Творчество Н.М. Карамзина 1780-х - середины 1790-х годов: К проблеме предромантизма в русской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Биткинова, Валерия Викторовна

  • Биткинова, Валерия Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Саратов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 329
Биткинова, Валерия Викторовна. Творчество Н.М. Карамзина 1780-х - середины 1790-х годов: К проблеме предромантизма в русской литературе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Саратов. 2004. 329 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Биткинова, Валерия Викторовна

Введение

0. ¡Русский предромантизм: Итоги и проблемы изучения

Глава 1:

Эпоха предромантизма» - контекст творчества Н. М. Карамзина

1.1 Русская рецепция западноевропейского предромантизма

1.2 «Идея личности», «культ Природы», историзм -определяющие идеи эпохи предромантизма

1.2.1 «Идея личности»

1.2.2 «Культ Природы»

1.2.3 Предромантический историзм

Глава 2:

Предромантические тенденции в журнале «Детское чтение» и альманахе «Аглая»

2.1 «Детское чтение для сердца и разума»: Истоки становления предромантической поэтики

2.2 Предромантические повести Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена»

2.2.1 «Остров Борнгольм»

2.2.2 «Сиерра-Морена»

2.3 Альманах «Аглая»:

Контекст предромантических повестей

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Н.М. Карамзина 1780-х - середины 1790-х годов: К проблеме предромантизма в русской литературе»

Рубеж XVIII и XIX веков— переходная, эпоха ~ истории русской литературы, время становления и активного взаимодействия разных эстетических систем, литературных направлений. Большую роль в литературном процессе играет усвоение достижений западноевропейской-литературы. Но особенностью русской литературы обозначенного периода является' ускоренное прохождение стадий развития, соотносимых с аналогичными в европейских литературах, напластование одних литературных направлений на другие. Произведения разных национальных литератур, произведения, «разведенные» по времени их создания; часто приходили в русскую культуру одновременно, и в новом литературном контексте, а также в новом контексте идей, философских и эстетических исканий они осознавались в единстве, обнаруживали «сближения», в них акцентировались те или иные черты; Все это объясняет внимание исследователей к художественному методу русских писателей конца XVIII - начала XIX вв., к взаимодействию разных литературных направлений не только в целом в творчестве какого-либо автора, но и в рамках одного произведения, а также внимание к переходным эстетическим системам, одной из которых является предромантизм.

Обращение к творчеству Н.М.Карамзина в связи с проблемой предромантизма в русской литературе мотивировано рядом причин. Во-первых, представление о Карамзине как о «главе русского сентиментализма» в последнее время существенно обогащено, признано, что в рамки только сентиментализма не укладываются ни творчество писателя в полном объеме, ни тем более его мировоззренческо-философские основы. Но проблемам остается пока недостаточно изученной. Есть ряд работ, посвященных отдельным* проявлениям предромантизма и «романтизма» в творчестве Карамзина, но при таком подходе эти проявления выглядят действительно «отдельными», почти случайными; вкраплениями в общей системе его творчества, обозначаемой в целом как «сентименталистская», «выходами», «прорывами» из нее в будущий романтизм. Необходимо рассмотрение элементов предромантической■ поэтики в системе:творчества Карамзина. Во-вторых, Карамзину в значительной степени; принадлежит заслуга усвоения русской литературой достижений* западноевропейской, он сам, ставил себе такую задачу. И среди тех новых «веяний», которым уделял внимание писатель, не последнее место принадлежит предромантическим.

Проблема предромантизма в теоретическом ее аспекте в настоящее время является одной из самых изучаемых и одновременно одной из самых спорных; в отечественной науке: С одной стороны, давно ощущается^ потребность как-то обозначить, выделить переходный этап от классицизма; сентиментализма, просветительской: литературы к собственно романтизму -этап,, безусловно, обладающий своими особенностями, отличиями> от генетически связанных с ним? художественных систем. Отсюда появление таких терминов, как «предромантизм», «ранний романтизм», «ранние романтические веяния», «предромантические тенденции» и т. п. С другой стороны, ряд ученых считает, что переходные явления естественны для истории^ литературы как живого процесса, и поэтому рассмотрение предромантизма как самостоятельной системы, нецелесообразно, что тогда нужно так же выделять «предклассицизм», «предсентиментализм», «предреализм» (термины, используемые некоторыми исследователями, но как рабочие). Концепция; подобной; переходной системы- «просветительского реализма», — выдвинутая Т.П. Макогоненко, как известно, в настоящее время не находит поддержки И! развития. Изучение же поэтики предромантизма: как определенной; системы в творчестве одного писателя (Карамзина) может помочь выявить и особенности предромантизма как системы, взаимодействие, его с другими художественными и философско-эстетическими системами (просветительством, сентиментализмом, романтизмом). Именно. на материале произведений ¡Карамзина можно попытаться прояснить спорную в российской науке проблему соотношения сентиментализма и предромантизма.

Еще один аспект проблемы: понятие «предромантизм» активно используется в зарубежном литературоведении, в том числе и при изучении русской литературы, в отечественной: же науке сложилась традиция безоговорочно? применять его для западноевропейской литературы и-последовательно избегать при обращении к русской. Введение понятия «предромантизм» в более широкое употребление позволяет плодотворнее рассматривать русскую литературу рубежа XVIII-XIX вв. в общеевропейском контексте, что необходимо из-за обозначенной уже специфики литературного процесса; Творчество« Карамзина* (соотношение переводов, оригинальных сочинений, а также высказываний о зарубежных авторах в статьях и художественных произведениях) дает богатый; материал для выявления механизмов формирования предромантизма в русской литературе в контексте направлений и течений литературы общеевропейской.

В последнее время термин «предромантизм» по отношению к явлениям русской литературы используется: все чаще, и не только в специальных литературоведческих трудах, но и в учебной литературе и даже в массовых изданиях. Значение же его, объем понятия (период в истории литературы, литературное направление, отдельные «тенденции») остаются недостаточно проясненными. Наиболее полное на сегодняшний день теоретическое осмысление явления русского предромантизма дают работы А.В: Архиповой и; В;А. Западова. Обобщение концепции A.B. Архиповой представлено в виде статьи, ряд ее работ посвящен отдельно проблеме: историзма, а также предромантизму в русской: критике. Концепция русского предромантизма В.А. Западова вызывает ряд справедливых, на наш: взгляд, замечаний других исследователей, в частности Н.Д. Кочетковой; и требует уточнений. Кроме того, она разработана на материале поэзии. Особенности проявления предромантизма в. прозе, кроме отдельных аспектов, изучены недостаточно, исключение составляет, пожалуй, готическая литература. В творчестве же Н.М. Карамзина представлены разные типы предромантической повести, поэтому целостный их анализ может быть важным и для выявления специфики жанровых разновидностей, и в свете проблемы, поэтики предромантической; прозы.

Все вышесказанное1 определяет актуальность нашей работы как в теоретическом, так и в историко-литературном аспекте.

Объектом < изучения в представленной диссертации является творчество Н:М; Карамзина 1780-х - серединыi. 1790-х гг. Этот временной, промежуток включает в себя первую волну еще юношеского увлечения Карамзина литературой западноевропейского предромантизма: и так называемый «период "Аглаи"», когда усиливаются предромантические тенденции в творчестве писателя. Привлекаются оригинальные художественные прозаические и поэтические произведения« Карамзина, переводы, а также журнал «Детское чтение для сердца и разума» и альманах «Аглая» как целостные явления. Для наиболее детального, целостного, анализа выбраны предромантические повести «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена». Предметом исследования: являются элементы предромантической поэтики в сист vie художественных произведений Карамзина, особенности: проявления предромантизма в творчестве писателя и соотношение его с другими; художественными; и философско-эстетическими системами. Так как: в настоящее время нет академического полного: собрания сочинений писателя, то основным материалом i для исследования стали издания произведений в академических сериях: «Письма Русского Путешественника» в издании серии «Литературные памятники», стихотворения- в* большой серии «Библиотеки« поэта», публицистика в серии «Библиотека "Любителям российской словесности. Из литературного наследия"» и во втором томе приравненного к академическому изданию двухтомника, подготовленного Г.П. Макогоненко (1984 г.). Повести рассматриваются по последнему прижизненному изданию сочинений Карамзина 1820 г., переводы - по подготовленному автором девятитомному собранию «Переводы Карамзина» (изд. 4-е, 1835 г.). Анализируется первое (1785-1789 гг.) и частично последнее (1819 г.) издание журнала «Детское чтение для« сердца и разума», первое (1794-1795) и второе (1796 г.) издания альманаха «Аглая». Анализ произведений; по прижизненным изданиям, а повестей «Остров Борнгольм» и« «Сиерра-Морена» по первой редакции: в альманахе «Аглая» является для; нас принципиальным, так как они отражают авторские установки именно периода 1780-х - середины 1790-х годов. Кроме того, в современных изданиях нарушен важный для Карамзина смыслообразующий слой текста, формируемый; написанием прописных/ строчных букв и, особенно, пунктуационной- партитурой. Важные расхождения; разных редакций текстов анализируются особо. Привлекаемые для; сравнения произведения зарубежных авторов рассматриваются, по возможности; либо по изданиям в советских академических сериях, как наиболее адекватные переводы, либо по переводам Карамзина и его современников, которые, хотя в большинстве своем и являются вольными, выполненными зачастую с переводов-посредников, но при этом отражают рецепцию иностранной литературы в русском культурном контексте интересующего нас периода: Переводы всех произведений, которые мы считаем непосредственными источниками; для произведений Карамзина,, сверены с подстрочниками и разночтения анализируются.

Методологической основой диссертационного исследования являются работы таких исследователей, как F.A. Гуковский, A.B. Архипова, B.A. Западов (работы по теории русского предромантизма); В. М. Жирмунский; Ю.Д.Левин (принципиальный для нас подход к предромантизму, вообще к литературному направлению, как к межнациональной общности»); Ю.Д. Левин, Р.Ю. Данилевский* В.Э. Вацуро, Ю.М. Лотман (рассмотрение произведения в контексте традиции); Н.Д. Кочеткова, Ф.З. Канунова и; другие ученые томской школы (историко-литературный подход); В.Э. Вацуро, Ю.В. Манн, Е.А. Сурков, Ю.М. Лотман, В.Н.Топоров, В; Шмид (конкретные методики анализа текста);: О.М. Гончарова (анализ журнала и альманаха как целостности). Исходя; из того, что- предромантизм является переходной эстетической' системой, наиболее адекватным подходом представляется синтез структурного анализа: текста со сравнительно-типологическим,, сравнительно-историческим и историко-литературным методами.

Научная' новизна, работы определяется как рассмотрением творчества Н.М. Карамзина в свете проблемы предромантизма в русской литературе1, так и методами анализа текстов, обусловленными спецификой данной проблемы, а также привлечением малоизученных источников.

Цель исследования- выявить особенности реализации поэтики предромантизма в творчестве Н.М.Карамзина указанного периода; а в теоретическом аспекте — попытка ответить на вопрос, в какой мере можно говорить о «русском предромантизме» как определенной самостоятельной системе.

Для этого предполагается решить следующие задачи: 1) систематизировать исследовательские концепции, мнения, разрозненные суждения по проблеме предромантизма, высказанные в основном в статьях, посвященных отдельным аспектам предромантической поэтики, анализу творчества отдельных авторов;

1 Аналогичные исследования: Касаткина В. Н. Предромантизм в русской лирике. К. Н. Батюшков и Н. И. Гнедич / В. Н. Касаткина. М;, 1987. 90 е.; Сионова С. А. Поэзия М. Н: Муравьева: (К проблеме становления предромантизма в русской литературе второй половины XVIII в.): Дисс. [.] канд. филол. наук/ С. А. Сионова. Елец, 1995.243 с.

2) на этой основе выделить ведущие проблемы, выдвинутые предромантизмом, очертить круг структурно оформившихся в нем «линий» и жанров;

3) выявить специфику решения поставленных: проблем: и особенности отдельных элементов поэтики предромантизма; в сравнении, с одной стороны, с предшествующими и существующими параллельно философско-эстетическими системами и литературными направлениями (просветительством, классицизмом; сентиментализмом), а с другой- с романтизмом; возможно, уточнить некоторые положения на основе подробного анализа текстов;

4) с опорой на работы исследователей выявить реализацию обозначенных «линий» и* поэтики предромантизма в творчестве авторов рубежа XVIII-XIX вв. (для обозначения контекста творчества Карамзина в русском литературном процессе);

5) выявить проявления предромантической поэтики в произведениях Н.М. Карамзина;

6) дать целостный анализ двух предромантических повестей;

7) путем сравнения соответствующих мотивов и образов в оригинальных и переводных произведениях Карамзина, принадлежащих к разным философско-эстетическим системам, показать их трансформацию в структуре предромантической повести;

8) показать эволюцию некоторых мотивов и образов от просветительской, сентименталистской к предромантической их трактовке в оригинальных и; переводных произведениях Карамзина.

Поставленными задачами определяется структура диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка< литературы. В первой главе «Эпоха предромантизма. Контекст творчества Н.М.Карамзина» решаются задачи 2-5, во второй «Предромантические тенденции в журнале

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Биткинова, Валерия Викторовна

Заключение

Заметным явлением литературного процесса Европы и России конца XVIII- начала XIX в. был предромантизм. Он не был осознан самими участниками как определенная целостность, и выделяется позднейшими исследователями с учетом- историко-литературной; перспективы, оформления; наметившихся в. нем тенденций в систему нового литературного направления— романтизма. Структурно оформились отдельные жанры, «линии», движения литературы предромантизма. Но, безусловно, предромантизм в целом тоже представляет собой систему, единство которой обусловлено; в первую очередь, единством мировоззрения, отразившего кризис идеалов и самого типа восприятия мира эпохи Просвещения, но при этом рационалистическим способом мышления и построения образа связанную с просветительской литературой.

Анализ и первичная систематизация исследовательских концепций предромантизма, в частности, русского предромантизма, и различных исследовательских подходов к изучению литературных направлений и литературного процесса второй половины XVIII — начала XIX в. позволили выделить общие черты в тех отдельных произведениях, жанрах и «линиях», которые характеризуются учеными как «предромантические». Плодотворным оказалось сравнение направлений эстетических поисков в разных видах искусства обозначенного периода.

Наметилось три крупных «идеи» эпохи, проявившихся в философских и эстетических поисках искусства предромантизма: идея личности, идея Природы как высшей ценности и идея историзма. В круг этих ключевых «идей» вписываются все жанры и «линии» предромантизма. Ими определяется проблематика, специфика конфликта и его разрешения, сюжета (перенос внимания с событийной стороны на психологию героев, нравственные проблемы), жанровые доминанты, некоторые особенности структуры предромантических: произведений (например, обобщающая оппозиция «Природа / цивилизация», определяющая более частные («деревня / город», «поселяне / человек цивилизации», «хижина / дворец» и др.), или «варварство / просвещение», также реализуемая в ряде образов (замка, руин и др.)).

Специфика системности предромантизма определяется тем, что мышление, в том:числе и художественное, еще остается; рационалистическим. Отсюда - жанровая система, сам / принцип сквозных тем, мотивов и образов, принцип оппозиционности, аллегоризм, устойчивая связь идей, и образов (показательным является, например, устойчивая оппозиция метафор света / тьмы), устойчивость ассоциаций. Изменение начинается- и; сначала: проявляется внутри этих связей - с замены приоритетов, в постепенном изменении эмоционального ореола, а затем и идейного наполнения сквозных мотивов; и образов. Лучшим доказательством рациональности, системности мышления эпохи предромантизма является быстрое складывание новых клише и штампов, новых «образцов» литературы.

Общей закономерностью эволюции искусства предромантизма, нам представляется движение от жанрового канона, с наложением начинающего формироваться канона литературного: направления, к индивидуальному авторскому стилю. Можно уже говорить о «стиле» предромантизма, «поэтике» предромантизма, отличных, например, от стиля и поэтики сентиментализма: разных типах героя, поэтике портрета, пейзажа т. п., — хотя и зависящих еще от жанра, но чаще уже от принадлежности к,той или иной «линии» литературы предромантизма.

Особенностью литературы предромантизма,. отличающей; его от классицизма и сентиментализма, является интерес к истории и фольклору. Сравнение проявления этого интереса в литературе и других искусствах, а также сравнение с романтической литературой позволило выделить особенности предромантического историзма:; выделение типов: культур, связь образа с определенной идеей; «декорационность» исторического антуража.

Предромантическое ощущение неустойчивости, а порой; и; катастрофичности мира- передается^ через особую,, предромантическую,. иронию, отличную и от сентиментальной^ и от романтической:

В русскую литературу предромантизм: во многом пришел в виде готовых форм (произведений' знаковых авторов с уже устоявшимся- кругом ассоциаций), хотя, безусловно, русская культура по своему мировоззрению, господствующим« настроениям была готова к принятию этих форм. Многие российские авторы рубежа XVIII - XIX вв. увлекались литературой-европейского предромантизма, писали: произведения в жанрах предромантической литературы, использовали ее темы, мотивы и образы.

Одной- из наиболее ярких фигур;русского предромантизма; безусловно, был Н.М. Карамзин. Его переводы знаковых для европейского предромантизма авторов! и произведений, были в числе первых (Шекспир,. Томсон, Оссиан), он также одним из первых стал разрабатывать жанры предромантической литературы: балладу, стихотворную богатырскую поэму, готическую повесть, причем эти поиски шли параллельно с поисками западноевропейских предромантиков.

Предромантические увлечения характеризуют уже ранний: период творчества писателя — период сотрудничества в журнале Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Он: переводит и упоминает имена знаковых авторов литературы предромантизма;, В его переводах и оригинальных произведениях получают предромантическую трактовку некоторые сквозные для журнала темы, мотивы и образы, например, тема смерти. Отдельные произведения «Детского чтения» являются прямыми источниками или предваряют своей поэтикой предромантические повести «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена».

Целостный анализ поэтики «Острова Борнгольм» и «Сиерры-Морены», совмещение методов структурного анализа со сравнительно-типологическим, сравнительно-историческим и историко-литературным, позволил выявить как особенности предромантической трактовки ряда сквозных для литературы, второй половины XVIII - начала XIX в. тем, образов и образных оппозиций, так и некоторые особенности поэтики предромантической повести, в частности, из основных- разрыв между позицией героя и автора, предромантический (в отличие от романтического) мотив Природы как высшей ценности и мерила действий человека. Такой анализ позволяет говорить о том, что, несмотря на «переходность» предромантизма в целом, I отдельные предромантические произведения отнюдь не «эклектичны», представляют собой не сумму «выходов» в романтизм и «остатков» рационалистического мышления эпохи Просвещения, а внутренне организованное непротиворечивое целое. «Историзм» обеих повестей также можно назвать предромантическим.

Впервые проведенное в нашей диссертации подробное сравнение сходных мотивов в повестях. «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» и в более ранних переводах и произведениях, которые можно считать источниками этих повестей, а также сравнение нескольких редакций позволяет частично дополнить историю создания, повестей. Выборочный анализ структуры предложений карамзинских текстов и пунктуационной партитуры показывает необходимость учитывать даже этот слой текста и, соответственно, его изменения. Сравнение с произведениями-источниками и сравнение разных редакций? позволяет также проследить процесс формирования поэтики предромантической повести и эволюцию некоторых мотивов, в творчестве Карамзина.

Контекст альманаха «Аглая» создает диалогическое дополнение мотивам и образам повестей «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена», с одной стороны, разъясняя смысл этих образов, а с другой, усложняя, подчеркивая противоречивость мира и невозможность однозначного решения затронутых в произведениях альманаха философских и нравственных проблем. «Сентиментальная ирония», присущая как предшествующим, так и последующим; произведениям Карамзина, но исключенная из повестей «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена», сменяется диалогизмом; формируемым межтекстовыми связями в альманахе.

Анализ- альманаха «Аглая» демонстрирует принципы организации карамзинских периодических изданий, а в сравнении с «Детским чтением» — эволюцию этих принципов, особенности межтекстовых взаимосвязей в издании, отражающем «кризис» мировоззрения писателя, корреспондирующие с усилением предромантических, тенденций в его творчестве. В альманахе «Аглая» проявлением этих тенденций являются субъективизм, предромантическая ирония, мотивы разрушения, враждебности «большого мира», прихотливости авторской фантазии, уводящей в иллюзии, шекспировские и виландовские ассоциации. Показательно усиление субъективизма и иронии во второй книжке по сравнению с первой. Кроме «готической» и «испанской» предромантических повестей в «Аглае» же опубликована богатырская сказка «Илья Муромец», являющаяся ярким примером другой линии; предромантической литературы- «фольклорной», жанра сказочной поэмы с «национальным» сюжетом.

Тема «Предромантизм и творчестве Н.М. Карамзина» не может быть исчерпана: данной диссертацией. Необходимо исследование проявления; предромантической поэтики в других произведениях писателя, расширение контекста как русской, так и; европейской литературы, вынужденно ограниченного и выборочного в настоящей работе. Сразу надо оговорить, что целью нашего исследования является не опровержение представлений; о Карамзине как об одном из наиболее ярких представителей: русского сентиментализма, а изучение творчества писателя во всей его сложности, взаимосвязях с различными философско-эстетическими системами в контексте переходной эпохи конца XVIII - начала XIX в.

298

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Биткинова, Валерия Викторовна, 2004 год

1. Словарь литературоведческих терминов Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев, В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. 509 с.

2. Словарь русских писателей XVIII века. Л.: Наука Вып. 1: А-И. 360 с; СПб.: Наука, 1999. Вып. 2: К-П. 510 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.