Проза В. А. Курочкина: жанр, стиль, герой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Панкратова Татьяна Борисовна

  • Панкратова Татьяна Борисовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 347
Панкратова Татьяна Борисовна. Проза В. А. Курочкина: жанр, стиль, герой: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2021. 347 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Панкратова Татьяна Борисовна

Введение

Основная часть

Глава 1. Проза В. А. Курочкина

в литературном процессе 1950-1980-х годов

1.1. Творчество В. А. Курочкина в литературной критике

и опыт в становлении стиля

1.2. Символическое и автобиографическое

в произведениях В. А. Курочкина о деревне

1.3. Способы создания образа автобиографического героя

в повести «Записки народного судьи Семена Бузыкина»

1.4. Персонификация подлинной и мнимой красоты

в рассказах и повестях о провинциальной русской жизни

Выводы к главе

Глава 2. Синтез жанров в прозе В. А. Курочкина

2.1. Жанровый портрет и пейзаж в создании характера героя

в деревенской прозе В. А. Курочкина

2.2. Способы передачи драматизма и психологизма

в портретной галерее героев войны

2.3. Стиль произведений В. А. Курочкина о войне

в контексте современной ему военной прозы

Выводы к главе

Глава 3. Традиции и художественная индивидуальность в прозе В. А. Курочкина

3. 1. Романный потенциал поздних повестей художника

3.2. Традиции и черты индивидуального стиля в описательной и повествовательной фактуре прозы и образе рассказчика

Выводы к главе

Заключение

Список литературы

Приложение А (полная библиография изданий В. А. Курочкина)

Приложение Б (блокнот В. А. Курочкина и расшифровка)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза В. А. Курочкина: жанр, стиль, герой»

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Виктора Александровича Курочкина (1923-1976) давно и прочно вошло в историко-литературный контекст художественного наследия писателей-фронтовиков. Его повести и рассказы не были обойдены вниманием критики, однако в наше время его имя и творчество несправедливо оказалось на периферии исследовательского внимания. При этом о его жизненной и писательской судьбе С. Панферовым написана книга «Земля и небо Виктора Курочкина: Литературный портрет в интерьере из четырех повестей» (2005). Ему были посвящены статьи Р. Мессер, Г. Горышина, В. Конецкого, Г. Нестеровой-Курочкиной, П. Басинского, С. Федякина и других. Его прозу рассматривали в своих рецензиях В. Кожинов, С. Орлов, В. Дягелев, Ю. Манн и многие другие. До сих пор нет обобщающей филологической работы, но без научного литературоведческого рассмотрения творчества В. А. Курочкина история русской литературы 1950-1980-х гг., военной и «деревенской» прозы представляется не в полной мере исследованной. При всей общности проблематики с произведениями других писателей-современников (Ф. Абрамов, Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Тендряков, Г. Троепольский, Е. Носов, В. Белов и др.) проза В. Курочкина обладает собственным художественным строем речи, своим индивидуальным стилем в изображении героя; многие образы, темы, конфликты выписаны им художественно убедительно. Именно эти обстоятельства и обусловили обращение к его наследию в данной работе1.

Виктор Александрович Курочкин - художник, принадлежащий к культурной эпохе 1950-1980-х гг., сформировавшийся в исторических потрясениях «середины века», а его путь в литературу обусловил его творческую индивидуальность. С. Панферов в книге «Земля и небо Виктора Курочкина», отмечал, что ху-

1 Панкратова Т. Б. Деревенская проза В. А. Курочкина // Вестник славянских культур, 2017. Т. 43, № 1. С. 161-177; Панкратова Т. Б. Неизвестные произведения В. А. Курочкина // Гуманитарный вектор, 2017. Т. 12, № 2. С. 13-21; Панкратова Т. Б. Публицистика в творчестве В. А. Курочкина // Вопросы теории и практики журналистики, 2018. Т. 7, № 1. С. 114-128.

дожником сделала его связь с родной землей: «...многие образы и сюжеты найдены на Тверской земле. А еще - его человеческий и творческий путь не раз пресекался с пушкинским пребыванием на тверской земле: Кушниково рядом с Малинниками, Берновом, Павловским»2. Критики писали об «аристократичности» прозы Курочкина, о тесной связи с А. С. Пушкиным. Несомненно, определение «аристократичность», будучи метафорой, задает и читательский, и исследовательский вектор, при этом мало учитывает «ближайшие классические образцы», какими были старшие писатели-современники.

Основу монографии С. Панферова составили статьи, написанные автором в течение нескольких лет. Это работы литературно-критические, содержащие важные биографические факты, хоть и эссеистически, но при этом образно верно воссоздающие творческий портрет писателя. Книга Панферова - это практически единственная попытка обзора творчества В. Курочкина. До него аналогичную попытку предприняла Раиса Мессер в книге «Идущие вослед: Литературные портреты» в статье «Свой голос» . Разбирая первые рассказы В. А. Курочкина, она сравнивает их с рассказами В. Овечкина и Г. Троеполь-ского. При этом, Р. Мессер особо отмечает музыкальность прозы Курочкина, о чем впоследствии будут говорить многие. Автору «Своего голоса» удалось разглядеть и уникальность «Железного дождя» (неоконченной повести). Мессер стремилась охватить все творчество Курочкина, которое, по ее мнению, свидетельствовало о наличии «своего голоса» в прозе писателя, своего неповторимого индивидуального стиля.

Писавшие о Курочкине называли его «и не солистом, и не хористом», то есть не принадлежавшим ни к каким литературным группам. В. Конецкий, в частности, писал: «Сейчас модно делить литераторов на группы и подгруппы - уже, пожалуй, нового Линнея надо заводить, чтобы во всех этих подразделениях раз-

2 Панферов С. Земля и небо Виктора Курочкина: литературный портрет в интерьере четырех повестей. Тверь: ГУПТО «Тверское областное книжно-журнальное изд-во», 2005. С. 3.

3

Мессер Р. Д. Идущие вослед: литературные портреты. Л.: Лениздат, 1979. С. 151-178.

бираться: Виктор Курочкин никуда не вписывается - ни в "деревенщиков", хотя сам от земли и писал про деревню много; ни в "интеллектуалы" не лезет, хотя "Урода" написал; ни в военно-патриотическую категорию, хотя "На войне как на

« 4

войне - военная классика...» .

Первые попытки литературного творчества В. Курочкина относятся к послевоенным годам. Свои записи и наблюдения он вел, вернувшись с войны, в процессе вживания в мирную жизнь, когда пробовал себя на прочность в самой разной работе. Напомним, что трудовой путь начался у будущего писателя еще до участия в боевых действиях Великой Отечественной, когда он обтачивал снаряды на заводе «Игла» в блокадном Ленинграде, когда учился в танковом училище, а потом был отправлен на фронт - младшим лейтенантом. На фронте он участвовал в форсировании Днепра, Вислы, Одера. За мужество был награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны I и II степени. Кратко перечисленные факты биографии могли быть развернуты в романы, однако о войне он станет писать значительно позже своих литературных опытов о мире и доме.

В феврале 1945 года В. А. Курочкин был тяжело ранен. Победу встретил в госпитале. Автобиографическая повесть «Красное вино победы» Е. Носова, опубликованная впервые в 1969 г., воссоздает будто бы этот день и в судьбе В. Куроч-кина. Таковы были не только герои Великой Отечественной войны, но и авторы произведений о ней. После госпиталя Курочкина направили на Высшие офицерские курсы. И хотя он оканчивает их с хорошей характеристикой, по собственному желанию демобилизуется, идет работать шлифовщиком на завод, затем рабочим в типографии. Позже он почтальон, пионервожатый, библиотекарь. Участвует в самодеятельности, даже играет на сцене. Его биография напоминает другие биографии писателей XX века, обретающих жизненный и творческий опыт, который, конечно же, воплотится и отразится в его литературных произведениях.

После окончания Ленинградской юридической школы в 1949 году он становится народным судьей, что позволило ему из первоисточника реальной жизни

4 Конецкий В. Памяти товарища: о писателе В. А. Курочкине // Аврора. 1977. № 12. С. 27.

собрать неповторимый литературный материал. Многое из увиденного он отобразит в «Записках народного судьи Семена Бузыкина», которые напишет через много лет. В полном объеме они будут изданы только после его смерти.

Защищая людей, судья Курочкин нередко шел против чиновничьего бездушия на местах. По его признаниям, он тяготился своим делом, не считал себя вправе судить, и болезненно воспринимал несправедливость судебной системы. Отбыв на избранной должности положенный срок, он уходит в газету. Сначала в «Большевистскую правду» в Павловске под Ленинградом, затем в газету «Вперед» в Пушкине, именно там публикует одни из первых своих литературных опытов - фельетоны («Бельмесовские эксперименты», «Глазовский застройщик», «Клещ», «Сборщик податей») под псевдонимом Василий Овсов (именно так впоследствии назовет своего героя в повести «Заколоченный дом»), вероятно, не считая их серьезным творчеством, отсылая читателя к чеховской «Лошадиной фамилии», которая вспоминается с таким комизмом. Однако даже в этих маленьких фельетонах, как и в его статьях, уже намечается самостоятельный почерк Куроч-кина. Чеховская традиция в фельетонах писателя - отдельная тема. Не случайно, именно с фельетонов начинает свой путь писатель Виктор Курочкин, хотя, конечно, в них он прежде всего журналист, жаждущий решения злободневных проблем и меньше всего заботящийся о доминантной художественности, как это было, например, и в первых газетных публикациях Ф. Абрамова, но как потом будет очевидно - написанное для газеты - важный опыт в определении стиля художественной прозы. Будучи востребованным журналистом, Курочкин работает в газетах «Смена» и «Ленинградская правда». В июле 1952 года в «Ленинградской правде» он печатает свой первый рассказ «Пастух». Именно этот рассказ исследователи считают точкой отсчета в творчестве Виктора Курочкина. Но сам он и в автобиографии, которую писал при вступлении в члены Союза писателей, и в справочном издании «Ленинградские писатели» 5 указывал, что литературным

5 Ленинградские писатели-фронтовики, 1941-1945: автобиографии, биографии, книги / авт.-сост. В. С. Бахтин. Л.: Советский писатель, 1985. С. 219.

трудом занимается с 1956 года. Писавшие о Курочкине объясняют этот момент исключительно скромностью писателя.

Произведения Виктора Курочкина свежи, художественно выверены и потому и сегодня востребованы широкой читательской аудиторией. В 2015 году, издательство «Амфора» выпустило книгу избранных произведений тиражом 15 000 экземпляров, тираж разошелся очень быстро, и издательству пришлось допечатывать тираж. Кроме того, к 90-летию писателя в 2013 году была переиздана повесть «Короткое детство», она вызвала также большой отклик среди читателей. Начали переиздавать и другие его произведения (полная библиография произведений В. А. Курочкина с переизданиями впервые сформирована при подготовке диссертации и приведена в Приложении А, издания расположены в алфавитном порядке), но в основном, конечно, переиздают самую известную его повесть «На войне как на войне», ставшую классикой военной литературы. По ней в 1968 году снят фильм режиссером В. Трегубовичем. Вокруг нее была развернута обширная полемика в критике. Эта повесть сделала его известным, прославила как писателя, но и отодвинула в тень другие его произведения, которые не менее интересны и заслуживают читательского внимания.

Актуальность данного исследования обусловлена стремлением литературоведения XXI века воссоздать литературный процесс прошедшего столетия во всей его полноте и многогранности, необходимостью внести уточнения в научные представления о русской советской литературе 1950-1980-х годов, филологически объективно осмыслить прозу В. А. Курочкина в контексте литературы послевоенных десятилетий. Исследование стиля, жанровых поисков и способов создания образов современников, представленных в самых разных его произведениях, дает возможность описать особенности характеров В. А. Курочкина.

Писатель представляет реалистический портрет героев - и бывшего солдата и офицера Великой Отечественной войны, и «людей на земле», - русскую жизнь послевоенного мирного времени. Персонажи Курочкина - женщины, дети, молодые люди, старухи - даны не дискретно, вне предшествующих десятилетий, а с их драматическим жизненным опытом.

Цель исследования состоит в историко-литературном осмыслении творчества В. А. Курочкина, выявлении специфики жанров его творческого наследия, особенностей характеров, отражающих социокультурные реалии 1950-1980-х гг.

Цель предполагает решение следующих задач:

1) проследить творческий путь Виктора Курочкина и этапы развития образа героя, жанровых особенностей рассказа, очерка, повести;

2) определить характер традиций, оказавших влияние на формирование индивидуального стиля;

3) выявить доминантные художественные приемы, индивидуальные стилистические особенности изображения писателем героя времени;

4) описать функции портрета и пейзажа в создании внутренней формы литературных произведений различной тематики и проблематики;

5) провести текстологическую работу, расшифровав блокнот писателя, позволивший уточнить характер работы над стилем.

Научная новизна работы в том, что творчество В. А. Курочкина впервые стало предметом специального научно-филологического исследования; впервые изучены закономерности его творческой эволюции от публицистики к художественной литературе; впервые проанализирован индивидуальный стиль писателя, важнейшими приметами которого являются внутрилитературный и жанровый синтез, внимание к социально-нравственным вопросам и социально-психологическим портретам; выявлены традиции М. А. Шолохова и А. Т. Твардовского, на которые прежде исследователи не обратили внимания; рассмотрены особенности образа героя в произведениях военной и «деревенской» проблематики, в которых автор психологически убедительно исследует феномен внутренней и внешней, подлинной и мнимой красоты, представляя галерею портретов персонажей в разных жизненных обстоятельствах.

Материалом исследования является проза писателя: рассказы «Пастух» (1952), «Тетя Вера» («Страница жизни», «Мачеха») (1955), «Дарья» (1955), «Скворцы прилетели» (1955), «Беспокойная ночь» (1956), «Цыган Бенко» (1958), «Лесоруб» («На равных») (1958), «Большой политик» («Яба») (1956), «Маринка»

(«Неравный бой») (1964), «После концерта» (1958); повести «Заколоченный дом» (1957), «Последняя весна» (1962), «Наденька из Апалева» (1961), «Записки народного судьи Семена Бузыкина» (1974), «Урод» (1966), «На войне как на войне» (1965), «Товарищи офицеры» (1965, опубликована в 1977), «Железный дождь» (1968), «Короткое детство» (1966), а также записи, наброски, статьи, фельетоны, драмы, сценарии, рассказы и повести, написанные Виктором Курочки-ным в разное время и разбросанные в периодических изданиях.

Объект исследования - индивидуальный стиль писателя Виктора Александровича Курочкина, в котором особое внимание уделено жанру, образу героя и доминантным стилевым приемам отдельных произведений.

Предметом исследования являются компоненты стиля писателя: особенности жанра повести, очерка-рассказа, рассказа-воспоминания, способы создания портрета героя, а также речевая образность при передаче психологического состояния героя, создании словесного пейзажа и др.

Методологической основой исследования послужили труды Ф. И. Буслаева, А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, продуктивно разрабатывающих сравнительно-исторический метод, который позволил наиболее точно охарактеризовать особенности наследования традиций в русской прозе второй половины XX века. Чрезвычайно важными для описания стиля В. А Курочкина оказались

6 7 8

филологические идеи А. Ф. Лосева , Ю. И. Минералова , А. А. Потебни , П. Н. Сакулина9, Л. И. Тимофеева10 и др., развивавших и обосновывавших различные грани семантического (семасиологического) метода.

6 Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.; Лосев А. Ф. Философия имени. М.: Изд-е автора, 1927. 254 с.

Минералов Ю. И. Теория художественной словесности: поэтика и индивидуальность. М.: Гу-манит. изд. центр Владос, 1999. 360 с.; Минералов Ю. И. Национальное как фактор художественности в русской литературе. М.: Издательство Литературного института, 2010. 181 с.; Минералов Ю. И. Сравнительное литературоведение (компаративистика). М.: Юрайт, 2017. 387 с.

8 Потебня А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 624 с.

9 Сакулин П. Н. Синтетическое построение истории литературы. М.: Кооперативное издательство «Мир», 1925. 118 с.; Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении. М.: Кооперативное издательство «Мир»,1925. 240 с.; Сакулин П. Н. Филология и культурология / Вступительная статья // М.: Наука, 1990. 240 с.; Сакулин П. Н. Филология и культурология: сб. избр. работ / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. Ю. И. Минералов. М.: Высшая школа, 1990. 239 с.

Работа велась с опорой на труды по истории военной и деревенской прозы А. М. Абрамовап, А. Ю. Большаковой12, А. Г. Бочарова13, Л. Ш. Вильчек14, А. П. Герасименко 15, Т. М. Колядич16, Ф. Ф. Кузнецова17, Л. И. Лазарева18, А. Ф. Лапченко19, Б. А. Леонова20, М. А. Макиной21, Л. А. Плоткина22, Т. А. Поно-

23 24 25 26 27

маревой23, В. К. Сигова24, А. И. Смирновой25, В. А. Сурганова26, Л. А. Трубиной27,

Г. А. Цветова28 и др.

Положения, выносимые на защиту:

- художественная проза В. А. Курочкина опиралась на жизненный и рабочий опыт писателя - подростка в блокадном Ленинграде, потом солдата и офице-

10 Тимофеев Л. И. Советская литература: Метод, стиль, поэтика. М.: Советский писатель, 1964. 523 с.

11 Абрамов А. М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: проблематика, стиль, поэтика. М.: Советский писатель, 1972. 672 с.

12 Большакова А. Ю. Нация и менталитет: феномен деревенской прозы ХХ века. М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2000. 132 с.

13 Бочаров А. Г. Человек и война: идеи соц. гуманизма в послевоенной прозе о войне. М.: Советский писатель, 1978. 478 с.

14 Вильчек Л. Ш. Большаки и проселки деревенской прозы. М.: Знание, 1985. 40 с.; Вильчек Л. Пейзаж после жатвы: деревня глазами публицистов. М.: Советский писатель, 1988. 309 с.

15 Герасименко А. П. Русский советский роман 60-80-х годов: некоторые аспекты концепции человека. М.: Издательство Московского университета, 1989. 208 с.

16 Колядич Т. М. Воспоминания писателей XX века: проблематика, поэтика: дис. ... д-ра филол. наук. М., 1999. 441 с.

17

Кузнецов Ф. Ф. Судьбы деревни в современной прозе. М.: Просвещение, 1977. 222 с.

18 Лазарев Л. И. Это наша судьба: заметки о литературе, посвященные Великой Отечественной войне. М.: Советский писатель, 1983. 392 с.; Лазарев Л. И. Живым не верится, что живы... М.: МИК, 2007. 416 с.

19 Лапченко А. Ф. Человек и природа в советской художественной прозе 70-80-х годов. Л.: Знание, 1989. 16 с.

20

20 Леонов Б. А. Эпос героизма: тема героического в русской советской прозе. М.: Просвещение, 1975. 271 с.; Леонов Б. А. Русская литература о Великой Отечественной войне: очерк пережитого дважды. М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2010. 496 с.

21 Макина М. А. Деревенская проза 60-70-х годов в ее историко-культурном и современном аспекте. Л.: ЛГПИ, 1980. 81 с.

22

22 Плоткин Л. А. Литература и война: Великая Отечественная война в русской советской прозе. Л.: Советский писатель, 1967. 358 с.

23 Пономарева Т. А. Пути-перепутья Василия Белова // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX - начала XXI века, 1917-2017: в 3 т. СПб.: ИД «Петрополис», 2018. Т. 3. Ч. 1. С. 147-161.

Сигов В. К. Проза В. Г. Распутина: проблематика и поэтика: дис. ... канд. филол. наук. Калинин, 1984. 215 с.

25 Смирнова А. И. «Не то, что мните вы, природа»: русская натурфилософская проза 1960-1980-х годов: монография. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1995. 192 с.

26 Сурганов Вс. Человек на земле. М.: Советский писатель, 1981. 624 с.

27 Трубина Л. А. «Война - это горькая штука.»: военная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова // Литература в школе. 2010. № 4. С. 2-6.

28 Цветов Г. А. Русская деревенская проза: эволюция, жанры, герои. СПб.: СПбГУ, 1992. 92 с.

ра в боях Великой Отечественной войны, формировалась в динамике от газетных журналистских жанров по актуальным проблемам общественной жизни до художественных обобщений в малых прозаических жанрах, что объясняет изначальное внимание его прозы к проблемам послевоенной деревни, а не воспоминаниям о войне. Журналистские жанры очерка и фельетона способствовали формированию индивидуального стиля с выраженными чертами драматичности и внимания к реалистическим деталям;

- принадлежа к культурной эпохе, обращавшейся к жанрам, где наследуются традиции лирической прозы начала XX века, В. А. Курочкин апробирует приемы создания портретов современников, развертывания пейзажей, в которых очевидно следование бунинской традиции;

- писатель-психолог, человек наблюдательный, мастер, владеющий приемами словесной живописи, В. А. Курочкин воссоздает образ «незаметного героя», героя-чудака в глазах окружающих, человека, одаренного душевной щедростью;

- молодой писатель В. А. Курочкин опирается на традицию создания характеров в русской классической и советской литературе, в особенности в изображении героев Великой Отечественной войны, на открытия М. А. Шолохова в «Науке ненависти», «Судьбе человека», А. Н. Толстого в «Русском характере», А. Т. Твардовского в книге про бойца «Василий Теркин» и др.;

- стиль писателя формируется от блокнотной заметки к созданию художественно полноценного сюжета, выработке образного строя; уяснение общих закономерностей творческой манеры писателя позволяет понять вектор работы над неизданными произведениями, недописанными и оставшимися лишь в замыслах.

Теоретическая значимость. Изучение стиля Курочкина дает возможность внести важные уточнения в характеристику феномена «традиция», отразившегося в его произведениях, где он выступает и как «деревенщик», и как писатель-фронтовик, дополнительные значения и функции приобретают портрет и пейзаж в формировании образа героя, которые при всей традиционности имеют свои оригинальные художественные черты, а также увидеть возможности проявления художественного и внутрилитературного синтеза в индивидуальном стиле писателя.

Практическая значимость. Материалы диссертационного исследования и его результаты могут быть использованы в систематических курсах истории русской литературы второй половины XX века, а также в модулях по теории и истории русской литературы XX века, изучению повести, рассказа, образа героя и др., модулях по синтезу искусств в русской литературе и публицистике.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены в виде научных докладов на Международной научной конференции «Народный подвиг и народная трагедия в литературе» (К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне) (Москва, 1415 апреля 2015 г.), на конференции по творчеству Виктора Курочки-на (Москва, 21 апреля 2016 г.), на XIV Твардовских чтениях (Смоленск, 20 декабря 2018 г.), на XIX Всероссийской научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Московский педагогический государственный университет, 22-23 ноября 2018 г.), а также на научных конференциях в вузах Москвы, Твери, Ярославля.

Основные положения диссертации изложены в 5 научных публикациях в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ, а также в главах монографий: «Слово - образ - речь» (М.: Литера, 2018), «Xудожественная словесность: теория, методология исследования, история» (М.: Литера, 2019), «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (М.: Московский педагогический государственный университет, 2019).

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, Основной части, состоящей из трех глав, разделенных на параграфы, Заключения, Списка литературы и Приложений. Общий объем диссертации - 347 страниц, из них 224 страницы основного текста, список литературы насчитывает 235 наименований, Приложение А содержит полную библиографию произведений В. А. Курочкина, Приложение Б - оригинал блокнота писателя и его расшифровку с комментариями, общим объемом - 123 страницы.

Основная часть

Глава 1. Проза В. А. Курочкина в литературном процессе 1950-1980-х годов

1.1. Творчество В. А. Курочкина в литературной критике и опыт в становлении стиля

Подробное рассмотрение литературно-критических работ современников В. А. Курочкина, полемики по вопросам современной ему литературы, его публикаций в частности позволяет, с одной стороны, увидеть то существенное, что привлекло внимание критиков, что, по их мнению, выделяло писателя среди тех, кто обращался к одним и тем же или тождественным темам. С другой стороны, позволяет увидеть, какие «упущения» наличествуют в описании творчества В. А. Ку-рочкина, поскольку «большое видится на расстоянии»29.

Первый рассказ В. А. Курочкина («Пастух», 1952 г.) небольшой, но уже в нем появляются темы и герои, которые позже получат свое развитие в творчестве писателя. Так пастух Фаддей вновь появится в повести «Заколоченный дом» и рассказе «Большой политик», пес Узнай в рассказе «Тетя Вера» («Мачеха») и др. У Курочкина часто в разных рассказах появляются одни и те же герои, как бы образуя единое полотно, создавая цикл, да и рассказы писателя по содержательности -небольшие повести, часто выступающие «подготовкой» к более крупной форме.

В упомянутом рассказе появляется та деревня, в которой, по Курочкину, остро стоят проблемы бытия, народного быта, нравственного уклада, к ним обратятся писатели-деревенщики в 1960-е годы. Об этом напоминает Г. Горышин в статье «Война взяла их в час великий»30.

Сразу оговоримся, что под терминами «деревенщики» и «деревенская проза» мы, как и В. Сурганов, имеем в виду произведения писателей о деревне вто-

29 Панкратова Т. Б. Неизвестные произведения В. А. Курочкина // Гуманитарный вектор, 2017. Т. 12, № 2. С. 13-21; Панкратова Т. Б. Деревенская проза В. А. Курочкина // Вестник славянских культур, 2017. Т. 43, № 1. С. 161-177; Панкратова Т. Б. Неизвестный Виктор Курочкин // Литература в школе, 2017. № 6. С. 22-25; Панкратова Т. Б. Публицистика в творчестве В. А. Курочкина // Вопросы теории и практики журналистики, 2018. Т. 7, № 1. С. 114-128.

30 Горышин Г. Война взяла их в час великий. // Курочкин В. А. Избранное: повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1985. 456 с.

рой половины 1960-1970-х гг.: «Попробуем же заменить термин «деревенская проза» заметно тяжеловатым для "рабочего" употребления, зато более точно сформулированным понятием: "тема крестьянства и деревни в советской прозе

31

второй половины 60-70-х годов"» .

В. Курочкин же обратился к теме деревни гораздо раньше, одновременно с очеркистами, и одним из первых в повествовании о деревне стал смещать акцент с самых общих рассуждений о деревне как таковой в сторону человека в деревне, личности героя, изображению внутренней жизни персонажа. Поэтому не случайно в рассказе «Пастух» воспроизведен образ старика, состарившегося человека, однако обладающего душевной красотой, «сотканной» из народной мудрости и благородства.

Уже в этом первом рассказе важным компонентом повествования становятся природа и животные. Природа у Курочкина всегда одухотворена, выступает полноправным героем, описания ее одновременно и просты, и поэтичны.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Панкратова Татьяна Борисовна, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Художественные произведения

1. Абрамов Ф. Сосновые дети. М.: Советская Россия, 1969. 224 с.

2. Абрамов Ф. Чем живем - кормимся: очерки, статьи, воспоминания, литературные портреты, заметки, размышления, беседы, интервью, выступления. Л.: Советский писатель, 1986. 528 с.

3. Бакланов Г. Я не был убит на войне: романы, повести, рассказы. М.: Московский рабочий, 1995. 491 с.

4. Белов В. Гудят провода. Рассказы. М.: Советская Россия, 1978. 256 с.

5. Белов В. Лад: очерки о народной эстетике. М.: Прогресс-Плеяда, 2012. 408 с.

6. Кондратьев В. Сашка: повести и рассказы. М.: Правда, 1989. 478 с.

7. Курочкин В. А. Повести и рассказы. Л.: Художественная литература, 1978. 400 с.

8. Курочкин В. Беспокойная ночь // Ленинградский альманах. 1956. Кн. II. С. 133-138.

9. Курочкин В. Большой политик // Ленинградская правда. 1956. 10 июня. С. 3-4.

10. Курочкин В. Дарья. Скворцы прилетели // Молодой Ленинград. 1955. Сб. I. С.105-116.

11. Курочкин В. Железный дождь: глава из романа // Литературная Россия. 1967. № 49. 1 декабря. С. 12-14.

12. Курочкин В. Заколоченный дом // Молодой Ленинград. 1957. С. 60-127.

13. Курочкин В. Записки народного судьи Семена Бузыкина. М.: Современник, 1990. 336 с.

14. Курочкин В. Козыриха: драма в 3-х д. М.: Искусство, 1957. 74 с.

15. Курочкин В. Короткое детство // Костер. 1966. № 8. С. 6-22.

16. Курочкин В. Короткое детство // Костер. 1966. № 9. С. 11-33.

17. Курочкин В. Короткое детство // Костер. 1966. № 10. С. 31-35.

18. Курочкин В. Короткое детство. Л.: Детская литература, 1967. 175 с.

19. Курочкин В. Лесоруб // Нева. 1958. № 4. С. 157-162.

20. Курочкин В. Маринка // Звезда. 1964. № 2. С. 91-93.

21.Курочкин В. На войне как на войне // Молодая гвардия. 1965. № 8. С. 74-128, 161-194.

22. Курочкин В. На войне как на войне: повести, рассказы / сост. Г. Е. Нестерова-Курочкина. М.: Правда, 1990. 480 с.

23. Курочкин В. На равных // Смена. 1967. № 141. 18 июня. С. 27.

24. Курочкин В. Наденька из Апалева. // Нева. 1961. № 12. С. 83-107.

25. Курочкин В. Неравный бой // Зажги огонек. Л.: Детская литература, 1970. С. 69-74.

26. Курочкин В. Пастух // Ленинградская правда. 1952. 19 июля.

27. Курочкин В. Первый съемочный день: отрывок из повести «Урод» // Московский Комсомолец. 1966. № 98. 27 июня. С. 4.

28. Курочкин В. После концерта // Нева. 1958. № 3. С. 81-85.

29. Курочкин В. Последняя весна // Нева. 1962. № 10. С. 110-128.

30. Курочкин В. Статьи и фельетоны // Вперед. 1953-1954. № 13, 16, 21, 23, 30, 60, 81, 84, 123, 125, 130, 145, 146, 152.

31. Курочкин В. Страница жизни // Нева. 1956. № 1. С. 84-91.

32. Курочкин В. Судья Семен Бузыкин // Аврора. 1974. № 6. С. 10-27.

33. Курочкин В. Тетя Вера // Смена. 1955. № 79. С. 3-4.

34. Курочкин В. Товарищи офицеры // Аврора. 1977. № 12. С. 11-31.

35. Курочкин В. Урод // Октябрь. 1966. № 5. С. 85-125.

36. Курочкин В., Равенских Б. Сердце девичье затуманилось. : комедия в 3 д., 7 карт. М.: Отд. распространения драм. произведений ВУОАП, 1959. 68 с.

37. Носов Е. И. Красное вино победы. М.: Советская Россия, 1970. 272 с.

38. Симонов К. М. Родина [Электронный ресурс]. URL: https://rustih.ru/konstantin-simonov-rodina/ (дата обращения: 10.11.2018).

39. Твардовский А. Т. Василий Теркин [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POEZIQ/TWARDOWSKIJ/terkin.txt (дата обращения 11.12.2018).

40. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 12 т. М.: Правда, 1987. Т. 2. 528 с.

41. Троепольский Г. Белый Бим Черное ухо: рассказы и повести // Л.: Лениздат, 1979. 592 с.

42. Шолохов М. А. Они сражались за Родину. Наука ненависти. Судьба человека. М.: Воениздат, 1983. 256 с.

Статьи и монографии о В. А. Курочкине

43. Абрамов Ф. А. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Художественная литература, 1993. Т. 5: Публицистика. С. 435-437.

44. Астафьев В. Заступник // Новый мир. 1999. № 8. 15 августа. С. 5-8.

45. Астафьев В. Письма о войне: выдержки из книги // Новая газета. 2009. № 046. 6 мая.

46. Барулина Л. Мы на стороне такого «лакировщика»: о пьесе В. Курочкина «Сердце девечье затуманилось» в Московском драматическом театре // Советская культура. 1959. 17 октября. С. 3.

47. Басинский П. Моторы пламенем пылают. // Российская газета. 2013. № 6265 (289). 23 декабря.

48. Басинский П. На войне как на войне // Российская газета. 2016 № 6966 (98). 9 мая.

49. Басинский П. Орден Виктора Курочкина // Ясная Поляна. 1997. № 2. С. 342-349.

50. Басинский П. Рецензия на книгу «Осиновый край» В. А. Курочкина // Литературная газета. 1991. 24 мая. С. 10.

51. Басинский П. Сердечная культура // Литературная газета. 2003. № 52. 24 декабря. С. 12.

52. Белов Е. // Молодая гвардия. 1965. №8. С. 74-128, 161-194.

53. Русские писатели 20 века: биографический словарь / сост. П. А. Николаев. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 808 с.

54. Боровиков С. Степени узнавания // Знамя. 2000. № 7. 15 июля.

55. Бочаров А. Проверено войной // Новый мир. 1970. № 7. C. 232-252.

56. Василевский А. Периодика // Новый мир. 1998. № 3. С. 246/

57. Власов Б. // Нева. 1961. № 12. С. 83-107.

58. Война и мир писателя // Литературная газета. 2005. №19. 6 мая.

59. Володин Н. // Нева. 1958. № 4. С. 157-162.

60. Воронин С. Время итогов. М.: Современник, 1978. 302 с.

61. Воронин С. Дорога через войну: рецензия на повесть «На войне как на войне» // Комсомольская правда. 1965. 5 ноября.

62. Гейдеко В. О повести «Урод» // Проба характера. Ставрополь, 1971. С. 60-71.

63. Гейдеко В. Постоянство перемен: социально-нравственные проблемы современной русской советской прозы. М.: Современник,1978. С. 166-176.

64. Гейдеко В. Таланты и поклонники // Подъем. 1968. № 2. С. 127-133.

65. Глинкин П. Кто же урод? // Молодая гвардия. 1967. № 2. С. 299-301.

66. Горбовский Г. «Он в танк вернулся, люк задраил...»: к 70-летию со дня рождения Виктора Курочкина // Литературная Россия. 1994. № 9. С. 14.

67. Горышин Г. «Пробиться к человеческим душам.»: о творчестве В. А. Курочкина // Аврора. 1977. № 12. С. 20-26.

68. Горышин Г. Война взяла их в час великий. // Курочкин В. А. Избранное: повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1985. С. 3-19.

69. Горышин Г. Обычная жизнь // Аврора. 1971. № 4. С. 61-62.

70. Горышин Г. Семен Бузыкин и другие заметки о повестях Виктора Курочкина // Литературная Россия. 1975. № 9 (28 февраля). С. 17.

71. Горышин Г. А. Жребий: рассказы о писателях. Л.: Советский писатель, 1987. 319 с.

72. Дементьев В. Не думая о подвигах, о славе. // Москва. 1965. № 12. С. 199-200.

73. Дудинцев В. О повести В. Курочкина «Урод», опубликованной в пятом номере журнала «Октябрь» // Комсомольская правда. 1966. 20 июля. С. 23.

74. Дягилев В. Заинтересованность в жизни: рецензия на книгу «Заколоченный дом» // Октябрь. 1958. Кн. 9. С. 232-233.

75. Ёлкин А. Очень странный экипаж: рецензия на повесть «На войне как на войне» // Литературная газета. 1965. 7 сентября.

76. Жеребенкова Т. А. Настоящее счастье художника // Верный путь (Старица). 1983. 22 декабря.

77. Жеребенкова Т. С любовью к людям // Верный путь. 1988. 27 декабря.

78. Залесский В. Миллион ухищрений: о пьесе В. Курочкина «Сердце девечье затуманилось» в Московском драматическом театре // Вечерняя Москва. 1959. 18 сентября. С. 3.

79. Замыслова Т. Эта горькая правда войны.: писатель-фронтовик В. А. Курочкин и его фронтовая проза // Старицкий вестник. 2005. № 14 (1 апреля). С. 8.

80. Игнатьева В. Первый бой Сани Малешкина: о художественном фильме «На войне как на войне» по одноименной повести В. Курочкина // Искусство кино. 1969. № 5. С. 65-71.

81. Иодковский Э., Игнатьева С. О правдивости и манерности // Новый мир. 1952. № 4. С. 215-217.

82. Казаков Ю. П. Две ночи: проза, заметки, наброски. М.: Современник, 1986. 336 с.

83. Казьмина М. Хорошо, что не собрались. : о недостатках пьесы В. Курочкина «Козыриха» // Агитатор. 1960. № 7. С. 61-62.

84. Камянов В. .но не по законам игры: рецензия «На войне как на войне» // Литературная газета. 1965. 21 октября.

85. Карасёв А. «Прокляты и убиты» и «На войне как на войне» // Литературная Россия. 2006. № 37. 15 сентября.

86. Кожинов В. Искусство живет современностью // Вопросы Литературы. 1966. № 10. С. 28-32.

87. Конецкий В. О моем товарище // Курочкин В. А. Повести. Л.: Лениздат, 1987. С. 151-177.

88. Конецкий В. Он трогательное чувствовал на космических расстояниях. : о Викторе Курочкине // Комсомольская правда. 1997. 21 января. С. 4.

89. Конецкий В. В. Эхо: вокруг и около писем читателей. Спб: Русско-балтийский инф. центр. «Блиц», 2001. С. 130-142.

90. Конецкий В. Памяти товарища: о писателе В. А. Курочкине // Аврора. 1977. № 12. С. 26-29.

91. Константинов Л. Русская культура, рожденная на русской земле: памяти писателя-фронтовика // Светоч. 2003. № 25. 20 июня.

92. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. М.: Советская энциклопедия, 19621978. Т. 9. С. 404.

93. Крылова Т. Он сумел пробиться к человеческим душам: об открытии мемориальный доски на здании Братковской библиотеки им. В. А. Курочкина // Ста-рицкий вестник. 2003. № 39. 21 мая. С. 2.

94. Кузина Н. В поэзии нет табели о рангах // Рабочая трибуна. 2000. № 23. 9 февраля.

95. Кузнецов С. НОСТАЛЬГИЯ.Яи // Книжное обозрение. 2004. № 051. 14 декабря.

96. Кузнецова А. Рецензия на книгу П. Басинского // Знамя. 2005. №1.

97. Курицин В. Точка зрения // Литературная газета. 1996. № 23. 5 июня.

98. Курочкин В. А.: библиографический указатель. Калинин, 1987. 12 с.

99. Курочкин В. А.: рекомендательный библиографический указатель. Старица. 12 с.

100. Курочкин Виктор Александрович. Старица и Старицкий район: энцеклопе-дический справочник. Тверь: Тверское обл. кн.-журн. изд-во, 2001. С. 68.

101. Лагина Н. История одного поиска // Знамя. 1966. С. 252-253.

102. Ленинградские писатели-фронтовики, 1941-1945: автобиографии, биографии, книги / авт.-сост. В. С. Бахтин. Л.: Советский писатель, 1985. 520 с.

103. Леонов Б. Жизнеутверждение // Леонов Б. Героизм, патриотизм, народность. М., 1984. С. 82-86.

104. Ленч Л. Жалкий Отелков // Литературная Газета. 1966. 5 июля.

105. Лобанов М. Память войны // Наш современник. 2005. № 5.

106. Лукин Ю. Испытание войной // На войне как на войне: повести. Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1987. С. 5-17.

107. Любин О. Рецензия на повесть «Судья Семен Бузыкин» // Звезда. 1975. № 9. С. 211-212.

108. Манн Ю. Логика характера: рецензия на книгу «Заколоченный дом» // Молодая гвардия. 1958. № 12. С. 222-225.

109. Медведев Б. Действие происходит в воскресенье: о пьесе В. Курочкина «Сердце девечье затуманилось» в Московском драматическом театре // Литературная газета. 1959. 15 октября. С. 3.

110. Мессер Р. Д. Идущие вослед: литературные портреты // Л.: Лениздат, 1979. 240 с.

111. Михайлов О. Верность: Родина и литература. М.: Современник, 1974. 256 с.

112. Муратов Л. О подвиге ратном // Правда. 1970. 24 января.

113. Нестерова Г. Е. Он знал себе цену // Литературная газета. 1993. № 21. 28 мая.

114. Нестерова Г. Теплой земли сын: о Викторе Курочкине, писателе и человеке // Курочкин В. А. На войне как на войне: повести. М.: Современник, 1995. С. 426-459.

115. Нестерова-Курочкина Г. Долгое эхо оборванных струн. СПб.: Росток, 2010. 160 с.

116. Нестерова-Курочкина Г. Е. Виктор Александрович Курочкин: штрихи к пристрастному портрету // Курочкин В. А. Осиновый край: повести, рассказы. Л.: Советский писатель, 1990. С. 494-510.

117. Нестерова-Курочкина Г. Е. Живи, Малешкин, долго-долго!: к истокам создания фильма «На войне как на войне» // Курочкин В. На войне как на войне. СПб: Азбука-классика, 2005. С. 282-284.

118. Нестерова-Курочкина Г. Он знал себе цену: из кн. воспоминаний Галины Нестеровой-Курочкиной об авторе «На войне как на войне» // Литературная газета. 1993. № 21. 26 мая. С. 5.

119. Нутрихин А. Военная проза Виктора Курочкина // Телевидение. Радио. 2005. 9 мая.

120. Огрызко В. Победители и побежденные // Литературная Россия. 2004. № 38. 17 сентября.

121. Орлов С. Судить по законам искусства: рецензия «На войне как на войне» // Литературная газета. 1965. 21 октября.

122. Орлов С. Судить по законам мастерства // Литературная газета. 1965. 7 сентября.

123. Панферов С. Две страницы одной жизни: фрагменты из неизданной книги «Земля и небо Виктора Курочкина» // Тверская старина. 2004. № 23/24. С. 109-114.

124. Панферов С. Издано в Италии: к выходу книги «На войне как на войне» // Тверские ведомости. 2003. № 15. 21-27 февраля. С. 5.

125. Панферов С. М. Дом писателя // Смена. 1985. 4 июня.

126. Панферов С. М. Железный дождь Леонида Константинова // Вече Твери.

2002. 5 марта.

127. Панферов С. М. Забытая повесть: о повести В. Курочкина «Записки народного судьи Семена Бузыкина // Русская провинция. 2001. № 3. С. 128.

128. Панферов С. М. Земля и небо Виктора Курочкина // Вече Твери сегодня.

2003. 23 декабря.

129. Панферов С. М. О чем вовеки забывать нельзя: жизнь и проза В. Курочкина // Русская провинция. 1995. № 2. С. 42-46.

130. Панферов С. М. У жизни в яростном плену // Тверские ведомости. 2003. 21 февраля.

131. Панферов С. Память деревенского дома // Калининская правда. 1986. 12 декабря.

132. Панферов С. Сохраненный войной // Тверская жизнь. 2003. № 288. 10 декабря. С. 8.

133. Панферов С. Стальные грозы и железные дожди: Эрнст Юнгер и Виктор Ку-рочкин, Опыт сопоставления // Новая литературная Тверь. 2001. № 1.

134. Панферов С. Старицкий летописец // Тверская жизнь. 2003. № 100. 6 июня. С. 5.

135. Панферов С. М. Земля и небо Виктора Курочкина: литературный портрет в интерьере четырех повестей. Тверь: ГУПТО «Тверское областное книжно-журнальное издательство», 2005. 64 с.

136. Привалов К. 90 лет назад родился Виктор Курочкин // Новгородская интернет-газета. 2013. 23 декабря. [Электронный ресурс]. URL: http://vnnews.ru/culture/35319-90-let-nazad-rodilsya-viktor-kurochkin.html.

137. Привалов К. По следам Семена Бузыкина // Новгородские ведомости. 2002. 14 апреля.

138. Рабин А. Воин, журналист, писатель // Вперед. 1985. 24 декабря. С. 3.

139. Русские писатели, ХХ век: биобиблиографический словарь: в 2 ч. / Н. А. Гряз-нова [и др.]. // Под ред. Н. Н. Скатова. М.: Просвещение, 1998. Ч. 1. 783 с.

140. Семин Л. С. С главного входа: рецензия на книгу «Заколоченный дом» // Нева. 1958. № 10. С. 223-225.

141. Смирнов В. Святой мальчик // Литературная газета. 2016. № 23-24. 22 июня.

142. Сурков Е. Поэзия - в правде: полемика о спектакле «Сердце девечье затуманилось» в Московском драматическом театре // Литературная газета. 1959. 5 декабря. С. 3.

143. Сухаревич В. Время и характеры // Известия. 1959. 2 октября. С. 4.

144. Сычева Л. Любите ли вы кино? // Москва. 2004. № 8. 15 августа.

145. Туманов А. Сатирические перепевы Пушкина: история эволюции // Тонус. 1997. № 1 (2). С. 77-83.

146. Федякин С. Искусство Виктора Курочкина // Курочкин В. На войне как на войне: повести. СПб.: Азбука-классика, 2005. С. 5-16.

147. Федякин С. На полях повести «Железный дождь»: к 70-летию В. Курочкина // Независимая газета. 1993. 23 декабря.

148. Фоняков И. Мемуары о современности // Литературная газета. 1996. № 23. 5 июня.

149. Химаныч О. Кино и жизнь лейтенанта Малешкина, который, оказывается, был другом известного морского писателя Виктора Конецкого // Корабельная сторона. 2005. 10 мая.

150. Шестинский О. Из жизни писателей // Парламентская газета. 2002. № 1030. 10 августа.

151. Шкловский Е. Закон среды // Литературное обозрение. 1988. № 12. С. 54-57.

152. Шоков М., Лобойцев В. Из-за чего ссорились в Лукашах?: о кинокомедии «Ссора в Лукашах», сценарий В. Курочкина // Сельское хозяйство. 1960. 8 января. С. 4.

153. Щербаков К. Печальная история одной пьесы: о постановке пьесы В. Куроч-кина «Сердце девечье затуманилось» в Московском драматическом театре // Московская правда. 1959. 16 сентября. С. 3.

Научные статьи, монографии, авторефераты и диссертации

154. Абрамов А. М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: проблематика, стиль, поэтика. М.: Советский писатель, 1972. 672 с.

155. Аксенова В. В. Жанровое своеобразие прозы В. Аксенова 1960-1970 годов: дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2011. 189 с.

156. Аксенова В. В. Жанровое своеобразие прозы В. Аксенова 1960-1970 годов: ав-тореф. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2011. 18 с.

157. Бахтин М. М. К эстетике слова // Контекст: лит.-теорет. исслед. М., 1974. № 1. С.258-280.

158. Бахтин М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Русские словари, 2001.

159. Большакова А. Ю. Нация и менталитет: феномен деревенской прозы ХХ века. М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2000. 132 с.

160. Бочаров А. Г. Человек и война: идеи соц. гуманизма в послевоенной прозе о войне. М.: Советский писатель, 1978. 478 с.

161. Бражников И. Л., Газизова А. А., Пономарева Т. А. и др. Творчество В. Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи: коллективная монография. М.: Прометей, 2014. 350 с.

162. Виджая В., Минералова И. Г. Цусима А. С. Новикова-Прибоя как русская трагедия // Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ: сб. тр. конф. «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры» (Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 г.): В 15 т. СПб.: Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы «МАПРЯЛ», 2015. Т. 14. С. 120-122.

163. Вильчек Л. Пейзаж после жатвы: деревня глазами публицистов. М.: Советский писатель, 1988. 309 с.

164. Вильчек Л. Ш. Большаки и проселки деревенской прозы. М.: Знание, 1985. 40 с.

165. Винокур Г. О. Биография и культура. М.: URSS, 2007. 96 с.

166. Герасименко А. П. Русский советский роман 60-80-х годов: некоторые аспекты концепции человека. М.: Издательство Московского университета, 1989. 208 с.

167. Дворяшин Ю. А. Национальный характер и судьба русской женщины в повестях В. Г. Распутина // Сила слова: история литературы, стиль, художественная практика. М.: Литературный институт им. А. М. Горького, 2013. С. 321-331.

168. Дворяшин Ю. А. Трагедия и очарование человека в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» // Художественная словесность: теория, методология исследования, история: кол. монография, посвященная 70-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Юрия Ивановича Минералова. М.: Литера, 2018. С. 3-12.

169. Дворяшин Ю. А. М. А. Шолохов в переписке с современниками // Текстологический временник. Русская литература XX века: Вопросы текстологии и источниковедения. М.: Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, 2018. С. 182-214.

170. Дворяшин Ю. А. Шолохов и русская литературная классика второй половины XX века. М.: фонд «Шолохов. энцикл.», 2008. 165 с.

171. Дементьев А., Наумов Е., Плоткин Л. Русская советская литература. М.: Просвещение, 1973. 304 с.

172. Дмитриевская Л. Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З. Н. Гиппиус). М., 2005. 135 с.

173. Кеменов В. С. Художественное наследие и современность: от Леонардо да Винчи до Рокуэлла Кента. М.: Изобразительное искусство, 1989. 272 с.

174. Ковский В. Между прошлым и будущим: заметки о деревенской теме в современном литературном процессе // Дружба народов. 1979. № 6. С. 243-261.

175. Кожинов В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982. 303 с.

176. Колядич Т. М. Воспоминания писателей XX века: проблематика, поэтика: дис. ... д-ра филол. наук. М., 1999. 441 с.

177. Кудряшова А. А. Теоретические основы жанра в русской автобиографической прозе: автореф. ... д-ра филол. наук. М., 2013. 36 с.

178. Кузнецов Ф. Ф. Судьбы деревни в современной прозе. М.: Просвещение, 1977. 222 с.

179. Лазарев Л. И. Живым не верится, что живы. М.: МИК, 2007. 416 с.

180. Лазарев Л. И. Это наша судьба: заметки о литературе, посвященные Великой Отечественной войне. М.: Советский писатель, 1983. 392 с.

181. Лапченко А. Ф. Человек и природа в советской художественной прозе 70- 80-х годов. Л.: Знание, 1989. 16 с.

182. Лейдерман Н. Л. Жанр и проблема художественной целостности // Проблемы жанра в англо-американской литературе (Х1Х-ХХ вв.): респ. сб. Свердловск, 1976. Вып. 2. С. 26.

183. Леонов Б. А. Эпос героизма: тема героического в русской советской прозе. М.: Просвещение, 1975. 271 с.

184. Леонов Б. Русская литература о великой отечественной войне: очерк пережитого дважды. М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2010. 496 с.

185. Литература великого подвига: Великая Отечественная война в советской литературе: сб. ст. М.: Художественная литература, 1972-1985. Вып. 1-4.

186. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюки-на. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 с.

187. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.

188. Лосев А. Ф. Философия имени. М.: Изд-е автора, 1927. 254 с.

189. Макина М. А. Деревенская проза 60-70-х годов в ее историко-культурном и современном аспекте. Л.: ЛГПИ, 1980. 81 с.

190. Минералова И. Г. Взаимообусловленность документального и художественного в индивидуальном стиле прозы Бориса Васильева // Самое точное время: Исследования и материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Б. Л. Васильева. Смоленск: СмолГУ, 2014. С. 8-21.

191. Минералова И. Г. Детская литература. М.: Юрайт, 2018. 333 с.

192. Минералова И. Г. Лиризация прозы, ее поэтизация и психологизм: о терминологической корректности и адекватности описания феномена // Синтез в русской и мировой художественной культуре. М.: МПГУ; Литера, 2009. С. 37-42.

193. Минералова И. Г. «Первичное событие» в автобиографической прозе о детстве // Мировая словесность для детей и о детях. 2012. С. 91-99.

194. Минералов Ю. И. Национальное как фактор художественности в русской литературе. М.: Издательство Литературного института, 2010. 181 с.

195. Минералов Ю. И. Сравнительное литературоведение (компаративистика). М.: Юрайт, 2017. 387 с.

196. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности: поэтика и индивидуальность. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. 360 с.

197. Октябрьская О. С. Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920-50-х годов: дис. . д-ра филол. наук. М., 2017. 481 с.

198. Панкратова Т. Б. Военная проза В. А. Курочкина // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология, 2017. Т. 27, вып. 3. С. 400-407 (0,81 печ. л.).

199. Панкратова Т. Б. Деревенская проза В. А. Курочкина // Вестник славянских культур, 2017. Т. 43, № 1. С. 161-177 (1,4 печ. л.).

200. Панкратова Т. Б. Неизвестные произведения В. А. Курочкина // Гуманитарный вектор, 2017. Т. 12, № 2. С. 13-21 (0,98 печ. л.).

201. Панкратова Т. Б. Неизвестный Виктор Курочкин // Литература в школе, 2017. № 6. С. 22-25 (0,38 печ. л.).

202. Панкратова Т. Б. Портрет и пейзаж в рассказах В. А. Курочкина // Слово -образ - речь: грани филологического анализа литературного произведения: монография. М.: Литера, 2018. С. 50-68 (2,1 печ. л.).

203. Панкратова Т. Б. Публицистика в творчестве В. А. Курочкина // Вопросы теории и практики журналистики, 2018. Т. 7, № 1. С. 114-128 (1,75 печ. л.).

204. Панкратова Т. Б., Минералова И. Г. Персонификация подлинной и мнимой красоты в повестях В. А. Курочкина о провинциальной русской жизни («Наденька из Апалева») // Материалы XIX Всероссийской научно-практической конф. «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Московский педагогический государственный университет, 22-23 ноября 2018 г.). М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 54-62 (0,5 печ. л).

205. Панкратова Т. Б., Минералова И. Г. Стиль произведений В. А. Курочкина о войне в контексте современной ему военной прозы // Художественная словесность: теория, методология исследования, история: кол. монография, посвященная 70-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Юрия Ивановича Минералова. М.: Литера, 2019. Т. II. С. 176191 (1,58 печ. л.).

206. Плоткин Л. А. Литература и война: Великая Отечественная война в русской советской прозе. Л.: Советский писатель, 1967. 358 с.

207. Плоткин Л. А. О русской литературе. Л.: Художественная литература, 1986. 336 с.

208. Пономарева Т. А. Пути-перепутья Василия Белова // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX - начала XXI века, 1917-2017: в 3 т. СПб.: ИД «Петрополис», 2018. Т. 3. Ч. 1. С. 147-161.

209. Потебня А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 624 с.

210. Проблемы «Свода русского фольклора» / отв. ред. А. А. Горелов. Л., 1977. 208 с.

211. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ордена Ленина университета, 1946. 340 с.

212. Пропп В. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 2006. 624 с.

213. Розанов В. Мысли о литературе. Современник. М., 1989. 608 с.

214. Садовникова Т. В. Исповедальное начало в русской прозе 1960-х годов: автореф. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004. 24 с.

215. Сакулин П. Н. Синтетическое построение истории литературы. М.: Кооперативное издательство «Мир», 1925. 118 с.

216. Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении. М.: Кооперативное издательство «Мир»,1925. 240 с.

217. Сакулин П. Н. Филология и культурология: сб. избр. работ / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. Ю. И. Минералов. М.: Высшая школа, 1990. 239 с.

218. Сигов В. К. Проблема народного характера и национальной судьбы в прозе В. М. Шукшина: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2000. 370 с.

219. Сигов В. К. Проза В. Г. Распутина: проблематика и поэтика: дис. ... канд. филол. наук. Калинин, 1984. 215 с.

220. Сигов В. К. Эхо «деревенской прозы» // Русская проза рубежа XX-XXI веков / Под ред. Т. М. Колядич. М.: Флинта: Наука, 2011. 520 с.

221. Смирнова А. И. «Не то, что мните вы, природа»: русская натурфилософская проза 1960-1980-х годов: монография. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1995. 192 с.

222. Современная русская советская повесть: 1941-1970-е годы / под ред. Н. А. Грозновой, В. А. Ковалева. Л.: Наука, 1975. 262 с.

223. Сурганов Вс. Человек на земле. М.: Советский писатель, 1981. 624 с.

224. Тарабрина Н. В. Психологические последствия войны [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.net.ru/articles/content/war.html (дата обращения 10.12.2016).

225. Тимофеев Л. И. Советская литература: Метод, стиль, поэтика. М.: Советский писатель, 1964. 523 с.

226. Томашевский Б. Краткий курс поэтики. М.: КДУ, 2006. 192 с.

227. Трубина Л. А. «Война - это горькая штука.»: военная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова // Литература в школе. 2010. № 4. С. 2-6.

228. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. Наука. М., 1977. 574 с.

229. Хачемизова С. Проза фронтового поколения 60-70-х годов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. № 2. С. 41-44 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proza-frontovogo-pokoleniya-60-70-h-godov (дата обращения: 10.06.2017).

230. Храпченко М. Б. Художественное творчество: действительность, человек. М.: Советский писатель, 1982. 416 с.

231. Цветов Г. А. Русская деревенская проза: эволюция, жанры, герои. СПб.: СПбГУ, 1992. 92 с.

232. Чалмаев В. Воздушная воздвиглась арка... // Вопросы литературы. 1985. № 6. С. 73-117.

233. Эльяшевич А. Горизонтали и вертикали. Л., 1984. [Электронный ресурс]. URL: http://psibook.com/literatura/proza-frontovogo-pokoleniya-60-70-h-godov.html (дата обращения: 16.06.2017).

234. Эренбург И. Г. Зрелость // Новый мир. 1942. № 11-12. С. 202-205.

235. Якименко Л. На дорогах века: актуальные вопросы советской литературы. М.: Художественная литература, 1973. 366 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(полная библиография изданий В. А. Курочкина)

1. Курочкин В. // Главное в жизни: одноактные пьесы. М.: Советская Россия, 1970. 86 с.

2. Курочкин В. А. На войне как на войне: повести. М.: Современник, 1995. 464 с.

3. Курочкин В. А. Осиновый край. Л.: Советский писатель, 1990. 512 с.

4. Курочкин В. А. Повести и рассказы. Л.: Художественная литература, 1978. 400 с.

5. Курочкин В. А. Повести. Л.: Лениздат, 1978. 461 с.

6. Курочкин В. Беспокойная ночь // Ленинградский альманах. 1956. Кн. II. С. 133-138.

7. Курочкин В. Большой политик // Ленинградская правда. 1956. 10 июня. С. 3-4.

8. Курочкин В. Дарья. Скворцы прилетели // Молодой Ленинград. 1955. Сб. I. С. 105-116.

9. Курочкин В. Железный дождь // Подвиг: сб. 1970. № 4. 368 с.

10. Курочкин В. Железный дождь: глава из романа // Литературная Россия. 1967. № 49. 1 декабря. С. 12-14.

11. Курочкин В. Железный дождь: первая книга повести «Двенадцать подвигов солдата» // Молодая гвардия. 1968. № 2. С. 77, 193-831.

12. Курочкин В. Заколоченный дом // Молодой Ленинград. 1957. С. 60-127.

13. Курочкин В. Заколоченный дом: повесть, рассказы. Л.: Советский писатель, 1958. 221 с.

14. Курочкин В. Записки народного судьи Семена Бузыкина. М.: Современник, 1990. 336 с.

15. Курочкин В. Избранное: повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1985. 456 с.

16. Курочкин В. Козыриха: драма в 3 д., 9 карт. // Театр. 1957. № 4. С. 3-26.

17. Курочкин В. Козыриха: драма в 3-х д. М.: Искусство, 1957. 74 с.

18. Курочкин В. Короткое детство // Костер. 1966. № 10. С. 31-35.

19. Курочкин В. Короткое детство // Костер. 1966. № 8. С. 6-22.

20. Курочкин В. Короткое детство // Костер. 1966. № 9. С. 11-33.

21. Курочкин В. Короткое детство. Л.: Детская литература, 1967. 175 с.

22. Курочкин В. Короткое детство. Л.: Детская литература, 1970. 175 с.

23. Курочкин В. Короткое детство. СПб.: Росток, 2013. 192 с.

24. Курочкин В. Лесоруб // Нева. 1958. № 4. С. 157-162.

25. Курочкин В. Маринка // Звезда. 1964. № 2. С. 91-93.

26. Курочкин В. На войне как на войне // Молодая гвардия. 1965. № 8. С. 74-128, 161-194.

27. Курочкин В. На войне как на войне // Сельская молодежь. 1967. С. 29-131.

28. Курочкин В. На войне как на войне. Амфора, 2015. 288 с.

29. Курочкин В. На войне как на войне. Короткое детство. Железный дождь. Белгород: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2015. 416 с.

30. Курочкин В. На войне как на войне. Л.: Детская литература, 1980. 160 с.

31. Курочкин В. На войне как на войне. Л.: Лениздат, 1984. 360 с.

32. Курочкин В. На войне как на войне. М.: Азбука, 2005. 288 с.

33. Курочкин В. На войне как на войне. М.: Азбука-Аттикус, 2018. 480 с.

34. ^рочкин В. На войне как на войне. М.: Вече, 2005. 416 с.

35. ^рочкин В. На войне как на войне. М.: Вече, 2010. 256 с.

36. Kypочкин В. На войне как на войне. М.: Вече, 2010. 320 с.

37. ^рочкин В. На войне как на войне. М.: Вече, 2013. 320 с. 3S. ^рочкин В. На войне как на войне. М.: Вече, 201S. 2SS с.

39. ^рочкин В. На войне как на войне. М.: Детская литература, 19S0. 460 с.

40. ^рочкин В. На войне как на войне. М.: Детская литература, 19S7. 111с.

41. ^рочкин В. На войне как на войне. М.: Современник, 1979. 352 с.

42. ^рочкин В. На войне как на войне. М.: Современник, 19S4. 96 с.

43. ^рочкин В. На войне как на войне. М.: Современник, 19S5. 96 с.

44. Kypочкин В. На войне как на войне. М.: Терра - ^ижный клуб, 2005. 272 с.

45. ^рочкин В. На войне как на войне. М.: Эксмо, 2012. 640 с.

46. Kypочкин В. На войне как на войне. Повести. Л.: Советский писатель, 1975. 2SS с.

47. Kypочкин В. На войне как на войне. Повести. Л.: Советский писатель, 1970. 296 с. 4S. ^рочкин В. На войне как на войне: повести, рассказы / сост. Г. E. Нестерова-

49. Дочкина. М.: Правда, 1990. 4S0 с.

50. Kypочкин В. На равных // Сельская молодежь. 1967. № 7. С. 10-13.

51. ^рочкин В. На равных // Смена. 1967. № 141. 1S июня. С. 27.

52. ^рочкин В. Наденька из Апалева. // Нева. 1961. № 12. С. S3-107.

53. Kypочкин В. Наденька из Апалева. Повести. Л.: Советский писатель, 1965. 347 с.

54. Kypочкин В. Неравный бой // Зажги огонек. Л.: Детская литература, 1970. С. 69-74.

55. ^рочкин В. Осиновый край. М.: Советская Россия, 1969. 192 с.

56. Kypочкин В. Осиновый край: повести, рассказы. М.: Советская Россия, 1970. 191 с.

57. ^рочкин В. Пастух // Ленинградская правда. 1952. 19 июля.

5S. ^рочкин В. Пастух // Ленинградский альманах. 1953. № 6. С. 6S-72.

59. ^рочкин В. Первый съемочный день: отрывок из повести «Урод» // Московский ^мсомолец. 1966. № 9S. 27 июня. С. 4.

60. ^рочкин В. Повести. Л.: Лениздат, 1971. 303 с.

61. ^рочкин В. Повести. Л.: Лениздат, 19S7. 461 с.

62. ^рочкин В. Повести. Рассказы. Л.: Лениздат, 19S0. 320 с.

63. ^рочкин В. После концерта // Нева. 195S. № 3. С. S1-S5.

64. ^рочкин В. Последняя весна // Московский журнал. 2005. № 10.

65. ^рочкин В. Последняя весна // Нева. 1962. № 10. С. 110-12S.

66. ^рочкин В. Статьи и фельетоны // Вперед. 1953-1954. № 13, 16, 21, 23, 30, 60, S1, S4, 123, 125, 130, 145, 146, 152.

67. ^рочкин В. Страница жизни // Нева. 1956. № 1. С. S4-91.

6S. Kypочкин В. Судья Семен Бузыкин // Аврора. 1974. № 6. С. 10-27.

69. ^рочкин В. Тетя Вера // Смена. 1955. № 79. С. 3-4.

70. ^рочкин В. Товарищи офицеры // Аврора. 1977. № 12. С. 11-31.

71. ^рочкин В. Урод // Октябрь. 1966. № 5. С. S5-125.

72. ^рочкин В. Урод // Ясная Поляна. Тула. 1997. № 2. 351-3SS с.

73. ^рочкин В., Равенских Б. Сердце девичье затуманилось. : комедия в 3 д., 7 карт. М.: Отд. распространения драм. произведений ВУОАП, 1959. 6S с.

74. Kurockin Victor. A la guerre comme a Laguerre. Roma: Armando, 2004. 159 р.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(блокнот В. А. Курочкина и расшифровка)

О блокноте писателя

Черновиков Виктор Курочкин после себя не оставил, закончив работу, рвал черновики и наброски. Единственное, что сохранилось, - блокнот, который он вел в последние годы своего творчества. Его сохранила для нас вдова писателя Галина Ефимовна Нестерова-Курочкина.

Почерк у Виктора Курочкина сложный. Этот момент нередко отмечали и его друзья, писавшие о нем. Так, например, Г. Горышин писал в своих воспоминаниях: «В окно каюты мне было видно, как Курочкин пишет. Писал он от руки. Почерк у него неразборчивый. Написанное сам и перепечатывал на машинке»388. О том же говорил и В. Конецкий: «В тусклом свете грязной подпотолковой лампочки без всяких абажуров сидел за столом под огромным бюстом химика маленький Витя, чиркал на бумаге своим ужасным куриным почерком и горько пла-

389

кал, но, как потом выяснилось, светлыми и радостными слезами» . Не всегда может разобрать почерк и вдова писателя. По этой причине в расшифровке остались неясные места, кроме того возможны искажения и неточности. Знаки вопроса и многоточия означают неясности, скобки - вариативность. Пунктуация и орфография записей писателя сохранены.

Расшифровка почерка писателя сделана Т. Б. Панкратовой. Выражаем благодарность за помощь в расшифровке О. В. Панкратовой, С. Р. Федякину.

В блокноте мы видим множество нереализованных замыслов, работу над словом и стилистическими приемами.

Отличительной особенностью творчества Виктора Курочкина является неповторимая добрая ирония, которая отражена и в блокноте. Это и забавные афоризмы и своего рода анекдоты, и просто остроумные мысли писателя.

388 Горышин Г. Война взяла их в час великий. / Курочкин В.А. Избранное: Повести и рассказы // М.: Советская Россия, 1985. С. 12.

389 Конецкий В. Памяти В. Курочкина // Конецкий В.В. Эхо (вокруг и около писем читателей). Спб: Изд-во Русско-Балтийский инф. Центр. «Блиц», 2001. С. 138.

Интересны и найденные метафоры, сравнения и другие тропы, некоторые из которых он использовал в произведениях.

Другие же образы, приемы и тропы так и остались в блокноте, но не менее красочны:

«Паровоз свистнул как молодой петух».

«Солнце садясь, словно на

что то напоролось и

разлилось по горизонту (зачеркнуто)».

Найдем в блокноте и наброски сюжетов произведений. Краткие, емкие, чаще всего одна-две фразы у Курочкина содержат сюжет целой повести:

«Нерешительный парень объяснялся в любви с девушкой через водосточную трубу, соединяющую дно пруда».

«Тема для рассказа. «Твердость»

Человек во имя любимой доли: бросает учиться, перед дипломом, любимую жену».

«Сам себе пишет письмо чтоб почтальонша приносила»

Лаконичность и краткость также всегда были присущи писателю в его произведениях. Это отмечали многие исследователи творчества Виктора Курочкина, в том числе В. Конецкий, в своих воспоминаниях о Курочкине упоминает, что как-то Курочкин прочел ему первую фразу своей будущей повести «Братья Бузы-кины шли по Невскому», и он удивился: «Ведь в этих пяти словах уже есть и какие-то братья Бузыкины! И ты их таких-сяких, прямо и видишь уже! И видишь,

как они идут! И видишь, что эти братья Бузыкины идут именно по Невскому -где-нибудь возле бывшей Думы! И уже есть именно вся интонация будущей повести - этакая гоголевско-щедринская интонация, но только по-курочински добрая, мягко-добрая в глубинах. »390.

Повесть, о которой говорит Виктор Конецкий, так и не была написана, или не сохранилась. Однако подобное можно заметить и о записях в блокноте. Таких фраз, которые могли составить целое произведение, у Курочкина было много. Емкость при огромной внутренней содержательности - редкий дар, присущий, как правило, классикам. Не случайно, исследователи сравнивают прозу Курочкина с прозой Чехова и Пушкина, замечая родственность и наследственность стилистики.

Встречаются в блокноте и более целые, развернутые наброски так и не написанных произведений:

«Задумавшись я смотрел в окно поезд шел быстро, за окнами плыли кружась поля».

«1. Птица(ы) рассказ. Девушка гадает на ромашке любит не любит парень следит(л) (?) за ней и когда последний лепесток говорит(л) не любит, он незаметно подсовывает ей один лепесток упавший».

«Старуха поет чаем гостя

тот один за другим стаканом (зачеркнуто)

390 Конецкий В. Памяти В. Курочкина // Конецкий В.В. Эхо (вокруг и около писем читателей). Указ. изд. С. 139.

кладет в стакан куски Старуха только охает, а потом говорит: Мой старик не любил Сладко чай пить».

«У пьяницы нет денег

выпить он шлет

телеграмму, о том (?)

признал(й) (?) (зачеркнуто), что он

умер: чтоб срочно

приезжали хоронить»

«Жена посадила мужа .

- как на гауптвахту, за то что был пьяный на работе, а за одно

с ним и дежурила».

«про сгоревшего

Один человек вымочился, пошел (зачеркнуто)

развел огонь. Снял белье переоделся (зачеркнуто) Переодел

мокрое бельё оставил сушить у

костра. А сам пошел за(зачеркнуто) в

деревню(?) за молоком. Когда он ушел(зачеркнуто)

белье упало в костер и сгорело.

Пришли приятели увидели

все что дело(зачеркнуто) сгоревшее белье

и подумали, что он сгорел

- Стоят и рассуждают, хорошо шмотье сгорело или на

половину. А почему .

пусты. Куда тело делось (они делись) (?)

Из залы.

А этот человек стоит за кустом и слушает их разговор».

Кроме того, развернутый набросок целой пьесы:

«Сюжет пьесы.

Идея(?).

Самое ценное в невесте чистота и стыдливость.

Девушка выходит замуж не по любви. С единственной целью что муж её будет содержать больную мать и двух малолетних братьев. В конце концов она так к нему привыкает и сама в него влюбляется, что когда к ней приходит первый её жених, которого она оч.(?) любила, то она его выгоняет вон. Впрочем муж ей попал(?) действительно человек очень большого сердца и культуры. И очень оскорбляется когда она в................ему

об этом признается».

По свидетельствам вдовы Курочкин также работал над пьесами «Пень» и «За все надо платить», что говорит, конечно, о продолжавшейся работе над драматическими произведениями.

Встретим и записи на военную тему, описание армейского быта, диалоги и многое другое, которые свидетельствуют о том, что Курочкин не собирался оставлять и военную тему.

Устное народное творчество неотъемлемая часть произведений Курочкина. Это и знаменитая песня о танкистах, сохраненная для нас Виктором Курочкиным, в повести «На войне как на войне», и народные сказки в рассказе «После концерта» и в других произведениях, и многочисленные поговорки, пословицы. Современники же вспоминают, что он знал огромное количество частушек и исполнял их блестяще.

Встречаются и афористичные, философские рассуждения, которые также свойственны стилистике писателя: «Врачу

Лечить - значит исправлять

свои ошибки - надо предупреждать

болезни».

«Видел везли на машине лошадь. С какой грустью она смотрела на дорогу!!!».

«Мужчина(ы) (?).испытывает(?) два(?) чувство(а): радость и ревность женщины только ревность Кто сильнее (?) чувствует (?)»

«Идеей живут только гении и маньяки.

Нормальные люди живут плотской собственной (?) жизнью.».

«Молодежь не верит, что она тоже(?) смертна(?)».

У Курочкина острый писательский взгляд, все подмечающий. Он часто шел против политики партии в своих произведениях, не стесняясь писать правду, особенно это отразилось в повести «Записки народного судьи Семена Бузыкина», в которой он правдиво рассказал о несправедливостях, добродушно и с иронией. В блокноте встретим подобное: «Пьют, в правлении колхоза, как лошади (из ведра через край)».

«На стене в ожидании пожара(?) висело с дырявым дном ведро и багор».

«Еслиб из всех статей и речей ., вы. вымолотить(?) слово кукуруза, тогдаб и сеять ее не надоб было».

«Лучшего тормоза в развитии страны, как наше правительство, коммунисты еще не придумали .».

Есть и редкие дневниковые заметки: «Январь 1964. 6-го числа

Был в филармонии на концерте Вишневской

и Растоповича. Он играл, она пела, пожалуй

это не то слово, пение(песни) (?) она то шептала то

выкрикивала. Певица она видимо неплохая (?), но выбранный

репертуар (Мусоргский) совершенно ей не подходил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.