Возвышенное и специфика его проявления в искусстве (на материале музыки) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Петухов, Владимир Михайлович
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат философских наук Петухов, Владимир Михайлович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ВОЗВЫШЕННОЕ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.
§ I. Проблема возвышенного в домарксистской эстетике.
§ 2. Возвышенное в марксистско-ленинской эстетике
§ 3. Специфика проявления возвышенного в искусстве
ГЛАВА П. ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЗВЫШЕННОГО В МУЗЫКАЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ.
§ I. Структура и специфика музыкального образа в аспекте эстетического анализа (диалектика содержания и формы).
§ 2. Музыкальный образ в аспекте эстетической категории возвышенного
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Музыка как способ человеческого общения1986 год, кандидат философских наук Щербакова, Алла Александровна
Исполнительское искусство гуцульских скрипачей2003 год, кандидат искусствоведения Мациевская, Виктория Игоревна
Эстетический анализ творчества Евгения Светланова2008 год, кандидат философских наук Соколова, Юлия Владимировна
Социально-характерные черты развития музыкальной культуры Казахстана в 20-е - середине 30-х годов1983 год, кандидат искусствоведения Гринберг, Вениамин Исаакович
Интонационно-фабульная природа музыкальной формы1981 год, доктор искусствоведения Медушевский, Вячеслав Вячеславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Возвышенное и специфика его проявления в искусстве (на материале музыки)»
Вопросы формирования нового человека в духе эстетических, политических идеалов и нравственных принципов коммунизма всегда были в центре внимания Коммунистической партии. ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза, "Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года", материалы июньского (1983 года) Пленума ЦК КПСС предъявляют к общественным наукам высокие требования по увеличению их вклада в разработку цроблем коммунистического воспитания, всестороннего гармонического развития человека, совершенствования общественных отношений и борьбы с буржуазными идеологическими концепциями. В условиях развитого социализма (фазы коммунистического общества), напряженной международной обстановки остается актуальной проблема формирования у молодого поколения строителей коммунистического общества высокой идейности, сознательности, воли, организованности, моральной чистоты, патриотизма, героизма, гражданственности, т.е. социальности в самом широком смысле этого понятия. Об этом говорил Ю.В.Андропов в докладе "Шествдесят лет СССР"*, в статье "Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР"^, где, в частности, подчеркивается, что "народу, совершившему социалистическую революцию, приходится еще долго осваивать свое
См. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 года. - М.: Политиздат, 1982 г. р
См. Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. - Коммунист, февраль, 1983, В 3. новое положение верховного и безраздельного собственника всего общественного богатства - осваивать и экономически, и политически, и, если угодно, психологически, вырабатывая коллективистское сознание и поведение. Ведь социалистически воспитанным является лишь тот человек, которому небезразличны не только собственные трудовые успехи, благополучие, авторитет, но и дела товарищей по работе, трудового коллектива, интересы всей страны, трудящихся всего мира"*. Являясь могучим средством эстетического, а через него политического и нравственного воспитания, формирующего оцределенное отношение человека к цриродной и общественной действительности, искусство воспитывает и вырабатывает осознанную ориентацию в мире эстетических, нравственных и политических ценностей. Отсюда следует, что для более эффективной социализации личности средствами искусства необходимо более сознательно и целенацравленно использовать возвышенные художественные образы, которые ".учат любви к Родине, стойкости в испытаниях"^. Ставя задачу воспитывать у людей социальные качества, партия требует, "чтобы герои цроизведений не замыкались в круге мелочных дел, а жили заботами всей страны, жизнью, наполненной напряженным трудом, настойчивой борьбой за торжество справедливости и добра. Нацротив, проявления безыдейности,мировоззренческая неразборчивость, отход от четкой классовой оценки отдельных исторических событий и фигур способны нанести ущерб творчеству даже даровитых людей. Наши критики, литературные жур Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. - Коммунист, февраль, 1983, № 3, с.12.
2 Брежнев Л.И. Отчетный доклад ЦК КПСС ХШ съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. - М.:Политиздат,1981,с.83. налы, творческие союзы и в первую очередь их партийные организации должны уметь поправлять тех, кого заносит в ту или иную сторону. И, конечно, активно, принципиально выступать в тех случаях, когда появляются цроизведения, порочащие нашу советскую действительность. Здесь мы должны быть нецримиримы. Партия не была и не может быть безразличной к идейной нацравленности нашего искусства"*. Специфика категории возвышенного обусловливает ее особую роль и значение в аспекте поставленных партией актуальных задач эстетического воспитания, что делает особенно важным теоретический анализ данной категории, изучение соответствующих ей феноменов в искусстве и их целенаправленное использование в художественной практике, поскольку, как отмечал Ю.В.Андропов на июньском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС, ".самое умелое и умное преподавание, самое талантливое искусство не достигнут цели, если они не наполнены глубокими идеями, тесно связанными с реальностями сегодняшней жизни и указывающими путь дальнейшего движео ния вперед" . Научный анализ этой категории позволит показать специфику объективации возвышенного в искусстве, дать методологическую основу для объективной оценки социальной значимости Произведений искусства и тем самым повлиять на его действенность в деле коммунистического воспитания благодаря действительно возвышенным образам, а не их суррогатам, а также преодолеть проявление субъективизма в выборе соответствующих художественных средств. Брежнев Л.И. Отчетный доклад ЦК КПСС ХХУТ съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. - М.: Политиздат,198I,с.83.
2 Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года. -Правда, 16 июня 1983 г.
Осознавая важность проблематики категории возвышенного, наша эстетика уделяет много внимания научному исследованию ее структуры и специфики*.
Особый вклад в осмысление сущности возвышенного внесли работы, исследующие его специфику в системе основных эстетических категорий, где его сущность обосновывается с точки зрения единой диалектико-логической закономерности, модификации которой предопределяют внутреннюю структуру основных эстетических категорий, См.: Борев Ю.В. Основные эстетические категории. - М., I960; его же. Эстетика. Изд. 3-е. - ГЛ., 1981; Гулыга А.Б. Опыт системного изложения эстетики. - Воцросы философии, 1966, № 10; Жаринов В.М. О систематизации категорий эстетики. - Философские науки, 1975, №5; Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. - М., 1969; Каган М.6. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е. - Л., 1971; Красностанов Э.Т., Средний Д.Д. Основные эстетические категории. - М., 1976; Крюковский Н.И. Логика красоты. - Минск, 1965; его же. Основные эстетические категории. - Минск, 1974; Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М., 1965; Лавринюк Н.С. Героическое в искусстве социалистического реализма. - М., 1981; Любимова Т.Б. Категория трагического в эстетике. - М., 1979; Малыгин В.А. О возвышенном. - Л., 1966; Муриан В.М. О принципе анализа эстетических категорий. - В кн.: Некоторые цроблемы методологии научного исследования. - М., 1968, вып.262, ч.2; Ска-терщиков В.К. К разработке проблемы эстетических категорий. -Философские науки, 1974, Л 3; Средний Д.Д. Основные эстетические категории. - М., 1974; Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. - М., 1972; Савилова Т.А. Эстетические категории. -Киев-Одесса, 1977; Тофтул М.Г. Система категориальных определений эстетического отношения и ее методологическая роль. -Черновцы, 1970; Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. - М., 1973; его же: Эстетические категории. - М., 1983; Ястребова Н.А. Категории эстетики в их отношении к идеалу. - Вопросы литературы, 1964, II; Яковлев Е.Г. О систематизации основных эстетических категорий. - Философские науки, 1977, № 4. что способствует более конкретному и логически обоснованному их осмыслению. Однако в советской эстетике существуют различные точки зрения на категорию возвышенного, что выразилось в выдвижении разнообразных и во многом противоположных ее определений. Одни авторы, исследуя "возвышенное" с точки зрения диалектики качества и количества, считают, что в его основании лежит преобладание качества над количеством (имеется в виду эстетический объект, субъект же цредполагается находящимся в единстве своих диалектически противоречивых полюсов рационального и чувственного)*. По мнению других, в возвышенном, наоборот, количество преобладает над качеством** (в качестве субъективной стороны отношения выступает "мера человеческого рода" или "идеальное").Следует отметить, что эти исследователи порой не делают четких выводов подобного рода, однако из ряда формулировок у них логически вытекают такие следствия. С нашей точки зрения, противоположность данных подходов объясняется, во-первых, различным пониманием специфики и структуры эстетического как отношения, модификацией которого является "возвышенное", а во-вторых, недостаточной разработанностью системы категорий диалектической логики, црименение которых при построении системы основных эстетических категорий имеет существенное значение.
Следует отметить, однако, что в эстетике уже положено начало исследованию вопроса о систематизации категорий диалектической логики по принципу их субординации и координации, что позволяет См. Крюковский Н.И. Основные эстетические категории: Опыт систематизации. - Мн., 1974. См. Средний Д.Д. Основные эстетические категории. - М., 1974; Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. - М., 1969; Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. - Л., 1971. логически более строго обосновать структуру и специфику возвышенного. Таким образом, специфика и структура возвышенного в основном исследована достаточно основательно, хотя пока еще не выработан единый подход к цроблеме. Однако еще почти не исследована диалектически противоречивая структура художественного образа, в котором объективируется "возвышенное", т.е. цроблема специфики проявления возвышенного в искусстве, в особенности в музыкальном^. На наш взгляд, это объясняется в значительной мере тем, что исследователи специфики художественного образа сосредоточивают свое внимание преимущественно на его гносеологическом аспекте. Вследствие этого не всегда удается соотнести диалектико-логичес-куга структуру основных эстетических категорий и художественного образа и исследовать объективацию эстетических категорий в искусстве. Попытку поставить вопрос о проявлении возвышенного (героического) в музыке цредцриняла И.Чернова в статье "К проблеме гео роического в музыке" . Представляют интерес в этом плане также о работы А.Сохора по проблеме координации структуры возвышенного с категориями теоретического музыкознания, Н.Очертовской по проблеме содержания и формы в музыке^, Н.А.Горюхиной по проблеме к музыкальной формы и стиля .
См.: Скатерщиков В.К. К разработке проблемы эстетических категорий. - Философские науки, 1974, J& 3, с.57. о
В кн.: Музыка в социалистическом обществе. Л., 1977, вып.З, с.114-127.
См.: Сохор А. О природе и выразительных возможностях диатоники. - В кн.: Вопросы теории и эстетики щзыки. - М.: 1965, вып.4. См.: Очертовская Н. Об отражении действительности в музыке. -Л.: 1979. См.: Горюхина Н.А. Музыкальная форма и стиль: Автореф.диссер-тации докт.искусствовед.наук. - М., ,1974.
Научная и идеологическая значимость исследования проявления возвышенного в музыкальном искусстве, недостаточная степень изученности данной проблемы послужили основанием для выбора теш диссертации. Для анализа логической структуры категории возвышенного автор использовал категории диалектической логики. Это дало возможность скоординировать "возвышенное" с категориями искусствознания и теоретического музыкознания и тем самым показать цроявление, объективацию абстрактной, общей категории эстетики в конкретной, чувственно воспринимаемой структуре музыкального образа. Думается, данный подход оправдан тем, что возвышенное на всех уровнях его цроявления исследовалось на основе единой, логически выдержанной, точки зрения.
Цель исследования заключается в попытке цроанализировать теоретические проблемы, связанные со спецификой и структурой основной эстетической категории возвышенного, структурой и спецификой музыкального образа, как особенного цроявления специфики художественного образа вообще; показать субординацию и взаимосвязь категорий материалистической диалектики, эстетической категории возвышенного, теоретического музыкознания и тем самым раыдэыть специфику объективации возвышенного в музыкальном искусстве.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она посвящена анализу малоизученных аспектов цроблемы. К ним, в частности, относятся определения структуры и специфики возвышенного в аспекте диалектики содержания и формы, смысл которых раскрывается по-разному в зависимости от конкретного понимания специфики эстетического как отношения. К сожалению, до настоящего времени не выработано единого мнения по данному вопросу*. Почти не иссле См.: Эстетическое сознание и процесс его формирования. - М. 1981. дована в научной литературе специфика и логическая структура музыкального образа, поэтому проблема объективации возвышенного в музыке решается в большинстве случаев чисто описательным путем. В связи с этим автор на основе системно-логического подхода к проблеме проявления возвышенного в музыкальном искусстве осуществил достаточно подробный историко-логический анализ категории возвышенного, системно-структурный анализ и синтез художественного образа, специфики проявления возвышенного в структуре художественного образа вообще и музыкального - в частности. В диссертации предцринята одна из первых в советской литературе попыток создания теоретической модели музыкального образа в аспекте проявления в нем диалектики содержания и формы и объективации эстетической категории возвышенного. Рассматривая различные аспекты комплекса проявлений возвышенного в музыке, автор использовал в качестве опосредствующих и конкретизирующих звеньев некоторые категории семиотики, которые, благодаря координации и субординации с категориями диалектической логики и эстетики, способствуют более конкретному пониманию цроцесса объективации возвышенного в музыке, благодаря их координации с категориями теоретического музыкознания.
Исследование данной проблемы позволило автору сделать ряд выводов и рекомендаций, которые могут быть использованы в художественной критике, музыкознании, системе эстетического воспитания, педагогической практике.
Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи: I) выявить точки зрения по специфике возвышенного в домарксистской и марксистской эстетике; 2) определить понятие возвышенного, его специфику и логическую структуру в соответствии с другими эстетическими категориями, т.е. в системном аспекте, который предполагает единый, логически строго выдержанный принцип классификации эстетических категорий; 3) раскрыть специфику художественного образа с точки зрения специфики и структуры эстетического отношения; 4) описать структуру и специфику музыкального образа в аспекте диалектики содержания и формы скоординированными с категориями теоретического музыкознания; 5) показать музыкальный образ в аспекте эстетической категории возвышенного через координацию с категориями диалектической логики и теоретического музыкознания; 6) предложить некоторые практические рекомендации по дальнейшему исследованию проявления основных эстетических категорий в музыкальном искусстве, способствующих, по мнению автора, активизации исследования данной проблемы в музыкознании.
Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма, работы советских ученых-эстетиков, музыковедов, литературоведов, посвященные анализу эстетических, социальных, художественных, психологических и исторических аспектов возвышенного и специфики его проявления в искусстве. Руководствуясь методологией диалектического и исторического материализма, аппаратом категорий диалектической логики, автор исследовал проблему проявления возвышенного в музыке с точки зрения логической субординации и координации категорий диалектической логики, лежащих в основе эстетической категории возвышенного. В свою очередь, рассмотрение диалектико-логической структуры возвышенного через открывающуюся возможность субординации и координации с некоторыми категориями семиотики дало возможность, по мнению автора, более конкретно осмыслить и показать проявление возвышенного в музыке через координацию этих опосредствующих категориальных звеньев с категориями теоретического музыкознания. В силу преобладания логического аспекта в исследовании проблемы автор сознательно избегал в процессе исследования описательных определений и опирался на осмысление и раскрытие проблемы в системном аспекте. Логико-системный подход цредопределил рассмотрение категории возвышенного как результат оцределенного соотношения диалектических компонентов эстетического как отношения, цредставляющего собой многоуровневую систему, реализация которой в искусстве цредопреде-ляет и системный характер художественного образа.
Логическое описание проявления закономерностей, лежащих в основании возвышенного на основных, составляющих музыкальный образ, структурных уровнях, позволило, с нашей точки зрения, показать в интегрированном виде суть и специфику возвышенного музыкального образа.
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Методологические вопросы теоретического музыкознания1985 год, кандидат философских наук Кулапина, Ольга Ивановна
Формирование творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла1984 год, кандидат педагогических наук Юдина, Елена Ивановна
Джаз как искусство артистического самовыражения2009 год, кандидат искусствоведения Амирханова, Светлана Анатольевна
Микрохроматика в музыкальном искусстве позднего Возрождения: вопросы истории, эстетики, теории2010 год, кандидат искусствоведения Полунина, Елена Николаевна
Музыкальные инструменты арабов Палестины2010 год, кандидат искусствоведения Ришмави, Одех Халиль
Заключение диссертации по теме «Эстетика», Петухов, Владимир Михайлович
- 162 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение проблемы проявления эстетической категории возвышенного в музыкальном искусстве, предпринятое автором настоящей работы, показывает, во-первых, что основной смысл этой категории обусловлен доминированием духовного над физическим, общественного над личным, рационального над чувственным, содержания над формой, общего над особенным и т.п. Проявляясь (объективируясь) в искусстве, возвышенное предопределяет собою стилевой тип художественного образа. Во-вторых, исследование координации и субординации, т.е. взаимосвязи эстетической категории возвышенного с категориями диалектической логики помогает уяснить конкретную специфику возвышенного и дает возможность связать их также с конкретными категориями теоретического музыкознания и показать проявление возвышенного в музыке.
Изучение возвышенного в этом аспекте открывает возможность более точно, логически строго и научно обоснованно описать диалектически противоречивую "вертикальную" и "горизонтальную" структуры музыкального образа и показать ее в категориальном состоянии возвышенного. Построенная нами теоретическая модель музыкального образа в состоянии возвышенного является действенной с точки зрения теории музыки и находит эмпирическое подтверждение в практике музыкального искусства.
Логическое, как очищенное от всего случайного историческое, есть его сущность и,как всякая сущность, представляется сухой и абстрактной. Однако, только благодаря этой сущности (теории) мы и способны объективно исследовать конкретный, живой, а подчас и случайный характер исторических явлений. Вследствие этого наша теоретическая модель может быть уподоблена своеобразной коорди
- 163 натной сетке, с помощью которой мы можем более объективно определять степень соответствия или несоответствия "живых" музыкальных образов эстетической категории возвышенного, что будет способствовать преодолению субъективизма и вкусовщины в их оценке. Предлагаемый подход к исследованию проявления возвышенного в музыке, с нашей точки зрения, даст толчок к решению проблемы проявления всех основных эстетических категорий в музыке и активизации исследований в этом направлении как в эстетике, так и в музыкознании.
Опираясь на такой подход, можно создать теоретические модели стилевых типов музыкальных образов, в основании которых лежат все основные эстетические категории. Проведенные в этом направлении исследования во всех основных видах искусства создадут условия для сближения эстетики и искусствознания. Характерно, что у нас понятие музыкальная эстетика зачастую трактуется как нечто сугубо специфическое, не имеющее единого основания, которое бы объединяло музыку со всеми видами искусства в целом. Успешное решение вышеописанных цроблем еще более сблизит музыкальную эстетику с общей марксистско-ленинской теоретической эстетикой.
Построение коммунистического общества на современном этапе требует не только создания соответствующей материально-технической базы, но и воспитания нового человека, основным качеством которого должна быть гражданственность. Поэтому возвышенное играет исключительно важную роль в процессе эстетического воспитания, так как в наибольшей степени отвечает ценностной ориентации советского общества.
Социалистический строй делает осуществление коллективных прав и обязанностей трудящихся ведущей пружиной общественного
- 164 прогресса. При этом вовсе не игнорируются интересы отдельного человека. Конституция предоставляет советскому гражданину широкие права и свободы и вместе с тем подчеркивает приоритет общественных интересов, служение которым и есть высшее проявление гражданственности"*. В этой связи результаты нашего исследования могут оказать большую помощь педагогам музыкальных школ, училищ, консерваторий. Как известно, цель обучения музыкантов заключается не только в том, чтобы развить и воспитать исполнительские навыки и дать им определенный объем знаний, но и в том, чтобы средствами изучаемого репертуара (музыкальными образами) целенаправленно формировать вкус, идеалы, социальные качества, которые, в свою очередь, будут способствовать развитию интеллекта, исполнительской культуры, осмысленному подходу к музыкальным явлениям, а через них и к жизни в целом. К сожалению, очень часто в педагогической практике репертуар подбирается стихийно, необдуманно, педагоги в этом случае не "ведут" ученика, а "идут" за учеником. Не отрицая важности подбора репертуара с учетом специфических качеств ученика, мы, тем не менее, считаем, что для эффективного воспитания возвышенных идеалов и вкусов необходимо очень корректно, без нажима, не подавляя специфических способностей учащихся, предлагать им образы, возвышенность которых несомненна. Для этого, с нашей точки зрения, необходимо, чтобы педагоги исходили не только из своей практики, но и теоретически осмысливали структуру возвышенного образа. Зная специфические качества учащегося, структуру воспринимающего аппарата его сознания, тип нервной системы, темперамент, запас и качество знаний и т.п., преподаватель сможет научно обоснованно, а не только Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист. Февраль 1983fJ£ 3,c.I9.
- 165 лишь эмпирически, подобрать соответствующий репертуар в аспекте возвышенного и сознательно формировать вкус и идеал ученика в нужном обществу направлении, а через них и социальность в самом широком смысле этого понятия.
Знание специфики возвышенных музыкальных образов помогает музыкантам-исполнителям найти стилистический ключ к их интерпретации и предостерегает, например, от слишком чувственного прочтения Бетховена и рационального Шумана, Дебюсси. Оценка, с точки зрения проявления возвышенного (и остальных эстетических категорий) музыкального наследства поможет решить спор о стилевой его интерпретации, а также дать эстетический анализ имеющихся в звукозаписи интерпретаций. Автор надеется, что его исследование поможет музыкальной критике и лицам, ответственным за выпуск музыкальной продукции в продажу и эфир, найти объективный критерий для оценки музыкальных образов в аспекте возвышенного. Решение проблемы проявления возвышенного в музыке, таким образом, будет способствовать развитию системы и теории эстетического воспитания, а через него гражданского, нравственного, т.е. социального. На современном уровне развития эстетики актуальна и проблема проявления всех основных категорий не только в музыкальном, но и во всех видах и жанрах искусства. Решение данной проблемы будет способствовать эффективному воспитанию средствами искусства положительных качеств личности, строителя коммунизма. Возвышенное как раз и отвечает общественной потребности воспитания идейности, мужества, стойкости, воли, патриотизма, гражданственности, высокой нравственности. Автор надеется, что его исследование внесет скромный вклад в это социально значимое и ответственное дело.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Петухов, Владимир Михайлович, 1983 год
1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.
2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219-368.
3. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115-128.
4. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857-1858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12,с.709-738.
5. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5-9.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. /Составил Мих.Лифшиц. -М.: Искусство, 1957, т.1, 631 с.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. /Составил Мих.Лифшиц. -М.: Искусство, 1957, т.2, 757 с.
9. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.343-347.
10. Ю. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.343-626.
11. Ленин В.И. Попятное направление в русской социал-демократии. Полн.собр.соч., т.4, с.240-273.
12. Ленин В.И. Философские тетради: Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии". Полн.собр.соч., т.29,с.41-64.
13. Ленин В.И. Философские тетради: Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн.собр.соч., т.29, с.77-218.
14. Ленин В.И. Философские тетради: К вопросу о диалектике. -Поли.собр.соч., т.29, с.316-322.
15. Ленин В.И. Философские тетради: Конспект книги Аристотеля "Метафизика". Полн.собр.соч., т.29, с.323-332.
16. Ленин В.И. К истории вопроса о диктатуре: Заметка. Полн. собр.соч., т.41, с.369-391.
17. Официально-документальные материалы
18. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 года. М.: Политиздат, 1982. - 30 с.
19. Брежнев Л.И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. /23 февраля 1981 г. М.: Политиздат, 1981. - Шс,
20. Материалы совещаний, конференций и симпозиумов
21. Законы эстетики: Материалы межвузовской теоретической конференции (1-3 февр. 1972 г.). Горький, 1972. - 87 с.
22. Эстетические категории в литературоведческом и искусствоведческом анализе: Всесоюзная научная конференция: Тезисы докладов (октябрь 1978 г.). Днепропетровск: Днецропет- 168 ровский гос.университет, 1978. 225 с.1. Книги
23. Античная музыкальная эстетика. М.: Гос.музыкальное изд-во, I960. - 304 с.
24. Античные мыслители об искусстве. 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1938. - 243 с.
25. Аристотель. Поэтика, М.: Худож.лит., 1957, - 182 с.
26. Аристотель, Физика. Сочинения. В 4-х т. М.: Мысль, 1981, т.З. - 613 с.
27. Арсеньев А.С., Библер B.C., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. М.: Наука, 1967. - 439 с.
28. Асафьев Б. Избр.труды. М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1952, т.1. - 400 с.
29. Асафьев Б. 0 музыке Чайковского. Л.: Музыка, Ленинград, отд-ние, 1972. - 376 с.
30. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 375 с.
31. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. М.: Политиздат, 1977. - 142 с.
32. Белевич А. Хатынь: боль и гнев. Минск: Беларусь, 1972. -96 с.
33. Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13-ти томах. Л.: Изд-во Акад.наук СССР, 1955, т.6. - 799 с.
34. Бёрк Эдмунд. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство,1979. - 237 с.
35. Блинова М, Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. - 142 с.- 169
36. Борев Ю.В. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, I960. - 446 с.
37. Борев Ю.В. Эстетика. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1975. -270 с.
38. Борев Ю.В. Эстетика. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1971. -399 с.
39. Буало. Поэтическое искусство. М.: Госполитиздат. Ленинград, от д-ние, 1957. - 231 с.
40. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. - 125 с.
41. Буцкой А.К. Структура музыкального произведения. Л.-ДО.: Гос.муз.изд-во, Ленинград.отд-ние, 1948. - 257 с.
42. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. 2-3 века. М.: Наука, 1981. - 323 с.
43. Валериус С.С. Монументальная живопись. Современные проблемы. М.: Искусство, 1979. - 87 с.
44. Ванслов В.В. Проблема прекрасного. М.: Госполитиздат, 1957. - 263 с.
45. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство , 1956. - 370 с. с- ' Л. *2-е ^ / t гс <• : • ^ у.?
46. Великий образ. /Ред.коллегия: доктор филологических наук, профессор В.В.Новиков и др. М.: Искусство, 1970. - 343с.
47. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. -Л.: Госполитиздат, 1940. 620 с.
48. Воейкова И.Н. Монументальная живопись Советской России. -Л.: Художник РСФСР, 1975. 67 с.
49. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. - 284 с.
50. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., иецр. и- 170 доп. М.: Искусство, 1968. - 576 с.
51. Гартман Н. Эстетика. М.: Иностранная литература, I960. -684 с.
52. Гегель Г.В. ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1968, т.1. - 212 с.
53. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1969, т.2. - 326 с.
54. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1971, т.З. - 621 с.
55. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1973, т.4. - 676 с.
56. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2-х т* М.: Мысль, 1971, т.2. - 630 с.
57. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: Наука логики.- М.: Мысль, 1974, т.1. 452 с.
58. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.: Иностранная литература, I960. - 684 с.
59. Гольдендрихт С.С. О црироде эстетического творчества. -Изд-е Московского ун-та, 1977. 247 с.
60. Горький М. Собр.соч.: В 30-ти т. М.: Худож.лит., 1953, т.27. - 590 с.
61. Горанов К. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1962. - 272 с.
62. Данте Алигьери. О народной речи. Пг.: 26-я Гос.тип., 1922. - 72 с.
63. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976.- 191 с.
64. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. - 320 с.- 171
65. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Л.: Наука, 1979. - 492 с.
66. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка. М.: Наука, 1971. -235 с.
67. Зейналова Г.Р. Воспитательная сущность героического в искусстве. Баку: Знание, 1981. - 50 с.
68. Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. М.: Искусство, 1969. - 175 с.
69. Зись А. Конфронтации в эстетике. М.: Искусство, 1980. -238 с.
70. Золтан Дениш. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс,1977. - 370 с.
71. Из истории английской эстетической мысли ХУШ века. М.: Искусство, 1982. - 367 с.
72. Илиади А. Природа художественного таланта. М.: Сов.писатель, 1965. - 535 с.
73. История античной диалектики. М.: Мысль, 1972. - 333 с.
74. Искусство и творческая деятельность. Киев: Наукова думка, 1979. - 311 с.
75. История марксистской диалектики. М.: Мысль, 1971. - 536с.
76. История диалектики: Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1988. - 366 с.
77. История философии в СССР: В 5-ти т. М.: Наука, 1971, т.4. - 829 с.
78. История эстетики: В 5-ти т. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962, т.1. - 682 с.
79. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1964, т.2. -835 с.- 172
80. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1967, т.З. -1006 с.
81. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1969, т.4: Первый полутом. - 783 с.
82. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1968, т.4: Второй полутом. - 585 с.
83. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1970, т.5. -856 с.
84. Каган М. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
85. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд., расшир. и перераб. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 766 с.
86. Кант И. Соч.: В 6-ти т. М.: Мысль, 1966, т.5. - 564 с.
87. Кант И. Соч.: В 6-ти т. М.: Мысль, 1964, т.2. - 510 с.
88. Караганов А.В. Не только отражает, но и творит. М.: Сов. писатель, 1981. - 304 с.
89. Конен В. Театр и симфония. 2-е изд. - М.: Музыка, 1975.375 с.
90. Красностанов Э.Г., Средний Д.Д. Основные эстетические категории. М.: Знание, 1976. - 62 с. "Эстетика", № 9.
91. Кремлев Ю. Прошлое и будущее романтизма. М.: Музыка, 1968. - 77 с.
92. Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1980, вып.2. -268с.
93. Критика и музыкознание: Сборник статей. Л.: Музыка,1975.- 278 с.
94. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М.: Изд-во М. и С.Сабашниковых, 1920, ч.1. -170 с.
95. Крюковский Н. Логика красоты. Мн.: Наука и техника,1965.- 462 с.- 173
96. Крюковский Н.И. Основные эстетические категории: Опыт систематизации. Мн.: Изд-во БГУ, 1974. - 286 с.
97. Крюковский Н.И. Кибернетика и законы красоты: Философский очерк. Ин.: Изд-во БГУ, 1977. - 254 с.
98. Крюковский Н.И. Человек прекрасный: Очерк теоретической эстетики человека. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. - 303 с.
99. Яушнарев Х.С. О полифонии. М.: Музыка, 1971. - 136 с.
100. Бурт Э. Основы линеарного контрапункта. М.: Гос.муз.изд., 1931. - 304 с.
101. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л.: Наука, 1981. - 267 с.
102. Лавринюк Н.С. Героическое в искусстве социалистического реализма. М.: Знание, 1981. - 60 с. Сер. "Эстетика",№ II.
103. Ларош Г. Собрание музыкально-критических статей. М.: Изд-во Юргенсона, 1913, т.1. - 396 с.
104. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. -206 с.
105. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. /Под ред. Дмитриева А.С. М.: Изд-во Москов.ун-та, 1980. -639 с.
106. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. / Под ред. Козловой Н.П. М.: Изд-во Москов.ун-та, 1980. -624 с.
107. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1967. - 372 с.
108. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. доп. - Л.: !Худож.лит., Ленингр.отд-ние, 1971. - 414 с.
109. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., дополн. - Л.: Наука, 1979. - 352 с.- 174
110. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, I960. - 304 с.
111. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий.- М.: Искусство, 1965. 374 с.
112. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство, 1976. 367 с.
113. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М.: Автор, тип. Иванова в Сергиеве, 1927. - 263 с.
114. Луначарский А.В. В мире музыки. М.: Сов.композитор,1971.- 540 с.
115. Луначарский А.В. Собр.соч.: В 8-ми т. М.: Худож.лит., 1967, т.7. - 734 с.
116. Любимова Т.Е. Категория трагического в эстетике. М.: Знание, 1979. - 63 с. Сер. "Эстетика", В 2.
117. Мастера искусства об искусстве: В 7-ми т.: М.: Искусство, 1965, т.1. - 269 с.
118. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. - 615 с.
119. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов.композитор, 1978. - с.350.
120. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: Музыка, 1979. - 534 с.
121. Абдуллазаде Г.А. Процесс формирования субъективного и объективного момента музыкального творчества в эстетике Гегеля. Учен.зап.Азерб.ун-та: Сер.ист. и филос.наук, 1977,7, с.69-74.
122. Аксёнов В. Мемориальный комплекс "Хатынь". Строительство и архитектура Белоруссии, 1970, № I, с.46-48.
123. Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, февраль, JS 3, с.9-23.
124. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. -Правда, 16 июня 1983 г.
125. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика. В кн.: Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974, с.90-128.
126. Астахов В.Г. Категория возвышенного в эстетике Г.В.Плеханова и Н.Г.Чернышевского. В кн.: Писатель и лит.процесс. /Отв.ред. В.Г.Астахов. - Душанбе. Издат. ТГУ, 1978, вып.5, с.108-134.
127. Балланш П.С. О чувстве. В кн.: Эстетика раннего французского романтизма. - М.: Искусство, 1982, с.33-70.
128. Беляева-Экземплярская С. Заметки о психологии восцриятия времени в музыке. В кн.: Проблемы музыкального мышления.- М.: Музыка, 1974, с.303-329.
129. Беспалов И. Проблемы литературной науки. В кн.: Литературоведение: Сборник статей. /Под редакцией Ф.Ф.Переверзева.- М.: Гос.Акад.худозк.наук, 1928, вып.1, с. 19-38.
130. Блинова М.П. Физиологические основы ладового чувства. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. - М.: Музыка, 1962, вып.1, с.52-124.
131. Блудова В. Природа и структура художественного восприятия. В кн.: Эстетические очерки. - М.: Музыка, 1977, вып.4, с.114-152.
132. Бобровский В. Методы анализа музыкальных произведений в свете ленинской теории познания. В кн.: Вопросы теории музыки. - М.: Музыка, 1975, вып.З, с.3-9.
133. Борев Ю. Природа стиля и стилистический анализ. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. - М.: Прогресс, 1980, с.337-347.
134. Ванслов В.В. 0 содержании и форме в искусстве как отражении жизни. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. - М.: Прогресс, 1980, с.313-325.
135. Выжлецов Г.П. Системный подход и эстетика. Вестник Ле-нингр.ун-та, J& 17: Экономика, Философия, Право. 1980, вып.З, с.50-54.
136. Габриэлян Г.Г. Принципы построения марксистской логики. -В кн.: Проблемы диалектической логики. Алма-Ата. Изд-во "Наука" Каз.ССР, 1968, с.30-46.
137. Гордон В.М. Категория становления в марксистской диалектике. Философские науки, 1968, № 4, с.42-50.
138. Гулыга А.В. Опыт системного изложения эстетики. Воцросы философии, 1966, JS 10, с. 173-176.
139. Дремов А.К. Романтическая типизация. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. - М.: Прогресс, 1980, с.299-301.
140. Дубровский Д.И. Категория идеального в системе марксистского философского знания. Философские науки, 1983, JS I,с.135-143.
141. ЗКаринов В.М. 0 систематизации категорий эстетики. Фило- 183 софские науки, 1975, Лз 5, с.139-154.
142. Житомирский Д. О технике композиции в XX веке. Советская музыка, 1978, № II, c.III-122.
143. Иванова Л.Г. К воцросу об исследовании категории возвышенного. В кн.: Вопр.истории и теории эстетики: Сборник статей. /Ред.коллегия: доц. М.Н.Афанасьев (отв.ред.) и др.- М., Изд.Моск.ун-та, 1974, вып.8, с.22-32.
144. Кипиани Н.В. К проблеме эстетико-психологического исследования творчества. Изв. АН ГССР: Сер.философии и психологии, 1980, jfc 3, с.26-36.
145. Козак А.И. О специфике драматического конфликта. Вестн. Моск.ун-та, сер.7: Философия, 1981, № 3, с.41-47.
146. Кривцун О.А. Прекрасное в искусстве и проблема художественности: методол.аспект. В кн.: Природа искусства и теория эстетического воспитания. - М.: Изд-во МГУ, 1980, с.4-12.
147. Кушнарев X. К проблеме анализа музыкального произведения.- Советская музыка, 1934, J5 6, с.24-28.
148. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера. В кн.: Рихард Вагнер. Избранные работы. -М.: Искусство, 1978, с.7-48.
149. Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины. В кн.: Эстетика и жизнь. - М.: Искусство, 1979, вып.6, с.221-238.
150. Лутошкин Г. Героическое в жизни и в искусстве. Театр, 1980, Ifc I, с.4-11.
151. Маншенкова Л.П. Категория возвышенного в трактате Псевдо-Лонгина: 0 древнем памятнике по эстетике "0 возвышенном".- 184
152. В кн.: Природа искусства и теория эстетического воспитания. М.: Изд-во МГУ, 1980, с.131-136.
153. Махмудов Т. НТР и вопросы эстетического анализа искусства.- Творчество, 1980, й II, с.13.
154. Малышев И. К определению понятия "музыкальное произведение". В кн.: Эстетические очерки. - М.: Музыка, 1973, вып.З, с.142-163.
155. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект.- Советская музыка, 1979, № 3, с.30-39.
156. Медушевский В.Как устроены художественные средства музыки? В кн.: Эстетические очерки. - М.: Музыка, 1977, вып.4, с.79-113.
157. Мерзляков А.Ф. Теория изящных наук. 0 высоком. В кн.: Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. - М.: Искусство, 1974, т.1, с.121-123.
158. Михайлов М. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы. В кн.: Критика и музыкознание. - Л.: Музыка, 1975, с.51-75.
159. Муриан В.М. О принципе анализа эстетических категорий. -В кн.: Некоторые проблемы методологии научного исследования: Труды Моск.ин-та инженеров ж-д транспорта. М.: Международные отношения, 1968, вып.262, ч.2, с.191-202.
160. Нахов И.М. Выдающийся памятник античной эстетики: Трактат "0 возвышенном". В кн.: Из истории эстетической мысли древности и средневековья. - М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1961, с.139-182.
161. Назайкинский Е. О константности в восприятии музыки. В кн.: Музыкальное искусство и наука. - М.: Музыка, 1973, вып.2, с.59-98.- 185
162. Овсянников М.Ф. Гегелевская эстетика и современность. В кн.: Философия Гегеля и современность. - М.: Мысль, 1973, с.321-326.
163. Прокофьев В.Н. Федор Иванович Шмит (I877-I94I) и его теория прогрессивного циклического развития искусства. В кн.: Советское искусствознание. -М.: Сов.художник, 1981, вып.2, с.252-285.
164. Родионова Т. Внутренняя организация трагедийного произведения. В кн.: Эстетические очерки. - М.: Музыка, 1977, вып.4, с.191-202.
165. Савостьянов Е.И. Теория отражения и художественное творчество. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. - М.: Прогресс, 1980, с.159-167.
166. Середа В. Основные компоненты музыкальной системы. В кн.: Вопросы теории музыки. - М.: Музыка, 1975, вып.З, с.10-40.
167. Скатерщиков В.К. К разработке проблемы эстетических категорий. Философские науки, 1974, № 3, с.51-58.
168. Сохор А. О природе и выразительных возможностях диатоники.- В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. М.: Музыка, 1965, вып.4, с.160-198.
169. Столович Л.Н. Красота как ценность и ценность красоты. -Труды по философии Тарт. ун-та. Тарту, 1968, вып.212, т.XI, с.170-183.
170. Суслов А.К. Природа идеала и объективные критерии эстетической оценки. Изд. АН МССР. Сер.обществ.наук, 1980, № 3, с.51-62.
171. Турбин В. Что же такое стиль художественного произведения?- Вопросы литературы, 1959, 10, с.117-134.
172. Холопова В.Н. Формообразующая роль ритма в музыкальном- 186 произведении. В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974, с.229-237.
173. Чернова И. К проблеме героического в музыке. В кн.: Музыка в социалистическом обществе. - Л.: Музыка, 1977, вып.З. - с.115-127.
174. Юкнявичюс С.К. Некоторые методологические проблемы построения эстетических тезаурусов. Вестн.Моск.ун-та. Сер.7: Философия, 1981, $ 4, с.64-73.
175. Яковлев Е.Г. О критериях источника историко-эстетического исследования. В кн.: Эстетика и жизнь. - М.: Искусство, 1979, вып.6, с.210-220.
176. Яковлев Е.Г. О систематизации основных эстетических категорий. Философские науки, 1977, № 4, с.96-106.
177. Ямпольский И.М. Динамика. Музыкальная энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1974, т.2, с.247-248.
178. Ястребова Н.А. Категории эстетики в их отношении к идеалу. Вопросы литературы, 1964, № II, с.127-141.1. Авторефераты
179. Горюхина Н.А. Музыкальная форма и стиль: Автореф.дис.докт. искусствовед.наук. М., 1974. - 62 с.
180. Рубцов А.В. Упорядоченность художественного произведения как предмет эстетического анализа: Автореф.дис.канд.филос. наук. М.: 1981. - 17 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.