Индейское движение в Андских странах в конце XX - начале XXI века: на примере Эквадора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Бедини Эвис

  • Бедини Эвис
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 171
Бедини Эвис. Индейское движение в Андских странах в конце XX - начале XXI века: на примере Эквадора: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2010. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Бедини Эвис

Введение.

Глава 1. Эволюция понятия индихенизм в Латинской Америке.

1.1. Соотношение политического и идеологического в определении индихенизма.

1.2. Развитие индихенизма в Андском регионе.

1.3. Особенности социально-экономического положения индейцев

Андского региона.

Глава 2 Формирование индейского движения в Эквадоре.

2.1. Аграрная реформа и политика колонизации в Эквадоре в 60-70- е годы 20 века.

2.2.Организации «лесных индейцев» Амазонии.

2.3.Организации индейцев Сьерры.

2.4. Организация индейцев Косты.

Глава 3 Роль КОНАИЕ и Экуарунари в организации индейского движения в Эквадоре.

3.1 Создание крестьянской организации Экуарунари.

3.2 Формирование КОНАИЕ и его цели.

3.3 Восстание индейцев в 1990 году в Эквадоре и его итоги.

3.4 Особенности индейских восстаний 1994 и 2001 годов.

Глава 4. Этнополитическое движение в Эквадоре.

4.1 Формирование политической партии Пачакутик - Новая страна.

4.2 Перспективы решения индейского вопроса в Эквадоре.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Индейское движение в Андских странах в конце XX - начале XXI века: на примере Эквадора»

Актуальность исследования. Процессы глобализации, демократизации и модернизации, затронувшие страны Латинской Америки, привели к власти в ряде стран лидеров, придерживающихся левых взглядов. Конец XX - начало XXI века в регионе ознаменовалось резким усилением массовых социальных движений и ростом влияния индейского социума. Новый этап в борьбе индейских народов за равноправие и сохранение культурной самобытности охарактеризовался оформлением в Эквадоре индейского движения в политическую партию «Пачакутик — Новая страна», избранием в Боливии первого в истории страны президента индейского происхождения Эво Моралеса.

Со времен испанской колонизации, жестокой эксплуатации, вынужденной ассимиляции прервалось социальное и культурное развитие коренных народов, разрушилась традиционная структура индейского общества. Позже, в XX в., доступные полезные ископаемые, земельные угодья Латинской Америки, высокое качество сырья, отсутствие серьезных ограничений в экологии, близость для рынка США способствовали проникновению туда американских монополий, топливно-энергетических компаний и росту зависимости внутренней и внешней политики, углублению социальных противоречий и обострению индейского вопроса.

Появление в 80-е годы XX в. индейского движения стало закономерным ответом на усиливавшееся с внедрением неолиберальной модели наступление на традиционные уклады жизни и жизненное пространство индейских народов1. С наибольшей остротой индейский вопрос проявился в Андских странах, где высокий процент коренного населения делает эту проблему весьма острой. Историческая необходимость защиты собственной территории и сохранения культуры,

1 «История Латинской Америки: вторая половина XX в.». М., 2004. наличие индейской интеллектуальной элиты, этническое самосознание, попытка сберечь индейскую расу в процессе «метисации», рост социального и экономического неравенства между индейцами и белым населением Андских стран - стали основополагающими факторами для развития и углубления индихенизма в Боливии и Эквадоре. Индейцы стали объединяться для разрешения социально-экономических проблем с намерением создать многонациональное справедливое общество, в котором учитывались бы и их интересы. Они создают политические партии, требуют право на природные ресурсы, справедливую долю прибыли от эксплуатации земель, сохранение экосистемы, ту или иную форму национальной автономии.

В Эквадоре аграрная реформа 70-х г. способствовала социальной мобилизации индейского крестьянства, формированию индейских организаций (КОНАИЕ, ЭКУАРУНАРИ) и, в результате, восстаниям индейцев. Проблема интеграции индейцев в современное общество, в политические и экономические процессы с сохранением культурных ценностей приобретает всё большую значимость. В Эквадоре, где, по разным данным, от 25 до 40% населения страны составляют индейцы, социальное неравенство между белыми и индейцами достигло критического разрыва: индейцы живут за чертой бедности, у них самые низкие доходы, нет постоянного заработка, плохие жилищные условия, нет доступа к образованию и медицине, острая проблема территориального разграничения и, как самый больной вопрос, - угроза потери земли, на которой они всегда проживали и вели хозяйство. По разным данным, в 2005-2006 гг. к бедным в Эквадоре относились от 38,5% до 48% населения, при этом более 21% - те, которые жили в нищете. Доля бедных индейцев доходила до 80%.2

Индейцам Эквадора удалось добиться внушительных результатов в борьбе за свои права, однако это мало что изменило в их жизни. Эквадор

2 Эквадор на пути «гражданской революции». М., 2009. С. 10,11это страна, где в меньшей степени учтены требования индейцев. Неспособность правительства Эквадора решить накопившиеся проблемы, связанные с признанием индейцев и их прав на землю, с созданием многонационального гражданского общества привела к мобилизации индейцев, восстаниям, а затем и формированию индейской политической партии «Движение многонационального единства Пачакутик - Новая страна», которая вошла в состав Учредительной Ассамблеи наряду с другими левыми партиями.

Политика государства ориентировалась на ассимиляцию индейцев. Недопонимание между государством и этническими группами, нежелание государства признавать права индейцев, закреплять за ними земли — стало главной причиной ухудшения экономических, социальных условий в тех регионах, где проживают общности индейцев. С другой стороны, хроническая политическая нестабильность, неэффективность партийной системы, индейские восстания и антиправительственные выступления привели к тому, что за последние 12 лет в Эквадоре сменились 8 президентов. Приход к власти левой оппозиции во главе с президентом Р.Корреа в 2007 г. дал Эквадору шанс на обновление государства и построение более справедливого в социальном плане общества.

Объектом исследования является индейское движение в Андских странах, конкретно в Эквадоре.

Предметом исследования является становление и развитие индихенизма и индейского движения в Эквадоре в конце XX - начале XXI вв., эволюция политических и социально-экономических требований индейского движения в эти годы.

Методологической основой исследования явились основные общенаучные принципы, прежде всего принцип историзма и принцип научной объективности. Применение историко-сравнительного и историко-системного методов дало возможность оценить характер сложившихся отношений коренного населения и правительства Эквадора.

Цель данной диссертации - проанализировать процесс трансформации индейских народов Эквадора в рамках социально-политического контекста в конце XX — начале XXI века.

На основании поставленной цели диссертации сформулированы следующие исследовательские задачи:

1. определить и теоретически осмыслить понятие индихенизма и индихенисткого движения в Эквадоре;

2. раскрыть причины и определить особенности зарождения эквадорского индейского движения;

3. исследовать особенности аграрной реформы в Эквадоре в 1960-1970-е годы и оценить ее последствия;

4. изучить исторические предпосылки формирования индейских организаций, их цели и задачи;

5. проанализировать причины восстания индейцев в Эквадоре в 1990 г. и его итоги;

6. определить предпосылки формирования индейской политической партии «Пачакутик - Новая страна», показать ее программу и задачи;

7. показать особенности новой Конституции Эквадора 2008 г. с точки зрения решения индейского вопроса;

8. выявить возможные перспективы решения индейского вопроса в начале XXI века в Эквадоре в ходе формирования полиэтнического государства.

Хронологические рамки исследования. В диссертации рассматривается период с 70-х годов XX века, с аграрной реформы, положившей начало индейскому движению в Эквадоре, до конца первого десятилетия XXI века, когда была сформирована и начала свою деятельность этническая политическая партия «Пачакутик - Новая страна».

Источниковая база диссертации.

Решение поставленных в диссертации задач обеспечено достаточным числом источников, которые можно разделить на следующие группы:

1. политические документы международных организаций (ООН, МОТ и др.);

2. официальные политические документы Эквадора (правительственные декреты, законы, конституции);

3. программы политических партий и движений, общественных организаций, включая документы и материалы индейских организаций;

4. статистические и аналитические материалы (ООН, ЭКЛАК, МВФ, МАБР и т.д.);

5. периодическая печать и интернет-ресурсы государственных органов и министерств Эквадора.

Первая группа — официальные политические документы международных организаций. Из международных документов следует отметить Декларации ООН о правах коренных народов 1992, 1995, 2001, 20 043 и 2007 годов4. Декларация 2007 г. охватывает более широкий круг прав человека и основных свобод, касающихся коренных народов, включая право на самоопределение, сохранение и развитие культурного своеобразия и особой самобытности, право на владение и пользование традиционными землями и природными ресурсами, чем предыдущие документы ООН, и при этом она единственная, которая была принята. Она затрагивает также вопросы религии, языка и образования, а также права на участие в политической, экономической и социальной жизни общества, в

3 ONU , OFICINA DEL ALTO COMISIONADO PARA LOS DERECHOS HUMANOS, Folleto Informativo № 1. Los pueblos indígenas y el sistema de las Naciones Unidas: descripción general, s/f.; Declaración sobre los derechos de las personas pertenecientes a minorías nacionales o étnicas, religiosas y lingüísticas. Aprobada por la Asamblea General en su resolución 47/135 del 18 de diciembre de 1992; ONU , OFICINA DEL ALTO COMISIONADO PARA LOS DERECHOS HUMANOS, Folleto Informativo № 9/Rev. 1, Los derechos de los pueblos indígenas, Ginebra, ONU, 1995.; ONU (ORGANIZACIÓN DE LAS NACIONES UNIDAS), Comisión de Derechos Humanos, Resolución 2001/57, marzo-abril, 2001.; ONU (ORGANIZACIÓN DE LAS NACIONES UNIDAS), Comisión de Derechos Humanos, Resolución 2004/62, marzo-abril de 2004. http://www.onu.org/informes/indigenas.

4 Резолюция № 60/251 Генеральной Ассамблеи от 15 марта 2006 года; пункт 84 резолюции 5/1 Совета по правам человека от 18 июня 2007 г.; резолюция № 61/295 от 13 сентября 2007 года; Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. котором живут коренные народы. Важность декларации, принятой в 2007 г. состоит в том, что она призывает правительства государств, на территории которых проживают коренные народы, предоставить им больший контроль над землей и природными ресурсами, а также вернуть им ранее конфискованные земли или выплатить компенсацию. Мы их рассматривали, чтобы показать позицию ООН и то, в какой степени государства готовы сотрудничать с ООН по этому вопросу. Декларации, принятые Генассамблеей ООН, не имеют законодательной силы для государств и не налагают обязательств на правительства. Также рассматривалась Программа ООН об окружающей среде от 2001 г. -«Сохранение жизни на земле. Конвенция о биологическом разнообразии, которая защищает благосостояние человечества и природы».5

Вторым по значимости документом является Конвенция Международной организации Труда (МОТ) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 год (№ 169)6. Согласно этой Конвенции, необходимо уважать культуру коренных народов, ведущих племенной образ жизни. В ней отмечается, что они имеют право продолжать свое существование в рамках их национальных обществ, создавать собственные институты и определять направление -- своего развития. Конвенция № 169 также содержит призыв к правительствам консультироваться с коренными народами в отношении законодательных и административных мер, которые непосредственным образом затрагивают их, и предусматривает право этих народов принимать участие в процессе принятия решений в отношении политики и программ, которые их касаются. В частности, в статье 14 предусматривается право коренных народов на собственность и владение землями в местах их традиционного проживания. Использование этих документов дает нам возможность

5 PNUMA (PROGRAMA DE LAS NACIONES UNIDAS PARA EL MEDIO AMBIENTE. Sosteniendo la vida en la tierra. El Convenio sobre la Diversidad Biológica promueve el bienestar humano y el de la naturaleza, CBD-PNUMA, Secretaría del Convenio sobre la Diversidad Biológica, 2001, URL:http://vvww.biodiv.org/doc/.

6 Convenio № 169 sobre pueblos indígenas y tribales en países independientes de la Organización Internacional del Trabajo (OIT) www.OIT.org/informes/. прояснить перспективы взаимодействия (или его отсутствия) правительств Андских стран по индейскому вопросу с международными организациями.

Документы по проблемам коренных народов, представленные в материалах ЮНИСЕФ, СЕПАЛ, Всемирного Банка, отражают уровень социального положения коренного населения стран.7

Политические документы Эквадора составляют основной массив использованных в диссертации источников. Среди них следует выделить поправки в Конституцию Эквадора от 1998 г., где государство признает существование индейских народов, гарантирует им право развивать и укреплять свою идентичность и традиции духовности, культуры, языка, социальной, политической и экономической жизни; а также Конституцию 2008 г. где говорится об официальном признании языка кечуа и использовании его на территории проживания индейцев8; Указ правительства № 612 от 4 июля 1984 г., где, согласно действующей Конституции, выделяются «Индейские национальности Эквадора»9. Также были рассмотрены Законы об аграрной реформе в Эквадоре, Закон о Колонизации Амазонского региона, в котором государство определяет территориальные секторы, предназначенные для поселения и развития коренных народов с целью защиты их культуры и поддержки их полной интеграции в национальную жизнь10».

К этой группе источников примыкают выступления президента Эквадора Р.Карреры, которые доступны на официальном правительственном сайте.11 В них отражена политическая позиция

7UNICEF. http://www.unicef.org/; SIISE. http://www.unicef.org/; CEPAL. http://www.eclac.org/; РМА. http://www.pmai.org/; INE. http://www.ine.es/;ee INEI. http://www.inei.gob.pe/, BANCO MUNDIAL. http://www.bancomundial.org/.

8 CÓDIGO DE ETICA DEL MUPP-NP. CAPITULO I. De los Principios Generales. Art. 1 (»Asumir la ética como el horizonte cultural que rige los comportamientos específicos que efectivamente tiene toda persona o grupo social, en cuanto a actos definidos por valores como la libertad, la equidad, la justicia, la solidaridad, la reciprocidad, y todos aquellos que tipifican la vida con dignidad y honestidad. http://www.pachakutik.org.ec/home/contenidos.php?id=20&identificaArticulo=7.

9 Acuerdo ministerial" № 612 ot 4 июля 1984 "Las Nacionalidades Indígenas del Ecuador". Confederación de Nacionalidades Indígenas del Ecuador (CONAIE). lohttp://www.iidh.ed.cr/comunidades/diversidades/docs/divdocpublicaciones/Derecho%20Indigena/Cap.%206. %20Mov¡mientos%20Indios.pdfLey de Colonización de la Región Amazónica.

1 'www.presidencia.gov.ee. руководства страны, но и личное отношение к этому вопросу президента. Кроме того, на основе его выступлений мы можем определить и «политическое лицо» последнего президента страны.

Автор изучил официальные документы соседних стран - Перу, Венесуэлы, Боливии для сравнения и получения информации о возможных вариантах решения индейского вопроса (проект о проведении индейцам

1 о электричества Министерства энергетики Перу , документы и проекты по развитию системы здравоохранения и образования индейцев в Боливии и 1

Венесуэле, демографическая статистика с 2001 г Конституция

Венесуэлы 1999 г.14).

Третья группа источников - документы политических партий и движений, общественных организаций. При анализе этих источников особо хотелось бы выделить Заключительный акт первого индихенистского конгресса в Мексике, (Патцакуро) от 1940-го года, где было закреплено право «на существование» коренного народа Латинской

Америки15. Для изучения вопроса о признании прав индейцев мы рассмотрели Декларацию Барбадоса от 1971 г. (статья 3), где за индейцами

16 закрепляется право на самоуправление, развитие и защиту государства .

В диссертационной работе использованы документы и материалы индейских организаций - Совета по развитию национальностей и народов Эквадора (CODENPE), политической партии «Пачакутик», индейских организаций КОНАИЕ и ЭКУАРУНАРИ. Так, одним из ключевых является «Кодекс этики «Пачакутик», где в первой главе этика понимается

12 Ministerio de energía у minas, proyecto de electrificación rural: "Marco de desarollo de pueblos indigenas applicable al proyecto de electrificación rural", Consultor: Carlos Augusto Mora Bernasconi, Lima 2005.

Organizaciones de la Naciones Unidas para la agricultura y la alimentación: YASAREKOMO - Una experiencia de comunicación indígena en Bolivia. LOS PUEBLOS INDIGENAS DE BOLIVIA, Santiago de Chile, julio del 2005, p:98 http://www.fao.org/docrep/006/v53ns/v531 lsQ4.htm.

14 http://www.analitica.com/BITBLIO/anc/constitucionl999.asp.

15 Acta final. Primer Congreso Indigenista Interamericano, Celebrado en Pátzcuaro (México, abril de 1940). Documento multicopiado, http://www.revistaamanecer.eom/otrosnumeros/158/contenido/indigenismo/l.htm

16 El numeral 3 de la I Declaración de Barbados «Reafirmamos aquí el derecho que tienen las poblaciones indígenas que experimentan sus propios esquemas de autogobierno, desarrollo y defensa, sin que estas experiencias tengan que adaptarse o someterse a los esquemas económicos y sociopolíticos que predominan en un determinado momento». www.enlaceindigenas.gob.ve/doc/1971DeclaracionBarbados.pdf. как культурная основа, управляющая поведением человека или общественной группы. Это касается и таких понятий, как свобода, справедливость, правосудие, солидарность, взаимопомощь, что характерно для жизни с достоинством и честностью, — в них отражена политическая платформа организованного индейского движения, позволяющая выявить его сильные и слабые стороны.

Важное место при написании работы занимало изучение статистических материалов. Мы опирались на данные СЕПАЛ, «Всемирной продовольственной программы» ООН, Всемирного Банка: «Индейские народы. Бедность и человеческое развитие в Латинской

1 П

Америке: 1994-2004 гг.» Статистика позволила наглядно показать глубину социального неравенства между индейцами и белым населением.

Важным источником стала периодическая печать, на страницах которой поднимаются разные проблемы, касающиеся индейского движения. Это издания «Fondo indígena» («Индейский фонд), «America Indígena» («Индейская Америка), «América Latina hoy», («Латинская Америка сегодня»); «Derechos del pueblo» («Права народа»). Газеты разной политической направленности по-разному трактуют индейские проблемы, что позволило нам оценить «политическую температуру» в андском обществе и выявить перспективы решения индейского вопроса. Историография проблемы.

Для нашего исследования мы выделили три блока проблем, которые получили освещение в российской и зарубежной историографии:

1. эволюция индихенизма в Андских странах и процессы демократизации и «левого дрейфа» в Латинской Америке;

2. особенности зарождения эквадорского индейского движения и формирование политической партии «Пачакутик- Новая страна»;

3. проблема формирования полиэтнического общества в Эквадоре.

17 Banco Mundial: Pueblos indígenas. Pobreza y desarollo humano en America Latina: 1994-2004 http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/BANCOMUNDIAL/EXTSPPAISES/LACINSPANISHEXT/0 contentMDK:20505832~menuPK:508626~pagePK:146736~piPK:226340~theSitePK:489669,00.html.

В российской историографии много внимания уделено проблеме консолидации гражданского общества в странах Латинской Америки в условиях глобализации и развития демократических процессов. Процессы цивилизационного взаимодействия в регионе получили освещение в работах А.К. Стеценко, Я.Г. Шемякина.18 Особенности политических, социальных преобразований в странах региона были проанализированы в работах сотрудников Института Латинской Америки РАН.19 Значительный вклад в изучение истории и культуры индейских народов внесли Ю.А. Зубрицкий и В.А. Кузьмищев.20 Особое место в изучении индейского движения занимают работы видного российского ученого Т.В. Гончаровой, которая подготовила подробный анализ индеанизма как социально-политического движения в Андских странах, сделала акцент на причинах и предпосылках индейского движения, показала его особенности в Андских странах.21 Индейское движение стало оказывать заметное влияние на политические процессы в странах Латинской Америки. Борьба коренных этносов за свои права, направления развития индейского движения в рамках политической модернизации в отдельных странах получили освещение в коллективной монографии Института Латинской

18 Гончарова T.B., Стеценко А.К., Шемякин Я.Г. Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки. M., 1995, Кн. 1,2; Человек и общество в современной латиноамериканской цивилизации /Отв.ред Б.И.Коваль. М., 2000, вып. 10; Шемякин Я.Г. Европа и Латинская Америка: взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М.,2001; Ларин Е.А. Латиноамериканская цивилизация. М., 2007.

19 Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития. М., 2007; Жирнов O.A., Шереметьев И.К. Латинская Америка: затянувшееся ожидание экономического чуда. ИНИОН РАН. М. 2003.; Перспективы развития Латинской Америки в глобализирующемся мире (первая четверть XXI). М., 2003; «Левый поворот» в Латинской Америке. М., 2007; Бобровников A.B., Теперман В.А., Шереметьев И.К. Латиноамериканский опыт модернизации. Итоги экономических реформ первого поколения. M., 2002; Давыдов B.M. Левая альтернатива в Латино-Карибской Америке: обусловленность, основные ориентиры и международная проекция. М., 2007; Мартынов Б.Ф. Новая ситуация в регионе и возможность ее эволюции // Латинская Америка, 2006, №5.

20 Зубрицкий Ю.А. Инки-кечуа. М., 1975; Зубрицкий Ю.А. Встреча миров: открытие и сокрытие Америки. М.,1992; Зубрицкий Ю.А. Индейцы Эквадора. М., 1963; Культура Латинской Америки /под ред. В.А.Кузьмищева. М., 1990; История Перу с древнейших времен до конца XX века. М., 2000; Исторические судьбы американских индейцев: Проблемы индеанистики. М., 1985.

21 Гончарова Т.В. Индеанизм: идеология и политика. М., 1979; Гончарова T.B. Индейская Америка: города и люди. М.,2003; Гончарова Т.В. Очерки американской предыстории. М., 2009; См.: История Перу с древнейших времен до конца XX века. М.,2000.

Америки «Латинская Америка: Испытания демократии. Векторы политической модернизации».22

Актуальные проблемы и тенденции политического и социально-экономического развития Эквадора представлены в ряде коллективных исследований,23 где показаны парадоксы национальной истории этой страны, особенности развития, когда главной пружиной стала нефть, а не бананы.

Важную роль для понимания современной политической и экономической ситуации в Эквадоре, реформаторской деятельности президента Рафаэля Корреа, его концепции «социализма XXI века» и «гражданской революции» сыграла работа, подготовленная Институтом Латинской Америки в серии аналитических изданий «Саммит» - «Эквадор на пути «Гражданской революции».24

Следует также выделить работы М.Л. Чумаковой, которая рассматривает истоки политической нестабильности Эквадора, роль индейского движения в формировании партийной системы.23

Анализ всего «массива» исследований позволяет сделать вывод, что российская историография занимается проблемами индейского движения в целом по Латинской Америке, но специального исследования, посвященного проблемам индейского движения в Эквадоре, его месту и роли в формировании современной политической системы страны, трудностям и перспективам развития, до настоящего времени не существует.

В зарубежной историографии встречаются разные подходы в рассмотрении данной проблемы. Особое место занимает здесь латиноамериканская историческая наука. Для понимания значимости

22 Латинская Америка: Испытания демократии. Векторы политической модернизации. Часть 1. Часть 2. М., 2009.

23 История стран Латинской Америки. Доколумбова эпоха - 70-е годы XIX века. М, 1991; История Латинской Америки.70-е годы XIX века -1918 год. М., 1992; История Латинской Америки.1918-1945. М., 1999; История Латинской Америки. Вторая половина XX века. М., 2004.

24Эквадор на пути «гражданской революции». М., 2009; Эквадор: тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1989.

25 Чумакова М.Л. Гражданская революция в Эквадоре // Латинская Америка. 2008. №3. индейского вопроса в Латинской Америке были изучены работы видного философа Леопольдо Сеа, раскрывающего генезис и самобытность латиноамериканского общества.26 Проблемы модернизации латиноамериканского общества, политики культурного приобщения индейского населения к достижениям современной цивилизации затрагивались в ряде работ мексиканских индихенистов, и, прежде всего, Алехандро Маррокина , а также видного политического деятеля Перу Х.К.Мариатеги. Его труды, хотя он и занимался исследованием этой проблемы, имеют политическую «окраску», отражают его политические взгляды. Поэтому мы отчасти можем рассматривать их и как теоретический источник по нашей теме. Большое внимание уделяется роли и месту индейских народов в формировании гражданского общества в Перу, Боливии, Эквадоре, вопросам формирования новых политических партий.29 Феномен этнической партии в Эквадоре вызывает интерес многих исследователей. Так, испанский исследователь Фреди Ривера Велес прослеживает особенности развития индихенизма в Эквадоре и отмечает его основные характеристики, связанные с высокой степенью мобилизации индейского движения в этой стране.30

Среди работ, посвященных социально-экономическому и политическому развитию Эквадора, следует выделить коллективное исследование по проблеме индейских восстаний в Эквадоре, а также исследования по влиянию глобализации на социально-экономическую

26 Cea Л. Философия американской истории. М., 1993.

27 Alejandro Marroquín "Balance del indigenismo". Informe sobre la política indigenista en América, México, Instituto Indigenista Interamericano.1977. www.ucm.es/info/eurotheo/diccionario/I/indigenismo.htm: Gamio М/ Arqueología e indigenismo. Mexico, 1972; Stavenhagen R. Agrarian Problems and Peasant Movements in Latin America. N/Y.1970; Stavenhagen R. Las Clases Sociales en las Sociedades Agrarias. Mexico. 1970; Barre M.C. Ideología Indigenista y movimientos indios. Mexico.1982; Fernandez J.M. Movimientos indígenas. -http://www.Hcn.es\info\eurotheo\diccionario\I\Indihenismo.htm.

28 X. C. Mariategi. Temas de nuestra America. XII Biblioteca Amauta. Lima. 1960, p. 13.

29 Partidos Políticos de America Latina. Paises Andinos. Mexico, 2003; Coordinacion Permanente de los Pueblos indígenas de Peru. - http:/Avww.rep.net.pe\\ashaninka\coppip.: Garcia Linera A. The indigenous movements in Bolivia-Diplomacy, Strategy.Politics. Brasilia, april-June 2005; Van Colt L.D. From Movements to Parties in Latin America. The Evolution of Ethnic Politics. 2005. N.Y. and Cambridge.

30 Fredy Rivera Vélez Los Indigenismos en Ecuador: de paternalismos y otras representaciones // Revista América Latina HOY, № 19, Universidad de Salamanca, España ,1998. ситуацию среди индейского населения Эквадора, проблемам индейского движения и формированию многонационального государства.31

Мария Ф. Эспиноса сделала упор на проблеме изучения соблюдения прав индейцев в Эквадоре, территориальном расселении индейских сообществ и их взаимодействию. Другие авторы подробно описывают условия проживания так называемых «лесных индейцев» Эквадора, пытаются систематизировать многочисленные индейские народности.32 Ряд исследователей анализирует трагические последствия аграрных реформ Эквадора для сохранения культурной идентичности индейских народов.33

Особое место в латиноамериканской историографии занимают работы Виктора Хуго, анализирующие основные предпосылки и особенности формирования индейского политического движения, завершившегося формированием партии, которая активно включилась в политическую борьбу.34

Для понимания менталитета индейских партийных лидеров, их представления о формировании «справедливого государства» мы использовали Бюллетень по изучению индшенизма («Indigenismo. Boletín del s eminario e spanol dee studios I ndigenistas»), публикации « Индейского журнала» («Revistas Indias». CSIC, Centro de estudios históricos»), данные

31 El levantamiento indígena y la cuestión nacional. CDDH. Ediciones Abya Yala.Q uito. 1992; ADAMS, Richard N. Los pueblos indios en el proceso de globalización IIAnuario Indigenista, vol.32 Mexico(1993); Julio Ruiz Murrieta. Identitad cultural indígena, pluralismo cultural y ciudadanía multicultural // América Latina -http://www.unesco.org/most/wsf/murrieta.pdf; Alejandro Moreano. El movimento indio y el estado multinacional; Alban E., Andrango A., Bustamante T., Chancoso B., López A. K., Macas L., Moreano A., Nieto S., Pachano S. Los indios y el estado-pais (Pluriculturalidad y multietnicidad en Ecuador),Quito, Ecuador 1993; Giuseppina Da Ros. El cooperativismo en el Ecuador: antecedentes históricos, situación actual y perspectivas // Publicado el 9 de febrero de 2004, http://www.neticoop.org.uv/article 173 .html.

32 María Fernanda Espinosa. Derechos indígenas y políticas territoriales en el Ecuador // Ponencia presentada en el XXII Congreso Internacional de LASA: Miami, Florida, Marzo 16-18, 2000; "Pueblos Amazónicos del Ecuador" "HUAORANI", Edufuturo. Pichincha - Ecuador 2006, http://www.eduñituro.com/educacion.php?c=409: «Las Nacionalidades Indígenas del Ecuador». Confederación de Nacionalidades Indígenas del Ecuador (CONAIE). Ediciones Tincui-Abya Ayala. Quito. 1983, http://www.dineib.edu.ee/documentos/nuestroprocesoorg.pdf.

33Pierre Gondard, Hubert Mazurek. 30 anos de Reforma Agraria y colonizacion en el Ecuador (1964-1994): dinamicas especiales II Dinamicas territoriales: Ecuador, Bolivia, Perú, Venezuela, Estudios de Geografía, vol. 10. Colegio de Gebgrafos del Ecuador, CGE / Corporacidn Editora Nacional, CEN / Instituto de Recherche.

34Víctor Hugo Jijón. "Pachakutik, la alianza y la democracia disruptiva" http://www.pachakutik.org.ec/home/contenidos.php?id=120&identificaArticulo=197. исследований за 1991-1995 гг., опубликованные Межамериканским Индихенистским Институтом35, а также работу одного из лидеров современного индейского движения в Эквадоре Луиса Макаса. Все они отличаются политической заостренностью36.

Упомянутые работы показывают, что в латиноамериканской историографии рассмотрены различные стороны «индейского вопроса» в Эквадоре, но они не дают полного и разностороннего представления о политической и социально-экономической картине эквадорской действительности, кроме того, заметно разнятся воззрения индейских и неиндейских авторов. Существуют серьезные разногласия между учеными Латинской Америки, США и Европы по индейскому вопросу, и работы последних часто оказываются более политизированными, нежели то предполагает научное изыскание, а зачастую патерналистскими в отношении коренного населения Латинской Америки. Так, американский исследователь Кен Джеймсон, как и некоторые другие, отмечает, что «индейское движение Эквадора оказалось наиболее успешным в Латинской Америке», и именно оно может расколоть эквадорское общество, если оно не найдет своего места в «многонациональном

37 обществе» и соответствующей «модели экономического развития».

Научная новизна диссертации определяется тем, что в современной российской историографии до настоящего времени не создано специального труда, посвященного анализу развития индейского движения в Эквадоре, проблемам взаимоотношений правительства и коренного населения, месту индейского вопроса в концепции «социализма XXI века» президента Р.Карреры. Настоящее исследование вводит в научный оборот

35 INSTITUTO INDIGENISTA INTERAMERICANO, Historia del Instituto Indigenista Interamericano 19402002, 2002 (URL: http://www.cdi.gob.mx/conadepi/iii/historia.htmn: INSTITUTO NACIONAL INDIGENISTA, Los pueblos indígenas en la legislación nacional. Recopilación de disposiciones específicas en materia indígena, México, INI, Política Indigenista, 3, s/f.

36 Luis Macas. El levantamiento indígena visto por sus protagonistas. Quito, Ecuador, 1992.

37 Ken Jameson. The Indigenous Movement and the Economic Trajectory of Ecuador. University of Utah Department of Economics. http://wvvw.econ.utah.edu: Selverston-Scher, Melina. 2001. Ethnopolitics in Ecuador. Miami: North-South Center Press; Kenneth J. Mijeski and Scott H. Beck.Mainstreaming the Indigenous Movement in Ecuador: The Electoral Strategy By East Tennessee State University Chicago, 1998. новые источники, программные документы индейского движения, которые появились в последние несколько лет и качественно меняют взгляды на особенности формирования политической структуры Эквадора и «более справедливого общественного строя». В диссертации впервые дается анализ правительственных актов и партийных программ и документов последних лет. Автор анализирует основные положения Конституции 2008 года, обращая особое внимание на поправки, затрагивающие положение индейцев, и сравнивает с Основным законом Венесуэлы и решением этой республикой социально-экономических и политических вопросов, направленных на улучшение положения индейцев и сохранение их культурной идентичности. Несмотря на наличие огромного числа исследований в российской и зарубежной историографии, в ней не выработано единого мнения относительно роли и места индейского движения в Эквадоре; существуют большие различия между западной и латиноамериканской оценкой этой проблемы. Данная работа восполняет существующий пробел в исследовании индейского движения этой латиноамериканской страны.

Практическая значимость. Содержащийся в диссертации фактический материал, основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, в работе различных учебно-педагогических, научно-аналитических и практических учреждений, разрабатывающих латиноамериканскую тематику, а также в учебном процессе высших и специальных образовательных заведений. Материалы диссертации могут использоваться при подготовке курсов по этнической ситуации в Латинской Америке, по этнополитике и конфликтологии, при изучении развития многонационального и поликультурного общества, особенностей решения проблем коренных народов. Основные положения и выводы могут быть востребованы в работе внешнеполитических ведомств.

Апробация исследования. Основное содержание и выводы настоящего исследования были отражены в статьях, опубликованных в ряде научных сборников, а также в выступлениях автора на научных конференциях в Российском университете дружбы народов. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории и истории международных отношений РУДН, где была рекомендована к защите.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования, особенностью выбранной диссертантом проблематики. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Бедини Эвис

Заключение

В ходе исследования автор пришел к следующим выводам:

1. Понятие «индихенизм» и «индихенистское движение» изменилось, и сегодня их следует рассматривать с двух сторон - как поиск и сохранение индейцами национальной сущности и как стремление решить проблемы коренного населения Америки. Индихенизм представляет собой определенную политику, получившую распространение в различных странах Латинской Америки по отношению к коренному населению и ко всему, что связано с индейцами. Она возникла в условиях глубокой социальной напряженности, вызванной распространением либеральных течений в философской и политической мысли, в момент спада влияния мирового колониализма как доминирующей политической силы, которая определяла развитие международной экономической системы.

Сегодня индихенизм - комплекс мер, направленных на интеграцию индейцев в современное общество с сохранением культурных ценностей. Данные меры должны носить протекционистский, целостный и комплексный характер с целью полного вовлечения индейцев в гражданское общество, в экономическую и социальную сферу жизни с сохранением самобытной культуры индейских народов в рамках современного общества. Индехенизм в XXI в. содействовал созданию объединенных и хорошо сплоченных индейских организаций, восстановлению индейского самосознания, появлению индейской интеллигенции и политической элиты. Были сформированы четкие политические и экономические требования индейцев, их признали как полноценных участников жизни общества, социальных субъектов.

2. Формирование во второй половине XX в. и укрепление индейского движения в Эквадоре стало закономерным этапом развития индихенизма. В Эквадоре теоретические аспекты индихенизма оказались более слабыми в сравнении с ростом индейских повстанческих движений. Особенности зарождения эквадорского индейского движения обусловлены формированием индейского самосознания, интеллектуальной индейской элиты через доступное школьное образование, контакт с внешним миром, что позволяет индейскому движению сформулировать четкие и понятные требования. Положение индейцев с середины XX в. не улучшилось. В XXI в. так и остались нерешенными до конца аграрный вопрос, проблемы с образованием и медицинским обслуживанием, не преодолен кризис в самом эквадорском обществе, в экономике.

3. Аграрная реформа и колонизация новых земель в Эквадоре дали толчок процессу перераспределения собственности, который по-разному проявился в трех регионах страны (Сьерре. Косте и Амазонии). Последствия реформы для индейцев — лишение права владения землей и потеря статуса землевладельца, (а в некоторых случаях — изгнание индейцев с их территорий), нарушение привычной среды их обитания нефтедобывающими и агропромышленными предприятиями, целенаправленная колонизация этих территорий, вторжение в уклад жизни индейцев католической церкви. Процессы экономического и социального высвобождения индейцев, начатые аграрными реформами, а также динамичное вовлечение индейских общин в национальный рынок содействовали процессу реорганизации общины и развитию индейского движения. Разрушение прежней системы землевладения индейцев, стремление сохранить ими свою землю, привычную среду обитания, а также угроза полного исчезновения как этнической единицы привели к объединению индейских племен.

4. Индейские организации появляются в период глубоких структурных изменений в эквадорском обществе. Разрушение системы крупного землевладения и его отношений с индейским населением сопровождалось социальными сдвигами в обществе наряду с потерей землевладельцами своего социального статуса. Вместе с развитием сознания и этнической гордости начинается процесс формирования индихенистских организаций. Неспособность правительства Эквадора решить накопившиеся проблемы, связанные с признанием индейцев и их прав на землю, с созданием многонационального гражданского общества привело к расширению индейского движения.

Объединение индейских организаций проходило по территориальному признаку. Так, Конфедерация коренных народов Эквадора (СОКАГЕ) состоит из региональных организаций индейцев Побережья (Сопаюе), Сьерры (Есиагипап) и Амазонии (СО№Е№АЕ). Каждая региональная, в свою очередь, состоит из объединений и движений, которые образуются из советов провинций, кантонов, приходских союзов и других организаций. Наряду с территориальными появились региональные индейские объединения КОНАИЕ и ЭКУАРУНАРИ.

5. Неспособность правительства Эквадора решить проблемы, связанные с признанием индейцев и их прав на землю, с созданием многонационального гражданского общества привело к расширению индейского движения. Восстания 90-х годов XX века способствовали признанию индейцев как нового социального субъекта, положили начало формированию политических взглядов и требований индейского движения, которые стали особым инструментом влияния на ситуацию в стране и политической формой выражения требований. Индейское движение стало полноправным и полноценным участником политической и экономической жизни страны.

В ходе ряда восстаний в начале 21 века индейцы выдвинули требования, которые в дальнейшем стали основными в политической программе «Пачакутик», а именно: признание Эквадора многонациональным государством; передача земли в собственность индейцам и узаконивание права индейцев на землю; решение проблемы водоснабжения и орошения индейских земель; передача права контроля, защиты и сохранения археологических памятников в ведение КОНАИЕ.

6. Появление политической партии индейцев «Пачакутик - Новая страна» стало свидетельством растущей политической и общественной силы индейцев в стране. «Пачакутик» базировался на принципах индихенизма, став этническим движением, но, в то же время, выступал за признание Эквадора многонациональным государством. Партия открыта для других общественных и культурных организаций, других социальных слоев населения, создание сильной партии «Пачакутик», созыв конституционного Совета, внесение ряд поправок в Конституцию 1998 г., 2008 г., участие в работе правительства 2006 г., в выборных кампаниях разных уровней - это свидетельствует о силе, большом потенциале и высоких организационных возможностях индейского движения. У индейского движения есть опыт побед и неудач, из которых сделаны выводы о возможности влиять на обстановку в стране массовыми протестами и мятежами, подачей исков, жалоб в международные суды и организации на международные транснациональные компании, которые эксплуатируют экологию и природные ресурсы Эквадора.

7. Однако анализ социальных, экономических и этнических противоречий современного Эквадора показывает углубление фрагментарности общества, что может усилить политическую нестабильность. Благоприятным фактором для решения индейского вопроса могло быть стать сотрудничество индейских организаций и партии «Пачакутик- Новая страна» с нынешним Президентом Эквадора Р. Корреа, который поддерживает индейцев, настроен на диалог с ними, а его политика во многом отвечает основным требованиям индейцев. Индейцам удалось добиться главного и немаловажного - законодательного признания индейцев в Конституции в 1998 году. Наглядный пример Венесуэлы доказывает, что индейский вопрос вполне решаем с учетом их интересов и требований. Правительство Эквадора могло бы в данной мере использовать опыт Венесуэлы при осуществлении преобразований социального характера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Бедини Эвис, 2010 год

1. Официальные документы и материалы

2. Acta final. Primer Congreso Indigenista Interamericano, Celebrado en Pátzcuaro (México, abril de 1940). Documento multicopiado,http://www.revistaamanecer.com/otrosnumeros/158/contenido/indigenis то/1. htm

3. Documentos indios. Declaraciones y pronuncamientos. Tomo II. José Juncosa(compilador). Abya-Yala. Quito 1992.

4. La constitución Bolivariana de Venezuela del ano 1999 , TÍTULO III DE LOS DEBERES,DERECHOS HUMANOS Y,GARANTÍAS, Capítulo VIII De los Derechos de los pueblos indígenas, articulo , 126, http://www.analitica.eom/BITBLIO/anc/constitucionl999.asp#t3

5. CONSTITUCIÓN DE LA REPÚBLICA DEL ECUADOR del ano 2008, TITULO I ELEMENTOS CONSTITUTIVOS DEL ESTADOCapítulo primero, Principios fundamentales, articulo 2, http://www.asambleanacional.gov.ee/documentos/constitucion dej-bolsill o.pdf

6. Convenio № 169 sobre pueblos indígenas y tribales en países independientes de la Organización Internacional del Trabajo (OIT) www.OIT.org/informes/

7. Consejo Nacional de Planificación de los Indios y Negros del Ecuador, CONPLADEIN, Ayuda Memoria del Taller de Nacionalidades y Pueblos, julio 1998. http://www.codenpe.gov.ee/kichwaama.htm

8. Documentos de Federación de Comunas Unión de Nativos de la Amazonia Ecuatoriana (FCUNAE), http ://fcunae .nati ve web. org /

9. El numeral 3 de la I Declaración de Barbados www.enlaceindigenas.gob.ve/doc/197 lDeclaracionBarbados.pdf

10. LOS A'I (COFÁN) DEL RIO AGUARICO", http://www.antisana.org/la gente los aidelaguarico.htm)

11. Ley de Colonización de la Región Amazónica. Corporación de Estudios y Publicaciones, Quito, Ecuador, 1981

12. ONU , OFICINA DEL ALTO COMISIONADO PARA LOS DERECHOS HUMANOS, Folleto Informativo № 9/Rev. 1, Los derechos de los pueblos indígenas, Ginebra, ONU, 1995.;

13. ONU (ORGANIZACIÓN DE LAS NACIONES UNIDAS), Comisión de Derechos Humanos, Resolución 2001/57, marzo-abril, 2001.;http://www.unhchr.ch/huridocda/huridoca.nsf/(SvmbolVE.CN.4.RES.200 1.57.Sp?Opendocument

14. ONU (ORGANIZACIÓN DE LAS NACIONES UNIDAS), Comisión de Derechos Humanos, Resolución 2004/62, marzo-abril de 2004. http://www.onu.org/informes/indigenas,

15. Instituto Nacional de Estadística (INE) de Bolivia, Censo

16. Instituto Nacional de Estadística (INE) de Bolivia, Censo2004.

17. UNICEF. http://www.unicef.org/;

18. Sistema Integrado de Indicadores Sociales del Ecuador, SIISE.2003.http://www.proeibandes.org/sbibliografico/bvi/CAF%201ibro%2 0Luis%20Maldonado.pdf

19. SIISE, http://www.inec.gov.ec

20. Comisión Económica para América Latina y el Caribe (CEPAL).Documentos de proyectos: "Los pueblos indígenas de Bolivia: diagnóstico sociodemográfico a partir del censo del 2001",Santiago de Chile, julio del 2005

21. CEP AL, http://www.eclac.org/;

22. PMA. http://www.pmai.org/;

23. INEI. http://www.inei.gob.pe/,36. (PRODEPINE), Diagnóstico de la Nacionalidad Huaorani, Puyo, febrerode 1999, http://www.codenpe.gov.ec/waorani.htm1.. Литература

24. Бобровников A.B., Теперман В.А., Шереметьев И.К. Латиноамериканский опыт модернизации. Итоги экономических реформ первого поколения. М., 2002

25. Гончарова Т.В. Индеанизм: идеология и политика. М.,1979;

26. Гончарова Т.В. Индейская Америка: города и люди.1. М.,2003;

27. Гончарова T.B. Очерки американской предыстории. М.,2009;

28. Гончарова Т.В., Стеценко А.К., Шемякин Я.Г. Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки. М.5 1995, Кн. 1,2

29. Жирнов O.A., Шереметьев И.К. Латинская Америка: затянувшееся ожидание экономического чуда. ИНИОН РАН. М. 2003

30. Зубрицкий Ю.А. Инки-кечуа. М., 1975;

31. Зубрицкий Ю.А. Встреча миров: открытие и сокрытие Америки. М.,1992

32. Зубрицкий Ю.А. Индейцы Эквадора. М., 1963

33. История стран Латинской Америки. Доколумбова эпоха -70-е годы XIX века. М, 1991;

34. История Латинской Америки.70-е годы XIX века -1918 год. М., 1992

35. История Латинской Америки. 1918-1945. М., 199949. "История Латинской Америки 80-х годов. Андские страны: Актуальные проблемы и тенденции развития", Москва 1988

36. История Латинской Америки. Вторая половина XX века. М., 2004.

37. История Перу с древнейших времен до конца XX века. М., 2000;

38. Исторические судьбы американских индейцев: Проблемы индеанистики. М., 1985

39. Культура Латинской Америки /под ред. В.А.Кузьмищева. М., 1990

40. Ларин Е.А. Латиноамериканская цивилизация. М., 2007.

41. Латинская Америка: Испытания демократии. Векторы политической модернизации. Часть 1. Часть 2. М., 2009.

42. Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития. М., 2007

43. Перспективы развития Латинской Америки в глобализирующемся мире (первая четверть XXI). М., 2003; «Левый поворот» в Латинской Америке. М., 2007;

44. Человек и общество в современной латиноамериканской цивилизации /Отв.ред Б.И.Коваль. М., 2000, вып. 10

45. Шемякин Я.Г. Европа и Латинская Америка: взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М.,2001

46. Эквадор на пути «гражданской революции». М., 2009

47. Эквадор: тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1989.

48. Сборник докладов научной конференции. Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития. М.: ИЛА РАН, 2007

49. Cea Л. Философия американской истории. М., 1993.

50. Garcia Linera A. The indigenous movements in Bolivia-Diplomacy, Strategy .Politics. Brasilia, april-June 2005

51. Ken Jameson. The Indigenous Movement and the Economic Trajectory of Ecuador. University of Utah Department of Economics. http://www.econ.utah.edu;

52. Kenneth J. Mijeski and Scott H. Beck. Mainstreaming the Indigenous Movement in Ecuador: The Electoral Strategy By East Tennessee State University Chicago, 1998.

53. Alban E., Andrango A., Bustamante Т., Chancoso В., Lopez A. K., Macas L., Moreano A., Nieto S., Pachano S.,: "Los indios y el estado-pais(Pluriculturalidad y multietnicidad en Ecuador),Quito, Ecuador 1993

54. Alejandro Marroquin "Balance del indigenismo". Informe sobre la política indigenista en América, México, Instituto Indigenista Interamericano,! 977

55. Adolfo Maldonado, ACCIÓN ECOLÓGICA "Juego de palabras. La manera Occidental de extraer petróleo. Occidental. Por qué. Para qué. Qué busca?", Quito, Bogotá, Lima, Junio, 2001

56. Alejandro Marroquín "Balance del indigenismo". Informe sobre la política indigenista en América, México, Instituto Indigenista Interamericano,1977,www.ucm.es/info/eurotheo/diccionario/I/indigenismo.htm; Gamio M/ Arqueologia e indigenismo. México, 1972

57. Fernandez J.M. Movimientos indigenas. -http://www.Hcn.es\info\eurotheo\diccionario\I\Indihenismo.htm.

58. Confederación de Nacionalidades Indígenas del Ecuador (CONAIE). «Las Nacionalidades Indígenas del Ecuador». Ediciones Tincui-Abya Ayala. Quito 1983

59. Coordinacion Permanente de los Pueblos indigenas de Perú. -http://www.rep.net.pe\\ashaninka\coppip.

60. Dante Salazar Tarazona: "Como la democracia es para todos, en America Latina es para pocos ».Ensayo, libros en red 2006

61. El levantamiento indígena y la cuestión nacional. CDDH. Ediciones Abya Yala.Quito. 1992

62. El movimento indio y el estado multinacional; Alban E., Andrango A., Bustamante T., Chancoso B., López A. K., Macas L., Moreano A., Nieto S., Pachano S. Los indios y el estado-pais (Pluriculturalidad y multietnicidad en Ecuador),Quito, Ecuador 1993

63. Enrique Ayala Mora: "RESUMEN DE HISTORIA DEL ECUADOR", Obra suministrada por la Universidad Andina Simón Bolívar del Ecuador//www.comunidadandina.org/bda/docs/EC-CA-0001 .pdf

64. Fausto Jordán B. Compilador "Resultados y Perspectivas de las Reformas Agrarias y losMovimientos Indígenas y Campesinos en América Latina" REFORMA AGRARIA EN ECUADOR SEMINARIO INTERNACIONAL La Paz Julio 2003

65. Giuseppina Da Ros. El cooperativismo en el Ecuador: antecedentes históricos, situación actual y perspectivas . Publicado el 9 de febrero de 2004// http://www.neticoop.org.uy/article 173 .html

66. Gonzalo Rubio Orbe: "Los indios ecuatorianos : Evolucion histórica y políticas indigenistas", Quito 1987

67. Héctor P Diaz: "Autonomía Regional. La autodeterminación de los pueblos indios".,: México: Siglo XXI, editors 1992

68. INSTITUTO INDIGENISTA INTERAMERICANO, Historia del Instituto Indigenista Interamericano 1940-2002, 2002 //http://www.cdi.gob.mx/conadepi/iii/historia.html'):

69. INSTITUTO NACIONAL INDIGENISTA, Los pueblos indígenas en la legislación nacional. Recopilación de disposiciones específicas en materia indígena, México, INI, Política Indigenista, 3, s/f.

70. José Carlos. Mariategui. Temas de nuestra America. XII Biblioteca Amauta. Lima. 1960.

71. José Carlos Mariategui: 7 ensayos de interpretación de la realidad peruana. Lima: Biblioteca Amauta, 16a edic.1974

72. Jorge Voto-Bernales: "Programa Regional de Consolidación de Territorios Indígenas a Través del Tratado de Cooperación Amazónica"Lima, febrero de 1997

73. José M. Fernandez: Indigenismo, en Diccionario Crítico de Ciencias Sociales. Universidad de Madrid 2006//www.ucm.es/info/eurotheo/diccionario/I/indigenismo.htm

74. Julie Massal . "EL papel de los movimentos sociales en la consolidacion democratica:reflexiones alrededor del caso ecuatoriano en perspectiva comparada".Colombia Internacional 63, ene jun 2006

75. Julio Tobar Donoso. "El Indio en el Ecuador independiente". Edic. PUCE, Quito, 1992

76. Lilyan Benitez Alicia Garces: "Culturas Ecuatorianas", ABYA-YALA, Ecuador 1997

77. Luis Maldonado (Coordinador) Alicia Garcés, Lilyan Benitez, Ariruma Kowii, Mario Conejo, CONAIE (Confederación de Nacionalidades Indígenas del Ecuador): "Las nacionalidades indígenas en el Ecuador'V/www.dineib.edu.ec/documentos/nuestroprocesoorg.pdf

78. Luis Vítale, "Obras escogidas": "Introducción a una teoría de la Historia para América Latina" //mazinger.sisib.uchile.cl/repositorio/lb/fílosofía yhumanidades/vitale/obra s/obras.htm

79. Lourdes Tiban: «La experiencia de Ecuador, Una decada de levantamientos pacificios»//www.jornada.unam.mx/l 998/11/10/oja-decada.html

80. María Fernanda Espinosa: "Derechos indígenas y políticas territoriales en el Ecuador", Ponencia presentada en el XXII Congreso Internacional de LASA: Miami, Florida, Marzo 16-18, 2000

81. Manuel Gamio: Consideraciones sobre el problema indígena. Instituto Indigenista Interamericano. México, 1966

82. Marie-Chantal Barre: "Ideologías indigenistas y movimientos indios", Siglo XXI, México, 1985

83. Marc Becker, "The coming of e new era?//74.125.77.132/search?q=cache:o5JOXJsQOOJ:www.newsocialist.org/in dex.php%3Fid%3D 1155+ECUADOR+The+coming+of+a+new+era%3F&c d=l &hl=ru&ct=clnk&gl=ru

84. Melina Selverston Sher: Ethnopolitics in Ecuador. Miami: North-South Center Press 2001

85. Rodolfo Stavenhagen Agrarian Problems and Peasant Movements in Latin America. N/Y.1970

86. Rodolfo Stavenhagen :Las Clases Sociales en las Sociedades Agrarias. México. 1970

87. Partidos Politicos de America Latina. Paises Andinos. México, 2003;

88. Pensamiento indigenista del Ecuador", BCE Y CEN, Quito1988,108. "Pueblos Amazónicos del Ecuador" Edufuturo, Pichincha -Ecuador 2006,//www.edufuturo.com/educacion.php?c=409.

89. Salomon Frank: Crisis y transformación de la sociedad aborigen invadida, 1528-1573., nueva historia del ecuador, Vol.3, CEN y Grijalvo, Quito 1990

90. Víctor Hugo Jijón. "Pachakutik, la alianza y la democracia dismptiva"//http://www.pachakutik.org.ec/home/contenidos.php?id=120&id entificaArticulo=197

91. Van Colt L.D. From Movements to Parties in Latin America. The Evolution of Ethnic Politics. 2005. N.Y. and Cambridge1. Периодические издания

92. Давыдов B.M. Левая альтернатива в Латино-Карибской Америке: обусловленность, основные ориентиры и международная проекция. М., 2007;

93. Мартынов Б.Ф. Новая ситуация в регионе и возможность ее эволюции // Латинская Америка, 2006, №5. С: 31-41

94. Чумакова М.Л. Гражданская революция в Эквадоре // Латинская Америка. 2008. №3. С: 34-45

95. ADAMS, Richard N. Los pueblos indios en el proceso de globalización //Anuario Indigenista, vol.32 Mexico(1993); C: 363-379

96. Antonio Ruiz Bailón: "Diversidad cultural, justicia y pueblos indigenas"// http://vyww.cajpe.org.pe/informa/Informa04.htm,

97. Carlos Contreras Painemal: "Indigenismo y Posmodernidad", http://users.resist.ca/~crisxyz/iea/documentos/IndigenismoPosmodernidad. php.

98. CONAIE: "Proyecto Político de la Confederación de Nacionalidades Indígenas del Ecuador" (1994), //Anuario Indigenista, vol.XXXIII, C: 203-244.

99. DERECHOS DEL PUEBLO: "EN DEFENSA DE SU

100. TIERRA Y DE CULTURA'V'LOS PUEBLOS DE LA AMAZONIA Y SU DERECHO A LA AUTODETERMINACIÓN", Comision ecumenica de derechos humanos//Editorial, N. 16 , Ecuador, Agosto 1983

101. FEDERACION DE CENTROS SHUAR", Direcccion Nacional de Educación Intelectual bilingüe del Ecuador, //www.dineib.edu.ee/shuar.htm

102. Ecuador Introduzione; Territorio; Popolazione; Divisioni amministrative e cittá principali; Economia; Ordinamento dello stato; Storia,//it.encarta.msn.com/encnet/refpages/RefArticle.aspx?refid::::::76156531 2&pn=5

103. EL MOVIMIENTO INDÍGENA DE COTOPAXI(MIC), http://abyayala.nativeweb.org/ecuador/cotopaxi/mic.php

104. Federación Campesina de Bolívar-Bolivarmanta Runacunapac Richarimui (FECAB-BRUNARI), http://www. gloobal.net/iepala/gloobal/fi chas/ficha.php?entidad=Agentcs&id =10006

105. FONDO INDÍGENA : "Proyecto preliminar para la creación del Fondo para el Desarrollo de los Pueblos Indígenas de América Latina y el Caribe",// Anuario Indigenista, vol. XXX, México 1992, 1

106. Fredy Rivera Vélez Los Indigenismos en Ecuador: de paternalismos y otras representaciones //Revista América Latina HOY, № 19, Universidad de Salamanca, España ,1998

107. Fernando García Serrano: "Política, Estado y diversidad cultural" La cuestión indígena en la región andina,Revista // "Nueva sociedad": "Area Andina. Balance de tensiones, Argentina, Mayo / Junio 2001

108. Francisco Hidalgo Flor: "Trascendencia del Levantamiento Indígena en el Ecuador"//www.geocities.com/samizdata.geo/LIB21 indigenas.html

109. INSTITUTO INDIGENISTA INTERAMERICANO (1991): "Política Indigenista (1991-1995)",//América Indígena, vol.L, http://www.ucm.es/info/cecal/encuentr/areas/antropol/5a/indig.htm.

110. Julio Ruiz Murrieta. Identitad cultural indígena, pluralismo cultural y ciudadanía multicultural en América Latina //www.unesco.org/most/wsf/murrieta.pdf

111. Labradores de la Esperanza. 3/8/04 (,LatinoamericaV/www.paginadigital.com.ar/articulos/2004/2004terc/educaci on/el049277-4pl.asp

112. Luis Macas, Diez años del Levantamiento del Inti Raymi de junio de 1990:Un balance provisional// Publicación mensual del Instituto Científico de Culturas Indígenas. Año 2, No. 15, junio del 2000

113. Marc Becker: "Mariategui y el problema de las razas en America Latina'V/Revista Andina: "Artículos, notas y documentos", N: 35, julio 2002, C: 191-220

114. Otavaleno Kichwa Runa:LA CONAIE ESPERANZA PARA LA PAZ E INTEGRACION INGA, http://es.5wk.com/viewtopic.php?f=9&t=8229.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.