vol. LXXXVI. - Col. 1163-1186.

190. Athanasii Oratio III contra Arianos // PG. - 1857. - Vol. XXVI. - Col. 321-468.

191. Basilii Eunomii liber Apologeticus // PG. - 1857. - Vol. XXX. - Col. 835-870.

192. Basilii Praevia institutio ascética // PG. - 1857. - Vol. XXXI. - Col. 619-626.

193. Eusebii De laudibus Constantini // PG. - 1857. - Vol. XX. - Col. 1315-1440.

194. Gregorii Nazianzeni Oratio XVII (Ad cives Nazianzenos) // PG. -1857. - Vol. XXXV. - Col. 963-982.

195. Gregorii Naziarizeni Oratio XXXI // PG. - 1858. - Vol. XXXVI. - Col. 133-172.

196. Gregorii Nazianzeni Poemata dogmatica // PG. - 1858. - Vol. XXXVII. - Col. 398-522.

197. loannis Chrysostomi De mundi creatione II PG. - 1859. - Vol. LVI. -Col. 429-500.

198. Photii Epistolarum libri tres // PG. - 1860. - Vol. Oll. - Col. 585-990.

199. Theodori Balsamonis In canones concilii Ancyrani// PG. - 1865. -Vol. CXXXVII. - Col. 1121-1196.

200. Thomae Aquinatis Opera omnia. - Romae: Ex typographia polyglotta s. c. de propaganda fide, 1888. - T. IV. - 509 p.; 1889. - T. V. - 584 p.

201. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. - Paris; Leipzig: H. Welter, 1901.-T. VII.-1188, [14] col.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.