Власть и развитие музыкальной культуры в Советской России: 1917 - 1932 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Баркетова, Татьяна Александровна

  • Баркетова, Татьяна Александровна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Саратов
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 243
Баркетова, Татьяна Александровна. Власть и развитие музыкальной культуры в Советской России: 1917 - 1932 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Саратов. 1999. 243 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Баркетова, Татьяна Александровна

Содержание

Введение

Глава I. Основные направления политики Коммунистической партии и Советской власти в области музыкальной культуры

Глава II. Отношение деятелей музыкальной культуры к

Советской власти

Глава III. Творческая деятельность музыкантов

§ 1. Концертная жизнь

§ 2. Композиторское творчество

Глава IV. Музыкальное образование и наука

§ 1. Формирование и развитие советской системы

музыкального образования

§ 2. Музыкальная наука

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Власть и развитие музыкальной культуры в Советской России: 1917 - 1932 гг.»

Введение

Проблема взаимодействия власти и искусства всегда стоит очень остро в любом обществе, в любую эпоху. Но особую остроту эта проблема приобретает в переходные эпохи. Властные структуры, занятые более важными делами, уделяют искусству минимум внимания, стремясь использовать его в чисто утилитарных целях. Это чувствуется и в современных условиях переходного периода в России. Вот почему особую актуальность приобретает изучение истории музыкальной культуры в нашей стране в такую сложную эпоху, которая сложилась после революционных событий 1917 г.

Революционные события 1917 года, определившие ход истории России в течение XX века, повлияли и на развитие музыкального искусства. Искусство во все времена было зеркалом эпохи, оно отражало его дух и пафос. Музыка, в силу своей специфики, способна рассказать не столько о событиях, сколько о чувствах, мыслях, состоянии людей, живущих в то или иное время. Будучи "бессловесной", музыка может передать то, что нельзя сказать словами. Она с трудом поддается цензуре, вырывается из идеологических рамок. В отличие от литературы,в музыке нет и не может быть эзопова языка. Вот поэтому музыка является уникальным, чрезвычайно достоверным документом эпохи.

Формирование и развитие музыкального искусства в России шло очень непростым путем. Академическая музыка пришла в Россию из Европы довольно поздно. Профессиональная композиторская школа начала складываться только с конца XVIII века. Но русские музыканты были способными учениками. К концу XIX века русская классическая музыка зазвучала и в Европе. Первым композитором, чьи произведения получили мировую известность,

был П.И.Чайковский. В начале XX века мир рукоплескал Рахманинову и Шаляпину, Стравинскому и Прокофьеву. В театрах Европы ставились оперы Римского-Корсакова и Мусоргского, звучала музыка Скрябина и Глазунова. Русское музыкальное искусство было на взлете. И вот роковой 1917 год. Крах старой системы, старой культуры. Казалось, ничто не должно уцелеть в горниле революции и гражданской войны, тем более такая хрупкая сфера культуры, как музыка. Но из всех видов искусства именно музыка с первых дней революции привлекала пристальное внимание большевиков, музыка и революция стали неразделимы. В этом были и ее спасение, и ее трагедия.

Тема "музыка и революция" была чрезвычайно популярна в музыковедческой литературе советского периода. Во многих книгах, статьях доказывалось несомненное положительное влияние на музыкальное искусство революционных событий. Общая идея была такова: революция придала новое дыхание музыкальному искусству, влила свежую кровь революционных идей, открыла невиданные возможности и горизонты перед творцами музыки, дала нового слушателя, в широко распахнутые революцией двери театров и филармоний хлынул простой народ, который "припал к музыкальному искусству как живительному источнику". Десятки лет настойчиво утверждалась мысль о неустанной заботе партии и государства о музыкальном искусстве.1 Вот это очевидное расхождение официального мифа о небывалом расцвете музыкального искусства в СССР с реальным положением вещей породило интерес автора к изучаемой проблеме.

^м.: История русской советской музыки. М.,1959.

Объективное исследование темы сделалось возможным после коренных изменений в стране в последние годы, когда стали доступными многие источники, были, наконец, напечатаны мемуары ряда выдающихся деятелей культуры, в том числе и музыкантов. Сенсацией явились воспоминания и размышления Ф.И.Шаляпина в книге "Маска и душа". Книга Г.П.Вишневской "Галина" открывала истинное положение в сфере высокого искусства в советское время, в ней много говорится о взаимоотношении государства и музыкальной культуры.

Исследований в историческом плане о взаимоотношении властных структур и деятелей музыкальной культуры России в тот или иной период чрезвычайно мало. Что касается изучения рассматриваемого нами периода, то в 30-е годы в историографии сколько-нибудь заметных публикаций еще не было. Шло формирование идеологической позиции в отношении музыкальной культуры, поэтому исследователи избегали описывать и давать оценку только что происшедшим событиям.

Первой попыткой проанализировать процессы в музыкальной культуре была монография Л.Л.Сабанеева "Музыка после Октября".1 Образованнейший человек, закончивший Московский университет, консерваторию, музыковед, критик, композитор, имевший собственную точку зрения на происходившие события, первое время был лояльно настроен к Советской власти. Особую значимость имела объективная, несколько ироничная и критическая оценка музыкальной культуры первых послереволюционных лет. Он анализировал все сферы музыкальной культуры и делал весьма неутешительные для Советской власти выводы: музыкальная

хСм.: Сабанеев Л.Л. Музыка после Октября. М., 1926.

культура в России погибала, уезжали за границу самые талантливые музыканты - гордость русского искусства, разрушалась композиторская школа, к "халтуре" скатились концертная деятельность и оперное искусство. Работа Л.Л.Сабанеева вызвала негативную и яростную реакцию. Против нее в печати и с трибуны выступил А.В.Луначарский.1 Автор был объявлен врагом Советской власти и вскоре эмигрировал, его работа была запрещена. Это была единственная серьезная попытка в довоенные годы критически осмыслить процессы, происходившие в музыкальном искусстве.

В 20-е годы было опубликовано много популярных и публицистических статей, брошюр о музыкальной культуре, но они не носили научного характера, были крайне тенденциозны. Однако, имеющийся в них фактический материал не потерял ценности до настоящего времени.

Новый этап советской историографии, наступивший со второй половины 50-х годов, позволил ряду ученых музыковедов создать фундаментальные труды по истории советской музыки, но они были прочно связаны с официальной коммунистической идеологией и не отличались объективностью. Собственно, они и создавались для того, чтобы доказать официальную точку зрения: забота партии и государства привели музыкальное искусство к небывалому расцвету. В частности, с этой позиции рассматривалась музыкальная культура в многотомной "Истории русской советской

3

музыки" , отдельные тома которой писались разными исследова-

1 См.: Луначарский A.B. Рабочая революция и искусство.// Вестник искусств. 1922 №5.

2 См.: Корев С. И. Музыка и современность. М., 1928, Виноградов B.C. Суд над музыкальной халтурой. М., 1930, Лебединский Л. Новые задачи музыкантов. М.1930 и др.

3 См.: История русской советской музыки в 4 т. ред. Алексеев А.Д. Кабалевский Д.Б. М., 1956; История русской советской музыки. Ред. Алексеев А.Д. Соловцов A.A. М., 1959; Ис-

тельскими коллективами, в "Истории музыки народов СССР"1. В них замалчивались многие факты, искажалось влияние политических событий, решений и постановлений партии и правительства на музыкальную жизнь, давалась тенденциозная оценка явлениям, событиям, произведениям, навешивались идеологические ярлыки на творчество, да и саму жизнь многих видных музыкальных деятелей.

В оценке творчества музыкантов господствовал один критерий: их отношение к Советской власти, к политике Коммунистической партии. Например, утверждалось, что С.В.Рахманинов и Ф.И.Шаляпин ничего значительного в эмиграции не создали, С.С.Прокофьев вернулся в Россию и "осознал свои ошибки", Д.Д.Шостакович постоянно заблуждался и его надо было направлять в нужное русло и т.д. и т.п. Эти клише, созданные еще в сталинские времена, кочевали из учебника в учебник, из книги в книгу, из публикации в публикацию. Подбирались все новые и новые факты, воспоминания, документы, подтверждавшие официальную точку зрения на музыкальное искусство. Так, в диссертации М.И.Фихтенгольца "Борьба КПСС за развитие музыки как средства коммунистического воспитания трудящихся"2 рассматривались три важнейших идеологических аспекта, связанных с музыкальной культурой: "1) использование партией революционной песни в идеологической работе по мобилизации масс на революционную борьбу против эксплуататоров; 2) борьба партии за критическое освоение классического музыкального наследия в целях

тория русской советской музыки. Ред. Келдыш Ю.В. М., 1959; История русской советской музыки в 4 т. Института истории искусств. М., 1963 и др.

1 См.: История музыки народов СССР. М., 1971.

2 Фихтенгольц М. Борьба КПСС за развитие музыки как средства коммунистического воспитания трудящихся. М., 1955. С.7.

идейного воспитания и духовного обогащения советских людей; 3) борьба партии за развитие новой советской музыки как средства коммунистического воспитания трудящихся".1

Из числа исследователей, занимавшихся изучением музыкальной культуры 20-х годов, следует отметить С.Р.Степанову. Являясь долгие годы сотрудником Центрального музея музыкальной культуры им. Глинки, она собрала и опубликовала значительный фактический материал. Тем не менее, в своей диссертации "Из ис-тории советского музыкального строительства (1917-1925 г.)", ряде публикаций и статей и она не избежала тенденциозности в оценке событий музыкальной жизни. Так, например, перечисляя имена великих музыкантов, оставшихся в России и сотрудничавших с Советской властью, С.Р.Степанова не упоминает, сколько великих музыкантов оказалось в эмиграции и по каким причинам, хотя как сотрудник главного хранилища музыкальных рукописей и документов не могла не знать этого. Или, например, в статье "Музыка в революционном Севастополе"3 и в соответствующей главе своей диссертации С.Р.Степанова видит причину необыкновенного расцвета музыкального искусства в этом городе в 20-е годы в небывалом энтузиазме и желании выдающихся музыкантов нести культуру в массы. Правдой же было то, что голод и разруха гнали музыкантов из Москвы и Петрограда в более спокойные и "сытые" провинциальные города. Они спасали свои семьи от голода пайками, заработанными в многочисленных организациях, секциях, клубах, школах и народных консерваториях. Это было истинной причиной "общественной активности" многих музыкан-

1 Фихтенгольц М. Борьба КПСС за развитие музыки как средства коммунистического воспитания трудящихся. С.9.

2 Степанова С.Р. Из истории советского музыкального строительства (1917-1925). М., 1962.

3 Степанова С.Р. Музыка в революционном Севастополе// Советская музыка. 1961. №5.

тов в те годы. И таких примеров можно привести множество. Это ни в коем случае не умаляет исследовательскую работу С.Р.Степановой. В 60-70-е годы другого взгляда и освещения событий быть не могло. Богатейший фактический материал, опубликованный исследователем, не потерял значения и до сегодняшнего дня.

Следует отметить и книгу Е.Ф.Бронфин "Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия. 1917-1922 г."1, в которой она публикует много любопытных документов из личного архива своего отца, занимавшего в 20-е годы ряд важных постов в Наркомпросе и организовывавшего концерты на Балтфлоте. В книге приведены воспоминания отца и его коллег, программы, афиши, Цитаты из газет того времени. Но главной остается все же мысль о неустанной заботе партии и правительства о музыке и музыкантах, о необыкновенном энтузиазме как масс, так и артистов.

В 70-е годы предпринималась попытка осмыслить историю музыкальной культуры первых послереволюционных лет с современных позиций в альманахе "Из прошлого советской музыкальной культуры".2 В периодических выпусках альманаха печатались интересные материалы, исследования, воспоминания. Так, впервые исследователь и главный редактор Т.Н.Ливанова опубликовала материал с элементами анализа деятельности Государственного Института Музыкальной Науки, восхищалась выдающимися достижениями, самоотверженностью ученых-музыкантов и в то же

1 См.: Бронфин Е.Ф. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия. 1917-1922. Л., 1984.

2 См.: Из прошлого Советской музыкальной культуры. М., 1975.

время весьма туманно говорила о причинах закрытия этого уникального учреждения.1

Если процессы, происходившие в музыкальной жизни Москвы и Ленинграда, получили определенное отражение в исторической литературе, то жизнь в провинции отражена гораздо хуже. С этих позиций особый интерес представляет материал об истории Саратовского музыкального училища и консерватории, собранный и обобщенный преподавателем Саратовского музыкального училища Н.М.Соколовской-Алябьевой. Она приводит значительный фактический материал. Некоторые архивные документы, найденные Н.М.Соколовской-Алябьевой, использованы в настоящей диссертации.

Новый этап в изучении истории отечественной музыкальной культуры наступает в конце 80-х - начале 90-х годов. Доступ к ранее закрытым архивным фондам, публикации документов и мемуаров, ослабление идеологического давления позволило исследователям более объективно подходить к оценке фактов и явлений музыкальной жизни России 20-х годов.

В монографии О.Н.Знаменского "Интеллигенция накануне Ве-

¿у

ликого Октября" анализируется социальный состав и материальное положение разных групп интеллигенций. К сожалению, анализ положения музыкальной интеллигенции дан недостаточно полно, тем не менее некоторые факты из работы О.Н.Знаменского использованы нами.

Первой попыткой критически осмыслить процессы, происходившие в музыкальной культуре в первые послереволюционные

1 См.: Из прошлого Советской музыкальной культуры. С.275.

2 См.: Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября. Л., 1988.

годы, были предприняты Л.Д.Никитиной в монографии "Советская музыка. История и современность". Там уже звучит новая оценка событий: "...Разгул все более усиливавшейся борьбы с инакомыслящими в очень большой степени затронул интеллигенцию..., которая была носителем профессионального искусства. Многие достижения культуры прошлого были разрушены... Музыка понесла серьезный урон и потому, что крупнейшие композиторы XX века - С.Рахманинов, И.Стравинский, Н.Метнер - оказались за рубежом"1. А далее вполне традиционно она пишет о расцвете музыкального образования, несмотря на голод и разруху, самоотверженном труде великих музыкантов на благо Советского государства.

В монографии преподавателя МГУ И.В.Купцовой "Художественная интеллигенция России" анализируется весь комплекс проблем взаимоотношений творческой интеллигенции и Советской власти в годы гражданской войны и НЭПа. Исследователь выделяет основные направления политики большевиков в отношении деятелей культуры, показывает их в развитии, рассматривает реакцию разных слоев писателей, музыкантов, артистов и т.д. на действия новой власти. Опираясь на впервые вводимые в оборот архивные материалы, И.В.Купцова достаточно объективно освещает героические и трагические события в жизни деятелей культуры в послеоктябрьский период.

Интересны исследования взаимоотношений Советской власти и художественной интеллигенции в монографии Т.П.Коржихиной "Извольте быть благонадежны!"3 В своей последней книге, опуб-

1 Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. М., 1991, С. 17.

2 См.: Купцова И.В. Художественная интеллигенция России. СПб., 1996

3 См.: Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! М., 1997.

ликованной после ее смерти, профессор РГГУ Т.П.Коржихина сосредоточила свое внимание на изучении деятельности многочисленных творческих организаций, возникших в России и получивших расцвет в первой половине 20-х годов. Она прослеживает, как постепенно это многообразие ликвидировалось, как партийные и государственные органы брали их под свой контроль, отсеивали неблагонадежных, инакомыслящих, вели дело к "коллективизации" творческих союзов, объединению их в одну организацию на принципе единого художественного метода - социалистического реализма. Очень интересны разделы монографии, посвященные выявлению взаимоотношений творческих союзов и Рабиса.

Так как в обеих монографиях анализируется весь сектор творческой интеллигенции и ее объединений, то, естественно, музыканты и их союзы занимают второстепенное место. Специального анализа их специфики почти не приводится. В то же время при написании данной диссертации сопоставление полученных результатов с теми, что имеются в книгах И.В.Купцовой и Т.П.Коржихиной, помогло выявить специфику жизни музыкальной интеллигенции и то общее, что объединяло все отряды деятелей отечественной культуры в исследуемый период.

Подводя итог историографическому анализу в целом, можно констатировать, что с начала 30-х годов до конца 80-х годов история музыкальной культуры рассматривалась весьма тенденциозно в соответствии с господствовавшей тогда коммунистической идеологией. Замалчивались многие важнейшие факты, искажалось значение многих процессов и явлений в музыкальной жизни, необъективно трактовались последствия решений Коммунистической партии и Советского правительства, не анализировалось матери-

альное и моральное состояние музыкальной интеллигенции в результате проводившейся политики. Если деятельность таких организаций, как Пролеткульт, Ассоциация современной музыки анализировалась в некоторых работах (но только с критической точки зрения в соответствии с политикой партии), то деятельность Рабис практически осталась неосвещенной и неисследованной. Таким образом, на сегодняшний день нет достаточно полной и объективной картины музыкальной жизни России в 20-е годы. В 1990-е годы только началось более объективное и глубокое изучение судьбы русской интеллигенции в связи с событиями революции 1917 года.

Исходя из состояния исследования проблемы и ее научно-практической значимости, основной целью настоящей диссертации является изучение истории взаимодействия деятелей музыкальной культуры России с властью на протяжении пятнадцати послереволюционных лет. (Автор сознательно ограничивал себя исследованием академических форм, в меньшей степени затрагивая такие сферы музыкальной культуры, как фольклор, эстраду, джаз.) В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи:

- дать целостную картину политики партии в области музыкальной культуры, раскрыть главные тенденции этой политики с 1917 по 1932 год, показать результаты вмешательства органов Советской власти в управление музыкальной культурой;

- рассмотреть отношение музыкальной интеллигенции к происходившим в стране событиям на всем протяжении изучаемого периода, ее деятельность по самосохранению;

- раскрыть причинэ1 размежевания и показать масштабы массового исхода музыкальной интеллигенции из России;

- изучить влияние государственной политики на состояние музыкальной культуры в целом и, в частности, на музыкальное образование, науку, композиторское творчество, исполнительское искусство, концертную деятельность;

- проследить, как политика партии, трагические события истории отразились на конкретном человеке, будь то выдающийся музыкант или рядовой преподаватель, оркестрант, хорист.

При отборе фактического материала мы исходили из того, что музыкальная культура России была сосредоточена в изучаемый период в двух столицах и небольшом числе периферийных городов. Поэтому в центре внимания события, происходившие в Москве, Петрограде-Ленинграде и Саратове, одном из немногих провинциальных центров, имевших богатую палитру музыкальных учреждений (консерватория, музыкальный техникум, оперный театр и др.)

Научная новизна настоящей диссертации заключается в современном подходе к раскрытию темы. Впервые дан всесторонний анализ документов Советского правительства и Коммунистической партии, определивших развитие музыкальной культуры в годы Советской власти. В научный оборот введены многие новые материалы как архивного, так и мемуарного происхождения. В диссертации достаточно полное освещение получили фактически ранее не изучаемые сюжеты: деятельность Пролеткульта в музыкальной сфере, взаимодействия профсоюза работников искусств и музыкантов, развитие музыкальной науки, становление системы музыкального образования. Одним из первых автор диссертации попытался раскрыть весь комплекс причин, обусловивших отношение выдающихся музыкантов к власти большевиков: материальное положение, невозможность реализовать творческие замыс->

лы, идеологический диктат, лишение привычной аудитории и круга общения и т.д. Рассмотрев внутренние процессы, имевшие место в среде музыкантов, и влияние взаимоотношений с властью, массами, автор пришел к ряду новых выводов о состоянии развития музыкальной культуры в Советской России в изучаемый период.

Хронологические рамки диссертации определяются тем, что начало исследуемым процессам положили революционные события 1917 года, а Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций" явилось рубежом в развитии всей отечественной культуры, положив конец инакомыслию, утвердив в качестве имеющего право на существование только одно направление - социалистический реализм.

Теоретико-методологической основой диссертации являются методы научного познания, используемые в исторической науке: принципы историзма и объективности. Изучаемые процессы рассматриваются в их взаимосвязи, противоречивости, совокупности всех факторов. Музыкальная культура анализируется на фоне исторических событий, политики Советского государства, влияния других факторов. Автор старался соблюдать позицию беспристрастности и объективности, избегать излишних комментариев и эмоциональных оценок документов, фактов, событий. Для изложения исторического материала в диссертации избран проблемно-хронологический подход. Наряду с методами исторической науки, автор использовал методы ряда других наук. Так, методы социологии применены при анализе внутренней структуры музыкальной интеллигенции, определении ее места в среде русской художественной интеллигенции, выявлении характерных особенностей, присущих именно этой социальной группе. Большое значение

имело применение методов психологии, что позволило создать обобщенный психологический портрет музыкальной интеллигенции в предреволюционную и послереволюционную эпоху, выявить психологические особенности отдельных, выдающихся и рядовых музыкантов. Этот метод представляется чрезвычайно плодотворным и перспективным в объяснении многих событий и явлений, исторических решений и даже политики государства, в данном случае, в области музыкального искусства.

Для решения поставленных в работе задач был привлечен широкий круг источников, которые можно разделить на следующие группы:

1. Официальные опубликованные документы: декреты, законы, указы, постановления, распоряжения, циркуляры ВЦИК и ЦИК, Совнаркома, Наркомпроса, МУЗО НКП, Всерабис, Губра-бис, постановления и резолюции съездов, конференций, совещаний партийных, профсоюзных, пролеткультовских органов и организаций. Эта группа источников позволила выявить основные направления государственной политики в отношении культуры в целом и музыки в частности, а также меры, направленные на ее осуществление.

2. Архивные материалы: стенографические отчеты, постановления, резолюции съездов Всерабис и Губрабис, протоколы конференций, совещаний, заседаний Саратовского отделения Рабис, протоколы заседаний месткомов Саратовских музыкальных учреждений: музыкального техникума, консерватории, филармонии, театра оперы и балета и др., заявления рядовых членов профсоюза. Эти документы дали возможность рассмотреть, как шло формирование профсоюза работников искусств, какие сферы деятельности взял он в свои руки, как осуществлялось управление и кон-

троль государства через профсоюзные организации всей музыкальной культурой. Особую ценность представляют заявления рядовых членов профсоюза: педагогов, в том числе профессоров, оркестрантов, певцов, хористов. Они помогают проследить судьбу отдельных представителей музыкальной культуры, увидеть их личные проблемы на фоне происходивших в стране социально-политических и экономических процессов.

3. Периодическая печать: газеты, журналы за 1917-1932 гг. ("Вестник театра", "Пролетарский музыкант", "За пролетарскую музыку", "Известия ВЦИК", "Художественная жизнь", "Красная газета", "Музыкальная культура" и др.). Ее сплошное исследование за ряд лет помогло рассмотреть повседневную культурную жизнь страны и отдельных городов, обогатило диссертацию фактическим материалом, дало возможность ощутить аромат исследуемой эпохи.

4. Мемуары и воспоминания современников и участников событий, выдающихся музыкантов: композиторов, исполнителей, педагогов. Интересны "Воспоминания о Рахманинове" в 2 т., где достаточно подробно рассказывается о причинах его выезда за границу. К сожалению, мемуары А.Ф.Гедике, А.Б.Гольденвейзера, Г.Г.Нейгауза, С.С.Прокофьева, Н.К.Метнера не дают сколько-нибудь полной картины их взаимоотношений с Советской властью, это и понятно: изданы эти мемуары и письма были в советское время, говорить на такие темы честно и открыто было невозможно. Совершенно особое значение имеет книга воспоминаний и размышлений Ф.И.Шаляпина "Маска и душа", изданная в нашей стране только в конце 80-х г. Ярко, образно, мощно великий певец рисует эпоху. В деталях рассказывает о предреволюционных годах, о первых днях революции. Но особую ценность для

понимания отношения интеллигенции к Советской власти, многих процессов в сфере музыкальной культуры представляет его размышления, рассуждения. Эта книга дала не столько фактический материал, сколько позволила проникнуть в психологию человека, волей судьбы оказавшегося в центре исторических событий. Мемуарные источники помогли глубже проникнуть в психологию некоторых деятелей музыкальной культуры, показать их внутренний мир, выявить их взаимоотношения.

5. Произведения политических и государственных деятелей Н.И.Бухарина, Г.Е.Зиновьева, В.И.Ленина, А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, Л.Д.Троцкого, К.Цеткин и др. дали возможность уточнить процесс выработки политики партии и государства в области культуры, роль в этом процессе конкретных лиц.

Проанализированные нами группы источников дают достаточный фактический материал для решения поставленных в диссертации задач.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Баркетова, Татьяна Александровна, 1999 год

II. Литература

1. Бебель А. О русской революции. М., 1906.

2. Бронфин Е.П. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия. Л, 1984.

3. Брюсова Н.Я., Лебединский Л. Против нэпманской музыки. М., 1930.

4. Бухарин Н.И. Пролетарская революция и культура. П., 1923.

5. Виноградов B.C. Суд над музыкальной халтурой. М., 1930.

6. Виноградов B.C. Против церковщины в музыке. М., 1929.

7. Горбунов В.В. Борьба В.И. Ленина с сепаратистскими устремлениями пролеткульта. // Вопросы истории КПСС. 1968. №3.

8. Государственная школа им.Танеева за десять лет. (1919-1929). М., 1929.

9. Довести до конца борьбу с нэпманской музыкой. Сб. статей. М., 1931.

10. Драйден Сим. Музыка - революции. М., 1981.

11. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября. М., 1988.

12. Иванов - Борецкий М.В. Пять лет научной работы ГИМНа. М., 1926.

13. Из прошлого Советской музыкальной культуры. М., 1975.

14. Ильина Г.И. Художественная интеллигенция в социальной структуре революционной России.// Петроградская интеллигенция в 1917 году. Л., 1990.

15. История русской советской музыки, (ред. Алексеев А.Д., Со-ловцов A.A.) М., 1959.

16. История советской музыки в 4 х томах (ред. Алексеев А.Д., Кабалевский Д.Б.) М., 1956.

17. История русской советской музыки в 4х томах. (ред.Ярустовский Б.М.) М.1963.

18. К десятилетию Октября. Сб. статей. М., 1927.

19. Келдыш Ю.С. О творческих принципах пролетарской музыки. М., 1931.

20. Корев С.И. Музыка и современность. Сб. статей. М., 1929.

21. Корев С.И. Музыкальный фронт перед смотром. Л., 1929.

22. Корев С.И. На путях к пролетарской музыке. Сб. статей. М., 1931.

23. Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! М., 1997.

24. Купцова И.В. Художественная интеллигенция России. СПб., 1996.

25. Лебединский Л. Борьба за перестройку. М., 1930.

26. Лебединский Л. Новые задачи музыкантов. М., 1930.

27. Лебединский Л. Новый этап борьбы на музыкальном фронте. М., 1931.

28. Ленин о культуре и искусстве. М., 1956.

29. Ленин В.И. Доклад о партийной программе на VIII съезде РКП (б).1919. март. ПСС. Т.38.

30. Ленин В.И. Успехи и трудности Советской власти. ПСС. Т.38.

31. Ленин В.И. О пролетарской культуре. ПСС. Т.41.

32. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. ПСС. Т.41.

33. Ленин В.И. О кооперации. ПСС. Т.45.

34. Луначарский A.B. В мире музыки М., 1958.

35. Луначарский A.B. Пролетарская революция и культура. П., 1923.

36. Луначарский A.B. Вопросы социологии и музыки. М., 1927.

37. Мартэнс К. Первое партсовещание по вопросам музыки. Иваново - Возненсенск, 1928.

38. Маяковский В.В. ПСС. Т.8. М., 1936.

39. Московская государственная консерватория. К десятилетию Октября. 1917-1927. М., 1928.

40. Московская консерватория. 1866 - 1966. М., 1966.

41. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября. М., 1971.

42. На путях к пролетарской музыке. М., 1927.

43. "Невинная" пропаганда империализма. В чем вред "Персидского базара". М., 1931.

44. Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. М., 1991.

45. Новейшая история Отечества. XX век. М., 1998.

46. Октябрь и музыка. Сб. статей. М., 1977.

47. Поляновский Г. 70 лет в мире музыки. М.? 1977.

48. Пути развития советской музыки. М.- Л., 1948.

49. Пять лет новой музыки. Статьи и материалы. Л., 1926.

50. Русский советский театр. 1917-1921. Л., 1968.

51. Сабанеев Л.Л. Музыка после Октября. М., 1926.

52. Сохор. А.Н. Основные этапы развития советской музыки. М., 1969.

53. Фишман Н. Становление музыканта - гражданина. М., 1971.

54. Эйгес К. О музыкальном образовании в России. // Художественная жизнь. 1919. №1,

8. Диссертации

1. Демченко А.И. Отечественная музыка начала XX века. К проблеме создания художественной картины мира. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведческих наук. М., 1991.

2. Степанова С.Р. Из истории советского музыкального строительства. (1917-1925). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук. М., 1962.

3.Фихтенгольц М. Борьба КПСС за развитие музыки как средства коммунистического воспитания трудящихся. Диссертация на соис-

кание ученой степени кандидата искусствоведческих наук. М., 1955.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.