Восточная Европа в Арабской географии XII-XIV вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, доктор исторических наук Коновалова, Ирина Геннадиевна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 628
Оглавление диссертации доктор исторических наук Коновалова, Ирина Геннадиевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ АЛ-ИДРИСИ, ИБН СА'ИДА И АБУ-Л-ФИДЫ И ИХ СООБЩЕНИЙ О ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
1. Рукописная и издательская традиция
1.1. Рукописи и издания «Нузхат ал-муштак» и «Малого Идриси»
1.2. Рукописи и издания географического сочинения Ибн Са'ида
1.3. Рукописи и издания «Таквим ал-булдан» Абу-л-Фиды
2. Основные этапы изучения сведений арабских географов ХП-Х1У вв. о Восточной Европе
2.1. Историография XVI - начала XIX в.
2.2. Европейская историография XIX - начала XX в.
2.3. Русская историография XIX - начала XX в.
2.4. Исследование сочинений арабских географов Х11-Х1У вв. и их сообщений о Восточной Европе в середине - второй половине XX в.
2.5. Изучение карт ал-Идриси
3. Современное состояние изучения арабской географии Х11-Х1У вв.: Проблемы и методы
3.1. Идентификация топонимов
3.2. Соотношение текста и карты
3.3. Степень достоверности цифровых данных источников: Меры длины и географические координаты
ГЛАВА II. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В СОЧИНЕНИИ АЛ-ИДРИСИ
1. История создания географического сочинения ал-Идриси
1.1. Ал-Идриси при дворе Рожера II
1.2. Состав сочинения
1.3. Источники «Нузхат ал-муштак»
1.4. Методы работы ал-Идриси с источниками
1.5. Информация ал-Идриси о Восточной Европе:
Текст и карта
2. Физическая география Восточной Европы в сочинении ал-Идриси
2.1. Общие сведения о физической географии Восточной Европы
2.1.1. Моря
2.1.1.1. Черное море
2.1.1.2. Каспийское море
2.1.1.3. Балтийское море
2.1.1.4. Моря Северного Ледовитого океана
2.1.2. Реки
2.1.3. Озера
2.1.4. Рельеф
2.1.5. Климат
2.2. Традиционные и новые сведения о реке Атил
2.2.1. Описания Атгта
2.2.2. Источники сведений ал-Идриси орекеЛтш
2.2.3. Река Сакир
2.3. «Русская река»
3. Страны и народы Восточной Европы в сочинении ал-Идриси
3.1 .Русские земли
3.1.1. Общие представления ал-Идриси о Руси
3.1.2. Города Поднепровья
3.1.3. Города Юго-Западной Руси
3.1.4. Северные русские земли
3.1.5. Три группы русов
3.2. Северо-Западное Причерноморье и Нижнее Подунавье
3.3. Северное и Восточное Причерноморье
3.3.1. Маршруты плавания по Черному морю
3.3.2. Тмутаракань
3.3.3. Город Русиййа
3.3.4. Восточное Причерноморье и
Северный Кавказ
3.4. Половецкая степь
3.5. Поволжье
3.5.1. Хазары
3.5.2. Булгары
3.5.3. Буртасы
3.5.4. Басджирты
3.6. Восточная Прибалтика
3.6.1. Земля тавастов
3.6.2. Эстланд
3.6.3. Земля маджусов
ГЛАВА III. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ СОЧИНЕНИИ ИБН СА'ИДА
1. Состав сочинения Ибн Са'ида и его источники
2. Физическая география Восточной Европы в сочинении Ибн Са'ида
2.1. Гидрография
2.1.1. Моря
2.1.1.1. Черное море
2.1.1.2. Азовское море
2.1.1.3. Каспийское море
2.1.2. Реки
2.1.2.1. Дунай
2.1.2.2. Днестр
2.1.2.3. Днепр 388 2Л2Л.Атш 390 2.1.2.5. Река ал-Ганам
2.1.3. Озера
2.2. Рельеф
2.3. Климат
2.4. Флора и фауна 405 3. Страны и народы Восточной Европы в сочинении
Ибн Са'ида
3.1. Северное Причерноморье и Приазовье
3.2. Восточное Причерноморье
3.3. Северный Кавказ
3.4. Среднее и Нижнее Поволжье
3.5. Русь
3.6. Кочевые народы
ГЛАВА IV. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ СОЧИНЕНИИ АБУ-Л-ФИДЫ
1. Состав сочинения Абу-л-Фиды
2. Физическая география Восточной Европы в сочинении Абу-л-Фиды
2.1. Гидрография
2.1.1. Моря
2.1.1.1. Черное и Азовское моря
2.1.1.2. Каспийское море
2.1.1.3. Балтийское море
2.1.1.4. Моря Северного Ледовитого океана
2.1.2. Реки
2.1.2.1. Дунай
2.1.2.2. Днепр
2.1.2.3. Атил
2.1.2.4. Дон
2.1.2.5. Днестр
2.1.2.6. Кура 460 2.1.3 Озера
2.2. Рельеф
2.3. Климат
2.4. Флора и фауна 466 3. Страны и народы Восточной Европы в сочинении Абу-л-Фиды
3.1. Причерноморье
3.1.1. Крым
3.1.2. Приазовье
3.1.3. Нижнее Подунавье
3.1.4. Нижнее Поднестровье
3.1.5. Восточное Причерноморье
3.2. Нижнее Поволжье
3.2.1. Золотая Орда
3.2.2. Волжская Булгария
3.2.3. Буртасы
3.3. Северный Кавказ
3.4. Русь
3.5. Народы Европейского Севера
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Кочевая периферия восточных славян и Древней Руси: этносоциальные процессы и политогенез2006 год, доктор исторических наук Галкина, Елена Сергеевна
Русский каганат и салтово-маяцкая археологическая культура2001 год, кандидат исторических наук Галкина, Елена Сергеевна
Социально-экономическая и политическая история Карпато-Днестровских земель XII-XIV вв. по данным итальянских и арабских источников1984 год, кандидат исторических наук Коновалова, Ирина Геннадиевна
Арабские источники IX - начала XIII вв. о Восточном Мавераннахре2008 год, кандидат исторических наук Бейсебаев, Рахат Сансызбаевич
Этнический состав Причерноморской Руси2004 год, кандидат исторических наук Радомский, Ярослав Леонидович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Восточная Европа в Арабской географии XII-XIV вв.»
Среди иностранных источников по средневековой истории Восточной Европы важное место принадлежит сочинениям арабских географов и путешественников, содержащим немало уникальных сведений
0 Древней Руси, Волжской Булгарии, народах Северного Причерноморья, Северного Кавказа, Восточной Прибалтики. Изучение арабских источников по истории восточноевропейских стран и народов, начатое еще русскими востоковедами прошлого века1, не утратило своей актуальности и поныне. Современные исследования показывают, что и теперь материал арабских источников далеко нельзя считать исчерпанным. В особенности это касается географических сочинений ХП-Х1У вв., которые, в отличие от произведений 1Х-Х вв., остаются мало или даже совершенно не изученными.
1 История отечественного востоковедения до середины XIX в. М., 1990. С. 241258; Крачковский И.Ю. Арабистика и история народов СССР // Вестник АН СССР. 1938. № 5. С. 52-61; Он же. О подготовке свода арабских источников для истории Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии // Избранные сочинения. М.; Л., 1955. Т. 1. С. 151-156; Заходер Б.Н. Изучение в Советском Союзе восточных источников по истории стран Восточной и Центральной Европы // Советское востоковедение. 1958. № 1. С. 107-113; Восточные источники по истории народов Восточной Европы, изданные в СССР // Ближний и Средний Восток. М., 1962. С. 171-181; Древнейшие источники по истории народов СССР: Тематика и состав выпусков по Европейскому региону (Материалы для обсуждения). М., 1976. С. 47-51; Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского халифата: Тексты, перевод, комментарий. М., 1988; Бейлис В.М. К вопросу о конъектурах и о попытках отождествления этнонимов и топонимов в текстах арабских авторов 1Х-ХШ вв. о Восточной Европе // Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины. М., 1989. Вып. 1. С. 52-66; Коновалова И.Г. Восточные источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Е.А.Мельниковой. М., 1999. С. 169-258.
Несмотря на то, что арабские географические сочинения XII—XIV вв. содержат богатые данные по этнополитической истории и географии Восточной Европы, до сих пор не существует полных переводов на русский язык соответствующих частей этих памятников, а работы, специально посвященные исследованию имеющихся в них сообщений о Восточной Европе, можно пересчитать по пальцам.
Предметом настоящего исследования являются представления арабских географов Х11-Х1У вв. о физической и этнополитической географии Восточной Европы, сравнительный анализ топонимической и этнополитической номенклатуры их сочинений. В качестве объекта анализа избраны три арабских географических сочинения ХН-Х1У вв.: «Нузхат ал-муштак фи ихтирак ал-афак» («Отрада страстно желающего пересечь мир») сицилийского географа ал-Идриси (1154 г.), «Китаб бает ал-ард фи-т-тул ал-ард» («Книга распространения Земли в длину и ширину») испано-арабского ученого Ибн Са'ида ал-Магриби (70-е - 80-е годы XIII в.) и «Таквим ал-булдан» («Упорядочение земель») сирийского географа и историка Абу-л-Фиды (первая треть XIV в.). Все эти источники генетически связаны друг с другом: трактат ал-Идриси - крупнейшего средневекового арабского . географа - являлся одним из важных источников сочинения Ибн Са'ида, которое, в свою очередь, послужило основой для многих сообщений Абу-л-Фиды.
Сочинение ал-Идриси, в отличие от трудов Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды, включает в свой состав подробные карты ойкумены. Однако учитывая сложную рукописную традицию картографической части сочинения ал-Идриси, следует признать, что палеографическое и историко-географическое изучение восточноевропейских материалов карты по всем сохранившимся рукописям «Нузхат ал-муштак» должно проводиться в рамках специального исследования, имеющего иные, чем настоящее, задачи. Обращение к картографическому материалу ал-Идриси в моей работе будет связано с выяснением одного вопроса — о том, насколько текстовые и картографические данные географа о Восточной Европе взаимно обусловлены.
Целью исследования является реконструкция «ментальной карты» Восточной Европы и способов ее формирования у арабских географов XII-XIV вв. В задачи исследования входит выявление источников сведений арабских авторов; установление степени достоверности сообщений арабских географов о Восточной Европе; анализ соотношения традиционных и новых сведений о Восточной Европе в сообщениях арабских авторов Х11-Х1У вв.; определение приемов заимствования информации и характера преемственности сочинений.
Хронологические рамки исследования определяются, главным образом, временем составления анализируемых источников, т.е. XII -первой третью XIV в. Однако, по причине большого объема традиционных сведений, содержащихся в рассматриваемых сочинениях, в ряде случаев затрагивается и более ранний период, 1Х-Х1 вв.
Наряду с традиционными методами исследования текстов (такими как историко-филологический анализ, опирающийся на изучение рукописной традиции письменных памятников, их археографическое, текстологическое и лингвистическое исследование) проводится всестороннее сопоставление между собой выявленных сведений о Восточной Европе в сочинениях разных авторов с учетом жанровой специфики источников и того исторического контекста, в котором они создавались. С этой целью используются интердисциплинарные методы анализа, а также новейшие достижения имаго- и аллологии («образ Другого/Чужого»; «ментальные карты», или «воображаемая география»).
Несмотря на то, что сочинения ал-Идриси, Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды являются географическими, в качестве таковых они рассматриваются — в самом общем виде - лишь в трудах по истории мусульманской (или шире - средневековой) географии и картографии. В конкретных же исследованиях, посвященных анализу самих текстов этих ученых, их данные интерпретируются без учета того важного обстоятельства, что сообщения средневекового автора о разных странах и народах пронизаны специфическими пространственными представлениями. Принципиальная новизна моего подхода к исследованию сочинений арабских географов Х11-Х1У вв. состоит в том, что они анализируются прежде всего как географические тексты, отражающие субъективные представления арабских ученых об окружающем пространстве.
Научная новизна диссертации состоит также во введении в научный оборот большого количества новых данных о странах и народах Восточной Европы; в источниковедческом изучении сочинений ал-Идриси, Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды; в разработке и применении новых методик анализа топонимического материала средневековых источников; в выяснении особенностей соотношения карты и словесного описания в структуре средневекового географического описания.
У арабских географов Х11-Х1У вв. сведения о Восточной Европе составляют лишь небольшую часть от общего объема их пространных сочинений. Региональное исследование, в данном случае - анализ сведений трех авторов о Восточной Европе, не может быть успешным, если ограничиться анализом одного восточноевропейского материала географов. Совершенно очевидно, что сообщения ал-Идриси, Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды о Восточной Европе не могут быть рассмотрены изолированно от географической концепции авторов, без учета жанровой специфики их сочинений и методов работы географов. Этими соображениями - наряду с задачами исследования - продиктована структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, шести приложений, списка сокращений, источников и исследований. Первая глава содержит обзор рукописной и издательской традиции указанных сочинений и посвященной им историографии; во второй, третьей и четвертой главах последовательно рассматривается история создания сочинений ал-Идриси, Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды, а также проводится систематический анализ их сообщений о физической и
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Поэма "Шахнаме" Фирдоуси как источник по изучению этногеографии, истории и культуры ираноязычных народов2013 год, кандидат исторических наук Омид Шива
Развитие естественнонаучного образования татарского и русского народов в Среднем Поволжье и Приуралье, Х - начало ХХ вв.2001 год, доктор педагогических наук Мингазов, Рамиль Хаернасович
Источники по истории старотатарской письменности (XIII-XVIII вв. ) и их палеографические особенности1999 год, кандидат исторических наук Кадыров, Рашид Максумович
Исламизация Дагестана в X-XVI веках: историко-культурные аспекты2007 год, кандидат исторических наук Шихалиев, Шамиль Шихалиевич
Торговля в Поволжье и Приуралье в IX – начале XV веков2011 год, доктор исторических наук Валеев, Рафаэль Миргасимович
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Коновалова, Ирина Геннадиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование материалов ал-Идриси, Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды, посвященных Восточной Европе, показывает, что этот регион на протяжении Х11-Х1У вв. входил в сферу экономических, политических и познавательных интересов мусульманского мира. Об этом свидетельствует постоянное обновление информации о странах и народах Восточной Европы в сочинениях арабских географов указанного периода.
Восточноевропейские сообщения ал-Идриси, Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды имеют сложный состав. В известиях этих географов переплетаются два пласта сведений - традиционные и новые, современные авторам. Соотношение новой и традиционной информации во всех рассмотренных мною сочинениях имеет свои особенности. У каждого автора более или менее отчетливо выделяется комплекс новой информации о тех или иных объектах, которая выполняет структурообразующие функции, деформирует традиционный контекст или - в отдельных случаях - даже полностью вытесняет его.
Для ал-Идриси такой новой информацией являются полученные от купцов и путешественников маршрутные данные; их использование позволило географу либо составить описания ряда областей Восточной Европы, совершенно неизвестных более ранним арабским авторам (Поднепровье, Поднестровье, Кумания, Восточная Прибалтика), либо полностью обновить топонимическую номенклатуру региона, в той или иной мере уже знакомого его предшественникам (Северное Причерноморье).
Абу-л-Фида имел доступ к современной ему информации, связанной с дипломатическими, экономическими и религиозными контактами мамлюкского Египта и Золотой Орды, и тем самым получил возможность составить оригинальные описания Черного моря и впадающих в него с севера рек, а также дать развернутые характеристики золотоордынских городов Северного Причерноморья, Нижнего и Среднего Поволжья.
Новая информация в тексте Ибн Са'ида присутствует в куда менее концентрированном виде, чем в сочинениях ал-Идриси или Абу-л-Фиды. Тем не менее, именно благодаря крупицам новых данных Ибн Са'ид смог создать собственную картину физической и этнополитической географии отдельных областей Восточной Европы - Северного Кавказа, Северного Причерноморья, Нижнего и Среднего Поволжья.
Анализ новой информации в сочинениях арабских географов XII-XIV вв. позволяет сделать вывод о перемещении центров информации о Восточной Европе в рассматриваемый период. Если для мусульманских географов домонгольского времени (ал-Идриси) значительная часть сведений о народах Восточной Европы поступала в страны Халифата через Булгар, то уже во времена Ибн Са'ида эта информационная роль Булгара перешла к политическим и экономическим центрам Золотой Орды, в первую очередь к портовым городам Северного Причерноморья, участвовавшим в международной торговле, а также к золотоордынской столице городу Сараю и - в меньшей степени - к Саксину.
Рассмотрение сочинений ал-Идриси, Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды как географических текстов дает возможность не только реконструировать представления арабских ученых ХП-Х^ вв. о Восточной Европе, но и выявить основные элементы той своеобразной ментальной конструкции, которой являлось пространство средневекового географа.
Главным элементом описания выступали разнообразные географические объекты. Все они воспринимались самими географами как реальные, хотя на самом деле часть физико-географических объектов, охарактеризованных рассматриваемыми авторами, виртуальна. В посвященных Восточной Европе разделах сочинений ал-Идриси, Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды выделяются несколько географических наименований, которые в принципе не могут быть отождествлены с каким-либо конкретным географическим объектом, а представляют собой умозрительные конструкции самих арабских ученых, соответствующие их представлениям о физической географии нашего региона. Это, в первую очередь, относится к крупнейшим восточноевропейским рекам - реке Атил (упоминаемой всеми тремя авторами), которая лишь отчасти совпадает с Волгой, и «Русской реке» ал-Идриси, воплотившей идею о возможности водным путем пересечь Восточно-Европейскую равнину в меридиональном направлении. Точно так же озеро Тирма (Тума - в написании Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды) нельзя отождествить ни с одним озером Восточной Европы: в рассказе о нем тесно переплелись материалы ал-Хваризми и ал-Баттани об Азовском море, сведения купцов и путешественников об озерах Русского Севера и, возможно, данные литературных источников жанра 'аджа 'иб. Среди гор Восточной Европы нельзя найти точного соответствия упоминаемой всеми нашими авторами горе Кукайа, поскольку в этом орониме заключено обобщенное представление об окраинных, труднодоступных, заснеженных и безлюдных районах Севера.
Появление подобных топонимов связано, прежде всего, с неизбежной особенностью субъективного пространственного восприятия -с тем, что в сознании отдельного человека крупные природные объекты (моря, реки, горы) не имеют четких границ и не осознаются в качестве целостных гидрографических или орографических систем. Вследствие этого средневековый географ в той мере, в какой он опирался на сообщения информаторов о таких объектах, оперировал отрывочными данными, которые он сам должен был систематизировать тем или иным способом. Причины формирования рассматриваемых топонимов могло быть обусловлено не только нехваткой конкретных сведений, но и отсутствием в них потребности у той аудитории, для которой предназначалось создаваемое сочинение. По-видимому, для потребителей такой топонимии, в первую очередь, была важна определенная географическая идея - воплощением которой и служил топоним, — а не ее детализация.
Сделанное мною заключение о наличии принципиальной разницы между современными топонимами и многими географическими названиями арабских авторов позволило по-новому поставить вопрос о методике локализации упоминаемых ими топонимов, т.е. отказаться от представления о том, будто за каждым топонимом средневекового источника скрывается какой-либо конкретный географический объект.
Наряду с географическими объектами еще одним элементом пространства средневекового географа являются исторические лица, сами образы которых неразрывно связаны с определенным географическим контекстом. Немногочисленные исторические персонажи, населяющие географическое пространство ал-Идриси, Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды, все до одного являются знаковыми фигурами для мусульманского мира. Это Хосров I Ануширван, которому в арабской традиции приписывалось основание почти всех укреплений на Кавказе (именно в этом контексте он и упоминается всеми нашими географами); золотоордынские ханы Берке и Узбек, внесшие большой вклад в мусульманизацию Золотой Орды (с их именами связаны некоторые сведения Абу-л-Фиды о Причерноморье и Поволжье); завоеватель Багдада Хулагу, ведший упорные войны с ханом Берке за обладание Азербайджаном (благодаря рассказу об одном из эпизодов этого соперничества Ибн Са'ид сообщает новые детали о физической географии Северного Кавказа).
Сравнительный анализ восточноевропейских материалов в сочинениях ал-Идриси, Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды позволяет сделать выводы о характере заимствования сведений. В проанализированных мною фрагментах сочинений трех географов выделяется комплекс общих, «базовых» сведений, переходящих из сочинения в сочинение. Эти сведения восходят к известиям ранних арабских географов, опиравшихся, в свою очередь, на птолемеевскую традицию, и относятся к элементам оро- и гидрографии региона (в ряде случаев удается проследить и картографическую основу этой информации). Элементы рельефа и - в меньшей степени — гидрографии служат опорными деталями, помогающими географам расположить в пространстве сведения о населенных пунктах или же структурировать пространство для тех областей (как правило, северных), о которых иная информация просто отсутствует. Лишь для немногих районов Восточной Европы географы Х11-Х1У вв. располагали «самодостаточными» сведениями, которые сами по себе позволяли составить развернутое описание ряда объектов (такой материал предоставляли, как правило, черноморские лоции, использованные ал-Идриси и Абу-л-Фидой). В большинстве же случаев фрагментарные современные данные помещались в традиционный контекст, который придавал им связность и целостность. Приемы совмещения новых и традиционных сведений могли быть самыми разными. Если основу рассказа Абу-л-Фиды о северных странах составляют обширные выдержки из сочинения Ибн Са'ида, то последний, обращаясь к книжной информации, не только избегает прямого цитирования фрагментов из сочинений своих предшественников, но подвергает их сообщения основательной переработке. При этом объем заимствованного материала у Ибн Са'ида очень невелик сравнительно с теми возможностями, которые предоставляло ему, скажем, сочинение ал-Идриси. К примеру, Ибн Са'ид совершенно не воспользовался богатыми сведениями ал-Идриси о городах Нижнего Подунавья, Поднестровья, Поднепровья и Северного Причерноморья при составлении своего описания всех этих регионов.
Что касается астрономических данных, которые рассматриваются в историографии как дополнение Ибн Са'ида к текстовой информации ал-Идриси, как «шаг вперед» по сравнению с ним, то исследование материалов обоих авторов не оставляет сомнений в том, что соединение астрономических и описательных данных в сочинении Ибн Са'ида следует считать чисто механическим. Там, где можно сравнить текстовую информацию о местонахождении тех или иных объектов и указанные Ибн Са'идом их координатные данные, они противоречат друг другу. О формальном соединении тех и других сведений говорят и материалы Абу-л-Фиды, который не заботился о выяснении достоверности приводимых им координатных данных и довольно часто без каких-либо комментариев приводил несколько вариантов астрономической локализации, взятых им из различных источников. Попытка перенести на карту те географические объекты, для которых Ибн Са'идом и Абу-л-Фидой указаны широта и долгота (это в основном города), показывает, что на основании их координатных данных вычертить карту, сколько-нибудь соответствующую реальному положению вещей, невозможно, ибо города расположены бессистемно: так, почти все пункты Северного Кавказа оказываются к югу от Трапезунда; Сарир, напротив, лежит много севернее, почти на одной широте с Тмутараканью, а Саксин почти на той же широте, что и Булгар.
Сравнение материалов ал-Идриси, Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды о Восточной Европе убеждает в том, что, несмотря на очевидную связь этих сочинений, к вопросу об их соотношении, вопреки распространенному в историографии мнению, не следует применять категорию прогресса. Ибн Са'ид не ставил перед собой задачи приращения знаний о Восточной Европе по сравнению с ал-Идриси; то же самое относится и к Абу-л-Фиде, который не стремился углубить представления Ибн Са'ида об этом регионе. Каждый автор «осваивал» это пространство заново, пренебрегая многими сведениями своих предшественников - не случайно, этнополитическая картина Восточной Европы у Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды практически исчерпывается пределами Золотой Орды, несмотря на наличие богатого материала о Руси и Прибалтике в сочинении ал-Идриси. Интерес к тем или иным сведениям ал-Идриси со стороны Ибн Са'ида или к материалам последнего у Абу-л-Фиды диктовался, главным образом, задачами их собственных сочинений, а также содержанием той информации о Восточной Европе, которая поступала в мусульманский мир по современным каналам, которые для второй половины XIII - первой трети XIV в. были почти целиком связаны с Золотой Ордой.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.