Виртуальная культура: концептуализация феномена и репрезентации в современном социокультурном пространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Усанова, Дарья Олеговна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 116
Оглавление диссертации кандидат наук Усанова, Дарья Олеговна
Введение
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ ВИРТУАЛЬНОСТИ
§1. Виртуализация реальности: типология социокультурных
трансформаций
§2. Виртуальная реальность как духовно-символическое и информационно-техническое пространство культуры:
история и современность
§3. Виртуальность как объект
философско-культурологической интерпретации
ГЛАВА 2. ВИРТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ДИСКУРСЕ
СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
§1. Виртуальная культура: концептуальная модель осмысления
§2. Конструирование виртуальной культуры
в субкультурных практиках современности
Заключение
Библиографический список
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Виртуализация социума: сущность и тенденции2007 год, кандидат философских наук Тягунова, Людмила Анатольевна
Виртуализация опыта в культуре постмодерна: Метаморфозы дискурсивного ландшафта2002 год, кандидат философских наук Галкин, Дмитрий Владимирович
Виртуальная культура как феномен глобализации: философско-культурологическое осмысление2012 год, кандидат наук Муртазина, Марина Шамильевна
Культура виртуальной коммуникации2009 год, кандидат философских наук Александрова, Людмила Дмитриевна
Виртуализация социальной действительности и социальная практика2006 год, кандидат философских наук Болдышев, Игорь Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Виртуальная культура: концептуализация феномена и репрезентации в современном социокультурном пространстве»
ВВЕДЕНИЕ
В ракурсе культурологического осмысления может оказываться проблематика различной степени исследовательского освоения: то лишь намечающая контуры рефлексивного прочтения; то претендующая на статус устойчиво-актуального научного направления; то обнаруживающая потенциал некогда осмысленного, но забытого этапа гуманитарной мысли. Проблема виртуальности, на наш взгляд, является совмещением названных вариаций: с одной стороны, относясь к устойчиво-актуальному блоку изучения (волновавшему исследователей на протяжении столетий), с другой, безусловно, вошедшей в арсенал инновационно-авангардных, свойственных именно сегодняшнему дню тем современной гуманитарной и технической мысли.
Осмысление виртуальности как инобытия, иного мира, утопической дихотомии реально-повседневного существования поднималась еще мыслителями прошлого, начиная с античности. К середине 90-х годов XX века понятия: «виртуальность», «виртуальная реальность», «виртуализация сознания» стали настолько востребованными и модными трендами (как в теоретических концепциях, так и в практике реального бытования), что, кажется, уже трудно отыскать сферу социокультурного пространства, абсолютно свободную от их применения. Отсюда создается впечатление, что рядом с миром реальным возник ныне новый виртуальный мир, возведенный в ранг обновлено-чудесной реальности (по аналогии с названием антиутопического романа О. Хаксли: «О, дивный, новый мир»). Только вот новый ли он? И ново ли само слово? И применительно к каким сферам возможно его употребление?
Вопросы виртуальности, виртуальной реальности привлекают все большее внимание исследователей различных дисциплин, что вполне закономерно в условиях всплеска интереса к данному явлению. Возрастающая социальная значимость данной проблемы обусловливается
планетарным масштабом распространения информационных технологий, их включенностью во все сферы общественной жизни. Масштаб привнесенных современной жизнью изменений в картину мира, позволяет нам говорить о переориентации предмета изучения науки: если классическая наука, пребывавшая в мире пусть и относительной, но все же стабильности, выбирала для изучения устойчивую целостность - структуры, системы, единство, то постклассическая наука совершает поворот, акцентируя внимание исследователей на изменчивости и нестабильности реальности -на том, что в большей мере - виртуально, связано с духовно-символическими образованиями.
Характерен и другой факт: игра, случай, розыгрыш (как вариации «севдореального существования) становятся мировоззренческими доминантами современной культуры; все превращается в элемент разыгрывания и азартно-игрового проживания («общество спектакля» Г. Дебора): ком мерция, политика, социокультурные практики, отношения между людьми вообще. Игровые автоматы, развлекательные шоу, виртуальные компьютерные миры оказываются негласными символами окружающей человека реальности.
Культура начинает все больше утрачивать черты линейности и предсказуемости развития, становится, по определению постмодернистов, -ризомной, мозаичной, «блип-культурой» (Э. Тоффлер). Размывая некогда строго заданные границы классического определения культурной реальности (закономерно развивающейся, структурированной, системно-функциональной), современная социокультурная реальность все больше отождествляется с виртуальностью.
Происходящие кардинальные изменения действительности провоцируют исследовательские попытки анализа и интерпретации феномена виртуальной реальности и, порождаемой ею (или порождающей ее?) виртуальной культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Указывая в начале работы на двойственный характер прочтения проблем виртуальности, выделим два основных направления в раскрытии ее научной разработанности: направление, ориентированное на опосредованный анализ виртуальности как инобытия культуры; и исследовательское направление, непосредственно связанное с изучением виртуалистики и виртуальной реальности как категорий современного научного знания и актуальных явлений современности.
К первому блоку мы можем отнести работы философов прошлого -намечающих концептуальную основу последующего прочтения феномена виртуальной реальности. Уже начиная со времен античности, философы развивали идею существования двойственности мира: идеи небытия Парменида, разграничение мира на «мир идей» и «мир вещей» в философии Платона и Аристотеля; в работах средневековых философов (Фомы Аквинского, Сигера Брабантского, Николая Кузанского) тема виртуальной реальности является одной из центральных - как своего рода «душа вещей», их сверхчувственные качества, реальность более высокого порядка, чем очевидный мир. Подобные идеи находят воплощение в философии И. Канта (постижение мира в понятиях «ноумена» и «феномена»), Э. Гуссерля, вводящего термин «воздержание», обозначающий воздержание от всякого сомнения в существовании мира, и в том, что мир этот мог бы быть не таким, каким он является активно действующему индивиду.
Всю имеющуюся литературу по второму направлению (непосредственное прочтение проблем виртуалистики и виртуальной реальности) в достаточно обобщенном виде мы можем классифицировать следующим образом:
исследования авторов, прзимущественно постмодернистской парадигмы, рассматривающих виртуальную реальность как симуляцию реальности;
- литература, ориентированная на осмысление виртуальной реальности
как созданной техническими средствами (компьютерными) информационно-
<
коммуникативной среды (Интернет-среды);
- осмысление виртуализации сознания и перспектив развития виртуальной культуры как особой сферы духовного измерения социума.
Основу первого блока литературы составили фундаментальные положения постмодернистской философии, прежде всего, о существовании симулякров, результатом объединения которых выступает создание особого мира - виртуальной реальности, или, как обозначает ее Ж. Бодрийар, гиперреальности. К работам данного направления могут быть отнесены исследования Г. Дебора, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ж. Лакана, Ж.-Ф. Лиотара, У. Эко.
На основе и с использованием основных положений постмодернизма осуществлено исследование виртуальной реальности как искусственно созданной среды в работах современных специалистов по виртуалистике: И. А. Акчурина, В. В. Бычкова, Б. Були, В.А. Емелина, С. Жижека, М. М. Кузнецова, Н. Б. Маньковской, Н. А. Носова, М. Ю. Опенкова, А. Ю. Севальникова, Ш. Теркла, С. С. Хоружего, М. Эпштейна. Также видится необходимым обособить литературу, в которой виртуальная реальность трактуется авторами как среда, существующая с помощью медийно-технических и информационно-компьютерных средств коммуникации. Проблемы моделирования виртуальной реальности в мире, созданном, компьютерами и в Интернет-пространстве рассматриваются в работах М. Кастельса, У. Купера, Ж. Ланье, В. М. Розина, Э. Тоффлера, М. Хейма, У. Эшби, К. Янг.
Проблема исследования коммуникативно-медийных эффектов находит отражение в трудах классиков теории и практики коммуникации М. Вебера, Д. Клаппера, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, У. Липпмана, Н. Постмана, Д. Рисмена, Ю. Хабермаса. Обобщающий опыт изучения медиапространства
России представлен в работах Г. П. Бакулева, О. В. Бойко, Е. В. Грунт, Т. М. Дридзе, С. Г. Кара-Мурзы, Н. Б. Кирилловой, М. М. Назарова, Р. X. Симоняна, В. П. Терина, Ф. И. Шаркова и других. В изучении медиапространства наибольшую ценность представляли работы о ценностно-конструирующей природе масс-медиа, нашедшие отражение в концепциях Р. Барта, Ж. Бодрийара, П. Бурдье, Г. Дебора, Н. Лумана и других.
Третий блок, литературы, ориентированной на осмысление трансформации традиционного поля культуры под влиянием виртуальной реальности, а также проблем виртуальной культуры как новой символически-духовной сферы социума, находит отражение в исследованиях современных культурологов С. В. Ерохина, Д. В. Иванова, А. В. Костиной, С. Б. Синецкого, Р.Ю. Порозова, А. Я. Флиера, Т. Е. Шехтера, О. В. Шлыковой и других.
Вместе с тем, несмотря на достаточное количество исследований данной проблемы, на сегодняшний день так и не сложилось единой, концептуально-определенной парадигмы, направленной на понимание сущности и содержательных характеристик виртуальной культуры. Исходя из этого, проблема диссертационного—исследования может быть сформулирована как противоречие между необходимостью осмысления виртуальной культуры как актуального явления современности и отсутствием концептуально-выраженных подходов, концентрирующих внимание на его культурологической интерпретации.
Объект - виртуальная реальность как духовно-символическое и информационно-техническое пространство культуры в ретроспективном и актуальном прочтении.
Предмет - особенности виртуализации современного социокультурного пространства, феномен виртуальной культуры как деятельности субъекта по конструированию сценариев условной реальности.
Цель - представить целостную концептуализацию феномена виртуальной культуры, раскрыть особенности репрезентации ее в субкультурных практиках современной социокультурной действительности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть динамику представлений о виртуальности как духовно-символическом и информационно-техническом пространстве культуры; исследовать трактовки феномена виртуальности в классической и постклассической философско-культурологической мысли;
2) систематизировать основные определения понятия «виртуальная реальность», выявить ключевые параметры сравнения реальности и виртуальности;
3) проанализировать ведущие концепции культуры как виртуальной реальности, обобщить существующие подходы к определению культуры для последующей проекции их на концепт «виртуальная культура»;
4) разработать определение явления «виртуальная культура», зафиксировать функции и базовые характеристики виртуальной культуры;
5) выявить ключевые типы трансформаций современного социокультурного пространства, вызванные развитием виртуально-компьютерных технологий;
6) исследовать особенности конструирования виртуальной культуры в актуальных субкультурных практиках (на примере субкультур толкиенистов и киберпутешественников).
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологические подходы исследования базируются на концептуальных достижениях зарубежной и отечественной науки в области культурологии, социальной философии, социологии, социальной психологии, теории и
практики коммуникаций. Методология исследования опирается на единство философско-культурологического, структурно-функционального и системно-аналитического подходов; принципы целостности, многомерности и вариативности развития социокультурных процессов.
Принципы осмысления культуры и социокультурного пространства, язык и основные категории культурологии, методы исследования культуры применялись с учетом работ отечественных культурологов А. Я. Гуревича, Б. С. Ерасова, С. Н. Иконниковой, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, А. Я. Флиера, В. С. Цукермана.
При осмыслении особенностей виртуализации социокультурного пространства, наиболее ценными стали исследования М. Кастельса, М. Маклюэна, Л. Бюля, Д. В. Иванова; классификация типов виртуальной реальности, осуществленная российским культурологом В. М. Розиным, сопоставление виртуальной и константной реальности Н. А. Носова, концепция «мозаичной культуры» А. Моля.
Разграничение культуры на безусловную (объективную) реальность и виртуальность связывалось автором с предметно-представляемыми феноменами (объективная реальность) и идеально-абсолютными, трансцендентными духовно-символическими образованиями
(виртуальность). При этом, специфика виртуальной культуры виделась в попытках осуществления трансцендентного, идеального и абсолютного (виртуального) начала в настоящем; опыт воплощения в непосредственной объективной и безусловной жизни культуры, конструируемой в ограниченных (тематически-определенных) образно-игровых моделях реально-культурной деятельности субъекта.
Ключевые культурологические трактовки, направленные на осмысление виртуальной культуры, были классифицированы в диссертации в трех основных значениях: 1) совмещение понятий: культура, в целом,
понимаемая как мир человеческого сознания, может быть определена и рассмотрена как виртуальная реальность - культура как виртуальность; 2) виртуальная культура, рассмотренная как синонимичная (а потому -равнозаменяемая) или рядоположенная категория по отношению к концептам: «информационная культура», «медиакультура», «аудиовизуальная культура» «Интернет-культура»; 3) виртуальная культура рассматривается как часть культуры реального мира, развивающаяся по аналогичному сценарию, однако имеющая собственные отличительные черты, возникшие в результате интеракции с новой реальностью (виртуальная культура как подсистема доминирующей культуры, специфическое пространство).
Изучение специфических форм выражения виртуальной культуры потребовало от диссертанта учета содержательных положений культурологических подходов, акцентирующих внимание на различных сторонах проявления виртуальности:
- семиотический подход (Р. Барт, Ю. М. Лотман, Ф. Соссюр), сформировавшийся в процессе активизации исследовательского внимания к символической организации культуры, характеризует ее с точки зрения «знаковости», специфических характеристик процессов означения и понимания (интерпретации) культурно-значимой информации, закрепленной в культурных текстах, а также существования, применения и изменения знаковых систем (языков культуры). Ориентируя данный подход на виртуальное пространство, можно сказать, что виртуальная культура - мир, создаваемый, накапливаемый и сохраняемый с помощью специфической знаково-символической системы (метафоричности и аллегоричности - в духовно-символическом прочтении; гипертекстуальнсоть, знаки, цифровой код, визуальные изображения - в информационно-технической среде);
- игровой подход (И. Хейзинга) акцентирует внимание на процессах игрового моделирования, основной мотив которого заключается не столько в
результате, сколько в самом процессе нахождения в искусственном пространстве;
- психологический подход (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, К. Хортни) был необходим при характеристике виртуальной культуры как поведенческих стереотипов и мотиваций, обеспечивающих коммуникацию внутри гиперреальности, компенсаторную мотивацию восполнения реальности.
- деятелъностный подход к определению культуры трактующий ее как особый способ деятельности, систему внебиологически выработанных механизмов, стимулирующих, программирующих и реализующих активность людей в обществе, обосновывал активную деятельную позицию субъекта в конструировании сценариев условной реальности;
- структурно-функциональный подход (Б. Малиновского, П. А. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона) открывает особые возможности анализа виртуальной культуры, понимание ее как целостной, интегрированной системы, состоящей из аналогичных подсистем (принцип фракткальности), выполняющих ряд значимых функций.
Руководствуясь логикой структурно-функционального подхода, виртуальная культура была классифицирована в диссертационном исследовании по трем основаниям (духовное, материальное и социальное), а также рассмотрена через наиболее значимые функции: познавательную, коммуникативную, социализирующую, компенсаторную, гедонистическую.
Научная новизна исследования видится:
- в выявлении ключевых вариаций осмысления идеи виртуальности, сложившихся в истории философско-культуро логической мысли: виртуальность как инобытие, несуществующая реальность; виртуальность как непознанная реальность; виртуальность как утопия - идеалистическая реальность; виртуальность как внутренний мир, субъективно-переживаемая индивидом реальность; виртуальность как мнимая, имитационная реальность («псевдореальность»); виртуальность как киберпространство:
технически-опосредованная среда, информационный ресурс современного общества, медийная среда культуры.
- в выделении ключевых характеристик виртуальной реальности, выработке авторского определения виртуальной реальности, трактуемой как идеальный вектор существования культуры в целом: всё то, что мыслимо и представимо в любой социокультурной системе, но не выражено предметно, а потому - трансцендентно по отношению к этой системе, находится за пределами непосредственного воплощения в социокультурной практике;
в систематизации основных культурологических подходов к осмыслению виртуальной культуры; разработке авторского определения виртуальной культуры, понимаемой как культурная активность самодеятельного субъекта по конструированию сценариев условной реальности, основанных на знаково-игровой интеракции и определяемых интенцией к идеализированному ценностному миру;
- в выявлении ключевых характеристик виртуальной культуры, в обосновании компенсаторной функции как формообразующей основы виртуальной культуры; раскрытии специфики ее проявления через анализ субкультурных практик конструирования действительности.
- в фиксации (на основе социокультурного анализа субкультур толкиенистов и киберпутешественников) ряда признаков, объединяющих и обособляющих виртуальную культуру с реальностью.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие виртуально-компьютерных технологий приводит к радикальному изменению традиционно сложившегося и устойчивого поля культуры и выражается через следующие трансформационные эффекты: трансформация социальной структуры современного общества; традиционных типов идентификации; культурного пространства/времени; типов коммуникации; мышления и сознания; традиционного поля социальной стратификации; способов и видов социализации и
инкультурации индивида; устойчивых языковых практик; социокультурных предпочтений и досуговых ориентаций населения. Трансформация субъективных представлений человека о самом себе (культура личностного восприятия и самопрезентации человека) проявляется через следующие особенности: представление об оперативном и радикальном изменении объектов при личностно-индивидуальном усилии; возможность коммуникации с искусственными персонажами, моделирование образа Другого; порождение частичного или недовоплощенного существования при субъективном восприятии гиперполноты.
2. Философско-культурологическое осмысление виртуальности может быть представлено как динамика следующих ключевых вариаций прочтения: 1) виртуальность как инобытие, несуществующая реальность: идея потенциально возможного бытия в форме онтологической оппозиции бытийного и инобытийного образований; 2) виртуальность как непознанная реальность: идея гносеологического разделения на познанную реальность и непознанное ««¿»существование; 3) виртуальность как утопия -идеалистическая реальность: аксиологический конфликт должного и наличествующего социального устройства; 4) виртуальность как внутренний мир, субъективно-переживаемая индивидом реальность; 5) виртуальность как мнимая, имитационная реальность («псевдореальность»): симуляция или производство реальности, имиджевое конструирование действительности; 6) виртуальность как информационно-техническое пространство -киберпространство: технически-опосредованная среда, информационный ресурс современного общества, медийная среда культуры.
3. Виртуальная реальность являет собой идеальный вектор существования культуры в целом: всё то, что мыслимо и представимо в любой социокультурной системе, но не выражено предметно, а потому -трансцендентно по отношению к этой системе, находится за пределами непосредственного воплощения в социокультурной практике. Разграничение
культуры на безусловную (объективную) реальность и виртуальность связано с предметно-представляемыми феноменами (объективная реальность) и идеально-абсолютными, трансцендентными духовно-символическими образованиями (виртуальность). Виртуальная культура определяется как попытка осуществления трансцендентного, идеального и абсолютного (виртуального) начала в настоящем; как опыт воплощения в непосредственной объективной и безусловной жизни культуры, конструируемой в ограниченных (тематически-определенных) образно-игровых моделях реально-культурной деятельности субъекта.
4. В предложенной авторской трактовке: виртуальная культура -культурная активность самодеятельного субъекта по конструированию сценариев условной реальности, основанных на знаково-игровой интеракции и определяемых интенцией к идеализированному ценностному миру. Значимые характеристики виртуальной культуры, содержательно конкретизирующие ее специфику, определяются следующим образом:
- существует параллельно по отношению к безусловной реальности (безусловная реальность предстает в качестве конституирующей ее основы) и может трактоваться как часть игровой культуры (возникая на пересечении игровой культуры и виртуальной реальности);
- в виртуальной культуре отсутствует интенция к утилитарно-прагматическому началу и, более того, не выражена нацеленность на «готовый продукт» преобразования действительности - принципиальная незавершенность как «идеология non finito»;
- в виртуальной культуре явно выражено субъективно-инициирующее начало (субъекты конструируют новый игровой мир со своими правилами действования в нем);
- существует вне официальных институций, но при развитии этого явления формируются субституции (субкультурный тип существования виртуальной культуры);
- ключевой ценностью и смыслообразующим основанием виртуальной культуры выступает компенсаторный тип существования - своеобразная философия ценностного восполнения недостающего в объективной действительности.
5. Репрезентация виртуальной культуры в субкультурных образованиях трактуется как результат интеракции с новой реальностью, воссоздаваемой путем игровых сценариев, выраженной через символические, ценностно-нормативные и поведенческие элементы, моделирующей реальный мир в ключевых аспектах репрезентации, но превосходящий реальность в ценностно-комфортном, совершенном варианте (функция компенсации). Общие характеристики виртуальной культуры идеологически созвучны способам и типам молодежных субкультур, в частности: субъективно-инициируемое усилие участников (инициаторы субъективно конструируют новый мир со своими правилами и принципами развития); свобода варьирования ценностно-значимых сценариев преобразования реальности; игровая основа взаимодействия как базовая характеристика существования виртуальной культуры.
6. Социокультурный анализ субкультур толкиенистов и киберпутешественников позволил выделить ряд признаков, объединяющих и обособляющих виртуальную культуру с реальностью. К числу объединяющих признаков отнесены: наличие нормативно-регламентирующей основы взаимодействия; характер социальной структуры виртуального сообщества; наличие собственного языка, специализированного сленга; обогащающая реальность жизни, знаково-символическая среда существования субкультур; наличие собственной философии и идеологии, ценностей и норм поведения. Отличительными, специфическими чертами виртуальной культуры, позволяющими толкиенистам и киберпутешественникам через личностное моделирование создавать виртуальный мир, противостоящий реальности, являются:
возможность самостоятельного моделирования виртуального пространства по собственному сценарию и воплощение данного сценария в собственной деятельности; гибкость и личностно-трансформируемая основа виртуальной культуры; открытый, упрощенный характер внутрикультурной мобильности; благоприятная эмоциональная среда с облегченной коммуникативной функцией; мифологичность и сказочность как отличительные черты виртуальной культуры.
Практическая значимость исследования
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в педагогическом процессе, при подготовке основных курсов по теории и методологии культуры, прикладной культурологии, теории коммуникаций в высших и средних учебных заведениях. Практическая значимость материала диссертации видится в возможности использования результатов исследования для разработки и внедрения специализированных курсов: «Виртуальная культура», «Культурологические аспекты виртуалистики», «Актуальные субкультурные практики современности».
Положения исследования могут быть использованы для анализа деятельности средств массовой информации, мониторинга Интернет-пространства, при проведении онлайн фокус-групп по актуальным вопросам современной культуры.
Апробация диссертационной работы
Результаты исследования прошли обсуждение на научно-практических конференциях различного уровня: X международный научно-творческий форум «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2011 г.); XI международный научно-творческий форум «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2012 г.); II Всероссийская научная конференция «Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизованных преобразования: опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств» (Челябинск, 2012),
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Онтологическое содержание виртуальной реальности2011 год, доктор философских наук Елхова, Оксана Игоревна
Конструирование идентичности в условиях виртуализации общества2019 год, кандидат наук Вавилова Жанна Евгеньевна
Виртуальная реальность в современной социальной ситуации2007 год, доктор философских наук Бондаренко, Тамара Алексеевна
Виртуалистика в контексте синергетической парадигмы2002 год, кандидат философских наук Катаева, Ольга Владимировна
Виртуальная компьютерная реальность: негативные и позитивные формы межсубъектных взаимосвязей2013 год, кандидат философских наук Юрков, Алексей Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Усанова, Дарья Олеговна, 2014 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Адамович, М. Книга и /или компьютер / М. Адамович // Иностранная литература. - 1999. - №10
Адамович, М. Этот виртуальный мир...Современная русская проза в Интернете: ее особенности и проблемы. / М. Адамович // Новый мир. -2000. - №4.
Адамьянц, Т. 3. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию [Текст] /Т. 3. Адамьянц. - М. : Ин-т социологии РАН, 1999.- 136 с.
4. Аквинский, Ф. Сумма теологии. / Ф. Аквинский // Антология мировой философии. - М., 1969, Т.1. - 853с.
5. Акчурин, И.А. Виртуальные миры и человеческое познание / И.А. Акчурин // Общетеоретические и логические проблемы виртуальных миров. - М., 2003. - 217 с.
6. Алексухин, С.И. Формирование новых коммуникативных сообществ / С.И. Алексухин // Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/127.pdf
7. Андреева, Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX -начала XXI века. / Е.Ю. Андреева. - СПб.: Азбука-классика, 2007. -488с.
8. Антология исследований культуры [Текст]/ Сост. Л. А. Мостова. - СПб. : Университетская книга, 1997. Т.1. Интерпретация культуры. - 726 с.
9. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. - М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 350 с.
10. Артановский С. Н. Современная культурология и ее научно-практическое значение // Культура: организация, управление, экономика. - СПб.: СПбГИК, 1992. - С. 14-28.
11. Астафьева, О. Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства [Текст] / О. Н. Астафьева // Медиакультура новой России. Материалы международной научной конференции. Том 2./ Под ред. Н. Б. Кирилловой. -Екатеринбург-Москва: Академический проект, 2007. - С. 9-27.
12. Ахиезер, А. С. От культурологического к социокультурному анализу инноваций в обществе [Текст] / А. С. Ахиезер // Вестник московского университета. Сер. 12 «Политические науки» -1999 - №2 - С.22-35.
13. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г. П. Бакулев. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 176 с.
14. Бараникас, И. Кимпьютер. / И. Бараникас // Огонек. - 2004.- №5
15. Баркова, А. Толкиенисты. Архаическая субкультура в современном городе. / А. Баркова // Человек. - 2003. - №5
16. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования [Текст]/ Д. Белл. Пер. с англ. под ред. В. JI. Иноземцева. - М. : Academia, 1999- 783с.
17. Бодрийар, Ж. Реквием по масс-медиа [Текст] / Ж. Бодрийяр / Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии РАН. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб. : Алетейя, 1999. -С. 193-226.
18. Бодрийяр, Ж. Прозрачность Зла./ Ж. Бодрийяр. - М., 1997. - 276с.
19. Болескина, E.JI. Потребители игровой компьютерной культуры. / E.JI. Болескина // СОЦИС. - 2000. - № 8.
20. Болонкин A.A. Бессмертие людей и электронная цивилизация /A.A. Болонкин // Сборник статей, дискуссий о путях достижения бессмертия людей и будущем человечества. - Библиотека учебной и научной литературы РГИУ, 2007 г. - 130 с.
21. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.4 -М.: ACT: Астрель, 2010.-797 с.
22. Большая энциклопедия: в 62 томах. Т.9. - М.: ТЕРРА, 2006. - 592 с.
23. Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю. Москвин. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 816
24. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред Кузнецов С. А. -СПб.: Норинт, 2003. - 1536с.
25. Борчиков, С.А. Метафизика виртуальности (Опыт единой теории виртуальности) / С.А. Борчиков //Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 8. - М.: Ин-т человека РАН, 2000. - 49 с.
26. Ботвинник, Е.А. Трансформации языка в Интрнет-общении / Е.А. Ботвинник // Культура глобального информационного общества: противоречия развития / отв. ред. A.B. Костина, ред. Колл.: А.И. Шендрик и др.: сб. науч. статей. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010 - с.487-493
27. Бурдье, П. О телевидении и журналистике [Текст] / П. Бурдье / Пер. с фр. Т. В. Анисимовой и Ю. В. Марковой. Отв. ред и предисл. Н. А. Шматко. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Ин-т экспериментальной социологии, 2002.-160 с.
28. Быстрова, А. Н. Культурное пространство как объект философской рефлексии [Текст] / А. Н. Быстрова // Философские науки. - 2004. -№12. - С.24-40.
29. Бычков, В.В. Маньковская, Н.Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта. / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская // Вопросы философии. - 2006. -№11.
30. Виртуалистика: экзистенциональные и эпистемологические аспекты. -М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 384 с.
31. Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры [Текст]/ Г. П. Выжлецов. - СПб.: СПбГУ, 1996.- 149с.
32. Галина, М. Жизнь по книге. / М. Галина // Знамя. - 2006. - №2 - с. 198207
33. Галкин Д.В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - № 3 (8). -[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.culturalresearch.ru/ru/component/content/article/36-current/86-digital (на 10.09.2013) - 0,8 п.л.
34. Герменевтика: история и современность: Критические очерки [Текст] / М.: Мысль, 1985.-303 с.
35. Ги Дебор. Общество спектакля./ Ги Дебор. - М.: Логос, 2000. - 184с.
36. Гидденс, А. Опосредование опыта [Текст] / А. Гидденс // Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. - М.: «Аванти плюс», 2003- С.284-289.
37. Грачев, H.JI. Новое в молодежном жаргоне. / H.JI Грачев // Русский язык в школе. - 2005. - №4
38. Гуревич, П. С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. - 2-е изд. - М.: «Аспект пресс», 1995. - 228 с.
39. Давыдов, A.A. «Вторая жизнь» как виртуальная лаборатория социолога. (Обзор зарубежного опыта). / A.A. Давыдов // СОЦИС. -2010,-№5.-С. 34-40.
40. Двадцать лекций по философии: Учебное пособие [Текст] / А. В. Грибакин, Ю. Г. Ершов, В. Е. Кемеров и др.; 2-е изд. -Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002. - 408 с.
41. Дейк, Т. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] /Т. А. ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989.-312 с.
42. Делез Ж. Платон и симулякр / Ж. Делез // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции 20 века. - Томск, 1998.
43. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида / Пер. с франц., вступит ст. и комм. Н.С. Автономовой. Москва: Издательство "Ad Marginem", 2000. 512 с. (оригинальное издание: Editions de Minuit. Paris, 1967).
44. Дильтей, В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах [Текст]/ В. Дильтей // Культурология. XX век: Антология - М. : Юрист,1995.-С.213-225.
45. Дойч, Д. Структура реальности / Д. Дойч . - пер. с англ. Зубченко H.A. -Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотичная динамика», 2001.
46. Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга / Ж. Дюмазедье // Вестник Московского университета. Сер. 12, Социально-политические исследования. - 1993. - №1.
47. Дяченко, М., Дяченко, С. Средиземье без границ. / М. Дяченко., С. Дяченко // Если. - 2005. - № 4.
48. Елистратов, В. Язык как зеркало эпохи. / В. Елистратов // Дружба народов.-2009. -№10.
49. Еляков, А.Д. Информационная перегрузка людей. / А.Д. Еляков // СОЦИС. - 2005. - №5
50. Ерасов, Б. С. Социальная культурология [Текст] / Б. С. Ерасов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 1997. - 591 с.
51. Ерохин, C.B. Основные тенденции развития современной культуры / C.B. Ерохин // Социальная политика и социология. - 2009. - №1.
52. Заславская, Т. И. Социокультурный аспект трансформации российского общества [Текст] / Т. И. Заславская// Социс. - 2001 - №8 - С.3-11.
53. Землянова, JI.M. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура. / JI.M. Землянова // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 1999. - №2
54. Землянова, JI. М. Медиадискурсы и новостные фрейминги (исследования современных зарубежных коммуникативистов) [Текст] /
Л. М. Землянова // Вестник МГУ-С ер. 10 «Журналистика».-2 006-№2 - С.8-19.
55. Злаказова, А. Человек виртуальной жизни. / А. Злаказова // Здоровье. -2004. - июль
56. Зубанова, Л. Б. Медиаобраз действительности: ценностное пространство современных средств массовой информации. / Л.Б. Зубанова. -Челябинск: ЧГАКИ, 2007.- 244 с.
57. Иванов, Д.В. Императив виртуализации. Современные теории общественных изменений. / Д.В. Иванов. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 170 с.
58. Иванов, Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема. / Д.В. Иванов. // Проблемы теоретической социологии. Вып.З
- СПб.: Изд-во Санкт-Перербургского университета, 2000.
59. Иконникова, С. И., Большакова, В. П. Теория культуры [Текст] / С. И. Иконникова, В. П. Большакова. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.
60. Ильин, В. В. Аксиология [Текст] / В. В. Ильин. - М.: Изд-во МГУ, 2005. -216с.
61. Ильин, В.И. Драматургия качественного полевого исследования. / В.И. Ильин. - СПб: Интерсоцис, 2006. - 256с.
62. Ильин, И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 280с.
63. Ильин, И.П. Постмодернизм: словарь терминов./ И.П. Ильин. - М.: Интрада, 2001. - 376с.
64. Ионин, Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) [Текст] / Л. Г. Ионин //Социс- 1995-№4 - С.3-14.
65. Ионин, Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие [Текст] /Л. Г. Ионин.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2000.- 432 с. (Институт «Открытое общество» Мегапроект «Пушкинская библиотека»)
66. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган. - Академия Гуманитарных наук- СПб. : Петрополис, 1996. - 414 с.
67. Каган, М. С. Философская теория ценности [Текст] / М. С. Каган. - СПб : Петрополис, 1997. - 205 с.
68. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Г. Кара-Мурза. -М. : Эксмо, 2003.-832 с.
69. Кармин, А. С., Новикова, Е. С. Культурология. - СПб. : Питер, 2007. -464 с.
70. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
71. Квале, С. Исследовательское интервью./ С. Квале - М.: Смысл, 2003. -301с.
72. Кекелидзе, 3. Компьютер - друг аутиста. / Кекелидзе 3. // Будь здоров. -2005 - №8
73. Кемеров, В. Е. Введение в социальную философию [Текст] / В. Е. Кемеров. Учебник для вузов. - М. : Академ, проект, 2001 - 316с.
74. Киблицкая, М.В., Масалков, И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади. / М.В Киблицкая, И.К. Масалков. - М.: Издательство Международного университета бизнеса и управления, 2003. - 287с.
75. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну [Текст]/ Н. Б. Кириллова. - М. : Академический проект, 2005 - 448 с.
76. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика: Учебное пособие. -М. : Академический проект; Культура, 2008 - 496 с.
77. Кириллова, Н. Б. Медиасреда российской модернизации [Текст]/ Н. Б. Кириллова. - М. : Академический проект, 2005 - 400 с.
78. Кириллова, Н. Б. Мифотворчество в медиакультуре. / Н.Б. Кириллова // Общественные науки и современность. - 2005. - №5
79. Кирюшин, А.Н. Философско-методологические основания виртуальной реальности. / А.Н. Кирюшин. - Воронеж.: Типография ВАИУ, 2010. -137 с.
80. Козловски, П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. / П. Козловски. - М.: Республика, 1997. - 240с.
81. Корольков, А. А. Духовная антропология [Текст] /А. А. Корольков. -СПб. : СПбГУ, 2005.- 324 с.
82. Корсунцев, И.Г. Рефлексия и виртуальная реальность./ И.Г. Корсунцев // Философские исследования. - 1997. - № 3.
83. Корытникова, Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества / Н.В. Корытникова //СОЦИС. - 2007. - №2 - С.85-93.
84. Корытникова, Н.В. Социальные последствия развития Интернет как средства производства сетевых коммуникаций. / Н.В. Корытникова // СОЦИС. - 2007. - №2.
85. Котляревский, Ю. Л. Игротехническая культура: эффект шагреневой кожи [Текст] / Ю. Л. Котляревская // Социс - 1993.- №7.- С.95-102.
86. Кошелев, А.Д. К общему определению игры. / А.Д. Кошелев // Вопросы философии. - 2006. -№11.
87. Кротков, А. Живущие внутри себя. / А. Кротков // Будь здоров. - 2005. -№3
88. Кузанский, Н. О видении Бога. / Н.Кузанский // Сочинения. - М., 1980.
89. Кулагина И.В. Виртуальность как инвариант социокультурной реальности: методологические основания социальных исследований: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. / Кулагина И.В. - Тамск, 2004.
90. Культура глобального информационного общества: противоречия развития / отв. ред. А.В. Костина; ред. Колл.: А.И. Шендрик и др.: сб. науч.статей. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 544 с.
91. Культурное наследие в условиях развития информационного общества: коллектив, моногр. /отв. за вып. Т.Ф. Берестова. - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2011. -275 с.
92. Культурология. XX век. Энцикопедия. Т.1. - СПб. : Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - 447 с.
93. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов на Дону: «Феникс», 2002. - 608с.
94. Лассвелл, Г. Структура и функции коммуникации в обществе [Текст] / Г. Лассвелл // Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. - М. : Аванти плюс, 2003.- С.233-242.
95. Латышева, Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы. / Т.В. Латышева // СОЦИС. - 2010. - № 6. - С.93 - 101
96. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие [Текст] / Д. А. Леонтьев//Вопросы философии-1996 -№4-С. 15-22.
97. Литой, А. Банды Москвы. Пять мишеней славянской национальности. / А.Литой // Новое время. 2006. №17.
98. Луков, В.А. Особенности молодежных субкультур в России./ В.А. Луков // СОЦИС - 2002. - № 10
99. Луман, Н. Эволюция / Н. Луман / М.: Издательство «Логос», 2005. -256.
100. Мак-Куэйл, Д. Массовая коммуникация и общественный интерес: к вопросу о социальной теории структуры и функционирования медиа [Текст] / Д. Мак-Куэйл // Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. -М. : Аванти плюс, 2003.- С.297- 308.
101. Малахова, Н. По Москве ходят толки. А также - орки, тролли и ментавры. / Н. Малахова // Новая газета. - 2007. - №3
102. Мальцева, E.B. Виртуальная реальность: культурологический анализ. / Е.В. Мальцева // Вопросы культурологии. - 2011. - №6
103. Мамина, Р.И. Имидж : виртуальный мир или реальность? / Р.И. Мамина // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
104. Мантов, P.E. Эскапизм как основная функция искусства в современном обществе. / P.E. Мантов // Полигнозис. - 2003. - №1.
105. Манхейм, К. Диагноз нашего времени [Текст] / К. Манхейм / М. : Юрист, 1994.- 700 с. (Лики культуры).
106. Маньковская Н.Б. Виртуалистика: художественно-эстетический аспект. / Н.Б. Маньковская // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 328 -341.
107. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма. / Н.Б. Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. - 347с.
108. Марков, Б. Человек в эпоху масс-медиа. / Б. Марков // Информационное общество. -М., 2004.
109. Медиа. Введение [Текст] /Под ред. А. Бриггза, П. Кобли; Пер. с англ. Ю.В. Никуличева.- 2-е изд. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 550 с. -(Серия «Зарубежный учебник»)
110. Микешина, Л.А. Философия познания. Полемические главы. / Л.А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с.
111. Микешина, Л.А., Опенков, М.Ю. Новые образы познания и реальности. / Л.А. Микешина, М.Ю.Опенков. - М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. - 240 с.
112. Моль, А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. [Текст] / А. Моль / М. : Прогресс-1973-406 с.
113. Муртазина, М.Ш. Связь категорий «культура» и «цивилизация» в контексте глобализационных процессов: философско-культурологический анализ/ М.Ш. Муртазина // Вестник Челябинского государственного университета, 2011. -Вып. 21.-С. 111-114
114. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования [Текст] / М. М. Назаров. - М. : Аванти плюс, 2003- 428 с.
115. Новая Российская энциклопедия: в 12 т./ Редкол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов-Данильян и др. - М.: ООО «Издательство «Энциклопедия»: ИД «ИНФРА-М», 2003 Т.4 - 480 с.
116. Новая философская энциклопедия: В 4т/ ин-т философии РАН; Научно-ред. Совет: преде. В.С.Степин. Т1. - 2012 - 744 стр.
117. Носов, H.A. Виртуальная психология. / H.A. Носов. - М.: Аграф, 2000. -432 с.
118. Носов, H.A. Виртуальная реальность. / H.A. Носов // Вопросы философии. - 1999. - №10
119. Носов, H.A. Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты. - М., 1997. 187 с.
120. Носов, H.A. Киберкультура есть, но ее нет. / H.A. Носов // Независимая газета. - 1995. - 17 августа.
121. Носов, H.A. Манифест виртуалистики. / H.A. Носов. - М.: Путь, 2001.17 с.
122. Носов, H.A. Психологическая виртуальная реальность/ H.A. Носов // Человек. Философско-энциклопедический словарь. -М.: Наука, 2000.
123. Носов, H.A., Михайлов, А.Н. Диагностика виртуальной образности. / Н.А.Носов, А.Н. Михайлов // Труды лаборатории виртуалистики. - М.: Путь, 2000. Вып. 10. - 55 с.
124. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». - М.: Азбуковник, 1999. -944 стр.
125. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс [Текст] / X. Ортега-и-Гассет // Психология масс. Хрестоматия. - Самара, Издательский дом «БАХРАХ», 1998.-С. 195-312.
126. Павловская, О.В. Компьютерное творчество в процессе становления информационного общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. / О.В. Павловская. -Тюмень, 2006. - 21 с.
127. Петрова, Н.П. Виртуальная реальность. Современная компьютерная графика и анимация. / Н.П. Петрова. - М.: Аквариум, 1997. - 256 с.
128. Платон. Собрание сочинений./ Платон. - М.: Мысль, 1990.
129. Понукалина, О.В. Виртуальная «цивилизация досуга» российской провинции. / О.В. Понукалина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 33.
130. Попов, Д.С. Интернет для школьников и школьники в Интернете. / Д.С. Попов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. -№33
131.Радаев, В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация [Текст] / В. В. Радаев // Общественные науки и современность. - 2003-№2 - С.5-16.
132. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре [Текст] / Г. Риккерт // Культурология. XX век. Антология-М., 1995 -С.69-104.
133. Розин, В. М. Современная культурология: проблемы формирования и методологический идеал [Текст] / В. М. Розин // Личность. Культура. Общество. - М., 2005. - Вып.1. - С. 127-145.
134. Рюмина, М.Т. Эстетика смеха: смех как виртуальная реальность. / М.Т. Рюмина. - М.: КомКнига, 2006. - 320с.
135. Савельева, О.О. Мир управляемых представлений... или о реальности и виртуальности. / О.О. Савельева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. - №2
136. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой культуры. / В.З. Санников. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 552 с.
137. Севальников, А.Ю. Онтологические аспекты виртуальной реальности. / А.Ю. Севальников // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. Прогресс-Традиция, 2004, 384 с. - С. 208242.
138. Семенова, В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. / В.В. Семенова. - М.: Добросвет, 1998. - 289с.
139. Сикевич, З.В. Молодежная культура: за и против. - JL, 1990.
140. Силаева B.JI. Интернет как социальный феномен. / B.JI. Силаева // СОЦИС. - 2008. - №11 - С. 101-107
141. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века: от прецендента Истории к проекту Будущего : монография. - Челябинск : Энциклопедия, 2011. - 288 с.
142. Скуратов А.Б. Сетевая структура и ризоморфность локальных Интернет-сообществ крупных российских городов. / А.Б. Скуратов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - №33
143. Словарь современного русского литературного языка: в 20 т./АН СССР. Гл ред. - К.С. Горбачевич. - М.: Рус. яз. 1991. - 960 с. (том 2)
144. Смирнов, A.B. Культура виртуальности («это - не культура») /A.B. Смирнов // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.213-214
145. Современные трансформации российской культуры [Текст] / Отв. ред. И. В. Кондаков; Науч. Совет РАН «История мировой культуры». - М. : Наука, 2005.-751 с.
146. Соловьева, А.Н. Антропологическое знание в контексте медиаисследований / А.Н. Соловьева // Обсерватория культуры. - 2009. - №3.
147. Солодухо, Н.М. Понимание онтологического статуса небытия. / Н.М. Солодухо. // Известия КГ АСУ. - 2006. - №1 (5)
148. Суртаев, В.Я. Игра как социокультурный феномен: учебное пособие. / В.Я. Суртаев. - СПб, 2005. - 272 с.
149. Таратута, Е.Е. Философия виртуальной реальности. / Е.Е. Таратута. -СПб, 2007. - 147 с.
150. Терин, В. П. Основные направления исследований теории массовых коммуникаций [Текст] / В. П. Терин // Социс - 1997 - №1- С.25-31.
151. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. Под ред. Г.Н. Скляревской. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. СПб. : Фолио-Пресс, 2002. -700 с.
152. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г.Н. Скляревской. - М.:Эксмо, 2006. - 1136 с.
153. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. [Текст] / Э. Тоффлер. - М. : ACT, 2004.-669 с. (Philosophy).
154. Тульчинский, В. Виртуальная культура. / В. Тульчинский // Нева. -2001.-№3
155. Умеренкова, Н. Виртуальная реальность. / Н. Умеренкова // Наука и жизнь. - 1999. -№2
156. Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка», т.1, 1935 г, М, 1562 стр.
157. Федотова, JI. Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации [Текст] / JI. Н. Федотова- М. : Научный мир, 2001.-214 с.
158. Философский словарь / под. ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., - М.: Республика, 2001. - 719с.
159. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также для
преподавателей культурологии [Текст] / А. Я. Флиер. - М. : Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 492 с.
160. Флиер, А. Я. Культура как виртуальная реальность / А.Я. Флиер // http://www.ifapcom.m/files/Monitoring/flier_cult_virt_reality.pdf
161.Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций [Текст] /Р. Харрис. -СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 448 с. (Секреты психологии)
162. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. -Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1997. - 640 с.
163. Хоружий С.С, Род или надород? Заметки к онтологии виртуальности / С.С. Хоружий // Вопросы философии. - 1997. - №6. - с.63-67.
164. Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие / сост. А.И. Кравченко. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 384 с.
165. Чанышев, А.Н. Трактат о небытии / А.Н. Чанышев // Вопросы философии. - 1990 - №10 .
166. Челышева, И.В. Медиакультура и медиареальность в жизни современного общества потребления. / И.В. Челышева // Философия права. - 2010 - №4 (41).
167. Чернышева, A.B. Человек в условиях культуры информационного общества. / A.B. Чернышева //Культура глобального информационного общества: противоречия развития: сб. науч. статей. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 544 с.
168. Шапко, В. Т. Феномен актуальной культуры [Текст] / В. Т. Шапко // Социс.- 1997 - №10 - С.93-104.
169. Шаповалова, Н.Г. ОРФО-арт как пример карнавального общения в виртуальной реальности. / Н.Г. Шаповалова //Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых: в 3 ч. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2008. Вып. 11. Ч. II. - С.292-295.
170. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации [Текст] / Ф. И. Шарков / М.: Перспектива, 2004 - 246 с.
171. Шехтер, Т.Е. Художественное воображение и логика фрактала. / Т.Е. Шехтер // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
172. Штомпка, П. Социология социальных изменений [Текст] / П. Штомпка // Под ред. В. А. Ядова. - М. : Аспект Пресс, 1996. - 416 с.
173. Эпштейн, М. Из тоталитарной эпохи в виртуальную: введение в книгу книг. / М. Эпштейн // Континент. - 1999. - №102
174. Юдина, Е. Н. Медиапространство и символическое пространство [Текст] / Е. Н. Юдина // Философские науки - 2004. - №9 - С. 17-29.
175. Юхвид, E.H. Социально-философский анализ информативно-коммуникативногй системы общества в концепции М. Маюпоэна: автореферат кандидата философских наук. // E.H. Юхвид. - Москва, 2007. -23 с.
176. Яблочкин, Ф.Н. Реклама: производство желания и стратегии власти / Ф.Н. Яблочкин // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
177. Яковенко, И. Г. Трансформация базовых идентичностей: факторы, тенденции, сценарии [Текст] / И. Г. Яковенко// Современные трансформации российской культуры [Текст] / Отв. ред. И. В. Кондаков. -М. : Наука, 2005. - С. 119-134.
178. Hammet F. Virtual reality. - N. Y., 1993 // Дзюбенко M. А. Дайджест книги Фрэнсиса Хэммета « Виртуальная реальность».
179. Heim М. The Metaphysics of virtual reality. - N. Y, 1993 // Дзюбенко M. А. Дайджест книги Майкла Хайма «Метафизика виртуальной реальности».
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.