Взаимодействие государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.03, кандидат наук Степанов, Вадим Валерьевич
- Специальность ВАК РФ23.00.03
- Количество страниц 367
Оглавление диссертации кандидат наук Степанов, Вадим Валерьевич
Содержание
Введение
Стр
Раздел I. Понятия, используемые в диссертационном исследовании
20
Раздел И. Духовно-нравственные функции Русской
Православной Церкви в досоветский период
56
Раздел III. Взаимодействие Советского государства и Русской Православной Церкви в условиях идеологии
атеизма
161
Раздел IV. Соработничество РПЦ и государства в сфере
духовно-нравственного воспитания молодёжи в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
349
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК
Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в.2002 год, доктор исторических наук Зубанова, Светлана Геннадиевна
Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013 гг.)2015 год, доктор наук Симонова Мария Александровна
Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в России: социологический анализ2004 год, кандидат социологических наук Воронова, Елена Анатольевна
Проблема социального служения Русской Православной Церкви в трудах отечественных историков конца XIX - начала XX в.2013 год, кандидат исторических наук Махно, Лев Львович
Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений: конец XIV - начало XXI вв.2010 год, кандидат исторических наук Патюлина, Наталья Дмитриевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи»
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования
Со времени обнародования Миланского эдикта - первого официального государственного документа в Римской империи, «давшего» право на существование и признание Христианской Церкви, прошло 1700 лет. Следовательно, 1700 лет Христианская Церковь имеет государственное и общественное признание, являясь полноправным участником (за исключением некоторых периодов) общественных процессов. Данный статус Христианской Церкви заставил (обязал, позволил) задуматься о роли в обществе христиан. Эта роль была воспринята как служение добру, справедливости, гуманности, миру, любви, дружбе. Началась эпоха расцвета христианской мысли, культуры, формирования духовно-нравственных основ жизни, то есть смена мировоззренческих парадигм. По-новому стала пониматься личная, общественная и государственная ответственность за то, что происходит в мире. Это подвигнуло к модернизации всех институтов общества, начиная с семьи, отношения к женщине и заканчивая классовой структурой общества. Однако, провозглашённые идеалы не стали образом жизни всех и даже многих. Понадобились столетия, чтобы появился Международный билль о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод - документы, хотя бы частично фиксирующие провозглашенные ранее идеалы. Прошедшие столетия были наполнены войнами, кровопролитием, дискриминацией. В ХХв. идеи равенства, братства, добра, справедливости, самоопределения, дружбы, мира, сосуществования «подхватило» Советское государство. Именно оно взвалило на свои плечи тяжесть борьбы за обновление мира на гуманных основах и создало «новую веру» - в коммунизм. Но вера без Бога, что неодухотворённая нравственность, исторически долго продержаться не может. Личность, общество, государство скатываются
ко греху. Грех разъедает душу человека, сердцевину государства. Эксперимент построения общества справедливости без Церкви в конечном счёте не удался, хотя сделано в этом направлении государством было немало. История Российского государства показывает, что миссия России на Земле может быть осуществлена только во взаимодействии государства и церкви. Именно церковь является духовно-нравственной силой народа, хранительницей традиций, гарантией связи времён. Именно возврат к церкви спас Россию в конце XX - начале XXI вв., когда «старое» государство ушло с исторической сцены, а новое ещё не окрепло, когда социалистическая экономика рухнула, а рыночная не обрела «человеческое» лицо. Это хорошо понимает нынешнее руководство страны. Президент России В.В. Путин, в частности, отметил, что между государством и религиозными организациями должен установиться совершенно другой режим взаимоотношений — партнёрства, взаимной помощи и поддержки. Был Кодекс строителя коммунизма -сейчас требуется деятельное, прямое, эффективное ежедневное участие религиозных объединений в жизни общества и государства1.
Особое место в системе «забот» государства отводится институту семьи и молодёжи. В этой сфере взаимодействие государства и церкви актуально как никогда. Русская Православная Церковь и другие традиционные религии должны получить, по мнению главы Российского государства, все возможности для полноценного служения в таких сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодёжная политика, решение социальных проблем, укрепление патриотического духа в армии. «Это ответ на живую потребность людей, - считает В.В. Путин, - в нравственной опоре, в духовном наставничестве и поддержке»2. Руководство религиозных объединений с пониманием относится к призывам Президента РФ о сотрудничестве,
1 См.: Российская газета. 2012. 9 февраля.
2 См.: Российская газета. Сайт www.re.ru
партнёрстве в деле созидания, воспитания молодого поколения. Для Церкви складывается уникальный исторический шанс проявить свои возможности в возрождении духа российского народа и особенно его молодой составляющей - будущего России. Например, Святейший Патриарх Кирилл воспринял эту миссию, сделав одним из приоритетов своего служения выстраивание отношений Церкви с государством, институтами гражданского общества и с каждым гражданином, способным слышать слово Церкви.
Поддерживают позицию на сотрудничество и лидеры других конфессий. Об этом можно судить по результатам встреч с ними главы Российского государства, в. частности, на Торжественном вечере, посвященном 225-летию основания Центрального духовного управления мусульман России, где Путин назвал ислам «ярким элементом российского культурного кода»1.
Вслед за этим, конец октября - начало ноября 2013г., оказался насыщенным событиями в сфере государственно-церковных (конфессиональных) отношений, позволяющими говорить о соработничестве в целях привития обществу духовных ценностей. Коротко, в рамках Введения, обозначим эти события:
- участие в работе конференции «Соотечественники и их вклад в мировую культуру» представителей конфессий2;
- награждение за работу по укреплению согласия и развитию межрелигиозного диалога орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени» Верховного муфтия Талгата Таджуддинова и главного раввина России Адольфа Шаевича3;
- участие представителей власти в работе Русского Народного Собора и приветствие в адрес Собора Президента России В.В. Путина4;
1 См.: Российская газета. 2013. 22 октября.
2 См.: Российская газета. 2013. 29 октября.
3 См.: Российская газета. 2013. 30 октября.
4 См.: Российская газета. 2013. 1 ноября.
- работа Конгресса народов России «Дружба народов - единство России», где участвовали религиозные деятели (4-5 ноября 2013г., Москва);
- совместное возложение цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому Президента РФ, Патриарха, Глав других конфессий1;
- награждение Путина В.В. премией Всемирного Русского Народного собора за сохранение державной России .
Рассматривая вопрос о взаимодействии церкви и государства в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи, необходимо отметить, что церковь понимается в её конституционной трактовке — все основные конфессии России. Поэтому в названии темы слово «церковь» пишется с маленькой буквы «ц». В тексте же диссертации речь в основном идёт о Русской Православной Церкви, и в этом смысле слово «Церковь» пишется с большой буквы «Ц».
Вопрос об участии в духовно-нравственном воспитании молодёжи других конфессий считаем не менее актуальным, однако невозможно всё рассмотреть в рамках одной, тем более, кандидатской диссертации.
Считая вопрос о взаимодействии государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи актуальным, отметим всё же, словами митрополита Илариона, что созвучие между Церковью и государством в оценке общественных процессов ни в коей мере нельзя считать признаком «слияния» между ними. Принцип взаимного невмешательства Церкви и государства во внутренние дела друг друга должен сохраняться и сохраняется. Но этот принцип должен быть уравновешен другим, не менее важным принципом: соработничества Церкви и государства во всех тех областях, в которых это
1 См.: Российская газета. 2013. 5 ноября.
2 Там же.
соработничество возможно и необходимо1.
Степень научной разработанности проблемы.
Работа по раскрытию темы диссертационного исследования показала, что конкретной политологической литературы, которая бы комплексно, начиная с древних времён до настоящего времени освещала проблему взаимодействия государства и церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи, практически нет. В целом же литературы о церкви, о молодёжной политике, об отношениях церкви и государства на разных этапах исторического развития России достаточно много.
Об основах морали, духовно-нравственного воспитания писали Бердяев H.A., Булгаков С.Н., Лосский Н.О., Ильин И.А., Соловьёв B.C., Трубецкой E.H., Флоренский П.А., Ковалевский П.И., Толстой Л.Н., Белинский В.Г., архиепископ Сергий Страгородский, митрополит Филарет (Дроздов), Филарет (Гумилевский), Смирнов С., Голубев С.Т., Дмитриевский А. и др.
Вопросы молодёжной политики рассматриваются в двух фундаментальных книгах: «Молодёжь России: тенденции, перспективы» (М., 1993) и «Молодёжь: будущее России» (М., 1995). Во введении к изданию 1995г. говорится, что в основе данной книги лежат материалы, подготовленные авторским коллективом для очередного ежегодного доклада Комитета РФ по делам молодежи Правительству РФ. Если в первом докладе и книге «Молодежь России: тенденции, перспективы» (М., 1993) был дан широчайший срез, по сути дела, всех основных проблем положения и роли молодежи в экономике, политике, социальной и культурной сферах, ее ценностных ориентаций, интеллектуального развития, образования, миграции и т.д., то в данном случае в качестве предмета исследования взята всего одна «вдруг» оказавшаяся под
1 Иларион, митрополит Волоколамский, председатель ОВЦС Московского Патриархата. Вера Свободы // Российская газета. 2013. 25 октября.
государственным запретом, замалчиваемая и гонимая, но исключительно важная, на наш взгляд, молодежная проблема общества - проблема воспитания, которая рассматривается в самом широком, комплексном, междисциплинарном плане.
В состав авторского коллектива входят: Антонов А.И., д.ф.н., проф., академик (разд.Ш, гл.1); Бабочкин П.И., к.ф.н., доц. (разд.Ш, гл.2, 11, соавтор раздЛУ, V); Бальсевич В.К., д.п.н., проф. (разд.Ш. гл.8); Быкова С.Н., к.ф.н. (разд.П, гл.З); Гришина Е.А., к.ф.н., (разд.Ш, гл.5); Дерюгин ЮА, к.ф.н., доц. (разд.Ш, гл.4); Ильинский И.М., д.ф.н., проф., академик (введение, разд. I, II, соавтор разд.ГУ, V); Королев A.A., д.и.н., проф., академик (разд.Ш, гл.5); Криворученко В.К., д.и.н., проф., академик (разд.Ш, гл.4); Кухтевич Т.Н., д.ф.н., проф. (разд.Ш, гл.З); Полуэхтова И.А., к.ф.н. (разд.Ш, гл.6); Родионов В.А., К.И.Н., доц. (разд.Ш, гл.7); Ручкин Б.А., д.и.н., академик (разд.Ш, гл.1, 10); Стурова М.П., д.п.н., проф. (разд.Ш, гл.9); Шапинский В.А, к.ф.н. (разд.Ш, гл.6).
При подготовке книги использованы материалы Бестужевой-Лада С.Н., к.ф.н.; Бодалева А.А, д.п.н., проф., акад.; Бондаревской ЕВ., д.п.н., проф., акад.; Володиной Е.П.; Добрыниной В.И., д.ф.н., проф.; Захарова НА., к.и.н; Кириенко В.П., с.н.с.; Ковалёвой АИ., к.п.н., доц.; Короткова В.М., д.п.н., проф., акад.; Козлова А.А, к.ф.н., акад.; Комозина АН., к.ф.н.; Лихачёва Б.Т., д.п.н., проф., акад.; Овсянникова А.А, д.э.н., проф., акад.; Малютина М.В., к.ф.н.; Мальковой З.А., д.п.н., проф., акад.; Петровой Т.Э., к.ф.н.; Пуляева В.Т., д.э.н., проф., акад.; Рябова Л.П., к.в.н.; Сапрыкина В.А, д.п.н., проф.; Сулимовой Т.С, д.ф.н., проф.; Шаховой Р.Ф., к.ф.н.; Иванова А.А, к.и.н., доц.; Щегловой С.Н., к.п.н., доц.
Многие из перечисленных авторов продолжают исследовать «молодёжную» проблематику и в настоящее время. К их именам можно добавить новые. К научным работам, посвященным общей теории
молодёжи и культурологии, выполненным на стыке политологии, социологии и социальной работы относятся: труды JI.M. Дробижевой, И.М. Ильинского, A.M. Карпенко, А.И. Ковалёвой, И.А. Ламанова, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, В.В. Павловского, Е.И. Холостовой, С.Н. Чируна и др. Названные исследователи рассматривают общетеоретические основы молодёжной деятельности, они проработали категорийно-понятийный аппарат.
Среди авторов работ, посвященных политико-правому регулированию молодёжной политики, следует указать В.В. Желтова, В.В. Нехаева, И.Н. Родионова, А.И. Скулова и др.
К трудам, в которых раскрывается зарубежный опыт институционализации молодежной политики, относятся работы таких авторов, как: М.М. Зеленкова, Д.А. Садыкова, A.C. Сафонова и др. Зарубежный потенциал зарождения и развития молодёжной политики, раскрытый в работах этих авторов, позволяет провести сравнительный анализ молодёжной системы Российской Федерации с другими государствами.
Работы, в которых акцент делается на региональных и этнорегиональных особенностях молодёжной политики российских регионов, следующие: И.В. Глазунова, О.В. Дегтяревой, A.C. Поповой, В.А. Смирнова, С.А. Федина и др. В своём большинстве эти работы полезны для определения эффективности молодёжной политики на региональном и муниципальном уровнях, а также для совершенствования её общенациональной модели. Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации сформированы научные школы, раскрывающие разнообразные аспекты реализации молодёжной политики в федеральном центре и на местах. К примеру, учёные: Г.Р. Ишкильдина, Г.А. Кабакович (политико-правовой срез), М.А. Аюпов, A.A. Вальков, В.В. Гайдук, Ю.Н. Дорожкин, Т.Г. Мухтаров, З.Я. Рахматуллина (этнонациональный,
этнокультурный и федеративный срез), К.В. Храмова, А.Б. Юнусова (конфессиональный срез), P.A. Ахметьянова, Ю.А. Кожевникова, М.Ф. Маликов, Ф.С. Файзуллин (общественно-политический аспект).
Проблемы современной молодёжи в контексте российского федерализма и национальной безопасности исследуются на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Л.Ф. Болтенкова, Г.Г. Гасанов, К.В. Калинина, В.А. Михайлов, Н.П. Медведев, А.Ф. Радченко, Е.Л. Рябова, Л.О. Терновая и др.).
В последние годы также защищены кандидатские и докторские диссертации по политологии, непосредственно посвященные молодёжной политике. Так, П.В. Летуновский в своём исследовании обосновал приоритетность формирования патриотических качеств молодежи. Э.В. Чекмарёвым раскрыт молодёжный потенциал в модернизации российской политической системы. Л.А. Рахимова рассмотрела политическую социализацию российской молодёжи и определила её роль в совершенствовании молодёжной политики. A.A. Зеленин выявил механизмы реализации молодёжной политики на субфедеральном уровне. М.И. Смирнова защитила кандидатскую диссертацию в РАНХиГС при Президенте РФ по проблеме взаимодействия Церкви и Государства на опыте России, где также затрагивался молодёжный аспект.
В 2013г. в РАНХиГС при Президенте РФ защищена докторская диссертация Нигматуллиной Т.А. «Молодежная политика в условиях российского федерализма: региональный аспект».
Ранее в РАГС при Президенте РФ защищены кандидатские диссертации: Радченко А.Ф. «Государственная молодёжная политика в Российской Федерации: особенности становления и развития» и Диденко
и
Ф.С. «Политологический анализ трансформации молодёжных субкультур в условиях глобализации».
Отметим книгу «Русский мир - 2012: сборник статей (М., 2012), в которой привлекают внимание слова: «Всем христианским церквям надо иметь в виду, что рынок, как некая специфическая общественная сила, как некая мистическая матрица организации сознания человека и организации людей в общество, бросает вызов не только государству, но и Церкви, её слову и её символам, её духовности. Рыночная матрица не только стремится вытеснить и заменить государство и его институты своими квазигосударственными образованиями (под видом самоуправляющихся, «автономных» и иных организаций), но и вытеснить ценности верования ценностями и символами потребления, торговли и обогащения. Наконец, заменить в сознании людей христианское прочтение свободы, идущей от духовного, нравственного начала, свободной рыночной, идущей от потребностей плоти и идолов обогащения. Апостол Павел говорит: « ... стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). Свобода христианская и свобода рыночная — это разные свободы» (с. 123124).
Анализ литературы показал, что вопросы государственно-церковных отношений в досоветский период рассматривались всеми, кто так или иначе касался истории России, тем более, когда об истории писали профессионально. Выделим такие имена, как: Ломоносов М.В., Карамзин Н.М., Костомаров Н.И., Ключевский В.О., Соловьёв С.М., Тальберг Н.Д., Муравьёв А.Н., Никитский А.И., Голубинский Е.Е., Павлов A.C., Бережков М.Н., Спицын A.A., Папков A.A., Платонов А.И., Айналов Д.В., Малышевский И.И., Кашпровский Е.И., Львов В.Н., Суворов Н.С., Бердников И.С. и др.
Информацию по рассматриваемой теме получить можно из трудов
Энгельса Ф., философов Бердяева H.A., Ильина И.А., Лосева А.Ф., Соловьева B.C., Флоренского П.А., писателей Булгакова М.А., Достоевского Ф.М., Толстого Л.Н., мемуаристов Жевахова Н.Д. и Урусовой Н.В.
Кроме того, о государственно-церковных отношениях писали и пишут священнослужители. Назовём: Макарий (Булгаков), Святитель Николай Сербский, Митрополит Евгений (Болховитинов), епископ Иннокентий (Смирнов), архиепископ Филарет (Гумилевский), Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Иеродиакон Серафим (Чиркин), Священник Георгий Рябых.
Методологическое значение для диссертанта имеют труды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В XX и XXI вв. вопросы государственно-церковных отношений, религии в целом, стали объектом исследователей: Абдулатипов Р.Г., Амосов Н.К., Андреева Л.А., Балевиц 3., Белова Т.П., Болтенкова Л.Ф., Борис (Рукин), Борисов Н.С., Брихничёв И., Васильева О.Ю., Введенский
A.И., Власов В.И., Вострышев М., Гидулянов П.В., Добросклонский А.П., Емелях Л.И., Жминда М.Н., Знаменский П.В., Зорин Ю.В., Кандидов Б., Карташев A.B., Корзун М.С., Кравчук В.В., Кураев А., Марченко В., Нестерова А.Г., Николин А., Никольский Н.М., Персиц М.М., Перхавко
B.Б., Плаксин Р.Ю., Рункевич С.Г., Савельев В.В., Свенцицкая И.С., Смолич И.К., Спиркин А.Г., Степнов П.П., Степнова Л.А., Тростников В.Н., Тростникова Е.В., Угринович Д.М., Федотов Г.П., Шишкин A.A., Шмидт В.В., Шмидт К., Щапов Я.Н., Щукин А. и др.
Информацию о литературе также можно получить из «Списка использованных источников и литературы» (в диссертации), где названо более 500 источников.
Внушительный перечень имён авторов, так или иначе
разрабатывавших тему церковно-государственных отношений, духовно-нравственного воспитания, молодёжной политики не означает, как уже указывалось, полного исследования проблемы взаимодействия государства и церкви в сфере духовно-нравственного воспитания на всех этапах развития России. Именно эта задача пока не выполнена.
Объектом исследования являются государственно-церковные отношения (РПЦ) по поводу духовно-нравственного воспитания общества, молодёжи в том числе.
Предметом исследования являются светско-религиозные ценности, принципы, идеи, составляющие основу духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Задачи исследования:
- определить круг источников, подлежащих изучению, анализу, сосредоточив основное внимание на тех из них, которые касаются отношений Церкви и государства;
- наиболее полно изучить, проанализировать те из источников, в которых содержится информация о духовно-нравственной составляющей деятельности государственных институтов и Церкви на разных этапах развития России (досоветской, советской, современной);
- определить круг понятий, категорий, подлежащих использованию в диссертации и при необходимости дать отсутствующие определения их;
- проанализировать правовое положение РПЦ в системе государственности имперской России;
- дать характеристику статуса Церкви в советский период;
- изучить вопрос о государственно-церковных отношениях в современной России;
- показать роль РПЦ в воспитательно-образовательном процессе в досоветский период;
- проанализировать процесс реализации функции Советского
государства по духовно-нравственному воспитанию молодёжи;
- дать характеристику мероприятий РПЦ и государства в постсоветский период в вопросах духовно-нравственного воспитания молодёжи;
- проанализировать механизм взаимодействия РПЦ и государства в постсоветский период в вопросах духовно-нравственного воспитания молодёжи;
- сформулировать выводы.
Гипотеза исследования.
Автор исходит из того, что более чем тысячелетнее существование Церкви не было однозначным по содержанию её деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания общества, молодёжи, в частности. На деятельность Церкви оказывали влияние политическая система, международное положение. В соответствии с этим, Церковь либо выдвигалась в первые ряды носителей и воспитателей духовно-нравственных ценностей, либо отстранялась от этого процесса. Тогда как диссертант предполагает, что в данной сфере деятельности должен существовать баланс отношений и ролей, исходя из того, что цель Церкви - спасение души Человека, обращения его к Богу, а цель государства -обеспечение свободы самоопределения личности, гарантий безопасности, достойного уровня жизни.
Теоретическую основу исследования составили труды досоветских, советских и современных ученых в области политологии, юриспруденции, философии, социологии, религиоведения, истории, политические и политико-правовые документы.
Методологическую основу исследования составили традиционные и современные методы познания социально-политических явлений и процессов, в том числе:
- исторический метод, с помощью которого осуществлен анализ
государственно-церковных отношений в России на всем протяжении ее развития, а также выявлена степень участия РПЦ в духовно-нравственном воспитании молодёжи;
- метод политико-правового анализа, который позволил провести исследование политических документов, правовых актов и основанной на них реальной действительности в сфере государственно-церковных отношений и духовно-нравственного воспитания общества, прежде всего, молодёжи;
- институциональный метод, с помощью которого показано положение Церкви как института государства на разных отрезках времени развития России в досоветский период;
- компаративный метод, позволивший сравнить статус Церкви на разных этапах её существования в России и определить степень её вклада в духовно-нравственное воспитание молодёжи;
- системно-функциональный метод, который «помог» провести анализ статуса Церкви в его взаимосвязанности с происходящими процессами в государстве;
- дедуктивно-индуктивный метод, который позволил провести анализ, идя от общего к частному и особенному.
В целом указанная методология позволила комплексно и, насколько это возможно в рамках кандидатской диссертации, объективно показать изменчивую, не всегда устойчивую, в ряде случаев противоречивую ситуацию вокруг Церкви, внутри неё и во взаимоотношениях РПЦ — государство по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Эмпирическую базу исследования составили политические и правовые документы досоветской России; советские конституции и законодательство; Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство; Послания Президента РФ Федеральному Собранию
РФ; Стратегии, Концепции, Доктрины; интервью, отдельные высказывания и книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла; материалы «круглых столов», конгрессов, конференций, форумов.
Достоверность исследования обеспечена изучением, анализом и использованием большого массива источников различного происхождения, их сопоставлением и авторским осмыслением применительно к теме диссертации.
Научная новизна диссертации.
Исследование является одним из первых в политологии, где раскрыты вопросы взаимодействия государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи на всех этапах развития России, что вычленяет, с одной стороны, преемственность, с другой стороны, особенности и отличия в процессах.
Автор показал, что на стадии становления Российской государственности взаимодействие Церкви и государства в деле воспитания, образования было тесным, иногда — слиянным (в лице великих князей). В Х1У-ХУНвв. наступает период поиска первенства, конкуренции во влиянии на общество не только в сфере воспитания, но и в политике. Диссертантом поэтапно прослеживается степень взаимодействия и его результаты на состояние общества с позиций духовности.
Автор, уточнив понятие духовно-нравственного воспитания, внёс определённый вклад в теоретические основы этого процесса.
В диссертации систематизированы рычаги (средства, пути, инструменты) осуществления духовно-нравственной функции как государством, так и Церковью. В результате — показан механизм данного вида деятельности.
Автор приходит к выводу, что соработничество государства и
Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания не должно нивелировать разность подходов, форм, конкретных текущих задач, исходя из того, что цель Церкви - спасение души Человека, подготовка его к вечности, а цель государства - земное благополучие человека, его безопасность, гарантии самовыражения без ущерба другому.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В период существования Древнерусского государства и ранний - Московской Руси, одним из основных инструментов духовно-нравственного воспитания была молитва. Считалось, что молитвенное слово, произнесённое на церковно-славянском языке, обладает духовной энергией добра, любви и препятствует злому внушению извне. Защищённый молитвой воин побеждал в бою за Русь. Следовательно, государственная идеология как бы выражалась в молитве и, наоборот, молитва — это и есть идеология данного периода нашей отечественной истории.
2. Оценивая данное явление с позиций современности, полагаем правомерным утверждать о возможности использования в духовно-нравственном воспитании молодёжи России ценностей Православия.
3. Осознавая фактор многонациональное^ и многоконфессиональности России, проведя сопоставления духовных ценностей Православия и других религий, приходим к выводу о возможности использования в духовно-нравственном воспитании и ценностей ислама и других конфессий. Однако в условиях отделения государства и церкви, светского характера Российского государства необходимо коллективно выработать механизм вкрапления религиозных ценностей в идеологию государства.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК
Государственно-церковные отношения в СССР и России: Проблемы религиозной безопасности, 60-90-е гг.1997 год, кандидат исторических наук Ливцов, Виктор Анатольевич
Духовно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в пореформенный период (на материалах юга России)2007 год, кандидат исторических наук Колесник, Любовь Леонидовна
Деятельность Русской православной церкви в Кубанской области (1860-1917 гг.): управление, церковная жизнь, духовное образование, просвещение2011 год, кандидат исторических наук Рыбко, София Николаевна
Социально-исторический процесс взаимодействия государства и церкви: современный социокультурный подход2012 год, кандидат социологических наук Лановенко, Алексей Андреевич
Роль Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ Русского централизованного государства: 1448-1539 гг.2012 год, кандидат исторических наук Романова, Ирина Валерьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Степанов, Вадим Валерьевич, 2013 год
Список
использованных источников и литературы
I
Официальные документы
Конституция Российской Федерации. М., 2009. - 32с.
Конституция (Основной закон) РСФСР. Принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918г. // СУ РСФСР. 1918. №51. Ст.582.
Конституция СССР 1924г. Издание ЦМК СССР. М., 1924.
Конституция СССР 1936г. // Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.
Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918г.//СУ РСФСР. 1918. №18. Ст.263.
Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919г. // СУ РСФСР. 1919. №67. Ст.592.
Закон СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР» от 16 апреля 1991г. №2114-1.
Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» / Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №21. Ст.240.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» №125-ФЗ от 28 сентября 1997г. // СЗ РФ. 1997. п.5. Ст.346.
Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» от 5 апреля 2013г. №56-ФЗ // Российская газета. 2013. 10 апреля.
Постановление Временного Правительства России «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» от 20 марта 1917г. // Сборник указов и постановлений Временного Правительства. П.Г., 1917. Вып.1.
Постановление Временного Правительства «О свободе совести» (июль 1917г.) // Вестник Временного Правительства. 1917. №109.
Положение Наркомпроса «О единой трудовой школе» от 16 октября 1918г. // СУ РСФСР. 1918. №74. Ст.812.
Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016г. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 18/ХИ.2006г. №760-Р.
)
II
Сборники законов и других правовых актов
1. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №21. Ст.240.
2. Глава 25 Стоглава // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.2. М., 1985. С.290.
3. Декреты Советской власти. М., 1957. Т.1.С.373-378.
4. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). СПб., 1838. T.III. Ст. 1563. С.146-147.
5. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). СПб., 1838. T.IV. Ст. 1910. С.194-195.
6. ПСЗ РИ (Полное собрание законов Российской империи). Собр. 1, T.IV, № 1910.
7. ПСЗ РИ. T.XI. Ст. 8236. С.248-249.
8. ПСЗ РИ. T.XXI. Ст. 15326. С.383.
9. ПСЗ РИ. T.XXVI. Ст. 19684. С.433-434.
10. Сборник указов и постановлений Временного Правительства. Пг., 1917. Вып. 1. С.46-47; Вестник Временного Правительства. 1917. №109.
11. Свод Законов Российской империи. Издание 1857г. Т.1. СПб.,
1857.
12. СЗ РФ. 1995. №5. Ст.346, 241.
13. СЗ СССР. 1929. №10. Ст.97.
14. СЗ СССР. 1930. №15. Ст.165.
15. СЗ СССР. 1933. №11. Ст.59.
16. Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 1995. №27. Ст.3880.
17. Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). 2006. №52. Ст.5622 (по состоянию на 3 июня 2013г.).
18. Собрание узаконений (СУ) РСФСР. 1918. №51. Ст.582. Глава
8.
19. СПРСФСР. 1943.№4. Ст.37.
20. СПРСФСР. 1944. №27. Ст.351.
21. СП СССР. 1943. №659. Ст.1102.
22. СУ РСФСР. 1918. №18. Ст.263.
23. СУ РСФСР. 1918. №74. Ст.812.
24. СУ РСФСР. 1919. №67. Ст.592.
25. СУ РСФСР. 1920. №10. Ст.67.
26. СУ РСФСР. 1920. №37. Ст.371.
27. СУ РСФСР. 1920. №44. Ст.440.
28. СУ РСФСР. 1920. №46. Ст.448.
29. СУ РСФСР. 1920. №65. Ст289.
30. СУ РСФСР. 1920. №69. Ст.312.
31. СУ РСФСР. 1920. №87. Ст.439
32. СУ РСФСР. 1920. №91. Ст.475.
33. СУ РСФСР. 1924. №57. Ст.555.
34. СУ РСФСР. 1926. № 19. Ст. 143.
35. СУ РСФСР. 1927. №65. Ст.446.
36. СУ РСФСР. 1929. №69. Ст.679.
37. Указ от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» // Российское законодательство Х-ХХвв. Т.4. С. 189-194.
III
Литература
1. Подвергнуть аресту и привлечь к судебной ответственности»: ВЧК - ГПУ и патриарх Тихон: 1917-1925гг. / Вступ. статья, комментарии и подготовка текста к публикации М.И. Одинцова // Исторический архив. 1997. №5-6.
2. «Собрание Совета Православных молодежных организаций прошло в Московской Патриархии». Доступ: http://www.patriarchia.ru/ йЪ/ШИ 254506.html
3. «Церковь отделяется от государства»: (Доклады эксперта Наркомюста М.В. Галкина: 1918г.) / Вступ. статья, комментарии и подготовка текста к публикации М.И. Одинцова // Исторический архив. 1993. №6; 1994. №1.
4. 1-й Всесоюзный Съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1934. С.675.
5. 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Тезисы ЦК КПСС. Политиздат, 1967. С. 15-16.
6. X Съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет. М. 1. М., 1936. С. 11.
7. XVI Всемирный русский народный собор: договорятся ли история с политикой? // Российская газета. 2012. 3 октября.
8. XVII Съезд ВКП(б). 26 января - 10 февраля 1934г. Стенографический отчет. М., 1934. С. 121, 122.
9. Абдулатипов Р.Г. Диалог о молитве. М., 2001.
Ю.Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.
11 .Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Россия, в чем суть твоего бытия? М.: Республика, 1994. С.24.
12.Адрианов С.А. Министерство Внутренних Дел. Исторический очерк (1802-1901). СПб.,1902. С.88.
13.Акты Святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти: 1917-1943гг. / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
14.Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией императорской Академии наук (далее — ААЭ). СПб., 1836, т.2, № 169, 176, 190, 201, 202 и др.
15.Алексеев H.H. Русский народ и государство / H.H. Алексеев. -М.: Аграф, 1998.-640с.
16.Алиханян С.Т. Деятельность Комиссариата по армянским делам при Народном комиссариате по делам национальностей в 1917-1920гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук. Ереван, 1952. С. 14-15.
17.Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // ПОЛИС, 1992, №4.
18.Амосов Н.К. Октябрьская революция и Церковь. М., 1939.
19.Анализ экономической повестки группы G20 и текущее экономическое положение входящих в неё стран / И.К. Бакахова, С.М. Дробышевский, А.М. Юпоцевская, A.B. Сорокина, П.В. Трунин. - М., 2013.- 136с.
20.Анисимов Е.В. Миссия Русской Православной Церкви в петровское время // Церковь и время. М., 2006. №4 (37).
21 .Аничкин Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
22.Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость. СПб., 1905.
23.Архивы Кремля: Политбюро и Церковь: 1922-1925. Кн.1 / Сост. H.H. Покровский, С.Г. Петров. М.; Новосибирск, 1997.
24.Архиепископ Григорий (Яцковский). Документы, относящиеся к образованию Высшего временного церковного совета в Москве. М., 1926.
25.Архиепископ Иларион (Троицкий). Богословие свобода церкви // Архиепископ Иларион (Троицкий). Без Церкви нет спасения. М., 1998.
26.Архиепископ Сергий Страгородский. Православное учение о спасении. Издательский отдел Московского Патриархата, Иосифо-Волоцкий монастырь. Изд-во «Просветитель», М., 1991. - 264с.
27.Архимандрит Сергий Страгородский. На Дальнем Востоке. Письма японского миссионера. Сергиев Посад, 1847. С.92-93.
28.Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. — 2-е изд., испр. - М., 2011. - 640с.: ил.
29.Ахмедов А.Ю. Последствия реформы народного просвещения 1864г. для коренного населения края // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2011. С.156-158.
30.Барсуков И.П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников: М.: Издательство «Фирма Алеся», 1997. С.4, 336. - 758с.
31.Безносова О. Библейские общества // Немцы России: энциклопедия. Т.1. М., 1999. С. 196.
32.Бердников И.С. Наши новые законы и законопроекты о свободе совести. М., 1914.
33.Бердников И.С. Новое государство и его отношение к религии (К вопросу о свободе совести). Казань, 1888.
34.Бердяев H.A. Вопль Русской церкви / Публ. М.И. Одинцова // Наука и религия. 1991. №4.
35.Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. С.320.
36.Беседы об истинах православной христианской веры как основании нравственности / Городцев П.Д., свящ. - С.-Пб.: Тип. С. Добродеева, 1882.-290с.
37.Бесстремянная Г. Христианство и переводы Библии в Японии // Альфа и омега. М., 2006. №2 (46).
38.Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991.
39.Боголепов A.A. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен,
1958.
40.Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т.2. М., 1974.
41.Болтенкова Л.Ф. Межнациональные отношения в перспективе (субъективный взгляд юриста). — М., 1989.
42.Болтенкова Л.Ф. Становление и развитие Российского многонационального государства (VIb. — настоящее время). В пяти книгах. Книга 1. -М.: «Этносоциум». -448с.
43.Болтенкова Л.Ф. Становление и развитие Российского многонационального государства (VI в. - настоящее время). М., 2011. 4.2. С.54.
44.Болтенкова Л.Ф. Становление и развитие Российского многонационального государства (VI в. - настоящее время). 4.VI -Управление народами Российской империи и роль Церкви в этом процессе. - М., 2012. С.4.
45.Болтенкова Л.Ф. Учение о федерализме и его реализация в развитии государств (второе тысячелетие до н.э. — настоящее время). Кн.1. - М.: РАГС, 2006. С.59.
46.Болтенкова Л.Ф. Этнонациональный и конфессиональный факторы в процессе падения Российской империи. -М., 2012. С.116.
47.Борис (Рукин). О современном положении Русской православной патриаршей церкви. М., 1927.
48.Брихничев И. Патриарх Тихон и его церковь. М., 1923.
49.Бубнов А.С. Статьи и речи о народном образовании. М., 1959.
С.ЗЗ.
50.Будовниц И. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIVbb.).-M, 1960.
51.Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск. 1991.
52.Буров Я. Что означает закон о свободе совести и отделении церкви от государства. М., 1918.
53.Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Концепция государственно-конфессиональных отношений: от декларирования свободы совести к антиконституционной государственной политике вероисповедных ограничений //Право и политика. 2001. №6. С.25-32.
54.Бюллетень Всероссийского комитета помощи голодающим. 1921. №2. ГА РФ. Ф.353. Оп.2. Д.254. Л.4.
55.В Казани собираются лидеры мусульманских молодежных организаций стран-членов ОИК». Доступ: http://www.islamrf.ru/ articles.php?razdel=losid=333
56.В каком смысле Церковь - вне политики? // Нескучный сад. №3 (14), март 2012.
57.Вагнер Г.К., Чугунов C.B. Рязанские достопримечательности. -М, 1989.
58.Васильева Н.В., Гальперин Г.В., Королёв А.И. Первая Российская революция и самодержавие. М., 1975.
59.Введенский А.И. Революция и церковь. Пг., 1922.
60.Введенский А.И. Церковь и государство. М., 1923.
61.Введенский А.И. Церковь патриарха Тихона. М., 1923.
62.Верещагин Е.М. Был ли креститель Руси Владимир еретиком-арианином? // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т.48. Вып. 1. Январь-февраль. М., 1989.
63.Власов В.И. Путь осознания. Сборник произведений. Воспоминания. Исторический криминал. Стихотворения. - М.: Компания Спутник+, 2003.
64.Воззрения Московского митрополита Филарета по вопросам: о церковном законодательстве, о материальном обеспечении духовенства, о снятии священного сана и о браке / Меньшиков А. - Казань, 1894. -196с.
65.Волков М.Я. Ревнители православия и светская власть в 80-е гг. XVIIb. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990.
66.Володарский Я. Е. Население России в конце V — начале XVIII века, С.83.
67.Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917-1937гг.). Л., 1973.
68.Воскресенский H.A. Законодательные акты Петра I. М.-Л., 1945. С.250-300; Российское законодательство Х-ХХвв. В 9 томах. Т.4. С. 196200.
69.Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н.Д. Жевахова. Т. 1,2. М., 1993.
70.Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода князя Н.Д. Жевахова. Т.1. Сентябрь 1915г. - март 1917г. Т.2. Март 1917г. -января 1920г. - Санкт-Петербург, 2008. Т.2. С.201.
71.Вострышев М. Патриарх Тихон. М., 1995.
72.Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: понятия и модели: монография / Востряков Л.Е. - СПб., 2011 - 168с.
73.Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 годы. СПб., 1910. С.34.
74.Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. №9.
75.Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. №47.
76.Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. №95.
77.Высшая школа СССР за 50 лет. М.: Высшая школа. 1967. с.59.
78.Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. №1.
79.Галашевич A.A. Художественные памятники Селигерского края. -М., 1975.
80.Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1, Харьков, 1916.
81 .Гангаев Н.М. Церковь и феодализм на Руси. - М., 1960.
82.Гараева J1. Политическая культура как фактор формирования духовного потенциала городской молодежи. Доступ: http://www.tisbi.ru//science/vestnik/2004/issuel/Kult8.html
83.Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства в СССР: Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного Суда РСФСР и других социалистических республик. М., 1926.
84.Гидулянов П.В. Церковь и государство по законодательству РСФСР. М., 1923.
85.Глубоковский Н. Вера и богословие. Юбилейное исповедание // Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее непубликовавшихся трудах, письмах деятелей РПЦ, а также в секретных документах руководителей Советского государства. 1888-1932 / состав. М. Склярова. СПб., 1994.
86.Год души. Православный календарь с чтением на каждый день, 2009. Составление И. Смолькина. - ООО «Бригантина», 2008. С. 119, 165, 282.
87.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. URL: http://www.hi-edu/e-books/xbook028/01 index html-012.html (дата обращения 20.02.2010).
88.Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т.1. Киев, 1883. С.436.
89.Голубцов А.П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907.
90.Горский A.B. О духовных училищах в Москве в XVIII веке // Прибавление к изданию творений святых отцов. М., 1845.
91.Госдеп США по поводу отмены слов «мать» и «отец». Информационное агентство CNEWS по материалам: NEWS.ru.com. URL: http:///www.cnlnews.tv/2011/02/02/uga (дата обращения 10.02.2011).
92.Государственное совещание: Стенографический отчет. М., Л. 1930. С.69-70.
93.Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М, 1996.
94.Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. 4.1,2. М, 1995.
95.Государственный Совет: Стенографические отчеты. Сессия 7. СПб, 1912. С.4685-4690.
96.Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Царствование Федора Ивановича. Учреждение патриаршества в России / Шпаков А.Я, проф. - Одесса: Тип. «Техник», 1912.-423с.
97.Грекулов Е.Ф. Нравы русского духовенства. - М, 1928.
98.Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина XIX - начало ХХв.). М, 1969.
99.Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской империи. Одесса, 1912.
100. Гришанина А.Н. Взаимодействие Церкви и государства: новые формы коммуникаций // научные труды Северо-Западного института РАНХиГС. Т.З. Вып.1 - Санкт-Петербург, 2012. С.450-459.
101. Губарева М.В, Низовский АЛО. 100 великих храмов мира. -М.: Вега, 1999.
102. Гудима Т.М. Политическая культура молодежи как необходимое условие демократизации. Доступ: http://www.altruism.rU/sengine.cgi/5/23/4/3
103. Гусева Н.Р. Русские сквозь столетия. Арнтическая / Н.Р. Гусева.-М, 1988.- 160с.
104. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М, 1991. С.79.
105. Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей. Т.П. М, 1949. С.190, 193.
106. Деятели Октября о религии и церкви: Статьи. Речи. Беседы. Воспоминания. М, 1968.
107. Директивы ВКП(б) и Постановления Советского правительства о народном образовании. Вып.1. М.-Л, 1947. С. 10-13.
108. Дмитриева Р.П. Текстологическая зависимость между различными рассказами о потомках Августа и дарах Мономаха // ГОДРЛ. 1976. С.27.
109. Дмитриевский А. Святейший патриарх Гермоген. С.Петербург, 1912. С.21.
110. Дмитриевский A.A. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков. Казань, 1883.
111. Доброхотов JI.H. Церковь и общество в России: вчера и сегодня // Национальные интересы. 2011. №1 (71). С.20, 26.
112. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009г.
113. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». М, 2007. С.227.
114. Домострой / Сост., вступ.ст, пер. и коммент. В.В. Колесова; Подгот. текстов В.В. Рождественской, В.В. Колесова и М.В. Тименовой; Худож. А.Г. Тюрин. -М.: Советская Россия, 1990. С.50,51.
115. Донесения о Московии Иоанна Пернштейна // Древняя и новая Россия. №6. 1877. С. 179.
116. Дормидонтова JI.M. Культура этносоциальных отношений в молодёжной среде // Гуманитарные и естественнонаучные аспекты современной экологии / Сборник материалов докладов Всероссийской научно-практической конференции. 4.II. - Уфа: ПИО БИСТ, 2006.
117. Дорская A.A. Проблема законодательного закрепления свободы совести в России в начале XX века. Дис. канд. юрид. наук. СПБ, 2001.
118. Дубасов И. Народное просвещение в Тамбовской губернии во второй половине XVIII и в начале XIX столетия // Древняя и новая Россия. 1878. №12. С.338.
119. Духовная жизнь современного общества: актуальные проблемы теории. М.: Изд. РАГС, 2007. - 192с.
120. Духовная культура и развитие личности. Кишинёв, 1977.
121. Духовная культура и социальный прогресс. Фрунзе, 1980.
122. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 1. Изд. Введенской Оптиной пустыни. 2009. - 696с.
123. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т.2. Изд. Введенской Оптиной пустыни. 2009. - 591с.
124. Жизнеописание достопамятных людей Земли русской (Х-ХХ вв.) -М.: «Московский рабочий», 1991. -С.6, 21, 51, 212-219.
125. Жириновский B.B. Этногеополитика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.В. Жириновский. - 2-е изд. -М.: Изд-во Либерально-демократической партии России (ЛДПР), 2013. -464 с.
126. Жития святых славных и всехвальных апостолов. М., 2007.
127. Жминда М.Н. Трансформация политической субъектности Русской Православной Церкви в условиях современного политического процесса // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. №3. С.286.
128. Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия: Мат-лы семинаров. Ноябрь-декабрь 2000г. / Под ред. A.B. Пчелинцева и Т.В. Томаевой. М., 2001. С.6.
129. Заозерский H.A. О сущности церковного права. М., 1911.
130. Запесоцкий A.C. Молодежь в современном мире: Проблемы индивидуализации и социокультурной интеграции. - СПб., 1996. - 348с.
131. Зиманов С., Даулетова С., Исмагулов М. Казахский отдел народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. Алма-Ата, 1975. С.10.
132. Золоторсин В. Средневековое вайнахское христианство. http://www.pravoslavie-islam.ru/vayn.html
133. Зорин В.Ю. Этнополитика в современной России: статьи, выступления, интервью. - Саратов, 2012. С. 18-19.
134. Зубкова Е., Куприянов А. Возвращение к «русской идее». Кризис идентичности и национальная история // Национальные истории в советском и постсоветском государствах. М., 1999.
135. Зудин А. Культура советского общества: логика политической трансформации // Общественные науки и современность. 1999. №3.
136. Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Ч.З. Варшава, 1938.
137. Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907гг. М, 1984.
138. Иванов А.Н. «Возвращение» русского патриотизма в государственную идеологию СССР // Вестник Костромского государственного педагогического университета. 1997. №2 (11).
139. Иванов В.Д. Русь изначальная / В.Д. Иванов. - М.: ACT, 2010.-800с.
140. Иванов Ю.Г. Русские святыни. - Смоленск: Русич, 2006.
141. Иванова Е.В. Воспитательное заведение для южнославянских девиц в Москве // Русский мир - 2012. М, 2012. С.236-263.
142. Иванова Н.И, Козлова П.П. Духовно-нравственные ценности исламского воспитания // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: материалы IV Международной конференции, проведённой в Уфе 22-23 сентября 2011 года / составители Г.Б. Фаизов, Г.В. Балягова. - Уфа, 2011. С.72-76.
143. Иванова С.Ю. Идеологические основания национально-государственного строительства в СССР // Национальная политика и модернизация системы управления на Юге России: исторический опыт и современные вызовы: материалы Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону), 27-28 сентября 2012г.) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. — Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. С. 197.
144. Иеродиакон Серафим (Чуркин). Путь святых праздников «Сатисъ Держава». — Санкт-Петербург, 2006. С.4-5, 64.
145. Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии: Сборник. М, 1995.
146. Иларион. Слово о законе и Благодати / Пер. В.Я. Дерягина / Реконстр. древнерус. текста JL Жуковской. - М, 1994.С.40-41.
147. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. — М.: Голос, 2001.-696с.
148. Инновационные технологии в гражданском и патриотическом воспитании: сборник материалов региональной научно-практической конференции (15-16 декабря 2010г.) / под ред. В.А. Котюха и С.А. Селезнёвой; [ОГОУДОД «ОЦДОГПО»]. - Воронеж, 2011. С.З (вместо предисловия).
149. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Творением добра и правды. - М.: Пт»Капь» 1993. - 16с.
150. Ирзабеков Василий (Фазиль). Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. - М.: Даниловский благовестник, 2009. С. 51-52, С. 162.
151. Ислаев Ф. Православные миссионеры в Поволжье. Казань,
1999.
152. История национально-государственного строительства в СССР 1917-1978. T.l. М, 1979. С.32.
153. История Русской православной церкви: От восстановления патриаршества до наших дней. Т.1. 1917-1970. СПб, 1997.
154. История Советского государства и права. Кн.1. Становление Советского государства и права (1917-1920гг.). М, 1968. С.420-421.
155. История СССР с древнейших времен до наших дней. В двух сериях. В двенадцати томах. T.III. - M., 1967. С.349, 352.
156. История СССР с древнейших времен до наших дней. В двух сериях. В двенадцати томах. T.V. Кн.1. -М., 1970. С.390.
157. История СССР с древнейших времен до наших дней. В двух сериях. В двенадцати томах. T.IX. М., 1971. С.260, 262.
158. История СССР с древнейших времен до наших дней. В двух сериях. В двенадцати томах. Т.Х. М., 1973. С.116, 636-651.
159. Их страданиями очистится Русь. М., 1996.
160. К 400-летию установления Патриаршества на Руси. Как была крещена Русь. - М., 1989.
161. Кадсон И.З. О положении Русской православной церкви в последние годы существования царизма (по материалам епархиальных отчетов) // Атеизм. Религия. Современность. Л., 1973. С.66-88.
162. Казаков C.B. Православие: словарь-справочник / C.B. Казаков. - Ростов н/Дону, 2011. -218с.
163. Казакова H.A. Вассиан Патрикеев и его сочинения. M., JL, 1969: Громов М.Н. Максим Грек. М., 1983.
164. Кандидов Б. Голод 1921 года и церковь. М., 1932.
165. Кандидов Б. Религиозная контрреволюция и интервенция 1918-1920гг. М., 1930.
166. Каппелер А. Две традиции в отношениях России к мусульманским народам Российской империи / Отечественная история. №2, март-апрель 2003. - М.: «Наука».
167. Капто A.C. Энциклопедия «Мир». В 2 т. — М.: Изд. дом «Академия», 2008. Т.2. - 512с.
168. Каптярев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 2004. С.30.
169. Карпенко О., Ламанов И., Молодежь в современном политическом процессе в России. - М.: Современный гуманитарный университет, 2006. - 560с.
170. Карташев A.B. История Русской Церкви. - М.: ЭКСМО, 2004. -911с.
171. Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Собрание сочинений в двух томах. М., 1993.
. 172. Карташев A.B. Церковь и государство. Париж, 1992.
173. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: мемуары. М., 1993.
174. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слова. Проповеди. Выступления. - К.: Изд-во Киево-Печерской Лавры, 2009. С.1-19,44-45.
175. Клочков В.В. Закон и религия: от государственной религии в России к свободе совести в СССР. М, 1982.
176. Ключевский В.О. Дневник 1867-1877гг. 30 марта 1868 // В.О. Ключевский. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. — М, 1993. С.316-317.
177. Ключевский В.О. Русская история. 4.1. М, 1987. С. 186, 187.
178. Княгиня Урусова Н.В. Материнский плачь Святой Руси / Издательский Дом Русский Паломник. Валаамское Общество Америки. М., 2009. С.17-18, 103-106.
179. Ковалёва А.И, Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы.-М.: Социум, 1999.
180. Колымагин Б.Ф. Русская Православная Церковь и проблемы сохранения культурного наследия // Национальные интересы. 2011. №1. С.27.
181. Кондаков Д.Ю. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825). СПб, 1998.
182. Корзун М.С. Русская православная церковь: 1917-1945. Минск, 1987.
183. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 4.1. Госполитиздат, 1954. С.644.
184. КПСС о профсоюзах. M, 1957. С.329.
185. Красносельцев Н.Ф. Очерки из истории христианского храма. Казань, 1881. Вып.1: Архитектура и внутреннее расположение христианского храма до Юстиниана.
186. Крупская Н.К. Ленинские установки в области культуры. Сб. статей. М, 1934. С.257-258.
187. Кудрявцев А.И. Государственно-церковные отношения в России в 90-е годы XX века (конституционно-правовой аспект). Автореф. дис. канд. юрид. наук. M, 1999.
188. Кукушкин Ю.С, Чистяков О.И. Очерк истории Советской конституции. М, 1987. С.263, 264, 287.
189. Куликовская битва // Великие битвы в истории России. М.: ООО «Дом Славянской книги». 2009. С.41-48.
190. Кумыков Т.Х. Хан-Гирей. Нальчик, 1968. С.54, 50.
191. Кураев А. Миссионерский кризис Православия. - М.: Никея, 2010. С.106.
192. Куроедов В.А. Религия и церковь.в Советском государстве. М., 1981.
193. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971.
194. Кэмпбелл Е.И. Мусульманский вопрос в России: история обсуждения проблемы // Исторические записки. М., 2001. №4 (122). С.132-157.
195. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви. СПб., 1997.
196. Левицкий С.А. Трагедия свободы. - М., Канон. 1995.
197. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи России: комплексное решение проблемы — М.: Издательство «Планета 2000», 2002.
198. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.35. С.21, 28-29.
199. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.36. С.228.
200. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.37. С.34.
201. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.38. С.55.
202. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.41.С.121, 400-401.
203. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.45. С.363, 366, 372, 377.
204. Лига юных журналистов России. Официальный сайт, доступ: http://www.vnpress.ru
205. Лукьянов С. А. Роль Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи в реализации государственной вероисповедной политики (1832-1917гг.): Монография. -М.,2009. С.54-55.
206. Луначарский A.B. Общий очерк дела народного образования в РСФСР // Народное образование. 1960. №11. С.85.
207. Магун В. Социальные изменения в России и молодежь. - М., 1997.- 104с.
208. Максимова Г.П. Методика церкви и проблема методов православного воспитания. — Волгоград, 2008.
209. Мансветов И.Д. Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885.
210. Материалы XXVII Съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 106, 139.
211. Международные документы по молодежной политике. - М., Институт молодежи, 1993.
212. Мистрис М. Деятельность Комиссариата по латышским делам при Наркомнаце в 1918-1919гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук. Рига, 1971. С.З.
213. Митрополит Антоний Сурожский. Духовное путешествие. Размышления перед Великим постом. М., 1997.
214. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Жизнь в Церкви. М., 2008. С.247.
215. Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн.4. 4.2. М., 1996.
216. Митрополит Филарет (Дроздов). О государстве. Изд. 2-е. Тверь, 1992. С.10.
217. Молодежи о первой русской революции. Под общей ред. акад. A.M. Панкратовой. М., 1955. -280с.
218. Молодежи о политической экономии / A.A. Аузан, A.B. Бузгалин, В .В. Куликова. - М., 1987. - 221с.
219. Молодежи о Советских Вооруженных Силах. М., 1975. -
126с.
220. Молодежи об искусстве. М.: Знание. 1973. - 432с.
221. Молодежная политика в современной России. Орел, 2005.
222. Молодежный потенциал региона: опыт социологического анализа. Хабаровск, 2001, 132с.
223. Молодежный разговорник. М., 1965.
224. Молодежь в политической жизни России. СП(б), 2007. С. 143.
225. Молодежь в российских регионах. М., 2006.
226. Молодежь в современном российском обществе. М., 2001.
227. Молодежь Востока России: история и современность: материалы V Всероссийской научно-практической конференции 25 ноября 2011г.: в 2 ч. - Хабаровск, 2011. - 4.2. - 285с.
228. Молодежь Востока России: мозаика рубежа века. -Хабаровск, 1999.-118с.
229. Молодежь и атеизм. М., 1971.
230. Молодежь СССР: статистический сборник. М., 1990.
231. Молодежь, религия, атеизм. М, 1984.
232. Молодежь. Цифры. Факты. Мнения. - СПб, №1, 1992.
233. Молодежь: будущее России / Антонов И.Н, Бабочкин П.В, Бальсевич С.К. идр.-М, 1995.-215с.
234. Молодежь: будущее России. М, 1995.
235. Монастырский приказ (1649-1725гг.): Опыт историко-юридического исследования / Горчаков М. - С-Пб.: Тип. А. Траншеля, 1868.-459с.
236. Монах Симеон Афонский. Духовные горизонты, или Царство Божие - Святая Гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Москва, 2011. С.65.
237. Московское государство при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне, по запискам архидиакона Павла Алеппского: Сочинения / Аболенский И. - Киев: Тип. С.Т. Еремеева, 1876. - 204с.
238. Мраморное А.И. О развитии системы послевузовского и дополнительного образования в Русской Православной Церкви // Портал Патриархия.ги. Статья доцента Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры А.И. Мраморнова, за которую автор получил первую премию в номинации «Богословское образование — традиции и вызовы современности» в конкурсе «Духовное образование в XXI веке».
239. Муравьев А.Н. История Российской Церкви. - СПб, 1838.
240. Мухина В, Проценко Г. Проблемы воспитания и развития личности. М, 2001.
241. Мчедлов М.П. Особенности конфессиональной социальной доктрины (к принятию «Основ социальной концепции РПЦ») // Законодательство о свободе совести правоприменительная практика в сфере его действия ... С.47-59.
242. Наркомпрос. 1917 - октябрь 1920 (Краткий отчет). М, 1920.
С.78.
243. Народное образование: Основные постановления, приказы, инструкции. М.: Учпедгиз, 1948. С.ЗЗ.
244. Национальный Совет молодежных и детских объединений России. Официальный сайт, доступ: http://www.youthrussia.ru
245. Нигматуллина Т.А. Молодежная политика в условиях российского федерализма: региональный аспект. Автореферат дисс. д. полит, наук. -М, 2013. С.18.
246. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
247. Никишин C.B. Патриотизм как общечеловеческая ценность // Инновационные технологии в гражданском и патриотическом воспитании. С.35-36.
248. Николин А. Церковь и государство (История правовых отношений). Изд. Сретенского монастыря, 1997. С.78.
249. Никольский Н.М. История русской Церкви. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1983. С.434-435, 448.
250. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия / Бронзов A.A., проф. - С.Пб., 1901. - 355с.
251. О церковной власти / Заозерский Н., доц. церк. права в Моск. духов, акад. - Сергиев Посад, 1894. - 480с.
252. О церковных наказаниях. Исследования по церковному праву / Суворов Н. - С.-Пб., 1876. - 346с.
253. О. Герман (Подмошенский). Цена святости. Издательский Дом «Русский Паломник». Валаамское общество Америки. - М., 2010. -127с.
254. Общероссийская молодежная спортивно-оздоровительная гражданско-патриотическая программа, М., 2002. Доступ: http://rssm.narod.ru/content/programa.html
255. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских Соборов / Суворов Н. - Ярославль: Тип. Г. Фальк. 1884. -405с.
256. Огицкий Д.П., священник Максим Козлов. Православие и западное христианство: Учебное пособие для духовных семинарий и духовных училищ. Изд. 2-е, исправ. Московская духовная академия. - М., 1999. - С.5,9.
257. Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в Государственной Думе (1906-1917гг.): надежды, дискуссии и исторические уроки // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2006. С.481-563.
258. Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений: 1917-1938гг.). М., 1991.
259. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. М.,
1994.
260. Одинцов М.И. Государство и Церковь в России: XX век. М., 1999. С.7.
261. Одинцов М.И. И.В. Сталин: «Церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства» / Вступ. статья и подготовка текста к публикации // Диспут. 1992. 1992. №3.
262. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. -М, 1995. С.17.
263. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М, 1986. С.308, 360.
264. Олеант Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб, 1906. С.330.
265. Ольга Берггольц. Проза. М, 1961. С.369.
266. Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях в РСФСР и действующие законы, инструкции, циркуляры с отдельными комментариями по вопросам, связанным с отделением церкви от государства и школы от церкви в Союзе ССР. М, 1930.
267. Останина О.В. К вопросу о реформаторстве в религиозной политике самодержавия в период первой русской революции: Деп. В ИНИОН АН СССР 19.04.1990 №4168.
268. Охотина H.A. Русская Церковь и монгольское завоевание (ХШв.) // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сборник статей. -М. «Наука», 1990. С.67 и далее.
269. Памятники древнерусской литературы / Редакция H.H. Зарубина. Вып.2. Л, 1932. С. 70.
270. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. М, 1985. С.292-293.
271. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М, 1947.
272. Патриаршее Послание по случаю празднования Дня Православной молодёжи. 13 февраля 2012г. // Послание Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня Православной молодёжи 14 февраля 2013г.
273. Пекарский П.П. Наука и литература при Петре Великом. Т.1-2. СПб, 1862. С.3-4.
274. Первый международный съезд православной казачьей молодежи. Азов - Новочеркасск - Старочеркасск. Всевеликое войско Донское. - Ростов н/Дону, 2006.
275. Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви. М, 1958.
276. Перхавко В.Б. Церковь и внешнеэкономические связи Руси в XI-XIV вв. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М.: Наука, 1990. С.46-49.
277. Песикина Е.И. Народный комиссариат по делам национальностей и его деятельность в 1917-1918гг. М., 1950. С.60. ^
278. Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в период думской монархии (1906-1917гг.). М., 2000.
279. Письмо ученикам Ростовской школы // Федотов М.А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского. Исследование и тексты. М., 2005. С.183.
280. Пленумы ЦК ВЖСМ. М., 1935. С.41.
281. Плигузов А.И., Хорошевич A.JI. Русская церковь и антиордынская борьба в XIII-XIV вв. // Церковь, Общество, Государство в федеративной России. М, 1990. С. 102.
282. Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв. Казань, 1913, Т.2 С.833.
283. Полиция и милиция России (очерки истории). М., 1993. С. 18.
284. Поместный собор Российской православной церкви 1923 года: Бюллетени. М., 1923.
285. Попов A.B. Суд и наказание за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904. С.247.
286. Попов М.Е. Социокультурная интеграция и конфликты идентичностей: опыт советскости // Национальная политика и модернизация системы управления на Юге России: исторический опыт и современные вызовы: материалы Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону), 27-28 сентября 2012г.) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. -Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. С.255-261.
287. Попова О. Политическое образование как фактор культурно-ценностного развития сознания молодежи / Образование и общество, №1, 2007. Доступ: http://www.education.rekom/ru/1 2007/58.html
288. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.
289. Правда о религии в России. М., 1942.
290. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А .Я. Сухарев. -М.: Изд. НОРМА, 2009. С.258-265.
291. Православный молитвослов и псалтирь. Изд. Московской Патриархии. - М., 1990. С. 111.
292. Программа Коммунистической партии Советского союза. Новая редакция. - Материалы XXVII Съезда Коммунистической партии Советского союза. М., 1986.
293. Прот. Александр Шмеман. Церковь. Мир. Миссия. Мысли о православии. Мысли о православии на Западе. М, 1996.
294. Проф. С. Смирнов. Древне-русский духовник: материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. Москва, Синодальная Типография. 1913.-282с.
295. Прохоров Г.М. Заметки о русском миссионерстве // Церковь и время. М, 2006. №4 (37).
296. Пущанский В.В. Правовое регулирование функционирования Русской Православной Церкви в России в XX веке (историко-правовой аспект). Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПБ, 2006.
297. Радченко А.Ф. Государственная молодёжная политика в Российской Федерации: особенности становления и развития. Автореф. дисс. к. пол. наук. М, 2008. С. 18.
298. Революция и молодежь // Эксперт, 2005. №15, 18 апреля.
299. Регельсон JI. Трагедия Русской церкви: 1917-1945. М, 1996.
300. Редькина О.Ю. Вероисповедная политика Временного правительства России (февраль-октябрь 1917г.). Автореф. дис. канд. ист. наук. М, 1996.
301. Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб, 1905.
302. Рейснер М.А. Духовная полиция в России. СПб, б.г.
303. Рейснер М.А. Церковь и государство. Свобода и тирания в делах веры. Пг, 1917.
304. Религиозно-нравственные основы христианства в историческом их выражении (Из истории миссионерской проповеди христианства за первые три века) / Гарнак А, проф. Пер. проф.: А. Спасский. - Харьков, 1907. - 346с.
305. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза / Сост. и общ. ред. A.B. Пчелинцева и В.В. Ряховского. М, 2006. С.З.
306. Религиозные организации в СССР накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938-1943гг.) / Вступ. статья, комментарии и подготовка текста к публикации М.И. Одинцова // Отечественные архивы. 1995. №2.
307. Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.: Материалы «круглого стола». М, 1995.
308. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М, 1996. С. 123.
309. Решение VI Всесоюзного съезда РЖСМ. М, 1924. С. 165.
310. Российская молодежь: проблемы и решения. - М.: Центр социального прогнозирования, 2005.
311. Российская церковь в годы революции (1917-1918гг.): Сборник / Подготовка текста к публикации М.И. Одинцова. М, 1995.
312. Российское библейское общество. Санкт-Петербург, 1814.
313. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви). М, 2006.
314. Российское законодательство Х-ХХ вв.Т.З. М, 1985. С.27, 35.
315. Рункевич С.Г. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. СПб, 1900. Т.1.
316. Русская православная церковь в советское время (19171991гг.): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. Кн. 1,2. М, 1995.
317. Русская православная церковь и Великая Отечественная война: Сборник церковных документов. М, 1943.
318. Русская православная церковь и коммунистическое государство: 1917-1941: Документы и фотоматериалы. М, 1996.
319. Русская православная церковь. М, 1980.
320. Русская православная церковь: 988-1988: Очерки истории. Вып. 1,2. М, 1988.
321. Русская православная церковь: Устройство. Положение. Деятельность. М, 1958.
322. Русское православие: вехи истории / Научн. ред. А.И. Клебанов. М, 1989. С.156-157.
323. Русское православие: вехи истории. М, 1989.
324. Руткевич М.Н, Рубина А .Я. Общественные потребности, система образования. М, 1988.
325. Ряжев A.C. Просвещенное духовенство при Екатерине И. // Вопросы истории. М, 2004, №4, С.46-54.
326. Ряпов A.C. Просвещенное духовенство при Екатерине II // Вопросы истории. 2004. №9.
327. Сафонов A.A. Правовое регулирование функционирования религиозных объединений в России в начале XX века: автореф. дисс. д. юр. наук. - М, 2008.
328. Сборник декретов и постановлений Рабоче-крестьянского Правительства по народному образованию. Вып.2. М., 1920. С. 14.
329. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно Русской Церкви до эпохи Петра Великого. Вып. 1-2 / Сост. В.Н. Бенешевич, д-р церковного права, проф. Петрогр. ун-та. -Петроград, 1915.-386с.
330. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. -М.: Политиздат, 1987. С. 150.
331. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. М, 1984. (Ок. 65 книг).
332. Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Лавры. - М., 2002. С. 106, 123, 129.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.