Проза Е.И. Замятина: поэтика конфликта в замкнутом пространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Борода, Елена Викторовна

  • Борода, Елена Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 206
Борода, Елена Викторовна. Проза Е.И. Замятина: поэтика конфликта в замкнутом пространстве: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тамбов. 2003. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Борода, Елена Викторовна

Введение.

Глава 1. Конфликт в замкнутом пространстве как средство характеристики героев.

Глава 2. Сюжетообразующая функция мотива замкнутого пространства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Е.И. Замятина: поэтика конфликта в замкнутом пространстве»

Оригинальность творческого мышления и художественной манеры Е.И.Замятина (1884 - 1937) не подвергается сомнению. Безусловно, это один из самых интересных авторов XX столетия. Прозаик, сценарист, драматург, переводчик, критик, публицист и теоретик литературы, он во всех сферах литературной деятельности заявил о себе как о яркой творческой личности. Учитывая сравнительно небольшой объем наследия писателя, мы убеждаемся в справедливости суждения, высказанного о Замятине его другом А.М.Ремизовым: "Замятин не болтун литературный. за 29 лет литературной работы осталось - под мышкой унесешь; но вес - свинчатка'^ 1].

Творчество Замятина достаточно полно представлено в отечественном и зарубежном литературоведении. Изучению жизни и творчества писателя-еретика посвящены монографические работы А.Гилднер, Р. Гольд-та, Т.Т.Давыдовой, В.Н.Евсеева, Н.Ю.Желтовой, Н.Н.Комлик, Т.Лахузен, Е.Максимовой и Э.Эндрюс, Б.А.Панина, Л.В.Поляковой, И.М.Поповой, Р.Рассела, Л.Шеффлер, А.Шейна, Н.В.Шенцевой, Л.И.Шишкиной.

Написаны и защищены докторские диссертации С.А.Голубкова, В.Н.Евсеева, Т.Т.Давыдовой, Н.Н.Комлик, М.Ю.Любимовой, И.М.Поповой. К художественному миру "англичанина из Лебедяни" обращались авторы кандидатских диссертаций: В.А.Бодров, С.Ю Воробьева,

A.Ю.Галушкин, Н.Ю.Желтова, О.В.Зюлина, С.Н.Капустина, Н.З.Кольцова,

B.И.Копельник, И.М.Курносова, М.А.Резун, Ким се Ил, Ло Ли Вей, Е.А.Лядова, Т.А. Майорова, И.А.Рыжков, О.Е.Чернышова и другие. Изучению наследия Замятина посвящаются регулярные научные симпозиумы: Тамбов и Санкт-Петербург стали своеобразными научными центрами отечественного замятиноведения. Здесь издаются коллективная монография

Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: В 11 кн."(Тамбов, 1994, 1997, 2000, 2003), библиографические указатели (Тамбов, 1997, 2000, 2003), "Ежеквартальник русской филологии и культуры" (Санкт-Петербург), на страницах которого публикуются интересные материалы.

В Тамбове работает Международный научный центр изучения творческого наследия Е.И.Замятина с филиалами в Кракове (Польша) и представительством в Лозанне (Швейцария). С 2002 года на его базе проводится Всероссийский с международным участием конкурс научных студенческих работ "Литература русского зарубежья. Е.И.Замятин", который свидетельствует о неослабевающем интересе молодых филологов к творчеству Замятина.

На страницах монографий, докторских и кандидатских диссертаций, в статьях о Замятине исследуются самые разнообразные вопросы творческого наследия писателя: периодизация творчества, своеобразие поэтики, место художника в отечественной литературе и связь с ее традициями, культурологические аспекты и многие другие. Несмотря на это, многое в творческом наследии художника остается неизученным, и прежде всего замятинская поэтика во всем ее содержательном и функциональном разнообразии и очаровании. Одним из наиболее устойчивых и продуктивных средств в создании единой художественной палитры в прозе Замятина, в строении его модели мира является конфликт в замкнутом пространстве.

Творчество Е.И.Замятина можно оценивать по-разному, как, впрочем, и личность самого писателя. И это понятно: отношение к человеку, родившемуся в семье священнослужителя, а впоследствии приобретшему репутацию еретика, не может быть однозначным. Сложна творческая эволюция Замятина-писателя, нелегок путь Замятина-человека, вечно ищущего и борющегося против любых застывших форм. Не менее трудны дороги, по которым идут его герои, преодолевая различные препятствия на пути к истине. Главной преградой для них, как правило, являются барьеры, ограничения. Такова жизненная позиция самого Замятина, больше всего на свете ненавидевшего все конечное, имеющее предел, а значит, ограничивающее процесс совершенствования: его художник считал бесконечным. Этим, пожалуй, и обусловлена полифункциональная востребованность в большей части его произведений мотива замкнутого пространства.

На этот мотив в творческом наследии писателя, пожалуй, впервые обратил внимание Р.Гольдт. "Почти через все творчество Замятина при самом широком стилистическом диапазоне просвечивает тема заключения и конфликта в замкнутом мире" [2], - пишет немецкий исследователь. При этом замкнутое пространство в наблюдении Р.Гольдта выступает преимущественно в качестве темы. Между тем в поэтике произведений Замятина замкнутое пространство может проявляться на уровне мотива, приема, художественной детали. На эту особенность замятинской поэтики обращали внимание и отечественные исследователи: А.Е.Ануфриев, Г.П.Баран, Ю.Ю.Волкова, С.Ю.Воробьева, Т.Т.Давыдова, О.А.Павлова, Л.В.Полякова, С.Ю.Толоконникова, И.О.Шайтанов.

В качестве самостоятельной проблемы роль замкнутого пространства в художественном мире Замятина еще не была обозначена. Однако без ее рассмотрения будут затруднительными решения вопросов о творческой индивидуальности писателя, идеостиле, изменениях в жанровых системах, о творческих поисках в целом не только Е.И.Замятина, но и всей новейшей русской литературы. Данное диссертационное исследование -попытка осмыслить поэтику распространенного в творчестве Замятина конфликта в замкнутом пространстве и его функции. В этом состоит его актуальность.

Предметом исследования стало замкнутое пространство в отдельных произведениях Замятина в его функциональных разновидностях и категориях поэтики: в качестве темы, мотива, приема и художественной детали.

Материалом исследования является проза Замятина с привлечением его публицистики и рукописного наследия.

Объект исследования - идейно-художественная структура произведений писателя.

Цель исследования заключается в осмыслении художественного своеобразия прозы Замятина через анализ поэтики конфликта в замкнутом пространстве. С целью связаны основные задачи работы:

- раскрыть творческую индивидуальность писателя путем исследования одного из постоянных мотивов его тборчества;

- изучить взаимосвязь художественной манеры писателя и его философ-ско-эстетических концепций, в том числе устойчивых.

- определить место, выявить основные функции и эволюцию конфликта в замкнутом пространстве в поэтике прозы Замятина.

Цели и задачи обусловили выбор метода исследования, в основе которого - синтез системного, сравнительно-типологического, структурно-поэтического, семантического подходов.

Выдвигаемая в диссертации научная гипотеза заключается в следующем: мотив замкнутого пространства - один из доминирующих и концептуальных мотивов прозы Замятина на всем протяжении творческого пути писателя. Он лишь поэтически модифицировался под воздействием смены типов конфликта, ограничивающего или расширяющего границы повествования. При рассмотрении определенных устойчивых позиций в мировоззрении писателя конфликт в замкнутом пространстве можно считать стержневым понятием поэтики его прозы.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования создавалась с учетом различных научных концепций, представителей различных отечественных и зарубежных литературоведческих школ:

A.Ю.Галушкина, Л.М.Геллера, А.Гилднер, Р.Гольдта, Т.Т.Давыдовой,

B.Н.Евсеева, В.А.Келдыша, Н.Н.Комлик, М.Ю.Любимовой, О.Н.Михайлова, Л.В.Поляковой, И.М.Поповой, М.А.Резун, И.О.Шайтанова и других.

В диссертации использованы философские труды русских мыслителей: Д.Л.Андреева, С.А.Аскольдова, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, К.Г.Исупова, Л.П.Карсавина, А.Меня, К.Н.Леонтьева, В.В.Розанова, П.Н.Савицкого, В.С.Соловьева, П.П.Сувчинского, Н.С.Трубецкого, Г.В.Флоровского, представителей зарубежной философии - А.Майцены, И.Рота, З.Фрейда, Д.Фрэзера, А.Шопенгауэра и других.

Учтен опыт работы кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г.Р.Державина над замятинской проблематикой.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Основные функции распространенного в прозе Замятина мотива замкнутого пространства, как правило, связаны с характеристикой героев и сюжетостроением. Апеллируя к внутреннему миру своих персонажей и обращая внимание на ограниченность этого мира, писатель имеет в виду прежде всего замкнутость в пространстве сознания. Конфликт, неизбежно возникающий в ограниченной сфере, становится своеобразным импульсом, провоцирующим дальнейшее действие и, следовательно, дальнейшее развитие сюжета.

2. Конфликт в замкнутом пространстве является поэтическим выражением философских и эстетических взглядов Замятина, в частности, его теории всеохватывающей энтропии и энергии, теории бесконечности развития. Поэтика его произведений построена именно с опорой на этот конфликт как стержень организации художественного мира писателя.

3. Конфликт в замкнутом пространстве на страницах прозы Замятина имеет в некотором роде универсальный характер, является движущей силой в процессе любого развития, будь то нравственное становление героя или социальное преобразование.

4. Степень замкнутости-открытости в характеристике "замятинского человека" находится в тесной связи с преобладанием в герое рационалистического или биологического (природного) начал. Под влиянием судьбоносных обстоятельств герои повинуются именно голосу природы. При этом степень ограниченности поступков и мыслей персонажа не носит оценочного характера в раскрытии образа. Конфликт в пространстве сознания человека имеет психологические причины, которые в каждой конкретной ситуации по-своему связаны с понятиями нравственности.

5. Основную роль в постижении истины, будь то преодоление замкнутости в пространстве собственного сознания или в сфере социально ограниченного общества, автор отводит женщине. Такая ее роль обусловлена близостью женщины к природе и связана с высшим, по оценке Замятина, предназначением женщины - материнством.

6. Конфликт, возникающий в сознании человека, равно как и противоборство человека и общества, обусловлен борьбой в рамках человеческого общества христианства и язычества. Язычество Замятин рассматривает как неизживаемую и непреодолимую форму мироощущения, обновляющую силу и средство борьбы с догматизацией религиозных институтов.

Научная новизна исследования состоит в изучении в прозе Замятина роли конфликта в замкнутом пространстве и выявлении его определяющей функции в художественном выражении философских и эстетических постулатов писателя.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его положений и выводов о творческой индивидуальности художника и его поэтическом мастерстве при разработке теоретических вопросов истории русской литературы XX века (эволюция творческих методов, поэтики, жанровых модификаций и др.)» а также в процессе интерпретации отдельных произведений Замятина и других писателей.

Практическое значение работы. Отдельные наблюдения диссертации могут быть привлечены в практике преподавания истории литературы в вузе и школе, при составлении комментариев к отдельным произведениям писателя.

Апробация исследования осуществлялась на Четвертых международных Замятинских чтениях в Тамбове (2000), на конференции, посвященной 60-летию филологического факультета ВГУ (Воронеж, 2001), на заседаниях кафедры истории русской литературы ТГУ им.Г.Р.Державина, в студенческой аудитории, на аспирантских семинарах. По данной теме опубликованы 9 работ.

Структура работы включает введение, две главы, заключение. Приложен список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Борода, Елена Викторовна

Заключение

1. Замятин, Е.И. Федор Сологуб // Замятин, Е.И. Сочинения: В 4 т. . - Т.4. -С.152.

2. Гольдт, Р. Условные и творческие аспекты знака в "Блохе" Е.И.Замятина / Р.Гольдт // Поиски в инаком. Фантастика и русская литература XX века. Труды международного симпозиума (Лозанна, 5-7 ноября 1992 г.); под ред. Л.Геллера. - М.: МИК, 1994. - С.97.

3. Соловьев, B.C. Об упадке средневекового миросозерцания // Соловьев, B.C. Избранное. 1990. - С.123.

4. Евсеев, В.Н. Гротескные образы в повести Е.И.Замятина "Уездное" / В.Н.Евсеев // Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе XX - XIX веков. Сборник научных трудов. - Благовещенск: Изд-во Б ГПУ, 1999. - Вып.4 - С.41.

5. Замятин, Е.И. Скифы ли?. С.25.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Борода, Елена Викторовна, 2003 год

1. Замятин, Е.И. Сочинения: В 4 т. / Е.И.Замятин. Мюнхен, 1998.

2. Замятин, Е.И. Повести. Рассказы / Е.И.Замятин; предисл. О.Н. Михайлова. Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 1986. - 334 с.

3. Замятин, Е.И. Сочинения / Е.И.Замятин. М.: Книга, 1988. - 575 с.

4. Замятин, Е.И. Письма М.А.Волошину / Е.И.Замятин // Подъем. 1988. -№5. . С.121-125.

5. Замятин, Е.И. Избранное / Е.И.Замятин; предисл. О.Н. Михайлова. М.: Правда, 1989.-463 с.

6. Замятин, Е.И. Избранные произведения. Повести. Рассказы. Сказки. Роман. Пьесы / Е.И.Замятин; сост. А.Ю. Галушкин, предисл. В.Б. Шкловского, вступ. статья В.А. Келдыша. М.: Сов. писатель, 1989. - 767 с.

7. Из переписки М.А.Булгакова и Е.И.Замятина, Л.Н.Замятиной // Русская литература. 1989. - № 4. - С. 178-188:

8. Замятин, Е.И. К разрушению равновесия. / . Е.И.Замятин // Наше наследие. 1989. -№ 1. - С.104-116.

9. Замятин, Е.И. Мы. Романы. Повести. Рассказы. Сказки / Е.И.Замятин; сост. И.О. Шайтанов. М.: Современник, 1989. - 560 с.

10. Замятин, Е.И. Избранные произведения: В 2 т. / Е.И.Замятин; сост., вступ. статья, примеч. О.Н.Михайлова. М.: Худ. литература, 1990.

11. Замятин, Е.И. Избранные произведения / Е.И.Замятин; сост., вступ. статья, коммент. Е.Б.Скороспеловой. М.: Сов. Россия, 1990. - 544 с.

12. Замятин, Е.И. "Мне сейчас хочется тебе сказать."(Из переписки Б.Пильняка и Е.Замятина с К.Фединым) / Замятин Е.И. // Лит. учеба. -1990. -№ 2. С. 79-95.

13. Замятин, Е.И. Мы: Роман, рассказ и сказки / Е.И.Замятин; сост. О.Н.Михайлова. М.: Молодая гвардия, 1990. - 365 с.

14. Замятин, Е.И. Письма к А.М.Ремизову / Е.И.Замятин; публ. В.В.Бузник // Русская литература. 1992. - № 1. - С. 176-180.

15. Замятин, Е.И. ". Я человек негнущийся и своевольный. Таким и останусь". Письма Е.И.Замятина разным адресатам / Е.И.Замятин; публ. Т.Т.Давыдовой и А.Н.Тюрина; вступ. статья, пер. с англ. и коммент. Т.Т.Давыдовой // Новый мир. 1996. - № 10. - С. 136-142.

16. Замятин, Е.И. Избранные произведения / Е.И.Замятин; вступ. статья, примеч. Л.В. Поляковой. М.: МИД "Синергия", 1997. - 440 с.

17. Рукописное наследие Евгения Ивановича Замятина // Рукописные памятники. Вып.З. Ч I, II, предисл. и коммент. М.Ю.Любимовой. СПб., 1997.

18. Замятин, Е.И. Современная русская литература. Вступительная лекция. Психология творчества. О сюжете и фабуле / Е.И.Замятин; публ. А.Н.Стрижева //Лит. учеба. 1998. - № 5. - С. 128-143.

19. Замятин, Е.И. Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания / Е.И.Замятин; сост. и коммент. А.Ю. Галушкина; подгот. текста А.Ю. Галушкина, М.Ю. Любимовой; вступ. статья В.А. Келдыша. -М.: Наследие, 1999. 345 с.

20. Замятин, Е.И. Записные книжки / Е.И.Замятин. М.: "Вагриус", 2001. -254 с.

21. Андреев, Д.Л. Роза Мира / Д.Л.Андреев; cqcT. и подгот. текста А.А.Андреевой. М.: Иной Мир, 1992. - 576 с.

22. Анненков, Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: В 2 т. / Ю.П.Анненков. М.: Худ. литература, 1991.

23. Анненский, И.Ф. Книги отражений / И.Ф.Анненский. М.: Наука, 1979. - 679 с.

24. Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология / Сост., коммент. А.С.Гришина, К.Г.Исупова. М.: Высшая школа, 1995. - 415 с.

25. Апокрифы Древней Руси / Сост., предисл. М.Рождественской. СПб.: Амфора, 2002. - 239 с.

26. Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. - 228 с.

27. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М.Бахтин. М.: Худ. литература, 1975. - 502 с.

28. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М.Бахтин. М.: Худ. литература, 1986. - 543 с.

29. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 424с.

30. Белая, Г.А Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов / Г.А.Белая. М.: Наука. 1977. - 255 с.

31. Белый, А. На рубеже двух столетий / А. Белый. М.: Худ. литература, 1989. - 542 с.

32. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994. -525с.

33. Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А.Бердяев. -М.: Наука, 1990.-222 с.

34. Бердяев, H.A. Новое Средневековье: Размышления о судьбе России и Европы / Н.А.Бердяев. М.: Феникс - ХДС-пресс, 1991.-81 с.

35. Бердяев, H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века / Бердяев Н.А // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, -1990.-С.43-46, 226-269.

36. Бердяев, H.A. Самосознание. Опыт философской автобиографии / Н.А.Бердяев. М.: Мысль, 1991.- 220 с.

37. Бердяев, H.A. Смысл истории / Н.А.Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 173 с.

38. Бердяев, H.A. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности / Н.А.Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 207 с.

39. Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Н.А.Бердяев. М.: Искусство, 1994.

40. Бердяев, H.A. Царство Духа и царство Кесаря / Н.А.Бердяев. М.: Республика, 1995. - 383 с.

41. Бердяев, H.A. Человек и машина / Н.А.Бердяев // Вопросы философии. 1989. -№ 2. - С. 143-163.

42. Бердяев, H.A. Эрос и личность: Философия пола и любви / Н.А.Бердяев. М.: Прометей, 1998. - 156 с.

43. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. -1376 с.

44. Блок, A.A. Искусство и революция / А.А.Блок; сост. и примеч. Л.Асанова. М.: Современник, 1979. - 384 с.

45. Блок, A.A. Сочинения: В 2 т. / А.А.Блок. М.: Худ. литература, 1955.

46. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б.Борев. М.: Политиздат, 1988. - 495 с.

47. Брюсов, В .Я. Сила русского глагола / В.Я.Брюсов. М.: Сов.Россия, 1973. - 190 с.

48. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер. М.Г Высшая школа, 1973.-175 с.

49. Бубер, М. Два образа веры /М. Бубер. М.: Республика, 1995. - 454 с.

50. Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество / С.Н.Булгаков. М.: Русская книга, 1992. - 528с.

51. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В.Виноградов. -М.: Высшая школа, 1971. -240 с.

52. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы / В.В.Виноградов. -М.: Наука. 1980.-360 с.

53. Волков, И.Ф. Литература как вид художественного творчества / И.Ф.Волков. М.: Просвещение, 1985. - 192с.

54. Волошин, М.А. Лики творчества / М.А.Волошин. Л.: Наука, 1989. -848 с.

55. Воронский, А.К. Искусство видеть мир. Портреты. Статьи / А.К.Воронский. М.: Сов. писатель, 1987. - 700 с.

56. Воронский, А.К. Литературно-критические статьи / А.К.Воронский. -М.: Сов. писатель, 1963. 422 с.

57. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. М.: Искусство, 1968. - 378 с.

58. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира / Г.Д.Гачев. М.: Сов. писатель, 1988. - 447 с.

59. Гегель, Г.Ф.В. Эстетика: В 4 т. / Г.Ф.В.Гегель. М.: Искусство, 1969.

60. Гей, Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н.К.Гей. -М.: Наука, 1975.-417 с.

61. Геллер, Л.М. Слово мера мира. Статьи о русской литературе XX века / Л.М.Гелл ер. -М.:МИК, 1994. 248 с.

62. Герменевтика: История и современность. М.: Мысль, 1985. - 304 с.

63. Гиппиус, З.Н. Петербургский дневник / З.Н.Гиппиус. М.: Сов.писатель, Олимп, 1991. - 125 с.

64. Голубков, М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы / М.М.Голубков. М.: Наследие, 1992. - 202 с.

65. Грезы о земле и небе. Антология русского космизма. СПб.: Худ. литература, 1995. - 526 с.

66. Гуляев, H.A. Теория литературы / Н.А.Гуляев. М.: Высшая школа, 1985. - 153 с.

67. Добротолюбие избранное для мирян. М.: Молодая гвардия. Изд-е Сретенского монастыря, 2001. - 447 с.

68. Достоевский, Ф.М. Собр. соч.: В 15т./ Ф.М.Достоевский. JL: Наука, 1991.

69. Еремина, В.И. Ритуал и фольклор / В.И.Еремина. JL: Наука, 1991. -206 с.

70. Ершов, Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы: от эпиграммы до романа / Л.Ф.Ершов. Л.: Наука, 1977. - 282 с.

71. Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение / В.М.Жирмунский. СПб.: Изд-во Петербургского ун-та, 1996. - 340 с.

72. Жирмунский, В.М. Вопросы теории литературы / В.М.Жирмунский. -Л.: Академия, 1928. 356 с.

73. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М.Жирмунский. Л.: Наука, 1997. - 405 с.

74. Задорнова, В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста / В.Я.Задорнова. М.: Высшая школа, 1989. - 151 с.

75. Зеленов, Л.А. Методологические проблемы эстетики / Л.А.Зеленов, Г.И.Куликов. М.: Высшая школа, 1982. - 176 с.

76. Ильин, И.А. О грядущей России: Избранные статьи / И.А.Ильин; под ред. Н.П.Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. - 368 с.

77. История русской литературы второй половины XIX века / Под ред. Н.И.Кравцова. М: Просвещение, 1966. - 696 с.

78. Как мы пишем. JL: Издание писателей в Ленинграде, 1930. - 223 с.

79. Кант, И. Критика чистого разума / И.Кант. М.: Мысль, 1994. - 591 с.

80. Келдыш, В. А. Русский реализм начала XX века / В.А.Келдыш. М.: Наука, 1975.-280 с.

81. Кожинов, В.В. Размышления о русской литературе / В.В.Кожинов. -М.: Современник, 1991. -528 с.

82. Кураев, А. Школьное богословие / А.Кураев. М.: Международный православный фонд "Благовест", 1997. - 308 с.

83. Лазутин, С.Г. Поэтика русского фольклора / С.Г.Лазутин. М.: Высшая школа, 1981. - 221 с.

84. Левидов, A.M. Литература и действительность / А.М.Левидов. Л.: Сов. писатель, 1987. - 431 с.

85. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX века. М.: Наука, 1975. - 367 с.

86. Лихачев, Д.С. Избранные работы: В 3 т. / Д.С.Лихачев. Л.: Худ. литература, 1987.

87. Лосев, А.Ф. Бытие имя - космос / А.Ф.Лосев. - М,: Мысль, 1993. - 958 с.

88. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев и его время / А.Ф.Лосев. М.: Прогресс, 1990. - 720 с.

89. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф.Лосев. М.: Искусство, 1976. - 367 с.

90. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф.Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

91. Лосев, А.Ф. Хаос и структура / А.Ф.Лосев. М.: Мысль, 1997. - 831 с.

92. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / Н.О.Лосский. М.: Политиздат, 1991. - 367 с.

93. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М.Лотман. М.: Искусство, 1970. - 384 с.

94. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах, Чтения по истории и теории культуры / Е.М.Мелетинский. М.: Изд-во РГГУ, 1994. - 136 с.

95. Мень, А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ / А.Мень. М.: Слово, 1991. - 191 с.

96. Мережковский, Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи / Д.С.Мережковский. М.: Книжная палата, 1991.-351 с.

97. Мережковский, Д.С. Больная Россия / Д.С.Мережковский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-267 с.

98. Мир России Евразия: Антология / Сост.: Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская. - М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

99. Михайловский, Б.В. Избранные статьи о литературе и искусстве / Б.В.Михайловский. М.: Изд-во МГУ, 1968. - 676 с.

100. Ницше, Ф. Сочинения: В 2 т. / Ф.Ницше. М.: Мысль, 1990.

101. Овчинников, В.В. Сакура и дуб: Впечатления и размышления о японцах и англичанах / В.В.Овчинников. М.: Сов. Россия, 1983. - 432 с.

102. Переслегин, С.Б. О геополитическом положении Европы / С.Б.Переслегин//Звезда. 1998. - №12. - С. 186-198.

103. Поиски в инаком. Фантастика и русская литература XX века. Труды международного симпозиума. (Лозанна, 5-7 ноября 1992 г.) / Под ред. Л.Геллера. М.: МИК, 1994. - 226 с.

104. Полякова, Л.В. XX век: эпохальный характер историко-литературного промежутка / Полякова Л.В. // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва, МГУ им.

105. М.В.Ломоносова. 14-15 ноября 2002 г.; ред.-сост. С.И Кормилов. М.: Изд-во МГУ, 2002. - С. 10-14.

106. Полякова, Л.В. Периодизация как качественный критерий развития русской литературы / Полякова Л.В. // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения: В 2 т. М.: Наследие, 1997.-Т.2.-С.48-60.

107. Полякова, Л.В. Пути развития жанра в работах последних лет / Полякова Л.В. // Русская литература. 1985. - № 1. - С.212-225.

108. Полякова, Л.В. Цена битв: из истории литературной борьбы советской эпохи / Полякова Л.В. Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1991.

109. Поспелов, Г.Н. Проблемы литературного стиля / Г.Н.Поспелов. М.: Изд-во МГУ, 1970. - 330 с.

110. Потанина, Н.Л. Игровое начало в художественном мире Чарльза Диккенса. / Н.Л.Потанина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1998. - 252 с.

111. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика / А.А.Потебня. М.: Высшая школа, 1990. - 342 с.

112. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А.Потебня. М.: Лабиринт, 1999. - 269 с.

113. Потебня, A.A. Эстетика и поэтика / А.А.Потебня. М.: Искусство, 1976.-614 с.

114. Поэтические течения в русской литературе конца XIX начала XX века: Хрестоматия: Литературные манифесты и художественная практика / Сост. А.Г.Соколов. - М.: Высшая школа, 1988. - 368 с.

115. Православный иконостас. Происхождение, виды, духовный смысл / Сост. Т.И.Шевцова. М.: ОЛМА-ПРЕСС-Гранд, 2002. - 320 с.

116. Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе XIX XX веков. Сборник научных трудов. Вып. 4. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 1999. - 107 с.

117. Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я.Пропп. М.: Лабиринт, 1998. -512 с.

118. Ремизов, A.M. Избранные произведения / А.М.Ремизов; предисл., сост., примеч. М.Козьменко. М.: Панорама, 1995. - 432 с.

119. Розанов, В.В. В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов / В.В.Розанов; под общ. ред. А.Н.Николюкина. М.: Республика, 1995. -462 с.

120. Розанов, В.В. Мысли о литературе / В.В.Розанов. М.: Современник, 1989-607 с.

121. Розанов, В.В. Опавшие листья: Лирико-философские записки / В.В.Розанов; сост., вступ. статья А.В.Гулыги. М.: Современник, 1992. -543 с.

122. Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура / В.В.Розанов; сост. и вступ статья А.Н.Николюкина. М.: Республика, 1992. - 399 с.

123. Русская идея: Сборник / Сост., вступ. статья М.А.Маслина. М.: Республика, 1992. - 494 с.

124. Русская литература рубежа веков: 1890-е начало 1920-х годов: В 2 кн. / Отв. ред. В.А.Келдыш. Кн. 1,2. - М.: Наследие: ИМЛИ РАН, 2000.

125. Соловьев, B.C. Избранное / В.С.Соловьев; вступ. статья А.В.Гулыги. -М.: Сов. Россия, 1990. 496 с.

126. Соловьев, B.C. Смысл любви: Избр. произведения / В.С.Соловьев; сост., вступ. статья Н.И.Цимбаева. М.: Современник, 1991. - 525 с.

127. Соловьев, B.C. Спор о справедливости: Сочинения / В.С.Соловьев. -М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. 864 с.

128. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М.: Наука, 1965. - 504 с.

129. Философия / Под ред. В.Н.Лавриненко. М.: Юристъ, 1998. - 516 с.

130. Флоренский, П. А. У водоразделов мысли / П.А.Флоренский. М.: Правда, 1990. -447 с.

131. Фрейд, 3. Психология бессознательного: Сборник произведений / З.Фрейд. М.: Просвещение, 1990. - 394 с.

132. Фромм, Э. Душа человека / Э.Фромм. М.: Республика, 1992. - 430 с.

133. Фрэзер, Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Д.Д.Фрэзер. М.: Изд-во ACT, 1998. - 784 с.

134. Хворова, Л.Е. Сила распятой правды. К истокам самобытности русской литературы / Л.Е.Хворова. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2000. - 52 с.

135. Храпченко, М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М.Б.Храпченко. М.: Худ. литература, 1977. - 446 с.

136. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А.Шопенгауэр. М.: Просвещение, 1993. - 479 с.1.II

137. Акимов, В.М. Возвращение к Евгению Замятину / В.М.Акимов // Аврора. 1989. - № 10. - С.128-130.

138. Воронский, A.K. Евгений Замятин / Воронский А.К. // Избранные статьи о литературе; сост. Г.А.Воронская. М.: Худ. литература, 1982. - С. 119137.

139. Галушкин, А.Ю. Вечный отрицатель и бунтарь. Замятин -литературный критик / А.Ю.Галушкин // Литературное обозрение. 1998. -№2.-С. 98-112.

140. Давыдова, Т.Т. Евгений Замятин / Т.Т.Давыдова. М.: Знание, 1991.-64 с.

141. Давыдова, Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте литературы первой трети XX века / Т.Т.Давыдова. М.: Изд-во МГУП, 2000. - 364 с.

142. Евсеев, В.Н. Проза Е.И.Замятина (Вехи творчества. Поэтика. Опыт анализа рассказа "Пещера"). Учебно-методическое пособие / В.Н.Евсеев. -Ишим: Изд-во ИГПИ, 2000. 177 с.

143. Евсеев, В.Н. Роман "Мы" Е.И.Замятина (жанровый аспект). Учебно-методическое пособие / В.Н.Евсеев. Ишим: Изд-во ИГПИ, 2000. - 114 с.

144. Евсеев, В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие: Учебное пособие / В.Н.Евсеев. М.: Прометей, 2003. - 224 с.

145. Желтова, Н.Ю. Проза Е.И.Замятина: пути художественного воплощения русского национального характера: Монография / Н.Ю.Желтова; ТГУ им. Г.Р.Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2003. - 184 с.

146. Комлик, H.H. Творческое наследие Е.И.Замятина в контексте традиций русской народной культуры / Н.Н.Комлик. Елец: Изд-во ЕГПИ, 2000. -265 с.

147. Кредо. Специальный выпуск, посвященный творчеству Е.И.Замятина. -Тамбов, 1995. -№ 10-11.

148. Лахузен, Т. О синтетизме, математике и прочем. / Т.Лахузен, Е.Максимова, Э.Эндрюс. СПб.: Сударыня, 1994. - 120 с.

149. Международные Замятинские чтения // Кредо. Тамбов, 1994. - № 8

150. Новое о Замятине. Сборник материалов / Под ред. Л.Геллера. М.: МИК, 1997.-328 с.

151. Полякова, Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Курс лекций / Л.В.Полякова. Тамбов, 2000. - 283 с.

152. Полякова, Л.В. Евгений Иванович Замятин / Л.В.Полякова // Замятин Е.И. Избранные произведения. М.: Синергия, 1997. С.5-50.

153. Полякова, Л.В. Личность и цивилизация: о романе Е.Замятина "Мы" / Полякова Л.В. // Роль художественной литературы в становлении личности школьника; под общ. ред. проф. Л.В.Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1992. С. 17-37.

154. Полякова, Л.В. Открытия, сенсации, приговоры в новых работах о Евгении Замятине. Контроверза / Полякова Л.В. // Вестник Тамбовского университета. Сер.: гуманитарные науки. 1999. - Вып. 1. - С. 48-64.

155. Полякова, Л.В. Повесть Е.Замятина "На куличках": реноме, характеры, поэтика / Полякова Л.В. // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 1996. - Вып.1. - С.66-74.

156. Полякова, Л.В. Рассказ Евгения Замятина "Пещера": интегральная поэтика и открытость авторских оценок / Полякова Л.В. // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 1997. - Вып.З. -С.60-65.

157. Полякова, Л.В. "ЯваНа" или "геаНога"? О творческом методе Евгения Замятина / Полякова Л.В. // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997. Т.З. С.6-27.

158. Полякова, Л.В. Солженицын о Замятине / Полякова Л.В. // А.И.Солженицын и русская культура: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1999.

159. Попова, И.М. "Чужое слово" в творчестве Е.И.Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский) / И.М.Попова. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1997. - 152 с.

160. Потанина, Н.Л. Евгений Замятин и английская литературно-эстетическая традиция: концепция творческого воображения / Н.Л.Потанина // Кредо. -1995. № 10-11.

161. Резун, М.А. Антиутопические сказки Е.И.Замятина / Резун М.А. // Культура и текст. Литературоведение. Ч.И; под ред. Г.П.Козубовской. -СПб. Барнаул, 1998. С. 59-69.

162. Ремизов, А.М. Стоять неугасимую свечу: Памяти Евгения Ивановича Замятина / А.М.Ремизов; публ. и примеч. А.Н.Стрижева // Наше наследие. - 1989. -№ 1. -С. 117-119.

163. Скороспелова, Е.Б. Замятин и его роман "Мы". В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Е.Б.Скороспелова. -М.: Изд-во МГУ, 1999. 80 с.

164. Солженицын, А.И. Из Евгения Замятина. "Литературная коллекция" /

165. A.И. Солженицын // Новый мир. 1997. - № 10. - С. 186-201.

166. Стрижев, А.Н. Замятин на фоне эпохи. Дневники. Письма. Воспоминания / А.Н.Стрижев // Литературная учеба. 1994. - № 3. - С. 101121.

167. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 11 кн. / Под ред. проф. Л.В.Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2003.

168. Творчество Евгения Замятина: Проблемы изучения и преподавания. Материалы Первых Российских Замятинских чтений 21-23 сентября 1992 года. Тамбов, 1992. - 90 с.

169. Чаликова, В.А. Крик еретика (Антиутопия Евгения Замятина) /

170. B.А.Чаликова//Вопросы философии. 1991. - № 1. - С. 16-27.

171. Шайтанов, И.О. Мастер / И.О.Шайтанов // Вопросы литературы. 1988. -№ 12. - С.33-65.

172. Шенцева, Н.В. Художествейный мир Е.И.Замятина. Учебно-методическое пособие / Н.В.Шенцева. Йошкар-Ола. 1996. - 138 с.1.

173. Autor de Zamiatine: Actes du Colloque Université de Lausanne, Juin 1987; Zamiatine E. Ecrits Oublies / Ed. Par L. Heller. Lausanne: L'Age d'Homme, 1989.-211 p.

174. Gildner A. Prosa Jewgenija Zamiatina / Krakow: Uniwersitet Jagellonski, 1993.-146 s.

175. Collins C. Evgenij Zamjatin. An Interpretive Study. The Hague; Paris: Mouton, 1973. 117 p.

176. Goldt R. Thermodinamik als Textern. Der Entropesatz als poetologische Chiffre bei E.I.Zamiatin. Meinz: Liber Verlag, 1995. 736 s.

177. Lampl H. Altrussisch-kirchenslavische Stilisierung bei Remisov und Zamjatin // Wiener Slavistisches Jahrbuch. 1975. Bd. 21. S. 131-145.

178. Richards D. J. Zamyatin. A Soviet Heretic. London: Boues & Boues, 1962. -112 p.

179. Russell R. Evgeny Zamyatin. Bristol: Bristol Press, 1992. 196 p.

180. Scheffler L. Evgenij Zamjatin. Sein Weltbild und seine literarische Thematik. Köln; Wien: Bohlau Verlag, 1984. 306 s.

181. Shane A. The Life and Works of Evgenij Zamjatin. California Press, Berkeley and Los Angeles, 1968. 302 p.

182. Zamyatin's We: A collection of critical essays / Ed. And Introd. by Kern G. Ann Arbor: Ardis, 1988. 306 p.V

183. Бесчетникова, C.B. Роман Е.Замятина "Мы" как антиутопия. Проблематика и поэтика: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. Харьков, 1993.

184. Бодров, В.А. Творчество Е.И.Замятина в контексте журналистики руского зарубежья 20-80-х гг.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.01.01) / Бодров Владимир Анатольевич; Моск. пед. ун-т. -М., 1999.-26 с.

185. Галушкин, А.Ю. Дискуссия о Б.А.Пильняке и Е.И.Замятине в контексте литературной политики конца 1920 начала 1930-х гг.: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 1998.

186. Давыдова, Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы 1919-1930-х годов: Дис. . докт. филол. наук: 10.01.01. -M., 2001.-346 с.

187. Давыдова, Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы 1919-1930-х годов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, докт. филол. наук: (10.01.01) / Давыдова Татьяна Тимофеевна; Моск. пед. ун-т.-М., 2001.-42 с.

188. Евсеев, В.Н. Художественная проза Е.И.Замятина: Творческий метод. Жанры. Стиль: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. филол. наук: (10.01.01) / Евсеев Валерий Николаевич; Моск. пед. гос ин-т. М., 2000. - 34 с.

189. Желтова, Н.Ю. Проза Е.И.Замятина: поэтика русского национального характера: Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.01.01) / Желтова Наталья Юрьевна; Тамб.гос.ун-т. Тамбов, 1999. - 198 с.

190. Капустина, С.Н. Русский дом и семья в творческой эволюции Е.И.Замятина: пути художественных решений: Дис, . канд. филол. наук: 10.01.01. Тамбов, 2002. - 199 с.

191. Капустина, С.Н. Русский дом и семья в творческой эволюции Е.И.Замятина: пути художественных решений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. (10.01.01) / Капустина Светлана Николаевна; Тамб. гос. ун-т. Тамбов, 2002.

192. Кольцова, Н.З. "Мы" Евгения Замятина как неомифологический роман: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1998. - 186 с.

193. Комлик, Н.Н. Творческое наследие Е.Замятина в контексте традиций русской народной культуры: Дис. . докт. филол. наук: 10.01.01. Тамбов, 2001.-457 с.

194. Ло Ли Вей. Е. Замятин и Ф. Достоевский: культурно-исторические истоки романа "Мы": Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. М.: 1994. - 168 с.

195. Любимова, М.Ю. Творческое наследие Е.И.Замятина в исторической культуре XX века: Дис. . докт. культурологии: 24.00.02. СПб., 2000.

196. Лядова, Е.А. Историософская и структурно-поэтическая парадигма трагедии Е.И.Замятина "Атилла": Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. -Тамбов, 2000. 185 с.

197. Лядова, Е.А. Историософская и структурно-поэтическая парадигма трагедии Е.И.Замятина "Атилла": Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. (10.01.01) Лядова Елена Анатольевна; Тамб. гос. ун-т., канд. филол. наук. Тамбов, 2000.

198. Майорова, Т.А. Концепция человека в творчестве Е.И.Замятина: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. Иваново, 1997. - 254 с.

199. Перфильева, Н.В. Импликация как основа языковой образной системы орнаментальной прозы Е.И.Замятина': Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. -М., 1996.

200. Попова, И.М. "Чужое слово" в творчестве Е.И.Замятина (Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский): Дис. докт. филол. наук: 10.01.01. -М., 1997.-425 с.

201. Резун, М.А. Малая проза Замятина. Проблема поэтики: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. Томск, 1993.-261 с.

202. Романов, С.С. Антиутопические традиции русской литературы. Вклад Е.И.Замятина в становление жанра антиутопии: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. Курск, 1998. - 168 с.

203. Чернышова, O.E. Сказка в творческой эволюции Е.И.Замятина: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01.- Тамбов, 2001. 180 с.

204. Чернышова, O.E. Сказка в творческой эволюции Е.И.Замятина: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. (10.01.01) / Чернышова Ольга Евгеньевна; Тамб. гос. ун-т. Тамбов, 2001.1. VI

205. Большая Советская энциклопедия: В 50 т. / Гл. ред. С.И.Вавилов. М.: Большая Советская энциклопедия, 1958. Т.46. - 671 с.

206. Грушко, Е.А. Словарь славянской мифологии / Е.А.Грушко, Ю.М.Медведев. Н.Новгород: "Русский купец", "Братья-славяне", 1995. -368 с.

207. Грушко, Е.А. Энциклопедия русских преданий / Е.А.Грушко, Ю.М.Медведев. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 672 с.

208. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И.Даль. М.: Русский язык, 1980. Т.4. - 541 с.

209. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.

210. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник. М.: Высшая школа, 1994. - 394 с.

211. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 574 с.

212. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1987.

213. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1953. - 848 с.

214. Славянская мифология. Словарь-справочник / Сост. Л.М.Вагурина. -М.: Линер & Совершенство, 1998. 320 с.

215. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. -576 с.

216. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

217. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / Под ред. С.С.Аверинцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.