Творческий метод архитектора-художника Я.Г. Чернихова как феномен отечественной культуры XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Лисицина, Яна Юрьевна

  • Лисицина, Яна Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 298
Лисицина, Яна Юрьевна. Творческий метод архитектора-художника Я.Г. Чернихова как феномен отечественной культуры XX века: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Иркутск. 2013. 298 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лисицина, Яна Юрьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО И ТРУДЫ Я.Г. ЧЕРНИХОВА

1.1 Биография Я.Г. Чернихова. Основные периоды его деятельности

Павлоградский период (1889 - 1906 гг.)

Одесский период (1906 - 1914 гг.)

Ленинградский (Петроградский) период (1914 - 1936 гг.)

Московский период (1936 - 1951 гг.)

1.2 Теоретико-методические труды и художественно-архитектурное творчество Я.Г. Чернихова

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. МЕТОДИКА Я. ЧЕРНИХОВА И МЕТОДЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ИСКУССТВЕ НАЧАЛА XX В

2.1 Методики в изобразительном искусстве («обобщение формы», школа Д.Н. Кардовского) как предпосылки метода Я. Чернихова

2.2 Метод формообразования в архитектуре («конструктивизм», школа М.Я. Гинзбурга)

Анализ производственного и бытового процесса, оценка технических и строительных «возможностей»

Изучение факторов, влияющих на «целевое восприятие» объекта

Формообразование в конструктивизме

2.3 Метод формообразования Я.Г. Чернихова («творческое сочинительство»)

Выводы по второй главе

ГЛАВА 111. СИСТЕМА АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ПО МЕТОДУ ЯКОВА ЧЕРНИХОВА

3.1 Беспредметные элементы в творческом методе Якова Чернихова

Состав беспредметных элементов

Линейные элементы

Плоскостные элементы

Пространственные плоскостные элементы

Поверхности вращения

Объемы

Сводный список беспредметных элементов

3.2 Приемы комбинаторики

Пространственность

Динамика

Конструктивность, конструкция

Принципы соединения беспредметных элементов

Формы изображения. Виды и приемы архитектурной графики

Я. Чернихова

Виды техники и приемы выполнения композиций по Я. Чернихову

Методические приемы выполнения композиций

Переход от беспредметности к предметности, от формальности к

конкретным проектным решениям

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЕ "Альбом иллюстраций"

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческий метод архитектора-художника Я.Г. Чернихова как феномен отечественной культуры XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Революционные события в России в первой четверти XX в. внесли изменения не только в материальный, социальный, экономический уклад страны, но и оказали кардинальное воздействие на культурные, эстетические и моральные ценности, отразились во всех видах искусства. За достаточно короткий период в отечественном искусстве (живописи, скульптуре, фотографии, книжной графике, литературе, архитектуре) сформировался уникальный культурный пласт - русский авангард. Творчество авангардных архитекторов и художников первой трети XX в. является неоспоримым общепризнанным вкладом в российскую и мировую культуру. Культурологическое и педагогическое наследие советского художественного авангарда продолжает оставаться актуальным вплоть до сегодняшнего дня. Рядом с такими признанными мастерами отечественного архитектурного авангарда как М. Гинзбург, Э. Лисицкий, И. Леонидов, братья Веснины и др., находится и Я. Г. Чернихов.

Яков Георгиевич Чернихов (1889-1951 гг.) - архитектор-художник, педагог, мастер архитектурной графики. (Рис. 1') Он оставил яркий, самобытный след в педагогической, проектной и творческой областях. До наших дней, в виде оригинальных архитектурных композиций и опубликованных книг, дошло его творческое наследие 1920-1930-х гг., которое до сих пор имеет огромное историческое, культурное и педагогическое значение и несет позитивный эстетический потенциал. Циклы его графических работ превратились не только в крупное явление отечественной художественной культуры, но и получили мировое признание, став своеобразным визуальным символом художественного наследия российской культуры начала XX века. (Рис. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11)

В контексте нашего исследования следует подчеркнуть, что Яков Чернихов разработал и реализовал совершенно новый для своего времени метод архитектурного формообразования, который остается до сих пор не изученным. Этот

Здесь и далее смотри ПРИЛОЖЕНИЕ «Альбом иллюстраций».

метод, названный им «методом творческого сочинительства», является крупным явлением в теоретических разработках архитектурного авангарда и художественной жизни России первой трети XX в. Творческое наследие архитектора-художника содержит педагогический заряд, способный максимально эффективно развивать способности человека к художественно-графическому творчеству.

До сегодняшнего дня интерес исследователей к личности и творчеству Я.Г. Чернихова ограничивается, в основном, вниманием к его графическим и шрифтовым композициям. И, лишь вскользь, обозначается существование собственно метода, благодаря которому и появились его многочисленные, широко известные работы. Причин такого отстранения от теоретической части изысканий Я. Чернихова несколько, но основная из них - сложность восприятия содержания его теоретико-методологических произведений, которые изначально не сведены в единый труд с четкими понятийными определениями, строго систематизированными научно-теоретическими обоснованиями и упорядоченной терминологией.

Обобщение и систематизация теоретических и практико-методических положений метода Я.Г. Чернихова, сведение их в единую систему, призваны явиться серьезным вкладом в дело изучения творческого наследия архитектора-художника. Актуализация наследия Я.Г. Чернихова, введение в научный оборот основных положений его творческого метода, крайне значимо для современных гуманитарных и даже технических наук потому, что даёт возможность применения этого уникального теоретико-методологического знания в современном художественном, архитектурном и дизайнерском образовании. Степень изученности темы исследования. Научных, публицистических и информационно-описательных трудов, посвященных творчеству Я.Г. Чернихова, удалось обнаружить крайне мало. Их следует подразделить на: а) зарубежные2 и б) отечественные3. Прежде всего потому, что, хронологически, появление первых почти на четверть века опередило развертывание вторых. А также потому, что

2 Arthur Sprague, Hiroshi Sasaki, Catherine Cooke, Elliott D.E., Ольмо К., Маджистрис А., Мислер H., Коэн Ж,-Л., Хмельницкий Д.С. и др.

3 Хан-Магомедов С.О., Стригалев A.A., Саблин И.Д., Курбатов Ю.И., Мелодинский Д.Л. и др.

характерной чертой иностранных исследований является акцентированное рассмотрение влияния на эволюцию творчества Я.Г. Чернихова современного ему социально-культурного контекста. Отечественные же, в большей степени, устремлены на выявление, собственно, теоретического, проектного, концептуального, методологического содержания.

Первые зарубежные материалы4, освещающие творчество Я. Чернихова, появились в виде публицистических текстов, приуроченных к выставкам5 работ этого мастера. Одним из первых, собственно научных материалов является статья профессора архитектуры, исследователя и пропагандиста искусства советского авангарда К. Кук, датированная началом 1980-х гг.: «Яков Чернихов: что находится за фантазиями?»6. В ней выражено мнение, что текст книги Я. Чернихова «Архитектурные фантазии», имеет мало общего с его основными теоретическими работами, а его рисунки могут быть рассмотрены лишь в качестве демонстрации использования цвета и изобразительной техники. К. Кук также отмечает оригинальность подхода к конструированию форм в теории Чернихова, но считает относящимися к этой теории только две его книги: «Основы современной архитектуры» и «Конструкцию архитектурных и машинных форм». Во второй половине 1980-х гг. К. Кук публикует ряд материалов: «Русский конструктивизм и Яков

7 8

Чернихов» ; «Чернихов: фантазия и строительство» ; «Архитектурные фантазии

4 Hiroshi Sasaki, Jacob Thernykhov and Architectural Fantasies // Process Architecture. - Tokyo, 1981. - № 26; Cooke C. Iakov Chernikhov: what lies behind the fantasies // Architectural Desing. - London., 1982. - № 11/12. - pp. 9093. и др.

5 Первые выставки работ Я. Чернихова, обеспечившие возрождение интереса к его творческому наследию, состоялись за рубежом: 1) в Италии (1973, 1974); 2) выставка в Берлине (1977), 3) в Париже (1979), 4) Вашингтоне (1980); 5) в Токио (1981); 6) (1983), 7) передвижная международная выставка «Архитектурные фантазии Якова Чернихова», организованная Международным архитектурным благотворительным фондом имени Якова Чернихова (Руководителем фонда является внук Я.Г. Чернихова - архитектор Андрей Александрович Чернихов). Последняя включала более 750 работ из собраний Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и личного архива Андрея Чернихова. Проходила с 1989 г. по 2001, в странах: Болгария, Германия, Греция, Нидерланды, Дания, Швейцария, Россия, США, Франция, Аргентина, Великобритания. С 1991 по 2000 гг. фондом была организована еще одна передвижная международная выставка - факсимильных копий (100 единиц) «Яков Чернихов. Основы современной архитектуры» (Чехословакия, Ирландия, Россия, Беларусь).

6 Cooke С. Iakov Chernikhov: what lies behind the fantasies //Architectural Desing. - London, 1982. - № 11/12. -pp. 90-93.

7 Cooke C. Russian constructivism & Iakov Chernikhov // Architectural design profile - AD - 59. - 1989. - №

7/8.

8 Cooke C. Chernikov Fantasy and Construction // Architectural Desing. - London, 1984. - № 55.

Якова Чернихова»9 (данную работу совместно с A. Papadakes). Этим список зарубежных статей, целенаправленно рассматривающих творчество Я.Г. Чернихова, фактически исчерпывается. В указанных статьях К. Кук систематически и достаточно подробно знакомит западного читателя с творчеством Я. Чернихова. Следует отметить, что, в определенной степени, это является результатом непосредственного участия К. Кук в организации выставок работ мастера, а также ее тесного взаимодействия с Международным архитектурным благотворительным фондом имени Якова Чернихова.

Следует отметить, что, в ходе данной работы, нами был установлен постоянный рабочий контакт с Фондом и, пользуясь случаем, хочется поблагодарить его президента А. Чернихова и сотрудника J1. Сысоеву за советы, предоставленные материалы и помощь в уточнении некоторых фактов биографии Я. Г. Чернихова. А также директора РГАЛИ Т.М. Горяеву и ведущего специалиста отдела архивных коммуникаций Т.В. Петрову за неоценимую помощь в поиске архивных материалов.

Отечественные научные труды имеют существенное теоретико-методологическое значение для изучения вопросов творчества Я.Г. Чернихова. Это, прежде всего, статья крупнейшего отечественного исследователя русского авангарда С.О. Хан-Магомедова под названием: «Феномен Я. Чернихова (символический экспрессионизм графических композиций)»10. Этот текст - один из первых отечественных научных материалов, в котором дана аналитическая оценка творчеству Я. Чернихова, и где архитектор-художник обоснованно поставлен в ряд выдающихся мастеров советского архитектурного авангарда 1920-1930-х гг.

С.О. Хан-Магомедов публикует критические рецензии современных Чер-нихову архитектурных журналов и указывает на странный парадокс восприятия деятельности Якова Георгиевича его современниками, выразившийся в невысоком интересе профессиональной среды к его изданиям. Большое внимание

9 Cooke С., Papadakes A. Iakov Chernikhov's architectural fantasies. - London : Academy Editions, 1989.

10 Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1 Проблемы формообразования. Мастера и течения. -М. : Стройиздат, 1996. - С. 546-553.

С.О. Хан-Магомедов уделяет книге Я. Чернихова «Искусство начертания», квалифицируя ее в качестве носителя базовых принципов «построения графических композиций»11. Подобный взгляд в тот период являлся новым аспектом изучения творчества архитектора-художника, потому что до этого времени исследователи, в основном, обращали внимание на иные труды Я.Г. Чернихова, изданные позже книги «Искусство начертания». С.О. Хан-Магомедов подчеркивает, что Я.Г. Чер-нихов применял «отвлеченные принципы построения» не только в орнаментальном искусстве (книга «Орнамент. Композиционно-графические построения»), но и в архитектуре («Основы современной архитектуры»). Но как конкретно, по каким правилам Я.Г. Чернихов использовал эти «отвлеченные принципы», в чем они заключаются - С.О. Хан-Магомедов не раскрывает. Также С.О. Хан-Магомедов утверждает, что на архитектурную графику Я. Чернихова повлияли различные концепции советского художественного авангарда.

С.О. Хан-Магомедов предлагает рассматривать архитектурные фантазии Чернихова «на уровне пространственно-графических изобретений», а доминантой

его творчества определяет «проверку комбинаторных возможностей варьирова-

12

ния на базе различных концепций формы авангарда...» .

Значительный вклад в научное изучение творчества Я. Чернихова внес кандидат искусствоведения, историк и теоретик архитектуры A.A. Стригалев, также являющийся инициатором включения этого мастера в круг специалистов, внесших ключевой вклад в историю советской архитектуры и искусства. Его авторству принадлежит материал о Я. Чернихове, подготовленный для двухтомника «Мастера советской архитектуры об архитектуре».ь Данный материал не был опубликован в связи с отклонением его редакционной коллегией, посчитавшей творчество Я. Чернихова «недостаточно значительным»14. Начиная с 1979 г., A.A. Стригалеву принадлежит инициатива включения черниховских графических

11 Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. С. 552.

12 Там же. С. 553.

13 Мастера советской архитектуры об архитектуре : избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов : в 2 т. -М., 1975.-2 т.

14 Стригалев А Феномен Чернихова: авангард и окрестности // Вопросы искусствознания, XI (2). - 1997 - С 255.

работ в состав различных международных выставок. Им опубликован ряд журнальных статей о Я. Чернихове в изданиях: «Памятные книжные даты» (1989 г.)ь, «Архитектура и строительство Москвы» (1990 г.)16, «Вопросы искусствознания»

17

(1997 г.) , а так же раздела коллективной монографии: «Яков Чернихов. Доку-

менты и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых» . Особенно интересна, на наш взгляд, публикация в журнале «Вопросы искусствознания» под названием: «Феномен Чернихова: авангард и окрестности», в которой A.A. Стри-галев впервые вводит в научный оборот два рукописных текста Я. Чернихова: «Мое жизнеописание» и «Тематика по общим вопросам архитектуры», сопровождая их собственными примечаниями.

Важно подчеркнуть, что, в своем анализе творчества Чернихова A.A. Стригалев связывает основные вехи его творческого пути с культурными и политико-социальными реалиями страны. Он достаточно подробно описывает биографию архитектора-художника в контексте исторической ситуации и оценивает Я. Чернихова как мастера «архитектурных фантазий», композиционной и исполнительской импровизации, чьи книги являются убедительными аргументами в пользу ведущей роли конструктивизма в архитектуре, дизайне и полиграфии, но, которые, в соответствии с общей ситуацией, связанной с положением советского художественного авангарда, «опоздали».19 A.A. Стригалев фиксирует наличие негативной реакции соотечественников Я.Г. Чернихова - конструктивистов и рационалистов на его книги, и выделяет труд «Основы современной архитектуры» в качестве основного в серии его трудов. В результате исследования творчества Я.Г. Чернихова, A.A. Стригалев подчеркивает наличие у него «беспредметного» или «аналитического» метода построения архитектурных фантазий. Он фиксирует этот метод как оригинальную

Стригалев А. 100 лет со дня рождения // Памятные книжные даты. М., 1989.

16 Стригалев А. Гений архитектурных фантазий // Архитектура и строительство Москвы, 1990. - № 1.

17 Стригалев А. Феномен Чернихова: авангард и окрестности //Вопросы искусствознания, 1997 - XI (2).

18 Яков Чернихов. Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых / ред. К. Ольмо, А. де Маджистрис. - Turin - London : изд. Umberto Allemandi и С., 2000. - 324 с. (русскояз. вариант - 2000 г., италояз. - 1995 г.).

19 Там же. С. 245.

авторскую разработку и определяет его как «...сходный не с позициями ортодоксальных конструктивистов из ОСА («Объединение современных архитекторов»), концепция которых опиралась на «функциональный метод», а с

«психоаналитическим методом», разрабатывавшимся членами «Ассоциации

20

новых архитекторов» (Аснова) . Но дальше этого краткого сравнительного анализа и заявления о специфике и характерных особенностях метода Я. Чернихова, А. Стригалев не идет.

В списке отечественных работ, посвященных творчеству Я.Г. Чернихова, следует указать статьи, входящие в различные сборники и, как правило, раскрывающие отдельные аспекты творчества мастера. Так, кандидат искусствоведения, историк архитектуры И.Д. Саблин в статье «Яков Чернихов», помещенной в

'У л

сборник «Зодчие Санкт-Петербурга. XX век»" рассматривает практический аспект архитектурно-строительный деятельности Я.Г. Чернихова и его вклад в архитектурное наследие конструктивизма Ленинграда. Постройки авторства Чернихова на сегодняшний день, к сожалению, не атрибутированы, и с уверенностью к нему относят лишь один существующий в наше время комплекс - водонапорную башню и примыкающий к ней канатный цех завода «Красный гвоздильщик». (Рис. 12, 13.) Именно эти объекты указаны в путеводителе «Архитектура ленинградского авангарда»22.

Аспекту влияния левого искусства на формообразование советского архитектурного авангарда посвящена статья историка и теоретика архитектуры Ю.И. Курбатова и кандидата архитектуры О.С. Романова23 «Формообразующие модели абстракционизма и архитектура» Наряду с супрематизмом К. Малевича, формообразующими моделями Э. Лисицкого рассматриваются и «вербальные модели» Я.Г. Чернихова, которого авторы статьи именуют «новым Пиранези». Ав-

20 Там же. С. 252.

21 Саблин И. Д. Яков Чернихов // Зодчие Санкт-Петербурга. XX век / сост. В. Г. Исаченко, 2000,- СПб. . Ле-низдат, 2000. - С. 120-137.

22 Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Архитектура ленинградского авангарда // Путеводитель / под ред. Б. М. Кирикова. - СПб. : Коло, 2008. - С. 278-281.

23 Курбатов Ю. И., Романов О. С. Формообразующие модели абстракционизма и архитектура // Вестник гражданских инженеров. - СПб. : С.-Петерб. гос. архит.-строит, ун-т, 2007. - № 2. - С. 5-10.

торы определяют книгу Я.Г. Чернихова «Основы советской архитектуры» как декларацию новой архитектуры, а «Архитектурные фантазии. 101 композиция» относят к итоговой лучшей работе мастера.

Первым из совместных трудов, посвященных творчеству Я. Чернихова является книга «Яков Чернихов. Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых» (2000)24, в которой собраны материалы как российских, так и зарубежных исследователей: К. Ольмо, А. Стригалева, А. Маджистрис, Н. Мислер, Ж.-Л. Коэна, Алексея Чернихова - сына Я.Г. Чернихова. Этот труд вмещает в себя ряд уникальных материалов историографического описания жизненного и творческого путей Я. Чернихова.

Крупный специалист по русскому авангарду, профессор Неаполитанского университета Николетта Мислер в статье, названной изречением Чернихова: «Всегда, повсюду и везде заменяйте слово на графику!» рассматривает вопрос о степени принадлежности Я.Г. Чернихова к русскому авангарду и, в частности, конструктивизму, но, как подчеркивает автор, термин «конструктивизм», наряду с другими авангардистскими терминами, используется Я.Г. Черниховым очень субъективно, на основе собственного понимания сути этого направления творчества. В данном исследовании мы раскроем аспект индивидуального восприятия Я. Черниховым феномена советского конструктивизма.

Особенное внимание Н. Мислер уделяет периоду обучения Я. Чернихова в Одесском художественном училище, высказывая предположение о влиянии практиковавшейся в нем методики обучения на последующий интерес архитектора-художника к орнаментам и геометрическим формам, которые, впоследствии, и привели его к «особому пониманию беспредметности». Н. Мислер пишет о значении II Всероссийского съезда художников в Петербурге (1911-1912 гг.), явившегося площадкой для дискуссии о методах преподавания и подготовке преподавателей рисования для школ. И в свете этого - о позиции Я.Г. Чернихова, изложенной им в книге «Искусство начертания», над которой, как утверждает Н. Мислер,

24 Яков Чернихов. Документы ... 324 с.

25 Там же. С 45-61.

он начал работать уже в 1915 г., именно в связи со Съездом. Н. Мислер указывает на влияние на Чернихова Д. Кардовского и Л. Бенуа, в частности, в отношении изображений мельниц. Это мимолетное суждение послужило для нас поводом для углубленного изучения влияния Д. Кардовского на метод Я.Г. Чернихова не только на примере частного случая изображения мельниц, но и в целом.

Историк архитектуры, профессор Жан-Луи Коэн в статье «Механический балет Чернихова, или фантастический американизм» отмечает, что Я.Г. Черни-хов «разработал особую теорию формы и применил ее в графических работах» . Но он, как и другие исследователи, разделяющие его взгляды, не разъясняет, в чем суть этой «особой теории». Также не раскрывает он и доказательств своего утверждения, что «основные работы Чернихова посвящены взаимоотношению между формальными и механическими системами». В настоящем диссертационном исследовании объектом изучения как раз и выступает «особая теория формы», разработанная Я.Г. Черниховым. Она рассматривается со стороны: а) предметного содержания, б) процессуально-методических приемов операторики и в отношении баланса «формальных» и «механических» систем.

Ж-Л. Коэн анализирует, с его точки зрения, «основные» направления творческого поиска Я.Г. Чернихова: а) подход к проектированию, в котором, как считает Коэн, оказались соединены принципы как рационалистов, так и конструктивистов; б) стремление Я.Г. Чернихова к стилизации для «совершенствования чисто графического мастерства», а также: в) архитектурные фантазии, которые Коэн поэтически сравнивает с «механическим зоопарком». Указание на «продвижение от простой части к самому сложному целому» не сопровождается у Коэна разъяснением методики этого движения, ее специфики и отличия от аналогичных «движений» в формообразовании, осуществлявшихся другими мастерами советского художественного и архитектурного авангарда. Все это поставило перед нами задачи детального, углубленного изучения процедур формообразования в методе Я. Чернихова, т.е. «движения от простой части» (названной Я.Г. Черниховым

Там же. С. 63 - 80.

Яков Чернихов. Документы ... С. 63.

«беспредметными элементами» - монадами его композиционного сочинительства) к «сложному целому» - его удивительным, не имеющим аналогов плоскостным и пространственным композициям.

Архитектор, историк архитектуры, профессор Алессандро Де Маджистрис в статье «От конструктивисткого символизма к фантастическому реализму»28 призывает рассматривать творчество Я.Г. Чернихова не только в контексте художественного и типографского мастерства, но и как деятельность чертежника, художника, писателя и педагога. В трактовке А. Де Маджистриса практическая деятельность Чернихова является точкой отсчета для понимания основных этапов не только его собственной биографии, но и общей характеристики деятельности советских архитекторов. Несомненным достоинством статьи Алессандро Де Маджистриса является выделение и акцентирование культурного контекста творчества Я.Г. Чернихова.

Другой совместный труд, являющийся важным источником настоящего исследования, - книга под названием: «Работы Якова Чернихова из собрания Дмитрия Чернихова»29. Она, помимо вводной статьи Дмитрия Чернихова (сына Якова Чернихова) и репродукций рисунков, шрифтов и орнаментов самого Якова Георгиевича, содержит текст германского исследователя истории советской архитектуры Д.С. Хмельницкого под названием: «Книги Якова Чернихова глазами современников». Этот текст имеет важное научное значение, так как достаточно подробно раскрывает социокультурную ситуацию, сложившуюся в 1930-х гг. вокруг художественных работ и изданий Я. Чернихова30. В этом тексте Д.С. Хмельницкий дает ёмкие, но исчерпывающие аннотации черниховским трудам: «Искусству начертания», «Основам современной архитектуры», «Конструкции архитектурных и машинных форм», «Архитектурные фантазии», а также характеристику графическим циклам, созданным после 1933 г. Д.С. Хмельницкий подробно анализирует резкую критическую реакцию современников Чернихова на его книги,

28 Там же. С. 81 - 112.

29 Работы Якова Чернихова из собрания Дмитрия Чернихова. Шрифты, рисунки, орнаменты. - Берлин : DOM Publisher, 2009. - 323 с.

30 Хмельницкий Д. С Книги Якова Чернихова глазами современников // Работы Якова Чернихова из собрания Дмитрия Чернихова. Шрифты, рисунки, орнаменты. - Берлин : DOM Publisher, 2009. - С. 26-39.

доказывая ее идеологическую природу и фиксируя ее методологическую бессодержательность31. Важно то, что Д. Хмельницкий определяет личность Чернихова как независимую и самодостаточную, а его творчество - как самостоятельное. Данное положение будет проверено в настоящем исследовании.

Следует отметить как общий положительный фактор тот методологический подход, на который опирается большинство из исследователей наследия Я. Чернихова - рассмотрение его творчества в контексте общей политической и культурной ситуации современного ему периода. Использован он и в нашем диссертационном исследовании.

Диссертационные исследования, непосредственно направленные на изучение творчества Я.Г. Чернихова, представлены двумя зарубежными диссертациями. В диссертации I. Verkhovskaya «Iakov Chernikhov and the

32

architectural culture of revolutionary Russia» , творчество Я.Г. Чернихова рассматривается на фоне развития советского конструктивизма 1920-1930-х гг. В другой диссертации - D.E. Elliott «The New Architecture: Iakov Chernikhov and the Russian Avant-Garde»33 творчество Я.Г. Чернихова рассматривается в несколько более широком контексте разработок русского художественного авангарда в целом, рассматривается влияние супрематизма Малевича на целое поколение художников, в том числе и на Чернихова.

В отдельный блок следует выделить пропедевтические труды, в которых творчество Я.Г. Чернихова изучается в отношении задач обучения. В частности, сжато, но ёмко творчество Я.Г. Чернихова характеризует доктор искусствоведения Д.Л. Мелодинский в книге «Архитектурная пропедевтика»34. Д.Л. Мелодин-ский утверждает, что труды Я. Чернихова являются новаторскими в области обучения формообразованию, коренное отличие их от всех прочих заключается в ис-

Там же. С. 26-39.

32 Verkhovskaya I. Iakov Chernikhov and the architectural culture of revolutionary Russia: MS ARCH, University of Cincinnati, Design, Architecture, Art, & Planning: Architecture, 2002.

33 Elliott D.E. The New Architecture: Iakov Chernikhov and the Russian Avant-Garde: PhD. - Department of History of Art, Ohio State University, March, 2006.

34 Мелодинский Д. А. Архитектурная пропедевтика . история, теория, практика. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ЛИБРОКОМ, 2011. - С. 233-234.

пользовании формальных средств моделирования ~. Указание на то, что специфика метода Я.Г. Чернихова заключается в оперировании абстрактными композиционными средствами, представляются нам наиболее точно отражающими суть его творческого подхода.

Труды, в которых чаще всего встречается упоминание наследия Я. Г. Чер-

36 37

нихова, имеют: а) искусствоведческие и б) архитектуроведческие корни.

Это объясняется тем, что Я.Г. Чернихов обладал двумя базовыми образованиями - художника и архитектора, и успешно работал в обеих областях творчества: а) графике (в том числе и шрифтовой) и б) архитектурном проектировании).

Также следует указать на наличие широкого круга научных работ, в том числе, диссертационных исследований, в которых опубликованные труды и (или) графические циклы Я.Г. Чернихова не выступают предметом исследования, но все же затрагиваются, правда, лишь косвенно. Эти диссертации относятся к таким

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лисицина, Яна Юрьевна, 2013 год

Библиографический список I. Литература

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм ; пер. с англ. -М. : Архитектура-С, 2007. - 392 с.

2. Архейм Р. Динамика архитектурных форм / Р. Архейм. - М. : Стройиздат, 1984. -192 с.

3. Архейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Архейм. - М. : Прометей, 1994. - 352 с.

4. Архитектор Андрей Андреевич Оль. 1833-1958. Графика и документы в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. - СПб. : ГМИ СПб, 2008.-180 с.

5. Архитектура. Работы архитектурного факультете ВХУТЕМАСА 1920 -1927. - М. : Изд-во ВХУТЕМАСА, 1927. - 45 с.

6. Архитектурное формообразование и геометрия. - М. : ЛЕНАД, 2010. - 248 с.

7. Ахматова О. В. Русский конструктивизм (опыт социально-философского анализа) / О. В. Ахматова. - М. : Компания Спутник+, 2001. - 51 с.

8. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования / Б. Г. Бархин. - М. : Стройиздат, 1969. - 223 с.

9. Бархин М. Г. Метод работы зодчего. Из опыта советской архитектуры 19171957 гг. /М. Г. Бархин. -М. : Стройиздат, 1981. - 216 с.

10. Весь Ленинград : адресная и справочная книга. 1934. - Л. : Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1934. - 470 с.

11. Весь Ленинград : адресная и справочная книга. 1935. - Л. : Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1935. - 470 с.

12. Весь Петроградъ на 1917 год : адресная и справочная книга Петрограда. 1917. -Пб. : Новое время, 1917.- 806 с.

13. Военное законодательство Российской империи (Кодекс Русского Военного Права): русский военный сборник. - М. : Военный университет, 1996. - 410 с.

14. Военное прошлое государства Российского: утраченное и сохраненное : материалы Всероссийской научно-практической конференции, поев. 250-летию Достопамятного зала. - СПб, 2009. - 96 с.

15. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы / И. Ф. Волков. - 2-е изд. испр. и доп. - М. : Искусство, 1989. - 250 с.

16. Габричевский А. Г. Морфология искусства / А. Г. Габричевский ; сост., введение, прим. и коммент. Ф. О. Стукалова-Погодина. - М. : Аграф, 2002. - 864 с.

17. Ган А. Конструктивизм / А. Ган. - Тверь : Тверское изд-во, 1922. - 70 с.

18. Гинзбург М. Я. Ритм в архитектуре / М. Я. Гинзбург. - М. : Среди коллекционеров, 1923. - 119 с.

19. Гинзбург М. Я. Стиль и эпоха / М. Я. Гинзбург. - Стиль и эпоха: Проблемы современной архитектуры. -М. : Госиздат, 1924. -240 с.

20. Головин Н. Н. Военные усилия России в Мировой войне / Н. Н. Головин. -Париж: Т-во объединённых издателей, 1939.- Т. 1,- 211 с.

21. Даниель С. М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниель. - Л. : Искусство, 1990. - 223 с.

22. Зайцев К. Графика и архитектурное творчество / К. Зайцев. - М. : Стройиз-дат, 1979. - 160 с.

23. Зейтун Ж. Организация внутренней структуры проектируемых архитектурных систем / Ж. Зейтун. ; пер. с франц. Л. Я. Хаусовой ; под ред. Э. П. Григорьева. - М. : Стройиздат, 1984. - 160 с., ил.

24. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век / сост. В. Г. Исаченко. - СПб. : Лениздат, 2000. - 720 с.

25. Известия АСНОВА / под ред. Э. Лисицикого, Н. Ладовского. - М. : ВХУТЕМАС, 1926. - 8 с.

26. Иконников А. Основы архитектурной композиции / А. Иконников, Г. Степанов. -М. : Искусство, 1971. - 224 с.

27. Иконников В. Художественный язык архитектуры / В. Иконников. - М. : Искусство, 1985. - 175 е., ил.

28. Казимир Малевич. Художник и теоретик : альбом, тексты / Е. Н. Петровой [и др.]. -М. : Советский художник, 1990. - 240 с.

29. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. - М. : Эксмо, 2007. - 1120 с.

30. Каталог рисунков архитектора Я. Чернихова, находящиеся в розыске. - М. : Русские витязи, 2007. - 135 с.

31. Кириков Б. М. Архитектура Ленинградского Авангарда : путеводитель / Б. М. Кириков, М. С. Штиглиц ; под общ. ред. Б. М. Кирикова. - СПб : Коло, 2008. -384 с.

32. Композиция в современной архитектуре / ред кол. Л. И. Кириллова, И. А. Покровский, И. Е. Рожин. - М. : Стройиздат, 1973. - 286 с.

33. Конкурсы МАО 1923-1926 / отв. ред. Е. В. Шервинский. - М. : МАО, 1927. - 147 с.

34. Кринский В. Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции / В. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус. - М. : Стройиздат, 1968. - 172 с.

35. Курбатов Ю. И. Формообразующие модели абстракционизма и архитектура / Ю. И. Курбатов, О. С. Романов // Вестник гражданских инженеров. - 2007. - № 2.-С. 5-10.

36. Ламм Л. Коды геометрии : каталог / Л. Ламм, Я. Чернихов. - М : Международный архитектурный фонд им. Якова Чернихова, 2005. - 58 с.

37. Лосев А. Ф. Контекст-81. Диалектика творческого акта / А.Ф. Лосев. - М.: Наука, 1982. - 182 с.

38. Мастера советской архитектуры об архитектуре : избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов : в 2 т. / под ред. М. Г. Бархина. - М. : Искусство, 1975.-584 с.

39. Мелодинский Д. А. Архитектурная пропедевтика: история, теория, практика. - изд. 2-е, испр. и доп. / Д. А. Мелодинский. - М. : ЛИБРОКОМ, 2011. - 400 с.

40. Мелодинский Д. Л. Ритм в архитектурной композиции : учеб. пособие / Д. Л. Мелодинский. - М. : ЛЕБРОКОМ, 2012. - 240 с. ; цв. вкл.

41. Молева Н. Выдающиеся русские художники-педагоги / Н. Молева. - 2 изд. доп. -М. : Просвещение, 1991. -416 с.

42. Подобедова О. И. Дмитрий Николаевич Кардовский / О. И. Подобедова. -М. : Советский художник, 1957. - 183 с.

43. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / гл. ред. В. М. Полевой ; ред. кол. : В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов, В. Д. Сисюков. - М. : Сов. Энциклопедия, 1986.-Кн. II. :М-Я. -432 с.

44. Прейслер Д. Основательные правила или Краткое руководство к рисовальному художеству / Д. Прейслер. - СПб. : Нюрнбергская Академия Художеств, 1810.-210 с.

45. Пронин Е. С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики : учеб. пособие / Е. С. Пронин. - М. : Архитектура-С., 2004. - 231 с.

46. Пучков А. А. Архитектурно-культурологические очерки. Феномены. Явления. Вещи / А. А. Пучков. - М. : Изд. дом А+С, 2008. - 176 с.

47. Пучков А. А. Архитектуроведение и культурология. Избранные статьи. / А. А. Пучков. - М. : Изд. дом А+С, 2005. - 608 с.

48. Работы Якова Чернихова из собрания Дмитрия Чернихова. Шрифты, рисунки, орнаменты. - Берлин : DOM Publisher, 2009. - 323 с.

49. Ростовцев Н. История методов обучения рисованию: рус. и сов. школы рисунка : учеб. пособие. -М. : Просвещение, 1982. - 240 е., ил.

50. Ростовцев Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка : учеб. пособие /Н. Ростовцев. -М. : Изобразит, искусство, 1983. - 288 с.

51. Сапожников А. П. Полный курс рисования / А. П. Сапожников ; под ред. А. М. Ларионова. -М. : АЛЕВ, 1998. - 160 с.

52. Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика / Е. Сидорина. - М. : ВИНИТИ, 1995. - 240 с.

53. Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. 1764-1914 / сост. С. Н. Кондаков. - СПб. : тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1914. - 458 с.

54. Тосунова М. И. Архитектурное проектирование : учебник / М. И. Тосунова. - 2 изд., перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 1978. - 287 с.

55. Тосунова М. И. Курсовое и дипломное архитектурное проектирование: учеб. пособие / М. И. Тосунова. - М. : Высшая школа, 1983. - 143 с.

56. Хазанова В. Э. Советская архитектура первой пятилетки / В. Э. Хазанова. -М. : Наука, 1980.-373 с.

57. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда / С. О. Хан-Магомедов. - М. : Стройиздат, 1996. - Кн. 1 : Проблемы формообразования. Мастера и течения. - 709 с.

58. Хан-Магомедов С. О. ИНХУК и ранний конструктивизм / С. О. Хан-Магомедов. -М. : Архитектура, 1994. - 246 с.

59. Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников / С. О. Хан-Магомедов. - М. : Стройиздат, 1990. - 296 с.

60. Хан-Магомедов С. О. Моисей Гинзбург / С. О. Хан-Магомедов. - М. : Ар-хитектура-С, 2007. - 135 с.

61. Художественные шрифты и их построение / под ред. А. М. Иерусалимского. - Л. : БЛАГО, 1927. -104 с.

62. Чернихов Я. Г. Архитектурные фантазии. 101 композиция : репр. изд. 1933 г. / Я. Г. Чернихов. - М. : Аватар, 2008. - 220 с.

63. Чернихов Я. Г. Искусство начертания / Я. Г. Чернихов. - М. Книгоиздательство Академии Художеств, 1927. - 79 с.

64. Чернихов Я. Г. Конструкция архитектурных и машинных форм : репр. изд. 1931 г. / Я. Г. Чернихов. - М. : Аватар, 2008. -272 с.

65. Чернихов Я. Г. Орнамент: Композиционно-классические построения / Я. Г. Чернихов. - М. : Сварог и К, 2007. - 200 с.

66. Чернихов Я. Г. Основы современной архитектуры / Я. Г. Чернихов. - Л. : Ленинградское общество архитекторов, 1930. - 126 с.

67. Чернихов Я. Г. Основы современной архитектуры / Я. Г. Чернихов. -Л. : ЛОА, 1931.- 198 с.

68. Чернихов Я. Г. Построение шрифтов / Я. Г. Чернихов, Н. А. Соболев. - М. : Архитектура-С, 2007. - 116 с.

69. Яков Чернихов. Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых / ред. К. Ольмо, А. де Маджистрис. - Turin - London : изд. Umberto Allemandi и С., 2000. - 324 с. : ил.

70. Яков Чернихов Мой творческий путь. - М. : С. Э. Гордеев, 2011. - 239 с. : ил.

71. Шорохов Е. В. Основы композиции : учеб. пособие /Е. В. Шорохов. -М. : Просвещение, 1979. - 303 с.

72. Шубенков М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования : учеб. пособие / М. В. Шубенков. - М. : Архитектура - С, 2006. - 320 с.

73. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764 - 1914 / состав. С. Н. Кондаков. - СПб. : тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1914. - 353 с.

II. Статьи

74. Алессандро Де Маджистрис От конструктивисткого символизма к фантастическому реализму Яков Чернихов / Алессандро Де Маджистрис // Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых. - Turin : London : Umberto Allemandi и С., 2000. - С. 81-112.

75. Б. Ю. [Я. Чернихов. Архитектурные фантазии] // Архитектура СССР / Б. Ю. - 1933. - № 2. - С. 38.

76. Барщ М. Зеленый город / М. Барщ, Н. Владимиров, М. Охитович // Современная архитектура. - 1930. - № 1-2. - С. 25-37.

77. Барщ М. Магнитогорье / М. Барщ, Н. Владимиров, М. Охитович // Современная архитектура / М. Барщ. - 1930. - № 1-2. - С. 38-56.

78. Вознесенская И. А. К вопросу о карточном архиве Трофейной комиссии / И. А. Вознесенская // Сборник исследований и материалов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и связи. - СПб., 2006. - Вып. 7. - С. 86-92.

79. Гинзбург М. Итоги и перспективы / М. Гинзбург // Современная архитектура. - 1927. - № 4-5. - С. 112-118.

80. Гинзбург М. Конструктивизм как метод лабораторной и педагогической работы / М. Гинзбург // Современная архитектура. - 1927. - № 6. - С. 160-166.

81. Гинзбург M. Новые методы архитектурного мышления / М. Гинзбург // Современная архитектура. - 1926. -№ 1. - С. 1-4.

82. Гинзбург М. Целевая установка в современной архитектуре / М. Гинзбург // Современная архитектура. - 1927. - № 1. - С. 4-10.

83. Гинзбург М. Новые методы архитектурного мышления / М. Гинзбург // Современная архитектура. - 1926. - № 1. - С. 1-4.

84. Журин Ж. Конструкции из железобетона с заполнением бетонитовыми камнями / Ж. Журин // Современная архитектура. - 1927. - № 6. - С. 190-191.

85. Земляные краски и их закрепители // Современная архитектура. -1929. - № 2. - С.71-73.

86. Калихин В. Дворец культуры / В. Калихин, П. Рогайлов, П. Шмидт // Современная архитектура. - 1930. - № 5. - С. 5.

87. Kappa А. За качество архитектурной формы / A. Kappa // Строительная промышленность. - № 7. - С. 343-346.

88. Корчагина В. Передвижение зданий как средство планировки города / В. Корчагина // Архитектура СССР. - 1934. - № 7. - С. 64-71.

89. Коэн Ж.-Л. Механический балет Чернихова, или фантастический американизм / Ж.-Л. Коэн // Яков Чернихов. Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых. - Turin : London : Umberto Allemandi и С., 2000. - С. 6380.

90. Кузьмин Н. Проблема научной организации быта / Н. Кузьмин // Современная архитектура. - 1930. - № 3. - С. 14-17.

91. Людвиг Г. Новое в акустике общественных сооружений / Г. Людвиг // Архитектура СССР. - 1934. - № 1. - С. 61-70.

92. Мислер Н. Всегда, повсюду и везде заменяйте слово на графику! / / Н. Ми-слер // Яков Чернихов. Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых. - Turin : London : Umberto Allemandi и С., 2000. - С. 45-61.

93. Михайлов А. Яков Чернихов Основы современной архитектуры / А. Михайлов // Революция и культура. - 1930. - № 7. - С. 40-41.

94. Михайлов А. О хлестаковщине и буржуазном вредительстве на архитектурном фронте / А. Михайлов // Советская архитектура. - 1931. - № 5-6. -С. 26-29.

95. О перестройке литературно-художественных организаций : постановление ВКП(б) от 23 апр. 1932 г.//Правда. - 1932. - апр. (№ 114).-С. 1.

96. Пастернак А. Стальные дома Германии / А. Пастернак // Современная архитектура. - 1927. - № 6. - С. 170-178.

97. Пастернак A. JI. Пути к стандарту / A. JI. Пастернак // Современная архитектура. - 1927. - № 2. - С. 54-64.

98. Р. Хигер К вопросу об идеологии конструктивизма в современной архитектуре / Р. Хигер // Современная Архитектура. - 1930. - № 3. - С. 118.

99. Рочегова Н. А. Простая геометрическая форма в контексте нелинейной парадигмы / Н. А. Рочегова // Архитектурное формообразование и геометрия. - М. : ЛЕНАД, 2010. - С. 200-201.

100. Саблин И. Д. Яков Чернихов / И. Д. Саблин // Зодчие Санкт-Петербурга. XX век / сост. В. Г. Исаченко. - СПб. : Лениздат, 2000. - С. 121-137.

101. Слушали: проблемы типизации жилья РСФСР // Современная архитектура. - 1929. -№ 1. - С. 4-6.

102. Стригалев А. Феномен Чернихова: авангард и окрестности / А. Стригалев // Вопросы искусствознания. - 1997. - № XI (2). - С. 244-263.

103. Стройком РСФСР // Современная архитектура. - 1929. - № 1. - С. 8104. Хмельницкий Д. С. Книги Якова Чернихова глазами современников / Д. С. Хмельницкий // Работы Якова Чернихова из собрания Дмитрия Чернихова. Шрифты, рисунки, орнаменты. - Берлин : DOM Publisher, 2009. - С. 26-39.

105. Холостенко Н. Опыт проектирования типовых кинотеатров Украины / Н. Холостенко // Советская архитектура. - 1933. - № 5. - С. 45-50.

106. Хомутецкий Н. Рецензия / Н. Хомутецкий, В. Нотес. // Строительство Москвы. - 1930. - № 7. - С. 39.

107. Чернихов А. Мой отец Яков Чернихов. Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых / А. Чернихов. - Turin : London : Umberto Allemand и С., 2000. - С. 11-29.

108. Чернихов Д. Я. Мой взгляд в прошлое и ретроспективные размышления о творчестве Я. Г. Чернихова / Д. Я. Чернихов // Работы Якова Чернихова из собрания Дмитрия Чернихова. Шрифты, рисунки, орнаменты. - Берлин : DOM Publisher, 2009.-С. 63.

109. Чернихов Д. Я. Русский архитектор, теоретик архитектуры, выдающийся мастер архитектурной графики, представитель авангарда, один из основоположников советского конструктивизма / Д. Я. Чернихов // Работы Якова Чернихова из собрания Дмитрия Чернихова. Шрифты, рисунки, орнаменты. - Берлин : DOM Publisher, 2009.-С. 51.

110. Чернихов Д. Я. Хроника семьи Якова Георгиевича и Софьи Дмитриевны Черниховых / Д. Я. Чернихов // Работы Якова Чернихова из собрания Дмитрия Чернихова. Шрифты, рисунки, орнаменты. - Берлин : DOM Publisher, 2009. - С. 57.

111. Cooke С. Iakov Chernikhov: what lies behind the fantasies / C. Cooke // Architectural Desing. - London. - 1982. - №11/12. - P. 90-93.

112. Cooke C. Russian constructivism & lakov Chernikhov / C. Cooke // Architectural design profile - AD - 59. - 1989. - № 7/8. - P. 90-99.

III. Диссертации

113. Адамов О. И. Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора. Мастера Русского Авангарда : А. А. Веснин, И. И. Леонидов, К. С. Мельников, В. Е. Татлин : дис. ...канд. архитектуры : 18.00.01 / О. И. Адамов. -М„ 2000. - 183 с.

114. Селиванова А. Н. Творческие поиски в теории и практике Советской архитектуры 1930-х годов : дис. ...канд. архитектурных наук / А. Н. Селиванова. - М., 2009.-252 с.

115. Elliott D. Е. The New Architecture: Iakov Chernikhov and the Russian AvantGarde / D. E. Elliott. - Ohio State : Department of History of Art, University, 2006. -455 p.

116. Verkhovskaya I. Iakov Chernikhov and the architectural culture of revolutionary Russia /1. Verkhovskaya. - MS ARCH : University of Cincinnati, Design, Architecture, Art, & Planning: Architecture, 2002. - 322 p.

IV. Архивные материалы

117. Автобиография Чернихова Якова Георгиевича. Мое жизнеописание // РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, л. 9-12.

118. Выписка из протокола № 4 Заседания Ученого Совета Академии Архитектуры СССР // РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 7, л. 9.

119. Заявление Я. Г. Чернихова Президиуму Всесоюзной Академии Архитектуры //РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 7, л. 5.

120. Мандат Я. Г. Чернихова, выданный Башкирской гос. Комиссионной конторой в Москве БАШТОРГРПРЕДСТВО // РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 3, л. 52.

121. Обращение Ученого Совета ЛИИЖТ Президиуму Всесоюзной Академии Архитектуры // РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 7, л. 8.

122. Список архитектурных проектов Я. Г. Чернихова // РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 186, л. 1-5.

123. Трудовая книжка Я. Г. Чернихова // РГАЛИ, фонд. 1978, опись 1, ед. хр. 3, л. 66-68.

124. Удостоверение личности Я. Г. Чернихова, выданное Московским институтом инженеров транспорта им. И. В. Сталина // РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 3, л. 54.

125. Удостоверение Я. Г. Чернихова, выданное второй торговой школой С.Петербурга//РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 3, л. 1.

126. Удостоверение Я. Г. Чернихова, выданное детским домом социального обеспечения для мальчиков № 7 г. Ленинграда. Нотариально заверено // РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 3, л. 35.

127. Удостоверение Я. Г. Чернихова, выданное курсами рабочих и солдат Нарв-ского района Петрограда // РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 3, л. 4.

128. Удостоверение Я. Г. Чернихова, выданное Ленинградским ОБЛОНО ГУБ-ПОЛИТПРОСВЕТ ГЦД Просвещения Союза Работников Просвещения. Нотариально заверено // РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 3, л. 38.

129. Ходатайство о присвоении ученой степени доктора технических наук проф. Я.Г. Чернихову // РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 7, л. 4.

V. Периодическая печать

130. Архитектура СССР : орган Союза Советских архитекторов. - М., 19331937. - Годовые комплекты.

131. Зодчий : орган императорского С.-Петербургского общества архитекторов. -СПб., 1905-1934.

132. Советская архитектура : орган секции соцрасселения и жилищно-бытового строительства института экономики Комакадемии, сектора науки НАРКОМПРО-СА и ЦК Союза рабочих промышленного и жил.-коммунального строительства. -М., 1931-1934. - Годовые комплекты.

133. Современная архитектура. - М. : Госиздат, 1926-1930. - Годовые комплекты.

VI. Электронные ресурсы

134. Акт, составленный Черниховым Яковом Георгиевичем и Кожиным С. Н. о подготовке к печати книги Чернихова Я. Г. «Архитектурно-строительное черчение». Крайние даты: 1940 // РГАЛИ, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 13. Разделы систематизации описи. Материалы к биографии Чернихова Я. Г. [Электронный ресурс] // РГАЛИ. - Режим доступа: http://www.rgali.ru/object/200276512/HJ70518397/2?lc=ru (дата обращения: 22.08.2012).

135. Архивные "куклы" [Электронный ресурс] // Агентство Федеральных Расследований. - Режим доступа: http://flb.su/info/38008.html (дата обращения: 25. 11.2011).

136. Архивы России [Электронный ресурс] // Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории: путеводитель. - 1997. - Т. 3. - Режим доступа: http://guides.rusarchives.ru/browse/ gbfond.html? bid=203&fund_id=l 154954 (дата обращения: 20.11.2012).

137. Архитекторы-конструктивисты [Электронный ресурс] / Категория: Архитекторы-конструктивисты. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ wiki/ (дата обращения: 10.01.2013).

138. Аукцион Советская классика на Неглинной : каталог [Электронный ресурс] // Галерея Л. Шишкина. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.shishkin-

gallery .ru/images/catalog/shishkin_gallery_auction_ catalog_20100923 .pdf (дата обращения: 23.07.2012).

139. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов [Электронный ресурс] : сайт. - М., 2011-2013.

- Режим доступа: http://www.libussr.ru/. (дата обращения: 18.06.12).

140. Доклады Чернихова Якова Георгиевича на заседаниях кафедры начертательной геометрии и ученого совета Московского инженерно-экономического института: «30 лет Советской власти», «О политико-воспитательной работе», «70 лет Сталину», «Политические установки - политические предпосылки». Крайние даты: 1947-3 марта 1950, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 18. Разделы систематизации описи. Материалы к биографии Чернихова Я. Г. [Электронный ресурс] // РГАЛИ : сайт. - Режим доступа: http://www.rgali.ru/object/200276512/H_70518397/2?lc=ru (дата обращения: 20.08.2012).

141. Из воспоминаний Д. Н. Кардовского [Электронный ресурс] // Страничка, посвященная Дмитрию Николаевичу Кардовскому. - Режим доступа: http: // kardovskii.narod.ru/kvpr.htm/ (дата обращения: 14.09.2012)

142. Историческая справка [Электронный ресурс] // Центральный государственный архив Советской армии : в 2 т. - М., 1991. - Т. 1 : путеводитель.

- Режим доступа: http://guides.rusarchives.ru/search/single/ FondSearchAc-tion.html?fund_id=24043 (дата обращения: 23.06.12)

143. История музея [Электронный ресурс] // ФГУКиИ Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ. - Режим доступа: http://www.artillery-museum.ru/museum-history.html (дата обращения: 23.06.2012).

144. Козлова JI. А. Без защиты диссертации... : статусная организация общественных наук в СССР [Электронный ресурс] / JI. А. Козлова. - Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/sj2-01koz.html (дата обращения: 20.06. 2012).

145. Кулькина И. Правовое регулирование деятельности высшей аттестационной комиссии СССР в сфере присуждения ученых степеней: 1934-1991 гг. [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. юрид. : 12.00.01 / И. В. Кулькина.

- Пятигорск, 2008. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pravovoe-

regulirovanie-deyatelnosti-vysshei-attestatsionnoi-komissii-sssr-v-sfere-prisuzhden (дата обращения: 09.07.2012).

146. Кустов А. Б. Некрополь Санкт-Петербурга и окрестностей [Электронный ресурс] / А. Б. Кустов. - Режим доступа: http://nekropol-spb.m/main/cemeteries/smolenskoe-luteranskoe/chernikhovaelena-osipovna/ (дата обращения: 19.06.2012).

147. Международный архитектурный фонд им. Якова Чернихова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.icif.ru/cycles.htm (дата обращения:

13.06.2011).

148. He-Коган М. Искусство на вынос и распивочно [Электронный ресурс] / М. He-Коган // Лехаим ТИШРЕЙ. - 2006. - Режим доступа: http://www.lechaim.ru/ARHIV/174/panorama.htm (дата обращения: 12. 10.2010).

149. Новицкий Г. Л. Исторические музеи [Электронный ресурс] / Г. Л. Новицкий, Р. В. Вяткин // Яндекс. Словари: БСЭ, 1969-1978. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~KHHrH/BC3McTopH4ecKHe%20My3eH/ (дата обращения: 16.07.12)

150. Об ученых степенях и званиях : постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 13 янв. 1934 г. №79 [Электронный ресурс] // Интернет архив законодательства СССР. - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3954.htm . (дата обращения: 18.06.12).

151. Переписка Чернихова Якова Георгиевича с редакциями журналов «Рабочий строитель», «Плотник и столяр» и др. о напечатании его курса «Чтение строительных чертежей». Крайние даты: 16 мая 1937. - 7 февр. 1939, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 10. Разделы систематизации описи. Материалы к биографии Чернихова Я. Г. [Электронный ресурс] // РГАЛИ Режим доступа: http://www.rgali.ru/object/200276512/H_70518397/2?lc=ru (дата обращения:

21.08.2012).

152. Петербургская Академия художеств [Электронный ресурс] сайт // Академик, 2000-2010. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/ruwiki/1091593 (дата обращения: 16.07.2012).

153. Письмо 5. Папка № 1. Переписка 1917 года [Электронный ресурс] // Переписка дипломатов Российской Империи из архива Российской Императорской Миссии в Брюсселе. - 10 марта 2009. - Режим доступа: http://www.podvorje.com/diplomati.htm (дата обращения: 23.06.12).

154. Порожнякова Н. Одесское художественное училище им. М.Б. Грекова. История и реальность [Электронный ресурс] : В1СНИК Одеського 1сторико-Краезнавчого Музею: випуск 10 // сайт Одесского Историко-Краеведческого Музея / Н. Порожнякова. - Режим доступа: http://www.history.odessa.ua/publicationl0/75.pdf (дата обращения: 24.09.2012).

155. Раппапорт А. Г. К пониманию архитектурной формы ... [Электронный ресурс] : научн. доклад. - М., 2000. - Режим доступа: http://www.archi.ru/lib/ publica-tion.html?id=1850569398&fl=5&sl=l (дата обращения: 03.02.10).

156. Свод Законов Российской империи : в 5 кн. [Электронный ресурс] / ред. И. Д. Мордухай-Болтовский. - Спб. : Русское книжное товарищество Деятель, 1912. - Кн. 2, T. IV, отд. 5, § VII // Свод Законов Российской империи // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://civil.consultant.ru/code/ (дата обращения: 13.12.2012).

157. Справка, выданная министерством социального обеспечения Чернихову Якову Георгиевичу о переводе его на инвалидность. Крайние даты: 25 сентября 1950, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 20. Разделы систематизации описи. Материалы к биографии Чернихова Я. Г. [Электронный ресурс] // РГАЛИ. - Режим доступа: http://www.rgali.ru/object/200339573?lc=ru (дата обращения: 23.08.2012).

158. Страничка, посвященная Дмитрию Николаевичу Кардовскому. - Режим доступа :http://kardovskii.narod.ru/kvpr.htm / (14.09.2012).

159. Тезисы к докладу и стенограммы выступления Чернихова Якова Георгиевича на заседаниях Московского Союза советских архитекторов о работе конструкторского бюро промышленно-строительного проектирования и о принципах социалистического реализма в архитектуре. Крайние даты: 1-14 апр. 1939, фонд 1978, опись 1, ед. хр. 12. Разделы систематизации описи. Ед. хр. 18. Материалы к биографии Чернихова Я. Г. [Электронный ресурс] // РГАЛИ. - Режим доступа:

http://www.rgali.ru/object/200276512/Н_70518397/2?lc=ru (дата обращения: 20.08.2012).

160. Трофейная комиссия [Электронный ресурс] // Википедия, 22 декабря 2010. (дата обращения: 26. 06. 2012).

161. Туркеев Д. Яков Чернихов - Музыка Советской Архитектуры [Электронный ресурс] / Д. Туркеев // Архитектурная графика. - Режим доступа: http://arch-grafika.ru/publ/1/2-1-0-2 (дата обращения: 17. 12.2012).

162. ФГУКиИ Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://www.artillery-museum.ru/museum-history.html (дата обращения: 07.06.2012).

163. Фирсова А. МОСПРОЕКТ. Мастерская № 1 [Электронный ресурс] // ARCHINFO.RU / А. Фирсова. - Режим доступа: http://www.archinfo.ru /publications/item/1116/ (дата обращения: 20.05.2012).

164. Хроника [Электронный ресурс] // Российская академия художеств : сайт. -М., 2008-2011. - Режим доступа: .http://www.rah.ru/content/ru/ main menu ru/section-academy history/section-chronicle.html? show ContentPart=6 (дата обращения: 16.07.12).

165. Художник и педагог [Электронный ресурс] // Национальная Библиотека Республики Дагестан имени Расула Гамзатова. - Режим доступа: www.lib05.ru/upload/PKG2pol2006.doc/http://painters.artunion.ru/ 2-ll-l.htm/ (дата обращения: 23.07.2012).

166. Ekaterina Chernikova Сое, London [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www.iakovchernikhov.com OUR_FAMILY.htm# (дата обращения: 14.01.2010).

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет»

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД АРХИТЕКТОРА-ХУДОЖНИКА Я.Г. ЧЕРНИХОВА КАК ФЕНОМЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.