Восприятие музыкальной культуры XX века как педагогическая проблема: На материале уроков музыки в старших классах общеобразовательной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Рабина, Татьяна Михайловна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рабина, Татьяна Михайловна
Введение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КАТЕГОРИИ ВОСПРИЯТИЯ.
§ 1. Категория восприятия в трудах ведущих российских ученых.
§ 2. Исследования музыкального восприятия и анализ различных ракурсов этого процесса в рамках философского, эстетического, социологического, психологического и педагогических подходов.
§ 3. Обзор используемых в практике общеобразовательного обучения программ по музыке.
Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПИСАНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
§ 1. Методика проведения урока музыки.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия: на материале музыкальных занятий в общеобразовательных школах Республики Корея2007 год, кандидат педагогических наук Юн Енг А
Освоение музыки как художественного явления мира в общеобразовательной школе2001 год, доктор педагогических наук Глазырина, Елена Юрьевна
Теория и методика освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций2008 год, кандидат педагогических наук Яшмолкина, Ольга Николаевна
Использование зрительной наглядности в формировании музыкального восприятия школьников (на материалах 4-5 классов казахских школ)1984 год, кандидат педагогических наук Алмаханова, Хадиша Алмахановна
Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков2006 год, кандидат педагогических наук Ломакина, Наталья Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Восприятие музыкальной культуры XX века как педагогическая проблема: На материале уроков музыки в старших классах общеобразовательной школы»
Д.Кабалевского современным материалом.
1.2 Принципы и методы.
1.3 Учитель и ученик.
§ 2. Педагогический эксперимент: цели, задачи, структура.86
Методика проведения контрольных срезов § 3. Описание этапов обучающего эксперимента. Анализ проверочного и итогового (заключительного) срезов.98
3.1 Констатирующий этап (6 класс)
3.2 Этапы проработки музыкально-художественного образа
3.3 Формирующий этап (7 класс)
3.4 Заключительный (итоговый) этап (8 класс)
Выводы. 109
Заключение.112
Библиография.115
Приложение.131
Введение
Радикальные экономические и социальные преобразования последнего десятилетия XX века в России, повлекшие серьезные изменения в структуре и содержательном наполнении ее культурного пространства, не могли не отразиться на отечественной педагогике, ее теории и практике. В частности, остро стоит вопрос о качестве художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения в общеобразовательной школе, которое в новых условиях лишилось традиционной поддержки внеклассной работы с детьми. До начала девяностых годов XX века огромное многообразие коллективных и индивидуальных форм организованного детского творчества, в том числе и музыкального, выступало в качестве системного и эффективного фактора приобщения школьников к мировым художественным ценностям и развития их эстетического сознания. Сегодня в российской общеобразовательной школе художественно-эстетический цикл предметов не может в полной мере влиять на мотивационно-аксиологические ориентиры, художественные предпочтения и взгляды подростков. К сожалению, понимание первостепенной важности формирования разностороннего культурного потенциала учащихся в большей мере остается декларативным. Можно констатировать, что практика преподавания этих дисциплин отстает от требований времени по разным причинам. Учителя музыки недостаточно обеспечиваются новой методической и музыкальной литературой, необходимым инструментарием, техническими средствами обучения. Одним из серьезных препятствий в деле формирования эстетически развитой личности является и трудно преодолимый педагогический консерватизм взглядов на урок музыки как на нечто второстепенное и менее важное, чем, например, урок математики. Сказанное позволяет говорить о том, что сознание современного подростка не имеет действенной защиты от агрессии массовой культуры, оперирующей не высокими художественными традициями искусства, а стандартом потребительского спроса, насаждаемого различными, часто безнравственными модными течениями свободного рынка «арт-товаров».
При этих неблагоприятных условиях возникает необходимость превращения урока музыки в общеобразовательной школе в эффективный инструмент воздействия на сознание современного школьника таким образом, чтобы его духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал развивался в процессе систематической акцентуации на подлинных шедеврах великих мастеров музыкального (шире - художественного) творчества.
С древних времен музыка в жизни человечества играла особую роль. Ей придавали огромную значимость в деле воспитания детей в Античности, причем использовали только те мелодии, которые положительно влияли на развитие эмоциональной сферы и художественного вкуса человека. О том, что музыкальное искусство открывает путь к познанию окружающего мира, говорили Пифагор, Аристотель, Платон, Боэций. В дальнейшем, по прошествии ряда столетий, формирующее воздействие музыки на мозг человека, на его эмоциональную сферу и интеллект экспериментально доказали многие крупные российские и зарубежные ученые. Исходя из этого, в диссертации констатируется, что работу с музыкальным материалом на уроке необходимо строить по принципу органичного единства восприятия художественного образа и его аналитической проработки. Важно отметить, что с самого начала обучения необходимо прививать школьникам отношение к музыке как к особого рода «языку», передающему определенную информацию, зашифрованную в интонационных формулах, которые могут быть понятны и раскодированы, если в сознании человека наличествует некий интонационный фонд или интонационный словарь общераспространенных «музыкальных речений». Такой педагогический подход позволяет, по выражению Б. Асафьева, рассматривать музыку «как искусство интонируемого смысла». Основываясь на известных принципах дидактики, можно утверждать, что постепенное усложнение музыкального материала и его интонационное осмысление от стиля барокко, венских классиков, романтизма П.И. Чайковского и Г. Малера, - к музыке Д. Шостаковича, С. Прокофьева, И. Стравинского, - в конечном счете может дать старшим школьникам «ключ» к пониманию музыки А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова и других композиторов, творчество которых принадлежит второй половине XX века и без которого нет целостной картины мирового музыкального искусства. Интересно отметить, что, несмотря на сложность и многоплановость интонационного языка произведений А. Шнитке, С. Губайдулиной и Э. Денисова, их яркая образность, контрастность, непривычность звучания и в то же время возникающие иногда стилевые реминисценции с музыкальным материалом прошлого а также адекватность современному ритму жизни, вызывают неподдельный интерес у старших школьников. Это создает благоприятные условия для процесса обучения и может быть трансформировано в различные творческие формы общения с учащимися на уроке, такие как диспуты, инсценировки, музыкально-литературные композиции. В настоящем исследовании автор, опираясь на собственный опыт, подчеркивает, что изучение современной музыки дает - при соответствующей подготовке - самые широкие возможности проецирования возникающих образов на различные жизненные ситуации, установления многосторонних стилевых контактов между видами и жанрами искусств. Все это способствует активизации художественно-образного мышления, повышает интеллектуальную нагрузку на уроках музыки, являясь логической точкой, завершающей семилетний цикл уроков музыки.
До настоящего момента музыка второй половины XX века как обязательный компонент учебно-воспитательного процесса в структуре художественно-эстетического цикла предметов в педагогическом ракурсе не рассматривалась: не исследовались приемы и способы изучения современной музыки в общеобразовательной школе. Отсюда актуальность данной работы и выбор темы.
Цель исследования: определить оптимальные педагогические условия развития восприятия старшими школьниками современной музыки академической направленности; в этой связи разработать и экспериментально проверить специальную методику, направленную на формирование интонационного мышления учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Объект исследования - музыкально-образовательный процесс в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования - восприятие школьниками явлений и феноменов современного музыкального искусства на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1) выявить уровень разработанности проблемы восприятия современной музыки школьниками;
2) обозначить место и роль музыки XX века в целостной системе музыкально-эстетического воспитания и образования на современном этапе.
3) определить педагогические условия, способствующие адекватному восприятию и усвоению учащимися новых музыкальных произведений академической ориентации;
4) проанализировать причины, тормозящие восприятие школьниками музыкального материала современной стилистики;
5) проверить целесообразность и обоснованность содержащихся в диссертации практических (методических) рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы;
6) разработать методическую систему, направленную на эффективное развитие эмоционального восприятия старшими школьниками явлений музыкального искусства XX века, а также на формирование способности осмысливать и ассимилировать музыкальные произведения, отличающиеся новизной и своеобразием интонационно-выразительных средств.
Гипотеза исследования:
1) специальные знания и аксиологические отношения, связанные с музыкой XX века (шире - искусством XX столетия), являются важной составляющей художественно-эстетического сознания современного человека;
2) целенаправленное эмоциональное и интеллектуальное освоение современного музыкального материала посредством методов, активизирующих интонационный слух и художественно-ассоциативное мышление школьников, может рассматриваться в качестве эффективного средства формирования восприятия музыкальной культуры XX века;
3) последовательное изучение современной музыки должно базироваться на интенсивном слуховом проникновении учащихся в интонационно-выразительную сущность музыкального материала, что открывает путь постижения музыки как особо организованной «речи»;
4) педагогическая стратегия и тактика обучения обуславливается конкретными условиями преподавания музыки в общеобразовательной школе и должна быть нацелена на максимальное раскрытие творческих способностей учащихся, на формирование их художественно-эстетических вкусов, запросов и потребностей;
5) специфические условия развития восприятия современной музыки в учебно-воспитательном процессе предполагают синергетическое воздействие на школьников разных видов искусств (живопись, литература, кино, театр);
6) важнейшим принципом формирования восприятия разнообразных музыкальных феноменов выступает преемственность в изучении интонационно-языковых элементов и стилевых закономерностей музыки классико-романтической традиции и музыки XX века, а также сопоставление их интонационных формул.
Теоретической и методологической основой исследования явились работы, рассматривающие философские (М.Бахтин, А.Лосев, Н.Бердяев, Л.Гумилев, М.Мамардашвили), психологические и психолого-педагогические
Л.Выготский, А.Леонтьев, С.Рубинштейн, В.Зинченко, Б.Теплов), историко-теоретические и философско-эстетические (Н.Киященко, Е.Шапинская), социологические (А. Сохор, А. Богданова, Г. Головинский), педагогические (О. Апраксина, Э. Абдуллин, Ю. Алиев, О. Радынова, Л. Рапацкая) аспекты.
Теоретические положения исследования основывались на концепциях отечественных ученых, выдвигавших целенаправленный подход к восприятию музыки как особой сложноорганизованной интонационной системы (Б.Асафьев, Б.Яворский, М.Арановский, Е.Назайкинский, В.Медушевский, М.Ройтерштейн), а также на анализе синтетического взаимодействия разных видов искусств.
Методы исследования включали в себя:
- теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, музыкознание, философия, эстетика, искусствоведение, культурология);
- обобщение передового педагогического опыта в области преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, прежде всего музыкальных дисциплин (на материале учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе), а также обобщение и ретроспективный анализ личного педагогического опыта автора диссертации; использование комплекса методов эмпирического уровня: педагогических наблюдений, собеседований, анкетирования, констатирующих и формирующих (обучающих) экспериментов.
Новизна проведенного исследования:
1. Осуществлен анализ основных педагогических концепций развития музыкального восприятия; выявлены пути и способы активизации интереса школьников к новым явлениям и феноменам мировой художественной культуры; показано, что ориентировка в современной музыкальной среде является важным фактором становления и развития художественно-эстетического сознания.
2. Определены педагогические условия, способствующие восприятию и ассимиляции в сознании учащихся сочинений И.Стравинского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Р.Щедрина, А. Шнитке и других композиторов XX столетия.
3. Разработаны и обоснованы методологические принципы художественно-эстетического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе, базирующиеся на идее синергетического воздействия различных видов искусств (живопись, литература, кинематограф) на развитие восприятия школьниками современной музыки.
4. Отработаны и проверены в экспериментальных условиях формы и методы учебно-воспитательной работы на музыкальных занятиях, направленных на адекватное восприятие и приобщение учащихся к музыке XX столетия (шире - к художественной культуре XX века), ассимиляцию в сознании современной молодежи эстетических принципов, отличающихся новизной музыкально-выразительных средств, используемых для воплощения актуальных идей и образов современности.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования обеспечена: а) опорой на фундаментальные положения отечественной дидактики, педагогической психологии, музыкознания и других смежных наук, а также адекватностью методологии исследования его специфике, его предмету, целям, задачам и т.д.; б) применением комплексного метода исследований, сочетающего в органичном единстве теоретические и научно-практические подходы к рассматриваемой проблеме; в) апробацией основных положений диссертации в различных видах и формах экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования в том, что: а) определены и проверены теоретико-методологические положения и практические рекомендации, повышающие эффективность учебно-воспитательной работы при освоении учащимися музыкального материала, относящегося к культуре XX века; б) даны конкретные установки по применению и продуктивному использованию на уроках музыки в школе педагогических технологий, современных научно-обоснованных методик, связанных с освоением явлений и феноменов музыкальной культуры сложной художественной стилистики; в) созданы необходимые предпосылки для совершенствования действующих программ по музыке в общеобразовательной школе.
Достоверность результатов настоящей работы обеспечена применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, предмету, целям и задачам, поставленным автором данного труда. В процессе историко-теоретического анализа проблемы был использован широкий круг научно-литературных источников, связанных с различными отраслями гуманитарного знания. Исследование осуществлялось на основе системного подхода, что обусловило рассмотрение музыкальных явлений XX столетия в их сложных внутренних взаимосвязях и зависимостях, действующих в определенном социокультурном и временном контексте.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социокультурная ситуация, складывающаяся в стране с начала 90-х годов прошлого столетия, требует внесения существенных корректив в традиционные формы проведения урока музыки в общеобразовательной школе, поскольку очевидно постепенное исчезновение высокохудожественной музыки из культурного пространства современного российского общества. Совершенствование содержания общеобразовательного процесса и форм изучения музыкального искусства, наполнение программы уроков новым музыкальным материалом предполагает органичный синтез общедидактических и частных методик в целостной структуре обучения и воспитания современных школьников.
2. Учителю необходимо опираться в своей работе над новым музыкальным материалом на широкий круг стилистических, жанровых и интонационных ассоциаций из сферы музыкального барокко, классицизма, романтизма. Эти ассоциации, обобщаясь и ассимилируясь в музыкальном сознании школьника в процессе сравнительно-сопоставительного анализа ключевых интонационных формул, помогают ему войти в сложный мир художественной культуры XX века, способствуют проникновению в смысл сочинений И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Ассоциативность и аналитичность могут рассматриваться в этом контексте как своего рода атрибуты музыкального мышления XX столетия.
3. Восприятие музыки И.Стравинского, С.Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова, С. Слонимского и др. будет существенно затруднено, а в ряде случаев невозможно без констатации творческих связей названных композиторов с традициями западноевропейской и русской музыкальной классики. Выявление и анализ этих связей - одна из центральных задач учителя музыки.
4. Музыкальное сознание школьника, его художественно-эстетическое мировоззрение, его реакции развиваются и прогрессируют при условии восприятия и проникновения в семантическую суть музыкального текста. Наиболее эффективным путем является в этом случае осмысление-переживание интонации как носительницы выразительного смысла музыки, ее содержательной основы.
5. Преодоление стереотипов во вкусовых пристрастиях учителей должно выступать одним из ключевых моментов в преподавании музыки в школе. Среди причин, препятствующих восприятию музыкального искусства XX века, важное место занимает определенная инертность музыкального сознания, порождаемая рядом причин, в том числе существующей в широком педагогическом обиходе методикой преподавания. Ликвидация аксиологических штампов и стереотипов музыкального мышления в индивидуальном сознании как учащегося, так и учителей, - актуальная задача современной педагогической науки и практики. Преподаватель музыки в общеобразовательной школе должен целенаправленно изучать новый, нетрадиционный музыкальный материал, создавая тем самым необходимые психолого-педагогические и профессиональные условия для решения стоящих перед ним задач.
6. Музыкальное искусство XX столетия должно изучаться в тесной связи с творчеством художников (В.Кандинского, К. Малевича, С. Дали и др.), литераторов (В. Маяковского, М. Булгакова, А. Вознесенского и др.), режиссеров (С.Эйзенштейна, М.Ромма, А.Тарковского и др.). Синергетическое (комплексное) освоение произведений разных видов искусства в ходе музыкальных занятий создает в художественно-эстетическом сознании учащихся определенную стилевую доминанту, облегчающую восприятие и понимание сочинений выдающихся музыкантов XX века, а также необходимые психолого-педагогические условия для углубления и интенсификации герменевтических процессов, относящихся к искусству театра, живописи, поэзии. Таким образом, принцип художественного синтеза должен выступать как методологический принцип музыкальной педагогики, предписывающий комплексное, синергетическое воздействие искусства XX века на учащихся, что в значительной мере интенсифицирует процессы освоения и понимания музыки И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и других.
Апробация и внедрение результатов исследования происходили: 1) в виде выступлений автора на Российских педагогических ассамблеях искусств (Магнитогорск, 2002г., Магнитогорск, 2003г.), научно-практических конференциях (Магнитогорск, 2003г.); 2) в процессе лекционной и семинарской работы с учителями музыки общеобразовательных школ г. Магнитогорска (на базе городского методического центра); 3) посредством публикации статей и тезисов по теме исследования, а также сообщений на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МПГУ; 4) в ходе проведения опытно-экспериментальной работы на базе школы № 53, школы № 56, музыкального колледжа и консерватории г. Магнитогорска (1998-2004 гг.).
Исследование проходило в несколько этапов:
I. 1993-1996г. - сбор теоретического и экспериментального материала, определение целей, задач, объекта, предмета, методов исследования; начало опытно-экспериментальной работы;
II. 1996-2000г. - определение концепции исследования, дальнейшее изучение теоретических материалов, проведение нескольких серий констатирующего и формирующего эксперимента;
III. 2000-2004г. - проведение заключительных серий экспериментального исследования; осмысление теоретических положений исследования; оформление текста диссертации.
14
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова2005 год, кандидат искусствоведения Эсаулова, Татьяна Ивановна
Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира1998 год, кандидат педагогических наук Миронова, Наталья Константиновна
Проблема трагического в русской музыке ХХ века: На материале творчества Д. Шостаковича и А. Шнитке1999 год, кандидат философских наук Михеева, Юлия Всеволодовна
Искусство музыкального авангарда как структурный компонент учебно-воспитательного процесса: На материале музыкальных занятий в рамках художественно-эстетических дисциплин2003 год, кандидат педагогических наук Сергеева, Елена Александровна
Комическое в музыке как феномен истории художественной культуры2009 год, кандидат философских наук Горячева, Татьяна Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Рабина, Татьяна Михайловна
Выводы
Методика развития восприятия школьниками-подростками современной музыки академической направленности строилась с учетом основных принципов музыкальной дидактики - преемственности, совместно-разделенной творческой деятельности, максимальной индивидуализации, интонирования, компаративности, а также на основе сложившихся в современной науке представлений о психической способности человека к восприятию и его функционированию в контексте сложной многоуровневой функциональной системы человека.
Все показатели, по которым оценивалось развитие музыкального восприятия, отражали все грани этого сложного процесса в целостном единстве. Диагностика в соответствии с избранными формами показателей уровня восприятия, в конечном счете, определяла качественные изменения, происходившие в сознании школьников в процессе педагогического эксперимента по следующим параметрам: образно-эмоциональный, дифференцированно-интонационный, логически-аналитический, ассоциативный. Все показатели имели как количественную, так и качественную оценку, выявлявшую общую тенденцию происходящего.
В ходе эксперимента были выявлены недостатки, которые наиболее типичны для слушателей-школьников на начальном этапе развития музыкального восприятия современной классической музыки. К их числу относятся: недостаточная концентрация внимания при прослушивании, отсутствие навыков дифференциации музыкальной ткани вследствие низкого уровня перцептивных операций, еще не сформированная способность вербально охарактеризовать образно-содержательную сторону музыкального произведения, неумение осознать общую конструкцию звучащей музыки, в соответствии с логикой развития всех музыкальновыразительных средств, бедный терминологический аппарат, слабо выраженный познавательный интерес.
Констатирующий срез, проводимый в различных учебно-игровых формах, показал низкий уровень сформированности интонационного слуха и способности к аналитической деятельности в процессе изучения новых, непривычных для слуха явлений музыкального порядка.
Опытно-экспериментальная работа, которая последовательно проходила в течение 3 лет в общеобразовательных школах на уроках музыки, строилась по нескольким направлениям:
1) целенаправленное и систематическое знакомство с сочинениями композиторов XX века;
2) обогащение словарного запаса школьников необходимой терминологией;
3) развитие интонационного слуха путем специальных упражнений и подробного анализа комплекса средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи;
4) постоянный поиск художественных и жизненных ассоциаций с изучаемой музыкой;
5) активизация познавательного интереса.
Результаты опроса экспериментальной группы показали следующее: а) более глубокое образно-эмоциональное постижение музыки;
6) внимание к средствам музыкальной выразительности, характеризующие основные черты и свойства мелодики, ладовую окраску, тембр, динамичность звучания; в) последовательный анализ логико-конструктивных закономерностей музыкального материала; г) определение композиторского стиля.
Важнейшей стороной процесса эксперимента являлось формирование отношения к музыкальным явлениям как к особо организованной речи, имеющей все основные элементы языка. Расширение музыкально-языкового тезауруса строилось на основе закрепления в сознании школьников типичных музыкальных лексем и формул, определяющих стилистические и образные закономерности музыкального искусства.
Несмотря на значительные трудности решения поставленной задачи в условиях обычной школы, где подавляющее число детей не имеет никаких других контактов с музыкой академического направления, можно уверенно говорить о том, что при соответствующих педагогических условиях эффективно влиять на развитие восприятия современной музыки школьниками возможно и, учитывая сложность современной социокультурной ситуации, необходимо.
Учащиеся образовательной школы способны успешно освоить достаточно широкий круг грамматических норм, лексических и семантических закономерностей современного музыкального языка. Соблюдение дидактически целесообразных форм обучения, базирующихся на гармоничном сочетании репродуктивных и творческих методов работы с учащимися, позволяет значительно интенсифицировать деятельность психических функций учащихся, как базисных компонентов аналитико-синтезирующей деятельности сознания.
Ориентируя мышление учащихся на музыкальные эталоны, можно регулировать процесс формирования художественных предпочтений подростков на произведения музыкального искусства, имеющих непреходящее значение для человеческого общества.
Экспериментальная работа подтвердила правомерность выдвинутых положений о необходимости введения изучения современной музыки академической направленности в уроки общеобразовательной школы.
112
Заключение
Проблема формирования у подрастающего поколения ценностной ориентации в наш сложный век ставит перед преподавателем музыки в общеобразовательной школе вопрос о новом содержательном наполнении программ, целью которых является духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства. Урок музыки в школе не является профилирующим предметом, но, по многим причинам, функционально должен заменить разрушившиеся системы нравственного и художественного воздействия на сознание подростка. Формирование души ребенка - задача ответственная и более чем сложная. Его информативное поле засорено большим количеством негативных впечатлений и низкопробных продуктов коммерческой культуры. И, практически, преподаватель музыки остается чуть ли не единственным носителем не только эстетических, но и этических норм.
Проверенная временем система Д. Кабалевского в современных социокультурных условиях нуждается в переосмыслении и дополнении художественными явлениями XX века. Музыкальное воплощение нового содержания, отразившего противоречивость духовных исканий великих наших современников, их изменившийся интонационный словарь значительно усложнили ситуацию художественного восприятия. Но, несмотря на новаторский язык музыкальных произведений композиторов XX века, их яркая образная контрастность, непривычность звучания, полистилистика адекватны современному ритму жизни, что вызывает неподдельный интерес у старших школьников.
Процесс восприятия современной классической музыки должен стать педагогически управляемым. Предпринятое исследование ставило своей целью выявить дидактические возможности методики освоения новых интонационных формул, направленной на формирование осознанного отношения к высокохудожественному содержанию музыкального искусства в целом.
Качественный анализ результатов заключительного среза на итоговом этапе подтвердил общую тенденцию, сложившуюся в конце обучающего эксперимента: в экспериментальной группе наблюдался положительный рост по всем основным критериям восприятия современной музыки. Это выражалось в более глубокой эмоциональной реакции учащихся во время и после слушания музыки, в возросшем внимании к средствам музыкальной выразительности в их лексическом и семантическом контексте (см. Приложение).
Полученные результаты явились основой для выводов исследования, которые заключаются в следующем:
1. В современных социокультурных условиях уроки музыки в общеобразовательной школе в прежнем, традиционном виде во многом не оправдывают себя. Необходимы существенные коррективы в содержании, формах и методах развития восприятия новых музыкальных явлений у современных школьников.
2. Музыка второй половины XX века, которая отличается новизной музыкально выразительных средств, иными интонационным формулами и образами, должна стать объектом специального освоения в цикле художественно-эстетических дисциплин современной общеобразовательной школы. Изучение современной музыки школьниками, основанное на анализе музыкально-выразительных средств произведения, активизирует развитие не только музыкального мышления, но и влияет на личностный и творческий потенциал подростков.
3. Для постижения подростками музыкального языка композиторов XX века необходимо целенаправленное и систематическое развитие интонационного слуха на уроках музыки, основанного на закреплении в сознании школьника типичных музыкальных лексем и формул, определяющих стилистические и образные закономерности музыкального искусства.
4. Новаторский язык музыкальных произведений великих наших современников И.Стравинского, С.Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова, С. Слонимского и др. - их яркая образная контрастность, непривычность звучания, полистилистика, адекватны современному ритму жизни, что вызывает неподдельный интерес у старших школьников.
5. Важнейший компонент рассматриваемой методики выражается в компаративном подходе, т.е. в сравнительно-сопоставительном анализе музыки XX века с явлениями музыкальной культуры прошлого, что позволяет обнаружить смысловые и выразительно-технические связи современного искусства с искусством барокко, классики и романтики.
6. Одним из факторов, усиливающих эмоциональное воздействие и интеллектуальное осмысление музыкальных явлений XX века, является синергетическое (комплексное) воздействие разных видов искусств, вызывающее множественные художественные ассоциации и тем самым расширяющее эстетическое сознание учащихся.
Эти подходы могут быть успешно реализованы при четко продуманной методике интенсификации процесса освоения нового современного музыкального искусства XX столетия и зависят от конкретных условий протекания учебно-воспитательного процесса.
115
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рабина, Татьяна Михайловна, 2004 год
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М., Просвещение. — 1983.
2. Адорно Теодор В. Introduction to the sociology of music. — N.Y., 1976. — 233 c.
3. Адорно Теодор В. Проблемы философии морали/ Пер. с нем. М. JI. Хорькова. — М.: Республика, 2000. — 239 с. — (Б-ка этической мысли).
4. Адорно Теодор В. Философия новой музыки / Пер. с нем. Б. Скуратова; Вступ. ст. К. Чухрукидзе. — М.: Логос, 2001. — 352 с.
5. Алексеева Л. Н., Григорьев В. Ю. Зарубежная музыка XX века.— М.: Знание, 1986. — 192 с. — (Нар. ун-т. Фак. литературы и искусства).
6. Алиев Ю. Б. Вопросы методики музыкального воспитания детей. — М., 1976.
7. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.— М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 336 е.: нот. — (Б-ка учителя музыки).
8. Алиев Ю. Б. Музыка: Программа. — М., Просвещение, 1993.
9. Амонашвили Ш. А. Размышления о Гуманной Педагогике.— М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 464 с.
10. Ананьев Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека: Восприятие.— М.: Просвещение, 1968. —335 с.
11. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова / Вводная ст.: А. А. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980. — 22 с.
12. Ананьев Б. Г. Некоторые вопросы теории воспитания// Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. —М.,1960. — С. 221-249.
13. Апраксина О. Музыкальное восприятие в школе: Сб. ст. — М.: Музыка, 1975. —Вып. 10.
14. Арановский М. Концепция музыкального стиля в работах М. К. Михайлова // Михайлов М. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты / Сост. А. Вульфсон. — Л.: Музыка, 1990. — С. 13-88.
15. Арановский М. Музыкальный текст: Структура и свойства.— М.: Композитор, 1998. —341 с.
16. Аргажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
17. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн.— Л.: Музгиз, 1963. —379 с.
18. Асафьев Б. В. О музыке XX века. — Л.: Музыка, 1982. — 200 с.
19. Асафьев Б. В. Путеводитель по концертам. — М.: Музыка, 1970.
20. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.— 208 с.— (Б-ка учителя по общ. проблемам теории обучения и воспитания).
21. Барсова И. Специфика языка музыки в сознании художественной картины мира // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / 1984. — Л., 1986. — С. 99-116.
22. Басин Е. Я. Терапевтический эффект идентификации с автором. Майевтика в системе психологических знаний. — Киев, 1993.
23. Бердяев Н. А. Самопознание: Сочинения.— М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1997.— 624 с.— (Серия «Антология мысли»).
24. Берлянчик М. М. Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество: Монография / Рос. академия музыки им. Гнессиных, Магнитог. гос. муз.-пед. ин-т. —М., 1993. — 200 е.: нот., ил.
25. Блинова М. Временная природа музыкального восприятия в свете учения о высшей нервной деятельности // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1968. —Вып. 8. —С. 111-127.
26. Большой англо-русский словарь: В 2 т. / Н. Н. Амосова, Ю. Д. Апресян, Н. Р. Гальперин и др.; Под общим рук.: Н. Р. Гальперина и М. Н. Медниковой. — 4-е изд., испр., с дополнением. — М.: Русский язык, 1988.
27. Большой толковый психологический словарь: В 2 т: Пер.с англ. / Сост. А. Ребер — М.: Вече: А.С.Т., 2000.— Т. 1: А-О. — 591с.; Т. 2: П-Я. — 559 с.
28. Бонфель М. Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Гумант. изд. центр ВЛАДОС, 2001.— 224 е.: нот. — С. 202-208.
29. Бореев Ю. Эстетика. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
30. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 352 е.: ил.
31. В мире искусства: Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства/ Сост.: Т.К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев; Науч. ред. А. А. Мелик-Пашаев.— М., 2001.— 384 с.
32. Вильнер Б. Я., Пешее Л. Я. Очерки по биологической кибернетике. — Минск: Высшая школа, 1977. — 192 е.: ил.
33. Вольные мысли: К юбилею С. Слонимского. — СПб.: Композитор, 2003. —616 с.: ил.
34. Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвуз. сб. ст. / Сост.: А. Н. Якупов, М. М. Берлянчик / Магнитог. гос. консерватория, Моск. гос. консерватория. — Магнитогорск: Изд-во МаГК, 1997. — Вып. 2. — 456 е.: нот., ил.
35. Восприятие и деятельность/ Под ред. А.Н.Леонтьева.— М.: МГУ, 1976. —319с.
36. Восприятие музыки /Сост. В. В. Максимов. — М., 1980.
37. Выготский Л. С. Психология искусства.— 3-е изд.—М.: Искусство, 1986.—573 с.
38. Выготский JI. С. Динамика и структура личности подростка/ Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. пед. академия , 1994.
39. Выготский JI. С. Педагогическая психология / Под ред.
40. B. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
41. Выготский JT. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1982. — Т.2 : Общие проблемы психологии: Лекция 1. Восприятие и его развитие в детском возрасте. — С. 363-381.
42. Выготский JI. С., ЛурияА. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна, примитив, ребенок. — М.: Педагогика: Пресс, 1993. — 224 с.
43. Высоцкая М. С. К исследованию современного художественного мышления. — М., 1996.
44. Герасимов И. Научные исследования. — М.: Политиздат., 1972. — 218 с.
45. ГерцманЕ. Античное музыкальное мышление.— Л.: Музыка, 1986.— 288 с.
46. Глазырина Е. Ю. Музыка в четвертом измерении / Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников. — М.: Искусство в школе, 2001. — 372 с.
47. Горлинский В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: Актуальные проблемы переходного периода / Моск. гос. ин-т музыки им. А.Г. Шнитке. — М., 1999. — 333 с.
48. Горностаева В. Два часа после концерта. — Дубна: Изд-во Свента, 1995. —224 с.
49. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология.— М.: Междунар. академия наук, 1983.-280 с.
50. Гранковская Р. М. Элементы практической психологии.— Л., 1984.—1. C. 21-40.
51. Григорьева Г. Г. Анализ музыкальных произведений: Рондо в музыке XX века. — М.: Музыка, 1995. — 96 с.
52. Григорьева Г. Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. — М.: Сов. композитор, 1989. — 208 с.
53. Гусев С. С. Миграция понятий и взаимодействие науки и искусства // Психология процессов художественного творчества. — Л., 1988. — С. 245-249.
54. Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии: Философско-гносеологический анализ. — М.: Политиздат, 1985. — 192 с.
55. Давыдов Ю. Вульгарно-потребительский гедонизм и кризис художественного восприятия // Кризис буржуазной культуры и музыка. — М., 1973. — Вып. 2. — С. 5-64.
56. Джеймс У. Апперцепция // Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. — М., 1998. —Ч. XIV. — С.123-130.
57. Джеймс У. Восприятие // Джеймс У. Психология. — М., 1997. — С. 211— 234.
58. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика воспитания в школе // Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 240 с.
59. Долинская Е. О русской музыке последней трети XX века: Учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки» для студентов музыкальных вузов. Магнитогорск: Изд-во МаГК: Магнит, гос. консерватория, 2000. 158 с.
60. Друскин М. Зарубежная музыкальная историография: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1994. — 63 с. — (Б-ка музыканта-педагога).
61. Дьячкова Л. Гармония музыки XX века: Учеб. пособие по курсу «Гармония» / ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1989. — 104 с.
62. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.— М., 1986. — Т. 1 Психическое развитие ребенка.
63. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — 2-е изд. с доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2000. — С. 368-377.
64. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики: (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Учеб. пособие / При участии Горбова С. Ф., Н. Д. Гордеевой. — М.: Гардарики, 2002 — 431 с.
65. Зинченко В. П. Живое знание: Психологическая педагогика. — Самара, 1998. — Ч. 1: Материалы к курсу лекций. — 216 с.: ил.
66. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М.: Травола, 1994. — 304 с.
67. Золотоносов М. А. Метаморфозы терминологии и коммуникативный аспект культуры // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — М., 1983. — С. 244-253.
68. Зубарева Н. Об эволюции пространственно-временных представлений в художественной картине мира// Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — М., 1983. — С. 25-36.
69. Известия Российской академии образования. — М., Изд. дом Магистр-ресс, 2001. — №4.
70. История современной отечественной музыки: Учеб. пособие / Ред.-сост. Е. Долинская. — М.: Музыка, 2001. — Вып. 3. — 656 е.: нот.
71. К 90-летию О.А.Апраксиной: Сб. науч.-метод. ст.— М.: Прометей, 2002. —160 с.
72. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. — М.: Просвещение, 1984.
73. Кабалевский Д. Б. Программа по музыке. М., 1980.
74. Кабалевский Д. Б. «Про трех китов и про многое другое»: Книжка о музыке. М., «Дет. лит.», 1972 - 224 с.
75. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). — М„ 1974.
76. Кирнарская Д. К. Музыкальное восприятие: Монография. — М.: Кимос-Ард, 1997. — 160 с. — С. 34-45.
77. Кленов А. С. Там, где музыка живет. — 3-е изд., испр. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.— 152 е.: ил.
78. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя — М., Просвещение, 1991.
79. Коллинз Ст. Классическая музыка от и до / Пер. с англ. Т. Новиковой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 288 с. — (Грандиозный мир).
80. Конен В. Предпосылки композиторского творчества XX века // Куницкая Р. Французские композиторы XX века: Очерки. — М., 1990. — С. 3-11.
81. Конен В. Роль оперы в формировании классической симфонии // Конен В. Театр и симфония. —2-е изд. — М.: Музыка, 1974 — 376 с.
82. Кошмина И. В. Русская духовная музыка: Пособие для студентов муз.-пед. училищ и вызов: В 2 кн.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 2: Программы. Методические рекомендации. — 160 е.: нот.
83. Краткий психологический словарь/ Под ред.: А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов н / Д, 1999. — 505 с.
84. Кудрявцев С. Опыт профессионального восприятия музыки: Многоточие как принцип // Искусство в школе. — 1996. — № 2.
85. Кудрявцев В., Слободчиков В., Школяр Л. Культуросообразное образование: Концептуальные основания. / «Известия Российской академии образования», № 4, 2001. С. 4-46.
86. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1983. — 392 е.: ил.
87. Леонтьев А. Н. Формирование личности // Психология личности: Тексты. — М., 1997. — С. 150-160.
88. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения.— М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
89. Лосев А. Ф. Самое само: Сочинение. — М.: ЗАО изд-во Эксмо-Пресс, 1999. — 1024 с — (Сер. «Антология мысли»).
90. Лукьянов В. Критика основных направлений современной буржуазной философии музыки. — Л.: Музыка, 1978. — 60 с.
91. Лурия А. Р. и современная психология: Сб. ст. памяти А. Р. Лурия / Под ред.: Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. — М.: Изд. МГУ, 1982. —256 с.
92. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1970.— Т. 2: Нейропсихологический анализ сознательной деятельности. — 496 с.
93. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование. — М.: Наука, 1974. — 169 с.
94. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. — М.: Сов. композитор, 1978. — 350 с.
95. Мазель Л. А., Цукерман В. А. Анализ музыкальных произведений. — М., 1967.
96. Мазель Л. Проблемы классической гармонии.— М.: Музыка, 1972.— 615 с.
97. Мазепу с В., Цеханский В. Модели художественной рефлексии инициируемой взаимодействием с ЭВМ // Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты исследования: Сб. ст. — Киев, 1989. — С. 173-179.
98. Медушевский В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства// Преподаватель.— М., 2001.— №6.— С. 1220.
99. Медушевский В. В. К проблеме, сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей// Музыкальный современник.— М., 1984.— Вып. 5. —С. 5-17.
100. Медушевский В. В. Стиль в музыке", ст. "Художественная форма в музыке". —М., 1991.
101. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного восприятия музыки. — М., 1976.
102. Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие»// Восприятие музыки. — М., 1980.
103. МейлахВ. Философия искусства и художественная картина мира// Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — М., 1983. —С. 1-25.
104. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. — М.: Ред. журнала «Искусство в школе», 1995. — 144 е., ил. — (Б-ка журнала «Искусство в школе»).
105. Милка А. Теоретические основы функциональности в музыке: Исследование. — Д.: Музыка, 1982. — 150 с.
106. Юб.Мирецкая В. Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы. — М., 1984.
107. Миронова М. П. Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1998. — 150 с.
108. Мирошниченко С. И. Становление хорового исполнительства на Южном Урале. — Магнитогорск, 1999. — 221 е.: табл.
109. Михаилов М. К. Стиль в музыке: Исследование. — Л.: Музыка, 1981. — 264 с.
110. Михаилов М. К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты/Сост. А. Вульфсон. — Л., 1990. — 288 с.
111. Мостепаненко А. М., Зубов Р. А. Научная и художественная картины мира: (Некоторые параллели)// Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — М., 1983. — С. 5-13.
112. МравинскийЕ. А. Записки на память: Дневники, 1918-1987.— СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — 656 е.: ил.
113. Музыка XX века: Очерки: В 2 ч. — М.: Музыка, 1984. — 510 с.
114. Музыкальное воспитание школьников и профессиональная направленность подготовки учителя музыки // Межвузовский сборник научных трудов / Моск. гос. пед. ин-т. — М.: Изд-во «Прометей», 1989. — 131 с.
115. Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. / Сост. Е. В. Назайкинский.— М.: Музыка, 1973. — 213 с.
116. Музыкальный энциклопедический словарь. — М., 1990.
117. Мыслители Рима: Наедине с собой: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998.— 832 с.— (Сер. «Антология мысли»).
118. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции.— М.: Музыка, 1982. —319 с.
119. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки: Сб. ст. / — М., 1980.
120. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия.— М.: Музыка, 1972. — 384 с.
121. НазайкинскийЕ. В. Оценочная деятельность при восприятии музыки// Восприятие музыки: Сб. ст. /. — М., 1980.
122. Неменский Б. М. Культура. Искусство. Образование: Цикл бесед. — М.: Центр ХКО,?. — 79 с.
123. Нестьев А И. Вступительная статья// НестьевАИ. Учитесь слышать музыку. — М.: Музыка, 1987.
124. Общие вопросы эстетического воспитания в школе/ Под ред. В. Н. Шацкой. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1955. — 181 с.
125. Орлов Г. А. Психологические механизмы музыкального восприятия// Вопросы теории и эстетики музыки. — Л.: Музыка, 1963. — Вып. 2.
126. Орлова Г. А. Художественная культура и технический прогресс// Вопросы теории и эстетики музыки. — М., ?. — Вып. 9. — С. 18-40.
127. Орлова Е.Г. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность.— М.: Искусство, 1991. — 588 с.
128. ПодуровскийВ. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 е.: нот. — С. 16-18.
129. Португалов К. П. Серьезная музыка в школе: (Из опыта работы учителя). — М.: Просвещение, 1974. — 127 с.
130. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.; Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб: Изд.-во «Питер», 2000. — 560 е.: ил. — (Практикум по психологии).
131. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой): Для общеобразовательной шк. 1-3 кл. — М.: Просвещение, 1985.
132. Прокофьев С. Дневник, 1907-1933: В 2ч. — Франция: DIAKOM, 2002. — Ч. 1. — 812 с.
133. Прокофьев С. Дневник, 1907-1933: В 2 ч. — Печать: DIAKOM, Франция, 2002. — Ч. 2. — 912 с.
134. Просняков М. Об основных предпосылках новых методов композиции в современной музыке // Laudamus. — М., 1992. — С. 91-99.
135. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: Учеб. пособие: Для студентов муз. фак. высших пед. учебных заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; Под ред. Г. М. Цыпина. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 368 с.
136. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов высших и средних пед. учебных заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 240 с.
137. Рапацкая J1. А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 608 е.: ил.
138. НО.Ринкявичюс 3. Воспринимают ли дети полифонию? — Л.: Музыка, 1979. —64 с.
139. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
140. Рождественский Г. Треугольники. — М.: СЛОВО/ SLOVO, 2001. — 432 е., 825 ил., аудиоприложение. ISBN 5 85050 - 494 - X.
141. Розеншильд К. К. История зарубежной музыки до середины XVIII века. — М.: Музгиз, 1963. — Вып. 1. — 488 с.
142. Ройтерштейн М. И. Основы музыкального анализа: Учебник для студентов высших учебных заведений.— М.: ВЛАДОС, 2001.— 112 с.: нот.
143. Рокитянская Г. Из опыта работы «Homo musicus: Возможно ли это?»// Искусство в школе. — 1996. — № 3.
144. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст./ Сост. и ред. А. А. Готсдинер. — Л.: Музыка, 1980. — 104 с.
145. Рубинштейн С. Л. Процесс познания// Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957
146. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования.— М.: Изд. АН СССР, 1958. —147 с.
147. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.— СПб: Питер, 1998.— 688 с. — (Мастера психологии).
148. Рубинштейн С. JI. Очерки, воспоминания, материалы.— М.: Наука, 1989. —440 с.
149. Рубинштейн С. JI. К вопросу о стадиях наблюдения // Рубинштейн С. JI. Проблеммы общей психологии. — М., 1976. — С. 101-114.
150. Светланов Е. Музыка сегодня: Статьи, рецензии, очерки.— М.: Сов. композитор, 1985. — 272 е.: ил.
151. Скаткин. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. И. Питкасистого. — М.: Пед. общество России, 1998. — 640 с.
152. Слемнев М. А. Лабиринты познания.— Минск: Изд-во «Университет», 1988. — 174 с.
153. Эстетика: Словарь. — М.: Политлитература, 1989.
154. Соколов А. С. Музыка вокруг нас. — ? «ИДФ», 1996. — 224 е.: ил. фот.
155. Соколов А.С. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. - 230 с.
156. Сохор А. Н. Стиль, метод, анализ// СохорА. Н. Вопросы теории и эстетики в музыке: Сб. — Л., 1965.
157. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские.— Минск: Современный литератор, 1998. — 1407 с.
158. Старчеус М. С. Детское восприятие как предпосылка одаренности к разным видам искусства // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса —М., 1996. —Ч. 3, гл. 15. —С. 319-329.
159. СтентГ. Молекулярная генетика/ Пер. с англ. Ю. Н. Зографа, Т. С. Ильиной и В. Г. Никифорова. —М.: Мир, 1974.
160. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального воспитания). — М., 1979.
161. Тарасов Г. С. Психологический журнал. Краткие сообщения о двух подходах к развитию восприятия музыки. (с) 1994. — Т. 15, № 6.
162. Теплов В. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Изд-во ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 544 с. — (Сер. «Психологи Отечества»).
163. Теплов В. М. Психология музыкальных возможностей. В кн.: Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.
164. Торопова А. В. Антропологическая концепция психологии музыкального образования// Преподаватель.— М., 2001.— №6.— С. 30-35.
165. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. — 450 с.
166. Усачева В. О., Школяр J1. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство: Метод, пособие для учителя: 1 кл. четырехлетней начальной школы. — М.: Вентана. — Граф, 2002. — 176 с.
167. Фарбштейн А. Музыкальная эстетика и семиотика// Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. / Под ред. М. Арановского. — М., 1974. —С. 75-89.
168. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Дону. Изд-во «Феникс», 2000. 464 с.
169. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
170. Фридман Д. Музыка и современность: Сб. ст. — М.: Музыка, 1974. И. Старобинский C.JI. Развитие музыкального восприятия школьников при стиле-слуховом анализе музыкальных произведений: Методика. — М., 1987.
171. Хентова С. Удивительный Шостакович.— СПб.: Вариант, 1993.— 276 с.
172. ХолоповаВ. София Губайдуллина: Монографическое исследование/ Интервью С. Губайдуллиной Э. Рестаньо.— М.: Композитор, 1996.— 360 е., 28. с. ил.
173. ХолоповаВ., ЧигареваЕ. А. Шнитке: Очерк жизни и творчества. — М.: Сов. композитор, 1990.
174. ХолоповаВ. Н. Композитор Альфред Шнитке.— Челябинск: Изд-во «Аркаим», 2003. — 253 с.
175. ХолоповаВ. Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — 320 с. — (Мир культуры, история и философия).
176. ХолоповаВ. Н., ХолоповЮ. Н. Антон Вебер: Жизнь и творчество.— М.: Музыка, 1984. — 320 с.
177. Цукерман В. С. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. — М.: Музыка, 1972. — 208 с.
178. Цыпин Г. М. Исполнитель и техника: Учеб. пособие: Для студентов муз.-пед. фак. и отд. высших и средних пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 192 с.
179. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. — М.: Интерпракс., 1994.
180. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики: К анализу методологических парадоксов науки о музыке. — М.: Музыка, 1989. —223 с.
181. Чернов А. К спорам о современной музыке: Статьи, выступления, заметки. — Л.; М.: Сов. композитор, 1972. — 118 с.
182. ШпетГ. Г. Психология социального бытия/ Под ред. Т.Д. Марцинковской; Вступ. ст. Т. Д. Марцинковской. — М.: Изд-во ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 492 с.
183. Шульгин Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке.— М.: Деловая лига, 1993. — 109 с.
184. Энциклопедия психологических тестов для детей. — ???Изд-во «Арнадия», 1997. — 256 с.
185. ЯкуповА. Н. Музыкальная коммуникация: Вопросы теории и практики управления: Исследования/ Моск. гос. консерватория, Магнитог. музыкально-педагогический ин-т. — М.; Новосибирск: Изд-во «Трина», 1993. — 180 е.: табл.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.