Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Андросова, Элина Михайловна

  • Андросова, Элина Михайловна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2006, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 179
Андросова, Элина Михайловна. Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Челябинск. 2006. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Андросова, Элина Михайловна

Введение . стр.

Глава I. Цветовосприятие костюма в культуре как объект культурологического анализа . стр.

§ 1. Сущность, содержание и особенности цветовосприятия костюма в культуре . стр.

§ 2. Социокультурные факторы восприятия цвета в костюме и цветовых предпочтений в одежде . стр.

Глава II. Специфика восприятия цвета в костюме в национальных культурах в исторической ретроспективе . стр.

§ 1. Особенности формирования цветовой символики костюма

Древнего Мира . стр.

§ 2. Специфика влияния социокультурных факторов на цветовосприятие костюма во взаимосвязи с историко-культурным процессом . стр.

§ 3. Сравнительный анализ восприятия цветовой символики и цветоформы русского и западноевропейского костюма в культурно-исторической ретроспективе . стр.

Глава III. Восприятие цвета костюма на современном этапе развития общества . стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст»

Актуальность темы диссертационного исследования.

На протяжении сложной многовековой истории человечества эстетический критерий красоты постоянно меняется, и в соответствии с ним меняются критерии оценки внешнего облика человека, восприятие которого во многом зависит от костюма, одного из самых необходимых человеку предметов материальной культуры.

Материальный прогресс общества, технические изобретения, самые ранние из которых были связаны с костюмом (например, кремниевые скребки для обработки шкур животных, служивших первой одеждой человека, или первая элементарная машина - ткацкий станок), культурное развитие общества в целом - всё это в значительной степени влияет не только на трансформацию восприятия социумом человека, но и на образное выражение его самого посредством костюма. В костюме неизбежно присутствует эстетическая ценность времени, выраженная, с одной стороны, объективно, как созвучность эпохе, с другой - субъективно, как индивидуальный образный код каждого конкретного человека. Цвет является знаковым элементом внешнего образа человека, основанного на сложном механизме восприятия колористических особенностей предметно-пространственной, свето-цветовой и социокультурной среды.

Цвет - атрибут окружающей человека действительности, и цвет костюма в этом контексте стоит далеко не на последнем месте. Цветовой хаос или, наоборот, монотонность костюмных форм стали проблемой в самовыражении человека современного общества. Потеря гармонии в цвете -также одна из проблем современной жизни. Очень часто в жизни сегодняшнего горожанина появляется привыкание к цветовой скудости и однообразию костюмов, что лишает его не только полноценного выражения самого себя, но и, как следствие, полноценного общения с окружающими. Способность к эстетическим переживаниям по поводу колорита окружения атрофируется, и человек в современном социуме, как будет показано ниже, становится всё более нечувствительным к восприятию цветового образа костюма. Это говорит о социокультурной значимости и воспитательной роли гармоничной по цвету среды.

Отношение человека к цвету неотделимо от процесса познания мира, от истории культуры. Сведение воедино субъективных восприятий цвета одежды и одновременно с этим учёт всеобщего историко-культурного фундамента восприятия цветоформ костюма возможно с помощью культурологических и социологических методов изучения феномена цвета в костюмных формах. Кроме того, неоправданное, без всякой меры, стремление к универсальности языка цвета чревато игнорированием национальных особенностей и достижений. Поэтому остро возникает необходимость изучения и корреляции общих закономерностей цветовосприятия костюма в контексте его социокультурных основ - для эффективного и результативного использования их в различных странах, регионах и социально-политических условиях. Вследствие этого актуальность настоящего исследования определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью проведения отсутствующего до настоящего времени культурологического анализа различных аспектов цветовосприятия костюма во взаимосвязи с социокультурными основами общества, определяющими как социальные ориентации субъектов восприятия цвета в костюме, так и отражающими - через цветовосприятие костюма -национальное своеобразие культур. Такое культурологическое исследование позволит при цветовом проектировании костюма действовать не интуитивно, а научно, с опорой на всю сумму достижений цветовой культуры разных эпох, стран и народов.

Во-вторых, в условиях массового производства одежды единичное изделие перестаёт быть уникальным образцом и становится элементом универсального комплекса; именно поэтому важно, исследовав социокультурные основания цветовосприятия костюма, его трансформации в ходе исторического развития национальных культур, выявить наиболее типичные черты восприятия цветности костюмов на современном этапе глобализации и интеграции общества. Это позволит, с одной стороны, оптимально удовлетворить истинные потребности социума относительно цвета одежд, а с другой - наилучшим образом "вписать" колорит одежд в комплекс окружающей среды.

В-третъих, без научного знания всего комплекса социокультурных основ восприятия цвета костюмных форм невозможно правильно определить цветопредпочтения различных групп социума, а следовательно, социальный заказ общества на одежду и перспективы потребления модной одежды в тех или иных регионах и странах. Промышленности нужен объективный, научно обоснованный колористический прогноз с учётом ре-гионалистических особенностей рынка потребления модной одежды.

В-четвёртых, колористика костюма, влияя на цветовосприятие образа человека в целом, способна вызывать у людей эстетические переживания. Эта эстетическая подоснова служит канвой конкретных цветовых решений отдельных костюмов, комплексов одежды, по возможности - всех социальных групп из различных территориальных общностей. Цвет важен не столько в виде отдельных костюмных форм, а, прежде всего, как система восприятия общей полихромии жизни. Дизайнерам необходимо учитывать эмоциональный эффект и эстетическое содержание колорита костюма, опираясь на значение цветовой семантики и функциональной роли цвета костюма в конкретной социокультурной ситуации.

Таким образом, проблема диссертационного исследования заключается в необходимости выявления социокультурных основ восприятия цвета в костюме в историко-культурном контексте в связи с отсутствием в научной литературе подобного рода культурологических исследований и преодолении сложившегося стереотипа объяснения цветовосприятия костюмных форм только лишь психофизиологическими особенностями субъектов цветовосприятия одежды.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема цветовосприятия костюма как интегрального процесса отражения социальным субъектом цветовой символики одежды во взаимосвязи с социальными и культурными основами, национальным и историческим своеобразием субъектов цветовосприятия в теоретическом плане практически не исследовалась. В связи с этим при подготовке диссертации автор изучил обширный круг источников в различных областях знания, позволивших ему сформулировать основные положения и выводы о взаимосвязи и взаимообусловленности культуры народов мира в исторической ретроспективе и восприятия цвета в костюме.

При рассмотрении различных аспектов философии культуры, философии искусства, эстетики - проблематики, которую автор объективно не мог обойти, - он обращался к работам М. Вебера, Ф. Готтенрота, М.С. Кагана, Т.П. Калугиной, А. Крёбера и К. Клакхона; А. Моля, B.C. Цукермана, Ф. Шеллинга, О. Шпенглера; при исследовании феномена культуры и особенностей национальных культур - к произведениям Н.Я. Данилевского, А.С. Кармина, И.К. Кузьмичева, С. де Мадариаги, Э.В. Соколова, П.А. Сорокина, А.Тойнби; при анализе сущности семиотического механизма культуры - к трудам Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана.

Анализируя объективную среду цветовосприятия и её составляющие (предметно-пространственную и свето-цветовую среды), автор столкнулся с необходимостью выявления закономерностей взаимодействия человека и вещи в культуре, изучения понятия формы не только в философии искусства, ной в философии дизайна; рассмотрению этих научных проблем посвящены книги и статьи Т.Ю. Быстровой, А. Гильдебранда, К.М. Кантора, Ф.Т. Мартынова, В.Ф. Рунге, М. Хайдеггера.

Кроме того, постигая принципиальные различия в рассмотрении понятия цветоформы как единства цвета и внешней формы костюма и использовании его в искусстве и дизайне, диссертант с помощью трудов В.Р. Аронова, З.Г. Бегенау, Н.В. Воронова, Т.В. Козловой, С.М. Михайлова,

Ю.В. Назарова, Дж. Нельсона, К. Танге, С.О. Хан-Магомедова решил задачу исследования содержания, сущности, направленности и задач дизайна.

Рассматривая в своём исследовании субъективную среду цветовос-приятия как социокультурную среду, определяющуюся уровнем развития общества, его культурой, национальными своеобразием и традициями, идеалами и ценностными установками, автор исследовал проблемы стиля в бытии культуры и архитектурные стили, опираясь на работы М.М. Бахтина, О. Вайнштейна, В.Г. Власова, Н.А. Дмитриевой, А.В. Ефимова, Т.В. Козловой, Э. Кон-Винера, А.Ф. Лосева, Д.В. Сарабьянова, Г. Спенсера и других.

Так как тема диссертации затрагивает природу и сущность цвета, автором были проанализированы кощепърли цвета, представленные в трудах выдающихся мыслителей Аристотеля, Демокрита, Платона, Ж. Бюффона, Л. да Винчи, Д. Ломаццо, И. Ньютона, Б. Телезио, М. Фичино, И. Цана. Важным аспектом работы диссертанта явилось изучение им психологических теорий цвета М. Люшера и особенно И.В. Гёте, концепции цвета как символа определённых идей и категорий у Г. Гегеля, теорий восприятия цветов Ф. Шеллинга и А. Шопенгауэра.

Особую значимость для автора имело определение места цвета в иерархии приоритетов, определяющих соъщокультурный процесс, а также выявление закономерностей цветовосприятия, отражающих национальное своеобразие культур; этой проблематике значительное внимание уделено в произведениях И.В. Гёте, Ф. Готтенрота, А.В. Ефимова, И. Ит-тена, С.В. Норенкова, М. Миннарта, Е.С. Пономарёвой и ряда других исследователей.

При изучении восприятия цветоформ костюма субъектами цветовосприятия диссертант подверг анализу различные, в том числе и культурологические аспекты, связанные с комплексным восприятием символических форм образов искусства и их гнетом, в чём ему существенную помощь оказали работы Б.А. Базымы, А. Белого, Т.П. Григорьевой, А.В. Ефимова,

И. Иттена, В.В. Кандинского, А.Ф. Лосева, JI.M. Мироновой, А.А. Сурина, М.О. Суриной, а также труды М.М. Бахтина и А.Г. Устинова, посвященные анализу ъ^ветосимволов.

Исследование сущности, содержания и особенностей цветовосприя-тия костюма в историко-культурном контексте, выявление специфики восприятия цвета одежд во взаимосвязи с национальным своеобразием культур невозможно без глубокого изучения истории костюма разных времён и народов, чему автор посвятил многие годы жизни, исследуя эту интереснейшую область искусствоведения в отечественных и зарубежных музеях, картинных галереях, по литературным источникам, кино- и сценическим постановкам; указанной проблематике посвящены теоретические труды Е.В. Ильичёвой, Н.М. Каминской, Т.В. Козловой, М.Н. Мерцаловой; Л. Кибаловой, О. Гербеновой и М. Ламаровой; Л.П. Сычёва и В.Л. Сычёва, Э. Такера. Отдельные фрагментарные аспекты, связанные с обозначением проблемы восприятия цвета в одежде, автор обнаружил в произведениях К. Оккольти, И.В. Гёте, С.Н. Жученковой, P.M. Кирсановой.

В то же время, как свидетельствует проведённый автором анализ, научные и литературно-художественные сведения о цветовой символике костюма различных эпох и народов крайне разрознены, их чёткая систематизация в научной и специальной литературе отсутствует, а проблема закономерностей восприятия цвета в костюме во взаимосвязи с социокультурным процессом до сих пор не являлась объектом специального теоретического исследования. В работах вышеназванных и других авторов:

- не в полной мере раскрыт содержательный аспект взаимообусловленности цветосимволит одежды и национального своеобразия культур, их взаимопроникновения и взаимовлияния;

- не исследован системный характер цветовоспрштия костюма и его социокультурная сущность;

- не рассмотрены особенности цветовосприятия костюма в разных культурах, в том числе в исторической ретроспективе;

- не проанализированы культурные, социальные, религиозные ориентации субъектов цветовосприятия костюма, степень их детерминации социокультурными, политическими и территориально-региональными факторами;

- не определена степень влияния цвета и цветоформ костюмных образов на развитие самой культуры, а также особенности их проявления как символов общественных процессов;

- не исследованы тенденции изменения восприятия цветовой символики, в том числе и в костюме, в процессе глобализации современного общества.

Всё это и обусловило выбор темы исследования, его объектно-предметную область, а также цель и задачи.

Объектом диссертационного исследования является восприятие цвета в костюме, рассматриваемое в широком историко-культурном контексте.

Предметной областью исследования выступают социокультурные основания восприятия цвета в костюме и его трансформации в ходе исторического развития национальных культур.

Основная цель данной работы состоит в поиске и обосновании социокультурных основ восприятия цвета в костюме, позволяющих проследить специфику цветовосприятия костюма в национальных культурах в исторической ретроспективе и в современном обществе и выработать практические рекомендации по цветопроектированию костюмных форм с учётом специфики национальной цветовой символики одежды и социокультурных особенностей восприятия цвета в костюме.

Достижение названной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Проанализировать объективную обусловленность цветовосприятия костюма социальными и культурными факторами.

2. Рассмотреть системный характер восприятия цвета в костюме, исследовать его объект, субъекты и специфику.

3. Выявить обусловленность восприятия цвета в костюме спецификой развития национальных культур, их взаимовлиянием, уровнем экономического развития общества, национально-историческим своеобразием и социокультурным развитием субъектов цветовосприятия костюма.

4. Определить степень влияния на восприятие цвета в костюме религиозных ориентаций субъектов цветовосприятия, основных составляющих политической системы общества (государства, политических организаций и др.) в их взаимосвязи с историко-культурным процессом, территориально-региональных факторов и психофизиологических особенностей субъектов цветовосприятия костюма.

5. Раскрыть особенности влияния цвета и цветоформ костюмных образов на развитие культуры в исторической ретроспективе, исследовать закономерности и специфику их восприятия социальными субъектами, в том числе и как символов общественных процессов.

6. Проанализировать тенденции изменения восприятия цветовой символики костюма в процессе глобализации современного общества, определить особенности интернационализации цветовосприятия костюма.

Теоретико-методологическая база исследования.

Специфика исследуемой теоретической проблемы исключает возможность использования какого-либо одного методологического подхода. В связи с этим при подготовке диссертации автор обращался как к различным теоретическим методам и авторским точкам зрения, так и к их синтезу.

Методологическую основу настоящей работы составили: идеи, положения и выводы теории взаимодействия общества и культуры, государства и гражданского общества', требования историко-типологического, сравнительно-исторического, социально-философского подхода к анализу культурных процессов; полоэ/сения общей теории систем и требования принципа системности, приложенные как к анализу культуры общества, так и к анализу процесса цветовосприятия материально-вещественной среды, в том числе и костюмных образов.

Кроме того, при подготовке диссертации автор использовал структурно-семиотический метод, позволивший ему осмыслить уровни цветовосприятия вообще и цвета костюма в частности, представленные в конкретных литературно-художественных текстах и иных культурных источниках, а также непосредственно обратиться к цветовым кодам одежды.

Наконец, диссертант постоянно применял междисциплинарный подход, поскольку, с его точки зрения, это единственный способ, с помощью которого возможно и целесообразно теоретическое постижение сущности и особенностей восприятия цвета в костюме, связанного с различными сферами культуры, социально-политическими процессами и художественной практикой.

С формально-логической точки зрения метод исследования, применённый в диссертации, является дедуктивным: от исследования наиболее общих, концептуальных проблем феномена культуры, раскрытия сущности и особенностей взаимодействия культуры и субъектов цветовосприятия автор продвигается к частным проблемам, рассматривая особенности восприятия цвета в одежде разных культур, анализируя национальные, религиозные, сословные ориентации субъектов цветовосприятия костюма.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Проанализирована детерминация цветовосприятия в целом и костюма в особенности на основе диалектического взаимодействия культуры и субъектов цветовосприятия, выявлена обусловленность цветовосприятия костюма объективными и субъективными, социальными и культурными факторами.

2. Рассмотрены социокультурные аспекты цветовосприятия костюма, определены его объект, субъекты, специфика и результат их взаимодействия, а также смысловые уровни восприятия цвета в костюме. Проведённым культурологическим исследованием доказано, что в основе восприятия цвета в костюме доминирующими являются не психологические, а социокультурные аспекты цветовосприятия.

3. Обоснована обусловленность содержания и особенностей восприятия цвета в костюме, главным образом, спецификой исторического развития национальных культур, их взаимовлиянием и взаимопроникновением, уровнем экономического развития общества, национальным, историческим, сословно-классовым своеобразием и социокультурным развитием субъектов цветовосприятия костюма.

4. Определена значительная степень влияния на восприятие цвета в костюме религии как социального института и религиозных ориентаций субъектов цветовосприятия. Прослежено доминирующее влияние основных составляющих политической системы общества (государства, политических организаций и др.) в их взаимосвязи с историко-культурным процессом на направленность и особенности цветовосприятия костюма. Исследовано влияние на восприятие цвета в костюме территориально-региональных факторов и психофизиологических особенностей субъектов цветовосприятия костюма; при этом выявлено отсутствие жёсткой детерминации цветовосприятия костюма названными обстоятельствами.

5. Раскрыты социокультурные особенности влияния цвета костюмных образов на развитие культуры в исторической ретроспективе, определены динамика и направленность восприятия их социальными субъектами, подвергнуты анализу сущность и содержание цветовой культуры костюма. Исследовано определяющее воздействие на цветовосприятие костюма мировых процессов интеграции и глобализации, выявлена усиливающаяся тенденция восприятия цвета костюма в качестве символа общественных процессов по мере развития социума.

6. Проанализированы тенденции трансформации восприятия цветовой символики в процессе глобализации современного общества. Доказано, что по мере изменения динамики глобальных процессов современности цветовая символика костюма приобретает новые, обусловленные взаимопроникновением культур, оттенки и значения при утрате исторически сложившихся старых, а цветовосприятие костюма меняется и, несмотря на повышение значимости национального самосознания культур отдельно взятых стран, носит всё более усиливающийся интернациональный характер.

Практическая значимость исследования.

Положения, высказанные в диссертации, целесообразно использовать при проведении культурологических исследований, связанных с уточнением места цвета в иерархии приоритетов, определяющих интегральный социокультурный процесс; выявлении закономерностей цветовосприятия различных объектов материального мира и социальных феноменов; проведении культурологического анализа цветосимволов в контексте общественно-политических процессов; освещении теоретических проблем истории костюма разных времён, народов и социальных общностей.

Материалы настоящей диссертации могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях при подготовке студентов, обучающихся по специальностям "Культурология", "Дизайн (костюма; графический дизайн; среды)", "Художественное проектирование костюма", "Художественное проектирование изделий из кожи". Содержание диссертации может быть положено в основу специальных учебных курсов, факультативов и дискуссий, с выделением культурологических аспектов цветовой символики костюма; указанные специальные курсы будут способствовать методологической подготовке будущих дизайнеров-культурологов и художников-стилистов.

Материалы диссертации целесообразно использовать при формировании мобильной системы создания костюма "дизайнер-культуролог ~ производство - потребитель ", основанной на культурологическом анализе цветовосприятия костюма и новой научной методике разработки одежды, с учётом всех факторов колорирования костюма (в частности, - и к этой проблематике автор не раз обращался в диссертации - необходимо расширять диапазон возможных проявлений полихромии в формах костюма, учитывать взаимодействующее на всех уровнях восприятия цветоформ одежды влияние различных уровней синтеза цвета в костюме). Выводы настоящего культурологического исследования окажут помощь дизайнерам-практикам в создании системы нового, адекватного требованиям времени, ранжирования потребительских групп по цветовосприятию костюмных форм с учётом их социокультурных особенностей, социального статуса, региональных условий, особенностей национальной цветовой символики одежды и тенденций моды.

Содержание и основные положения диссертации смогут оказать существенную помощь при концептуальном цветопроектированин одеэ/сды, использовании средового подхода к проектированию колористики костюма. Этот подход сочетает формологические, пространственные и социальные требования к цветопроектированию костюма, учитывает специфику эстетического освоения предметно-пространственной среды. Такой подход может. реализоваться только с опорой на всю сумму достижений цветовой культуры разных времён, стран и народов.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были сформулированы автором более 7 лет назад и в течение этого времени постоянно корректировались и уточнялись в соответствии с проводимыми им исследованиями, а также в процессе преподавания в высших учебных заведениях дисциплин "Художественное проектирование костюма ", "Цвет в костюме ", "Основы композиции в дизайне костюма", "Основы теории и методологии дизайн-проектирования", "Костюмографика". Кроме того, положения и выводы работы были апробированы в процессе чтения факультативного курса "Проектирование костюма с учётом зрительных иллюзий формы и цвета " и авторского курса "Цветовое проектирование костюма класса прет-а-порте ".

Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств. Отдельные положения работы были изложены автором в выступлениях на межвузовских научно-методических конференциях: "Истоки и перспективы российской культуры", ЧГИ, 2000, "Проблемы гармонизации мироотношения", ЧГИ, 2001; на IV межрегиональной научной конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей "Молодёжь в науке и культуре XXI века", ЧГАКИ, 2005. С некоторыми аспектами своего исследования и разделами диссертации автор знакомил аудиторию в выступлениях на мастер-классах "Современные технологии в дизайн-образовании " в г. Сочи 14.10. 2005 г. и 11.10. 2006 г.; в выступлении на мастер-классе на XXIV Федеральной ярмарке товаров и оборудования текстильной и лёгкой промышленности в г. Москве (ВВЦ) 21.09. 2005 г.; в выступлении на семинаре на российско-китайском Фестивале моды в рамках V Московской Международной специализированной выставки "Малый бизнес и индустрия моды" 27.05. 2005 г.

Апробация диссертации подтверждена работой по формированию имиджа и стиля ведущих телепрограмм Челябинской государственной телерадиокомпании "36 канал ЧГТРК" в период с сентября 2005 года по август 2006 года (с учётом социокультурных особенностей цветовос-приятия одежды в Уральском регионе), а также 6 публикациями и 2 патентами автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Общий объём работы составляет 167 страниц, библиографический список использованной литературы включает 207 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Андросова, Элина Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная особенность художественного образа костюма, передаваемого через его цвет, состоит в том, что он возникает в сознании социального субъекта из сопоставления конкретного костюма со сложным комплексом социальных и культурно-исторических представлений. Сам цвет одежды является лишь одним из компонентов образа, порой весьма существенным, дающим необходимый толчок ассоциациям с исторически значимыми в данной культуре символами и концепциями.

Трактовка развития и взаимовлияния цветовосприятий костюмных форм как социально-временного феномена, обусловленного социокультурными, эргономическими и технологическими факторами, при доминирующем влиянии первых, - прочная методологическая основа для концепции синтеза на всех уровнях восприятия цветоформ костюма. При этом понятие синтеза становится многомерным и всеобъемлющим, приобретая чёткую структуру не только в пространстве культуры, но и во временном аспекте.

Характеристика сложного процесса взаимодействия культуры как социального феномена и субъектов цветовосприятия материального мира, их взаимосвязи и взаимообусловленности, исследование социокультурных закономерностей процесса восприятия цвета в костюме как продукте материальной и духовной культуры, определение особенностей взаимовлияния культуры народов мира и субъектов цветовосприятия костюма позволяют автору сделать следующие выводы.

Во-первых, цветовосприятие материального мира как особый феномен, атрибутивно присущий социальному субъекту, объективно детерминирован диалектическим взаимодействием культуры и различных субъектов цветовосприятия. Цветовосприятие костюма как частный случай цветовосприятия материального мира - это целостный, синтетический и активный процесс отражения социальным субъектом колорита, цветоформы и цветовой символики костюма как продукта материальной и духовной культуры, обусловленный объективными предметно-пространственной и свето-цветовой средами, историческим своеобразием и социокультурным генезисом субъекта цветовосприятия. Цветовосприятие костюмных форм носит системный характер, включает девять смысловых уровней восприятия цвета в костюме, и в его основе доминирующими являются не психологические, а социокультурные аспекты восприятия.

Во-вторых, в процессе восприятия цвета в костюме участвуют субъекты восприятия, объект восприятия и среда. В роли субъектов цветовосприятия рассматриваются социально адаптированная личность с её психофизиологическими особенностями и определённым социальным статусом, та или иная социальная группа, общество в целом. Объектом цветовосприятия выступает цвет в костюме во взаимосвязи с формой одежды, как единая цветоформа. Результатом взаимодействия субъектов и объекта цветовосприятия является субъективная цветоформа, выступающая как определённое цветопространственное понятие, рождаемое в сознании человека цветом и составленное из личностных впечатлений, эмоций, эстетических и культурологических оценок цвета и формы костюма в целом. Среда цветовосприятия, являясь сложным структурным образованием, включает объективную среду (предметно-пространственную и свето-цветовую) и субъективную, или социокультурную, среду, определяющуюся уровнем развития общества, его культурой, национальными своеобразием и традициями, идеалами и ценностными установками.

В-третьих, в социальной практике человек, используя объект (цвет одежды) как промежуточное звено своих взаимоотношений со средой, может трансформировать условия восприятия цвета одежды либо путём его изменения, либо путём изменения социокультурных условий среды. Восприятие цвета не происходит изолированно и от предметно-пространственной и свето-цветовой среды, при этом свето-цветовая среда активно взаимодействует с цветоформой. Иными словами, восприятие цвета одежды в рамках объективной среды корректируется культурно-ценностными установками, определяемыми субъективной (т. е. социокультурной) средой. В свою очередь, субъекты цветовосприятия, изменяя в ходе исторического развития культурно-ценностные установки, способствуют формированию новых традиций, идеалов, направлений моды, оказывая тем самым воздействие на субъективную среду. Таким образом, восприятие цвета в костюмных формах, детерминировано, с одной стороны, объективными факторами (объект цветовосприятия, объективные предметно-пространственная и свето-цветовая среды), с другой - субъективными факторами, к которым автор относит субъект цветовосприятия и субъективную среду. Указанные факторы находятся в диалектической взаимосвязи и взаимодействии, однако приоритетное влияние на цветовосприятие костюма оказывает субъективная (социокультурная) среда.

В-четвёртых, содержание и особенности восприятия цвета в костюме обусловлены спецификой исторического развития национальных культур, их взаимовлиянием и взаимопроникновением. Каждая нация, обладая присущими только ей чертами и национально-культурными традициями, формирует, развивает и отстаивает национальное своеобразие в восприятии цветоформ костюма. Поскольку нация посредством костюма выражает свои мировоззренческие позиции, то можно говорить о том, что у каждой нации своё отношение к цвету в костюме и именно посредством его она сообщает миру о собственном, национальном понимании цвета; восприятие цвета в костюме наряду с формой и тканями костюма возводится, следовательно, в ранг самосознания нации.

В-пятых, значительное влияние на восприятие цвета в костюме оказывает религия как социальный институт, а также религиозные ориентации субъектов цветовосприятия. Специфика восприятия цвета костюма в богословском периоде развития общества заключалась в том, что цвет, воспринимавшийся как материализованный Божественный Свет или олицетворявший определённые качества Божества, выраженные посредством цвета, являлся одним из основных носителей эстетических и культурных идеалов своей эпохи. На базе религиозной символики возникла цветовая символика, рассчитанная на эстетическое восприятие широких масс. Каноны восприятия цветовой символики костюма, строго соблюдавшиеся и повсеместно почитаемые, способствовали формированию определённого восприятия таким образом утверждённого костюма. В то же время, по мере наполнения социальных отношений новым содержанием, связанных со взаимопроникновением и взаимовлиянием культур, цвета, ранее строго канонизированные, постепенно приобретают иные, новые значения, приближающие их к "земной" жизни; в межкультурном пространстве происходит насыщение трактовки цветов - при их восприятии социумом - смысловыми символами мирской жизни.

В-шестых, в рамках единого социокультурного процесса в ряде стран (в Китае, Японии, России, странах Западной Европы) возникает регламентация цветовой символики государственными законами и указами, определявшими не только форму и размер деталей одежды, но и цвет элементов костюма; при этом особо государственные законы обозначали и закрепляли характер цвета ритуальных и парадных костюмов знати. В этих странах цвет костюма был строго регламентирован не только сословно и социально, но и территориально и являлся выразителем социального статуса человека. Русский костюм и его цвет, как одна из составляющих строя костюма, на протяжении всей своей истории имел сословный характер, а ранжирование цвета в костюме, помимо социальных отличий, имело территориальные разграничения. Цвет костюма различных сословий определялся на государственном уровне, и на формирование цветовых предпочтений в костюме в определённые периоды развития России решающее влияние оказывали царские указы.

В-седьмых, цветовой строй костюма, являющегося элементом определённой культуры, зависит от состояния и уровня цветовой культуры костюма общества, которая, в свою очередь, характеризуется системой цветовых традиций, их специфическими чертами, взаимосвязью со всей духовной и материальной культурой народа. Цветовая культура костюма - это социокультурное явление, объективно обусловленное психофизиологией и познавательной деятельностью субъектов цветовосприятия костюмных образов, характеризующееся системой в большей или меньшей степени традиционных и ассоциативно возникающих смысловых значений цвета в костюме и представляющее собой специфическую социальную деятельность, направленную на передачу последующим поколениям эстетической и эмоциональной информации о цветообразах костюма. Современному этапу развития общества, характеризующемуся как активизацией процессов глобализации, так и усилением взаимовлияния и взаимораспространения цветового кода костюмных форм различных наций и народов, присуща нарастающая тенденция распространения сформировавшихся в границах определённой цветовой культуры традиций цвета в костюме.

В-восьмых, цветовосприятие костюма в XX- начале XXI века всё более определяется мировыми процессами интеграции и глобализации, достижениями науки и техники, развитием коммуникаций и высокотехнологичных методов передачи информации, в том числе и цветовой, а цвет в костюме воспринимается как элемент стиля, непосредственно связанного с культурой общества и отражающего в деятельности человека его отношение к своей эпохе. В настоящее время восприятие цвета в костюме определяется двумя противоречивыми тенденциями: с одной стороны, в восприятии цвета в одежде активно сглаживается национальная специфика костюмных форм, и цвет в костюме фактически потерял признаки национальной принадлежности, а с другой стороны - одновременно с процессами интеграции - в цветовосприятии костюма происходят обратные процессы, характеризующиеся всё более обостряющейся борьбой за сохранение национальной идентичности и приведшие к возникновению цветовой этнокуль-туры. В восприятии цвета в костюме роль актуального смыслового уровня, т. е. уровня новизны и соответствия моде, возрастает, при одновременном снижении знакового смыслового уровня цветовосприятия как показателя принадлежности потребителя костюма к определённой группе социума; цвет в костюмных формах потерял сословно-классовые признаки, характерные для предыдущих эпох, и его восприятие определяется функциональным назначением одежды.

В-девятых, определённые цвета устойчиво воспринимаются обществом, как сопутствующие политической и идеологической борьбе противостоящих политических сил; такое их восприятие экстраполируется и на одежду, придавая ей константную политическую символику и превращая цвет костюма в символ социальных процессов. Цвет костюма становится таким символом преимущественно в годы социальных потрясений, прежде всего в годы революций и войн; при этом выбор цветовой символики противоборствующих политических сил детерминирован их социокультурными и национально-историческими особенностями. Под воздействием процессов глобализации восприятие цвета и цветоформ костюмных образов в качестве символов социально-политических процессов объективно становится всё более интернациональным, а национальная специфика их восприятия постепенно сглаживается; в то же время активность использования цвета костюма в качестве символа - выразителя специфическими средствами программных идей и целей различных социальных групп и политических партий постоянно возрастает. По мере развития науки и техники, создания специальных технологий воздействия на массы те или иные цвета одежд в качестве символов могут привноситься в общественное сознание извне, обеспечивая заинтересованным социально-политическим силам эффективные и прогнозируемые результаты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Андросова, Элина Михайловна, 2006 год

1. Апулей. "Золотой осел" и др. сочинения / Апулей. Пер. с лат. Коммент. С.П. Маркиша. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989.-400 с.

2. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976. -Т. 1.-С. 69-75, 119-121, 190-197.

3. Аронов, В.Р. Дизайн и искусство / В.Р. Аронов. М.: Знание, 1984.-286 с.

4. Аронов, В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века /

5. B.Р. Аронов. М.: Советский художник, 1987. - 232 с.

6. Ашвагхоша. Жизнь Будды /Ашвагхоша. Драмы / Калидаса; Пер. К. Бальмонта; Введение, вступ. статья, очерки, науч. ред. Г. Бонгард-Левина. М.: Худож. лит., 1990. - 573 с.

7. Андросова, Э.М. Основы художественного проектирования костюма / Э.М. Андросова. Челябинск: Издат. дом "Медиа-Принт", 2004.1. C. 47-50.

8. Бадж, У. Египетская религия. Египетская магия / У. Бадж. М., 1996.-264 с.

9. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б.А. Базыма. -СПб.: Речь, 2005.-205 с.

10. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук // Вопросы философии. 1995. - № 5. - С. 82-97.

11. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. -М, 1979.-287 с.

12. П.Бегенау, З.Г. Функция. Форма. Качество. / З.Г. Бегенау. М., 1969.-271 с.

13. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый; сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. М.: Республика, 1994. - 528 с.

14. Беляева-Экземплярская, С.Н. Взаимодействие цветов в одежде // Швейная промышленность. 1934. - № 7. - С. 4-13.

15. Беляева-Экземплярская, С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия / С.Н. Беляева-Экземплярская. Репринтное изд. -М.: Академия моды, 1996. 117 с.

16. Беляева-Экземплярская, С.Н. Цвет в одежде // Швейная промышленность. 1932. -№ 8-9. - С. 24-30.

17. Бергер, Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии. 1994. -№4.- С. 114.

18. Бецольд, В. Учение о цветах по отношению к искусству и технике: Пер. с нем. С. Ламанского. СПб.: Общественная польза, 1878. - 436 с.

19. Бонгард-Левин,Г.В. Древнеиндийская цивилизация /Г.В. Бонгард-Левин.-М., 1980.-326 с.

20. Бонгард-Левин, Г.В. Индийская культура в творчестве К.Д. Бальмонта/Г.В. Бонгард-Левин. -М.: Издат. Худож. литература, 1990. С. 198 с.

21. Быстрова, Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т.Ю. Быстрова. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.-288 с.

22. Вайнштейн, О. Одежда как смысл: идеологемы современной моды // Иностранная литература. 1993. - № 7. - С. 224-232.

23. Вебер, М. Избранные произведения: пер. с нем. М.: "Прогресс", 1990.-804 с.

24. Вийранд, Т. Молодёжи об искусстве / Т. Вийранд. Пер. с эстонского. Таллин: Издательство "Кунст" при Художеств, фонде Эстонской ССР, 1990.-344 с.

25. Власов, В.Г. Стили в искусстве / В.Г. Власов. СПб., 1995. - 280 с.

26. Воронов, Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна / Н.В. Воронов. Том 1. М.: "Союз Дизайнеров России", 2001.-424 с.

27. Воронов, Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна / Н.В. Воронов. Том 2. М.: "Союз Дизайнеров России", 2001.-392 с.

28. Галитбарова, М.И. Мода как социальное явление: Диссертация. канд. культ. / М.И. Галитбарова. Челябинск: ЧГАКИ, 2004. - С. 3-150.

29. Гегель, Г.В. Эстетика // Г.В. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М.: Мысль, 1974. - Т. 1. - С. 84-104.

30. Гегель, Г.В. Эстетика / Г.В. Гегель. В 4-х т. М, 1969. - Т. 2. - С. 14.

31. Гёте, И.В. К учению о цвете (Хроматика) // Иоганн Вольфганг Гёте. Избранные сочинения по естествознанию. Л.: АН СССР, 1957. - 438 с.

32. Гёте, И.В. К учению о цвете (Хроматика) // Психология цвета. -М., 1996.-С. 325.

33. Гильдебранд, А. Проблема формы в изобразительном искусстве / А. Гильдебранд. М.: Мусагет, 1914. - 304 с.

34. Гоголь, Н.В. Мёртвые души // Избр. соч. В 2-х т. М., "Худож. лит.", 1978.-Т. 2.-С. 131-448.

35. Гоголь, Н.В. Невский проспект // Избр. соч. В 2-х т. М., "Худож. лит.", 1978.-Т. 1.-С. 403-431.

36. Гомер. Одиссея. Перевод с древнегреческого В.А. Жуковского / Гомер. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988. - 432 с.

37. Горбачёва, JI.M. Костюм XX века от Поля Пуаре до Унгаро / Л.М. Горбачёва. М.: ГИТИС, 1996. - 456 с.

38. Готтенрот, Ф. Иллюстрированная история материальной культуры / Ф. Готтенрот. М., 2001. - 380 с.

39. Готтенрот, Ф. История внешней культуры. В 2 т. С.-Петербург -Москва: Изд. товарищества М.О. Вольф, 1885.

40. Граф де Рошефоръ. Архитектурные беседы. Отношение формы к окраске // Зодчий. 1875 . - № 4-5. - С. 51.

41. Греческие хроники Георгия Аматола "Иоанна Медалы". СПб., 1896.-324 с.

42. Григорьева, Т.П. Красотой Японии рождённый / Т.П. Григорьева. -М.: Искусство, 1993.-464 е.: илл.

43. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. СПб., 1912.-428 с.

44. Демокрит в фрагментах и свидетельствах древности. М., 1935. -С. 41-47.

45. Дерибере, М. Цвет в жизни и деятельности человека / М. Дери-бере.-М., 1965.- 183 с.

46. Дида, Н.А. Стильный Челябинск / Н.А. Дида. Челябинск: Издательство Марины Волоковой, 2006. - 112 с.

47. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII вв. / Н.А. Дмитриева. -М.: Искусство, 1989.-318 с.

48. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. Вып. 3: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. / Н.А. Дмитриева. М.: Искусство, 1992. - 361 с.

49. Достоевский, Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели / Ф.М. Достоевский. СПб., 1859. - Часть первая, III. - С. 29.

50. Дэвис, Б.Л. Униформа Третьего рейха. 1933 1945 / Б.Л. Дэвис: Пер. с англ. И.В. Гаврилова. - М.: ООО "Издательство Астрель": "Издательство ACT", 2003. - 157 3. е.: ил.

51. Еремеев, А.Ф. Первобытная культура / А.Ф. Еремеев. Саранск, 1997.-Ч. 1,- 280 с.

52. Ермаков, М.Е. Мир китайского буддизма / М.Е. Ермаков. Санкт-Петербург, 1994. - 524 с.

53. Ермакова, J1.M. Синтоистский образ мира и вопросы поэтики классической японской литературы // Восточная поэтика. Специфика художественного образа. -М., 1983. С. 160-184.

54. Ефимов, А.В. Колористика города / А.В. Ефимов. М.: Строй-издат, 1990. - 272 е.: ил.

55. Ефимов, В.А. Колористическая культура // В обзоре: Современные тенденции полихромии в архитектуре. ЦНТИ Госгражданстроя. М., 1979.-С. 261-277.

56. Ефимов, В.А. Полихромия объектов дизайна в цветовой среде города // Техническая эстетика. 1979. - № 7. - С. 19-23.

57. Ефремов, И.А. Таис Афинская // Молодая гвардия. 1972. - № 7. -С. 22-23.

58. Жученкова, С.Н. Системный подход к цветовому проектированию костюма / С.Н. Жученкова. Конспект лекций. М.: РИО МГТА им. А.Н. Косыгина, 1999.-24 с.

59. Зайцев, В.М. Такая изменчивая мода / В.М. Зайцев. М.: Молод, гвардия, 1983.-344 с.

60. Злоумный. Явление 4, действие 2. СПб., 1791. - С. 28-29.

61. Ивадоо, Т. Детские праздники в Японии / Т. Ивадоо. Токио, 1940.-264 с.

62. Ивенс, P.M. Введение в теорию цвета / P.M. Ивенс. М.: Советский художник, 1964. - 342 с.

63. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. Пер. с нем.: 3-е издание / Предисл. Л. Монаховой. М.: Изд. Д. Аронов, 2004. - 96 с.

64. Кавабата, Я. Избранное. Пер. с яп. -М., 1971. 192 с.

65. Каган, М.С. Философия культуры/М.С. Каган. СПб., 1996.-224 с.

66. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 360 с.

67. Калугина, Т.П. Современная культура: музей или мумия? // Человек. 1994. -№ 2. - С. 30-45.

68. Каминская, Н.М. История костюма / Н.М. Каминская. 2-е изд., перераб. -М.: Легпромбытиздат, 1986. - 168 е.: ил.

69. Канаев, И.И. Жорж Луи Леклерк де Бюффон / И.И. Канаев. -М.-Л., 1966.-216 с.

70. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве // К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи. -М., 1989. С. 3-48.

71. Кантор, К.М. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры / К.М. Кантор. М.: Искусство, 1967. - 280 с.

72. Кантор, К.М. Правда о дизайне / К.М. Кантор. М. - М.: АНИР, 1996.-286 с.

73. Карамзин, Н.М. История государства Российского. СПб., 1818. -Т. VII. - С. 27-28.

74. Кармин, А.С. Культурология / А.С. Кармин. Учебник. 3-е изд., стер. СПб.: Издательство "Лань". - 2004. - 928 с.

75. Кибалова, Л., Гербенова, О., Ламарова, М. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова. Чехословакия, Прага: Издательство Артия, 1966 // Первое издание на русском языке, 1986.-608 с.

76. Килошенко, М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты / М.И. Килошенко. СПб.: СПГУТ, 2001. - 192 с.

77. Кирсанова, P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII веков первой половины XX веков / P.M. Кирсанова. - Москва: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1995. - 352 е.: ил.

78. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория: Учеб. для студентов архитектур, и дизайн, специальностей / Н.А. Ковешникова. 2-е изд., стер. - М.: Изд-во Омега-Л, 2006. - 224 е.: ил.

79. Коган, Л.Н. Теория культуры / Л.Н. Коган. Учебное пособие. -Екатеринбург: УрГУ, 1995. 160 с.

80. Козлова, Т.В. Принципы художественного проектирования костюма в условиях промышленного производства: Диссертация. докт. техн. наук / Т.В. Козлова. М., 1983. - 348 с.

81. Козлова, Т.В. Художественное проектирование костюма / Т.В. Козлова. М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1982. - 144 с.

82. Козлова, Т.В., Ильичёва, Е.В. Стиль в костюме XX века / Т.В. Козлова, Е.В. Ильичёва. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. - 160 с.

83. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств / Э. Кон-Винер.-М., 1998.-256 с.

84. Конрад, Н.И. Японская литература / Н.И. Конрад. М., 1974. -104 с.

85. Крёбер, А. Стили и цивилизация // Антология исследований культуры. В 2 т. - СПб., 1997. - Т. 1. - С. 240-276.

86. Крёбер, А., Клакхон, К. Культура: образ концепций и определений / А. Крёбер, К. Клакхон. М.: Наука, 1964. - 364 с.

87. Кузьмичев, И.К. Лада / И.К. Кузьмичев. М.: Мол. гвардия, 1990. -301 3. е., ил.

88. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. -М.: Юрайт-Издат, 2005. 566 с.

89. Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2 т. / Сост. С.Я. Левит. -СПб.: Университетская книга: Алетейя, 1998. 720 с.

90. Л. да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. В 2 т. -М„ 1955.-Т. 1.-С. 48-53.

91. Лаврентьев, А.Н. История дизайна: учеб. пособие / А.Н. Лаврентьев. М.: Гардарики, 2006. - 303 е.: ил.

92. Лафарг, П. Очерки по истории культуры / П. Лафарг. 2-е изд. -М„ 1928.-256 с.

93. Лихачёв, Д.С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени / Д.С. Лихачёв. Изд. 2-е, доп. - Л.: 1985. - 288 с.

94. Лосев, А.Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. М., 1960. - 176 с.

95. Лосев, А.Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение. - М., 1995. - С. 6-45.

96. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика/А.Ф. Лосев.-М, 1963.-524 с.

97. Лосев, А.Ф. Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии // "Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина". М., 1953. -Т. 72, выпуск 3.-С. 120-174.

98. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. М., 1976. - 352 с.

99. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 534 с.

100. Лотман, Ю.М. О семиотических механизмах культуры // Ю.М. Лотман. Избр. статьи. В 3-х т. ТIII. Таллин, 1993. - 368 с.

101. Люшер, М. Сигналы личности / М. Люшер. Воронеж, 1993.159 с.

102. Люшер, М. Цвет вашего характера: Пер. с англ. / М. Люшер. -М.: "Рипол классик", "Вече". 1997. - 240 с.

103. Магия цвета. Харьков, 1997. - 176 с.

104. Мартынов, Ф.Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне / Ф.Т. Мартынов. Екатеринбург, 1992. - 226 с.

105. Материалисты Древней Греции. М., 1995. - 224 с.

106. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. М.: Иск-во, 1970.-336 с.

107. Мерсье, Л.С. Картины Парижа / Л.С. Мерсье. Пер. с фр. СПб., 1880.-320 с.

108. Мерцалова, М.Н. Костюм разных времён и народов / М.Н. Мер-цалова. В 4-х т. Т. 1. М.: Академия Моды, 1993. - 543 е., ил.

109. Мерцалова, М.Н. Костюм разных времён и народов / М.Н. Мерцалова. В 4-х т. Т.2. Издание 2-е, с дополнениями изменениями. - М.: Академия Моды, 1996. -432 с.

110. Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова. -2-е изд., переработ, и доп. М.: Мол. гвардия, 1988. - 224 е., ил.

111. Миннарт, М. Свет и цвет в природе / М. Миннарт. М.: Наука, 1996.- 184 с.

112. Миронова, JI.M. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. -М., 1993. С. 172-188.

113. Миронова, JI.M. Цветоведение /JI.M. Миронова. Минск: Вышэй-шая школа, 1984. - 286 с.

114. Михайлов, С.М. История дизайна / С.М. Михайлов. Учеб. для вузов. Том 1. 2-е изд., исправл. и дополн. - М.: "Союз Дизайнеров России", 2004.-280 с.

115. Михайлов, С.М. История дизайна / С.М. Михайлов. Учеб. для вузов. Том 2. М.: "Союз Дизайнеров России", 2004. - 396 с.

116. Мода в цвете // Индустрия моды. 2005. - № 4. - С. 17-21.

117. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: Мысль, 1973.-406 с.

118. Монтень, М. Опыты / М. Монтень: В 2 т. Т. 1. Кн. 1, 2 / Пер. с фр. М.: ТЕРРА, 1996. - (Сокровища мировой литературы). - 720 с.

119. Назаров, Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности / Ю.В. Назаров. М.: "Союз Дизайнеров России", 2002. - 416 е., илл.

120. Назаров, Ю.В. Феномен интерьера // Проблемы дизайна: Сборник статей под ред. B.JI. Глазычева. М.: Союз дизайнеров России, 2003. -С. 59-77.

121. Неклесса, А. Господа хаоса // Эксперт. М.: ОАО "Пушкинская площадь", 2006.-№22.-С. 19-21.

122. Нельсон, Дж. Проблемы дизайна / Дж. Нельсон. М.: Искусство, 1971.-207 с.

123. Николаева, Н.С. Декоративные росписи Японии XVI-XVIII веков: От Кано Эйтоку до Огата Корина / Н.С. Николаева. М.: Изобраз. искусство, 1989. - 232 с.

124. Нихон фудзоку Словарь терминов по истории нравов и обычаев в Японии. Токио, 1979. - 462 с.

125. Нихон-но нэндзю гёдзи Японские календарные обряды и обычаи.-Токио, 1980.-272 с.

126. Норенков, С.В. Некоторые методологические проблемы в области научных исследований цвета // Современная наука о цвете и проблемы цветового проектирования / Материалы конференций, совещаний. М., 1989.-С. 146-161.

127. Ньютон, И. Лекции по оптике. Пер. С.И. Вавилова / И. Ньютон. -М, 1946.-256 с.

128. Ньютон, Исаак. Сочинения // Пер. Вавилов С.И. М., 1961. -С. 164-177.

129. Образы моды // Мода. Имидж. Престиж / Институт индустрии моды.-2003.-№5.-С. 27-34.

130. Омар Хайям. Рубанйят. Пер. с фарси Г. Плисецкого // Иностранная литература. 1971. - № 3. - С. 162-169.

131. Оносовский, А. Индустрия моды является средством развития креативного потенциала нации // Индустрия моды. 2006. - № 2. - С. 11-13.

132. Панова, В.Ф., Бахтин, Ю.Б. Жизнь Мухаммеда / В.Ф. Панова, Ю.Б. Бахтин. М.: Политиздат, 1990. - 495 е.: ил.

133. Платон. Апология Сократа // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. -Т. 1.-С. 137-142.

134. Плутарх. Избранные жизнеописания / Предисл И.О. Евтухова, примеч. И.О. Евтухова, М.С. Корзуна / Плутарх. Минск: Беларусь, 1995. -С. 231-235,316-318.

135. Померанцева, Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта / Н.А. Померанцева. М., 1985. - 344 с.

136. Пономарёва, Е.С. Цвет в интерьере (теоретические и методологические принципы формирования цветовой среды гражданских зданий): Автореф. дис. д-ра архитектуры / Е. С. Пономарёва. М.: 1986. - 42 с.

137. Прогнозирование в индустрии моды // Индустрия моды. 2005. -№ 3. - С. 60-65.

138. Протокол заседания методической комиссии Текстильного факультета ВХТИ // Архив МГТУ им. А.Н. Косыгина. 1929, май. - С. 16-17.

139. Рабинович, В.Л. Цвет в системе средневекового символизма // Природа. 1976. - № 6. - 69-73.

140. Российская мода выходит на мировой рынок //FASHION BUSINESS. -2003.-№ З.-С. 10-11,72-77.

141. Роу, К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. М., 1996. - С. 7-46.

142. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники / Рунге В.Ф.: Учеб. пособие. Издание в двух книгах. Книга 1. М.: Архитектура - С., 2006. -368 с.

143. Рунге, В.Ф., Сеньковский, В.В. Основы теории и методологии дизайна / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. Учебное пособие (конспект лекций). М.: МЗ - Пресс, 2003. - 252 с.

144. Русский костюм 1750-1917 гг.: Материалы для сценических постановок русской драматургии от Фонвизина до Горького. М., 1960 -1965.-376 с.

145. Руссо, Ж.-Ж. Избранные сочинения. В 3 т. / Пер. с фр. М., 1961.-Т. 1.-С. 53-64.

146. Рытвинская, Л.Б. Художественное проектирование головных уборов / Л.Б. Рытвинская. Учебное пособие. М.: Альфа, 2005. - 176 с.

147. Самарина, Л.В. Традиционная этническая культура и цвет (Основные направления и проблемы зарубежных исследований) // Этнографическое обозрение. -М., 1992.-№2.-С. 147-156.

148. Сарабьянов, Д., Шацких, А. Казимир Малевич / Д. Сарабьянов,

149. A. Шацких. М., 1993. - 252 с.

150. Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века / Д.В. Сарабьянов. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 320 с.

151. Сванидзе, Н. Политика, женщины, футбол: Сборник политических эссе / Николай Сванидзе. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006. - (Серия "Личное мнение"). - С. 353-356.

152. Современная энциклопедия Лванта +. Мода и стиль / Глав. ред.

153. B.А. Володин. М.: Аванта+, 2002. - 480 е.: ил.

154. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. М.: Ридерз Дайджест, 2004. - 960 с.

155. Соколов, Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры / Э.В. Соколов. Учебное пособие. Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1989. - 84 с.

156. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / П.А. Сорокин; под ред. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

157. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). -М, 1985.-С. 217,219-220.

158. Спенсер, Г. Философия стиля / Г. Спенсер. М., 1964. - 388 с.

159. Стриженова, Т. Из истории советского костюма / Т. Стриженова.-М., 1972.-С. 44-69.

160. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Серия "Школа дизайна" / М.О. Сурина. Москва: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003. - 288 с.

161. Сурина, M.O. Цвет и символ в искусстве / М.О. Сурина. Ростов н/Д: Институт массовых коммуникаций, издательский центр "Комплекс", 1998.-258 с.

162. Сурина, М.О., Сурин, А.А. История образования и цветодидак-тики (история систем и методов обучения цвету). Серия "Школа дизайна" / М.О. Сурина, А.А. Сурин. Москва: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003. - 352 с.

163. Сычёв, Л.П., Сычёв, В.Л. Китайский костюм / Л.П. Сычёв, В.Л. Сычёв.-М., 1975.- 176 с.

164. Сэй Сёнагон. Записки у изголовья (фрагменты). Пер. со старояп. В. Марковой // Григорьева, Т.П. Красотой Японии рождённый. М.: Искусство, 1993.- С. 166-211.

165. Тагор, Р. Собр. соч. в 12-ти т. Т. 11.-М., 1965.-С. 147-159.

166. Такер, Э. История моды // Э. Такер, Т. Кингсвелл. М., ООО "Издательство ACT": ООО "Издательство Астрель", 2003. - 244 с.

167. Танге, К. Архитектура и градостроительство / К. Танге. М., 1978,- 384 с.

168. Тарасова, Ю.Б. Профессиональная элита работников сферы искусства: Диссертация. канд. культ. / Ю.Б. Тарасова. Челябинск: ЧГИИК, 1997.- 169 е.: прил.

169. Тахо-Годи, А.А. Греческая мифология / А.А. Тахо-Годи. М.: Искусство, 1989.- 304 с.

170. Телезио, Б. О природе вещей согласно собственным началам / Б. Телезио. Происхождение цветов // Горфункель, А.Х. Материализм и богословие в философии Б. Телезио: Сборник "Итальянское Возрождение". -Л, 1966.-404 с.

171. Тибетская книга мёртвых // Кузнецов, Б.Н. Тибетская летопись "Светлое Зерцало царских родословных". Л., 1961. - С. 79-84.

172. Тойнби, А. Дж. Постижение истории: Пер с англ. / А. Дж. Тойнби; сост. Огурцов А.П. -М.: Прогресс, 1991. 736 с.

173. Толковый словарь русского языка / Составление: Карантинов С.И. -М., ЗАО "Славянский дом книги", 2003. 506 с.

174. Толстой, А.К. Князь Серебряный; Стихотворения / А.К. Толстой. М.: Худож. лит., 1986. - (Классики и современники. Рус. классич. лит.). - 383 с.

175. Толстой, Л.Н. Война и мир / Л.Н. Толстой. В 2-х т. Том 1. СПб., 1863.-С. 69.

176. Тэйлор, Э. Первобытная культура / Э. Тэйлор. М.: Соцэкгиз, 1938.-570 с.

177. Тэрнер, В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала Ндембу // Семиотика и искусствометрия. -М, 1972.-С. 35-55.

178. Уварова, И. Глина, вода и огонь. Научно-художественная литература / И. Уварова. М.: "Детская литература", 1973. - 174 с.

179. Устинов, А.Г. Цветовая форма. Вопросы семантики // Техническая эстетика. 1988. - № 12. - С. 68-69.

180. Фичино, М. Размышления о цветовой гармонии // Эстетика Ренессанса. Т. 1.-М., 1981.-С. 170-194.

181. Фойгт, В., Зуккер, У. Гёте-естествоиспытатель / В. Фойгт, У. Зук-кер.-К., 1983.- 123 с.

182. Фоли, Дж. Энциклопедия знаков и символов / Джон Фоли. М.: "Вече", ACT, 1996. - 388 е.: ил.

183. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдег-гер; пер. с нем., вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Бибихина. -М.: Республика, 1993.-447 с.

184. Хан-Магомедов, С.О. Пионеры советского дизайна / С.О. Хан-Магомедов.-М., 1995.-356 с.

185. Хан-Магомедов, С.О. У истоков суперграфики и колористики // Сб.: Некоторые проблемы развития отечественного дизайна. М.: Труды ВНИИТЭ // Вопросы философии. - 1983. - № 41. - С. 24-42.

186. Цвет в промышленности / Под ред. Р. Мак-Дональд а: Пер. с англ. И.В. Пановой, П.П. Новосельцева под ред. Ф.Ю. Телегина. М.: Логос, 2002. - 596 с.

187. Цзацзуань. Изречения китайских писателей. IX-XIX вв. / Цзац-зуань. Пер. И.Э. Циперович. М., 1975. - 228 с.

188. Цойгнер, Г. Учение о цвете (популярный очерк) / Г. Цойгнер // Сокр. пер. с нем. -М.: Изд-во литературы по строительству, 1971. 136 с.

189. Цукерман, B.C. Народная культура как социальное явление: Ав-тореф. дис. д-ра филос. наук / B.C. Цукерман. Свердловск: 1984. - 39 с.

190. Цукерман, B.C., Соковиков, С.С. Актуальные проблемы развития культуры / B.C. Цукерман, С.С. Соковиков. Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск: ЧГИИК, 1990. - 74 с.

191. Цыбульский, В.В. Лунно-солнечный календарь стран Восточной Азии. С переводом на даты европейского календаря (с 1 по 2019 г. н. э.) / В.В. Цыбульский. -М., 1987. 220 е.: ил., прил.

192. Шекспир, В. Много шума из ничего / Перевод Т. Щепкиной-Куперник // В. Шекспир. Комедии, хроники, трагедии: В 2 т. Том I. Пер. с англ. / Вступ. статья и комм. Д. Урнова. - М.: "Рипол классик", 1998.

193. Шеллинг, В.Ф. Философия искусства / В.Ф. Шеллинг. М., 1996.-С. 63-68, 70-71.

194. Шишков, А.С. Прибавление к сочинению, называемому Рассуждением о старом и новом слоге российского языка / А.С. Шишков. СПб., 1804.-218 с.

195. Шопенгауэр, А. О зрении и цветах // А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление. В 2 т.- М., 1993. Т. 2. - С. 235-259.

196. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. Перевод / Вступ. ст. Добнова А.П. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. - 584 с.

197. Шуцкий, Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен" / Ю.К. Шуцкий. М, 1960. - 198 с.

198. Эберс, Г. Уарда. Пер. на русский язык 1892 г. / Г. Эберс. М., 1965.-248 с.

199. Энгельс, Ф. Диалектика природы // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. -2-е изд.-Т. 20. С. 339-626.

200. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.

201. Юнг, К.Г. Аналитическая психология / К.Г. Юнг. СПб., 1994.208 с.

202. Янина, Л.И. Мода глазами социолога // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. - Т. 1. -№ 2. - С. 48-67.

203. International Textiles / ЗАО "ИД КОН-Ли Га ПреСС". 2004. -№ 1. - С. 42-49.

204. International Textiles / Россия / ЗАО "эдипресс-конлига". -2005. -№> 1.-С. 25-37.

205. International Textiles / Россия / ЗАО "эдипресс-конлига". -2005.-№2.-С. 22-33.

206. Ktippers, Н. Die Logik der Farbe. Theoretische Grundlagen der Farbenlehre / H. Kiippers. Gallwey. Munchen, 1976.

207. Madariaga de S. Englishmen. Franchmen. Spanishmen / S. de Mada-riaga. Eondon, 1932. - P. 82-114.

208. Makoto Ueda. Op. cit. P. 85-86.

209. Nemcsics, A. A color harmony in architectural space. Periodica polytechnica, v. 24, № 1-2, Budapest, 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.