Влияние театрализованной деятельности на возникновение позиционного действия и преодоление познавательного эгоцентризма у детей старшего дошкольного возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Никитина, Инна Яновна

  • Никитина, Инна Яновна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.13
  • Количество страниц 149
Никитина, Инна Яновна. Влияние театрализованной деятельности на возникновение позиционного действия и преодоление познавательного эгоцентризма у детей старшего дошкольного возраста: дис. кандидат психологических наук: 19.00.13 - Психология развития, акмеология. Москва. 2006. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Никитина, Инна Яновна

Введение.

Глава 1. Изучение возникновения позиционного действия. Преодоление познавательного эгоцентризма.

§ 1. Зарубежные исследования по проблеме преодоления эгоцентризма.

§ 2. Две линии отечественных исследований децентрации (позиционности) действия.

Глава 2. Позиционность действия в кукольном театре.

§ 1. Культурологический анализ сценического действия в кукольном театре.

§ 2. Кукольный театр в дошкольном возрасте.

§ 3. Своеобразие действия с куклой в свободной игре и настольном театре.

§ 4. Сопоставление позиционности в настольном театре и в решении познавательных задач.

Глава 3. Формирование позиционного действия в кукольном театре старших дошкольников.

§ 1. Формирование сценического действия в настольном театре.

§ 2. Формирование сценического действия в театре би-ба-бо.

Обсуждение результатов.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние театрализованной деятельности на возникновение позиционного действия и преодоление познавательного эгоцентризма у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы обусловлена новой социальной ситуацией - сдвигом начала школьного обучения с 7 лет к 6 годам. В указанной ситуации перед психологами стоит задача открыть новые ресурсы типичных и естественных для дошкольников форм деятельности, эффективно способствующих готовности детей к школе и преодолению познавательного эгоцентризма. В данном исследовании показано, что занятия детским кукольным театром помогают ребенку перейти от эгоцентрического к позиционному, децентрированному действию.

Диссертационная работа продолжает начатую Д.Б.Элькониным линию изучения преодоления познавательного эгоцентризма, в которой разрабатывалась идея о том, что основания децентрации и условной позиции зарождаются в сюжетно-ролевой игре (В.А.Недоспасова, Е.В.Филиппова, В.П.Белоус, A.JI. Венгер, Б.Д.Эльконин, Е.А.Бугрименко).

Проблема исследования коренится в недостаточном изучении механизма перехода от игрового действия к позиционному. С одной стороны, коллективная сюжетно-ролевая игра, согласно Д.Б.Эльконину, является источником позиции. С другой стороны, поскольку в сюжетно-ролевой игре позиции нет, в упомянутом цикле работ, проведенных учениками Д.Б.Эльконина, использовалась не живая ролевая игра, а лишь её специальная модель, искусственная форма, в которой общим с игрой было использование условных персонажей. Перед нами возник вопрос о том, в какой естественной детской деятельности, близкой к сюжетно-ролевой игре, созданы наиболее благоприятные условия для возникновения и развития позиционного, децентрированного действия.

Гипотеза: театрализованная деятельность (детский кукольный театр) является «генетической клеточкой» позиционного, децентрированного действия. Экспериментальное формирование сценического действия окажет влияние не только на преодоление познавательного эгоцентризма (решение детьми задач на децентрацию), но и на их готовность к школе.

Гипотеза обусловила цель исследования: определить и экспериментально реализовать функцию детского кукольного театра в возникновении позиционного действия.

Объект исследования: процесс опосредствования позиционного действия.

Предмет: развитие позиционного (сценического) действия в кукольном театре старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. Провести культурологический и психологический анализ сценического действия в кукольном театре с целью определить специфику его позиционности (децентрированности).

2. Провести с детьми 5-7 лет систематическую работу по программе «Развитие режиссерской игры и театрализованной деятельности», направленную на развитие позиционного сценического действия.

3. Описать картину возникновения и развития позиционного действия в двух типах театра (настольном театре и театре би-ба-бо), выделить ступени и критические точки при переходе от игрового к сценическому действию.

4. Определить, существует ли связь между уровнем позиционности сценического действия и результатами решения задач на децентрацию, а также уровнем готовности к школе.

Методологическую основу работы составляет культурно-историческая теория развития психики, представленная работами Л.С.Выготского, А.НЛеонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и А.В.Запорожца. В ней был использован экспериментально-генетический метод исследования, с помощью которого экспериментально строилось развитие позиционного сценического действия.

Достоверность результатов определялась адекватностью методики основным задачам исследования, системой взаимодополняющих экспериментов, а также сравнением выполнения контрольных задач детьми экспериментальной и контрольной групп.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней:

1. Показана возможность опосредствования позиционного действия дошкольников путем формирования перехода от роли к позиции в детском кукольном театре.

2. Описан процесс развития позиционного действия как процесс возникновения новой формы действия - его двуплановости; выявлен переход от игры к показу спектакля и внутренние конфликты этого процесса.

3. Показаны формы прочувствования и опробования ребенком позиционного сценического действия (его внутренняя картина).

4. Установлена форма взаимодействия детей в театрализованной деятельности, способствующая осознанию ребенком как своей точки зрения (кукольника), так и точки зрения других детей (зрителей), а, следовательно, и децен-трации.

Научная новизна исследования определяется следующими моментами:

1. Показано, что позиционное действие возникает и развивается не только в специальном лабораторном (искусственном) эксперименте, но и в реальной детской жизни в условиях детского кукольного театра. Описаны этапы возникновения позиционного (децентрированного) действия дошкольников в театрализованной деятельности (на материале настольного и перчаточного театра).

2. Показано, что планомерное формирование (выращивание) позиционности сценического действия сопряжено с улучшением решения детьми задач на де-центрацию и повышением уровня их готовности к школе.

3. Выявлено, что внутренняя картина сценического действия строится ребенком как внутреннее проигрывание реакции зрителей.

4. Выявлена специфика процесса преодоления игровой роли в продуктивном действии.

Практическая значимость связана с найденными в исследовании организационными формами работы, которые соответствуют детским интересам и способствуют как возникновению позиционного сценического действия, так и познавательной децентрации дошкольников, а также их готовности к школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Театрализованная деятельность (детский кукольный театр) является естественной и привлекательной для дошкольников деятельностью, в которой возникает и развивается позиционное (децентрированное) действие.

2. Возникновение позиционного действия возможно в результате специального формирования, направленного на развитие двунаправленного сценического действия.

3. Формирование позиционного сценического действия оказывает положительное влияние на решение детьми задач на децентрацию, а также на уровень их готовности к школе.

Апробация работы и внедрение результатов. Материалы исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры возрастной психологии МГППУ, лаборатории теоретических и прикладных проблем психологии развития ПИ РАО, научных семинарах и конференциях. Результаты исследования внедрены в образовательную работу ГОУ д/с №1505 ЮЗОУО.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии, приложения; содержит 19 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Никитина, Инна Яновна

ВЫВОДЫ

1. Позиционное (децентрированное) сценическое действие зарождается и развивается в естественной и интересной для дошкольников деятельности - в кукольном детском театре и доступно детям старшего дошкольного возраста. В нем возможен переход от игрового действия (сокращенного и условного, строящегося без учета его способа, техники) к действию сценическому (развернутому, требующему точного способа, техники). Суть позиционности сценического действия состоит в одновременном удерживании ребенком как способа развертывания содержания спектакля, так и реакции зрителя.

2. Децентрированное, позиционное сценическое действие развивается лишь в условиях специального формирования позиции, которое организуется взрослыми не как тренировка, техническое упражнение, а как последовательное выстраивание встреч зрителей и кукольника, необходимых для того, чтобы появился внутренний зритель. Удачными средствами в такой работе являются такие средства как зеркало и видеокамера, которые помогают ребенку «перенести» внешнего зрителя вовнутрь.

3. Сценическое действие в кукольном настольном театре и в театре би-ба-бо имеет свои качественные уровни развития и критические точки. Они связаны с разрушением привычного способа действования и обнаружением нового, двунаправленного действия, а также его удержанием на протяжении показа спектакля.

4. Организованные таким образом занятия детским кукольным театром амплифицируют детское развитие: способствуют познавательной децентрации дошкольников, а также их готовности к школе.

5. Возможно такое понимание процесса опосредствования позиционного сценического действия, который строится не как гладкое эволюционное движение к обязательно высокому результату, а как скачкообразный процесс выращивания субъектности сценического действия, где видны его кризисы, динамика возникновения нового опыта, строится его внутренняя картина.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Никитина, Инна Яновна, 2006 год

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. №4. -С. 24-33.

2. Андрианова Т.П. Тренинг актера в театре кукол. Л.: Искусство, 1983. - 93с.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.-127 с.

4. Бартрам Н. Д. От игрушки к детскому театру. Л.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1925.-103 с.

5. Белобрыкина О.А. Развитие самооценки у дошкольников средствами театрализации // Психолог в детском саду. 1999. №3-4. - С. 3-24.

6. Белоус В.П. Психологические особенности формирования предметных и вербальных интеллектуальных операций у дошкольников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1978. 24 с.

7. Белоус В.П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников. // Вопросы психологии. 1978. №4. - С. 36-45.

8. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 544 с.

9. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зин-ченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.

10. Бугрименко Е.А. Знак и позиция в экспериментально-генетическом методе. // Вопросы психологии. 2004. №1. - С. 80-91.

11. Бугрименко Е.А. Переходные формы знакового опосредствования в обучении шестилетних детей. // Вопросы психологии. 1994. №1. - С. 54-61.

12. Бугрименко Е.А., Эльконин Б.Д. Знаковое опосредствование в процессах формирования и развития. // Вестник московского университета. Сер. 14, Психология. -1994. №4. - С. 27-35.

13. Бурменская Г.В. Возможности планомерного развития познавательных процессов дошкольника: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: МГУ, 1978. -24 с.

14. В профессиональной школе кукольника: Сб. науч. тр. / Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К.Черкасова. Л.: ЛГИТМИК, 1987. - 137 с.

15. Венгер А.Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий. // Новые исследования в психологии. 1979. №1.-С. 65-69.

16. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. В сб. науч. тр.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста- М.: АПН СССР НИИ общей педагогики, 1978. - С. 32-36.

17. Венгер Л.А., Агаева Е.Л. и др. Психолог в детском саду. М.: ИНТОР, 1995. -64 с.

18. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2000.-19 с.

19. Ворошина Л.В. Формирование творческой самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх: В сб. научн. тр.: Игровая деятельность в дошкольном учреждении. Ульяновск: УГЛИ, 1989. - С. 19-25.

20. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. статей. / По ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Международный образовательный психологический колледж, 1995. - 144 с.

21. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. №6. - С. 62-76.

22. Выготский JI.C. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2003. - 512 с.

23. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. // Вопросы психологии. 1969. №1. - С. 15-25.

24. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. Ж.Пиаже. К анализу теории о развитии детского мышления. / Д. Флейвелл. Генетическая психология Ж.Пиаже. М.: Просвещение, 1967. - С. 596-621.

25. Горичева B.C. Куклы. Ярославль: Академия развития, 1999. - 192 с.

26. Деммени Е. С. Куклы на сцене. JI.-M.: Искусство, 1949. - 84 с.

27. Детство. Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. СПб.: Акцидент, 1996. - 224с.

28. Диагностика и развитие актерской одаренности: Сб. статей. -Л., 1986. 178с.

29. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985. -192 с.

30. Ж.Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М.: Гадарики, 2001. - 624 с.

31. ЗЗ.Заботина Л.А., Файнштейн Ф.З. Работа режиссера в самодеятельном театре кукол. -М., 1987.-84 с.

32. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова и др.; Под.ред. C.J1. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.- 286 с.

33. Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. Г.Г. Кравцова. М.: Изд. АПН СССР, 1990. - 151 с.

34. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. / Научн. ред. Л.А. Парамонова, А.Н.Давидчук и др. М.: Карапуз, 1997. - 288 с.

35. Калмановский Е. Театр кукол, день сегодняшний. Л., 1977. - 142 с.

36. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. - М.: Просвещение, 1969.-144 с.

37. Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. М.: Учпедгиз, 1960. -160 с.

38. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. -М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

39. Кириллова Е.И., Латышева Н.А. Речевое обучение актера-кукольника. Л.: 1989.-71 с.

40. Коренберг Е.Б. Виды представлений театра кукол. М., 1977. - 107 с.

41. Королев М.М. Искусство театра кукол. Л., 1979. - 231 с.

42. Королев М.М. Мастерство актера театра кукол. Программа для театральных ВУЗов по специальности №2209 «Актер драматического театра и кино». Специализация «Актер театра кукол». М. ,1983. - 32 с.

43. Кравцов Г.Г. Игра, как основа детского творчества // Искусство в школе. -1994. №2.-С. 3-9.

44. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. - 152 с.

45. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. - 987 с.

46. Кулиш А.П. Проблема сценического характера в современном советском театре кукол. Л., 1988. - 63 с.

47. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981. 584 с.

48. Лидерс А.Г. О конкретно-операциональном мышлении в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1979. №6. - С. 118-120.

49. Липатникова Т.Н. Праздник начинается. Ярославль: Академия развития, 2001.-224 с.

50. Маврина И.В. Организация взаимодействия детей 3-5 лет на развивающих занятиях: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2000. 27 с.

51. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: Сфера, 2001. -128 с.

52. Медведева И. Я., Шишова Т.Л. Улыбка судьбы. Роли и характеры. М.: Л инка-пресс, 2002. - 240 с.

53. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987. - 144 с.

54. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.Трансформация детской игры в художественное творчество // Искусство в школе. 1994. №2. - С. 9-18.

55. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982. -128 с.

56. Михайлова А. Особенности восприятия сценической условности младшими школьниками: В сб.: Театр и школа. М.: ВТО, 1974. - С. 36-48.

57. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2002. - 240 с.

58. Морозова Г.В. Понятие темпо-ритма сценического действия. М., 1968. - 49 с.

59. Нам весело. / Сост. Ф.М. Орлова, Е.Н.Соковнина. -М.: Просвещение, 1973. 207 с.

60. Недоспасова В. А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1972.-28 с.

61. Недоспасова В.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста: Дис. . канд. психол. наук. М., 1972.-162 с.

62. Недоспасова В.А. Растем, играя. М.: Просвещение, 2003. - 90 с.

63. Недоспасова В.А. Роль позиции в развитии логического мышления: Сб. науч. тр.: Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. -М.: Педагогика, 1985.-200 с.

64. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник моек, университета. 1988. №1. - Сер. 14, Психология. - С. 50-61.

65. Новикова Г.П.Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. М.: Аркти, 2003. -224 с.

66. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. -№3.

67. Образцов С.В. Всю жизнь я играю в куклы. М.: Малыш, 1985. - 79 с.

68. Образцов С.В. Режиссер условного театра. М.,1941. - 92 с.

69. Обухова Л.Ф. Формирование элементов научного мышления у ребенка: Ав-тореф. дис. .канд. психол. наук. М.: МГУ, 1972. 23 с.

70. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогической общество России, 2000.-448 с.

71. Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против. -М.: МГУ, 1981. 191 с.76.0бухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. -М.: МГУ, 1972. 152 с.

72. Педагогическая энциклопедия. / Под ред. И.А.Каирова, Ф.Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1968. В 4-х томах.

73. Педагогические условия развития системы деятельности ребенка. Для экспериментальных образовательных учреждений города. Материалы для участников круглого стола. Центр «Дошкольное детство» им А.В.Запорожца. -М., 2004. 10 с.

74. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. - 248с.

75. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.

76. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. -192 с.

77. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.

78. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб.: Союз, 1997. - 287 с.

79. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. - 272 с.

80. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. -184 с.

81. Программа курса «Мастерство актера» (для актерских факультетов театральных институтов). М., 1963. - 31 с.

82. Программа курса «Режиссура и мастерство актера» (для театральных факультетов театральных институтов). -М., 1963. -35 с.

83. Пропп В.Я. Морфология сказки. -М.: Наука, 1969. 168 с.

84. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М.: УРАО, 2000. - 304 с.

85. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1983. - 447 с.

86. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001. - 352 с.

87. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: Гном-Пресс, 1999.-80 с.

88. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М. Дьяченко. -М.: Гном-Пресс, 1999. 80 с.

89. Развлечения в детском саду. / Сост. Л.С.Фурмина, А.Е.Шибицкая. М.: Просвещение, 1975.-243 с.

90. Режиссура и мастерство актера. Программа для театральных ВУЗов и институтов искусства по специальности №2211 «Режиссура драмы». М.:, 1988. -28 с.

91. Ремез О.Я. Мастерство режиссера. Пространство и время спектакля. М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

92. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-384 с.

93. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: Сб. статей / Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. - 112 с.

94. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. №1. - С. 91-103.

95. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. М.: Искусство, 1983. - 50 с.

96. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: Аркти, 1999. -160 с.

97. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр творчество - дети». -М.:МИПКРО, 1995.-52 с.

98. Сперанский Е. В. Актер театра кукол. М.: ВТО, 1965. - 172 с.

99. Театр, где играют дети. / Под ред. А.Б. Никитиной. М.: Владос, 2001 -288 с.

100. Театральная техническая графика. Программа театральных институтов по специальности № 2216 «Театральная техника и оформление спектакля». -М.:, 1978.-25 с.

101. Театральная энциклопедия / Гл. ред. П.А. Марков. М.: Советская энциклопедия, 1965. В 5-ти томах.

102. Театральные куклы и ширмы. Методическое пособие в помощь театрам кукол. Минск: Республиканский Дом народного творчества БССР, 1968. -40 с.

103. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания: В сб. статей: Вопросы художественного воспитания / Под ред. Т.Д. Беркман. -М.-Л.: Известия АПН РСФСР. 1947. - Вып. 11. - С. 7-26.

104. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. - 96 с.

105. Федотов. Секреты театра кукол. М.: Искусство, 1963. - 155 с.

106. Филиппова Е.В. О психологическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1976. №1. - С. 82-92.

107. Филиппова Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной // Психологическая наука и образование. 1996. №3. - С. 85-93.

108. Филиппова Е.В. Психологические предпосылки формирования логических операций у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1977. 17 с.

109. Филиппова Е.В. Формирование логических операций у шестилетних детей // Вопросы психологии. 1986. №2. - С. 43-51.

110. Флейвелл Д. Генетическая психология Ж.Пиаже.- М.: Просвещение, 1967. -623 с.

111. Фольклор-музыка-театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. / Под ред. С.И.Мерзляковой. М.: Владос, 2003. - 216 с.

112. Что и как в театре кукол: Сб.статей / Под ред. Л.Г. Шпета, П.А. Ассама. Искусство, 1969. 127 с.

113. Швембергер В.А. Спектакль театра кукол. Работа актера, режиссера и художника. М.: Всерос. ком. по делам искусств при СНК СССР, 1937. - 104 с.

114. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты.- Пб: Колос, 1923. 119 с.

115. Шпет Г.Г. Психология социального бытия: Избранные психологические труды / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 493 с.

116. Шпет Л.Г. Актер-человек среди актеров-кукол: В сб.: Труды по знаковым системам VI. Тарту, 1973. - С. 23-28.

117. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. - 144 с.

118. Эльконин Б.Д. О феноменах переходных форм действия. // Вопросы психологии. 1994. №1. - С. 47-54.

119. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2004. - 384 с.

120. Эльконин Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте: В сб.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: АПН НИИ общей педагогики, 1978. - С. 7-21.

121. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. - 360 с.

122. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 414 с.

123. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры. // Вопросы психологии. 2004. №1. - С. 68-79.

124. Эльконинова Л.И. Развитие режиссерской игры и театрализованной деятельности. Дополнительный раздел к программе «Развитие». Для детей младшей-подготовительной групп детского сада. М.: Детский центр Вен-гера, 1995-1998.

125. Эльконинова Л.И., Эльконин Б.Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник моек, университета. 1993. №2 -сер. 14, Психология. - С. 62-70.

126. Эльконинова Л.И., Бажанова Т.В. К проблеме присвоения смыслов в сюжетно-ролевой игре дошкольников.// Вестник моек, университета. 2004. №3. - сер. 14, Психология. - С. 97-105.

127. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. Кошелевой А.Д. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

128. Яковлева Н.А. Феномены орудийных действий у старших дошкольников: Дипломная работа. МГУ. М., 1988. 71 с.

129. Bredikyte М. Dialogical drama with puppets (DDP) as a method of fostering children's verbal creativity: Abstract of Doctoral Dissertation Social Sciences Education. Vilnius: Vilnius Pedagogical University, 2000. - 20 p.

130. Ciganova A., Kovacevicova T. Urob si babky. Bratislava: Mlade leta', 1981. 182 p.

131. Lestina V. Vytvarime loutky. Praha: Portal, 1995. - 128 p.

132. Richter L. Literatura, divadlo a my. Praha, 1985. - 195 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.