Воспитание духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в современных условиях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Федорова, Лариса Михайловна

  • Федорова, Лариса Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 236
Федорова, Лариса Михайловна. Воспитание духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в современных условиях: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1998. 236 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Федорова, Лариса Михайловна

Введшие.

Глава L Научно-теоретчеекие основы исследования; воспитания духовности,

§1. Понятие "культура" как система материальных и духовных ценностей, испо льзуемое для воспитания яуховност учащихся.,

§2. Методологические основы и опыт изучения понятий "культура" и "религия" в научно-педагогичежой литературе.

§3. Овладение знаниями в области культуры и религии как важнейший фактор педагогического воздействия в процессе воспитания духовности подростков.

Глава II. Педагогическое обоснование целесообразности дополшишьного изучения культуры и религии в практике современного школьного образования с цепью воспитания духовности.

§1. Первый этап 3Kcnq3HMeeranbHoM работы; адаптация учащихся к изучению нового курса "Культура и религия", особенности его содержания и восприятия.

§2. Педагогические условия, шособствуюнще развитию духовности личности.

§3. Технологические приемы реализации и место курса "Культура и религия" в учебном плане общеобразовательной школы.14В

Глава Ш. Аналитические показатели экшфимешальной работы и особенности ведения курса "Культура и религия" как способа воспитания духовности в практике работы сучащимися 8-9х классов общеобразовательных школ Московского региона.,.,

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в современных условиях»

В России происходят обществеено-полшичесжие и социальные преобразования, создающие ситуации, требующие новых взглядов и новых подходов к их разрешению. < Познание "духовности" и возможность воспитания духовности педагошческими средствами сегодня одна из актуальных проблем. Современные социокультурные изменения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющей на все стороны жизни общества. При этом духовные ценности в сущности определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность - характеристика личностная. Она изначально влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи разви- ! тия творческой, самостоятельной, социально-активной личности зависит оттого, как в школьном учебно-воспитательном процессе будет осуществляться становление и развитие духовности учащихся. Духовно-нравственное воспитание традиционно занимало ключевое место в педагогике. За годы советской власти и существования марксистско-ленинской идеологии в государстве школьное образование и воспитание ориентировалось на Моральный кодекс строителя коммунизма. Сегодняшние взгая ды на проблему нравственного воспитания различны, но важность роли духовности в становлении личности общепризнанна. Воспитание духовности затрагивает сознание, мышление, эмоции, волю человека, которые проявляются в поведении, ингезшекзуальных способностях, отношении к людям, к окружающему миру. ". углубление знания не приходит во лжи и насилии. Свободная, мирная воля знание твориг."(81,418) В жизнедеятельности человека могут быть добрые или злые начала, переходящие в намерения. Они зависят от представлений, сформированных в процессе развития личности и запечатленных в сознании ребенка. Благодаря духовности открывается человеку смысл жизни, ее многообразие и красота. Однако путь духовных исканий сложен и противоречив. Человечество постепенно осознает глобальность стоящих перед ним проблем и потребность в поиске пути их преодоления. Стремление к знаниям и к свободе духа сегодая становится естественной потребностью человека, "Велика радость - давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса "(81,272). Гуманизация образования позволяет выделить проблему воспитания духовности как приоритетную. Решение ее педагогическими средствами связано со светским характером образования. Необходимо учитывать мно-гонщиоштшость и многоконфесаюнальностъ, меюштыюат и социальность как факторы, определяющие содержание образования и соответственно влияющие на характер, формы и метода педагогического воздействия. Ориентируясь на потребности ребенка, его индивидуальность, особенности возраста и состояние здоровья, учтепь-профессионал должен овладеть системой трансформации духовного опыта человечества в практику школьного образования и способами воспитания духовности. Осуществление цдеи гармонизации процесса развития личности педагогическими средствами поможет в преодолении кризисных явлений, охватывающих важные сферы существования современного общества.

Воспитывая духовно, учитель обращается к личности ребенка, создает среду, располагающую и учителя, и ученика к творческому активному познанию и отражению образов духовного мира; обеспечивает доступность духовных пфеживаний, реально влияющих на сознатшьно-вопевую и эмоциональную сторону личности, и восприятия духовного опыта человечества.

В работе Бурцевой ИЗ. (10) отмечено, что в психолого-педагогических исследованиях рассмотрены лишь отдельные аспекты данной проблемы, а вопросы воспитания гуманисшчежой направленности школьников недостаточно отражены в педагогической теории. Следовательно, необходимо найти конкретный материал, который позволит обеспечить эффективность процесса воспитания духовности как ведущего начала в общем процессе становления и развития личности.

Культура и религия являются при .этом важными источниками и проводниками духовности в современных условиях существования различных конфессий. Следовательно проблема заключается в поиске соответствия государственного светского характера образования и новых средств, форм, методов передани знаний, создающих духовио-нратпвенный потенциал, содежтвующих воспитанию духовности, Особую актуальность эта. проблема обретет, если рассматривать ее в преломлении на подростковый возраст учащихся. Последовательно создавая предпосылки трансформации духовных ценностей, учитель вырабатывает в своих воспитанниках позитивное отношение к культурным ценностям, традициям в жизни общества, мировым религиям, национальной и мировой художественной культуре, творчеству.

Правовые основы дня воспитательного воздействия на развитие духовности личности учащегося исхода из современной политики государства. Конституция РФ (12.12.1993) закрепляет право граждан на образование (с. 43) и свободу совести (с, 28). Закон Российской Федерации "Об образовании" (10.07.1992 г) определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине. В Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях" ( 24.09.97 ) подтверждается право каждого на свободу совести и вероисповедания , считается важным содействие достижению взаимного понимания, терпимосш и уважения.

Авторские программы, предлагаемые системе образования, до последнего времени не смогли решить обозначенную проблему по целому ряду причин, данное исследование - это попытка обозначить более четко некоторые возможности решения проблемы духовно-нравственного воспитания, которые помогут реально стимулировать ре-формационные процессы в системе образования.

Цель исследования - обоснование и экспфиментальное подтверждение возможности решения проблемы воспитания духовности подростков педагогическими средствами, в рамках светского образования.

Объект желедования - практически осуществляемое решение вопросов воспита- | пия духовности при взаимодействии культуры, религии, нравственного, эстетического, экологического воспитания учащихся 8-9 классов в общеобразовательной школе.

Предает иее^кдованип - пути и средства воспитания духовности личности учащегося 8-9 класса общеобразовательной школы.

Таким образом определено направление тшретических изысканий и практического предположения предполагаемой гипотезы, опираясь на законодательные и правовые документы.

Гвшезаяшраош. Если воспитание духовности как целенаправленное воздействие на становление личности учащегосябудет осуществляться на основе:

- актуализации и усвоения материала, содержащего гуманисгичесшш и духовный потенциал;

- непрерывного развития его этических, нравственных качеств, сознательно-волевых, интеллектуальных, умственных способностей;

- стимулирования потребностей общаться с миром искусства, расширять кругозор, развивать эстетический вкус, интересоваться и овладевать знаниями из области культуры и религии;

- лютивации активной, позитивной жизнедеятельности, альтруистической и творческой;

- пробуждения чувства патриотизма, трепетного отношения и уважения к исгорико-культурпым памятникам прошлого и народным традициям; желания беречь природу, сохранять и создавать материально-духовные ценности;

- овладения и применения педагогами специальных средств, шособсшующих осуществлению поставленной цепи и личносгао ориентированного подхода;

- определения и использования оптимальных условий решения проблемы педагогическими средствами, то, учитывая особенности возраста учащихся, уровень их потребностей и возможностей, социокультурные условия региона, менталитет, профессионализм педагогических кадров и желание достичь намеченной цепи, проблему воспитания духовности педагогическими средствами можно решить не нарушая светского характера образования.

Задачи доследования. 1. Изучить современное социокультурное содержание основных понятий "духовность", "воспитание духовности", ''культура" и "религия", их взаимосвязь, влияние на формирование ценностной ориентац ии подростка, соотношение в процессе, изучения и освоения этих понятий учащимися 8-9 классов общеобразовательной школы.

2.Выяснигь и описать условия воспитания духовности учащихся педагогическими средствами.

3. Определить и практически проверить научно-теоретическую модель системного под хода к воспитанию духовности личности подростка.

4. Разработать программу факультативного курса "Культура и религия" для дополнительного образования учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы.

5. Экшфимешально проверить пр^щашшую программу совершенствования воспитательного процесса.

Научит швшна и теорепгаская значимость дасфшркшжо жсщшвш будет состоять в изучении социокультурного содержания основных понятий исследования " духовность", "воспитание духовности", "личность", "культура", "религия", "ценности ", "ценностная ориентация", их взаимосвязь и роль в процессе духовного воспитания. Обосновании необходимости воспитания духовности педагогическими средствами, влияющего на развитие чувств, духовно-нравственных качеств личности учащегося, его сознательно-волевых способностей, мотивирующего позитивную творческую направленность его жизнедеятельности, стимулируюьцего формирование ценностной ориентации и духовных потребностей с учетом новых социокультурных условий развития общества. Разработке модели системного подхода к воспитанию духовности учащихся 8-9 классов в общеобразовательной школе, основанной на взаимосвязи:

- принципов и методов деятельности учителя в процессе воспитания духовности;

- даагаосшровании состояния и проявления нравственных качеств обучающихся детей;

- учете специфических условий творческой деятельности субъектов - участников процесса воспитания ( наличие пластической психики, определенный возрастной уровень физического развития, духовные потребности) и специального метода определения "оптимальногокоридора". Подтверждении эффективностищэименееияпрограммноцелевого подхода к воспитанию духовности учащихся (определение цепей воспитания на основе проблемно-ориентированного анализа; разработка штгетрированной программы обучения ; определение условий и возможностей реализации программы, способствующих достижению намеченной цели). Разработке и проверке способа решения проблемы специального курса 'Культура и религия" обеспечивающего включение учащихся в процесс духовного развития через разнообразные способы общения, виды деятельности ( коммуникативный, интеплектуальньш, практической, творческой) и ее форм (тренинг, инсценирование, эвристическая беседа, игра, рассказ, сочинение, дискуссия, творческий отчет, экскурсия, интервьюирование, моделирование, конструирование и др.). Это способствует раскрытию возможностей использования духовно-этического кода (ощущение, nqsessaaBamie, осмысление) при передаче, восприятии и усвоений знаний из определенной области, обеспечивающих достижение целей и осуществление задач при качественном насыщении содержания курса, духовно-нравственной установке, гедонизме, личностной значимости, альтруистической направленности, развитии культуры общения и навыка "грамотного" зрителя, гармонизации процесса развития личности предлагаемыми средствами (использование качественно-смысловых блоков, доступности понятий, "язык", "дружба", "красота", "материнство", "дом", "семья" и др., возможности свободного выбора темы), совершенствует педагогическое воздействия (свободная деятельность субъекта в "оптимальном коридоре" развития), позволяет в комплексе плодотворно решать проблему воспитания духовности.

Пршвдгеская згачимость исследавашш пред полагает: разработку и опьпно-эксперимштальную проверку теоретических предложений и рекомендаций на уровне сельский и городской школы ; подготовку и публикацию программы специального интегрированного курса "Культура и религия"; пособия для учителя.

Результаты проведенного исследования могут быть широко использованы: в практике школ,гимназий; при разработке шецкурсов в педагогических вузах, при чтении лекций, проведении семинаров работников образования и переподготовки кадров по шециальностям история, литература, мировая художественная культура, или педагогами дополнительного образования, работающими с подростками, осуществляющими профилактику правонарушений, родагешши, в диапазоне, включающем как детей одаренных так и требующих педагогической коррекции.

Осуществить исследование объективно позволит жута-пъеореттеская бвщ отражающая основные источники, методологию и описание методов исследования. Различные аспекты исследуемой проблемы рассматривались в трудах К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева. Н.Ф.Федорова. В.С.Соловьева и др. Новый взгляд на проблему предложили И.А.Ильин, ВЖВфнадский, К.Э.Циолковский, П.Ф.Каптерев, КН.Вешцшь, Н.К.Рерих и др., размьшшявшие о школе будущего. Несомненный интерес представляют труды В.В.Зеньковского, основательно представившего цель и методы традиционного воспитания духовности, а также исследовавшего особенности развития детей в различные пфиоды жизни. Продолжение этого научного направления представлено в трудах А.И.Осипова С.С.Куломзиной, А.В.Тасалова, А.Кураева.

Важное и методологическое и теоретическое значение имеют работы отечественных ученых по вопросам происхождения, сущности и роли духовности ( Симонов IIJB., Ершов П.М., Вяземский Ю.П., Рыбаков Р.Е., Мурашов В.И., Марков А.П., Андреева А.Г., Бурцева И.В. и др.); теории воспитания гуманистической направленности (Мясшцев В.Н., Караковский В.А., Логунова Е.П., Шубеекова Е.И,, Дьячкова МА, Репина ГА, Андреева А.Г., Ященко Е.Ф., Титова Е.В., Рогова P.M., Харламов И.Ф. и др,); концепции личностного подхода в образовании ( Ясько A.M., Кон И.С., Мудрик А.В., Орлов А.Б., Бепухин Д.А. и др.); теории развитая личности ( Леонтьев АН., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Занков Л.В., Сосновская И.В., Забродин Ю.М., Сосновский БА, Дубровин И.В. и др.); теории деятельностного подхода ( Рубинштейн СЛ., Ад-бульханова - Спавская К.А.), концшции поэтапного формирования умственных действий (Гальперин ПЛ.), культурологического образования (Бахтин М.М., Луцкая ИЛ., Протанская Е.С., Гуревич П.С., Гараджа В.И. и др.). В ряде работ содержатся методы овладения произведениями искусства: А.А,Мегаяк-Пашаева, Н.И.Московцевой,

A.Н.Ужанкова, Пшшчяускаса А А, Насыпной Г.А., А.П.Ершовой, В.СБиблера, Мо-синой В.Р., Тодорова Л.В., Манджиевой В.Г, Бурцевой ИЗ. и зарубежных авторов: ИЛэна, Г.Вельфлина, М Дворжака,

К исследованию творческой деятельности учителя обращены работы Аниеимо-ва О.С., БерикхановайЛ.Ю.,. МоисеещН.Н,,Кан-КаликаБ.А,, НикандроваН.Д., Шепезш

B.М.идр.

Методелогаческой основой исследования служит диалектический подход в рассмотрении существующих связей, явлений и процессов в социокультурном развитии как закономерных, объективных и необходимых. Противоречие между необходимостью сохранения светского характера образования и потребностью свободного развития личности может быть разрешимо на основании законов отрицания отрицания и перехода количества в качество. Связь изменений в объеме получаемых знаний из области культуры и религии может существенно изменить качественные характеристики, что будет соответствовать положению о единстве теории и практики, сознания и поведения (основное положение современной философии воспитания о необходимости гуманизации образования, ценностного отношения к человеку и утверждения человеческих ценностей в общественном сознании, развития этических качеств личности, как субъект общественных отношений), преемственности творческого характера педагогической деятельности.

Методы доследовании. Адекватно поставленным задачам исследования в работе потребуется комплекс методов, соответствующих природе изучаемого явления: контент-анализ, социологические методы - анкетирование и интервьюирование учащихся и родителей, систематическое наблюдение учащихся; организационно-мегвздическая работа, с учителями, участвующими в эксперименте, школьной администрацией, родителями, теоретический анализ педагогической, философской, искусствоведческой и методической литературы; изучение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа, метод сгашстической обработки полученных данных исследования, тестирования учащихся с цепью определения физиологических и личностных особенностей, диагностирования и коррекции.

Достоверность полученных результатов воспитания духовности учащихся 8-9 классов и выводов будет проверена опытно - экспериментальной работой, организованной в соответствии с целями и задачами исследования, использованием адекватных задачам исследования методов, поэтапно.

1 этап (1994-1995) - изучение психолот-педагогаческой и научной литературы по исследуемой проблеме, анкетирование учащихся, учителей, родителей с целью определения значимости работы в данном направлении, отбор близких по целевой направленности программных материалов, используемых в практике работы школ, учебных пособий и дидактического материала, определение целей и задач исследования, формулирование рабочей гипотезы.

2 этап (1995-1996).Определение и выборка наиболее важных направлений содержания работы, под бор оптимальных форм, средств и приемов педагогического воздействия. Разрабатка программы, принципов работы учителя, определение оптимальных норм объема и глубины знаний. Осуществление взаимодействия с городской администрацией и администрацией школ, отделами образования, представителями церкви с цепью определения правовых основ педагогической деятельности, затрагивающих вопросы религии. Накапливание опыта проведения занятий по изучению вопросов культуры и религии в различных формах. Определение способа выявления результатов деятельности с целью воспитания духовности. Подготовка, эксперимента.

3 этап (1996-1997) На этом этапе экшерименгальная работа позволит уточнить и проверить эффективность разработанных диссертантом методических приемов и средств воспитания духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Будут обобщены, обоснованы теоретически и проверены на практике данные исследования, сформулированы результаты и научные выводы, проведена статистическая обработка полученных данных.

Положения, вьшосимые на защиту:

1. Обоснование возможности решения проблемы воспитания духовности педагогическими средствами при условии светского характера образования.

2. Модель системного подаодавоспитания духовности.

3. Система целенаправленного педагогического воздействия, проверка ее эффектяв-носш и целесообразности использования в системе образования;. Базой йс&щдайшш определены; средняя общеобразовательная школа N 7 * г Дубны, гуманитарно-эстетическая гимназия N11 гДубны Московской области, сред- ! няя общеобразовательная школа N4 г.Кимрьт TBqxKoM области, средняя обтцеобразо- | ] вательная школа N1 пос.Запрудня Талдомского района Московской обласш, средняя j общеобразовательная школа пос.Акатъевский Коломенского района Московской об- i ласти. Возможна проверка отдельные положения исследования в других школах Мо-' сковского региона, ; ■ Информация о ходе исследования и получения результатов в процессе эксперимен- . j тальной работы явится материалом для рассмотрения и обсуокдшия на заседаниях ка- ; федры куттуры и гуманизации образования ИПК и ПРНО МО, пжольных, городских, региональных на>^чно-практичес1сих конференций, встреч с учителями, работающими ^ над проблемой шспшания духовности. •

Сешдня требования к духовному миру личности возрастать Для э^^ дймосгь и возможность введения в содержания образования современного актуального ■ материала. В^пущее место в этом занщ£ак)Тгушштаршленауш.Г \ создает д инамику, позволяющую усилить духовно-ценностные компоненты образования. Развитие духовных потребностей личности, укрепление целостного научного ми-рювоззршия и цивилизованного образа жизни - процесс противоречивый, но естесгвенньш и закономерный. Динамизм еш выражается также в выборе средств: в создании и введении в учебный план сишшическйх, шло-грированньзк курсов, вбирающих в себя сведешь из нескольких смежных диаш'лшш.

Одаим из таких способов может стать новый интегрированный курс "Культура й рши Автор данного научного исследования предполагает ввести в программу и содер-жаниекурса материал из области философии, истории, культуры, практической психологии, социологии, народной культуры, искусствоведения, этики, права, истории религий, литературы и шпературоведения, языкознания, Эшг вид работы может быть избираем ребенком только добровольно, т.к. передача богатств духовных, использование их в жизни человеком, возможны только как факт свободного и доброго волеизъявления человека, его интереса и потребности. К концу подросткового возраста интересы учащихся относительно сгабилшируются. От профессионализма учишш будет зависеть успех целенаправленного воспитательного воздействия.

Перейдем к вьщелению ряда категорий, которые имеют особо важное значение в пр|цессе исследования: духовтопц восшпсжше духшжюстн, хщшюсщ, лзгшюеш» тегааосяь, общешге,

В ряду гуманистических ценности можно выделить отдельную дефиницию - духовность. В плане содержания ее можно рассматривать в широком и узком смысле слова: духовность (в, широком смысле) гуманистическая ценность, как достоинство человека, возвышающее его дух, гражданственность, патриотизм, силу воли, устремленность к совершенству; в узком смысле, духовность можно понимать как признак, принадлежность человека к конкретному виду деятельности - духовное лицо. Здесь оно содержит ! ретишозно-культовый оттенок. ( Далее в ходе исследования будет продолжено и определено это понятиевшчетатши^вошитаниедуховности'').

Духовность - высшее гуманистическое качество личности. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над вопросами о сущем и должном, об истине и правде, встающими пред человеческим умом, и стремится получить на них ответ (90,21).

Восаштшше духе-жюсяш - основа человеческого воспитания, позволяющее человеку жить и развиваться, обладая: "искренними убеждениями", "верой, вдохновением,

V i нравственной свободой мысли, способностью отвлечения и самознания", умением подчинятьсятребованиям "духачеловеческого", (102Д69).

Ценность Говоря о них, можно обозначить: ценности общечеловеческие; общеспзенного сознания, гуманистические, нравственные, экономические, политические ( все это, в целом, охвачено понятием "культура'5); ценности абсолютные ; жизнь, свобода, j мир;относительные-счастье, удача,успех,порядок. 1

Гуманистшескш ценности - это культура, религия, человек. Жулыяура, как со- | . ; . | вокупнсюгьдсктиженийво&частимат^ ! ка и общества Религия - часть мировой культуры. Религия - ценность универсальная и наднациональная, (Далее в § 1 ml будет предложено рассмотрение и определено понятие "ценности".) Например, нравственные заповеди, содержащиеся в Нагорной проповеди Евангелия близки и поняты каждому цивилизованному человеку, т.е., религия содер- | жиг общечеловеческие нравственные ценности, иттфпретруя их по-своему. В этом случае религия может быть частью национальной культуры. То, что ценит христианин,-бывает не ценно для мусульман или буддистов. Религия огромное влияние оказывает на душу человека, на развитие искусства (архт~екгура напримд)), на общественное сознание, на поведение и деятельность людей. ' ;

Определенный вид деятельности - общение, в процессе которого возможно воспитание духовности в широком смысле слова. Что такое деятельность и как она соотносится с обгцением? Рассмотрим с точки зрения использования этих категорий в данном" научном исследовании.

Деятглышсгг&ю считается разностороннее проявление активности человека. Деятельность - форма активности, проявляемая субъектами, целенаправленно преобразующая личностные качества субъектов в процессе изучения факультативного курса "Культура и религия" для воспитания духовности учащихся 8-9 классов образовательной школы рассматривается особо,

Деятельность субъекта (педагога) может бьпъ в целом мотивирована , целенаправленна. Она возможна как пракшчшгая (сощ1аш3но-прео'сразовагшльная); духовная жлиявяят. познавательная, ценносшсюриентировочная, прогностическая) - как связанная с изменениями в сознании субъектов. Эта классификация условна. Характер деятельности предполагается творческий, созвдательный, т.е. направленность на порождение нечто качественно нового, ранее не существовавшего. Она наукоемка.

Деятельность, специальным образом организованная, должна быть направлена на достижение практически полезного результата. Следовательно, это трудовая деятельность. Особое место в деятельности субъекта выделено д ля игры, тзс. она представляет собой особую и необходимую форму жизни человека в любом возрасте. у Обкщшш можно рассмотреть как вид активности субъекта, носящий осознанный и цшшаправлекньхй характер. Активность эта проявляется свободно или под воздействием объективных обстоятельств. Общение предполагает взаимодействия субъекта с субъектом (учитель - ученик).

Личность - категория трудно поддающаяся определению, Личность - субъект отношений. Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

Личность связана как с индивидом, так и с обществом. Сущностные характеристики личности показывают способность ее свободного участия в деятельности как субъекта познания и изменения мира ( важен образ жизни, самооценка, соответствие установленным общественным нормам). Важны условия, в которых действует личность. Мож- , но обратить внимание на ролевые характеристики личности, т.е. как человек проявляет себя в разных обстоятельствах, в зависимости от индивидуальных черт и от общественных условий.

Основное.содержаиие исследования отражено в главах диссертации.

В главе I предполагается рассмотреть научно-теоретические основы воспитания духовности в современных условиях и обобщить важные положения научных работ из' области общей педагогики, авторы которых отстаивают направление гуманизации образования. Обозначил» кризисные ситуации в обществе, изменению которых может способствовать поиск и использование новых подходов к воспитанию духовности уча- ь щихся при сохранении государственного светского характера образования и меняющихся социокультурных условий. Используя методы научного познания ( наблюдший, I сравнение, абстрагирование и др.) выяснить и описать ключевые понятия спецкурса "Культура и религия", основы их изучения и использования в цепях воспитания духовности.

Во второй главе будет дано педагогическое обоснование целесообразности использования новой возможности и способа изучения культуры и религии для воспитания ; духовности личности учащегося-подростка. Представлены материалы опытной и результаты экшертаяеыгальной работы, их анализ и выводы, подтверждающие досшвер- I ность теоретических положений и выводов. Зафиксированы технологические приемы j способствующие духовно -нравственному развитию и становлению личности учащегося ! 8-9 классов. Обозначено мест курса в учебном плане общеобразовательной пжолы.

На основании аналитических показателей экшериметздьной деятельности в школах региона, теоретических выводов и анализа соответствующих результатов опыт- | ной работы будет сделано заключение о подгафждении выдвинутой гипотезы и пер-. -спекшвносш развития педагогики свободного' воспитания, что позволяет использовать дополнительное изучение культуры и религии в целях духовно-нравственного развития и становления личности учащегося при сохранении государственного светского образования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Федорова, Лариса Михайловна

в) выводы.

Преддолагаегся объективность позиции дассертанта по отношению к исследуемому явлению при анализировании результатов.

Если определена задача воспитания духовности, то и основные средства воспитания должны иметь отношение к духовной стороне жизни детей. Как определить средства ддя решения этой задачи?

Через деятельность - в развитии тепа, социальности, интеллекта, моральной, эстетической, религиозной сферы - к духовному началу? Или через изменения, определяющие развише естественной духовности?

Воцерковление или уход от Церкви, вступление на путь религиозной жизни. - Это собственно и есть проблема свободного выбора, свободного волеизъявления в решении вопроса о свободе совести: верить или не верить в жизнь после смерти.

Для церковнослужителя этот путь предопределен. Для служителя светской школы путь открыт. Таким же открытым, но как бы освоенным, этот путь в отношении "субъект-субъект" должен бьпь и для учащихся.

Школа и семья должны воспитывать ребенка, развивая его способности и физические и умственные. При этом они могут видеть цель как конкретную задачу. (Например: чтобы ребенок занял первое место на городской олимпиаде по информатике.) Если эта конкретная задача решается при условии, что ребенок, готовясь стать "победителем", понимает и воспринимает победу без "гордыни" (он мог и проиграть; ему мог помешать нелепый случай; его достижения - сумма усилий многих, а не только его одного) - это будет более нравственно, более комфортно для появления факторов разнообразных ощущений, пфеживаемых от достигнутого результата на уровне способностей духовных. Сам ребенок этого может и не осознавать, но воспитателю это важно, чтобы личность развивалась здоровой, нравственной.

В целях воспитания духовности светская педагогика не должна отвергать возможносп» участия высшего мира в развитии человека. Общий поворот современности к религиозной культуре выстрадан нашим обществом как никаким другим, пережившим и испытание славой, говоря о культуре XIX века, и гордыней национального самосознания, приведшего к конфликтам, разрешение которых стали огромные жертвы двух мировых войн, не говоря о революции, гражданской войне, научно-технической революции и первенства в образовании.

Моральная деградация поколений - вот цена, которую платит наше общество.

Движение к высшей жизни наход ится в неразрывной связи с развивающейся эмпирией жизни субъекта. Необход имо учитывать в этом движении все многообразие реальных проблем, особенностей, скачков естественного развишя субъекта. Духовность - антитеза бездуховности. Что такое бездуховность? Бездуховность - это равнодушие. Самоупоение, самовозвеличивание, самодостаточность, т.о. самоограниченность, все они возникают как факторы недостаточной, неполной внутренней самооценки, саморегуляции, самодеятельности. В таких условиях невозможна самодеятельность по развитию духа. Она имеет отрицательную направленность. Там, где стихает внутренняя борьба, там наступает в сущности духовное усыпление. (Это подчеркивал Н.И.Пирогов)."Тешюхладносгь" - состояние скверное, препятствующее духовному развитию. "Пробуждение жизни духовной идет через эмпирию, затем опосредуется ею, получает силу и глубину. Духовный рост опосредован развитием психических сил -интеллекта, воли, чувств, как развитием периффийных сред. Развитие эмпирической личности, связано с изменениями в развитии духовной сферы.

Христианская антропология признает, что духовная жизнь (и темная и светлая) не есть производное от эмпирической сферы, она подчинена своей собственной закономерности.

В таком суждении автор согласна с педагогическим сенсуализмом (особенно в системе религиозного воспитания, развиваемой М.Монгессори) (122,4) т.е. через развитие психьиеской периферии можно "организовать" духовную жизнь в человеке; но все же такая сторона.

Подчеркнем, что духовность, с точки зрения христианской антропологии не сознается и не возникает из эмпирии при воспитании душевной периферии. "Развитие эмпирической стороны в личности есть подлинная и действительная, но все же относительная ( в сипу инструмеетальности своей функции) ценность, а развитие духовной сферы есть соотносительная ей, но не относительная ценность. Нельзя отрывать эмпирию личности от ее духотой жизни, нельзя впадать ни в педагогический эмпиризм, ни в педагогический идеализм - обе крайности неправы в своем обособлении, истина лежит в воспитании целостной личности, в иерархическом ее строе ( 36,132).

В духовных сумерках сплетается темное и светлое начало в духовной жизни, неразличимо питая одно другое. Духовная жизнь требует спасения, которое и состоит в восстановлении единства в духовной жизни, [т.е. в благодатном преображении "естества"].

Восстановление единства в духовной жизни, будет основополагающим фактором | возможного движения, развития духовности. Это д вижение можно рассматривать как | I форму, охватывающую процессы религиозного личностного плана, | i

Т.о. развитие духовности - это форма движения, охватывающая религиозные | I личностные процессы. |

Каковы же эти процессы?

Это во-первых процесс - формирующий представление о ценностях жизни.

По мнению В .В .Зеньковского в путях воспитания нет ного" ряда ценностей, но должен быть установлен иерархический принцип.

Говоря об иерархическом строе целостной личности исследователь согласен с идеей, что во главе представлений о ценностях жизни стоит духовность. Но как это понимать? Духовность как самоценность или духовность как критерий ценностей?

Во-вторых это процесс, подтверждающий, что преодоление двойственности "естественного" состояния постигается субъектом через "труд" духовного характера. Он требует определенных усилий, навыков, преодоления.

Это требует понять, что нужна не "магия духовного делания", т.е. восхождение к духовным высотам силами самого человека, а развитие созерцательности. Развитие внимания и наблюдательности так способности воспринимать ту информацию, которая идет через слово от сердца человека или через его образы, пронизанные светом, чистотой, сердечностью.

Это своеобразная практическая "археология", пред метом которой являются следы духовности (духологая ).

Именно здесь требуется сила характера с целью смирения своего "Я". Или, используя выражения хрисг. антрополога "смиренное сознание своей немоши."

В-третьих, процесс, формирующий убеждение человека в том, что стяжать "Абсолют41, т.е. свободно изменяться, открывая себе путь к красоте, радости и любви возможно в любой момент данной человеку жизни.

Изменение такого рода собственно и есть критерий, нужный для определения результативности и анализа опьпно-эксперимешальной работы.

Эти изменения можно наблюдать в тех многочисленных связях, которые создает процесс изучения курса "Культура и религия" проанализировав результаты, можно будет сделать выводы о наличии движения, т.е. возможности воспитания духовности средствами педагогического воздействия.

В ходе опытно-экспериментальной работы сравнивались учащиеся классов разных школ, одной параллели, одного возраста, обучающиеся по одинаковому базисному плану и одинаковому количеству часов на гуманитарные предметы. Для выявлении более точной картины велись наблюдения в классах одной школы, где од ни и те же учишш вели пред меты истории, литературы, изо, музыки.

Параллельно разрабатывался способ выявления и анализа результатов о/э работы методом контент-анализа.

1. Для реализации метода анкетирования была разработана следующая, предложенная обучавшимся детям анкета в двух вариантах:

- вариант-дня начинающих изучать куре;

- вариант для тех, кто закончил изучение курса.

Затем, соответственно возрасту, эта анкета была предложена детям, не изучавшим курс-. Показатели сравнивались.

Средние, процентные показатели выявили следующую картину (см.прил. 25):

1. Общая картина результатов свидетельствует в пользу факультатива.

Наблюдается положительный эффект в пользу факультатива по показателям в направлениях:

1 - знакомство с произведениями художественной культуры и содержанием мировых религий (увеличение на 12%);

2 - расширение знаний в области духовности (увеличение на 22%);

4 - развития умений правильно строить свои взаимоотношения с окружающими(увеличение на 25%);

5 - развития творческой активности личности (увеличение на 41%);

6 - самооценки "грамотного зрителя" (увеличение на 14%);

7 - формирование потребности ощущения жизненного комфорта не только от удовлетворения материальных потребностей;

8 - формирование потребности в знаниях из области культуры и религии для собственного развития;

10 - формирования мнения о приоритетности духовного качества в человеке будущего (увеличение на 28 у .е.).

Вывода на основании аналитического исследования методом анкетирования таковы:

Исследование данного курса "Культура и религия" можно считать результативным,

Необходимо учесть, что в программе курса, определение тематики следует тщательно отбирать материал, исхода из потребностей учащихся, вопросов, волнующих их в большей степени, тогда будут оправданы педагогические усилия (смлршт, 23 (поз.З) в табл).

Субъект исследования не считает факультатив оптимальным средством для получения ответов на волнующие его вопросы. Эги результаты анализов можно объяснить по-разному, но остается фактом, что в ходе экспфиментальной работы имелась общая тенденция к снижению числа посещавших факультатив; недостаточное внимание администрации к определению времени для проведения занятий и стереотип о не популярности формы занятий - факультатив.

Результат, полученный по направлению N9 настораживает, т.к. сегодня имеется общая тенденция к популяризации и активизации деятельности русской православной Цфкви. Полученные данные свидетельствуют о том, что путь, который предлагает данное исследование не ведет в цфковь за пищей духовной.

В ходе исследования также проводилось анкетирование учителей школ с целью выяснения значимости образования в области воспитания духовности посредством изучения вопросов культуры и религии. Они считают это актуальным.

Анкетирование родителей, с целью учета их мнения о введении данного факультатива в профамму обучения и пожеланий.

Анкетирование учащихся, окончивших двухгодичный курс занятий на факультативе.

Общие результаты данных опросов гаидетельствуют в пользу целесообразности изучения вопросов культуры и религии, но при этом высказывались мнения против ограничения подобного курса возрастом 12-14-15 лет, предлагая изучать эти вопросы с первого класса школы.

Офаничшность времени не позволила широко использовать такую эффективную форму общения и передачи знаний как чтение вместе.

Отсутствие достаточных материальных средств затруд нило организацию поездок и экскурсий.

Анкетирование родителей, чьи дети занимались на факультативе провести не удалось по причине их неорганизованности или необязательности, хотя анкета была составлена и предприняты необходимые организационные меры со стороны исследователя.

Чтобы более точно выверить результаты эксзгфиментальной работы, исследователь разработала и осуществила их проверку методом кттттъ-тшлта (смлрил.ЗО).

-f

Заключение.

Подводя итоги данною исследования следует сказать, что:

1. Педагогическая проблема воспитания духовности может решаться в условиях светского образования и служить нравственному развитию личности подростков. Автором дано разностороннее глубокое теоретическое обоснование рассматриваемой проблемы. В процессе интериоризации - перенесения ориентировочной деятельности в умственную форму - формируются представления субъекта, о ценностях и ценностной ориентации, вырабатывается потребность самообразования, самовоспитания и самооценки личности в духовно-нравственной сфере жизнедеятельности, формируется способность "грамотного зрителя", навык позитивного (альтруистического) самовыражения в творческой, активной деятельности субъекта.

2. Исследовано содержание, взаимосвязь и соотношение основных понятий "культура" и "религия" в целенаправленном процессе их изучения и усвоения учащимися. Определяющийся качественно насыщенным содержанием пщ деятельности в системах "субъекг-субъекг" и "субъект-объект", обладает ярко выраженными чертами личностных отношений. Соответствующие: такому характеру деятельности формы, многообразны. Они требуют от учителя повышения собственного уровня профессионального мастерства при умении контролировать собственные энергозатраты. Данное исследование предлагает учителю использовать новую модель системного под хода к воспитанию личности для достижения гармонизации, развития личности подростка, а также новые методы и приемы педагогического воздействия при передаче-восприятии знаний: определения качественно-смысловых блоков, импузтьшрования ощущений в широком спектре общения, определения, вхождения и корректного воздействия в "оптимальном коридоре развития".

В целом, это является способом модернизации имеющегося научно-прашического опыта нравственного воспитания в рамках светского образования и за его пределами. Решение этой задачи соответствует интенсификации образовательной деятельности и дает значительные практические результаты: совершенствуются формы педагогического воздействия, эстетизируется моральный климат, в атмосфере свободного взаимодействия индивидов, преобладает гуманистическая и гедонинистическая направленность воспитательного воздействия на ребенка, развиваются сознательно-волевые качества личности, независимо от вида индивидуальной одаренности. Интешекгуальная одаренность, как условие, влияющее на творческие способности индивида, как показал опыт, также развивается. В личности подростка, делающего свой жизненный выбор, ингеллжсуальное и моральное приобретают свойство равновесного и направленность к целостности. Обращаясь к проблемам учения, воспитания и развития одаренности в детях еще предстоит ответить на ряд вопросов. Как учить позитивному способу мышления? Как зависит интезшектуальная энергия от настроения, развития мозга и подсознания? Как мотивируется ( и стимулируется) повышение или снижение умственной энергии, влияющей на творческую активность личности? Какова взаимосвязь и взаимозависимость комфортной эмоционально-психологической обстановки и уровня таорческой активности ребенка, детского коллектива?

Данное исследование и результаты экспериментальной работы подтвердили целесообразность педагогических усилий в направлении активного применения знаний из области культуры и религии с цепью духовно-нравственного воспитания личности.

3. В связи с этим была разработана программа специального курса "Культура и религия" как вспомогательной формы прод винутого обучения в области гуманитарного образования. Авторская программа в определенной мере соответствует и способствует решению актуальной педагогической проблемы воспитания духовности педагогическими средствами. Содержание программы, знания, передаваемые учащимися в процессе работы, есть среда, в которой обеспечивается максимальная доступность специфических знаний, вызывающих духовные чувства и переживания ребенка, обеспечивается чувственное резонирование в психике ребенка смысла знания, вербализуется информация, как установка на устойчивую гуманистическую жизненную позицию, познавательную творческую активность личности, полезные привычки и способы поведения, общения, жизни, без ущемления свобода личностного выбора. Синтез структурных элементов программы позволил выйти на более высокий уровень построения интегрированного курса с использованием сложных понятийных, структур, но доступных возрастным особенностям восприятия детей 13-16 лет. Практическая ценность, определенного соддэжанием, передаваемого знания заключается в том, что у детей формируется представление о духовности, в широком смысле этот слова, о ценностях, различного по значимости порядка, и соответственное отношение (самооценка) гуманистических ценностей в системе общественных отношений, как первейшим в сознательно-волевой жизнедеятельности человека. Представления о смысле жизни, Добре и зле, совести, правде, мире, свободе, отраведливости, запечатленные в памяти ребенка станут предпосылкой и матрицей идеального отношения ребенка к окружающему миру. Широкий кругозор, многообразность, прочность и гибкость представлений о мире в сознании ребенка - эта фактор жизнеобеспечения и сохранения психического, физического и духовного потенциала личности, ее нравственного здоровья.

4. Данный факультативный курс, введенный в целостный педагогический процесс, позволил органично включить знания из области религии и богословия, не противореча светскому характеру образования, но имея важный практический эффект. Знания о мире, понимание новых закономерностей и явлений, которые описаны в трудах великих философов - соотечественников: Н.А.Бердяева, И .А.Ильина, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, В.И.Вернадского и др. - позволяют выйти на уровень решения национального самоопределения, самопознания, творческой самодеятельности в процессе преобразования ноосферы как главного условия сохранения жизни на Земле, себя самих и наших потомков.

5. Предполагаемая модель системного подхода воспитания духовности учащихся 89 классов была успешно апробирована в ходе экспериментальной работы ряда школ Московского региона. Это позволило доказать и практическую полезность в деле образования и обозначить альтернативный традиционному путь обретения духовности личностью. Это ни в кош мере не исключает традиционного представления о духовном развитии личности. Усилия школы и усилия церкви могут имел» одинаковую целенаправленность к Истине, но путь ее достижения свой. Автор исследования, объективно сравнивал возможности школы и традиционных способов духовного воспитания. Заслуга традиционной педагогики - глубокое знание о человеке и его потребностях (жизненных). Возможности школы - многогранная педагогическая практика и научно-методическая база. Синтезирование имеющихся достижений той и другой стороны и привнесшие их в практику современной школы позволит иметь весомый воспитательный эффект. Личность свободная, творческая, несущая любовь к человеку, ко всему сущему, живому, к природе, труду - результат кропотливой, вдумчивой, вдохновенной работы Учителя, где бы он не работал: в школе общеобразовательной или воскресной. Формирование уважительного отношения к родному языку, народной культуре - основы ценностной ориентации личности в современном мире.

6. Результаты, полученные в ходе о/э работы, а также аналитические показатели, свидетельствуют о достоверности теоретических предположений. Они в значительной мере подтвердили: верность определения содержания, типа деятельности, форм, средств и методов проведенного исследования и гипотезу. Дальнейшее исследование темы предцолагаегряд возможных направлений:

- Изучение взаимосвязи типов личности с развитием ее сознательно-волевых устремлений в другие возрастные периоды.

- Выявление особенностей работы с одаренными детьми.

- Дальнейшее качественное насыщение содержания курса и обогащение его новыми методическими формами и приемами в практике школьного образования.

7. Ряд дидактических и учебно-методических средств обозначены автором исследования в научных публикациях и выступлениях на уровне школы, города, региона.

Вывод: Общая и главная педагогическая проблема, воспитание духовности в рамках светского образования, реально разрешима при использовании и воздействии педагогических средств. Духовно-нравственное воспитание личности педагогическими средствами не ущемляет личность в ее праве свободного выбора. Таким образом подтверждается перспективность использования и педагогики свободного воспитания ддя развития современной общеобразовательной школы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Федорова, Лариса Михайловна, 1998 год

1. Василевская В.Я. Учение Уышнского о воспитании // Наша церковь и наши дети.-М.Д993.-8с.

2. Василевская В.Я. Н.И.Пирогов основные вопросы воспитания // Наша церковь и наши дети.-М.Д993.-8с,

3. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания.-М.:1896.- 47с.

4. Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. //"Владимир Вернадский. Открытия и судьбы"-М.: "Современник", 1993.- 690с.

5. Воронкова Л.П. В поисках истины и красоты.// Культурология П.А. Флоренского.-М,, 1992.-112с,

6. Выготский Л.С. Психология искусства. Собр. соч.,в 6-ти т. Т.6 - М.:"Педагогика"Д968.- 396с.

7. Высоцкий B.C. Баллада о времени.- М.:"Нерв", 1981,- 50с.

8. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.// Психологический словарь.-М.:"Педагогика-Пресс", 1996.-440с.

9. Гараджа В.И. Религиеведение: //Пособие для студентов пед.вузов - М,: АО "Аспект-Пресс" Д994.-286с. (Программа: Обновление гуманитарного образования в России.)

10. Гивишвили Г.В, Есть ли у естествознания альтернатива богу ? //Вопросы филосифии., 1995.-N 2.-С.44-46.

11. Гобарев В.М. Предистория Руси.//В 2-х ч.-М.:Менеджер,1994.-682с. - ч.1,-150с.

12. Гончаров Н.К. Педагогическая система Упшнского.- М.:"Педагогика"Д974.-с.64

13. Гостев А.В. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля "О душе" //Вопросы философии -1997-№12,-с.73-95

14. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие.-М.:Знание,1996,- 288с.

15. Гуревич П.С. Силуэт культурных эпох. //Философия искусства,- М.:"Республика",1996.-с.З-7.

16. Димова И. Духовность - корень жизни. / Интервью к.ф.н, доц. В.И.Мурашова, гл,ред.ж*"Школа духовности"/ "Учительская газета",1997.-№ 43.-с.5(окт.).

17. Дружников Ю.И. Явная и тайная жизнь Константина Вентцеля.(приводится библиографический указатель трудов К.Н.Вентцеля)/Вопросы философииД996.-М 4.-C.52.

18. Дудкина Н.В. Творческие искания зарубежных художников начала XX века. //Анри Матисс, Пабло Пикассо (сопроводительный текст к диапозитивам).-М, .'"Знание" ,1991.-16с.

19. Дъячкова М.А. Педагогические условия воспитания гуманистической направленности личности старших школьников :-Дис....к.п.н.-Екатеринбург, 1997.-198с.

20. Ерасов Б.С. Социальная культурология: //Пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр.и дап.-М.: Аспект-Пресс, 1997.-591с.

21. Ершова А.Н. Уроки театра на уроках в школе./ Театральное обучение школьников I-XI классов /Программа, методические рекомендации, сборник упражнений/- М.НИИ художественного воспитания, 1990.-73с.

22. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека //Вопросы психологии, 1989-№6.-с.100-108

23. Закон РФ "Об образовании" 10 июня 1992г.Извлечение. -с.101-106 //Права человека: Пособие для учителя/ авт,-сост.А.Я.Азаров,Т.В.Болотина.-М:изд.ИПКи ПРНО МО,1994.-208с.

24. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства,-1993.-224с

25. Зеньковский В.В. История русской философии.//Париж 1948- Л.:"Эго,',1991.-в 2-хт, 2ч.2.-270с.

26. Иванов И Л . Энциклопедия коллективных творческих дел.-М.: "Педагогика" ,1989.-208с.

27. Илларион М. Слово о законе и благодати.// Древнерусская литература: книга для чтения 5-9 клю (круг чтения : школьная программа) . М..'"Школа-Пресс", 1993.-320с.

28. Иллюстрированная история религий в двух томах. Издат.отдел Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. Российский фонд мира под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей.М. 1899 г.Переизд, в 1991г.

29. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Сочинение в 2-х томах //Религиозная философия.-М.:" Медиум", 1994.-1085с.

30. История русского искусства: в Зт.: т.1: Искусство X - первой половины XIX века; Учебник / НИИ теории и истории образ.искусств Акад.художеств СССР; Отв.ред.: М.М.Ракова, И.В.Рязанцев - 3-е изд., испр. и доп.- М,: Йзобраз.искусство, 1991.-508с.

31. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения /Методические рекомендации.- М.: Всерос. центр по проблемам общения, 1990.-31с.

32. Карлов Н.В, Наука о духе в естественнонаучном техническом университете.//Вопросы философии, 1995.-Ke2.-99-105с.

33. Колчин А.А., Рыбаков Н.С. На перекрестках мировоззрений. - Псков,1993.-100с.

34. Контент-анализ. //Краткий психологический словарь под ред. А.В.Петровского. ..сост.Л.А.Карпенко.-М.:Полит.лит., 1985.- 151с.

35. Кропоткин П.А. Этика.йзбранные труды. //-М.:"Политиздат",1991.- 496с.

36. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитарного образования. /Дис...д.ф.н.-М., 1990.-c.142.

37. Куломзина С. Наша церковь и наши дети.-М., 1993,- 160с.

38. Кураев А., диакон.Библия в школьной хрестоматии. /Методические рекомендации к библейским текстам из Хрест. по литературе 5-6 классов.-М.: 1995.-96с.

39. Кураев А., диакон. Школьное богословие.-М,: Фонд "Благовест" Д997.-309с.

40. Лайне СВ. Духовные ценности Православия в судьбах России./Пед, поиск - ИПКиПРНО MCU994.-N 7-8,-е.З.

41. Лайне СВ. Три ветви одного дерева. //Нравственные портреты пророков. /Сост.Г.В.Арзямова./-М.; Изд. ИПК и ПРНО МО, 1993.-128с.

42. Лейтес Н.С. Не упрощать проблему. // Вопросы психологии, 1990.- Ш.-с.155-158

43. Лихачев Б.Т. Педагогика./ Курс лекций.-М.:"Прометей", 1993,-527с.

44. Лихачев Д.С. Встреча в концертной студии Останкино,/ Видеозапись: 1986.

45. Лихачев Д.С. Вступит.статья. // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской (Х-ХХ веке)- М.: Москов.рабочий, 1991.-334с. (Клуб любителей истории Отечества).

46. Логунова Е.П. Монастырь в русской культуре: опыт духовного воспитания.-Дис.к.п.н.-СПб:Д 994,-192с.

47. Макаренко А.С. О воспитании.// Сост. и автор вступит.статьи В.С.Хелемендик.-2-еизд. перераб.-М.: "Политиздат", 1990.-415с.

48. Македон Т. А. Сценическо-игровая деятельность на уроках литературы в средних классах как средство углубления восприятия художественного произведения:Автореф. д.п.н. -М.:1994.- 17с.

49. Малявин В.В. Конфуций.-М.: Мол.гвардияД992.-335с.(ЖЗЛ)

50. Манджиева В.Г. Формирование нравственно-оценочных суждений об исторических личностях (на материале истории средних веков в 7 классе ср.школы) Дис. к.п.н. -СПб, 1993.-203с.

51. Марков А.П. Духовная культура России.(Социально-пед. проблема саморазвития): Дис.д.п.н.-СПб, 1993.-330С.

52. Мартынов А.В, йсповедимый путь: философские этюды.-М.: 1990.- с.164.

53. Мелик-Пашаев. Ради чего и как учить искусству? /Сов.пед.,1986,- №11.-с.127-130

54. Мень А, История религии, В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея Александра Меня.- М., МИРОС, 1994.-184с.

55. Митрохин Л,Н. "Нетрадиционные религии" в посткоммунистической России (материалы "круглого стола")// Вопросы философии, 1996,-№12.-332с.

56. Мосина В.Р.Медотика изучения древнерусской живописи на факультативных занятиях в 10 классе :Дис.... к. п.н.-М.: 1993.-180C.

57. Насыпная Г.А. Воспитание духовно-нравственных качеств личности учащегося музыканта ( на материале пед.идей Т.Манна и Г.Гессе); Дис....к.п.н.-М.: 1994.-205с.

58. Никитин А.Ф. Политика и право.//Уч.пособие,- М.:"Просвещение'\1995.-144с.

59. Осипов А.И. Основное богословие. -М.: 1994.-138с.

60. Осипов А.И. Центральный вопрос науки и веры, Наука,философия, религия: Наука в христианском мире. /Пятая международная конференция.-Дубна, 1995.-100с.

61. Пигилова Т.А. Народная культура. Русский дом. //Авторский курс- М.:"Русский дом" Д993.-42с.

62. Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема,// Научно-методическое пособие для слушателей курсов п.к,.-М.:"МИРОС"-1992.-40с.

63. Письма Епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам.ВыпЛ.Н,-СПб: Статист, 1993.-232с.

64. Потаповская О.М. Проблемы воспитания средствами традиционной педагогики.// Курс лекций- Образовательный центр, Дубна,-1997.

65. Поэзия и проза древнего Востока.// из кн. "Даодэзын", гл. 18; 12;57;64.-М. :"Художественная литература", 1973.-736с.,

66. Протанская Е.С. Воспитание как диалог и формирование субъекта культуры: Дис... д.ф.н.-СПб., 1994.-335е.

67. Репина Г.А. Гуманистическая направленность теории воспитания К.Н.Вентцеля. Дис... ,к.п.н. - Смоленск, 1997.-182с.

68. Рерих К.Н. О Вечном. Книга о воспитании.-М.: йзд-во ПОЛИТ.ЛИТ., 1991 .-462с.

69. Рифтин. Литература Древнего Китая.// БВП-М.:"Художественная литература", 1973.-260С.

70. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности.- М.: Б.И., 1996.-144с.

71. Рожнова П.К. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи; Травы; Заговорные слова.-М.:Дружба народовД 992,-176с.

72. Розин В.М. введение в культурологию. Учебник для высшей щколы.- М.:Издат,дом "Форум",! 997,-224с.

73. Рыбаков Р.Б. О духовной педагогике и не только о ней. - М.:ДельфисД996.- №1(6).-72-74с.

74. Семенов В.Д. Методические подходы к решению проблем воспитания человека./ Магистр Д992.-4.-33-38с.

75. Семенов М.Мы-славяне!-Спб.;Азбука-ТерраД997.-560с.(популярная энциклопедия).

76. Семенова Вернадский и русский космизм.//кн."Владимир Вернадский. Открытия и судьбы".-М.,"Современник"Д993.-с.596-647.

77. Симонов П.В., Ежов П.М., Вяземский Ю.П., Соловьев В., Сосновский Б.А. Происхождение духовности.-М.:НаукаД989,-350с.

78. Симонов П.В. Рефлекторная теория поведения: (тезисы) Девятые сеченов.чтения...-М.:5.п.Д984.-31с,

79. Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из "Трех разговоров": Краткая повесть об Антихристе/Сост. >вступ.ст. ,прим, А.Б. Муратова.-СПб. :Худож.лит.г 1994.-528с.

80. Сосновская И.В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассников при изучении лирики: Дис, к.п.н,-М., 1993-233с.

81. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование).-М.:ПрометейД993.-198с,

82. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. /Сост.О.В.Сухомлинская-М.: ПедагогикаД989.-288с.(Б-ка учителя)

83. Таранов П.С, Анатомия мудрости. Философская афористика.-М.: Остожье, 1996.-575с.

84. Тасалов А.В. Учителю о православии.-Псков: 1994.-120с.

85. Темкина Д. Пути развития искусства Германии первой половины XX века./ЯСэте Кольвиц.Эрнст БарлахгСопроводительный текст к диапозитивам.-М.:"Знание", 1991, -16с.

86. Тодоров Л.В. Методика изучения поэтических произведений на I уроках русской литературы в национальной школе РСФСР. Дис....д.п.н..-М.:1989.-398с,

87. Толстой Л.Н. Собрхоч. в 22тт. -т!9-20,Письма(1882-1910),- М.:Худ.лит.,1984.-879с.

88. Ужанков А.Н, О принципах построения истории русской литературы XI-первой трети XVIII.-M.:1996.-48c.

89. Ушинский К.Д. Избранные пед.соч, в 2-х томах. Под ред. А.И.Пискунова и др. /Составитель Э.Д.Днепров/ т.1. Теоретические проблемы педагогики. /Педагогические сочинения Н.И.Пирогова.-М.:Педагогика,1974.-584с.

90. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного "круглого стола")/ Вопросы философии,-М.: РАН, 1995.-Nll.-c.3-34.

91. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем, Завещание./Сост. Игумен Андроник (Трубачев) .-М.: Московский рабочий, 1992.-560с.

92. Франк Л Смысл жизни.-Минск:Полит Факт, 1992,-470с.

93. Шепель В.М. Имидж./ Воспитание школьников., 1996.-N 2.-С.44.

94. Юлина Н.С, О педагогической методике обучения миролюбию/ М.Липмана, //Вопросы философии., 199 5.-№ 2.-е. 106-109. ; . . .

95. Ященко Е.Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентации у учащихся.-Дис....к.п.н,- Челябинск, 1996.-265с.

96. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. общ.ред. М.СМацковского. СПбгЛениздат, 1992.-40.0c.

97. Вельфлин Г. Классическое искусство: пер. с нем. Франковского А.А.-М.-Л., 1930,-290с.

98. Гегель Г.-В.-Ф. Феноменология духа. Наука логики. Эстетика. Соч.т.У- Т.4.-М. ,1859-1860.

99. Гессе Г. Сиддхарта. Нарцисс и Гольдмунд.-Киев:Фирма "Fita ЛТД",1993.-464с,

100. Гомер. Илиада.Одиссея: Пер. Гнедича.// БВА-М.:"Художественная литература", 1967,- 765с,

101. Данте А, Божественная комедия.: пер.-М.,"Интерпракс,1992,-624с.

102. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения-// Курс лекций/ : пер. и коммент.И.Е.Бабанова.т.1.-М,:Искусство,1978,-395с.

103. Истоки.-М.:"Бхактиведанта Бук Траст", 1994,-65с.

104. История философии в кратком изложении.Перевод с чеш, И.И.Богута - М.:"Мысль"Д995.-592с.

105. Ле Гофф Ж, Цивилизация средневекового Запада: пер.с фр. /Общ.ред. Ю.Л.Бееемертного;Послесловие А.Я.Гуревича.-М.:Издат, группа Прогресс, Прогресс Академия, 1992.-376с.

106. ЛипманМ. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия.// Вопросы философии ?,1995.-№2.-сЛ 10-121.

107. Манн Т. Волшебная гора.//Собр.соч. в 10 тт. под ред.Н.Н.Вильтмонта иБ.Л.Сучкова.-М.:Худ.лит.Д959.-тт.З-4.-1044с,

108. Монтессори М. О принципах моей школы / Учительская газета Д992.- Ш8-С.4,

109. Фрейд 3. Письма к невесте: пер. с нем., вступ.ст. и прим. В.Лайне.- М.: Москов.раб.,1994,-142с.

110. Хьелл Л., Зиглер Д. Основные положения, исследования и применение теории личности.-СПБ:1997.-606с.

111. Христианская мораль и этика: основа общества.// Программа по формированию характера для 1-6; 7-11 кл. М.: "Триада" Д994.-229с.

112. Шарру Робер.Погибшие миры. Научные секреты древних:пер.с англ. Р.Фурдуя-М.:Общество по изучению тайн и загадок ЗемлиД992.-239с.

113. Шарп Дарел. Типы личности. Юнговская типологическая модель, пер. с англ., сост. текста и общ.ред.В.В.Зеленского-Воронеж: Изд.НПО "МОДЭК"Д994.-127с.

114. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии , С прил: К.Маркс. Тезисы о Фейербахе. -М.: Политиздат,! 982.-71 с

115. Юнг К.Г. Собр.соч. Конфликты детской души: пер. с нем.-М.:"Канон", 1994.- 336с. (история психологии в памятниках).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.