Уголовно-правовая охрана свободы совести в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.08, кандидат юридических наук Шевкопляс, Екатерина Михайловна

  • Шевкопляс, Екатерина Михайловна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 1999, Омск
  • Специальность ВАК РФ12.00.08
  • Количество страниц 194
Шевкопляс, Екатерина Михайловна. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: дис. кандидат юридических наук: 12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Омск. 1999. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Шевкопляс, Екатерина Михайловна

ВВЕДЕНИЕ С.З

ГЛАВА 1. СВОБОДА СОВЕСТИ И УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДА- С.

ТЕЛЬСТВО В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

§1. Свобода совести и запреты: исторический анализ С.

§2. Религиозные преступления в истории законодательства России С.

§3. Уголовно-правовая охрана свободы совести в советской России С.

ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА СВОБОДЫ СОВЕС- С 98 ТИ И ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

§1. Уголовная ответственность за посягательства на свободу совести. С.

§2. Проблемы совершенствования уголовно-правовой охраны свобо- С. ды совести в России

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Уголовно-правовая охрана свободы совести в России»

Актуальность темы исследования. Статья 28 Конституции Российской Федерации гарантирует право граждан на свободу совести и вероисповеданий, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В то же время сложный, подчас болезненный, характер развития российского общества в постсоветский период, глобальные преобразования в системе государственного устройства, изменение стереотипов общественного сознания, крушение идеалов — все эти обстоятельства чрезвычайно обострили проблему свободы совести и сделали особенно актуальными вопросы ее охраны.

Преобразования в сфере государственного управления ярко продемонстрировали те недостатки, которые имеют место между правовой базой, призванной регулировать государственно-религиозные отношения, и реалиями современной духовной ситуации в России. Ограниченность правового регулирования указанных отношений проявляется в отставании законодательства от процессов, происходящих в современном обществе.

Общемировой тенденцией, характерной и для России, выступает нагнетание религиозного экстремизма со стороны отдельных этноконфессиональных направлений, появление организаций, в чьей деятельности явно просматривается агрессия, нетерпимость, стремление манипулировать сознанием людей, что нередко сопровождается совершением различных преступлений, включая убийства.

Законодатель, принимая в 1990 г. Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий", видимо, не предвидел тех проблем, которые возникнут в результате упрощенной процедуры регистрации религиозных организаций. В России возникло множество новых религиозных движений, сект, общественная опасность которых до сих пор не в полной мере осознается обществом и государством.

Принятый в 1997 г. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"1 устранил недостатки предыдущего законодательства в час

1 См.: Сборник законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 39. - Ст. 4465. ти, касающейся ограничения деятельности на территории нашей страны деструктивных культов. В то же время новый закон, регулирующий сферу духовных отношений также не свободен от недостатков. В частности, в нем не просматривается в качестве основы обеспечения национальных интересов России важность всестороннего сотрудничества государства и традиционных конфессий.

Логика развития религиозных отношений в стране, несомненно, должна опираться на всесторонний анализ исторического опыта. Действительно, Россия на протяжении веков могла строить собственную конфессиональную политику, избегая резких противостоянии в религиозной сфере, заметных межконфессиональных конфликтов. В России традиционно мирно сосуществовали и сотрудничали христиане, мусульмане, иудеи, буддисты.

Главная задача продуманной этноконфессиональной политики в Российской Федерации заключается в нейтрализации проявлений религиозного экстремизма и фанатизма, в обеспечении гармоничного развития личности, которое исключает посягательства на права других людей со стороны представителей отдельных религиозных организаций, групп, движений.

В условиях возрастания социальной напряженности в государстве и обществе, использования новых информационных технологий снижается духовный иммунитет населения - способность различать опасные и безопасные религиозные взгляды и в соответствии с этим разумно определять собственную жизненную стратегию. В этой связи государство должно обеспечить религиозную безопасность общества соответствующими механизмами, включая уголовно-правовые средства.

Таким образом, трудно отрицать необходимость внимательного анализа проблемы свободы совести в России как в исторической ретроспективе, так и современного ее состояния , а также поиска приемлемых путей ее разрешения, в числе которых находится активизация использования позитивного потенциала, заложенного в уголовном законодательстве Российской Федерации, не затрагивают тех острых противоречий в области реальной религиозной ситуации, которые часто привлекают внимание средств массовой информации.

Уголовно-правое изучение проблемы свободы совести в России не становилось предметом специального исследования. Опубликованные труды не содержат анализа той большой законодательной базы, которую представляет уголовно-правовое наследие России.

Следовательно, проведение диссертационного исследования в рамках избранной соискателем темы представляется своевременным и целесообразным.

Цели и задачи исследования. Теоретическая цель — анализ развития проблемы свободы совести в исторической ретроспективе и уяснение ее роли с позиций правового и социального регулирования в свете современных условий. Прикладная цель — определение рациональной законодательной политики в области государственно-религиозных отношений, охраны свободы совести в условиях принципиально новой конфессиональной ситуации, разработка уголовно-правовых механизмов ее обеспечения.

Для достижения указанных целей диссертационное исследование решает следующие задачи: определение понятий свободы и совести с позиций светского и богословского учений; уяснение основных тенденций в регулировании религиозных отношений на основе исторического опыта России; анализ соотношения проблемы свободы совести на уровне выбора между добром и злом и установления уголовно-правовых запретов; разработка понятия "религиозные преступления"; характеристика уголовно-правовой политики в области свободы совести в советский период истории страны; оценка современного состояния в области духовной безопасности общества; установление теоретических оснований уголовно-правовой охраны свободы совести в настоящее время.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступает уголовно-правовая политика в сфере охраны свободы совести в России. Предметом исследования является развитие института свободы совести в историческом аспекте, проблема деструктивных культов, разработка адекватных мер уголовно-правового характера по охране свободы вероисповедания в современных условиях.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, специальная философская, богословская, социологическая, психологическая и уголовно-правовая литература. В диссертации использованы исторический и сравнительно-правовой подходы, общенаучные методы индукции и дедукции, аналогии, конкретно-социологические методики анкетирования, интервьюирования, наблюдения, контент-анализа.

Выводы и предложения диссертационного исследования базируются на действующем законодательстве Российской Федерации, фундаментальных трудах философов и богословов (Н А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Гегель, В В. Зень-ковский, И.А. Ильин, Ф. Ницше, А.В. Спиркин, М.П. Чельцов и др.), работах известных правоведов (И.Я. Козаченко, Н.В. Кривельская, Н.Ф. Кузнецова, В.Н. Кудрявцев, А.И. Марцев, З А. Незнамова, А.И. Рарог и др.), психологов (Е.Н. Волков, Б.В. Нечипоров), исследованиях специалистов в области изучения новых религиозных объединений и межконфессиональных отношений, как российских, так и зарубежных (А.И. Казанник, И.В. Куликов, А С. Шаргунов, С.В. Шаров, А.И. Хвыля-Олинтер, М. Лангон,Дж. Макдауэлл, Д. Стюарт, Дж. Росс), материалах средств массовой информации.

Эмпирической базой исследования послужили панельные опросы граждан в г. Омске в 1996-1999 гг. (458 человек), курсантов и слушателей Омского юридического института МВД России в 1998 г. (352 человека), студентов Омского гуманитарного университета в 1999 г. (132 человека), участников семинара Российской криминологической ассоциации в 1998 г. (56 специалистов), материалы Министерства юстиции, касающиеся состояния религиозной ситуации в стране.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые проводится комплексный уголовно-правовой и социо-культурный анализ развития и содержания института свободы совести в исторической ретроспективе. Кроме того, в диссертации делается попытка сформулировать предложения в сфере религиозной безопасности, учитывая характер современной ситуации, сложившейся в сфере конфессиональных отношений в России.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Совесть является выражением духовной жизни человека, содержание которой императивно.

2. Свобода совести всегда сопровождалась установлением запретов (в том числе уголовно-правового характера), в основе которых находились нравственные представления, соответствующие развитию права и государства.

3. История российского уголовного права содержит представительную информационную базу в сфере охраны свободы совести, в которой есть много ценного; просматриваются и негативные моменты, касающиеся избыточности уголовно-правового регулирования.

4. Историческим лейтмотивом установления запретов в российском уголовном праве было укрепление нравственности.

5. Сектантство всегда склонно к выступлениям против существующей власти, его определяющей чертой выступает дух разрушения и саморазрушения, что определяет его общественную опасность.

6. Антиклерикальная государственная политика неизбежно сопровождается массовыми нарушениями свободы совести и репрессиями.

7. Феномен тоталитарных сект (деструктивных культов) обусловлен искусственным разрывом преемственности духовного наследия российского государства.

8. Способствуя замене веры по убеждению верой по принуждению, светская власть вынуждена наращивать массив религиозных преступлений. Так происходит всегда, когда равноценной заменой внутренней убежденности считается формальное соблюдение внешних правил. Подмена убеждения принуждением вызывает закономерную замену искреннего религиозного чувства обыкновенным ритуализмом.

9. Действующие нормы, охраняющие свободу совести в России, требуют совершенствования.

10. Реальный путь совершенствования российского уголовного законодательства по охране свободе совести состоит во внесении корректив в действующие уголовно-правовые нормы путем заполнения того правового пространства, где наиболее остро ощущается дефицит уголовно-правового регулирования, центральным звеном которого является противодействие деятельности деструктивных культов в России.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности и целесообразности использования его результатов для дальнейшего изучения проблемы этноконфессиональной политики и религиозной безопасности в России, внесения коррективов в действующее законодательство, совершенствования отдельных сторон деятельности правоохранительных органов.

Практическая значимость исследования определяется совокупностью выводов прикладного характера с точки зрения их использования в деятельности работы органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции по выявлению религиозных объединений, представляющих общественную опасность, предупреждению совершения их членами преступлений и иных правонарушений.

Апробация результатов исследования. Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры уголовного права Омского юридического института МВД России. Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публикаций автора, доложены на ряде научно-практических конференций (г. Омск - 19971999 гг.), внедрены в учебный процесс Омского, Тюменского, Челябинского юридических институтов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», Шевкопляс, Екатерина Михайловна

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы: • возникновение ересей выражает не стремление человека к поиску исти ны, а часто гораздо более прозаическую мотивацию, за которой усматривается стремление к власти, богатству, влиянию либо означает реализацию изначально антагонистических идей; • понимание ереси с релятивистских позиций - в вольтеровском духе - как воззрения, отличного от вероучения, принятого в стране, представляет собой не что иное, как то, что назьшается сейчас плюрализмом. Плюрализм духовный -

это признание равенства добра и зла, а значит - отрицание императивов, нравст венных законов и в итоге - вседозволенность; • релятивистское обоснование ереси вполне согласуется с релятивистским толкованием совести, которое характерно для просветителей антиклерикальной направленности. Неизбежный антропоцентризм закономерно приводит к чело векобожию и допустимости любого поступка, который получит самооправда ние. Ересь в лучшем случае плодит тип Родиона Раскольникова, в худшем - па тологическую личность: ритуального убийцу и некрофила; • еретические движения автоматически принимали политический харак тер, тем более, что идеология ересей часто ставила под сомнение права светских властей. Поэтому преследования еретиков были преимущественно политиче скими, а не религиозными акциями; • инквизиция - продукт католичества с его притязаниями на представи тельство Бога на земле. Стремление папского двора подчинить себе светскую власть, добиться максимального политического влияния породило этот уродли вый институт. Инквизиционные процессы показали потомкам, к чему может привести борьба с суевериями на основе суеверий. Искоренить ереси, основы ваясь на еретическом учении, невозможно; • в России не было и не могло быть такого института, как инквизиция. В то же время борьба с еретическими учениями, искоренение язычества и в Рос сии приобретали подчас драматические формы; • установление ответственности за религиозные преступления по россий скому законодательству всегда имело в той или иной степени различаемый мо тив спасения человеческой души. Этот мотив, навеянный убежденностью в ис тинности православной веры и славными деяниями предков, становился все ме нее услышанным в грохоте надвигающейся на Россию цивилизации. С начала петровских реформ все большая часть общества, не отрекаясь от веры и Церкви, отрекалась от образа жизни, к которому звала Церковь. Убедить человека могут только собственные страдания. В этом и заключается смысл советского периода богоборчества; • советский период истории нашей страны вносит новый акцент в отно шения Церкви и государства: начинается процесс секуляризации, вводится ин ститут свободы совести, который трактуется исключительно в богоборческом • законодательное закрепление принципа свободы совести предпринима ется не столько для обеспечения демократических прав и свобод граждан в пла не беспрепятственного выбора и смены вероисповедания, сколько для протас кивания атеистического мировоззрения и возможности проводить антирелиги озную пропаганду; • предшествующий тезис подтверждается небывалым размахом репрессий в отношении духовенства и Православной Церкви. Кроме того, подобная мас штабная политика гонений на Церковь доказывает мысль о том, что атеизм представляет собой отнюдь не только научную или социальную доктрину, а скорее является религиоподобной мировоззренческой системой (суррогатной

религией) с ярко выраженными проявлениями антихристианского характера; • уголовное законодательство советских времен отражает провозглашенный принцип свободы совести и закрепляет его в своих нормах (глава, вклю чающая 6 статей - 122-127 - в УК РСФСР 1926 г. и ряд статей - 142, 143, 227 - в УК РСФСР 1960 г.), которые представляются вполне оправданными в контексте секулярного государства, а в некоторых случаях (ст. 227 УК РСФСР 1960 г.) - и просто необходимыми с точки зрения общественной безопасности; • законодательство, несмотря на внещний разрьш советского права с ре лигиозными нормами, сохраняет определенную преемственность с основами Православной нравственности, что подтверждается некоторыми статьями, включенными в уголовное законодательство советских времен; • действующее уголовное законодательство регулирует общественные отношения, связанные со свободой совести, различными нормами. Эти нормы дифференцируются по объекту преступления на три группы:

1) запрещающие оказывать воздействие на выбор вероисповедания, на нравственный выбор того, чему поклоняться и каким идеалам служить (непо средственно против свободы совести);

2) посягательства на религиозную безопасность: соответствующие запре ты касаются деятельности тех объединений, которые манипулируют социально вредным поведением граждан;

3) ставящие под запрет действия, которые делают человека более вик тимным в связи с его религиозным выбором; • свобода совести выступает объектом посягательства: дополнительным или факультативным; Соответствующие нормы не безупречны с точки зрения их редакции, что, конечно, в известной степени осложняет их применение. Если, кроме того, об ратиться к анализу уголовного законодательства, исходя из целесообразности его дополнения другими составами, то надо иметь в виду как раз соображение обеспечить надлежащую правовую базу реальной (а не декларативной) защиты прав человека в современной России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Шевкопляс, Екатерина Михайловна, 1999 год

1. См.: Уложение о наказаних уголовных и исправительных Комментарий. Законодательство первой половины XIX века //Российское законодательство Х-ХХ веков,- Т. 6,- М.: Юридическая литература, 1988,- С.325-326.

2. Маркс К. Энгельс Ф. Соч.,т.21. -С.313

3. Барменков А.И. Свобода совести в СССР,- М., Мысль, 1986, С.25

4. Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 17 С.421. * 114 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1,- С.415

5. Церковь отделяется от государства.

6. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.

7. Свободное использование религиозных обрядов обеспечивается по

8. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства.- М.: Политиздат, 1977. С.96.

9. См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР,- 1975,- № 27,- С.572.

10. См.: Уголовный Кодекс РСФСР. С изменениями на 1 июня 1937 г.- М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1937.

11. Алексеев В. "Штурм небес" отменяется?- М.: Прогресс, 1992. С.68.

12. См.: Чельцов Михаил, протоиерей. Воспоминания "смертника" о пережитом М.: Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 1995. С.21.

13. Ленин В.И. Письмо В.М.Молотову для членов Политбюро 19. III. 1922 //Известия ЦК КПСС,- 1990,- № 4. С.190-193.

14. Алексеев В. "Штурм небес" отменяется?- М.: Прогресс 1992 - С. 119.

15. История Русской Православной Церкви.- М.: Прогресс 1994,- С.92.

16. См.: Данные Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий //Известия .- 29.11.1995.

17. М. Чельцов (протоиерей). Воспоминания "смертника" о пережитом,- М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1995. С.20.

18. А. Кураев (диакон). Сатанизм для интеллигенции,- М.: Отчий дом, 1997, т. 1, О Рерихах и Православии. С.354.

19. Ярославский Ем. Против религии и церкви, т. 1,- М.: Изд-во полит, лит., 1932. С.61.

20. Барменков А.И. Свобода совести в СССР М.: Мысль,1986. С. 132.

21. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма М.: Наука, 1994. С. 129.

22. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма М.: Наука, 1990. С. 135.

23. См.: Платонов О.А. Терновый венец России, т.2,- М.: Родник, 1997. С.525.

24. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке М.: Республика, 1995. С.292.

25. См.: Струве Н. Соловецкие епископы и декларация митрополита Сергия. //Вестник русского студенческого христианского движения 1988 -№ 152. С.214-215.м См.: Там же -С.317-318.

26. Клочков В.В. Религия, государство, право М: Мысль, 1978. С.270.

27. Курс советского уголовного права. (Часть Особенная).- Т. 3 /Отв. ред.: Н.А. Беляев, М.Д. Шаргородский -Л.: ЛГУ, 1973. С.731.

28. Курс советского уголовного права. (Часть Особенная).- Т. 3 /Отв. ред.: Н.А. Беляев, М.Д. Шаргородский,- Л.: ЛГУ, 1973. С.731-732.

29. Казанник А.И. Этноконфессиональная №1(3).- 1998. С.32.

30. См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. Ю.И Скуратова, В.М. Лебедева М.: ИН-ФРА.М - НОРМА, 1996. С.303.

31. Уголовное право. Особенная часть /Учебник для вузов. Под ред.И.Я. Козаченко, З.А. Не-знамовой, Г.П. Новоселова М.: ИНФРА.М- НОРМА, 1997 - С.465.

32. См.: Приложение 3. Заявление от группы артистов симфонического оркестра "Кирэн" при религиозной корпорации "АУМ Синрике" //Тоталитарные секты: свобода от совести М.: Сектор, 1997. С.98-100.

33. См.: Уголовное право: (Особенная часть): Учебник для вузов /Под ред. А.И. Рарога- М : Триада, 1996. С.467.

34. Булгаков С В. Православие. Ереси, секты, западное вероисповедание Соборы М : Вектор. 1994.-С.315.194 Там же,- С.322.

35. Шаров Сергей. Языческие корни европейского сектантства//Москва,- 1999,- № 4,- С.210.

36. Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования.- М.: Паломник, 1999,- С.22.

37. См.: Булгаков С.В. Православие. Ереси, секты, западное вероисповедание. Соборы,- М.: Вектор, 1994,- С.385.

38. Булгаков С.В. Православие. Ереси, секты, западное вероисповедание. Соборы,- М.: Вектор, 1994,- С.317.

39. См. Русская Православная Церковь и право М. БЕК, 1999,- С.31,32

40. См.: Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии (введение в проблему) //Журнал практического психолога 1996,- № 12 - С.88.

41. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии (введение в проблему) //Журнал практического психолога 1996,- № 12,- С.90.

42. Никитина А.Г. Политизация религии //Вопросы философии 1994 - № 3,- С. 178.

43. Кондратьев Ф.В., Волков Е.Н. Духовные подмены, общество, преступность //Духовность Правопорядок. Преступность. Материалы научно-практ. конференции,- М.: Академия МВД России, 1996. -С.222.

44. Пронина J1. "Спецназ" под знаком пяти котов //Рабочая трибуна 31.08.1993

45. См.: Сатанизм- СПб. Новый Центр,1997 С.28-30.; Мегаполис -Экспресс,- 14 апреля 1994г.; Отрекаюсь от тебя, сатана: Как сласти наших детей от сатанизма,- М.: Даниловский благовестник, 1999,- С.50.

46. См.: Логинов Игорь. Вход без выхода //Семья 1996.-№ 28,- С.4.

47. Дж.Макдауэлл, Д.Стюарт. Обманщики М. Протестант, 1993,- С.146.

48. Тоталитарные секты: свобода от совести М.: Сектор, 1997 - С.44.

49. См.: Пиндюк Е. "Больным запрещено топтать землю." //Вечерний Омск № 128 (5583).- 17 августа 1999 г.- С.З.

50. Джимбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие Нижний Новгород: Издательство НГУ, 1995,- С.112.

51. Деятельность организаций "Белое Братство", "Богородичный Центр", "АУМ Синрике", "Сознание Кришны" сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности.

52. Возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадаптацией личности, ставящей ее вне семьи, общества и государства.

53. Деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномалиями, приводя к развитию у них более тяжелых психических нарушений. .

54. См.: Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции "Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека". СПб., 11-12 января.

55. См.: Социальные технологии на службе псевдорелигий //Омский вестник,- 1995,- № 12, Логинов Игорь. Вход без выхода//Семья .- 1996,- № 28 С.5.

56. Казанник А.И. Этноконфессиональнае безопасность Омской области //Регион Плюс-1998,-№ 1(3).- С.ЗО.

57. Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования,- М.: Паломник, 1999,- С.6-7.242 Там же.- С.24.

58. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития СПб, 1997 -С.233.245 Там же,- С.70.

59. Цит. по.: Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования М.:Паломник, 1999 -С.35.

60. Цит. по: Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования,- М.: Паломник, 1999,-С.37-39.

61. См.: Барахтянская Л. Духовность? Просветление? Зомбирование?//Континент,- 1996 № 26.-С.11.

62. Л.Колесников, А.Кудрявцев. Религии в ассортименте //Регион-Плюс 1998 - № 1(3).- С.33.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.