Учение о государстве и праве в раннем христианстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Исаев, Андрей Владиславович

  • Исаев, Андрей Владиславович
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 164
Исаев, Андрей Владиславович. Учение о государстве и праве в раннем христианстве: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2004. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Исаев, Андрей Владиславович

ВведениеЗ

Глава 1 Истоки учения ранних христиан о праве и государстве 1 Ветхий Завет 2 Ветхозаветные апокрифы32 У

Глава 2 Проблема государства и права у ранних христиан (I-III вв.) 1 Новый Завет 2 Новозаветные апокрифы

Глава 3 Проблемы государства и права в литературе патристики

1 Апологеты и западная патристика 2 Восточная патристика

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение о государстве и праве в раннем христианстве»

Актуальность диссертационного исследования. На протяжении последних десятилетий в России резко возрос интерес к религиозным проблемам. Можно сказать, что конец прошлого столетия и начало нынешнего представляют собой эпоху религиозного ренессанса. Он охватил все традиционные для России религии и, прежде всего, православие, которое на протяжении многих столетий являлось доминирующей религиозной конфессией. В настоящее время государство и большинство политических партий порвали с атеистической установкой, которая была господствующей в СССР. Они стали не только относиться с симпатией к религиозным верованиям, но и способствовать возрождению религиозного чувства и веры. В свою очередь, и религиозные конфессии стремятся в максимальной степени сотрудничать с государственными учреждениями, активно участвуют в государственной жизни, поддерживают и инициируют многие гуманитарные мероприятия. В этих условиях в научной среде естественно возрос интерес ко всем сторонам религиозной жизни, в том числе к истории возникновения и формирования христианского учения.

Для христианства на всем протяжении его двухтысячелетнего развития характерна преемственность традиций и высокий авторитет тех основополагающих идей, которые были сформулированы на первом этапе его становления - в период так называемого раннего христианства.

Среди множества проблем, которые в то время встали перед христианством, одной из важнейших была проблема взаимоотношения с государством. Можно сказать, что эта проблема носит вечный характер, сопутствует всей истории христианства с момента его зарождения и до наших дней. При этом чрезвычайно важным и плодотворным оказалось решение этой проблемы, первоначально сформулированное в Новом Завете, а затем получившее всестороннее развитие в трудах отцов церкви.

Концепции раннего христианства и христианской церкви периода патристики - это не просто история, но и современность. Понимание права христианством, отношение христианской церкви к властным институтам государства уходит своими корнями в далекое прошлое. История, хотя и древняя, оказывается злободневной и актуальной и в наши дни.

Несмотря на обилие литературы о раннем христианстве, проблема его отношения к государству и праву до сих пор изучена крайне недостаточно. Именно это обстоятельство и предопределило выбор темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. История раннего христианства, которая длительное время была предметом лишь богословских исследований (Т.В. Барсов, A.J1. Катанский, И.Е. Троицкий, И.В. Чельцов, И.Л. Янышев), со второй половины XIX века - становится предметом научных изысканий (В.В. Болотов, А.Ф. Карашев,

A.П. Лебедев, B.C. Соловьев, А. Смирнов, R. Funk, A. Harnack, С. Jefford). Раннехристианский период истории привлек внимание таких ученых, как

B.В. Бартольд, С.И. Ковалев, М.Э. Постнов, Н. Bettenson, W.H.C. Frend, J.L. Gonzalez, D. Lampe, H. Lietzmann, E. Renan.

После 1917 года в силу известных политических обстоятельств и крайней агрессивности господствовавшей власти по отношению к церкви, и в частности к христианству, в России создались условия, при которых продолжение научных изысканий стало практически невозможным. Более полувека научное исследование христианской проблематики осуществлялось только зарубежными авторами (A. Armstrong, A. Beck, Р.

Brown, H. Chadwick, A Donni, J. Dillon, L. Gernet, R.L. Grant, A.-G. Hamann, E. Hennecke, E. Marek, A.D. Nock и др.).

В самой же России с конца 20-х до 70-х гг. XX в. преобладала атеистическая обличительная линия (И.Д. Амусин, М.М. Кубланов, Я.А. Ленцман, А.Б. Ранович и др.). Даже в лучших исследованиях того времени (Р.Ю. Виппер, Ф.А. Курганов, С.Я. Лурье и др.) с необходимостью, порожденной тогдашней идеологией, присутствовал резко негативный момент по отношению к религии. Лишь в последней четверти прошедшего столетия стали появляться серьезные исследования по истории религии (В.В. Бычков, Ф.Ф. Зелинский, А. Мень, И.С. Свенцицкая).

Вместе с тем, необходимо отметить, что ни дореволюционная литература, ни современные исследования за редким исключением (Ю.Я. Баскин, А.П. Лебедев), не касались непосредственно интересующей нас проблемы отношения раннего христианства к праву и государству.

В своем исследовании автор опирался на труды классиков русской философии права: Н.Н. Алексеева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина и др., а также на работы современных ученых: С.С. Алексеева, В.М. Баранова, Ю.Я. Баскина, С.Б. Глушаченко, В.Г. Графского, В.Д. Зорькина, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, И.Ю. Козлихина, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, А.И. Королева, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, Л.С. Мамута, Г.В. Мальцева, Н.С. Малеина, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, М.Ф. Орзиха, А.С. Пиголкина, И.Ф. Покровского, В.В. Посконина, П.М. Рабиновича, Р.А. Ромашова, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова, В.Е. Чиркина, Л.С. Явича и др.

В основу диссертации, в соответствии с темой исследования, были положены Священные писания христиан: Ветхий и Новый Заветы, а также апокрифическая литература первых четырех веков нашей эры, что связано с тем, что в период первохристианства не существовало канонов не только Нового, но и Ветхого Завета, официально эти сборники Святых Писаний были оформлены позднее, в IV в. н.э., апологетов христианства и отцов церкви (Ориген, Ерм, Лактанций, Тертуллиан, Климент Александрийский, св. Иоанн Златоуст, св. Поликарп Смирнский, св. Игнатий Богоносец, св. Иустин-философ, св. Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, св. Августин Блаженный, св. Амвросий Медиоланский, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский).

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение проблемы отношения представителей раннего христианства к современному им государству и праву. При этом диссертант рассматривает не только труды тех авторов, которые в настоящее время признаны христианской церковью в целом как канонические, но и те тексты, которые существовали и активно использовались во времена первых христианских общин и лишь значительно позднее, после становления единой официальной Церкви, по различным причинам не были включены в церковный канон.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

• исследовать истоки учения ранних христиан о праве и государстве;

• проанализировать проблематику государства и права в Священных Писаниях ранних христиан;

• рассмотреть истолкование проблемы государства и права в литературе патристики;

• проследить процесс приспособления вновь возникшей религии к условиям существования в Римской империи, а затем и обратный процесс - признание христианства со стороны Римского государства и общества, и, в конечном счете, превращение его в государственную религию.

Объектом исследования является история государственно-правовых воззрений представителей раннего христианства.

Предметом исследования являются труды апостолов и наиболее известных христианских апологетов и отцов Церкви.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания, общенаучные (исторический, функциональный) и специальные методы правовых исследований (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, правового моделирования и др.).

Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом раннего христианства, который датируется с I по IV в. н.э., т.е. до признания христианства государственной религией.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором:

• выполнено одно из первых монографических исследований, посвященных формированию государственно-правовых идей в раннем христианстве;

• выявлен противоречивый характер отношения христианства к праву и государству с момента его возникновения и до становления как государственной религии;

• подвергнута исследованию ранее мало изученная ветхозаветная и христианская литература по данной тематике (Книга Еноха; Книга Юбилеев, или Малое Бытие; Заветы двенадцати патриархов; Псалмы Соломона; Новозаветные апокрифы; Строматы Климента Александрийского; Послания св. Поликарпа Смирнского);

• показано основополагающее значение трудов периода патристики для утверждения догматов отношения церкви к государству;

• проведен сравнительный анализ апологетики, западной и восточной патристики.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Ветхий Завет наделял царя властными полномочиями, ограниченными лишь волей Всевышнего, а Новый Завет обязывал власть быть справедливой, так как она от Бога, который справедлив.

2. Признание . государством одного из многочисленных христианских учений в качестве официальной религии вызвало необходимость взаимной поддержки Церкви и государства, их постоянного взаимодействия и лояльности по отношению друг к другу. Начиная с Никейского Вселенского Собора (325 г.), официальная Церковь трактует положения Писания с учетом государственных интересов. Апологетическая литература (Тертуллиан, Лактанций), особенно II - III вв. н.э., доказывала, что христианство не представляет угрозы римской государственной власти, и достигла в этом успеха.

3. Раннехристианское мировоззрение подвергало сомнению возможность для христиан обладать какими бы то ни было естественными правами (в том числе правом на свободу выбора, на жизнь, достоинство), полагая их данными от Бога.

4. Христианская Церковь относила к правонарушениям осознанные, виновные действия христианина, направленные на нарушение Закона, данного Богом. В отличие от этого, государство устанавливало ответственность независимо от знания нарушителем закона.

5. Одно из многочисленных первохристианских течений, утверждаемое апостолом Павлом в качестве истинного учения Христа, в силу признания его со стороны государства стало официальной религией.

Церковь получила право осуществлять религиозную деятельность открыто, гласно, опираясь на поддержку властных институтов государства. С этого момента официальная Церковь стала признавать права граждан в той мере, в которой их признавало государство.

6. В процессе развития отношений христианства и государства христианское понимание права претерпело существенные изменения. Отказавшись от первоначального требования полной свободы в делах веры, восточное христианство стало опираться на государство, его организованную силу и признавать, что в законодательных актах выражается государственная воля.

Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование восполняет значительный пробел в современном понимании отношения ранних христиан к власти, государству и праву. Его результаты могут быть использованы при преподавании курсов "Истории государства и права зарубежных стран", "История отечественного государства и права", "История политических и правовых учений", а также специальных курсов, посвященных истории христианства.

Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались автором на совместной междисциплинарной конференции аспирантов и соискателей РАГС-СЗАГС (СПб., 2003 г.); на межвузовской научно-практической конференции Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского университета МВД России "Социально-правовое государство: вопросы теории и практики" (СПб., 2003), на научно-практической конференции "Петербург - окно в Европу", посвященной 300-летию Санкт-Петербурга (СПб., 2003 г.), обсуждались на совместных заседаниях кафедры конституционного и муниципального права СЗАГС, использовались автором в лекциях и при проведении семинарских занятий по курсам истории правовых учений, истории права и государства зарубежных стран в Калининградском филиале СЗАГС, нашли отражение в опубликованных диссертантом научных работах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Исаев, Андрей Владиславович

Заключение

Существующий со времен язычества взгляд на христиан как "странников и пришельцев на земле", в силу чего они не могут являться хорошими гражданами государства, не совсем оправдан. Христиане имеют более высокие и сильные мотивы для участия в общественной жизни.

Христианство действительно не может считать государство последней целью, но воспринимает его как исторически необходимую организацию в естественном, еще не освобожденном от греха мире.

Государство — средство ограничения внешних проявлений зла, и является необходимым средством для создания внешнего порядка. Христианство не призывает к безрассудному подчинению всякой высшей господствующей силе, так как власть существует для определенного нравственного назначения. Задача власти обеспечить порядок, справедливость необходимые для существования и развития человеческого общества.

Государство в христианском понимании не мыслится вне связи с правовыми началами.

Естественный нравственный закон, естественное нравственное стремление, согласно христианскому учению, не уничтожено ни в одном человеке. Нет общества без права. Самое несовершенное общество существует в каких-то установленных правилах.

Человек имеет естественное стремление к порядку, справедливости, праву, поэтому христианин стремится к выполнению объективных обязанностей и в нехристианском, и даже во враждебном христианскому государстве, но не участвует в беззаконных делах, нарушающих естественный нравственный миропорядок.

Одной из самых сложных проблем, связанных- с отношением к государству является проблема воздействия христианства на государство и общество. Христианство не исключает борьбу за лучшие формы общественного порядка, но видит ее необходимость в изменении не только внешних форм, но в глубоком изменении их духовной сущности, считая устранение существующих форм без устранения причин, их обусловливающих, утопией.

С точки зрения исторического подхода, в том числе с точки зрения "исторического материализма", те или иные формы общественного порядка не случайны, не нарочито кем-то устанавливаются и сохраняются, а связаны с определенными экономическими и общественно-историческими условиями.

Государство в понимании латинских отцов Церкви не мыслится вне связи с правовыми началами. Восточные отцы Церкви обосновывают существование и задачи государства на естественном праве, иходя из того, что необходимость существования государства вытекает из требований естественного порядка. Официальной Церковью стало то течение апостольской истины, которое привлекло на свою сторону власть и государство.

Идеи отцов Церкви о недопустимости подчинения Церкви государству и, наоборот, подчинении государства Церкви стали каноническими для христианства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Исаев, Андрей Владиславович, 2004 год

1. Августин Блаженный. О граде Божием / Августин Блаженный ; пер. с лат. // Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского / Августин Блаженный. Киев : Б.и., 1987. - 674 с.

2. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий (Блаженный). М.1. Республика, 1992. 462 с.

3. Аллегро Дж. Сокровища Медного свитка / Дж. Аллегро ; пер. с англ. -М. : Б.и., 1967.-200 с.

4. Амусин И. Рукописи Мертвого моря / И. Амусин. М. : Б.и., 1960. -272 с.

5. Амусин И. Находки у Мертвого моря / И. Амусин. М. : Б.и., 1964. -102 с.

6. Амусин И. Из кумранской антологии эсхатологических текстов / И. Амусин // Краткие сообщения института народов Азии. 1956. - № 86. - С. 56-66.кУ7 мир. Размышления на пороге III тысячелетия / Диакон Андрей

7. Кураев. М. : Изд. Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. - 448 с. - ISBN 5-7789-0108-9.

8. Апологеты. Защитники христианства : лекции проф. Казанской Духовной Академии И. П. Реверсова с оригинальными текстами апологетов древней Церкви / И. П. Реверсов. СПб. : Сатисъ, 2002.189 с. ISBN 5-7373-0176-1.

9. Афонасин E. В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства /

10. Е. В. Афонасин. СПб. : Издательство Олега Абышко, 2002. - 368 с.- (Библиотека христианской мысли. Источники). ISBN 5-89740-0829.

11. Бадж Эрнст А. Уоллес. Египетская религия. Египетская магия / Эрнст Альфред Уоллес Бадж ; пер. с англ. 3-е изд. - М. : Алетейа, 2003. -336 с. : ил. - (Традиция, религия, культура). - Перевод изд.: Ernest А.

12. Wallis Bodge. The Egyptian Religion. The Egyptian Magic. ISBN 589321-107-3.

13. Баскин Ю. Я. Святоотеческая литература о власти и государстве // Правоведение. 1997. - № 1. - С. 52-69.

14. Бейджент М. Инквизиция / Майкл Бейджент ; Ричард Ли ; пер. с англ. А. Озерова. М. : Эксмо, 2003. - 352 е., ил. - (Тайны древнихI

15. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета / GBV -Издательство "Благая Весть". Dillenburg: GUTE BOTSCHAFT Verlag, 1998.- 1098, [4] с.

16. Блаженный Августин. Энхидридион, или о Вере, Надежде и Любви / Августин Блаженный. Киев: УЦИММ - пресс - ИСА, 1996. - 420 с.

17. Боголюбов Н., свящ. К вопросу о происхождении христианства / Н. Боголюбов, свящ. // Христианская мысль. 1916. - № 2-5.

18. Бод П.-М. Христианство / Пьер-Мари Бод ; пер. с франц. Н. Осиповой. М. : Олимп : Астрель : ACT, 2003. - 174, 2. с. : ил. -(Религия. Открытие). - ISBN 5-8195-0547-6 (Олимп). - 5-271-02964-6 (Астрель). - 5-17-009668-2 (ACT).

19. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. В 2 т. Т. II. История церкви в период до Константина Великого / Василий Васильевич Болотов. Репр. изд. - М. : Изд. отдел Спасо

20. Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994.- 474, XVII. с. (Церковно-историческая библиотека). - Репр. воспроизв. издания : СПб., 1907 из фондов Государственной Исторической библиотеки. - ISBN 5-7302-0787-5.

21. Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве / Поль Браун ; пер. с англ. ; под ред. С. В. Месяц. М. : РОССПЕН, 2004. - 207 с. - Перевод изд. : Peter Brown. The Cult of the

22. Saints. Its Rise and Function in Latin Christianity / Peter Brown.

23. Chicago : The University of Chicago Press, 1981. ISBN 5-8243-0563-3.

24. Бычков В. Две тысячи лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт. Т.1. Ранее христианство. Византия / Виктор Бычков. М. - СПб. : Университетская книга, 1999. - 575 с. — (Российские Пропилеи). - ISBN 5-7914-0045-4.

25. Вальтер В. Возникновение христианства и распространение его на ^ Востоке / В. Вальтер // История человечества. Т.4 / под ред. Г.

26. Гельмонта ; пер. с нем. СПб. : Б.и., 1903.

27. Ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха; Книга Юбилеев, или Малое Бытие; Заветы двенадцати патриархов; Псалмы Соломона / сост., вступ. статья и прим. П. Берснева. СПб. : Амфора, 2001. - 407 с. -(Александрийская библиотека). - ISBN 5-94278-160-5.

28. Владимиров А. Апостолы: гностико эллинские истоки христианства ^ / А. Владимиров. - М. : Беловодье, 2003. - 582 с. - ISBN 5-93454-0378.

29. Евсевий Памфил. Сочинения. В 2 т. Т. I. / Евсевий Кесарийский (Памфил) ; пер. с греч. Репринт, изд. 1858 года. - СПб. : Сатисъ, 2002. - 544 с. - ISBN 5-7373-0185-3.

30. Зенько М. Ю. Психология и религия / Ю. М. Зенько. СПб. : Алетея, 2002. - 384 с. - ISBN 5-89329-471-8.

31. Иисус Христос в документах истории / сост., статья и коммент. Б. Г. Деревенского. 4-е изд., исправ. и доп. - СПб. : Алетейя, 2001. - 574 с. - (Античное христианство. Источники). - ISBN 5-89329-222-7.

32. Ириней Лионский. Против ересей / Ириней Лионский. Оптина Пустынь : Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни, 1998. -49 с.

33. Игнатий Богоносец. Послания. / Игнатий Богоносец ; Оптина Пустынь : Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни, 1999. -48 с.

34. Исаев А. В. Новый Завет о законе и праве // Юридические науки. -2004. № 3 (7). - С. 8-14. - ISSN 1728-8886.

35. Исаев А. В. Отношение первых христиан к институтам государства и права в апокрифических "Деяниях апостолов" // Юридические науки. 2004. - № 1 (5). - С. 8-13. - ISSN 1728-8886.

36. Исаев А. В. Учение двенадцати апостолов о естественном праве и судопроизводстве // Аспирант и соискатель. 2004. - № 2 (21). - С. 79-81.-ISSN 1608-9014.

37. Как возникла библия. / пер. с нем. И. Реймера. 2-е изд. - Bielefeld : by CLV Christliche Literatur-Verbreitung, 1993. - 223 с. - ISBN 389397-225-0.

38. Керне Эрл Е. Дорогами христианства / Эрл Е. Керне. М. : Протестант, 1992. - 416 с. - ISBN 5-85770-021-3.

39. Ковалев С. И. Находки в иудейской пустыне. (Открытия в районе Мертвого моря и вопросы происхождения христианства) / Сергей Иванович Ковалев ; Михаил Моисеевич Кубланов. Изд. 2-е переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1964. - 111 с.: ил.

40. Коляда И. И., свящ. История Российской Церкви / Игнатий Иванович Коляда, свящ. Б.м., 1858 г. - Рукопись.

41. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. -25.12.

42. Кубланов М. М. Новый Завет. Поиски и находки / М. М. Кубланов. -М.: Б.и., 1968.

43. Кубланов М. М. Возникновение христианства / М. М. Кубланов. М. : Б.и., 1974.

44. Кюнг Г. Великие христианские мыслители / Ганс Кюнг ; пер. с нем. О. Ю. Бойцовой. СПб.: Алетейя, 2000. - 442 с.

45. Лебедев А. П. Братья Господни: Исследования по истории древней Церкви / А. П. Лебедев. СПб. : Издательство Олега Абышко, 2004.- 352 с. (Библиотека христианской мысли. Исследования). - ISBN 5-7435-0215-3.

46. Лебедев А. П. Споры об Апостольском символе. История догматов: Исследования по истории древней Церкви / А. П. Лебедев. СПб. : Издательство Олега Абышко, 2004. - 352 с. - (Библиотека христианской мысли. Исследования). - ISBN 5-7435-0216-1.

47. Лейн Т. Христианские мыслители / Т. Лейн ; перс., англ. СПб. : Мирт, 1997. - 352 с. - ISBN 5-88869-016-3.

48. Мень А. Магизм и единобожие / Александр Мень. М.: Эксмо, 2004.- 704 с. (Антология мысли). - ISBN 5-699-06907-0.

49. Миллер Андре. История христианской Церкви. В 2 т. Т. 1. / Андре Миллер. Б.м. : GBV, 1992. - 705 с.

50. Новозаветные апокрифы / сост., коммент. С. Ершова ; предисл. В. Рохмистрова. СПб. : Амфора, 2001. - 423 с. - (Александрийская библиотека). - ISBN 5-94278-061-7.

51. Нонн из Хмима. Деяния Иисуса / отв. ред. Д. А. Поспелов. М. : Индрик, 2002. - 416 с. - (Scrinium Philocalicum. T.l). - ISBN 8-85759203-8.

52. Ориген. Против Цельса / Ориген. Оптина Пустынь : Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни, 1998. 68 с.

53. Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков / отв. ред. М. И. Грабарь-Пассек и М. JI. Гаспаров. М. : б.и., 1970. -127 с.

54. Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3(1) / Платон ; ред. В. Ф. Асмус ; предисл. А. Ф. Лосева ; АН СССР. Ин-т философии. М. : Мысль, 1971. - 678 с.: схем. - (Философское наследие).

55. Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3(2) / Платон ; ред. и авт. предисл. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи ; АН'СССР. Ин-т философии. М. : Мысль, 1972. - 678 с. : схем. - (Философское наследие).

56. Плотин. Избранные трактаты / Плотин. М. : Харвест : Аст, 2000. -320 с. - ISBN 985-433943-2.

57. Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения Церквей 1054 г.). Брюссель : Б. и., 1964.

58. Православное Единоверие в России / сост. П. Чубаров, В. Н. Павлов. СПб. : Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 195 с. ; 11 ил. - ISBN 5-8064-0780-2.

59. Премудрость Иисуса Христа: Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками / пер., вступ. ст., коммент. А. И. Еланской.

60. СПб. : Алетейя, 2004. 416 с. - (Библиотека Христианства Востока). -ISBN 5-89329-645-1.

61. Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи I-III вв / А. Б. Ранович. М.-Л. : Изд. АН СССР, 1949. - 264с.

62. Ранович А. Б. О раннем христианстве / А. Б. Ранович ; ред. Я. А. Ленцмана. М. : Изд. АН СССР, 1959. - 684 с.

63. Ренан Э. Апостолы / Эрнест Ренан ; пер. с франц. М. А. Шишмаревой ; издат. Н. Глаголева. Репр. воспроизведение. - М. : ТЕРРА, 1991. -240 с.

64. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Эрнест Ренан. -Репринт, изд. М.: ТЕРРА, 1991.-232 с.

65. Робертсон А. Происхождение христианства / А. Робертсон ; пер. с англ. М.: Б.и., 1959.

66. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / Ирина

67. Свенцицкая. М. : Вече, 2003. - 384 с. - (Тайны веков). - ISBN 57838-1307-9.

68. Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан / И. С. Свенцицкая. М. : Политиздат, 1980. - 438 с.

69. Св. Иоанн Златоуст. Против иудеев / Святитель Иоанн Златоуст. — М. : Лодья, 2000. 126 с. - Печатается по изд. : Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. - С.-Петербург, 1898.

70. Св. Поликарп Смирнский. Послания / Святой Поликарп Смирнский -М.: Лодья, 2000.-38 с.

71. Свт. Григорий Богослов. Творения. Т.1. / Свт. Григорий Богослов. -Репринт, изд. Б.м. : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 658 с.

72. Свт. Киприан Карфагенский. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству // Свт. Киприан Карфагенский. Письма / Святой

73. Киприан Карфагенский. М. : Издание Спасо - Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - С. 51.

74. Свт. Феофан Затворник. Толкование на книгу св. Ермы "Пастырь" / ценз. Николай Боголюбский ; Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни. Оптина Пустынь : Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни, 1999. - 32 с.

75. Сергий Мансуров, свящ. Очерки из истории Церкви / Священник Сергий Мансуров. Клин : Фонд "Христианская жизнь", 2002. - 328 с.

76. Сомов К. Ессеи и христиане / К. Сомов // Братский вестник. 1964. -№ 3.- С. 53-61.

77. Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502 / пер. с нем. и коптского, доп. примеч. и главы А. С. Четверухина. СПб. : Алетейя, 2004. - 448 с. - (Востоковедение: Учебные пособия и материалы). - ISBN 5-89329-678-8.

78. Стучевский И. А. Восточные корни мифа о Христе / Иосиф Александрович Стучевский ; Институт востоковедения Академии наук СССР. М.: Изд. восточной литературы, 1958. - 62 с.

79. Тертуллиан. Апология / Тертуллиан. М.: ACT ; СПб.: Северо-Запад Пресс, 2004. - 423, 9. с. - (Philosophy). - ISBN 5-17-021506-1 (ACT). - ISBN 5-93699-187-2 (Северо-Запад Пресс).

80. Толмачева Е. Г. Копты: Египет без фараонов / Е. Г. Толмачева. М. : Алетейя, 2003. - 248 е., ил. - (Vita memoriae). - ISBN 5-89321-100-6.

81. Тюленев В. М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох / В. М. Тюленев. Науч. изд. - СПб. : Алетейя, 2000. - 320 с. -(Античное христианство. Исследования). - ISBN 5-89329-291-Х.

82. Уотс Алан. Миф и ритуал в христианстве / Алан Уотс ; пер. с англ. К. Семенова. Научно-популярное издание. - Киев : София ; М. : ИД

83. София, 2003. 240 с. - Перевод изд. : Myth and Ritual in Christianity /

84. T Alan W. Watts. Boston : Beacon Press. - ISBN 5-9550-0012-7.

85. Фаррар Ф. Жизнь и труды св. ап. Павла / Ф. Фаррар ; пер. с англ.

86. Репринт изд. 1905 года. СПб.: Сатисъ, 2001. - 1056 с.

87. Фаррар Ф. Первые дни христианства / Ф. Фаррар ; пер. с англ. -Репринт, изд. 1888 года. СПб.: Сатисъ, 2001 - 993 с.

88. Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики / проф. Н. Н. Фиолетов ; предисл. проф., докт. наук протоиерея Г. Каледы. — Изд. 2-е. Клин : Фонд "Христианская жизнь", 2000. - 239 с.

89. Флоровский Г. Н. Восточные отцы I-V-ro века / Георгий Флоровский,

90. Прот. 2-е изд. - М.: Паломник, 1992. - 240 с. - Репринт, изд. 1931 г. ; г.Париж ; текст старосл. - ISBN 5-87468-004-7.

91. Храм земной и небесный / сост. и авт. предисл. Ш. М. Шукуров. М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 586 с. - ISBN 5-89826-150-8.

92. Хусто JI. Гонсалес. История христианства. В 2 т. Т. 1. От основания Церкви до эпохи Реформации / Хусто JI. Гонсалес ; перевод Б. А.

93. Скороходова Изд. 2-е. - СПб. : Библия для всех, 2003. - 400 с.

94. Перевод изд. : The Story of Christianity. Volum I : The Early Church to the Dawn of the Reformation / Justo L. Gonzalez. U.S.A. : Harper San Francisco, 1984. - ISBN 5-7454-0770-0.

95. Штейнер 3. Мистерии древности и христианство / 3. Штейнер ; пер. с нем. М.: Б.и., 1912.-397 с.ч.

96. Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря / Свящ. Дмитрий Юревич. СПб. : Аксюн эстин, 2004. - 254 с. : ил. -ISBN 5-902679-01-Х.

97. Ямвлих. О египетских мистериях / Ямвлих ; перев. с древнегреч., коммент. и предисл. И. Ю. Меньшиковой. М. : Алетейя, 2004. - 208 с.-ISBN 5-89321-114-6.

98. Янг Джон. Христианство / Джон Янг; пер. с англ. К. Савельева. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 384 с. : ил. - (Грандиозный мир). - Перевод изд. : Christianity / John Young. - S. 1.: Teach Yourself Books. - ISBN 5-8183-0141-9.

99. Alkinoos. Enseignement des doctrines de Platon / Introduction, texte etabli et commente par. J. Whittaker et traduit par. P. Louis. Paris : CUF, 1990. - Translated into English by J. Dillon. - Oxford : Clarendon, 1993. -420 p.

100. Berchman R. From Philo to Origen: Middle Platonism in Transition / R. Berchman. Chico : California, Scholars Press, 1984. - 634 p.

101. Chadwick H. Early Christian Thought and the Classical Tradition (Justin, Clement, Origen) / H. Chadwick. Oxford : Claredon Press, 1966. - 272 p.

102. Dillon J. The Great Tradition. Further Studies in the Development of Platonism and Early Christianity / J. Dillon. Aldershot : Ashgate, Variorum, 1997.-384 p.

103. Gernet L. Le genie grec dans la religion / L. Gernet. Paris : Albin Michel, 1932.-286 p.

104. Grant R. M. Early Christianity and Society / R. M. Grant. New York : Harper and Row, 1977. - 426 p.

105. Hennecke E. New Testament Apocrypha. Vols. 1-2 / E. Hennecke ; W. Scheemelcher ; translated into English by R. McL. Wilson. London : SCM, 1963-1965. -427 p.

106. Ktnneth G. Holum. Ideology of Imperial Victory. Greek, Roman and Byzantine Studies / Ktnneth G. Holum, Pulcheria's Crusade A. D. S. 1. : s. п., 1977.-422 p.

107. Marek E. Les monuments chretienes d'Hippone / E. Marek. Paris : Arts et Metiers graphiques, 1958. - 124 p.

108. Nock A. D. Tertullian and the Ahori, Vigiliae Christianae / A. D. Nock // Essays in Religion and the Ancient World / ed. Z. Stewart. Oxford: Claredon Press, 1972. - P. 294-375.

109. The Apocryphal New Testament. A Collection of Apocryphal Christian Literature in an English Translation / ed. by J. K. Elliott. Oxford : Clarendon, 1993. - 623 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.