Идеалы красоты в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVII вв.: генезис и исторические трансформации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Сорокина, Тамара Александровна

  • Сорокина, Тамара Александровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 214
Сорокина, Тамара Александровна. Идеалы красоты в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVII вв.: генезис и исторические трансформации: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2008. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Сорокина, Тамара Александровна

Введение.

Глава 1. Идеалы красоты как социокультурный феномен

1.1. Интерпретация сущности феномена в контексте гуманитарного знания.

1.2. Генезис и трансформации идеалов красоты в отечественной культуре IX-XVII вв.

1.3. Тенденции развития идеалов красоты в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVJI вв.

Глава 2. Воплощение идеалов красоты в материальной культуре

Руси-России IX-XVII вв.

2.1. Воплощение идеалов красоты в женском традиционном костюме.

2.2. Антропологические и социокультурные аспекты канонов красоты.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеалы красоты в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVII вв.: генезис и исторические трансформации»

Актуальность исследования обусловлена процессами и явлениями, в совокупности определяющими специфику современной социокультурной t ситуации в постперестроечной России. Объективная реальность такова, что конкретным осязаемым результатом резкой смены общественно-экономических отношений стало последовательное, методичное разрушение сложившейся в прошлые годы оптимальной системы образования, приоритеты которой признаны во всём цивилизованном сообществе. Приобрело критические масштабы обвальное, широкое наступление массовой культуры, что фактически приводит к девальвации высоконравственных, идеалов, традиций, обычаев, стереотипов мышления и поведения, способствует очевидному снижению эстетико-интеллектуального-уровня российских граждан. Приходится констатировать, что современные российские средства массовой информации во- многом ориентированы на западные культурные ценности, следствием чего давно ■ стала ежедневная, прямая и косвенная пропаганда зарубежного, прежде всего - американского, образа жизни, западной системы ценностей, западных (=американских) представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном. Получается так, что растущая бездуховность, культ стяжательства и корыстолюбия, злобы и насилия, беспрецедентный не только, для России разгул криминалитета, - всё это стало логическимхледствием, разрушительных, не всегда продуманных и востребованных перемен, идентифицированных СМИ'как реформы. Великая страна с великой культурой по воле судеб стала заложницей так называемых реформ.

Обращение в рамках диссертационного исследования к проблеме трансформации идеалов красоты в IX-XVII вв. во многом объяснимо. Хронологические рамки исследовательского поля обусловлены знаменательными историко-культурными процессами, протекавшими на Руси, в России: началом христианизации Руси (IX в.) и процессом обмирщения отечественной культуры, ставшим необратимым в XVII веке. Как известно, на временном отрезке IX-XVII вв. Русь, а затем Россия переживут немало потрясений. Уже начало исследуемого периода ознаменовано болезненной адаптацией языческой культуры восточных славян к христианской (православной) культуре, пришедшей из Византии. Завершение исследуемого периода: «бунташный век», «смутное время», крестьянская война под предводительством Разина, великий Раскол, решающее усиление светского начала во всех сферах жизнедеятельности российского общества.

Тщательное изучение историко-культурной панорамы Руси, России IX-XVII вв. свидетельствует не только об очевидной трансформации идеалов красоты, но и ещё об одном, не менее очевидном обстоятельстве: идеалы красоты, претерпевавшие известную эволюцию у наших далёких предков, тем не менее, объективно сохранили, несмотря на все коллизии, свои основные, сущностные характеристики, соответствовавшие сформировавшейся менталъности отечественной культуры. Таким образом, выбор темы диссертации определяется не только необходимостью более полного и обстоятельного исследования аксиологических аспектов (идеалов красоты) культуры IX-XVII вв. В неменьшей степени диссертация обращена к сегодняшнему дню России, когда ценностные ориентации российских граждан испытывают всё более усиливающееся негативное воздействие ряда факторов' и обстоятельств. Осмысление живучести высокодуховных идеалов наших далёких предков -несмотря на сложные ситуации, понимание механизма воспроизводства высоких идеалов рассматриваются не только как дань прошлому, но и как обращение к настоящему: как сохранить в условиях сложной современной социокультурной ситуации в России замечательные идеалы красоты, традиционно соответствовавшие ментальности отечественной культуры. С учётом сказанного есть основания рассматривать тему диссертации как эколого-культурную.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования по своему объективному содержанию интегративна, многоаспектна, находится на стыке многих областей гуманитарного знания. Сложность и многомерность данной темы открывает неисчерпаемые возможности для научных исследований в области культурологии, искусствоведения, эстетики и др. Поскольку проводимое исследование носит междисциплинарный характер, логично рассмотреть вопрос о разработанности проблемы в различных отраслях гуманитарного знания, что позволяет констатировать, что существует значительное число научных публикаций, раскрывающих феномен красоты в отечественной^ культуре IX-XVII вв., но не в контексте её менталъности. Базовыми для разработки исследуемой проблемы являются труды крупнейших культурологов, историков, филологов, искусствоведов — исследователей ^ древнерусской культуры: М.В.Алпатова, А.А.Аронова, В.В.Бычкова,

И.К.Кузьмичёва, Л.Д.Любимова, Ю.М.Лотмана, Б.А.Рыбакова, Л.Н.Столовича. Важными источниками диссертационного исследования, явились труды, посвящённые древнейшей истории Руси, России, её традициям, материальной культуре, языку, национальному характеру: Д.М.Дудко, К.Касьяновой, М.В.Коротаевой, С.Ляшевского, М.Н.Мерцаловой, ЮД.Петухова, которые на основе новых исследований, артефактов'внесли серьёзные коррективы в исторические, социокультурные аспекты России.

Культурологический аспект диссертации неправомерен без* рассмотрения философских, эстетических, искусствоведческих трудов исследуемой проблематики. В собственно культурологическом ряду находим таких исследователей: М.В.Алпатов, А.А.Аронов, П.С.Гуревич, ЛДЛюбимов, А.Я. Флнер и др. Красота, идеалы с ней связанные, интересовавшие мыслителей во все времена, свидетельствуют о необходимости определения направленности этих исследований. Конкретные сведения о культуре внешнего облика человека в контексте ментальности отечественной культуры можно найти, учитывая, различные пути исследования* этой проблематики.

Интерес к идеальному, прекрасному, идеалам красоты отмечается в различные исторические периоды. Эти идеалы являлись объектом рассмотрения древнегреческих мыслителей: Пифагора, Платона, Аристотеля, Плотина, которые через математическую логику пытались разработать систему уровней красоты. В средневековый период, с появлением христианства, его апологеты: Климент Александрийский, Августин, опираясь на новый религиозный опыт, Святое Писание, предприняли критический анализ многих сторон идеального, предметов культуры с позиций новой религиозной идеологии, связанных с ним. Восхождение по ступеням красоты являлось одним из главных путей духовного совершенствования человека.

Традиции средневековой византийской^ художественной культуры, а, вместе с ними и каноны красоты, были продолжены Древней Русью после принятия христианства. Древнерусская эстетика, её идеалы нашли отражение в «Шестодневе» Василия Великого (Х1в.), «Изборнике» великого князя Святослава (Х1в.), в «Повести временных лет» Нестора (ХНв.), в «Поучениях» Владимира Мономаха, в «Слове о полку Игореве» (XII в.). Высшего совершенства, духовности искусства культура*Руси XV в. достигла в иконописи, росписях Андрея Рублева. Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек, князь Андрей Курбский в XVI веке внесли весомый вклад в утверждение средневековых представлений об идеальном. В XIX веке эти представления составляют основу сложившейся собственно русской религиозной философии. К осознанию понятий^идеального, идеалов красоты обращается интеллигенция XIX века (Д.М. Бухарев, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.В. Киреевский, КН. Леонтьев, Х.С.Хомяков).

Новый этап в русской религиозной культуре рождает новое понимание красоты, её божественной сущности. Этот этап начинается с B.C. Соловьёва и его - последователей: Н.А. Бердяева, о. С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского.

Последний был убеждён, что именно в красоте и её модификации - Свете -человек познаёт Триипостасную Истину. Н.О.Лосский в 30-50-е гг. XX в. в работе «Мир как осуществление красоты» подтверждает идею русской соборности как национальной основы всей русской культуры.

Исследования, посвященные идеалам красоты в отечественной культуре, не могли не учитывать труды художников, специалистов-прикладников: художников по костюму, исследователей материальной и традиционной культуры (С.Борисоглебская, Л.Васильева, М.Забылин, Р.В.Захаржевская, С.П.Исенко, Н.М.Каминская, Е.Лукьянова, М.Н.Мерцалова, М.Г.Рабинович, КА.Степанова, И.С.Сыромятникова и др.).

Вместе с тем, надо признать, что проблема генезиса и трансформации< идеалов красоты в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVII вв. не нашла должного отражения в научной литературе.

Объект исследования: идеалы красоты в отечественной культуре IX-XVII вв.

Предмет исследования: выявление и анализ тенденций трансформации идеалов красоты (в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVII вв.).

Целью исследования является выявление и анализ тенденций трансформации, идеалов красоты (в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVII вв.). Для реализации исследовательской, цели в настоящей работе ставятся1 следующие' задачи:. 1 - выявить * идеалы красоты, как историко-культурный феномен и его различные интерпретации в контексте гуманитарного знания; 2 - проанализировать социально-исторические причины, повлиявшие на генезис и специфику идеалов красоты в соотнесении с реалиями Руси-России; 3 - выявить условия и факторы трансформации аксиологических представлений о красоте в периоды смены исторических парадигм Древней Руси; 4 - выявить тенденции в трансформации идеалов красоты (в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVII вв.); 5 - обосновать в социокультурном (материальной культуре, антропологии) и духовном аспектах значение идеалов красоты отечественной культуры IX-XVII вв.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Многоуровневый характер исследования феномена красоты и многоплановость истоков его генезиса, синтезирующего достижения истории, культурологии, философии, литературоведения, религиоведения, психологии и этнологии, показывает мелсдисциплинарностъ системного исследования, преимущество которого в том, что целостность взгляда на изучаемый объект позволяет выявить более глубокие и существенные его особенности. Методологической определяющей основой диссертации^ стали концептуальные подходы Д.С.Лихачёва к проблеме экологии культуры, Б.А.Рыбакова — к феномену восточнославянского варианта язычества, 77. С. Гуревича - к проблеме ментальности российской культуры, М.В.Алпатова -об уникальности древнерусской культуры, Л.Н.Столовича - концепции-ценностно-эстетической природы красоты, С.Ю.Кузъмичёва - генезиса красоты {«.идеи прекрасного1 и откуда Русская красота стала есть»). Системный подход, отражающий существование самоорганизации и структурности как всеобщего свойства систем окружающего мира, является методологически наиболее актуальным для данного исследования, так как в этом случае его предмет {генезис и исторические трансформации)' подробно рассматриваются в качестве важнейшего организующего элемента художественного целого {идеалы красоты в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVIL вв.), тесно связанного со всеми уровнями его функционирования и всеми аспектами художественной образности.

Методы исследования. В данной диссертации применены методы, соответствующие пониманию системного подхода в культурологии: изучение специальной культурологической, философской, исторической, искусствоведческой литературы; категориальный и сравнительно-исторический анализы; историко-культурная реконструкция и выявление культурных доминант и тенденций в идеалах красоты отечественной культуры IX-XVII вв.; сравнительный метод (компаративистика); семантический анализ, рассматривающий и производящий поиск глубинных, скрытых смыслов (в идеалах красоты, семантике женского традиционного костюма): метод реконструкции и моделирования культурного феномена красоты; генетический метод, изучающий культурный феномен идеалов красоты, посредством причин и факторов их порождения, исследующий их формирование и развитие. Выбор перечисленных подходов и методов исследования обусловлен необходимостью целостного подхода к рассмотрению генезиса и трансформации идеалов красоты в контексте гуманитарного знания.

Научная новизна заключается в том, что:

1) Выявлены основные тенденции в генезисе идеалов красоты: во-первых, до принятия христианства смысл красоты имел горизонтальный (земной) вектор направленности и общую, т.е. единственную сущность. Смысл красоты был чувственным, связывался с природой. Во-вторых, после принятия христианства идеал красоты стал иметь вертикальный вектор направленности к «горнему», свету. Природа красоты становится духовно-мистической, аскетической при частичном уходе античной чувственности из критериев красоты. В-третьих, тенденция слияния этих векторных направленностей образовала уникальную ментальность отечественной культуры, в которой нашли отражение противоборствующие идеалы красоты язычества и каноновшравославия.1

2) Отражены тенденции в трансформации идеалов красоты в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVII вв., которые имеют определённые исторические этапы.

3) Определены основные исторические периоды в трансформации идеалов красоты и в связи с этим изменение на Руси-России социокультурной ситуации в IX-XVII вв.: а) - язычество, когда красота воспринималась как всеобщий (синкретический) Универсум; б) - принятие восточного христианства (православия), которое оказалось близким по эстетическим, нравственно-этическим (государственным) параметрам древним славянам; и вместе с тем быстрое его «обрусение» к XII- в.; в) -срастание языческих и христианских приоритетов красоты, где языческие сакрализовались православием, а православие вобрало народные традиции, приспособилось к их идеалам; - г) - обращение к идеалам «трояновых» (языческих) веков, воспетых в былинах IX в. (мужественная красота богатырей), вызванное временем княжеских усобиц и татаро-монгольского ига XIII-XV вв.; д) - татаро-монгольское иго, с одной стороны-приостановившее расцвет древне-русской-уникальной культуры X-XII вв., с другой - показавшее, что православие в союзе с древними традициями, помогло воссоединению Руси; е) - эпоха Русского Предвозрождения (XIV-XVI вв.), в которую произошло'восстановление культуры, проникновение в неё народных приоритетов красоты; ж) - XVII век — время всестороннего процесса «обмирщения», проникновения в материальнуюi культуру (костюм высших слоев) России европейских (польских) идеалов,(моды) красоты.

4) Аргументирована общность идеалов красоты (дсг XVIII в.) всех социальных групп Руси-России (от княжеско-боярского рода до крестьянина), сфокусировавших в себе консолидирующий, социокультурный, духовный аспекты красоты: православные каноны в совокупности с народно-традиционными критериями, ставшими общими1 в этике поведения, строе и красоте женского костюма, прическе, украшениях.

5) Показано преобладание мирских тенденций в отечественной культуре XVI в., когда из иконы начала уходить «сакральная красота Божьего замысла» (Е.Трубецкой), но стала проявляться народность; появление парсун, портретов, подписей в иконописи.

6) Выявлены и обоснованы идеалы красоты, отражённые во внешнем облике человека через женский традиционный костюм в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVII вв., для которой характерны этико-эстетические, православные каноны.

7) Отражён как условная, антитеза красоты феномен юродства, святочных масок (характерных для русской культуры), которые своим «уродством» были необходимы для «поиска», подчёркивания красоты естественной, мирской.

Теоретическая значимость работы состоит в следующем: расширена теоретическая база культурологии по проблеме идеалов красоты в отечественной культуре IX-XVII вв., в аспекте преемственности канонов красоты античности и Византии; углублены представления отечественной культуры об идеальном в контексте её ментальности; разработана методологическая основа изучения идеалов красоты- в связи с русской ментальностью; синтезированы разрозненные представления об идеалах красоты в систему поэтапной их трансформации в отечественной культуре IX-XVII вв.; выявлены тенденции векторной направленности идеалов красоты язычества, христианства и в их взаимосвязи; прослежена реализация идеалов красоты в женском традиционном костюме (внешнем1 облике) Руси-России.

Практическая значимость исследования. Выводы, теоретические положения и фактуальные результаты настоящего исследования могут быть применены в разработке учебных и учебно-методических материалов по дисциплинам, относящимся к теории и истории культуры, культурологии, истории и дизайна традиционного костюма, в театрально-художественной практике: реконструкции исторического костюма, сценографии и т.д.

Достоверность, и обоснованность результатов исследования обеспечиваются избранной научной методологией, комплексом адекватных объекту и предмету исследования научных методов, значительным объёмом источников и научной литературы, отражающих интегративный характер современного культурологического знания.

На защиту выносится концепция тенденций в генезисе и трансформации идеалов красоты (в контексте менталъности отечественной культуры IX-XVII вв.). Основные положения трансформации идеалов красоты Руси-России IX-XVII вв. преломляются в следующем:

1. Выявлены основные тенденции в генезисе идеалов красоты: во-первых, до принятия христианства смысл красоты имел горизонтальный вектор направленности и общую, т.е. единственную сущность. Смысл красоты был чувственным, связывался с природой. Основой мировосприятия славян было доверие красоте (генезис), как культурный архетип отечественной культуры, когда в выборе веры определяющим фактором стала красота византийской литургии, храма. Во-вторых, после принятия христианства идеал красоты стал иметь вертикальный вектор направленности к «горнему», свету. Природа красоты становится духовно-мистической, аскетической при частичном уходе античной чувственности из критериев красоты. В-третьих, тенденция слияния этих векторных направленностей образовала уникальную ментальность отечественной культуры, в которой нашли отражение противоборствующие идеалы красоты язычества и канонов православия.

2. Готовность принятия славянами-язычниками христианских канонов красоты («подготовленная почва»), когда языческие воззрения< красоты сакрализовались православием, его каноны вобрали традиции языческих приоритетов. Произошло срастание языческих идеалов красоты и христианских канонов, которое отразилось в отечественной культуре в иконописи, символике орнаментов, в быту (прялки, посуда), традициях, фольклоре (двоеверие).

3. Прослежены основные этапы трансформации идеалов красоты и в связи с этим изменение социокультурной ситуации в историческом континууме IX-XVII вв.: - язычество, когда красота воспринималась как всеобщий (синкретический) Универсум, на основе которого, было принято христианство; - принятие восточного христианства (православия), которое оказалось близким по эстетическим, нравственно-этическим (государственным) параметрам древним славянам (что говорит о подготовленности» к восприятию византийской культуры), проникновение на Русь византийско-греческих идеалов красоты, которые отразились в изображении Христа, Богородицы, святых, князей, его семьи в мозаике Киевского и Новгородского Софийских соборов (костюм, черты лица, его пластика, цветовая гамма), и вместе с тем быстрое его «обрусение» к XII в., а также борьба «новых людей» (летописцы, «книжные люди») с языческими i мерзкими») идеалами, их вера в то, что с быстрой сменой этих «идеалов» Русь станет сильным государством; разделение идеалов красоты на земные и на небесные (верхние, «горние», которые и были истинно красивыми, идеальными; - этап срастания языческих и христианских приоритетов красоты, где языческие «очистились» православием, а православие вобрало народные традиции, приспособилось к народным идеалам; - обращение к идеалам «трояновых» (языческих) веков, воспетых в былинах IX в. (мужественная красота богатырей, красота русской природы, и др.), вызванное временем княжеских усобиц и татаро-монгольского ига XIII-XV вв.; - татаро-монгольское иго, с одной стороны, приостановившее расцвет древне-русской уникальной культуры XI-XIII вв. (внедрив восточные идеалы-красоты в материальную культуру Руси, но не изменив ментальность отечественной культуры, успевшей сложиться до вторжения), с другой- — показавшее, что православие, в союзе с древними традициями^ помогло воссоединению Руси; - эпоха Русского Предвозрождения (XIV-XVI вв.), в которую произошло восстановление культуры, проникновение- в неё народных приоритетов красоты; - XVI-XVII вв. — время начала проникновения в материальную культуру (костюм высшего сословия) России европейских (польских) идеалов красоты.

4. Аргументирована общность идеалов красоты (до XVIII в.) всех социальных групп Руси-России (от княжеско-боярского рода до крестьянина), сфокусировавших в себе консолидирующий, социокультурный, духовный аспекты красоты: православные каноны в совокупности с народно-традиционными критериями, ставшими общими в этике поведения, строе и красоте женского костюма, прическе, украшениях.

5. Показана устойчивость отечественных идеалов красоты (по сравнению с европейскими), стабильность критериев красоты, которая на фоне православных канонов имела уникальный (народный) характер, отразившийся во всей отечественной культуре.

6. Проанализировано проникновение мирских тенденций в православную культуру в XVI в., когда из иконы начала уходить «сакральная красота Божьего замысла» (Е.Трубецкой), икона становится предметом роскоши (золотые и серебряные оклады, обилие жемчуга, драгоценных камней); проникновение в каноны иконописи славянской (народной) простоты иконописных ликов (Николай Угодник с округло-славянской пластикой лица), появление парсун (портрета)- подписей на иконах.

7. Выявлены и обоснованы идеалы красоты, отражённые во внешнем облике человека через женский; традиционный костюм в контексте менталъности отечественной культуры IX-XVII bb., для которой характерны этико-эстетические, православные каноны, например, целомудренность женского облика (закрытость костюма, волос).

8. Показан как условная антитеза красоты феномен юродства, святочных масок (характерных для русской культуры), которые своим «уродством», через смеховую культуру Руси были необходимы, для. «поиска», подчёркивания.красоты естественной, мирской.

9. Сохранение свадебных традиций (как культурного архетипа) до'XX века, в которых представлено соединение языческих символов, идеалов красоты с православными канонами, в частности, в облике невесты: с одной стороны, магические (языческие) ритуалы с волосами, причёской, строем и композицией всего свадебного наряда, где основным семантическим элементом был головной убор, с другой стороны - подчёркивание не столько эстетического фактора внешнего облика невесты, сколько её высоких нравственно-религиозных устоев и целомудренности.

Концепция» генезиса и трансформации идеалов красоты на Руси, в России выстроена с учётом развития в трансформации идеалов красоты, взаимообусловленных основными историческими этапами; показаны понятия «красота», «идеалы красоты», имеющие как общие культурологические универсалии, так и трансформирующиеся в ходе истории; уникальность отечественной культуры в контексте её ментальности, её устойчивость; векторное развитие идеалов красоты при общей константности духовного, высоконравственного и парадоксального в отечественной-культуре.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях диссертантки на занятиях по мастерству актера, в сценографии, посвященной данной проблеме, в программе, методических пособиях, научных статьях для кафедр «Режиссура и мастерство актера», «История культуры» МГУКИ.

Глава Идеалы красоты как социокультурный феномен.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Сорокина, Тамара Александровна

- 169-Заключение

Категории красоты, прекрасного являлись главными аспектами в культурологии., эстетике, философии, аксиологии. В европейской цивилизации с Древнего Египта, Древней Греции до современных философских школ феномен красоты рассматривался по-разному, в соответствии с мировоззренческими, эстетическими аспектами определённых эпох, стран, философов, мыслителей, авторов научных, исторических трудов, освещающих эту проблематику. Для древнегреческой философии красота — объективна, т.е. она отражает систему физических характеристик и соотносится с космосом. Космос и красота равнозначны. Эпоха Средних веков произвела переоценку всех ценностей, идеалов красоты через радикальную смену религиозных воззрений. В Боге воплощается триединство Истины, Добра и Красоты. В эпоху Ренессанса её титаны пытались создать модель прекрасного мира через мир живописно-пластических идеализированных образов. В Новое и Новейшее время категория красоты становится основной в эстетике, появляется множество противоречивых научных суждений о красоте, которые либо отвергали предыдущие, либо переосмысливались в свете определённой философской школы, эстетики. Во второй половине XX века европейские и русские учёные стали утверждать, что философия прекрасного устарела, т.к. новое искусство красоты не ищет и своей целью не ставит, следовательно, суждения о красоте спорные, противоречивые и поэтому снимаются с обсуждения. Этот факт говорит о необходимости «новой» эстетики.

Новые трансцендентальные методы исследования (через философские и естественнонаучные объяснения общеприемлемости эстетических суждений) И.Ренчлера, представителя новой школы эстетики нейроэстетики (эстетики + нейрофизиологии) показывают, что должна существовать всеобщая эстетическая грамматика, в основе которой должна лежать нейронная организация человеческого мозга, по которой утверждается гипотеза о существовании всеобщих законов эстетики.

- ПО

Изучая идеалы красоты, связанные с социально-историческими аспектами, аксиология прекрасного, идеалы красоты определенной общественной формации являются характерным её признаком.

Исследуя генезис и трансформацию идеалов красоты в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVII вв., необходимо отметить, что представления о красоте в Древней Руси-России имеют синтетический характер, где эстетическое понимание' связано с утилитарно-полезным и нравственно-духовным, красота как сущностное свойство. Высшая красота — духовная. В XVIII веке Ломоносов, Кантемир, Прокопович определяют субъективные стороны красоты. В XIX веке обостряются споры, противоречия во всех видах духовной сферы и культуры, в дискуссиях о красоте. «Красота спасёт мир» - определяет Достоевский её сакральную сущность, подтверждение которой нашло в русской космологической школе философии Хомякова, Соловьева, Флоренского, где красота - реализация процесса Божественного творения, Бытия, воплощаемая в человеческом духе.

Одной из общих тенденций в идеалах красоты до XVIII века можно определить устойчивость в изменении традиций. Рассматриваемые в контексте ментальности отечественной культуры IX-XVII вв. идеалы красоты имели особенную «окраску» в связи с особенностями национального характера, свойством русской души, с постоянным оглядыванием в «золотое» прошлое. Рассматривая менталитет и особенности национального характера, русской души, необходимо отметить, что все эти аспекты повлияли на становление и развитие идеалов красоты в отечественной культуре IX-XVII вв., т.к. без них категорию «красоты» сложно рассматривать в объективно-аксиологическом понятии.

Сопоставляя исторические и культурологические аспекты становления и развития Руси-России, можно отметить, что эстетические идеалы, идеалы красоты, отражённые во внешнем облике человека рассматриваемой эпохи (IX-XVII вв.), имеют жёсткие приоритеты, привязанные к традициям, канонам. Через контекст менталитета отечественной культуры прослеживаются основные вехи, особенности трансформации идеалов их аксиологических ориентиров, характерной чертой (тенденцией) которых является то, что, во-первых, идеалы красоты были (до XVII-XVIII вв.) общими для всех слоев русского сообщества. Во-вторых, они были стабильными и маловариативными, долго удерживающимися «чинами», не вызывавшими оппозиции, были предметом гордости. В связи с этим -красоту прошлого воспевали и стремились ей следовать. В-третъих, развитие и- трансформация аксиологических аспектов отечественной культуры, идеалов красоты, их проблематики проходили медленно, противоречиво и обязательно в контексте основного мировоззрения православия.

В работе также прослежена большая степень адекватности русских идеалов красоты доминантным чертам (ментальности) отечественной культуры, которые проявились в неразрывной связи с православием; в сохранении и наследовании'элементов культуры, идеалов красоты языческой Руси; её евразийском характере, уникальности менталитета отечественной культуры IX-XVII вв.; в гуманном характере по отношению к другим культурам, концессиям; полярности — взаимоисключающих явлениях в культуре, народности отечественной культуры. Исследования А.А.Аронова подтверждают важный аспект данной научной работы, - об уникальности отечественной культуры, идеалов красоты в контексте её ментальности, значимости их в современной культуре, вкладе в мировую культуру.

В части работы, где представлены некоторые «внешние черты», характер основных древних славянских богов, можно сказать, что они причудливым образом переплелись со сказочными, былинными образами. Они (боги) присутствовали рядом с человеком, были доступны в понимании. Народная мудрость, древние традиции, фольклор помогали выстоять, создавать вокруг себя красоту, видеть её во всём, в самом непритязательном орнаменте, учили почитать сакральную красоту в природе: Солнце-Иван

Царевиче, Ладе-Матери-Сырой-Земле, что нашло отражение во всей отечественной культуре IX-XVII вв., в менталитете.

Историческая «реабилитация» языческих богов поможет понять сакральную суть, особенности народных представлений их внешнего облика, а также своеобразную (этическую) красоту православных образов Христа, Богородицы, Николая Угодника, святых.

Подводя итоги краткого «среза» уникальной отечественной культуры IX-XVII вв., необходимо отметить, что для всего искусства Древней Руси-России характерна особая православная каноничность, которой сложно дать конкретное формальное определение, как невозможно интеллектуально определить, что есть Бог.

В сопоставлении идеалов красоты, искусства Древней Руси и Византии необходимо отметить, что в русских идеалах, в отечественной культуре IX-XVII вв. проявились народные, полнокровные формы, в которых не было византийской строгости, суровости, отдалённости от народа. Восточная церковь в сравнении с западной (католической) отделяла церковное от светского, стремясь предохранить иконопись от вторжении в неё лишних светских элементов. Сохранившаяся религиозность православного искусства, иконографии, показала духовную, мистическую красоту образов, не всегда отражая это через внешнюю красоту лица, тела. Чаще всего через молитвенный порыв (Феофан Грек), внутреннюю созерцательность {Андрей Рублёв), сакральность цветового колорита, всей композиции иконы: лики Богородицы, Николая Угодника, Младенца-Христа освящены красотой.

Русская традиционная культура до XVIII века, в основе, была единой для всех слоёв русского общества, что объединяло этнос, т.к. на общей культуре и её идеалах строится сильное государство, цивилизованное сообщество всех этносов этого государства. В народной традиции, обычаях необходимо отметить, что красота телесная (физическая) в облике человека, во всей отечественной культуре IX-XVII вв., связывалась с духовно-нравственными ориентирами, с православными канонами, чинами.

Касаясь темы истории русского костюма, отмечается, что отличительной его чертой была: красочность, многоцветность, сложность в украшении вышивкой, тесьмой, накладными украшениями, которые показывают не только эстетические взгляды, идеалы красоты, но и сложный мировоззренческий строй мышления славян, их двуязычие.

Русский традиционный костюм представляет собой уникальное явление народной, отечественной культуры, наполненной высокими эстетическими и этическими воззрениями. Вся одежда, головные уборы, их изготовление (прялки) имели магические символы, оберегающие тело1 человека. Ничего случайного, ради украшательства, не было в комплексе костюма, в женских головных уборах, в которых была отражена идея «Неба», устремлённость ввысь, сакральная красота всего Мироздания. Красота русского традиционного костюма подтверждает основную мысль в исследовании материальной культуры IX-XVII вв., представляющую красоту всего облика человека данной эпохи, необходимую при иллюстрации русского фольклора в полиграфии, театре, кино.

Прическа древней Руси-России, определённое отношение к волосам показывают стабильность, маловариативность в её виде. Прическа, как и женский головной убор, не имела сословных отличий. Традиции «охраны» женской красоты, обряды с волосами невесты показывают магическую, этическую и религиозную (православную) значимость этих канонов в менталитете отечественной культуры IX-XVII вв.

Этнические идеалы красоты, рассматриваемые в контексте ментальности отечественной культуры, отражённые во внешнем облике, показаны в сказочных образах, былинах, фольклоре. Отмечается основное -индоевропейские народы «помнят», что их древние предки были высокими, светлыми, сильными — красивыми.

Женский идеал красоты в Древней Руси показывает, что женщина должна быть дородной, с чистым, светлым лицом. В этом облике должна быть главным её этическая сторона: скромность, простота, сдержанность, которая оттенялась красочным, но закрытым костюмом, освящалась жемчугом.

Мужской идеал красоты в народной традиции всегда основывался на мужественности и статности. Светлая, былинная красота вместе с мудростью соединились в облике Александра Невского. В облике взрослого мужчины важную семантическую роль несла борода, без которой он не представлялся истинно православным и красивым мужчиной.

В древней языческой (праздничной) традиции с использованием маски, личины отмечалась важная роль лигр человека, в его «сакральной» чистоте. В этом условном противопоставлении красоты и безобразного можно проследить многозначное отношение к красоте во всей'отечественной культуре рассматриваемого периода. В работе показан феномен' юродства; отражающий' уникальность русского менталитета, отечественной культуры, когда смещаются акценты уродства и красоты, (внешнего облика «блаженных») в непонятное для европейцев-сакральное пространство.

Данная научная работа имеет цель показать приоритеты красоты! Руси-России внешнего облика человека, антропологические аспекты красоты, «математические каноны красоты» («формула' красоты») закон гармонии, соответствий, созданные в Древней Греции, в эпоху Возрождения.

Антропологические приоритеты идеалов (канонов) красоты указывают на то, что в древние времена, как в Европе, так и в России, идеалы красоты отражали целесообразную красивую полноту женщины, способную много рожать, работоспособную. Для мужчины красота была в мужественности, чётких пропорциях тела, большой физической силы, что было необходимо для защиты женщины, потомства. Современные идеалы красоты, особенно женской, приводят к противоположным выводам: вырождению, вымиранию индоевропейской расы, т.к. падает рождаемость, «странными» становятся отношения между полами и внутри полов.

Современные учёные - историки, физики, этнографы, лингвисты предупреждают, что: «самое страшное и действенное орудие, которым уничтожается славяно-русский мир, не высокоточные ракеты с лазерным наведением,., а идеологическая обработка умов, идеологическое оружие, оружие массовой пропаганды, которым стираются с лица земли страны и народы: сначала в умах, в памяти, в хрониках искажается, затем уничтожается их прошлое, их история. Одновременно внедряются в массовое сознание необходимые историко-идеологические установки. Затем вступает прямая языковая, культурная и ментальная экспансия., Россия должна найти в себе силы, чтобы остановить этот процесс. В противном случае через сто-двести лет останутся одни названия, свидетельствующие о великом русском народе» (75, с.75).

Необходимым обобщением будет утверждение, что древняя отечественная культура имеет глубокие (языческие), мирового значения, истоки. Необходимо пересмотреть западную прогерманскую точку зрения об «ученической» миссии нашей культуры у «цивилизованного» Запада. В контексте данной работы необходимо подчеркнуть утверждение, ставшее рефреном работы: в свете новых исследований, открывающих новые сведения о русском алфавите, истории, государственности, артефактов доказано, что отечественная культура, с её истоков, была высокой, самодостаточной, с глубоко укоренившимся в сознании и жизни славян культом красоты. \

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Сорокина, Тамара Александровна, 2008 год

1. Алпатов М.В. Русское искусство с древнейших времён до начала XVIII века. //Всеобщая история искусств. Т.З. М.: Искусство, 1955. - 426 с.

2. Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917-1939): сущность, предпосылки, результаты. -М.: МГУКИ, 1999. -190с.

3. Аронов А.А. История русской культуры: узловые вопросы (IX-XX века). — М., 2004.- 169 с.

4. Асов А.И. Славянские руны и «Боянов гимн». М.: Вече, 2002. - 432 с.

5. Абрашкин А. А. Русь Средиземноморская и загадки Библии. М.: Вече, 2003.-384 с.

6. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.: Индрик, 2000. - 574 с.

7. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М.: Художественная литература, 1978. - 285 с.

8. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985. - 390 с.

9. Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. М.: Россельхозиздат, 1983. - 96 с.

10. Ю.Безлюдова М.М., Глоба Э.А. Тайный смысл имён на Руси. М.: Фаир-Пресс, 2006. - 304 с.

11. П.Белкин А.А. Русские скоморохи. -М.: Наука, 1975. 190 с.

12. Бердяев НА. Кризис искусства. СПб.: Интерпринт, 1990. — 48 с. (Репринтное издание).

13. Борисоглебская С. Тайна истинной красоты. СПб.: Невский проспект, 2005.- 160 с.

14. Брагина Л.И. Символы и знаки реальности в истории: Учебное пособие. — М.: МГУКИ, 2003.- 174 с.

15. Брюсова В.Г. Русь, Византия и Балканы// Памятники Отечества.- 1998.-№ 1.

16. Брюсова В.Г. Фёдор Зубов. М.: Изобразительное искусство, 1985.- 205 с.-177. /

17. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002. — 556 с.

18. Буслаев Ф.И., Древнерусская литература и православное искусство. — СПб.: Лига Плюс, 2001.- 352 с.

19. Буслаев Ф.И. О русской иконе. М.: Благовест, 1997. - 205 с. (Репринтное издание).

20. Василевич А. Пурпурный и голубой. II Сб.: Серия «Русская Традиция», № 4, -М.: Ладога-100, 2006. С. 121-142.21 .Васильева Л.Н. Жёны русской короны. М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 414 с.

21. Власов В.Г. Византийское и древнерусское искусство. М.: Дрофа, 2003.-224 с.

22. Володин В.А. Современная энциклопедия: Мода и стиль. М.: «Аванта+», 2002.-480 с.

23. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: ACT, 2004. - 671 с.

24. Гриненко Г.В. История философии. М.: Юрайт-Издат, 2004.- 688 с. 26;Ерушко, Е.А., Медведев Ю.М; Мифы и легенды Древней Руси: Иллюстрированная энциклопедия. — М.: Эксмо, 2003. - 208 с.

25. Гумйлёв Л:Н; ,От Руси к России. М.: Экопрос , 1994^ — 336 с.

26. Гусаков М. Городища-святилища. II Сб.: Серия «Русская Традиция», -М.: ЛадогатЮО, 2006. С. 11-80.

27. Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 1999. - 288 с.

28. Даль В.И. Пословицы русского народа (В 2т.). М.: Художественная литература, 1989. Т.1.-432 е.; Т.2.-448 с.31 .Дёмин В.Н. Гиперборея. Исторические корни русского народа.- М.: Фаир-Пресс, 2001. 624 с.

29. Дёмин В.Н., Зеленцов С.Н. Загадки Российской цивилизации: Сакральная история, география, этнография. М.: Вече, 2004. - 480 с.

30. Дёмин В.Н. Русь сакральная. М.: Вече, 2004. - 464 с.

31. Дмитрук А.Г. По законам красоты. — К.: Мистецтво, 1985. 78 с.

32. Домострой. Русский семейныйустав (Антология мудрости). -М.: Эксмо, 2005. 464 с.

33. Дудко Д.М. Велесова книга. М.: Эксмо, 2004. - 400 с.

34. Дудко Д.М. Матерь Лада. Божественное родословие славян. М.: Эксмо, 2004. - 432 с.

35. Иванов В.В. Маски: от мифа до карнавала М.:Альфа-Принт, 2006. С.8-11.

36. Ивлева JL Ряэюенье в русской традиционной культуре. СПб.: РИИИ, 1994.-234 с.

37. Исаев И., Бартенев А. Боди-арт: люди 'в красках. М.: Изд. дом «Ниола 21 век», 2005. - 368 с.

38. Исенко С.П. Русский костюм и его сценическое воплощение. М.: МГУКИ, 2002. - 144 с.

39. Ильин И.А. О России и русской душе И Собр. соч. Т.6, к. III. М.: Русская книга, 1997. - 558 с.

40. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки её кризиса IX- начало XX в. М.: Интерпракс, 1994. - 416с.

41. Иткина Е.И. Русский рисованный лубок. М.: Русская книга, 1992. - 254с.

42. Кабакова Г.И. и Конт Ф. (составители). Тело в русской культуре: сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 400 с. // (Статья Н.Пушкарёвой «Мёд и млеко под языком у неё»).

43. Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология // Сб.: Серия «Русская Традиция», № 4. М.: Ладога-100, 2006. С. 169-229.

44. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Академический Проект, 2003. - 560 с.

45. Каминская Н.М. История костюма.- М.: Легкая индустрия, 1972. -127с.

46. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа от античности до XX века. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 360с.

47. Кононенко А.А., Кононенко С.А. Персонажи славянской мифологии. К.: Корсар, 1993. - 224 с.

48. Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма. М.: Владос, 2002. - 304 с.

49. Костомаров Н.И. История Руси Великой: В двенадцати томах. Том 1: Русская история в биографиях её главнейших деятелей. М.: Мир книги, 2004. - 480 с.

50. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. — Саратов: Надежда, 1993. 320 с.

51. Кузьмичёв И.К. ЛАДА, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть. Эстетика Киевской Руси. М.: Молодая гвардия, 1990. - 301 с.

52. Кулюгин А.И. Правители России. М.: Фирма СТД, Славянский дом книги, 2004.-461 с.

53. Кусков В.В. История Древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 1989.-304 с.

54. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора-М.: Высшая школа, 1981. -221 с.

55. Ларец мудрых мыслей. К.: Кострома РИО, 2001. - 392 с.

56. Лихачёв Д.С. Избранное: Великое наследие. — М.: Современник, 1980. -412 с.

57. Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси—М.:Наука, 1970. —180 с.

58. Лихачёв Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. М.: Наука, 1984.-294 с.

59. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник/ Под ред. В.В.Кускова. -М.: Высшая школа, 1994. 336.

60. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 412 с.

61. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1974'. — 336 с. 71 .Лукьянова Е. Русский народный костюм/1Журнал «Русское Возрождение» (Нью-Йорк, Москва, Париж). - 1995-1996. - № 73. - С. 112-140.

62. Ляшевский С. Русь доисторическая. Историко-археологическое исследование. М.: Фаир-Пресс, 2003. - 240 с.

63. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и,обрядах XIX— начала,XXв. М.: Наука, 1984; - 216 с.

64. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая i гвардия, 1975.-191 с.

65. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Святая Русь от Исхода до Крещения. М.: Вече, 2003. - 480 с.

66. Мирошниченко О. Тайны русского алфавита. М.: 2004. - 144'с.

67. Миролюбов Ю. П. Сакральное Руси. М.: Золотой Век, 1996. - 600с.

68. Мифы и предания древних славян. М.: Дрофа-Плюс, 2005. — 64 с.

69. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.- 848 с.

70. Мудрость России/ Авт.-сост. Кожевников Ю.А., Линдберг Т.Б.- СПб.: Нева, 2005. 536 с.

71. Науменко Г. Народные русские легенды. М:: Астрель, ACT, 2005. — 187с.

72. Наумова О. Увидеть человека!7 Новый Акрополь. 2002. № 2. - С. 50-54.

73. Петрухин В., Торопцев А. Истоки России. М.: Росмэн, 2002. - 134 с.

74. Петухов Ю.Д. История Русое. Древнейшая эпоха. 40-3 тыс. до н.э. М.: Метагалактика, 20031 - 624 с.

75. Переверзенцев С. Смысл русской истории. М.: Вече, 2004. - 496 с.

76. Повести Древней Руси. М.: Издательство «Балуев», 2002. - 400 с.

77. Полунина В.Н. Одоленъ-трава. М.: Всесоюзный научно-методический центр народного творчества, 1989.- 144 с.

78. Прибытков B.C. Андрей Рублёв. М.: Молодая гвардия, 1960. - 220 с.

79. Прозоров JI. Времена русских богатырей. По страницам былин — вглубь времён. -М.: Яуза, Эксмо, 2006. 288 с.

80. Прокофьева Н.И. (сост.) Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М.: Советская Россия, 1984. - 448 с.

81. Пузикова Л.Б. Просит праздника душа.-Ростов н/Д: Феникс, 2004: — 320 с.

82. Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989.- - 284 с.

83. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги. Герои. Люди. СПб.: Азбука, 2000. - 367 с.

84. Рабинович М.Г. Одежда древних народов Восточной Европы. М.: Наука, 1986.-287с.

85. Религии мира. Энциклопедия для детей (т. 6, ч.1). Верования древних славян. — М.: Аванта+, 1996. 720 с.

86. Ренчлер И., Херцбергер Б., Эпстайн Д. Красота и мозг. М.: Мир, 1995.-335 с.

87. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. - 782 с.

88. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М.: АиФ-Принт, 2004. - 447 с.

89. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство, 1998. 400 с.

90. Русские обряды и обычаи/ Автор-сост. Юдина Н.А.-М.: Вече, 2005. -320 с.

91. Семёнов О. Иван Билибин. М.: Детская литература, 1996. — 87 с.

92. Семёнова М. Мы — Славяне! Популярная энциклопедия. СПб.: Азбука-классика, 2005. - 556 с.

93. ОЗ.Синельченко В.Н., Петров М.Б. В мире мифов и легенд. СПб.: Золотой век, Веста, 2001. - 528 с.

94. Степанова К.А. Костюм для сцены. М.: ГИТИС, 1981. - 119 с.

95. Столович JI.H. Красота, Добро, Истина. Очерки истории эстетической аксиологии М.: Республика, 1994. - 464 с.

96. Юб.Стерлигов А.Б. Портрет в русской живописи в XVII- первой половины XIXвека. М.: Госзнак, 1985. - 150 с.

97. Суслина Е.Н Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. М.: Молодая гвардия, 2003. - 381с.

98. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. — Л.: Лениздат, 1991.- 220 с.

99. Сыромятникова И.С.История причёски.-М.: Рипол-Классик, 2002.- 288 с. 1 Ю.Травкин П. Святилище Белеса в древнерусском городе!I Сб.: Серия «Русская Традиция». М.: Ладога-100, 2006. - С. 81-104.

100. Умберто Э. История красоты- М.: Слово/Slovo, 2005. — 438 с.

101. Франклин С., Шепард.Д. Начало Руси (750-1200). СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - 622 с.

102. ПЗ.ХогартУ. Анализ красоты. М.: Искусство, 1987. — 280 с.

103. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.: Антология.- М.: Прогресс, Культура, 1993. 400 с.

104. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса. М.: Терра-Тегга, Изд-во «Республика», 1996. - 510 с.

105. Пб.Шибаева М.М. Культура в «зеркале» русской мысли. М.: МГУКИ, 2001.-249 с.

106. Шкляревский И .Читаю «Слово о полку.». -М.: Просвещение, 1991.-79 с.

107. Шубина Е.В. Ритуалы: зашифрованная сила тысячелетий. СПб.: Весь, 2005. - 96 с.

108. Янсон М.А. Душа русского народа// Журнал «Русское Возрождение». (Нью-Йорк, Москва, Париж). 1998. №73. - С. 124-167.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.