Влияние социально-политической модернизации на появление новых тенденций в общественной мысли Египта в межвоенный период (1919–1939) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Федоров Николай Сергеевич

  • Федоров Николай Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 273
Федоров Николай Сергеевич. Влияние социально-политической модернизации на появление новых тенденций в общественной мысли Египта в межвоенный период (1919–1939): дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2021. 273 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Федоров Николай Сергеевич

Введение

Глава 1. ЕГИПЕТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД: РАЗВИТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВАФДИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

1.1. Возникновение национального вопроса и первые идеологи египетского национализма: теория и практика (последняя четверть XIX - начало XX в.)

1.2. Египет в Первой мировой войне: национализм, протекторат и обещание независимости

1.3. Революция 1919 г.: роль Вафда и просчеты британских властей

1.4. Радикализация Вафда: Парижская конференция, переговоры в Лондоне и Декларация 1922 г

1.5. Триумф Вафда: Са'ад Заглул на вершине и на склоне египетского политического олимпа

1.6. Вафд и национальный вопрос после смерти Са'ада Заглула:

от борьбы к соглашательству

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕГИПТА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД: ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ВЕСТЕРНИЗАЦИИ

2.1. Национальная экономика и кризис сельскохозяйственного производства

2.2. Специфика индустриализации Египта в межвоенный период

2.3. Трансформация облика египетских городов в 20-30-е гг. XX в

2.4. Вестернизация повседневной жизни городских верхов Египта

в межвоенный период

Глава 3. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ ЕГИПТА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД: СВЕТСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ И «ЗАПАДНИЧЕСТВО», СОЦИАЛИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ

3.1 Египетская светская интеллигенция о настоящем и будущем страны: традиция и прогресс, Восток и Запад

3.2. Теория и практика марксизма в Египте: социал-реформаторская и коммунистическая идеологии в первой половине 1920-х гг

3.3. Политический ислам в Египте: «Братья-мусульмане» в 1920-30-х гг

Заключение

Список литературы

Источники

Литература

Периодика

Приложение № 1. Са 'ад Заглул (справа) и 'Адли Йакин (1920-е гг.)

Приложение № 2. Карикатура «Театр переговоров» (1924 г.)

Приложение № 3. Мустафа ан-Наххас (справа) и король Фу'ад I

(1930-е гг.)

Приложение № 4. Модельный ряд фотоаппаратов фирмы Kodak (1930-е гг.)

Приложение № 5. Реклама виски (1920-е гг.)

Приложение № 6. Реклама магазина мужского костюма (1930-е гг.)

Приложение № 7. Реклама женских чулок (1925 г.)

Приложение № 8. Реклама автомобиля Citroën (1920-е гг.)

Приложение № 9. Таха Хусейн с супругой (1920-е гг.)

Приложение № 10. Хасан ал-Банна (1940-е гг.)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние социально-политической модернизации на появление новых тенденций в общественной мысли Египта в межвоенный период (1919–1939)»

Введение

Постановка проблемы. В первой половине XX в. египетское общество столкнулось с историческими вызовами, порожденными ускоренной модернизацией страны. Несмотря на то, что процесс трансформации Египта был запущен еще во времена Мухаммада 'Али1, именно в межвоенный период (1919— 1939) происходившие в государстве и обществе перемены начали оказывать непосредственное влияние на характер жизни большинства египтян. В политической сфере модернизация состояла в переходе к новому государственному устройству с элементами демократии западного типа: после обретения частичного суверенитета Египет превратился в конституционную монархию с органом представительского правления в виде двухпалатного парламента. Перемены затронули и экономику страны. Руководство Египта осознало опасность полной зависимости от сельского хозяйства и стало уделять больше внимания развитию современной промышленности и транспортной инфраструктуры.

На фоне происходивших в политической и экономической сферах процессов менялось египетское общество. К началу XX в. оно оказалось разобщено в большей степени, чем в предшествовавшие периоды. К традиционному расслоению между социальными «верхами» и «низами» добавился новый барьер культурно-идеологического характера. В межвоенный период значительная часть египетских элит считала Париж и Лондон главными законодателями мод во всех областях жизни, стараясь во всем подражать европейцам и пестовать в родной стране элементы западной культуры. В результате, облик египетских городов стремительно вестернизировался, а характер повседневной жизни социальных верхов определяли новейшие

1 Мухаммад 'Али (1769-1849) - правитель Египта в 1805-1848 г. Годы его правления ознаменовались серией реформ в таких областях, как сельское хозяйство, промышленность, образование и военная сфера. Проведенные преобразования позволили Мухаммаду 'Али бросить в 1831 г. вызов султану Османской империи, вассалом которого он являлся. В результате продолжительного конфликта между Стамбулом и Каиром и вмешательства европейских держав, правитель Египта закрепил за собой наследственную власть в стране, но остался в вассальной зависимости от османского султана.

европейские веяния. В обиход горожан прочно вошли западные новинки техники и бытовые приборы. Предпочтения в еде, одежде и способах проведения досуга диктовались примерами Англии, Франции и Италии. Однако большая часть населения Долины Нила к масштабной вестернизации повседневности была не готова. Крестьяне (феллахи) и городские обыватели, в основной массе также происходившие из крестьянской среды, по-прежнему руководствовались предписаниями религии, а не европейскими установлениями.

Происходившие изменения требовали осмысления со стороны

Л

интеллектуальных элит общества. Однако корпорация египетских 'улама' к подобному шагу была не готова. Ее представители намеревались за счет преданности традиции сохранить свои позиции нравственных поводырей властной элиты и суровых, но справедливых судей простонародья. В результате, в Египте начался генезис новых направлений общественной мысли, которые должны были примирить население с современной реальностью.

В межвоенный период, благодаря общей либерализации строя и отступлению британского колониализма, некоторые общественно-политические доктрины стремительно набирали силу, но также стремительно могли и утратить актуальность. В 1922 г. национальные элиты Египта добились частичной независимости от Великобритании. На этом фоне начался упадок радикального национализма, на смену которому пришли новые идеологические течения: египетские варианты либерального национализма и «западничества», социализма и коммунизма. Неспособность традиционных исламских институтов сформулировать свое отношение к современности привело, в свою очередь, к

2 'Улама' (ед. ч. 'алим) - корпорация мусульманских богословов, специалистов по толкованию Корана и мусульманскому праву (фикх). На протяжении нескольких веков алимская корпорация выступала монополистом в идеологической сфере, объясняя рядовым жителям особенности устройства мира и благополучного существования в нем с позиций официальной религии. С конца XIX в. статус мусульманского «духовенства», как непререкаемого авторитета в целом ряде вопросов, все чаще подвергался попыткам переосмысления. Своего пика ревизионистские устремления достигли в межвоенный период. После обретения Египтом независимости представители различных светских течений, вдохновленные либерально-демократическими преобразованиями, стали настойчиво требовать пересмотреть положение «религиозных мужей» в социальной иерархии, институционально ограничив их влияние на формирование массового сознания.

созданию первых организации, проповедовавших политическим ислам и противопоставлявших себя западным идеологическим школам. Главной из них со временем стало движение «Братьев-мусульман».

Сформировавшиеся в межвоенный период течения общественной мысли оказались чрезвычайно стойкими и, пройдя через горнило послевоенной истории Египта, сохранились, пусть и в преображенном виде, вплоть до сегодняшнего дня. Между ними по-прежнему существует комплекс противоречий, которые уходят своими корнями в 20-30-е гг. XX в. Конфликт и борьба ведущих идеологических школ страны и стоявших за ними организаций во многом определили характер развития и облик современного Египта.

Научная актуальность. Особенности развития египетской общественной мысли стали выступать в качестве объекта исторического анализа преимущественно с конца 1980-х - начала 1990-х гг. Исследователи - как в самом Египте, так и за его пределами - все более пристально изучают факторы, повлиявшие на становление основных направлений египетской социальной философии. В фокусе их внимания оказываются идеологические построения лидеров умонастроений Египта, а также интеллектуальные дискуссии, происходившие между представителями различных школ в межвоенный период. Более частыми становятся стремления к генерализации: от изучения отдельных направлений историки переходят к попыткам выявить общие тенденции и закономерности в их развитии. Практически все они отмечают деятельность британской администрации в период оккупации4, роль просветительского движения, развернувшегося в стране в конце XIX в., и, конечно, трансформацию социально-политической и экономической жизни на рубеже веков. Особое внимание уделяется порожденному вестернизацией египетского общества

3 Политический ислам - идеологическое направление, которое предполагает использование ислама в качестве источника политической идентичности. Общности людей и организации, стоящие на позициях политического ислама, выступают за трансформацию государства и общества в соответствии с принципами мусульманской религии.

4 В период с 1882 по 1914 г. Египет, оставаясь частью Османской империи, находился под контролем оккупировавшей его территорию Великобритании. Формально Долина Нила никогда не считалась колонией Лондона. Однако de facto вся власть в ней принадлежала английской администрации, которая осуществила ряд реформ в образовательной и гуманитарной сферах.

конфликту между традиционной религиозной и новой секулярной интеллигенцией, которая заявила о себе именно в межвоенный период. Этот конфликт остается неразрешенным и по сей день.

Объектом диссертационного исследования являются общественно-политические и идеологические школы и течения Египта. Предметом исследования выступают основные тенденции, повлиявшие на формирование и концептуальное наполнение ведущих направлений общественной мысли страны.

Цель исследования включает в себя описание социально-политической и экономической трансформации Египта в межвоенный период; выявление характерных для общественной мысли указанного периода тенденций; анализ возникших в это время в стране течений и направлений социальной философии.

В рамках диссертации решаются следующие задачи:

1) проанализировать последствия обретения Египтом частичного суверенитета после антибританских выступлений 1919 г., а также роль национально-освободительного движения и связанных с ним организаций в жизни страны в межвоенный период;

2) исследовать особенности националистической идеологии и ее влияние на формирование ряда направлений общественной мысли;

3) изучить экономическое и политическое состояние Египта в межвоенный период, продемонстрировать его связь с генезисом новых социально-философских школ;

4) выявить главные темы общественно-политических дискуссий, происходивших в публичном пространстве, показать различия во взглядах новой и традиционной интеллигенции Египта;

5) раскрыть содержание программ ряда социально-философских школ, которые оказывали наиболее серьезное влияние на умонастроения египтян в межвоенный период;

6) дать картину процесса зарождения возникших в 1920-30-е гг. коренных противоречий между новыми течениями общественной мысли.

Научная новизна и оригинальность диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые производится попытка системного анализа комплекса факторов, оказавших влияние на возникновение новых течений египетской общественной мысли в межвоенный период. Диссертант предлагает свой взгляд на особенности политического и социально-экономического развития Египта, показывает связь между модернизацией государственной системы и производства, вестернизацией повседневной жизни части городского общества и популяризацией таких направлений политической и социальной философии, как либеральный национализм, марксизм и политический ислам. В работе - также впервые в отечественной арабистике - одновременно рассматриваются особенности генезиса всех основных течений египетской общественно-политической мысли первой половины XX в. и первые попытки практического воплощения избранных идеалов в указанный период. Диссертант реконструирует контекст, в котором происходило зарождение различных школ, выявляет общие тенденции, характерные для, на первый взгляд, далеких друг от друга социально-философских школ. В исследовании в научный оборот вводится большой объем материалов на арабском языке, привлекаются работы видных египетских мыслителей, в том числе публицистического и художественного характера.

Положения диссертации позволяют во многом пересмотреть возникновение новых тенденций в общественной мысли Египта 1920-30-х гг. Также они дают возможность переосмыслить особенности исторического развития страны, происходивших и происходящих в ней общественных процессов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе работы результаты могут быть использованы в дальнейшем при изучении вопросов социально-политической и экономической трансформации египетского общества в межвоенный период, при детальном анализе отдельных направлений социальной философии Арабского мира, а также проблем модернизации и вестернизации в странах Азии и Африки.

Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена возможностью использовать его материалы при подготовке учебных курсов по

истории и общественно-политическому развитию стран Ближнего Востока и Северной Африки, пособий для вузов общегуманитарного и востоковедного профилей. Полученные в результате исследования выводы могут быть приняты во внимание государственными и общественными учреждениями, которые контактируют с Египтом и другими арабскими странами.

Географические рамки. В диссертационном исследовании были использованы материалы, касающиеся генезиса и становления ряда социально-политических философских школ, которые возникали, преимущественно, в крупнейших городах Долины Нила, - Каире, Александрии, - а также на берегу Суэцкого канала в Исмаилии.

Хронологические рамки диссертации включают период с момента начала антибританских выступлений (1919 г.) до начала Второй мировой войны (1939 г.). В исследовании присутствуют отсылки ко временам британской оккупации Египта, которые необходимы для всестороннего анализа процесса возникновения основных направлений общественной мысли в межвоенный период.

Исследование выполнено на основе системного и комплексного анализа различных по своему типу источников. При подготовке текста диссертации применялись общегуманитарные методы познания (обобщение, анализ, дедукция, индукция и др.). В качестве опоры диссертантом был избран принцип историзма, который предполагает рассматривать явления системно с позиции их изменчивости с течением времени. При создании структуры исследования был использован историко-генетический метод. Изучение политических, социально-экономических и культурных процессов в историческом контексте позволило применять подходы таких наук, как социология, экономика, политология, религиоведение и др.

Работы, которые составляют теоретико-методологическую базу диссертационного исследования, можно разделить на несколько категорий. В первую из них входят труды представителей школы «Анналов». Разработанный ее основателями комплексный методологический подход к изучению истории позволяет привлекать данные и наработки ряда смежных дисциплин, таких, как

экономика, социология, политология и др. Для настоящего диссертационного исследования наиболее важными являются работы представителя «второго поколения» школы Максима Родинсона5 - автора оригинальной концепции соотношения ислама и капиталистических отношений.

Ко второй категории относятся работы, посвященные исследованию повседневности. На современном этапе одной из основополагающих теорий daily life («повседневной жизни») является концепция «потребления как акта творчества» французского культуролога и социального философа Мишеля де Серто. В своих работах6 он развивает идею о том, что обычные люди -«потребители» - вынуждены подчиняться общим правилам и схемам, которые на уровне повседневной жизни заставляют их действовать определенным образом. При этом само потребление рассматривается М. де Серто как акт творчества и «скрытое производство», заключающееся в изобретаемых способах использования поступающей от доминирующих сил (властей) продукции.

В третью категорию входят исследования, в которых рассматриваются вопросы межцивилизационных контактов. Основоположником цивилизационной

п

теории выступил английский историк Арнольд Тойнби , предложивший в качестве главных критериев выделения цивилизации доминирующую религию и территориальный признак. Отдельного упоминания в рамках данной категории

о

заслуживают работы британо-американского историка Бернарда Льюиса, посвященные путям развития стран Востока и Запада и их культурным контактам.

Четвертую категорию составляют работы, затрагивающие проблему внедрения западных институтов и идеологических концептов в странах Востока. В диссертационном исследовании используются теоретические подходы

5 Rodinson M. Islam et Capitalisme. Paris: Le Seuil, 1966. 304 p.; Rodinson M. L'Islam: politique et croyance. Paris: Fayard, 1993. 330 p.

6 Де Серто М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина и Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 330 с.

7 Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад / пер. с англ. М.: АСТ, Астрель, Владимир: ВКТ, 2011. 318 с.

8 Льюис Б. Что не так? Пути Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм / пер. с англ. Т. Гутикова. М. : «Олимп-бизнес», 2003. 224 с.

ливанского исследователя Гассана Саламэ9 к вопросу демократии в арабских странах, наработки американского историка Авиэля Рошвальда10 в области изучения национализма в странах Ближнего Востока, а также выводы британского специалиста по истории Ближнего Востока Эли Кедури11 о роли Великобритании в истории Арабского мира.

Наконец, к пятой категории исследований относятся работы, в которых поднимаются общетеоретические вопросы, связанные со спецификой Египта в

упомянутых выше сферах. На теоретические положения диссертационного

12

исследования оказали влияние концептуальные взгляды В.Б. Луцкого , Ф.М. Ацамбы13 и Жака Куланда14. При рассмотрении истории национализма в Египте важными представляются наработки А.М. Голдобина15 и Джамала Мухаммада Ахмада16. Проблема эволюции исламской мысли и ее альтернатив анализируется

17

на основе теоретических положений, содержащихся в работах С.А. Кириллиной

18

и Чарльза Д. Смита . В контексте взаимосвязи генезиса новых направлений египетской общественной мысли и внутриполитического развития страны интерес представляют концепции Яакова М. Ландау19, Тарика ал-Бишри20 и Йунана

91

Лабиба Ризка .

9 Democracy without Democrats? The Renewal of Politics in the Muslim World. Ed. by Ghassan Salamé. London: I.B. Tauris, 1994. 352 p.

10 Roshwald A. The Endurance of Nationalism: Ancient Roots and Modern Dilemmas. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 362 p.; Roshwald A. Ethnic Nationalism and the Fall of Empires: Central Europe, Russia and the Middle East, 1914-1923. London: Routledge, 2011. 288 p.

11 Kedourie E. Arabic Political Memoirs and Other Studies. London: Routledge, 1974. 336 p.; Kedourie E. England and the Middle East. London: Bowes & Bowes, 1956. 236 p.

12 Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. М.: Наука, 1966. 372 с.

13 Ацамба Ф. М. Формирование рабочего класса в Египте и его экономическое положение (1914-1952). М.: Издательство Московского университета, 1960. 182 с.

14 Couland J. L'Éveil du Monde Arabe. Paris: Éditions sociales, 1964. 188 p.

15 Голдобин А. М. Египетская революция 1919 года. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1958. 96 с.; Голдобин А. М. Национально-освободительная борьба народа Египта. 1918-1936. М.: Наука, 1989. 325 с.

16 Ahmed J. M. The Intellectual Origins of Egyptian Nationalism. London: Oxford University Press, 1960. 135 p.

17 Кириллина С. А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX - начало XX в.). М.: Наука, 1989. 207 с.

18 Smith C. D. Islam and the Search for Social Order in Modern Egypt. Albany: State University of New York Press, 1983. 249 p.

19 Landau J. M. Parliaments and Parties in Egypt. London: Praeger, 1953. 212 p.

20Ал-Бишри, Тарик. Дирасат фи-д-димукратийа ал-мисрийа [Исследования по истории демократии в Египте]. Каир: Дар аш-шурук, 1987. 258 с.

21 Ризк, Йунан Лабиб. Ал-Ахзаб ал-мисрийа кабла саура 1952 [Египетские партии до революции 1952 г.]. Каир: Марказ ал-дирасат ас-сийасийа ва-л-истратиджийа би-л-Ахрам, 1977. 111 с.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. После обретения ограниченного суверенитета египетское общество

оказалось в совершенно новых для себя условиях. Доминирующей в сфере

22

публичной политики организацией стал Вафд . Особенность вафдистского движения состояла в том, что оно имело свою идеологию, но за ней не стояла общественная мысль. В результате, египетская интеллигенция довольно быстро покинула ряды Вафда и приступила к поискам наиболее подходящего для себя мировоззрения. Итогом этих поисков явилось возникновение либерального национализма, «западничества» и социализма.

2. В межвоенный период в Египте происходили модернизационные процессы, которые затронули практически все сферы жизни горожан. Облик крупных городских центров менялся, стремительно сближаясь с европейским. Однако были и те, для кого происходившая вестернизация была непонятна и неприемлема. Стекавшиеся в города крестьяне сталкивались с явлениями, которые очевидно противоречили исламским нормам и предписаниям - главному руководству в жизни абсолютного большинства египтян. Непонимание между отдельными слоями социума росло, порождая и подпитывая новые идеологические направления и общественные умонастроения.

3. Основной конфликт, развернувшийся в публичном пространстве в межвоенный период, заключался в столкновении новой секулярной интеллигенции и традиционных религиозных кругов Египта. В 20-30-е гг. XX в. между ними произошла серия конфликтов на почве идеологических противоречий. Именно они подтолкнули светскую интеллигенцию к размышлениям на тему реформы религиозных институтов и формированию современной секулярной модели мировоззрения.

4. Возникновение и развитие марксистских организаций Египта явилось логическим продолжением борьбы за национальную независимость. При этом

22 Вафд (араб. «делегация») - крупнейшее политическое движение в Египте межвоенного периода. Возникло в конце 1918 г. Основную цель лидеры движения видели в получении полного суверенитета. Подробнее об особенностях исторического контекста, в котором зародился Вафд, а также о его идеологии, методах борьбы и участии в политической жизни Египта см. главу 1.

созданию полноценной партии, вполне типичным для Востока образом, предшествовало появление первого профсоюзного объединения. Противостояние двух центров движения, - Каира и Александрии, - а также отсутствие единой линии участников марксистских кружков и сплоченной организации привели к закономерному итогу: скорому распаду движения на отдельные группы и конфликту с властями, положившему конец короткой истории партийной деятельности египетских левых сил.

5. Неспособность традиционных исламских институтов дать своевременный ответ на вызовы ускоренной модернизации и вестернизации общества, привела, в конечном итоге, к появлению концептуально новых исламских движений. Одним из них стали «Братья-мусульмане», которые потребовали возвращения к социальному и политическому идеалу времен пророка Мухаммада и отказу в повседневной жизни от «излишеств» западного мира.

Степень достоверности и апробация результатов исследования

Апробация основных положений диссертационного исследования была осуществлена в виде публикации тезисов и статей. Были опубликованы пять статей в рецензируемых научных изданиях, определенных п. 2.3. Положения о присуждении ученых степеней в МГУ имени М.В. Ломоносова. Отдельные положения обсуждались на международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (2018, 2020, МГУ имени М.В. Ломоносова).

Обзор источников

Использованные при подготовке диссертационного исследования источники можно разделить на следующие группы: 1) автобиографии и воспоминания; 2) философские труды; 3) работы на религиозную и околорелигиозную тематику; 4) проведенные современниками событий актуальные общественно-политические исследования; 5) сборники

публицистических работ; 6) материалы средств массовой информации; 7) произведения художественной литературы.

Категория автобиографии и воспоминания включает в себя произведения, авторы которых являлись видными общественными и политическими деятелями межвоенного периода истории Египта. Их непосредственная вовлеченность в происходившие в стране процессы позволяет провести полноценную реконструкцию развития государственной системы, а также основных течений общественной мысли, адептами которых они выступали. Несмотря на высокую степень информативности, работа с данной группой источников сопряжена с рядом трудностей. Оценочные суждения авторов часто субъективны. Наблюдается сознательное пренебрежение некоторыми обстоятельствами и факторами с целью убедить читателя в истинности одной конкретной точки зрения. Кроме того, в автобиографиях и воспоминаниях нередко обнаруживается предвзятость в отношении отдельных исторических персонажей. При этом она может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус».

Особую ценность для реконструкции общественных настроений и британской политики в отношении Египта во время Первой мировой войны

Л -5

(1914-1918) представляет автобиография Ахмада Лутфи ас- Сейида (18721963). Видный общественный деятель и просветитель, которого современники прозвали «учителем поколения», ас-Сейид был одним из тех, кто стоял у истоков вафдистского движения. В своих мемуарах он уделил большое внимание развитию англо-египетских отношений в первой четверти XX в. Ас-Сейид не

24

обошел стороной вопрос об установлении протектората Великобритании24 и предшествовавшего этому переговорного процесса. Будучи видным социальным мыслителем, он посчитал нужным добавить в текст автобиографии свои рассуждения на тему независимости и свободы, оказавшие заметное влияние на становление либерального национализма в Египте в 1920-е гг.

23 Ас-Сейид, Ахмад Лутфи. Киссат хайати [История моей жизни]. Каир: Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2013. 134 с.

24 Когда в ноябре 1914 г. Стамбул вступил в Первую мировую войну на стороне противников Антанты, Лондон ответил провозглашением британского протектората над Египтом. Подробнее об этом см. главу 1, раздел 2.

Воспоминания партийного функционера Фахри 'Абд ан- Нура25 (18811942) позволяют проследить развитие вафдистской идеологии и резкую радикализацию движения в период с 1918 по 1922 г., когда на смену умеренной риторике и готовности к диалогу с Лондоном пришло требование незамедлительно предоставить Египту полную независимость. Близкий к руководству Вафда политический деятель, 'Абд ан-Нур привел в своих мемуарах выдержки из внутренних документов, а также фрагменты переписки, выступлений и частных бесед Са'ада Заглула26. Особый интерес в рамках данного исследования представляет авторская оценка итогов работы конституционной

27

комиссии , участником которой являлся 'Абд ан-Нур.

Первый том воспоминаний публициста и политического деятеля

Л о

Мухаммада Хусейна Хейкала (1888-1956) представляет собой описание политических баталий, развернувшихся в Египте в 20-30-е гг. XX в. В отличие от большинства современников, он достаточно рано перешел в оппозицию Вафду и

29

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Федоров Николай Сергеевич, 2021 год

Источники

На французском языке 1. Kamel M. Égyptiens et Anglais / M. Kamel. - Paris : Librairie académique Didier - Émile Perrin, libraire-éditeur, 1906. - 330 p.

На английском языке

2. Lloyd, Lord. Egypt since Cromer. Vol. 2 / Lord Lloyd. - London - New York :

Macmillan Company, 1933. - 418 p.

3. Youssef Bey, Amine. Independent Egypt / Amine Youssef Bey. - London : John

Murray, 1940. - 272 p.

На арабском языке

4. 'Абд ан-Нур, Фахри. Музаккарат Фахри 'Абд ан-Нур [Воспоминания Фахри

'Абд ан-Нура] / Фахри 'Абд ан-Нур. - Каир : Дар аш-шурук, 1992. - 425 с.

5. 'Абд ар-Разик, 'Али. Ал-Ислам ва усул ал-хукм [Ислам и основы правления]

/ 'Али 'Абд ар-Разик. - Каир - Бейрут : Дар ал-китаб ал-мисри, 2012. - 140 с.

6. Ал-'Аккад, Аббас Махмуд. 'Абкарийат ал-ислах ва-т-та'лим. Ал-Имам

Мухаммад 'Абдо [Гениальность реформ и образования. Имам Мухаммад 'Абдо] / 'Аббас Махмуд ал-'Аккад. - Каир : Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2013. - 147 с.

7. Ал- 'Аккад, 'Аббас Махмуд. Ана [Я] / 'Аббас Махмуд ал-'Аккад. - Каир :

Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2013. - 209 с.

8. Ал-'Аккад, 'Аббас Махмуд. Иср ал-'араб фи-л-хадара урубийа [След арабов

в европейской цивилизации] / 'Аббас Махмуд ал-'Аккад. - Каир : Калимат ли-т-тарджама ва-н-нашр, 2013. - 131 с.

9. Ал-'Аккад, 'Аббас Махмуд. Са'ад Заглул за'им ас-саура [Са'ад Заглул -

лидер революции] / 'Аббас Махмуд ал-'Аккад. - Каир : Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2013. - 165 с.

10. Ал- 'Аккад, 'Аббас Махмуд. Ал-Фусул [Разделы] / 'Аббас Махмуд ал-'Аккад.

- Каир : Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2013. - 269 с.

11. Ал-'Аккад, 'Аббас Махмуд. Ал-Хукм ал-мутлак фи-л-карн ал-'ишрин

[Абсолютная власть в XX в.] / 'Аббас Махмуд ал-'Аккад. - Каир : Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2013. - 57 с.

12. Амин, Ахмад. Фаджр ал-ислам [На заре ислама] / Ахмад Амин. - Каир :

Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2012. - 330 с.

13. Амин, Ахмад. Хайати [Моя жизнь] / Ахмад Амин. - Каир : Му'ассасат

Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2011. - 227 с.

14. 'Ассаф, Махмуд. Ма'а-л-имам аш-шахид Хасан ал-Банна [Вместе с покойным имамом Хасаном ал-Банной] / Махмуд 'Ассаф. - Каир : Му'ассасат икра', 1993. - 344 с.

15. Ал-Банна, Хасан. Музаккарат ад-да'ва ва-д-ди'айа [Воспоминания о

миссионерской деятельности и пропаганде] / Хасан ал-Банна. - Каир : Мактабат ал-афак, 2012. - 338 с.

16. Ал-Банна, Хасан. Раса'ил ал-имам аш-шахид Хасан ал-Банна [Послания

покойного имама Хасана ал-Банны] / Хасан ал-Банна. - Каир, б.г. - 421 с.

17. Музаккарат лорд Киллеарн. 1934-1946 [Воспоминания лорда Киллеарна.

1934-1946] / Майлс Лэмпсон / пер. с англ. Сами Абу ан-Нура. - Каир : Мактабат Мадбули, 1993. - 415 с.

18. Муса, Салама. Ашхар ал-хутаб ва машахир ал-хутаба' [Самые знаменитые

публичные выступления и известные ораторы] / Салама Муса. - Каир : Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2011. - 118 с.

19. Муса, Салама. Ал-Иштиракийа [Социализм] / Салама Муса. - Каир :

Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2012. - 26 с.

20. Муса, Салама. Ал-Йаум в-ал-гадд [Сегодня и завтра] / Салама Муса. - Каир

: Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2019. - 152 с.

21. Муса, Салама. Назарийат ат-татаввур ва усул ал-инсан [Эволюционистская

теория и происхождение человека] / Салама Муса. - Каир : Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2012. - 225 с.

22. Муса, Салама. Тарбийат Салама Муса [Становление Саламы Мусы] /

Салама Муса. - Каир : Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2014.

- 230 с.

23. Ас-Сейид, Ахмад Лутфи. Киссат хайати [История моей жизни] / Ахмад

Лутфи ас-Сейид. - Каир : Му'ассасат Хиндави ли-та'лим ва-с-сакафа, 2013.

- 134 с.

24. Ал-Хаким, Тауфик. 'Аудат ар-рух [Возвращение духа] / Тауфик ал-Хаким. -

Каир : Мактабат ал-адаб би-л-Джамамиз, 1957. - 516 с.

25. Ал-Хаким, Тауфик. Ахл ал-кахф [Обитатели пещеры] / Тауфик ал-Хаким. -

Каир : Дар аш-шурук, 2004. - 135 с.

26. Ал-Хаким, Тауфик. Шаджрат ал-хукм ас-сийаси фи Миср: 1919-1979 [Древо

политической власти в Египте: 1919-1979] / Тауфик ал-Хаким. - Каир : Мактабат ал-адаб, 1985. - 611 с.

27. Хафиз, 'Аббас. Батал ан-нахда ал-мисрийа ал-кубра Са'ад Заглул баша

[Герой египетского возрождения Са'ад Заглул-паша] / 'Аббас Хафиз. -Каир : Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2013. - 56 с.

28. Хафиз, 'Аббас. Мустафа ан-Наххас. Аз-за'ама ва-з-за'им [Мустафа ан-

Наххас. Лидер и лидерство] / 'Аббас Хафиз. - Каир : Китаб ал-Вафд, 2001.

- 243 с.

29. Хафиз, 'Аббас. Нахдат Миср [Возрождение Египта] / 'Аббас Хафиз. - Каир :

Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2013. - 116 с.

30. Хейкал, Мухаммад Хусейн. Музаккарат фи-с-сийаса ал-мисрийа

[Воспоминания о египетской политической жизни]. Т. 1 / Мухаммад Хусейн Хейкал. - Каир : Дар ал-ма'ариф, 1951. - 361 с.

31. Хейкал, Мухаммад Хусейн. Тараджим мисрийа ва гарбийа [Западные и

египетские жизнеописания] / Мухаммад Хусейн Хейкал. - Каир : Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2014. - 255 с.

32. Хейкал, Мухаммад Хусейн. Хайат Мухаммад [Жизнь Мухаммада] /

Мухаммад Хусейн Хейкал. - Каир : Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2014. - 540 с.

33. Хейкал, Мухаммад Хусейн. Аш-Шарк ал-джадид [Новый Восток] /

Мухаммад Хусейн Хейкал. - Каир : Мактабат ан-нахда ал-мисрийа, 2001. -304 с.

34. Хусейн, Таха. Ал-Айам [Дни] / Таха Хусейн. - Каир : Марказ ал-Ахрам ли-т-

тарджама ва-н-нашр, 1992. - 520 с.

35. Хусейн, Таха. Кадат ал-фикр [Лидеры мысли] / Таха Хусейн. - Каир :

Му'ассасат Хиндави ли-т-та'лим ва-с-сакафа, 2013. - 91 с.

36. Хусейн, Таха. Мустакбал ас-сакафа фи Миср [Будущее культуры в Египте] /

Таха Хусейн. - Каир : Дар ал-ма'ариф, 2015. - 304 с.

37. Хусейн, Таха. Фи-ш-ши'р ал-джахили [О доисламской поэзии] / Таха

Хусейн. - Суса : Дар ал-ма'ариф ли-т-та'лим ва-н-нашр, 1998. - 196 с.

38. Хусейн, Таха. Хадис ал-маса' [Вечерний разговор] / Таха Хусейн. - Каир :

Дар ал-'араб, 1983. - 238 с.

39. Шафик, Ахмад. Музаккарати фи нисф карн [Мои воспоминания длинной в

полвека]. Т. 4 / Ахмад Шафик. - Каир : Ал-Хай'а ал-мисрийа ал-'амма ли-л-китаб, 1999. - 367 с.

40. Шафик, Ахмад. Хаулийат Миср ас-сийасийа [События, произошедшие в

политической жизни Египта за год]. Т. 2-3, 5, 7 / Ахмад Шафик. - Каир : Ал-Хай'а ал-мисрийа ал-'амма ли-л-китаб, 2012-2014. Т. 2 : События политической жизни 1921-1922 гг. - 693 с. Т. 3 : События политической жизни 1922 г. - 685 с. Т. 5 : События политической жизни 1925 г. - 961 с. Т. 7 : События политической жизни 1927 г. - 686 с.

Литература

На русском языке

41. Ацамба Ф. М. Формирование рабочего класса в Египте и его экономическое

положение (1914-1952) / Ф. М. Ацамба. - М. : Издательство Московского университета, 1960. - 182 с.

42. Алъ-Барави, Рашид. Экономическое развитие Египта в Новое время / Рашид

аль-Барави, Мухаммед Хамза Улейш / пер. с араб. Х. Селямы и Д. Юсупова. - М. : Издательство иностранной литературы, 1954. - 300 с.

43. Беляков В. В. Русские политэмигранты в Египте в начале XX века / В. В.

Беляков // Восточный архив. - М. : Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения Российской академии наук, 2008. - № 17. - С. 46-53.

44. Голдобин А. М. Египетская революция 1919 года / А. М. Голдобин. - Л. :

Издательство Ленинградского университета, 1958. - 96 с.

45. Голдобин А. М. Национально-освободительная борьба народа Египта. 1918-

1936 / А. М. Голдобин. - М. : Наука, 1989. - 325 с.

46. Горячкин Г. В. Русская Александрия : Судьбы эмиграции в Египте / Г. В.

Горячкин. - М. : Русский путь, 2010. - 324 с.

47. Еремеев Д. Е. Ислам : образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. - М. :

Политиздат, 1990. - 288 с.

48. Зеленев Е. И. Египет / Е. И. Зеленев. - СПб : Издательство СПбГУ, 2004. -

352 с.

49. Ибрагимов И. Э. Модели самоидентификации в Египте в межвоенный

период (1919-1939) / И. Э. Ибрагимов, А. А. Куделин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. -М. : Изд-во РУДН, 2018. - Т. 10. - № 4. - С. 355-370.

50. Килъберг Х. И. Египет в борьбе за независимость / Х. И. Кильберг. - Л. :

Издательство Ленинградского государственного университета, 1950. - 96 с.

51. Кириллина С. А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX

- начало XX в.) / С. А. Кириллина. - М. : Наука, 1989. - 207 с.

52. Косач Г. Г. Коминтерн и коммунистические партии арабских стран в 20-30-

х годах / Г. Г. Косач // Коминтерн и Восток. Критика критики. - М. : Главная редакция восточной литературы, 1978. - С. 296-344.

53. Косач Г. Г. Красный флаг над Ближним Востоком? / Г. Г. Косач. - М. :

Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. -419 с.

54. Кошелев В. С. Египет : от Ораби-паши до Саада Заглула (1879-1924) / В. С.

Кошелев. - М. : Наука, 1992. - 287 с.

55. Ланда Р. Г. Политический ислам : предварительные итоги / Р. Г. Ланда. - М.

: Институт Ближнего Востока, 2005. - 285 с.

56. Левин З. И. Арабские вольнодумцы XX столетия / З. И. Левин // Религия и

секуляризм на Востоке. - М. : Наука, 1993. - С. 91-104.

57. Левин З. И. Развитие арабской общественной мысли. 1917-1945 / З. И.

Левин. - М. : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979. - 198 с.

58. Левин З. И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный

период. Х1Х-ХХ вв. / З. И. Левин. - М. : Наука, 1993. - 245 с.

59. Левин З. И. Рыцарь свободной мысли / З. И. Левин. - М. : Институт

востоковедения РАН, 1998. - 88 с.

60. Левин И. Египет / И. Левин. - М. : Соцэкгиз, 1937. - 131 с.

61. Луцкий В. Б. Новая история арабских стран / В. Б. Луцкий. - М. : Наука,

1966. - 372 с.

62. Льюис Б. Что не так? Пути Запада и Ближнего Востока : прогресс и

традиционализм / Б. Льюис / пер. с англ. Т. Гутикова. - М. : «Олимп-бизнес», 2003. - 224 с.

63. Микульский В. Д. «Ассоциация братьев-мусульман» в Египте и ее

социально-политическая доктрина / В. Д. Микульский // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 1. Часть 2. - М. : ООО ИД «МедиаПром», 2009. - С. 241-253.

64. Милославская Т. П. Начальный этап деятельности ассоциации «Братьев-

мусульман» / Т. П. Милославская // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1982. - М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. - С. 86-98.

65. Ражбадинов М. З. Египетское движение «Братьев-мусульман». / М. З.

Ражбадинов. - М. : Институт востоковедения РАН, Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004. - 432 с.

66. Роган Ю. Арабы. История. XVI-XXI вв. / Ю. Роган / пер. с англ. И.

Евстигнеевой. - М. : Альпина нон-фикшн, 2020. - 768 с.

67. Ротштейн Ф. А. Захват и закабаление Египта / Ф. А. Ротштейн. - М. :

Издательство восточной литературы, 1959. - 370 с.

68. Сейранян Б. Г. Эволюция социальной структуры стран Арабского Востока :

Земельная аристократия в XIX в. - 60-е годы XX в. / Б. Г. Сейранян. - М. : Наука, 1991. - 355 с.

69. Де Серто М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / М. де

Серто / пер. с фр. Д. Калугина и Н. Мовниной. - СПб. : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 330 с.

70. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад / А. Дж.

Тойнби / пер. с англ. - М. : АСТ, Астрель, Владимир: ВКТ, 2011. - 318 с.

71. Федоров Н. С. Дискуссии о пути развития Египта в межвоенный период

(1919-1939) : аргументы «западников» (на примере работ Тахи Хусейна и Саламы Мусы) / Н. С. Федоров // Клио. - СПб. : Издательство Полторак, 2020. - № 3. - С. 55-59.

72. Федоров Н. С. Египетские интеллектуалы первой трети XX в. о месте

ислама и исламских институтов в развитии страны / Н. С. Федоров // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2020. - № 1. - С. 138-149.

73. Федоров Н. С. Либеральное течение общественной мысли о реформе

религиозного образования в Египте в межвоенный период (1919-1939) / Н. С. Федоров // Историческая и социально-образовательная мысль. -

Краснодар : Редакция журнала «Историческая и социально-образовательная мысль», 2019. - Том 11. - № 6. - С. 61-69.

74. Федоров Н. С. Начальный этап деятельности организации «Братья-

мусульмане» : от политической самоизоляции к требованию создать «исламскую партию» / Н. С. Федоров // Исторический журнал: научные исследования. - М. : ООО «НБ-Медиа», 2020. - № 5. - С. 1-8.

75. Федоров Н. С. От компромисса к нонконформизму : влияние

революционных выступлений 1919 г. на радикализацию вафдистского движения в Египте / Н. С. Федоров // Исторический журнал: научные исследования. - М. : ООО «НБ-Медиа», 2020. - № 3. - С. 12-19.

76. Фридман Л. А. Капиталистическое развитие Египта (1882-1939) / Л. А.

Фридман. - М.: Издательство Московского университета, 1963. - 366 с.

77. Черновская В. В. Формирование египетской интеллигенции в XIX - первой

половине XX в. / В. В. Черновская. - М. : Наука, 1979. - 162 с.

78. Шами А. Коммунистическая партия Египта / А. Шами. - М. - Л. :

Московский рабочий, 1929. - 64 с.

На французском языке

79. Couland J. L'Éveil du Monde Arabe / J. Couland. - Paris : Éditions sociales,

1964. - 188 p.

80. L'Égypte Indépendante / par Groupe d'Études de l'Islam. - Paris : Broché, 1938.

- 356 p.

81. Gaulis B.-G. Le Nationalisme égyptien / B.-G. Gaulis. - Nancy - Paris -

Strasbourg : Berger-Levrault, éditeurs, 1928. - 205 p.

82. Ghali I. A. L'Égypte Nationaliste et Libérale. De Moustapha Kamel à Saad

Zagloul (1892-1927) / I. A. Ghali. - La Haye : Martinus Nijhoff, 1969. - 401 p.

83. Raymond A. Le Caire / A. Raymond. - Paris : Fayard, 1993. - 428 p.

84. Rodinson M. Islam et Capitalisme / M. Rodinson. - Paris : Le Seuil, 1966. - 304

p.

85. Rodinson M. L'Islam : politique et croyance / M. Rodinson. - Paris : Fayard, 1993. - 330 p.

На английском языке

86. Agwani M. S. Communism in the Arab East / M. S. Agwani. - New York : Asia

Publishing House, 1969. - 259 p.

87. Ahmed J. M. The Intellectual Origins of Egyptian Nationalism / J. M. Ahmed. -

London : Oxford University Press, 1960. - 135 p.

88. Belkeziz A. The State in Contemporary Islamic Thought / A. Belkeziz. - London :

I.B. Tauris, 2009. - 256 p.

89. Black A. The History of Islamic Political Thought / A. Black. - Edinburgh :

Edinburgh University Press, 2011. - 416 p.

90. Cachia P. Taha Husayn : His Place in the Egyptian Literary Renaissance / P.

Cachia. - London : Luzac, 1956. - 260 p.

91. The Cambridge History of Egypt. Vol. 2 / Ed. by M. W. Daly. - Cambridge :

Cambridge University Press, 2008. - 480 p.

92. Crouchley A. E. The Economic Development of Modern Egypt / A. E. Crouchley.

- London - New York - Toronto : Longmans, Green and Co, 1938. - 256 p.

93. Davis E. Challenging Colonialism : Bank Misr and Egyptian Industrialization / E.

Davis. - Princeton : Princeton University Press, 2016. - 254 p.

94. Dawisha A. Arab Nationalism in the Twentieth Century. From Triumph to

Despair / A. Dawisha. - Princeton - Oxford : Princeton University Press, 2003.

- 352 p.

95. Democracy without Democrats? The Renewal of Politics in the Muslim World /

Ed. by Ghassan Salame. - London : I.B. Tauris, 1994. - 352 p.

96. Enayat H. Modern Islamic Political Thought / H. Enayat. - London : The

Macmillan Press LTD, 1982. - 300 p.

97. Essays in Arabic Literary Biography. 1850-1950 / Ed. by R. Allen. Wiesbaden :

Harrassowitz Verlag, 2010. - 402 p.

98. Gershoni I. Egypt, Islam and Arabs. The Search for Egyptian Nationhood, 1900-

1930 / I. Gershoni, J. P. Jankowski. - New York - Oxford : Oxford University Press, 1986. - 364 p.

99. Harris C. P. Nationalism and Revolution in Egypt: the Role of the Muslim

Brotherhood / C. P. Harris. - The Hague - London - Paris : Mouton & Co, 1964. - 277 p.

100. Hourani A. Arabic Thought in the Liberal Age. 1798-1939 / A. Hourani. -Cambridge : Cambridge University Press, 1983. - 406 p.

101. Ismael, Tareq Y. The Communist Movement in Egypt, 1920-1988 / Tareq Y. Ismael, Rifa'at El-Sa'id. - Syracuse - New York : Syracuse University Press, 1990. - 218 p.

102. Issawi C. Egypt : an Economic and Social Analysis / C. Issawi. - London - New York - Toronto : Oxford University Press, 1947. - 219 p.

103. Issawi C. Egypt in Revolution : an Economic Analysis / C. Issawi. - London : Oxford University Press, 1963. - 357 p.

104. Kedourie E. Arabic Political Memoirs and Other Studies / E. Kedourie. -London : Routledge, 1974. - 336 p.

105. Kedourie E. England and the Middle East / E. Kedourie. - London : Bowes & Bowes, 1956. - 236 p.

106. Landau J. M. Parliaments and Parties in Egypt / J. M. Landau. - London : Praeger, 1953. - 212 p.

107. Little T. Modern Egypt / T. Little. - London : Benn, 1967. - 300 p.

108. Mitchell R. P. The Society of Muslim Brothers / R. P. Mitchell. - London : Oxford University Press, 1969. - 349 p.

109. Political and Social Change in Modern Egypt / Ed. by P. M. Holt. - London : Oxford University Press, 1968. - 400 p.

110. Re-Envisioning Egypt: 1919-1952 / Ed. by A. Goldschmidt, A. J. Johnson, B. A. Salmoni. - Cairo - New York : American University in Cairo Press, 2005. - 528 p.

111. Roshwald A. The Endurance of Nationalism : Ancient Roots and Modern Dilemmas / A. Roshwald. - Cambridge : Cambridge University Press, 2006. -362 p.

112. Roshwald A. Ethnic Nationalism and the Fall of Empires : Central Europe, Russia and the Middle East, 1914-1923 / A. Roshwald. - London : Routledge, 2011. - 288 p.

113. Safran N. Egypt in Search of Political Community / N. Safran. - Cambridge : Harvard University Press, 1961. - 320 p.

114. Al-Sayyid-Marsot A. L. Egypt's Liberal Experiment : 1922-1936 / A. L. al-Sayyid-Marsot. - Berkley - Los Angeles - London : University of California Press, 1977. - 276 p.

115. Al-Sayyid-Marsot A. L. A History of Egypt : From the Arab Conquest to the Present / A. L. al-Sayyid-Marsot. - Cambridge : Cambridge University Press, 2007. - 198 p.

116. Smith C. D. Islam and the Search for Social Order in Modern Egypt / C. D. Smith. - Albany : State University of New York Press, 1983. - 249 p.

117. Vatikiotis P. J. The History of Modern Egypt. From Muhammad Ali to Mubarak / P. J. Vatikiotis. - Baltimore : The John Hopkins University Press, 1991. - 572 p.

118. Yapp M. E. The Making of the Modern Near East : 1792-1923 / M. E. Yapp. -London : Routledge, 1987. - 416 p.

119. Yousef H. A. Composing Egypt. Reading, Writing, and the Emergence of a Modern Nation, 1870-1930 / H. A. Yousef. - Stanford : Stanford University Press, 2016. - 264 p.

На арабском языке

120. 'Аббас, Ра'уф. Ал-Харака ал-'уммалийа фи Миср. 1899-1952. [Рабочее движение в Египте. 1899-1952] / Ра'уф 'Аббас. - Каир : Ал-Маджлис ал-а'ла ли-с-сакафа, 2016. - 407 с.

121. Ал-Басйуни, Ахмад Дувейдар. Ат-Та'лим фи Миср [Образование в Египте] / Ахмад Дувейдар ал-Басйуни. - Каир : Марказ ал-Ахрам ли-нашр, 2015. -280 с.

122. Ал-Бишри, Тарик. Дирасат фи-д-димукратийа ал-мисрийа [Исследования по истории демократии в Египте] / Тарик ал-Бишри. - Каир : Дар аш-шурук, 1987. - 258 с.

123. Ал-Бишри, Тарик. Са'ад Заглул йуфавид ал-исти'мар [Переговоры Са'ада Заглула с колониалистами] / Тарик ал-Бишри. - Каир : Дар аш-шурук, 2011. - 215 с.

124. Ал-Бишри, Тарик. Шахсийат тарихийа [Исторические личности] / Тарик ал-Бишри. - Каир : Дар ал-Хилал, 1996. - 300 с.

125. Ал-Джунди, Анвар. Таха Хусейн. Хайатах ва фикарах фи мизан ал-ислам [Таха Хусейн. Взгляд на его жизнь и идеи с позиций ислама] / Анвар ал-Джунди. - Каир : Дар ал-и'тисам, 1977. - 256 с.

126. 'Имарат, Мухаммад. Ма'ракат ал-ислам ва усул ал-хукм [Борьба вокруг «Ислама и основ правления»] / Мухаммад 'Имарат. - Каир : Дар аш-шурук, 1997. - 430 с.

127. Йасин, Абд ал-Кадир. Ал-Харака аш-шуйу'ийа ал-мисрийа [Коммунистическое движение Египта] / 'Абд ал-Кадир Йасин. - Каир : Ал-Хай'а ал-мисрийа ал-'амма ли-л-китаб, 2012. - 207 с.

128. Йахйа, Джалал. Ал-Вафд ал-мисри. 1919-1952 [Египетский Вафд. 19191952] / Джалал Йахйа, На'им Халид. - Каир : Ал-Мактаб ал-джами'и ал-хадис, 1984. - 525 с.

129. Йусуф, Ас-Сейид. Ал-Ихван ал-муслимун ва джузур ат-татарруф ад-дини ва-л-ирхаб фи Миср [«Братья-мусульмане» и корни религиозного экстремизма и терроризма в Египте] / Ас-Сейид Йусуф. - Каир : Ал-Хай'а ал-мисрийа ал-'амма ли-л-китаб, 2015. - 738 с.

130. Коломб М. Татаввур Миср [Развитие Египта] / М. Коломб / пер. с фр. Зухейра аш-Ша'иба. - Каир : Мактабат Мадбули, 1958. - 311 с.

131. Ал-Магриби, Завват 'Урфан. Хай'ат кибар ал-'улама' (1911-1961) [Совет высших улама (1911-1961)] / Завват 'Урфан ал-Магриби. - Каир : Ал-Хай'а ал-мисрийа ал-'амма ли-л-китаб, 2012. - 553 с.

132. Ал-Марджи' фи тарих Миср ал-хадис ва-л-му'асир [Справочник по новой и новейшей истории Египта] / Под ред. Йунана Лабиба Ризка. - Каир : Ал-Маджлис ал-а'ла ли-с-сакафа, 2009. - 681 с.

133. Махмуд, Хафиз. Тала'ат Харб [Тала'ат Харб] / Хафиз Махмуд. - Каир : Матба'ат Миср, 1936. - 202 с.

134. Мухаммад, Мухаммад Хамид. Кира'а фи фикр ан-нухба [Чтения о воззрениях элит] / Мухаммад Хамид Мухаммад. - Каир, Б.г. - 430 с.

135. Ан-Намнам, Хилми. Хасан ал-Банна аллази ла йа'рафух ахад [Хасан ал-Банна, каким его не знал никто] / Хилми ан-Намнам. - Каир : Мактабат Мадбули, 2013. - 259 с.

136. Рамадан, 'Абд ал-'Азим. Татаввур ал-харака ал-ватанийа фи Миср. 19181936 [Развитие националистического движения в Египте. 1918-1936]. Т. 1 / 'Абд ал-'Азим Рамадан. - Каир : Ал-Хай'а ал-мисрийа ал-'амма ли-л-китаб, 1998. - 414 с.

137. Ар-Рафи'и, 'Абд ар-Рахман. Фи а'каб ас-саура ал-мисрийа [После египетской революции]. Т. 1-3 / 'Абд ар-Рахман ар-Рафи'и. - Каир : Дар ал-ма'ариф, 1987-1989.

Т. 1 : Национальная история Египта в период с 1921 по 1927 г. - 417 с.

Т. 2 : Национальная история Египта в период с 1927 по 1936 г. - 400 с.

Т. 3 : Национальная история Египта в период с 1936 по 1951 г. - 356 с.

138. Ризк, Йунан Лабиб. Ал-Ахзаб ал-мисрийа кабла саура 1952 [Египетские партии до революции 1952 г.] / Йунан Лабиб Ризк. - Каир : Марказ ал-дирасат ас-сийасийа ва-л-истратиджийа би-л-Ахрам, 1977. - 111 с.

139. Ризк, Йунан Лабиб. Тарих ал-визарат ал-мисрийа [История кабинетов министров Египта] / Йунан Лабиб Ризк. - Каир : Марказ ал-дирасат ас-сийасийа ва-л-истратиджийа би-л-Ахрам, 1975. - 542 с.

140. Ризк, Йунан Лабиб. Фу'ад ал-аввал [Фу'ад I] / Йунан Лабиб Ризк. - Каир : Дар аш-шурук, 2008. - 216 с.

141. Aс-Саíид, Риф'ат. Тарих ал-харака ал-иштиракийа фи Миср : 1900-1925 [История социалистического движения в Египте : 1900-1925] / Риф'ат ас-Са'ид. - Каир : Дар ас-сакафа ал-джадида, 1981. - 351 с.

142. Aс-Са'ид, Риф'ат. Хасан ал-Банна. Мата, кейфа, лимаза? [Хасан ал-Банна. Когда, как и почему?] / Риф'ат ас-Са'ид. - Каир : Дар ат-тали'а ал-джадида, 1997. - 287 с.

143. Ас-Са'ид, Риф'ат. Хасан ал-Банна. Аш-шейх ал-мусаллах [Хасан ал-Банна. Вооруженный шейх] / Риф'ат ас-Са'ид. - Каир : Дар Ахбар ал-йаум, 2005. - 317 с.

144. Саррадж ад-Дин, 'Аватиф. Айам фи закират ал-мисрийин [Дни, оставившие след в памяти египтян] / 'Аватиф Саррадж ад-Дин. - Каир : Марказ ал-Ахрам ли-н-нашр, 2016. - 471 с.

145. Тала'ат, 'Амр Самих. Са'адийун ам 'адлийун? Вафак ва шакак [Сторонники Са'ада Заглула или сторонники 'Адли Йакина? Согласие и раздор] / 'Амр Самих Тала'ат. - Каир : Дар аш-шурук, 2010. - 602 с.

146. Шакир, Сафа'. Исма'ил Сидки [Исма'ил Сидки] / Сафа' Шакир. - Каир : Дар аш-шурук, 2008. - 181 с.

147. Шалби, 'Али. Азмат ал-касад ал-'алами ал-кабир [Большой мировой экономический кризис] / 'Али Шалби. - Каир : Дар аш-шурук, 2006. - 226 с.

148. Аш-Шарбини, Ахмад. Ал-Иктисад ал-мисри [Экономика Египта] / Ахмад аш-Шарбини. - Каир : Дар аш-шурук, 2008. - 166 с.

149. Аш-Шаххат, Са'ид. Зат йаум... Йаумийат алф 'ам ва аксар [Однажды... Дневник длинною в тысячу лет и больше] / Са'ид аш-Шаххат. - Каир : Ал-Хай'а ал-мисрийа ал-'амма ли-л-китаб, 2015. - 818 с.

150. Шибли, Хейри. Мухакамат Таха Хусейн [Судебный процесс по делу Тахи Хусейна] / Хейри Шибли. - Каир : Му'ассасат ал-ма'ариф ли-т-тиба'а ва-н-нашр, 1993. - 102 с.

151. Аш-Шилк, Ахмад Закарийа. Хизб ал-Ахрар ад-дустурийин. 1922-1953 [Либерально-конституционная партия. 1922-1953] / Ахмад Закарийа аш-Шилк. - Каир : Дар ал-ма'ариф, 1982. - 545 с.

Периодика

На арабском языке

152. Ал-Ахрам (Каир).

153. Ал-Лата'иф ал-мусаввара (Каир).

154. Ал-Мусаввар (Каир).

155. Ас-Сийаса (Каир).

156. Ал-Хилал (Каир).

780

Приложение № 1. Са'ад Заглул (справа) и 'Адли Йакин (1920-е гг.)

780 Тала 'ат, 'Амр Самих. Са'адийун ам 'адлийун? Вафак ва шакак [Сторонники Са'ада Заглула или сторонники 'Адли Йакина? Согласие и раздор]. Каир: Дар аш-шурук, 2010.

781

Приложение № 2. Карикатура «Театр переговоров» (1924 г.)

781 Ал-Лата'иф ал-мусаввара. № 500 от 08.09.1924.

782

Приложение № 3. Мустафа ан-Наххас (справа) и король Фу'ад I (1930-е гг.)

783

Приложение № 4. Модельный ряд фотоаппаратов фирмы Kodak (1930-е гг.)

783 Ал-Ахрам. № 16312 от 07.05.1930.

Приложение № 5.

пол

Реклама виски (1920-е гг.)

784 Ал-Мусаввар. № 154 от 23.09.1927; № 146 от 29.07.27.

785

Приложение № 6. Реклама магазина мужского костюма (1930-е гг.)

785 Ал-Ахрам. № 18474 от 19.05.1936.

786

Приложение № 7. Реклама женских чулок (1925 г.)

786 Ал-Мусаввар. № 55 от 30.10.25.

787

Приложение № 8. Реклама автомобиля Citroën (1920-е гг.)

787 Ал-Мусаввар. № 261 от 11.10.1929.

788

Приложение № 9. Таха Хусейн с супругой (1920-е гг.)

788 Режим доступа - https://www.hindawi.org/books/90797364/20/ (Дата обращения 30.08.2020).

789

Приложение № 10. Хасан ал-Банна (1940-е гг.)

Г

789 Режим доступа - https://mugtama.com/ntellectual/item/82417-2019-02-12-11-31-08.html (Дата обращения 30.08.2020).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.