Творчество В.И. Дёгтева: проблема героя, авторская философия, жанровое своеобразие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Чаплыгина, Елена Олеговна

  • Чаплыгина, Елена Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 186
Чаплыгина, Елена Олеговна. Творчество В.И. Дёгтева: проблема героя, авторская философия, жанровое своеобразие: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Владивосток. 2014. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чаплыгина, Елена Олеговна

Оглавление

Введение

Глава 1. Ранний период творчества В. Дёгтева. Тематика и проблематика, выбор героя, формирование мировоззренческих ориентиров; традиции

Глава 2. Второй период творчества В. Дегтева (1990—1996 гг.). Эволюция проблемно-тематической, типолого-характерологической, мотивно-образной структуры

§1. Проза В. Дёгтева в аспекте художественно-философской традиции русской литературы: рассказ «Жалейка»

§2. Тема творчества и образ героя-художника в произведениях В. Дёгтева (на примере рассказа «Реквием»)

§ 3. Проблема «человек и война»: особенности воплощения авторской позиции в рассказе «Псы войны»

§ 4. Рассказ «Кинжал» как становление образно-тематических, мотивных и жанровых доминант творчества

Глава 3. Третий период творчества В. Дегтева (1996—2005 гг.). Проблема героя, авторское мировоззрение, жанрово-стилевое своеобразие

§ 1. Онтологические и аксиологические аспекты авторской позиции в рассказе «Крылышкуя золотописьмом»

§ 2. «Мифологизм» авторского мышления (на примере рассказа «Карамболь»)

§ 3. Эстетико-идеологические поиски в осмыслении темы войны

§ 4. Рассказ «Пар над кровью» как художественно-философский итог творчества

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество В.И. Дёгтева: проблема героя, авторская философия, жанровое своеобразие»

Введение

Особенности формирования нового (новейшего) этапа развития русской литературы XX в. в критике и литературоведении связываются с рубежом 1980—90-х гг. По мнению Ю. Борева, именно на последние десятилетия XX века пришлось начало нового — «плюралистического» — этапа развития отечественного искусства1. Литературный процесс этих лет ознаменован появлением множества новых писательских имен, представляющих собой парадигму не столько творческих (художнических) поколений, сколько отдельных и ярких творческих индивидуальностей.

Писатель-прозаик Вячеслав Иванович Дёгтев оказался одним из тех авторов, начало творческого пути которого пришлось именно на эти сложные, судьбоносные для страны годы. Обращение Дёгтева к писательской деятельности совпадает с наступлением эпохи т.н. «перестройки» — радикальных изменений в социально-политическом укладе современного общества2. В известном смысле творчество Вячеслава Дёгтева является «портретом» эпохи, отражением коллективного (поколенческого) сознания — сознания общества и отдельной личности. Обращение к биографическим вехам жизни и творчества В. Дёгтева в этой связи оказывается научной задачей, требующей своего рассмотрения3.

Вячеслав Иванович Дёгтев родился 10 августа 1959 г. в семье сельского кузнеца. В автобиографии писатель точно указывает место рождения: «Хутор Карасилов ("Новая жизнь") Репьевского района, Воронежской области. По паспорту — село Истобное того же района»4 — и подчеркивает связь с «малой» родиной: «Детство прошло на хуторе Карасилов, откуда родители уехали в 1971 году в совхоз "Гремячевский" Хохольского района, в село Юневку, где прошла юность». Придонье — места детства и юности — не раз отзовутся в его произведениях.

Сразу после окончания школы (1976) Дёгтев уезжает в Туркмению, где работает строителем-газовиком. Итогом полученного жизненного «опыта», отзвуком рабочих

1 Теория литературы: в 4 т. Основные проблемы в историческом освещении / Отв. ред. Ю. Б. Борев. М.: ИМЛИ РАМ, «Наследие», 2001. Т. 4. С. 10.

* «Для Вячеслава Дёгтева и его друзей по поколению <...> точкой творческого отсчета стала <..,> эпоха хаоса, перестроечная неразбериха» (Бондаренко В. Яркий мир вымысла. Заметки о прозе Вячеслава Дёгтева // День литературы. 2003. № 5. С. 18).

3 В 2002 г. Отдел Новейшей литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН вел подготовку и сбор материалов для биобиблиографического словаря «Русские писатели. XX век» (М., 2003; 2005). Наряду с другими российскими писателями редакция обратилась к В. Дёгтеву с просьбой подготовить «творческую автобиографию (3—1 страницы), которая могла бы стать основой словарной статьи». Копия анкеты и ответов В. Дёгтева была любезно предоставлена автору диссертационной работы одним из членов редколлегии словаря «Русские писатели», ведущим научным сотрудником ИРЛИ РАН д. ф. н. А. М. Любомудровым. Далее: Личный архив А. М. Любомудрова.

4 Личный архив А. М. Любомудрова.

впечатлений стал его первый рассказ, напечатанный воронежской газете «Молодой коммунар» — «Золотая цепь Чингисхана» (1977)

В 1979 г. Дёгтев закончил Вяземский учебно-авиационный центр ДОСААФ, получил распределение на Курилы. Однако военным не стал: «...выбрал литературу»".

В начале 1980-х работает военруком в школе, помощником машиниста в котельной. С 1987 по 1998 гг. — постоянный сотрудник литературно-художественного журнала «Подъем».

В 1986 г. выходит автобиографический рассказ Дёгтева «Потому и плачу...»3. В 1987-м в сборнике «Молодая проза Черноземья» — повесть «Стар и млад»4, а уже в 1990 г. в издательстве «Молодая гвардия» — первый авторский сборник рассказов «Тесные врата» и повесть «Будьте счастливы!»5. Тема рассказов и повестей Дёгтева конца 1980-х — деревенский (хуторской) и городской быт, события детства и юности героя, близкого по мировоззрению и жизненным представлениям автору.

В 1991 г. Дёгтев заканчивает Литературный институт (семинар Н. Евдокимова). В том же году по рекомендации Е. Новичихина принят в Союз писателей. В 1990-е годы становится главным редактором (1995—97) литературно-художественного журнала «Подъем», активно печатается в газетах «Советская Россия», «Литературная Россия»6, журналах «Юность», «Наш современник», «Москва», «Слово», «Сельская жизнь», «Смена», региональных, областных газетах и художественно-публицистических изданиях — «Берег» (Воронеж), «Коммуна» (Воронеж), «Волга-Урал» (Уфа) и многих других. В эти годы он пишет о кавказских войнах, социальных конфликтах, исторических событиях прошлого и настоящего .

С 1997-го — член Редсовета «Литературной России», учредитель Центра Национальной Славы России при Фонде Андрея Первозванного. В конце 1990-х — нач. 2000-х в его творчестве вновь заметно обращение к биографическим, личным темам.

Дёгтев написал пять повестей: «Стар и млад» (1982, опубл. 1987), «Будьте счастливы» (1990), «Нечаянные радости» (1993), «Богема» (2002) и «Белая невеста» (2003), но основная часть произведений писателя (более ста) — рассказы. Большинство из них объединено в 20

1 Небольшое предисловие к рассказу написал воронежский писатель И. Сидельников: «Участником последнего областного семинара молодых писателей был десятиклассник из поселка Юневка Хохольского района. И руководители семинара, и участники отметили тогда способность Славы живописать словами...» (Дёгтев В. Золотая цепь Чингисхана / Предисловие И. Сидельникова // Молодой коммунар. 1977. № 147).

2 Огрызко В. Изборник: Материалы к словарю русских писателей конца XX — начала XXI века. М. : Литературная Россия, 2003. С. 82.

3 Дёгтев В. Потому и плачу // Подъём. 1986. № 8.

4 Дёгтев В. Стар и млад // Молодая проза Черноземья. Воронеж: Центрально-Черноземное издательство, 1987. С. 137—252.

5 Дёгтев В. Тесные врата. М.: Молодая гвардия, 1990.

6 «С 1992 в "Советской России" было опубликовано более 70-ти, а в "Литературной России" — около 50 рассказов Дёгтева» (Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги : Биобибл. словарь. Т. 1 / под ред. Н. Н. Скатова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. С. 615).

7 С. Чупршшн в кн. «Новая Россия: мир литературы» (Энциклопедический словарь-справочник: В 2 т. М., 2003) допускает ошибку, говоря, что Дёгтев — участник войны в Афганистане (Т. 1. С. 411). Прозаик не был участником афганской и чеченских войн, однако много писал о них.

авторских сборников: уже названный «Тесные врата» (Воронеж, 1990), «Викинг» (Воронеж, 1993); «Крест» (Роман-газета, 1994); «Копье летящее» (Воронеж, 1996); «Псы войны» (Воронеж, 1996); «Десять заповедей» (Воронеж, 1998); «Падающие звезды» (Воронеж, 1999); «Еще не вечер!..» (Воронеж, 1999), «Ответ» (М., 2000); «Оберег» — в соавторстве с А. Гончаровым (Роман-газета, 2000); «Гладиатор» (Воронеж, 2001); «Волчьи песни» (М., 2002); «Русская душа» (М., 2003); «Крест» (М., 2003); «Азбука выживания» (Роман-газета, 2003); «Карамболь» (М., 2004); «Русская душа» (Воронеж, 2005); «Выбор» (М., 2005); «Золотые купола» (М., 2005); «До седла!» (Воронеж, 2005)1.

Творчество Дёгтева в разные годы было отмечено премиями: в 1990 г. премией им. В. Кубанева (Воронежской комсомольской организации) за повесть «Будьте счастливы!», в 1999 — Международной Платоновской «Умное сердце» — за сборник «Десять заповедей»; премией им. Александра Невского «России верные сыны» (2000) — за сборники 1990-х: «Десять заповедей», «Падающие звезды», «Еще не вечер!», «Оберег»; премией журнала «Наш современник» (2004) — за повесть «Белая невеста». Дёгтев — победитель литературных конкурсов «Литературной России» в 1995 и 2000 гг. (рассказы «Кинжал» и «Железные зубы»); книга рассказов «Крест» номинировалась на премию «Национальный бестселлер» (short-list, 2002).

Вячеслав Дёгтев скончался в результате инсульта 16 апреля 2005 г. в Воронеже в возрасте 45 лет. В предисловии к подборке рассказов писателя в журнале «Слово» Ю. Бондарев говорит: «Бесконечно жаль, что этот очень талантливый человек, надежда современной литературы, так рано ушел из жизни, не завершив свой славный путь романами, которые мечтал написать»2.

Архив писателя в настоящее время находится в Воронеже. Права распоряжения архивом принадлежат сыну В. И. Дёгтева — Андрею Вячеславовичу Дёгтеву.

Высокую оценку творческой деятельности В. Дёгтева дает В. Бондаренко: «Вячеслав Дёгтев — пожалуй, самый яркий представитель следующего за "сорокалетними" поколения писателей»3.

Среди критиков одной из первых попытку определить место и роль творчества Дёгтева в литературе первой половины 1990-х гг. делает К. Кокшенева4. Критик называет имя Дёгтева среди писателей «новой русской прозы», среди тех, кто представляет в литературе «национальное мироощущение: С. Алексеева, О. Павлова, Ю. Козлова, А. Варламова, П. Паламарчука, А. Сегеня. <...> Все они — разные. Но объединяет их сопротивление литературе

1 Одни и те же рассказы Дегтсва в разные годы появлялись в различных изданиях (сборниках). В библиографической справке, данной Дегтевым в книге «До седла!», каждому рассказу соответствует целый список более ранних публикаций.

2 Бондарев Ю. Оставил свое слово // Слово. 2005. № 3. С. 19.

3 Бондаренко В. Яркий мир вымысла. Заметки о прозе Вячеслава Дегтева // День литературы. 2003. № 5. С. 4.

4 Кокшенева К. Тоска по идеализму //Литературная Россия. 1995. № 12. С. 13.

разложения, которая куда как "посильнее" традиционного русского обличения. Все они —

русские писатели и не могут не ставить вопросов об идеале и вере, вопросов о хорошем человеке

1

и сопротивлении человека злобе века сего» . «Русскость» Дегтева — «горькая, выстраданная»".

Исчерпанность советской идеологии3, своеобразие политического этапа развития страны действительно заставляют Дёгтева обратиться в 1990-х гг. к «русской» («славянской») идее. Так, Р. Ляшева о сборнике рассказов Дёгтева «Гладиатор» (2001) пишет: «...новая книга Вячеслава Дёгтева, точнее, два рассказа из неё, заставляют раздвинуть горизонты русской культуры и

4 ,->

поискать корни народной ментальности в древности, предшествовавшей христианству» . В рассказах из этого сборника («Гладиатор» и «Крылышкуя золотописьмом») Р. Ляшева видит отражение «русской» идеи: «Вячеслав Дёгтев ощущает в русской культуре все корни — языческие и православные. Он, конечно, прав. Ведь наша культура по генам православно-языческая...»5.

Важной художественно-философской проблемой при осмыслении творчества В. Дёгтева становится тип героя, избранный писателем. В. Яранцев считает, что главный герой ранних рассказов и повестей Дёгтева «идеальный» и «романтический», всегда — будь то ребенок, мужчина, старик, художник, летчик-курсант (воин), писатель — биографически и сущностно близок автору. Так, «юный Колюшок из рассказа "Тепло давних лет" настолько окрылен и вдохновлен русской природой, что вот-вот оторвется от земли и полетит в "белесое пространство" небосвода. Ибо мир для него — единый оркестр, играющий вечную музыку добра, счастья, гармонии...»6.

В начале 1990-х, по мнению критики, для В. Дёгтева актуальным становится тип активной «сильной личности» — капитан милиции в рассказе «Засада» (1993), солдат-доброволец в «Георгии-Победоносце» (1994), защитник Белого дома в рассказе «Свобода» (1994), летчик в «Кинжале» (1995), молодые солдаты и лейтенант Рекс в «Псах войны» (1996). В это время критика отмечает интерес В. Дёгтева к острому сюжету, ярко выраженному (политическому, социальному, личностному) конфликту. Проза В. Дёгтева середины 1990-х, по мнению К. Кокшеневой, «"громкая", страстно-стихийная, в ней все держится на контрастах

1 Кокшенева К. Суд совести и жизни // Революция низких смыслов. М.: Лето, 2001. С. 143.

* Кокшенева К. Третья Россия. О поколении «новых» и прозе Юрия Козлова // Революция низких смыслов. С. 109.

3 Стремлением отказаться от тоталитарной культуры вызвано появление сатирических рассказов Дёгтева «Наш сад» (1995), «Козлы» (2001), в которых предстает гротескное изображение окружающего мира, нравов изживших себя творческих (писательских) союзов. Появление таких рассказов дает основание Р. Ляшевой говорить о «стилевой тенденции пародийной прозы» в произведениях Дёгтева (Ляшева Р. Большое видится на расстоянии... // Новый взгляд. 2013. 8 апр.).

4 Ляшева Р. Отечество нам русская культура // Литературная Россия. 2002. № 15. С. 15.

5 Там же. Перу Р. Ляшевой принадлежат и рецензии на повести Дёгтева «Богема» (Ляшева Р. Третья мысль // Литературная Россия. 2001. № 22), «Белая невеста» (Ляшева Р. Звучит фламенко в приморском ресторане // Литературная Россия. 2004. № 4).

6 Яранцев В. Воздаяние за грехи. Литературная премия как проблема // Сибирские огни. 2004. № 2. С. 207.

ситуаций и борении чувств. Прозаик любит силу жизни в человеке. Оттого в его герое так много одинокого, но всегда победительного и устойчивого к "ветрам перемен"»1.

Между тем (с определенными оговорками) о «победительном» герое Дёгтева критика говорит и иначе — как о повороте писателя в середине 1990-х к «массовой» литературе со свойственным ей набором устойчивых характеристик и литературных штампов. Так, друг Дёгтева публицист С. Иванов пишет: «Постепенно героями рассказов Дёгтева становились крутые мужики, победители и герои. Не знаю, на самом ли деле он ожесточился сердцем и стыдился своего наивного прошлого или сознательно работал на своего читателя, жаждущего захватывающих сюжетов, жаждущего в годы безвременья Героя и Кумира?»". Подводя итог творческой деятельности Дёгтева, С. Иванов говорит: «На мой взгляд, и в жизни, и в творчестве Дёгтев прошёл эту эволюцию: от наивного мальчика с широко открытыми глазами до матёрого, гордого коршуна с задёрнутыми веками, отвернувшегося от неприглядной изнанки реальной жизни»3.

Публицист С. Родина выделяет иной тип героя, к которому приходит Дёгтев к концу 1990-х гг.: «Степняцкая песнь (рассказ "Крылышкуя золотописьмом"), наполнена лирикой, передающей душевные переживания героя, мысли, тончайшие эмоции, воссоздающая "ландшафт" его души»4. Однако эволюционирование как усложнение типа героя (авторского персонажа) почти не замечено критиками. Между тем в творчестве Дёгтева конца 1990-х («Медовый спас», 1998; «Крылышкуя золотописьмом», 1999; «Еще не вечер», 1999; «Азбука выживания», 2000; «Аутодафе», 2000; «Язык и Пушкин», 2002; «Карамболь», 2002, «Пар над кровыо», 2005) в качестве главного закрепляется персонаж, в котором соединяются (переплетаются) разные типологические черты. Т.е. проблема героя в творчестве В. Дёгтева, в ее критическом осмыслении, не имеет ясности и однозначности.

Столь же неоднозначен и вопрос сюжетно-композиционного строения рассказов В. Дёгтева. По мнению критики, если в ранних рассказах писателя сюжет прописывался просто и четко, то к концу 1990-х во многих (в том числе и названных выше) рассказах сюжетная (эпическая) составляющая ослабляется, повествование субъективируется и монологизируется, произведения приобретают черты «лирической прозы». Одной из первых тенденцию лиризации в творчестве Дёгтева обозначила Е. Боровская, анализируя рассказ «Дю-дю» (2002)3: «Есть в

1 Кокшенева К. Тоска по идеализму //Литературная Россия. 1995. № 12. С. 13.

2 Азбука жизни н смерти Вячеслава Дегтева // Подъем. 2012. № 11. С. 87.

3 Там же.

4 Родина С. Русского очерняют! // Литературная Россия. 2002. № 15. С. 12.

5 Боровская Е. Традиции И. А. Бунина в современной русской прозе: рассказ Вячеслава Дёгтева «Дю-дю» // Творчество И. А. Бунина и философско-художественные искания на рубеже XX - XXI веков. Материалы Международной научной конференции, посвященной 135-летию со дня рождения писателя. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. С. 164—169. (Копия текста данной статьи была предоставлена автору настоящего исследования лично Е. Р. Боровской).

произведении Вячеслава Дёгтева и черты, характерные именно для современной литературы: лирическая доминанта в прозе при описании воспоминаний детства, пейзажа и появлении темы времени»1. Боровская говорит и о знаковости появления фигуры художника в данном рассказе Дёгтева2. Однако серьезному анализу лирическая составляющая в рассказах (и повестях) Дёгтева не подвергалась.

Доминантным жанром в продолжение всего творчества Дёгтева критика называет рассказ. Причем в центре внимания рецензентов, как правило, рассказы В. Дёгтева о современной войне3. Показательно, что и литературоведами имя Дёгтева упоминается в числе современных «военных» прозаиков4. В уже цитировавшемся предисловии к посмертно изданным рассказам Дёгтева 10. Бондарев говорит прежде всего о «военных» произведениях писателя: «Солдат из замечательных рассказов Вячеслава Дёгтева я бы назвал бескорыстными героями этой [чеченской] странной и обезумелой войны. <...> После блестящей книги Проханова "Чеченский блюз" Дёгтев открыл свою правду о той бесславной для России кавказской войне...»5. В статье «Рассказчик от Бога. Вячеслав Дёгтев» (Роман-газета. 2010. № 6) и В. Бондаренко приводит слова Бондарева о Дёгтеве: «Он рассказчик от Бога, взявший на себя смелость и ответственность "безоглядно резко" писать об окружающих нас трагических событиях»6.

Отмеченные вниманием критики «военные» рассказы Дёгтева между тем анализируются в основном в проблемно-тематическом аспекте. В. Яранцев лишь отчасти касается «в общем нехитрых художественных приемов писателя», «их ненарочитости, открытости и распахнутости», замечая при этом, что «стоит лишь окунуться в атмосферу этих простых с виду рассказов: лаконизм "Выбора", полный ненависти и любви, щедрость на исторический и "собачий" колорит "Гладиатора", полный гордости за "своих", психологизм "Карамболя", дающий анатомию героя, почти романтического по концентрации духа, как простота оборачивается обязательным условием цельности и глубины содержания»7. Но и Яранцев все же

1 Там же.

" «[Бунинский] текст с герое.м-художннком, чья фигура становится знаковой, получает множество отголосков в современной прозе. Новелла "Безумный художник" [Бунина] несколько раз отразилась разными гранями в современной прозе: это и повесть Алексея Николаевича Варламова "Рождение", и рассказы Вячеслава Ивановича Дёгтева "Дю-дю" и "Благодать"» (Там же).

3 Минкин А. В окопах Грозного (Московский комсомолец. 1995. № 98), Горбачев Н. Летописец жестокой эпохи (Правда. 1998. № 40), Хроленко А. Мир будет спасен... красотой русского оружия (Красная звезда. 2001. № 22), Струкова М. Певец русской удали. О В. Дёгтеве (littp://www.proza.ru/2011/04/09/191), Ореханова Г. Память (Литературная газета. 2010. № 123).

4 См., напр.: Ключинская О. Военная проза О. Ермакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2010. 27 е.; Окунькова Е. Стиль современной русской прозы о войне: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2010. 22 с.

5 Бондарев Ю. Оставил свое слово // Слово. 2005. № 3. С. 19.

6 Бондаренко В. Рассказчик от Бога. Вячеслав Дёгтев // Роман-газета. 2010. № 6. С. 39. Эта статья В. Бондаренко (написанная уже после смерти Дёгтева) во многом повторяет предыдущую («Яркий мир вымысла»), в которой нет ссылки на приводимую оценку прозы Дёгтева Ю. Бондаревым. Интересно, что похожее высказывание критик В. Иванов (не без иронии) приписывает П. Проскурину: «Сам Пётр Проскурин провозгласил нашего автора одним из лучших современных рассказчиков» (Иванов В. Силен медведь, но слаб пред рогатиной // Литературная Россия. 2002. № 15. С. 15).

7 Яранцев В. Воздаяние за грехи. Литературная премия как проблема // Сибирские огни. 2004. № 2. С. 208.

говорит, скорее, об идейной составляющей рассказов Дёгтева, чем об их художественно-стилевом своеобразии.

На некоторые художественные особенности рассказов Дёгтева указывает В. Бондаренко: «Вячеслав Дёгтев возвращает нас в мир художественного вымысла, мир, честно говоря, подзабытый в конце XX века. <...>. Вымысел всегда героичен. Вымысел — это миф о мире. И в центре этих новых мифов о мире всегда яркие личности. Вячеслав Дёгтев возвращает нас к сюжетной литературе, к острой и занимательной фабуле. Он не боится элементов мелодрамы, не боится налета сентиментальности в своих рассказах, ибо таков человек, а его писательская задача — показать человеку во всех контрастных характеристиках, каким он может быть в душе своей»1. Однако суждения В. Бондаренко носят скорее эмоциональный, чем исследовательский характер.

Особенность критической оценки творчества В. Дёгтева составляет и то, что отзывы и рецензии на творчество писателя нередко демонстрируют различные (и с разной степенью доказательности) — противоречивые, порой взаимоисключающие — мнения о художественной стороне одних и тех же произведений писателя. Так, например, если Ю. Бондарев высоко оценивает воплощение темы войны в произведениях Дёгтева, то В. Иванов наоборот — весьма критичен в отношении рассказов «Ответ», «Псы войны», «Крестный отец». В. Иванов, размышляя над прозой Дёгтева, пишет: «Недавно <...> я задался вопросом: а есть ли у нас <...> авторы, способные возбудить гордость за отчизну? Закрываю последнюю книгу Вячеслава

Дёгтева... Нет. Пока — нет»". С точки зрения В. Иванова, Дёгтеву не хватает мастерства: «...чтобы заработала идея, её нужно тщательнейшим образом обработать»3.

В. Винников отмечает «неровность» творческого пути писателя: «Рассказчик он был замечательный, это признавали все. Пожалуй, даже лучший среди своих современников. Что, конечно, не значит, будто всё им созданное было в равной степени и безупречно хорошо. Напротив, писал он катастрофически неровно, и настоящие шедевры литературы отныне (и навсегда) в его наследии будут соседствовать со столь же очевидными провалами»4.

Учитывая некоторую субъективность и нередко эмоциональную оценочность критических статей о творчестве В. Дёгтеве5, особенно значимой представляется попытка создания объективного суждения о творчестве писателя, предпринятая в начале 2000-х гг., когда обзорные статьи о биографии и творчестве Дёгтева были включены в литературные словари С.

1 Бондаренко В. Яркий мир вымысла. Заметки о прозе Вячеслава Дегтева // День литературы. 2003. № 5. С. 4.

' Иванов В. Силен медведь, но слаб пред рогатиной //Литературная Россия. 2002. № 15. С. 21.

3 Там же.

4 Винников В. Посылка из Воронежа // День литературы. 2005. № 5. С. 22.

5 См. уже названные работы А. Тимофеева, В. Бондаренко, В. Винникова, Р. Ляшевой и др.

И. Чуприиина и В. В. Огрызко1. В биобиблиографическом словаре под ред. Н. Н. Скатова о Дёгтеве написала Е. Р. Боровская, которая одной из первых на литературоведческом уровне обратилась к обзору тематики, проблематики и некоторых особенностей стиля писателя . Исследовательница показывает связь произведений современного писателя с традициями русской классической прозы. В выборе Дёгтевым главного героя, способов создания образа,

«соотнесенности его с эпохой», системе деталей, авторском (христианском) мироощущении, по

*

мнению исследовательницы, чувствуется «голос Ивана Алексеевича Бунина»: «И голос этот дан в новой аранжировке — многоголосии XXI века» . В другой статье — «Поле, вспаханное поперёк борозды: художественный синтез в литературном творчестве Вячеслава Дёгтева» — Боровская, намечая традиции Серебряного века в прозе писателя, говорит о стремлении автора к «эксперименту», который, на ее взгляд, выразился прежде всего в синтезе лирического и эпического начал, в особенностях его образной системы.

Примером научного подхода к творчеству В. Дёгтева стала и работа лингвиста А. Г. Ахметовой «Межтекстовые связи как своеобразие стиля (на материале прозы Вячеслава Дегтева)», где творчество писателя исследуется прежде всего как явление художественной речи, обладающее самобытностью. Ахметова пишет: «Межтекстовые словесные ряды включаются автором не только в авторское повествование, но также и в речь героев, что может свидетельствовать о глубине содержания его произведений»5. Лингвист А. В. Курганская в диссертационном исследовании «Межтекстовые связи в языковой композиции. На материале прозы Вячеслава Дёгтева» продолжает: «Индивидуальный стиль писателя сформировался во многом благодаря данному языковому и композиционному явлению»6. В обеих языковедческих работах творчество писателя рассматривается как материал для наблюдения за «лингво-стилистическим проявлением современного культурного феномена» — интертекстуальностыо: «Вследствие использования межтекстовых связей происходит расширение языкового и когнитивного пространства текста, связанного с выбором и употреблением языковых единиц, в связи с этим проза В. Дегтева содержит богатый материал для исследования межтекстовых связей и их классификации»7.

1 См.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы: Энциклопедический словарь-справочник: В 2 т. М., 2003. Т. 1. С. 411; Огрызко В. Изборник: Материалы к словарю русских писателей конца XX — начала XXI века. С. 82—84. Заметим, что в словаре Чупринина ошибочно указано, что Дёгтев — участник войны в Афганистане. Ошибка вполне объяснима: одной из главных тем творчества для Дёгтева стали современные локальные войны.

2 Боровская Е. Дёгтев Вячеслав Иванович // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: Биобибл. Словарь под ред. Н. Н. Скатова. М., 2005, Т. 1. С. 615.

3 Там же.

4 Боровская Е. Поле, вспаханное поперёк борозды: художественный синтез в литературном творчестве Вячеслава Дёгтева // Синтез в русской и мировой художественной культуре:материапы Всероссийской научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2005. С. 51—55.

5 Там же.

6 Курганская А. Межтекстовые связи в языковой композиции. Автореферат кандидатской диссертации. Чита, 2011.

7 Там же.

Попыткой емкого и объективного осмысления творческого наследия В. Дёгтева стал выпуск воронежскими издательствами «Алмаз» и Центрально-Черноземным в 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 гг. (уже после смерти писателя) пяти книг — сборников материалов о Дёгтеве1, куда вошли публиковавшиеся в разные годы интервью с писателем, отклики на его творчество, воспоминания о Дёгтеве, его рассказы. Книга из той же серии «Вячеслав Дёгтев: Верую и уповаю» (2009) представляет собой сборник материалов научно-практической конференции «Правда и вымысел в произведениях Вячеслава Дёгтева», проходившей в Воронежском университете 16 апреля 2009 г. (наряду с другими в данный сборник вошли статьи критиков В. Бондаренко, II. Черепенниковой, Е. Мосиной; материалы к школьным урокам по творчеству Дёгтева воронежских учителей А. Токаревой, Г. Щетининой, I I. Уриновой).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чаплыгина, Елена Олеговна, 2014 год

Список литературы

1. Дёгтев, В. И. Будьте счастливы : повесть / В. И. Дёгтев. - Воронеж : ЦентральноЧерноземное изд-во, 1990. -239 с.

2. Дёгтев, В. И. Викинг / В. И. Дёгтев. - Воронеж : Квадрат, 1993. — 345 с.

3. Дёгтев, В. И. Волчьи песни / В. И. Дёгтев. - М. : Лит. Россия ; Воронеж : Изд-во им. Е. Болховитинова, 2002. - 304 с.

4. Дёгтев, В. И. Гладиатор / В. И. Дёгтев. - Воронеж : Центрально-Черноземное изд-во, 2001.-320 с.

5. Дёгтев, В. И. Два рассказа // Юность. - 1995. - № 6. - С. 60-65.

6. Дёгтев, В. И. Десять заповедей / В. И. Дёгтев. - Воронеж : ЦентральноЧерноземное изд-во, 1998. - 304 с.

7. Дёгтев, В. И. До седла / В. И. Дёгтев. - Воронеж : Изд-во им. Е. Болховитинова, 2005.-352 с.

8. Дёгтев, В. И. Золотая цепь Чингисхана / предисл. И. Сидельникова // Молодой коммунар. - 1977. - № 147.

9. Дёгтев, В. И. Карамболь : Рассказы. Повесть / В. И. Дёгтев. - М. : Молодая гвардия, 2004.-258 с.

10. Дёгтев, В. И. Копьё летящее / В. И. Дёгтев. - Воронеж : Черноземье, 1996. — 249 с.

11. Дёгтев, В. И. Крест / В. И. Дёгтев. - М. : Андреевский флаг, 2003. - 442 с.

12. Дёгтев, В. И. Последний парад [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lib.ru/PROZA/DEGTEW_W/krest.txt.

13. Дёгтев, В. И. Стар и млад // Молодая проза Черноземья. — Воронеж : ЦентральноЧерноземное изд-во, 1987.-С. 137-252.

14. Дёгтев, В. И. Пар над кровыо // Наш современник. - 2005. -№ 5. - С. 139-149.

15. Дёгтев, В. И. Тесные врата / В. И. Дёгтев. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 92 с.

16. Дёгтев, В. И. Воронеж - не Мюнхен [интервью В. Винникову] // Завтра. - 2004. -

18 авг.

17. Дёгтев, В. И. Живая страсть [интервью] // Литературная Россия. - 1995. — 29 сент.

18. Дёгтев, В. И. Мертвая жизнь. Манифест молодого поколения // Литературная Россия. - 1995. - 24 нояб.

19. Дёгтев, В. И. Слава-воронежанин [интервью В. Турбину] // Советская Россия. -2003. - 17 апр.

20. Дёгтев, В. И. Толстой и Шолохов // Советская Россия. - 2001.-6 окт.

21. Гончаров, A. M. Оберег / А. М. Гончаров, В. И. Дёгтев. - М. : «Роман-газета XXI век», 2000. - 304 с.

22. Адамович, Г. В. Одиночество и свобода / Г. В. Адамович. - М. : Республика, 1996. -447 с.

23. Александр Иванович Покрышкин: человек-легенда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldwar2blog.ru/aleksandr-ivanovich-pokryshkin-chelovek-legenda-okonchanie.html.

24. Аникин, В. П. Русский фольклор : Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья / В. П. Аникин. - М. : Художественная литература, 1985. - 367 с.

25. Анненский, И. Ф. Смычок и струны // Серебряный век: Петербургская поэзия конца XIX - начала XX века. - Л. : Лениздат, 1991. - С. 92.

26. Анфимиади, Г. И. Русский бильярд : (К вершинам мастерства) / Г. И. Анфимиади, В. П. Железнев. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002. - 160 с.

27. Ахметова, Г. Д. Межтекстовые связи как своеобразие стиля (на материале прозы Вячеслава Дегтева) // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. - Воронеж : Науч. кн, 2008. - С. 218-227.

28. Бабель, И. Э. Конармия / И. Э. Бабель. - М. : Азбука, 2012. - 288 с.

29. Бабченко, А. Алхан-Юрт // Новый мир. - 2002. - № 2. - С. 12-50.

30. Балин, И. В. В мире бильярда : Полное руководство для желающих научиться играть на бильярде / И. В. Балин. - М. : ООО «Издательство ACT» ; ООО «Издательство Астрель», 2004.-221 с.

31. Бахтин, M. М. Проблемы поэтики Достоевского / M. М. Бахтин. - 3-е изд. - М., 1972.-511 с.

32. Бедретдинов, И. В небе Кавказа. Первая чеченская война [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/245622/read.

33. Белянский, II. Непредсказуемый и дерзкий Дёгтев // Литературная Россия. - 2000. - 17 нояб., № 46.

34. Берковский, Н. Я. Велимир Хлебников // О русской литературе. - Л. : Худ. лит., 1985.-С. 350-361.

35. Библейская энциклопедия Брокгауза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agape-biblia.ore/books/Book03/Text/Br_P.htm.

36. Битов, А. Вычитание зайца // Звезда. - 2000. - № 12. — С. 112-116.

37. Блинников, Л. В. Великие философы : словарь-справочник / Л. В. Блинников. — М. : Логос, 1998.-432 с.

38. Богданова, О. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-е-90-е годы XX века - начало XXI века) / О. Богданова. - СПб. : ИД СПбГУ, 2004. - 716 с.

39. Богданова, О. «Нулевая страница» творчества Виктора Пелевина / О. Богданова, Л. Евграфова, Т. Щучкина // Литературные направления и течения. - СПб., 2010. - Вып. 45. - 56 с.

40. Бондарев, Ю. В. Оставил свое слово // Слово. - 2005. - № 3. - С. 19.

41. Бондаренко, В. Г. Рассказчик от Бога. Вячеслав Дёгтев // Роман-газета. Сер. : «Хранители России». - 2010. - № 6. - С. 39-41.

42. Бондаренко, В. Г. Яркий мир вымысла : Заметки о прозе Вячеслава Дегтева // День литературы.-2003. -№5(81).

43. Бонди, С. М. Поэмы Пушкина. Руслан и Людмила// Пушкин, А. С. Собр. соч. : в 10 т. Т. 3. - М. : Терра, 1997. - С. 444^148.

44. Боровская, Е. Дёгтев Вячеслав Иванович // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги : Биобибл. словарь. Т. 1 / под ред. Н. Н. Скатова. - М. : ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.-С. 615.

45. Боровская, Е. Поле, вспаханное поперёк борозды : художественный синтез в литературном творчестве Вячеслава Дёгтева // Синтез в русской и мировой художественной культуре : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М.: МПГУ, 2005. - С. 51-55.

46. Боровская, Е. Р. Традиции И. А. Бунина в современной русской прозе : рассказ Вячеслава Дёгтева «Дю-дю» // Творчество И. А. Бунина и философско-художественные искания на рубеже XX - XXI веков : материалы Междунар. науч. конф., посвященной 135-летию со дня рождения писателя. - Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006.-С. 164-169.

47. Бородин, А. В. Горькая слава России. Подвиг «Варяга» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://flot.com/history/steemfleet/varyagsdeed.

48. Бродски, А. Чеченская война в зеркале современной российской литературы / пер. с англ. Е. Калашниковой [Электронный ресурс] И Новое литературное обозрение : Мифология кавказских войн и литература. - 2004. - № 70. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2004 /70/br22.html.

49. Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева / И. А. Бунин ; предисл. Е. Петиновой. - СПб. : Азбука-классика, 2010.-448 с.

50. Бунин, И. А. Повести, рассказы, воспоминания / И. А. Бунин. - М., 1961. — 616 с.

51. Бунин, И. А. Стихотворения и переводы / И. А. Бунин. — М. : Современник, 1986. -

527 с.

52. Бычков, В. Н. Музыкальные инструменты. Основы художественного ремесла / В. Н. Бычков. - М. : Аст-пресс, 2000. - 176 с.

53. Васильев, Ю. А. Рассказы о русских народных инструментах / Ю. А. Васильев, А. С. Широков. - М. : Советский композитор, 1986. - 88 с.

54. Васильева, О. Пушкинская теодицея (рассказ Вяч. Пьецуха «Дом на Мойке») // Культурный контекст современной русской прозы. Вып. 19 : сб. ст. - СПб. : Факультет филологии и искусств, 2008. - С. 35-55.

55. Винников, В. Посылка из Воронежа // День литературы. — 2005. — № 5 (105).

56. Военная история России. Первая чеченская война (1994—1995) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://history-of-wars.ru/war_hrono/343-pervaya-chechenskaya-vojna-1994-1996.html.

57. Вознесенский, А. Викинг из Воронежа // Книжное обозрение. - 1994. - № 44.

58. Воробьев, К. Убиты под Москвой // Воробьев, К. Собрание сочинений : в 3 т. Т. I. -М. : Современник, 1991. С. 147-201.

59. Выговская, Н. С. Молодая военная проза второй половины 1990 - начала 2000-х годов : имена и тенденции : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. С. Выговская. - М., 2009. -26 с.

60. Высоцкий, В. С. Собр. соч. : В 7 т. / В. С. Высоцкий : Вельтон. - [Б. м.], 1994. - Т.

1.-648 с.

61. Высоцкий, В. С. Собр. соч. : В 7 т. / В. С. Высоцкий : Вельтон. - [Б. м.], 1994. - Т.

2. - 672 с.

62. Высоцкий, В. С. Собр. соч. : В 7 т. / В. С. Высоцкий : Вельтон. - [Б. м.], 1994. - Т.

3. - 528с.

63. Вячеслав Дёгтев. Верую и уповаю / сост. Н. С. Сапелкин — Воронеж : ЦентральноЧерноземное кн. изд-во, 2001. - 112 с.

64. Ганьшина, Н. Живой литературный текст [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2007/05/08-257.

65. Герои страны [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://warheroes.ru/hero/hero.asp7Hero_iс!=613 8 епс81оV/15Z252.htm.

66. Гоголь, Н. В. Тарас Бульба // Гоголь, Н. В. Повести. - М. : Советская Россия, 1986. -С. 130-156.

67. Голубков, М. М. Русская литература XX в.: После раскола / М. М. Голубков. - М. : Аспект Пресс 2001. - 268 с.

68. Горбачев, Н. Летописец жестокой эпохи // Правда. - 1998. — № 40.

69. Григорай, И. В. Особенности характеросложения в русской драматургии 50—70-х годов XX века / И. В. Григорай. — Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 240 с.

70. Громов, М. П. Книга о Чехове / М. П. Громов. - М. : Современник, 1989. - 384 с.

71. Громов, М. П. Повествование Чехова как художественная система // Современные проблемы литературоведения и языкознания. - М.: Наука, 1974. - С. 307-315.

72. Гуркович, В. Н. Тайны создания русской народной песни «Эег \Varjag» [Электронный ресурс] // Историческое наследие Крыма. - 2004. - № 3/4. - Режим доступа: http://a-pesni.org/popular20/a-warjag.php.

73. Гущин, А. Опыт литературных манифестов: использование слоганов [Электронный ресурс] // Сборник трудов седьмой конференции АРСИИ им. Г. Р. Державина. - Режим доступа: http://www.kirshin.ru/about/arsii/07_08.html.

74. Есенин, С. А. Избранное / С. А. Есенин. - Владивосток : Дальневост. кн. изд-во, 1969.-250 с.

75. Есенин, С. А. Полн. собр. соч. : В 7 т. Т. 1 : Комментарии / С. А. Есенин. - М. : Наука ; Голос, 1999. - С. 170-184.

76. Есенин, С. А. Стихотворения / С. А. Есенин. -М. : Эксмо, 2013. -349 с.

77. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - 1233 с.

78. Жирмунский, В. Народный героический эпос : сравнительно-исторические очерки / В. Жирмунский. - М.; Л. : Гос. изд-во худ. лит., 1962. -435 с.

79. Закс, Л. А. Художественное сознание / Л. А. Закс. - Свердловск : Изд-во Урал, унта, 1990.-212 с.

80. Зильберт, А. Патрон // Спорт-Экспресс. - 1999. - № 9/33.

81. Значение татуировок заключенных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.tattooirovka.com/2007/02/12/гпас1]ете_ tatuirovok_zakljuchennykh.html.

82. Иванов, В. Силен медведь, но слаб пред рогатиной // Литературная Россия. - 2002. - 12 апр., № 15.

83. Иванов, С. Азбука жизни и смерти Вячеслава Дегтева [Электронный ресурс] // Подъем. — 2012. — № 11. Режим доступа: http://www.voskres.ru/literature/critics/ivanov3.htm.

84. Ильичев, А. Реализм лирики Пушкина. Поэтика символического обобщения / А. Ильичев. — Владивосток : Изд-во ДВГУ, 1992. - 250 с.

85. История России. Теории изучения. Кн. первая : С древнейших времен до конца XIX века : учеб. пособие / под ред. Б. В. Личмана. - Екатеринбург : Изд-во «СВ-96», 2001. -368 с.

86. Казаков, Ю. П. Долгие крики / Ю. П. Казаков. - Иркутск : Издатель Сапронов, 2008.-552 с.

87. Кербелите, Б. П. Историческое развитие структур и семантики сказок / Б. П. Кербелите. - Вильнюс, 1991.- 234 с.

88. Кербелите, Б. П. Сравнение структурно-семантических элементов повествования разных народов // Фольклор. Проблемы тезауруса. - М.: Наследие, 1994. - С. 7-19.

89. Кибальник, С. А. Художественная философия А. С. Пушкина : автореф. ... дис. д-ра филол. наук / С. А. Кибальник. - СПб. : 2001. - 39 с.

90. Ключинская, О. Военная проза О. Ермакова : автореф. ... дис. канд. филол. наук / О. Ключинская. - Владивосток, 2010. - 27 с.

91. Ключинская, О. Роман Олега Ермакова «Знак зверя» / О. Ключинская. — СПб. : Фак-т филологии и искусств СПбГУ, 2010. - 47 с.-(Литературные течения и направления ; вып. 40).

92. Кобринский, А. Миф и идеология : О рассказе М. Шолохова «Судьба человека» // Литература. - 2003. - № 17.

93. Курбатов, В. Виктор Астафьев: завещание // Литературная газета. - 2003. -11—17

июня.

94. Козлова, Н. К. Восточнославянские мифологические рассказы о змеях / Н. К. Козлова. - Омск : Наука, 2006. - 260 с.

95. Кокорин, С. Я. Бильярд / С. Я. Кокорин. - Л. : Лениздат, 1991. - 118 с.

96. Кокшенева, К. А. Революция низких смыслов / К. А. Кокшенева. - М. : Лето, 2001. - 224 с.

97. Кокшенева, К. А. Русская критика / К. А. Кокшенева. - М. : ПоРог, 2007. — 495 с.

98. Кокшенева, К. А. Тоска по идеализму //Литературная Россия. - 1995. - № 12.

99. Колова, С. «Реминисценция и аллюзия как компоненты культурологического анализа художественного текста. На материале школьного анализа произведения современной литературы» // Литература в школе. - 2008. - № 7. - С. 42-45.

100. Краткая история американского бомбометания: «мы убьем вас небольно» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьир:/^ту.уте51ероЬед1т.о^/1/181огуа-атепкап8ко£о-ЬотЬоте1апуа.

101. Кульчицкий, М. В. Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник... // ...И будут вечно жить... Фронтовые стихи. — Владивосток : Дальневост. кн. изд-во, 1975. - С. 87.

102. Куманичкин, А. С. Чтобы жить [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://militera.lib.ru/memo/russian/kumanichkin/index.html.

103. Курбатов, В. Виктор Астафьев: завещание // Литературная газета. - 2003. - 11-17 июня. - С. 7.

104. Курганская, А. В. Межтекстовые связи в языковой композиции : на материале прозы Вячеслава Дёгтева : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. В. Курганская. — Чита, 2011. — 22 с.

105. Лейдерман, Н. Л. С веком наравне. Русская литературная классика в советскую эпоху: моногр. очерки / Н. Л. Лейдерман. - СПб.: Златоуст, 2005. - 105 с.

106. Лейдерман, Н. Л. Траектории «экспериментирующей эпохи» // Вопросы литературы. - 2002. - № 4. - С. 3-47.

107. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : в 2 т. Т. 1. - М. : Правда, 1998. - 720.

108. Ли Бо. Избранная поэзия / Л и Бо, Ду Фу ; предисл. Л. Бежина. М.: Дет. лит., 1987. -

210с.

109. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. Н. Николюкина. — М. : Интелвак, 2001,- 1600 с.

110. Лихачев, Д. С. Смех в древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. - Л. : Наука, 1984.-295 с.

111. Лоргус, А. Тело и плоть человека [Электронный ресурс] // ПравославЕШя антропология. - Режим доступа: http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/lorgus_pravoslavnaya_antropologiya_06-all.shtml.

112. Лошаков, А. Л. Азбука бильярда / А. Л. Лошаков. - М. : Центрполиграф, 2003. —

258 с.

113. Ляшева, Р. Большое видится на расстоянии... //Новый взгляд.— 2013. — 8 апр.

114. Ляшева, Р. Звучит фламенко в приморском ресторане // Литературная Россия. — 2004. - 30 янв., № 4.

115. Ляшева, Р. Отечество нам русская культура // Литературная Россия. — 2002. — 12 апр., № 15.

116. Ляшева, Р. Третья мысль // Литературная Россия. - 2001. - 1 июня, № 22.

117. Маленьких, С. Пушкинский миф как текст [Электронный ресурс] : докл. - Режим доступа: http://goncharov-sa.narod.ru/malenkih.htm.

118. Мандельштам, О. Э. Армения // Мандельштам, О. Э. Собр. соч. : в 4 т. Т. 3. - М. : Артбизнесцентр, 1994. С. 36-37.

119. Маршал, А. Рота [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gl5.ru/marshal-rota.html.

120. Мейлах, Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплекс, подход : опыт, поиски, перспективы / Б. С. Мейлах. - М.: Искусство, 1985.

121. Мережинская, А. «Поколение 90-х» и «20-летние» : типологические черты литературного направления // Русская литература : Исследования : сб. науч. тр. — Киев, 2009. — Вып. 13.-С. 262-268.

122. Минералов, Ю. В. История русской литературы : 90-е годы XX века / Ю. В. Минералов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 224 с.

123. Минкин, А. В окопах Грозного // Московский комсомолец. - 1995. - № 98.

124. Мифы народов мира [Электронный ресурс] : онлайн-энциклопедия. - Режим доступа: http://www.mifinarodov.eom/p/pastuh.html.

125. Мотив езды на лошадях в творчестве Владимира Высоцкого и проблема жанровой памяти // Владимир Высоцкий: Взгляд из XXI века : материалы Третьей междунар. науч. конф. -М., 2003.-С. 345-363.

126. Музей шансона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shansonprofl.ru/archiv/notes/paper245.

127. Мяло, К. Россия и последние войны XX века К. Мяло. - М. : Вече, 2002. - Режим доступа: http://militera.lib.ru/research/myalo кц/02.1ит1.

128. Не оставляй меня, надежда : сб. материалов / сост. Н. С. Сапелкин. - Воронеж : Центрально-Черноземное книжное изд-во, 2010. - 116 с.

129. Николина, Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы / II. А. Николина. — М. : Флинта. Наука, 2002. - 424 с.

130. Огрызко, В. В. Изборник : материалы к словарю русских писателей конца XX — начала XXI века / В. В. Огрызко. - М. : Лит. Россия, 2003. - 352 с.

131. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М., 1992.-955 с.

132. Октябрь 1993 года: Большинство погибших - не защитники Белого дома // Известия. — 2006. — 3 окт.

133. Окуджава, Б. Ш. Стихотворения / Б. Ш. Окуджава. - М. : Эксмо, 2013. - 384 с.

134. Окунькова, Е. Стиль современной русской прозы о войне : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. Окунькова. - М., 2010. - 22 с.

135. Ореханова, Г. Память//Литературная газета.-2010.-№ 123.

136. Парнис, А. Е. Южнославянская тема Велимира Хлебникова : Новые материалы к творческой биографии поэта // Зарубежные славяне и русская культура. — Л. : Наука, 1978. — С. 132-136.

137. Плотникова, А. А. Ветер [Электронный ресурс] // Славянская мифология. Словарь Дома Сварога. — Режим доступа: http://pagan.rU/sIowar/w/weterO.php.

138. Покрышкин, А. Новые тактические приемы рождались в бою [Электронный ресурс] // Военная литература. Мемуары. Звезды на крыльях. - Режим доступа: http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_zvezdy_na_krylyah/12

139. Поляков, М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики / М. Я. Поляков. -М. : Сов. писатель, 1978.-447 с.

140. Православная энциклопедия. T. X. - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. - 752 с.

141. Прилепин, 3. Н. Патологии / 3. Н. Прилепин. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2009. -

352 с.

142. Пришвин, M. М. Зеленый шум : сб. рассказов / M. М. Пришвин. - М. : Правда, 1983.-480 с.

143. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 2000.- 144 с.

144. Проханов, А. А. Идущие в ночи / А. А. Проханов. - СПб. : Амфора, 2002. — 399 с.

145. Проханов, А. А. Чеченский блюз / А. А. Проханов. - М. : Воениздат, 2002. - 123 с.

146. Пустовая, В. Человек с ружьем : смертник, бунтарь, писатель // Новый мир. - 2005. - № 5. - С. 152-173.

147. Пушкин, А. С. Собр. соч. : в 10 т. Т. 2. - M. : Терра, 1997. - 688 с.

148. Пушкин, А. С. Собр. соч. : в 10 т. Т. 3. -М. : Терра, 1997.-496 с.

149. Пушкин, А. С. Собр. соч. : в 10 т. Т. 9.-М. : Терра, 1997.-464 с.

150. Пятков, В. Шестая рота будет жить вечно : минул год со дня её подвига под Улус-Кертом / В. Пятков, К. Ращепкин // Красная звезда. - 2001. - 28 февр.

151. Родина, С. Русского очерняют! // Литературная Россия. - 2002. - № 15.

152. Роднянская, И. Марс из бездны // Новый мир. - 1993. - № 4. - С. 239-244.

153. Рудалев, А. Обыкновенная война. Проза о чеченской компании // Москва. -2006. — №4.-С. 200-210.

154. Румянцев, В. Проза XXI века? Мысли по поводу рассказов Вячеслава Дёгтева [Электронный ресурс] // Слово о Слове : статьи новых русских критиков. — Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_s/slovoo04.html.

155. Русская душа : Памяти Вячеслава Дёгтева. - Воронеж : Алмаз, 2006. - 125 с.

156. Русская проза рубежа XX-XXI веков : учеб. пособие / под ред. Т. М. Колядич. — М. : Академия, 2005. - 520 с.

157. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. - М. : Академический Проект, 2013.-805 с.

158. Сапожков, С. К. М. Фофанов и репинский кружок писателей. Статья первая // Новое литературное обозрение. - 2001. - № 48.

159. Северцев, В. Герои и жертвы // Литературная Россия. - 1995. - 26 мая.

160. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Письмо II, X [Электронный ресурс]. - М.: Наука, 1977. - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/

161. Серов, В. В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / В. В. Серов. - М.: Локид-Пресс, 2003. - 880 с.

162. Силантьев, И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике : очерк историографии / И. В. Силантьев. - Новосибирск : Изд-во ИДМИ, 1999. - 104 с.

163. Синицын, Е. Александр Покрышкин — гений воздушной войны. Психология героизма. Ч. 2. Тактика «свободной охоты» немецких асов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.s-genius.ru/vse_knigi/pokrishkin_psych_factors_l.htm.

164. Словарь актуальных терминов и понятий. - М. : Издательство Кулагиной Intrada, 2008.-358 с.

165. Словарь иностранных слов / под ред. Ф. I I. Петровой. - М. : Рус. яз., 1987. - 608 с.

166. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под ред. Н. Абрамова. - М.: Рус. словари, 1999. - 524 с.

167. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории. - М. : Центрполиграф, 2010. - 526 с.

168. Шведова, Н. Ю. Русская грамматика. Т. 1 / Н. Ю. Шведова. - М. : Наука, 1980. -

783 с.

169. Смеющийся лев : Легенда Вячеслава Дёгтева / сост. Н. Сапелкин. Воронеж : Алмаз, 2007,- 118 с.

170. Соколова, И. В. Современный литературный процесс : учеб.-метод. пособие / И. В. Соколова. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 96 с.

171. Старкина, С. О Велимире Хлебникове, его поэзии и его эпохе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vitanova.ru/static/catalog/books/booksp218.html

172. Сто одна поэтесса Серебряного века : антология. СПб. : ДЕАН, 2000. - 240 с.

173. Струкова, М. Певец русской удали : о В. Дёгтеве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2011 /04/09/191.

174. Сурат, И. Памятник Зайцу//Новый мир. - 1994.-№ 10.-С. 108-115.

175. Сухих, И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова / И. Н. Сухих. - Л. : ЛГУ, 1987. -

182 с.

176. Сычева, Л. После крушения // День литературы. - 2005. — № 11.

177. Теория литературы : в 4 т. Т. 4 : Основные проблемы в историческом освещении / отв. ред. Ю. Б. Борев. - М. : ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - 624 с.

178. Терц, А. Прогулки с Пушкиным // Вопросы литературы. - 1990. - № 7.

179. Лопухин, А. П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета с иллюстрациями. Изд. преемников А. Лопухина / А. П. Лопухин

[Электронный ресурс]. - Второе изд. института переводов Библии. - СПб., 1904—1913. Стокгольм, 1987. — Режим доступа: http://pravtor.ru/viewtopic.php?t= 12171.

180. Толковый словарь русского языка : в 4 т. Т. 1 / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935. -

848 с.

181. Томенчук, J1. Кони [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otblesk.com/vysotsky/i-koni 12.htm.

182. Тургенев, И. Записки охотника : Повести и рассказы / И. Тургенев. — М. : Худ. лит., 1979.-223 с.

183. Урицкий, А. Аркадий Бабченко. Алхан-Юрт; Десять серий о войне // Знамя. - 2002. - № 9. - С. 220-221.

184. Фалалеев, Ф. Я. Сто сталинских соколов. В боях за Родину / Ф. Я. Фалаллеев. - М. : ЯУЗА-ЭКСМО, 2005. - 225 с.

185. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. Т. 2. СПб., 1996. —

672 с.

186. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. Т. 3. СПб., 1996. —

873 с.

187. Фёдоров, А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка / А. И. Фёдоров. - 3-е изд., испр. - М. : Астрель, ACT, 2008. - 878 с.

188. Федоров М. Дело Вячеслава Дегтева [Электронный ресурс] // Литературная губерния. - Режим доступа: http://samaralit.ru/.

189. Хлебников, В. Творения / В. Хлебников. - М. : Советский писатель, 1986. — 736 с.

190. Хрулев, В. И. Проблема художественного мышления : пути исследования / В. И. Хрулев. - Уфа : Изд-во Башкирского ун-та. - 1993. - 87 с.

191. Холодова, 3. Я. Художественное мышление M. М. Пришвина: содержание, структура, контекст : автореф. дис.... д-ра филол. наук / 3. Я. Холодова. - Иваново, 2000. -

38 с.

192. Чалмаев, В. Литература 11 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / В. Чалмаев, С. Зинин. - М. : Русское слово, 2009. - 464 с.

193. Чернышенко, О. В. Романы В. П. Аксенова : жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии : автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. В. Чернышенко. -Ростов-на-Дону, 2007. - 26 с.

194. Четыре жизни Вячеслава Дёгтева : сб. материалов / сост. Н. Сапелкин. — Воронеж : Алмаз, 2008.-118 с.

195. Чехов А. Собр. соч.: в 8 т. М.: Правда, 1970. Т. 4. - 504 с.

196. Чеченские войны // Большая актуальная политическая энциклопедия / под общ. ред. А. Белякова, О. Матвейчева. - М. : Эксмо, 2009. - С. 383-386.

197. Дегтев Вячеслав Иванович // Чупринин, С. И. Новая Россия: мир литературы: Энциклопедический словарь-справочник : в 2 т. Т. 1 / С. И. Чупринин. - М., 2003. - С. 411.

198. Шахнович, М. Эпикурейская пирушка // Homo philosophans : сб. к 60-летию проф. К. А. Сергеева. - СПб. : Санкт-Петербург, фил. о-во, 2002. - С. 453^56. - (Сер. «Мыслители» ; вып. 12).

199. Шацилло, В. К. Русско-японская война 1904—1905. Факты. Документы / В. К. Шацилло, JI. К. Шацилло. - М.: Мол. гвардия, 2004. - 504 с.

200. Шевелева, И. Слава дерзнувшему // Литературная Россия. - 1999. - 17 дек.

201. Шелегов, В. Запустили козла в огород // Литературная Россия. - 1995. - 27 окт.

202. Щербинина, Ю. В. Метафора войны : художественные прозрения или тупики // Знамя.-2009.-№5.-С. 187-196.

203. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (В 86 т. с иллюстрациями и дополнительными материалами) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/index.htm.

204. Энциклопедия античной мифологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://greekroman.ru/haron.htm.

205. Эпикуреизм // Философия: Энциклопедический словарь / под редакцией А. А. Ивина. - М. : Гардарики, 2004. - С. 297-308.

206. Яковлев, В. И. Традиционные музыкальные инструменты народов Волго-Уралья: формирование, развитие, функционирование : ист.-этногр. исслед. : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / В. И. Яковлев. - Казань, 2001. - 54 с.

207. Яранцев, В. Воздаяние за грехи : Литературная премия как проблема // Сибирские огни. - 2004. - №2. С.206 - 209.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.