Влияние двуязычия на этноидентичность этнофоров и их представления о культурных ценностях этнических соседей в Татарстане тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Волчкова, Елена Эдуардовна

  • Волчкова, Елена Эдуардовна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2007, Самара
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 122
Волчкова, Елена Эдуардовна. Влияние двуязычия на этноидентичность этнофоров и их представления о культурных ценностях этнических соседей в Татарстане: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Самара. 2007. 122 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Волчкова, Елена Эдуардовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Генезис представлений о ценностях и этноидентичности.

1.1. Развитие представлений о ценностях в философии.

1.2. Психологическая природа ценностей.

1.3. Ценностные ориентации.

Основное ценностное отношение.

1.4. Культурно-ценностные ориентации.

1.5. Развитие представлений об этноидентичности.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение взаимных представлений этнофоров о культурно-ценностных ориентациях и этноидентичности этнических соседей в Татарстане.

2.1. Методики исследования и структура выборки.

2.2. Особенности кросскультурных представлений титульных народов.

2.2.1. Взаимные представления интеллигенции о культурно-ценностных ориентациях этнического соседа.

2.2.2. Взаимные представления рабочих и служащих о культурно-ценностных ориентациях этнического соседа.

2.2.3. Этноидентичность русских и татар Татарстана.

2.2.4. Корреляционные плеяды этноидентичности с культурно-ценностными ориентациями русских и татар Татарстана.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние двуязычия на этноидентичность этнофоров и их представления о культурных ценностях этнических соседей в Татарстане»

Актуальность исследования и постановка проблемы. Татарстан относится к числу полиэтничных регионов России. В нем проживают представители 115 национальностей, среди которых русские и татары составляют 95 процентов (по данным переписи 2002 г.).

Распад СССР и смена общественно-политического устройства актуализировали вопрос переоценки ценностей, декларировавшихся при социализме разными социальными слоями многонациональной республики.

Конституционально зафиксированное государственное двуязычие в Татарстане способствовало нейтрализации нараставшей в 1992 г. межэтнической напряженности. Республика не распалась на национальные образования. "Феномен Татарстана" привлек внимание многочисленных исследователей. Изучалась устойчивость межнациональных и межконфессиональных отношений в разных аспектах (Б.С.Алишев, 2000; А.В.Качкин, 1997; К.Каариайнен, 1999; К.В.Коростелина, 1996; В.С.Мухина, 2002; Ю.П. Платонов, 2002; Л.В.Сагитова, 2001; Т.Г. Стефаненко, 1999; Д.Е.Фурман, 1987; В.В.Шарапов, 2005).

В то же время, влияние государственного двуязычия на осознание этнофором своей этнопринадлежности и ориентация на национально-культурные ценности остается дискуссионным. Имеющиеся эмпирические сведения фрагментарны и случайны.

Многоязычие в полингвальном обществе всегда взаимовлияло на судьбы соседствующих народов. В билингвальной среде зафиксирован гигантский общественно-исторический опыт. В нем • присутствуют многообразные, соответствующие билингвалам способы социализации: верования, традиции, установки, культурные ценности, предметы искусства, языковые значения. Все это определяет специфику этноидентичности и культурно-ценностных ориентаций этнофора, социализировавшегося в билингвальной среде. Существовавшая при социализме, политическая концепция единой общности - "советский народ", не выдержала испытаний временем. Народы СССР стали возвращаться к своим исторически i сложившимся национальным ценностям.

Проблема заключается в том, что этнофоры, социализировавшиеся в монолингвальной национальной среде, вынуждены ресоциализироваться и изменять свои устоявшиеся культурные ценности, оказавшись в урбанизированной билингвальной среде. Они испытывают внутриличностный конфликт, для нейтрализации которого ограничивают общение внутри своей диаспоры.

Объект исследования: этноидентичность этнофоров и их представления о культурно-ценностных ориентациях этнических соседей в Татарстане.

Предмет исследования: влияние билингвизма (двуязычия) на этноидентичность и на взаимные представления русских и татар о культурных ценностях в Татарстане.

Цель исследования: определить влияние билингвизма на этноидентичность и на представления о культурно-ценностных ориентациях этнических соседей, проживающих в многоязычной среде.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ и определить взаимосвязь понятий ценности, ценностных ориентаций и культурно-ценностных ориентаций личности.

2. Эмпирически исследовать функциональные ценности разных социальных слоев русских и татар, проживающих в Татарстане.

3. Эмпирически установить влияние этнического самоопределения этих народов на их культурно-ценностные ориентации.

4. Провести сравнительно-сопоставительный анализ культурно-ценностных ориентации этнофоров, прошедших социализацию в би- и монолингвальной среде.

Гипотеза исследования: многоязыковая социальная среда расширяет представления о культурно-ценностных ориентациях проживающих в ней этнофоров и обостряет рефлексию их этнической принадлежности.

Методологическую основу исследования составили:

- концепция культурных синдромов (аллоцентризма - идеоцентризма) в этноаффилиативных тенденциях этнофоров [H.Triandis, 1985, 1986; T.J.Scheff, 1994];

- обоснованные индикаторы групповой сплоченности [Г.М.Андреева, 1997; А.И.Донцов, 1979] в контексте межэтнических отношений;

-концепции национального самосознания [Л.И.Дробижева, 1985], этноидентичности и культурных границ [В.А.Тишков, 1997], межэтнической . напряженности [Г.У.Солдатова, 1998];

- философско-психологические взгляды на функции , ценностей в психоаналитическом [З.Фрейд, 1991; Э.Фромм, 1993] и гуманистическом направлениях [K.Kluckhohn, 1951; M.Rokeach, 1973; S.H.Schwartz, 2001; Б.С.Алишев, 2000; В.М.Бызова, 1998; Н.А.Журавл^а, 2006; Н.М.Лебедева, 2000; С.В.Лурье, 1989; Ю.А.Шерковин, 1987; М.С.Яницкий, 2000 и др.]

Методы исследования:

1. Теоретико-психологичексий анализ философской, исторической, антропологической, социально - психологической, этносоциальной • литературы по проблеме ценностей, ценностных ориентаций, взаимосвязи культурно-ценностных ориентаций с этноидентификацией этнофоров.

2. Кросскультурное исследование культурно-ценностных ориентаций и этноидентичность русских и татар, проживающих в многоязычной среде (на примере РТ).

3. Эмпирические методы - шкалированные опросникц, математико-статистическая обработка первичных данных с применением программного пакета "Statictica 6.0м 2002 г.

Научная новизна исследования:

1. Установлено влияние многоязычия на формирование представлений о культурных ценностях этнического соседа и на этническую самоидентификацию.

2. Выявлено, что место проживания и условия социализации • определяют представления как о культурно-ценностных ориентациях, так и этноидентичность самого этнофора.

3. Обнаружено, что билингвальная языковая среда, в которой социализировались этнофоры, сокращает межэтническую дистанцированность.

Теоретическая значимость работы:

1. Полученные эмпирические результаты исследования социальных слоев би и монолингвальных этнофоров конкретизируют источник межэтнической напряженности в концепции Г.У.Солдатовой: это сельские * эмигранты, обозначающие себя интеллигенцией в первом поколении.

2. Эмпирически подтверждено влияние языковой среды раннего онтогенеза на представления этнофоров об этноидентичности и культурных границах этнического соседа.

Практическая значимость:

1. Эмпирически полученные результаты заслуживают пристального внимания со стороны средств массовой информации, при разработке и реализации концепции национальной политики как среди народов Среднего Поволжья, так и в Российской Федерации в целом.

2. При составлении учебных программ в образовательных учреждениях, учитывающих региональный и федеральный компоненты по гуманитарным дисциплинам.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социализация этнофора в разноязыковой среде расширяет круг его ' ценностных ориентации и тем самым предопределяет представления этнических соседей друг о друге.

2. Первичная социализация этнофора в языковой среде, являющейся носителем национальной культуры, предопределяет его этническую самоидентичность в будущем.

Экспериментальная база. В экспериментальном обследовании приняли участие 821 респондент, социализировавшиеся в билингвальной среде, разделенные по социальным слоям, по месту проживания социализации.

Структура работы: диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы из 112 источников, из' них 27 на иностранных языках и приложения общим объемом 123 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Волчкова, Елена Эдуардовна

Выводы

1. Выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась: спектр культурных ценностей этнофора тем шире, чем дольше он проживает в билингвальной этнической среде.

2. Культурные ценности и ценностные ориентации полиэтнического населения Татарстана не гомогенны. Их гетерогенность детерминирована языковой средой, в которой проходил первичную социализацию (до 15-летнего возраста) этнофор; этнической самоидентификацией этнофора, его возрастом, местом проживания.

3. Первичная социализация этнофора в монолингвальной среде накладывает отпечаток на его отношение к представителю соседствующего этноса: сельские эмигранты, переселившиеся в урбанизированную полиэтническую среду и получившие гуманитарное образование в высшем учебном заведении, в культурной жизни склонны сокращать и ограничивать близкие отношения кругом своей этнической общности.

4. Сельские жители, с детства социализировавшиеся в монолингвальной среде, более толерантны к своим иноязычным соседям, чем горожане, выросшие в идентичных монолингвальных условиях. Последние к представителям соседствующего народа относятся более настороженно.

5. Русское население Татарстана, безотносительно к исследованным социальным слоям, индифферентно к своей этнической принадлежности. Свою национальную принадлежность наиболее настойчиво манифестируют две категории населения Татарстана: сельские татары и татары-эмигранты из села, обозначающие себя городской интеллигенцией в первом поколении.

6. Представления о различиях между этническими' культурами I формируются у этнофора онтогенетически раньше, а этническая принадлежность (этноидентичность) осознается более четко, если субъект социализируется в многоязыковой среде.

7. Ситуация межэтнического общения в билингвальной среде расширяет возможности индивида для познания особенностей своей и соседствующей культуры, способствует развитию межэтнического понимания, формированию навыков межэтнического общения и толерантности.

8. Чем плотнее коммуникации в деятельности, общении и быту между этнофорами, проживающими на общей территории, тем выше их ассимиляционные тенденции даже без репродукции населения в межнациональных браках.

Заключение

Очевидной чертой современного общества является усиливающееся взаимодействие этнических культур. С одной стороны, широкий спектр культур способствует обогащению личности за счет расширения ее t социокультурного пространства. С другой стороны, интенсивное взаимодействие неравных по величине этносов нередко приводит к кризису традиционной культуры недоминирующей этнической группы, формированию межэтнической дистанцированности, что, несомненно, влияет на результат социализации национальных меньшинств.

Осознание людьми своей этнической принадлежности значительно варьируется от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.

Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает, с одной стороны, меньшую предрасположенность к подобным контактам, с другой стороны - меньший интерес к собственной этничности. Этническая идентичность более четко осознается, культурно-ценностные ориентации этнофора более многогранны, знания о различиях между группами . приобретаются раньше, если человек социализируется в полиэтнической среде.

Целью нашей работы было определить влияние билингвизма (двуязычия) на этноидентичность и на представления о культурно-ценностных ориентациях этнических соседей, проживающих в многоязычной среде Татарстана.

Актуальность нашей работы определяется необходимостью изучения проблемы национальных отношений в стране. Ее решение зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит формированию • положительных представлений о культурных ценностях этнических соседей.

Это способствует развитию теплых, толерантных межэтнических отношений и взаимопониманию между этническими группами.

Нами было выявлено, что многоязыковая социальная среда расширяет представления о культурно-ценностных ориентациях проживающих в ней этнофров и обостряет рефлексию их этноидентичности.

В нашем исследовании установлено влияние многоязычия на формирование представлений о культурных ценностях этнического соседа и на этническую самоидентификацию.

Выявлено, что билингвальаня языковая среда, в которой социализировались этнофоры, сокращает межэтническую дистанцированность.

Эмпирически подтверждено влияние языковой среды раннего онтогенеза на представления об этноидентичности и культурных границах этнического соседа.

Результаты нашего эмпирического исследования могут быть 4 использованы при разработке учебных программ в образовательных учреждениях и заслуживают, на наш взгляд, внимания со стороны средств массовой информации и при разработке концепции национально политики.

В рамках одной диссертационной работы не было возможности затронуть ряд некоторых вопросов. Так, по нашему мнению, в более глубокой теоретической проработке и эмпирической проверке нуждаются рассмотрение влияния межнациональных браков на представления о культурных ценностях этнических соседей, возрастные особенности этнофоров. Перспективным изучением, на наш взгляд, является t обследование представлений о культурных ценностях представителей студенческой молодежи. Актуальным представляется изучение специфики культурных ценностей студентов многонациональных ВУЗов, а так же представителей, обучающихся на факультетах разных специальностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Волчкова, Елена Эдуардовна, 2007 год

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с англ. / А. Адлер // Фонд "За экономическую грамотность" - М., 1995. - 296 с.

2. Алишев, Б.С. Некоторые проблемы системного взаимодействия личности с Миром: психологический аспект/ Б.С.Алишев // Системные исследования в общей и прикладной психологии. Сб. науч. тр. / ред. В.А.Барабанщиков, М.Г.Рогов. Н.Челны, 2000. - С. 43-57

3. Алишев, Б.С. Психология формирования демократической культуры студентов ССУЗ / Б.С.Алишев // Казань: ИСПО РАО, 2001. -244 с.

4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев// Л.: Изд-воЛГУ, 1968.-338 с.

5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев// М.: Наука, 1977. - 344 с.

6. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева // Учебник для ВУЗов, М.: Аспект пресс, 2002. С.373.

7. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейсясистемы / Л.И.Анцыферова // Психология формирования и развитияiличности. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-450 с.

8. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г.Асмолов // Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

9. Аверкиева, Ю.П. "Франц Боас" / Ю.П.Аверкиева // Кряткие сообщения Института Этнографии, Т.1, АН СССР, 1946. 450 с.

10. Барабанщиков, Б.А. Системная организация и развитие психики / В.А.Барабанщиков // Психологический журнал. 2003. №1 (Т.24). С.35-36.

11. Бенедикт, Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Р.Бенедикт // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. СПб., 1997. - 367 с.

12. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А.Бердяев // М.: Изд-во В. Шевчук, 2000.-С.211.

13. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляции поведения / М.И.Бобнева. М.: Наука, 1978. - 312 с.i

14. Большой толковый психологический словарь, Артур Ребер, Т.1. -М„ Изд-во: ВЕЧЕ, 2003. С.560.

15. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С.Братусь // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. - №2. -425 с.

16. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С.Бубнова // Псих. журн. 1999. - №5. - С. 38-44.

17. Будинайте, Г.Л., Корнилова, Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъектов/ Г.Л.Будинайте, Т.В.Корнилова// Вопр. психол. 1993. - Т.14.-№5. - С. 99-105.

18. Вызова, В.М. Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов / В.М.Бызова // Псих. журн. 1998. - Т. 19. - №5. - С. 60-70.

19. Буякас, Т.М., Заверина, О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей, культурных смыслов в индивидуальном сознании / Т.М.Буякас, О.Г. Заверина// Вопр. психол. 1997. - Т. 19. -№5. - С.44-55.

20. Вебер, М. Избранные произведения: пер. с англ. / М.Вебер. М.: Прогресс, 1990.-С.808.

21. Выжлецов, Г. П. Аксиология: становление и основные этапы4развития / Г.П.Выжлецов // Социально-психологический журнал. 1995. -№6.-С.61-73.

22. Гаврилюк, В.В., Трикоз, Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В.В.Гаврилюк, Н.А.Трикоз // Содиол. исслед. 2002. -№1.-С.96-105.

23. Гудечек, Я. Ценностная ориентаций личности / Я.Гудечек // Психология личности в социалистическом общестье: активность и развитие личности. М.: Прогресс, 1989. - С.102-109.

24. Гузенкова, Т.С. Проблемы самоидентификации национальной интеллигенции республики Поволжья и Приуралья / Т.С.Гузенкова //Конфликтная этничность и этнические конфликты. М.: Academia, 1994 -214 с.

25. Гумилев, J1.H. Древняя Русь и великая степь/ Л.Н.Гумилев. -.: ООО «Изд-во ACT», 2003. 839 с.

26. Дильтей, В. Категория жизни / В.Дильтей // Вопросы философии. -1995. №10. - С.129-143.

27. Донцов, А.И. О ценностных отношениях личности / А.И.Донцов // Советская педагогика. 1974. -№5. -С.67-76.

28. Дробижева, Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития / Л.М.Дробижева // Современная этнография сб. №5,1985. С. 5-23.t

29. Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов / О.Г.Дробницкий // Проблема ценностей и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. -С.44-45.

30. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А.Журавлева. М.: ИП РАН, 2006. - 335 с.

31. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г.Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. - 222 с.

32. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г.Здравомыслов //

33. Учебное пособие для студентов учебных заведений. 3-е изд., перераб. и1доп.-М.: Аспект Пресс, 1996.- 317с.

34. Ильинова, Н.А. Этнокультурные ценности и традиции как фактор социальной личности в современных условиях (на материале республики Адыгея): Дис. канд. соц. наук / Н.А.Ильинова. Майкоп, 2003. - 150 с.

35. Клакхон, К. Зеркало для человека / К.Клакхон // Введение в антропологию. СПБ.: Евразия, 1998. - 352 с.

36. Крысько, В.Г. этническая психология / В.Г.Крысько. М.: Academia, 2000. - С.134-145.

37. Лакин, Г.Ф. Биометрия / Г.Ф.Лакин // Учебное пособие для биологич. спец. вузов. 3-4 изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1980. -293 е., ил.

38. Лапин, Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России / Н.И.Лапин // Социологические исследования. 1993. - №9. - С.17-28.

39. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ Диоген Лаэртский.-М.: Мысль, 1986.-571 с.

40. Лебедева, Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI в. / Н.М.Лебедева // Психологический журнал. 2000. - №3. - С.73-87.

41. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию / Н.М. Лебедева // М., «Ключ-С», 1999. - 224 с.

42. Леонтьев, Д.А. Деятельность, сознание, личность / Д.А.Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.

43. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А.Леонтьев.-М.: Смысл, 1992.-С. 17.

44. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А.Леонтьев // Вопр. философ. 1996. - №5. -С. 15-26.

45. Лурье, С.В. История этнологии / С.В.Лурье // Исюрия исследования национального характера. СПб.: Евразия, 1989. - 452 с.

46. Маслоу, А. Самоактуализация / А.Маслоу // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. • -С.108-118.

47. Мид, М. Культура и мир детства / М.Мид. М.: Наука, 1988. -С.9-12.

48. Момов, В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы) / В.Момов // Пер. с болг. М.: Прогресс, 1975. - 163 с.

49. Мухина, B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее / В.С.Мухина// Феноменология развития и бытия j юности. М.: Воронеж, 1999.-362 с.

50. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н.Мясищев // Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2003.

51. Надирашвили, Ш.А. Установка и деятельность / Ш.А.Надирашвилли. Тбилиси, Изд-во Тбилисского университета, 1987 -361 с.

52. Налчаджян, А.А. Этническая психология / А.А.Налчаджян // 2-е издание. СПб.: Питер, 2004. - 381 с.

53. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф.Наумова. М.: Наука, 1988. - 199 с.

54. Оллпорт, Г. Личность в психологии / Г.Оллпорт // Пер. с англ. -М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. 345 с.

55. Платонов, Ю.П. Этнический фактор / Ю.П.Платонов // Геополитика и психология. СПб.: Речь, 2002. - 502 с.

56. Психология, Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

57. Рассель, Б. История западной философии / Б.Рассель // в 2 т. М.: Миф, 1993.-Т.2.- 445 с.

58. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г.Риккерт. М.: Республика, 1998.

59. Рогов, М.Г., Алишев Б.С. Психологическая природа ценностей / М.Г.Рогов, Б.С.Алишев // Толерантность и проблемы идентичности: Материалы Международной Научно-практической Конференции, Ежегодник

60. Российского психологического общества / Отв.ред. Н.И.Леонов, С.Ф.Сироткин. Т.9, Вып.4. - М., Ижевск, 2002.

61. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования / Н.С.Розов // Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в . высшей школе. М.: Новосибирский университет, 1993. - С. 103-105.

62. Рыжова, С.В. Установки этнического самосознания русских (по материалам эмпирического исследования в Московской и Тверской областях) / С.В.Рыжова // Конфликтная этничность и этнические конфликты. -М.: Ин-т этнологии и антропологии, 199-1. С. 110-128.

63. Сагитова, Л.В. Региональная идентичность; социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере РТ) / Л.В.Сагитова. Казань: Отечество, 2001. - С. 5-10.

64. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / • В.Ф.Сержантов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 360 с.

65. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. - 350 с.

66. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат,1990.- 432 с.

67. Соколов, Э.В. Культурология / Э.В.Соколов // Очерки теории культуры. М.: Интерпракс, 1994. - С.103-104.

68. Соловей, В. Смысл и любовь / В.Соловей. М.: Современник,1991. -С.200-205.

69. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У.Солдатова. М.: Смысл, 1998. - 386 с.

70. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г.Спиркин. М.: Гардарики, 2-е изд., 2000.-С. 168.

71. Старовойтова, Г.В. Этнические особенности поведения и внешности в восприятии горожан / Г.В.Старовойтова // Этнические стереотипы поведения. * Л.: Наука, 1985. С.22-34.

72. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко // М.: ИП РАН, «Академ, проект», 1999. 320 с.

73. Татары. Российская Академия Наук, Академия наук Татарстана, Институт Этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая, Институт истории, отв.ред.Уразманова Р.К., Чешков С.В. М.: Наука, 2001. - 987 с.

74. Тишков, В.А. Национальность и паспорт / В.А.Тишков // Известия, 1997,4 ноября.

75. Тишков, В.А. Идентичность и культурные границы / В.А. Тишков // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: G6. статей, М.: Московский центр Карнеги, 1997. 378 с.

76. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П.Тугаринов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

77. Узнадзе, Д.Н. Установки у человека. Проблема объективации / Д.Н.Узнадзе // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб.: Питер, 2000.-С.87-91.

78. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. М.: Прогресс, 1990.-368 с.

79. Фромм, Э. Психоанализ и этика: пер. с англ./ Э.Фромм. М.: Республика, 1993.- 415 с.

80. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание в структуре интегральной индивидуальности / В.Ю. Хотинец // дис. канд. психол. наук., Ижевск, 1995.

81. Чегинец, М.А. Концепция культуры А.Л.Кребера / М.А.Чегинец. -СПб., 1989. С. 13. (автореферат)

82. Чудновский, В.Э. смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от "внешнего" и "внутреннего" / В.Э.Чудновский // Психологический журнал. 1995.-Т. 16. -№2.-С. 15-25.

83. Шарапов, В.В. Межэтнические противоречия и проблема толерантности в межнациональных отношениях: Монография / В.В.Шарапов. Самара: Изд-во Научно-технический центр, 2005. - 435 с.

84. Шибутани Т. Социальная психология / Т.Шибутани. М.: Прогресс, 1969.-536 с.

85. Юсупов, И.М. Взаимные этнические образы народов Татарстана / И.М. Юсупов // Современные проблемы общей и социальной психологии: Сб. Научных статей / Под. ред. М.Г. Рогова, С.П. Дырина, Р.А. Ахметова. -Наб. Челны: Изд-во Инс-та упр., 2005. С. 341-361.

86. Ядов, В.А., Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А.Ядов // Социол. журн. 1994. -№1. - С.35-52.

87. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С.Яницкий. Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000. -203 с.

88. Amir, Y. Contact hypothesis in ethnic relations / Y.Amir // Psychological bulletin, 71, 1969. P.319-342.

89. Benedict, R. In: Patterns of culture / R.Benedict. Boston and New-York: Houghton Mifflin company, 1934. - P.36-37.

90. Brigham, J.O. Ethnic stereotypes / J.O.Brigham // Psychological bulletin. 1971. - №6. - P. 15-38.

91. Crane, D. Introduction: The Challenge of the Sociology of Culture to Sociology as a Discipline. In: Crane, Diana, ed. The Sociology of Culture. Emerging Theoretical Perspectives. Oxford, UK and Cambridge, USA: Blackwell, 1994.-P.7.

92. Geertz, CI. Interpretation of Culture /Сl.Greetz. New York: Basic Books, 1973. -P.5.

93. Harris, M. The Rise of Anthropology Theory / M.Harris. N-Y.: Thomas Y. Crowell, 1968. - 328 p.

94. Jagoda, G. Nationality preferences and national stereotypes in China before independence / G.Jagoda // Journal of social psychology. 1959. - №50. -P. 165-174.

95. Thompson, J. Ideology and Modern Culture /J.Thompson // Critics Social Theory in the Era of Mass Communication. Oxford: Polity Press, 1990. -131 p.

96. Kardiner, A., Lipton R., The Individual and his society / A.Kardiner, R.Lipton. N-Y.: Columbia University Press, 1945. - 278 p.

97. Kluckhohn, C. Values and Value Orientations in the theory of actions. In: Parsons T. and Shils E. (eds.) Towards General Theory of Action. -Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1951. 395 p.'

98. Kluckhohn, C. Toward a Compression of Value-Emphases in Different Cultures. In: Whites L.D. (ed.). The State of the Social Sciences. Chicago: University of Chicago Press, 1956. - P.l 16-132.i

99. Kluckhohn, C. Value and value orientations / C.Kluckhohn // Toward a general theory of action, 1962. P.388-433.

100. Kroeber, A.L., Kluckhohn, C. Culture: A Critical Review of Concepts and Difmitions. N-Y.: Vintage Book, 1952. -P.181-189.

101. Leslie A. White. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. N-Y., Farrar, Straus and Cudahy, 1949. - P.363.

102. Malinovski, B. A Scientific Theory of Culture and Other Essays / B.Malinovsky. Chapel Hill, NC, University of North California Press, 1931.289 p.t

103. Mead M., National character. The university of Chicago Press, 1953. - 652 p.

104. Mead, M. National Character. In: Kroeber A.K. (ed.). Anthopology Today. Chicago, 111.: The University of Chicago Press, 1953. - 645 p.

105. Parsons, T. The Social System. London: Routledge and Kegan Paul, 1951.-P.15.

106. Parsons, Т. The Social System in Psychology / T.Parsons. London: Routledge and Kegan Paul, 1964. - 165 p.

107. Rokeach, M. The Nature of Values. New York: The Free Press, and London: Collier Macmillan Publisher, 1973. - P.5.

108. Rothbart J., John 0. Social categories and behavioral episodes: a cognitive analysis of the Affects of intergroup contact / J.Rothbart, O.John // Journal of social issues, 1985. v.41. -№3. -P.81-104.

109. Schwartz, S.H., Bilsky, W. Towards psychological structure of human Values / S.H.Schwartz, W.Bilskey // Journal of personality and social psychology 1987. - vol.58. - №5. - P.550-562.

110. Scheff. T.J. Academic Gangs, Crime; Law and Social change / T.J.Scheff // 1995. -№23. P. 157-162.

111. Schwartz, Th. Where is the culture? / Th. Schwartz // Personality as the distributive Locus of Culture. In: Spindler G.D. (ed.), The Making of Psychological Anthropology. Berkeley, Los Angeles, London, University of . California Press, 1978. - P. 119.

112. Triandis, H., Vassillou V. Frequenct of contact and stereotyping / H.Triandis, V.Vassillou // Journal of personality and social psychology, 1967. -№7.-P.316-328.

113. Tylor, E.B. Primitive Culture: Researches into the Development of • Mythology, Philosophy, Religion, Art, and Custom. Vol. I. London: John Murray, 1903.-P. 1 -17.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.