Конструирование идентичности в условиях виртуализации общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Вавилова Жанна Евгеньевна

  • Вавилова Жанна Евгеньевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 180
Вавилова Жанна Евгеньевна. Конструирование идентичности в условиях виртуализации общества: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2019. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Вавилова Жанна Евгеньевна

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

1.1 Контекст виртуализации современного общества

1.2 Пространственный модус виртуальности

1.3 Исторические циклы виртуализации

Выводы к 1 главе

2. СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ВИРТУАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

2.1 Идентификация в условиях гетерогенности общества

2.2 Трансформация идентичности в социально-историческом контексте

2.3 Псевдонимность как социальная игра

2.4 Визуальность как ключевой модус существования социальности в

виртуальном пространстве

Выводы ко 2 главе

3. СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

3.1 Прагматика виртуальной коммуникации

3.2 Виртуальная идентичность в отношении к реальности

3.3 Интерпретация идентичности в диалогическом пространстве

3.4 Механизмы влияния дискурсивных феноменов на процесс идентификации

Выводы к 3 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конструирование идентичности в условиях виртуализации общества»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертации. Исследования идентичности традиционно ведутся в сфере социально-гуманитарного знания: психологии, социологии, философии. Однако именно социальная философия призвана рассмотреть проблему идентичности в контексте социальных трансформаций, к которым мы можем отнести набирающую в последнее десятилетие обороты виртуализацию общественной жизни в расширяющемся информационном пространстве.

Сегодня в развитых странах социальность во многом формируется информационными сетями1, и их влияние на развитие общества все возрастает, приобретая глобальный характер2. В подобных условиях осознание собственной идентичности становится стержнем, опорой человека и социума в попытке упорядочить бытие, а неспособность почувствовать в себе этот стержень можно считать симптомом растождествления с обществом, иначе говоря, кризисом идентичности, являющимся индикатором глобальных проблем функционирования социальной системы в целом3.

Идентичность формируется и развивается на границе социальной и персональной реальностей, представляя собой их противоречивое единство, изучение которого помогает социальной философии раскрыть особенности жизни современного общества4. Анализируя самоидентификацию индивида в условиях виртуализации общества, мы приходим к пониманию механизмов его функционирования, ведь благодаря идентификации в человеке заключается целый

1 Антонова О. А., Соловьев С. В. Теория и практика виртуальной реальности: логико-философский анализ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 168 с.

2 Листвина Е. В. Цифровое общество: антропологическое измерение // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. № 4. Т. 12. С. 41-43.

3 Заковоротная М. В. Идентичность человека: социально-философские аспекты: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 1999. 370 с.

4 Здесь и далее оппозиция персональной и социальной реальностей представлена в понимании К. С. Пигрова, констатирующего, что персональность не сводима к социальной реальности; это тайна, а не загадка, поэтому ее нельзя ни решить, ни охватить рамками категорий, ни вывести из понимания каких-либо природных или общественных явлений (Пигров К. С. Смысл персональности // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11. № 2 (48-49). С. 415-422), при этом разделение на персональное и социальное условно, поскольку они представляют собой диалектическое единство, потому что в каждом индивиде содержится целое общество в виде интериоризированных общественных отношений (Пигров К. С. Социальная философия. Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 296 с. С 202-223).

социум. И наоборот, социоморфный подход к идентификации в виртуальности является одним из способов познания человека, осуществляемого в рамках социальной философии.

При этом социально-философский аспект виртуальности разработан недостаточно: в ряде трудов констатируется, что масштаб исследований в рамках этой проблематики не соответствует масштабу самого феномена5. Виртуальность не просто предлагает нам новые способы коллективного существования - сегодня это измерение социальной реальности, неизбежно захватывающее любого пользователя современных коммуникационных технологий. Их постоянное совершенствование, с одной стороны приближающее нас к реальности (как 5 -D технологии), с другой - выводящее за ее пределы (например, технологии симулирования опыта), затрудняет теоретическое осмысление виртуального и механизмов функционирования человека и социума в пределах этой специфической реальности. Популярность дискурса виртуальности наводит современных философов на мысль о тотальной виртуализации, пронизывающей человеческую повседневность, но вместе с тем остающейся философской лакуной из-за расплывчатости смысловой сферы виртуального6. Поэтому можно констатировать, что работы в этой области необходимы для определения ориентиров, в том числе гносеологических и методологических, а также нравственных и идеологических, во все ускоряющемся процессе трансформации инфраструктуры социального.

Одним из симптомов виртуализации общественной жизни можно назвать феномен визуального поворота в мировосприятии современного человека. Характеризуя современную «клиповоеть», противопоставляя ее рационализирующему мировоззрению, отечественные медиафилософы приходят к выводу, что «... во второй половине ХХ века в контексте остро динамичной жизни превышение визуальной информации над информацией другого рода имеет

5 Щукин Д. А. Интерпретация виртуальности в контексте мифологических структур // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. №4 (24). С. 16-21; Лавренчук Е. А. Аутопойезис [Электронный ресурс] // Электронный философский журнал Vox (Голос). 2011. № 11. URL: https://vox-joumal.org/content/Vox11-Lavrenchuk-Au.pdf (дата обращения: 12.10.18).

6 Таратута Е. Е. Философия виртуальной реальности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 147 с. С. 9.

обратное следствие: "магия картинки" виртуального мира электронных коммуникаций не стимулирует мыслительные процессы»7. Понятийное мышление заменяется процессами монтажа готовых стереотипов, чужих идей, мыслей, уже упакованных в образы и представленных в виде фрагментов экранной культуры. В связи с этим возникает вопрос о необходимости сохранения уникальности человеческого «Я» в условиях, когда виртуализация набирает обороты.

Сдвиг от текста к пиктографии, от языка к образу сегодня претендует на статус смены парадигм, при этом современная философия, критика, способы мышления не в состоянии иметь дело с этой новой концептуальной схемой, поскольку методы анализа, в частности, методы работы с мультимодальным текстом, не вооружили ученых в достаточной мере для исследования визуального характера нашей эпохи8. Накопление визуальных сообщений, переход от текста к изображению в современных технологиях (например, графический интерфейс программ, городская иконография и т.д.) еще не предполагают ни возникновения кардинально нового типа мышления, ни герменевтического поворота в изучении визуальных артефактов, которое на данном этапе занимает место между онтологией объекта и семиотикой знака. Однако и «лингвистический поворот» не предполагал радикально нового употребления языка или лингвистических трансформаций, кроме принятия того факта, что жизнь языка и общества взаимно детерминированы и что язык пронизывает все сферы общественной жизнедеятельности.

В связи с этим необходимо философски осмыслить возможности раскрытия потенциала мультимодальных средств в процессе идентификации в виртуальном пространстве и обосновать закономерность присутствия визуального в процессах конструирования идентичности - не в роли симулякра, стереотипа, готового

7 Шайхитдинова С. К. Любовь и публичность // «Другой» в пространстве коммуникации: Сборник научных статей / сост. и ред. С. К. Шайхитдинова. Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2007. 264 с. С. 58.

8 Alloa Е. Iconic Turn: A Plea for Three Turns of the Screw // Culture, Theory and Critique. 2016. Vol. 57. Issue 2. P. 228250.

шаблона, а в роли инструмента самопознания и модуса репрезентации субъекта в технологически опосредованном диалогическом пространстве.

Степень разработанности проблемы. В настоящей диссертации проработка проблемы конструирования идентичности в условиях виртуальной коммуникации опирается на три пласта философской мысли: анализ функционирования виртуальной среды в современном информационном обществе, исследования вопросов идентичности и философские и семиотические изыскания в рамках проблематики знаковой репрезентации, мультимодальности и визуальности.

Несмотря на все возрастающий интерес к изучению виртуального, в современном научном дискурсе до сих пор нет однозначного толкования термина «виртуальная реальность»: под ним понимают искусственную среду, поддерживаемую средствами компьютерного программирования (в том числе Интернет и компьютерные симуляторы), ряд психических состояний человека (гипнотический транс, сновидения, творческий процесс и т.д.), а также совокупность феноменов, связанных с функционированием медиасреды (средства массовой информации, цифровая экономика и т.д.). Ранние представления о виртуальном как идеальном или потенциальном мы находим в трудах Платона, Н. Кузанского и Ф. Аквинского. Эти мысли легли в основу подхода, ставшего в последние десятилетия традиционным в исследованиях развития человека и общества в условиях виртуализации - виртуалистики, для которой характерна констатация полионтичности реальности и относительности самой оппозиции константного и виртуального (Н. А. Носов, М. А. Пронин). В монографии Д. В. Иванова виртуализация общества представлена как замещение социальной реальности ее симуляцией (в том числе компьютерными средствами). Виртуальная реальность рассматривается в контексте эволюции информационного общества М. Кастельсом, М. Маклюэном, У. Митчеллом, С. Жижеком. В работах Д. Майерса, А. Райана, Н. Бейма, Х. Рейнгольда фиксируются современные тенденции развития виртуальной сферы и отмечается необходимость концептуализировать накопленные эмпирические данные в сфере

исследований виртуальности и расширить теоретические рамки этого направления. Ряд диссертаций и монографий дает представление об эволюции вопроса виртуализации в зарубежном и отечественном философском и социально-философском дискурсе (Е. Е. Таратуты, О. А. Антоновой и С. В. Соловьева, Р. А. Нуруллина, О. В. Тихонова, Е. Э. Чеботаревой, А. А. Кирилловой, А. В. Юхвида и др.).

Проблематика идентичности (как самости, самотождественности), уходящая корнями в размышления над самобытностью человека в античности, сегодня имеет под собой обширную базу исследований, среди которых можно упомянуть сочинения М. Монтеня, Р. Декарта, И. Канта, М. Бубера, Ж.-П. Сартра. Анализ становления теории идентичности в разнообразных подходах и авторских концепциях предлагается в работах Е. О. Труфановой, М. В. Заковоротной, Г. К. Сайкиной. Для настоящей диссертации особый интерес представляют труды, в которых идентичность осмысливается в герменевтическом ключе (Х.-Г. Гадамера, П. Рикёра) и в более узкой сфере изучения компьютерного дискурса (Ш. Тёркл, С. Жижека). В диссертационном исследовании К. Перротты ставшая классической теория поля П. Бурдьё рассматривается применительно к виртуальной реальности, в рамках которой происходит конструирование идентичности. Дж. Джи вводит понятие дискурс-идентичности, являющейся выражением глубинных слоев личностной идентичности в специфическом культурном контексте. Понятие конструирования идентичности как проективной модели реальности осмысливается с позиций социального конструкционизма (П. Бергер и Т. Лукман; Н. Коулдри и А. Хепп) и символического интеракционизма (Дж. Мид, Э. Гоффман). Помимо широко употребляющегося сегодня понятия кризиса идентичности, в современных работах можно встретить размышления на тему предрассудков идентичности, концептуализированных представителями феминистической эпистемологии (М. Фрикер). В рамках изучения мифотворчества анализируются проявления идентичности в диегетических, нарративных практиках (А. Ф. Лосевым, Р. Бартом, М. Элиаде). Также к размышлениям на тему идентичности (как тождества) мы относим

исследования в русле семантики возможных миров и тождества идентичностей, существующих в них (С. Крипке, С. Жижека). В диссертации О. В. Тихонова высвечиваются механизмы выстраивания идентичности в сетевом пространстве, где происходит размывание границ между подлинным «Я» и фантазийным виртуальным образом субъекта, сконструированным с ориентацией на Другого. В ряде работ формулируется антропный принцип виртуальной реальности, предполагающий существование человека необходимым условием развития виртуальной реальности, возникающей на стыке технической и социально-психической реальностей и существующей в виде виртуального события и потока (С. И. Орехов, А. А. Трофимова).

Специфика знака и проблемы его интерпретации раскрываются в классических и современных фундаментальных трудах по семиотике (Ч. С. Пирса, У. Эко, Ю. М. Лотмана, Э. А. Тайсиной). Процесс создания и использования многокодовой знаковой системы, элементы которой представляют собой модель человеческих качеств и состояний, анализируется С. И. Ореховым. Виртуальным образам и знакам, возникающим в связи с появлением новых технологий и средств коммуникации, уделяется внимание в работах, посвященных виртуальной идентичности и коммуникациям в киберпространстве (Ш. Тёркл, С. Адамс). Интерес к визуальности мы прослеживаем начиная с Демокрита, Платона, Эпикура и Лукреция до наших дней. Труды Ж. -П. Сартра и Ж. Лакана выводят визуальность на социальный уровень в качестве проводника социально-значимых практик. Онтологические аспекты визуализации виртуальной реальности рассматриваются в диссертационном исследовании О. И. Елховой, где визуализированный виртуальный образ выступает в качестве структуры смысла, придающей виртуальной реальности законченную наглядность. Механизмы влияния визуальности на протекание социальных процессов прослеживаются в диссертации В. В. Колодия.

В ходе проведения исследования были изучены труды зарубежных авторов, не переведенные на русский язык (М. Фрикер, С. Адамс, К. Перротты, Э. Аллоа и др.). Это позволило рассмотреть анализируемые проблемы в новом ракурсе,

учитывая, во-первых, практику компьютерной виртуальной деятельности пользователей в глобальном информационном пространстве и влияние этой практики на самоидентификацию индивида, во-вторых, интегрировать подходы и провести параллели между понятиями, концептуализированными в рамках различных философских и научных парадигм.

Объект исследования - виртуализация общества как процесс моделирования социальной реальности технологическими средствами.

Предмет исследования - конструирование идентичности в виртуальном пространстве.

Цель исследования - раскрытие особенностей конструирования личностной идентичности в условиях виртуальной среды.

Для достижения поставленной цели предполагается решить комплекс задач:

1. Рассмотреть понятия виртуальности, кибервиртуальности и виртуализации для определения контекста идентификации в Сети.

2. Проанализировать пространственно-временные характеристики виртуальности.

3. Раскрыть особенности процесса идентификации в контексте социально-исторических трансформаций.

4. Исследовать природу виртуальных игр в условиях псевдонимности кибервиртуального.

5. Охарактеризовать опосредованную визуальность как модус конструирования идентичности в виртуальной реальности.

6. Определить понятие виртуальной идентичности человека.

7. Выявить специфику протекания дискурсивных процессов в диалогическом пространстве социального взаимодействия.

Теоретико-методологические основания диссертации. Для настоящего исследования идентификации в контексте виртуализации общественной жизни наиболее значимыми методологическими подходами, раскрывающими устойчивые взаимосвязи между явлениями, выступили:

1. Социальный конструкционизм. Концепция П. Бергера и Т. Лукмана, осмысленная в материалистическом ключе в ряде новейших работ по

9

медиатизированному конструированию реальности , позволяет выявить механизмы конструирования социальной реальности путем институционализации социальных феноменов (например, через создание виртуальных коллекций на технологической базе медиаплатформ). Анализ виртуальных социальных конструктов приводит нас к интерпретации реальности, играющей важную роль в формировании так называемого «здравого смысла» (стереотипов, предструктур, предпосылок). Виртуальный образ рассматривается как подобный социальный конструкт, созданная человеком единица повседневности, интерпретируемая как элемент реальности. Этот подход позволяет раскрыть, насколько медиатизация социальной среды влияет на стереотипизирование и конструирование в целом и как она модифицирует механизмы идентификации и самоидентификации в условиях виртуальности.

2. Семиотический подход. Возможности применения семиотического инструментария для разработки проблемы виртуализации общества с точки зрения социальной философии отмечаются в ряде публикаций10; в частности, эта методологическая парадигма применяется в изучении предметов искусства, что актуально для данного исследования, рассматривающего конструирование идентичности как творческий процесс. В рамках этого направления нас особенно интересует социально-семиотический подход (Г. Кресса), который открывает специфический ракурс на идентичность и ее знаковое выражение в анализе визуальных феноменов и мультимодальной среды Интернета11 и позволяет осуществить социально-философскую интерпретацию семиотических процессов, протекающих в Сети.

9 Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Polity Press, 2016. 256 p.

10 Щукин Д. А. Интерпретация виртуальности в контексте мифологических структур // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. №4 (24). С. 16-21; Осипова Н. О. Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания [Электронный ресурс] // Культурологический журнал: электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2011. URL: http://www.cr-joumal.ru/rus/joumals/79.html&j_id=7 (дата обращения: 23.09.2017).

11 Kress G. R. Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. Taylor & Francis, 2010. 212 p.

3. Учитывая роль исследования мифологических парадигм (Р. Барта, М. Элиаде, Э. Кассирера, А. Ф. Лосева, Е. М. Мелетинского) в раскрытии социальных трансформаций, диссертация фокусируется на аспектах конструирования идентичности, протекающих по образцу мифотворческих практик.

4. Рассматриваемый в работе вопрос диалогичности виртуальной коммуникации укладывается в рамки диалогического подхода к проблеме человека (М. Бубера, С. Л. Франка, М. М. Бахтина). Обоснование закономерности использования принципов диалогической философии в исследованиях виртуального пространства приводится, например, М. Ю. Опенковым.

Теоретическую базу диссертации составили как классические труды философии (И. Канта, Х.-Г. Гадамера, М. Хайдеггера, Ю. Хабермаса и др.) и семиотики (Ч. С. Пирса), так и работы современных отечественных, в том числе казанских (Э. А. Тайсиной, Э. Б. Миннуллиной, С. К. Шайхитдиновой, Е. Л. Яковлевой и др.) и зарубежных (Н. Кристакиса и Дж. Фаулера, К. Метца, П. Мессариса и др.) ученых.

Эмпирической основой послужили артефакты современной медийной культуры, в том числе образы, используемые в виртуальной коммуникации. Обстоятельное изучение предметов культуры как носителей жизненно -смыслового значения способствовало формулированию исследовательской проблемы и выдвижению гипотезы об обоснованности их использования в процессе коммуникации с целью поддержания и развития социальных отношений.

Научная новизна исследования:

1. Выявлен циклически-волновой характер виртуализации общества, выражающийся в повторениях периодов трансгрессии, в которой реализуется устремленность человека за пределы наличного в сферу воображаемого. Особенностью современного периода этого процесса (XX-XXI вв.) является трансформация множества персональных реальностей в конгломерат ризоморфных виртуальных миров, где удовлетворение человеческих

потребностей сопровождается знаково опосредованным конструированием идентичности. Индикаторами удовлетворенности индивида становятся визуальные средства обозначения его принадлежности виртуальному окружению.

2. Введено понятие виртуального коллекционирования, которое представляет собой «накопление фрагментов» человеческой истории в Сети, кристаллизацию прошлого опыта, позволяющую зафиксировать непрерывное становление, метаморфозы личностной идентичности. Эксплицирован феномен «достраивания» идентичности средствами виртуальной коллекции, из которой пользователь извлекает данные, переводя элементы своей прошлой или желаемой самости из сферы возможного в сферу актуального.

3. Разработана концепция конструирования идентичности средствами кибервиртуальной реальности, в рамках которой техносфера представлена как среда для самопознания, творческого самовыражения человека и расширения его природных возможностей, а не враждебного ему мира машин, сетей и т.д. Кибервиртуальная реальность выступает в работе как действительность возможного и желаемого, раскрывающая творческий потенциал индивидуальности: с ее помощью, используя технологические средства репрезентации, человек может реализовать свою потребность в выстраивании социальных связей, самопознании и самосозидании и приблизиться к идеалу себя.

4. В исследовании предложено понимание опосредованной визуальности как модуса проявления идентичности посредством проецирования в виртуальное пространство образа, демонстративно, наглядно манифестирующего бытие человека и обеспечивающего его видимость в социуме и принадлежность к социуму.

5. Выявлена такая особенность конструирования идентичности в киберпространстве, как возможность преодоления эпистемической несправедливости, стереотипов и предрассудков: благодаря псевдонимности Сети виртуальная идентичность является пластичным образованием, продуктом творческого самоконструирования, в большей мере связанного с реализацией

желаний индивида, чем с соответствием социальным ожиданиям, ролевым предписаниям и стереотипам.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен виртуализации имеет циклически-волновой характер, проявляющийся в смене цикла укорененности в реальном (классический период античной философии, Новое время, позитивизм) циклом трансгрессии, выводящей за пределы наличного в сферу виртуального (досократический период, Средневековье, настоящее время). Виртуализацию общества мы определили как перманентный процесс конструирования реальности в социальных интеракциях, когда возможное начинает доминировать над наличным, представляясь уже актуализированным благодаря механизмам визуализации. Особенность современного пика виртуализации заключается в том, что уход человека в область воображаемого и желаемого обеспечивается компьютеризацией и медиатизацией, что позволяет объединить частные виртуальные миры на базе единой технологической платформы.

2. Виртуализация реальности предполагает наращивание смыслообразующих моделей окружающего мира, в рамках которых конструируется особое вместилище смысла, позволяющее достраивать идентичность, включая обращение к элементам своей прошлой или желаемой самости, а также к символическим структурам коллективного сознания, материализованным в Сети посредством знаковой репрезентации. Эти элементы и структуры представляют собой часть индивидуальной или общей виртуальной коллекции; их конгруэнтность в континууме самовосприятия определяет тождество между реальной и виртуальной идентичностью.

3. Виртуальная реальность - это знаково и технически опосредованное бытие, в котором снимаются противоречия экзистенции через синтез несовместимого, включая преодоление ограничений соматичности, пространственно-временные, социальные и коммуникативные барьеры. В рамках виртуальной реальности происходит сближение биосферы и социосферы с

техносферой, что позволяет подойти к человеку как к носителю потенции к трансформации реальности и к самотрансформациям.

4. К особенностям конструирования идентичности в Сети можно отнести скорость протекания процессов и масштабность феномена самотрансформации в условиях анонимности и псевдонимности; высокий потенциал кибервиртуального к преодолению предрассудков идентичности; мультимодальный характер социальных практик в Интернете; пролиферацию «копий с карты», интерпретаций, возникающих благодаря полисемичной природе визуального и циркулирующих в сообществах; творчество в сочетании с квазитворчеством через использование готовых шаблонов конструирования.

5. Сетевая визуальность - это особая инфраструктура существования социальных отношений, проявляющихся в Сети через мгновенную экспозицию социально-значимой информации в условиях псевдонимности, которая предполагает произвольное раскрытие тех или иных элементов идентичности членов социума. Это ключевой модус репрезентации в кибервиртуальности, который можно толковать как видимость человеческого существования, обеспечиваемую сетевыми ресурсами в рамках глобальных цифровых трансформаций в обществе. Отсутствие следов пребывания индивида в Сети сегодня равноценно его небытию; наоборот, наличие загруженных артефактов, относящихся к дотехнологической эпохе, предполагает виртуальное бессмертие человека, преодоление им природно обусловленных ограничений собственного бытия.

6. На конструирование идентичности средствами киберкоммуникации влияют две взаимонаправленные тенденции: приписывание идентичности, происходящее через интерпелляцию, нарратив, предъявление готовых шаблонов экранной культуры, и, с другой стороны, творческое самовыражение субъекта, противостоящее социальной детерминации, но и подчиняющееся ей. Поскольку человек не предзадан в кибервиртуальности, его сетевое бытие разворачивается по формуле аутопойезиса; он балансирует между свободой выбора и предопределенностью, персональным и социальным. При этом виртуализация

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Вавилова Жанна Евгеньевна, 2019 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдошин Г. В. Видимое и модусы его презентации в искусстве: Монография. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2013. 168 с.

2. Автономова Н. С. Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман -Гаспаров. М.: Росспэн, 2009. 503 с. (Российские Пропилеи).

3. Агапов О. Д. Интерпретация как практика автопоэзиса человеческого бытия. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. 248 с.

4. Аквинский Ф. Сумма теологии. Киев: Ника-Центр, Эльга; М.: Элькор-МК, 2002. 560 с.

5. Активисты во всем мире возмущены нелепыми законами, ограничивающими права женщин [Электронный ресурс] // НТВ. 27.09.2017. URL: https://www.ntv.ru/novosti/1933972/ (дата обращения: 31.03.18).

6. Антонова О. А., Соловьев С. В. Теория и практика виртуальной реальности: логико-философский анализ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 168 с.

7. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 3-15.

8. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. Рипол Классик, 1990. 413 с. С. 13.

9. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского М.: Im-Werden-Verlag, 2002. 169 c.

10. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. 528 с.

11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

12. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. Directmedia, 2017. 175 с.

13. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с. (Мыслители XX века).

14. Вавилова Ж. Е. Виртуальный карнавал как пространство знаковой репрезентации субъекта // Информационное общество. 2014. № 5-6. С. 56-62.

15. Вавилова Ж. Е. Киберинклюзия в социально-философской перспективе: возможности и угрозы // Человек. Общество. Инклюзия. 2018. № 1 (33). С. 30-36.

16. Вавилова Ж. Е. Рефлексия над игрой в реальность // Философия. Язык. Познание: Сборник материалов, посвященных 10-летию кафедры теоретических основ коммуникации и юбилею доктора философских наук, профессора Э. А. Тайсиной / под ред. Н. М. Мухарямова, М. Н. Закамулиной, О. Б. Януш. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2011. 248 с. С. 136-141.

17. Вавилова Ж. Е., Русецкий К. В. Мультимодальные семиотические ресурсы и их функциональный потенциал для обучающих систем // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2016. № 6. С. 83-86.

18. Вавилова Ж. Е., Хусаинов А. Ф., Якубова Д. Д., Паркалов А. В. Мультимодальность в коммуникативной ситуации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3(65). Ч. 1. C. 49-52.

19. Вавилова Ж. Е. Эпистемическая несправедливость и принцип диалогичности // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2014. № 8. С. 100-104.

20. Волкова П. Д. Мост через бездну. М.: Зебра Е, 2014. 256 с.

21. Волкова П. Д. Мост через бездну. В пространстве христианской культуры / авт.-сост. М. Лафонт. М.: АСТ, 2015. 304 с.

22. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

23. Галанина Е. В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры: Монография. М.: Академия естествознания, 2013. 108 с.

24. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 2. М.: Мысль, 1971. 248 с.

25. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. 18 декабря 2014 [Электронный ресурс] // Завтра: блоги и сообщества. URL: http://zavtra.ru/blogs/klipovoe-soznanie (дата обращения: 12.10.18).

26. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд, испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.

27. Делёз Ж. Мая 68-го не было. М.: Ad Marginem, 2016. 96 с.

28. Делёз Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения. СПб.: Machina, 2011. 176 с. (Новая оптика).

29. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1979. 208 с.

30. «Другой» в пространстве коммуникации: Сборник научных статей / сост. и ред. С. К. Шайхитдинова. Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2007. 264 с.

31. Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах. (К проблеме субъективизма в искусстве). М: ГИЗ, 1922. 111 с.

32. Елхова О. И. Онтологические аспекты визуализации виртуальной реальности: дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2006. 201 с.

33. Жижек C. Возвышенный Объект Идеологии. М.: Художественный журнал, 1999. 236 с.

34. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального / пер. с англ. А. Смирного. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. 160 с.

35. Заковоротная М. В. Идентичность человека: социально-философские аспекты: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 1999. 370 с.

36. Захаренко И. В. Угол четвертый: Мифотворчество и виртуальная реальность // Язык, сознание, коммуникация: Сборник статей. Вып. 13. М.: Макс Пресс, 2000. 84 с. С. 23-27.

37. Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 96 с.

38. Иглтон Т. Вальтер Беньямин и современная эстетика / пер. С. А. Ерофеева //Контексты современности - I: актуальные проблемы общества икультуры в западной социальной теории: Хрестоматия. 2-е изд, перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. 176 с. С. 26 - 29.

39. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / пер. с франц. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2003. 296 с.

40. Камалова Г. Р. Идентичность в виртуальном коммуникативном пространстве [Электронный ресурс] // Материалы международной научно -практической социологической конференции «Продолжая Грушина». М.: ВЦИОМ, 2010. URL: http://wciom.ru/fileadmin/nayka/konfGr_2010/Kamalova.pdf (дата обращения: 31.03.2017).

41. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в шести томах. М.: Мысль, 1966. (Философское наследие). Т. 6. 743 с.

42. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. М., СПб.: Университетская книга, 2001. 280 с.

43. Каштанова С. М. Трансгрессия как социально-философское понятие: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2016. 203 с.

44. Кириллова А. А. Проблема виртуальной реальности: социально-философский аспект: дис. ... канд. филос. наук. Мурманск, 2009. 156 с.

45. Колодий В. В. Визуальность как феномен и ее влияние на социальное познание и социальные практики: дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2011. 152 с.

46. Колотаев В. А. Видимое против говоримого. Антониони и Флоренский [Электронный ресурс] // Философско-литературный журнал «Логос». 2000. № 2 (23). URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_2/10.html (дата обращения: 12.10.18).

47. Кон И. С. Открытие «Я» [Электронный ресурс] // Новый мир. 1977. № 8. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH11W.HTM (дата обращения: 15.02.18).

48. Куртманш Ж. Воскресный день у бассейна в Кигали. М.: FreeFly, 2006. 288 с.

49. Лавренчук Е. А. Аутопойезис [Электронный ресурс] // Электронный философский журнал Vox (Голос). 2011. № 11. URL: https://vox-journal.org/content/Vox11-Lavrenchuk-Au.pdf (дата обращения: 12.10.18).

50. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.

51. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Главная редакция восточной литературы, 1985. 536 с.

52. Леонова Л. Л., Кукьян В. Н. Идентичность и виртуальность: к проблеме взаимодействия // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2014. №2. С. 83-87.

53. Листвина Е. В., Тельнова Н. А. Временные модусы социальной идентичности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. № 4. Т. 11. С. 17-20.

54. Листвина Е. В. Цифровое общество: антропологическое измерение // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. № 4. Т. 12. С. 41-43.

55. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 962 с.

56. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с. (Мыслители XX в.).

57. Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994. 919 с.

58. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973 [Электронный ресурс]. URL: http://www.etnolog.org.ua/pdf/e-biblioteka/mystectv/kino/lotman_yu_semiotika_kino_i_problemy_kinoestetiki.pdf (дата обращения: 10.03.18).

59. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / пер. с нем. И. Д. Газиева под ред. Н. А. Головина. СПб.: Наука, 2007. 648 с.

60. Любинская Л. Н., Лепилин С. В. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований. М.: Прогресс - традиция, 2002. 304 с.

61. Малахов В. С. Идентичность // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. 2-е изд., испр. и дополн. Т. 2. М.: Мысль, 2010. С. 78-79.

62. Малахов В. С. Идентичность [Электронный ресурс] // Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики. 2004. 1072 с. URL: http://terme.ru/termin/identichnost.html (дата обращения: 12.10.18).

63. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. М: ACT, 200 3. 526 с.

64. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. 240 с.

65. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Академический проект, Мир, 2012. 331 с.

66. Мид Дж. Г. Философия настоящего / под ред. А. И. Мерфи. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. 272 с.

67. Миннуллина Э. Б. Категория коммуникативного пространства в контексте историчности: дис. ... д-ра филос. наук. Казань, 2015. 305 с.

68. Монтень М. «Опыты» мудреца. ОЛМА Медиа Групп, 2010. 304 с.

69. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Рождение грагедии / сост., общ. ред., комментарий, вступ. статья А. А. Россиуса. М.: Ad Marginem, 2001. 736 с. (Философия по краям).

70. Носов Н. А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. 432 с.

71. Носов Н. А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы / под ред. Н. А. Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии Госслужбы при Президенте РФ, 1997. С. 68-85.

72. Нуруллин Р. А. Небытие как виртуальное основание бытия: дис. ... д-ра филос. наук. Казань, 2006. 425 с.

73. Нуруллин Р. А. Метафизика виртуальности. Казань: Изд-во КГТУ, 2009. 525 с.

74. Опенков М. Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический подход: дис. ... д-ра филос. наук. М., 1997. 246 с.

75. Орехов С. И. Виртуальная реальность: исследование онтологических и коммуникационных основ: дис. ... д-ра филос. наук. Омск, 2002. 332 с.

76. Осипова Н. О. Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания [Электронный ресурс] // Культурологический журнал: электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2011. URL: http://www.cr-joumal.ru/rus/joumals/79.html&j_id=7 (дата обращения: 23.09.2017).

77. Пигров К. С. Смысл персональности // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11. № 2 (48-49). С. 415-422.

78. Пигров К. С. Социальная философия. Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2005. 296 с.

79. Пирс Ч. С. Начала прагматизма / пер. с англ., предисл. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ, Алетейя, 2000. 352 с.

80. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения / пер. К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. М: Логос, 2000. 448с.

81. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М: Альфа-книга, 2013. 1311 с.

82. Порошенко О. Ю. Оптимистическая трагедия одиночества. СПб.: Алетейя, 2015. 216 с. (Тела мысли).

83. Прокудин Д. Е. Проблемы социокультурной адаптации в пространстве компьютерных игр // Информационное общество. 2013. № 5. С. 59-66.

84. Пронин М. А. Виртуалистика в Институте человека РАН. М.: ИФРАН, 2015. 179 с.

85. Рикёр П. Повествовательная идентичность [Электронный ресурс] // Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М., 1995. 160 с. URL: http://lib.co.ua/philosophy/rikerpol/germenevtika.jsp (дата обращения: 12.10.18).

86. Родин A. В. Именование как событие: от возможных миров к виртуальной среде [Электронный ресурс] // Andrei Rodin's Blog about History and Philosophy of Mathematics. URL: http://philomatica.org/wp-content/uploads/2012/12/KRIPRUS.pdf (дата обращения: 12.10.18).

87. Руднев В. П. Прочь от реальности. Исследования по философии текста. М.: Аграф, 2000. 432 с.

88. Рузавин Г. И. Виртуальность // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. 2-е изд., испр. и дополн. Т. 1. М.: Мысль, 2010. С. 404.

89. Сайкина Г. К. Человек в поисках идентичности. Учебное пособие по философской антропологии. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. 124 с.

90. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / пер. с франц. В. И. Колядко. М.: Республика, 2004. 639 с.

91. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.

92. Саяпин В. О. Мифы социальной виртуальности и их влияние на общественное сознание виртуальных общин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 5 (67). С. 170-177.

93. Семиотика: Антология / сост. Ю. С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 702 с.

94. Сорокин П. А. Система социологии. Пг.: Колос, 1920. Т.1. 376 с.

95. Тайсина Э. А. Теория познания. Интродукция и рондо каприччиозо. Спб.: Алетейя, Вертолет-Медиа, 2013. 608 с.

96. Тайсина Э. А. Философские вопросы семиотики. 3-е изд, испр. и доп. Спб.: Алетейя, 2014. 208 с.

97. Тихонов О. В. Трансформация феномена идентичности в пространстве сети: дис. ... канд. филос. наук. Казань, 2013. 177 с.

98. Трофимова А. А. Человек в развёртывании виртуальной реальности: дис. ... канд. филос. наук. Омск 2011. 164 с.

99. Труфанова Е. О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 13-22.

100. Флоренский П. А. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. 365 с.

101. Франк С. Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию // Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 243-433.

102. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. М.: Эксмо-пресс; Харьков: Фолио, 1999. 1040 с.

103. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 380 с.

104. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.

105. Хёйзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры / пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова; коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс - Традиция, 1997. 416 с.

106. Хоружий С. С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. 477 с.

107. Чеботарева Е. Э. Виртуальная реальность и социальная действительность: аспекты взаимодействия дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2005. 160 с.

108. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. М.: Эксмо, 2008. 768 с.

109. Шайхитдинова С. К. Информационное общество и «ситуация человека» (Эволюция феномена отчуждения). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. 308 с.

110. Шатунова Т. М. Социально-эстетическая онтология современности: эстетизация и глобализация // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. № 5. С. 166-180.

111. Шекспир У. Полное собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. М.: Искусство, 1958. 568 с.

112. Щукин Д. А. Интерпретация виртуальности в контексте мифологических структур // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. №4 (24). С. 16-21.

113. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с франц. В. П. Большакова. 5-е изд. М.: Академический проект, 2014. 235 с.

114. Эстетика и теория искусства XX века / под ред. Н. А. Хренова, А. С. Мигунова. М.: Прогресс -Традиция, 2007. 688 с.

115. Этимологический онлайн-словарь русского языка Г. А. Крылова [Электронный ресурс]. URL:

https ://krylov.lexicography.online/%D0%B4/%D0%B4%D1%80%D 1%83 %D0%B3 % D0%BE%D0%B9 (дата обращения: 10.03.18).

116. Юнг К. Г. Эон. Исследования о символике самости / пер. с нем. В. М. Бакусева. М.: Академический Проект, 2009. 340 с. (Психологические технологии).

117. Юхвид А. В. Компьютерные виртуальные технологии как новый техно -социальный феномен: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2013. 268 с.

118. Яковлева Е. Л. Многообразные облики игры: попытка философского осмысления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 87-90.

119. Яковлева Е. Л. Технология современного мифотворчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9 (23). Ч. II. C. 216-219.

120. Ясперс К. Общая психопатология / пер. с нем. Л. О. Акопяна. М.: Практика, 1997. 1053 с.

121. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с. (Мыслители XX в.).

122. Adams S. Information Behavior and the Formation and Maintenance of Peer Cultures in Massive Multiplayer Online Role-Playing Games: A Case Study of City of Heroes [Электронный ресурс] // Proceedings of the 2005 DiGRA International Conference: Changing Views: Worlds in Play. 2005. Vol. 3. URL: http://www.digra.org/wp-content/uploads/digital-library/06278.15067.pdf (дата обращения: 20.09.17).

123. Alloa Е. Iconic Turn: A Plea for Three Turns of the Screw // Culture, Theory and Critique. 2016. Vol. 57. Issue 2. P. 228-250.

124. Althusser L. Idéologie et Appareils Idéologiques d'État. (Notes pour une recherche) [Электронный ресурс] // Le Grand Soir - La Pensée. 1970. № 151. URL: https://www.legrandsoir.info/ideologie-et-appareils-ideologiques-d-etat-notes-pour-une-recherche-v.html (дата обращения: 12.10.18).

125. Bakhtin M. М. The Dialogic Imagination: Four Essays. Austin: University of Texas Press, 1981. 423 p.

126. Barthes R. Mythologies. Éditions du Seuil, 1957. 180 p.

127. Barthes R. Roland Barthes by Roland Barthes / trans. by R. Howard. Berkeley, L.A.: University of California Press, 1994. 188 p. P. 46.

128. Baudrillard J. Le Système des Objets. P.: Gallimard, 1968. 288 р.

129. Baym N. K. The Emergence of Community in Computer-Mediated Communication // Cybersociety. Computer-Mediated Communication and Community / S. Jones, ed. L.: Sage, 1995. P. 138-163.

130. Bourdieu P. Espace Social et Genèse des «Classes» // Actes de la Recherche en Sciences Sociales Année. 1984. № 52-53. P. 3-14.

131. Bourdieu P. La Distinction: Critique Sociale du Jugement. P.: Éditions de Minuit, 1979. 668 p.

132. Boyd D. The Not-So-Hidden Politics of Class Online [Электронный ресурс] // Personal Democracy Forum. N.Y. 30 June 2009. URL: https://www.danah.org/papers/talks/PDF2009.html (дата обращения: 20.09.17).

133. Castells M. The Power of Identity. 2nd Edition, with a new preface. Wiley-Blackwell, 2009. 584 p.

134. Christakis N., Fowler J. Connected: The Amazing Power of Social Networks and How They Shape Our Lives. UK: HarperCollins, 2010. 352 p.

135. Cocteau J. Le Passé Défini. T. IV-1955. P.: Gallimard, 2005. 416 p.

136. Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Polity Press, 2016. 256 p.

137. Dahl R. Skin. The New Yorker, 17 May 1952. P. 31.

138. Deleuze G., Guattari F. Mille Plateaux. P.: Éditions de Minuit, 1980. 645 p.

139. Derrida J. Différance. Margins of Philosophy / trans. A. Bass. Chicago: University of Chicago Press, 1982. P. 1-28.

140. Derrida J. De la Grammatologie. P.: Les Éditions de Minuit, 1967. 445 p.

141. Descartes R., Gilson E. René Descartes' Discours de la Méthode: texte et commentaire J. Vrin. Librairie Philosophique, 1925. 493 p.

142. Eco U. A Passo di Gambero. Milano: Bompiani, 2007. 349 p.

143. Eco U. La Struttura Assente: La Ricerca Semiotica e il Metodo Strutturale. Milano: Bompiani, 1994 [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=yAQkDwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=o nepage&q&f=false (дата обращения: 12.10.18).

144. Foucault M. About the Beginning of the Hermeneutics of the Self // Political Theory. 1993. No 21 (2). P. 198-227.

145. Foucault M. Surveiller et Punir. Naissance de la Prison. P.: Gallimard, 1975. 340 p.

146. Fowler R. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. L.: Routledge, 1991. 272 p.

147. Frazer J. G. The Golden Bough: A Study of Magic and Religion [Электронный ресурс]. URL: https://www.templeofearth.com/books/goldenbough.pdf (дата обращения: 12.10.18).

148. Fricker M. Epistemic Injustice: Power and the Ethics of Knowing. Oxford: Oxford University Press, 2009. 177 p.

149. Fricker M. Rational Authority and Social Power: Towards a Truly Social Epistemology // Proceedings of the Aristotelian Society. 1998. No. 2. P. 159-77.

150. Gee J. P. An Introduction to Discourse Analysis: Theory and Method. L., N.Y.: Routledge, 2001. 178 p.

151. Gee J. P. Semiotic Social Spaces and Affinity Spaces: From the Age of Mythology to Today's // Beyond Communities of Practice. Language, Power, and Social Context Schools / D. Barton, K. Tusting, eds. Cambridge University Press, 2005. P. 214-232.

152. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Simon and Schuster, 2009. 168 p.

153. Gombrich E. Aims and Limits of Iconology // Symbolic Images: Studies in the Art of the Renaissance. L.: Phaidon, 1972. P. 1-25.

154. Habermas J. The Philosophical Discourse of Modernity. Blackwell Publishers Ltd, Polity Press, 1998. 430 р.

155. Habermas J. The Theory of Communicative Action: Reason and the Rationalization of Society. Vol. 1. John Wiley & Sons, 2015. 512 p.

156. Hall S., Crichter C., Jefferson T., Clarke J., Roberts B. Policing the Crisis: Mugging, the State, and Law and Order. L.: Macmillan, 1982. 427 p.

157. Herring S. C. Computer-mediated Discourse // The Handbook of Discourse Analysis / D. Schiffrin, D. Tannen, H. Hamilton, eds. Oxford: Blackwell, 2001. P. 612— 634.

158. Hodge R., Kress G. Social Semiotics. Oxford: Polity Press, 1988. 296 p.

159. Is the Man Who is Tall Happy?: An Animated Conversation with Noam Chomsky (dir. M. Gondry, 2013).

160. Kant I. De Mundi Sensibilis atque Intelligibilis Forma et Principiis / W. J. Eckoff, trans., introduction and discussion // Kant's Inaugural Dissertation of 1770. N.Y.: Columbia College Press, 1894. P. 13-101.

161. Kennedy H. Beyond Anonymity, or Future Directions for Internet Identity Research // New Media Society. 2006. No 8. P. 859-876.

162. Jensen J. V. The Long Journey / Trans. A. G. Chater. N.Y.: Knopf, 1923. 293 p.

163. Kress G. R. Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. Taylor & Francis, 2010. 212 p.

164. Kripke S. A Puzzle about Belief // Meaning and Use / A. Margalit, ed. Holland, Dordreicht: Reidel, 1979. P. 239-283.

165. Labov W. The Social Stratification of English in New York City. Cambridge University Press, 2006. 485 p.

166. Lacan J. Le Stade du Miroir comme Formateur de la Fonction du Je, telle qu'elle nous est Révélée dans l'Expérience Psychanalytique // Revue Française de Psychanalyse. 1949. Vol. 13. № 4. P. 449-455.

167. Lemke J. L. Textual Politics: Discourse and Social Dynamics. L.: Taylor and Francis, 1995. 168 p.

168. Lévi-Strauss C. Tristes Tropiques. P.: Plon, 1957. 510 p.

169. Lippman W. Public Opinion. Courier Corporation, 2012. 240 p.

170. Lupton E., Miller J. A. Design/ Writing/ Research. L.: Phaidon Press Limited, 2000. 224 p.

171. Mackie P., Jago M. Transworld Identity [Электронный ресурс] // Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2006; 2017. URL: http://plato.stanford.edu/entries/identity-transworld/ (дата обращения: 12.10.18).

172. Magherini G. La Sindrome di Stendhal. Il Malessere del Viaggiatore di Fronte alla Grandezza dell'Arte. Milano: Ponte alle Grazie, 2003. 219 p.

173. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1994. 365 p.

174. McLuhan M. Violence as a Quest for Identity [Электронный ресурс] // TV Ontario, 1977. The Mike McManus Show Host. URL: http://www.marshallmcluhanspeaks.com/media/mcluhan_pdf_11_fNfqnAl.pdf (дата обращения: 10.03.17).

175. Messaris P. Visual Persuasion: The Role of Images in Advertising. Sage, 1997. 297 p.

176. Metz C. Photography and Fetish // October. 1985. Vol. 34. P. 81-90.

177. Mitchell W. J. Me++: The Cyborg Self and the Networked City. MIT Press, 2003. 269p.

178. Myers D. Anonymity is Part of the Magic: Individual Manipulation of ComputerMediated Communication Contexts // Qualitative Sociology. 1978. No 10. P. 251-266.

179. Nozick R. Anarchy, State, and Utopia. N.Y.: Basic Books, 1974. 367 p.

180. O'Shaughnessy M., Stadler J. Media and Society: An Introduction. 4rd Ed. Melbourne: Oxford University Press, 2008. 516 p.

181. Parret H. Synesthetic Effects // Advances in Visual Semiotics / T. A. Sebeok, J. Umiker-Sebeok., eds. Berlin, NY: Mouton de Gruyter, 1994. P. 335-350.

182. Perrotta C. The Construction of a Common Identity through Online Discourse: a Socio-Cultural Study of a Virtual Community: a thesis submitted for the degree of PhD. Bath, 2009. 187 p.

183. Pico della Mirandola G. Oratio de Hominis Dignitate / Cur. E. Garin. Edizioni Studio Tesi, 1994. 86 p.

184. Rheingold H. The Virtual Community [Электронный ресурс]. URL: http://www.rheingold.com/vc/book/. (дата обращения: 12.10.18).

185. Ricoeur P. Soi-même Comme un Autre. Seuil, 1990. 432 p.

186. Ripa C. Iconologia. Lepide Faeij, 1603. 525 p.

187. Robinson E. Overweight but Unseen: a Review of the Underestimation of Weight Status and a Visual Normalization Theory // Obesity Reviews. 2017. Oct. 18(10). P. 1200-1209.

188. Ryan A. Exaggerated Hopes and Baseless Fears. Special Issue on Technology and the Rest of Culture // Social Research. 1997. No 64 (3). P. 1167-1190.

189. Turkle S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. Simon and Schuster, 2011. 352 p.

190. Upanishads. Classics of World Literature Series / Trans. F. Max-Muller, S. Navlakha. Wordsworth Editions, 2000. 288 р.

191. Van Dijk T. A. Multidisciplinary CDA: a Plea for Diversity // Methods of Critical Discourse Analysis: Introducing Qualitative Methods / R. Wodak, M. Meyer, eds. L.: Sage Publications, 2001. 95-120 P.

192. Vavilova Z. Digital monsters: Representations of Humans on the Internet // Sign Systems Studies. 2015. Vol. 43 (2/3). P. 173-190.

193. Vavilova Z. Organisational Values in Corporate and Media Discourse: A Case Study of BP. Saarbrucken, Germany: Lambert Academic Publishing, 2013. 124 p.

194. Vavilova Z. Е. Philosophical Reflection in Restoring a Traumatised Identity // In the World of Scientific Discoveries (В мире научных открытий). 2014. № 9.3. (57). Р. 1271-1284.

195. Vavilova Z. The Subject in Dialogue: A Visual Semiotic Perspective // Dialogue and Universalism. 2014. No 2. Vol. 24. Р. 193-204.

196. Wodak R. What CDA is about - a Summary of its History, Important Concepts and its Developments // Methods of Critical Discourse Analysis: Introducing Qualitative Methods / R. Wodak, M. Meyer, eds. L.: Sage Publications, 2001. P. 1-13.

197. Zizek S. Avatar: Return of the Natives. 04 March 2010 [Электронный ресурс] // New Statesman Online. URL: http://www.newstatesman.com/film/2010/03/avatar-reality-love-couple-sex (дата обращения: 31.03.2018).

198. Zizek S. No Sex, Please, We're Post-human! [Электронный ресурс]. URL: http://www.lacan.com/nosex.htm (дата обращения: 31.03.2018).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.