Взаимодействие субъектов воспитания как фактор духовно-нравственного развития подростков в условиях клубной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Душко, Валентина Витальевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Душко, Валентина Витальевна
Введение.
Глава 1. Теоретические основания проблемы взаимодействия субъектов воспитания как фактора духовно-нравственного развития личности.
1.1. Теоретические предпосылки исследования проблемы духовного развития личности.
1.2 Теоретические основы взаимодействия субъектов воспитания.
1.3 Особенности духовно-нравственного развития подростка в современных условиях.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Моделирование взаимодействия субъектов воспитания в процессе духовно-нравственного развития школьников.
2.1. Диагностика отношений в системе взаимодействия субъектов воспитательного процесса.
2.2. Модель взаимодействия субъектов воспитания в процессе духовнонравственного развития личности.
Выводы по главе 2.
Глава 3. Педагогическое обеспечение духовно-нравственного развития школьников в условиях клубной деятельности.
3.1. Воспитательные возможности клубной деятельности.
3.2. Педагогические условия организации взаимодействия субъектов воспитания.
3.3. Опытно-экспериментальная работа.
3.4. Итоги опытно-экспериментальной работы.
Выводы по главе 3.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств2008 год, кандидат педагогических наук Зайцева, Лариса Николаевна
Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности2005 год, кандидат педагогических наук Поздникина, Наталья Николаевна
Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств школьников в системе гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной российской школе1999 год, кандидат педагогических наук Осипова, Светлана Дмитриевна
Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи2004 год, кандидат педагогических наук Джишкариани, Тамара Джарназиевна
Формирование нравственных убеждений подростков в процессе вокально-хорового обучения2008 год, кандидат педагогических наук Мальцева, Татьяна Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие субъектов воспитания как фактор духовно-нравственного развития подростков в условиях клубной деятельности»
В современных социально-экономических и морально-психологических условиях современному человеку необходимо обладать не только развитыми адаптационными способностями, помогающими выживать, но и быть способным изменять сами жизненные условия, изменяясь при этом внутриличностно, управляя собственной жизнью. Подобная философия жизни ставит вопрос о духовно-нравственном становлении личности, о развитии самосознания человека, о воспитании гуманистической личности, способной к самоопределению, самореализации в современном социокультурном пространстве.
Современная ситуация, характеризующаяся тенденциями гуманизации и демократизации, ориентирует образование на становление свободной, творческой личности, владеющей ценностями культуры, способной адаптироваться в изменяющемся мире. Законы Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав подростка в Российской Федерации», «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» и др. документы утверждают приоритет воспитания в подготовке подрастающих поколений к полноценной жизни в обществе, развитии у них высоких духовно-нравственных качеств.
Одна из глубинных причин политической и экономической нестабильности в России и ряде других стран - утрата духовности и смысла жизни, что приводит «к выпадению человека из истории», что может привести к антропологической катастрофе (М.К. Мамардашвили). Современный мир стоит перед проблемами, от решения которых зависит останется ли XXI век «живым». А решение этих проблем заключено в ответе на вопрос: станет ли он веком культуры и образования. Отечественная философская (Г.С. Батищев, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили и др.), психологическая (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и др.) и педагогическая мысль (A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.) всегда искали новые формы образования подрастающих поколений, способных помочь сохранить у вступающей в жизнь молодежи способность радоваться, удивляться, открывать, верить и творить, осознавать мир и свое место в мире, веру и возможность преображения мира посредством очеловечивания и окультуривания себя. Именно образование (обучение и воспитание), являющееся кладезем культурных ценностей, способно приобщить человека к духовным ценностям, приоритетными среди которых являются духовность, нравственность, гуманизм. Именно сегодня наше общество нуждается в не только образованных людях, а прежде всего в личностях, наделенных такими чертами, как милосердие, сострадание, совестливость, терпимость, доброта, отзывчивость.
Школа является образовательным институтом, осуществляющим духовное воспроизводство, что, безусловно, требует от нее ответственности за повышение уровня духовности молодежи как базисной характеристики, за овладение молодыми морально-нравственными ценностями.
Однако на сегодня или утрачен авторитет среди подростков и молодежи субъектов воспитательной деятельности (школа, педагоги, родители, детские общественные организации) или нет достаточной ясности в определении конкретных социальных возможностей в условиях современного социума.
Преобразования социально-экономической и культурной жизни общества вызвали к жизни новое парадигмальное осмысление образования, и педагогика в этих условиях призвана принять и теоретически осмыслить материальную и духовную сферу, новое жизненное пространство, в котором будет воспитываться новое подрастающее поколение
Научный поиск решения проблемы духовно-нравственного развития молодежи направлен на разрешение противоречий, которые являются с одной стороны порождением предыдущей эпохи, а с другой - растерянностью школы в сложившейся социальной и педагогической ситуации. К таким проявлениям современных издержек воспитания можно отнести следующие:
- Направленность усилий педагогов на борьбу с недостатками в личности подростка, что маскирует главную цель воспитания, которая состоит в формировании духовного мира растущего человека, в развитии его добродетелей и достоинств;
- воспитатель зачастую не принимает подростка таким, каков он есть, а предписывает ему программу «таким быть»;
- вербальные методы воспитания выступают в качестве ведущих и создается иллюзия больших возможностей и успешности воспитательного процесса;
- воспитание подменяется процессом обучения и растворяется в дидактических принципах и методах;
- воспитание направлено на избегание неудач, а не на успех в деятельности и общении и т.п.
Необходимость преодоления этих проявлений прежней парадигмы воспитания, где запреты, ограничения и наказания порождали непонимание и внутреннюю отчужденность человека от себя, где исчезает полифония духа и остаются монологические действия и воздействия, настоятельно требует переосмыслить традиционно применяемые средства воздействия на ученика, переоценить позицию учителя во взаимодействии с учеником. Взаимодействие составляет важнейшую сущностную характеристику педагогического процесса. И для педагогической науки очевидно, что эти поиски лежат в гуманистической парадигме образования. В качестве задач сегодня выдвигается формирование у подрастающего поколения способности к культурному самоопределению в отношениях к себе, к обществу, к окружающим людям, к духовным и материальным ценностям. В таком контексте цель воспитания понимается как воспитание человека - субъекта собственной жизни, а поиск средств, способствующих этому, находится в пространстве гуманистических отношений субъектов.
Существует потребность в теоретических и практических исследованиях предметно-целесообразной совместной деятельности и общения в контексте духовных ценностей, формирующих нравственный опыт подростков, как особой социально-демографической подгруппы молодежи, у которой интенсивно идет формирование основных свойств личности, среди которых системообразующим выступает индивидуально-личностное самоопределение. В отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе имеется научно значимый материал, связанный с представлениями о развитии межсубъектного взаимодействия (Г.С.Батищев, М.И.Бахтин, В.В. Горшкова, И.В. Дубровина, И. А. Зимняя, К. Роджерс и др.).
Очерчивается проблема: какими должно быть взаимодействие педагогов и воспитанников, чтобы создать условия для развития потребности в свободном и ответственном определении духовно-нравственных ценностей. Это стало основанием для определения темы исследования: «Взаимодействие субъектов воспитания как фактор духовно-нравственного развития подростков в условиях клубной деятельности»
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание школьников.
Предмет исследования: взаимодействие субъектов воспитания как фактор духовно-нравственного развития личности подростка в условиях клубной деятельности при общеобразовательных учреждениях.
Цель исследования: выявить и обосновать условия взаимодействия субъектов воспитания, способствующие духовно-нравственному развитию личности подростков в условиях внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: строилась на предположении о том, что взаимодействие субъектов воспитания обеспечит духовно-нравственное развитие личности подростков, если
- оно рассматривается как специально организованный процесс межсубъектного взаимодействия, направленный на совместный поиск ценностных ори-ентаций педагогов и учащихся;
- содержанием развития межсубъектных отношений выступают различные виды духовно-практической деятельности, основанные на особенностях подростковой субкультуры;
- этапы взаимодействия субъектов воспитания отражают логику духовно-нравственного развития личности как результат организации ее духовного запроса и нравственного поведения в пространстве развивающихся межсубъектных отношений;
- клубные объединения являются одной из наиболее эффективных форм взаимодействия в решении задач нравственного воспитания. Задачи:
1. Обосновать аксиологический потенциал взаимодействия субъектов воспитания в процессе духовно-нравственного развития личности.
2. Раскрыть сущность духовно-нравственного развития подростка, содержание и способы его организации в процессе взаимодействия субъектов воспитания.
3. Выявить уровни духовно-нравственного развития личности и особенности оценки межсубъектного взаимодействия с позиции педагогов и учащихся.
4. Разработать и обосновать содержание и технологию взаимодействия педагога с воспитанниками в условиях клубной деятельности на базе общеобразовательной школы.
Организация исследования:
I этап (1999-2001 гг.) проводилось изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, осуществлялся анализ опыта работы подростковых клубов школ г. Санкт-Петербурга по обеспечению процесса духовно-нравственного развития школьников. Определялись исходные положения диссертационного исследования.
II этап (2001-2003 гг.) констатирующий эксперимент: анкетирование педагогов и учащихся с целью выявления их позиции по вопросам взаимодействия, их отношение к различным формам воспитательной работы, уровня ценностных отношений к себе, к другим, к школе, к обществу, к себе, к другим, к школе, к обществу.
III этап (2003-2006 гг.) подготовка и проведение формирующего эксперимента ( разработка программы, развертывание эксперимента, обобщение полученных результатов исследования), текстовое оформление диссертации.
IV этап (2006-2007 гг.) обработка и оформление результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: общеобразовательные учреждения 411, 419, 555, 302 Санкт-Петербурга, подростковые клубы при общеобразовательных учреждениях.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: совокупность философских, социально-педагогических и педагогических положений, раскрывающих общенаучные категории «личность», «духовность», «нравственность», «ценности», «взаимодействие»; идеи о творческих возможностях личности в духовном совершенствовании; гуманистические концепции личности как индивидуальности и саморазвивающейся целостности; положение о субъект-субъектном характере взаимодействия педагогов и воспитанников как сущностной характеристики педагогического процесса.
Источниками исследования явились труды отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов по философии и психологии личности (H.A. Бердяев, М.М. Бахтин, JI.B. Выготский, М.С. Каган, A.A. Леонтьев и др.), по теории ценностей (Е.П. Белозерцев, B.C. Библер, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган,
A.B. Кирьякова, Н.Д. Никандров, B.JI. Обухов, В.А. Ядов и др.), по теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, В.В. Горшкова, В.П. Зинченко, М.С. Каган, A.A. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
B.И.Слободчиков и др.), по теории духовно-нравственного воспитания (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, В.В. Розанов, В.А. Караковский, В.А.Мосолов,В-А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова и др.), идеи субъект-субъектных отношений в образовании (Б.Г. Ананьев, Л.П.Буева, В.В. Горшкова, И.А.Зимняя, М.С. Каган, Н.Ф. Радионова, Н.В. Седова и др.), идеи взаимосвязи общения и нравственных ценностей ( Х.И.Лийметс, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, Л.Н.Куликова и др.), исследования развития личности в различные периоды взросления (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Г.Казакина, И.С. Кон, A.B. Мудрик, B.C. Мухина и др.), организация деятельности в образовательных учреждениях (И.П.Иванов, В.А.Караковский, А.С.Макаренко,
C.Т.Шацкий, Н.Е.Щуркова) а также опыт работы автора над проблемой в течение ряда лет.
В ходе работы применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, моделирование и проектирование воспитательных технологий, диагностика (анкетирование, тестирование, диалоги с учащимися, педагогами), наблюдение, эксперимент (констатирующий и формирующий).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Взаимодействие как специально организованный процесс межсубъектных отношений на основе совместной деятельности и общения выступает условием актуализации имеющихся ценностей и личностных переживаний субъектов, ориентации на свободный выбор духовно-нравственнных ценностей и их становление.
2. Духовно-нравственное развитие — это процесс приобретения позитивного опыта, нравственного поведения, результатом которого являются качественные изменения представлений, норм, оценок, чувств, обеспечивающих онтологические устремления личности к высшим ценностям объективного мира, связанных с актуализацией интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений подростков и педагогов.
3. Содержанием взаимодействия в духовно-нравственном развитии выступает познание школьниками себя, окружающего мира, искусства, нашедшего отражение в такой форме взаимодействия как подростковый клуб и в способах познания мира, основанных на неформальном общении, общности увлечений и творчества (диалог, полилог, проектирование и т. д.).
4. Эффективность духовно-нравственного развития подростков в процессе взаимодействия субъектов воспитания определяется моделированием взаимодействия, осмыслением и сопереживанием действительности, гуманистическим характером межсубъектных отношений, учитывающих субкультуру подростков.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в работе:
- уточнено определение понятия «взаимодействие» в контексте духовно-нравственного развития человека как организованного процесса межсубъектных отношении на основе совместной деятельности и общения равнозначных, равносвободных и равноуникальных субъектв воспитания в условиях клубной деятельности;
- обосновано соотношение и взаимообусловленность понятий «духовность», «нравственность», «ценность», и определены содержательная характеристика духовно-нравственной позиции личности во взаимодействии педагога и подростков как субъектов воспитания;
- определен механизм обратной связи взаимодействия педагогов и учеников как субъектов воспитания в поэтапном процессе их совместного поиска ценностных ориентиров духовно-нравственного развития;
- научно обосновано и экспериментально проверено положение о воспитательном потенциале и способов взаимодействия субъектов воспитания в духовно-нравственном развитии личности подростковков в условиях клубной деятельности.
Теоретическая значимость заключается:
- в научном обосновании и проектировании развивающего взаимодействия субъектов воспитания в контексте духовно-нравственного развития подростка, включающая совокупность диагностического, целевого, процессуального и рефлексивного компонентов;
- в определении содержания, комплекса условий и средств формирования духовного мира учащихся в подростковых клубах, готовности педагога к развивающему взаимодействию с позиций педагогической аксиологии;
- в представлении разработанной модели взаимодействия субъектов воспитания в контексте духовно-нравственного развития личности подростка, включающая три основных компонента: интеллектуальный, ценностно-эмоциональный, деятельностно-поведенческий.
Практическая значимость исследования состоит:
- в реализации содержания деятельности подросткового клуба для учащихся и молодежи на базе общеобразовательных учреждений;
- в создании и апробации современных форм взаимодействия субъектов воспитания с учётом специфики субкультуры подростков;
- в разработке научно-методических рекомендации по организации взаимодействия подростков в условиях клубной деятельности как для педагогов в системе повышения квалификации, так и для подготовки студентов психолого-педагогических факультетов в системе высших учебных заведений.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью его исходных данных, применением совокупных методов изучения проблемы, адекватных цели и задачам исследования, опытно-экспериментальной проверкой выдвинутых гипотетических суждений, положительными результатами апробации полученных данных и внедрением разработанной программы в практику клубной деятельности на базе школ.
Апробация результатов исследования результатов исследования проводилась в подростковых клубах «Диалог» ГОУ №411, «Точка опоры» ГОУ №555, «Поиск» ГОУ №419 г. Санкт-Петербурга. Результаты исследования обсуждались на международных, региональных, межвузовских научно-практических конференциях, на заседании лаборатории философских и социокультурных проблем образования взрослых ГНУ «ИОВ РАО» (г. Санкт-Петербург), на курсах повышения квалификации социальных педагогов в ЛОИРО (г. Санкт-Петербург), отражены в публикациях автора.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Духовно-нравственное воспитание младших подростков в процессе изучения древнерусской культуры2008 год, кандидат педагогических наук Рябчикова, Светлана Борисовна
Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования2003 год, кандидат педагогических наук Фархшатова, Ирина Абдуллаевна
Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков1999 год, доктор педагогических наук Петракова, Татьяна Ивановна
Формирование духовно-нравственных качеств подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям2006 год, кандидат педагогических наук Емельянова, Татьяна Витальевна
Теория и практика социального воспитания школьников2003 год, доктор педагогических наук Плоткин, Михаил Маркович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Душко, Валентина Витальевна
Выводы по главе 3
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы и их анализ подтвердили эффективность определенных нами условий, влияющих на духовно-нравственный мир подростка. Подводя итог, следует отметить, что выбранная форма организации взаимодействия - клуб нацеливала подростков на ценностную сферу личности. Работа клуба строилась по трем направлениям, ориентированных на познание себя, окружающего пространства и искусства. Основу содержания составили категории, за которыми стоят наиболее значимые для духовности человека ценности: совесть, ответственность, благородство, сострадание, мужество, честность и др. Каждый блок решал комплекс задач: установление взаимопонимания, доверительных, доброжелательных отношений, актуализация духовных потребностей, развитие субъектности, механизмов самопознания, рефлексивных умений.
131
Организация взаимодействия субъектов воспитания обеспечивалась инновационной технологией: проблемные ситуации, импровизационные игры, инсценирование литературного произведения, интеллектуальный аукцион, защита проектов, участие в благотворительных акциях города и школы и др.
Работа в клубе оказала позитивное влияние на духовно-нравственное развитие подростков, что подтверждено результатами эксперимента. Подростки обрели самостоятельность, уверенность в себе, опыт общения, новые знания, потребность в собственном развитии.
Механизмом позитивных изменений в воспитанниках, их эмоционально-ценностных отношений, выступает педагог как организатор взаимодействия, основанного на взаимном уважении, доверительных отношениях, взаимопонимании, принятии друг друга и т.п.
Заключение
Основная цель данного исследования заключалась в определении воспитательного потенциала взаимодействия и апробации педагогических условий духовно-нравственного развития подростков в контексте их взаимодействия с педагогами.
Теоретико-методологическое обоснование таких понятий, как духовность, мораль, нравственность, ценности, взаимодействие позволило определить исходные теоретические положения диссертации и разрешить обозначенную цель исследования.
На основе интеграции философских, психологических и педагогических подходов рассмотрена сущность и дано определение понятию «взаимодействие», раскрыта содержательная характеристика духовно-нравственной позиции личности, определена модель взаимодействия и духовно-нравственного развития подростков.
Обобщая изложенные в диссертационном исследовании материалы, можно сделать следующие выводы:
- Взаимодействие как процесс межсубъектных отношений на основе деятельности и общения, который предполагает взаимное воздействие сторон, взаимное влияние и взаимные изменения, выполняет такие функции, как информационно-коммуникативную, регуляционную, аффективную, организационную, стимулирующую, аксиологическую и др. и обладает огромным воспитательным потенциалом.
- Духовно-нравственное развитие - это процесс целенаправленной организации позитивного опыта нравственного поведения, создание пространства взаимодействия с Другим, результатом которого являются сформи-рованность представлений, идей, норм, оценок, гуманистически ориентированных чувств, обеспечивающих устремление человека к высшим ценностям объективного мира: Истине, Красоте, Добру, то есть к познанию, нравственности, воле.
- Духовность - высшее проявление человеческой сущности, его уникальности и универсальности. Духовность связана с поиском основных ценностных смыслов, ориентиров в жизни, это внутренне активное, деятельное состояние личности, выражающееся в творческом опыте, креативном отношении, созидании, самосовершенствовании.
- Нравственность — норма духовности, содержанием которой выступают этические ценности, составляющие основу сознания человека.
- Подростковый возраст, характеризующийся стремлением к самоутверждению, самовыражению, общению, эмоциональностью, максимализмом и недостаточной сформированностью мировоззрения, чётких установок, является сензитивным периодом для духовно-нравственного развития.
- В процессе диагностики выявилась ценностные предпочтения подростков, коммуникативность, уровни нравственного поведения, характер межличностных отношений субъектов воспитания, что позволило определить воспитательное поле педагога: формирование духовно-нравственного сознания, нравственных чувств, эмоций, переживаний, нравственных поступков и нравственного поведения, а также нравственных отношений, нравственных позиций и нравственных качеств личности.
- Модель взаимодействия субъектов воспитания как условие духовно-нравственного развития отражает логику данного процесса и включает когнитивно-интеллектуальный, ценностно-эмоциональный, деятельно-стно-поведенческий этапы.
- Взаимодействие как процесс межсубъектных отношений выступает важнейшим условием актуализации накопленных ценностей и личностных переживаний и строится по трем направлениям: приобщение воспитанников к духовным ценностям педагога, приобщение педагога к духовным ценностям воспитанника, совместный поиск ценностей педагогом и воспитанником в процессе их духовно-практического и социокультурного взаимодействия, что рассматривается нами как модель взаимодействия.
- Эффективность взаимодействия, как условие развития духовно-нравственного мира подростка, определяется моделированием процесса, алгоритмом решения задач данного процесса (диагностика, проектирование, создание условий, рефлексия), интерактивной технологией, культурой межсубъектного взаимодействия педагога и воспитанников.
- Содержанием взаимодействия и источником духовно-нравственного развития выступает познание подростком себя, окружающего мира, искусства, нашедшего отражение в направлениях содержания Программы клубов «Диалог» («Я и мой мир», «Я и мой город», «Я и мир искусства»), «Точка опоры», «Поиск» и в способах познания (диалог, полилог, дискуссия, эвристические ситуации, проектирование и др.).
Результаты проведенного исследования подтвердили правомерность и обоснованность выдвинутых на защиту положений.
Проведенное исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы взаимодействия субъектов воспитания в процессе духовно-нравственного развития подростка. В ходе осмысления результатов наметились новые проблемы, решение которых представляется важным: онтологическое взаимодействие педагогов и школьников как фактор развития гражданского сознания, самореализация школьников в самоуправлении, духовно-нравственное просвещение в условиях свободного времени учащихся; взаимодействие школы и семьи как фактор духовного развития человека и др.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Душко, Валентина Витальевна, 2008 год
1. Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1998. - №6. - С.58-65.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Личность в условиях дефицита общения // Воспитание школьников. 2000. - №10. — С.4-8.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.
5. Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия. М., 1984. - 64 с.
6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. дом Ш.А. Амонашвили, 1995. - 496 с.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. — 380 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.
9. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск: Дизайн ПРО, 1998.-160 с.
10. Андреев Д.Л. Роза Мира. Метафилософия истории. М., 1993. - 386 с.
11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М., 1988.-240 с.
12. Арсеньев A.C. Философские основания понимания личности: Учеб. пособие.-М., 2001.-591 с.
13. Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика. -М., 2000.-198 с.
14. Ахаян Т.К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся. -СПб., 1996.-98 с.
15. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное в образовании // Педагогика. 2003. - №8. - С.35-41.
16. Байбородова Л.И. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методич. пособие. -Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2003. 224 с.
17. Барышникова C.B. Трудный выбор классного руководителя: Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе. — СПб.: КАРО, 2003.-208 с.
18. Батищев Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Изд. полит, литературы, 1990. - С.21-35.
19. Батищев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 1989. - №4. - С.22-29.
20. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. — М.: Просвещение. - 86 с.
21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986.-445 с.
22. Безрукова B.C. Священник Алексий Мороз. Образ русской школы. — СПб.: Сатисъ, 2002. 121 с.
23. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для ст-тов высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
24. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда провинциального города // Высшее образование в России. — 2004. №6. - С.75-81.
25. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1988. - №3. - С.30-35.
26. Бердяев H.A. Мое философское миросозерцание // Философские науки. -1990. -№6.-С.7-12.
27. Бердяев H.A. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990. - 395 с.
28. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. — 202 с.
29. Библер B.C. Культура. Диалог культур: Опыт определения // Вопросы философии. 1989. - №6. - С.31-42.
30. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах). — М., 1990. 75 с.
31. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. — 432 с.
32. Бим-Бад Б.М. "Антропологическое обоснование теории и практики современного образования. М.: РОУ, 1994. — 36 с.
33. Битинас Б. Структура процесса воспитания: методический аспект. Каунас, 1984.-266 с.
34. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М., 1981. - 219 с.
35. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 285 с.
36. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
37. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. №4. - С.24-36.
38. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. — Ростов-на-Дону, 1995. — 32 с.
39. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгоград, 2000. -125 с.
40. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1996. - №2. - С.3-9.
41. Буева Л.П. Культура и образование: Проблемы взаимодействия // Вопросы философии. 1998. - №2. - С. 12-16.
42. Буева Л.П. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.
43. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика. 1997. - №3. - С. 15-19.
44. Василенко В.А. Ценность и оценка. Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев: 1964.-21 с.
45. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 208 с.
46. Вербицкая Л.А. Гуманитарное образование современной России // Высшее образование в России. 1996. - №1. — С. 79-85.
47. Вербицкая JI.A. Проблемы гуманизации современного образования // Возрождение культуры России: Гуманитарные знания и образование сегодня. СПб., 194. Вып.2. - С.37-41.
48. Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб.: СПбГУПМ, 1994. - С.5-14.
49. Вершловский С.Г. Учитель творец гуманной школы // Гуманитарная культура учителя. Сб. статей / Сост. Н.И. Элиасберг. Под ред. В.Г. Воронцовой. - СПб.: СПбУМП, 2002. - С.43-54.
50. Власова Т.И. Духовно-ориентированная парадигма воспитания в современной отечественной педагогике // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Волгоград, 2004. — С.139-149.
51. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 199. - 208 с.
52. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / Под. ред. Н.Л. Селивановой отв. редактор, Л.И. Новиковой, Е.И. Соколовой. - Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000. - 248 с.
53. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1997 96 с.
54. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб, 1996. - 152 с.
55. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. - №3. - С.16-32.
56. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. — М.: Институт практической психологии, 1996. 144 с.
57. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированный образовательных концепций. — М.: Совершенство, 1998.-605 с.
58. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. - №5-6. - С.3-13.
59. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. -М.: «Школа-Пресс», 1995.-448 с.
60. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, 2000. - 334 с.
61. Горшкова В.В. Межсубъектная педагогика: Тенденции развития: Монография. СПб., 2001. - 258 с.
62. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. JL, 1991. — 78 с.
63. Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: СО-бытийный подход. Пермь, 2001. - 127 с.
64. Громыко Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследования // Вопросы философии. -2001. -№2.-С. 116-123.
65. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. 2000. - №10. - С.32-38.
66. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика). Учебн. пособие. СПб.: Изд.во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 158 с.
67. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т.1. -М., 1995.-504 с.
68. Даутова О.Б. Теоретические основы становления самосознания учащихся в образовательном процессе: Монография. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000 110 с.
69. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Про-медиа, 1995. - 240 с.
70. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. — М., 1967. — 351 с.
71. Дубровина И.В. Руководство практического психолога с подростками и старшеклассниками // Воспитание школьников. 2005 - №4. — С.41-44.
72. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М., 1998. - 126 с.
73. Емузова Н.Г. Формирование нравственных отношений личности. Спец. Курс. — Учеб. пособие для студ. и учащихся школ. — Нальчик: Кабардино-Балкарский унив-т, 2001. 119 с.
74. Ерастов Б.С. Социальная культура. Ч. 1, 2. — М., 1994. - 232 с.
75. Жбанкова И.И. Проблемы взаимодействия (философский очерк). — Минск, 1971.-144 с.
76. Заир-Бек Е. Основы педагогического проектирования. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1995. - 234 с.
77. Закон РФ «Об образовании». 3-е изд. М.: Изд-во «Ось-89», 2002. - 48 с.
78. Запесоцкий A.C. Образование: Философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2002. 456 с.
79. Зарченкова Л.И. Диалог культур. СПб., 1994. - 86 с.
80. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни. Минск, 1994. - 199 с.
81. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. — 224 с.
82. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
83. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. — 1997. -№5. С.3-16.
84. Зосимовский A.B. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. -1992. -№11-12. -С.22-26.
85. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л., 1990. — 143 с.
86. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
87. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - С. 285-300.
88. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. - 416 с.
89. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997. — 205 с.
90. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. — 62 с.
91. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-190 с.
92. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. -М.: Новая школа, 1998. 128 с.
93. Кирьякова A.B. Ориентация личности в мире ценностей // Магистр. 1998. - №4. - С.37-51.
94. Кирьякова A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика). — Л., 1991.-84 с.
95. Коган Л.Н. Вечность: Преходящее и непреходящее в жизни человека. -Екатеринбург, 1994. 168 с.
96. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 .- 176 с.
97. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 286 с.
98. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение,1999.-255 с.
99. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. М.: Академия, 2002. - 28 с.100а Коротаева Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия.-Екатеринобург, Изд.УГЛУ, 2000, 134 с.
100. ЮО.Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается Волгоград: Перемена, 1996. - 64 с.
101. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — 576 с.
102. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование,2000. 272 с.
103. Куликова В.А. Проблемы саморазвития личности. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.-315 с.
104. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, слушателей КПК. — Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2000. — 288 с.
105. Кулюткин Ю.Н. Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование. СПб., 1992. - 184 с.
106. Юб.Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций. — М., 1981. — 120 с.
107. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. - №5. - С.3-19.
108. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. - №2. - С.56-65.
109. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. -304 с.
110. Леонтьев А.Н. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
111. Ш.Леонтьев А.Н. Ценность как межнациональное понятие: Опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. 1996. - №4. - С. 15-26.
112. Лийметс Х.И. Как воспитывает процесс обучения? М.: Знание, 1982 — 92 с.
113. Лихачев А.Е. Воспитание и духовность //Педагогика. 2001. - №3. - с.ЗЗ-36.
114. Лобанов А.Л. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для ст-тов высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
115. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Педагогика, 1984. 444 с.
116. Лузина Л.М. Как помочь школьнику в жизненном самоопределении // Воспитание школьников. 2003. - №10. - С. 24-27.
117. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. — Псков, 1995. 218 с.
118. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. -Псков, 2000.-196 с.
119. Макаев В.В. И.А. Ильин о русской душе // Педагогика. 1999. - №5. -С.94-97.
120. Макаренко A.C. Собр. соч. T.V. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 268 с.
121. Максимова В.И. Педагогическая антропология. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 208 с.
122. Маленкова JI.И. Воспитание в совремённой школе. Книга для учителя-воспитателя. -М.: Педагогическое общество России. Издательский Дом «Ноосфера», 1999.-300 с.
123. Малькова З.А. Разорванное образовательное пространство // Педагогика. — 1999. №5. - С.103-110.
124. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
125. Мамардашвили М.К. Наука и культура // В. кн. Методологические проблемы историко-научных исследований. — М., 1982. С. 18-29.
126. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании // Педагогика. — 2000. -№7. С.36-41.
127. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. — М., 1980.- 186 с.
128. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. - 304 с.
129. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. 1998. - №1. - С.76-82.
130. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для ст-тов высших пед. учебных заведений / Л.А. Бойкова, Л.К. Гребенкина, и др.; Под. ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 144 с.
131. Мехедов В.В., Скворцов В.Н. Теоретические основы управления школой: Учеб. пособие. СПб., 1998. - 155 с.
132. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. - 380 с.
133. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1989. - 318 с.
134. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
135. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
136. Налимов В.В. В поисках новых смыслов. М., 1993. - 190 с.
137. Налимов B.B. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку (философское эссе). М., 1994. - 132 с.
138. Научная школа З.И. Васильевой. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы XX в. Россия): Педагогическое исследование. — СПб.: Химиздат, 2003. 336 с.
139. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. — 1998. №4. - С. 3-8.
140. Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. 1997. -№3. - С.3-9.
141. Никандров Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее.-М., 2001.-180 с.
142. Никандров Н.Д. Проблемы ценностей в современном обществе. — СПб., 1998.-190 с.
143. Никитина H.H. Воспитание как взращивание духовного опыта человека // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. — Волгоград, 2004. С.74-80.
144. Ницше Ф. Генеалогия морали. СПб., 1908. - 264 с.
145. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. -М., 1989.-186 с.
146. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ / Под ред. P.M. Люснер и др. М., 1996 - 184 с.
147. Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. — Новосибирск, 1995. -287 с.
148. Обухов В.А., Зобов P.A., Сугакова Л.И., Ситников В.Л., Основы челове-кознания: Человек как микрокосм: Учеб. пособие. — 2-е изд. пер. и доп. — СПб.: Химиздат, 2001. 272 с.
149. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: Наука, 1988. 749 с.
150. Орбан Л.Э Акмеологическая концепция нравственного становления личности. Автореф. дис. докт. психол. наук. — М., 1992. — 60 с.
151. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. — 1988. №7. — С.133-138.
152. Орлов Б.В., Эйгори Н.К. Духовные ценности: проблемы отчуждения. -Екатеринбург, 1993. 236 с.
153. Орлов Я.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.,1994.-232 с.
154. Панкратов A.B. Духовное воспитание в свете современного естествознания // Педагогика. 2000. - №7. - С.23-29.
155. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Автор-составитель Б.М. Бим-Бад. М., Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.
156. Петровский A.B. Быть личностью. М., 1993. 192 с.
157. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000. 672.
158. Природа и дух: мир философских проблем: Учеб. науч. пособие. В 2-х кн. Кн. 1: Человек в мире и мир человека / Под ред. В.Л. Обухова. — СПб.,1995.-209 с.
159. Проблема субъект-субъектного взаимодействия в теории и методике воспитания / Под ред. Е.А. Левановой. Калининград, БИЭФ, 1999. - 68 с.
160. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 1987.-240 с.
161. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителей и учащихся / Под ред. A.A. Бодалева, В.Я. Ляудис. М., 1980. - 159 с.
162. Пукшанский Б.Я. Обыденное знание: опыт философского осмысления. -Л.: ЛГУ, 1997.-152 с.
163. Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Л., 1989.-84 с.
164. Розин В.М. Ценностные основания концепции деятельности в психологии и современной методологии // Вопросы философии. — 2001. №2. — С. 96106.
165. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1993.-154 с.
166. Розов Н.С. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1996. - №1. - С.85-88.167 а Романов А.П. Ученические клубы и формы их работы.-М.:АПН1. СССР,1972,-113 с.
167. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. -423 с.
168. Русскина Г.И. Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку. Дисс. канд. пед. наук. — СПб., 2003. 181 с.
169. Сагатовский В.Н. Нравственная жизнь человека. М.: Мысль, 1982 - 295 с.
170. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. — СПб., 1999. — 373 с.
171. Саматлова Ю.В. Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования. Автореф. дис. канд. филос. наук.-2001.-21 с.
172. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании // Педагогика. 2003. - №3. — С.38-44.
173. Седова Н.В. Педагогическая культура учителя. — СПб.: Химиздат, 2003. -208 с.
174. Селиванова H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. - №6. - С.35-39.
175. Семенова В.В. Опыт разработки системы показателей нравственного развития личности. — М., 1979. — 20 с.
176. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: «Логос», 1999. — 272 с.
177. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для ст-тов высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003 .- 192 с.
178. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1997. - 160 с.
179. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
180. Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. - М.: Русский язык, 1979. — 624 с.
181. Соловцова И.А. Духовное воспитание в контексте полипарадигмальной педагогической реальности // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Волгоград, 2004. - С. 149-163.
182. Социально-культурная природа познания // Теория познания / Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Айзермана в 4-х т. Мысль, 1992. - Т.1. - 479 с.
183. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. -М.: Республика, 194. — 464 с.
184. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. - №2. - С.3-7.
185. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. - 91 с.
186. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960. - 157 с.
187. Управление процессом нравственного воспитания. М. Изд-во Моск. унив-та, 1979.-140 с.
188. Ушинский К.Д. Три элемента школы / В кн. Проблемы педагогики. М.: Изд-во УРАО, 2002. - 592 с. - С.32-50.
189. Федоров В.А. Духовное образование в русской православной церкви в XIX в. // Педагогика. 2000. - №5. - С.75-83.
190. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Междунар. педагог. Академия, 1991. — 192 с.
191. Философия: Учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. — 2-е изд., перераб. / Под ред. проф. Г.В. Стельмашука. СПб: Химиздат, 2001. — 320 с.
192. Философский энциклопедический словарь. — М., 1997. — 579 с.
193. Философско-педагогические проблемы развития образования / Под ред.
194. B.В. Давыдова. — М.: «Интор», 1991. 128 с. Сер.: Теория и практика развивающего обучения. 192 с.
195. Флоренская Т. Мир дому твоему // Воспитание школьников. 1999. - №1. —1. C.34-39.
196. Франк С.Л. Духовные ценности общества. М., 1992. - 295 с.
197. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. М., 2000. - 992 с.
198. Франки Л. Человек в поисках смысла. — М., 1990. 309 с.
199. Фромм Э. Бегство от свободы. -М., 1990. 189 с.
200. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995. - 190 с.
201. Хайтун С.Д. Фундаментальная сущность эволюции // Вопросы философии. -2001. — №2. С.152-166.
202. Шеховская Н.Л. Преподаватель колледжа: кто он? // Педагогика. — 2000. -№10. С.65-70.
203. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990.
204. Шимина А.Н. Социокультурные основания образования // Материалы международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 1997. 168 с.
205. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. Пед. Общество России, 1998.-250 с.
206. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. — М., 1998. — 45 с.
207. Щуркова Н.Е. Противоречия школьного воспитания: семь проблем, семь решений. -М., 1996. 95 с.
208. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. 1999. -№3.-С. 17-22.
209. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 160 с.
210. Эльконин Д.Б. Избр. пед. труды. -М., 1991.
211. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М., 1998. 202 с.
212. Юнг К.Г. О становлении личности // Сборник сочинений. Конфликты детской души / Пер с нем. М., 1994. - 190 с.
213. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Человек и его ценности. 4.1. М., 1988. С.61-89.
214. Rountree D. Teach yourself with open learning, sphere book Ltd. London, 1991.
215. Adult Education and Life Long Learning Hamburg, 2003.
216. Parson Т., Snils E. Toward a General Theory of action. N.V. 1962.
217. Kidd J. How Adult Learn. N.V. 1959.
218. Mezirow J. Perspective transformation. Studies in Adult Education. London, 1977.
219. Содержание работы по направлению «Я и мой мир»
220. Содержание Способы и формы организации Ожидаемый результат
221. Приемы' «Хочу-надо», «Письмо к себе».
222. Содержание работы по направлению «Я и мой город»
223. Содержание Способы и формы организации Ожидаемый результат
224. Содержание работы по направлению «Я и мир искусства»
225. Содержание ; Технологии Ожидаемый результат
226. Экспресс-опрос Что является основополагающим в проявлении интеллигентности? Определи иерархию особенностей характера интеллигента.
227. Интеллигент ли Я? Тестирование. Составление планов самосовершенствования.1. Тест
228. Оценка взаимоотношений «учитель-ученик»
229. Инструкция для учащихся. В каждом из предлагаемых суждений подчеркните номер ответа, точнее всего соответствующий вашему мнению.
230. Дружелюбие 76543 2 1 Враждебность
231. Согласие 765 43 2 1 Несогласие
232. Удовлетворенность 765 43 2 1 Неудовлетворенность
233. Увлеченность 765 43 2 1 Равнодушие
234. Продуктивность 76543 2 1 Непродуктивность
235. Теплота 76543 2 1 Холодность
236. Сотрудничество 765 43 2 1 Отсутствие сотрудничества
237. Взаимная поддержка 76543 2 1 Недоброжелательность
238. Занимательность 76543 2 1 Скука
239. Успешность 76543 2 1 Неуспешность
240. Оценка разговора с учителем
241. Инструкция для учащихся. В каждом из предлагаемых суждений подчеркните номер ответа, точнее всего соответствующий вашему мнению. 1. Если учитель предлагает говорить, явстречаю это спокойно765432 1реагирую на это резко отрицательно
242. Учитель начинает важный (неприятный, сложный) разговор обычнов удачный момент, когда нам не мешают, когда никого нет вокруг7654321в очень неудачный момент, в присутствии других, когда нам мешают
243. Учитель в разговоре обычноведет себя очень так- 7 6 5 4 3 2 1тично, не лезет в душуведет себя назойливо, вечно лезет в душу
244. Во время разговора с учителем я чувствую, чтоон меня понимает7654321он меня совершенно не понимает
245. Во время разговора учитель7654321внимательно меня вы слушиваетпочти никогда не слушает того, что я говорю
246. В разговоре учитель высказывает о людях, их взаимоотношенияхмного необычного, ин- 7 6 5 4 3 2 1тересного, о чем я раньше не догадывался
247. Разговор с учителем позволяетво многом понять себя 7 6 5 4 3 2 1самые обычные вещи, всем давно известныекое в чем разобраться в себе
248. Необходимость поговорить с учителем у меня бывает довольно часто 7 6 5 4 3 2 1 никогда
249. В сложной ситуации я обращаюсь к учителю почти всегда 7 6 5 4 3 2 1 никогда1. Письмо к себе
250. День прошел, вернее пролетел. А что я сделала сегодня?
251. Получила по литературе «5» за Чацкого. Говорила, какой он смелый, гордый, не боится бросить в лицо сильным мира: «А судьи кто?» в общем идеальный человек, борец.
252. Почему я не сказала, что мне не нравится Чацкий?
253. Пришел в чужой дом, всех поочередно оскорбил: одному сказал: «Дома новы, но предрассудки стары», другому намекнул о характере его службы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
254. Действительно, ни о ком даже «невзначай» не сказал ничего хорошего. Злой человек.1. А может, я не права!
255. Но все равно он мне не нравится.
256. А еще я поссорился с Ленкой из-за пустяка.
257. Не терпима я к тем, кто со мной не согласен. Плохо это, но мне кажется, я права не привыкла уступать.
258. Ты попробуй взвесить все точки зрения «за» и «против», а тогда решай и спорь». Каждый раз себе это говорю, когда уже поздно, когда уже поругалась. Может это упрямство, которое пройдет со временем?
259. Нет, это характер: стоять всегда на своем, независимо от того, права илинет.
260. С этим покончено. Другая тема уроки, которые надо учить. Так не хочется открывать физику, ничего не понимаю, а зубрить - не умею.
261. Садись и учи», приказываю себе. Села, а в голову лезут разные мысли: авось не спросят! «Слепо верить в «счастливое завтра» много легче, чем делать дела». Получилась строчка стихотворная1. Настя Г., 9 кл.).1. Диалог со своей совестью
262. В наше время трудно жить человеку с совестью», я это слышу каждый день от взрослых. Вот и думаю, нужно ли быть совестливой?
263. Для меня примером совестливого человека является Петр Андреевич Гринев. Но это литературный герой, и жил он в конце XVIII века. Тогда совесть и честь были основой жизни1. Катя Р. 8 кл.).1. Диалог со своей совестью
264. На занятии мы говорили о совести. Человек все свои поступки проверяет совестью. Совестливому человеку стыдно за свои плохие поступки, а если совести нет, то совершают плохое, а думают, так и нужно поступать.
265. Слову совесть равно слово честь, я так считаю. Я всегда поступаю по совести, а когда не по совести, то долго это вспоминаю и даже мучаюсь, всегда ругаю себя.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.