Формирование умений педагогического общения у студентов (на материале музыкально-педагогических факультетов) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Плешкова, Надежда Ивановна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 236
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Плешкова, Надежда Ивановна
ВВЕДЕНИЕ.■.I
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
1.1. Педагогическое общение как объект научных исследований
1.2. Сущность и содержание умений педагогического общения.
1.3. Педагогические условия коммуникативной подготовки студентов в процессе учебной деятельности.
Глава 2.АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО' Ф0Щ1Й0ВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИИ У СТУДЕНТОВ.'.'.ИЗ
2.1. Определение исходного уровня умений педагогического общения у студентов /констатирующий эксперимент/.
2.2. Проверка отдельных методов работы со студентами /поисковый этап формирующего эксперимента/.
2.3. Проверка целостной системы методов, направленных на формирование у студентов умений педагогического общения /основной этап формирующего эксперимента/
ВЫВОДЫ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки: на материале работы в концертмейстерском классе2009 год, кандидат педагогических наук Печерская, Александра Борисовна
Формирование готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности в процессе музыковедческой подготовки2002 год, кандидат педагогических наук Михейченкова, Елена Николаевна
Формирование готовности учителя к общению с младшими школьниками в процессе музыкально-эстетической деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Заварина, Светлана Юрьевна
Формирование творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла1984 год, кандидат педагогических наук Юдина, Елена Ивановна
Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности1996 год, доктор педагогических наук Безбородова, Людмила Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование умений педагогического общения у студентов (на материале музыкально-педагогических факультетов)»
Решения ХХУ1 съезда КПСС, постановления Коммунистической партии и Советского правительства в области народного образования, материалы июньского ( 1983 г.) и апрельского ( 1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" подчеркивают все возрастающее влияние высшей школы на дальнейший рост культуры народа, указывают на необходимость постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса в ВУЗе и выявления мер по дальнейшему повышению квалификации педагогических кадров.
Проблема совершенствования подготовки учителей была поставлена в ранг социальной значимости уже в трудах основоположников советской школы ( П.П.Влонский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др.). Так, А.С.Макаренко, приходя к выводу, что нельзя строить воспитание школьников в расчете на талант учителя, справедливо отмечал: "Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, квалификации".(132, 231). При этом А.С.Макаренко особо подчеркивал необходимость овладения техникой педагогического мастерства, составной частью которого выступают и умения педагогического общения. Он утверждал, что мастерство учителя не является средством только талантливых людей, а является специальностью, которой нужно учить, как учат музыканта, врача ( 132, 264).
Значительный вклад в разработку теории и практики современного педагогического образования, закономерностей формирования личности учителя внесли исследования Ю.К.Бабанского, Ф.Н.Гонобо-лина, С.Г.Клебанова, Н.Г.Кушкова, А.Г.Ковалева, Н.В. Кузьминой,
Н.Д.Левитова, Й.Т.Огородникова, В.А.Сластенина, Й.В.Страхова, А.И.Щербакова и др. Существенное место в этих работах отводится вопросу формирования профессионального мастерства. Отмечая, что профессиональное мастерство постоянно совершенствуется на всем протяжении работы учителя в школе, в то же время авторы подчеркивают, что для его становления решающее значение имеют как знание предмета, так и педагогические умения, которыми студент - будущий учитель овладевает в период подготовки в высшей школе. Так, Н.В.Кузьмина указывает, что в подготовке современного учителя большое место должно быть уделено не только усвоению специальных знаний, но и формированию педагогических умений, отмечая, что в профессионально значимых педагогических умениях находят преломление и качества личности педагога и его профессиональные знания, и степень овладения профессиональной техникой ( 161, 113). Рассматривая педагогические умения как основу мастерства учителя, А.И.Щербаков также подчеркивает значимость их формирования у студентов педвуза ( 230).
При различных точках зрения исследователей ( Ф.Н.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова ) на классификацию структурных элементов педагогической деятельности авторы едины в том, что коммуникативный компонент наиболее значим в труде учителя. Процесс общения, являясь важнейшим элементом педагогической деятельности, образует социально-психологическую основу воспитательного воздействия учителя на школьников. Без него невозможно представить себе педагогического действия как элемента общей структуры педагогического процесса. С различной полнотой проявления через коммуникативную деятельность в основном реализуются и другие структурные компоненты педагогической деятельности ( организаторский, конструктивный, гностический).
Как и любой вид деятельности, процесс общения педагога со школьной аудиторией предполагает владение учителем умениями педагогического общения, которые являются составным элементом педагогических умений. Исследуя психологию педагогического общения, И.В.Страхов считает, что овладение учителем умениями педагогического общения является одним из основных компонентов его педагогического мастерства ( 206). Большое внимание проблеме подготовки студентов в коммуникативном аспекте уделяет A.A. Леонтьев, ставя вопрос о комплексе умений педагогического общения, которыми учитель должен располагать независимо от его индивидуальных качеств ( 121). Рассматривая искусство общения как профессиональный инструмент деятельности учителя, В.А.Кан-Калик приходит к выводу, что "мы обучаем содержанию и приемам деятельности, не развивая сам инструмент, через который это содержание и приемы осуществляются" ( 91, 77). Следовательно, вопрос специального, целенаправленного формирования у будущих учителей умений педагогического общения-'- является одним из существенных и актуальных вопросов современного педагогического образования.
В настоящее время выполнен значительный объем исследований, посвященных коммуникативной подготовке студентов. Они направлены на : оптимизацию коммуникативной деятельности учителя на уроке в плане психолингвистического содержания ( А. 3?. Бондарен -ко); формирование коммуникативных умений у студентов в период педагогической практики ( В.К.Елманова, Е.Б.Орлова); ^выявление роли коммуникативных умений в процессе педагогического взаимо Для удобства изложения текста диссертации понятия "умения педагогического общения" и "коммуникативные умения" используются как синонимы действия преподавателя со студентами ( А.В.Фомин); выявление взаимосвязи общения и свойств личности студента в процессе профессионально-педагогической подготовки ( В.В.Рыжов) и т.д.
Кроме того, в психолого-педагогической литературе, посвященной мастерству учителя; предлагаются разнообразные методики обучения студентов коммуникативным умениям, связанные с использованием: ситуационно-ролевых игр ( В.П.Бедерханова, Н.Н.Богомолова); педагогических этюдов, описывающих педагогические ситуации ( Л.А.Петровская); микропреподавания, миникурсов с демонстрацией фильмов об уроках опытных учителей с последующим анализом ( Н.В.Кузьмина); разнообразных систем тренингов ( А.А.Леонтьев); психофизических упражнений, основополагающим материалом которых являются отдельные методы внутренней техники, взятой из театральной педагогики ( "мышечные зажимы", "предполагаемые обстоятельства" и т.д.) ( Ю.Л.Львова); различного рода спецсеминаров "Мастерство учителя", практикумов "Выразительное чтение" ( В.А.Кан-Калик) и пр.
Изучение психолого-педагогических исследований, направленных на коммуникативную подготовку будущих учителей, свидетельствует о том, что проблема формирования у студентов умений педагогического общения решается в основном в процессе внеаудиторной работы студентов, на практических занятиях по педагогическим дисциплинам, факультете общественных профессий и семинарах по педагогической практике. В результате анализа предлагаемых методик мы пришли к заключению, что они несут в себе определенную значимость для процесса формирования у будущих учителей коммуникативных умений. Однако, при всей их важности и необходимости, они обладают одним существенным недостатком, который заключается в том, что предполагают дополнительные затраты времени, ведущие к перегрузке студентов в современных условиях педагоги- 1 ческого образования,
В то же время вопрос формирования исследуемых умений в процессе преподавания специальных дисциплин в ВУЗе не нашел своего отражения в научных исследованиях и специальной разработке не подвергался. Анализ современного состояния педагогической практики в подготовке будущих учителей также показал, что на занятиях по специальным предметам преподаватели крайне мало уделяют внимания формированию у студентов умений педагогического общения, всецело сосредотачиваясь на передаче выпускникам знаний своего предмета.
Между тем, решение вопроса формирования умений педагогического общения у студентов должно осуществляться не только путем введения дополнительных спецкурсов и практикумов по овладению педагогическим мастерством, но и, главное, в процессе изучения основных специальных дисциплин, входящих в учебный план, установлением тесной взаимосвязи между преподаванием педагогических и специальных дисциплин в воспитают основ мастерства будущего учителя ( Н.В.Кузьмина, Н.В.Савин, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.).
Кроме того, общение учителя музыки с учащимися обладает своей спецификой, где музыкальный язык, своеобразие которого заключается в художественно-образном способе отражения действительности посредством эмоций, чувств, настроений человека, выступает одним из основных средств общения ( Б.В.Асафьев, А.В.Луначарский, А.Н.Сохор, Б.Л.Яворский и др.). Это вызывает необходимость проверки в специальных условиях особенностей взаимодействия учителя со школьниками в процессе художественной деятельности и подготовки студентов в коммуникативном аспекте.
Практическое значение исследования мы видим и в том,что решение вопроса формирования умений педагогического общения с помощью специальных дисциплин будет способствовать использованию внутренних ресурсов учебного процесса без дополнительных затрат времени.
В современных исследованиях по проблеме педагогического мастерства большое внимание уделено значению индивидуального стиля общения педагога со школьной аудиторией ( Ф.Н.Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А.Сластенин, И.В.Страхов, А.И.Щербаков и др.). Особое внимание ученые акцентируют на том, что учителю-мастеру при взаимодействиии с учениками свойственно опираться на индивиду -альные стороны своей личности. Отсюда возникает необходимость исследовать возможности использования индивидуальной формы обучения ( в которой осуществляется процесс преподавания специальных дисциплин музыкально-исполнительского цикла на музыкально-педагогическом факультете) в формировании у студентов умений педагогического общения.
Таким образом, на основе теоретического анализа исследований, посвященных подготовке студентов в коммуникативном аспекте, и целенаправленных наблюдений опыта обучения будущих учителей музыки в педвузе можно прийти к заключению, что в настоящее время возникло определенное противоречие между объективными потребностями социально-педагогической практики и существующей направленностью учебно-воспитательного процесса в системе высшего образования, не учитывающей возможности специальных дисциплин в формировании умений педагогического общения у студентов.
Неразработанность данной проблемы и ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования.
Объект исследования - процесс овладения основами педагогического мастерства студентами педвузов на занятиях по специальным дисциплинам музыкально-исполнительского цикла.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у студентов умений педагогического общения как составной части их профессионального ма'стерства.
Цель исследования - научная разработка комплекса средств, обеспечивающих управление процессом формирования умений педаго-. гического общения у студентов музыкально-педагогических факультетов.
В процессе исследования выдвинута следующая гипотеза:
- учебно-воспитательный процесс по специальным дисциплинам объективно содержит возможности формирования у студентов умений педагогического общения;
- эффективность формирования исследуемых умений в процессе преподавания специальных дисциплин зависит от обеспечения максимального сходства условий между учебной деятельностью студентов и педагогическим общением учителя со школьниками в практической деятельности;
- достижение указанного сходства условий основывается на целенаправленном использовании ситуаций, требующих управления собственным эмоциональным состоянием и эмоциональной идентификации студентов со слушательской аудиторией.
Предмет, цель и гипотеза исследования предопределили следующие его задачи:
- раскрыть сущность и специфику процесса педагогического общения учителя музыки с учащимися и на этой основе определить наиболее значимые коммуникативные умения, необходимые для результативного взаимодействия педагога-музыканта со школьниками;
- проанализировать материал школьной программы в аспекте формирования у студентов умений педагогического общения; - вскрыть сходные условия между учебной деятельностью студентов и педагогическим общением учителя со школьниками;
- разработать показатели для выявления уровней сформирован-ности умений педагогического общения у студентов;
- экспериментальным путем определить эффективность предлагаемой методики преподавания специальных музыкальных дисциплин в аспекте исследуемой проблемы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исполь- . зован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга метддов исследования:
- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и музыкально-методической литературы по проблеме исследования;
- длительные целенаправленные наблюдения по специально разработанной программе за деятельностью учителей музыки, выпускников музыкально-педагогических факультетов, студентов-практикантов в процессе общения со школьной аудиторией;
- беседы с руководителями педагогической практики студентов, анкетирование учителей музыки, студентов-практикантов;
- естественный педагогический эксперимент ( констатирующий и формирующий - поисковый и основной этапы ) для установления эффективности предлагаемого комплекса средств, направленного на формирование исследуемых умений у студентов;
- метод оценки компетентных судей ( рейтинг) для определения уровней владения студентами умениями педагогического общения.
Мет2дологическдйосновой исследования явились основные положения марксистско-ленинской теории об органической и необходимой связи теории и практики в процессе обучения, о творческом развитии личности в процессе целенаправленной и целесообразной деятельности. Важное значение в организации и проведении исследования имели положения Программы КПСС, Конституции СССР, материалы съездов 1ШСС и Пленумов ЦК КПСС, документы Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам повышения эффективности и качества подготовки специалистов в высшей школе.
В исследовании условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы:
I этап - поисково-теоретический ( 1975-1976). В этот период были осуществлены первичные наблюдения, накопление фактов, их анализ и обобщение, изучение литературы, определены исходные позиции исследования, его проблема, предмет, цель, задачи, рабочая гипотеза и методы;
П этап - опытно-экспериментальный ( 1976-1980), который включал констатирующий эксперимент и поисково-опытную работу. На этом этапе были составлены методические инструкции для преподавателей, принимавших участие в эксперименте, организована эмпирическая проверка методических рекомендаций , уточнялась общая гипотеза исследования;
Ш этап - формирующий эксперимент ( 1980-1984), задача и сущность которого были ориентированы на проверку эффективности предлагаемой в диссертации системы методов, направленных на формирование у студентов умений педагогического общения в условиях учебно-воспитательного процесса по специальным дисциплинам . На этом же этапе обобщались, систематизировались и интерпретировались полученные данные проведенного исследования, а также подвергались обсуждению, апробации и внедрению в практику научные результаты исследования.
Основная экспериментальная работа проводилась на базе Николаевского, Киевского, Винницкого, Тернопольского и Алма-Атинского педагогических институтов. В ней приняли участие 370 студентов. - будущих учителей музыки. Общий массив испытуемых (студентов и учителей музыки) составил 517 чел.
Г Ш^^&яндвизтитедрета^ выполненного исследования заключается в том, что:
- проблема формирования умений педагогического общения у студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе занятий по специальным дисциплинам впервые явилась предметом специального исследования;
- выделены опорные и ведущие коммуникативные умения учителя музыки, которые являются общими для учителей по разным школьным предметам;
- установлена принципиальная возможность формирования коммуникативных умений у студентов в условиях учебно-воспитательного процесса по специальным музыкальным дисциплинам;
- определены основные педагогические условия и разработан комплекс средств, обеспечивающие управление процессом формирования у будущих учителей музыки умений педагогического общения.
Практическаязначимдст^ исследования заключается в том,что содержащиеся в диссертации теоретические положения и предлагаемая методика способствуют совершенствованию подготовки будущих учителей музыки, их педагогического мастерства, могут быть использованы не только в системе высшего музыкально-педагогического образования, но и в практике работы педагогических училищ, курсов повышения квалификации учителей музыки, а также в учебно-воспитательном процессе других факультетов пединститутов.
Предметом,защиты являются следующие положения исследования:
1. Опорными и ведущими умениями педагогического общения в практической деятельности учителя являются умение управлять собственным эмоциональным состоянием и умение эмоционально идентифицировать себя со школьной аудиторией.
2. Формирование умений педагогического общения должно осуществляться в процессе учебной деятельности студентов по специальным дисциплинагл.
3. Основными педагогическими условиями формирования умений педагогического общения являются целенаправленное и систематическое вовлечение студентов в эмоционально-творческие ситуации публичного характера с достижением положительного результата деятельности, а также активизация педагогического воображения будущего учителя в единстве с овладением приемами и способами дидактической обработки учебного материала.
Достоверностьиобосндванность научных результатов обеспечены опорой на марксистско-ленинскую методологию, сочетанием методов теоретического и эмпирического познания, соответствием их характеру разрабатываемой проблемы, цели и задачам исследования, опорой на повседневную преподавательскую практику в ее естественной связи и последовательности, охватом участников эксперимента, его географией.
АпЕобаш§Р§зультатов исследования осуществлялась автором в ходе опытно-экспериментальной работы в вышеназванных институтах; внедрения в практику подготовки будущих учителей музыки методических рекомендаций по изучению музыкального материала школьной программы ( РУМК ВСПО, Киев, 1982); публикации работ по проблеме исследования; выступлений на научной конференции молодых ученых и аспирантов КГТЖ им.А.М.Горького ( 1980), научно-практической конференции по вопросам оптимизации учебно-воспитательного процесса в ВУЗе ( НГПИ им.В.Г.Белинского, 1982), итоговых научно-методических конференциях Николаевского государственного педагогического института, факультете повышения квалификации преподавателей педучилищ и пединститутов союзных республик ( Киев,1981), курсах усовершенствования подготовки учителей музыки при Николаевском ИУУ ( 1976-1984), выездном заседании научно-методической комиссии по музыкальному воспитанию Министерства Просвещения УССР ( 1983).
Стр^кт^радиссертащш. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы и прило жений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование коммуникативных умений у студентов при изучении педагогических дисциплин2004 год, кандидат педагогических наук Яковлева, Татьяна Вячеславовна
Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений у будущих учителей1984 год, кандидат педагогических наук Петерсон, Ирина Робертовна
Формирование музыкально эстетических представлений и понятий у студентов педвуза1996 год, кандидат педагогических наук Обыскалова, Людмила Романовна
Формирование готовности студентов к музыкально-педагогическому общению2001 год, кандидат педагогических наук Алимская, Людмила Федоровна
Формирование у студентов умений анализировать музыкальные произведения как составная часть их профессиональной подготовки (на материале музпедов педвузов)1983 год, Прушковская, Наталья Наумовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Плешкова, Надежда Ивановна
- 179 -ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИЙ
1. Умения педагогического общения представляют собой необходимый компонент педагогического мастерства учителя, а уровень их сформированиести определяет эффективность воспитательного воздействия на духовный мир учащихся.
2. Опорными и ведущими умениями педагогического общения в практической деятельности учителя являются умение управлять собственным эмоциональным состоянием и умение эмоционально идентифицировать себя со школьной аудиторией. В своей взаимосвязи и взаимообусловленности они способствуют созданию эмоционального контакта и взаимопонимания между учителем и учащимися, обеспечивают возможность педагогу выступать активатором и инициатором в общении с детьми.
3. Формированию указанных умений педагогического общения должно уделяться существенное место в процессе учебной деятельности студентов по специальным дисциплинам. При этом в содержании преподавания необходимо предусмотреть создание условий, сходных по ряду признаков с педагогическим общением учителя в реальной практической деятельности. Такими условиями являются:
- систематическое и целенаправленное вовлечение студентов в ситуации публичного характера;
- обучение будущих учителей вариантной интерпретации музыкального произведения;
- приобщение студентов к музицированию на детских инструментах;
- обучение будущих учителей приемам и способам адаптирования музыкальных произведений;
- систематическое привлечение студентов к определению воспитательного потенциала музыкальных произведений школьной программы.
- 180
4. Конкретная реализация необходимых педагогических условий в преподавании специальных дисциплин осуществляется в процессе выполнения студентами специально разработанных дидактических учебных заданий,направленных на овладение будущими учителями обобщенными приемами осуществления действий в вариативных условиях деятельности. Последовательно усложняющиеся, взаимосвязанные и взаимообусловленные, эти задания объединяются в определенную систему, которая охватывает процесс формирования у студентов ведущих умений педагогического общения.
5.Для успешного формирования у студентов умения управлять собственным эмоциональным состоянием важно не только систематическое вовлечение в эмоционально-творческие ситуации публичного характера, но,главным образом, достижение студентом положительного результата в ней. Действенными факторами, обеспечивающими положительный исход выступления публичного характера, выступают состояния сосредоточенности на основном содержании деятельности и уверенности в собственных знаниях и умениях,что является следствием целенаправленной подготовки студента к публичному выступлению комплексом взаимодополняющих приемов, к важнейшим из которых следует отнести:
- активизация художественно-образных представлений студента как средство стимулирования творческого самочувствия перед исполнительской деятельностью;
- концентрация внимания студента на смысловых центрах музыкального произведения как средство сохранения творческого самочувствия в процессе исполнительской деятельности;
- систематическое привлечение студентов к мысленно-слуховому исполнению музыкального материала как средство управления состояниями сосредоточенности и уверенности в ситуации публичного характера.
6. Основным педагогическим условием формирования у студентов умения эмоционально идентифицировать себя со школьной аудиторией является всесторонняя активизация педагогического воображения в единстве с обучением будущих учителей приемам и способам дидактической обработки учебного материала.
7. Развитие у студентов выделенных умений педагогического общения на занятиях по специальным музыкальным дисциплинам наиболее эффективно осуществляется в процессе целенаправленного изучения материалов школьной программы.
8. В исследовании установлена возможность создания трактовок музыкального произведения с ориентацией на слушательские возможности школьников различных возрастных групп. Действенным фактором в создании таких трактовок выступает самостоятельное определение студентами исполнительской цели с учетом эмоционально-интеллектуального опыта детей данного возраста.
9. Искусству исполнения музыки с ориентацией на особенности детского восприятия, где важное значение имеет умение корректировать собственное исполнение в соответствии с эмоциональной реакцией учащихся на воспринимаемое, возможно обучать всех студентов. Эффективным средством формирования этого умения является обучение студентов творческому использованию приема художественного преувеличения отдельных, наиболее значимых, средств музыкальной выразительности. Так как использование приема художественного преувеличения допустимо только в пределах профессиональных представлений о художественности интерпретации, следовательно, его внедрение активно влияет на развитие у студентов художественного вкуса, повышает уровень музыкальной культуры.
10. Материалы опытно-экспериментального исследования свидетельствуют о реальной возможности обучения всех студентов без
- 182 исключения, независимо от их музыкальной подготовки, приемам и способам адаптирования музыкальных произведений. Результаты проведенного эксперимента показали, что метод адаптации развивает студентов не только в педагогическом отношении, но и вооружает их элементарными умениями композиторского творчества, активизирует их теоретические знания по музыкальным дисциплинам, а также успешно влияет на развитие навыков "подбора на слух" и умений инструментовать музыкальные произведения для школьного "оркестра" детских инструментов.
II. Целесообразной формой приобщения будущих учителей к интересам детей является ансамблевое музицирование на детских инструментах^ процессе которого студенты овладевают умениями:
- сочинять разнообразные ритмические импровизации для определенного жанра ( песня, танец, марш);
- разрабатывать различного рода упражнения для более легкого и быстрого освоения школьниками детского инструментария;
- анализировать материалы школьной программы с точки зрения возможности их инструментовки для школьного "оркестра" детских инструментов;
- инструментовать музыкальные произведения для элементарных инструментов.
12. В результате проведенного исследования расширено понимание сущности художественно-педагогического анализа применительно к музыкальным произведениям школьной программы, который, наряду с установлением единства между содержанием и формой музыкального материала, предполагает определение студентами:
- цели использования данного произведения на уроке;
- трудностей восприятия или исполнения данного музыкального произведения школьниками соответственной возрастной группы; Л
- 183
- способов создания эмоционального настроя с опорой на эмоционально-жизненный опыт детей.
13. Процесс формирования у будущих учителей музыки умений педагогического общения опирается и находится в неразрывном единстве со специальными музыкальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми учителю в его будущей практической деятельности,активно влияет на их развитие и совершенствование.
14. Индивидуальная форма обучения,в которой реализуется процесс преподавания специальных дисциплин на музыкально-педагогическом факультете, эффективно воздействует на формирование индивидуального стиля общения у будущих учителей.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее научное обоснование и целостное решение проблемы формирования у студентов умений педагогического общения в естественных условиях учебно-воспитательного процесса на занятиях по специальным дисциплинам.
Дальнейшее исследование этой проблемы целесообразно вести в русле выявления потенциальных резервов учебно-воспитательного процесса не только в преподавании других специальных дисциплин (ис-торико-теоретических, хоровых занятий),но и,учитывая специфику общения педагога-музыканта со школьной аудиторией, в преподавании психолого-педагогических дисциплин, методики музыкального воспитания, педагогической практики. Кроме того, важное значение мы видим в разработке путей и методов формирования у будущих учителей музыки умений педагогического общения в процессе внеаудиторной учебной деятельности студентов,а также в установлении взаимосвязи между преподаванием психолого-педагогических дисциплин, специальных предметов и внеаудиторной учебной деятельности студентов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Плешкова, Надежда Ивановна, 1985 год
1. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., т.З.- М.: Госполитиздат, 1955, с.440.
2. Маркс К.,Энгельс а. Соч., т.6. М.: Госполитиздат,1957, с. 441.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве.- Сб.в 2-х том. /Состав, и автор вступ. статьи М.Лифшиц. М.: Искусство, 1976,т. I. 575 с.
4. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.18, с.342- 351.
5. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.21, с.П-21.
6. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.29, с. 65-76.
7. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Худ.литература, 1979.- 827 с.
8. Ленин В.Pl. О науке и высшем образовании. 2-е изд. доп. - М.: Политиздат, 1971. - 422 с.
9. Ленин В.И. О воспитании и образовании. Киев: Рад.школа, 1975.- 600 с.
10. Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Госполитиздат, 1974.- 144 с.
11. Конституция ( Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.- М.: Политиздат, 1977.- 62 с.
12. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979г.- М.: Политиздат, 1979.- 15 с.i
13. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Учительская газета, 1979, 29 июня.
14. Материалы Пленума ЦК КПСС (июнь, 1983).- м.: Политиздат, 1983.- 80 с.
15. Материалы Пленума ЦК КПСС ( апрель, 1984).- М.: Политиздат, 1984.- 31 с.
16. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.-- Сб.докум. и материалов,!.: Политиздат, 1984.- 112 с.
17. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации.- Сб. науч.тр. (Под ред. А.А.Бодалева,Г.А.Ковалева. М.: АПН СССР, 1983.- 98 с.
18. Абдулина O.A. О формировании педагогических умений. -Сов. педагогика, 1972, № II, с. 93-103.
19. Абдулина O.A. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования. Сов.педагогика, 1976, № I, с. 76-84.
20. Авдеева H.H. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком.- В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга.- Тезисы докл./ Под ред. А.А.Бодалева.- Краснодар, 1975, с.6-9.
21. Азаров 10.П. Педагогическое искусство и его проблемы. -Сов. педагогика, 1969, Р II,с. 128-137.
22. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М.: Просвещение, 1979.- 255 с.
23. Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи.в области воспитания.-Автореф. канд. дисс.- JI.: 1972.- 27 с.
24. Ананьев Б.Г. Человек как предает познания.- J1. : ЛГУ, 1968. 339 с.- 186 ~
25. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980.- 415 с.
26. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы.- М.: Наука, 1978.- 400 с.
27. Антоненко С.С. Формирование у студентов пединститутов умений воспитательной работы с учащимися старших классов.- Автореф. канд. дисс. Киев: 1978.- 14 с.
28. Аполлонов В.А. Социально-психологическое заражение как способ общения.- Автореф. канд. дисс. Л.: 1973.- 25 с.
29. Апраксина O.A. Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразов. школы.- Сб. науч. трудов/Моск. гос. пед. ин-т им.В.И.Ленина/.- М.: МГПИ, 1979.- 169 с.
30. Апраксина O.A. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы.- Сб.трудов /Моск. гос.пед. ин-т им. В.И.Ленина/.- М.: 1973,с. 3-32.
31. Апраксина O.A. Современные задачи музыкального воспитания в школе.- В сб.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М.: Музыка, 1975, с.5-11.
32. Арчажникова Л.Г. Проблемы взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков.- Автореф. канд. дисс. М.: 1971. - 24 с.
33. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Д.: Музыка, 1965.- 136 с.
34. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- Кн.1 и 2.-Изд.2-е.- Л.: Музыка, 1971.- 376 с.
35. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Изд.2-е.- Л. .'Музыка, 1973.- 144 с.
36. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982. 192 с.
37. Бабанский Ю.К. О формировании у студентов педвузов умения оптимально проектировать учебно-воспитательный процесс." В сб. Подготовка будущих учителей к воспитательной работе./Отв. ред. И.ЛгНаумченко.- Гродно: 1977.с. 3-14.
38. Барабанщиков A.B. Педагогические основы обучения советских воинов.- М.: Воениздат, 1962.- 152 с.
39. Баренбойм Л.А. Некоторые вопросы воспитания музыканта-исполнителя и система Станиславского.- В кн.: Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.'Музыка, 1974,с. 3-32.
40. Бартенева Л.Б. Активизация музыкального развития младших школьников в процессе слушания музыки.- Автореф. канд. дисс.- M.: 1974.- 29 с.
41. Белова Н.К. Профессионально-педагогическая подготовка студентов к формированию восприятия музыки школьниками. Автореф. канд. дисс. - M.: 1982.- 16 с.
42. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б., Музыкальное восприятие школьников,- Сб. статей/ Под ред.М.А.Ру-мер,- М.: Педагогика, 1975.- 160 с.
43. Березовин H.A., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Психолого-педагогическое исследование.- Минск:1. БГУ, 1975.- 160 с.
44. Благовещенская ф.Н. К вопросу о коммуникативной деятельности учителя.- В .сб.: Исследование общения и индивидуальных различий.- Алма-Ата, 1976,с.67-70.
45. Благой Д.Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыканта-исполнителя,- В сб.: Методические записки по вопросам музыкального образования.-Вып.2. М.: Музыка, 1979,с. 166-183.
46. Бодалев A.A. Личность и общение.- М.: Педагогика, 1983.- 271 с.
47. Бодалев A.A. формирование понятия о другом человеке как личности.- Л.:ЛГУ, 1970.- 135 с.
48. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком.1. М.: МГУ, 1982.- 199 с.
49. Бодина Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства.- Автореф. канд. дисс.- Киев, 1975.- 29 с.г
50. Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках.- Вопросы психологии, 1957, № I,с. 133-139.
51. Бондаренко А.Ф. Важный аспект оптимальной реализации методов обучения.- Сов. педагогика, 1981, № I,с.57-63.
52. Бондаренко А.Ф. Оптимизация коммуникативной деятельности учителя на уроке. Автореф. канд. дисс,- Киев,1978.-24 с.
53. Еонди С. О шумовых оркестрах в школе. Искусство в школе, 1928, № 6.об.Цуева Л.П. Человек: деятельность и общение.- М.:Мысль, 1978.- 216 с.
54. Буева Л.П. Общественные отношения и общение.- В кн.: Методологические проблемы социальной психологии.- М.: Наука, 1975, с.136-150.
55. Ветлугина H.A. Методы музыкального воспитания в ребенка в детском саду.- В кн.: Музыкальное воспитание в СССР М.: Сов. композитор, 1978, с.401-434.
56. Вицинский A.B. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. -Вопросы психологии труда и искусства.- М.: АПН РСФСР, 1950, вып. 25, с.171-215.
57. Возрастная и педагогическая психология./Под ред.А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1979.- 287 с.
58. Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей. Сб. науч. трудов/ Под общ. ред. В.С.Елисеевой./ МГШ им.В.И.Ленина.- M. : 1974.- 215 с.
59. Вопросы психологической подготовки к соревнованиям в спорте.- Сб. научно-метод.работ / Под ред. проф.А.Ц.Пуни.-Л.:1972.- 89 с.
60. Вопросы профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов.- Сб. ст. Свердловского пед. ин-та, 1969.- 219 с. ; 1970.- 147 е.; 1971.- 121 е.; 1972.- 117 с.
61. Вопросы профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета.- Сб. ст.Куйбышевского пед. ин-та,1973.- 124 е.; 1974.- 120 с.
62. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство,1965.- 379 с.
63. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- Изд. 2-е.- М.: Просвещение, 1967.- 93 с.
64. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве.-Сб. ст./Сост.,общ.ред. С.М.Хентовой. М.-Л.: Музыка,1966.- 315 с.
65. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга.-Краснодар, 1975, с. 17-19.
66. Гапонов П.М. Педагогика высшей школы как наука. В кн.: Педагогика высшей школы.- Цикл лекций /Науч. ред. проф. П.М.Гапонов.- Воронеж, 1969, с.7-26.
67. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.- 260 с.
68. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя. Вопросы психологии, 1975, № I,с.100-110.
69. Гоноболин ш.Н. Психология. М.: Просвещение, 1973.-240~с\
70. Голык Г.Г. Роль учебного хора музыкально-педагогического факультета в формировании музыкально-творческих качеств студентов. Автореф. канд. дис. М.: 1972.- 20 с.
71. Гродзенская Н.Л. Вопросы развития восприятия музыки. Известия АПН РСфОР, вып. НО. М., 1960, с.96-108.
72. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. - 77 с.
73. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации.-Новосибирск: Наука, 1982. 256 с.
74. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе.- М.: Учпедгиз, 1960. 299 с.
75. Елманова В.К. О коммуникативных умениях студентов.- В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга.- Краснодар, 1975,с.237.
76. Елманова В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов. Автореф. канд. дисс.- Л.:1973.- 20 с.
77. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
78. Игумнов К.Н. Мои исполнительские и педагогические принципы. -В кн.: Выдающиеся пианисты о фортепианном искусстве.-М.-Л.: Музыка, 1966, с.144-146.
79. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Владимир,1970, ч.1.- 268 с.
80. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?- М.: Сов. композитор, 1977.- 254 с.
81. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.- М.: Педагогика, 1973.- 334 с.
82. Кабалевский Д.Б. Экспериментальная программа по музыке для общеобразовательной школы /1-3 кл./.- М.: Просвещение, 1977.- 118 с.
83. Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников."Проблема приемов умственной деятельности.- М.: АПН РСФСР, 1962. 376 с.
84. Каган М.С. Общение как философская проблема.- Философские науки, 1975, Р 5.
85. Каган М.С. Человеческая деятельность / опыт системного анализа/.- М.:Политиздат, 1974.- 328 с.
86. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.- Грозный, 1976.- 286 с.
87. Кан-Калик В.А. Проблема профессионально-педагогического ' общения.- Сов.педагогика, 1979, № 6,с. II3-II7.
88. Кан-Калик В.А. О профессионально-творческой подготовке учителя.- Сов.педагогика, 1976, Р 9,с. 76-83.
89. Квасница З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя музыки общеобразовательной школы в педагогическом инсти- 192 туте. Автореф. канд. дисс,- М.:1970.- 21 с.
90. Кечхуашивли Г.Н. Из опыта экспериментального исследования внемузыкальных представлений при восприятии музыки.--В кн.: Художественное воспитание.- Л.:Наука, 1971,с. 348-354.
91. Киричук A.B. Системний анал1з педагог1чно1 структури особистост1 молодшого школяра. Початкова школа, 1976, Р 9, с. 5-II.
92. Киричук A.B. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления. Автореф. докт. дисс. Киев, 1974. - 58 с.
93. Ковалев А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. -Краснодар, 1975, с.32-33.
94. Ковалев А.Г. Психология личности. Изд.3-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1970.- 391 с.
95. Ковалев А.Г. , Мясищев В.Н. Психологические особенности человека, т.П: Способности. Л.: ЛГУ, 1960.304 с.
96. Коган Г.М. У врат мастерства.- 4-е доп. изд-е.- М.: Сов. композитор, 1977,- 174 с.
97. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.- Минск: БГУ, 1976.- 350 с.
98. Костгок А.Г. Культура музыкального восприятия.- В кн.: Художе ственное во сприятие.- Л.:Наука, 1971,с,334-347.
99. Костюк Г.С. Исследование по проблеме обучения и развития.- Сов.педагогика, 1964, № 5, с. I48-I5I.- 193
100. Костюк Г.С. Психология. Изд.3-е.- Киев: Рад. школа, 1968.- 572 с.
101. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки.-JI.:Музыка, 1979.--208 с.
102. Красовский Б.Д. формирование организаторских умений как часть профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Автореф. канд. дисс. Киев,1973.- 31 с.
103. Крупская Н.К. Педагогические сочинения.- М.: АПН РСФСР,1959, т.З.- 799 с.
104. Крутецкий В.А. Воспитание воли и характера.- М.:Знание,1960.- 40 с.
105. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.- М.: Просвещение, 1968.- 431 с.
106. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.- М.: Просвещение, 1972.- 255 с.
107. Кузьмина Н.В. Уровни педагогических способностей и проблемы социальной перцепции. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга.-Краснодар,1975,с. 251-253.
108. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.-JI.:ЛГУ, 1967.- 183 с.
109. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1961. - 98 с.
110. ИЗ. Кузьмина Н.В.,Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя.- Сов. педагогика, 1982, Р 3,с. 63-66. 114. Кузьмина Н.В.,Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя.- Гомель,1976.- 57 с.- 194
111. Кузьмина Н.В., Савин H.B. О проблеме обучения будущих учителей педагогическому мастерству./Учен, записки Ивановского пед.ин-та, т.57.- Вопросы педагогики высшей и средней шкдды^Иваново: 1969, с. 3-20.
112. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека.- М.: Просвещение, 1964.- 344 с.
113. Леонова З.Ф. Формирование у студентов педагогических умений в воспитательной работе с пионерами. Автореф. канд. дисс. Л.;1971.- 27 с.
114. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
115. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- Изд.3-е.- М.: МГУ, 1972. 575 с.
116. Леонтьев A.A. Общение как объект психологического исследования. В сб.: Методологические проблемы социальной психологии.- М.: Наука, 1975, с. 106-123.
117. Леонтьев A.A. Педагогическое общение.- М.: Знание,1979.- 46 с.
118. Леонтьев A.A. Психологический подход к анализу искусства.- В сб.: Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы. /Материалы семинара, проведенного 18 октября 1977 г. в Москве/.-M.: 1978, с.26-57.
119. Леонтьев A.A. Психология общения. /Уч. пособие для студентов-психологов . Тарту, 1974.- 219 с.
120. Леонтьев A.A. Психология общения в профессиональной деятельности лектора. Вопросы лекционной пропаганды,вып.2, М.,1975, с.54-61.
121. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981. 185 с.
122. Ломов В.Ф. Общение как проблема общей психологии.- В кн.: Методологические проблемы социальной психологии.- М.: Наука, 1975, с.124-135.
123. Луначарский A.B. В 2-х том./ Сост., подгот. текстаи примеч. Й.А.Саца, А.Ф.Ермакова.- М.: Искусство,1982, т.2.- 391 с.
124. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.- 224 с.
125. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя,- М.: Просвещение, I960.- 192 с.
126. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений.- М.: Музыка, 1979.- 534 с.
127. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений.- М.: Музыка, 1967.- 752 с.
128. Макаренко A.C. Соч.,т.5.- М.:АПН РСФСР, 1958.- 558 с.
129. Маркарьян Т.Г. Педологи и педагоги как строители детской культуры.- Голос работника просвещения, 1923, № 2,с.28-30.
130. Марковец Л.Н. Формирование коммуникативной деятельности у старшеклассников. Автореф. канд. дисс. Киев, 1980.23 с.
131. Мейлах B.C. Художественное восприятие как научная проблема. В кн.: Художественное восприятие.- Л.: Наука, 1971,с. 10-29.
132. Менчинская H.A. Мышление в процессе обучения.- В сб.: Исследования в советской психологии.- М.: Наука, 1966, с.349-387.
133. Методологические проблемы социальной психологии.- Сб. статей/ Отв. ред. Е.В.Шорохова.- М.: Наука, 1975.- 295 с.
134. Методы педагогических исследований. /Ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В.- М.: Педагогика, 1979.- 255 с.
135. Милерян Е.А. К вопросу о политехнических умениях старших школьников.- Вопросы психологии, 1958, ¡®2, с.75-86.
136. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений.- М.: Педагогика, 1973.-.299 с.
137. Мудрик А.В. О подготовке школьников к общению.- В сб.: Проблемы подготовки к общению,- Таллин, 1979, с. 9-17.
138. Музыка детям. - Сб. статей / Сост. Михеева Л. - Л.: Музыка, 1970, вып.1. - 191 е.; 1975, вып.2.- 159 е.; 1976, вып. 3. - 159 с.
139. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конф. ИСМЕ / Под ред. Д.Б.Кабалевского.- Л.: Музыка, 1975.- 247 с.
140. Музыкальное воспитание в СССР. Сб. статей./ Сост. и общ. ред. Л.А.Баренбойма.- М.: Композитор, 1978,вып.1.-487 с.
141. Музыкальное воспитание в странах социализма.- Сб. статей /Сост. ред. и вступ.сл. А.Л.Островского.- Л."Музыка, 1975.- 247 с.
142. Музыкально-педагогическая подготовка учителя музыки. Сб.статей.- М.: МШИ им. В.И.Ленина, 1970.- 208 е.; 1972. 213 с.
143. Нагорная Н.А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей. Автореф. канд. дисс. Киев, 1983.- 24 с.
144. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972.- 383 с.- 197
145. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения,- Тбилиси: Мецниереба, 1972.- 184 с.
146. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.- Изд.3-е.- М.:Музыка, 1967.- 310 с.
147. Никандров Н.Д.,Кан-Калик В.А. Творчество как условие ■профессиональной подготовки будущего учителя.- Сов.педагогика, 1982, Р 4,с . 90-92.
148. Николаев А.А. Еще раз о семиотике и множественности исполнительского образа.- В кн.: Музыкальное исполнительство.- М.: Музыка, 1973, вып.8, с.3-19.
149. Николаенко П.М. Педагогические условия совершенствования вокально-хоровой подготовки учителя музыки. Автореф. канд. дисс. Киев, 1981.- 22 с.
150. Общая психология.- Изд.2-е с доп. и перераб. /Ред.А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1976.- 479 с.
151. Общение как педагогическая проблема.- С. науч. трудов /Ред. А.В.Мудрика.- М.: АПН СССР, 1974.- 95 с.
152. Общение как предает теоретических и прикладных исследований.- Тезисы всесоюзн.симпозиума/ Ред. А.А.Бодалева.- Л.:ЛГУ, 1973.- 200 с.
153. Огородников И.Т. Актуальные проблемы содержания и методов исследования высшего педагогического образованияв высшей школе.- В кн.: Научные основы совершенствования содержания педагогического образования в высшей школе.-Свердловск, 1975,с. 45-55.
154. Огородников И.Т. 24 съезд КПСС и актуальные проблемы высшего педагогического образования.- Сов. педагогика, 1971, Р 7, с. 64-74.
155. Онищук В.А. Типы,структура и методика урока в школе.- Киев: Рад.школа, 1976.- 184 с.- 198
156. Орлова Е.Б. Коммуникативные умения в структуре деятельности студента на уроке в период педагогической практики.-- Автореф. канд. дисс. Л.,1978.- 18 с.
157. Основы вузовской педагогики. Учеб.пособие для студ. ун-та. /Отв. ред. Кузьмина Н.В. - Л.:ЛГУ, 1972,- 311 с.
158. Остроменский В.Д. Воспряитие музыки как педагогическая проблема.- Киев: Музична Укра1на, 1975.-199 с.
159. Павловские клинические среды.- М.-Л.:АН СССР, 1954, ч. I. 644 с.
160. Падалка Г.Н. Музыкально-эстетическое воспитание студентов пединститутов в процессе их индивидуального фортепианного обучения.- Канд. дисс.- М.,1970.- 196 с.
161. Падалка Г.Н. Учитель. Музыка. Дети.- Киев: Музична Укра1на, IS82. 144 с.
162. Падалка Г.Н. Учитель музыки советской школы и основные требования к его профессиональной подготовке. В сб.: Музыка в школе.- Киев: Музична Укра1на, 1980, вып.6, с. 3-15.
163. Панферов В.Н. Психология общения. Вопросы философии, 1971, Р 7,с. I26-I3I.
164. Парыгин Е.Д. Основы социально-психологической теории.-- М.: Мысль, 1971. 351 с.
165. Пашкова М.С. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов. Автореф. канд. дисс.- М.: 1974.- 28 с.
166. Платонов К.К. Вопросы психологии труда.- М.: Медгиз, 1962. 219 с.
167. Платонов К.К. О знаниях, навыках, умениях. Сов. педагогика, 1963, li-v II, с. 98-103.- 199
168. Пономарев A.A. Психология творчества и педагогика.- М.:Педагогика, 1976.- 280 с.
169. Портнов М.Л. Педагогическое мастерство учителя и пути его формирования.- Сов.педагогика, 1977, № 3, с.84-91.
170. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе.- М.: Просвещение, 1980.- 144 с.
171. Проблемы высшего педагогического образования.- Сб. науч.труд./Под ред.Г.С.Сухобской.- Л.:АПН СССР, 1977.- 93 с.
172. Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Межвуз. сб./Ред. А.В.Петровского. Ульяновск, 1981,- 122 с.
173. Проблемы общения и воспитания.-Тарту, 1974, ч.П.-256 с.
174. Проблемы подготовки к общению.-Материалы симпозиума.-Таллин, 1979.- 107 с.
175. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя.-М.:АПН РСФСР, 1956.- 480 с.
176. Профессиональная подготовка учителя музыки общеобразовательной школы. Сб. трудов МГПИ им.В.И.Ленина.- M.-I978, вып.I.- 112 с.
177. Прушковская H.H. Формирование у студентов умений анализировать музыкальные произведения как составная часть их профессиональной подготовки. Автореф. канд. дисс.-Киев,1983.- 20 с.
178. Психолого-педагогические проблемы общения.- Сб. статей. /Под ред.А.А.Водалева.- М.гНИИОП, 1979.- 161 с.
179. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности./Отв. ред.Русалов В.М.,Голубева З.А.- М.: Наука, 1980.- 208 с.- 200
180. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте.- В сб. .'Психология и современный спорт. / Сост. П.Л.Рудик и др.- М.: Физкультура и спорт,1973, с.146-157.
181. Раппопорт С.Х. О вариантной множественности исполнитель- ства. В сб.: Музыкальное исполнительство,- М.:Музыка, 1972,вып.7, с.3-46.
182. Роздобудько В.М. Понимание учителем личности учащихся. Автореф. канд. дисс,- Киев,1973,- 16 с.
183. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии.-Изд.2-е.-М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
184. Рыжов В.В. Взаимосвязь общения и свойств личности студента в процессе профессионально-педагогической подготовки. Автореф. канд. дисс,- М.:1980.- 25 с.
185. Савшинский С.И. Пианист и его работа.- JÍ.:Cob. композитор, 1961. 271 с.
186. Савшинский С.Pl. Работа пианиста над музыкальным произведением." М.*Л.: Музыка, 1964.- 187 с.
187. Система детского музыкального воспитания К.Орфа./Под ред.А.А.Баренбойма,- Л.:Музыка, 1970.- 160 с.
188. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.-М.: Педагогика, 1971. 206 с.
189. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -2-е изд.- М. .'Педагогика, 1984.- 95 с.
190. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976.- 160 с.- 201
191. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы./ Под ред. Б.Г.Ананьева и Н.В.Кузьминов. Вып.П.-JI. :ЛГУ, 1974.- 254 с.
192. Содержание, методы и формы обучения в педагогическом институте.- Сб.науч.тр./ Отв. ред. Н.Д.Никандров.1. Л.:ЛГПИ, 197ч7.- 123 с.
193. Соковнин В.М. О природе человеческого общения.- Изд. 2-е, испр.'и доп. Фрунзе: Мектеп, 1974.- 147 с.
194. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. -Л.: Сов. композитор, 1980,т.I.- 295 с.
195. Сохор А.Н. О задачах исследования музыкального восприятия. В кн.: Художественное восприятие.- Л.:Наука, 1971, с. 325-334.
196. Социальная психология./ Под ред.Е.С.Кузьмина,В.Е.Семенова. Ji. :ЛГУ, 1979.- 288 с.
197. Социальная психология. / Под ред.Г.П.Предвечного, Ю.А.Шерковина.- М.¡Политиздат, 1975.- 319 с.
198. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя.-Ярославль,1976.- 82 с.
199. Станиславский К. С. Работа актера над со бой.-М. .'Искусство, 1951.- 666 с.
200. Страхов И.В. Психология внимания,- Саратов,1968.-51 с.
201. Страхов И.В. Психология воображения.-Саратов,1971.-78 с.
202. Страхов И.В. Психология педагогического общения. Метод, разр.для преп. и студ.- Саратов,1980.- 96 с.
203. Страхов И.В. Психология педагогического такта.- Саратов, 1966.- 280 с.
204. Страхов й.В. Психология творчества.- Саратов,1968.-79с.- ж
205. Сухомлинский В.А. Власть старшего друга.- Наука и жизнь, 1975, Р 12, с.103-105.
206. Сухомлинский В.А. О воспитании.-Изд.3-е.-М.: Политиздат, 1979.- 270 с.
207. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-Киев:Рад. школа, 1969.- 247 с.
208. Талызина Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе. Сов.педагогика, 1973, № 7,с. 71-82.
209. Теория и практика педагогического эксперимента./Под ред. А.И.Пискунова,Г.В.Воробьева.- М.: Педагогика, 1979.--208 с.
210. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М.-Л.: АПН РСФСР,1947.- 335 с.
211. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М.:АПН РСФСР, 1961.- 536 с.
212. Теплов Б.М. Психология.- М.¡Учпедгиз, 1954.- 255 с.
213. Толстой Л.Н. Статьи об искусстве и литературе.- Собр. соч.в 20 том.- М.:Худ.литература, 1964, т.15.- 479 с.21$. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.-М.: Просвещение, 1968.- 557 с.
214. Фомин A.B. Роль коммуникативных умений в процессе педагогического взаимодействия преподавателя со студентами. Автореф. канд. дисс.- Л.,1978.- 15 с.
215. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. -Материалы всероссийской конференции./Ред.проф. Н.В.Кузьминой.- JI. :ЛГУ, 1973.- 106 с.
216. Ходжава З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии.- Вопросы психологии, 1955, № 3,с. 3-12.- 203
217. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игры на фортепиано.- М.:МГПИ, 1975.- 106с.
218. Чебышева В.В. Психология трудового обучения.- М.¡Просвещение, 1969.- 303 с.
219. Шацкая В.Н. Музыка в школе.- М.:АПН РСФСР,1950.- 175 с.
220. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.- М.¡Просвещение, 1975.- 200 с.
221. Шибутани Т. Социальная психология.- М.:Прогресс,1969.- 535 с.
222. Щапов А.П. Фортепианная педагогика.- М.:Сов.Россия, 1960.- 171 с.
223. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники.-М.: Музыка, 1968.- 248 с.
224. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя.в системе высшего педагогического образования.- Л.:Просвещение, 1967.- 266 с.
225. Щербаков А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе.- В сб.: Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя.- Л.:ЛГПИ, 1980.с. 3-46.
226. Щербина В.И. Проблема обучения основам педагогического искусства в советской педагогике и психологии. Автореф. канд. дисс.- Л.,1971.- 27 с.
227. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М. .'Просвещение, 1979.- 160 с.
228. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М.:Знание, 1974.- 64 с.- 204
229. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.- М.: Просвещение, 1983.- 303 с.
230. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологи-че екая про блема.- М.:Знание, 1973.- 40 с.
231. Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е доп.изд.- М.:АПН РСФСР, 1958,- 384 с.
232. Яковлева Г.В. Слуховое внимание как компонент профессионально-педагогической подготовки музыканта.- В сб.: Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе.- Саратов, 1979, вып.2,с. 26-30.
233. Яконюк В.Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета педвуза и пути их развития. Автореф. канд. дисс. - М.: 1977.- 16 с.
234. Текст беседы к инструментальному произведению Ю.Шамо "Новый наряд короля"
235. Ребята! В начале нашей сегодняшней встречи мне хочется познакомить вас с одним интересным музыкальным произведением, которое написал наш украинский композитор Ю.И.Шамо.
236. Самому композитору очень нравятся сказки известного датского писателя-сказочника Ханса Кристиана Андерсена.- Вам знакомо это имя?- Какие сказки Андерсена вы читали?
237. Андерсен написал книгу под названием "Сказки и истории", а Ю.Шамо создал музыкальный сборник под таким же названием, где композитор поделился на музыкальном языке своими впечатлениями о прочитанных сказках.
238. Музыкальное произведение, которое я вам собираюсь исполнить, называется "Новый наряд короля". Но прежде, чем я вам сыграю произведение, мне бы хотелось напомнить эту сказку тем, кто читал, но уже забыл, и рассказать ее тем, кто не читал.
239. Король заинтересовался таким нарядом. Он решил, что если оденет его, то сможет таким образом узнать кто из его приближенных глуп.
240. И вот король шествует по улицам, где собралось много народа, чтобы посмотреть на его новый наряд.
241. Но тут из толпы раздался голос мальчика: "Да ведь король-то голый!" И весь народ поддержал его.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.