Учение Оттона Фрейзингенского о двух градах в культуре XII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Семиколенных, Мария Владимировна

  • Семиколенных, Мария Владимировна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 179
Семиколенных, Мария Владимировна. Учение Оттона Фрейзингенского о двух градах в культуре XII века: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2010. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Семиколенных, Мария Владимировна

Введение.

ГЛАВА I. ОТТОН ФРЕЙЗИНГЕНСКИЙ, ЕГО СОЧИНЕНИЯ И

ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ.

§ 1. Историо- и библиография «Хроники» Оттона

Фрейзингенского.

§ 2. Оттон Фрейзингенский и контексты культуры XII века. a). Рост населения, «завоевание» пространства, развитие городов. b). Клюнийская реформа и «Христианский мир». c). Схоластика и интеллектуалы XII века.

§ 3. Жизнь и сочинения Оттона Фрейзингенского. a). Генеалогия. b). Учеба в Париже. c). Монашество. ф. Участие в Крестовом походе. е). «Хроника» и «Деяния».

ГЛАВА II. «ХРОНИКА» ОТТОНА ФРЕЙЗИНГЕНСКОГО И

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ И ИСТОРИИ В КУЛЬТУРЕ

СРЕДНИХ ВЕКОВ.

§ 1. Вечность и время: античная парадигма.

§ 2. Время и история в учении Аврелия Августина. a). Вера и разум: христианское богословие и философия неоплатонизма. b). Время как «растяжение» души. c). Предопределение и учение о Двух Градах.

§ 3. Теология истории Аврелия Августина и «История против язычников» Павла Орозия. a). Концепция Двух Градов и перспективы человеческого счастья. b). Средневековая историография как литературный жанр. c). «История против язычников» Павла Орозия как первая хроника.

§ 4. «Хроника, или История двух градов» как средневековая философия истории Оттона Фрейзингенского. a). Логико-метафизические основания концепции истории Оттона Фрейзингенского. b). «Хроника, или История двух градов» как образец средневековой историографии. c). Translatio imperii, religionis и sapientiae как содержание истории в «Хронике» Оттона Фрейзингенского. d). Оттон Фрейзингенский о двух градах и паритете духовной и светской властей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение Оттона Фрейзингенского о двух градах в культуре XII века»

Оттон Фрейзингенский по праву считается одним величайших историков Средневековья: практически ни один серьезный обзор средневековой! историографии не обходится, без упоминания его имени, краткого рассказа о двух его знаменитых сочинениях и констатации, что они стали кульминационным пунктом развития историографического жанра той эпохи. Его сочинения являются великолепным источником сведений об эпохе борьбы за Инвеституру и возвышения династии Штауфенов. Он не может не вызвать интереса у историка философии, ибо его перу принадлежит достаточно подробный рассказ о судьбе Петра Абеляра и, что еще важнее, изложение философии Гилберта Порретанского1; несомненно, Оттон привлечет внимание всякого, чье любопытство возбуждают средневековые рецепции идей Аврелия Августина.

Однако хотя «Хронику, или Историю двух градов» и «Деяния императора Фридриха I» Оттона, несомненно, можно и нужно рассматривать в ряду исторических сочинений его предшественников и современников, его труды. «слишком оригинальны, чтобы быть действительно репрезентативными» . Неизбежно встает вопрос о том, в чем же заключается эта их «оригинальность» и чем она обусловлена.

Оттон Фрейзингенский жил в первой половине XII века и на излете этой эпохи и написал два сочинения, сделавших его выдающимся историком Средневековья. Само это время отмечено таким разительным экономическим, политическим и культурным подъемом, что по праву получило имя «Возрождения XII века»; этот период, вместивший в себя

1 Возможно, одной из своих целей Оттон ставил популяризацию идей Гилберта, чьи сочинения отличались сложностью и тяжеловесным стилем. См. Schmidlin J. Die Philosophie Ottos von Freising // Philosophisches Jahrbuch der Görres-Gesellschaft, XVIII (1905), Fulda.-S. 411.

2 Bagge S. Kings, Politics, and the High Order of the World in German Historiography с. 9501150. Leiden, Boston, Köln, 2002. - p. 364. множество ярчайших исторических событий, отличает особая внутренняя целостность, и Оттон в силу своего происхождения, образования, высокого сана и влияния при дворе сначала Конрада III, а затем Фридриха I, оказался именно той фигурой, что смогла отразить всю сложность и противоречивость своего времени, и изучение которой позволяет поэтому подойти к пониманию феномена важнейшего из средневековых «ренессансов». В сочинениях Оттона оказываются в той или иной степени затронуты все вопросы, решением которых были заняты люди той эпохи: начиная с проблемы различия между бытием и сущим и их соотношения и заканчивая вопросом о взаимоотношении духовной и светской властей. Именно это и заставило нас обратиться к исследованию его сочинений.

Целью данной работы является показать, какие события и явления первой половины XII века (в особенности, интеллектуальной истории эпохи) оказали влияние на учение Оттона Фрейзингенского об истории, и каким было это влияние, - и, таким образом, определить место Оттона Фрейзингенского в истории западноевропейской средневековой мысли. Соответственно, задачами,работы является:

1) описать культурный контекст, в котором Отгоном были созданы «Хроника, или История двух градов» и «Деяния императора Фридриха I»;

2) рассмотреть учение Аврелия Августина о двух градах, послужившее Отгону Фрейзингенскому исходным пунктом для создания его собственного учения об истории;

3) выявить особенности средневековой историографии как литературного жанра и сформулировать, в чем заключается жанровое своеобразие «Хроники»;

4) определить, каковы логико-метафизические основания учения Оттона Фрейзингенского об истории;

5) рассмотреть традиционные для . средневековой исторической мысли принципы и концепций, которыми Оттон руководствовался при написании «Хроники» и то, каким образом они были им преобразованы;

6) сформулировать основные положения учения Оттона Фрейзингенского о двух градах, показать, в чем заключаются его отличия от учения, выдвинутого Августином, и как понимание Оттоном проблемы соотношения двух градов отразилось на его представлениях о взаимоотношениях духовной и светской властей.

Объектом исследования для нас являются сочинения Оттона Фрейзингенского, рассматриваемые в контексте культуры современной ему эпохи. В качестве предмета исследования выступают теоретические принципы, положенные Оттоном в основу его исторических сочинений. При этом мы полагаем исключительно важным показать как традиционность этих теоретических положений, так и те изменения, которым традиция подвергается Оттоном.

В западной науке существует длительная и богатая традиция исследований сочинений Оттона Фрейзиигенского3, но в России его имя известно не так широко, как он того заслуживает, и потому появление исследования, посвященного его исторической концепции и помещающего ее в достаточно широкий культурный и философский контекст, представляется своевременным. Это наше стремление связать конкретные теоретические положения учения Оттона об истории и принципы построения его исторических сочинений с диспозициями современной ему культуры определило выбор комплексного исторического и культурологического анализа в качестве основных методов исследования. Их применение

3 См. ниже, § 1 главы I данной работы. позволило нам рассмотреть интересующие нас феномены средневековой культуры в их внутренней динамике и показать, что концепция истории Оттона Фрейзингенского является плодом длительного и многогранного развития представлений об истории, бывшего, в свою очередь, отражением процесса эволюции средневековой культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Семиколенных, Мария Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, отметим; что для. современных исследований в области- истории культуры первостепенное значение имеет прослеживание связей между различными культурными феноменами и процессами, их преемственности, путей взаимовлияния. Обратившись к исследованию исторической концепции Оттона Фрейзингенского, мы, с одной стороны, выявили связи между его взглядами на время и историю и. воззрениями Августина,- а, с другой; показали, что она, является плодом длительной эволюции средневековых представлений об истории, причем форма, в которой, изложены ее -основные положения, вполне традиционна, хотя и несколько видоизменена-Отгоном в соответствии с его целями.

Прежде всего, следует сказать о наличии четких и вполне ожидаемых связей между культурным и философским' контекстом мысли Оттона^ Фрейзингенского и его историческими^сочинениями. Это касается-не только; тем, затрагиваемых историографом (освещаемых им событий, недавнего» прошлого, упоминаемых актуальных богословских и философских вопросов и путей их решения-и т.п.),. но и; что для нас более важно, самих принципов, построения «Хроники». Так, мы показали, что-одной из основных тем этого? сочинения, является, перенос (translatió)< знания, власти и благочестия с Востока на Запад476. Расцвету германских, земель под властью. Фридриха! Барбароссы соответствует у Оттона расцвет учености в школах Галлии и Испании и нового благочестия, связываемого цистерцианцем Отгоном в первую очередь с монашескими орденами. Однако уже тот факт, что; ученость достигла этих земель, а монахи на земле ведут ту созерцательную, философскую жизнь, что будет ждать праведников в раю, подводит к мысли, что- конец мира близок: дальнейшее движение попросту невозможно. Так.

476 Стоит отметить, что Оттон был первым, кто связал власть и знание в рамках единой концепции. своего рода «пессимизм», представление о старости и дряхлости мира соседствует у Оттона со своеобразным «оптимизмом», обусловленным, как мы полагаем, характерной для того периода интеллектуальной атмосферой, а его стремление к познанию и пиетет перед разумом питается общей для* ученых мужей той эпохи уверенностью в том, что человеческий разум был сотворен способным постигнуть как цели Творца, так* и Его творение, и что даже после грехопадения устройство мироздания и его история могут считаться доступными для понимания: они становятся известны как благодаря божественному откровению, так и в ходе ученых изысканий.

Особого внимания заслуживают в связи с этим жанровые особенности «Хроники». Во-первых, следует указать на то, что история рассматривалась в Средние века именно как литературный жанр: такое ее понимание восходило к Исидору Севильскому, а через него - к Цицерону. С другой стороны, существовало несколько «поджанров» средневековой историографии; основными из которых следует считать хронику и историю: первая представляла собой краткое изложение мировой истории в хронологических таблицах, вторая - связный и законченный рассказ. Оттон Фрейзингенский совмещает оба жанра, на что указывает уже заглавие его сочинения: «Хроника, или История двух градов». Здесь важно то, что сам историограф видит в «Хронике» не столько историю, сколько^ «горестную трагедию», и соответственно выстраивает произведение, превращая восемь книг в восемь актов мировой драмы, каждый из которых (кроме последнего) завершается, трагической сценой и своеобразным плачем. «Хронике» противопоставлены «Деяния- Фридриха» - «радостная история», каждая из четырех частей которой оканчивается на торжественной и счастливой ноте. Наряду с общностью высказываемых Оттоном в обоих произведениях идей, (в частности, очевидной связи между сформулированными в «Деяниях» метафизическими, богословскими и этическими положениями и композиционными принципами «Хроники», а также оценками, даваемыми событиям, и явлениям/ на ее страницах) это- противопоставление дает основание: рассматривать. «Хронику» и «Деяния» как части» единого целого,', взаимно друг друга проясняющие и дополняющие.

Рассматривая учение Августина о времени, мы особо подчеркнули, что, помимо традиционно) прослеживаемых связей; между идеями Августина и концепциями неоплатоников, отцом3 Церкви были также опосредованно усвоены важные элементы учения Аристотеля о памяти;, что; вполне естественно^, если учесть эклектичность мысли периода Поздней античности. Кроме: того, мы полагаем, что традиционное понимание августиновой концепции времени и истории, подразумевающее своего рода ориентацию представлений Августина о времени и истории на будущее, где человечество ждет завершение истории и отдых, не вполне верно. Непосредственное будущее в значительной: степени подчинено у Августина прошлому и; настоящему, поскольку человека не,-ждет, ничего такого, чего он не знал бы раньше: более того; память о прошлом является условием: и мышления, и «ожидания», предвосхищения, будущего; Такая« ориентация, на прошлое с одной стороны и; акцентирование вневремеиности Бога с другой определяют «нейсторичность» представлений; Августина об истории, отсутствие в нарисованной им: картине: двух градов внутреннего развития* «напряжения между прошлым и будущим». Два града Августина статичны, по сути своей неизменны: это, скорее^ моральные категории, нежели какие-либо реальные сообщества. В - свою очередь, Отгон Фрейзингенский неоднократно подчеркивает изменчивость сотворенных вещей, тварного мира, противопоставляя его многосоставность и зыбкость пррстоте, вечности и неизменности Бога. Это позволяет Отгону ввести два «закона», определяющих ход истории: «закон всеобщей изменчивости» и «закон бедствий». Разделяя унаследованное Средневековьем от Античности представление о гармоническом единстве микрокосма и макрокосма, человека, и Вселенной, Оттон сравнивает природную слабость, неустойчивость человеческого тела с такой же ненадежностью и изменчивостью судеб отдельных людей, государств и всего человечества. Принципиальная изменчивость дольнего мира, а также значительные изменения в положении Церкви, произошедшие со времен Августина, и формулировка понятия «христианского мира», включающего в себя всех без исключения христиан, заставили Оттона по-новому осмыслить концепцию двух градов. В «Хронике» можно выделить определенные «стадии развития» civitas terrena и civitas caelestia, причем в определенный момент оба града соединяются, образуя единый civitas permixta, отождествляемый с христианской Церковью и объемлющий весь христианский мир. В рамках этого нового града необходимым является сотрудничество светской и духовной властей, между которыми должен существовать паритет, и четкое разделение их функций.

По-видимому, на примере «Хроники» мы можем наблюдать начальный этап формирования' современных представлений о причинности, внутренней логике истории: не отрицая, что божественная воля определяет ход событий, Отгон, тем не менее; отводит существенное место случайности, которая изменяет судьбы людей и окружающий мир согласно их собственной природе. Таким образом, учение Оттона об истории можно назвать если не первой подлинной философией истории (для этого оно содержит, пожалуй, слишком много теологических элементов), то своего рода приуготовлением к ней.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Семиколенных, Мария Владимировна, 2010 год

1. Аврелий Августин. Исповедь / Пер. М.Е. Сергеенко. М., 1997.

2. Аврелий Августин. О граде Божием. Книги I XIII / пер. М.Е. Сергеенко. Киев, СПб., 1998.

3. Аврелий Августин. О граде Божием. Книги XIV XXII / пер. М.Е. Сергеенко. Киев, СПб., 1998.

4. Аристотель. Метафизика / пер. A.B. Кубицкого. СПб., Киев, 2002.

5. Аристотель. Поэтика / пер. В.Г. Аппельрота. М., 2007.

6. Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти / Пер. Е.В. Алымовой. СПб., 2004.

7. Аристотель. Физика / Пер. В.П. Карпова. М., 2007.

8. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты / Под ред. Г.Г. Майорова. М., 2010.

9. Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. Т. 1 / Под ред. С.С. Неретиной. СПб., 2001.

10. Исидор Севильский. Этимологии, или Начала в XX книгах. Книги I III: Семь свободных искусств / Пер. Л. А. Харитонова. СПб., 2006.

11. Лактанций. Божественные установления / пер. В.М. Тюленева // Тюленев В.М., Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб, 2000.

12. Лактанций. О смертях преследователей / пер. В.М. Тюленев. СПб, 1998.

13. Оттон из Фрайзинга. Деяния императора Фридриха I (I, 47, 65, 66) / пер. Т.И. Кузнецовой // Средневековая латинская литература IY-XI вв. М., 1970.-С. 411-412.

14. Оттон из Фрайзинга. Хроника, или История о двух царствах (Пролог к I книге и V книга, глава 35) / пер. Т.И. Кузнецовой // Средневековая латинская литература IV-XI вв. М., 1970. С. 407410.

15. Оттон Фрайзингский. О будущей жизни. «Хроника, или История двух градов», Книга VIII / Пер. О.Б. Морозовой, под ред. М. Бойцова // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 2005. М., 2006.-С. 107-152.

16. Оттон Фрейзингенский. Венгрия в эпоху Крестовых походов // История Средних веков: Крестовые походы (1096-1291 гг.). Сост. М.М. Стасюлевич. СПб., 2001. С. 95.

17. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 3, Ч. 1 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. СПб., 2007.

18. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения / под общ. ред. A.A. Столярова. М., 1994.

19. Цицерон. Об ораторе / Пер. Ф.А. Петровского 7/ Эстетика: Трактаты, речи. Письма. М., 1994.

20. Annales Austriae, hrsg. W. Wattenbach, Continuatio Claustroneoburgensis Prima // Monumenta Germaniae Historica Scriptorum Tomus, IX (Hannover, 1851). SS. 610-611.

21. Bischof Otto von Freising und Rahewin, Die Taten Friedrichs oder richtiger Chronica / hrsg. F.-J. Schmale, A. Schmidt // Ausgewählte Quellen zur deutschen Geschichte des Mittelalters. BD. 17 (1965).

22. Ottonis Episcopi Frisingensis Chronica sive Historia de duabus civitatibus, hrsg. von Adolf Hofmeister, MGH SS rer. Germ. (45), Hannover und Leipzig 1912.

23. Ottonis Episcopi Frisingensis Chronica sive Historia de duabus civitatibus, hrsg. von Walther Lammers, Ausgewählte Quellen zur deutschen Geschichte des Mittelalters, 17. Darmstadt, 1974.

24. The Two Cities: a Chronicle of universal History to the year 1146 A.D. by Otto, bishop of Freising. / ed. by Austin P.Evans, Ch. Knapp, trans. by Ch. C. Mierow. NY, 1928.1. Исследования

25. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

26. Армстронг А. X. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию / пер. В.А. Самойлова. СПб., 2006.

27. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / пер. A.B. Михайлова и Ю.И. Архипова. СПб., 2000.

28. Балдуин M.B. Александр III и XII век / Пер. Н.В. Ереминой. СПб., 2003.

29. Бартлетт Р. Становление Европы: Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. 950-1350 гг. / Пер. С.Б. Володиной. М., 2007.

30. Баткин JI.M. Европейский человек наедине с собой. М., 2000. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности: К философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000. Бицилли П.М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М., 2006.

31. Блок М., Феодальное общество / пер. М.Ю. Кожевниковой, EJV1. Лысенко. М., 2003.

32. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / 2-е изд.; пер. с фр. JI.E. Куббеля. — IVI.: Издательство «Весь Мир», 2006.

33. Брук К. Возрождение XII века / Пер. А. Н. Панасьева // Богословие в культуре Средневековья. / Отв. ред. Л. Лутковский. Киев, 1992.

34. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблемавремени в европейской философии и науке. М., 2006.

35. Гене Б. История и историческая культура средневекового Западапер. Е.В. Баевской, Э.М. Береговской. М., 2002.

36. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

37. Гуревич А. Я. Проблема ментальностей в современнойисториографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы.

38. Вып. 1,М., 1989.-С. 75-89.

39. Доддс Э. Р. Язычник и христианин в смутное время: Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина / Пер. А.Д. Пантелеева, A.B. Петрова. СПб., 2003.

40. Доманска Эва. Философия истории после постмодернизма / Пер. М. А. Кукарцевой. М.,2010.

41. Доронин А. Историк и его миф: Иоганн Авентин (1477-1534), М., 2007.

42. Досталова Р. Византийская историография (характер и формы) // ВВ, т. 43, М., 1982. С. 21-32.

43. Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество 980 1420 годов. М.: Ладомир, 2002.

44. Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века / Пер. А. Н. Панасьева // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.

45. Жильсон Э. Философия в Средние века / Пер. А. Д. Бакулова. М., 2010.

46. Жоно Э. Trans latió studii: перенесение учености (одна из тем Жильсона) / Пер. М.С. Петровой // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы). / Сост. и общ. ред. М.С. Петровой. М., 2010. С. 238-294.

47. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики / пер. И.К. Стафа. СПб., 2003.

48. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века: Учеб. пособие. М., 1992.

49. Касьянов Э.И. К вопросу о всемирно-исторической концепции Отгона Фрейзингенского // Методологические и историографические вопросы исторической науки, # 2 (1964), Томск.-С. 211-227.

50. Касьянов Э.И. Оттон Фрейзингенский как историк средневековой немецкой империи // Методологические и историографические вопросы исторической науки, # 7-8 (1972), Томск. С. 181-191. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах / Пер. A.C. Бобовича. М., 1993.

51. Jle Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб., 2003. Jle Гофф Ж. Рождение Европы. / Пер. А. Поповой. СПб., 2007. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Сретенск: МЦИФИ, 2000.

52. Ливи Баччи М. Демографическая история Европы / Пер. А. Миролюбовой. СПб., 2010.

53. Лосев А. Ф. Античная философия истории. М., 1989

54. Лошаков, P.A. Различие и тождество в греческой исредневековой онтологии. СПб., 2007.

55. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М., 1979.

56. Неретина С.С. Гилберт Порретанский // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. Т. 1 / Под ред. С.С. Неретиной. СПб., 2008.

57. Николе Э. Контуры католического богословия. Введение в его источники, принципы и историю / Пер. с англ. М. Завалова. М., 2009.

58. Рикер П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ / пер. Т.В. Славко. М.; СПб., 1998.

59. Самойлов В. А. Время и число в философии Платона и Аристотеля // AKAAHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 6: Сб. статей / Отв. ред. A.B. Цыб. СПб., 2005.-С. 81-104.

60. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. K.JI. Дробинской, JI.H. Неборской; под ред. И.О. Ермаченко. СПб., 2008.

61. Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. М., 2007.

62. Столяров A.A. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999.

63. Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуск 2. Средневековая политическая философия Запада / Пер. А.К. Лявданского, М.В. Кравченко. М., 2006.

64. Тюленев В.М., Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб, 2000.

65. Уайт X. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века / пер. с англ. под ред. Е.Г. Трубиной, В.В. Харитонова. Екатеринбург, 2002.

66. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмий до возникновения атомистики. / Издание подготовил A.B. Лебедев. Отв. ред. И. Д. Рожанский. М., 1989. Хайдеггер М. Введение в метафизику. / Пер. Н.О. Гучинской. СПб., 1998.

67. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. / Пер. В.В. Бибихина. М., 1993.

68. Цыпина JI. В. Провиденциальная история: Образец и интерпретации // Verbum. Выпуск 4. Философия Уильяма Оккама: традиции и.современность. СПб., 2001. С. 17-38.

69. Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000.

70. Шмонин Д. В. Введение в средневековую философию. Патристика. Учебное пособие. СПб., 2008.

71. Эксле О. Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья. М., 2007.

72. Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. / Пер. JI. Горлиной. М., 2003.

73. A History of Twelfth-Century Western Philosophy. Ed. by P. Dronke. Cambridge, 1988.

74. Bagge S. Ideas and narrative in Otto of Freising's Gesta Frederici // Journal of Medieval History. Vol. 22, # 4, 1996. pp. 345-377.

75. Bagge S. Kings, Politics, and the High Order of the Worldin German Historiography c. 950-1150. Leiden, Boston, Köln, 2002.

76. Barber M. Two Cities: Medieval Europe, 1050 1320. London, 2004.

77. Brandt W. J. The shape of Medieval History. Studies in Modes of Perception. New Haven, 1966.

78. Brincken A.-D. v. den. Weltären // Archiv für Kulturgeschichte, Bd. XXXIX, H. 2, Köln, 1957. SS. 133-149.

79. Brown P. Saint Augustine // Brown P. Religion and Society in the Age of St. Augustine. London, 1972. pp. 25-45.

80. Busley H.-J. Bischof Otto und sein Domkapitel-// Otto von Freising. Gedenkgabe zu seinem 800. Todesjahr / hrsg. Joseph A. Fischer. Sarnmelblatt des Historischen Vereins Freising 23. Freising 1958. — SS. 65-82.

81. Carruthers MJ. The Book of Memory: A Study of Memory in Medieval Culture. Cambridge, 1990.

82. Classen P. Res Gestae, Universal History, Apocalypse: Visions of Past and Future // Renaissance and Renewal in the 12th Century. Ed: by Robert L. Benson, Giles Constable, Carol* D. Lanham. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1982. pp. 387-417.

83. Constable G. Renewal and Reform in Religious Life: Concepts and Realities // Renaissance and Renewal in the 12th Century. Ed. by Robert L. Benson, Giles Constable, Carol D. Lanham. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1982.— pp. 37-67.

84. Constable G. The Reformation of the Twelfth Century. Cambridge, 2002.

85. Dougherty J. The Sacred City and the City of God // Augustinian Studies, v. 10 (1979).-pp. 81-90.

86. Dunbabin J. From Clerk to Knight: Changing Orders // The Ideals and Practice of Medieval Knighthood II. Papers from the third Strawberry Hill conference 1986. Ed. by Ch. Harper-Bill and R. Harvey. Woodbridge, Suffolk, 1988, pp. 26-39.

87. Dyson R.W. The Pilgrim City: Social and Political Ideas in the Writings of St. Augustine of Hippo. Woodbridge, 2001.

88. Geybels H. At the Gates of the Middle Ages: Augustine's reception of Aristotle // Verbum. Выпуск 6. Аристотель и средневековая метафизика. СПб., 2002. С. 71-88.

89. Glaser Н. Versuch über die Lebensgeschichte des Ottos von Freising // Otto von Freising. Gedenkgabe zu seinem 800. Todesjahr / hrsg. Joseph A. Fischer. Sammelblatt des Historischen Vereins Freising 23. Freising 1958.-SS. 14-37.

90. Goetz H.-W. Das Geschichtsbild Ottos von Freising. Ein Beitrag zur historischen Vorstellungswelt und zur Geschichte des 12. Jahrhunderts, Köln/Wien 1984.

91. Goetz H.W. The concept of Time in the Historiography of the 11th and 12th Centuries // Medieval concepts of past: ritual, memory, historiography / ed. by G. Althoff, J. Fried, Patrick J. Geary. Cambridge, 2003.-pp. 139-166.

92. Grundmann H. Die Grundzüge der Mittelalterlichen Geschichtsanschauungen // Geschichtsdenken und Geschichtsbild im Mittelalter. Ausgewählte aufsätze und arbeitein aus den Jahren 1933 bis 1959. Hrsg. vor Walther Lammers. Darmstadt, 1961. SS. 418429.

93. Haskins C. H. The Renaissance of the Twelfth Century. Cambridge, 1927.

94. Hofmeister A. Praefatio // Chronica sive Historia de duabus civitatibus, hrsg. von Adolf Hofmeister, MGH SS rer. Germ. (45), Hannover/Leipzig 1912.

95. Huber B. Otto von Freising, sein Character, seine Weltanschauung, sein Verhältnis zu seiner Zeit und seinen Zeitgenossen als ihr Geschichtschreiber, Munich, 1847.

96. Jaeger C. Stephen. Pessimism in the 12th Century "Renaissance" // Speculum, v. 78 (2003), # 4. pp. 1151 -1183.

97. Katzir Y. The Second Crusade and the Redefinition of Ecclesia Christianitas and Papal Coercive Power // The Second Crusade and the Cistercians. Ed. by M. Gerves. NY, 1992.

98. Kelly H. A. Ideas and forms of tragedy from Aristotle to the Middle Ages. Cambridge, 1993.

99. Klinkenberg H. M. Der Sinn der Chronik Ottos von Freising // Aus Mittelalter und Neuzeit. FS für Gerhard Kallen, Bonn, 1957. SS. 6376.

100. Knowles D. The Humanism of the 12th Century // Knowles D. The

101. Historian and Character. Cambridge, 1963. pp. 16-30.

102. Koch J. Die Grundlagen der Geschichtsphilosophie Ottos von.Freising

103. Geschichtsdenken und Geschichtsbild im Mittelalter. Ausgewählteaufsätze und arbeitein aus den Jahren 1933 bis 1959. Hrsg. vor

104. Walther Lammers. Darmstadt, 1961. SS. 321-349.

105. Krausen E. Bischof Otto I. Von Freising, der Zisterzienser auf dem

106. Stuhl des Hl. Korbinian // Otto von Freising. Gedenkgabe zu-seinem

107. Todesjahr / hrsg. Joseph A. Fischer. Sammelblatt des

108. Historischen Vereins Freising 23. Freising 1958. SS. 39-48.1.dner Gerhart B. Terms and Ideas of Renewal // Renaissance and

109. Renewal in the Twelfth Century. Ed. by R.L. Benson, G. Constable,

110. Leclercq J. The Love of Learning and the Desir for God / Trans. By C. Misrahi. New York, 1961.

111. Lhotsky A. Das Nachleben Ottos von Freising // A. Lhotsky, Aufsätze und Vorträge. Bd. I, München, 1970. SS. 29-48.

112. Marcus R.A. Saeculum: History and Society in the Theology of St. Augustin. Cambridge, 1988.

113. Megier E. Cives Dei und cives mundi als individuelle Personen in der Chronik Ottos von Freising // Miscellanea Medievalia. Vol. 24, 1990. -SS. 513-529.

114. Mierow Ch. C. Bishop Otto of Freising: Historian and Man // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. Vol. LXXX, 1949. pp. 393-402.

115. Mierow Ch. Introduction // The Two Cities: a Chronicle of universal History to the year 1146 A.D. by Otto, bishop of Freising. / ed. by Austin P.Evans, Ch. Knapp, trans, by Ch. C. Mierow. NY, 1928.

116. Minnis A J. Medieval Theory of Authorship. Scholastic literary attitudes in the Later Middle Ages. Aldershot, 1988.

117. Morris C. The Papal Monarchy. The Western Church from 1050 to 1250. Oxford, 2002.

118. Morrison Karl F. Otto of Freising's Quest for the Hermeneutic Circle // Speculum, v. 55, # 2 (1980). pp. 207-236.

119. Munz P. Why did Rahewin stop writing the Gesta Friderici? A further consideration // The English Historical Review, v. 84, # 333 (1969). -pp. 771-779.

120. Newman B. God and Goddesses: Vision, Poetry, and Belief in the Middle Ages // Poetry and Philosophy in the Middle Ages: A Festschrift for Peter Dronke / ed. by J. Marenbon. Leiden, Boston, Köln, 2000.-pp. 173-196.

121. O'Donnell J.J. The Inspiration of Augustine's De Civitate Dei II Augustinian Studies, v. 10 (1979). pp. 75-79.

122. Otto E.F. Otto von Freising und Friedrich Barbarossa II Geschichtsdenken und Geschichtsbild im Mittelalter. Ausgewählte aufsätze und arbeitein aus den Jahren 1933 bis 1959. Hrsg. vor Walther Lammers. Darmstadt, 1961. SS. 247-277.

123. Ray Roger D. Medieval Historiography Through the Twelfth Century: Problems and Progress of Research // Viator, 5, 1974. pp. 33-59.

124. Schmidlin J. Die geschichtsphilosophische und kirchenpolitische Weltanschauung Ottos von Freising. Ein Beitrag zur mittelalterlichen Geistgeschichte // Studien und Darstellungen aus dem Gebiete der Geschichte IV, 2/3, Freiburg im Breisgan, 1906.

125. Schmidlin J. Die Philosophie Ottos von Freising // Philosophisches Jahrbuch der Görres-Gesellschaft, XVIII (1905), Fulda. SS. 156175,312-323,407-423.

126. Schmidt Ernst A. Zeit und Geschichte bei Augustin. Heidelberg, 1985.

127. Schwarzbauer F. Geschichtszeit: Über Zeitvorstellungen in den Universalchroniken Frutolfs von Michelsberg, Honorius' Augustodunensis und Ottos von Freising, Berlin, 2005.

128. Smalley B. Historians in the Middle Ages. London, 1974.

129. Smith K.A. Saints in Shining Armor: Martial Asceticism and Masculine Models of Sanctity, ca. 1050-1250 // Speculum 83 (2008). -pp. 572-602.

130. Southern R.W. Aspects of the European Tradition of Historical Writing: 1. The Classical Tradition From Einhard to Geoffrey of Monmouth // Transactions of the Royal Historical Society, 20,11970. — pp. 173-196.

131. Southern R.W. Aspects of the European Tradition of Historical Writing: 2. Hugh of St. Victor and the Idea of Historical Development // Transactions of the Royal Historical Society, 21, 1971. — pp. 159170.

132. Southern R.W. Aspects of the European Tradition of Historical Writing: 3. History as Prophesy // Transactions of the Royal Historical Society, 22, 1972.-pp. 159-180.

133. Southern R.W. Aspects of the European Tradition of Historical Writing: 4. The sense of the Past // Transactions of the Royal Historical Society, 23, 1973. pp. 243-263.

134. Southern R.W. Western Society and the Church in the Middle Ages. Harmondsworth, 1973.

135. Southern, R.W. Scholastic Humanism and the Unification of Europe. V. I. Oxford, 2002.

136. Spiegel Gabrielle M. History, Historicism, and the Social Logic of the Text in.the Middle Ages // Speculum, v. 65 (1990). pp. 59- 86.

137. Spörl J. Die "Civitas Dei" im Gesehichtsdencken Ottos von Freising // Geschichtsdenken und Geschichtsbild im Mittelalter. Ausgewählte aufsätze und arbeitein aus den Jahren 1933 bis 1959. Hrsg. vor Walther Lammers. Darmstadt, 1961. SS. 298-320.

138. Spörl J. Grundlagen hochmittelalterlicher Geschichtsanschauung // Studien zum Weltbild der Geschichtsschreiber des 12. Jahrhunderts, München, 1935. SS. 51-72.

139. Spörl J. Vom Weltbild Ottos von Freising. Eine gedenkrede // Otto von Freising. Gedenkgabe zu seinem 800. Todesjahr / hrsg. Joseph A. Fischer. Sammelblatt des Historischen Vereins Freising 23. Freising 1958.-SS. 1-13.

140. Staber J. Eschatologie und Geschichte bei Otto von Freising // Otto von Freising. Gedenkgabe zu seinem 800. Todesjahr / hrsg. Joseph A. Fischer. Sammelblatt des Historischen Vereins Freising 23. Freising 1958.-SS. 106-126.

141. Stems I. The Greater Medieval Historians: An Interpretation and a Bibliography. Sanham, 1980.iL

142. Stiefel T. The Intellectual Revolution in 12 -Century Europe. New York, 1985.

143. The Catholic Philosophy of History / Ed. by P. Guilday. New York, 1967.

144. Walbank F.W. History and Tragedy // Historia, IX, 1960. pp. 216234.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.