Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Солдатова, Инна Николаевна

  • Солдатова, Инна Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 216
Солдатова, Инна Николаевна. Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодежи: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Волгоград. 2009. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Солдатова, Инна Николаевна

Введение.

Глава 1. Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодежи: содержательные и процессуальные аспекты.

1.1. Сущностные характеристики чувства прекрасного с позиций гуманитарной педагогической парадигмы.

1.2. Процессуальные характеристики воспитания чувства прекрасного у студентов как возрастной и социальной группы.

Выводы первой главы.

Глава 2. Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодежи: логика организации педагогической деятельности.

2.1. Средства воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи.

2.2. Модель совместной деятельности педагогов и студентов по воспитанию чувства прекрасного у студенческой молодежи.

Выводы второй главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодежи»

Актуальность исследования объясняется тем, что совре!менное общество переживает острый духовный кризис, на системный характер которого указывают философы, социологи, педагоги Т.И. Власова, A.B. Мудрик, Н.Е. Щуркова и др., религиозные деятели, представляющие различные конфессии. Одним из его проявлений является неразвитость у человека чувства прекрасного. Как свидетельствуют результаты исследований А.Г. Козловой, H.H. Никитиной, Н.Е. Щурковой и др., до 40% современных юношей и девушек руководствуются поверхностными, стереотипными, ложными ориентирами в своих поступках и суждениях в отношении явлений, обозначаемых категорией прекрасного. В то же время в обществе на любом этапе его развития, но особенно в кризисные периоды, велика потребность в людях, обладающих развитым чувством прекрасного. Благодаря ему возрастает созидательный, творческий потенциал человека в различных сферах его жизни и деятельности, в том числе профессиональной, в сообществах разного уровня выстраиваются гармоничные отношения, что способствует оздоровлению социальных отношений.

Особенно ярко проявляется эта проблема в студенческой среде, где нередко1 можно встретить неумение и нежелание отличать истинную красоту от мнимой, что проявляется как предпочтение массовой культуры, ориентация не на ценности, а на модные тенденции, принятие в качестве образцов «гламурных» моделей в быту, общении и поведении. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты исследования ценностных ориентаций современной молодежи (В.В. Горшкова, H.H. Никитина, Н.М. Новичкова и др.), согласно которым студенческая молодежь ориентирована преимущественно на конвенциональные ценности, обладающие утилитарной значимостью — «полезностью», в том числе в отношении искусства и природы, с которыми чаще всего соотносится категория прекрасного, а также в повседневной жизни. Неразвитость у студентов чувства прекрасного способствует усугублению

1 Результаты диагностических опросов приведены в 1.2, 2.2. 1 духовного кризиса, негативно сказывается на их морали и нравственном состоянии общества в целом.

Между тем потребность в прекрасном, в переживании и созидании прекрасного, которая относится к потребностям духовного уровня, — одна из . базовых потребностей человека. Чувство прекрасного тесно связано с возможностью творческой самореализации в разных сферах жизни и деятельности на ценностной основе, с потребностью в понимании Другого и во взаимодействии с Другим, а значит, предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Решение значимой для каждого молодого человека проблемы воспитания чувства прекрасного во многом зависит от корректной, «законосообразной» (В.В. Сериков) деятельности педагогов по воспитанию у студенческой молодежи чувства прекрасного.

В настоящее время такая деятельность педагогов является недостаточно результативной. Как показали результаты проведенного нами исследования (было опрошено 79 преподавателей высших учебных заведений, являющихся кураторами студенческих групп ), 48 % педагогов не ставят в качестве специальной цели воспитание у студентов чувства прекрасного; остальные (52%), признавая такую необходимость, отождествляют воспитание чувства прекрасного с эстетическим воспитанием (79%), используя при этом исключительно средства искусства (82%), применяют такие традиционные методы воспитания, как беседа, экскурсия, применение наглядности (83%). Практически все преподаватели отмечают низкую результативность используемых ими средств воспитания чувства прекрасного, что проявляется в слабом интересе студентов к предлагаемому педагогами содержанию, в том, что студенты не соотносят полученную информацию с повседневной жизнью. Причина такого положения — в недостаточной разработанности сущностных ха

2 Опросы проводились в рамках констатирующего эксперимента в 2005-2006 гг. в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет», ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет», AHO ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» Волгоградский кооперативный институт (филиал). рактеристик воспитания чувства прекрасного, что существенно затрудняет поиск адекватных и эффективных средств воспитания.

В современной педагогической науке предпринимаются попытки решить проблему воспитания чувства прекрасного, хотя еще не выявлен педагогический смысл категории «чувство прекрасного». В традиционной и гуманистической парадигмах воспитание чувства прекрасного освещалось как неотъемлемая составляющая эстетического воспитания, при этом акцент делался на воспитание средствами искусства. Такие важнейшие аспекты, как прекрасное в природе, в отношениях с другими людьми, в повседневной, обыденной жизни, не получили в прошлом и не находят сегодня достаточного освещения. В педагогической теории и практике не рассматривается воспитание чувства прекрасного у студентов как специфической возрастной и социальной группы; данная проблема находит отражение, в основном, применительно к учащимся общеобразовательных школ и системе дополнительного образования детей.

Вместе с тем можно утверждать, что в науке сложились теоретические предпосылки для решения проблемы воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи.

Наиболее полно чувство прекрасного было рассмотрено как эстетическая категория на философском уровне в исследованиях Ф. Хатчесона, И. Канта, Г. Гегеля, Н.Г. Чернышевского, Н.Ф. Федорова, Х.-Г. Гадамера, Ю.Б. Борева, О.В. Буткевича, В.В. Бычкова, П.С. Гуревича, В.П. Крутоуса, P.A. Куренко-вой, Е.А. Маймина, J1.H. Столовича, A.M. Федя и др.

Результаты фундаментальных исследований психологической специфики чувства прекрасного нашли отражение в работах JI.C. Выготского,

A.Л. Гройсмана, Б.Д. Карвасарского, Т. Липпса и др.

Исследованию его отдельных аспектов как неотъемлемой части духовного мира человека посвящены работы B.C. Мухиной, Е.И. Исаева, И .С. Кона,

B.И. Слободчикова, Э. Шпрангера, Э. Эриксона и др.

Проблема воспитания чувства прекрасного как составляющая эстетического воспитания средствами искусства освещалась в педагогических исследованиях Н.И. Киященко, H.JI. Лейзерова, Б.М. Неменского, И.П. Подласого, И.Ф. Харламова и др.

Большое значение для изучения вопроса о воспитании чувства прекрасного имеют исследования, где рассматривалась связь нравственного и эстетического воспитания (И.А. Баглай, С.Г, Ваниева, Б.Т. Лихачев, Ф.Ф. Пошнагиди, В.Я. Скворцов, В.А. Сухомлинский), а также современные исследования, представляющие Казанскую научно-педагогическую школу (A.B. Елисеева, Е.В. Еремеева, Т.В. Шуртакова и др.).

В фундаментальных исследованиях, посвященных методологии воспитания (U.M. Борытко, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова и др.), с позиций гуманитарной педагогической парадигмы рассматриваются такие важнейшие проблемы, как воспитание человека в контексте культуры, эмоциональный характер воспитания, приобщение человека к духовным ценностям, диалогичность воспитания, которые являются ключевыми в решении проблемы воспитания чувства прекрасного.

Проблемы воспитания студенческой молодежи, приобщения студентов к ценностям, культуре разрабатываются ILM. Борытко, С.Н. Никитенко, В.Г. Рындак, Л.Б. Соколовой и др.

Однако, несмотря на всю ценность исследования проблемы воспитания чувства прекрасного, многие вопросы остаются мало разработанными. Необходимо существенное уточнение сущности чувства прекрасного с позиций современного понимания воспитания. Требуют рассмотрения и процессуальные характеристики, закономерности воспитания чувства прекрасного у студентов. Кроме того, открытым остается вопрос о средствах воспитания чувства прекрасного, поскольку педагогами традиционно используются преимущественно средства искусства. Остаются недостаточно обоснованными принципы воспитания чувства прекрасного, логика применения средств воспитания такого чувства у студенческой молодежи.

Одновременно с теоретическими сформировались и практические предпосылки решения проблемы воспитания чувства прекрасного. К ним следует отнести попытки определения- ценностей, которые должны лежать в основе жизни современного российского общества, принятие Федеральной программы развития воспитания в системе образовательных учреждений России, программы «Молодежь России», «Рекомендаций по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования», Концепции модернизации российского образования до 2010 г., применение на практике технологии организации духовной деятельности детей (Н.Е. Щуркова), обращение педагогов к культуре как к контексту воспитания, отказ от традиционного «мероприятийного» подхода в эстетическом воспитании и попытки обнаружить эмпирическим путем новые, более результативные подходы. Духовное воспитание, одной из составляющих которого является воспитание чувства прекрасного, является одним из важнейших направлений воспитательной деятельности учреждений профессионального образования различных уровней. Таким образом, определяются тенденции реализации идей гуманитарной педагогической парадигмы в практике воспитания, преодоления реализации эстетического воспитания в отрыве от воспитания духовного и нравственного. Однако эти тенденции не получили пока должного теоретического осмысления.

Таким образом, все более остро обнаруживаются противоречия между: тенденцией развития педагогической теории и практики в направлении гуманитарности и недостаточным учетом положений гуманитарной педагогической парадигмы применительно к исследованию воспитания чувства прекрасного; необходимостью законосообразного построения процесса воспитания чувства прекрасного и фрагментарностью в обосновании основных характеристик данного процесса; спецификой деятельности по воспитанию чувства прекрасного у студентов как деятельности, имеющей ценностно-смысловую направленность, и недостаточной обоснованностью педагогических средств, учитывающих названную специфику; необходимостью технологизации деятельности педагогов по воспитанию чувства прекрасного у студенческой молодежи и недостаточной обоснованностью логики такой деятельности, непредставленностью ее в виде технологичной модели.

Названные противоречия свидетельствуют об остроте проблемы, которая состоит в недостаточной обоснованности педагогической деятельности по воспитанию чувства прекрасного у студенческой молодежи с учетом всех типов знаний о воспитании этого чувства — философских, психологических, научно-педагогических — в контексте гуманитарной педагогической, парадигмы.

С учетом этого и была избрана тема исследования: «Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодежи».

Объект исследования — образовательный процесс в высшем учебном заведении.

Предмет исследования — процесс воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи.

Цель исследования— научное обоснование процесса воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи с позиций гуманитарно-целостного подхода.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что деятельность педагогов по воспитанию чувства прекрасного у студенческой молодежи будет более результативной по сравнению с массовой практикой, если:

• чувство прекрасного будет рассмотрено как духовный (ценностно-смысловой) феномен с позиций единства эстетических и этических ценностей, при этом в основе понимания чувства прекрасного будут лежать такие положения гуманитарной педагогической парадигмы, как воспитание человека посредством культуры как «мира воплощенных ценностей», присвоение воспитанниками духовных ценностей, эмоциональный характер воспитания, умение человека диалогически взаимодействовать с другими;

• динамика процесса воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи как возрастной и социальной группы будет определяться логикой развития отдельных его составляющих и их единства от разрозненности к гармоничному целому, от способности воспринимать прекрасное в разных сферах жизни через переживание и постижение прекрасного к способности созидать прекрасное и послужит основанием для определения логики применения средств воспитания чувства прекрасного у студентов;

• интегративным средством воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи будет выступать ситуация встречи с прекрасным, поскольку она глубоко и целостно отражает специфику такого воспитания в его гуманитарном понимании; в рамках ситуации встречи с прекрасным будут применяться ее разнообразные разновидности, имеющие диалогический характер;

• деятельность педагога по воспитанию чувства прекрасного у студентов будет представлять собой последовательность этапов, соотнесенных с объективной логикой развития чувства прекрасного у студентов и основанных на последовательной смене целевых установок, — от обращения студентов к разнообразным проявлениям прекрасного во внешнем мире и во внутреннем мире человека к их самореализации в мире прекрасного на основе интеграции эстетических и этических ценностей.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Уточнить сущностные характеристики чувства прекрасного с позиций гуманитарной педагогической парадигмы.

2. Выявить процессуальные характеристики воспитания чувства прекрасного у студентов как возрастной и социальной группы.

3. Обосновать средства воспитания чувства прекрасного у студентов.

4. Разработать модель совместной деятельности педагогов и студентов по воспитанию чувства прекрасного у студенческой молодежи.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские идеи о единстве абсолютных духовных ценностей Красота и Добро (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, Е.А. Маймин и др.); о взаимосвязи эстетической и нравственной сторон категории «прекрасное» (Ф. Хатчесон, Л.Н. Столович, A.M. Федь и др.); положения философской герменевтики (Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикёр и др.) об индивидуальности, ситуативно-сти человеческого бытия; идеи экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) о человеке как проекте собственного бытия; положения философии культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер) о диалогическом характере сознания; специфику психологического аспекта понимания воспитания чувства прекрасного составили идеи о психологии вчувствования (Т. Липпс), идеи феноменологии о восприятии искусства (H.A. Бердяев, J1.C. Выготский, Р. Ингар-ден); идеи целостного подхода о системности, структурированности педагогических феноменов на каждой стадии их становления (B.C. Ильин и его научная школа) с учетом идей синергетики о неравновесном характере педагогических систем; положения гуманитарной педагогической парадигмы о ценностно-смысловых и культурологических основаниях воспитания (Е.В. Бон-даревская, Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова и др.); идеи ценностного подхода о роли абсолютных духовных ценностей в становлении человека (Т.И. Власова, A.B. Кирьякова, Л.П. Разбегаева, И.А. Соловцова и др.); идеи гуманитарной педагогики о ценностно-смысловом характере диалога и рефлексии (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, JI.M. Лузина, Л.П. Разбегаева, И.А. Соловцова); положения концепции «понимающего бытия» и «воспитывающего понимания» о развитии духовного мира человека (Л.М. Лузина); положения ситуационного подхода в воспитании о педагогической ситуации как «единице» педагогического процесса, обладающей всеми признаками целостности (Н.М. Борытко, Н.В. Бочкина, B.C. Ильин, В.А. Павлов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И.А. Соловцова).

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

• теоретические: анализ и синтез теоретических положений, отраженных в философской, психологической и педагогической литературе; моделирование, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, аналогия, интерпретация;

• эмпирические: наблюдение, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа), анализ творческих работ студентов, проективные тесты, диагностический и формирующий эксперименты, обобщение педагогического опыта.

Исследование проводилось в 2005—2009 гг. и включало в себя три этапа:

На первом этапе (2005—2006 гг.) на основе изучения и критического анализа отечественной и зарубежной научно-педагогической, философской, психологической литературы были выявлены основные подходы к пониманию и практическому осуществлению воспитания чувства прекрасного, разработан концептуальный замысел исследования, определены его теоретико-методологические основы, категориальный аппарат, эмпирическая база. Поисковая работа велась на базе ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет».

Второй этап (2006—2008 гг.) был связан с разработкой модели процесса воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи. Проводились констатирующий и формирующий эксперименты, были разработаны средства и обоснована ведущая форма воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи — «минуты погружения в прекрасное», осуществлялись апробация и внедрение авторской технологии воспитания чувства прекрасного.

Третий этап (2008—2009 гг.) был посвящен оформлению и апробации результатов исследования, корректировке и уточнению отдельных характеристик модели воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи, анализу, систематизации и обобщению результатов исследования, формулировке выводов исследования, оформлению текста диссертации.

Эмпирическиую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет».

На защиту выносятся следующие положения:

1. К целостным характеристикам чувства прекрасного, составляющим концептуальную основу деятельности педагога по воспитанию чувства прекрасного у студенческой молодежи, относятся следующие: чувство прекрасного — духовное чувство, присущее как возможность, «заданность» каждому человеку; основой чувства прекрасного и интенцией в его воспитании выступает единство абсолютных ценностей, выражаемых категориями красоты и добра; чувство прекрасного гармонизирует духовный мир человека и обеспечивает гармоничные отношения между человеком и внешним миром; представляет собой устойчивое эмоциональное отношение к прекрасному; предполагает единство прекрасного в природе, искусстве, отношениях с другими людьми, в повседневной жизни. В духовном развитии человека чувство прекрасного выполняет следующие функции: перцептивно-рефлексивную, обеспечивающую способность глубоко воспринимать, осмысливать и осознавать прекрасное; эмпатическую, реализующую способность глубоко понимать прекрасное в разнообразных сферах жизни; побудительную, проявляющуюся в совершении человеком прекрасных (духовных) поступков; функцию гармонизации духовного мира человека, выступающую в качестве интегратив-ной. Данные функции реализуются благодаря структуре чувства прекрасного, представляющей собой систему компонентов: «эмоциональное переживание», «понимание», «созидание». Эти структурно-функциональные характеристики являются основой целеполагания при воспитании чувства прекрасного у студенческой молодежи.

2. В процессе развития чувства прекрасного у студентов выделяются четыре стадии. Студенты на стадии неразвитого чувства прекрасного характеризуются деформациями восприятия прекрасного, отсутствием интереса к проявлениям прекрасного; на стадии переживания прекрасного — неглубоким восприятием прекрасного, но способностью эмоционально позитивно выражать свое отношение к прекрасному, попытками осознать содержание встречи с прекрасным; на стадии постижения прекрасного — способностью глубоко воспринимать, эмоционально переживать, выражать свое понимание прекрасного; на стадии воплощения прекрасного в жизнь студенты обладают глубоко развитым чувством прекрасного, готовностью совершения духовного поступка.

Главным механизмом воспитания чувства прекрасного у студентов выступает духовный кризис. Воспитание чувства прекрасного как составляющей духовной сферы студента регулируется законами развития через преодоление, возрастание потребности в Другом по мере развития чувства прекрасного, со-трансформации педагога и студента.

3. Интегративным средством воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи выступают ситуации встречи с прекрасным, имеющие диалогический характер и предполагающие реализацию в деятельности педагога следующих ее типов: ситуации эмоционального воздействия, направленные на развитие перцептивной составляющей компонента «эмоциональное переживание»; рефлексивные ситуации, предполагающие, главным образом, развитие рефлексивной составляющей компонента «эмоциональное переживание»; эмпатические ситуации, направленные преимущественно на развитие компонента «понимание»; ситуации самореализации, предполагающие развитие компонента «созидание». В рамках ситуаций встречи с прекрасным используются методы образного видения, эмпатии («что было бы, если бы.»), беседа, интерпретация, дискуссия. Организационной формой ситуаций встречи с прекрасным выступают «минуты погружения в прекрасное». Их структура представляет собой последовательную реализацию в совместной деятельности педагога и студентов четырех составляющих: интродукция, диалог, рефлексия, дарение ассоциаций.

4. Специфика содержательных и процессуальных характеристик воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи определяет выделение четырех этапов деятельности педагога: «обращение к прекрасному», целью которого является акцентирование внимания студентов на проблеме прекрасного, помощь в осознании ее значимости для духовного становления человека; «погружение в прекрасное» — расширение диапазона явлений прекрасного, воспринимаемых и осознаваемых студентами, развитие у студентов способности увидеть прекрасное в собственном духовном мире; «самореализация в мире прекрасного» — развитие способности диалогически взаимодействовать с Другим как носителем и выразителем прекрасного в разнообразных сферах бытия; «интеграция ценностей прекрасного» — развитие у студентов целостного представления о прекрасном, умения совершать поступки на основе единства эстетических и этических ценностей.

Деятельность педагога по воспитанию у студентов чувства прекрасного регулируется принципами системности, предполагающим соблюдение логики организации ситуации встречи с прекрасным; варьирования ситуаций, предполагающим чередование разновидностей ситуации встречи с прекрасным; «здесь и теперь», обеспечивающим возможность прочувствовать прекрасное во всей полноте; искренности и открытости, необходимым для раскрытия духовного мира студентов, проявления ими эмоциональных переживаний; принципом «Я», позволяющим студентам выразить индивидуальное понимание прекрасного.

Научная новизна результатов исследования результатов исследования в том, что в нем впервые с позиций ситуационного подхода обоснована модель педагогической деятельности по воспитанию чувства прекрасного у студенческой молодежи; с позиций гуманитарной педагогической парадигмы уточнены сущностные характеристики воспитания чувства прекрасного, которое рассматривается как ценностно-смысловой (духовный) феномен с позиций единства этических и эстетических ценностей; конкретизированы научные представления о стадиях процесса воспитания чувства прекрасного с учетом особенностей студенческой молодежи как возрастной и социальной группы; уточнено соотношение средств, методов и приемов, а также принципы воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи; впервые обоснована форма воплощения ситуаций воспитания чувства прекрасного — «минуты погружения в прекрасное»; расширен круг ситуаций воспитания чувства прекрасного, имеющих диалогический характер.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем: уточнение содержательных и процессуальных характеристик воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи вносит вклад в развитие гуманитарной педагогической парадигмы; обоснованные в исследовании педагогические средства воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи расширяют научные представления о системе воспитательных средств с позиций ситуационного подхода; представленное в диссертации понимание воспитания чувства прекрасного как ценностно-смыслового феномена является вкладом в современную теорию духовного воспитания в плане ее углубления и конкретизации; обоснованная в исследовании модель деятельности педагога по воспитанию чувства прекрасного у студенческой

14 молодежи может служить ориентиром при разработке нормативных моделей воспитания качеств, имеющих ценностно-смысловую природу.

Результаты исследования способствуют преодолению традиционных представлений о воспитании чувства прекрасного как соотносящегося лишь с эстетической составляющей воспитания человека.

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, соответствием концептуальных позиций тенденциям развития педагогической реальности; единством общенаучных и конкретно-научных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, устойчивой повторяемостью эмпирических данных, воспроизводимостью предложенной в исследовании нормативной модели.

Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения и выводы позволяют придать деятельности педагога в сфере воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи концептуальный характер, дают возможность усовершенствования организации воспитательного процесса в высшем учебном заведении, составляют основу для решения таких актуальных задач образовательной практики, как проектирование процесса духовного и нравственного воспитания студенческой молодежи. Разработанные в ходе исследования методические рекомендации, а также апробированные педагогические средства имеют практическую ценность для организации воспитательной деятельности преподавателей вуза, кураторов студенческих групп, могут быть использованы в системе повышения квалификации преподавателей вузов, занимающихся организацией внеаудиторной воспитательной работы со студентами и реализующих воспитательные аспекты обучения.

Апробация материалов исследования осуществлялась через участие в семинарах Межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании, Центра исследований проблем личностно ориентированного образования ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет», на методических семинарах при кафедре иностранных языков с курсом латинского языка ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет», выступления на IV Всероссийской научно-практической конферейции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства» (Казань, 2007 г.), XII Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2007 г.), на Международной научно-практической Интернет-конференции «Многоуровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза (Ростов-на-Дону, 2007 г.), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования» (Краснодар, 2008 г.), на Международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях» (Воронеж, 2008), на Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарно-образовательное пространство в инновационном учреждении: теория и практика» (Волгоград, 2008 г.), на Международной научно-практической конференции «Идеи отечественной педагогики: история и современность» (VI Макаренковские педагогические чтения) Волгоград, 2008 г.), публикацию материалов исследования в различных научных, научно-методических изданиях, периодической печати (всего опубликовано 13 работ общим объемом 8,8 п.л, в том числе 12 научных статей, одно учебно-методическое пособие).

Внедрение результатов исследования в образовательную практику осуществлялось через практическую деятельность автора в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»; при организации деятельности по воспитанию чувства прекрасного в образовательных учреждениях г. Волгограда (ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет», AHO ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» Волгоградский кооперативный институт (филиал); при разработке и реализации автором учебно-методического пособия «Проблемы духовного воспитания: минуты погружения в прекрасное».

Структура и объем диссертации обусловлена логикой проведенного научного исследования. Диссертация (192 с.) состоит из введения (15 с.),* двух глав (1-я гл. — 79 е., 2-я гл. — 73 е.), заключения (4 е.), списка использованной литературы (250 наименований) и 3 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Солдатова, Инна Николаевна

Выводы второй главы

Применение в процессе исследования теоретических и эмпирических методов позволило сформулировать следующие выводы:

1. Интегративным средством воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи выступает ситуация встречи с прекрасным, что отражает такую особенность воспитательного процесса, как его ситуационный характер. Ситуация встречи с прекрасным имеет диалогический характер и предполагает реализацию в деятельности педагога следующих ее типов, выделение которых обусловлено целостными и структурно-функциональными характеристиками чувства прекрасного: ситуации эмоционального воздействия («Встреча со сказкой», «Встреча с необычным»), способствующие развитию в первую очередь перцептивной составляющей перцептивно-рефлексивной функции чувства прекрасного; рефлексивные ситуации («Обращение к себе», «В галерее прекрасного»), предполагающие развитие рефлексивной составляющей перцептивно-рефлексивной функции чувства прекрасного; эмпати-ческие ситуации («Встреча с Другим», «Разговор с душой природы», «Признание Другого как ценности»), направленные на развитие эмпатической функции чувства прекрасного; ситуации самореализаг{ии («Приглашение к Прекрасному», «Прекрасный поступок»), предполагающие развитие побудительной функции чувства прекрасного.

2. В рамках ситуаций встречи с прекрасным используются следующие методы: метод образного видения, эмпатии, «Что было бы, если бы.», беседа, интерпретация, дискуссия. В воспитании чувства прекрасного у студенческой молодежи педагог пользуется следующими приемами: обращение к воспитанникам, приветствие, благодарность, реплика, указание на пример другого человека, внедрение красивых ритуалов.

3. Организационной формой, в которой реализуются ситуации встречи с прекрасным, выступают «минуты погружения в прекрасное». Их структура представляет собой последовательную реализацию в совместной деятельности педагога и студентов четырех составляющих: интродукции, диалога, рефлексии, дарения ассоциаций.

4. Обоснование инвариантной модели воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи с позиций системно-целостного подхода предполагает выделение ее этапов и принципов деятельности педагога. На основе содержательных и процессуальных характеристик воспитания чувства прекрасного у студентов и в процессе экспериментальной работы были выделены четыре этапа воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи: «обращение к прекрасному», цель которого — обратить студентов к проблеме прекрасного в природе, искусстве, мире человеческих отношений, в повседневной жизни, помочь осознать ее значимость для духовного становления человека, сформировать эмоциональную основу для восприятия прекрасного и для последующей рефлексии; «погружение в прекрасное», цель — расширить диапазон явлений прекрасного, воспринимаемых и осознаваемых студентами, помочь студентам увидеть прекрасное в собственном духовном мире, сформировать рефлексивные умения; «самореализация в мире прекрасного», целью которого — развитие способности диалогически взаимодействовать с Другим как носителем и выразителем прекрасного в разнообразных сферах бытия, расширение диапазона способов выражения переживаний по поводу прекрасного, формирование понимания сущности духовного поступка как одного из проявлений прекрасного в мире человеческих отношений; «интеграция ценностей прекрасного», на котором достигается цель развития у студентов целостного представления о прекрасном в единстве его аспектов, расширения представлений студентов о духовном поступке, стимулирование их к совершению прекрасных поступков на основе единства ценностей Красота и Добро.

5. Деятельность педагога по воспитанию у студентов чувства прекрасного регулируется следующими принципами: системности, предполагающим опору на содержательные и процессуальные характеристики чувства прекрасного, учет единства четырех аспектов чувства прекрасного, жесткое и последовательное соблюдение логики организации ситуации встречи с прекрасным, обеспечивающее ее целостность; варьирования ситуаций, предполагающим чередование разновидностей ситуации встречи с прекрасным; «здесь и теперь», обеспечивающим возможность для студентов прочувствовать прекрасное во всей полноте; «искренности и открытости», необходимым для раскрытия духовного мира воспитанников, проявления ими истинных эмоциональных переживаний; принципом «Я», позволяющим студентам выразить индивидуальное понимание прекрасного. ч

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодежи является, бесспорно, сложной задачей для педагога в условиях сегодняшнего острого духовного кризиса. Эта задача успешно решается, если для этого педагог станет применять специфические средства, методы, приемы и выстраивая их в определенной логике, совершенствуя при этом свою деятельность.

Целью нашего исследования явилось научное обоснование процесса воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи с позиций гуманитарно-целостного подхода. Модель воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи включает в себя: 1) воспитательные задачи, обусловленные специфическими характеристиками стадии развития чувства прекрасного, на которой находится тот или иной студент; 2) композицию ситуаций, методов и приемов воспитания, направленных на решение поставленных задач и спо-! собствующих решению типичных и индивидуальных проблем, возникающих у студентов на каждой стадии; 3) логику деятельности педагога по применению средств воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи (т.е. разновидностей ситуации встречи с прекрасным); 4) принципы деятельности педагога по воспитанию у студенческой молодежи чувства прекрасного. Данная модель реализуется в целостном учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения в деятельности преподавателей, кураторов студенческих групп, лиц, непосредственно занимающихся воспитательной работой со студентами.

Обосновывая модель воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи, в первую очередь было необходимо определиться в понимании категории «воспитание». Данную категорию мы рассматривали в контексте гуманитарной педагогической парадигмы, что позволило при дальнейшем, проведении исследования опираться на следующие положения данной парадигмы:

• ориентация воспитания на ценности, лежащие в основе духовного развития человека, в первую очередь, абсолютные (Истина, Добро, Красота).

Выделение ценности «Красота» в качестве ориентира (интенции) духовного

170 воспитания позволяет рассматривать воспитание чувства прекрасного как составляющую духовного воспитания, а положение аксиологии о взаимной связи абсолютных ценностей обогащает содержание воспитания чувства прекрасного; • воспитание человека посредством культуры, понимаемой как «мир воплощенных ценностей». Категория культуры в рамках гуманитарной парадигмы включает не только ценности искусства, но предполагает также культуру человеческих отношений, культуру отношения к природе, культуру самопонимания, что позволяет расширить понимание воспитания чувства прекрасного, более глубоко, по сравнению с имеющимися концепциями, раскрыть его содержание;

• положение о воспитании человека «активным делателем», субъектом собственной жизни и деятельности, в том числе профессиональной. Применительно к воспитанию чувства прекрасного это положение позволяет утверждать, что, следуя абсолютным ценностям, приняв их как духовную основу, молодой человек понимает необходимость созидания прекрасного в жизни;

• эмоциональный характер воспитания — применительно к воспитанию чувства прекрасного выражается в проявлении богатой палитры переживаний (радость, грусть, восхищение, муки совести и т.п.) воспитанника при встречах с прекрасным в разнообразных сферах бытия. Именно эмоции выступают тем психологическим каналом, воздействуя на который педагог может оказывать воспитаннику помощь в развитии чувства прекрасного;

• диалогический характер воспитания, направленный на становление у воспитанника умения диалогически общаться (взаимодействовать) с другими. Воспитание чувства прекрасного предполагает развитие у воспитанника рефлексии, эмпатии при встрече с Другим — как с другими людьми в повседневной жизни, так и с Другим (героем, автором художественного произведения), смысл жизни которого «зашифрован» в произведении искусства, с природой как иным способом бытия.

Далее нами была проанализирована категория «прекрасное» и ее соотношение с родственным понятием «красота», вследствие чего мы обратили

171 внимание на целостность феномена прекрасного и на его проявления в природе, искусстве, мире человеческих отношений, в повседневной жизни. Интеграция понимания прекрасного в философской литературе и научных представлений о чувствах в современной психологии позволили выявить целостные характеристики чувства прекрасного, главной из которых является духовная природа чувства прекрасного, представляющего собой реализацию в единстве ценностей Красота и Добро. Целостные характеристики чувства прекрасного определяют концептуальные основания деятельности педагога по воспитанию чувства прекрасного у студенческой молодежи, целевые же ориентиры педагогической деятельности в этой сфере определяются структурно-функциональными характеристиками чувства прекрасного.

В ходе исследования было установлено, что к благоприятным возрастным особенностям студенческой молодежи в воспитании чувства прекрасного относятся: повышенная эмоциональная восприимчивость, рефлексия, эмпатия, становление мировоззрения, обретение ценностей, открытие духовного мира. К социальным особенностям студентов, способствующим воспитанию чувства прекрасного, относятся выбор профессии, расширение круга социального взаимодействия с другими людьми, активная жизненная позиция в обществе. С учетом этого, а также с учетом специфики чувства прекрасного и на основе существующих в настоящее время в педагогике динамических моделей, была выстроена стадийная модель развития чувства прекрасного у студенческой молодежи, разработаны критерии и показатели развитости у студентов чувства прекрасного.

Динамика спонтанного развития чувства прекрасного у студенческой молодежи определила логику деятельности педагога по воспитанию у студентов чувства прекрасного, а специфические характеристики чувства прекрасного и возрастные и социальные особенности студентов — особенности педагогических средств, применяющихся с целью воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи. Обоснованная в исследовании типология средств является открытой и предполагает дальнейшее пополнение «педагогической копилки» педагогов, занимающихся воспитательной работой в вузах разного типа.

Проведенная работа по внедрению выводов и рекомендаций исследования в практику высших учебных заведений свидетельствует о том, что гипотеза исследования подтвердилась.

Проведенное исследование не исчерпывает все стороны рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой проблемы педагогических средств воспитания чувства прекрасного у студенческой молодежи, которые могут быть применены наряду с ситуациями, являющимися разновидностями ситуации встречи с прекрасным. Кроме того, исследование вопроса об использовании в процессе воспитания чувства прекрасного у студентов количественных диагностических методов также остается открытым.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Солдатова, Инна Николаевна, 2009 год

1. Агафонова A.C. Практикум по общей педагогике: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

2. Азаров Ю.П. Тайны-педагогического мастерства: учеб. пособие. • — М.: Издательство Московского психолого-социалыюго института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 432 с.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Из-во Дом Ш. Амонашвили, 1996. 494 с.

4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-558 с.

5. Бабаян A.B. И. А. Сикорский о нравственном воспитании // Педагогика. 2004. - № 10. - С. 66-74.

6. Баглай И.И. Формирование эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания: автореф. дис. . канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2007. 24 с.

7. Байбаков A.M., Борытко Н.М., Соловцова И.А. Введение в педагогическую деятельность: учебник для студентов педагогических вузов / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 40 с.

8. Байбаков A.M., Борытко Н.М., Соловцова И.А. Педагогика: учебник для ст-тов пед. специальностей вузов: в 2 ч. / под ред. Н. М. Борытко. Волгоград: ТЦ «Оптим», 2007. - Ч. 1 - 256 с.

9. Барабанова И.И. Некоторые аспекты теории эстетического воспитания в трудах ученых второй половины XX века: монография. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 132 с.

10. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. - 176с.

11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

12. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение. - 1991. - 176 с.

13. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. - 296 с.

14. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.

15. Березина В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы // Высшее образование сегодня. 2002. - № 11. - С. 6-12.

16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1994.-192 с.

17. Библер B.C. Культура. Диалог культур: опыт определения // Вопросы философии. 1989. - № 6. - С. 31-43.

18. Библер B.C. Мышление и творчество. Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

19. Блок A.A. Предчувствую Тебя: стихотворения. М.: Изд-во Эксмо, 2006.-416 с.

20. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.- 199 с.

21. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Междунар. педа-гогич. академия, 1995. - 212 с.

22. Бондаревская E.B. Теория и практика личностно-ориентированиого образования. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

23. Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания У/ Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 3-16.

24. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

25. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: учебник для вузов. -СПБ.: Питер, 2004. 300с.

26. Борев Ю.Б. Эстетика: учеб. пособие. М.: Русь-Олимп: ACT: Ас-трель, 2005. - 829 с.

27. Борытко Н.М. Воспитание как педагогика бытия: гуманитарно-целостный подход // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 16-26.

28. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.

29. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. -214 с.

30. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.

31. Борытко Н.М. Этическое воспитание. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 32 с.

32. Борытко Н.М., Моложавенко A.B., Соловцова И.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебник для магистрантов и студ. пед. вузов / под ред. Н.М. Борытко. Изд. 2-е, испр. и доп. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 284 с.

33. Бунин Л.А. Избранные сочинения / сост., вступ. ст., коммент. С.Р.Федякина. -М.: OJIMA-ПРЕСС Образование, 2003. 831 с.

34. Буткевич О.В. Красота. Издательство «Художник РСФСР», 1983.- 440 с.

35. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: кн. для подростков. -М.: Просвещение, 1980. 192 с.

36. Бычков В.В. Эстетика: учебник. М.: Гардарики, 2002. - 556 с.

37. Ваниева С.Г. Система нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001.

38. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2000. - 224 с.

39. Видгоф В.М. Новые формы систематизации нравственно-эстетического образования и воспитания студентов г. Томска // Эстетическое воспитание студентов. Теория, опыт, прогнозы. Свердловск, 1983. С. 68-73.

40. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов н /Д, 1999. - 212 с.

41. Вундт В. Введение в психологию. М.: КомКнига, 2007. - 168 с.

42. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-480 с.

43. Выготский JI.C. Психология искусства. Ростов-на-Дону, 1998.480 с.

44. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Прогресс, 1991.395 с.

45. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / пер. с нем. М., 1988. - 699 с.

46. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: иформ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М.: Педагогическое общество России, 1999. - 276 с.

47. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Т.1. Изд-во «Наука», 2001.622 с.

48. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2005. - 160 с.

49. Григорович Я.Д. Эстетическое воспитание средствами литературы // Эстетическое воспитание молодежи. Проблемы и опыт. Минск «Народная Асвета», 1986. - С. 79-83.

50. Гройсман А.Л. Медицинская психология: лекции для врачей -слушателей курсов последипломного образования. М.: Издательство Магистр, 1998.-360 с.

51. Гулыга A.B. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. - 286 с.

52. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1995.286 с.

53. Гуревич П.С. Эстетика: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.

54. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 271с.

55. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Е. Клочко. — М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2004.-264 с.

56. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

57. Дивненко О. В. Методическое пособие по эстетике. ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», Москва, 1995. - 193 с.

58. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейн, 1996.160 с.

59. Дмитриева H.A. О прекрасном. М.: Изд-во «Искусство», 1960.95 с.

60. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978.350 с.

61. Достоевский Ф.М. Идиот: роман. М.: ИД «Комсомольская правда», 2006. - 560 с.

62. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.334 с.

63. Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности: сб. науч. и методич. тр. / сост. И.А. Соловцова / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко, Л.П. Разбегаевой и др. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. - 96 с.

64. Ежов B.C. Эстетическая культура человека: учебное пособие. -Новосибирск, 2003. 149 с.

65. Екимов Б.П. Пиночет: повести и рассказы. Москва, Издательство «Вагриус», 2000. - 416 с.

66. Елисеева A.B. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 2001.

67. Есенин С.А. Не жалею, не зову, не плачу: стихотворения, поэмы. М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 384 с.

68. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований. Тюмень: Изд-во Тюменского университета, 1976. — 86 с.

69. Зейгарник Б.В. Патопсихология / под ред. A.C. Спиваковской. -М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 576 с.

70. Зинченко В.П. Психология восприятия. М.: Изд-во Моск. Унта, 1973.-245 с.

71. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

72. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. - 170 с.

73. Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия: Тезисы докладов Международного научного конгресса, г. Волгоград, 6-8 апреля 1998 г. Волгоград: Издательство ВолГУ, 1999. - 472 с.

74. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

75. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1977.

76. Каган М.С. Философская теория ценности. — СПб.: Петрополис, 1997.-210 с.

77. Камю А. Избранные произведения. М.: Панорама, 1993. - 446 с.

78. Камю А. Творчество и свобода: сборник / пер. с франц. М.: Радуга, 1990.-608 с.

79. Кант И. Трактаты. Изд-во «Наука», 2006. - 552 с.

80. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982.-271 с.

81. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк. (вузы и техникумы), 1989. - 288 с.

82. Кирьякова A.B. Аксиологичекий аспект воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 88-99.

83. Киященко Н.И., Лейзеров, Н.Л. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1983. - 63 с.

84. Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб: Питер, 2002. - 960 с.

85. Колесникова И.А. Гуманитаризация непрерывного образования -одно из направлений модернизации российского общества // Социальные и гуманитарные знания. № 1. - 2004. - С. 86-108.

86. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самоизменение.- М.: Политиздат, 1984. 336 с.

87. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. -255 с.

88. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение. -1982.-203 с.

89. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.-М., 2002.

90. Корнетов Г.Б. Педагогика: теория и история. М.: Изд-во УРАО, 2003. - 296 с.

91. Королёва Т.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1984.- 182 с.

92. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. и асп. педвузов. Москва - Волгоград: Перемена, 2002. - 163 с.

93. Красиков С.П. Легенды о цветах. М.: Мол. гвардия, 1990. - 303с.

94. Краткий психологический словарь / ред. сост. Л.А. Карпенко / под общ. ред. В.А. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп.- Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 1999. - 512 с.

95. Кроль В.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для техн. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2004. - 325 с.

96. Крутоус В.П. Путь к прекрасному: (Об эстет, идеале): кн. для учащихся ст. классов. -М.: Просвещение, 1989. 192 с.

97. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: монография. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001.- 152 с.

98. Кузнечикова К.Т. Общение чувства - судьба: учеб. пособие. -Волгоград: Перемена, 1998. - 172 с.

99. Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998.-Т. 1.-447 с.

100. Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - Т. 2. - 447 с.

101. Куренкова P.A. Эстетика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 367 с.

102. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

103. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.

104. Липпс Т. Философия природы. 2-е изд. - Изд-во ЛКИ, 2007.240 с.

105. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607с.

106. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985.- 176 с.

107. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. Изд. 2-е, доп. - М.: Дет. лит., 1988. - 238 с.

108. Лосский И.О. Условия абсолютного добра: основы этики. М.: Политиздат. - 1991. - 368 с.

109. Лузина Л.М. Методы и средства воспитания: бытийный подход // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 212-228.

110. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков, 2000.

111. Лузина Л.М. Человек в проблемном поле воспитания: монография. Псков: изд. ГГГПУ, 2008. - 288 с.

112. Лызь H.A. Взгляд на парадигмы и изменения в педагогике // Педагогика, 2005. № 8. - С. 16-26.

113. М.М. Бахтин как философ / С.С. Аверинцев, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Турбин и др.. М.: Наука, 1992. - 256 с.

114. М.М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. Том I / сост., вступ. ст. и коммент. К.Г. Исупова; хронограф В.И. Лаптунова. СПб.: РХГИ, 2001. -552 с.

115. Маймин Е.А. Эстетика наука о прекрасном: кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

116. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995. - 152 с.

117. Мелло Энтони. Одна минута глупости / пер. с англ. Н. Вишмидт. М.: ООО ИД «София», 2004. - 352 с.

118. Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Трикста, 2004. - 128 с.

119. Молчанова A.C. На вкус, на цвет. М., «Искусство», 1966.200 с.

120. Мухаметзянова Г.В. Эстетическое воспитание студентов в учебном процессе: методическая разработка. Казань: Изд-во КГУ, 1983.

121. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.

122. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек? М.: Мол. гвардия, 1987. - 172 с.

123. Находкина З.П. Роль эстетического воспитания в формировании эстетической культуры студентов // Некоторые проблемы формирования нравственно-эстетической культуры личности. Кишинев «Штиинца», 1985. -С. 59-68.

124. Недведская Э.И. Формирование эстетического отношения к миру // Эстетическое воспитание молодежи. Проблемы и опыт. Минск «Народная Асвета», 1986. - С. 19- 23.

125. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о пробл. эстет.воспитания: кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

126. Никитенко С.Н. Ситуация диалогического понимания как средство духовного становления студенческой молодежи: автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2006. - 27 с.

127. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.

128. Организация воспитательной работы на кафедрах иностранных языков медицинских и фармацевтических вузов: методические рекомендации. М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2005. - 30 с.

129. Орлов A.A., Агафонова A.C. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. A.A. Орлова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.

130. Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: Высш. шк., 1992. - 252 с.

131. Пастернак Б.Л. Поэзия. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.352 с.

132. Паустовский К.Г. Повести и рассказы. Л., Лениздат, 1979. - 672с.

133. Педагогика / под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984.-368 с.

134. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 608 с.

135. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шия-нов. 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

136. Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. - 544 с.

137. Петракова Т.И. Сердечность воспитания // Педагогика. 2004. -№ 7. - С. 34-38.

138. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. - 496 с.

139. План работы: 2007-2008 учебный год. Волгоград: Изд-во Вол-ГМУ, 2007. - 160 с.

140. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

141. Полетаева H.H. Постигать красоту. Алма-Ата: Мектеп, 1985.80 с.

142. Пошнагиди Ф.Ф. Духовно-эстетичексие ориентиры молодежи и пути их совершенствования. Ставрополь: Сев. - Кавк. гос. техн. ун-т, 2002. -117с.

143. Проблемы нравственного воспитания поколения XXI в.: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. Волгоград, 28-29 апр. 1999 г. Волгоград: Перемена, 2000. - 222 с.

144. Программа развития и воспитания в системе образования России на 1999-2011 гг.-М., 1999.

145. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Т. 1. - 312 с.

146. Пушкин A.C. Стихотворения. Поэмы. «Евгений Онегин». Драматические произведения. Проза / вступ. ст. Д.С. Лихачева. М.: Изд-во Эксмо, 2005.-960 с.

147. Разбегаева Л.П. Концепция ценностно-ориентированного гуманитарного образования: целевой и содержательный аспекты: теоретическое исследование. Волгоград: Перемена, 2000. - 114 с.

148. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь. (Penguin) / пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. - Т. 1 (А-О). - 592 с.

149. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь. (Penguin) / пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. - Т. 2(Р-Я). - 560 с.

150. Ремарк Э.М. Жизнь взаймы. Три товарища. Издательский центр «Гермес». Ростов-на-Дону, 1993. - 576 с.

151. Рендакова Е.М. Педагогика творчества как путь воспитания интеллигента Текст.: учебное пособие. Киров: Из-во ВятГГУ, 2008. - 93 с.

152. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. М.: Искусство, 1996.146 с.

153. Риккерт Г. О системе ценностей. М.: Логос, 1914. - Т. 1. - Вып. 1.-С. 71-72.

154. Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 130143.

155. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.- 154 с.

156. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. - 270 с.

157. Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография / под общей редакцией Б.П. Невзорова. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002. -302 с.

158. Рындак В.Г., Соколова Л.Б. Воспитание личности будущего учителя: на пути к идеалу XXI века // Теоретико-методологические проблемысовременного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 331-340.

159. Салеев В.А. Эстетическое воспитание: сущность и актуальные проблемы // Эстетическое воспитание молодежи. Проблемы и опыт. Минск «Народная Асвета», 1986.-С. 12-19.

160. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985. -208 с.

161. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1990. - С. 315-345.

162. Святочные истории: рассказы и стихотворения русских писателей / сост., примеч. С.Ф. Дмитренко. М.: Русская книга, 1992. - 320 с.

163. Северянин И. Ананасы в шампанском. Харьков: Фолио, 2006 .256 с.

164. Селезнева И.П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации: автореф. дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 1998. - 19 с.

165. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории). СПб. - Волгоград: Перемена, 1997. - 166 с.

166. Сериков В.В. К созданию современной теории воспитания: методологический аспект // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 81-88.

167. Сериков В.В. Общая педагогика: избр. лекции. Волгоград: Перемена, 2004. - 278 с.

168. Скворцов В.Я. Искусство. Эстетика. Медицина. Волгоград, 1993.- 160 с.

169. СлавскаяА.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс+, 2009. - 240 с.

170. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальностив онтогенезе: учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.

171. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. - 383 с.

172. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. изд. 3-е. - М., Политиздат, 1975.-392 с.

173. Слотина Т.В. Психология личности: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

174. Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998.300 с.

175. Соколов A.B. Интеллектуально-этические идеалы современного студенчества // Педагогика. 2005. - № 6. - С. 64-72.

176. Солдатова E.JI. Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

177. Соловцова И.А. Гуманитарно-целостный подход как основа для интеграции идей православной и светской педагогики в сфере духовного воспитания // Интеграция образования. 2006. - № 3. - С. 39—42.

178. Соловцова И.А. Духовное воспитание в контексте полипарадиг-мальной педагогической реальности // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 149-163.

179. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Волгоград, 2006. - 44 с.

180. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии: монография / науч. ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. - 248 с.

181. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / под ред. Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. -160 с.

182. Соловцова И.А. Духовное воспитание: композиция воспитывающих ситуаций // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: педагогические науки. -2005. -№ 1.-С. 43—48.

183. Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996. - 166 с.

184. Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения / сост., вступ. ст., коммент. Н. И. Цимбаева. М.: Современник, 1991. - 525 с.

185. Социальная психология. Краткий очерк / под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М., Политиздат, 1975. - 319 с.

186. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с.

187. Столович JI.H. Ценностная природа категории прекрасного и этимология слов, обозначающих эту категорию // Проблема ценности в философии. М.; Л., 1966. - С. 65-80.

188. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., Политиздат, 1973. - 272с.

189. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979.96 с.

190. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., «Молодая гвардия», 1971.-336 с.

191. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Мн.: Нар. асвета, 1982.-288 с.

192. Тренинг по сказкотерапии / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2005. - 254 с.

193. Тургенев И.С. Избранное / составл. П. А. Карелина. М.: Современник, 1981. - 605 с.

194. Уайльд О. Портрет Дориана Грея: Роман. Повести. Сказки. Стихотворения. Стихотворения в прозе / пер. с англ.; вступ. ст. В. Чухно. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. 800 с.

195. Фёдоров Н.Ф. Сочинения. М.: Раритет, 1994. - 415 с.

196. Федь A.M. Воспитание прекрасным. М.: Мол. гвардия, 1984.191 с.

197. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. М., Политиздат, 1963. - 544 с.

198. Формирование духовной культуры студенческой молодежи / Л.А Аза, H.A. Бегека, В.И. Казачков и др.. К.: Выща шк., 1990. - 110 с.

199. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368с.

200. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. - 336 с.

201. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 447 с.

202. Халитова Н.Х. Использование народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов: авто-реф. дис. . канд. пед. наук. Казанский гос. пед. ун-т. - Казань, 1995. - 22 с.

203. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1990. - 576 с.

204. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973.

205. Хрестоматия по эстетическому воспитанию. Киев, Изд-во «Вища школа», 1987.

206. Хуторской A.B. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. - 541 с.

207. Цвейг С. Нетерпение сердца. Письмо незнакомки: Роман. Новелла / пер. с нем. Н. Бунина и Д. Горфинкеля. Калининград: Кн. Изд-во, 1993. -366 с.

208. Цветаева М.И. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону; «Феникс», 2000. - 512 с.

209. Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1989.-527 с.

210. Шаиранова H.H. Гуманистический подход в воспитании // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: в 2 ч. -Волгоград: Перемена, 2005. Ч. 1. - С. 82-84.

211. Шарден Т. Феномен человека. М: Наука, 1987. - 240 с.

212. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей. Избранные произведения: Пер. с нем. -М.: Изд-во «Гнозис», 1994. 287 с.

213. Шефтсбери. Эстетические опыты. — М., 1975.

214. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 286-300.

215. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. - 107 с.

216. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 222 с.

217. Щуркова Н.Е. Нежная педагогика. М.: Центр «Педагогический поиск», 2005. - 160 с.

218. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

219. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.

220. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. - 366 с.

221. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 56 с.

222. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М., 1994. - 72 с.

223. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. - 589 с.

224. Эстетика Иммануила Канта и современность: сборник статей по материалам V Кантовских чтений. Калинград Светлогорск, 1990 г. - М.: Знание, 1991.-64 с.

225. Эстетика: Словарь / под общ. ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

226. Эстетическая деятельность / отв. ред. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л.-М., 1986.

227. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. М.: Гардарики, 1999.464 с.

228. Яковлев М. Фрески // Фома. 2008. -№ 4. - С. 116-122.

229. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 528 с.

230. Adler А. Der Sinn des Lebens. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1978. - 192 S.

231. Alexander S. Beauty and other forms of value. N.Y., 1968. - 299 p.

232. Allport G.W. Personality: a psychological interpretation. New York: Holt, 1937.-588 p.

233. Dilthey W. (1906-1910) The construction of the historical world in the human sciences // H.P. Rickman (Ed.) Pattern and meaning in history: thoughts on history and society. New York: Harper& Row, 1961. - P. 98-126.

234. Frankl V. Der Mensch von der Frage nach dem Sinn: eine Auswahl aus dem Gesamtwerk. München; Zürich: Piper, 1979. - 308 S.

235. Hutcheson F. A. Illustration of the Moral Sense. Cambridge (Mass.),1971.

236. Hutcheson F.A. An Inquiry concerning Beauty, Order, Harmony. -Design The Hague Nijhoff, 1973.

237. Maslow A.H. Religions, Values, and Peak-Experiences. New York: Harper& Row, 1970. - 369 p.

238. Perry R.B. General Theory of Value. Cambridge, 1950. - 694 p.

239. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco, Josey-Bass Co, 1972.-214 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.