Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Макаренко, Лиля Васильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Макаренко, Лиля Васильевна
ВВЕДЕНИЕ 3-
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Значение и характеристика основных видов 11-26 театрального искусства в их историческом развитии.
1.2. Психолого-педагогические основы приобще- 26-38 ния дошкольника к театральному искусству и театрализованной деятельности.
1.3. Использование театра и театрализованной , 38-58; деятельности в практике дошкольных учреждений.
1.4. Уровень представления детей - 6-7 лет о 58-69 театре и театрализованной деятельности.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.
2.1. Задачи и организация опытно-эксперимен- 70-77 тальной работы.
2.2. Формирование готовности ребенка к теат- 77-108 ' ревизованной деятель^асти-.
2.3. Результаты' опытно-экспериментальной ра- 109-139 боты.
2.4. Подготовка воспитателя к организации те- 139-150 атрализованной деятельности детей.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Киселева, Ирина Евгеньевна
Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности2002 год, кандидат педагогических наук Томчикова, Светлана Николаевна
Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности2007 год, кандидат педагогических наук Губа, Галина Ивановна
Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности2009 год, кандидат педагогических наук Гайворонская, Татьяна Александровна
Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности2002 год, кандидат педагогических наук Степанова, Алла Вениаминовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность исследования.
Объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, который наблюдается в последние годы в системе дошкольного воспитания, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка. Выход из этого положения - в более широком использовании в педагогическом процессе .разных видов искусства, среди которых особое место занимает театр и театрализованная деятельность.
Восприятие театрального спектакля обеспечивает воспитание различных чувств детей, понимание специфики одной из форм познания действительности. Театр для детей - школа эмоциональной культуры и человеческого, общения. Собственная театрализованная деятельность, являясь импровизационной, выступает как активный, - индивидуальный, творческий процесс и объединяет разные по характеру творческие начала - продуктивное (сочинение сюжетов или интерпретация предложенных),' исполнительское (проигрывание сюжета) и оформительское (подготовка декораций, костюмов, и др.). К этому ; синтезу добавляется умение ребенка воспринимать -специфическое I сценическое искусство. Только " такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается. Это проявляется в следующем:
1) наблюдается дефицит общения детей с профессиональным театром, у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остаются вне этого вида искусства многие годы. Это происходит как по объективным (отсутствие театров в маленьких городах и сельской местности), так и по субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);
2) бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в дошкольных учреждениях и семье, что формирует у детей "иллюзию знания" этого вида искусства и представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальной подготовки и как следствие этого - последующее отторжение видов искусства, восприятие которых требуе'т владения их специфическим языком;
3) примитивность, "свернутость" театрализованных игр детей: " отсутствие у дошкольников умений импровизировать, естественно вести себя на сцене, использовать различные средства выразительности для создания образа и'др.;
4) отсутствие готовности педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.
Создается противоречие: с одной стороны,-общепринятое значение театра в эмоциональном и, творческом развитии ребенка, с другой стороны, дефицит театрального искусства в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно при обеспечении синтеза театрализованной деятельности - ознакомления с театром как видом искусства и организации собственной театрально-игровой деятельности детей.
Каждый дошкольник обладает определенной творческой потенцией (Е.С.Громов, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Э.В.Ильенков, В.С.Мухина, Я.А.Пономарев и др.), но мера и характер ее проявления зависит от системы мероприятий, которые создает окружающая педагогическая среда. В ряде исследований, научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия » дошкольников в играх-драматизациях как предпосылки театрализо-- ванной игры, раскрыты пути их развития в условиях дошкольного учреждения (Л.В.Артемова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Д.В.Менджерицкая, А.Я.Михайлова и др.). Однако собственно театрализованная деятельность детей раскрыта недостаточно. Известно незаконченное исследование Л.С.Фурминой и ряд научно-методических и практических статей из опыта работы по организации " теат-' рально-игровой деятельности дошкольников (Т.Неменова. Г.Прима, • Р.Сигуткина, В.Силивон, Е.Рубенок, Л.Экки).
Более того, анализ литературы показывает распространенность взгляда на театрализованную игру как драматизацию готового сюжета, заучивание чужих слов, мизансцен и др., т.е. механическое воспроизведение взрослого театра, что привело к появлению соответствующей методики ее организации в детском саду.
Вместе .с тем, ценность этой .деятельности в .ее импровизационной сущности, в удовольствии, которое ребенок испытывает от подготовки спектакля, от длительного процесса игры в театр. Это положение дает основания для пересмотра методики руководства этим видом игр в дошкольном учреждении, ее ориентации на формирование у дошкольников навыков театрализованной деятельности, на развитие воображения, как психологической основы сценической игры. При этом "важно не то, что создадут дети, ваяно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской обстановке все - от занавеса и до развязки драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку" 'СЛ. С. Выготский^с. 63-64).
В процессе театрально-игровой деятельности все дети знают, кого, и что они будут изображать, но не все знают, • как надо это делать. Развивающий эффект может дать только сформиро^ ванная театрализованная игра, при которой дети прини-мают воображаемую ситуацию, могут развить сюжет, использовать средства образной выразительности.
Целью исследования является"-определение педагогических условий, способствующих формированию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие ребенка старшего [дошкольного» возраста под влиянием театрализованной игры.
Предмет исследования: формирование театрализованной j дея-тельносш ; старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения. .
Гипотеза: создание детьми достаточно оригинальных театрализованных игр возможно при формировании готовности к этой деятельности, как синтеза знаний об искусстве театра, эмоционально-положительного отношения к нему, практических умений по осуществлению собственной театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Дать анализ имеющейся психолого-педагогической литературы по обсуждаемой проблеме.
2. Определить уровень представлений детей о театральном искусстве и умений строить театрализованную деятельность.
3. Разработать и апробировать систему занятий и повседневной деятельности, обеспечивающих условия для положительного решения гипотезы.
Методологической основой работы являются научно-обоснованные искусствоведческие и психолого-педагогические исследования возрастных особенностей детей 6-7 лет, а также методические рекомендации для развития театрализованной деятельности.
Для решения задач исследования применялись следующие 'методы:
1) Психолого-педагогические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, искусствоведческой литературы с целью выявления теоретических основ исследования; наблюдение и анализ продуктов деятельности воспитателя (планы учебно-воспитательной работы, детская продуктивная деятельность); опытно-экспериментальное обучение; использование диагностических методик (конт-рольно-срезовые работы).
2) Социологические: опрос, беседа, наблюдение.
Многолетнее исследование осуществлялось на базе двух подготовительных групп-дошкольного учреждения N 22 г.Бердянска. Широкое внедрение результатов проводилось в 5 дошкольных учреждениях г.Бердянска, в ряде дошкольных учреждений г.Запорожья, г.Токма-ка, г.Мариуполя, г.Донецка. Всего 18 дошкольных учреждений, около 500 дошкольников. Поставленные задачи определили содержание и логику исследования, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе (1989-1990 гг.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической, искусствоведческой литературы. На основе ее теоретического анализа были определены цель, основные задачи и гипотеза исследования. Изучалось состояние проблемы в практике дошкольных учреждений. В результате были определены основные подходы к решению задач исследования, разработаны содержание и методика опытного обучения; определен исследовательский аппарат.
На втором этапе (1991-1993 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась экспериментальная методика руководетва театрализованными играми, вносились дополнения и изменения.
На третьем этапе (1993-1994 гг.) сделан количественный и - качёственный анализ полученных данных, - сформулированы выводы, -выполнено оформление диссертации.
Научная новизна: получили развитие научные представления о роли театрализованной деятельности в развитии ребенка старшего дошкольного возраста; раскрыто понятие "готовность" дошкольника . к театрализованной деятельности и определены условия ее, формирования; доказана целесообразность принципиально иной последовательности формирования театрализованных игр, соответствующей историческому развитию разных видов сценического искусства.-" -
Практическое значение работы состоит в разработке конкретных методических рекомендаций для воспитателей дошкольных учреждений по руководству восприятием разных видов театрального искусства и методических указаний по руководству театрализованной деятельностью. Создана программа "Детям о театре и театральном искусстве" и методические рекомендации к ней.
На защиту выносятся следующие положения: ч
- 9
1. Последовательность восприятия различных видов театрального искусства и последовательность формирования разных видов театрализованной деятельности принципиально различны. Последовательность восприятия сценического искусства подчиняется онтогенетическому принципу, т.е. определяется особенностями и характером восприятия ребенком этого возраста разных видов театра. Последовательность формирования детской самостоятельной театрализованной деятельности целесообразно определять в соответствии с филогенетическим принципом (историческим характером развития сценического искусства), т.е. первым видом такой деятельности должен быть драматический театр.
2. Эффективность детской театрализованной деятельности обусловлена степенью готовности ребенка-дошкольника к ней. Готовность к театрализованной деятельности определяется нами как система умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Система умений включает: умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей, т."е. перевоплощаться, целесообразно применять средства выразительности, соотносить движение со 'словом и др.;- умения строить сценические взаимоотношения действующих - лиц,- т.е. вести ролевой диалог,. . участвовать в коллективных мизансценах и др.
3. Для развития театрализованной деятельности целесообразно использовать различные упражнения, которые активизируют вообра
• жение и творчество детей, направляют на развитие искусства, подготавливают к осознанию сущности театрального спектакля и формируют умения играть любую роль.
Дпс?5?.ерность и обоснованность полученных в исследсзании результатов и выводов определяются правильно выбранной методологией исследования, проведением опытно-экспериментального обучения в контролируемых условиях, количественным :и качественным анализом полученных данных и позитивными результатами внедрения идей исследования в практику.
Апробация результатов и их внедрение. Основные положения, материалы исследования и их результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики дошкольного воспитания БГПИ; на выездных курсах Запорожского областного института усовершенствования учителей для воспитателей дошкольных учреждений г.Бердянска; на 'отчетной научно-практической конференции преподавателей БГПИ (г.Бердянск. 1992, 1993гг.); отражены в публикациях автора. Материалы исследования позволили разработать и провести спецсеминар для будущих воспитателей и для практических работников по экспериментальной Программе.
Рекомендации исследований внедрялись в практику работы воспитателей г. Бердянска^ области.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности2001 год, кандидат педагогических наук Андреева, Ирина Геннадьевна
Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников2010 год, кандидат педагогических наук Комлева, Вероника Викторовна
Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности2012 год, кандидат педагогических наук Гончарова, Софья Леонидовна
Методика развития коммуникативных умений детей младшего возраста средствами театра при обучении риторике2006 год, кандидат педагогических наук Машевская, Светлана Михайловна
Формирование навыков общения дошкольников с задержкой психического развития в процессе театрализованных игр2004 год, кандидат педагогических наук Поповичев, Александр Васильевич
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Макаренко, Лиля Васильевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования подтвердилась необходимость и своевременность научного интереса к проблеме формирования театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста как одной из сторон педагогического процесса в детском саду.
Целенаправленная организация восприятия разных видов искусства театра .детей 6-7 лет и их собственная театрализованная деятельность целесообразно по нескольким причинам: эта деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит оказывает влияние на психическое развитие детей этого возраста и прежде всего такого важнейшего психического процесса, как-воображение. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к Театральному искусству как деятельности импровизации, что является предпосылкой осознания его роли в жизни человека и общества и развивает творческие возможности ребенка. Вместе с тем, у дошкольников отсутствует опыт-восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень развития представлений о театре, у них сформированы определенные игровыа умения, позволяющие им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.
Восприятие детьми дошкольного возраста театра и самостоятельная театрализованная деятельность - это два своеобразных процесса, исходные точки которых различны. Восприятие сценического искусства целесообразно начинать с более доступного для эмоционального отклика ребенка вида - кукольного театра, тогда как самостоятельная театрализованная деятельность должна приближаться к ролевой игре как предпосылке развития индивидуального сценического действия. Исходя из этого, целесообразно начинать формирование театрализованной деятельности с драматических спектаклей. Это положение, принятое как гипотетическое, было доказано в ходе исследования. Удалось уточнить позицию о неправомерности первичности и приоритета кукольного театра в формировании сценической деятельности дошкольника.
Опытно-экспериментальная работа позволила определить и научно обосновать педагогические условия эффективного ознакомления детей 6-7 лет с театральным искусством и развития театрализован/ ных игр. Подтвердилась, правомерность гипотезы о том, что создание детьми достаточно оригинальных сценических образов возможно при"формировании готовности к театрализованной деятельности, как синтеза знаний об искусстве театра, эмоционально-положительного отношения к нему, практических умений по осуществлению собственной сценической деятельности
Характеристика понятия "готовность к театрализованной деятельности" включает: определенный уровень знаний о театре (представления о его назначении, специфике деятельности работников театра и подготовке спектакля); уровень эмоционально-положительного отношения к театру (устойчивый интерес к разного вида сценической деятельности, адекватная реакция на театральные действия, желание посещать спектакли); уровень практических умений, обеспечивающих успешное протекание театрализованной деятельности (целесообразное применение средств образной выразительности, умение перевоплощаться и создавать игровые образы, вести игровой диалог, выполнять мизансцены и др.).
Важнейшим педагогическим условием развития этого вида творческой деятельности является организация работы с детьми по трем направлениям. Первое направление включает организацию первичного восприятия театрального искусства, формирование положительного отношения и интереса к нему; представлений и некоторых отдельных понятий о театре и театральном искусстве; создание адаптационного фона, обеспечивающего, развитие интереса к самостоятельной сценической деятельности. Второе направление включает формирование конкретных практических умений сценической деятельности: развитие внимания, воображения; умения вести ролевой диалог, перевоплощаться, психологически настраиваться на выполнение предстоящего действия.'Третье направление включает организацию самостоятельной театрализованной деятельности и обеспечение условий для постановки спектаклей различного вида, что' закрепляет готов--ность" детей к театрализованной деятельности. Для этого используют ролевые диалоги, мини-спектакли, спектакли с музыкальным сопровождением.
Была' подтверждена необходимость и эффективность использования-серий специальных упражнений-с целью развития умений выполнять различные сценические действия. Апробированы упражнения трех типов.
Упражнения, относящиеся к первому типу, используются с целью формирования умения контролировать внимание, держать в поле зрения сразу несколько объектов, вырабатывать способность быстрой ориентировки.
Упражнения второго типа используются с целью формирования умения понимать, определять и эмоционально выражать различные состояния с помощью средств образной выразительности (интонация, мимика, поза, жест, пантомимика).
Упражнения третьего типа используются с целью развития умения фиксировать, анализировать и управлять субъективными переживаниями ("азбука" аутотренинга).
Опытно-экспериментальная работа показала, что театрализованная игра имеет не только большую эмоциональную привлекательность и является любимой детской деятельностью, но и оказывает существенное влияние на развитие воображения, которое, как из- -вестно, является одним из ведущих показателей результативности обучения.
Использование экспериментальной методики обеспечило.существенное продвижение детей в уровне знаний о театре и эмоциональ- . ного отношения к различным видам театрального искусства, в уровне сформированности умений организовать" с-пектакль и участвовать-в нем. В результате целенаправленного педагогического воздействия дети подошли к осознанию понятия "театр" как особого учреждения, оказывающего существенное влияние на человека. Было отмечено общее изменение эмоционального отношения к искусству театра: дети проявляли устойчивый интерес к театрализованной деятельности, стремление к перевоплощению, умение целесообразно применять образные средства выразительности и т.п.
Одной" из' причин недооценки-места театрализованной деятельности в педагогическом процессе детского сада является низкая профессиональная культура воспитателя в этой области знаний. Практические работники проявляют интерес к обсуждаемой проблеме лишь на декларативном уровне. Они не могут формировать у дошкольников готовности к театрализованной деятельности, так как сами не обладают теоретическими знаниями и практическими умениями по руководству ею. Преодолеть эти недостатки помогут методические рекомендации по данной проблеме, созданные и апробированные в ходе исследования (программа спецсеминара для студентов, слушателей ИПК, объяснительная записка и методические указания к ней).
Готовность воспитателя к руководству театрализованной деятельностью включает осознание ее важности в формировании личности, наличие знаний о -театре и практических умений в организации детской театрализованной деятельности.
На начальном" этапе проведения этой работы воспитателю принадлежит ведущая роль. В дальнейшем увеличивается доля косвенно/ го руководства воспитателя в корректировке, углублении и развитии театрально-игровой деятельности. '
Исследование-не позволило решить некоторые важные вопросы обсуждаемой проблемы. Например, место семьи в развитии театрализованных игр, характеристику изменений отношения к этой деятельности в массовой практике после обучения воспитателей по предложенной методике и некоторые другие.- Все это побуждает нас . продолжить исследование данной проблемы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Макаренко, Лиля Васильевна, 1994 год
1. Авров Д.Н. Спектакль и зритель. - М.: Просвещение, 1985. -96 с.2. "Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников:- Дисс. ;. канд.пед.наук.- М., 1988- 186 с.
2. Александрова Н.Х. Психологические особенности воздействия театрального спектакля на нравственное развитие младших школьников: Дисс. . канд.психол. наук.1 М., 1981.- 200 с.
3. Альхимович С. Театр Петрушки в гостях у малышей.- Минск: Нар.асвета, 1969.- 142 с. . "
4. Алянский Ю.- Азбука театра.- Л.:Детская литература, 1990.-159 с.
5. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.- М.:Просвещение, 1987.-144 с.
6. Аристотель. Соч. в 4-х томах.- М.:Мысль, 1976.- Т.1.-550 с.
7. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М.:Просвещение,-1990.- 125 с.
8. Асеев Б.Н. Русский драматический театр VII-VIII веков.-.--М:."-Искусство, 1958.- 415 с.
9. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание в детском саду.-М.:Просвещение, 1968.- 32 с.
10. И. Бартрам Н.Д. ОТ игрушки к детскому театру.- Л.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1925.- 104 с.
11. Батиашвили М.0. Нравственно-эстетическое воспитание младшеклассников средствами кукольного театра: Дисс. . канд. пед. наук. Тбилиси, 1989.- 116 с.
12. Бахрушин Ю.А. История русского балета.- М.: Просвещение, 1977.- 285 с.
13. Бахтин Н.Н. О детском театре // Русская школа.- 1913.-N9.- С. 51-63.
14. Бахтин Н.Н. Обзор пьес детского и школьного театра:-С.-Петербург: Спб. 1912.- 56 с.
15. Белкин А.А. Театр скоморохов на Руси: Дисс. . канд. искусствоведения.- М., 1971 .- 278 с.
16. Брянцев А.А. О юном зрителе // Жизнь искусства.- 1925.-N8.- С. 4.
17. Брянцев А.А. Воспоминания, статьи, выступления, дневники, письма. М.: Всерос.-театр, о-во, 1979. --296 е.
18. Бурбан М.И. Музыкальный спектакль для детей-в украинском театре: Дисс. . канд. искусствоведения.- Тбилиси, 1990 . -143 с.
19. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. науч. трудов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978.-С.32-37.
20. Венгер Л.А. Психическое развитие в игре и подготовкадетей к школе //Дошкольное воспитание.-1983.- N 12.- С.14-17.
21. Венгер Л.А. .Мухина B.C. Психология.- М.: Просвещение. 1988 с.336.27". Всеволодский В.Н. Театр дома и в школе. СПБ. 1912.-48 с.
22. Всеволодский-Генгросс В. Краткий курс истории русского театра / Под. ред. Новицкого Н. и Радомысленского В.
23. М.:Худ. литература,1936.- 212 с.
24. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. - М.: Просвещение.1967. - 93 с.
25. Выготский Л. С. Собр. соч.': в 6-ти т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика. 1984. - 39.7 с.
26. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т.- Т.6: Научное наследство. -^М. : Педагогика. 1984.--397с.
27. Выготский Л.С. Психология чувств. М.: Педагогика. 1987.- 341 с.
28. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. М-Л.: Искусство. 1967.- 295 с.
29. Глаголин Б.С. Детский театр. Одесса: Всеукр.Госиздат. 1921. - 15 с.
30. Глаголин Б.С. Несколько слов, о театре. Саратов. 1906.- 108 с. . • ' . . .
31. Глебов И. О детском театре // Жизнь искусства.- 1918.-N 9. с.11.
32. Глоцер Вл. Дети пишут стихи. -М.: Просвещение, 1964. -255 с.
33. Гозенпуд А.Н. Центральный детский театр. М.: Наука, 1967.- 307 с.
34. Горчаков Н.М. Беседы о режиссуре. М-Л.: Искусство, 1.941. 307 с.
35. Горький М.А. О детской литературе. Статьи, высказывания, письма. -М.: Дет.литература, 1968. 432 с.
36. Громов Е.С. Художественное творчество. М.: Полит.литература, 1970. - 364 с.
37. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. - 237 с.
38. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
39. Давыдов В.В.'Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. - N- 1. - С. 22-23.
40. Детям нужны театры.' (Факты .и по поводу)-// Театр. -1961. N 6.- С. 33.
41. Дмитриев Ю.А:, Хайченко Г.А. История русского и советского драматического театра (от истоков до современности). -М.:Просвещение, 1986. 160 с.-
42. Достоевский Ф.М. Об искусстве. Статьи и-рецензии. М.: Искусство, 1973. 632 с.
43. Дьяченко^0.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы псйхологии. 1980. - N 2. - С. 107-114.
44. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. - 96 с.
45. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников //Вопросы психологии. 1987. - N 1. - С.44-51.
46. Дьяченко О.М. О соотнесении речевых и образных средств при решении задач на воображение // Новые исследования в психологии. 1988. - N 2 (39). - С.23-27.
47. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном возрасте: Дис. . д-ра психол. наук. -М., 1990. 312 е.
48. Евреинов Н.Н. Что такое театр. Пб.: Светозар, 1921. - 76 с.
49. Ермаш Г.А. Творческая природа искусства.- М.: Искусство, 1977.- 320 с.55.,Жиляева Е.П. Роль искусства в воспитании здорового подрастающего поколения: Дис. . канд.филос. наук. М., 1974.- 139 с.
50. Жуковская Р. И. Игры и трудовые занятия. "Опыт работы с детьми шестилетнего и семилетнего возраста / Под ред. Н.Нечаева й С.Гайсиновича.- М.: Учпедгиз, 1935.- 68 с.
51. Жуковская'Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду.-М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.- 160 с.
52. Жуковская Р. И. Играй ее педагогическое, значение. М.: Педагогика, 1975.- 111 с.
53. Жукова Л.Л. Искусство оперетты.- М.: Знание, 1967.- 79с.
54. Завадский Ю.А. Рождение спектакля.- М.:' Изд-во ВТО, 1975.- 144 с.
55. Заика Е. В., Комплекс игр для развития воображения У/ Вопросы психологии.- 1993.- N2.- С.54-62.
56. Зайцева Т.Г. Музыка и формирование эстетических чувств младших школьников // Початкова школа.- 1991.- N2.- С.16-19.
57. Зимина А.Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду: Дис. . канд.пед.наук.- М., 1963.- 212 с.
58. Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду.-М.: Просвещение, 1971.- 96 с.
59. Запорожец А.В. О психологии детей раннегои дошкольного возраста.- М.: Центр, ин-т усоверш. врачей, 1969.- 26 с.
60. Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.1: Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В.Давыдова и В.П.Зинчен-ко.- М.: Педагогика, 1986.- 316 с.
61. Захава Б.Е. Мастерство актера-и режиссера. М.: Просвещение, 1978.- 334 с.
62. Захаров Е. З. Театр как вид. искусства.- М.: Знание, 1961.- 32 с. ~ . * .
63. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.- 223 с. .
64. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968-.— 32 с.
65. Игра дошкольника / Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Арте-мева и др.; Под ред. С.Л.Новоселовой. М.: Просвещение, 1989-.-286 с.
66. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научн. тр.- М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978.- 155 с.
67. Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возрас-.та./ Под ред. Е.И.Коваленко. Киев: Рад. шк,, 1978.- 144 с.-- -74.-История русского дореволюционного драматического театра / Под ред. Н.И.Эльяша, М.: Просвещение, 1989.- 336 с.
68. Каверин В. Театр для себя // Детская литература.-1968.- N1.- С. 18-31.
69. Камаева Т. Нужен ли детям театр? // Дошкольное воспитание.- 1993.- N6.- С. 5-7.
70. Каптерев П.Ф. О детской подражательности.- СПб, 1898.61 с.
71. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях.- СПб.: Типография Е.Евдокимова, 1898.- Вып.IV.- 58 с.
72. Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. М.: Учпедгиз, I960. - 100 с.
73. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. - М.: Просвещение, 1969.- 144 с.
74. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.- М.: Изд-во МГУ, 1986.- 142 с. .
75. Климовский В. Мы идем за кулисы.- М.: Детская литература, 1982.- 127 с.
76. Колодицкая М. Домашний театр // Дошкольное воспитание.-' 1991.- N4.- С. 86-88.
77. Короткова Н. А., Коршунова-Л. С. Воображение и его--роль в познании. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 145 с'.'
78. Короткова Н.А. Формирование" способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Дис. . канд. пе д. наук. М., 1982.- 126 с.
79. Кох И.Э. Основы сценического движения.- Л-М.: Искусство, 1962.- 111 с.
80. Красовская В,М, Русский-балетный театр от возникновения до середины "XIX века.- Л-Mr Искусство, 1958.- 309 с.
81. Кудинова Т.Н. От водевиля до мюзикла.- М.: Сов. композитор, 1982.- 175 с.
82. Кудыкина Н.В. Формирование словаря детей в сюжетно-ро-левой игре: Дис. . канд.пед.наук.- Киев, 1980.- 183 с.
83. Кузьмин А.И. У истоков русского театра.- М.: Просвещение, 1984.- 160 с.
84. Лелявский А.А. Театр кукол.- Минск: Нар. асвета, 1974.110 с.
85. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики,- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.- 576 с.
86. Леонтьев А.Н. ' Избр. психол. произведения.- В 2-х T.T.I: М.: Педагогика, 1983.- 392 с.
87. Луначарский А. В. О воспитании и образовании / Под ред. A.M. Арсеньевен-М.: Педагогика, 1976.- 634 с.
88. Луначарский А.В.- О театре и драматургии.- В 2-х Т./ Сост. и ред; А.Дейч.-'М.: Искусство, 1958.- 838 с.
89. Любинский И.Л. Театр и дети.- М.: Изд-во АПН РСФСР.• /1962.- 168 е. . .
90. Любомудров М. Противостояние. Театр, век XX: традиции -авангард. М.: Мол. гвардия, 1991.- 318 с.
91. Мазур В.Б. Театр наших дней,- М.: Знание, 1967.- 80 с.
92. Марков П.А. и Чушкин Н.Н.- Московский художественныый театр. М-Л.: Искусство, 1950.- 118 с.
93. Марченко Т.А. Театр воспитывает.- М.: Педагогика, 1976.- 128 с.
94. Маршак С.Я. Собр. соч.: В 8-ми т. Т.6: Театр для детей.- М.: Худ. литература, 1971.- С.183-187.
95. Маршак С.Я. Собр.-соч.: В 8-ми т. Т.6: 0 большой ли-' тературе для маленьких.- М.: Худ. литература, 1971.- С.195-243.
96. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
97. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
98. Мехтиев Эльчин Муса оглы. Роль искусства в формировании творческой активности человека в условиях развитого социализма: Дис. . канд. фи л о с. наук. М. 1982.- 164 с.
99. Михайленко М.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве: Дис. . канд.пед.наук.- М. 1987.- 386 с.
100. Михайленко М.Я., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание.- 1989.- N4,-С.23-29.
101. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников.- М.: Просвещение,.1975.- .128. с. •
102. Мочалов Ю. Первые уроки, театра. М.: Просвещение, 1986.- 208 с. '
103. Мухина В.С. Психология.дошкольника.- М.: Просвещение, 1975.- 239 с. .111.. -Незайкинский Е. В. О психологии восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383'
104. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец 18-нач. 20 в. Л.: Искусство, 1988.- 213 с.' ' '
105. ИЗ.' Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972.- 155 с.
106. Никифорова О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии.- 1972.- N2.- С.67-76.
107. Образцов С,В. Моя профессия. М«: Искусство, 1981.- 456 с.
108. Образцов С. По ступенькам памяти.- М.: Советский писатель, 1987.- 366 с.
109. Огнев Н. и Розанов С. Театральная работа в школе 11-ой ступени.- Л.: Изд-во Известий ЦИК СССР и ВЦИК, 1925.- 160 с.
110. Олеария А. Описание путешествий в Московию и через
111. Московию в Персию и обратно.- Спб, Суворин, 1906.- 582 с.
112. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М.: Педагогика, 1980.- 272 с.
113. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязю-на.- М.: Просвещение, 1989.- 302 с.
114. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера.- М.: Педагогика, 1988. 136'с.- 122. Островский А.И. О литературе и театре.- М.: Современ-, ник, 1986.- 399 с.■
115. О- художественном воспитании в дошкольных учреждениях и школах I и II ступени /-Под ред. В.А.Диканской.- М.: Раб. просвещения, 1924. 63 с.
116. Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника: Сб. научн. тр. М.: НИИ#эбщей педагогики АПН СССР, 1979.- 79 с.
117. Петровский -А. В. Роль фантазии в развитии личности.-М.: Знание; 1961.- 47 с.
118. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии.- 1987.- N1.- С. 29-36,
119. Плакида. „ Кукольный театр для малышей // Дошкольное воспитание,- 1991. N9.- С. 114-116.
120. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии,- 1990.- N1.- С.16-19.
121. Покровский Б. А. Беседы об опере, М.: Просвещение, 1981,- 192 с.
122. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.-М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
123. Попова О.М. Особенности восприятия комического детьми дошкольного возраста: Дис. . канд.психол.наук.- М.1977.-141с.
124. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н.Поддькова. Н.Я.Михайленко.- М.: Педагогика. 1087.- 192 с.
125. Психологические исследования представлений и воображения: Сб. ст. / Отв. ред. "Е.И.Игнатьев. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 1956.- 248 с! - .
126. Психология" и педагогика игры дошкольника / Под ред.
127. A. В. Запорожца .и А.П.Усовой.- М.: Просвещение-, 1966.- 351 с.
128. Психология развивающейся личности /А.В.Петровский.
129. B.В.Абраменкова. Т.М.Горбатенко и др.; Под ред. А.В.Петровско-- го. М.: Педагогика, -1987.- 239 с.
130. Ремез О.Я. Рассказы о театре.- М.: Искусство, 1965.132 с.
131. Ридо Т. Опыт исследования творческого воображения: Пер. с франц. С-Пб.: Издание Л. Ф. Пантелеева, 1901. - 232 с.
132. Родари Дж. Грамматика фантазии.- М.: Прогресс, 1978.-213 с.
133. Роль игры в детском саду: Сб. ст./Под ред. А.П.Усовой.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.- 161 с.
134. Рошаль Г.Л. Художественное воспитание и тео-предмет / Под ред. В.А.Диканской. М.: Раб. просвещения, 1924.- С. 33-37.
135. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
136. Румянцева И. П. Психология детей сценических исполнителей: Дис. . канд. пед. наук. - М., 1949.- 119 с.
137. Русова С. Драматический инстинкт и его значение в воепитании. // Для народного учителя,- 1916.- N11.- с. 1-8.
138. Сац Н.И. Дети приходят в театр.- М.: Искусство, 1961.-312 с.
139. Сац Н.И. На путях к прекрасному. М.: Знание, 1986.59,с.
140. Сац Н.И. Жизнь явление полосатое. - - М.: Новости, 1991.- 588 с.
141. Сизова Л.В. Детские балеты советских, .композиторов в' системе жанров музыки для детей: Дис. . канд.искусствоведения.- М., 1988.- 217 с.
142. Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. М.: Гот сиздат, 1925.- 239 с.
143. Смирнова Е.О., Мечкова В.Р. Общение и творческое воображение у дошкольников // Новые ' исследования в психологии. -1985.- N2(33).- С7 31-37.
144. Соболевский А.В. Театр открывает занавес,- Минск: Нар. асвета, 1970.- 127 с.
145. Спиваковская А. С. Игра это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.- 141 с.• 152. Станиславский К.С-. Моя жизнь в искусстве.- Л-М.: Искусство; . 1962". -576.с: '
146. Станиславский К.С. Работа актера над собой: 4.1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика.- М.: Искусство, 1985.- 479 с.
147. Стуль М.П. Школьник в театре.- М.: Знание, 1983.- 96 с.
148. Спиваковкая А. С. Игра это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.- 141 с.
149. Сумбатов-Южин А. И. Записки. Статьи. Письма.- М.: Искусство, 1951.- 623 с.
150. Театр детства, отрочества, юности. Статьи о театре для детей.- М.: Всерос. тетр. о-во, 1972.- 284 с.
151. Театр в школе: Сб. статей/ Под ред. Н. С.Шер.-JI.: Изд-во Известия ЦИК СССР и ВЦИК.- 1924.-. 196 с.
152. Теплов Б.М.' Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Известия АПН РСФСР', 1947.- Вып. П. - С. 7-26.
153. Тарасова.0.А. Игра-как метод ознакомления детей шестилетнего возраста .с. окружающим миром: Дис. ". канд. пе д. наук.-М., 1993.- 173 с.
154. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я.Гальперина, н:Ф.Талызиной.- М.: Изд-во Московского уни-, верситета", 1972. 261 с"
155. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1981.-^176 с.
156. Федотов А. Секреты театра кукол.-^М.: Искусство, 1963.- 154 с.
157. Филиппов В.А. Задачи народного театра и его прошлое в России. М.: Наука, 1918.- 48 с.- 164. Филатов А.Т. Аутогенная тренировка.- Киев: Здоровье, "Г98Т. 128 с.
158. Формановская Е. Мимика и жест // Дошкольное воспитание.- 1990.- N9.- С. 71-74.
159. Фурмина Л.С. Откройте двери театра // Дошкольное воспитание.- 1966.- N6.- С. 71-72.
160. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. В кн.: Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной.- М.: Педагогика,1972.- С.87-99.
161. Фурмина Л. С. Театр, и внутренний мир ребенка. В кн.: Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А.Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1989.- С.24-33.
162. Фурмина Л.С. Театр дома //Дошкольное воспитание. -1990.- N12.- С. 60-62.
163. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972.- 287 с. .
164. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной .- М.: Просвещение, 1974.- 175 с.
165. Царев М.И. Мир театра.- М.: Просвещение, 1987.- 253 с. •
166. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М:И. Буяно-ва. М.: Просвещение, 1990.- 128 с. "
167. Шаляпин Ф.И. Страницы моей жизни.- Киёв: Муз. Украина, 1988.-.326 с.
168. Шапиро 3.С. Беседы режиссера. М.: Просвещение, 1966.128 с.
169. Шильгави В.П. Начнем с игры М.: Просвещение,1980.-79с.177.'Ширяева В.Г. Самодеятельный школьный театр.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-.72. с. . , " .
170. Школьная И.-А, Педагогические условия активизации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд.пед.наук.- Киев, 1985,- 25 с.
171. Шмаков С. А. Игра и дети. М.: Знание, 1968.- 64 с.
172. Шоломович С.X. Формирование восприятия музыки у детей 6-7 летнего возраста: Дис. . канд.пед.наук.- М., 1971.- 199 с.
173. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста.- Пг.: Школа и жизнь, 1915.- 309 с.
174. Экки JI. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание.- 1991.- N7.- С.11-112.
175. Эльконин Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста.- М.: АПН РСФСР, 1957.- 24 с.
176. Эльконин Д.Б. Детская психология: (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Учпедгиз, I960-. - 328 с.
177. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории'детской игры. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. - -М.:Просвещение, 1966.- С.11-37.
178. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического раз- -вития в детском саду // Вопросы психологии.- -1971.-'N 4„- С.6-20.
179. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.-. 304 с. " -
180. Эльконин Д.Б. Из'бр.психол.труды / Под ред. В.В.Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.- 556 с.
181. Якобсон П.М. Психология сценических чувств.- М.: Изд-во Художественная литература, 1936.- 215 с. ~
182. Якобсон П.М. Психология художественного воспитания.-М.: Искусство, 1964.- 86 с.
183. ЕСЛИ ТЫ ПРАВИЛЬНО ВСИОШИШЬ НАЗВАНИЯ ПТИЦ, ТО ПРОЧТЕШЬ СЛОВО ТЕАТР1. СЛОЖИ СЛОВО ИЗ ПЕРВЫХ1. РЕБУСЫ
184. КАКИЕ СЛОВА У ТЕБЯ ПОЛУЧИЛИСЬ? ЧТО ОНИ ОБОЗНАЧАЮТ?ч
185. СОЕДИНИ ЛИНИЯМИ. КТО В КАКУЮ ДВЕРЬ ДОЛЖЕН ВОЙТИ? РАССКАЖИ, ЧТО БУДЕТ ТАМ ДЕЛАТЬ?
186. ЕСЛИ ТЫ ПРАВИЛЬНО ВСПОМНИШЬ НАЗВАНИЯ ЭТИХ РАСТЕНИЙ, ТО УЗНАЕШЬ, ОДНОГО ИЗ ГЕРОЕВ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА^i
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.