Влияние доминирующего психотипа личности на цикличность изменения стилей костюма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Каллагова, Инга Владимировна

  • Каллагова, Инга Владимировна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 405
Каллагова, Инга Владимировна. Влияние доминирующего психотипа личности на цикличность изменения стилей костюма: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2001. 405 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Каллагова, Инга Владимировна

Введение.

Глава 1 .Выявление цикла чередования периодов влияния психотипов и влияние их на возникновение стилей в костюмах на -примере культур

Древнею Мира.

LL Концепция современной психотипологии,,,.

1.2. Влияние доминирующего психотипа. на возникновение костюмов народов Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Византии,

Древней Руси, Арабского халифата, Викингов.

Выводы к первой главе.

Глава 2 Опоеделение поли психотипов в формировании стилей костюмов в период от Средневековья вплоть до 19в. на примере стран Европы и

Америки.. .—.

2,.±. Исследование особенностей национального мирииосприяхил на иалс изучения фольклорного материала народов Англии, Франции, Германии, Испапии, России и Америки, оказавших значительное влияние на етилеобразование костюма.

2 2. Выявление цикличности чередования псоиодов влияния психотипов и влияние их на возникновение стилей в костюмах на примере стран Европы и Америки,. ,,.,.„,.,„.,.,,.„.„

2.2.1. Исследование процесса ц^ии i v ии р сииийш^л viiiiitn v "у те t о.лт особенностей национального мировосприятия в костюме Англии.

2.2.2. Исследование процесса циклообразоваиия стилей с учетом особенностей национального мировосприятия в костюме Франции. Ill ill Мпгпрппвашдя ппоиес^а щдаюобпазования стилей с учетом . - " ■ ~ лл г" ' ~ ' *»* " v особенностей национального мировосприятия в костюме i ермании. 1У

2.2.4. Исследование процесса никдообразовапия стилей с учетом особенностей национального мировосприятия в костюме Испании— 2G

2.2.5. Исследование процесса циклообразования стилей с учетом

АЛ ТТТТГ\ЛХЛТ1 ППТТЯЛ.ТТЛ ттг »/Т?ЛЛПЛЛ17ЛИСГ^Г1/ПГ Г. ОАЛЛТЛ! О Л \ utul/vniluvхwíi пацпийа;:1;11и1 и mnpuDutiipriJi 111)1 о nuviii.»;riv х uvvrm. ¿.ti

2.2.6. Исследование процесса i циклообразования стилей с учетом особенностей -национального мировосприятия в костюме Америки . 273 оыводы ко второй i лаве. zv:>

Глава 3 Изучение цикличности стилей костюма в связи с периодами влияния ПСИХОТйПОВ Б ПсрКОД уСИЛсПИЯ ИПТёГраЦйИ CTpüíl ЕврОПЫ И АмСрИКИ В

20 в. лава 4.'Разработка методики прогнозирования моды с использованием математической зависимости. лпрооация резуль iатов исследования в npoi позировании моды. s> ¡ ¡

Изготовление перспективно!! коллекции костюмов к международной

Tianarra nrrnAirrvti иАгтг; г. Ur ю.ТДлпг,*а но i\ona л/ли+ura "Т O.X1U" iiVAVJIV uyivuiwn тидш и limvixvL'iw ни UUJV IIUUIV vuwiuiv j>uuia ivi

Carlo": весна 2001г., осень 2002 г.

Создание костюмов к спектаклям театра «МДТ».

Применение элементов данной работы в аспекте чередования стилей при обучении студенток дизайну костюма r рамках учебного процесса на практических занятиях в К1ГТУ по предмету «Основы костюмографики».

Г^Яттттга шшлтпт

Vli^IlV иШJJV^ ЛИ. —' /

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние доминирующего психотипа личности на цикличность изменения стилей костюма»

Общая характеристика работы. Дизайн современного костюма характеризуется изменением стратегии производства. Если прежними тенденциями были механизация, компьютеризация и серийность изготовления изделий огромного поточного производства, то сейчас становится очевидной ориентация производителей на мелкосерийное производство. Наличие возросшей конкуренции мелких производителей открывает широкие возможности развитию различных направлений в дизайне костюма. Это касается не только функциональной спецификации костюмов, но и их стилистической ориентации. В свою очередь, стилистика костюмов отражает вкусы определенного контингента покупателей, поэтому представляется необходимым уделение существенно большего внимания как психологии социальных групп, так и психологии отдельной личности.

Не менее важным является и новый уровень развития компьютерных технологий, которые открыли возможности для автоматизации конструирования и создания технологических образцов. Однако, дизайнерские разработки по-прежнему ведутся на интуитивном уровне. Таким образом, творческая деятельность дизайнеров, с одной стороны, не укладывается в рамки точного расчета, с другой стороны, уже не может быть решена только на интуитивном уровне. В связи с этим, становится объективно оправданным сочетание рациональных методов логического анализа и прогнозирования закономерностей стилистики дизайна (во взаимосвязи с психологией потребителя, диктующего стиль одежды) и интуиции современного художника-проектировщика. С этой целью в диссертации рассматриваются вопросы диалектики развития костюма и психологических особенностей характеров тех народов, которые более других проявили себя в истории дизайна костюма. Изучение этого вопроса охватывает весь период исторического развития общества.

В современных экономических условиях, при сокращении периодов влияния тех или иных стилей, при уменьшении их дифференциации, индустрия моды требует ускоренных темпов реагирования производства и более точных методов определения наступающих тенденций. Современный дизайн базируется на изучении результатов маркетинга (над чем работают многочисленные высокооплачиваемые лаборатории). Однако, методика моделирования имеет серьезную базу для прогнозирования моды научным путем, основанным на анализе исторического опыта дизайна костюмов на примере стран всего мира. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена ускорившейся сменой стилей костюма, изменившейся стратегией производства и невозможностью дизайнеров работать старыми методами при общей компьютеризации производства. Объектом исследования является психотипологический аспект изменения стилей костюма и, соответственно, технологических особенностей его дизайна и производства. На базе выявленных закономерностей смены стилей костюмов, используя компьютерное программирование моделей, возможно определение разнообразных оптимальных сочетаний параметров и выработка базовых моделей, наиболее точно отвечающих новым тенденциям моды.

Целью исследования являются: выявление взаимосвязи стиля костюма и характера народа, его создавшего; изучение цикличности чередования стилей, созданных пассионарными народами; разработка способа прогнозирования моды на основе найденных закономерностей при использовании программирования в проектировании перспективной одежды.

Для достижения этих целей в диссертации были поставлены задачи: анализ развития костюма на протяжении всей истории у народов, доминирующий характер которых наиболее приближен к одному из шести радикальных психотипов, известных современной психотипологии; анализ закономерностей чередования пассионарности наций, сделанный на базе исторической хронологии событий, изучения смены философского миропонимания и формирования стилей искусств, где наиболее остро реагирующим искусством всегда являлся костюм; подтверждение правомерности последовательности найденных циклов смены пассионарности радикальных психотипов и, соответственно, эволюции стилей костюмов в 20в.; систематизация периодов рождения стиля и влияния радикальных психотипов на формирование стиля.

Методология, использованная для решения поставленных задач:

I. Следуя методике классиков психотипологии (К.-Г.Юнга, Э.Кречмера и П.Ганнушкина), была изучена мифология народов с целью выявления национальных характеров, наиболее приближающихся к одному из шести известных радикальных психотипов. В силу недостаточности мифологического материала для стран Европы, был привлечен к изучению литературный фольклорный материал.

II. Было изучено наследие древних культур. Особенность формирования их национального стиля заключена в чистоте процесса в силу относительной изолированности стран, отсутствия влияния иных культур и цельности их исторического развития. Изучение древних культур и костюмов было проведено на примерах стран Египта, Греции, Рима, Византии, Языческой Руси, Арабского халифата, являющихся версиями шести радикальных психотипов. Это исследование демонстрирует поочередную активность национальных характеров и соответствующих им психотипов.

III. Затем методика была изменена. Европейские страны, начиная с христианской экспансии Григория I в 663 г., были объединены географическими, экономическими и религиозными контактами. Кроме того, их историческая активность, растянутая во времени на тысячелетия, напоминает теперь скорее пульсацию активных и пассивных периодов, нежели единую цельную волну, как было в Древнем Мире. Это вынудило рассматривать каждую отдельно взятую страну с подъемами и спадами ее активности. Было выявлено, что подъемы сопровождаются созданием нового искусства, а депрессии - влиянием стилей, заимствованных у активных на данный момент народов. Показаны взаимовлияние во всех видах искусства и зарождение феномена международной моды, создаваемой пассионарной страной и перенимаемой менее активными на этот момент соседними странами. Было проведено изучение костюмов европейских стран (Англии, Франции, Германии, Испании, России, Америки) от момента их становления до 19в. Выбор стран был обусловлен их историческим вкладом в развитие дизайна костюма и современным их влиянием в индустрии моды. IV. 20 век превратил искусство отдельных стран в единое целое, в котором уже трудно различить национальные корни. Однако, закономерности периодов активности тех или иных психотипов продолжают свое действие. Это и стало причиной новой методики исследования: были рассмотрены периоды, окрашенные влиянием того или иного из шести психотипов на мировое искусство при активизации той или иной страны, соответствующей этому психотипу. Это исследование позволяет подтвердить найденные закономерности и составить прогноз на будущее.

Научная новизна работы заключается в следующем: выявлении взаимосвязи национального характера и радикального психотипа, известного современной психотипологии; изучении соответствия появления стиля в костюме и пассионарности народа, создающего этот стиль; систематизации периодов смены стилей и появления новых технических решений в дизайне формы, цвета, декора и орнамента, аксессуаров, а также использования новых технологий производства; выявлении нового способа прогнозирования моды с изпользованием программирования на основе выведенных закономерностей возникновения стилей.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Каллагова, Инга Владимировна

- 379 ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. На протяжении истории развития костюма отмечена тенденция зарождения стиля, соответствующего характеру пассионарной на данный момент страны, доминирующему в этот момент психотипу времени.

2. Каждая страна, адаптирующая существующую моду, привносит в нее свое прочтение, интерпретирует ее по-своему, создавая национальный колорит в интернациональной моде.

3. Выявлена периодичность смены влияния психотипов на протяжении истории: шизотимического, сангвинического, эпитимного, истерического, психастенического, ювенильного. Очередность смены влияния психотипов многократно повторяется, формируя смену циклов.

4. Определен закон изменений во времени периода повторения цикла, где Т и I - в годах.

5. Впервые на фольклорном материале выявлен психологический склад характера народов шести стран, влияющих на эволюцию костюма и соответствующих шести психотипам: шизотимическому в Англии, сангвиническому во Франции, эпитимному в Германии, истерическому в Испании, психастеническому в России, ювеншьному в Америке (США).

6. Каждый из периодов влияния психотипов привносит свои характерные особенности в эволюцию стилей костюмов:

- в психастенически активные периоды появляются новые идеи в создании

- в шизотимические периоды идеи облекаются в революционную (часто неуравновешенную) авангардную форму;

- сангвиническое время сглаживает «острые углы» шизотимического костюма, делая его комфортабельным и эротически привлекательным;

-1»

-031 е имиджа;

- в эпитимные периоды перегруженность деталями и гипертрофированность форм расшатывают гармоничный образ, расчищая место рождению нового стиля костюмов;

- в истерический период появляются отточенные формы нового стиля с элементами театрального эпатажа и знаковости аксессуаров;

- специфика ювенильных периодов - в эклектичности стиля с привнесением в него ярких красок, легкости, поверхностности образа.

7. Эти особенности отражаются и в технологии изготовления костюмов:

- в шизотимические периоды меняется конструкция костюмов и, соответственно, формообразование. Костюм символичен.

- в сангвинические периоды появляются нововведения в изобретении новых структур тканей при использовании открытых цветов в крашении.

- в эпитимные времена изменения видны в декоре костюма (акцентируются формы и объемы головных уборов).

- истерические периоды вносят контрастность сочетаний форм, цвета, декора.

- в психастеническое время заметны нововведения в вышивках и сплошных орнаментах тканей при общей тенденции сохранения прежней моды. Зарождается новый имидж.

- ювенильные периоды приносят с собой новую технику и технологию изготовления костюмов, подготавливая базу революционным экспериментам шизотимических периодов.

8. Смена активного психотипа, влекущая изменение модного стиля в костюме совпадает во времени с изменением общего стиля в искусстве. См.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Каллагова, Инга Владимировна, 2001 год

1. «Арабская поэзия средних веков», М.-Художественная литература, 1975г., С.-767

2. Брабич В., Плетнева Г. «Зрелища древнего мира», М.-Искусство, 1971г.

3. Л.Бунюэль. Мастера зарубежного киноискусства, М: Искусство, 1979,295с

4. М.Е.Бурно «Трудный характер и пьянство.Учебно-методическое пособие», Киев-изд. Выща школа, 1989г., с. 176

5. М.Е.Бурно «О характерах людей»,М изд. ПРИОР, 1998г., с.-75

6. Бурно М.Е. «Безвольная личность; выход из тупика» М.-Знание, 1998г.,С.-64

7. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси. Факты против легенд и мифов», Лениздат, 1984

8. Готтенрот Ф. «История внешней культуры с древних времен до наших дней» т.1, Санкт-Перетрбургское тов. М.О:Вольф, с.-144

9. Ф.Готтенрот «История внешней культуры народов древних и новых времен», т.2, изд. Санкт-Петербургское товарищество М.О.Вольфа, 1972г., с.-245

10. Ги Бретон «История Франции в рассказах о любви»

11. Гумилев Л.Н. «Др. Русь и Великая Степь», М,- Клышн., Комаров и Ко., 1992г, с.-51131. «История зарубежного театра» ред. Проф.Г.Н.Бояджиева и проф А.Г.Образцовой, М -Просвещение, 1981г.32. «История зарубежного театра» М,- Просвещение, 1971г., С.-359

12. Кастанеда Карлос «Учение Дона Хуана» в 10-ти т, К.-София Лтд. 1992- 1998гг

13. Кацва Л.А, ¡Органов А.Л.«История России 8-15вв» М.-АО Моск. учебн. 1996г, С.-239

14. Козлова Т.В, «Художественное проектирование костюма» М.-Легкая и пищевая промышленность, 1982г., С.-140

15. Козлова Т.В. и др. «Основы теории художественного проектирования костюма», М.:Легпромбытиздат, 1988

16. Козьякова М.И. «Эстетика повседневности. Материальная культура и быт Западной Европы 15-19вв» М. ГИТИС, 1996г

17. Конгрив У. «Комедии», М,- Наука, 1976, С.-357

18. Косточкин В. «Памятники зодчества! 1-17вв.», М.-Искусство, 1972,с.-50

19. Д Кришнамурти «Жизнь и римечания к ней», Санкт-Петербург-СМАРТ, 1992

20. Лосев Ф. «Эллинистически-римская эстетика 1-11 в. н.э.» изд. Мое. Универс., 1979г

21. Лэм Ч. «Очерки Элии» ,м.-Наука, 1979, С.-260

22. Любимов Л. «Искусство Древней Руси», М.-Просвещение, 1981г., с.-334.

23. Степучев Р.А. «Основания теории костюмного языка», изд. Международная образовательная программа, 2001г.

24. Степучев Р.А. «Практикум по художественному проектированию костюма», изд. Международная образовательная программа, 2001 г60. «Сюрреализм в искусстве» Куликова И.С., М., 1970

25. Третьяков П.Н. «По следам древних славянских племен» Л.-Наука, 1982г, С.-141

26. Уайт Е. «Великая борьба между христом и сатаной», изд. Источ. жизни Заокский 1993г63. «Энциклопедический словарь Ф.Павленкова» изд.-Санкт-Петербург, 1907г64. «Энциклопедический словарь» С.-Петербург, тип.Ю.Н.Эрлих !907г., с-3046

27. Beckett Wendy "The Stoiy of Painting"! 994, p.-40073. "Chronicle of America" Chronicle Publications Inc., Mount Kisco, NY

28. Colin McDowell "The Man of Fashion", Thames and Hudson LTD, London, 199775. "Common Threads; a parade of American clothing" by lee Hall, 'A Bulfmch press Book' 1992

29. C.G.Jung " MODERN MAN IN SEARCH OF SOUL", New York: Harcourt, Brace & World, Inc. 1933

30. C.G.Jung "CIVILIZATION IN TRANSITION", Princeton University Press 1975

31. Gordon R.Willey and Dimitri B. Shimkin, "The Maya Collapse: A Summary View86. "A Grand Design. The Art of the Victoria and Albert Museum", Harry N. Abrams, INC., Publishers, 2 000

32. James Laver «Costume and Fashion. A concise History", 1996, Thames and Hudson Inc., p.-296

33. Köhler, Carl "A History Of Costume", Dover Publications, INC., New York

34. E.Kretschmer "The Psychology of Men of Genius", New York; Harcourt Brace and company 1931

35. E.Kretschmer "Physique and Character. An Investigation of the Nature of Constitution and of the Theory of Temperament", New York; Harcourt, Brace & World, Inc. 1925

36. A.L.Kroeber et Richardson "Three centuries of women's dress fashions a quantitative analysis", California, 194092. "The Loom Of Art" by Germain Bazin, Chief Curator, Museum Of The Louvre, Thames and Hudson, 1962

37. Rambaud Alfred, Russia, Leonora B. Lang, tr., vol. 1 (New York: Collier, 1900), pp. 24-26.

38. The Russian Avant-gard in the 1920-1930s" by Evgeny Kovtun, Parkstone Publishers,

39. Bournemouth, England, 1996101. "The stoiy of Painting" by sister Wendy Beckett, Dorling Kindersley Limited, 1994

40. Любимов Л. «Искусство Древней Руси», М.-Просвещение, 1981 г., с.33445с 21 "Medieval Goldsmith's Work" by Barsali, Isa Belli,, Paul Hamlyn publishing group LTD, 1969

41. Thames and Hudson, 1962 51c 138 "The Loom Of Art" by Germain Bazin, Chief Curator, Museum Of The Louvre,

42. University of California; Little, Brown and Company (Inc); 1980 65c 311 "People Of The Earth" Introduction to World Prehistory by Brian M.Fagan,

43. University of California; Little, Brown and Company (Inc); 1980 66 http://www.britannica.com/eb/article?idxref=23949167c 311 "People Of The Earth" Introduction to World Prehistory by Brian M.Fagan,

44. Западной Европы 15-19вв». М. ГИТИС, 1996г ,23с 77 Козьякова М.И. «Эстетика повседневности. Материальная культура и быт

45. Западной Европы 15-19вв». М. ГИТИС, 1996г ,24с 157 James Laver «Costume and Fashion.", 1996, Thames and Hudson Inc. p.-296nrс 77 Козьякова М.И. «Эстетика повседневности. Материальная культура и быт

46. Заокский, 1993г. 201с 183 там же202с 175 Уайт Е. «Великая борьба между Христом и Сатаной», изд.-Источник жизни

47. Заокский, 1993г 203с 138 там же204с 183 «История зарубежного искусства», М.- Изобраз.искусство, 1983г, C.-488205с 214 Ф.Готтенрот «История внешней культуры народов древних и новых времен», т. 1зд.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.