Роль женщины в культурном диалоге на американском фронтире тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Якушенкова, Оксана Сергеевна

  • Якушенкова, Оксана Сергеевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Астрахань
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 190
Якушенкова, Оксана Сергеевна. Роль женщины в культурном диалоге на американском фронтире: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Астрахань. 2012. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Якушенкова, Оксана Сергеевна

Содержание

Введение

Глава 1. Фронтир как историко-культурный феномен

§ 1. Эволюция подходов к исследованию фронтира

§ 2. Место фронтира в истории США

Глава 2. Белая женщина на фронтире

§ 1. Специфика роли женщин на раннем этапе фронтира

§ 2. Участие белых женщин в освоении фронтира

§ 3. Женщина как транслятор культуры на фронтире

Глава 3. Роль индейской женщины в межкультурном диалоге на фронтире

§ 1. Положение женщины в традиционном индейском обществе на Равнинах

§ 2. Роль индейских женщин в освоении континента американцами

§3. От войны к дипломатии: новые роли индейских женщин

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль женщины в культурном диалоге на американском фронтире»

Введение

История человечества - это история непрерывных контактов, постоянного процесса столкновений и примирений, поиска компромиссов, обмена духовными и материальными ценностями (объектами). Как правило, в современной научной литературе эти культурные контакты принято называть культурным диалогом. Но культурный диалог имеет самые разнообразные формы, ведь эти контакты могут быть прямыми и опосредованными. История Соединенных Штатов это непрерывная череда культурных контактов в процессе освоения нового континента. По сути дела это явилось столкновением двух или даже нескольких цивилизаций, сильно отличающихся друг от друга. Это различие чаще всего приводит к конфликту, следствием которого является разрушение культуры или цивилизации, менее приспособленной к этому диалогу и выживание той культуры или цивилизации, которая на этот диалог способна. Изучение этого культурного диалога и его различных форм может помочь лучше понять как прошлое соединенных штатов, так и процессы, происходящие в современной истории этой страны. Аборигенные культуры Америки оказались разрушены, и в начале XX века казалось, что они канули в прошлое, но диалог культур на этом не закончился. Он продолжает проявляться повсеместно в самых различных сторонах американской жизни: в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве, общественной мысли и т.д. Все вышесказанное указывает на особую актуальность данной темы.

Значимость понимания этого диалога в современном мире может свидетельствовать тот факт, что 2001 г. Был объявлен ООН Годом диалога цивилизаций. А позднее под эгидой этой организации был создан Международный центр по исследованию диалога между цивилизациями.

Говоря о диалоге культур, мы сказали, что он может проявляться как в прямой, так и в опосредованной форме, т.е. в отдельных случаях, сами народы могут напрямую и не соприкасаться друг с другом, достаточно лишь косвенно-

го влияния каких-то идей или культурных ценностей, так например, современное российское образование трансформируется под влиянием Болонского процесса и американской системы образования, в то время как в 60-е гг. в результате иного культурного диалога, американское образование менялось под влиянием советского.

Но диалог культур может быть и прямым, осуществляющимся в результате непосредственных контактов. Так русская культура формировалась в результате диалога между славянскими народами с одной стороны и тюркскими племенами и угро-финнами с другой и т.д. Понимание русской культуры невозможно без понимания длительного процесса сосуществования с соседями, что выразилось в появлении новых типов хозяйственного уклада, общественных институтов, лексических заимствованиях и т.д. До сих пор ученые России пытаются осмыслить этот процесс, обнаруживая в нем все новые и новые стороны.

История США не является исключением. Американцы, как и россияне, давно поняли важность этого процесса культурного диалога, тем более, что в США чаще всего он принимал более драматичные формы, чем в России. По сути, вся история США с момента появления первых поселенцев до конца XIX в. - это сплошная череда драматичного диалога между белым и аборигенным населением и процесс формирования новой американской культуры и американской нации.

Как и в современной России, в США в конце XX в. в очередной раз заговорили о культурном диалоге, что в значительной степени обусловило культурный сдвиг, выразившийся в повышенном интересе американцев к индейской истории и процессу колонизации американского континента.

Но говоря в этой работе о культурном диалоге, мы не анализируем его во всех проявлениях, а рассматриваем лишь частный вопрос, получивший в американской и отечественной литературе название «фронтир». Под фронтиром понимают особый темпоральный и локальный процесс интенсивных культур-

ных процессов. Другими словами под этим термином понимается культурное пограничье, возникшее в результате прямого контакта двух или более культур.

Кроме этого, мы анализируем не все культурное пространство фронтира, а лишь его тендерный аспект, точнее роль женщины в культурном диалоге на фронтире. В таком аспекте в фронтир в отечественной науке еще не рассматривался. Да и в американской науке, как правило, рассматривались лишь различные частные вопросы этой проблемы. Чаще всего анализировались положение женщины на фронтире1, причем отдельно белой2 и отдельно индеанки3, что не раскрывало их роль в межкультурном диалоге. Очень часто американские ученые обращали внимание на положение белых пленниц у индейцев. Конечно, межкультурные контакты были часто объектом исследования американской антропологии, лингвистики и социологии, но опять же, роль женщины рассматривалась в этих исследованиях лишь косвенно. Правда, американская наука накопила богатый биографический материал по отдельным женщинам, чья жизнь была связана с фронтиром, и чей жизненный пример мог бы быть интересен американской публике4.

Таким образом, подобный анализ роли женщины в межкультурном диалоге на фронтире делается впервые. Кроме этого, в своем исследовании мы попытались подойти к этой проблеме комплексно, т.е. рассмотреть ее с разных

1 Beard M.R. Pioneering in the West // America through Women's Eyes. - Westport: Greenwood Press, 1969, p. 88125; Burlend R., Burlend E. A True Picture of Emigration. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1987; Faragher J.M. Women and Men on the Overland Trail. - New Haven: Yale University Press, 1979; Fowler W.W. Woman on the American Frontier: a valuable and authentic history of the heroism, adventures, privations, captivities, trials, and noble lives and deaths of the «pioneer mothers of the Republic». - Detroit: Gale, 1974.

2 Covered Wagon Women: Diaries and Letters from the Western Trails 1840-1890. eds Holmes K.L., Duniway D.C. -Glendale: A. H. Clark Co, 1983-1993. Vol. 1-11; Eales A.B. Army Wives on the American Frontier: Living by the Bugles. -Boulder: Johnson Books, 1996; Myres S.L. Westering Women and the Frontier Experience, 1800-1915: Histories of the American Frontier. - Albuquerque: University of New Mexico Press, 1986; Peavy L.S., Smith U. Pioneer Women: The Lives of Women on the Frontier. - Norman, Oklahoma: University of Oklahoma Press, 1996.

3 Gunn Allen P. The Sacred Hoop: Recovering the Feminine in American Indian Traditions. - Boston: Beacon Press, 1992; Wilson G.L. Waheenee: An Indian Girl's Story. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1981; Daughters of Mother Earth: the wisdom of Native American women, ed. Mann B. A. - Westport: Greenwood Publishing Group, 2006; Peters Bergman V. Women of the Earth Lodges: tribal life on the Plains. - Norman: University of Oklahoma Press, 2000.

4 Rowlandson M. The Sovereignty and Goodness of God: with Related Documents. Ed. by Salisbury N. - Boston: St. Martin's, 1997; Zitkala-Sa (Gertrude Bonnin). Why I am a Pagan // Atlantic Monthly, 1902, №90. - P. 801-803; Car-rington F. My Army life and the Fort Phil Kearney Massacre. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 2004; Carrington M. Ab-Sa-Ra-Ka Land of Massacre being the experience of an officer's wife on the Plains. - Philadelphia: J. B. Lippincott, 1879.

сторон, а также выявить общие типологические и специфические характеристики роли женщин с обеих сторон участников этого диалога. Все это является научной новизной этого исследования.

Объектом исследования является историческое своеобразие культурного диалога на американском фронтре.

Предмет исследования - роль женщины на американском фронтире.

Целью нашей работы является анализ роли женщины в культурном диалоге на американском фронтире.

Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:

• проанализировать территориальные рамки американского фронтира в XIX в.;

• выявить своеобразие культурного диалога на американском фронтире в указанный период;

• выявить положение белой женщины на фронтире;

• выявить положение индейской женщины в традиционном обществе;

• выявить основные параметры культурного диалога белая женщина/индейцы;

• выявить основные параметры культурного диалога индейская женщина/белые;

• проанализировать роль женщины на фронтире как транслятора культуры.

Хронологические рамки работы охватывают период американской истории с начала по конец XIX в. Этот период был выбран по ряду причин. Длительное время английское правительство сдерживало напор переселенцев и, практически препятствовало продвижению их вглубь индейской территории, но после окончания Войны за Независимость американское правительство принимает в 1785 г. закон, разрешающий покупку земли частным лицам к западу от р. Огайо. Это послужило началом новой волны переселения в глубь континента,

которая была остановлена восстанием индейских племен, объединившимися в конфедерацию, дабы не допустить продвижение белых на свои земли. Несмотря на ряд удачных военных операций в самом начале, в 1795 г. они были вынуждены подписать мир с американцами и открыть для переселенцев свои земли. Это явилось началом широкомасштабной колонизации индейской территории и продвижением переселенцев на территорию к западу от Миссисипи.

К 1890 г. происходит окончательное замирение индейских племен Великих Равнин, которые теперь вынуждены жить в резервациях. И хотя продвижение отдельных групп переселенцев еще продолжается, в целом теперь уже нет той границы между миром белых американцев и миром индейцев. Конец XIX в. в качестве верхней границы исследования был выбран в силу того, что к данному периоду основная территория США была освоена, индейцы помещены в резервации, и фронтир из области истории постепенно переместился в область литературы, кинематографии, изобразительного искусства и т.д.

Географические рамки нашего исследования охватывают довольно таки большую территорию, ограниченную на севере канадской границей, на востоке течением Миссисипи, а на западе Скалистыми горами. На юге территория фронтира в XIX в. менялась несколько раз, но в основном она проходила по юго-западным территориям.

Территориальные и хронологические рамки американского фронтира четко совпадают.

Основными методами исследования являются: исторический в его двух аспектах - синхроническом и диахроническом. Синхронический метод использовался для анализа процессов, происходящих на фронтире в определенные периоды его истории, а диахронический для анализа динамики процессов в их исторической перспективе; компаративистский метод применялся в различных формах (сравнительно-сопоставительный метод, историко-типологическое и историко-генетическое сравнение) для изучения различных типов фронтира в разные периоды и в разных регионах США.

Особую помощь в написании работы сыграли концепции постколониальной теории и методологические подходы к анализу концепта «чужого», что позволило глубже понять систему отношений «мы-они», развивавшуюся в рамках культурного диалога на фронтире.

Источниковой базой исследования явились воспоминания участников фронтира, но особое внимание уделялось мемуарам женщин. Участие белых женщин в культурном диалоге хорошо задокументировано и представлено в американской литературе самыми различными источниками: мемуарами, автобиографиями, письмами и т.д. Особую популярность среди англичан в североамериканских колониях и американцев в США получила литература о белых пленницах. Существует более 400 изданий, посвященным женщинам, плененным индейцами. Однако, серьезные пробелы существуют в источниках, посвященных индейским женщинам. Хотя в мемуарной литературе, написанной белыми женщинами, встречается множество упоминаний об индеанках, однако их описание носит однобокий характер, так как это взгляд извне, наблюдение постороннего поверхностного очевидца, плохо понимающего происходящее.

Большую помощь в исследовании оказали наблюдения американских исследователей - историков и антропологов. Их описание индейского быта и индейских традиций наиболее полное, хотя порой они - также взгляд «чужого» на чуждую для него культуру. Не всегда белые мужчины-антропологи были допущены к участию в сакральной жизни общества, особенно если это касалось женских ритуалов и церемоний. Здесь существуют серьезные источниковедческие пробелы. Вместе с тем и эти антропологические описания дают нам обширный материал для анализа.

В силу всего вышесказанного особое внимание было уделено биографиям и мемуарам, написанным индеанками. Эти произведения уравновешивают наши представления об условиях фронтирного диалога, представляют еще один взгляд на эту проблему. Правда, как правило, большинство этих книг написано индеанками, получившими американское образование, т.е. теми, чье детство

прошло в иных условиях, кто был оторван от своей культурной среды, будучи воспитываемым в американских интернатах. Все авторы этих произведений жили в эпоху, когда основные события фронтира оказывались уже в прошлом, т.е. они имели лишь косвенные представления про реалии этого процесса. Большинство этих воспоминаний были написаны на рубеже Х1Х-ХХ вв. И все же, несмотря на их поздний характер, они дают нам возможность понять роль индейских женщин в постфронтирном диалоге.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной литературе представлен анализ культурного диалога на фронтире, субъектами и объектами которого были женщины - белые и индеанки. Это позволило представить характер этих отношений. Анализ культурного диалога на фронтире и типологизация различных форм этого диалога позволил говорить не об одной стадиальной форме фронтира, а о трех различных: предфронтир, фронтир и постфронтир. В каждый из этих периодов культурный диалог между белыми и индейцами принимает различные формы. Такое выделение трех стадий фронтира является новым как для российской, так и американской науки.

На основании многочисленных источников удалось показать, что роль женщин в каждый из указанных периодов существенным образом отличается. Если на первом этапе для индейских женщин характерно участие в матримониальных отношениях, а также функция миротворца, медиатора, то в последующие периоды функциональная роль индеанки существенным образом расширяется.

Роль белой женщины как транслятора культуры в разные эпохи также различна. Вступление субъектов культурного диалога в собственно фронтир-ную фазу поставило перед женщинами новые задачи, поэтому в этот период для белых женщин и для индеанок часто характерно маскулинное поведение, что совершенно отсутствует в период предфронтира и постфронтира. Ни в первый, ни в третий период женщины не склонны к маскулинной модели, они в большей мере трансляторы своих культур, пытающиеся донести до противопо-

ложной стороны свои ценности. Но если в первый период это касалось, прежде всего, материальных благ, то в третий период эти женщины уже выступали трансляторами духовных ценностей своих этнических групп.

Это замечание справедливо как для белых женщин, так и для индеанок. Вступление общества в состояние постфронтира потребовало от участников диалога переоценки предыдущего периода, поиска новых форм. Такой подход позволил впервые в отечественной литературе пересмотреть аксиологию бинарной оппозиции цивилизация/дикость в пользу комплиментарного диалога субъектов фронтира.

Практическая ценность работы заключается в том, что результаты исследования и проделанный анализ могут быть использованы в курсах лекций и семинаров по культурологии, английскому языку, страноведению, межкультурной коммуникации, истории США и другим дисциплинам на историческом факультете, в школах и средних профессиональных учебных заведениях и т.д. Использование разработанного подхода в делении фронтира на три составляющих может помочь лучше познать процесс культурного диалога и на российских фронтирах.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертации нашли свое отражение в 9 публикациях, 4 из которых представлены в научных журналов из перечня ВАК РФ, рекомендованных для публикации результатов диссертационных исследований. Полученные выводы и освещаемые в работе проблемы были применены автором при чтении ряда курсов по истории культуры. Основные положения диссертации были изложены в виде докладов и обсуждены на различных конференциях в г. Москва (2006, 2007, 2008 гг).

Учитывая тот факт, что российская история в свою очередь в ряде своих периодов может быть описана с помощью фронтирной терминологии, данное исследование может быть активно использовано для анализа российской истории, особенно периода освоения Российским государством территорий Средней и Нижней Волги, а также Причерноморья и Северного Кавказа. Именно там

протекали процессы, которые могут быть поняты сквозь призму феномена фронтира.

Материал исследования может быть также использован для лекционнрй работы по Новой и новейшей истории стран Запада, а также истории России.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Якушенкова, Оксана Сергеевна

Заключение

Хотя фронтир стал предметом специального исследования американских исследователей еще с конца XIX в., его анализ так и не превратился в системный, т.е. такой, в котором бы была построена целостная система развития фронтира. Во многом в американской историографии по сей день преобладает механический подход, разработанный еще Тёрнером, и строящийся на географо-статистическом подходе, основанном на численности населения, проживающего на пограничной территории. И хотя в основу периодизации фронтира был положен и исторический метод, но вся диахрония его сводилась лишь к перечислению волн колонизации: трапперы, скотоводы, шахтеры и т.д.

Таким образом, концепция фронтира в американской литературе воплощала преимущественно взгляд белого человека, устремленный на неизвестную ему территорию, заселенную «чужими», враждебными ему народами, и представляющуюся как некое дикое пространство. Следуя этой модели, любое пространство «за-границей» - есть дикость, таким образом, фронтирмен становится носителем цивилизации. Переходя пограничную черту и заселяя фронтир, он тем самым выполнял цивилизационную миссию.

Правда, начиная с последней четверти XIX в. постепенно появляется литература, в которой делается попытка показать, что «принесла» цивилизация индейцу. В книгах некоторых индейцев и американцев, симпатизирующих индейцам, постоянно появляется другой взгляд на колонизацию, которая описывается как трагедия для индейцев.

В своем исследовании мы попытались отойти от традиционных моделей фронтира, характерных для американской историографии. С нашей точки зрения фронтир - место встречи двух или больше культур. Таким образом, в нашем подходе доминировал не географический или демографический/статистический принципы, и не исторический с его делением на этапы или волны переселенцев, а культурологический, так как мы анализировали процессы и формы культурного диалога на фронтире.

С нашей точки зрения, на фронтире не может быть линейного подхода, так как процессы диалога на фронтире всегда центробежны и центростремительны. Диалог постоянно происходит в двух направлениях. Если в традиционной американской историографии американец всегда субъект фронтира, а дикость (дикая природа, дикое население и т.д.) - объекты, то в этой модели нет диалога. Даже когда американская гуманитарная мысль изучала последствия на индейцев колонизации и делался вывод о трагичности этой колонизации, этот диалог был однолинейным, индейцы в нем оставались объектами колонизации, что исключало саму возможность диалога. В своем исследовании мы попытались показать, что субъектами диалога были и американцы, и индейцы; в то же время не только индейцы были объектами, но и сами американцы постоянно трансформировались, т.е. выступали объектами культурного диалога, ведущего к культурным изменениям.

Конечно, в некоторой степени мы были вынуждены взглянуть на все это с точки зрения постколониальной культурологии. Именно концепция «чужого» разработанная в рамках этого направления помогла нам понять, как трансформировался диалог на фронтире.

Правда, в силу того, что мы попытались взглянуть на фронтир как некоторую диалоговую парадигму, то мы не могли игнорировать ни географический, ни исторический подход, причем они оба взаимодополняли друг друга, выступая некоторым хронотопом, что помогло нам очертить как географические, так и исторические границы этого явления. В качестве исторических границ был взят период XIX века от начала, до конца. Это было обусловлено рядом обстоятельств: началом первых исследовательских экспедиций на Запад, началом колонизации и т.д.

Конец XIX в. и в некоторой степени начало XX в. - это период, когда произошла окончательная колонизация территории Дикого Запада, что вылилось в полном замирении индейцев, которых поместили в резервации, и повторно подавили все выступления в процессе, так называемой, Пляски Духов.

В качестве границ фронтира была выбрана Трансмиссисипская территория. Освоение ее и начинается в начале XIX в., что совпадает с рамками историческими. Если Миссисипи является восточной границей этой территории, то Тихий океан - естественной западной.

Это нам понадобилось для того, чтобы четче понять характер этих отношений, т.к. фронтир (как диалог) - это динамичная система, постоянно меняющаяся как территориально, так и качественно. Культурный диалог первых поселенцев-пуритан был совершенно иным по сравнению с культурным диалогом американских поселенцев с индейцами, например, в Калифорнии в середине XIX в. или на Юго-западе во второй в начале XIX века или в конце - в период апачских войн Викторио или Джеронимо. Правда, несмотря на множество отличий, были и схожие черты, что делало возможным сравнение различных (исторически и территориально) фронтиров. Компаративистский метод помог нам выявить ряд общих черт, что позволило нам объединить типологически ряд периодов различных фронтиров, точнее не сами фронтиры, а характер культурного диалога на них. На этом основании мы выделяем во фронтире несколько периодов: ранний или пред-фронтир, собственно фронтир, и постфронтир. Ввод в научный оборот такой классификации фронтира позволил нам лучше понять сущность этого феномена в американской истории.

В каждый из указанных периодов характер диалога был различен. При выделении этих трёх периодов мы учитывали и демографический или статистический фактор.

Таким образом, каждый из периодов характеризовался целым комплексом факторов: географических, исторических, культурологических и т.д. В предфрон-тире, например, численность белых по отношению к числу индейцев была незначительной. Диалог строился на взаимовыгодном сотрудничестве. Он, как правило, имел мирный характер, строился на активном взаимообмене товаров, услуг и т.д. В этот период идет активное влияние индейской культуры на культуру белых трапперов.

В период фронтира численность белых возросла. Белые, в силу своего военного превосходства, стараются доминировать над индейцами, товарный обмен принимает другой характер, так как основным объектов конфликта или столкновения являются индейские земли. Влияние индейской культуры сведено к минимуму, зато идет активная ассимиляция индейцев, уничтожение индейской культуры и физическое уничтожение ее носителей.

Для постфронтира характерно переосмысление индейской культуры со стороны участников этого диалога. Американцы продолжают ассимиляцию, но теперь происходит переосмысление прошлой истории, не всегда то, что в прошлом воспринималось как положительное, теперь оценивается так однозначно. Американская общественность начинает проявлять активный интерес к индейской культуре, и культурный обмен вновь возникает с новой силой. Возникшая индейская интеллигенция смело заявляет о ценности своей родной культуры, и привносить элементы этой культуры в общеамериканскую.

Но самое главное, что нам удалось проследить в своем исследовании, касается роли женщин в этом культурном диалоге на фронтире. Деление фронтира на три этапа позволило нам выявить различие в тендерном характере культурного диалога в различные этапы.

Как нам удалось показать, для предфронтира было характерно активное участие индейских женщин в этом диалоге. Они становились супругами новых переселенцев или путешественников. Тем самым вновь пришедшие обеспечивали себе стабильное проникновение в индейское общество, становились частью его, и привносили многие элементы аборигенной культуры в белое общество. Все это было возможным благодаря некой общеиндейской традиции, согласно которой обмен женщинами между индейскими племенами способствовал упрочнению мирных отношений между участниками матримониальных союзов и усилению культурного диалога между племенами. Первопоселенцы удачно вписались в уже существующую систему, становясь объектами и субъектами этих отношений родства и свойства.

Очень часто индейские женщины выступают не только матерями новой расы, но самое главное, что они порой - самые основные субъекты или регуляторы культурного диалога. Они прокладывают путь для своих мужей и тех, на кого эти мужья работают. Они спасают их, оберегают, обучают и т.д. Недаром очень часто к ним употребляют обозначения «принцесса» (Покахонтас, Сакагавеа, Виннемука И т.д.).

Как нам кажется, обозначение их как принцесс очень важно для понимания этого диалога. Называя ее «принцессой», белые как бы определяли ее функцию в культурном диалоге: даровать право на жизнь и на право собственности на территорию. Это очень хорошо заметно на примере таких героинь как Покахонтас и Сакагавеа. Они спасают белых, гарантируют им неприкосновенность, но главное, по праву их высокого происхождения брак с ними дает их супругам легитимность на индейскую территорию. Здесь следует учесть, что белые используют термин не дочь вождя, а именно принцесса, что в значительной степени как бы повышает ее статусность, давая ей право на вершение судеб и повышая ее роль в культурном диалоге, да и в политическом тоже.

Именно поэтому им отводится такая высокая роль вамериканском обществе. До сегодняшнего дня их образы продолжают выполнять активную культурологическую роль в формировании массовой американской культуры.

Если для предфронтира основным участником межгендерного диалога является индейская женщина, то во второй период в диалоге участвуют не только индейские, но и белые женщины. Этот диалог имеет ряд характерных особенностей. С одной стороны культурный обмен продолжается. Как видно из дневников белых женщин, обе стороны с интересом присматриваются друг другу, обмениваются различными элементами своей культуры, делятся своими знаниями, товарами и т.д.

Для индейской женщины в этот период характерно также и выполнение посреднических функций. Она выполняет дипломатическую роль, продолжая спасать не только белых, но и свой народ. Эта роль посредника, медиатора или даже миротворца (Винема, Виннемука) очень важна для этого периода. Но теперь в отличие от предыдущего периода очень часто участники этого культурного диалога оказываются между двух враждебных лагерей. На их долю выпадает очень сложная роль миротворцев, часто отвергаемых и индейским, и американским обществом. И все же их роль очень велика.

Если же говорить о белых женщинах, то в данный период и на их долю выпадает очень сложная миссия. Даже в рамках своего общества фронтир для них является суровым испытанием. Может быть, именно поэтому очень часто в этот период женщина находится в некотором культурном и тендерном поиске или даже статусной трансформации. В силу особенностей фронтира она начинает «примеривать» на себя мужские роли - это мы могли наблюдать и в американском, и индейском обществе. В белом обществе на фронтире женщина, чтобы выжить, вдруг начинает осваивать мужские профессии, следует мужскому стереотипу поведения и т.д. Она бросает вызов мужчине и часто побеждает в соперничестве с ним. Все это вряд ли бы было возможным в рамках традиционного американского общества, например, Новой Англии.

Но и там, где она сохраняет модель поведения, предписанную ей традиционным обществом, она очень часто оказывается успешней мужчин, находя применение своим знаниям в качестве поваров, пекарей, прачек и т.д. Тот факт, что число женщин в первые годы фронтира невелико, она легко заполняет экономическую, социальную и культурную нишу на фронтире.

В индейском обществе наряду с традиционными тендерными моделями (мать, жена, дочь, хозяйка и т.д.) женщина также часто переходит к маскулинным моделям поведения, что мы смогли проследить на примере ряда племен индейцев прерий. Они все чаще становятся воинами, участвуют в сражениях наряду с мужчинами и т.д.

И, наконец, в период постфронтира происходят кардинальные изменения, как в тендерных ролях, так и в самом характере культурного диалога. На исторической сцене появляются совершенно новые герои - ученые, юристы, деятели искусств. Военные отходят на второй план. Теперь женщинам нет нужды обращаться к маскулинным ролям, хотя в отдельных случаях (прежде всего в бизнесе) они не могут полностью отказаться от маскулинного поведения, так как общество не всегда предоставляет им необходимую степень свободы. Им все еще необходимо биться за свои права, отстаивать право заниматься «мужскими» профессиями. Все это весьма ярко проявилось и среди белых женщин, и среди индеанок.

Анализ постфронтирного общества показал, что в той или иной степени фронтир исчерпал себя к последней четверти XIX в. И хотя отдельные модели фронтирного поведения еще продолжали существовать, однако на фронтире уже выросло новое поколение, желающее жить по-другому. К 80-м гг. XIX в. изменилось и само американское общество.

Культурный диалог постфронтира приобрел совершенно неожиданные черты, выразившиеся в серьезнейшем интересе к предыдущей истории и в попытках переосмыслить эту еще недавнюю историю. Индеец все чаще перестает быть врагом, превращаясь в неотъемлемого субъекта американской истории. Все это стало возможным с началом активного процесса формирования американской самоидентификации, начавшееся в Восточной Англии еще ранее, где постфронтир в силу множества факторов начался еще раньше. Именно оттуда идет распространение новых идей и новых веяний.

Конечно, учитывая ту волну популярности фронтирной тематики в американском обществе можно было бы говорить, что постфронтир продолжается, но как нам кажется, данная проблематика уже давно переросла этап постфротира, особенно учитывая тенденции политкорректности, и тенденций лубочного отображения индейцев. На современном этапе мы можем наблюдать сложный процесс формирования новых представлений о фронтире, соответствующий не столько историческим реалиям, сколько отражающий современные тенденции в американской массовой культуре.

Можно было бы условно назвать его квазифронтиром, или, используя по-стмодернисткую терминологию, фронтирным симулякром. Конечно, этот фрон-тирный симулякр начал формироваться еще в период постфронтира, достаточно упомянуть известное шоу Баффало Билла, под названием «Дикий Запад». И хотя там принимали участие индейцы, уже тогда представление носило лубочный характер.

Но как бы то ни было, фронтирная тема продолжает волновать умы американцев, а значит, эта проблема не изжила себя. Фронтир не умер, а его импульс все еще определяет культурные модели многих американцев.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Якушенкова, Оксана Сергеевна, 2012 год

Список использованной литературы

1. Агеев А. Д. Американский «фронтир» и «сибирский рубеж» как факторы циви-лизационного разлома // Американский и сибирский фронтир: материалы Меж-дунар. науч. конф. "Американский и сибирский фронтир (фактор границы в американской и сибирской истории)", 4-6 окт. 1996 г. - Томск, 1997. - Вып.2: Американские исследования в Сибири. - С. 30-36.

2. Агеев А.Д. Сибирь и американский Запад: движение фронтиров. - М.: Аспект-Пресс, 2005.-335 с.

3. Болховитинов И.И. О времени и о себе: заметки историка // Историки России. Вып. 1.-М., 1997. - с.67-80.

4. Болховитинов Н. Н. О роли «подвижной границы» в истории США// Вопросы истории, 1962, № 9. - С. 57-74.

5. Бурстин Д.Дж. Американцы: национальный опыт. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Литера», 1993. - 624 с.

6. Вальденфельс Б. Мотив Чужого. - Минск: Пропилеи, 1999. - 176 стр.

7. Ващенко А. В. Глава "Фронтир. Фольклор" // История литературы США, - М.: Наследие, т. II. - с. 348-395.

8. Ващенко A.B. Колониальный период: вклад индейской и негритянской культур. На путях к американскому фольклору // История литературы США, - М., 1997, т1., с. 459.

9. Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. - СПб.: Алетейя, 1999. - 190 с.

Ю.Ефимов А. В. К истории капитализма в США, - М., 1934. - 213 с.

П.Ефимов A.B. Очерки истории США. От открытия Америки до окончания гражданской войны. - М.: Учпедгиз, 1955. - 328 с.

12.Замятина Н. Ю. Зона освоения (фронтир) и ее образ в американской и русской культурах // Общественные науки и современность. - М., 1998, №5. - С. 75-89.

13.3олотаревская И.А. Индейцы - коренное население США // Национальные процессы в США, - М.: Наука, 1973, С. 129-136.

14.История США. В 4-х т. под ред. H.H. Болховитинова. - М.: Наука, 1985, т. 2. -599 с.

15.Левинас Э. Время и Другой. - СПб., 1998. - 265 с.

16.Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. - М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000. - 445 с.

17.Левинас Э. Путь к Другому. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. - 240 с.

18.Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - М., 1967, Т. 27. - 408 с.

19.Монтескьё Ш. Персидские письма. - М., 1956. - 397 с.

20.Национальные процессы в США. под ред. С. А. Гонионского. - М.: Наука, 1973.-346 с.

21.Нейхардт Дж. Откровение Черного Лося. - М.: Сфера, 1997. - 560 с.

22.Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения, - М., 1990, т.2. - 693 с.

23.Очерки новой и новейшей истории США. под ред. Севостьянова Г.Н. - М., 1960, т. 1.-562 с.

24.Платон. Софист // Платон. Собрание сочинений. - М., 2007, т. 2. - с. 329-412.

25.Резун Д. Я. Фронтир в истории Сибири и Северной Америки в XVII-XX вв.: общее и особенное. - Новосибирск, 2005. - 130 с.

26.Резун Д. Я. Шиловский М. В. Сибирь конец XVI начало XX века фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов. - Новосибирск, 2005. - 193 с.

27.Резун Д.Я., Ламин В.А., Мамсик Т.С., Шиловский М. В. Фронтир в истории Сибири и Северной Америки в XVII-XX вв: общее и особенное. - Новосибирск, 2001.-114 с.

28.Рибер А. Меняющиеся концепции и конструкции фронтира: сравнительно-исторический подход // Новая имперская история постсоветского пространства. Под ред. Герасимова И.В. - Казань, 2004. - 210 с.

29.Сайд Э. Ориентализм: Западные концепции Востока. - СПб.: Русский мир, 2006. - 640 с.

30.Уайт X. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. - 528 с.

31.Фостер У.З. Очерк политической истории Америки. - Москва, 1953. - 584 с.

32.Хромых A.C. К вопросу о применении понятий «колонизация» и «фронтир» в изучении истории Сибири // Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы: Сборник материалов III региональной молодежной научной конференции. -Новосибирск, 2009, С. 108-114.

33.Хромых A.C. Русская колонизация Сибири последней трети XVI - первой четверти XVII века в свете теории фронтира: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Томск, 2008. - 25 с.

34.Хромых А. С. Особенности внешнего фронтира на юге Центральной Сибири // Мартьяновские краеведческие чтения. Вып. V. 300 лет в составе России: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию вхождения территории Юга Сибири в состав России. Минусинск, 12-14 декабря 2007 г. - Красноярск: ИПК КГПУ, 2008. - С. 275-281.

35. Хромых А. С. Сибирский фронтир в конце XVI - первой четверти XVII веков // Вторые исторические чтения Томского государственного педагогического университета: материалы международной конференции. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического Университета, 2008, Ч. 1. - С. 253-261.

36. Чернавская В.Н. "Восточный фронтир" России XVII-начала XVIII века: исто-рико-историографические очерки. - Владивосток: Дальнаука, 2003. - 175 с.

37.Шиловский М. В. Фронтир и переселения (сибирский опыт) // Фронтир в истории Сибири и Северной Америки в XVII - XX вв.: общее и особенное. Вып.З. -Новосибирск, 2003. - с. 112.

38.А Day at а Time. ed. Culley M. - New York: Feminist Press, 1985. - 384 p.

39.A Sweet, Separate Intimacy: Women Writers of the American Frontier, 1800-1922. ed. Miller S. C. - Salt Lake City: University of Utah Press, 2000. - 462 p.

40. Addison A.C. The romantic story of the Mayflower pilgrims, and its place in the life of today. - L. C. Page & company, 1911. - 192 p.

41.Alderson N. A Bride Goes West. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska, 1969.

- 273 p.

42.Allison J.S. Trial and Triumph: 101 Years in North Central Montana. - Chinook: North Central Montana Cowbells, 1968. - 211 p.

43.American Frontier and Western Issues: An Historiographical Review, ed. Nichols R.L. -Greenwood Press, 1986. - 303 p.

44.Argens, Jean-Baptiste de Boyer, marquis d'. Lettres chinoises, ou, Correspondance philosophique, historique, et critique entre un chinois voyageur & ses correspondans ä la Chine, en Moscovie, en Perse & au Japon. - A la haye, 1769. Vol. 1-6.

45.Baker E.W. The Devil of Great Island: witchcraft and conflict in early New England.

- N.Y.: Palgrave MacMillan, 2007. - 256 p.

46.Ball E. In the Days of Victorio: Recollections of a Warm Springs Apache. - Tucson: University of Arizona Press, 1970. - 222 p.

47.Beard M.R. Pioneering in the West // America through Women's Eyes. - Westport: Greenwood Press, 1969. - p. 88-125.

48.Benedict R. Patters of Culture. - N.Y.: Houghton Mifflin, 1934. - 290 p.

49.Benedict R. Zuni Mythology. - N.Y.: Columbia University Press, 1935, Vol. 1-2.

50.Beverley R. The History and Present State of Virginia. - Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1947. - 366 p.

51.Bhabha H. DissemiNation: time, narrative, and the margins of the modern nation // Nation and Naration. Ed. Homi Bhabha. - N.Y.: Routledge, 1990. - P. 291-321.

52.Bhabha H. The Location of Culture. - N.Y.: Routledge, 1994. - 408 p.

53.Billington R. A. Frederick Jackson Turner: Historian, Scholar, Teacher. - N. Y.: Oxford University Press, 1973. - 599 p.

54.Billington R. A. Westward Expansion: A History of the American Frontier. - N.Y.: Macmillan, 1960.-893 p.

55.Black J. Boundaries and Conflict: International relations in ancient régime Europe // Eurasia: World Boundaries. Ed. by C. Grundy-Warr. - London, 1994. - P. 19-54.

56.Bogue A. G. Frederick Jackson Turner: Strange Roads Going Down. - Norman: University of Oklahoma Press, 1988. - 557 p.

57.Brown D.A. The Gentle Tamers: Women of the Old West. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1981. - 317 p.

58.Brown D.A. Wondrous Times on the Frontier. - N.Y.: Harperperennial, 1992. - 328

P-

59.Brown D.A. Bury my heart at Wounded Knee. - N.Y: Barrie & Jenkins, 1970. - 487 P-

60.Burlend R., Burlend E. A True Picture of Emigration. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1987. - 167 p.

61.BuzanevaE.V., Scharff P. Frontiers of Multifunctional Integrated Nanosystems: Proceedings of the NATO ARW on Frontiers in Molecular-scale Science and Technol-goy of Nanocarbon: Mathematics, Physics and Chemistry. - Springer, 2004. - 494 p.

62.Byrne E. Homi K. Bhabha. - N.Y.: Palgrave McMillan, 2009. - 173 p.

63.Carrington F. My Army life and the Fort Phil Kearney Massacre. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 2004. - 317 p.

64.Carrington M. Ab-Sa-Ra-Ka Land of Massacre being the experience of an officer's wife on the Plains. - Philadelphia: J. B. Lippincott, 1879. - 371 p.

65.Carrington M.I. Absaraka, Home of the Crows; Being the Experience of an Officer's Wife on the Plains. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1983. - 284

P-

66.Castillo S. Colonial encounters in New World writing, 1500-1786: performing America. - N.Y.: Routledge, 2006. - 276 p.

67. Catharine Beecher and the Education of American Women: Burstyn J. N. //The New England Quarterly, 1974, Vol. 47, №3. - p. 386^03.

68.Cavalry Wife: The Diary of Eveline M. Alexander, 1866-67: Being a Record of her Journey from New York to Fort Smith to Join her Cavalry Officer Husband, Andrew J. Alexander and her Experiences with Him. - College Station: Texas A&M University Press, 1977. - 175 p.

69.Chardon F. Chardon's Journal at Fort Clark, 1834-1839. ed. Abel A. H. - Department of History State of South Dakota, 1932. - 458 p.

70.Clyde E. To Change Them Forever: Indian Education at the Rainy Mountain Boarding School, 1893-1920. - University of Oklahoma Press, 1996. - 250 p.

71.Coleman M. C. American Indian Children at School, 1850-1930. - Jackson: University Press of Mississippi, 1993. - 230 p.

72.Coleman M. C. American Indians, the Irish, and Government Schooling. - Lincoln: University of Nebraska Press, 2007. - 367 p.

73.Colonial America Reference Library. Ed. Saari P. - N.Y.: U-X-L, 2000, vol. 2. - 409

P-

74.Colt M.D. Went to Kansas. - Michigan: University Microfilms, 1966. - 294 p.

75.Cooper M. Indian School: Teaching the White Man's Way. - N.Y.: Clarion Books, 1999.-103 p.

76.Cotton S. Nine years on the north-west frontier of India from 1854 to 1863. - London: R. Bentley, 1868. - 352 p.

77.Covered Wagon Women: Diaries and Letters from the Western Trails 1840-1890. eds Holmes K.L., Duniway D.C. - Glendale: A. H. Clark Co, 1983-1993. Vol. 1-11.

78.Custer E. B. Following the Guidon. - Norman, Oklahoma: University of Oklahoma, 1966.-341 p.

79.Daughters of Mother Earth: the wisdom of Native American women, ed. Mann B. A.

- Westport: Greenwood Publishing Group, 2006. - 133 p.

80.Derrida J. The Ear of the Other: Otobiography, Transference, Translation. -N.Y.: Schocken Books, 1985. - 164 p.

81 .Drumm S.M. Down the Santa Fe Trail and Into New Mexico. - Lincoln, Nebraska:

University of Nebraska Press, 1982. - 294 p. 82.Drury C.M. Elkanah and Mary Walker, Pioneers Among the Spokanes. - Caldwell,

Idaho: Caxton Printers, 1940. - 283 p. 83 .Dye E.E. The Soul of America: An Oregon Iliad. - N.Y.: Press of the Pioneers, 1934.

- 366 p.

84.Eagleton Т., Jameson F., Said E. Nationalism, Colonialism, Literature. -Minneapolis: University of Minnesota Press, 1990. - 102 p.

85.Eales A.B. Army Wives on the American Frontier: Living by the Bugles. -Boulder: Johnson Books, 1996. - 210 p.

86.Eastman C.A., Eastman E.G. Wigwam Evenings: Sioux Tales Retold. - University of Nebraska Press, 1990.-253 p.

87.Eastman E.G. Sister to the Sioux: the Memoirs of Elaine Goodman Eastman. -Lincoln: University of Nebraska Press, 1978. - 183 p.

88.Edward S. Curtis (1868-1952) Режим доступа: [http://www.sil.si.edu/exhibitions/curtis/curtis-intro-4.htm 28.04.2009]

89.Ellinghaus К. Taking Assimilation to Heart: marriages of white women and indigenous men in the in the United States and Australia, 1887-1937. - Nebraska: University of Nebraska Press, 2006. - 276 p.

90.Encyclopedia of Protestantism, ed. J.G. Melton. -N.Y.: Infobase Publishing, 2005. -657 p.

91 .Etulain R.W. Does the Frontier Experience Make America Exceptional? - Bedford: St. Martin's, 1999.- 132 p.

92.Etulain R.W. Writing Western History: Essays on Major Western Historians. - University of Nevada Press, 2002. - 370 p.

93.Fairbanks C., Sundberg S.B. Farm Women on the Prairie Frontier: A Sourcebook for Canada and the United States. - Metuchen, NJ: Scarecrow Press, 1983. - 237 p.

94.Faragher J.M. Women and Men on the Overland Trail. - New Haven: Yale University Press, 1979.-281 p.

95.Fear-Segal J. White man's club: schools, race, and the struggle of Indian acculturation. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 2007. - 395 p.

96.Fletcher A. Indian Education and Civilization. A report prepared in answer to Senate resolution of February 23, 1885. - Washington: Kraus Reprint Company, 1888. -693 p.

97.Fougera K.G. With Custer's Cavalry. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1986.-285 p.

98.Fowler W.W. Woman on the American Frontier: a valuable and authentic history of the heroism, adventures, privations, captivities, trials, and noble lives and deaths of the «pioneer mothers of the Republic». - Detroit: Gale, 1974. - 527 p.

99.French E. Emily: the Diary of a Hard-worked Woman. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1987. - 166 p.

100. Frost J. Heroic Women of the West: comprising thrilling examples of courage, fortitude, devotedness and self-sacrifices, among the Pioneer Mothers of the Western Country. - Philadelphia, 1854.

101. Fulton A. Tales of the Trail. - Montreal: Payette Radio Limited, 1965. - 378 p.

102. Furbee M.R. Outrageous Women of the American Frontier. - N.Y.: John Wiley & Sons, 2002. - 128 p.

103. Geis G. A Trial of Witches: a seventeenth-century witchcraft prosecution. - N.Y., 1997.-284 p.

104. Gouvest Maubert de. Lettres Iroquoises. - Irocopolis, 1752. - 166 p.

105. Grafigny Madam de. Peruvian Letters including the letters of Aza. - London, 1805.-438 p.

106. Gray S. E. The Yankee West: Community Life on the Michigan Frontier. - University of North Carolina Press, 1996. - 227 p.

107. Grierson A.K. The Colonel's Lady on the Western Frontier: The Correspondence of Alice Kirk Grierson. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1989. -255 p.

108. Grinnel G.B. The Cheyenne Indians. Their History and Ways of Life. - New Haven, 1923, Vol.1.-406 p.

109. Grinnel G. B. The Cheyenne Indians. Their History and Ways of Life. - Yale University Press, 1972, Vol.2. - 358 p.

110. Grinnel G. B. The Fighting Cheyennes. - Norman: University of Nebraska Press, 1966.-453 p.

111. Gunn Allen P. The Sacred Hoop: Recovering the Feminine in American Indian Traditions. - Boston: Beacon Press, 1992. - 336 p.

112. Hafen M.A. Recollections of a Handcart Pioneer of 1860: A Woman's Life on the Mormon Frontier. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1983. - 100 p.

113. Hambleton E.L. Regulating Sex and Sexuality in Colonial New England // Sex and Sexuality in Early America. - N.Y.: University Press, 1998. - p. 87-115.

114. Hardinge S. Modoc Jack or the Lion of the Lava Beds. - N.Y., 1873. - 100 p.

115. Harris J. Oh How Can I Keep On Singing? Voices of Pioneer Women: Poems. -Princeton: Ontario Review Press, 1993. - 102 p.

116. Harte B. Gabriel Conroy. - American Publishing, 1876. - 255 p.

117. Heard I.V.D. History of the Sioux War and Massacre of 1862 and 1863. - N.Y.: Harper & brothers, 1863.-354 p.

118. Herr P. Jessie Benton Fremont: a Biography. - N.Y.: F.Watts, 1987. - 496 p.

119. Herren R. La conquista erotica de las Indias. - Barcelona: Planeta, 1991.- 268 p.

120. Hine R.V., Faragher J.M. The American West: A New Interpretive History. -New Haven: Yale University Press, 2000. - 616 p.

121. Hofstadter R. The Progressive Historians - Turner, Beard, Parrington. - Chicago: Vintage Books, 1979. - 498 p.

122. Hopkins Winnemucca S. Life among the Piutes: Their Wrongs and Claims. - Reno, 1994.-274 p.

123. Houghton Donner E. The Expedition of the Donner Party and its Tragic Fate. -Chicago: A.C. McClurg, 1911. - 374 p.

124. Howard O.O. My Life and Experiences among our Hostile Indians. - Classic Textbooks, 1907. - 570 p.

125. Huddart D. Homi K. Bhabha. - N.Y.: Routledge, 2009. - 202 p.

126. Irving W. Astoria or Anecdotes of an enterprise beyond the Rocky Mountains. -N.Y.: G. P. Putnam and son, 1868. - 649 p.

127. Ise J. Sod and Stubble. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1967. - 446 p.

128. Jameson E. Women as Workers, Women as Civilizers: the Womanhood in the American West // The Women's West. ed. S. Armitage, E. Jameson. - Norman, Oklahoma: University of Oklahoma Press, 1987. - p. 145-164.

129. Jeffrey J.R. Frontier Women: The Trans-Mississippi West, 1840-1880. - N. Y.: Hill and Wang, 1979. - 240 p.

130. Jenkins Ph. Dream Catchers: How Mainstream America Discovered Native Spirituality. - Oxford University Press, 2005. - 320 p.

131. Jensen R. "On Modernizing Frederick Jackson Turner: The Historiography of Regionalism". - West Virginia University, 1978. - 20 p.

132. Jeyaseela S.S. The Indian trade at the Asian frontier. - Madurai: Gyan Publishing House, 2008. - 357 p.

133. John A.B. Brave North Dakota Families; A Family Story and a Genealogy of the John, Just, Rieckmann, Reinhold, Schellenberger and Thiel Families in America and Germany. - Baltimore: Gateway Press, 1988. - 304 p.

134. Jones D.E. Women Warriors: A History. - Washington, D. C.: Brassey's, 1997. -279 p.

135. Jones M.E. Daily Life on the Nineteenth Century American Frontier. - Westport: Greenwood Press, 1998. - 269 p.

136. Josipovici G. Writing and the Body. - Princeton: Princeton University Press, 1984. - 142 p.

137. Judson P. G. A Pioneer's Search for an Ideal Home. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1984. - 309 p.

138. Kamensky J. The Colonial Mosaic: American Women, 1600-1760. - N.Y.: Oxford University Press, 1995. - 160 p.

139. Kaneda Y., Kawamura H., Sasai M. Frontiers of Computational Science: Proceedings of the International Symposium on Frontiers of Computational Science 2005. -Springer, 2007. - 388 p.

140. Karen O. M. The Status of Women: Conceptual and Methodological Issues in Demographic Studies // Sociological Forum, 1986, Vol. 1, №2. - p. 284-300.

141. Kelly F. My Captivity Among the Sioux Indians. - Hartford, Connecticut: Mutual Publishing Co., 1973. - 285 p.

142. Kennedy M. W. My Home on the Range. - Boston: Little, Brown &Co., 1951. — 341 p.

143. Kessler D. J. The Making of Sacagawea: A Euro-American Legend. -Tuscaloosa: University of Alabama Press, 1996. - 258 p.

144. Khodarkovsky M. Russia's Steppe Frontier. The Making of a Colonial Empire. -Bloomington: Indiana University Press, 2004. - 290 p.

145. Kirk Van S. The Role of Native Women in the Fur Trade Society of Western Canada, 1670-1830. //Frontiers: A Journal of Women Studies, 1984, Vol. 7, №3. -p. 9-13.

146. Kreis K.M. Lakotas Black Robes, and Holy Women: German Reports from the Indian Missions in South Dakota, 1886-1900. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 2000. - 303 p.

147. Larson T.A. History of Wyoming. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1990.-695 p.

148. Lavender D. S. Westward Vision: The Story of the Oregon Trail. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1985. - 425 p.

149. Lawson J. A New Voyage to Carolina, containing the exact description and Natural History of that Country, together with the present state thereof and a Journal of a Thousand Miles Travel'd thro several Nations of Indians, Giving a particular Account of their Customs, Manners, etc. - London, 1709. - 259 p.

150. Leckie S.A. The Colonel's Lady on the Western Frontier. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1989. - 255 p.

151. Levy J. They Saw the Elephant: Women in the California Gold Rush. -Hamden: Archon Books, 1990. - 265 p.

152. Lewis O. Manly-Hearted Women among the North Piegan // American Anthropologist, 1941, V. 43, N. 2, Part 1. - p. 175-176.

153. Liberty M. Hell Came with Horses: Plains Indian Women in the Equestrian Era // 19th Century Women on the Frontier. Montana: The Magazine of Western History, 1982, Vol. 32, No. 3. - p. 10-19.

154. Lightfoot K. Indians, Missionaries, and Merchants: The Legacy of Colonial Encounters on the California Frontiers. - Berkeley: University of California Press, 2004.-338 p.

155. Linderman F. B. Pretty-shield. Medicine Woman of the Crow. - Norman: University of Nebraska Press, 2003. - 148 p.

156. Lindgren H. E. Land in Her Own Name: Women as Homesteaders in North Dakota. - Norman, University of Oklahoma Press, 1991. - 300 p.

157. Literature and Society. Ed. Said E. L. - Johns Hopkins University Press, 1980. -202 p.

158. Lockley F. Conversations with Pioneer Women. - Eugene: Rainy Day Press,

1981.-310 p.

159. Luchetti C. Home on the Range: A Culinary History of the American West. -N.Y.: Villard Books, 1993.-238 p.

160. Luchetti C. Women of the West. - St. George, Utah: Antelope Island Press, 1982. -240 p.

161. Luther Standing Bear. Land of the Spotted Eagle. - N. Y.: Houghton Mifflin Company, 1933.-259 p.

162. Madsen A. John Jacob Astor: America's First Multimillionaire. - N.Y.: John Wiley & Sons, 2001.-312 p.

163. Magoffin S.S. Down the Santa Fe Trail and into Mexico: The Diary of Susan Shelby Magoffin, 1846-1947. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press,

1982.-304 p.

164. Mark J.T. A Stranger in Her Native Land: Alice Fletcher and the American Indians. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1988. - 428 p.

165. Maverick M.A., Maverick G.M., Maverick G.R. Memoirs of Mary A. Maverick. -Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1989. - 130 p.

166. McFarland G.W. A Scattered People: An American Family. - N.Y.: Pantheon Books, 1985.-280 p.

167. Mcleish A. The Frontier Peoples of India. - Delhi: Mittal Publications, 1983. — 202 p.

168. Meacham A.B. Wi-Ne-Ma (The Woman-Chief) and Her People. - Hartford: American Publishing Co., 1876. - 168 p.

169. Merchant C. Reinventing Eden: the fate of nature in Western culture. - N.Y.: Routledge, 2004. - 308 p.

170. Miller S. C. A sweet, separate intimacy: women writers of the American frontier, 1800-1922. University of Utah Press, 2000, - 447 P.

171. Milner C.A., Butler A.M., Lewis D.R. Major Problems in the History of the American West. - Houghton Mifflin Harcourt, 1997. - 556 p.

172. Morgan L. Good Time Girls of the Alaska-Yukon Gold Rush. - Fairbanks, Alaska: Epicenter Press, 1998. - 352 p.

173. Moynihan R.B., Armitage S.H., Dichamp C.F. So Much to be Done: Women Settlers on the Mining and Ranching Frontier. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1990. - 325 p.

174. Murray K. A. The Modocs and Their War. - Norman, Oklahoma: University of Oklahoma Press, 1959. - 346 p.

175. Myers L.E. Letters by Lamplight: A Woman's View of Everyday Life in South Texas, 1873-1883. - Waco, Texas: Baylor University Press, 1991.-222 p.

176. Myres S.L. Westering Women and the Frontier Experience, 1800-1915: Histories of the American Frontier. - Albuquerque: University of New Mexico Press, 1986. -365 p.

177. Namias J. Go West, Young Woman // The Women's Review of Books, 1985, Vol. 3, №1. - p. 17-20.

178. Native American Women: A Biographical Dictionary. Ed. M. Bataille G., Laurie L. - N.Y.: Routledge, 2001. - 396 p.

179. Neihardt J. Black Elk Speaks. - N.Y.: W.Morrow & company 1932. - 280 p.

180. Niederman S. A Quilt of Words; Women's Diaries, Letters and Original Accounts of Life in the Southwest, 1860-1960. - Boulder: Johnson Books, 1988. - 240 p.

181. O'Dea Schenken S. From suffrage to the Senate: an encyclopedia of American women in politics. - ABC-CLIO, 1999, Vol. 1.-922 p.

182. O'Dea Schenken S. From suffrage to the Senate: an encyclopedia of American women in politics. - ABC-CLIO, 1999, Vol. 2. - 922 p.

183. Pacific Northwest Women 1815-1925: Lives, Memories, and Writings, ed. Ward J. M., Maveety E.A. - Corvallis, Oregon: Oregon State University Press, 1995. - 349

P-

184. Parsons E. C. Pueblo Indian Religion. - Chicago: The University of Chicago Press, 1939,2 Vols.-1275 p.

185. Paxson F. History of the American Frontier, 1763-1893. - Boston: Houghton Mifflin Company, 1924. - 598 p.

186. Peavy L. S. Women in Waiting in the Westward Movement: Life on the Home Frontier. - Norman, Oklahoma: University of Oklahoma Press, 1994. - 381 p.

187. Peavy L.S., Smith U. Pioneer Women: The Lives of Women on the Frontier. -Norman, Oklahoma: University of Oklahoma Press, 1996. - 144 p.

188. Pemberton R. B., Bayfield G. Th. Report on the eastern frontier of British India: with an appendix and maps. - Calcutta: Printed by order of the Supreme Government of India, 1835.-261 p.

189. Peters Bergman V. Women of the Earth Lodges: tribal life on the Plains. - Norman: University of Oklahoma Press, 2000. - 240 p.

190. Petrik P.E. No Step Backward: Women and Family on the Rocky Mountain Mining Frontier, Helena, Montana, 1865-1900. - Helena: Montana Historical Society Press, 1987. - 206 p.

191. Pinto J. K. The Frontiers of Project Management Research. - PMI publishing, 2002. - 503 p.

192. Porter L.H. By Ox Team to California: A Narrative of Crossing the Plains in 1860. - Oakland: General Books LLC, 1910. - 74 p.

193. Porterfield A. Mary Lyon and the Mount Holyoke Missionaries. - N. Y.: Oxford University Press, 1997. - 179 p.

194. Pratt L. B. History of Louisa Barnes Pratt: Being the Autobiography of a Mormon Missionary Widow & Pioneer. - Logan, UT: Utah State University Press, 1998. -420 p.

195. Prescott V., Triggs G. D. International Frontiers and Boundaries: Law, Politics and Geography. - Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2008. - 504 p.

196. Ralph L. The sacrifice to the morning star by the Skidi Pawnee. - Chicago: Field museum of natural history, 1922. - 18 p.

197. Ray S. Gayatri Chakravorty Spivak: in other words. - Oxford: Blackwell, 2009. -150 p.

198. Reichard G. Spider Woman. - N.Y.: University of New Mexico Press, 1934. -287 p.

199. Rereading Frederick Jackson Turner: "The Significance of the Frontier in American History", ed. Faragher J. M. - Yale University Press, 1999. - 276 p.

200. Researching Western History: Topics in the Twentieth Century. Eds. Etulain R.W., Nash G.D. - University of New Mexico Press, 1997. - 220 p.

201. Reyhner J.A. Oyawin Eder J. M. American Indian Education. - Norman: University of Oklahoma Press, 2006. - 370 p.

202. Ricoeur P. Time and Narrative. - Chicago: The University of Chicago Press, 1984-1990, 3 Vols.

203. Riley G. Frontierswomen: the Iowa Experience. - Ames, Iowa: Iowa State University Press, 1981.-211 p.

204. Riley G. The Female Frontier: a Comparative View of Women on the Prairie and the Plains. - Lawrence: University Press of Kansas, 1988. - 299 p.

205. Riley G. Taking Land, Breaking Land: Women colonizing the American West and Kenya. - Albuquerque: University of New Mexico Press, 2003. - 360 p.

206. Riley G. Women and Indians on the frontier, 1825-1915.- Albuquerque: University of New Mexico Press, 1984. - 336 p.

207. Ross N. W. Westward the Women. - N.Y.: Alfred A.Knopf, 1945.- 197 p.

208. Rowlandson M.W. The soveraignty and goodness of God, together, with the faithfulness of his promises displayed: being a narrative of the captivity and restauration of Mrs Mary Rowlandson: Commended by her, to all that desires to know the Lords doings to, and dealings with her. Especially to her dear children and relations. Written by her own hand for her private use, and now made publick at the earnest desire of some friends, and for the benfit of the afflicted. - Boston in New-England: Printed by Samuel Green for John Ratcliffe, & John Griffin, 1682.

209. Rowlandson M. The Sovereignty and Goodness of God: with Related Documents. Ed. by Salisbury N. - Boston: St. Martin's, 1997. - 184 p.

210. Royce S. B. A Frontier Lady: Recollections of the Gold Rush and Early California. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1977. - 144 p.

211. Sandoz M. Cheyenne Autumn. - London: Hastings House, 1966. - 282 p.

212. Sanford M.D. Mollie: the Journal of Mollie Dorsey Sanford in Nebraska and Colorado Territories, 1857-1866. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1959.-201 p.

213. Schlissel L. Women's Diaries of the Westward Journey. - N. Y.: Schocken Books, 1982.-262 p.

214. Schlissel L., Gibbens B., Hampsten E. Far from Home: Families of the Westward Journey. - Lincoln: University of Nebraska Press, 2002. - 264 p.

215. Schofield V. Afghan frontier: feuding and fighting in Central Asia. - N.Y.: Tauris Parke Paperbacks, 2003. - 384 p.

216. Schrems S.H. Teaching School on the Western Frontier: Acceptable Occupation for Nineteenth Century Women // Montana: The Magazine of Western History, 1987, Vol. 37, №3.-p. 54-63.

217. Seton Thompson E. The Gospel of the Red Man: An Indian Bible. - Doubleday: Doran 1936. -120 p.

218. Sex and Sexuality in Early America, ed. Smith M.D. - N.Y.: University Press, 1998.-341 p.

219. Shull J. A. Voice of the Paiutes: a story about Sarah Winnemucca. -Minneapolis: Millbrook Press, 2007. - 64 p.

220. Sigerman H. Land of Many Hands: Women in the American West. - N.Y.: Oxford University Press, 1997. - 192 p.

221. Simmons M. On the Santa Fe Trail. - Lawrence, Kansas: University Press of Kansas, 1986.- 149 p.

222. Sirotinski M. Deconstruction and Postcolonial: At the Limits of Theory. - Liverpool: University Press, 2007. - 136 p.

223. Sleeper-Smith S. Indian women and French men: rethinking cultural encounter in the Western Great Lakes. - Boston: University of Massachusetts Press, 2001. - 234

P-

224. Slotkin R. Regeneration through Violence: The Mythology of the American Frontier, 1600-1800. - Norman: University of Oklahoma Press, 1973. -670 p.

225. Smith S.L. Reimagining Indians. Native Americans through Anglo eyes, 18801940. - N.Y.: Oxford University Press, 2000. - 273 p.

226. Sodaro C., Adams R. Frontier Spirit: the Story of Wyoming. - Boulder: Johnson Books, 1996.-282 p.

227. Sonneborn L. A to Z of American Indian Women. - N.Y.: Facts on File, 2007. -320 p.

228. Spalding H. A Letter by Henry H. Spalding From The Rocky Mountains, 1836 // The National Intelligencer, 1836, October 26.

229. Staden H., Whitehead N.L. Hans Staden's true history: an account of cannibal captivity in Brazil. - Duke University Press, 2008. - 296 p.

230. Stevenson E. Figures in a Western Landscape. Men and Women of the Northern Rockies. - Baltimore: Transaction Publishers, 2002. - 222 p.

231. Stewart C. New Homes in the West. - Michigan: University Microfilms, 1966. -198 p.

232. Stewart E.P. Letters of a Woman Homesteader. - Boston: Houghton Mifflin, 1988.-276 p.

233. Stratton J.L. Pioneer Women: Voices from the Kansas Frontier. - N.Y.: Simon and Schuster, 1981.-320 p.

234. Stratton R.B. Captivity of the Oatman Girls: being an interesting narrative of life among the Apache and Mohave Indians. - N.Y.: Carlton and Porter, 1858. - 307 p.

235. Sumner B.H. Survey of Russian History. - N.Y.: Harcout Brace, 1947. - 506 p.

236. Sunder J.E. The Fur Trade on the Upper Missouri, 1840-1865. - Norman: University of Oklahoma Press, 1993. - 312 p.

237. Sweet De Camp J.E. Mrs. J.E. De Camp Sweet's Narrative of her Captivity in the Sioux Outbreak of 1862 // Minnesota Historical Society Collection, Minneapolis, 1896.-p. 354-382.

238. Sweet W. W. Religion in Colonial America. - N.Y.: C. Scribner's Sons, 1942. -367 p.

239. Tate M. Indians and emigrants: encounters on the overland trails. - Norman: University of Oklahoma Press, 2006. - 352 p.

240. The American Heritage History of the Great West. ed. Josephy A. M. - N.Y., 1965.-416 p.

241. The New Encyclopedia of the American West. Ed. Lamar H. R. - Yale University Press, 1998.-1344 p.

242. The Story of Mary Schwandt. Her Captivity during the Sioux "Outbreak" - 1862 // Minnesota Historical Society Collection. - Minneapolis, 1896, vol. 6.-461 p.

243. The Unfinished Autobiography of Henry Hastings Sibley together with a Selection Hitherto Unpublished Letters, ed. Th.C. Blegen. - Minneapolis: Voyageur Press, 1932.-75 p.

244. The Women's West. Ed. Armitage S., Jameson E. - Norman, Oklahoma: University of Oklahoma Press, 1987. - 323 p.

245. Thoreau H. D. A Week on the Concord and Merrimack Rivers. - Boston, 1849. -531 p.

246. Thoreau H. D. Walden, or Life in the Woods. - Boston,1854. - 419 p.

247. Tibbies Th. H. The Ponca Chiefs. - Boston: Lockwood, Brooks & co., 1880. -146 p.

248. Tinling M. Women into the Unknown; a Sourcebook on Women Explorers and Travelers. - N.Y.: Greenwood Press, 1989. - 356 p.

249. Treadgold D. W. Russian Expansion in the Light of Turner's Study of American Frontier//Agricultural History, 1946, № 4, p. 147-152.

250. Trupin S. Dakota Diaspora: Memoirs of a Jewish Homesteader. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1988. - 160 p.

251. Turner F. J. The frontier in American history. - N.Y.: Courier Dover Publications, 1996.-375 p.

252. Turner F. J. The Significance of the Frontier in American History. - Readex Microprint, 1893. -31 p.

253. Turner F.J. Dominant forces in West life // The Atlantic monthly, 1897, №79 (474). - University of Northern Iowa. - p. 433-443.

254. Vibert E. Trader's Tales: Narratives of Cultural Encounters in the Columbia Plateau, 1807-1846. - Norman: University of Oklahoma Press, 1997. - 366 p.

255. Volo D.D. Daily life on the old colonial frontier. - Westport: Greenwood Publishing Group, 2002. - 337 p.

256. Waldenfels B. The question of the other. - Hong Kong: Chinese University Press, 2007. - 148 p.

257. Walker R.J. Emma Newman: A Frontier Woman Minister. - Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press, 2000. - 200 p.

258. Werner E.E. Pioneer Children on the Journey West. - Boulder, Colorado: Westview Press, 1995. - 202 p.

259. Westerkamp M. J. Women and Religion in Early America, 1600-1850. The Puritan and Evangelical Traditions. - N.Y., 2005. - 219 p.

260. Whipple H. B. Lights and Shadows of a Long Episcopate: Being Reminiscences and Recollections of the Right Reverend Henry Benjamin Whipple, D.D., LL. D., Bishop of Minnesota. - Minneapolis: Macmillan, 1912. - 576 p.

261. White R. A New History of the American West. - Norman: University of Oklahoma Press, 1991. - 644 p.

262. Wilson G.L. Waheenee: An Indian Girl's Story. - Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1981. - 189 p.

263. Women's periodicals in the United States: social and political issues, ed. Endres K.L. and Lueck Th. -Westport: Greenwood Publishing Group, 1996. - 529 p.

264. Woodward G. S. Pocahontas. - Norman: University of Oklahoma Press, 1969. -227 p.

265. Young R. White Mythologies: Writing History and the West. - N.Y.: Taylor & Francis, 1990.-232 p.

266. Zanjani S. S. Mine of Her Own: Women Prospectors in the American West, 1850-1950. - Lincoln: University of Nebraska Press, 1997. - 375 p.

267. Zanjani S. S. Sarah Winnemucca. - Lincoln: University of Nebraska Press, 2001. - 366 p.

268. Zitkala-Sa (Gertrude Bonnin). Old Indian Legends. - Ginn & Company, 1902. -165 p.

269. Zitkala-Sa (Gertrude Bonnin). Why I am a Pagan // Atlantic Monthly, 1902, №90. -P. 801-803.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.