Восточные мотивы в произведениях Виктора Пелевина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Янь Мэйпин
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат наук Янь Мэйпин
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. В. О. ПЕЛЕВИН В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
1.1. Метафизика и поэтика творчества В. Пелевина
1.2. Традиции русского ориентализма в творчестве В. Пелевина
1.3. Имидж и жизнетворчество писателя
1.4. Поиски подлинного бытия как личностная и творческая сверхзадача В. Пелевина
Глава II. ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ
2.1. Функциональные аспекты понятия мотива
2.2. Восточные мотивы: литературный контекст
2.3. Истоки и художественная функция восточных мотивов в произведениях Пелевина
2.3.1. Постмодернизм и буддизм: общие черты картины мира
2.3.2. Мистика в русской литературе ХХ в.: истоки, традиции и рецепции
2.3.3. Идейные основы произведений В. Пелевина
2.4. Эволюция восточных мотивов в произведениях В. Пелевина
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Восточный тезаурус
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественный мир позднего В.О. Пелевина (2000-2010-е годы)2023 год, кандидат наук Шерчалова Екатерина Вадимовна
Антиутопический и религиозно-мифологический дискурсы в литературе постмодернизма2024 год, кандидат наук Ху Цзяжуй
Универсалии в романном творчестве В.О. Пелевина2007 год, кандидат филологических наук Зарубина, Дарья Николаевна
Поэтико-философские аспекты воплощения "виртуальной реальности" в романе "Generation 'П'" Виктора Пелевина2005 год, кандидат филологических наук Шульга, Кирилл Валерьевич
Поэтико-философские аспекты виртуальной реальности в романе "Generation'П'" Виктора Пелевина2005 год, кандидат филологических наук Шульга, Кирилл Валерьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Восточные мотивы в произведениях Виктора Пелевина»
Введение
Творчество Виктора Пелевина представляет собой особый феноменом русского постмодернизма. Проблематика его произведений охватывает практически весь комплекс «вечных» вопросов русской литературы. В них обнаруживаются культурные приметы и реалии советского, «перестроечного» и современного периодов. Некоторые затертые клише, сформированные, как правило, в советский период, подвергаются пародированию (например, доктрина непротивления злу, поиски Оптиной Пустыни графом t в романе «t», анекдотические мизансцены с Чапаевым в «Чапаеве и Пустоте», ампутация ног и последующий выпускной танец в «Омон Ра» и пр.), демонстрируется их выхолощенность на фоне исчерпанности так называемых «больших стилей». Другие же темы и идеи классической литературы (защита свободы воли («самостоянье человека»), «тварь ли я дрожащая?», «отцы и дети», «война и мир», «что делать?») приобретают новое современное звучание.
Восточные элементы и особенно идеи дзэн-буддизма выступают как одна из характерных черт творчества В. Пелевина, отличающая его тексты от других российских постмодернистов. Являются ли восточные мотивы маской автора или же важной чертой его поэтики - предмет бесконечных споров критиков, остро реагирующих на произведения, выходящие с неизменной регулярностью. Разный кругозор и когнитивный уровень читателей обусловливает различное понимание и трактовку произведений В. Пелевина. Тем не менее, как свидетельствует проведенный социологический опрос среди 150 читателей, практически каждый из них
уловил значимость восточных мотивов и элементов восточной философии в тексте.
Актуальность работы обусловлена потребностью обобщающего синтеза восточных философских мотивов в творчестве В. Пелевина. Обращение к восточным мотивам в творчестве Пелевина позволяет не только создать более глубокое представление о логике развития его творчества и генезисе его идей, но и уточнить место восточных мотивов в новейшей литературе.
Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют труды ведущих ученых по истории и теории литературы, в частности В. И. Тюпы, Ю. М. Лотмана, Е. Н. Мелетинского, Ю. В. Манна, А. К. Жолковского, Б. М. Гаспарова, а также специалистов по современному литературному процессу и постмодернизму (И. П. Ильина, С. И. Тиминой, М. Н. Липовецкого, И. С. Скоропановой, М. Эпштейна, Н. Б. Маньковской, О. В. Богдановой, М. А. Черняк, В. Н. Курицина, Г. Л. Нефагиной и др. ).
Методология анализа основана на системно-целостном подходе к литературному тексту как форме выражения авторского сознания и к литературному процессу как отражению эстетической и исторической жизни общества. Использование комплекса литературоведческих принципов, разработанных современной наукой, позволило осуществить системное рассмотрение художественных произведений с помощью историко-литературного, сравнительно-типологического, мотивного и культурологического методов анализа.
Материалом диссертации явились следующие произведения В. Пелевина: «Колдун Игнат и люди», «Зомбификация», «Generation 'П'», «Чапаев и Пустота», «Священная книга оборотня», «СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка (Правитель)», «Синий фонарь», «Девятый сон Веры Павловны», «Жёлтая стрела», «Нижняя тундра»,
«Омон Ра», «Шлем ужаса», «1», «Бубен верхнего мира», «Бубен нижнего мира», «Проблема верволка в средней полосе», «Тайные виды на гору Фудзи» и др. Эта значительная часть творческого наследия Виктора Пелевина, рассмотренная в ракурсе восточной проблематики и погруженная в контекст сложившихся традиций русской литературы, стала объектом диссертационного исследования; предметом его явились восточные мотивы (преимущественно китайские) в соотношении с параллельными системами мотивов, с которыми они коррелируют в указанных выше произведениях. Предметом специального исследования становятся аксиологический и поэтический аспекты прозы Пелевина.
Совокупность восточных мотивов в произведениях В. Пелевина и их роль в выражении его авторской позиции освещается впервые, чем определяется новизна работы. Впервые выявлены источники некоторых сюжетов и образов, уходящих корнями в китайскую устную и письменную традицию. Обосновывается представление о творчестве Пелевина как о знаковом явлении русской постмодернистской литературы. Восточные мотивы представлены не узко этнографически, а как комплекс религиозных, философских, исторических идей, фактов и нарративов. Главная тема Пелевина - плен человеческого сознания, то есть реальность, которую метафорически можно изобразить как сон, как буддистское путешествие в колесе сансары, как пленение в чужое тело, как солипсистскую замкнутость в самом себе, как гностическую неродственность миру, как попадание в иное пространство или время и пр. Эти разнообразные формы отражения авторских идей выполняют одну и ту же функцию, поэтому рядом с восточными мотивами были рассмотрены и другие значимые для построения системы художественного мира Пелевина идеи ряда европейских философов (солипсизм, гностицизм, архетипические античные сюжетные модели и
др.) «Мировоззрение автора соотносится с общей концепцией буддизма, согласно которой мир - это плен. Однако, несмотря на известное пристрастие писателя к восточной философии, в данном случае система его образов соотносится скорее со сферой архетипического, нежели привязана к конкретной онтологической системе".1 Восточные мотивы создают ту ускользающую архитектонику пелевинского художественного пространства, которая лишь оформляет основную идею всего его творчества: мысль об освобождении человеческого сознания от тоталитарного воздействия и манипуляций. Несмотря на многообразие и всепроницаемость восточных мотивов в творчестве Пелевина, их абсолютизация привела бы к упрощенному его пониманию. Рассматривая Восток и как содержание, и как художественный прием, и как идеал духовного освобождения, писатель, тем не менее, местом действия практически всех своих романов избирает современную Россию, а главной темой - особое бытование массового человека цифровой эпохи.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы раскрыть восточные мотивы произведений Пелевина, их художественную и идейную функцию, углубить понимание восточной культуры, выявить китайско-российскую литературную традицию. Целью исследования является изучение бытования и функционирования восточных мотивов как неотъемлемой части метафизической картины мира писателя, что помогает выявить основную проблему творчества писателя -«зомбификацию личности».
Поставленная цель диктует ряд конкретных задач исследования:
■ изучить поэтико-философскую структуру творчества В.
1 Борода Е. В. Проза В. Пелевина как диагностика социальной энтропии // Борода Е.В. Проза В. Пелевина как диагностика социальной энтропии // Материалы XV Международной конференции «Ломоносов». Секция «Филология». М.: МАКС Пресс, 2008. С. 626-527.
Пелевина;
■ выявить истоки, типологию восточных мотивов и их роль в формировании идейного комплекса произведений В. Пелевина;
■ проанализировать художественные средства создания «виртуального» пространства и времени, продемонстрировать их соотнесенность с восточными мотивами;
■ соотнести картину мира произведений В. Пелевина с буддизмом, гностицизмом и некоторыми западноевропейскими философскими течениями, выявив их вспомогательную роль в отражении современности;
■ показать, как при использовании восточных мотивов писатель демонстрирует путь к освобождению сознания, находящегося в плену у стереотипов и манипуляций.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации художественно-эстетических возможностей восточных мотивов, формирующих картину мира художественного произведения, в выявлении значимых аспектов художественного творчества В.Пелевина.
Положения, выносимые на защиту:
1. Восточный компонент (преимущественно китайский) - это яркая и важная сторона поэтики В. Пелевина, во многом определяющая его идеостиль.
2. Картина мира В. Пелевина ориентирована на постмодернистскую и буддистскую аксиологию. Равновеликими в
ней оказываются все живые существа, прошлое и настоящее, фикция и реальность, классика и современность, Восток и Запад. 3. Творческий метод В. Пелевина, вобравший в себя многие традиции классической и современной литературы, позволяет ему на каждом этапе своего творческого пути представлять актуальную квинтэссенцию современной российской жизни. В связи с этим можно полагать, что восточные мотивы во многом являются постмодернистским инструментом познания современности и особенности бытования массового человека цифровой эпохи.
4. В художественном мире В. Пелевина восточные мотивы выполняют сходную функцию с мотивами небытия, сна, пограничности и двойничества. Они также могут быть соотнесены с такими философскими течениями, как экзистенциализм и солипсизм.
5. Восток для Пелевина - это набор экзистенциальных состояний, образных типажей, наиболее адекватных его мирочувствованию и арсенал определенных художественных приемов. Несмотря на тонкое знание многих восточных систем, особенно дзен-буддизма, их демонстрация для Пелевина не является самоцелью. Восточные мотивы в его творчестве выполняют разные функции - это и способ воссоздать топос «инакомирия», и способ показать определенный взгляд на современную реальность, и способ описать ощущения от ее восприятия.
6. За счет устойчивой сюжетной схемы (учение - Учитель -побег) и определенных текстуальных и контекстных коннотаций выявляется авторская позиция.
Практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы могут быть использованы как для
дальнейшего изучения творчества В. Пелевина, так и при изучении специфики литературного процесса конца XX - начала XXI вв. Работа может дать материал исследователям ориентальных мотивов в русской литературе. Результаты диссертационного исследования могут также использоваться в междисциплинарных исследованиях.
Результаты исследования позволят ознакомить китайских русистов и китайских поклонников русской литературы с русским постмодернизмом и творчеством Виктора Пелевина как одного из ярких представителей современного российского постмодернизма.
Апробация работы. Основные положения и отдельные проблемы исследования многократно обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена. Важнейшие положения настоящего исследования изложены в семи публикациях, в том числе в научном издании, предусмотренном Положением ВАК, а также в докладах на XV Международной научно-практической конференции «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной изучения в иностранной аудитории» (20-22 апреля
2016 г, Санкт-Петербург), на Всероссийской научной конференции «Проблемы изучения российской словесности» (18-19 апреля 2016 г, Санкт-Петербург), на Международной научно-практической конференции «BASEES 2017 Annual Conference» (31 марта-2 апреля
2017 г., Кембридж, Англия).
ГЛАВА 1 В. О. ПЕЛЕВИН В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
1.1. Метафизика и поэтика творчества В. Пелевина
В. Пелевин вошел в русскую литературу в период «журнального бума» или литературного ренессанса (А. Вознесенский), когда стали печататься многие задержавшиеся на десятилетия произведения. Этим был интересен литературный процесс последней четверти ХХ века: современные писатели оказались на одной читательской полке с В. Набоковым, М. Булгаковым, А. Платоновым, Е. Замятиным, А. Ахматовой, В. Гроссманом и др. Сгущенная энергия классиков излучалась на литературное поколение конца ХХ в., как если бы это были их современники. Задавались стандарты художественного инструментария, уровня осмысления проблематики. Соответственно, исследовательская мысль стала фиксировать и анализировать способы воздействия «возвращенной» и переосмысленной классики на современных художников, в частности, В. Пелевина1. Реальность же позднего застоя и перестройки давала невиданный ранее материал, который нуждался в осмыслении. Начались поиски метода, нового героя и тем, соответствующих времени. Своеобразная риторика идеологического и культурного пространства, доставшаяся от советского наследия, выхолощенность многих идей и понятий на фоне исчерпанности так
1 Кротова Д. В. Творчество В. Пелевина и традиции модернизма // Филологические науки. Филологические науки. Вопросы теории и практики Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 3 (69): в 3-х ч. Ч. 3. С. 29-32. (Выявление у Пелевина традиций Л. Андреева и А. Платонова). Попова Е. Ю. Литературные прецедентные феномены как средства экспликации постмодернистских мотивов иллюзорности и абсурдности мира в творчестве в. Пелевина // Вестник московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, 2011, №3, С. 9-19.
называемых «больших стилей», пробивавшиеся ростки совершенно новой эпохи, создали необыкновенную для истории литературы ситуацию и породили несколько новых стилистических направлений. Осмысляя их, исследователи тех лет пытались найти им определения. Для представления калейдоскопа научных поисков, можно перечислить их названия, не ранжируя по значимости, хронологии и реальному наполнению: постмодернизм, «другая проза», концептуализм, постреализм, постромантизм, метареализм, соц-арт, проза non-fiction и др. Об этом, например, писал И. Н. Сухих, признавая, что в «продуктивном» кризисе находится не только современная литература, но и литературоведение, которому не помогают, выражаясь его словами, «подпорки» методов и направлений, так как налицо синтез различных тенденций в литературе и методов в литературоведении. На наш взгляд, это очень важное наблюдение, позволяющее «отсрочить» причисление того или иного писателя к определенному течению.
Виктор Пелевин отразил особенности и противоречия своей эпохи. Неслучайно его называли наиболее характерным
представителем «постсоветской словесности» 1 , а его творчество энциклопедией «интеллектуальной и духовной жизни России» XX-XXI
3
вв.
Признавая, что из-за многогранности стиля и проблематики В. Пелевина трудно отнести к какому-то одному из направлений, большая часть исследователей все же склонна рассматривать его в русле
1 Генис А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы // Знамя. - М., 1995. №12. С. 210.
Критика оказалась щедра на скрытые сравнения Пелевина с Пушкиным. Кроме «энциклопедии», его еще назвали «солнцем русской литературы» (В. Курицын). Макс Фрай же выразился иронично: «Пелевин - это наше все (= наше "ничего" = "все, но не наше" = "чье-нибудь кое-что").
3 Гурин С. Пелевин между буддизмом и христианством // Сайт творчества В. Пелевина. - http://pelevin.nov.rU/stati/o-gurin/1.html
постмодернизма. Потому можно сказать, что история изучения творчества Пелевина естественным образом вписана в литературоведческие исследования общих механизмов возникновения, развития и функционирования русского литературного постмодернизма в целом. Суммируя приемы и определения этого направления, «большинство исследователей склонны исчерпывать объем этого художественного феномена такими понятиями как деконструкция, дискредитация, отрицание». 1 При этом задействуются традиции таких направлений и течений, как модернизм, реализм, а также массовой культуры2.
В то же время нельзя забывать о том, что корни как литературы постмодернизма, так и ее исследований уходят в западноевропейские традиции, приемами и методологией которых пользовались российские писатели и ученые. По возможности постараемся прослеживать эту преемственность у отечественных исследователей. Свой вклад в изучение русского постмодернизма внесли такие критики и исследователи 1990-х гг., как А. Генис, Б. Гройс, В. Н. Курицын, М. Н. Липовецкий, Н. Б. Маньковская, М. Н. Эпштейн. Начиная с нулевых годов обозначенная проблематика подвергается систематизации, создаются учебно-методические пособия по курсу новейшей русской литературы, что означало полноправное признание нового большого направления в литературе: В. В. Агеносов ("Русская проза конца XX века" под редакцией
1 Бугославская О. В. Постмодернистский роман: Принципы литературоведческой
интерпретации // Автореферат дис. канд. филол. Наук. М., 2001 Ильин И. П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. - М.: 1995. С. 5.
3 См.: Генис А. Границы и метаморфозы: В. Пелевин в контексте постсоветской литературы // Знамя. 1995. № 12. С. 210-214. Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993. Курицын В. Книга о постмодернизме. — Екатеринбург, 1992. Курицын В. Постмодернизм: Новая первобытная культура // Нов. мир. 1992, № 2. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. Маньковская Н. Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма). Москва 1994. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодерна. М. 2000. Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе. М., 2005.
В. Агеносова, Т. Колядич и др.)1, О. В. Богданова "Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века -начало XXI века" , Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий "Современная русская литература. 1950 - 1990-е годы" , Т. Н. Маркова "Проза конца XX века: динамика стилей и жанров: материалы к курсу истории русской литературы XX века"4, Г. Л. Нефагина "Русская проза второй половины 80-х - нач. 90-х г.г. XX века" 5 , И. С. Скоропанова "Русская постмодернистская литература"6, М. А. Черняк "Современная русская литература". С появлением перечисленных работ становится возможным говорить о российском постмодернистском литературоведении и российской постмодернистской школе. Разнообразные работы объединяет внимание к основной составляющей современного литературного процесса, которую можно обозначить как стремление к самоидентификации литературы в границах новой культурной парадигмы.
Хронологическое совпадение объекта изучения и проводимого исследования задает определенную исследовательскую позицию, делает ученого включенным наблюдателем, способным считывать актуальные культурные коды, которые для него открыты, оперативно реагировать на новые тенденции. Но ему не ведомо будущее творческой биографии
1 Русская проза конца XX века: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. В. Агеносов, Т. М. Колядич, Л. А. Трубина и др.. Под ред. Т. М. Колядич. - М.: Академия, 2005. - 420 с.
2 Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века - начало XXI века). - СПб.: Изд. филол. факультета СПбГУ, 2004. -388 с.),
Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950 - 1990-е годы. В 2 тт. - М.: Академия, 2003. - 688 с.
4 Маркова Т. Н. Проза конца XX века: динамика стилей и жанров: материалы к курсу
истории русской литератры XX века. Челябинск, 2003. 92 с
5Нефагина Г. Л. Русская проза конца XX века. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 320 с.
6 Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие - М.: Флинта: Наука, 2001. - 608 с
7 Черняк М. А. Современная русская литература. - СПб., М.: САГА: Форум, 2004. -336 с.
писателя, его возможная эстетическая эволюция, не обозримы во всей полноте его связи с классикой и современностью. Трудно определяемо то место в истории литературы, которое ему будет уготовано потомками и будущей наукой. Все это сближает литературоведа с литературным критиком. А литературная критика, напротив, зачастую обретает научную значимость. В осмыслении русского постмодерна как литературного явления большую роль играли такие критики, как П. Басинский, А. Закуренко, Н. Иванова, А. Марченко, А. Немзер, И. Роднянская, С. Чупринин. Очень важно было непосредственное восприятие выходящих в свет произведений, соотнесение их с существующей традицией и выявление небывалых ранее черт. Потому так много ценных наблюдений над стилевыми и структурными особенностями сочинений Пелевина принадлежит именно им. Например, в критике, вслед за литературоведением, широко рассматривается принцип деконструкции как один из важнейших приемов пелевинского художественного метода, разрушение им определенного литературного канона, ироническое переосмысление штампов, которыми могут служить «речевые и ментальные клише». 1 Анализируя взгляды Ж. Деррида, ставшего теоретиком системы деконструкции любой иерархии, "которая так или иначе задается бинарной оппозицией". В. Курицын пишет, что "деконструкция" не столько учение о мире, сколько учение о том, как следует обращаться с миром"3, и что, подчиняясь этому закону, "всякий застывший, остановившийся смысл требует немедленной деконструкции"4, разоблачения любого высказывания. Идея деиерархизации для Пелевина воплотилась в смешении и уравнивании не только разных типов
1 Голубков М. М. История русской литературной критики ХХ века. - М.: Юрайт, 2016. С. 332.
Деррида Ж. Московские лекции - 1990. - Свердловск: 1991. С. 9.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм. - М.: 2000. С. 25.
4 Там. же. С. 26.
темпоральности, но и нарраций, а также синтезе элитарного и массового в искусства, в стирании границ между высоким и низким, 1 отказе от моноязыка. «Все языки и все коды <...> теперь становятся знаками культурного сверхъязыка, своего рода клавишами, на которых разыгрываются новые полифонические произведения человеческого духа".2
Для творчества Пелевина исследователи с трудом находят место в литературном процессе, выделяя у него «синтез модернизма и постмодернизма, массовости и элитарности». 3 По их мнению, «помимо отрицания и разрушения канонов, для постмодернизма оказывается значима и другая грань, выраженная в продолжении традиции, тесной связи с ней».4 Все больше слышится мнений не просто о «многомерности» литературы конца ХХ в., но и о наследовании постмодернизмом, и Пелевиным в частности, разнообразных литературных традиций. К настоящему времени не существует хотя бы сколько-нибудь упорядоченного их перечня, не говоря уже о глубокой доказательной разработке. Отметим некоторые пересечения.
Очень много наблюдений проделано над заимствованиями художественных методов. Например, игровые приемы Пелевина возводят к В. Набокову. Как показывают исследования, Набоков сам прошел эволюцию навстречу постмодерну, если рассмотреть его путь от «Дара» к «Лолите»5 и «Бледному огню».
1 Фидлер Л. "Пересекайте границы, засыпайте рвы"// Современная западная культурология: самоубийство дискурса. М.: 1993.
Эпштейн М. Парадоксы новизны. - М., 1988. С.385
3 Зарубина Д. Н. Универсалии в романном творчестве В. О. Пелевина // Автореф. дис. на соискание степени канд. наук. - Иваново, 2007. С. 6.
4 Кротова Д. В. Творчество В. Пелевина и традиции модернизма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2017. N0 3(69): в 3-х ч. Ч. 3. С. 29-32.
5 Осьмухина О. Ю. В. Пелевин и «Лолита»: преломление набоковской традиции авторской маски в романном творчестве В. Пелевина // Вестник Тюменского
15
А. Архангельский обнаруживает отголоски «Бесов», реминисценции В. Брюсова, полупародию на революционный эпос Пастернака, сходство приемов с Борхесом и Марио Варгоса Льосы. 1 А небольшой рассказ «Ника» стал предметом интертекстуальных исследований в книге О. В. Богдановой, С. А. Кибальника, Л. В. Сафроновой в книге «Литературные стратегии Виктора Пелевина». Помимо прямых отсылок к классике, например, рассказу «Легкое дыхание» И. Бунина, о котором идет речь в первых строках рассказа, авторы, исследуя генеалогию женского образа, нашли у героини типологические черты Наташи Ростовой, набоковской Лолиты, героинь Г. Газданова и др. А также выявили особый тип художественного кодирования. Среди попыток разобраться в хитросплетениях пелевинских реминисценций можно найти резко критические отзывы. Так, например, С. Ульянов, анализируя роман «Чапаев и Пустота», видит не интертекст, а «небрезгливые заимствования». Мистическую составляющую, параллельное повествование в двух мирах он возводит к Булгакову. Чапаева-Юнгерна сравнивает с Воландом и его свитой. В финале девятой главы видит пересечение со сценой из «Мастера и Маргариты», в которой Воланд покидает Москву. Мария, летящая со Шварценеггером, напомнила критику Маргариту, отправляющуюся на шабаш. «Не оставлен без внимания, - по мнению Ульянова, - «и Набоков. Я имею в виду «Приглашение на казнь», где тот тщательно разжевал тему мира-сновидения. Некоторые места «Ч. и П.» настолько близки к тексту Набокова (смотри концовки обоих романов), что начинает попахивать плагиатом. Чем и являются шестая и восьмая главы. Оригинал —
государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования 2011, N 1.
1 См.: Архангельский А. Пустота. И Чапаев // Дружба народов, 1997, №5.
2 Богданова О., Кибальник С., Сафронова Л. Литературные стратегии Виктора Пелевина -СПб.: ИД «Петрополис», 2008. С. 97-114.
16
«Москва-Петушки». Используя образность Пелевина, скажу, что читателю «вместо икры подсунули клюкву, воняющую рыбой»»1. Как бы то ни было, все эти различные, еще не устоявшиеся мнения, образуют линии литературного процесса, намечая «перспективу развития литературы XXI века».2
Сам же Пелевин предпочитает не обсуждать проблему следования традициям. В интернет-интервью он заметил: «А вообще в русской литературе было очень много традиций, и куда ни плюнь, обязательно какую-нибудь продолжишь»3.
Кроме того, активно ведутся исследования, выявляющие особенности художественного мира Пелевина на фоне его современников (В. Сорокина, В. Ерофеева, Т. Толстой и др.). Подобные соотнесения произведений Пелевина с теми или иными традициями и тенденциями позволяют исследователям высвечивать характерные черты его поэтики (переплетение нескольких сюжетных линий, наличие нескольких миров, двойственность персонажей) и говорить о методе. Сам же писатель так отзывается о своих коллегах: "Я не могу сказать, что я много читал современной русской литературы. И конечно я не могу назвать кого-то, кто на меня особенно повлиял. В свое время мне понравился "Пушкинский дом" Битова, этакий любовный роман с русской литературой 19 века, но я вряд ли захочу перечитать его снова сейчас. Мне нравится Искандер, его ранние работы, вышедшие в советское время, потому что в них есть настоящая теплота. И, конечно, писатели, жившие раньше, Булгаков, например, я был глубоко тронут "Мастером и Маргаритой".4 Хотя, по его
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Гротеск в художественном мире Виктора Пелевина2016 год, кандидат наук Павленко, Ада Петровна
Взаимодействие эпических жанров в прозе Виктора Пелевина2003 год, кандидат филологических наук Пальчик, Юлия Викторовна
Литературная рефлексия в русской постмодернистской прозе: А. Битов, Саша Соколов, В. Пелевин2004 год, кандидат филологических наук Воробьева, Елена Петровна
Антиутопия как метажанр в прозе Виктора Пелевина2018 год, кандидат наук Бобылева Анастасия Леонидовна
Поэтико-философский аспект произведений Виктора Пелевина "Омон Ра" и "Generation 'П'"2004 год, кандидат филологических наук Жаринова, Оксана Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Янь Мэйпин, 2019 год
Источники
1. Пелевин В. Зомбификация. Джеймс Бонд // Сайт Пелевина [Электронный ресурс] http://go.mail.ru/redir7via page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXL 8gvStSrSixLzCtJTNdLzs VLy5JLMnUL8vMLskv0i1IzUkty8zTrcrP TcpMy8xOTM6sTNTPTczM08soyc1hYDA0NTYwNTM0NrFkOO FV3Vz38Wwuui 19xafUЪwNABEEJb0. [Дата доступа 30 июня].
2. Пелевин В. <ЮПП (Щ)» - М.: Эксмо, 2015. - 384 с.
3. Пелевин В. «Чапаев и Пустота» : [Электронный ресурс] //http://knijky.ru/books/chapaev-i-pustota[Дата доступа 30 июня].
4. Пелевин В. t [Текст] / В. О. Пелевин. М.: Эксмо, 2009. - 384 с.
5. Пелевин В. Омон Ра // Бубен Нижнего Мира. — Терра-Книжный клуб, 1996. — С. 5—110. — 368 с.
6. Пелевин В. Омон Ра.-М.: Эксмо, 2007. - 192 с.
7. Пелевин В. Поколение «П» /перевод Лю Вэйфи, Пекин: Издательство «Народное издание». 2001. - 212 с.
8. Пелевин В. Проблема верволка в Средней полосе // Сочинения в 2-х томах, Т. II. М.: Терра-Terra, 1996. - 365 с.
9. Пелевин В. Священная книга оборотня - М.: Эксмо, 2004. - 384 с.
10.Пелевин В. Чапаев и Пустота.- М.: Эксмо, 2014. - 480 с.
11.Пелевин В.О. Чапаев и Пустота. - М.: Вагриус, 1996. - 370 с.
12.Пелевин В. Священная книга оборотня-М.: Эксмо, 2013. - 330 с;
13.Пелевин. Интервью в Италии // [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=66qQu8oykq4 [Дата доступа 26.07.2016].
14.Пелевин В. Омон Ра. - М.: Эксмо, 2015. - 192 с.
Список литературы
1. Анализ художественных особенностей в романе В. Пелевина
«Омон Ра», Мир знаний, [Электронный ресурс].
http://mirznanii .com/a/117947/viktor
pelevin//http://pelevin.nov.ru/interview/o-obsrv/1.html , [Дата доступа
12.01.2017]
2. Арбитман Р. «Предводитель серебристых шариков» // Литературная газета - 1993. - 14 июля
3. Аристотель. «Поэтика», IX, 1451b15-18 / пер. М. Гаспарова [Электронный ресурс] //http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=k4o [Дата доступа 12.01.2017]
4. Архангельский А. Пустота. И Чапаев / А. Архангельский // Дружба народов.- 1997. - №5. - С. 190-193.
5. Аскарова В. Я. (сост.) Мода в книжной культуре: границы дозволенного // Сборник науч. ст., - ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». - Челябинск, 2010. - 207 с.
6. Бабицкая В. Пелевин: биография из пустоты// [Электронный ресурс]. Open Spasce. Литература //http://os.colta.ru/literature/events/details/34904?expand=yes#expand [Дата доступа 10 апреля 2018 г.]
7. Истории // Сайт Пелевина // [Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/author/2355/stories-viktor-pelevin. [Дата доступа 01.03.2018].
8. Бавильский Д. Сон во сне. Толстые романы в «толстых» журналах // Октябрь. - 1996. - № 4 - С. 176-184.
9. Балабухин А. Цит. По: Иваницкая Е., Гамалов А. Петр Бадмаев. Дело врача // Профиль. Только первые лица. № 4 (226) от 05.02.2001.
10. Басинский П. Из жизни отечественных кактусов / П. Басинский // Лит. газ.- 1996.- 29 мая.- С. 4.
11. Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века - начало XXI века). -СПб.: Изд. филол. факультета СПбГУ, 2004.
12.Богданова О. В., Кибальник С. А., Сафронова Л. В. Литературные стратегии Виктора Пелевина - СПб.: ИД «Петрополис», 2008.
13.Болотин В. Так говорил Пелевин // Российская газета. 22.11.2013
14. Бугославская О. В. Постмодернистский роман: Принципы литературоведческой интерпретации // Автореферат дис. канд. филол. наук. М., 2001.
15.Борода Е. В. Проза В. Пелевина как диагностика социальной" энтропии // Борода Е.В. Проза В. Пелевина как диагностика социальной энтропии // Материалы XV Международной конференции «Ломоносов». Секция «Филология». М.: МАКС Пресс, 2008. С. 626-527.
16.Быков Д. Л. «Побег в Монголию» // Лит. газ.- 1996.- 29 мая.- С. 4.
17.В. Пелевин (в интерпретации) «Диалектика переходного периода» // Китайское чтение. Подробнее см.: [ Электронный ресурс] http://www.gmw.cn/01ds/2003-09/17/10-CB890A1A9293EF2F48256DA400072E24.htm.2003-09-17. [Дата доступа 23.12.2016]
18.Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. 305 с.
19.Виктор Пелевин в киберпространстве // [Электронный ресурс http://go.mail.ru/redir?via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS1
y8vL9fLSy0pzskvS9QrKtUvSc0vyqxM1C8pSswrTi7KLCgp1i9IzdEt KdLLKMllYDA0NTYwNTUwMzVnqNQ5vSv127_USMGf_wyFs2 QBFw8fCw [Дата доступа 30.06. 2018]
20.Виктор Пелевин и русский постмодернизм 09.01.2012 | Рубрика: Пелевин В. » [Электронный ресурс]. http:// shpargalkino. com/viktor-pelevin-i-russkij -postmodernizm/ [Дата доступа 30.06. 2018]
21.Виктор Пелевин. Интервью ObsЁrver. .Я никогда не был героем. Виртуальная конференция с В. Пелевиным // [Электронный ресурс] http://www.litguide.ru/liconts-348-1.htm [Дата доступа 01.04.2018].
22.Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы 20 века. М., 1994.
23.Генис А. Беседа десятая: Поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. -1997. - №12. С. 227-233.
24.Генис А. Границы и метаморфозы: В. Пелевин в контексте постсоветской литературы // Знамя. 1995. № 12. С. 210-214.
25.Генис А. Поле чудес. Эссе о Викторе Пелевине из цикла «Беседы о новой словесности» [Электронный ресурс] //http://pelevin.nov.ru/. [Дата доступа 18. 07. 2018]
26.Генон Р. «Кризис современного мира», М., - 1927 - 160 с.
27.Голобородова Т. Н. Феномен игры в культуре постмодернизма: проблемы философского анализа // Автореф. дисс. Канд. философских наук . Барнаул. 2000.
28.Голубков М. М. История русской литературной критики ХХ века. М.: Юрайт, 2016.
29.Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М. Худ. лит., 2000.
30.Гройс Б. Утопия и обмен. - М., 1993.
31.Гурин С. Виктор Пелевин: личность или личина? // Православие и современность [Электронный ресурс] // https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_3728 [Дата доступа 19.06.2015]
32.Гурин С. Пелевин между буддизмом и христианством // Сайт творчества В. Пелевина. - [Электронный ресурс] http://pelevin.nov.ru/stati/o-gurin/1.html [Дата доступа 19.06.2015]
33. Д. Л. «Побег в Монголию»// Лит. газ.- 1996.- 29 мая.- С. 4.
34.Деррида Ж. Московские лекции - 1990. - Свердловск: 1991
35.Деррида Ж. О грамматологии. - М.: AdMarginem, 2000
36. Дмитриев Б. Пузыри земли. // Культура. 1999. -№12.-С.4
37.Дугин А. Жан Робен, борец против Зеленого Цвета [Электронный ресурс] // http://propagandahistory.ru/books/Aleksandr-Dugin_Konspirologiya/18 [Дата доступа 19.06.2015]
38.Ельницкая Л. М. Сновидения в художественном мире Лермонтова и Блока: миф о демоне // Сон — семиотическое окно. Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст.ХХУ1 Випперовские чтения. - М.: Milano: Edizio..., 1993. С.109-113.
39. Ерофеев В. «Поминки по советской литературе» // Литературная газета, 1990. № 27.
40. Ерофеев В. Разговор по душам о виртуальном будущем литературы // Страшный суд. Роман. Рассказы. Маленькие эссе. М., 1996. С. 432-434.
41.Ерофеева Н. Н. Сон Татьяны в смысловой структуре романа "Евгений Онегин" // Сон — семиотическое окно. - М., 1993. С. 96-108.
42. Жизнь и творчество Виктора Олеговича Пелевина. Практическая магия [Электронный ресурс] // http://www.litguide.ru/licont-261.html [Дата доступа 02.04.2018].
43.Жолковский А. К. Блуждающие сны // Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. - М., 1994. С. 312-377.
44.Жэнь Минли. Россия, где ты в этом потоке? Объяснение книги «Чапаев и Пустота». Иностранная литература. Пекин. 2006. № 3.
45.Закуренко А. Искомая пустота. // Литературное обозрение. 1998. - № 3. С. 93-96.
46.Зарубина Д. Н. Универсалии в романном творчестве В. О. Пелевина // Автореф. дисс. на соискание степени канд. наук. -Иваново, 2007.
47.Зотов И. Пелевин как капитан Лебядкин // Виктор Пелевин: [Электронный ресурс] сайт творчества - Статьи -(http://pelevin.nov.rU/stati/o-zotov/1.html). [Дата доступа 14.08.2016]
48.Иваницкая Е., Гамалов А. Петр Бадмаев. Дело врача // Профиль. Только первые лица. № 4 (226) от 05.02.2001.
49.Иванова Н. Накопитель: Избирательные впечатления // Дружба народов. 1997. № 7. С. 189-201.
50.Ильин И. П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. - М.: 1995.
51. Интервью Кларка Блейза с Пелевиным в университете Айовы [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=X_G-СииСБЕМ [Дата доступа 14.08.2016]
52. Интервью редактора Виктора Пелевина Ольги Аминовой накануне выхода его нового романа // Дайджест лит-ра. Инфо
[Электронный ресурс] //http://lit-ra.info/intervyu/intervyu-redaktora-viktora-pelevina-olgi-aminovoy-nakanune-vykhoda-ego-novogo-romana/ [Дата доступа]27.09.2017
53.Карцев И. Е. Философская мысль Франции после второй мировой войны: «философия различия» [Электронный ресурс] //https://cyberleninka.ru/article/v/filosofskaya-mysl-frantsii-posle-vtoroy-mirovoy-voyny-filosofiya-razlichiya. [Дата доступа 10 апреля 2018].
54.Киселева П. А., Кузнецов А. В. Философия солипсизма и ее отражение в художественной литературе (на примере рассказа Виктора Пелевина «Девятый сон Веры Павловны») // XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки» // Электронный сборник статей по материалам XI студенческой международной заочной научно-практической конференции № 4 (11) Апрель 2014 г. М., 2014. С. 34-36.
55.Князева А. Ирреальное и реальное в творчестве Виктора Пелевина. Подробнее см.: [Электронный ресурс] http://www.liveinternet.ru/users/amymone/post311382585/ [Дата доступа 10 апреля 2018].
56.Колобородов А. Здравые смыслы. Настоящая литература настоящего времени. М.: Центрполиграф,. 2017 .
57.Конрад. Н. И. Запад и Восток. М., 1972.
58.Концова Е. В. Своеообразие поэтического «Востока» в литературе серебряного века // Автореф. дисс. на соискание степени канд. филол. наук. Воронеж, 2003.
59.Коныпина Н. Д. Влияние японской культуры на литературу и живопись России конца XIX и начала XX вв. Автореф. дис.... канд. культурологии. Саратов, 2004.
60.Корнев С. Восточный постмодернизм. Логика абсурда и «мышление между строк» // [Электронный ресурс] http://go.mail.ru/redir?via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXz 84vykst00vOSCzRKyrVT00sLokvyNXLKMllYDA0NbI0MjY3NLJg OKFU9cRp0UUB1jPbXD_rfN0JAKpnFw4 [Дата доступа 10 апреля 2018].
61.Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? Об одной авантюре Виктора Пелевина [Электронный ресурс]. //http://rudocs.exdat.com/docs/index-302967.html [Дата доступа 02.04.2018].
62.Корнев С. Блюстители дихотомий / С. Корнев // <BR> Кто и почему не любит у нас Пелевина [Электронный ресурс] / file.://localhost/C: [Дата доступа 22.04. 2018].
63.Крапивин В. В. Штудии. Окно на Восток. «Кушитство» и «иранство» в русской прозе 1910-1930 годов // Литературная учеба. - 2000. - N 1. С. 145-169.
64.Крипке С. Тождество и необходимость: пер. с англ. Л.Б. Лебедевой // Новое в зарубежной лингвистике / Вып. XIII: Логика и лингвистика. - М.: Радуга, 1982. С. 340-376.
65.Кротова Д. В. Творчество В. Пелевина и традиции модернизма // Филологические науки. Филологические науки. Вопросы теории и практики Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 3 (69): в 3-х ч. Ч. 3. С. 29-32.
66.Кубышкина В. О. Трансформация образа гностического демиурга в романе В. Пелевина «Ъ» // Современные проблемы
науки и образования. - 2015. - № 2 (часть 1) [Электронный ресурс] // URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=20371 [Дата доступа: 18.07.2018].
67.Кузнецов С. «Василий Иванович Чапаев на пути воина» [Электронный ресурс].// http://rudocs.exdat.com/docs/index-162721.html [Дата доступа 01.03.2018].
68.Кузнецов С. «Виктор Пелевин. Тот, кто управляет этим миром. [Электронный ресурс] //www.com // www.cdru.com/kuznet/ [Дата доступа 30.03.2018]
69.Кузнецов С. Виктор Пелевин: Тот, кто управляет этим миром [Электронный ресурс]. // http://pelevin.nov.ru/stati/o-kuzp/1.htm [Дата доступа 10 апреля 2018 г.]
70.Курицын В. «Великие мифы и скромные деконструкции» // Октябрь. 1996, № 8 // [Электронный ресурс] http://go.mail.ru/redir?via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXz 01MT6zKzEst1isqLQYR-vnJJflJqUX6hpaWZvoW-. [Дата доступа 30.03.2018].
71.Курицын В. Книга о постмодернизме. — Екатеринбург, 1992.
72.Курицын В. Постмодернизм: Новая первобытная культура // Нов. мир. 1992, № 2. С. 226-229.
73.Курицын В. Русский литературный постмодернизм. - М.: 2000. С. 25.
74.Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950 - 1990-е годы. В 2 тт. - М.: Академия, 2003. - 688 с.
75.Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. - Екатеринбург, 1997.
76.Ломанов А. В. Стратегия культурного влияния Китая в проекте «Один пояс, один путь» //Китай в мировой и региональной политике. История и современность, Пекин, 2017. С. 56-64.
77.Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего
развития. В 2 кн. Кн.1 М.: ООО «Изд-во «АСТ».
78.Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
79.Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров — М.: «Языки русской культуры», 1996. — 464 ^
80.Макеева К. Творчество Виктора Пелевина [Электронный ресурс]. // http://migha.ru/kseniya-makeeva--tvorchestvo-viktora-pelevina.html [Дата доступа 02.03 2018].
81.Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. - М., 1995.
82.Маньковская Н. Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма). - М., 1994.
83.Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма - СПб., 2000. С. 116.
84. Маркова Т. Н. Проза конца XX века: динамика стилей и жанров: материалы к курсу истории русской литературы XX века. -Челябинск, 2003. 92 с
85. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М. 2000. 307 с.
86.Мотрошилова Н. В. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1-4. - М., 2010.
87.Немзер А. Несбывшееся. Альтернативы истории в зеркале словесности // Немзер А. Замечательное десятилетие. - М., 2003. С. 19-42.
88.Нефагина Г. Л. Русская проза конца XX века. - М.: Флинта: Наука, 2003.
89.Нечаенко Д. А. Сон, заветных исполненный знаков. - М., 1991.
90.Нечипуренко Д. В. Художественная философия Пелевина // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012. С. 390-404.
91.Николаев П. Русские писатели 20 века. - М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», Издательство «Рандеву—ам», 2000. 543 с.
92.Ницше Ф. Веселая наука / Ницше Ф. Соч.: В 2 т.М., 1990. Т. 1. п. 268 С. 619-626.
93.НТВ. Программа «Главный герой». [Электроннвый ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=IzC2acv35HE [Дата доступа 10 апреля 2018 г.]
94.Орлицкий Ю. Б. Ориентир - ориенталия // Новое литературное обозрение. 1999, № 39. [Электроннвый ресурс] http://magazines.russ.ru/nlo/1999/39/orlicky.html [Дата доступа 11. 04. 2018].
95.Осьмухина О. Ю. В. Пелевин и «Лолита»: преломление набоковской традиции авторской маски в романном творчестве В. Пелевина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования 2011, N 1. С, 47-53.
96.Папкова Е. А. «Из Индии в Сибирь»: возвращение Всеволода Иванова // Сибирские огни. 2008, № 5. С. 160-163.
97.Папкова Е. А. Андрей Платонов и Всеволод Иванов: спор или диалог? (статья) // Творчество Андрея Платонова: исследования и материалы. СПб. Наука, 2008. Кн. 4.- 320 с. С. 281-291.
98.Печерская Т. И. Сон Онегина // Роль традиции в литературной жизни эпохи. Сюжеты и мотивы. Новосибирск, 1995. С. 62-69.
99.Пигулевский В. О. Романтический универсум, сюр- и гиперреальность // Историко-теоретические проблемы искусства. Кишинёв, 1987. С. 92-99.
100. Пильняк Б. А. Голый год/ Романы. М. Современник, 1990.
101. Пирогов Л. Синдром Пелевина - 2 // Лит. газ.- 1999.- 1-7 дек.
102. Полотовский С. А. , Козак Р. В. Пелевин и поколение пустоты. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
103. Полякова Н. А. Формы представления советской культуры в прозе российского постмодернизма // дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Полякова Наталья Александровна.- Пермь, 2011.- 158 с.
104. Попова Е. Ю. Литературные прецедентные феномены как средства экспликации постмодернистских мотивов иллюзорности и абсурдности мира в творчестве в. Пелевина // Вестник московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, 2011, №3. С. 9-19.
105. Радбиль Т. Б. Языковые аномалии в художественном тексте -М., 2012.
106. Ремизов А. М. Огонь вещей. - М., 1989
107. Репина М. В. Творчество В. Пелевина 90-х годов XX века в контексте русского литературного постмодернизма // дисс. на соискание степени канд. филологических наук. М., 2004 [Электронный ресурс]. // http://www.dissercat.cmodernizma [Дата доступа 24.03.2018].
108. Роднянская И. «.И к ней безумная любовь.» // [Электронный ресурс]. // http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/9/knobos01.html [Дата доступа 19.04.2018].
109. Роднянская И. «.И к ней безумная любовь.» // [Электронный ресурс] http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/9/knobos01.html [Дата доступа 19.04.2018].
110. Розин В. М. Природа сновидений и переживания произведений
искусства: опыт гуманитарного и социально-психологического объяснения // Сон — семиотическое окно. - М., 1993. С. 24-31.
111. Рубинштейн Л. Когда же придёт настоящий «П»? // Итоги. 1999. - №17 (152). - 27 апр.
112. Руднев В. П. Культура и сон//Даугава, 1990. № 3. С. 121-124.
113. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М: АГРАФ, 1999
114. Саид Эдвард В. «Ориентализм»: Западные концепции Востока. «Ру^кий Мiръ». СПб.. 2006
115. Свердлов М. Как сделан Пелевин: Хорошая защита для плохой прозы / М. Свердлов // Виктор Пелевин: сайт творчества -[Электронный ресурс] http://pelevin.nov.ru/stati/o-sverd/1 .html [Дата доступа 19. 02.2017]
116. Серафимова В. Д. История Русской литературы XX века: учебник.- М.: ИНФРА - М, 2016. - 540 с.
117. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие - М.: Флинта: Наука, 2001. - 608 с
118. Славикова О. Партия любителей П. // Октябрь.- 2000.- №9.- С. 178-184.
119. Слаповский А. И. Между большим и средним пальцем // Литературная газета.- 1996.- 30 окт.- С. 4.
120. Соложенкина С. Вся Россия делится на сны //Литературное обозрение, 1994. №5-6. С. 28-31.
121. Таборисская Е. М., Штейнгольд А. М. Тема сна и смерти в лирике Лермонтова и Тютчева (к проблеме творческой индивидуальности) // Жанр и творческая индивидуальность. Вологда, 1990. С. 75-87.
122. Тимина С. И., Грякалова Н.Ю., Черняк М. А.. Русская литература XX века- СПБ, 2011.
123. Тойшин Д. Интервью со звездой // [Электронный ресурс] // http://www.pelevin.nov.ru/interview/o-toish/Lhtml. [Дата обращения 02.03 2018].
124. Томашевский Б. В. Поэтика: Краткий курс. М., 1996
125. Трипитака. Новое издание. Том № 8 «Праджняпарамита хридая сутра». - 848 с.
126. Тульчинская Н. И., Ананина Т. В. Вестник КАСУ № 2 - 2006.
127. Тюпа В. Аналитика художественного. М.: Лабиринт, РГГУ, 2001. 192 с.
128. Ульянов С. Пелевин и Пустота. - Русский Журнал. 13 апреля, 1998 // Сайт творчества В. Пелевина. [Электронный ресурс] http://pelevin.nov.ru/stati/o-ulan/1.html [Дата обращения 02.09 2018].
129. Урюпин И. С. «Китайская» тема в творчестве М. А. Булгакова: к вопросу об инокультурной стихии в русской литературе 1920-х гг.// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки«». 2011. -№5 (59) //[Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskaya-tema-v-tvorchestve-m-a-bulgakova-k-voprosu-ob-inokulturnoy-stihii-v-russkoy-literature-1920^^ [Дата обращения 02.03 2018].
130. Фарыно Е. Строение текста: Синтагматика. Парадигматика. Смоленск, 2004.
131. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М. : Прогресс, 1986-1987. т. II.
132. Фидлер Л. "Пересекайте границы, засыпайте рвы"// Современная западная культурология: самоубийство дискурса. М.: 1993. С. 462-518.
133. Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: ИФ РАН, 2011.
134. Сангхаракшита. Буддизм: Основы пути / Пер. с англ. Е. Жаркова. - СПб: «Ясный свет». 1998
135. Хализев В. Е. Теория литературы. - М., 1999. 267 с.
136. Харламов И. После Пелевина // [Электронный ресурс] Виктор Пелевин: сайт творчества - Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/o-harl/1 .html) [Дата доступа 12.09. 2016].
137. Цзинь Яна, Лю Кунь. Полное небытие. - Пекин: Издательство народной литературы. 2003.
138. Чебоненко О. С. Литературные интерпретации жизненных смыслов дзен-буддийского Востока в произведениях XX в. (на примере В. О. Пелевина "Чапаев и Пустота" // Вестник бурятского государственного университета. 2011, - Вып. 10: Филология. С. 164-170.
139. Черняк М. А. Отечественная проза XXI века: предварительные итоги первого десятилетия : учебное пособие/-СПб.. - М.: САГА: ФОРУМ, 2015.-176 с.
140. Черняк М. А. Современная русская литература. - СПб., М.: САГА: Форум, 2004. - 336 с.
141. Чжэн Ти-у.Чапаев и Пустота. Шанхай: Шанхайское издательство переводов. - 2004. 252 с.
142. Чжэн Юнван «Игра, дзен-буддизм, постмодерн -постмодернистская поэтика В. Пелевина» - Пекин: Издательство «Народная литература». 2006. 248 с.
143. Чумаков Ю. Н. "Сон Татьяны" как стихотворная новелла Н Русская новелла. Проблемы теории и истории. - СПб., 1993.
144. Чупринин С. И. Жизнь по понятиям // [Электронный ресурс] www.telenir. Net [Дата обращения 23.03. 2018]
145. Чупринин С. Сбывшееся небывшее: Либеральный взгляд на современную литературу - и «высокую», и «низкую» // Знамя.-1993.- №9.- С. 181-188.
146. Шапиро Я. Пепса по-пелевински // Виктор Пелевин: сайт творчества - Статьи - [Электронный ресурс] http://pelevin.nov.ru/stati/o-pepsa/1.html. [Дата обращения 23.04. 2018]
147. Шкловский Е. ПП, или Победитель Пелевин / Е. Шкловский // Новое литературное обозрение.- 2000.- № 41.- С. 428-430.
148. Шульга К. В. Поэтико-философские аспекты воплощения "виртуальной реальности" в романе "Generation 'П'" Виктора Пелевина //дисс. на соискание степени канд. филологических наук. Тамбов, 2005 // [Электронный ресурс]. // http://www.dissercat.com/content/poetiko-filosofskie-aspekty-voploshcheniya-virtualnoi-realnosti-v-romane-generation-p-viktor [Дата обращения 21.03.2018].
149. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. Пер. с фр. и англ. А. А. Васильевой, В. Р. Рокитянского, Е. Г. Борисовой. Вступ. ст. и коммент. Н. Я. Дараган. Послесл. В. А. Чаликовой. Общая ред. И. Р. Григулевича и М. Л. Каспарова. - М.: Прогресс, 1987.
150. Энциклопедия буддизма // [Электронный ресурс].// http://go.mail.ru/redir7via page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXL 0sqTUnJLM5N1Ssq1S PzM7UV3UxULV0BpF0BqouhqoWpkh [Дата обращения 02.04.2018].
151. Эпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. -
М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 156.
152. Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе. - М., 2005.
153. Эпштейн М. Парадоксы новизны. - М., 1988. С.385
154. Эпштейн М. Постмодернизм в России. Литература и теория. — М.: Издательство Р. Элинина, 2000. — 368 с.
155. Эпштейн М. Прото-, или Конец постмодернизма // Знамя. 1996. № 3. С. 196-209
156. Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция — М.: НЛО, 2013.
157. ^мт. . http://zgmwxw.com/info.php?cid=3019
158.
3, 2004.
159.
http://wenku.baidu.com/view/99ebcd0e581b6bd97f19ea0c.html
160. 1989 10 Жо
161. 1989 30-31 Ж =
162.
19о
163.
С .19.
164.
До
165. http://www.wenxue360.com/archives/5322.html, глава 14
166. 2004.7.
167. ^ ^ : dil» i А + I . Ц Й : http://www.quanxue.cn/CT_DaoJia/LaoZi/LaoZi80.html
Приложение 1
Восточный тезаурус:
Ш ж : Дзэн-буддизм является духовным наставлением Будды Шакьямуни, здесь проявляется духовная связь с китайской культурой, это так называемый «китайский буддизм», философия древней Индий соединяется с философией Китая. Создателем Китайской школы дзен-буддизма «Чань» является Бодхидхарма (человек, живший на закате Южной династии). Идеологически в «Сутре Алтаря Шестого Патриарха» (центральное повествование чань-буддизма, единственная сутра китайского происхождения) раскрываются принципы данного ответвления буддистского учения. В трактате говорится о том, что человек считает свое тело, думы, чувства и мириады вещей иллюзорными, нереальными. Дзэн-буддизм заостряет особое внимание на достижении внутреннего просветления и освобождения.
Коан - короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию. Коан — явление, специфическое для дзэн-буддизма (в особенности, для школы Риндзай). Цель коана — придать определённый психологический импульс ученику для возможности достижения просветления или понимания сути учения. короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию.
^ Ш Ш Ш :«Малая колесница» представляет собой следующие идеологические принципы: вся жизнь человека изменчивая, невечная и в конечном итоге ведет к смерти. вся жизнь человека состоит из страдания и
отсутствия радостей. все пустынно и называется также "безатрибутной сущностью", являющейся телом и душой вселенной. В совокупности данные принципы приводят в пониманию "несуществования самостоятельного "Я". Следует сказать и о том, что в данном случае циркуляция соответствия следствий причинам, особая связь поколений, жизнь и смерть не имеют под собой оснований и имеют исключительно категорию бесконечности. "Большая колесница", в свою очередь, наставляет на пути познания, глубокого сосредоточивания и созерцания, своеобразного прозрения
ЖШШШ:Большая колесница,Махаяна - это направление в буддизме, иногда называемое "северным буддизмом". Именно этот вариант буддийского учения распространился в Китай, Тибет, Монголию, Корею и Японию. Традиция Махаяны возникла на севере Индии и распространилась преимущественно в Китае, Тибете и Японии. Она переосмысляет сложившиеся в Хинаяне положения о мироустройстве и духовном Пути, раскрывая смысл Учения Будды совершенно по новому.Основа Махаяны и Хинаяны - Сутры.Это писания, пришедшие к практикам древности в форме духовного откровения. Предполагается, что Сутры были переданы Буддой. Но Буддой уже не в форме конкретного исторического лица, Будды Шакьямуни, а как проявление природы Будды как таковой, вневременной, всеобъемлющей - метафизической реальности, запредельной относительно человеческого Ума.
Й! :"Сутра Алтаря (помоста)Шестого Патриарха".
"Сутра Помоста Шестого Патриарха" является центральным произведением чань-буддизма, излагающим все основные постулаты этого учения. Здесь приведён вариант сутры, ставший каноническим для всего учения чань и вошедшего в Трипитаку. Первоначальный вариант сутры по преданию был записан учеником Хуэйнэна - Фахаем (автором
предисловия к сутре).Сутрами называются произведения Будды. Это единственная китайская по происхождению сутра. £йШ^^Ш2:"Алмазная сутра"
«Праджняпарамита хридая сутре» («Сутре сердца», «Алмазной сутре») сказано: «все в мире неустойчиво и иллюзорно, подобно тому, как сон становится пузырем на воде, тенью, как роса или молния». Алмазная сутра является основополагающим буддийским текстом раннего периода буддизма махаяны. Название «Алмазная сутра» (англ. TheDiamondSutra) было привито западными исследователями исходя из одного из значений слова «ваджра», что плохо передаёт смысл её оригинального названия. сутра цикла «Праджняпарамиты», основополагающий текст буддизма махаяны, созданный приблизительно в III в. н. э., но не позднее середины IV в. Существует шесть китайских переводов. перевод Кумарадживы является второй в мире печатной книгой и датируется 868 годом.
: Шурангама-сутра (не путать с «Шурангама-самадхи-сутрой») — сутра махаяны, один из основополагающих текстов чань-буддизма, на который ввиду его сложности составлено множество комментариев. Переведена на китайский шраманой Парамити в 705 г.
:"Ланкаватара сутра". «Сутра явления [Благого Закона] на Ланке», одна и наиболее почитаемых и священных сутр буддизма Махаяны. Традиционно считается, что эта сутра содержит слова самого Будды, некогда явившегося на острове Ланка после пребывания во дворце царя морских нагов. «Ланкаватара сутра» признаётся основополагающим сочинением школы Чань/Дзэн, однако почитается и в других школах Махаяны, включая тибетский и дальневосточный буддизм. В сутре утверждается
свойственная Йогачаре первичность сознания, а также объясняется путь
161
достижения Пробуждения посредством йогических практик, заключающихся в успокоении ума и очищении его от васан и источников омрачений. Из этой сутры выводят важное положение буддизма Махаяны о трёх телах Будды — дхармакая, самбхогакая и нирманакая.
перерождение на шести путях (шесть путей метемпсихоза)
Щ: Даосизм - религия, которая зародилась в Китае приблизительно во время правления династии Восточного Хань, во втором веке нашей эры, изначально содержание ее состояло из фундаментальных идей даосизма: уважения к природе и состояния покоя и бездейстия. По мнению первых последователей даосизма, Создатель Вселенной говорит, что вселенная представялет собой единство пространства и времени.
ШГО: теория Инь и Ян: закон взаимопротивоположного, взаимного падения и роста природы. Лао-цзы утверждал, что все существа находятся в тени, но в то же время выходят на солнечную сторону. Физическая теория вселенной в данном учении выступает во взаимодействии пяти элементов: золота, дерева, огня, воды, почвы. Она объясняет, что природа работает безостановочно.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.