Влияние византийской духовной культуры на становление древнерусской эстетической мысли и художественной практики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Комков, Анатолий Александрович

  • Комков, Анатолий Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Липецк
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 140
Комков, Анатолий Александрович. Влияние византийской духовной культуры на становление древнерусской эстетической мысли и художественной практики: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Липецк. 2004. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Комков, Анатолий Александрович

уховная культура Древней Руси.

Уровень и многообразие духовных проявлений в культур ской Руси.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние византийской духовной культуры на становление древнерусской эстетической мысли и художественной практики»

Как известно, духовность человека базируется на ценностях прошлых поколений. Поэтому для любого народа, его самобытного развития чрезвычайно важно помнить свои духовно-нравственные истоки, святыни и традиции. Память народа, оплодотворенная ценностями поколений, помогает ему выжить, сохранить жизненный опыт, свою культуру. Особенно актуальным это становится в переломные эпохи исторического развития тех или иных этносов.

На современном этапе российское общество переживает духовный кризис, который обязывает нас обратиться к истокам русской духовности, ибо начальный этап формирования любого явления социально-духовного плана закладывает константные структуры, определяющие как вектор (направление) развития, так и его специфическую содержательность.

Духовный опыт прошлого может дать ответы на вызовы современности. Общение современного человека с предшествующими поколениями через искусство, литературу, религию, систему нравственных ценностей расширяет границы его непосредственной практики, духовно укрепляет, воспитывает любовь к своей Родине.

Обращение к истории и традициям отечественной духовной и художественной культуры актуально еще и потому, что многие ее образцы и сегодня не утратили своего духовного потенциала и могут служить средством воспитания чувств гуманизма и патриотизма, эстетических вкусов, высокой духовности нынешних и будущих поколений.

Русский народ создал самобытную национальную культуру, которая за свой многовековой путь развития выработала универсальные, непреходящие духовно-нравственные ценности и по праву получила мировое признание.

Одной из базовых структур русской духовной культуры является христианство в его православной, т.е. византийской, разновидности, которое было принято на Руси в конце X в.

Влияние православия на развитие духовной культуры Древней Руси столь велико, что многим исследователям оно представляется единственным источником, основой и началом русской духовности. Как правило, эту позицию отстаивает большинство церковных историков, утверждая, что до принятия христианства восточные славяне не имели совершенно ничего: ни государственных представлений, ни национального сознания, ни самобытной культуры. По их мнению, только с принятием христианства началось приобщение славян к духовным ценностям и именно в церкви родилась русская национальная культура. На тех же позициях стоит и И.В. Кондаков, заявляя, что вообще «истории древнерусской дохристианской культуры не существует»1.

Данная точка зрения не плод нынешних размышлений. Основным тезисом славянофилов, к примеру, было убеждение, что верования восточной православной, т.е. греческой (византийской), церкви суть фундамент русского национального духа. Высоко оценивает византийское наследие и К.Н. Леонтьев. Он полностью игнорирует критику византийско-московского л православия, которая содержится в работах Вл.С. Соловьева . Н.А. Бердяев только в православии видел истоки русской культуры: «Если мы, русские, не окончательно варвары или скифы, то потому лишь, что через православную веру, через Византию получили связь с преданиями античной греческой культуры»3.

В научной литературе, начиная с 20-х гг. XX в., существует «византийская» концепция истоков русской культуры. П. Муратов, А. Новицкий, В. Никольский отказываются видеть у нашего народа свои

1 Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект-пресс, 1997. С.133-134.

2 См.: Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. М.: «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993. С. 19-118. Соловьев Вл.С. Русская идея. Византизм и Россия // Соловьев Вл.С. Сочинения. В 2-х т. Т.2. М.: Правда, 1989. С.219-246; 562-601.

3 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. С.528-529. собственные духовные корни. В предисловии П. Муратова к книге

B. Никольского «История русского искусства» (Берлин, 1923 год) утверждается, что якобы русский народ «взял на себя историческую роль ученичества». На вопрос: «Кто наши учителя?» автор, не задумываясь, отвечает: «Византийцы»4. По мнению сторонников данной концепции, только с принятием христианства Русь вышла из состояния варварства и вступила в круг народов, строивших цивилизацию Европы. До этого же времени наши предки представляли собой народ, решительно ничем не интересный, дикий, стоящий в стороне от культурно-исторического процесса.

Однако такая позиция значительно недооценивает развитие языческой духовной культуры, а порой и просто ее перечеркивает.

В последнее время появился целый ряд работ, где проводится идея о том, что доправославная русская культура в своем развитии достигла такого уровня, который позволил Древней Руси вести духовный диалог с Византией.

Анализируя состояние духовной культуры дохристианского периода, протоиерей JL Лебедев (и это исключение среди церковных историков. -А.К.) делает вывод об особой «предуготованности» Древней Руси к восприятию христианства. По его мнению, «988 год явился закономерным итогом духовного развития Руси, а семя христианства упало на благодатную почву и принесло обильные плоды»5.

JI.A. Шумихина, рассматривая роль православия в формировании русской духовности, подчеркивает, что «первые ростки этой духовности появились не с православием», ее глубинные и древние корни, по мнению исследовательницы, лежат в самобытной культуре славяно-русских племен, а духовный диалог между Древней Русью и Византией стал возможен

4 Цит. по: Кузьмичев И.К. Лада, или Повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская красота стала есть: [Эстетика Киевской Руси ]. М.: Молодая гвардия, 1990.

C.37.

5 Лев Лебедев, протоиерей. Крещение Руси. Изд. Моск. Патриархии, 1987. С.5. благодаря тому, что «природа Руси не была чужеродна высокоразвитой византийской культуре»6.

С мнением Л.А. Шумихиной перекликается позиция О.А. Платонова. С его точки зрения, «многие элементы духовно-нравственной сферы русского человека возникли еще до принятия христианства, а православие лишь венчало и упрочило древнее мировоззрение русского народа»7.

И.Я. Фроянов, оценивая уровень религиозного сознания- восточных славян до принятия православия как достаточно высокий, акцентирует внимание на том, что «христианство на Руси подверглось во многих отношениях языческому переосмыслению и напоминало собой подобие гибрида с ясно выраженной примесью язычества»8.

Таким образом, влияние православия на формирование русской духовности в научной литературе оценивается неоднозначно. Одни исследователи формирование духовности русов связывают с крещением Руси. Другие авторы оценивают уровень развития наших предков в доправославный период как достаточно высокий, позволивший принять христианство и, учитывая накопленный опыт, синтезировать его с национальными мировоззренческими,установками.

Данная теоретическая ситуация сложилась под влиянием ряда причин. Одной из основных является скудость источниковой базы. Нет ни одного древнерусского письменного источника, который датировался бы временем, ранее XI в. Многие памятники культуры восточных славян были уничтожены во время пожаров и набегов кочевых племен. Вторая причина -взаимоисключающие (полярные) духовные влияния. Русь в полной мере испытала на себе скандинавское, византийское влияние, а также влияние восточных кочевых племен, прежде всего татаро-монголов. Третья

6 Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. С.76-77.

7 Платонов О.А. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1995. С. 19. п

Фроянов И.Я. Древняя Русь // Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988. С.254. мировоззренческо-идеологические пристрастия и различные толкования некоторых социумных явлений, в частности, самого понятия «духовность».

Что касается оценки художественно-эстетической культуры древних русичей как одной из сфер духовности, то и в этой области одни авторы усматривают преобладание византийских элементов (В.В. Бычков, А.В. Каравашкин и др.), другие подчеркивают определяющую роль самобытных черт (А.А. Баженова, Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская, Н.Б. Пилюгина, К.В. Шохин и др.).

По мнению В.В. Бычкова, «Русь усваивала или переосмысливала многие эстетические взгляды и представления византийцев. И процесс этот продолжался до конца XVII в. Именно поэтому о византийском феномене в русской культуре не имеет права забывать исследователь любой сферы средневековой культуры, и, может быть, в первую очередь эстетики»9. А.В. Каравашкин утверждает, что древнерусская культура усвоила многие христианские идеалы, а «эстетические категории в Древней Руси не отделялись от религиозно-нравственных и догматических»10.

Но другие авторы (А.А. Баженова, Н.Б. Пилюгина, К.В. Шохин), как уже отмечалось, стоят на иных позициях. Так, А.А. Баженова считает, что древнерусская эстетика, как способ постижения человеком мира, возникла задолго до принятия христианства. «Корни ее уходят в славянскую мифологию и богатый фольклор славянских племен Поднепровья, прошедших длительный путь развития до периода образования Киевского государства»11. К.В. Шохин подчеркивает, что «иноземная религиозная эстетика оказывала влияние на русскую эстетику, но она не заняла ведущих позиций, т.к. в ней не было оригинальности, присущей светскому началу в

9 Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв. М.: Мысль, 1992. С.40.

10 Каравашкин А.В. Философия прекрасного в Древней Руси // Человек. 1995. №5. С.61-63.

11 Баженова А.А. Русская эстетическая мысль и современность. М.: Знание, 1980. С.7. древнерусской эстетике»12. Таким образом, как и в отношении русской духовности в целом, спор ведется вокруг вопроса о том, что в большей степени - языческие традиции или элементы византийской духовной культуры - определяло эстетическое сознание древних русичей?

Влияние Византии на развитие древнерусской эстетической мысли и художественной практики - факт очевидный, и с ним согласны многие исследователи. Но проблема заключается в определении степени и характера этого влияния, а также в выявлении определенной конкретики или механизмов влияния. Выяснению этих моментов и посвящена данная работа.

Объектом диссертационного исследования является духовная культура Древней Руси дохристианского и собственно христианского периода.

Предмет исследования - специфика византийского влияния на древнерусскую эстетическую мысль и художественную практику.

Целью работы является определение степени, характера, а также роли и значимости этого влияния.

В свете вышесказанного в диссертации ставятся следующие задачи:

1) определить уровень развития русской доправославной духовности;

2) показать ход процесса трансформации духовной культуры восточных славян после принятия христианства;

3) оценить, насколько существенным и определяющим было влияние византийской духовной культуры на становление и развитие древнерусской эстетической мысли и художественной практики;

4) выявить идейное содержание древнерусской эстетической мысли, ее тематику, а- также соотношение самобытных и заимствованных (византийских) черт;

1 *)

Шохин К.В. Очерк истории развития эстетической мысли в России (Древнерусская эстетика XI-XVII вв.). М.: Высшая школа, 1963. С.108.

5) определить степень влияния византийской культуры на развитие художественной практики древних русичей.

Проведенный анализ показал, что:

1) Духовно-эстетическая культура дохристианской Руси находилась на достаточно высоком уровне развития, о чем свидетельствует наличие таких феноменов, как осознание зависимости человека от окружающих природных условий; культ предков; представления о потустороннем мире, о рае; языческая магия как попытка человека установить реальную связь с первообразами; нравственные понятия: добротолюбие, прямодушие, гостеприимство, верность долгу и слову, любовь к родной земле; эстетические представления: о красоте божеств, природы, человека, имевшие утилитарное значение и нашедшие свое отражение в быту и художественной практике восточных славян.

2) Факт трансформации языческой культуры восточных славян после крещения и живучесть языческих элементов в культуре Киевской Руси свидетельствуют о том, что качественный скачок в развитии культуры Древнерусского государства был обеспечен синтезом православной идеологии и духовно-нравственного мировоззрения древних русов. Выбор веры был обусловлен тем, что православие наиболее близко отвечало духовным и моральным потребностям наших предков. Многие религиозные взгляды и нравственные понятия древних русичей были близки по духу христианской идеологии. Поэтому православие на Руси осмыслялось через уже существовавшие родственные ему представления, но последние наполнялись новым содержанием.

3) В становлении древнерусской эстетической мысли и художественной практики самобытные истоки сыграли роль первоначальной (исходной) матрицы, основных константных структур, вобравших в себя новое, более высокое духовное содержание. Византийские эстетические элементы Древняя Русь, перерабатывая, синтезировала со своими собственными, придавая им специфику национальной ментальности, и этот процесс носил характер не простого наложения, а глубокого и сложного преобразования.

4) Национальная специфика древнерусской эстетической мысли проявилась в ее ориентации на гражданственность, патриотизм, художественную красоту, т.е. на черты, которые издревле были свойственны культуре славян. Самобытный политический и эстетический идеал «Прекрасное - это Объединенная Родина» определяет развитие всех основных течений в эстетической мысли Древнерусского государства и указывает на одну из главных особенностей древнерусской эстетики -отождествление героического и прекрасного.

5) Несмотря на то, что на начальном этапе существования христианства на Руси греческие мастера приняли активное участие в создании памятников искусства (прежде всего культового), русские мастера сумели переработать византийский стиль и создать искусство, качественно отличающееся от искусства Византии. Появление и развитие национальных форм в искусстве - многоглавие, многонефность, общая пирамидальная композиция, ступенчатое повышение объемов от периферии к центру в архитектуре; свободное обращение с каноном, сгущение сюжетов, изображения светских сцен, иконостас в иконописи; анатомические вольности и подчеркивание чувственного начала в скульптуре; образы языческой мифологии в декоративно-прикладном искусстве; техника скани, зерни, черни, финифти - явилось результатом взаимодействия и взаимовлияния византийских культурных традиций и достижений восточных славян в художественной практике в дохристианский период.

Эти положения и выносятся на защиту.

Теоретико-методологической базой исследования является прежде всего философско-эстетическая классика, а также многообразная современная философско-эстетическая и историческая литература: труды С.С. Аверинцева, М.В. Алпатова, В.В. Бычкова, Г.К. Вагнера, Т.Ф. Владышевской, JI.H. Гумилева, А.Ф. Замалеева, В.Н. Лазарева,

Д.С. Лихачева, Г.А. Носовой, Г.Л. Курбатова, Н.Б. Пилюгиной, О.А. Платонова, Б.А. Рыбакова, И.Я. Фроянова, К.В. Шохина, Л.А. Шумихиной и др.

Источниковую базу составляют древнерусские тексты: летописи, «Слова», «Поучения», «Жития святых», политические легенды, историко-бытовые повести; памятники или фрагменты памятников материальной культуры восточных славян дохристианской и собственно христианской эпохи: архитектурные сооружения, памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства, скульптуры; памятники византийской литературы и византийской художественной практики; воспоминания и записки иностранных путешественников, побывавших на Руси.

В работе используется комплексный подход, включающий философско-эстетический, исторический и искусствоведческий анализ. Автор исходит из принципа историзма, т.е. оценки любого явления в конкретно-исторической обусловленности и значимости.

Научная новизна работы заключается в выявлении степени и характера влияния византийской духовной культуры на формирование и развитие древнерусской эстетической мысли и художественной практики.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования найдут применение при дальнейших теоретических разработках обозначенной проблемы. Данные материалы могут быть использованы в преподавании культурологии, истории культуры, философии, эстетики, искусствознания.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на кафедре философии и социально-политических теорий ЛГПУ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Комков, Анатолий Александрович

Заключение

Для дохристианской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень духовной культуры. Русские самобытные идеи были близки православию по духу и по содержанию, и это дало возможность православию органично влиться в древнерусскую духовную культуру. Православие способствовало усвоению русским народом такой системы духовных ценностей, которая, наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию самобытного типа русского человека.

Русское православие являет собой пример синтеза двух элементов: византийской формы христианства и славянской культуры. Слияние язычества и православия рождало единую русскую культуру, богатую своими формами и качественно отличающуюся от культур других народов.

По уровню духовности православие выше язычества и потому обогатило, подняло русскую духовность на новую ступень развития. Христианство исторически преодолело язычество, но многое из язычества оно включало в себя, правда, в преображенном виде. В этой связи язычество нельзя понимать как величину отрицательную. Оно несет в себе определенную культурную ценность. С принятием христианства язычество не обесценивается, а поднимается на высоту иного миропонимания.

Христианство сообщило мощный импульс культурному развитию Руси, но это не дает основания говорить, что русская культура родилась вместе с приходом христианства. Богатейшая многообразная общественная жизнь средневековой Руси не сводится к тем новшествам, которые принесла с собой новая вера. Нет никаких оснований считать славянские племена накануне крещения дикими и отсталыми.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что христианство на Руси подверглось значительной модернизации. Язычество дополнило новую веру устоявшимися традициями, вносило в нее собственную мировоззренческую струю. Образовавшееся двоеверие представляло собой мировоззренческий и нравственный синкретизм, в котором значительная роль принадлежала самобытным корням.

Духовно-нравственные основы русского народа были заложены древними славянами еще в языческую эпоху, хотя следует признать, что не менее активно начала духовности русского человека складывались в исторический период христианизации Руси, продолжавшийся до монголо-татарского нашествия в начале XIII в.

Формированию духовно-нравственных ценностей способствовал образ жизни древнего славянина. Восточные славяне, продвигаясь на северо-восток, осваивали все новые и новые земли. Просторы, освоенные человеком, формировали широту души русского человека. Подсечно-огневой способ земледелия — достаточно трудоемкий процесс. Он рождал в человеке выносливость, терпение, трудолюбие. Кроме того, славянин должен был постоянно заботиться о безопасности своих границ, учитывая воинственность своих, восточных прежде всего, соседей. Отсюда такие качества, присущие славянам, как чувство земли, чувство патриотизма. Духовная сущность Руси проявилась в сочетании трудолюбия древних русичей с необходимостью защиты родной земли. И это обеспечило нашему государству авторитет среди других государств. Древняя Русь крепла и спасалась благодаря выносливости, мужеству и патриотизму народа, населявшего ее. Православие усилило все эти моменты, оно отвечало духу и характеру русского народа и способствовало сохранению его традиций, обычаев, идеалов, укреплению национального духа. Именно поэтому выбор был сделан в пользу православия.

Человек Древней Руси вынужден был преодолевать жесткие природные условия и одновременно вести борьбу за выживание. И в этих нелегких условиях, выпавших на его долю, славянин находил в себе силы и пытался проникнуть в тайны мироздания, понять свое место в этом мире. Несмотря на все проблемы, стоящие перед русичами в тот период времени, языческие представления утверждали красоту мира, радость бытия, единство человека с природой, обоготворяли все то, что было связано с добротой и благом. Нравственные ценности, накопленные в рамках язычества, сохранялись и утверждались на уровне бытовой культуры в качестве норм поведения. Духовно-нравственные основы жизни русов в языческий период были тесно связаны с потребностями практики, вплетены в их повседневную жизнь. Языческая культура была у древних славян единственной, господствующей, поэтому нельзя отрицать факт того, что духовно-нравственные начала формировались именно в рамках этой культуры. А православие по мере своего распространения развивало эти начала духовности и нравственности. Христианство усилило достижения духовной жизни наших предков, заменив языческую форму их выражения более культурной, отвечающей духу, потребностям и запросам того времени.

Монголо-татарское иго, тяготевшее над Русью два с половиной века, оставило тяжелый след в ее истории и культуре. Погибло огромное количество памятников письменности, древнерусского зодчества. Пережили упадок живопись и декоративно-прикладное искусство. Но, задержав развитие древнерусской культуры, монголо-татары не смогли ее уничтожить. Русский народ нашел в себе силы для дальнейшего развития самобытной материальной и духовной культуры. Ее подъем в период формирования и расцвета централизованного государства был обеспечен именно внутренними основами, заложенными восточными славянами до принятия христианства. К числу таких основ следует отнести природность, силу духа, беспредельную любовь к своей родине и своему народу.

Самобытные источники сыграли определяющую роль и в формировании древнерусской эстетической мысли. Византийские эстетические элементы Древняя Русь, перерабатывая, синтезировала со своими собственными. В большинстве своем они были творчески переосмыслены и приобрели специфическую окраску. К примеру, образно-символическое мышление, характерное для византийской традиции, зачастую сочеталось с фольклорным изложением христианских событий.

Интериорная эстетика утвердилась на Руси довольно поздно, в конце XV -начале XVI в., да и то в определенных слоях общества. В первые же века существования христианства на Руси господствовал умеренный аскетизм.

Несмотря на все достижения древних русичей в языческий период своей истории, следует признать, что принятие христианства стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Его следствием стали изменения, произошедшие в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси. В этническом отношении христианизация ускорила процесс консолидации древнерусской народности. Православие способствовало укреплению центральной власти и формированию единой государственности. Уже при Владимире существенно вырос международный престиж Киева. Огромную роль православие сыграло и в формировании и развитии древнерусской культуры. Распространение на Руси письменности и литературы, высокое развитие архитектуры и изобразительного искусства являются яркими примерами этого влияния. Но высокий уровень развития культуры Древнерусского государства был обеспечен не столько влиянием духовной культуры Византии, сколько синтезом двух мировоззренческих систем: языческой и православной. Христианство не смогло полностью вытеснить языческие представления. Языческие обряды после крещения Руси продолжали существовать под слоем новых, христианских. Православные ценности легли в хорошо подготовленную почву. Они были восприняты и далее развиты восточными славянами благодаря тому потенциалу, который был заложен в дохристианский период.

Обратившись к прошлому нашего народа, мы можем констатировать наличие огромного потенциала патриотизма и духовности русского человека, а также громадной силы по утверждению Истины, Добра и Красоты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Комков, Анатолий Александрович, 2004 год

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №7: С.210-220; №9: С.227-239.

2. Аверинцев С.С. На перекрестке литературных традиций (Византийская литература: истоки и творческие принципы) // Вопросы литературы. 1973. №2. С. 150-183.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997.-342 с.

4. Александрова Р.И., Курносикова Е.А. Россия: духовность, философия любви. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1999. 173 с.

5. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М.: Искусство, 1959. 37 с.

6. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.З Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII в.. М.: Искусство, 1955. -427 с.

7. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1984.331 с.

8. Алпатов М.В. Феофан Грек. М.: Изобразительное искусство, 1990.-207 с.

9. Альманах библиофила. Вып.26. Тысячелетие русской письменной культуры: 988-1988. М.: Книга, 1989. 255 с.

10. Андрей Рублев и его эпоха. Сб. статей / Под ред. М.В. Алпатова. М.: Искусство, 1971.-287 с.

11. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М., 1914.

12. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. 464 с.

13. Баженова А.А. Русская эстетическая мысль и современность. М.: Знание, 1980. 144 с.

14. Баженова А.А. Русское эстетическое наследие и современность: (Проблемы методологии исследования). Дис. . докт. филос. наук (В форме научного доклада). М., 1981. 120 с.

15. Беляев Г.Г., Торгашев Г.А. Духовные корни русского народа. М.: Былина, 2002. 192 с.

16. Белова Д.Н. Образ Богоматери эстетический идеал православия // Вестник МГУ. Сер. 7 «Философия». 2001. №5. С.84-94.

17. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

18. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990.285 с.

19. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. 541 с.

20. Брук Я.В. Живое наследие: Беседы о древнерусской живописи. М.: Искусство, 1970. 70 с.

21. Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. (По житиям святых). М.: Наука, 1966. 392 с.

22. Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль в Древней Руси (XI-XIV вв.). М.: АН СССР, 1960. 448 с.

23. Бычков А.А. Загадки Древней Руси. М.: Вече, 2000. 510 с.

24. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов: Мифы древних славян. М.: Вече, 2001. 397 с.

25. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика Отцов Церкви. М.: Ладомир, 1995.-593 с.

26. Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977. 199 с.

27. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.-334 с.

28. Бычков В.В. К вопросу о древнерусской эстетике (методологические заметки) // Проблемы изучения культурного наследия. М.: Наука, 1985. С.303-311.

29. Бычков В.В. Круг проблем православной эстетики // Вестник МГУ. Сер.7 «Философия». 1994. №2. С.51-55.

30. Бычков В.В. Литература как выразитель эстетического сознания Древней Руси // Литература и искусство в системе культуры. М.: Наука, 1988. С.129-135.

31. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: «Путь к истине», 1991. 407 с.

32. Бычков В.В. Об одной форме византийского эстетического сознания // Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии. М.: Наука, 1985. С.38-61.

33. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв. М.: Мысль, 1992.-637 с.

34. Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре. М.: Знание, 1991.-62 с.

35. Бычков В.В. Софийность древнерусского эстетического сознания // Социально-культурный контекст искусства. Историко-эстетический анализ. М.: Наука, 1987. С.86-103.

36. Бычков В.В. Традиция символизма в древнерусской эстетике // Византия и Русь. М.: Наука, 1989. С.133-138.

37. Бычков В.В. Формирование основных принципов византийской эстетики // Культура Византии. IV первая половина VII в. М.: Наука, 1984. С.504-545.

38. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II-III вв. М.: Наука, 1981.-325 с.

39. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М.: Знание, 1988.-61 с.

40. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. В 2-х т. Т.2. М.-СПб.: Унив. кн. 1999. 527 с.

41. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987. 286 с.

42. Вагнер Г.К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV вв. М.: Искусство, 1980. 267 с.

43. Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. XII в. Владимир. Боголюбово. М.: Искусство, 1969. 480 с.

44. Вагнер Г.К. Тысячелетние корни: Этические и эстетические корни русского народа. М.: Советская Россия, 1991. 92 с.

45. Вагнер Г.К., Вздорнов Г.И., Лихачев Д.С., Скрынников Р.Г. Великая Русь. История и художественная культура X-XVII вв. М.: Искусство, 1994.-488 с.

46. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. 254 с.

47. Введение христианства на Руси / Отв. ред. А.Д. Сухов. М.: Мысль, 1987.-302 с.

48. Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси. Сб. статей / Отв. ред. Д.С. Лихачев. М.-Л.: Наука, 1966 476 с.

49. Византийская литература: Сб. статей / Отв. ред. С.С. Аверинцев. М.: Наука, 1974.-263 с.

50. Власов В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси. М.: Знание, 1992. 62 с.

51. Вопросы истории и теории эстетики: Сб. статей / Под ред. М.Н. Афасижева. М.: Изд-во МГУ, 1975. 215 с.

52. Воронин Н.Н., Кузьмин А.Г. Духовная культура Древней Руси // Вопросы истории. 1972. №9. С.111-132.

53. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (X-XVII вв.) //Педагогика. 1996. №2. С.84-88.

54. Всеобщая история искусства. В 6-ти т. / Под общ. ред. Б.В. Веймарна и др. Т.2: «Искусство средних веков». М.: Искусство, 1960. -508 с.

55. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М.: Индрик, 2000. 308 с.

56. Главатская Е. Когда умолкнут все бубны.: От шаманства к православию //Родина. 2000. №5. С.81-84.

57. Герлях Богуслав. Введение христианства на Руси и в Польше: сходства и различия: Автореф. дис. . д-ра ист. наук. М., 1988. 36 с.

58. Гордиенко Н.С. Введение христианства на Руси: домыслы буржуазно-клерикальной пропаганды. М.: Знание, 1987. 62 с.

59. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Полемические заметки. Л.: Лениздат, 1984. 287 с.

60. Горский B.C. Отечественная общественная мысль эпохи Средневековья. Киев: Наук, думка, 1988. 446 с.

61. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Госполитиздат, 1953. 568 с.

62. Григорьев Д.Д. Нам есть что сказать друг другу: (О влиянии христианства на русскую культуру) // Вопросы литературы. 1989. №6. С. 199213.

63. Громов М.Н. Об одном памятнике древнерусской письменности XII в. Послание митрополита Никифора к Вл. Мономаху. К истории развития философской мысли Древней Руси // Вестник МГУ. Сер.7 «Философия». 1975. №3. С. 58-67.

64. Громов М.Н. «Речь философа» из древнерусской летописи «Повесть временных лет» // Философские науки. 1976. №3. С.97-107.

65. Грыжанкова М.Ю. Иоанн Златоуст в социуме ранней Византии и России. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. 88 с.

66. Грыжанкова М.Ю. Ранний византинизм как феномен средневековой культуры: (Опыт социально-философского анализа). -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. 148 с.

67. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль, 1989.764 с.

68. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1994.-334 с.

69. Даркевич В. Христианство на Древней Руси // Наука и жизнь. 1998. №11. С.33-40.

70. Девонина В.А. Древнерусское язычество. Эстетическая традиция отношения к природе. Дис. . канд. филос. наук. СПб., 1994. 162 с.

71. Девонина В.А. Природа и эстетическое сознание Древней Руси // Культура и творчество. Киров: КГПИ, 1993. С.3-22.

72. Державин Н.С. Происхождение русского народа // Молодая гвардия. 2003. №4: С.170-207; №5-6: С.75-145.

73. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI в. М.: Искусство, 1985. 319 с.

74. Древняя Русь: пересечение традиций / В.В. Мильков и др. М.: Скрипторий, 1997. -456 с.

75. Елдин М.А. Византийская святоотеческая традиция и судьбы русской духовности. Дис. . канд. филос. наук. Саранск, 2000. 179 с.

76. Замалеев А.Ф. Восточнославянские мыслители: эпоха Средневековья. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998. 270 с.

77. Замалеев А.Ф. К вопросу о становлении и развитии философской мысли Киевской Руси // Вопросы научного атеизма. Вып.30. М.: Мысль, 1982. С.135-153.

78. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси XI-XVI вв. JL: Наука, Ленинградское отделение, 1987. 246 с.

79. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. Киев: Вища школа, 1987.- 184 с.

80. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Отечественные мыслители позднего Средневековья: конец XIV первая треть XVII в. Киев: Лыбидь, 1990 - 171 с.

81. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л.: Лениздат, 1991. 206 с.

82. Златоструй. Древняя Русь. X-XIII вв. М.: Молодая гвардия, 1990. -303 с.

83. Земцов Б. «Откуда есть пошла. .российская цивилизация» // Общественные науки и современность. 1994. №4. С.51-62.

84. Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX в. М.: Искусство, 1979.-415 с.

85. Зотов А.И., Сопоцинский О.И. Русское искусство: Исторический очерк. М.: Акад. Художеств СССР, 1963. 317 с.

86. Зотов В.Д. Византийское наследство России // Социально-гуманитарные знания. 2001. №4. С.260-280.

87. Зуев Ю.П. Взгляд с расстояния в 1000 лет (К оценке значения принятия христианства для социально-политического и культурного развития России) // Молодой коммунист. 1984. №7. С.39-45.

88. Иванов Вяч.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 344 с.

89. Из истории русской эстетической мысли: Межвуз. сб. науч. тр./ Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. Ред. кол.: К.Г. Исупов (отв. ред.) и др. СПб.: Образование, 1993.- 176 с.

90. Из истории эстетической мысли древности и средневековья: Сб. статей / Ред. кол.: В.Ф. Берестнев и др. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1961. -343 с.

91. Ильин И.А. Что дало России православное христианство // Советская Россия. 1993. 1 июля.

92. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 208 с.

93. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.1. М.: Искусство, 1962. 682 с.

94. История эстетической мысли. В 6-ти т. T.l. М.: Искусство, 1985. 464 с.

95. Каждан А.П. Византийская культура (X-XIII вв.). СПб.: Алетейа, 1997.-279 с.

96. Каменская М. Русская народная скульптура. Д.: Тип. им. Володарского, 1948.-25 с.

97. Каравашкин А.В. Философия прекрасного в Древней Руси // Человек. 1995. №5. С.61-68.

98. Карташев А.В. Русское христианство // Север. 1992. №9. С.141150.

99. Киселева М.С. Древнерусские книжники и власть // Вопросы философии. 1998. №7. С. 127-147.

100. Киселева М.С. Мера и вера: Знание о жизни и смерти у древних славян и книжников Киевской Руси // Вопросы философии. 1995. №8. С.103-122.

101. Киселева М.С. Раскол и конец древнерусской книжности // Вопросы философии. 1999. №10. С.110-134.

102. Клибанов А.И., Митрохин JI.H. Крещение Руси: история и современность. М.: Знание, 1988. 63 с.

103. Ключевский В.О. Сочинения. В 9-ти т. Т.1: Курс русской истории. М.: Мысль, 1987. 430 с.

104. Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Конец IX начало XVI в.: Опыт беспристрастного исследования. М.: Алгоритм, 1999. - 480 с.

105. Козлова Е.А. Древнерусская скульптура. М.: Моск. рабочий, 1979.- 11 с.

106. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект-пресс, 1997. — 686 с.

107. Конон В.М. Эстетическая проблематика в системе философской и художественной культуры Киевской Руси // Исторические традиции философской культуры народов СССР и современность. Киев: Наук, думка, 1984. С.148-152.

108. Копалов В.И. Русская философия о роли православия в развитии русской культуры // Духовность и культура. Духовный потенциал русской культуры. Екатеринбург, 1994. С.31-35.

109. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. М.: Молодая гвардия, 1988. 238 с.

110. Кузьмин А.Г. Принятие христианства на Руси // Вопросы научного атеизма. Вып.25. М.: Мысль, 1980. С.7-35.

111. Кузьмичев И.К. Лада, или Повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская красота стала есть: Эстетика Киевской Руси. М.: Молодая гвардия, 1990. 301 с.

112. Культура Византии: IV первая половина VII в. / Под ред. З.В. Удальцовой. М.: Наука, 1984. - 726 с.

113. Культура Византии: вторая половина VII XII в. / Под. ред. З.В. Удальцовой. М.: Наука, 1989. - 678 с.

114. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988. 333 с.

115. Кусков В.В. «Слово о полку Игореве» и изобразительное искусство XII в. // Вестник МГУ. Сер. 10 «Филология». 1976. №3. С.25-30.

116. Кусков В.В. Эстетические представления в Древней Руси // Эстетика и жизнь. Вып.7. М.: Искусство, 1982. С. 121-141.

117. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966.170 с.

118. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М.: Искусство, 1987.

119. Лазарев В.Н. Живопись и скульптура Киевской Руси // История русского искусства. Т.1. М., 1954.

120. Лазарев В.Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства. Т.2. М., 1954.

121. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.-331 с.

122. Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. М.-Л., 1947.

123. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1980. -235 с.

124. Лазарев В.Н. Искусство Древней Руси: Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. 303 с.

125. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М.: Искусство, 2000. 539 с.

126. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. М.: Наука, 1970. 343 с.

127. Лебедев Л., протоиерей. Крещение Руси. Изд. Моск. Патриархии,1987.- 170 с.

128. Левченко М.В. История Византии: Краткий очерк. М.: ОГИЗ, 1940.-262 с.

129. Лихачев Д.С. Великий путь: Становление русской литературы XI-XVII вв. М.: Современник, 1987. 299 с.

130. Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. М.: Современник, 1980. 412 с.

131. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир.1988. №6. С.249-258.

132. Лихачев Д.С. Литература Древней Руси: Хрестоматия. СПб.: Академ, проект, 1997. 544 с.

133. Лихачев Д.С. Литература и общественная мысль Древней Руси. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1969. -415 с.

134. Лихачев Д.С. Литературные связи древних славян Сб. статей. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1968. 343 с.

135. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. №6. С.113-120.

136. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4. С.3-6.

137. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.-352 с.

138. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве»: Историко-философский очерк. М.: Изд. АН СССР, 1950. 164 с.

139. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. М.: Худ. л-ра, 1985.-352 с.

140. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и эстетические представления его времени // Русская литература. 1976. №2. С.24-37.

141. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970.- 180 с.

142. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV вв. Л.: Искусство, 1981.-310с.

143. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX в.). СПб.: Искусство, 1994. - 412 с.

144. Лукин В.Н. В поисках истины и красоты: (Народнич. эстет, мысль в России): (Цикл «Из истории отеч. эстет, мысли»). М.: Знание, 1990. -62 с.

145. Любавский М.К. Лекции по древнерусской истории до XVI в. М.,1918.

146. Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства // Материалы и исследования по археологии СССР. 1968. №152.

147. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД «Муравей», 1997. 185 с.

148. Малков Ю.Г. Русь Святая: Очерк истории православия в России. М.: Правило веры, 2002. 621 с.

149. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.З. М.: Политиздат, 1955.629 с.

150. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. / Пер. с англ. PARIS: YMCA-PRESS, 1990. 442 с.

151. Менгес Карл Генрих. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве»: Пер. с англ. JL: Наука, Ленинградское отделение, 1979. 266 с.

152. Мещерина Е.Г. Духовно-эстетические основания музыкального искусства средневековой Руси. Дис. . докт. филос. наук. М., 2001.-255 с.

153. Микушевич В. Урожай Преображения: (О древнерусском миросозерцании) // Урания. 1994. №2. С.11-16.

154. Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. СПб.: РГХИ, 1999.896 с.

155. Мильков В.В. Основные направления религиозно-философской мысли Древней Руси XI-XV вв. Дис. . докт. филос. наук (В форме научного доклада). М., 2000. 98 с.

156. Мильков В.В. Художественно-эстетическая культура восточных славян /М.:ИФ АН СССР, 1987.-217 с.

157. Мильков В.В., Громов М.Н. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: РХГИ, 2001. 960 с.

158. Мишина А.Н. Две традиции символизма в древнерусской эстетике. Дис. . канд. филос. наук. Липецк , 2001. 123 с.

159. Молдован A.M. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев: Наук, думка, 1984. 240 с.

160. Мусин А.Е. Христианские древности средневековой Руси IX- XIII вв.: По материалам погребальных памятников на территории Новгородской земли: Дис. . канд. ист. наук. СПб., 1997. -406 с.

161. Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1985. 448 с.

162. Никон, иеромонах. Начало христианства на Руси // Вопросы истории. 1990. №6. С.36-53.

163. Носова Г.А. Язычество в православии. М.: Наука, 1975. 152 с.

164. Павлова Т.П. Методологические проблемы оценки процесса христианизации Древней Руси. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1988. 16 с.

165. Памятники византийской литературы IV-IX вв. М.: Наука, 1968.350 с.

166. Памятники византийской литературы IX-XIV вв. М.: Наука, 1969. -463 с.

167. Памятники литературы Древней Руси. XI начало XII в. М.: Художественная литература, 1978. - 464 с.

168. Памятники литературы Древней Руси. XII в. М.: Художественная литература, 1980. 707 с.

169. Памятники литературы Древней Руси. XIII в. М.: Художественная литература, 1981.-616с.

170. Памятники литературы Древней Руси. XIV середина XV в. М.: Художественная литература, 1981. - 606 с.

171. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV в. М.: Художественная литература, 1982. 688 с.

172. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV первая половина XVI в. М.: Художественная литература, 1984. - 768 с.

173. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в. М.: Художественная литература, 1985. 638 с.

174. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI в. М.: Художественная литература, 1986. 640 с.

175. Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI начало XVII в. М.: Художественная литература, 1987. - 616 с.

176. Панченко A.M. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. 462 с.

177. Панченко A.M. Эстетические аспекты христианизации Руси // Русская литература. 1988. №1. С.50-59.

178. Переводные памятники философской мысли в Древней Руси: Сб. статей / Ред. кол. М.Н. Громов (отв. ред.) и др. М.: ИФ РАН, 1992. 205 с.

179. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. М.: Терра, 1999. 350 с.

180. Петрухин В .Я. Древнерусское двоеверие: понятие и феномен // Славяноведение. 1996. №1. С.44-47.

181. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. Смоленск: Русич; Москва: Гнозис, 1995. 320 с.

182. Пилюгина Н.Б. Формирование эстетического сознания в Древней Руси XI-XIV вв.: Дис. . канд. филос. наук. М., 1987. 176 с.

183. Пилюгина Н.Б. Эстетический идеал Древней Руси и современность // Эстетический идеал и современность. Понятие, проблемы, преемственность. М.: Наука, 1986. С. 107-129.

184. Платонов О.А. Святая Русь: Судьба русской цивилизации // Молодая гвардия. 2002. №11-12: С.173-237; 2003. №1-2: С.190-231.

185. Платонов О.А. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1995.222 с.

186. Поляков Л.В. Христианизация и становление философии в Киевской Руси // Вопросы научного атеизма. Вып.32. М.: Мысль, 1985. С.268-292.

187. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI-XIII вв. СПб.: Наука, Санкт-Петербургское отделение, 1992. 215 с.

188. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. Киев: Наук, думка, 1985.- 167 с.

189. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 622 с.

190. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. История эстетики в памятниках и документах. М.: Искусство, 1976. 616 с.

191. Православие в Древней Руси: Сб. науч. трудов / Ред. кол. Л.И. Емелях (отв. ред.) и др. Л.: ГМИРиА, 1989. 149 с.

192. Психология духовности: Хрестоматия / Сост. Н.М. Татаркина. Липецк: ЛГТУ, 2001.-388 с.

193. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. СПб.: Азбука, 2001.-367 с.

194. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI вв. М.-Л.: АН СССР, 1960. 300 с.

195. Пуцко В.Г. Каменный рельеф из киевских раскопок // Советская археология. 1981. №2.

196. Пушкин в русской философской критике (конец XIX первая половина XX в.). Сборник. М.: Книга, 1990. - 527 с.

197. Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами // Вопросы истории. 1984. №6. С.34-47.

198. Рогов А.П. Наш путь (Русская культура). М.: «АиФ Принт», 2003. -287 с.

199. Российское законодательство. Х-ХХ вв. В 9-ти т. Т.2. М.: Юридическая литература, 1985. 520 с.

200. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 361 с.

201. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. М.: Изд-во МГУ, 1984. 240 с.

202. Рыбаков Б.А. Русские летописи и автор «Слова о полку Игореве». М.: Наука, 1972.-520 с.

203. Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М.: Наука, 1971.-294 с.

204. Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории . 1974. №1. С.3-30.

205. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. 782 с.

206. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 607 с.

207. Сапунов Б.В. Книга в России XI-XIII вв. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1978. -230 с.

208. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М.: Наука, 1982.328 с.

209. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Наука, 1979.- 157 с.

210. Селиванов Б.В. Идейно-эстетические основы русского музыкального искусства XI-XVII вв.: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1978.-23 с.

211. Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб.: Азбука, 2000. 560 с.

212. Скотникова Г.В. Художественно-культурное наследие Древней Руси и современность // Ленинградский институт культуры. Труды. Т. 103. Л., 1986. С.119-129.

213. Смех на Руси // Знание-сила. 1993. №2. С.4-16.

214. Соловьев Вл.С. Соч. В 2-х т. Т.2. М.: Правда, 1989. 735 с.

215. Соловьев С.М. Сочинения. В 18-ти кн. Кн.1: История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1988. 797 с.

216. Степанов П.М. Русское православие: правда и вымыслы. К 1000-летию введения христианства на Руси. Краснодар: Кн. изд-во, 1988. -95 с.

217. Струве Н.А. Православие и культура. М.: Русский путь, 2000.629 с.

218. Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII вв. М.: Наука, 1968.447 с.

219. Тихомиров М.Н. Русское летописание. М.: Наука, 1979. 384 с.

220. Тойнби А.Дж. Византийское наследие России // Alma mater. 1996. №2. С.32-35.

221. Толочко П.П. Древний Киев. Киев: Наук, думка, 1976. 327 с.

222. Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков. М.: Наука, 1988. 237 с.

223. Топорков А.Л. Материалы по славянскому язычеству (культ матери-сырой земли в дер. Присно) // Древнерусская литература. Источниковедение. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1984. С.222-233.

224. Туляков Ю.Е. Становление эстетической культуры Древней Руси: (На материале народного театра). Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1982.-21 с.

225. Удальцова З.В. Византийская культура. М.: Наука, 1988. 287 с.

226. Удальцова З.В. Киев и Константинополь культурные связи до XIII в. // Вопросы истории. 1987. №4. С.56-69.

227. Удальцова З.В., Щапов Я.Н., Гутнова Е.В., Новосельцев А.П. Древняя Русь зона встречи цивилизаций // Вопросы истории. 1980. №7. С.41-60.

228. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.-268 с.

229. Федотов Г.П. Судьба нашей духовной культуры // Диалог. 1991. №18. С.38-43.

230. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. №3. С.11-28.

231. Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли / Отв. ред. М.Н. Громов, В.В. Мильков. М.: Наука, 2000. 375 с.

232. Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры. / Ред.-сост.: к.ф.н. Н.Б. Пилюгина. В 2-х ч. М.: ИФ АН СССР, 1987. 4.1. -128 с. 4.2.-195 с.

233. Флоренский П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1995. 255 с.

234. Флоренский П.А. Сочинения. В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1994.797 с.

235. Флоровский Г.В., протоиерей. Пути русского богословия. Киев: «Путь к истине», 1991. 599 с.

236. Фроянов И.Я. Исторические условия крещения Руси. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1988. 31 с.

237. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск: Удмурт, ун-т, 2003.-273 с.

238. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. №5. С.26-57.

239. Христианство и Русь: Сб. статей / Под ред. А. Белова. М.: Наука, 1988.- 135 с.

240. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII вв. / Под ред. В.В. Бычкова. М.: Ладомир, 1996. 560 с.

241. Худушина И.Ф. Особенности эстетического восприятия природы в средневековой Руси // Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. М.: ИФ РАН, 1992. С.94-108.

242. Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь: К XVIII конгрессу византинистов. М.: Наука, 1990. 173 с.

243. Шохин К.В. Очерк истории развития эстетической мысли в России (Древнерусская эстетика XI-XVII вв.). М.: Высшая школа, 1963. -116 с.

244. Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург: УрО РАН, 1998.-396 с.

245. Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры // Вопросы философии. 1995. №4. С.55-68.

246. Щурыгин Я.И. Канон и его преодоление в искусстве Древней Руси // Культура и религия. Л., 1977.

247. Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия. Россия: Сб. статей. Париж: YMCA-PRESS, 1989. 297 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.