Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Гавреева, Галина Сергеевна
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Гавреева, Галина Сергеевна
Введение.
Глава 1. Проблема влияния внутригрупповых процессов на креативность в современной социальной психологии и смежных науках
1.1. Социально-психологический подход к изучению творчества и креативности.
1.2. Детерминанты групповой креативности.
1.3. Креативный стиль руководства как основная детерминанта групповой креативности.
Глава 2. Социально-психологические условия развития индивидуальной и групповой креативности проектных групп
2.1. Методология исследования социально-психологических условий творчества проектных бригад.
2.2. Социально-психологические условия развития индивидуальной креативности членов проектных бригад.
2.3. Социально-психологические условия развития групповой креативности проектных бригад.
Глава 3. Влияние креативного стиля руководства на развитие групповой креативности
3.1. Методология экспериментального исследования влияния креативного стиля руководства на групповую креативность.
3.2. Структура креативного стиля руководства и групповой креативности.
3.3. Зависимость уровня групповой креативности от уровней креативного стиля руководства.
3.4. Креативный стиль руководства как условие повышения креативности малой группы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии1996 год, доктор психологических наук Вишнякова, Наталия Федоровна
Психологическая структура и развитие креативности у взрослых2005 год, доктор психологических наук Барышева, Тамара Александровна
Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы2004 год, кандидат психологических наук Капиренкова, Оксана Николаевна
Формирование коммуникативной креативности будущего специалиста в процессе обучения иностранным языкам2008 год, кандидат психологических наук Алексеева, Наталья Александровна
Игровая досуговая деятельность как средство творческого развития личности2006 год, кандидат педагогических наук Турханова, Райхана Ибрагимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы»
В наше время развитие творческого потенциала кадров является актуальной задачей руководителей в деле повышения качества и эффективности профессиональной деятельности сотрудников.
Актуальность изучения творчества и креативности заключается в том, что в коллективных видах труда существует необходимость применения группового творчества для разработки и решения многих задач. Естественным образом возникает интерес к условиям его развития и способам интенсификации. Все больше сейчас востребованы творческие команды и группы, а также работники с творческим мышлением, инициативой и высокой степенью самоорганизации. Творческий подход к работе приветствуется в организациях различного профиля (рекламные агентства, инженерные мастерские, научные коллективы, тренинговые компании, педагогические коллективы, политические институты и многие другие).
Знание основных социально-психологических рычагов развития групповой и индивидуальной креативности дало бы возможность эффективно и мягко снимать барьеры нововведений и создавать благоприятные условия для развития организаций, профессиональных групп и личности. Исследуемая проблема актуальна также и в теоретическом отношении.
Анализ литературы, посвященной проблемам творчества и креативности, показывает, что существующие подходы имеют преимущественно индивидуалистическую ориентацию и не охватывают специфические социально-психологические особенности группового творчества. Творческая совместная деятельность, влияние на творческую продуктивность социально-психологических процессов (стиль руководства и лидерства, групповое давление, взаимопонимание, ролевая структура и др.) исследовано очень мало. Существуют технологии креативности и стимулирования творческой мысли, но в них практически не представлены социально-психологические характеристики творчества. В психологии творчества и педагогике, а также социальной психологии групповым механизмам и их развитию уделено недостаточно внимания.
Таким образом, важность и актуальность проблемы развития групповой и индивидуальной креативности, механизмов влияния на него внутригрупповых процессов определяется запросами теории и практики.
Развитие креативности находится в сфере внимания психологии творчества, психологии способностей, психологии личности, акмеологии, психологии профессий и ряда других отраслей психологической науки. Креативность рассматривается как свойство воображения и мышления, способствующее оригинальному и эффективному решению задач высокой сложности.
Большой вклад в психологию творчества и креативности внесли Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, O.K. Тихомиров. Ряд исследований механизмов творчества и креативности провели Л.Б. Ермолаева-Томина, И.П. Калошина, Н.В. Кипиани, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П. Щербо, Л.Е. Яковлева и др.
В зарубежной психологии творчества известны исследователи: Э. Де Боно, Дж. Гилфорд, Б. ЬСлег, М. Нёльке, К. Тейлор, Е. Торренс, М. Уоллах и др.
Существуют амеологический и инновационный аспекты исследования креативности и творчества. В акмеологии творчество и креативность рассматриваются как высокая продуктивность профессиональной деятельности человека в связи с профессиональной и личностной зрелостью (А.А. Бодалева, В.Н. Вишняковой, А.А. Деркача, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, В. А. Лузгина, А.К. Марковой, Л. А. Рудкевича, Ю.В. Синягина, Е.А. Яблокова и др.). Инновационный аспект связан с креативностью как необходимым условием нововведений в организациях
Р.И. Вествуд, Г.И. Герасимов, Э.Дандон, Н.А. Ильин, JI.B. Илюхин, Э.А. Искандров, Ю.А. Карпова, В.И. Некрасов, А.И. Пригожин, О.С. Советова и др.).
В рамках науковедения социально-психологические вопросы творчества изучали П.Г. Белкин, Е.Н. Емельянов, М.А. Иванов, В.П. Карцев, А. Матейко, М.Г. Ярошевский и др.
Однако, социальная психология творчества остается недостаточно развитой. Требуются системные исследования механизма влияния внутригрупповых процессов и явлений (социального познания, перцепции, аттракции, компетентности, социальных установок, стереотипов и т.д.) на креативность и творческую совместную деятельность. Социальная психология творчества нуждается в накоплении эмпирического опыта, выявлении закономерностей и выстраивании общей теоретико-методологической концепции группового творчества.
Таким образом, исходя из высокой теоретической и практической значимости проблемы влияния внутригрупповых процессов на индивидуальное и групповое творчество различных профессиональных групп и недостаточной ее научной разработанности, данная проблема избрана в качестве темы диссертационного исследования.
Объект исследования - малые группы (бригады), занимающиеся профессиональной творческой деятельностью в сфере проектирования.
Предмет исследования — внутригрупповые процессы как условия развития групповой и индивидуальной креативности.
Цель исследования — раскрыть устойчивые связи и зависимости между внутригрупповыми процессами и уровнем развития групповой и индивидуальной креативности.
Задачи исследования:
1) раскрыть существующие теоретические подходы к социально-психологическим механизмам влияния внутригрупповых процессов на креативность; конкретизировать понятия группового творчества, групповой и индивидуальной креативности, креативного стиля руководства; разработать и апробировать методику выявления уровня групповой креативности;
2) выявить зависимость между уровнем групповой и индивидуальной креативности и уровнем развития группы, ценностно-ориентационным единством и социально-психологическим климатом;
3) определить зависимость группового творчества от креативного стиля руководства; установить факторную структуру групповой креативности и креативного стиля руководства; определить основные условия и параметры успешности креативного стиля руководства.
Гипотеза исследования - уровень групповой и индивидуальной креативности в профессиональной деятельности малой группы зависит: от уровня развития группы и сплоченности, уровня ценностно-ориентационного единства, степени благоприятности социально-психологического климата. Существует тесная зависимость между уровнем группового творчества и креативным стилем руководства группой.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
- психологические творческие концепции: творчества и креативности (Д.Б. Богоявленская, И.П. Калошина, Дж. Гилфорд и др.), творческих коллективов (М.В. Воропаев, Ч.М. Гаджиев, У.Гордон и др.); программно-ролевая концепция творческих коллективов (П.Г. Белкин, Е.Н. Емельянов, М.Г. Ярошевский и др.), креативного руководства (A.M. Вилинов, A.JI. Гройсман, В.А. Лузгин, В.А. Михайловский, В.И.Мордвинов, А.В. Морозов, К.С. Станиславский и др.), профессионализма и самореализации (А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.);
- такие психологические концепции развития внутригрупповых процессов, как концепции: группового давления и конформного поведения (С. Аш, X. Джерард, М. Дойч и др.), социально-психологического климата (Э.Х. Арлет, В.В. Бойко, В.В. Вичев, В.Н. Литвинов, Б.Д. Парыгин, Э.Г. Шелест и др.), развития малой группы (А.В. Петровский,
Л.И. Уманский и др.), групповой сплоченности (А. Зандер, Р. Кочунас,
К.Левин); стиля руководства (К. Бландэд, А.Л. Журавлев, В.П. Захаров,
Т. Коно, К. Левин, Ф.Э. Фидлер, П. Хэрси и др.).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- конкретизирован социально-психологический подход к изучению творчества и креативности в малой группе;
- уточнено и операционализировано научное социально-психологическое понятие групповой креативности, разработана и апробирована методика выявления групповой креативности;
- раскрыта зависимость уровня групповой креативности от уровня развития группы, ценностно-ориентационного единства группы и социально-психологического климата;
- определена зависимость уровня группового творчества от креативного стиля руководства, а также установлены основные условия и характеристики успешности креативного стиля руководства.
Положения, выносимые на защиту.
1) Социально-психологический подход заключается в том, что творчество рассматривается как форма межличностной и межгрупповой деятельности, которая регулируется специфическими социально-психологическими механизмами.
2) Мотивационной основой групповой креативности является ценностно-ориентационное единство группы, разделяемые членами группы ценности профессионального творчества и развития; индивидуальная и групповая мотивация творчества зависит от степени сплоченности и уровня развития группы.
3) Ключевым фактором групповой творческой деятельности является креативный стиль руководства, направленный на достижение новых результатов и форм деятельности: организацию совместного творчества, создание и поддержку творческой атмосферы.
4) Социально-психологическими условиями повышения креативности проектной группы являются: сплачивание членов группы вокруг поставленных творческих целей; создание творческого состязательного климата; стимулирование группы к творческим результатам и творческому отношению к труду, создание возможностей раскрыться творческим потенциалам сотрудников; адекватность групповой композиции реализуемому проекту, подбор креативного руководителя-лидера и всего состава группы по ценностям профессионального творчества и развития, уровню профессиональной компетенции и личностной креативности.
Практическая значимость результатов исследования.
Применение результатов и методик диссертационного исследования руководителями проектных групп позволяет создать социально-психологические условия, стимулирующие творчество и креативность сотрудников-проектировщиков и проектных групп. Использование результатов и методик исследования позволяет формировать творческие команды и ускорить адаптацию бригад к новым проектам различной сложности, организовать совместное творчество.
Разработанная в процессе данного исследования экспериментальная методика выявления групповой креативности и креативного стиля руководства может быть использована в качестве диагностического средства проектного группового творчества.
Методика и эмпирическая база исследования.
Для реализации поставленных задач использован комплекс общенаучных эмпирических методов, объединенных замыслом исследования. Исследовательская работа проводилась в архитектурно-строительной проектной организации г. Москвы ОАО «Моспроект» и Государственном Университете Управления. Общая выборка составила 190 человек, в которую вошли 160 сотрудников проектных мастерских (24 проектные группы) и 30 студентов. Основными методами явились: анкетирование, наблюдение, экспертный опрос, тестирование, эксперимент. Обработка результатов исследования осуществлена методами математической статистики, включающая корреляционный и факторный анализ.
Достоверность и обоснованность полученных данных и теоретических выводов обеспечивается всесторонним методологическим и теоретическим обоснованием исследовательской концепции, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям и задачам, соответствующих особенностям изучаемого предмета, сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, репрезентативностью полученных экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных, репрезентативной выборкой испытуемых.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры «Социология и психология управления» Государственного университета управления и представлены на научных конференциях «Актуальные проблемы управления», «Советский период развития социологии и современность» (2006г.). Результаты исследования предоставлены руководству организации ОАО «Моспроект» и приняты к реализации. Результаты диссертационного исследования изложены в 6 публикациях, общим объемом 2,13 печатных листа.
Структура диссертационной работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка (134 позиций). Основной текст диссертации изложен на 159 страницах, содержит 22 таблицы и 17 рисунков. Диссертация содержит 10 приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Развитие профессиональной креативности в структуре аутопсихологической компетентности государственных служащих2007 год, кандидат психологических наук Сорокина, Ирина Остаповна
Развитие креативных черт личности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе2007 год, кандидат психологических наук Пузеп, Любовь Геннадьевна
Психологические факторы развития креативности личности2005 год, кандидат психологических наук Львова, Инна Владимировна
Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования2004 год, доктор педагогических наук Морозов, Александр Владимирович
Управление креативными социальными действиями в контексте формирования корпоративной культуры2008 год, кандидат социологических наук Борисов, Андрей Леонтьевич
Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Гавреева, Галина Сергеевна
Выводы.
Достигнута цель экспериментального исследования - выявлена зависимость групповой креативности от креативного стиля руководства. Благодаря корреляционному анализу мы выявили, что применение креативного стиля руководства в малой группе прямым образом влияет на повышение уровня групповой креативности. Если руководитель только начинает применение креативного стиля, не на виртуозном уровне, то уровень групповой креативности сразу вырастает до среднего и выше среднего. Корреляция между креативным стилем руководства и групповой креативностью оказалась высокой и прямой (г=0,827; р=0,01), то есть чем выше уровень креативного стиля руководства, тем выше уровень групповой креативности, и наоборот, чем ниже уровень креативного стиля руководства, тем ниже уровень групповой креативности.
1. Сравнение параметров групповой работы показало, что работа экспериментальной группы оказалась эффективнее, более творческой, и дала высокий результат творческой групповой активности. Параметры групповой работы характеризуют групповую креативность во взаимосвязи с креативным стилем руководства и руководителем. В данную связь вошли шесть парных параметров, три из которых относится к группе (ГП1 — соотношение идей и критики от группы, ГП2 - соотношение положительных и отрицательных реакций на руководителя, ГПЗ — групповая поддержка и отвержение руководителя), и три - к руководителю (ПР1-соотношение количества идей и критических оценок от руководителя, ПР2- соотношение принятых и отвергнутых инициатив группы руководителем, ПРЗ-соотношение гибких и единоличных решений у руководителя).
При сравнении параметров групповой работы выявлено, что роль руководителя в экспериментальной группе является оптимальной для творческой проектной работы на стадии генерации идей. Руководитель взял на себя одну из групповых ролей и стал одним из участников группового процесса общения. В контрольной группе групповая активность оказалась в несколько раз ниже, а роль руководителя была вынесена в формальную вышестоящую позицию. В связи с этим творческая активность по сравнению с экспериментальной группой оказалась ниже в среднем в два раза.
Другой результат подобной ситуации - отчуждение группы от своего творческого продукта и отчуждение руководителя от группы. Основные звенья цепи «руководитель-группа-продукт-руководитель» разобщены. Группа не несет ответственности за свои творческие продукты, их работа — создать (разработать) продукт, передать его на оценку и переключиться на следующие задачи. Дальше продукт переходит по цепи к формальной оценке руководителя (некая экспертиза), он принимает решение о состоятельности проекта, не вмешиваясь в групповой творческий процесс. Такая ситуация последовательной коммуникации сказывается на групповой креативности в малой группе в сторону ее ухудшения, снижения. Но в проектной работе руководитель является частью группового творческого общения, регламентирует и согласовывает творческие устремления группы с устремлениями заказчиков и проектными государственными нормами. В этом его главная задача — согласовать творческие взгляды, решения своей творческой группы и других лиц (руководителя мастерской, заказчика, смежных групп и т.д.).
Таким образом, для эффективной творческой работы в малой группе необходимо, чтобы руководитель активно принимал участие в совместной групповой деятельности, а не осуществлял одно формальное руководство с функцией контроля и фильтрации рабочих проектов.
2. Среди основных параметров эффективности креативного стиля руководства в малой группе, влияющих на групповую креативность и ранжированных по степени важности, выявлены следующие: создание творческого настроя, предоставление группе возможность высказываться и принимать решения совместно, организация работы по генерации идей и их отработке, организация контроля по соответствию целей и задач группы, проверка мотивации на работу и ее поддержка, а также распределение ответственности и создание благоприятной активной атмосферы. Таким образом, основная задача руководителя с креативным стилем - сформировать сильную мотивацию на групповое творчество. Следующая по важности задача - грамотно организовать процесс творческой групповой работы.
3. Структура креативного стиля руководства состоит из взаимодействия противоборствующих двух факторов: ориентации на достижение творческого группового результата (продукта) и ориентации на раскрытие творческих потенциалов членов группы. Данные факторы взаимосвязаны и составляют диалектическое единство в качестве категорий «результат» и «процесс». Факторы коррелируются между собой обратно пропорционально (г=-0,481;р=0,05), но являются взаимодополняемыми, что говорит об их диалектическом единстве в структуре креативного стиля руководства.
Противоположность факторов создает ситуации, в которых руководителю адекватно сложности задач и потенциалов членов группы необходимо гибко использовать ресурсы факторов. В более напряженных по сроках ситуациях предпочтение отдается фактору достижения творческих групповых результатов, в менее срочных делах — развитию творческих перспектив, возможностей и способностей. В первый фактор входит степень увлеченности руководителя проектом, профессиональная мотивация руководителя, степень новаторства в руководстве проектов, уровень генерирования идей и общее качество руководства. Во второй фактор входит обеспечение возможности раскрыться творческим потенциалам членов группы, поддержка инициативы в процессе группового общения и разработки проекта, степень гибкости принимаемых руководителем решений и также общее качество руководства.
4. Структура групповой креативности содержит два фактора - уровень групповой активности и творческой сплоченности на основе ценностей профессионального творчества. Усиления групповой творческой активности можно добиться более сильной мотивацией на достижение творческого результата. Установленная корреляция (г=0,443;р=0,05)между ориентацией на создание творческого продукта и групповой творческой активностью для психологических исследований считается значимой.
Дополнительными результатами эксперимента стали нижеследующие. При отсутствии креативного стиля руководства в малой группе (имеется в виду формальный руководитель, не применяющий креативный стиль руководства) и наличии творческой задачи в группе возникает креативный лидер. Данная информация подтверждает известный факт, что в каждой группе возникают лидеры, новизной является то, что специфика задачи и мотивации группы рождает соответствующего лидера. Если группа мотивирована на творчество и имеет творческую задачу, то в ней возникнет лидер с креативным стилем. Действует принцип подобия
Установлена связь и корреляции между креативным стилем руководства и степенью оригинальности группового проекта (г=0,830,р=0,01). Оригинальность проекта — это характеристика творческого продукта, описывающая креативную составляющую продукта. Наличие связи и сильной прямой корреляции между креативным стилем руководства и оригинальностью проекта означает, что креативный стиль руководства эффективен для создания творческих продуктов различной сложности.
Итак, данные эксперимента подтвердили гипотезу о зависимости групповой креативности от креативного стиля руководства и выявили, что креативный стиль руководства (с усилением ориентации на достижение творческого группового результата) сплачивает группу ценностно и форсирует групповую активность, являясь одновременно условием развития групповой креативности и ее органической частью.
Заключение
Творчество и креативность в современном динамично меняющемся мире является необходимой для выживания и развития личности, профессиональных групп, организаций и общества в целом. Благодаря креативности руководителям, коллективам, управленческим командам, организациям удается выходить из сложных, неопределенных, многовариантных ситуаций, а также удается создать качественно новые общественно-значимые продукты и ценности. Особую роль играет социально-психологическая обстановка, в которой рождается и развивается групповое творчество, способное наполнить жизнью и смыслами любой свой субъект.
Актуальность исследования креативных, творческих, инновационных процессов в группах, а также недостаточная разработанность научных исследований в области социальной психологии творчества предопределили цель исследования - влияние внутригрупповых процессов на развитие групповой и индивидуальной креативности в малой группе.
Исследование показало, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, поставленные задачи решены, что позволило сформулировать основные теоретические выводы и предложить практические рекомендации.
В психологической теории творчества и креативности важную и актуальную роль играет социально-психологический подход. Согласно этому подходу творчество рассматривается как форма межличностной и межгрупповой деятельности, которая регулируется специфическими социально-психологическими механизмами. В результате теоретического анализ существующих концепций психологии творчества выделен и определен объект социально-психологического подхода - профессиональная креативность малой группы. Она является комплексным свойством группы, позволяющим в совместной профессиональной деятельности генерировать оригинальные идеи, инновационные предложения, находить способы нестандартного решения поставленных проблем, инициативно относиться к делу, стремиться к групповым профессиональным достижениям.
Творческий коллектив (команда) — малая группа, достигшая высокого уровня групповой креативности в выполнении творческой задачи. Творческая группа характеризуется оптимизацией системы деятельностей и ценностей коллектива (команды) с точки зрения ее эффективности и общественной направленности, глубоким осознанием команды своей индивидуальности, самоценности, раскрытием индивидуальных возможностей каждого, высокой степенью согласованности действий и взаимопониманием, постоянным стремлением к тесному творческому общению, атмосферой творческой состязательности, стремлением к творческому лидерству, референтностью членов группы. Достижение креативности в профессиональной деятельности предполагает профессиональное развитие и самоактуализацию личности и группы.
Социально-психологическими барьерами творчества группы являются: психологическая инерция (привычка решать задачи шаблонным путем), слабая ассоциативность (в нашем случае за ассоциативный поток ответственен креативный лидер-руководитель), низкая самооценка творческих возможностей группы, давление авторитетных творческих работ в той же области и конформизм членов группы. К воспитательным барьерам группового творчества относятся: отсутствие мотивации решить творческую задачу, отсутствие чувства соревновательности в борьбе за высокие достижения в области профессионального творчества, отсутствие упорства в решении задачи и настойчивого стремления получить наиболее высокие результаты, отсутствие чувства инновации (стремление группы к поиску новых оригинальных решений, в которых имеет потребность общество), боязнь нововведений (нежелание и страх вносить что-либо новое и агрессивное отношение к новому). Преодоление данных барьеров творчества заключается в смене убеждений об неизменности знаний, разработке навыков мысленного моделирования объекта творчества, формировании творческой мотивации группы и отдельных креативных специалистов (в том числе и морально-волевой сферы группы), формировании атмосферы творческой состязательности за высокий творческий результат, формирование установки на оригинальность и смелость решений. Дух состязательности в творческих достижениях является хорошим стимулом к интеллектуальному развитию человека.
Творческая группа как объект управления характеризуется такими признаками, как целенаправленность (стремления к достижению творческих групповых целей), мотивированность (активное побуждение к творческой совместной деятельности), уровень целостности (внутреннее единство группы), структурированность (четкое распределение функций, задач, обязанностей, ответственности), согласованность (взаимная обусловленность действий членов группы, «сыгранность», «сработанность»), организованность (сплоченность в решении внутригрупповых задач и степень развития самоуправления), результативность (эффективность).
Важным теоретическим выводом является выделение признаков и условий креативного стиля руководства. К признакам относятся: стимулирование творческой деятельности группы (формирование и поддержка ценностей творчества, профессиональная любознательность, желание совершенствовать предмет труда) и гибкость использования управленческих воздействий (использование разных стилей руководства, навыков, знаний и способов воздействия на группу). К совокупным условиям относятся: высокая мотивация членов группы, ее ориентация на творческий результат; поощрение инициативы в усовершенствовании продуктов и условий труда; поощрение самоорганизации подчиненных при соответствующей предрасположенности, двусторонняя направленность нововведений (изменения в компании производятся не только «сверху» от высшего руководства, но и «снизу», от подчиненных); ориентация на раскрытие творческого потенциала группы (за счет уровня сложности и трудности заданий, соответствующих групповому потенциалу); обеспечение возможности высказывать группе любые мнения (в том числе оппозиционные); ясность представления группой поставленных творческих цели и задач; ориентация на совершенствование и оптимизацию профессиональных навыков.
Для проверки гипотезы о влиянии внутригрупповых процессов на уровень креативности малой группы проведено обследование 190 человек (24 проектные бригады и 2 студенческие группы). В эмпирической диагностике внутригрупповых процессов использованы методики исследования уровня развития малой группы и ее сплоченности (Л.И. Уманский, С. Сишор), ценностно-ориентационного единства (А.В. Петровский, B.C. Ивашкин, В.В. Онуфриева), социально-психологического климата (ЭТ. Шелест), стиля руководства (A.JI. Журавлев, В.П. Захаров). Для определения уровня индивидуальной и групповой креативности использованы методики диагностики социальной креативности, самооценки творческого потенциала личности, творческого климата. Для выявления качественных оценок респондентов в отношении референтности и стимулов к творчеству использован метод неоконченных предложений. Креативный стиль руководства диагностирован методом анкетного формализованного опроса. Механизмы влияния внутригрупповых процессов на уровень развития креативности исследованы методами корреляционного, регрессионного и факторного анализа.
Установлена сильная зависимость уровня индивидуальной креативности от самооценки творческих возможностей и способностей (г=0,693;р=0,05). Самооценка творческих возможностей специалистов-проектировщиков влияет на то, насколько они реализуют творческий потенциал (г=0,603;р=0,05). Чем более творческим считает себя специалист, тем более творческий результат он достигает. Также неадекватная самооценка творческих возможностей оказывает влияние на боязнь критики специалиста за его творческий продукт, творческий способ деятельности (г=0,390;рЮ,05) и на боязнь наказания (г=0,340;р=0,05). Неадекватная самооценка творческих возможностей является сильным психологическим барьером индивидуального творчества.
Установлена обратная линейная зависимость уровня индивидуального творчества проектировщиков от чувства принадлежности к своей бригаде (г=-0,609;р=0,05). Тождественная тенденция существует в зависимости между чувством принадлежности к бригаде проектировщиков и степенью реализации ими творческого потенциала (г=-0,450;р=0,05). Это указывает на групповые психологические барьеры творчества в проектных бригадах.
На уровень индивидуальной креативности также влияют: уровень реализации творческого потенциала в работе (г=0,620^=0,05), уровень группового творчества (г=0,506;р=0,05), степень ассоциативности мышления (г=0,501;р=0,05), честности в профессиональных отношениях (г=0,412;р=0,05), отсутствие боязни наказания (г=0,448;р=0,05) и порицания (г=0,334;р=0,05) за результат и процесс (технологию) деятельности, включенность в совместную деятельность (сотрудничество) (г=0,342;р=0,05) и уровень активности группы в целом (г=0,312;р=0,05). Стимулирующими индивидуальное творчество процессами являются положительные межличностные отношения и общие ценности группы.
Наличие зависимости между уровнями развития проектной группы и групповой креативностью (г=0,470;р=0,05) подтверждает предположение, что для повышения группового творчества проектировщиков необходимо идейно сплачивать группу, добиваться приблизительного единства целей, ценностей и смыслов творчества. Высокий уровень развития группы способствует повышению уровня групповой креативности.
Из выявленных закономерностей можно сделать вывод о том, что уровень индивидуального творчества регулируется первоначально личностными особенностями (самооценка, ценности, способности, нравственные принципы и т.д.), нежели групповыми. Тем не менее групповые процессы (активность группы, сотрудничество, отношения) играют важную роль, поскольку индивидуальная креативность развивается внутри проектных групп, внутри профессионального проектного сообщества.
Уровень ценностно-ориентационного единства влияет на уровень развития групповой креативности (г=0,410;р=0,05). Креативность выше среднего уровня свойственна низкому и среднему уровням ценностно-ориентационного единства, что подтверждает присутствие отдельных креативных специалистов в достаточно диффузных группах. Сильно распространены группы членства (внешняя референтность составила 83% опрошенных) в проектных мастерских, что еще раз подчеркивает ценностную разобщенность, мешающую творческому единству группы.
Отсутствие доверительных отношений, желание принадлежать «другой» группе выявило причину отсутствия проектных творческих команд - отсутствие внутреннего творческого единства. В исследовании подтвержден факт зависимости уровня развития группы от ее сплоченности (коэффициент Спирмена: г=0,784;р-0,05).
Методом корреляционного анализа установлена линейная положительная зависимость (г=0,675;р=0,05) между степенью благоприятности социально-психологического климата (по Э.Г. Шелест) и уровнем групповой креативности. Установлена сильная зависимость групповой креативности, в первую очередь, от организации деловых отношений и технологий проектной деятельности (г=0,794;р=0,05) и, во вторую очередь, от положительных межличностных отношений (г=0,578;р=0,05).
С целью выявления зависимости групповой креативности от креативного стиля руководства, а также установления структуры групповой креативности и креативного стиля руководства, проведен лабораторный эксперимент. Эксперимент организован по плану Д.Т. Кэмпбелла с предварительным и итоговым тестированием экспериментальной и контрольной группы с одним уровнем «Х»-воздействия.
Выполнена операцнонализацня групповой креативности и креативного стиля руководства и выявлены их параметры. Данные параметры оценивались порядковыми семи бальными шкалами. Их суммарные оценки заложены в уровни креативности и креативного стиля руководства — «очень низкий, низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий, очень высокий». Границы между уровнями являются условными. Творчество - это механизм развития, поэтому в креативности проявляется динамика уровней.
В результате корреляционного анализа уровней креативности групп до и после экспериментального воздействия установлено влияние уровней креативного стиля руководства на уровни групповой креативности (г=0,827;р=0,01). Этот результат подтверждает достоверность выявленной зависимости в архитектурно-инженерных бригадах и означает, что креативный стиль руководства способен повысить уровень креативности творческой группы.
Для получения знаний о структуре креативного стиля руководства и групповой креативности произведен их факторный анализ. Он позволяет искать зависимость между факторами стиля руководства и креативности и способствует, таким образом, нахождению между ними более глубокой взаимосвязи.
В факторной структуре групповой креативности обнаружено два фактора: «групповая активность» и «групповая сплоченность в творчестве». Ключевым аспектом управления групповой креативностью является ценностно-мотивационное управление и, прежде всего, повышение групповой активности и творческого ценностного единства членов команды вокруг профессиональных задач.
В факторной структуре креативного стиля руководства обнаружены факторы «ориентация на творческий результат» и «ориентация на раскрытие творческих потенциалов членов группы». Между факторами креативного стиля руководства установлена связь и обратная линейная регрессия (г=-0,481; р=0,05). Чем больше руководитель ориентирует группу на творческий результат, тем меньше он ориентирует ее на раскрытие творческого потенциала. Для эффективного решения креативных задач руководителю необходимо по ситуации акцентировать коллектив то на высокие творческие достижения, то на творческую атмосферу и коммуникацию между сотрудниками.
Между уровнем групповой активности и ориентацией руководителя на достижение творческих результатов выявлена симметричная несильная линейная регрессия (г=0,443; р=0,05). Выявленная корреляция позволяет сделать вывод о том, что для повышения групповой креативности необходимо усилить мотивацию достижений творческих продуктов.
Для определения параметров эффективности креативного стиля руководства из разных теоретических источников были отобраны тринадцать позиций. В обеих группах наибольшее значение имеет параметр «творческий настрой». Существенными различиями, характеризующими основную направленность в стилях руководства, являются: генерация идей (в экспериментальной группе), создание-поддержка хороших отношений (в контрольной группе) и юмористические реплики (в контрольной группе). Руководитель экспериментальной группы сделал акцент на решении творческой задачи и достижении творческого результата, а руководитель контрольной группы уделил больше внимания созданию дружелюбной атмосферы. Большей эффективности в творческом процессе и результате в итоге достигла экспериментальная группа, настроенная руководителем на достижение творческих высот.
Креативный стиль руководства в своей сути предполагает лидерскую (не формальную) позицию, и руководитель ЭГ являлся активным лидером группы, в отличие от руководителя КГ. Неоднозначность роли руководителя приводит к снижению уровня группового творчества. Структура творческой коммуникации между руководителем и группой не должна быть последовательной. В этом случае происходит отчуждение проектной группы от своего творческого продукта и отчуждение руководителя от группы, в связи с чем руководитель выходит за пределы творческого взаимодействия с группой.
Групповая креативность подвергается влиянию многочисленных социально-психологических факторов, это делает ее исследование более сложным, перспективным, интересным и комплексным. В данной работе проведена небольшая часть исследования социально-психологических влияний на креативность в малой группе, но это означает, что социальная психология творчества накапливает новые знания для расширения перспектив различных сфер науки и практики.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Гавреева, Галина Сергеевна, 2008 год
1. Алдер Г. CQ, или Мускулы творческого интеллекта / Гарри Алдер. Пер. с англ. С.Потапенко. - М.:ФАИР-ПРЕСС,2004.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений.- М.-.Аспект Пресс, 2005.
3. Арлет Енс X . Инновации и творчество // Проблемы теории и практики и управления. 1991. №3.
4. Аскин Я.Ф. Творчество как феномен будущего. Саратов: Изд-во Саратов, 1991.
5. Аш. С. Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений //Практикум по социальной психологии.- Спб:Питер, 2000.
6. Базилевич Е.М. Опыт типологического изучения личности креативных студентов архитектурной специальности. http://spf.kemsu.rU/portal/psv2004/2.15.htm
7. Бенсон Г., Проктор У. Как стать гением. М.:Изд.-во Эксмо, 2004.
8. Бестужев-Лада И.В. «Алгоритм» социального нововведения. // Социологические исследования., 1991, № 9.
9. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М., 1991
10. Битянова Н.Ум хорошо а два лучше. http://psy. 1 september.ru/2000/34/13.htm И.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.
11. Издательство Ростовского Университета, 1983.
12. Бодалев А.А., Рудкевич JI.A. «Как становятся великими или выдающимися?» М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
13. Вишнякова В.Н. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Автореф. докт психол.наук. М., 1996.
14. Вудкок М. Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. М. 1991.
15. Гавреева Г.С. Смыслы творчества. М.:ГУУ, 2007.
16. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей. Под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. М., «Наука», 1991.
17. Герасимов Г.И., Илюхина JI.B. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Изд.-во: «НМЦ «Логос»», Ростов-на-Дону, 1999.
18. Гольдентрихт С.С. Методологические проблемы общей теории творчества.// Диалектика и теория творчества. М.,1987
19. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие. Калининград: Янтарный сказ, 2000. http:// elib. albertina.ru/htmlink/ greben/content.html
20. Гринберг Дж., Бейрон Р. Организационное поведение. От теории к практике. М.: Изд-во Вершина, 2004.
21. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
22. Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду /Пер.с англ. С.Б. Ильина; под общ. Ред. М.Б.Шифрина. Москва: Вершина, 2006.
23. Дармограй В.М.Методологическая культура творчества: Автореферат доктора философских наук, Саратов, 2006.
24. Дженис И.Л. Огруппление мышления//Практикум по социальной психологии.-СПб:Питер, 2000.
25. Джонс Дж.К. Методы проектирования: Пер. с англ. 2-е изд, доп. - М.: Мир, 1986.
26. Журнал «Отдел кадров», N3 (14) от 01.03.2002. Статья «О профессиональной ориентации молодежи» стр.309
27. ЗО.Зайцев К.Г. Графика и архитектурное творчество. -М.: Стройиздат, 1979.31.3еер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов ВУЗов, М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
28. Ильина Н.А. Отношение к нововведениям в производственных коллективах. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1985.
29. Ионцева М.В. Стиль руководства как системообразующий фактор организационно-психологического климата. Дисс.на соиск.уч.степ. канд.псих.наук, М.: 1999
30. Искандров Э.А. Деятельность руководителя производственного коллектива в условиях нововведений. Кандидатская диссертация. Л., 1989.
31. Исследование проблем психологии творчества/Под Ред. Я. А Пономарева. М.: Издательство «Наука», 1983.3 6. Калашникова Т. Истинная мотивация как необходимое условие творчества http://www.ncdug.ru/lib/lit/psych/02dec/201/psych.htm
32. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. Уч.пособие для вузов — М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2003
33. Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М.-.1998.
34. Кирсанов К. Креативный и эвристический менеджмент. 3/5/2004. www.ovsem.com
35. Клег Б. «Интенсивный курс по развитию творческого мышления». Пер.с англ. Б.Клег, П.Бич. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004.
36. Князев В.Н. Психологические основы ситуационного подхода к управлению персоналом: Дисс. .д-ра психол.наук. М.,1998.
37. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: Изд-во Белорус.ун-та, 1976.
38. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов / Т.В. Корнилова. М.: Аспект Пресс, 2005.
39. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.:Изд-во С.-Петерб.ун-та.2000.
40. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. Учебное пособие.Изд.-во:Дело, М.:2007.
41. Кочунае Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический проект, 2000.
42. Кравченко.И.Н. Формирование творческого мышления и деятельности как база инженерного образования. http://science.donntu.edu.ua/konf/konf2/kravchenkol.pdf
43. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. Государственный Университет Управления М, 2000.
44. Кричевский Р.Л. Руководство и удовлетворенность индивида принадлежностью к научному коллективу//Проблемы руководства научным коллективом. М.:Наука, 1982.
45. Круглов А.В. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике/ Проблемы современной экономики №4 (12).
46. Крупник С.А., Мацкевич В.В., Реут В.Г. Менеджмент в образовании Беларуси http://academv.cdu.by/details/personnels/krupnik/articals/model3
47. Крысько В., Словарь-справочник по социальной психологии, СПб, «Питер», 2003 г., с. 231-232
48. Кутырев В.А. Осторожно, творчество! //Вопросы философии. 1994, с.35.
49. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века./Психологический журнал, 2000, Том 21, №3.
50. Лезина С.В. Личностные факторы в становлении одаренности младших школьников и подростков, http://psi.lib.ru/detsad/sbor/lfso.htm
51. Лубовский Д.В. Технологии развития творческого потенциала дошкольников. Материалы конференции. Муром, 10-11 окт. 2002.
52. Лузгин В.А. Профессиональное творчество руководителя. Диссертация на соиск.ст.канд.психол.наук., М.:2005.
53. Лук А.Н. Мышление и творчество. Изд-во полит.лит.-ры. Москва,1976.
54. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 1999.
55. Майнцер К. Сложность бросает нам вызов в XXI веке: динамика и самоорганизация в веке глобализации. http://riac.volsu.ru/Sinergetica/sinergeticanel.htm
56. Мамин Б.В. Креативные команды ключ к повышению качества управленческих решений и реформированию предприятий, www.kreakratia.ru
57. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл .1999
58. Матейко А. Условия творческого труда. Пер. с польск. Д.И. Иорданского. Под ред. и с послесл. Я.А. Пономарева. М., «Мир», 1970.
59. Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество. МПСИ: 2003.
60. Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие 2-ое издание. СПБ: Издательство Михайлова В.А., 2002.
61. Митина JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности. М.:ППСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
62. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие.- М.: Академический Проект, 2004.
63. Морозов А.В. Креативность преподавателя высшей школы. Монография, М.2002.
64. Морозов А.В. Управленческая психология: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных уч.заведений. М.: Академический проект;Трикста, 2005.
65. Мэй Р. Мужество творить. М., «Смысл», 2000.
66. Науменко А.С. Экспериментальное сравнение разнотипных методик диагностики мотивационных и когнитивных факторов профессионального инновационного поведения. /Дипломная работа под рук. Д.п.н., А.Г. Шмелева, 2004.
67. Некрасов В.И. Творческое управление нововведениями (формирование креативного менеджмента) // Менеджмент. 1995. №1.
68. Немет Ч.Д., Уочтлер Д. Креативное решение проблем в результате влияния меньшинства на большинство //Практикум по социальной психологии.-СПб:Питер, 2000.
69. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. — 4-е изд. -М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.
70. Николаенко Н.Н. Психология творчества: Учебное пособие / Под ред. Л.М.Шипицыной. СПб.: Речь, 2005.
71. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.:Наука,1981.
72. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.
73. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
74. Петрова Н.П. Творческие решения в бизнесе. — Спб.: Речь,2004.
75. Петровский А.В. Психология межличностных отношений в группах и коллективах. Сов.педагогика, 1974, №4.81 .Пономарев Я.А. Психология творчества. -М.: Изд-во «Наука», 1976.
76. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
77. Проблемы управления инновационным развитием предприятия. Журнал «Интеллектуальная собственность» №2, 2005 http://www.tc-rn.ru/index.php/71 .html
78. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
79. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
80. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
81. Проблемы управления персоналом в организациях: Тематический сборник научных трудов / Под ред. А .Я. Кибанова; ГУУ. М.,2005.
82. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.
83. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. — М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
84. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001.
85. Психология. Словарь. Под общей ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, -2изд.-М.:Политиздат, 1990г.
86. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. -Мн.: Харвест,2003.93 .Рерих Е.И. Сокровенное Знание. Теория и практика Агни Йоги/ Сост. М.Мусина, Н. Ковалева. М.:РИПОЛ КЛАССИК,2002.
87. Роджерс Н. Творчество как усиление себя//Вопросы психологии, 1990, №1.
88. Рогов Е.И. Психология группы. М.:Гуманитар, изд центр ВЛАДОС, 2005.
89. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
90. Розин М.В. Инновационное педагогическое творчество // Alma Mater . 1997. №3.
91. Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество? /Вопросы психологии. 1992. N1
92. Свеницкий А.А. Социальная психология. М., 2004.
93. Советова О.С. Возможности самореализации личности в контексте психологии инноваций//Социальная психология в трудах отечественных психологов, Питер: 2000.
94. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000.
95. Столяренко Л.Д.Психология управления: Учебное пособие.- Изд.-во 2-ое. -Ростов н/Д: Феникс, 2005.
96. Станиславский К.С. Сборник сочинений. 2 т. М. 1976.
97. Социальная психология научного коллектива. П.Г.Белкин, Е.Н.Емельянов, М.А. Иванов.М.: изд-во «Наука». 1987.
98. Социальная психология в трудах отечественных психологов. / Составитель А.Л. Свеницкий. -СПб.:Издательство «Питер», 2000.
99. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001.
100. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М., 1989.
101. Творчество на производстве мифы или реальность, 2006.www.psv.su/institut/articlesl/1898
102. Тихомиров O.K. Психология мышления.Уч.пособие, 2-е изд. Изд.-во: Академия, 2005.
103. Тихонова М.Ю. Особенности управления творческим коллективом // Материалы VI Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Развитие социологии и современность» / Под общ.ред. А.И. Турчинова, Изд-во РАГС, М., 2006.
104. Трофимова Е. «Организационная психология. Повышение конкурентоспособности бизнеса через развитие человеческих ресурсов». http://www.trainings.ru/articles/2037print
105. Трушкевич А.И. Организация проектирования и строительства: Учеб. Пособие / А.И. Трушкевич. Мн.:Выш.шк.,2003.
106. Толстова Ю.Н. Анализ социологически данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М.:Научный мир, 2000.
107. Уилсон А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем. Москва: Советское радио, 1976г.
108. Уманский Л.И. Контактная группа как коллектив объект организаторской деятельности // Психология воспитания в первичном коллективе: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 58. - Ярославль, 1980.
109. Утлик Э.П. Организационные традиции и организационная культура // Актуальные вопросы управления : темат. сб. науч. тр. М. : 1999.
110. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.
111. Фролов С.С. Социология организаций:Учебник. М.: Гардарики, 2001.
112. Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире.//Социальная психология в трудах отечественных психологов — СПб: Питер, 2000.
113. Чугунова Э.С. «Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров»/ Вопросы психологии, 1985.
114. Шилин К.М. Социология управленческого творчества. Первая энциклопедия третьего тысячелетия. Т. 10. - М.:Издательская фирма «Вера плюс»; Энциклопедия живого знания - 2003.
115. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.:МОСУ, 2001.
116. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., ЩербоН.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991, N 1, с. 27-32
117. Экономика. Управление. Культура. Вып. 13. Часть 1: Сборник научных статей / Под ред. Л.Д. Абрамовой: ГУУ. М.2006.
118. Энциклопедический словарь под ред. А.И.Половинкина, В.В.Попова. www.doc.unicor.ru
119. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М., «Флинта», 1997.
120. Якубова JI.M. Необходимость и возможность использования креативного менеджмента в образовании. http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2005/issuel/Edu2.html
121. Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию руководства научным коллективом// Проблемы руководства научным коллективом.М.:Наука, 1982.
122. Christensen, С.М., Innovation and the General Manager. Boston: Irwin/McGraw-Hill, 1999.
123. Hobday, M. Innovation in East Asia. Cheltenham: Edward Elgar, 1995.
124. Janszen, F. The Age of Innovation: Making Business Creativity a Competence, Not a Coincidence. London: Financial Times Management, 2000.
125. Kim, S. and Nelson, R.R. Technology, Learning and Innovation: Experience of Newly Industrializing Economies. New York: Cambridge University Press, 2000.
126. Middleton M. Group Practice in Design. N.Y., 1969.
127. Westwood R.I. and Low D.R. The Multicultural Muse. Culture, Creativity and Innovation. // International Journal of Cross Cultural Management. Vol 3(2), 2003, pp. 235-259.1
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.