Творчество академика архитектуры А.А. Ященко тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат архитектуры Евенко, Максим Григорьевич
- Специальность ВАК РФ05.23.20
- Количество страниц 229
Оглавление диссертации кандидат архитектуры Евенко, Максим Григорьевич
Введение.
I глава. Периодизация творческой биографии академика архитектуры А.А.Ященко.
1.1. Годы обучения и начало творческого пути.
1.2. Архитектурно - строительная деятельность и основные проекты и постройки A.A. Ященко в области Войска Донского.
1.3. История проектирования и строительства православных храмов архитектором A.A. Ященко.
Выводы по I главе.
II глава. Гражданское зодчество архитектора A.A. Ященко.
2.1 Соответствие стилистики и содержания и метод проектирования "снаружи-внутрь».
2.2. Произведения A.A. Ященко в контексте архитектуры эпохи эклектики. 58 Выводы по II главе.
III Глава. Творческий вклад архитектора A.A. Ященко в храмостроение византийского стиля России.
3.1 Особенности архитектуры православных храмов A.A. Ященко.
3.2. Влияние творчества A.A. Ященко на формирование византийского стиля православных храмов на территории казачьих областей России.
3.3. Место православного зодчества A.A. Ященко в архитектуре византийского стиля.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Архитектор Роман Верховской и церковное зодчество в США 1930-1980-х годов2022 год, кандидат наук Костоева Виктория Андреевна
Церковная архитектура Тамбовской епархии в синодальный период: традиция строительства по образцу2011 год, кандидат архитектуры Позднякова, Ирина Юрьевна
Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов2009 год, кандидат искусствоведения Лайтарь, Наталья Владимировна
Русский православный кафедральный храм второй половины XIX в.: На примере архитектуры крупнейших православных храмов Сибири2001 год, доктор исторических наук Туманик, Артемий Геннадьевич
Искусство "историзма" в системе государственного заказа второй половины XIX - начала XX века: на примере "византийского" и русского стилей2006 год, доктор искусствоведения Савельев, Юрий Ростиславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество академика архитектуры А.А. Ященко»
Академик архитектуры Александр Александрович Ященко внес существенный вклад в историю архитектуры юга России конца XIX -начала XX века. Он автор нескольких значительных архитектурных произведений, среди которых крупнейшие в России православные соборы: Казанский кафедральный собор в Оренбурге, Александро-Невский собор в Ростове - на - Дону и Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске. Кроме этого, его проект для Оренбурга был выбран за основу при строительстве собора Александра Невского в Царицыне. Его проекты так же повлияли на стилистику православных храмов в казачьих областях России.
До настоящего времени его творчество и значение его произведений в истории архитектуры южнороссийского региона фактически не изучено и не получило должной оценки. Одна из причин такого состояния вопроса кроется в том, что главной темой творчества академика A.A. Ященко было православное храмостроение. В 1930е годы два из трех построенных по его проектам соборов были разрушены. Атеистическая идеология советского времени не способствовала исследованию архитектурного наследия академика A.A. Ященко.
В диссертации рассмотрены только документально подтвержденные архитектурные работы A.A. Ященко, на основе анализа которых можно утверждать, что A.A. Ященко является одним из ведущих представителей архитектуры юга России конца XIX начала XX века.
Кроме того, проведенные сбор и анализ, введение в научный оборот многочисленных архивных материалов и документов (чертежей, описаний, смет, фотографий), атрибуция четырех объектов позволяет воссоздать первоначальный облик архитектурных произведений A.A. Ященко, стать основой для характеристики архитектурно-художественного облика построенных им зданий и для их современной реставрации.
Данная работа позволяет яснее представить индивидуальность и своеобразие этого талантливого архитектора, внесшего значительный вклад в русскую архитектуру конца XIX - начала XX века и особенно в архитектуру городов Юга России.
Актуальность
Изучение творческого наследия академика A.A. Ященко актуально в нескольких аспектах. Во-первых, в связи с необходимостью историко-теоретического осмысления целостной картины и регионального своеобразия южно-российской архитектуры. Во-вторых, как историко-теоретическая основа практического архитектурного проектирования, воссоздания и реставрации христианских храмов для возрождения православного храмостроительства после семидесятилетнего его забвения в советский период.
Состояние вопроса
Для осмысления закономерностей- формирования пространственной организации христианских храмов на современном уровне историко-теоретических проблем всемирной и русской архитектуры, необходимо было обращение к работам И.А. Бондаренко, A.JI. Баталова, К.Н. Афанасьева, C.B. Семенцова. Вопросы символической содержательности русского храмового зодчества, проблемы образца и символики в православном храмостроении России раскрыты в исследованиях A.C. Щенкова и Т.Н. Вятчаниной. Творчество по образцу в контексте исторической преемственности русского зодчества исследовалось Т.А. Славиной.
В настоящее время творческая биография академика A.A. Ященко мало изучена. Первые сведения о биографии A.A. Ященко были опубликованы его современником С.Н. Кондаковым. Далее изучением творчества A.A. Ященко занимался В.И. Кулишов. Им был собран материал для сборника «Биографии архитекторов СССР» - который не был издан. Краткие сведения биографии изложены им в сборнике научных трудов, и в монографии.
Сведения о работах архитектора можно найти в путеводителях по Новочеркасску, Ростову-на-Дону, Оренбургу, архитектурных исследованиях Юга России, а также в периодической печати. Краеведческие исследования, подготовленные для путеводителей, касались творчества A.A. Ященко в связи с описанием архитектурных памятников, построенных по его проектам.
Наиболее полно изучена история строительства крупных православных храмов в городах Новочеркасск, Оренбург, Ростов-на-Дону, построенных по проектам A.A. Ященко. Так, строительству Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске посвящена работа К.Х.Лимаренко [175], Казанскому кафедральному собору в Оренбурге работа Г. М. Десяткова [90], Александро-Невскому собору и окружающей его застройки в Ростове-на-Дону посвящена работа Л.Ф. Волошиновой [51].
Известность A.A. Ященко получил за проекты храмов, выполненных в «византийском стиле». Первые исследования «византийского стиля», относятся к 1970-х гг. Таковы монографии Е.И. Кириченко [143-149], Е.А. Борисовой[34-36] и А.В.Иконникова[122-125]. В дальнейшем эту работу продолжили В.Г. Лисовский [176-182], А.Л. Пунин [225-227], B.C. Горюнов, Е.Г. Бакусова [81], А.А.Орлов [201], В.Г.Исаченко [128], Н.С.Кутейникова [171], Т.Н.Николаева [197, 198], В.С.Горюнов и М.П.Тубли [82].
Среди исследований истории архитектуры следует выделить монументальные труды С.Ю Ушакова, Т.А. Славиной, Н.Ф. Хомутецкого, В.В. Стасова, В.И. Пилявского, A.A. Тица, С.В. Безсонова, определивших целостную картину русской архитектуры второй половины XIX века.
В начале XXI века выходят монографии Е.М. Кишкиновой[154] и Ю.Р. Савельева [236] посвященные «византийскому стилю». Авторы дают характеристику и периодизацию стиля, рассматривают вопросы строительства православных храмов. Отдельные вопросы истории создания архитектурных памятников изложены в работах В.В. Серебряной [24-249] и Г.В. Есаулова [106-112].
Вопросы взаимоотношения архитекторов и заказчиков* при проектировании и строительстве храмов в «византийском стиле» мало изучены. Вместе с тем, казачество* - основной заказчик A.A. Ященко -является1 особым) типом заказчика, со своей пространственной ментальностью, что отражено в исследованиях В.В. Пищулиной [216-222].
Краткие сведения о православных храмах, построенных по проектам A.A. Ященко, имеются в исследованиях Ю.Р. Савельева и Е.М. Кишкиновой, посвященных архитектуре византийского стиля. Сведения о работе архитектора рассеяны по разным источникам, иногда не соответствуют историческим фактам, вследствие чего отсутствует целостная картина?его творческой биографии, не выявлена роль и значение архитектурного творчества A.A. Ященко в архитектурном наследии юга России. Специальных архитектурно-исторических исследований посвященных творчеству архитектора A.A. Ященко-и его вкладу в русскую архитектуру конца XIX - начала XX века до настоящего времени не производилось.
Цель исследования состоит в определении-особенностей творческого метода A.A. Ященко.
Задачи исследования:
1. Воссоздание целостной картины творческой биографии архитектора A.A. Ященко.
2. Анализ основных произведений A.A. Ященко и выявление основных положений его творческого метода.
3. Определение роли и значения творчества A.A. Ященко в формировании архитектуры храмов в византийском стиле на территории казачьих областей и в России в целом.
Объектом исследования являются как авторские архитектурные произведения академика A.A. Ященко, так и объекты, возведенные под его надзором.
Предмет исследования - творческий метод архитектора А.А Ященко.
Источники исследования:
Архивные материалы по проектированию и строительству архитектурных произведений A.A. Ященко;
Литературные и архивные источники; хранящиеся в: Центральном; государственном архиве: России, Государственном архиве Ростовской области; музее истории Донского казачества, Донской публичной библиотеке, Российской национальной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина;
Данные1 авторских натурных обследований архитектурных произведений A.A. Ященко.
Хронологические рамки? данного исследования охватывают период творческой^ деятельности; A.A. Ященко? и строительства запроектированных им сооружений (1870-1910 гг.); Методология и методика работы базируется на архитектурно-культурологических подходах, представленных: в. историко-теоретических исследованиях И.А. Бондаренко; B.JI. Глазычева, Е.И. Кириченко, В.П. Орфинского, H.JT. Павлова, В.В. Пищулиной, С.Д. Сулименко, B.JT. Хайта, ДЮ. Швидковского.
Автор придерживается методологии культурологического подхода к изучению истории архитектуры, основанного на принципах, преемственного формирования: исторических изменений- в архитектуре, разработанной А.В^Степановым; Н1Н: Нечаевым и С.Д. Сулименко [255]{
Методика исследования построена; на( индуктивном; методе, согласно которому через призму творчества одного* архитектора? рассмотрены , основные вехи византийского стиля в архитектуре. Такой подход позволил открыть» новые грани и особенности архитектурных произведений А.А.Ященко, которые не видны были с позиций общей картины византийского стиля, авторски раскрываемой рядом исследователей в разных инвариациях.
Был проведен трехаспектный анализ: во-первых, этапов творческой деятельности академика A.A. Ященко; во-вторых, причин влиявших на формирование византийского стиля на территории казачьих областей России; в-третьих, основных архитектурных произведений. В результате были выявлены архитектурно-проектные предпочтения зодчего, роль и значение его творчества в-архитектуре России.
При проведении натурных обследований автором впервые был применен метод лазерного сканирования и георадарного исследования по разработанной им методике. Научная новизна:
Введение в научный оборот новых архивных и натурных данных о творческой биографии и архитектурных произведениях архитектора A.A. Ященко;
Атрибуция четырех памятников архитектуры: Усть-Медведицкой женской гимназии, Казанского собора Усть-Медведицкого женского Спасо-Преображенского монастыря, железнодорожного вокзала в г. Новочеркасске, церкви в х. Дядин.
Определение места творчества A.A. Ященко в архитектуре византийского стиля;
Создание целостной картины архитектурного творчества академика A.A. Ященко, определение его роли и значения в архитектурном наследии Юга России.
На защиту выносятся:
- историческая периодизация творчества A.A. Ященко;
- генезис и особенности архитектурных произведений византийского стиля A.A. Ященко в общероссийском контексте;
- основные положения творческого метода A.A. Ященко. Практическая ценность заключается в возможности использования результатов исследования при реставрации и воссоздании объектов, построенных по проектам академика A.A. Ященко.
Практическая значимость и внедрение результатов:
1. Положения диссертации стали основой выполнения? научно-исследовательских работ, осуществленных автором в рамках хоздоговорных исследований храмов Юга-России
2. Методологические разработки автора стали научной основой дипломных проектов, имеющих практическую актуальность и выполненных по заявкам организаций Ростовской области.
3. Материалы диссертации являются основой читаемых авторских лекционных курсов в ИАрхИ для магистратуры и специализации «Реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия>>, направлении «Архитектура» и «Искусство», на курсах регионального центра переподготовки кадров ИАрхИ: «История архитектуры и искусства Северного Кавказа», «История архитектуры и градостроительства», «Новейшие методики в изучении памятников архитектуры» (с 2004; г. по настоящее время).
Результаты исследования также могут быть использованы при выполнении проектов; реставрации и консервации памятников христианского зодчества региона.
Апробация результатов; диссертационного исследования проведена в виде выступлений на международных, всероссийских и региональных конференциях, Академических чтениях РААСН в 2003-2006 гг. Результаты исследования опубликованы в статьях, и тезисах докладов, материалах конференций:
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии иллюстративной части и графического приложения. Текстовая часть исследования составляет 149 страниц, иллюстративная - 8 планшетов 1,0 х 1,4 м, библиография - 288 наименований, приложения - 83 иллюстрации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Храмовое зодчество А.В. Щусева в контексте архитектурно-художественных исканий неорусского стиля.2011 год, кандидат искусствоведения Кейпен-Вардиц, Диана Валерьевна
"Византийский стиль" в архитектуре России середины XIX - начала XX вв. и его памятники на территории Южного региона2002 год, кандидат искусствоведения Кишкинова, Евгения Михайловна
Культовое зодчество Алтая на рубеже XX-XXI вв.2012 год, кандидат искусствоведения Гречнева, Наталья Владиславовна
Творчество С.У. Соловьева в контексте архитектурно-художественной практики Москвы эпохи модерна2007 год, кандидат искусствоведения Печенкин, Илья Евгеньевич
Русская церковная архитектура эпохи классицизма. Идеи и образы2011 год, доктор искусствоведения Путятин, Илья Евгеньевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Евенко, Максим Григорьевич
Вершиной творчества архитектора A.A. Ященко стало проектирование и строительство трех православных храмов в крупнейших городах Российской Империи: Казанского кафедрального собора в Оренбурге, Александро-Невского собора в Ростове-на-Дону и Вознесенского кафедрального войскового собора в Новочеркасске. Результаты исследования позволили сделать следующие ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
1. При проектировании гражданских зданий A.A. Ященко использовал традиционный для классицизма метод проектирования «снаружи-внутрь», используя симметричность в планах и фасадах и, в то же время, в соответствии с архитектурным приемом эклектики, обозначая соответствие смысловой символики фасадов функциональному содержанию' здания. Кроме того, архитектор умело применял приемы стилизации деталей традиционного домостроения« казаков.
2. Архитектура соборов, созданных по проектам академика A.A. Ященко, не может быть отнесена ни к одному из основных архитектурных стилей русского храмостроения того времени, ни к «византийскому», ни к «русскому» стилю. В своих проектах православных храмов A.A. Ященко не копирует формы византийских храмов, храмы, сохранившиеся на Балканах и на территории Закавказья, а также отказывается от копирования форм средневековой русской архитектуры. Он работает новаторски. Во всех трех соборах, построенных по проектам академика A.A. Ященко при безусловной индивидуальности архитектурных решений преобладают черты формально-стилистического сходства, что позволяет выделить следующие архитектурно-композиционные приемы мастера:
• Центричность построения плана, в форме греческого креста и применение центральной симметрии.
• Применение практически всех вариантов объемно-пространственных схем христианских храмов, характерных для византийского зодчества — купольная базилика, крестово-купольный храм, храм с боковыми приделами (тетраконх);
• Разработка принципиально новых объемно-пространственых композиций - совмещение крестово-купольного храма с тетраконхом; тетраконха с колокольней.
• Конструирование особой формы купола, который напоминал почти правильную полусферу и лишь за счет подкрестового объёма приобретал форму шлемовидного
• Использование композиций и форм византийской и русской архитектуры, направленное на выявление основной композиции храмов: строенные окна с повышением центрального, в простенках которых располагались колонны с кубическими орнаментованными капителями; акцентирование углов колоннами; профилированные архивольты; обрамление окон в виде архивольтов опирающихся на декоративные кронштейны; монументальный входной портал, сродни средневековой русской архитектуры.
3. Творческие предпочтения A.A. Ященко заключались в том, что он не копировал формы как византийских храмов, так и храмов, построенных в византийском стиле. Архитектор, хотя и действовал в рамках «византийского стиля», но смог сформировать свой собственный творческий метод, основанный на новаторском подходе. В своих проектах он использовал стилизацию как основу поиска новых русско-византийских форм, создавал оригинальные объемно-пространственные композиции, архитектурный декор и конструктивные решения.
4. Основой творческого метода архитектора является то, что стилизация используемых форм доведена до гармоничного их сочетания и ощущения принадлежности к одному авторскому стилю. Академик А.А Ященко как бы продолжает линию русско-византийского стиля, возникшего в середине XIX века, но, в то же время, преодолевает археологическое копирование и создает своеобразный сплав мотивов московско-русских и имперско-византийских форм христианского зодчества, как современную архитектурную версию русской православной традиции.
5. На основе детального анализа творчества A.A. Ященко исследованием установлено, что в «византийском стиле» могут быть обозначены следующие творческие направления: археологизированное, преемственное и новаторское. Эти направления сосуществовали вместе, с преобладанием того или другого в соответствии с требованиями времени.
126
Архитектор мог одновременно работать в одном или нескольких направлениях, причем в них нельзя обозначить последовательной приоритетности. «Археологизированное» направление характеризуется стремлением авторов к сближению с историческими образцами. Для «преемственного» направления свойственно плавное изменение объемно пространственных композиций, с постепенной выработкой своего собственного направления. Архитекторы, применявшие новаторские приемы (к их числу необходимо отнести и A.A. Ященко), стремились создать новые сочетания объемов или применить не использовавшиеся в византийской архитектуре композиционные схемы, создавая свой собственный почерк.
6. Творчество A.A. Ященко оказало значительное влияние на формирование архитектуры храмов, выполненных в «византийском стиле». Его проекты стали основой для подражания, копирования и повторного воспроизведения. Творчество архитектора способствовало распространению «византийского стиля» в храмостроении казачьих областей России.
Объекты, построенные по его проектам и в результате их копирования, стали главными архитектурными достопримечательностями городов Новочеркасск, Оренбург, Ростов-на-Дону, Краснодар (Екатеринодар), Волгоград (Царицын), а сам A.A. Ященко может по праву называться выдающимся мастером архитектуры византийского стиля.
Заключение
Профессиональное архитектурное образование A.A. Ященко получил, пройдя полный курс обучения в императорской Академии
123 художеств, одного из ведущих учебных заведений России того времени.
Обучение в Петербурге послужило хорошей базой для профессиональной деятельности A.A. Ященко. Еще в стенах ИАХ он зарекомендовал себя как талантливый архитектор, получая высокие награды за проекты. Интересен и тот факт, что женские гимназии и православные храмы, за проекты которых Ященко получал награды в ходе обучения, стали главными темами его профессионального творчества.
Первый этап самостоятельной деятельности A.A. Ященко -работа на объекте, построенном по проекту A.A. Воронихина - стала хорошей школой для молодого архитектора.
Назначение A.A. Ященко в 1874 году на службу в Строительном отделении области Войска Донского предоставляет ему широкое поле деятельности как, собственно, в строительной так и архитектурно-проектной сфере, чем он смог, обладая высоким уровнем профессиональной подготовки, в полной мере воспользоваться. Уже через четыре года после прибытия в область Войска Донского ему за выполненный состав строительных объектов и их высокий профессиональный уровень присуждают звание академика архитектуры.
A.A. Ященко работает одновременно инженером по строительной части в Строительном отделении Правления области Войска Донского, епархиальным архитектором и архитектором в Ведомстве императрицы Марии. По его проектам с 1876 по 1893 гг. было построено 10 объектов.
A.A. Ященко являлся представителем эклектики в архитектуре последней трети XIX века. В своих произведениях он использует элементы классической, русской, византийской и романской архитектуры. Здания, построенные по проектам Ященко, стали главными достопримечательностями городов Новочеркасска, Серафимовича (ст. Усть-Медведицкой), Ростова-на-Дону, Оренбурга.
Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Евенко, Максим Григорьевич, 2010 год
1. Авдеев П.И. Историческая записка об Оренбургском казачьем войске. Оренбург.: Оренбургское казачье войско, 1904.
2. Азизов Д. Новочеркасский Войсковой собор. История, архитектура, святыни. Ростов-на-Дону, 2002.
3. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия. СПб.: Лики России, 2003. 432 е.: ил.
4. Араухо И. Архитектурная композиция: Пер. с исп. М.Г. Бакланов, Антонио Михее.- М.: Высш.школа, 1982.- 208 с.
5. Арнольд Л. Устойчивость церковных сооружений византийской и славянской школ // Зодчий. 1910. № 32. С. 330-332; № 33. С. 338-340; № 34. С. 348-351; № 35. с. 354-358.
6. Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. Авторы-составители В. Г. Исаченко, Б.М.Кириков, С.Г.Федоров, А.М.Гинзбург, Л., 1982,
7. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX начала XX века: Справочник / Под ред. Б. М. Кирикова. - СПб.: «Пилигрим». 1996. 400 с.
8. Архитектура гражданских и промышленных зданий. В 5 т. Текст. / Центр, научно-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. Изд. 4-е, перераб. - М. : Бастет, 2009
9. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Т.1. История архитектуры. Гуляницкий Н.Ф. М.; Стройиздат, 1984
10. Астапенко М.П. Донские казаки 1550-1920.Учебное пособие.-Ростов-на-Дону. НМЦ «Логос». 1992.-144с.
11. Астапенко М.П. История казачества России. В пяти книгах. Кн. 3. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского университета, 1998 г.
12. В.И. Атопов, В.Е. Масляев, А.Ф. Липявкин. Волгоград. М.: Стройиздат, 1985.-215 с.
13. Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими здчими. М.: Научно- издательский центр «Ладомир». 2002.
14. Багина Е.Ю. Эволюция принципов формообразования и теоретическая мысль в отечественной архитектуре конца XIX — начала XX века.: Автореф. .канд. архит. М.: МАРХИ, 1986. - 24 с.
15. Баладин С.Н. Новосибирск. Новосибирск. История градостроительства. 1893-1945 гг. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1978.
16. Баладин С.Н. Новосибирск. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986
17. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века т. 1 -СПб.; 1902 г.
18. Барановский Г.В. Морской собор в Кронштадте. Проект гражд. инж. Вас. А. Косякова// Известия Общества гражданских инженеров. 1903. № 1-2. С. 117-124.
19. Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института гражданских инженеров (Строительное училище). 1834-1892. СПб., 1893.
20. Бардадым В.П. Архитектура Екатеринодара. Краснодар. Сов. Кубань, 2002. 256 с.
21. Бардадым В.П. Зодчие Екатеринодара. Краснодар, «Советская Кубань», 1995. 112с.
22. Берташ A.B. и др. Земля Невская Православная. Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: "Православная Русь", 2000. 256 с.
23. Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. : проблемы художественного мышления эпохи / А. Л. Баталов. Автореферат дисс. докт. искусств. - М: Российская Академия художеств, 1997.- 46 с.
24. Батырев В.Д., Изюмов А.И., Матвеев О.В. Союз казаков России. 1990-2000.- М.: Русаки. 2000.
25. Балуев П.С. Историческое и статистическое описание станиц и городов области войска Донского. СПб., 1900.
26. Бондаренко, И.А. Градостроительное мышление Средневековой Руси: Традиции и идеалы / И.А.Бондаренко .- Автореферат дисс. докт. Архит.-М.:, 1997.-140 с.
27. Бондаренко, И.А. Идея иерархии в зодчестве Древней Руси. / И.А.Бондаренко // Храмостроительство в России: традиции и современность: Сб. науч. ст. М.:, 1996. -С.33-40
28. Бондаренко, И.А. К вопросу об использовании мер длины в древнерусском зодчестве / И.А.Бондаренко // Архитектурное наследство. Вып. 36. Русская архитектура.- М.: Стройиздат, 1988. -С.54-63
29. Бондаренко, И.А. Эстетика древнерусского города/ И.А. Бондаренко//Художественно-эстетическая культура древней Руси. XI-XVII вв. -Колл. мон. под ред. В.В.Бычкова.- Кн. 1.-М.:Ладомир, 1996. С.95-118
30. Бондаренко И.А. Ансамбли средневековой Москвы / И.А.Бондаренко// Архитектурные ансамбли Москвы XV начала XX вв.-Колл. мон. Под ред. Т.Ф.Саваренской.-М.гСтройиздат, 1997.- С.11-174
31. Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — 316 с.
32. Борисова Е.А. Русская архитектура второй полвины 19 века. —М.; Наука. 1979 г. с 93, 94
33. Борисова Е.А. Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX -начала XX века. — М.: Наука, 1971, с. 239.
34. Бородин Н. Уральское казачье войско. Уральск: Уральско-войсковое хозяйственное правление. 1891.-Т. 1,2.
35. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXII. -СПб.; Типо-Литография И.А. Ефрона. 1897 г. с. 136,137.
36. Бунина Н.И. «Сочинения воспитанников Донской духовной семинарии как источник бытоописания (1875-1877 г. г.)» Краеведческие записки. Вып. 2. МИДК. Новочеркасск.; 1997г. с 17,18
37. Бышевский С. Византийское искусство // Строитель 1905. №18. Стб. 401-423
38. Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве Х1У-ХУ веков. -М.; Искусство. 1980.
39. Ведомости Ростовской-на-Дону Управы.-14 дек. 1891
40. Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону. Справочная книга. -1914. Харьков, 1914.
41. Византийское зодчество // . 1883. №2. С 39-40.
42. Византиноведение в Эрмитаже. Л.; Ленуприздат, 1991.-145 с.
43. Владич Л.В. Иван Исидорович Ижакевч. М. 1955.
44. Власюк А.И. О своеобразии архитектуры русских провинциальных городов в 1840-е 1910-е годы // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. — М.; Наука, 1983.
45. Волошинова Л.Ф. Был самый большой храм в Ростове // Молот. -14 мая 1994.
46. Волошинова Л.Ф. Утраченный храм //Утро. 5 июня 1992.
47. Волошинова Л.Ф. Храм и памятник // Утро. 11 ноября 1992.
48. Волошинова Л.Ф. Перекресток столетий. Ростов-на-Дону. Донской издательский дом. 2004 г.
49. Всеобщая история архитектуры. —Л.; Стройиздат , 1966.
50. Всеобщая история архитектуры. Т. 1-2. Учебное пособие для архитектурных вузов. Под общ. Ред. Б.П. Михайлова. М.; 1958-1963
51. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Под общ. Ред. А.В. Власова, Н.Я. Колли, Н.В.Баранова. М.; 1956-1966.
52. Всеобщая история искусств в 6 томах. Под общ. Ред. А.Д, Чегодаева. М.; 1956-1966
53. Гагарин Г.Г. Краткая хронологическая таблица в пособие истории византийского искусства. Сост. Г.Г. Гагарин. Тифлис. 1856.
54. Гагарин Г.Г. Сборник византийских и древнерусских орнаментов. СПб.; 1887.
55. Гагарин Г.Г. Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры. — СПб.; 1903.
56. ГАРО. Ф. 46 оп. 1 ед. хр. 810
57. ГАРО. Ф.55, оп.1, д.97, лл.16,16 об.
58. ГАРО. Ф. 226 оп.2 ед. хр. 6000 № св. 582 с. 340
59. ГАРО. Ф. 226 (487) оп.З № св. 582 д.7683 л. 10
60. ГАРО. Ф. 226 оп 3, д. 11830
61. ГАРО, ф. 226, оп. 3, д. 7812. // Дело о постройке церкви в хуторе Дядином Усть-Белокалитвенской станицы»
62. ГАРО. Ф. 226 оп. 21, д. 83
63. ГАРО. Ф.226 оп. 21, д. 10667. ГАРО. Ф. 226 оп.21, д. 90
64. ГАРО. Ф. 301 оп.8 № св. 553 д. 889
65. ГАРО. Ф. 301 оп.8 ед. хр. 939 № св. 582 с. 495-499
66. ГАРО. Ф. 301 оп. 8 д. 1245 л. 329-330, 534-536
67. ГАРО. Ф. 3 01 оп. 8 ед. хр. 1070 л. 297-299
68. ГАРО. Ф. 301 оп.8 ед. хр. 940 № св. 583 с. 86-8873. ГАРО. Ф. 301 оп. 22 д. 15
69. ГАРО. Ф. 301 оп. 25 д. 138
70. ГАРО. Ф. 301 оп. 25 д. 142
71. ГАРО. Ф. 301 оп. 25 д. 167
72. ГАРО. Ф. 301 оп. 25 д. 18778. ГАРО. Ф. 301 оп.25 д.196
73. ГАРО. Ф. 354 оп. 1 ед. хр. 779 № св. 53 л. 22,2580. ГАРО. Ф. 363 оп. 1 д. 9
74. Горюнов B.C., Бакусова Е.Г. «Византийское Возрождение» в Петербурге // 100 лет петербургскому модерну. Материалы научной конференции 30 сентября- 2 октября 1999 г. СПб.; ООО «Белое и черное», 2000. С 98-106.
75. Горюнов B.C., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. СПб.: Стройиздат, 1992. - 359 с.
76. Граф В.М. Утраченная святыня. // «Донской временник». -Ростов-на-Дону, 2002, с. 110-111.
77. Гримм Д.И. Памятники Византийской архитектуры в Грузии и Армении. СПб.; 1866.
78. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Т. 1. Учебник для инженерно-строительных вузов. М.; 1979.
79. Даль JI.B. Историческое исследование памятников русского зодчества // Зодчий. 1872. №5. - С. 9-11.
80. Даль JI.B. Обзор русского орнамента // Зодчий. 1876 №7. - С. 78.
81. Данцев A.A. Из истории сооружения в 60-х годах Х1Хвека железной дороги у Новочеркасска. Краеведчиские записки: Сб. науч.тр./
82. Музей истории Донского казачества.- Нвочеркасск, Ростов-Офсет-Принт, 2002. -Вып.5. С 37-41
83. Дедлов B.JI. Киевский Владимрский собор и его художественные творцы. М.; 1901.
84. Десятков Г.М. Казанский кафедральный собор. Оренбург, ИПК «Южный Урал» 2000 г.
85. Донская церковная старина , 1911г., ч. 111, отд. 1.
86. Донские епархиальные ведомости № 1-24 1983 г. № 20 с. 903-927
87. Донская речь. 14 июля 1891.
88. Донская речь. В Донском музее. 1899 № 230 сЗ
89. Донская речь. Закладка здания музея. 1894 г. № 53 с2
90. Донские епархиальные ведомости 1893 №7-8 с323-325
91. Донцы XIX века.-Новочеркасск, 1907.
92. Евенко М.Г. Храмы, построенные по проектам архитектора A.A. Ященко. Материалы XV студенческой конференции. Ростов-на-Дону: Рост.гос.акад.архит. и иск-ва, 2003.- с.290.
93. Евенко М.Г. «Творческий вклад академика архитектуры A.A. Ященко в архитектуру Новочеркасска» Научная мысль Кавказа.2006. №1. Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, с.77-86.
94. Евенко М.Г. «Православные храмы «византийского» стиля в творчестве академика архитектуры A.A. Ященко». Вестник ВолгАСУ. Сер.: Стр-во и архит. 2009. Вып. 15 (34)
95. Екатеринодар Краснодар. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях: Материалы к летописи. Краснодар, «Краснодарское книжное издательство», 1993. — 798 с.
96. Есаулов Г.В. История архитектуры Северного Кавказа и нижнего Дона. Ростов — на - Дону; Ростовский инжинеро-строительный институт, 1986.- 111 с.
97. Есаулов Г.В. Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова -наДону. Ростов н/Д: ИПФ Малыш, 1999. 228 с.
98. Есаулов Г.В. Войсковой собор в Новочеркасске: эволюция архитектурного образа в столетней истории строительства. Архитектура в истории русской культуры. вып.З. м.: Желаемое и действительное. -М.: Эдиториал, УРСС, 2001. С.212-218
99. Есаулов Г.В. Войсковой Вознесенский собор в Новочеркасске// «Казачество». Энциклопедия.- М.: ИНФРА-М, 2003. 398 с. -С59
100. Есаулов Г.В. Архитектор A.A. Ященко // «Казачество». Энциклопедия.- М.: ИНФРА-М, 2003. 398 с. -С59
101. Есаулов Г.В. Архитектура на территории казачьих войск России// «Казачество». Энциклопедия.- М.: ИНФРА-М, 2003. 398 с. -С59
102. Есаулов, Г.В. Архитектурно-градостроительное наследие Юга России:его формирование и культурный потенциал / Г.В.Есаулов.-Дисс.докт.архит,- М., 2004. -482 с.
103. Железное И.И. Уральцы: Очерки быта уральских казаков. СПб., 1910
104. Жуковский А.Т. Проект храма в память крещения Владимира в Херсонесе Таврическом архитектора Д.И. Гримма, профессора // Архитектурный вестник. 1860. №7. - Стб. 345-347.
105. Жуковский А.Т. Церковная архитектура. Древнехристианские храмы и византийский стиль // Зодчий. 1872. №8. - С. 121-133.
106. Журнал Ростовской на - Дону Городской Думы. 22 мая 1887, 11 дек. 1890.
107. Забелин И.Е. Русское искусство: Черты самобытности в Русском зодчестве. М.; 1900.
108. Зодчие Петербурга второй половины XIX века: Каталог выставки/ Сост. В.Г. Исаченко. JL, Лениздат 1985.
109. Зодчие Санкт-Петербурга, XIX начало XX века / Сост. В.Г. Исаченко; Под ред. Ю.В.Артемьевой, С.А.Прохватиловой. - СПб.: Лениздат, 2000. - 1071 е.: ил.
110. Иванен А. Сто лет Нарвскому Воскресенскому собору.- СПб.: Нарва, 1996.- 192 с.
111. Иванов С.М, Супрун В.И. Православие на волгоградской земле: храмы Царицына Сталинграда - Волгограда. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003.-240 с.
112. Иконников A.B. Историко-архитектурное наследие и современный город. М., 1973. - 46 с.
113. Иконников A.B. Архитектура и история. М.; ARHITECTURA, 1993.-c.255,
114. Иконников A.B. Мера пространства-человек// Декоративное искусство СССР, 1973.№3.
115. Иконников A.B. Историзм в архитектуре. М.; Стройиздат, 1997.559 с.
116. Иллюстрированная история казачества, репринтное издание 1909, Волгоград: Ведо,1994, 534с.
117. Ильин A.M. История города Ростова-на-Дону,- Ростов-на-дону; типография С.Я.Авакова, 1910.
118. Исаченко В.Г. Творчество братьев Косяковых// Строительство и архитектура Ленинграда. 1981.№ 6. С. 34-37
119. Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Храмы Кронштадта.- СПб.: «Паритет», 2004.
120. История русского искусства в 2-х томах. Учебник. М.; Изобразительное искусство, 1979.
121. История русской архитектуры. Учебник для архитектурных вузов. Под общ. Ред. C.B. Безсонова. М.; 1956
122. К истории сооружения соборного храма в г. Царицыне Саратовской губернии. М., 1902.
123. Казачество: Энциклопедия/под ред. А.П. Федотова, А.Г. Мартынова, В.И. Милованова.-М.: Изд.дом «Инфра-М», 2003.
124. Казачество- щит отечества. М.: ИД. Тонуч, 2005. -336 с.
125. Казачий вестник. 1883 г. №2 Статья о Донском музее без подписи.
126. Калинина И.В. Кафедральный собор во имя иконы Казанской Божьей Матери в Иркутске. Иркутск, 1994.
127. Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. Владикавказ, 1912.
128. Карпова Г.Ф., Кольстет Л.А. Архитектурное образование в России. Развитие содержания и сети образовательных учреждений. Ростов-на-Дону, ООО ИЦ «Булат» 2000 с46-48.
129. Килессо С. К. Киево-Печерская лавра: Памятники архитектуры и искусства. - М.: Искусство, 1975. - 144 е., 3 л. ил.
130. Кириллов A.A. Торжество освящения главного алтаря Вознесенского кафедрального собора в г.Новочеркасске 6 мая 1905 г. // Донская церковная старина. Т.2. Новочеркасск, 1906.- с. 67-97.
131. Кириллов A.A. Новочеркасский Вознесенский Войсковой собор. Исторические сведения о первом Новочеркасском соборе // Донская церковная старина. Т.2. Новочеркасск, 1909. - С. 1-25
132. Кириллов A.A. Новочеркасский Вознесенский Войсковой собор. Исторические сведения о втором Новочеркасском соборе // Донская церковная старина. Т. 3. Новочеркасск, 1911. - С. 67 -97
133. Кириченко Е.И. Архитектурные теории 19 века в России. —М.; Искусство 1986 г. с. 202
134. Кириченко Е.И. Запечатленная история России. Т. 1-2. М., Жираф 2001.
135. Кириченко Е.И. Михаил Быковский.- М. : Стройиздат, 1988 . -256 с.
136. Кириченко Е.И. Проблема национального стиля в архитектуре России 70-х годов 19 века // Архитектурное наследство. №25. —М.; Стройиздат, 1977.-С. 131-153.
137. Кириченко Е.И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (К вопросу о двух фазах развития эклектики) // Архитектурное наследство. №36. М.; Стройиздат, 1988.- С. 130-143
138. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1890 гг. М.; Искусство, 1988
139. Кишкинова Е.М. Нововизантийские храмы на Нижнем Дону и Северном Кавказе// Сб. трудов Региональной научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. Ростов-на-Дону, 2001. С. 110-121.
140. Кишкинова Е.М. «Византийский стиль» в архитектуре России середины XIX начала XX вв. и его памятники на территории Южного региона. Дис. канд. искусств. - СПб.; 2002
141. Кишкинова Е.М. Храмы «византийского стиля» второй половины
142. XIX — начала XX веков и средневековые источники их композиций. Историко-культурное наследие: современные проблемы и поиски решений. Сост. Есаулов Г.В. Кисловодск. 2005 г. С.36-40
143. Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX начало XX века. - С.-Петербург: «Искусство -СПБ», 2006.- 255 с.
144. Кишкинова Е.М., Субботина P.A. Византийская традиция в храмовом зодчестве юга Российской империи второй половины XIX- начала
145. XX века // Вестник РГНФ. 2002.№4 С. 128-140.
146. Комеч, А.И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве // Искусство Западной Европы и Византии. М.:Наука,1978, -С.209-223.
147. Кондаков, Н.П. Древняя архитектура Грузии -М.:Синод, 1876.60с.
148. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств (1764-1914),т. 1.-СП6.; 1915.
149. Конструкции и архитектурная форма в русском зодчестве XIX -начала XX века. М.; Стройиздат, 1977.
150. Корнилова A.B. Григорий Гагарин. СПб., 1996.
151. Короленко П.П. Двухсотлетие Кубанского казачьего войска. 1969-1896.- Екатиринодар, 1896.
152. Красовский А. К. Гражданская архитектура . СПб., 1851.
153. Красовский М. В. Морской собор в Кронштадте. 1903-1913. СПб.
154. Кукушин B.C. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. ГинГо, Ростов-на-Дону, 1996 г. с. 91
155. Кулишов В.И. В низовьях Дона. -М.; Искусство 1987 .
156. Кулишов В.И. Архитекторы строители города Новочеркасска. Краткие биографические сведения. Краеведческие записки: Сб.науч.тр./ МИДК- Новочеркасск, НОК, 1999.- Вып.4. С 124-131.
157. Кулишов В.И. Казачья мемориальная тема в архитектуре Новочеркасска. Краеведческие записки: Сб.науч.тр./ Музей истории донского казачества.- Ростов н/Д:ЫВ,2006.- Вып. 8. С. 57-68.
158. Кульженко C.B. Собор св. князя Владимира в Киеве.- Киев, 1898.
159. Куриленок М.И. Постройка железобетонного Кафедрального собора в г. Поти, произведенная Черноморским Строительным обществом, эксплуатирующим систему Геннебика по его указаниям. СПб. 1908. Стб. 554.
160. Куроедов В.П. Церковна архитектура на Кавказе//Зодчий. 1879. № 3, С. 57.
161. Кутейникова Н.С. Мозаика : к истории худож. жизни России 2-й половины XIX нач. XX вв. : сб. ст. / Н.С. Кутейникова ; Рос. Акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. - СПб., 1997. - 130 с.
162. Кученкова В.А. Тамбовские православные храмы / В.А. Кученкова. — Тамбов: Пролетарский светоч, 1992. 184 с.
163. Кызласова И.Л. История изучения византийского искусства и древнерусского искусства в России. М.; Издательство МГУ, 1985.-183 с.
164. Лимаренко К.Х. Отчёт о строительстве Соборного Храма войска Донского в г. Новочеркасске за 14 лет. 1891-1904. Новочеркасск. 1904.
165. Лимаренко К.Х. Войсковой соборный храм в г. Новочеркасске. Издание соборостроительной комиссии. 1904 г.
166. Лисовский, В. Г. Академия художеств : историко-искусствоведческий очерк / В. Г. Лисовский .- 2-е изд., переработ, и доп .- Л. : Лениздат, 1982 .- 224 с.
167. Лисовский В.Г. Из истории «художественной археологии» в России// Проблемы развития русского искусства: Сб. трудов Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Л. 1978. Вып. 10. С 46-52.
168. Лисовский В.Г «Национальный стиль» в архитектуре России -М.; Совпадение, 2000 г.
169. Лисовский В.Г. Национальные традиции в русской архитектуре XIX начала XX веков - Л., 1988.
170. Лисовский В.Г. Поборник «русского стиля». К творческому портрету H.H. Никонова// Ленинградская панорама. 1983. №3. С. 30-33.
171. Лисовский В.Г. Теория и практика «национального стиля» в русской архитектуре II половины XIX- начала XX века//Проблемы синтеза искусства и архитектуры: СБ. трудов Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Л., 1975. С. 59-71.
172. Лисовский В.Г. Шевцова Т.И. Русская архитектура за рубежом// Санкт- Петербургская панорама. 1993.№4. С. 30-33.
173. Листов В.Н. Ипполит Монигетти. Л.: Стройиздат, 1976.- 144с.
174. Лихачев В.Д. Искусство Византии IV-XIV веков. Л.; Искусство, 1986.-309 с.
175. Лобжанидзе В.Н., Лаптев Г.Ф. Путешествие по старому Ростову. Ростов н/Д: Изд-во «Донагрейн», 1997. 186 с.
176. Маныкин-Невструев А. Завоеватели Восточной Сибири. Якутские казаки.-М.: 1883.
177. Михайлов Б.П. История архитектуры. Архитектура гражданских и промышленных зданий, т. 1. Учебник для заочных инженерно-строительных вузов. М.; Высшая школа, 1967.
178. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-наДону, утраченные и существующие. Ростов-на-Дону. Изд-во «NB». 2006 г.
179. Молчанов П.И. Репников И.Г. Новочеркасск. Ростов, Кн. Изд-во, 1978
180. Монастыри Санкт- Петербургской епархии. Справочник паломника. СПб. 2000.
181. Морской Собор в Кронштадте Текст. : научно-популярная литература / Сост. А.П. Шумский. М. : Воентехиниздат, 1998. - 259 с. :
182. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19- начала 20 века. М.; Искусство, 1991.- 395с.
183. Нечаев H.H., Сулименко С.Д. Методы архитектурного творчества. — М.; 1980
184. Нечаева М. Ю. За стенами древней обители. Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря. Екатеринбург, 2000. С. С.48 (http://atlasch.narod.riiO
185. Никитин В.П. Астрахань и ее окрестности. М. : Искусство, 1981. - 151. с.
186. Николаева Т.И. Виктор Шретер. Л., Лениздат. 1991.
187. Николаева Т. И. Виктор Шретер. Иероним Китнер . Санкт-Петербург : Изд. дом «Коло», 2007.— 400 с. : ил.
188. Новочеркасск: два века за два дня: путеводитель. / Сост. И авт. вступ. ст. А.Н. Балацкий.- Ростов н/Д.: Странник, 2005 г.
189. Онищенко А.Н. «Новочеркасский Вознесенский собор- третий в России» // Строительный комплекс № 21 (207) 1-15 ноября 2002 г. С. 15.
190. Орлов А. А. Н. Н. Никонов: Материалы к творческому портрету архитектора // Искусство и религия (история и современность): Сб. научных трудов Российской Академии художеств. СПб., 1996. С. 73—79.
191. Орфинский, В.П. К вопросу о национальном своеобразии культового зодчества России/ В.П. Орфинский // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования: Сб. научн. ст. / отв. ред. И.А.Бондаренко.-М.: УРСС, 2004. С. 124-180
192. Орфинский, В.П. Народное деревянное культовое зодчество Российского Севера: истоки развития / В.П. Орфинский // Народное зодчество. Сб.науч.трудов. Петрозаводск, 1992 С.32-63
193. Орфинский, В.П. Часовни в традиционной культуре карел / В.П. Орфинский // Народное зодчество. Сб.науч.трудов. Петрозаводск, 2004.-С.73 -124
194. Памятник 900-летия крещения Руси храм Св- Князя Владимира в г. Астрахань. .
195. Петров А.Н., Борисова Е.А., Науменко А.П. Памятники архитектуры Ленинграда. Л:: Стройиздат, 1972.- 498 с.
196. Петров В. Александро-Невская г. Новочеркасска церковь// Донская церковная старина. Новочеркасск, 1909. Т. 2. С. 25-—97.
197. Петров В; Александро-Невская г. Новочеркасска церковь: Историческое описание: Новочеркасск, 1913;
198. Петров П.Н. Сборник материалов для истории С-Петербургской Академии Художеств за сто лет ее существования, т. 1. -СПб.; 1864 г.,
199. Пилявский В.И., Тиц A.A., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов.:—М.: Архи гектура-С, 2003. — 512 с
200. Пищулина В.В. Особенности архитектуры донского станичного< храма. Автореф. Дисс. Канд. Архит.- М.; 1997
201. Пищулина, В.В. Традиции храмостроения на Дону / В.В.Пищулина // Храмостроительство в России: Традиции и современность: Сб. статей Всероссийской научной конференций. М.,1996. — С. 114-115
202. Пищулина, В.В. Основные этапы формирования донских сельских храмов по образцовым проектам / В.В.Пищулина // Вестник СевероКавказского технологического университета. Владикавказ, 1997
203. Пищулина, В.В. Исторические основы своеобразия донской церковной архитектуры / В.В.Пищулина // XX столетие и исторические судьбы национальных художественных культур: тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Махачкала, 2001
204. Пищулина, В.В. Архитектура донского станичного храма XVI-начала XX вв. / В.В .Пищулина //Научная мысль Кавказа: Спецвыпуск. — Ростов-на-Дону, 2001
205. Пищулина, В.В. Роль и предпочтения заказчика в архитектуре сельского православного храма Области Войска Донского / В.В .Пищулина, С.Д. Сулименко // Архитектурное наследство. 2001, № 44.- М.,2001. С. 189195
206. Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа У1-Х1У вв. автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра архитектуры : 18.00.01 / В. В. Пищулина. М., 2007. - 59 с.
207. Полевицкий А. А. Проект железобетонного по системе Геннебик кафедрального собора для гор. Поти // Строитель. 1905. № 18. Стб.697—710.
208. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., Лениздат, 1990.
209. Пунин А. Л. Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина XIX века. Л., Лениздат 1981.
210. Пунин А. Л. Византинирующее направление в русской архитектуре XIX века // VI республиканская научная конференция по проблемам культуры я искусства Армении: Тезисы докладов. Ереван, 2—4 июня 1987 г. Ереван, 1987. С. 193—195.
211. Путинцев Н.Г. Хронологический перечень событий из истории Сибирского казачьего войска.- Омск, 1891.
212. Ревзин Г. К вопросу о принципе формообразования в архитектуре эклектики./Очерки по истории архитектурной формы. М.: ОГИ, 2002. С . 85108.
213. Репников В.Н. Прогулки по Новочеркасску. Вторая часть. Новочеркасск, ЮРГТУ. 2006.
214. Россия в мировой истории: Учебник для вузов.-2-е изд, испр. И доп./ Под общ. Ред. B.C. Порхни.- М. Логос, 2003.- 592 с.
215. Россия и мир: Учебная книга по истории . В. 2-х. частях. Часть 1./ Под общей редакцией проф. A.A. Данилова.- М.: Владос, 1995. 496 с.
216. Савельев A.M. Трехсотлетие Войска Донского. 1570-1870.- СПб, 1870.
217. Савельев Ю. Р. Византийская стилистика в русской архитектуре XIX—XX вв. // Три искусства. 1999. № 2. С. 19—21,
218. Савельев Ю.Р. «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX — начало XX века. СПб.: Лики России - Проект-2003, 2005.-272 с.
219. Савельев Ю. Р. Жемчужины российской провинции // Вестник «Зодчий. XXI век». 2002. № 3. С. 56—67.
220. Савельев Ю. Р. Образы «Второго Рима» в храмовом зодчестве России XIX — начала XX века // Художник. 2000. № 1. С. 53—57.
221. Савельев Ю. Р. Византийский стиль в церковном зодчестве России второй половины XIX начала XX вв. // Церковные древности. Рождественские чтения-2000. М., 2001. С. 132-157.
222. Савельев Ю. Р. Византийский стиль в произведениях архитектурной школы Института гражданских инженеров // Вестник «Зодчий 21 век». СПб., № 3 (7). 2002. С. 56-67.
223. Савельев Ю. Р. Архитекторы храмов в «византийском стиле» // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. Отв. ред. И.А.Бондаренко. М., НИИТАГ. 2004. С. 566-624.
224. Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам, том XXX, за 1894г. С.-Пб, 1895г.
225. Семенцов C.B. О формировании единой градостроительной политики Санкт-Петербурга в конце XIX века // Петербургские чтения 9899. - СПб., 1999. С.260-264
226. Семенцов C.B. О создании нового типа градостроительного проектирования в конце XIX века // Петербургские чтения 98-99. - СПб., 1999. С. 265-269.
227. Серебряная В. В. «Да городок Медведица же.» Усть-Медведицкая газета. 24 апреля 1997 г. с 4-6
228. Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области/ ВолгГАСА.- Волгоград, 2002.
229. Серебряная В.В. Национальное направление в храмостроении Юга России середины XIX начала XX веков. Историко-культурное наследие: современные проблемы и поиски решений. Сост. Есаулов Г.В. Кисловодск. 2005 г. С.41-48
230. Сидоров. В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани н/Д т. 1. ДГПБ. Ростов-на-Дону. 1993 г. с. 47
231. Славина Т.А. Константин Тон. -Д.; Стройиздат, 1989. -222с.
232. Собор Св. Князя Владимира в Киеве. Киев, 1905.
233. Стасов В. В. А. М. Горностаев // Вестник изящных искусств. 1888. Вып. 6. С. 439—480.
234. Стасов В.В. Искусство XIX века // В.В. Стасов. Избр. Соч. в 3 т. -М.; 1952.
235. Сулименко С.Д., Степанов A.B., Нечаев H.H. Архитектура: пространство, время, культура Текст.: учеб.пос. Ростов-на-Дону: ИАрхИ ЮФУ, 2008.-296 е.:
236. Султанов Н. В. Русское зодчество в западной оценке // Зодчий. 1880. № 1.С. 6—12.
237. Тарыкин А.П. Казачьи войска.- СПб., 1893.
238. Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск, Изд-во Новосиб. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования. 1998.
239. Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций: Учебное пособие.- М.: Гайдарики, 2000.-574 с.
240. Ушаков С. Ю., Славина Т.А. История русской архитектуры. Стройиздат. СПб.; 1994 г. с. 471-472.
241. Харьков. Архитектура. Памятники. Новостройки. Харьков, 1987.
242. Хайт, B.JI. Об архитектуре, ее истории и проблемах / B.JI. Хайт. -М.: УРСС, 2003.- 456 с.
243. Холодова Е. Зодчие Курского края XVII-XXI веков. Иллюстрированный биографический словарь. Курск, изд-во Курского государственного университета. 2003.
244. Хомутецкий Н.Ф. Архитектура России с середины XIX века до 1917 года: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра. искусствоведения. Л., 1955
245. ЦГИА Ф. 570. on. 11. ед. хр. 678.
246. ЦГИА. Ф.759.оп. ЗЗ.д1424. с. 52-55.
247. ЦГИА. Ф. 759. оп.80. д.26. с.24 об.25.
248. ЦГИАФ. 759. оп.82.№. 114.д. 12/23.
249. ЦГИА. Ф. 789, оп. 4 (1864), д. 4
250. ЦГИА. Ф. 789, оп. 14, д. Я-16
251. ЦГИА. Ф. 184, on. 1, ед. хр. 948
252. ЦГИА. Ф. 835, on. 1, д.127
253. ЦГИА. Ф. 789, оп. 6 (1868), д. 82
254. ЦГИА. Ф. 1152. 1874г. т.8.д.388.275. ЦГИА. Ф. 1152 т.8. д.539.
255. Чемякин Е. «Зазвонят ли вновь колокола» // Усть-Медведицкаягазета. №7-9 1997.
256. Шабунин Е.А. Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель. Новосибирск. 2002.
257. Швидковский Д. Чарлз Камерон при дворе Екатерины II. М.: издание журнала «Наше наследие», 2001. — 192 с.
258. Шретер В. А. Конкурсный проект соборного храма Кавказской армии в г. Тифлисе // Зодчий. 1878. № 11. С. 117.
259. Шуази О. История архитектуры. т. 1-2. -М.; 1937
260. Шулепова, Э.А. Региональное наследие : опыт изучения и музеефикации памятников Дона / М-во культуры РФ, Рос. акад. наук, Рос. ин-т культурологии. — М., 1998 — 244 с.
261. Шульц С. С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. СПб., Глаголъ, 1994. 320 с.
262. Щенков A.C. О принципах изучения русской храмовой архитектуры. //Архитектура в истории русской культуры. Сб.научных трудов НИИТАГ. М., 1996—С.35-38
263. Щенков A.C., Вятчанина Т.Н. Об иконографии и тектонике православного храма. М. 1999
264. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска.-Екатеринодар, 1910.-Т.1; 1913.- Т.2.
265. Щусев А. В. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре // Зодчий. 1905. № 11. С. 132—134.
266. Эпов Н. Забайкальское казачье войско. — Нерчинск, 1889.
267. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. 2-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 576 с. — (Мир культуры, истории и философии).1. Иллюстрации1.глава. Периодизация творческой биографии академика архитектуры А.А.Ященко
268. Илл. 1. Портрет A.A. Ященко. Восстановлен автором по материалам МИДК.
269. Илл.З. A.A. Воронихин. Горный институт в Санкт-Петербурге. 1806-1811 а-портик, б приспосбленные здания, в - план, г - фасад.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.