Нравственное воспитание студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Абрамян, Нелли Юрьевна

  • Абрамян, Нелли Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 179
Абрамян, Нелли Юрьевна. Нравственное воспитание студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Волгоград. 2009. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Абрамян, Нелли Юрьевна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания студентов вуза.

1.1. Содержательные характеристики нравственного воспитания

1.2. Процесс нравственного развития студентов вуза как основа проектирования воспитательной деятельности.

Выводы первой главы.

Глава 2. процесс нравственного воспитания студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций.

2.1. Ценностно-смысловой потенциал традиций в нравственном воспитании студентов вуза.

2.2. Система нравственного воспитания студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций.

Выводы второй главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственное воспитание студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций»

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется, как показывают результаты исследований (Т. И. Власова, А. В. Мудрик, И. А. Соловцова и др.), системным духовно-нравственным кризисом, который проявляется в первую очередь в «размывании» традиционных ценностей, таких как родина, долг, семья, труд, знания, в искажении их содержания и подмене их меркантильными, индивидуалистическими псевдоценностями. Так, результаты проведенного нами исследования, в котором приняли участие 217 студентов негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Международный институт управления» и «Современная гуманитарная академия» (Волгоградский филиал), свидетельствуют о том, что 64 % студентов при участии в общественной работе руководствуются карьерными мотивами и эгоистическими соображениями, 92 % оправдывают взяточничество и другие нечистоплотные способы достижения целей. Ценностное ядро нравственности человека, поведение молодых людей и система их социальных отношений характеризуются неустойчивостью, ситуативностью, молодежь легко подвергается манипуляциям со стороны различных источников информации, некритически относится к проявлениям безнравственного, асоциального, антикультурного поведения. Ситуация усугубляется тем, что преподаватели вузов, кураторы студенческих групп не располагают эффективными моделями нравственного воспитания студенческой молодежи в современных социокультурных условиях. В результате процесс включения молодежи в социокультурное пространство на основе нравственных ценностей и моральных норм оказывается деформированным, что негативно сказывается как на жизнедеятельности общества, так и на жизни самого молодого человека.

Противостоять негативным социокультурным, анти-ценностным влияниям может система воспитания, актуализирующая нравственные традиции, связанные с историей и менталитетом Российского общества. Исследователи

И.С. Кон, М. Мид, А.В. Мудрик, М.В. Савин и др.) отмечают высокую эффективность механизма воспитания, основывающегося на традициях.

Вместе с тем в большинстве исследований традиции в воспитании, в том числе и в нравственном, понимаются как феномен стихийной социализации (традиционный механизм), а не как целенаправленно применяемое воспитательное средство, вследствие чего роль традиций в процессе нравственного воспитании рассмотрена чрезвычайно слабо. Кроме того, педагоги-исследователи, как правило, акцентируют внимание на традициях как внешних регуляторах поведения человека, обращая недостаточно внимания на их ценностно-смысловой потенциал. Анализ педагогических исследований и образовательной практики позволяет, однако, предположить, что законосообразное использование традиций может значительно повысить эффективность нравственного воспитания студенческой молодежи. Для этого необходимо преодолеть использование традиций лишь в их «инструментальной» функции как средства трансляции внешних форм, по сути ритуалов поведения, нежели нравственных норм и заложенных в них ценностей. Традиции как ресурс нравственного воспитания, как источник и механизм приобщения молодых людей к ценностям и смыслам нравственного бытия могут «выпасть из обоймы» средств нравственного воспитания студенческой молодежи, если не исследовать особенности традиций как средства и механизма включения студенческой молодежи в систему общественных отношений и в контекст культуры на ценностной основе.

Таким образом, есть все основания утверждать, что существует актуальная потребность в разработке теоретических оснований нравственного воспитания студенческой молодежи на основе традиций как важного механизма ее включения в общество и в контекст национальной культуры.

В педагогической науке сложились теоретические предпосылки для исследования нравственного воспитания студенческой молодежи на основе традиций. При этом наиболее разработанными оказались социологический и психологический аспекты данной проблемы. Первую группу составляют исследования, посвященные различным аспектам проблемы традиционного ме4 ханизма включения человека в социокультурное пространство, реализации им своей социальной сущности на основе моральных норм и нравственных ценностей. Сущностные характеристики традиционного механизма включения человека в социокультурное пространство на основе усвоения им моральных норм представлены в трудах О. Конта, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Дюркгейма, Г. Тарда, М. Вебера, Э. Фромма, Э. Эриксона и др., а также в работах отечественных исследователей Г.М. Андреевой, С.Ю. Бурениной, JI.C. Выготского, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина,

A.В. Мудрика, А.В. Петровского, К.К. Платонова, C.J1. Рубинштейна,

B.А. Ядова и др. Вторая группа исследований посвящена различным аспектам проблемы нравственного воспитания. Данную проблему в той или иной мере разрабатывали все ученые, занимавшиеся исследованием воспитания. Она рассматривается в религиозной парадигме (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, B.C. Соловьев), в традиционной (А.С. Макаренко и другие исследователи советского периода), гуманистической (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) и гуманитарной (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Н.Е. Щуркова и др.) парадигмах. Исследования третьей группы дают представление о сущности традиций как воспитательного средства, раскрывая их сущностные характеристики с педагогических позиций (Т.Н. Логачева, М.В. Савин), возможности в воспитании коллектива и личности (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), в присвоении воспитанником социокультурных норм и ценностей (Н.М. Борытко), что позволяет выявить педагогический потенциал традиций в нравственном воспитании студентов вуза и разработать соответствующую модель воспитания.

Несмотря на всю ценность полученных к настоящему времени результатов исследования проблемы нравственного воспитания студентов вуза на основе традиций, многие важные вопросы остаются недостаточно разработанными. Необходимо существенное уточнение понимания содержательных и процессуальных характеристик нравственного воспитания с учетом особенностей студентов как возрастной и социальной группы, выявление возможностей традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи и оп5 ределение границ этих возможностей, выявление и обоснование логики педагогической деятельности, позволяющей эффективно реализовать ценностно-смысловой потенциал традиций с целью нравственного воспитания студентов с учетом специфики процесса включения молодежи в социокультурное пространство в современных условиях.

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки, способствующие разработке модели нравственного воспитания студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций: усиление внимания к воспитанию на государственном уровне, о чем свидетельствует принятие Федеральной программы развития воспитания в системе образовательных учреждений России, концепции модернизации российского образования до 2010 г., где духовно-нравственное воспитание рассматривается как один из важнейших элементов системы воспитательной работы в образовательных учреждениях разного уровня, и т.д. На основе этих документов в высших учебных заведениях предпринимаются попытки организации нравственного воспитания на основе лучших традиций народной культуры, организуются акции милосердия, имеющие ярко выраженную нравственную направленность и учитывающие особенности национальной культуры, проводятся мероприятия, направленные на приобщение студентов к национальной культуре, в первую очередь нравственной. Однако эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления и обоснования.

Все более остро обнаруживаются противоречия между: необходимостью использования традиций как средства нравственного воспитания студентов и отсутствием системного знания о сущности нравственного воспитания молодежи в условиях реализации возможностей «традиционного механизма» ее включения в общество и присвоения моральных норм, нравственных ценностей, культуросообразных форм поведения; необходимостью осуществления нравственного воспитания студенческой молодежи в научно обоснованной логической последовательности и недостаточной обоснованностью стадий процесса нравственного развития студента как представителя особой возрастной и социальной группы; потребностью в эффективных средствах нравственного воспитания студентов и невыявленностью ценностно-смыслового потенциала традиций в нравственном воспитании, организуемом с учетом особенностей юношеского возраста; необходимостью повышения эффективности нравственного воспитания студенческой молодежи и неразработанностью логики педагогической деятельности, обеспечивающей нравственное развитие молодых людей на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций.

Перечисленные противоречия свидетельствуют об остроте проблемы, состоящей в отсутствии целостного знания о нравственном воспитании студенческой молодежи на основе целенаправленного использования ценностно-смыслового потенциала традиций.

С учетом этого и была избрана тема исследования: «Нравственное воспитание студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций».

Объект исследования — воспитательный процесс в высшем учебном заведении.

Предмет исследования — нравственное воспитание студентов вуза с использованием ценностно-смыслового потенциала традиций.

Цель исследования — разработать научные основы деятельности педагога по нравственному воспитанию студентов на основе использования ценностно-смыслового потенциала национальных, региональных традиций и традиций вуза.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Уточнить научные представления о сущностных характеристиках нравственного воспитания с позиций гуманитарной педагогической парадигмы.

2. Разработать модель процесса нравственного развития студентов вуза.

3. Выявить педагогический потенциал традиций в его ценностно-смысловом аспекте в нравственном воспитании студентов вуза с учетом современных социокультурных условий.

4. Обосновать логику совместной деятельности педагога и студентов, направленной на решение задач нравственного воспитания студентов в целостном воспитательном процессе вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций как педагогического средства.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что нравственное воспитание студентов вуза будет осуществляться более эффективно в сравнении с имеющейся практикой при соблюдении следующих условий: нравственное воспитание студентов вуза будет рассматриваться как ценностно-смысловой феномен, обеспечивающий творчески деятельную позицию молодых людей в различных социальных сферах, выражаемую в куль-туросообразных формах деятельности и поведения; динамика процесса нравственного воспитания студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций будет определяться логикой развития отдельных его составляющих и их единства от разрозненности к гармоничному целому, от ситуативности в деятельности и поведении - к надситуативному поведению и деятельности, от фрагментарных знаний о нравственных ценностях, моральных нормах и культуросообразных формах поведения - к руководству ими в повседневной жизни; ценностно-смысловой потенциал традиций будет проявляться в их возможности в наглядно-практической форме раскрывать сущность нравственных ценностей и моральных норм, обеспечивать становление индивидуальной системы ценностей и культуросообразных форм поведения молодых людей, при этом будут учтены разные уровни традиций — от общекультурных до традиций образовательного учреждения; логика воспитательной деятельности, направленной на решение задач нравственного воспитания студенческой молодежи с использованием традиций как воспитательного средства, будет представлять собой последователь8 ность этапов, обусловленную динамикой процесса нравственного развития студента и основанных на последовательной смене педагогических целей — от ознакомления студентов с нравственными ценностями и моральными нормами до становления их субъектами нравственно ценной, социально значимой, культуросообразной деятельности - и на использовании на каждом этапе в качестве доминирующего одного из видов традиций.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения гуманитарной педагогики о ценностных и культурологических основаниях воспитания (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Н.Е. Щуркова), о нравственности как одном из важнейших проявлений духовности человека (Т.И. Власова, JI.M. Лузина, И.А. Соловцова); идеи аксиологического подхода к пониманию педагогической действительности (М.С. Каган, В.А. Малахов, А.В. Кирьякова, Л.П. Раз-бегаева); положения теории личностно ориентированного образования о нравственных основах развития личности (В.В. Сериков); идеи целостного подхода о системности, структурированности педагогических феноменов на каждой стадии их становления (B.C. Ильин, Н.К. Сергеев); положения социальной педагогики о роли традиционного механизма в социализации человека (И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.); положения гуманитарной педагогики о специфике социально-нормативного, индивидуально-смыслового и ценност-но-деятельностного аспектов воспитания (Н.М. Борытко).

В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические: анализ концептуальных положений, представленных в литературе по проблеме исследования, системный и структурно-функциональный анализ, моделирование, проектирование, классификация, систематизация и др.; эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ работ студентов, наблюдение, обобщение педагогического опыта, диагностика нравственных качеств студентов, формирующий эксперимент, математическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций и теоретических положений в рамках гуманитарной парадигмы, целостным подходом к исследованию содержательных и процессуальных характеристик нравственного воспитания студенческой молодежи, длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы и устойчивой повторяемостью ее основных результатов, соответствием концептуальных позиций тенденции развития педагогической реальности к гуманитаризации воспитательного процесса; применением методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью выборки, сочетанием количественного и качественного анализа, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Эмпирическиую базу исследования составили негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (Волгоградский филиал) «Международный институт управления» и негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (Волгоградский филиал) «Современная гуманитарная академия». Исследование проводилось в 2002 - 2009 гг. и включало три этапа: На первом этапе (2002 - 2004 гг.) на основе изучения и критического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам нравственного воспитания студентов вуза были выявлены основные подходы к пониманию нравственного воспитания. На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования, определена его эмпирическая база, организован констатирующий эксперимент. Поисковая работа велась на базе НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления» и НОУ ВПО ВФ «Современная гуманитарная академия».

Второй этап (2004 - 2007 гг.) был связан с выявлением ценностно-смыслового потенциала традиций как средства нравственного воспитания студентов вуза, с разработкой модели процесса нравственного развития студентов вуза и логики деятельности педагога по нравственному воспитанию студентов вуза на основе применения традиций, ее опытно

10 экспериментальной апробацией в НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления» и уточнением.

Третий этап (2007 - 20009 гг.) — на основе изученной литературы и практического опыта применения разных видов традиций с целью нравственного воспитания студентов, экспериментальной проверки гипотезы разрабатывалась система воспитательной работы в вузе, реализация которой повышает эффективность деятельности по нравственному воспитанию студентов. На этом этапе уточнялись возможности реализации ценностно-смыслового потенциала традиций как средства нравственного воспитания студентов вуза, отрабатывалась методика применения традиций с целью нравственного воспитания студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под нравственным воспитанием понимается присвоение воспитанником системы нравственных ценностей и моральных норм, которыми руководствуется человек в различных ситуациях общественной жизни, что находит выражение в нравственно ценной, общественно и личностно значимой деятельности, осуществляемой в характерных для данного общества (культуро-сообразных) формах. Нравственное воспитание выполняет в становлении человека функции: ценностно-смысловую, направленную на присвоение ценностей различного уровня; нормативно-ориентирующую, которая позволяет передать человеку социокультурный опыт через принятие общественного мнения, норм, традиций, ритуалов; деятельностно-коммуникативную, благодаря осуществлению которой человек реализует нравственные ценности и моральные нормы во взаимодействии с другими людьми, становится не только их носителем, но и выразителем; формально-поведенческую, предполагающую усвоение культуросообразных форм поведения. При этом ведущая роль принадлежит ценностно-смысловой функции. В структуре нравственного воспитания выделяются следующие составляющие: присвоение ценностей национальной и мировой культуры и «открытие» в них собственных смыслов; освоение моральных норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия с людьми, социальными институтами; освоение культуросообразных

11 форм поведения, общения, взаимодействия; организация нравственно ценной, общественно и личностно значимой деятельности.

2. Процесс нравственного воспитания студентов вуза отражает логику их продвижения по уровням нравственного развития: от аморфного - уровня разрозненных знаний о нравственных ценностях и моральных нормах, ситуативного поведения, иногда противоречащего названным ценностям; к фрагментарному, когда студенты пытаются осмыслить нравственные ценности, ориентируясь на них в отдельных ситуациях, принимают от случая к случаю участие в нравственно ценных видах деятельности; далее к структурному, когда у студента складывается внутренняя иерархия ценностей, которые определяют его поведение и деятельность, однако достигнутый высокий уровень он сохраняет лишь в условиях благоприятного социокультурного и педагогического окружения; и целостному, когда студент выступает в качестве организатора нравственно ценной деятельности, как субъект собственной жизни, являющийся носителем и выразителем нравственных ценностей, моральных норм, форм культуросообразного поведения.

3. Ценностно-смысловой потенциал традиций обеспечивается: ценностным содержанием, внешним выражением которого выступает обрядовая форма; множественностью заключенных в каждой традиции смыслов; способностью в наглядно-практической форме раскрывать сущность нравственных ценностей, моральных норм и культуросообразных форм поведения; возможностями в регулировании деятельности и поведения студента, его отношений с другими людьми на основе нравственных ценностей без прямых указаний со стороны педагога. В процессе нравственного воспитания студентов вуза целесообразно использовать следующие виды традиций: национальные, обеспечивающие присвоение студентами общечеловеческих, национальных, региональных ценностей, соответствующих моральных норм, формирование культуросообразных способов нравственного поведения; региональные, способствующие включению студента в национальную и общечеловеческую культуру, позволяя ему в то же время осознать единство нравственных ценностей и моральных норм на уровне нации и человечества; тради

12 ции высшего учебного заведения, позволяющие организовать процесс формирования индивидуальной системы ценностей каждого студента и обеспечить его включение в широкий социокультурный контекст.

4. В организации педагогической деятельности по нравственному воспитанию студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций целесообразно выделение следующих этапов: «введение в нравственную составляющую культуры», целью которого является познакомить студентов с ведущими нравственными ценностями, моральными нормами и культуросообразными формами поведения, с различными видами нравственно ценной деятельности, либо скорректировать сложившиеся у студентов представления о нравственных ценностях, моральных нормах и формах поведения; «осмысление», целью которого является выявление студентами смыслов, заключенных в ценностях, моральных нормах и формах поведения, составляющих содержание традиций; «погружение», цель которого - присвоение студентами ценностей разного уровня, моральных норм и освоение ими культуросообразных форм поведения путем включения их в социальную микросреду (в данном случае среду вуза), где эти ценности, нормы и формы поведения функционируют в виде традиций; «самореализация», цель которого - становление студентов субъектами собственной жизни и деятельности, носителями и выразителями нравственного содержания традиций. Деятельность по нравственному воспитанию студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций регулируется принципами повышения степени идеальности, направленным на приближение системы к идеальному состоянию; единства противоположностей, требующим разрешения на научной основе возникающих при осуществлении деятельности противоречий; динамизации, требующим постоянного развития воспитательной системы; полноты частей системы, проявляющимся в ее многофункциональности.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем впервые представлена логика педагогической деятельности по нравственному воспитанию студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового

13 потенциала традиций как основного педагогического средства, разработанная на основе положений целостного подхода к исследованию и моделированию педагогических феноменов; уточнены и систематизированы сущностные характеристики нравственного воспитания с позиций гуманитарной педагогической парадигмы; конкретизированы научные представления о стадиях процесса нравственного развития студентов вуза, о воспитательном потенциале традиций в области нравственного воспитания студенческой молодежи; конкретизировано знание о видах традиций, использование которых целесообразно для решения задач нравственного воспитания студентов вуза.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена обоснованием содержательных характеристик нравственного воспитания в контексте гуманитарной педагогической парадигмы, что существенно дополняет современную теорию нравственного воспитания; разработкой модели процесса нравственного развития студентов как возрастной и социальной группы, конкретизирующей фундаментальное положение гуманитарной парадигмы о стадийном характере воспитательного процесса; уточнением научных представлений о воспитательном потенциале традиций, что означает углубление научных знаний о средствах нравственного воспитания, применяемых в условиях вуза; обоснованием логики деятельности по нравственному воспитанию студентов вуза, обеспечивающей ее включение в современный социокультурный контекст, что вносит существенный вклад в теорию организации воспитательного процесса в вузе. Разработанные теоретические положения могут также служить основанием для дальнейших научных исследований в области теории и методики воспитания студенческой молодежи.

Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их использования преподавателями, кураторами студенческих групп в воспитательной работе вузов различного профиля, при разработке методического обеспечения нравственного воспитания студентов вуза. Сформулированные принципы могут выступать регуляторами деятельности по нравственному воспитанию молодежи. Разработанные в ходе исследова

14 ния программы, а также апробированные диагностические и формирующие методики, обеспечивающие качественно новый воспитательный результат, имеют практическую ценность при решении проблем оказания студенту помощи в преодолении трудностей социализации и кризисов духовного развития на нравственной основе.

Апробация материалов исследования осуществлялись через участие в работе на заседаниях Межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании, Центра исследований проблем лич-ностно ориентированного образования, Научно-исследовательского центра тендерных исследований ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет», выступления на Международной научно-практической конференции по проблемам нравственного воспитания (г. Архангельск, 2007 г.), на Всероссийском семинаре по методологии педагогики (г. Сочи, 2009 г.), публикацию материалов исследования в различных научных и научно-методических изданиях (всего опубликовано 8 работ общим объемом 3,8 п.л.).

Внедрение результатов исследования в практику образования осуществлялось в НОУ ВПО ВФ «Международный институт управления» (г. Волгоград) и НОУ ВПО ВФ «Современная гуманитарная академия» (г. Волгоград).

Структура и объем диссертации обусловлена логикой проведенного научного исследования. Диссертация (167 с.) состоит из введения (13 е.), двух глав (69 е., 68 е.), заключения (3 е.), списка использованной литературы (215 наименований) и 2 приложений. Текст диссертации содержит 3 таблицы, 8 иллюстраций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Абрамян, Нелли Юрьевна

Выводы второй главы

Изучение ценностно-смыслового потенциала традиций в нравственном воспитании студентов вуза, моделирование деятельности по нравственному воспитанию студентов на основе реализации такового потенциала и практическая проверка данной модели в общей системе воспитательной работы вуза позволили сделать следующие выводы:

1. Особенности традиции, выступающей как феномен, фиксирующий содержание нравственных ценностей и моральных норм, как механизм передачи нравственных ценностей, моральных норм и культуросообразных форм поведения и как способ регулирования поведения и деятельности молодых людей в разных сферах - с помощью общественных установлений, обычаев, принятых в обществе форм общения и поведения, позволяют рассматривать традицию как комплексное средство нравственного воспитания студентов вуза.

2. В структуре традиции выделяются две стороны: внешняя форма (обычаи, обряды, ритуалы), делающая традицию привлекательной для воспитанников, существенно облегчающая процесс их включения в воспитательные дела и события, центром которых являются традиции; ценностное содержание, составляющее основу, ядро любой традиции и определяющее характер воспитательного взаимодействия.

3. Ценностно-смысловой потенциал традиций определяется: способностью традиций выступать средством нравственного воспитания студентов вуза (т.е. служить достижению целей такого воспитания); их возможностями в нравственном воспитании студентов вуза; границами применения традиций в нравственном воспитании студентов вуза. Ценностно-смысловой потенциал традиций обеспечивается: ценностным содержанием, внешним выражением которого выступает обрядовая форма; множественностью заключенных в каждой традиции смыслов; способностью в наглядно-практической форме раскрывать сущность нравственных ценностей, моральных норм и культуросообразных форм поведения; возможностями в регулировании деятельности и поведения студента, его отношений с другими людьми на основе нравственных ценностей без прямых указаний со стороны педагога.

4. В воспитательном процессе вуза целесообразно использовать следующие виды традиций: национальные, обеспечивающие присвоение студентами общечеловеческих, национальных, региональных и личностных социокультурных ценностей, присвоение соответствующих норм и формирование определенных (характерных для той или иной культуры) способов нравственного поведения; региональные, способствующие включению студента в национальную и общечеловеческую культуру, позволяя ему в то же время по

146 стигнуть многообразие способов взаимодействия и культурного самовыражения представителей разных социокультурных групп, и в то же время осознать единство ценностей и нравственных норм на уровне нации и человечества; традиции высшего учебного заведения, позволяющие как организовать процесс формирования индивидуальной системы ценностей каждого студента, так и обеспечить включение молодого человека в широкий социокультурный контекст. Одним из целесообразных является такой подход к конструированию содержания нравственного воспитания студентов вуза, когда в качестве системообразующего звена выступают региональные (в нашем исследовании - казачьи) традиции.

5. В организации педагогической деятельности по нравственному воспитанию студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций целесообразно выделение следующих этапов: «введение в нравственную составляющую культуры», целью которого является познакомить студентов с ведущими нравственными ценностями, моральными нормами и культуросообразными формами поведения, с различными видами нравственно ценной деятельности, либо скорректировать сложившиеся у студентов представления о нравственных ценностях, моральных нормах и формах поведения; «осмысление», целью которого является выявление студентами смыслов, заключенных в ценностях, моральных нормах и формах поведения, составляющих содержание традиций; «погружение», цель которого - присвоение студентами ценностей разного уровня, моральных норм и освоение ими культуросообразных форм поведения путем включения их в социальную микросреду (в данном случае среду вуза), где эти ценности, нормы и формы поведения функционируют в виде традиций; «самореализация», цель которого - становление студентов субъектами собственной жизни и деятельности, носителями и выразителями нравственного содержания традиций.

6. Деятельность по нравственному воспитанию студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций регулируется принципами повышения степени идеальности, направленным на приближение

147 системы к идеальному состоянию; единства противоположностей, требующим разрешения на научной основе возникающих при осуществлении деятельности противоречий; динамизации, требующим постоянного развития воспитательной системы; полноты частей системы, проявляющимся в ее многофункциональности. Реализация указанных принципов позволяет обеспечить активность студентов в присвоении ими ценностного содержания традиций и создание в вузе воспитывающей среды, интегрирующей все подразделения вуза, осуществляющие воспитательную деятельность (основой для создания такой среды выступают разные группы традиций в их различном сочетании).

7. Опытно-экспериментальная работа, мониторинг, сравнение с данными массового опыта позволили выявить результативность разработанной системы нравственного воспитания студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций, что проявилось в более динамичном по сравнению с массовой практикой формировании как отдельных составляющих нравственного воспитания, так и указанного феномена как целостного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание студентов вуза приобретает особое значение в современных условиях российской действительности. Глубокие изменения, переживаемые ныне Россией, охватили все сферы ее жизни. Новые политические реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, экспансия средств массовой коммуникации, каналы которой переполнены низкопробной продукцией массовой культуры и агрессивной рекламой, порождают не только структурное переустройство социально-экономического порядка, но и существенно воздействует на нравственный уклад общества, актуализирует необходимость присвоения нравственных ценностей, потребность в устойчивых нравственных ориентирах.

Определяющим аспектом культуры, ее формой, дающей общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы, является нравственность. Разрушение нравственности приводит к распаду и дезинтеграции общества; изменения в системе нравственных ценностей и моральных норм приводят к изменению социальных отношений. Нравственность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, школа, национальные традиции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей кулыуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей и нравственного распада. В связи с этим очень велико значение нравственного воспитания студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций, придающей устойчивость нравственной сфере молодого человека, формирующей способность противостоять негативным социокультурным влияниям.

В процессе исследования на основе анализа традиционных и современных гуманитарных педагогических концепций были уточнены содержательные характеристики нравственного воспитания, состоящие в единстве целостных, структурньл^ и функциональных характеристик. При определении целостных характеристик нравственного воспитания были выявлены сущностные признаки, определяющий специфику нравственного воспитания, с одной стороны, как составляющее социализации, с другой - как феномена, тесно связанного с процессом становления духовности человека. Выявление структурно-функциональных характеристик нравственного воспитания осуществлялось в рамках целостного подхода. В результате были выявлены такие составляющие исследуемого феномена, как присвоение ценностей национальной и мировой культуры и «открытие» в них собственных смыслов, освоение моральных норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия с людьми, социальными институтами, освоение принятых в обществе культуросообразных форм поведения, общения, взаимодействия, организация нравственно ценной, общественно и личностно значимой деятельности, выполняющие ценностно-смысловую, нормативно-ориентирующую, деятельностно-коммуникативную и формально-поведенческую функции.

В результате теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы были выявлены динамические (процессуальные) характеристики нравственного воспитания студентов вуза, что выразилось в построении на основе системного подход уровневой модели нравственного развития студента, ставшей основой для разработки логики совместной деятельности педагога и студентов по нравственному воспитанию последних на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций.

Были обоснованы возможности традиций как средства нравственного воспитания студентов вуза, выявлен их ценностно-смысловой потенциал, который обеспечивается: ценностным содержанием, внешним выражением которого выступает обрядовая форма; множественностью заключенных в каждой традиции смыслов; способностью в наглядно-практической форме раскрывать сущность нравственных ценностей, моральных норм и культуросообразных форм поведения; возможностями в регулировании деятельности и поведения студента, его отношений с другими людьми на основе нравственных ценностей без прямых указаний со стороны педагога.

При этом был сделан вывод о том, что традиционный механизм, являющийся одним из наиболее эффективных в нравственном воспитании студентов вуза, становится педагогически управляемым благодаря целенаправленной организации ак

150 тивности студентов как субъектов воспитательного взаимодействия и созданию в вузе воспитывающей среды, предполагающей целенаправленное использование существующих и создание новых традиций на основе нравственных ценностей.

Разработанная на основе уровневой модели логика деятельности по организации нравственного воспитания студентов вуза (являющаяся одной из результативных) предполагает использование на каждом этапе в различных сочетаниях используются региональные, национальные традиции и традиции вуза в их ценностно-смысловом аспекте как ведущее средство нравственного воспитания студентов.

Данная логика была реализована на практике: создана эффективно действующая воспитательная система вуза, одной из важнейших частей которой является нравственное воспитание студентов, создана воспитывающая среда вуза, где реализация ценностно-смыслового потенциала традиций играет ведущую роль в нравственном воспитании студентов, разработаны и реализованы программы нравственного воспитания, где традиции выступают основным педагогическим средством нравственного воспитания молодежи. Воспитательная система ВФ МИУ, опирающаяся на концептуальные положения данного исследования, продолжает развиваться и совершенствоваться, но уже сейчас она показала высокую результативность разработанной модели педагогической деятельности.

Данное исследование не исчерпывает всей проблематики нравственного воспитания студентов вуза. Актуальными исследовательскими проблемами являются, с нашей точки зрения, следующие: поиск и обоснование иных, по сравнению с традициями, результативных средств нравственного воспитания студенческой молодежи; усовершенствование на научной основе диагностического инструментария, позволяющего организовать продолжительный мониторинг качества воспитательной системы вуза; использование традиций в других сферах воспитательной деятельности; конкретизация принципов деятельности по нравственному воспитанию студентов вуза. Решение этих проблем позволит оказать студенческой молодежи эффективную педагогическую помощь в решении характерных для юношеского возраста проблем на нравственной основе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Абрамян, Нелли Юрьевна, 2009 год

1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. — Казань: Карпол, 2002. — 228 с.

2. Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1998. - № 6. - С.58-65.

3. Абрамян Э.Г. Инновация и стереотипизация как методы развития этнической культуры// Методологические проблемы этнических культур. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1978.

4. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1978.

5. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии отечественного образования: Тез. докл. и выступл. на XV сессии Научного совета по проблемам образования в педагогической науке (1718 мая 1994 г.). М.: ИТПиМИО РАО, 1994.

6. Актуальные проблемы гуманизации образования на пороге XXI века. -М.: Просвещение, 1996. 178 с.

7. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи: Материалы IV гор. науч.-практ. конф. — Ханты-Мансийск, 2003. — 141 с.

8. Альбуханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования// Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.

10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М., 1988.-253 с.

11. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970. - 184 с.

12. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века.-М., 1997.

13. Антонов А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

14. АнцыфероваJI.И. Психология формирования и развития личности.— М.: Педагогика, 1981. 318 с.

15. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. - № 4. — С. 117-121.

16. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция// Советская этнография. -1981.-№3.

17. Архангельский Л.М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии. 1983. - № 1. - С. 89-94.

18. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979.

19. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996. - 768 с.

20. Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

21. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика." 2003.- № 8.

22. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. -М.: Политиздат, 1983. 224 с.

23. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.-294 с.

24. Батищев Г.С. Найти и обрести себя// Вопр. философии.- 1995. — № 3. С. 103-109.

25. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник, 1984-1985. -М.: Наука, 1986. С. 109-116.

26. Баширова С.В. Направление и условия социализации студентов современного вуза// Вестник Университета Российской академии образования. 2006. - № 4.

27. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности.-М., 2001.

28. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций. СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр ПРЕСС», 2004.-704 с.

29. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.

30. Бердяев Н.А. О культуре. М., 1993.

31. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Междунар. отношения, 1990. - 336 с.

32. Библер B.C. Культура. Диалог культур: Опыт определения // Вопр. философии. 1989. -№ 6. - С. 31-43.

33. Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учеб.-метод. пособие для пед. вузов и колледжей. — Казань: Центр инновац. технологий, 2002. 164 с.

34. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. 1996. - № 5. - С. 3-10.

35. Боголюбов Е.В. Культура и общество. М., 1978.

36. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национально-ценностные ориентации отечественной педагогики (нач. 20 в.)// Педагогика. 1998. -№7.

37. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало XX века) // Педагогика. -1998.-№7.

38. Богуславский М.В. XX век Российского образования. М., 2002.— 336 с.

39. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1982.- 199 с.

40. Бодрилин А.П. Ценностная природа культуры // Философские науки.-№4-6.-С. 240-247.

41. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. — М.: Сов. энциклопедия, 1994.

42. Бондаревская Е. В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах). Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006.

43. Бондаревская Е.В. Основные подходы к совершенствованию современного воспитания (личностно-ориентированное воспитание) // Стратегиявоспитания в образовательной системе России: подходыы и проблемы / Под ред. И.А. Зимнеей. М., 2004.

44. Бордовский В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

45. Борисова Е.В. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России, 1861 1917 гг. -М., 1997.

46. Борытко Н. М. Этическое воспитание. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 32 с.

47. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. — Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.

48. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.

49. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учеб.-методич. пособие. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 120 с.

50. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков A.M. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 496 с.

51. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1991. - 40 с.

52. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1988. — 268 с.

53. Валигурский Д.И. Духовно-нравственное воспитание молодежи — актуальная проблема кооперативных вузов стран СНГ // Фундаментальные и прикладные исследования. — 2004. — №№ 2-3.

54. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. - № 3.

55. Ваниева С.Г. Система нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001.

56. Вендровская Р.Б. Традиция как аксиологическая проблема в истории образования // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии отечественного образования. М.: ИТПиМИО РАО, 1994.

57. Ветрова З.Д. Индивидуальный подход к студентам в процессе учебной деятельности преподавателя высшей школы: автореф. дис. . канд. пед. наук.-Л., 1981.

58. Власкин А.Г. Мораль и традиции. JI., 1981.

59. Власова В.Г. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980. - № 4.

60. ГабдулхаковP.P. Аксиологические приоритеты образования.— Уфа: БИРО, 1999.-86 с.

61. Галицких Е.О. Духовное развитие студентов в процессе их образования в педагогическом вузе (на примере факультета русского языка и литературы). СПб., 1993.

62. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике: Пер. с франц. СПб.: Азбука, 2000.

63. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2002.

64. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.-М., 1995.

65. Гофман А.Б. Традиция// Культурология XXвека: Словарь. СПб.: Универ. книга, 1997.

66. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.

67. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопр. философии. 1994. - № 1. — С. 54-61.

68. Даныпов С.Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала: автореф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 2006. - 25 с.

69. Додонов Б.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX— начала XX в. — М.: Изд-во Ин-та теор. педагогики и междунар. исследований образования РАО, 1994. — 140 с.

70. Дорошенко С.И. Духовно-нравственное воспитание в теории и истории отечественной педагогики // Православная педагогика: традиции и современность: Сб. лекций и докладов. — Владимир: Изд-во Владим. гос. пед. ун-та, 2000.

71. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.

72. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. — М.: Наука, 1977. — 334 с.

73. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. Глинские чтения. — М.: Самшит-издат, 2002. — 176 с.

74. Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи: проблемы и перспективы: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. 209 с.

75. Духовно-нравственное воспитание как путь решения современных проблем становления личности: Сб. материалов обл. конф. — Петропавловск-Камчатский: Изд-во КОИПКПК, 2002. 123 с.

76. Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности: Сб. науч. и методич. тр. / Сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, Л. П. Разбегаевой и др. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. - 96 с

77. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола) // Вопр. философии. 1996. - № 2. - С. 3-40.

78. Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий (Науч.-метод. сб): Вып. 1 / Сост. и науч. ред. А.Д. Червяков. -М.: Самшит, 1999. 68 с.

79. Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.

80. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 2000.

81. Загвязинский В.И., АтахановР. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М., 2001.

82. ЗадорожнюкИ. Философия образования сегодня// Высшее образование в России. 1997. - № 2. - С. 150-155.

83. Запесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. 2002. - № 2.

84. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. - 456 с.

85. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.-163 с.

86. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.

87. Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопр. философии. 1996. - № 4. — С. 76-105.

88. ЗинченкоВ.П. О целях и ценностях образования// Педагогика. -1997.-№5.

89. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

90. Ильинский И.М. Молодежь: будущее России. М.: 1995. - 240 с.

91. КаганМ.С. Философская теория ценностей.- СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.

92. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. М.: Луч, 1994.

93. Калихман Г. Этюд о нравственности и морали. — М., 1979.

94. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного ' учебно-воспитательного процесса.- М.: Педагогика, 1993. 168 с.

95. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. — М.: Наука, 1990.

96. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей.-Оренбург, 1996.-188 с.

97. Клейменов Н.И. О проблемах воспитания молодежи и нравственного оздоровления общества в России. М.: Изд-во МСХА, 2002. - 270 с.

98. Клячкина H.JI. Формирование духовного развития личности студентов. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2004. - 180 с.

99. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмаль-ной рефлексии. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

100. Колесникова И.А., Нагавкина JI.C., БарышевН.Н. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. СПб., 1994.

101. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне района (муниципального центра) / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. М.: Планета, 2003. - 63 с.

102. КонИ.С. В поисках себя. Личность и ее самоизменение. М.: Политиздат, 1984.-336 с.

103. КонИ.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.

104. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: автореф. дис. . канд. пед. наук. — Курск, 1999.

105. КорнетовГ.Б. Проблема базисных педагогических традиций// Свободное воспитание. — Вып. 2. 1993.

106. Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопр. психологии. 1995. - № 5. С. 108-115.

107. КотряховН.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в России: история и современность. — Киров: Кир. фил. Моск. гос. индустр. ун-та, 2003. — 35 с.

108. Краевский В.В. Инновация и традиция два полюса мира образования // Магистр. - 2000. - № 1.

109. Краткий словарь по социологии / под общей ред. Д.М. Гвишиани. Н.Н. Лапина. -М., 1988.

110. Краюшкин С.И., Медведева Л.М. К вопросу об организации воспитательной работы в вузе // Учебно-воспитательный процесс: традиции, проблемы, перспективы. М.: ВА МВД России, 2003. - С. 53-57.

111. Круглова Л.К. Духовная культура как система. — Спб., 1992.

112. Крымский С.Б. Контуры духовности: Новые контексты идентификации // Вопр. философии. 1992. - № 12. - С. 21-28.

113. Крюкова И.В. Некоторые пути формирования нравственно-эстетической культуры студенческой молодежи Электронный ресурс. www.viu-online.ru

114. Культурная среда и духовное формирование личности.— Ташкент: Фан, 1981.

115. Лазарев Н.А. Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности: автореф. дис. . .д-ра пед. наук. Сочи, 2001. - 42 с.

116. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей реформируемой России. М., 1996. — 221 с.

117. Левитская И.Б. Проблема диагностики духовно-нравственной культуры студенческой молодежи // Покровские чтения. Кн.5. — Бендеры, 2003.

118. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы.- М.: Планета, 2003.-63 с.

119. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1977. 304 с.

120. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.- М.: Изд-во МГУ, 1976.-380 с.

121. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. -М.: Смысл, 1999.

122. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многовековой реконструкции // Вопр. философии. 1996. — № 4. - С. 15-26.

123. Личность. Ценности. Изменяющийся мир / Под ред. Ю.Н. Кулютки-на. СПб.: ИОВ РАО, 1998. - 75 с.

124. Логачева Т.Н. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам: автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2004. - 20 с.

125. ЛосскийН.О. Условия абсолютного добра: основы этики. — М.: Политиздат, 1991. 368 с.

126. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. — Псков, 2000.

127. Лузина Л.М. Человек в проблемном поле воспитания. Псков: изд. ПГПУ, 2008. - 288 с.

128. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972.-336 с.

129. Макареня А.А. Методологические основы создания культурологической среды подготовки учащихся. М.: ИОСО РАО, 1998. - 68 с.

130. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. — Ереван, 1975.

131. Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности// Вопр. философии. 1993. - № 11. - С. 17.

132. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы.-М.: Смысл, 1999.-425 с.

133. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко. — М., 1994.

134. Моральный выбор / Отв. Ред. А.И. Титаренко. М.: МГУ, 1980. - 344 с.

135. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия // Воспитать человека. М., 2002.

136. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А. Сластенина. 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 184 с.

137. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.

138. Национальная доктрина образования. М.: МАНПО, 2000. - 20 с.

139. Никитенко С.Н. Ситуация диалогического понимания как средство духовного становления студенческой молодежи: автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2006. - 24 с.

140. Новикова JI.И. Воспитание как педагогическая категория// Педагогика. 2000. - № 6. - С. 28.

141. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред.-сост. Н.Б. Крылова. М.: ИЛИ РАО, 1996. - 113 с.

142. Образование в условиях формирования нового типа культуры. Материалы круглого стола: 7 октября 2002 г. СПб., 2002.

143. Образование в условиях формирования нового типа культуры. Материалы круглого стола: 24 января, 17 февраля 2003 г. СПб., 2003.

144. Образование: идеалы и ценности (ист.-теорет. аспект)/ Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995.

145. Орлов В.Н., Сапронов П.А. Гуманитарные основания культуры. -М., 1991.

146. Основы педагогических технологий. Толковый словарь. Екатеринбург: Изд-во Уральского ГУ, 1995.

147. Парсонс Т. О построении теории социальных систем: интеллектуальная автобиография // Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997.

148. ПетраковаТ.И. Духовные основы нравственного воспитания.— М., 1997.

149. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

150. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

151. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. — М., 1982.

152. Полякова А.А. Развитие аксиологического потенциала личности в контексте диалога культур. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.-209 с.

153. Проблемы нравственного воспитания поколения XXI в.: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. Волгоград, 28-29 апр. 1999 г. Волгоград: Перемена, 2000. - 222 с.

154. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы// Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 1999. -№ 12.

155. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского и Г.М. Ярошевско-го.-М., 1990

156. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М, 1998.-540 с.

157. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. — № 4. - С. 87-90.

158. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. -Волгоград: Перемена, 2001. 289 с.

159. РеанА.А. Социализация личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.

160. Родчанин Е.Г., ЗязюнИ.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. М., 1991.

161. Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания// Теоретико-методологические проблемы ысовременного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 130-143.

162. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

163. Ростовцев А.Н. Культурологический смысл содержания образования // Социально-политический журнал. 1995. - № 3. - С. 173-178.

164. Рубинштейн С.JI. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. - 463 с.

165. Савин М.В. Генезис традиционности в педагогике России: историко-педагогический аспект. Волгоград: Перемена, 2004.

166. Сагатовский В.Н. Системный подход к классификации ценностей.-М., 1979.- 119 с.

167. Салимова P.M. Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. . канд. пед. наук. Уфа, 2000. -17 с.

168. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264 с.

169. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории). — СПб. Волгоград: Перемена, 1997. - 166 с.

170. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999.

171. СериковВ.В. Общая педагогика: Избранные лекции,- Волгоград: Перемена, 2005.

172. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.

173. Современная западная социология: словарь. — М., 1990.

174. Соколов Э.В. Традиция и культурная преемственность// Сов. этнография. 1981. -№ 3.

175. Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: автореф. дис. . д-ра пед. наук в форме науч. докл. -М., 1998.-47 с.

176. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. Волгоград: Перемена, 2006.

177. Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996. - 479 с.

178. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

179. Социализация молодежи в условиях развития современного образования. Материалы Международной научно-практической конференции. 4.1. -Новосибирск, 2004.

180. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция// Традиция в истории культуры. М., 1978.

181. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2002.

182. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. — М., 1976.

183. Сухомлинский В.А. О воспитании. -М., 1979.

184. Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И. Новиковой. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.

185. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989.

186. Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004.

187. Узнадзе Д.М. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

188. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания// Вопр. психологии, 1984.— №2.-С. 43-51.

189. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М., 1986. - 590 с.

190. Философский энциклопедический словарь. -М.: Инфра, 1998.

191. Формы и методы воспитательной работы в вузе: Научные труды и материалы VIII Международной научно-практической конференции. Казань, 2001.-352 с.

192. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986.

193. Хоронько Л.Я. Культурологические основания модернизации современного российского образования. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. - 208 с.

194. Человек. Философско-энциклопедический словарь. -М.: Наука, 2000.

195. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные аспекты. М.: Логос, 2001.

196. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

197. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М., 1997.-77 с.

198. Щуркова, Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., ОсиповаЕ.А. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.

199. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М.: Ин-терпракс, 1994. - 400 с.

200. Юдина Н.П. Педагогическая традиция: опыт концептуализации. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002.

201. ЯдовВ.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.

202. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. - 35 с.

203. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров, 1998. - 93 с.

204. Eisenstadt S.N. Tradition, Change fiid Modernity. N.Y., 1973.

205. Kluckhon C. Values and Value Orientations in Theory of Action // Toward a General Theory of Action / Ed. By T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951. — 425 p.

206. Kohlberg L. Assays on Moral Development. The Psychology of Moral Development. San Francisco: Harger & Row, 1984. - 464 p. Moral Development

207. Perry R.B. General Theory of Value. Cambridge, 1950. - 300 p.

208. RokeachM. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco: Josey-Bass Co, 1972.-214 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.