Возрождение журналистики индейцев США и идеология традиционализма, 70-80-е годы ХХ в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Лютова, Светлана Николаевна

  • Лютова, Светлана Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 1992, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 189
Лютова, Светлана Николаевна. Возрождение журналистики индейцев США и идеология традиционализма, 70-80-е годы ХХ в.: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 1992. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лютова, Светлана Николаевна

С ОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕН!®

Глава первая. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДЕЙСКОЙ

ЖУРНАЛИСТИКИ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ . 14 § I. Прошлое индейских племенных союзов как

источник мировоззрения коренных американцев 14 § 2. Индейская журналистика XIX - I половины

XX вв

Глава вторая. ОБЩЕСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ИНДЕЙСКОМ МИРЕ США И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ЖУРНАЛИСТИКИ ИНДЕЙЦЕВ

§ I. Общественно-экономическая и культурная

ситуация в современном индейском мире США . 43 § 2. Индейская журналистика 1970-80-х годов

(задачи, проблемы, классификация)

§ 3. Общенациональные индейские издания

§ 4. Создание ассоциаций индейских СМИ

Глава третья. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ВЫСТУПЛЕНИЙ

ТРАДИЦИОНАЛИСТСКОЙ ИНДЕЙСКОЙ ПЕЧАТИ.

ЕЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

§ I. Философско-мировоззренческая позиция

традиционалистской печати

§ 2. Тематическая структура "Аквесасне ноутс"

в конце 80-х годов

§ 3. Значение традиционализма и его печати,

происхождение и исторический аналог движения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Возрождение журналистики индейцев США и идеология традиционализма, 70-80-е годы ХХ в.»

ВВЕДЕНИЕ

Индейская журналистика существует уже более 160 лет. Данная диссертация посвящена исследованию печати коренных американцев в 70-80-е годы XX в. Изменение политики в отношении индейцев, общественная ситуация в США в 60-е годы и процессы внутри самого индейского сообщества породили явление Индейского Ренессанса, которое повлекло за собой и возрождение журналистики после нескольких десятилетий упадка.

В этом возрождении важная роль принадлежит идеям традиционализма, которые в настоящее время определяют работу наиболее значительных (как по содержанию, так и по тиражу) индейских изданий. В диссертации традиционализм рассматривается как общественно-культурное, режгиозно-философское и политическое движение, популярное среди индейцев и среди части белого населения. Суть его - в признании превосходства древнейшей, языческой духовной культуры человечества над ценностями цивилизации. Решение глобальных проблем современности традиционалисты видят на пути восстановления этой культуры. Автором исследуется, главным образом, теоретическая работа и, отчасти, практическая активность движения, нашедшие отражение в журналистике коренных американцев.

Актуальность темы обусловлена, во-первых, экологизацией сознания, возросшим в последние годы как в нашей стране, так и во всем мире вниманием к определению места и роли человечества в экосистеме Земли. Необходимость гуманизации общественной жизни, науки и хозяйственной деятельности также общепри-знана. Рассмотрение именно этих проблем составляет основное

содержание традиционалистской печати коренных американцев. Б условиях, когда народы мира начинают осознавать общность проблем и задач, стоящих перед ними, общность своей судьбы, актуальна и основная позиция традиционализма. Его сторонники предлагают обратиться к духовным принципам древнейшей культуры человечества как к реальной исторической основе его единства, пытаются открыть человечеству истоки этого единства.

Во-вторых, актуальность темы продиктована значительностью самого явления индейской журналистики, которое в настоящее время уже невозможно обходить вниманием, но которое по-прежнему остается малоизученным.

В-третьих, рассмотрение индейской журналистики как выразителя национального движения коренных американцев актуально в условиях подъема в нашей стране национальных движений, в том числе движения народов, ведущих племенной образ жизни (малочисленных народностей Севера и Дальнего Востока).

Цель, которую преследует диссертант в своей работе, -представить журналистику индейцев США как самобытное целостное явление, имеющее глубокие исторические корни, доказать общечеловеческую значимость традиционалистской ее части.

Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:

- ознакомление с историческими истоками индейского мировоззрения ;

- рассмотрение процесса развития журналистики коренных американцев с момента ее возникновения до настоящего времени;

- исследование проблем и направлений работы современных индейских изданий, их классификация и общая характеристика;

- определение роли национальной журналистики в культуре и общественной жизни индейцев США;

- представление идеологии традиционализма по материалам индейской печати;

- обоснование закономерности возникновения этого движения , определение его значения и значения традиционалистской печати как выразителя его идей.

Состояние научной разработки темы в нашей стране неудовлетворительно. Проблемой журналистики коренных американцев занимается М.П.Шамилов, но результаты его исследований пока нашли отражение лишь в докладах на всесоюзных конференциях

американистов. Публикации, имеющие отношение к теме, принадле-

т)

жат А.В.Ващенко. Две посвящена непосредственно журналистике' ', но большинство их находится в рамках исследования фольклора и литературы индейцев.

Недостаточность разработки темы определяет научную новиз-S2. диссертации, которая рассматривает в совокупности историю, современное состояние индейской печати и проблематику ее выступлений.

Заостряется внимание на явлении традиционализма в индейской журналистике, которое до сих пор не становилось самостоятельным объектом научного интереса ни отечественных, ни американских исследователей. Не проводилась прежде и тематическая систематизация выступлений индейской печати.

Проблемы современного индеанистского движения и русского традиционализма затронуты в данной работе также впервые и ждут более глубокого изучения.

Ващенко A.B. Служить конкретным целям П Иностранная литература. -М., I98I.-№ 8; Его же. Индейские искусство, литература и журналистика // Коренное население Америки в современном мире / Под ред. В.А.Тишкова.-М., 1990.

Практическое значение работы определяется возможностью ее использования в научно-педагогической деятельности, в частности, при составлении лекционного курса по истории журналистики США и спецкурсов по альтернативной и этнической журналистике. Ряд положений диссертации представляет интерес для имеющего практический выход изучения проблем этнического самосознания, национальных и экологических движений.

Объектом диссертационного исследования являются газеты и журналы коренных американцев, представляющие различные типы изданий. Особое внимание уделено представителям традиционалистского направления ("Аквекон", "Аттан-акамик", "Игл уинг пресс", "Индиэн ридер", "Ман-ах-атн" и др.), среди которых наиболее значительный - "Аквесасне ноутс". Одно' из старейших ныне существующих индейских изданий, "Аквесасне ноутс" - единственная общенациональная газета коренных американцев, тираж которой в несколько раз превышает максимальные тиражи прочих изданий.

Объектом исследования также является история двух крупнейших племенных союзов, важная как для ориентации в событиях, повлиявших на развитие журналистики коренных американцев, так и для понимания истоков современного мировоззрения индейцев, определяющего содержание периодики.

Эмпирической основой диссертации послужили годовые комплекты и отдельные номера индейских изданий за период 19691989 гг. (всего 30 названий).

Тема традиционализма в индейской журналистике потребовала от автора изучения некоторых конкретных аспектов истории первобытного общества и современной демографии, изложенных

в работах В.П.Алексеева, С.И.Брука, К.А.Вилли.^

Раскрытие темы данного исследования предполагало также изучение концепций мирового общественного развития, представленных в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, С.И.Булгакова, П.Н.Савицкого, Н.Ф.Федорова, О.Шпенглера, Л.Г.Моргана, Д.Лернера^, что позволило определить значение традиционалистской концепции.

Формирование объективного представления об истории и культуре индейцев, в значительной мере определяющих содержание их периодики, происходило у автора под воздействием работ советских^ и зарубежных^)историков и этнографов.

Алексеев В.П. Географические очаги формирования человеческих рас.-М., 1985; Брук С.И. Население мира: Этнодемографичес-кий справочник.-M., 1981; Вилли К.А. Биология.-М., 1968.

^ Маркс К. Капитал II К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения.-Т.23-25; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства II К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения.-Т.21 ; Булгаков С.Н. Два града. Исследования к природе общественных идеалов.-М., I9II; Его же. Свет невечерний.-M., 1919; Морган Л.Г. Древнее общество.-Л., 1934; Савицкий П.Н. В борьбе за евразийство.-Прага, 1931; Федоров Н.Ф. Сочинения.-М., 1982; Шпенглер 0. Причинность и судьба. Закат Европы.-М.-П., 1923; berner d. The

Passing of Traditional Society.-Glencoe, 1958.

O)

' Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки: От родового общества к классовому.-М., 1974; Ее же. История теоретической мысли в американской этнографии.-М., 1979; Ее же. К истории изучения индейцев в США II Основные проблемы истории США в американской историографии.-М., 1971; Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии.-М., 1981; Гуляев В.И. Америка и Старый Свет в доко-лумбову эпоху.-М., 1968; Индейцы Америки.-Труды Института этнографии. Пов.сер. Т.25.-М., 1955; Исторические судьбы американских индейцев: проблемы индеанистики I Под ред. В.А.Тишко-ва.-М., 1985; Народы Америки.-М., 1959.-T.I; Североамериканские индейцы.-М., 1978; Логинов К.В. Конец Индейской Территории в США II Вопросы истории.-М., 1984.-tô 5; Стельмах В.Г. Политика (продолжение сноски см. на сл.стр.).

Продолжение сноски

переселения индейцев США в 30-е гг. XIX в. // Сов.этнография М., 1983.—№ 2; Золотаревская И.А. История Конфедерации криков: Дис... канд•ист.наук.-М., 1952; Калашников В.М. Освободительная борьба индейских племен Северной Америки против европейской колониальной экспансии в ХУП-ХУТН вв.: Дис... д-ра ист. наук.-Днепропетровск, 1985.

^ Мейер У. Коренные американцы.-М., 1974; Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев.-!., 1934; Его же. Лига ходеносауни, или ирокезов.-М., 1983; Стингл М. Индейцы без томагавков.-!., 1978; Bartram J. Travels in Pennsylvania and Canada .-Ann Arbor, 1966; Colden C. The History of The Five Indian Nationes Depending on the Province of New York in America.-Itha-ca, 1973; Debo A. The Rise and Pall of the Choctaw Republic.-Norman, 1934; Debo A. The Road to Disappearance.-Norman, 1941; Debo A. And Still the Waters Run.-Princeton, 1940; Foreman G. A History of Oklahoma.-Norman, 1945; Gibson A.M. The Chickasaws. -Norman, 1972; Gridley M.E. American Indian Tribes.-New York, 1974; Grinde D. The Iroquois and the Founding of the American Nation.-San Francisco, 1977; Hamilton C. Cry of the Thunderbird: The American Indian's Own Story.-Norman, 1977; Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups / Ed. by Thernstrom S., Orlov A., Handlin 0.-Cambridge, 1980; Hudson Ch. The Southeastern Indians. -Knoxville, 1978; Hunt G.T. The Wars of the Iroquois... -Madison, 1960; Josephy A.M., Jr. The Indian Heritage of America.-New York, 1968; Let Me Be a Free Man. A Documentary History of Indian Resistancy / Ed. by Katz J.-Minneapolis, 1975; Reynolds E.C. The Seminoles.-Norman, 1957; Ritchie W.A. The Archaeology of New York State.-New York, 1965; Swanton J.R. Aboriginal Culture of the South-East / XLII Annu.Rep.of the Bureau of American Ethnology,-Washington, 1928} Swanton J.R. Early History of the Cre ek Indians and their Neighbours.-Washington, 1922; Swanton J.R. The Indians of the Southeastern United States,-Norman, 1969; Swanton J.R. The Indian Tribes of North America.-Norman, 1968; Swanton J.R. Religious Beliefs and Medical Practices of the Creek Indians / XLII Annu.Rep. of the Bureau of American Ethnology.-Washington, 1928; Swanton J.R. Social Organization and Social Usages of the Indians of the Creek Confede-(продолжение сноски см- на сл.стр.)*

Для создания целостной картины национального движения индейцев США во И половине XX в. наряду с материалами самой индейской печати были использованы исследования советских и американских ученых, публикации советской прессы.5-^

Экологический аспект существования первобытных человеческих сообществ изучен по работам А.М.Каримского, Г.Марша и др. авторов.6^

Продолжение сноски

racy / XLII Annu.Rep. of the Bureau of American Ethnology.-Washington, 1928; Vogel V.J. This Country Was Ours: A Documentary History of American Indians.-New York, 1972; Wright M.A. Guide to the Indian Tribes of Oklahoma.-lorman, 1951.

^ Аверкиева Ю.П. Движение американских индейцев сегодня // США. Экономика, политика, идеология.-М., I98I.-J6 2; Геевский И. Червонная С. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США.-М., 1985; Корявин Л. Последние из могикан // Известия. -М., 1988.-2 фев.; Шелков В. На смену солдатам - полицейские // Правда.-М., 1990.-24 сент. Meyer W. Native Americans. The New Indian Resistance.-New York, 1971; McNickle, D'Arcy. Native American Tribalism; Indian Survivals and Renewals.-New York, 1973; Commission on the Rights, Liberties and Responsibilities of the American Indian: America's Unfinished Business.-Norman, 1966; Voices from Wounded Knee.-Rooseveltown, 1974.

^ Каримский A.M. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность.-М., 1984; Мзрш Г. Человек и природа, или о влиянии человека на изменение физико-географических условий природы.-СПб., 1866; Козлов В.И.Этническая экология и история аборигенного населения Америки, Крупник И.И. Основные направления этноэкологии американской Арктики, Ляпунова Р.Г. Алеуты и их экосистема, Дзенискевич Г.И. Экологическая адаптация в традиционной культуре северных атапасков, Гринев А.Е. Годовой хозяйственный цикл тлинкитов, Гуляев В.И. Экология и урбанизм в доиспанской Мезоамерике, Лопуленко Н.А. Борьба за землю как фактор сохранения и развития этнического самосознания у эскимосов США и Канады, Якушенков С.Н. "Вертикальная" экология и (продолжение сноски см. на сл.стр.).

Мировоззрение коренных американцев, помимо отражения его е национальной журналистике, представлено в индейских фольклорных и литературных источниках. Изучение этих источников, а также посвященных им исследований А.В.Ващенко^способствовало более глубокому пониманию автором содержания индейских изданий.

Журналистика коренных американцев в самих США привлекает внимание исследователей, главным образом, к своей ранней истории.8^

Продолжение сноски

семантика пространства в представлениях аймара, Царенко Е.И. Природная среда, культура и язык (кечуа и гуарани) // Экология американских индейцев и эскимосов: Проблемы индеанистики / Под ред. В.А.Тишкова.-М., 1988.

^ Ващенко А.В. Индейская Америка и литература США колониального периода // Истоки и формирование американской национальной литературы Ш1-Ш1 вв.-М., 1985; Его же. Ис тоников едч ее кие проблемы эпоса индейцев США П Фольклор: Поэтика и традиция. -М., 1982; Его же. Историко-эпический фольклор североамериканских индейцев. Типология и поэтика.-М., 1989; Его же. Характерные особенности литературы индейцев США (60-70 гг. XX в.): Дис.. канд.филол.наук.-М., 1975; Народ, да! Из американского фольклора. -М., 1983; Теннер Д. Тридцать лет среди индейцев.-М., 1963; Томпсон С. Индейское наследие // Литературная история США / Под ред. Спиллера Р. и др.-М., 1978.-Т.2; Я связан добром с землей: Из современной литературы индейцев США I Сост. А.Ващенко.-М., 1983; Brown D. Bury My Heart at Wounded Knee.-New York, 1976.

8)

Bass A.L. Cherokee Messenger: A Life of Samuel Austin Worcester .-Norman. 1936; Bird T. Tell Them They Lie: The Sequoyah Myth.-Los Angeles, 1976; Carter S. Cherokee Sunset: A Nation Betrayed.-New York, 1976; Foreman C.T. Oklahoma Imprints, 18351907: A History of Printing in Oklahoma Befor«Statehood.-Norman, 1936; Gabriel R.H. Elias Boudinot: Cherokee and His America.-Norman, 1941; Hargrett L. Oklahoma Imprints, 1835-90.-New York, 1951; Karolevitz R. Newspapering in the Old West.-Seattle, 1966 Knight 0. Following the Indian Wars: The Story of Newspapers Correspondents Among Indian Campaighs.-Norman, 1960.

Лишь несколько работ касаются периода, заключенного в хронологические рамки настоящей диссертации (70-80-е гг. IX в.).^ Среди них единственным фундаментальным исследованием молено назвать книгу профессоров Университета Южного Иллинойса Джеймса и Шерон Мерфи "Пусть мой народ знает... Индейская журналистика, 1828-1978". В книге подчеркнута важная альтернативная роль журналистики коренных американцев, разрушающей стереотип индейца, созданный американскими СМИ. Авторами подробно освещаются история создания периодики для индейцев и история журналистики самих индейцев, дается классификация и краткая характеристика значительного числа изданий конца 60-х и 70-х годов. В приложении книга содержит материалы, касающиеся правовой основы существования индейских СМИ и адреса 556 редакций газет, журналов, радио и телевидения, стабильно функционировавших в конце 70-х годов. Являясь единственной попыткой рассмотрения индейской журналистики в целом и содержа уникальный справочный материал, данное исследование преимущественно освещает историю создания и условия выпуска изданий, мало внимания уделяя их содержанию. В книге лишь в общих чертах обозначены направления работы редакций, их позиция по отношению к индейским общественным движениям и философским течениям.

Отсутствие специальных работ по индейской печати 80-х гг. и традиционализму в журналистике продиктовало необходимость в исследовании этих вопросов опираться исключительно на фактичес-

9)

Morgan L. History of the Tundra Times.-Fairbanks, 1972; Murphy J.E., Murphy S.M. Let my People Know: American Indian Journalism, 1828-1978.-Norman, 1981, Murphy S.M. Other Voices: Black, Chicano and American Indian Press.-Dayton, 1974.

.и.

ioj.

кий материал самих индейских изданий. /Некоторые практические аспекты традиционализма рассмотрены А.H.IIaтарoehm.^VДвижение русского традиционализма (евразийства) также представлено, главным образом, по его собственной периодике. )

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были отражены в двух статьях, депонированных в ИНИОН АН СССР. По материалам диссертации автором были сделаны доклады на всесоюзных научных конференциях, организованных факультетом журналистики МГУ (в 1988,1990 гг.).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

В первой главе "Возникновение и развитие индейской журналистики в историческом контексте" прослежены основные этапы истории коренных американцев на примере крупнейших племенных союзов - маскогов и ирокезов, выбранных не случайно: образ жизни этих народов наиболее полно отражал мировоззренческие принципы, господствовавшие среди всех индейцев. Именно они

стали основателями индейской печати, первые десятилетия суще-10}

' Akwekon.-Rooseveltown; Akwesasne Notes.-Rooseveltown; At-tan -Akamik; The Choctaw Community News.-Philadelphia; Eagle Wing Press.-Naugatuck; The Indian Reader.-Memphis; Man-Ah-Atn; Ivluskogee Nation News.-Okmulgee; Navajo Times.-Window Rock; Sho-Ban News.-Ft.Hall; Sweetgrass.-Toronto; Tundra Times.-Anchorage

и др.

Натаров A.H. Лагерь Желтый Гром - экологическая альтернатива индейцев традиционалистов // Экология американских индейцев и эскимосов: Проблемы индеанистики / Под ред. В.А.Тишкова. -М., 1988.

Евразийский временник.-Берлин; Евразия.-Париж; и др. (I92I-I93I гг.).

ствования которой шли на фоне истории этих племен. Сегодняшний их вклад в развитие журналистики по-прежнему велик. В главе показана история развития индейской печати, что необходимо для понимания того, почему именно возрождением является современный ее этап.

Во второй главе "Общественная ситуация в индейском мире США и современное состояние журналистики" представлены в общих чертах общественно-экономические и культурные тенденции современных индейских общин и организаций, даны классификация журналистики коренных американцев в 70-80-е годы XX в., а также характеристика проблем и задач, стоящих перед ней. Подробно рассмотрены история создания и условия существования д^гх общенациональных газет и крупнейшей ассоциации индейских СМИ.

В третьей главе "Основная проблематика выступлений традиционалистской индейской печати. Ее общечеловеческое значение" представлены тематическая структура единственной в конце 80-х гг. общенациональной газеты "Аквесасне ноутс", философеко-ми-ровоззренческая позиция традиционализма по материалам индейской периодики. В главе дается анализ практической деятельности движения и его характеристика как религиозно-философского течения, проводится сопоставление материалов традиционалистских и не традиционалистских индейских изданий. При рассмотрении аналогичного русского движения показана закономерность возникновения традиционализма, значение его и традиционалистской печати.

Глава первая

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДЕЙСКОЙ ЖУРНАЖТИКЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

§ I. Прошлое индейских племенных союзов как источник мировоззрения коренных американцев

Шестнадцатый век принес народам обоих континентов Нового Света знакомство с европейцами. Следующее столетие ознаменовалось началом интенсивного заселения колонизаторами Северной Америки.

К тощ времени на территории современных Соединенных Штат

тов жило около трех миллионов индейцев, 400 племен , находившихся на различных стадиях первобытнообщинного строя. Своеобразие их материальной и духовной культуры во многом определило взаимоотношения с цивилизацией белых. В трагическом развитии этих взаимоотношений - ключ к пониманию сегодняшних проблем коренного населения США.

Пенсильвания, Огайо, Нью-Йорк, берега Онтарио и Эри - все эти места оказались в ХЕУ в. заселены пришедшими с запада иро-кезоязычными племенами охотников и земледельцев. Основы их общественной организации типичны: "длинный дом" - матрилинейный род - фратрия - племя. Отличительной чертой было создание племенных союзов, из которых самым значительным стала Лига пяти наций - мохауков, онейда, онондага, кайюга и сенека.

Идея объединения принадлежит, по преданию, пророку Даге-новеде, замысел стал реальностью благодаря усилиям вождя онон-дагов Гайявате. Лига представляла собой "вечный" союз родст-

1^ Мейер У. Коренные американцы.-М., I975.-С.8.

венных племен, созданный на основе полного равноправия и абсолютной самостоятельности каждого в решении внутренних вопросов. Общими делами конфедерации управлял Союзный Совет, состоящий из 50 мирных вождей-сахемов, представителей племенных Советов. Сахемы избирались и могли быть смещены в любое время. Единоличного главы исполнительной Еласти не было. Союз имел двух высших военных вождей, наделенных равными полномочиями. Заседания Союзного Совета в селении Онондага могли открыться только по инициативе хотя бы одного из племенных Советов, они проходили в присутствии всех желающих, каждый из членов Лиги мог взять слово. Решения выносились Советом, но голосование по ним проводилось в племенах. Таким образом, благодаря принципу единогласия, не только любое племя, но и каждый из 15 тыс. ирокезов, входивших в Союз, обладал правом вето.

Как видим, не принуждение, а убеждение было основой функционирования этого истинно демократического "государства". "И что за чудесная организация этот родовой строй!.. Хотя общих дел гораздо больше, чем в настоящее время... нет и следа нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал. Бедных и нуждающихся не может быть - коммунистическое хозяйство и род знают свои обязанности по отношению к больным, престарелым и изувеченным на войне. Все равны и свободны, в том числе и женщины... Нет... и порабощения чужих племен".

Так в чем же назначение такой крупной и сильной конфедерации? "Ни одной индейской группе не удалось так эффективно

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства II К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения.-Т.21.-С.109.

соединить структурные принципы с политикой".1 Целью Лиги было достижение "Великого мира" под эгидой ирокезов. Основа ее могущества - соглашение племен не враждовать между собой, мирным путем устраняя возникающие конфликты. Военное единство, имевшее оборонительный характер, было призвано защищать спокойствие хозяйственной жизни, во многих случаях, впрочем, гарантированное от посягательств окружающих разрозненных племен уже самим существованием Союза. Доступ в Лигу был открыт всем народам, чем воспользовались несколько иноязычных племен, а в 1722 г. и крупное ирокезское племя тускарора, согнанное колонизаторами с земель на территории Северной Каролины. С тех пор союз ирокезов стал называться Лигой шести наций.

Регулярные контакты с европейцами начались для ирокезов с Ш1 в., когда французы основали Монреаль, а голланда -

Форт-Оранж. Контакты эти носили торговый характер. "Торговлю

р

и мир мы воспринимаем как единое целое", - заявляли ирокезы, оказывая поддержку немногочисленным и беззащитным поначалу колониям переселенцев. Предполагалось, что и те придерживаются концепции "Великого мира".

Для белых же мир с аборигенами был не целью, а средством возможно скорее закрепиться на новой земле, сулящей несметные сокровища. Поэтому поражающие воображение дипломатические ритуалы индейцев раздражали своей неторопливостью. Их назначением было перед началом переговоров помочь обеим сторонам освободиться от нежелательных эмоций, проникнуться искренним расположением друг к другу как к человеческим существам, у которых, в сущности, одна цель - мир и всеобщее благополучие.

I ^

} Североамериканс кие индейцы.-М., 1978.-С.121. 2) Там же.-С.124.

. Сего]

30-40 гг.

2 т,Л1

городов, но и

в оо-

п 3

: "Поскольку их не

ь в

их об-

Так быстрое

США было

В 30-е гг.

и по сей во

В 40-е

180

—Ио^егз!^198б.-Эрг.-Р. 15,25- '

Сеьероа..;о;:-гкмие.стю ^сицл,- М.,1978." Сс 435,437.

человек. Сегодняшние же города просто подменили собой прежние фратрии, принцип представительства сохранился. А на существо-

ять ни переселения, ни территориальный разгром, проведенный правительством США. Организационному примеру криков последовали в условиях необходимости и прочие народы Оклахомы.

Там же.-С.116.

структур. Однако

по-

обеих культур, пов Лиги и

Благодаря им оба раз по

роль си-

объе;

Роль ду-

объясняется и то, что во все времена опре;

и по-

В пос

§ 2.

XII - I

XX вв

ХГХ в.

ред

и пос

в ту пору,

воду, "что именно благодаря письменной речи, белое общество

Р.16-56.

лярность публикаций, скромный объем изданий, зачастую короткий срок их существования, наконец, минимальный штат сотрудников и слабая материальная база. Но имелась и одна специфическая проблема, с которой индейской журналистике пришлось столкнуться: издания находились под постоянной угрозой со стороны федерального правительства, которое могло переместить или просто истребить всю читательскую аудиторию еще до того, как газета успеет встать на ноги"."''

Создавалась печать в мирных целях просвещения индейцев и их новых соседей. Но исторические события не раз заставляли надолго отклоняться от намеченного пути.

Являясь чаще всего официальными органами племенных правительств, индейские издания финансировались за счет племенных фондов. Доходы от подписки были невелики, использовались различные пожертвования. Объем газеты варьировал от четырех до

р

шестнадцати полос, тираж доходил до 5 тыс.экз.

Местом развития печати XIX в. стала Индейская Территория, в основном, столицы "пяти цивилизованных племен", хотя первая газета возникла еще до их переселения за Миссисипи. К началу нового столетия на Индейской Территории издавалось около 320 газет, часть которых, правда, издавалась неиндейскими религиозными и правительственными организациями для коренных американцев. Кроме того, выходило 20 журналов (первый, "Чироки ме-синджер", возник еще в 1844 г.). В 1888 г. в г.Маскоги состоялось учредительное собрание первой Ассоциации индейских журналистов.

Op.oit.-Р.17.

Op.Cit.-Р.24.

3) Op.oit.-Р.50.

История индейской печати распадается на четыре периода:

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Лютова, Светлана Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Б море разнообразных периодических изданий США 70-80-х годов XX в. сравнительно небольшая группа индейских газет и журналов - явление значительное и самобытное. Базируясь на национальной культуре североамериканских народов (как в смысле мировоззрения, так и в смысле стиля работы), печать коренных американцев продолжает традиции индейских изданий XIX в.

После нескольких десятилетий упадка она вновь переживает период расцвета, превзойдя уровень журналистики на Индейской Территории по масштабам распространения, объему и тиражу изданий. Создается сеть аудиовизуальных СМИ. Однако выпуск ежедневной газеты, координация работы всех редакций и широкое использование национальных языков, имевшие место в конце XIX в., остаются пока не решенными задачами, как и развитие общенациональной периодики (в настоящее время "Аквесасне ноутс" - единственная общенациональная газета).

Отсутствие стабильности продолжает оставаться одной из главных проблем индейской журналистики. Издания появляются и исчезают, их стремительный расцвет и быстрый упадок обнаруживает неразрешимость финансовых проблем, слишком большую зависимость от милости тех, кто берет издания под свое покровительство. Что касается племенных публикаций, то их редакторы часто рискуют навлечь на себя гнев руководства, печатая неугодные ему материалы.

Внутри- и межплеменные разногласия, равно как и все еще остающаяся недоброжелательность внешнего, неиндейского мира создают дополнительные препятствия на пути создания единой сети СМИ.

Однако потребность в существовании периодики, отражающей проблемы и чаянья народа, столь велика, что заставляет преодолевать все трудности.

Журналистика коренных американцев периода Индейского Возрождения не только отражает различные политические, философские, религиозные тенденции в индейском сообществе, но и находится в числе лидеров национальных движений, играя тем самым важную роль в общественной и культурной жизни.

Данное исследование показало, что определяющими в общественной жизни и журналистике коренных американцев являются два направления: традиционализм и "западничество". Наиболее яркими выразителями их взглядов стали две крупнейшие газеты -"Аквесасне ноутс" и "Вассаха".

Издания обоих направлений - активные борны за права индейцев, за сохранение их культурного наследия, участники миротворческого и экологического движений. Однако традиционалистская печать - единственный отряд индейской журналистики, выходящий за рамки борьбы национального меньшинства, поднимающий в своей работе общечеловеческие философские, нравственные и социальные проблемы.

В крупнейшей стране капиталистического цивилизованного мира ее коренное население приняло на себя ответственность напомнить неписанные законы, тысячелетиями определявшие жизнь людей. Совсем недавно разделенные вековой враждой народы начали понимать, что у всех у них одна судьба, что будущее планеты и тех, кто ее населяет, зависит от их отношения друг к другу и к земле, матери всего живого. Оказалось, многое нужно пересмотреть, отказаться от прежних политических позиций, по-новому оценить место человека и его деятельности в экологической системе.

В числе лучших достижений человечества, несомненно, традиции свободы, равенства и братства, бывшие не мечтой, а реальностью древнего общества, проповедуемые теперь традиционалистскими изданиями - наиболее значительной (как по содержанию, так и по тиражу) частью индейской печати.

Возникновение традиционалистских концепций прошлого и будущего человечества закономерно, что доказывается наличием исторического аналога движения. В то же время сегодня индейский традиционализм уникален. Его общественные, культурные, религиозные позиции актуальны в современном мире и достаточно популярны не только внутри, но и вне индейского сообщества.

Таким образом можно говорить о традиционализме и, следовательно, о традиционалистской индейской печати (играющей существенную роль в распространении и самом формировании его идей) как о явлениях мирохвого значения.

Индейцы, которых долгое время воспринимали отмирающим рудиментом давно минувшей поры, оказались сегодня на передовых позициях человеческой мысли с простыми и непреложными истинами своей культуры. Собрать черты этой культуры, сохранившиеся в каждом народе, взглянуть на общие задачи с позиций здравого смысла и взаимоуважения - вот к чему призывают коренные американца.

Традиции высокой духовности, прошедшие испытание суровой историей индейских народов, обладают необыкновенной притягательной силой, представляют собой серьезную альтернативу существующей системе ценностей цивилизованного общества.

Заслуживает уважения и работа журналистов-индейцев, направленная на улучшение положения собственного народа. У никальный источник информации, средство межнационального и международного общения аборигенных этнических групп, печать коренных американцев продолжает свою деятельность по отстаиванию юридических прав суверенных коренных наций не только в обеих Америках, но и на других материках. Печать привлекает внимание международной общественности к их проблемам и законным требованиям.

Все это позволяет думать, что постоянный рост количества и тиражей индейских изданий, создание организаций в поддержку движения коренных американцев и интерес к публицистике не только в США, Канаде, но и в Австрии, Англии, Германии, Швейцарии, других европейских странах привлекут, наконец, внимание специалистов к феномену возрожденной индейской журналистики в целом, а не только к отдельным ее аспектам.

Предметом диссертации стала печать самих индейцев, однако самостоятельными и практически не изученными областями журналистики остаются аудиовизуальные СМИ, издания правительственных и религиозных организаций, предназначенные для индейцев. Интересен также вклад коренных американцев в развитие неиндейской журналистики.

Хотелось бы надеяться, что более чем полут ораве ков ое существование печати коренных американцев будет, наконец, по-настоящему замечено в нашей стране, и данная диссертация окажется не последней попыткой исследования истории, современных структуры и проблематики индейской журналистики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лютова, Светлана Николаевна, 1992 год

БИБЛИОГРАФИЯ Монографии и сборники

1. Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки: От родового общества к классововду.-М., 1974.

2. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии.-М., 1979.

3. Аверкиева Ю.П. К истории изучения индейцев в США // Основные проблемы истории США в американской историографии.-

М., 1971.

4. Алексеев В.П. Географические очаги формирования человеческих рас.-М., 1985.

5. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии.-М., 1981.

6. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник.-М., 1981.

7. Булгаков С.Н. Свет невечерний.-М., 1919.

8. Булгаков С.Н. Два града. Исследования к природе общественных идеалов.-М., I9II.

9. Ващенко A.B. Индейская Америка и литература США колониального периода П Истоки и формирование американской национальной литературы ХУП-ХУШ вв.-М., 1985.

чн

10. Ващенко A.B. Истб^иковедческие проблемы эпоса индейцев США П Фольклор: Поэтика и традиция.-М., 1982.

11. Ващенко A.B. Историко-эпический фольклор североамериканских индейцев. Типология и поэтика.-М., 1989.

12. Вилли К.А. Биология.-М., 1968.

13. Геевский И., Червонная С. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США.-М., 1985.

14. Горбачев М.С. Речь на встрече с участниками международного форума "За безъядерный мир, за выживание человечества" - 16 февр. 1987 I/ Борьба СССР против ядерной опасности, гонки вооружений, за разоружение.-М., 1987.

15. Гуляев В.И. Америка и Старый Свет в доколумбову эпоху.-М., 1968.

16. Индейцы Америки.-Труды Института этнографии. Нов.сер. Т.25.-М., 1955.

17. Исторические судьбы американских индейцев: Проблемы ин-деанистики / Под ред. Тишкова В.А.-М., 1985.

18. Каримский А.М. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность.-М., 1984.

19. Марш Г. Человек и природа, или о влиянии человека на изменение физико-географических условий природы.-СПб., 1866.

20. Мейер У. Коренные американцы.-М., 1974.

21. Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев.-I., 1934.

22. Морган Л.Г. Древнее общество.-Л., 1934.

23. Морган Л.Г. Лига ходеносауни, или ирокезов.-М., 1983.

24. Народ, да! Из американского фольклора.-М., 1983.

25. Народы Америки.-М., 1959.-Т.I.

26. Савицкий П.Н. В борьбе за евразийство.-Прага, 1931.

27. Североамериканские индейцы.-М., 1978.

28. Стингл М. Индейцы без томагавков.-М., 1978.

29. Теннер Д. Тридцать лет среди индейцев.-М., 1963.

30. Томпсон С. Индейское наследие // Литературная история США / Под ред. Спиллера Р. и др.-М., 1978.-Т.2.

31. Федоров Н.Ф. Сочинения.-М., 1982.

32. Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции.-М., 1987.

33. Шпенглер 0. Причинность и судьба. Закат Европы.-М.-П., 1923.

34. Экология американских индейцев и эскимосов: Проблемы ин-деанистики / Под ред. Тишкова В.А.-М., 1988.

35. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К.Марко и Ф.Энгельс. Сочинения.-Т.21.

36. Я связан добром с землей: Из современной литературы индейцев США / Сост. Ващенко А.-М., 1983.

Диссертации

37. Ващенко A.B. Характерные особенности литературы индейцев США (60-70 гг. XX в.): Дис ... канд.филол.наук.-М., 1975.

38. Золотаревская И.А. История Конфедерации криков: Дис... канд. ист. наук. -М., 1952.

39. Калашников В.М. Освободительная борьба индейских племен Северной Америки против европейской колониальной экспансии в ХУП-ХЖ вв.: Дис... д-ра ист.наук.-Днепропетровск, 1985.

Периодика

40. Аверкиева Ю.П. Движение американских индейцев сегодня// США. Экономика, политика, идеология.-М., I98I.-JG 2.

41. Ващенко A.B. Служить конкретным целям // Иностранная литература.-М., I981.-Й 8.

42. Коря вин Л. Последние из могикан И Известия .-М., 1988.2 фев.

43. Логинов A.B. Конец Индейской Территории в США // Вопросы истории.-М., I984.-J6 5.

44. Истоки и основные этапы формирования индейского населения Оклахомы П Вестник МГУ. Сер.8 "История".-!., 1983.-Я 4.

45. Эволюция правового положения индейцев Оклахомы кон. ХЕХ -нач. XX вв. // Вестник МГУ. Сер.8 "История". - М., 1982.-J& 4.

46. Стельмах В.Г. Политика переселения индейцев США в 30-е гг. XIX в. /У Сов.этнография.-М., I983.-Ä 2.

47. Шелков В. На смену солдатам - полицейские // Правда.-М., 1990.-24 сент.

Евразийская периодика

1. Евразийский временник.-Берлин, 1923-27.

2. Евразийский с б орнж.-Прага-Париж, 1929.

3. Евразия.-Париж, 1928-29.

4. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения: Утверждение евра з ийцев.-С офия, 1921.

5. На путях: Утверждение евразийцев.-Берлин, 1922.

6. Тридцатые годы: Утверждение евразийцев.-Париж, 1931.

1. Bartram J. Iravels in Pennsylvania and Canada.-Ann Arbor, 1966.

2. Bass A.L. Cherokee Messenger: A Life of Samuel Austin Worcester .-Norman, 1936.

3. Bird T. Tell They Lie: The Sequoyah Myth.-Los Angeles, 1976.

4. Brown D. Bury My Heart at Wounded Knee.- New York, 1976.

5. Carter S. Cherokee Sunset: A Nation Betrayed.-New York, 1976.

6. Colden C. The History of The Five Indian Nationes Depending on the Province of New York in America.-Ithaca, 1973.

7. Commission on the Rights, Liberties and Responsibilities of the American Indian. The Indian: America1s Unfinished Businesso - Norman, 1966.

8. Costo R. Textbooks and the American Indian.-San Prancisco, 1970.

9* Debo A. The Rise and Pall of the Choctaw Republic.-Norman, 1934.

10. Debo A. The Road to Disappearance.-Norman, 1941.

11. Debo A, And Still the Waters Run.-Princeton, 1940.

12. Poreman C.T. Oklahoma Imprints, 1835-1907: A History of Printing in Oklahoma Before Statehood.-Norman, 1936.

13. Poreman G. A History of Oklahoma.-Norman, 1945.

14. Priar R., Priar N. The Only Good Indian: The Hollywood Gospel.-New York, 1972.

15. Gabriel R.N* Slias Boudinot: Cherokee and His America.-Norman, 1941.

16. Gibson A.M. The Chickasaws*-Norman, 1972.

17. Gridley M.E. American Indian Tribes.-New York, 1974.

18. Grinde D. The Iroquois and the Pounding of the American Nation.-San Prancisco, 1977.

19• Hamilton C. Cry of the Thunderbird: The American Indianfs

Own Story•-Norman, 1977.

20o Hargrett L. Oklahoma Imprints, 1835-90.-Hew York, 1951•

o

21• Harvard Encycl^edia of American Ethnic Groups / Ed. by Thernstrom S., Orlov A., Handlin 0. - Cambridge, 1980. 22. Hudson Gh. The Southeastern Indians.-Knoxville, 1978. 23* Hunt G.T. The Wars of the Iroquois...-Madison, 1960. 24* Josephy A.M., Jr. The Indian Heritage of America. -New York, 1968.

25. Karolevitz R. Newspapering in the old West.-Seattle, 1966.

26. Knight 0. Following the Indian Wars: The Story of Newspaper Correspondents Among Indian Campaigns.-Norman, 1960.

27. Lerner D. The Passing of Traditional Society.-Clencoe, 1958.

28. Let Me Be a Free Man. A Documentary History of Indian

Resistancy / Ed. by Katz J.-Minneapolis, 1975• 29» Meyer W. Native Americans* The New Indian Resistance. -New York, 1971.

30. Morgan L. History of the Tundra Times.-Fairbanks, 1972.

31. Morgan L.H. The Indian Journals, 1859-62.-Ann Arbor, 1959.

32. Murphy J.E., Murphy S.M. Let my People Know: American

Indian Journalism, 1828-1978.-Norman, 1981.

j

33. Murphy S.M. Other Voices; Black, Chicano and American Indian Press.-Dayton, 1974.

34. National Indian Directory.-Washington, 1975.

35. McNickle, DfArcy. Native American Tribalism; Indian

Survivals and Renewals.-New York, 1973.

36. Ray G*E. Early Oklahoma Newspapers.-Norman, 1928.

37. Reynolds E.G. The Seminóles.-Norman, 1957.

38. Ritchie W.A. The Archaeology of New York State.-New York,1965,

39. Schramm W. Mass Media and National Development.-Stanford, 1964*

40. Swanton J.R. Aboriginal Culture of the South-East, / XLII Annu. Rep. of the Bureau of American Ethnology.-Washington, 1928.

41. Swanton J.R. Early History of the Greek Indians and their Neighbours.-Washington, 1922.

42. Swanton J.R. The Indians of the Southeastern United States.-Norman, 1969.

43* Swanton J.R. The Indian Tribes of North America.-Norman,

1968o

44. Swanton J.R. Religious Beliefs and Medical Practices of the Creek Indians / XLII Anny. Rep. of the Bureau of American Ethnology.-Wa shingt on, 1928.

45* Swanton J.R. Social Organization and Social Usages of the Indians of the Creek Confederacy / XLII Annu. Rep. of the Bureau of American Ethnology♦-Washington, 1928.

46. Yogel V.J. This Country Was Ours: A Documentary History of American Indians.-New York, 1972.

47 • Voices from Wounded Knee.-Rooseveltown, 1974»

48. Watson E.S. A History of Newspaper Syndicates in the US, 1865-1935•-Chicago, 1936.

49* Wright M.A. Guide to the Indian Tribes of Oklahoma.-Norman, 1951.

Индейские издания, 1970-89 гг.

1. Alligator Times.-Hollywood, PI.

2. Akwekon.-Rooseveltown, NY.

3. Akwesasne Notes»-Rooseveltown, NY.

4• American Indian Crafts and Culture•-Tulsa, OK.

5m American Indian Journal•-Washington, DoS*

6. American Indian Law Review•~Uorman, OK.

1. American Indian News*-New York, NY*

8. Attan-Akamik.-NY.

9« The Chickasaw Times.-Norman, OK.

10. The Choctaw Community Hews.-Philadelphia, Miss.

11• Creek Nation Times.-Okmulgee, OK.

12a Eagle Wing Press.-Naugatuck, CT.

13. Five Tribes Journal•-Muskogee, OK.

14» Great Lakes Agency Hews,-Ashland, WT.

15* Indian Education Record of Oklahoma.-Tulsa, OK.

16. The Indian Historian.-San Francisco, Ca.

17. Indian Law Reporter•-Washington, D.C.

18. The Indian Reader.-Memphis, TEL 19o Lakota Tames.-SD*

20. Man-Ah-Ath•-New York, NY.

21. Muskogee Nation News.-Okmulgee, OK.

22. Navajo Times.-Window Rock, Ariz. 23* Sho-Ban News.-Ft.Hall, Idaho.

24« Spilyay Tymoo. Coyote News.-Warm Springs, OR.

25* Sweetgrass.-Toronto, Ontario, Canada.

26. Talking Leaf.-Los Angeles, Ca.

27* Tundra Times,-Anchorage, AK.

28. Rainbow People.-John Day, OR.

29• Wassaja.-San Francisco, Ca.

30. Wisconcin Inter-Tribal News.-Odanah, WI.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.