Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50 - х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Кожевников, Александр Михайлович

  • Кожевников, Александр Михайлович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 242
Кожевников, Александр Михайлович. Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50 - х годов XX века: дис. кандидат наук: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2013. 242 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кожевников, Александр Михайлович

Введение...............................................................................................................................................4

Глава I. Эскиз в архитектурном творчестве советских архитекторов 1930-50-х годов: характеристика и метод исследования....................................................11

1.1. Архитектурный эскиз в советской архитектуре 1930-50-х годов. Общая характеристика...............................................................................................................11

1.1.1. Представления о роли эскиза в школе И.А.Фомина...............................13

1.1.2. Представления о роли эскиза в школе И.В.Жолтовского................................15

1.1.3. Представления о роли эскиза в школе Б.М.Иофана........................................22

1.1.4. Представления о роли эскиза архитекторов, начинавших творческую

деятельность в конструктивистской направленности.....................................

26

1.2. Метод исследования архитектурного эскиза.........................................34

Выводы по первой главе.....................................................................35

Глава II. Эволюция характера графики эскиза в советской архитектуре 193050-х годов.........................................................................................36

2.1. Характер графики архитектурного эскиза как языка представления архитектурного замысла.............................................................................................36

2.2. Композиционные характеристики эскиза в творческой практике советских архитекторов 1930-50-х годов....................................................................................38

Выводы по второй главе.......................................................................41

Глава III. Методы архитектурного эскизирования в творческой практике советских архитекторов 1930-50-х годов.................................................................42

3.1. Методы параллельного эскизирования..............................................43

3.2. Методы последовательного эскизирования...................................55

3.3. Этапы, характерные для методов последовательного выполнения

эскиза......................................................................................................71

Выводы по третьей главе...........................................................................................77

Глава IV. Техники архитектурного эскизирования в творческой практике советских архитекторов 1930-50-х годов: их характеристики и возможности применения...................................................................................................................78

4.1. Классификация эскизных техник..........................................................................78

4.2. Эволюция техник эскизирования..........................................................................79

4.3. Возможности применения техник архитектурного эскизирования на основе

МКР...............................................................................................................................104

Выводы по четвертой главе....................................................................................106

Основные результаты и выводы исследования..................................................107

Список терминов...............................................................................109

Библиографические ссылки.....................................................113

Список публикаций по теме диссертационного исследования...................121

Список иллюстративного материала....................................................123

ТОМ 2

1. Метод компьютерного расслоения (МКР)............................................4

2. Эволюция эскиза в советских архитектурных школах 1930-50-х годов.................................................................................................8

3. Эскизы советских архитекторов 1930-1950-х годов, рассмотренные в диссертационном исследовании............................................................43

Посвящается Всеволоду Георгиевичу Тальковскому Введение.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50 - х годов XX века»

Актуальность исследования.

Все больший интерес у исследователей и практиков современной архитектуры вызывает процесс ее перехода из одного стилевого состояния в другое или в другие. Эти процессы были явно выражены на этапе перехода советской архитектуры авангарда, постконструктивизма к неоклассике в 1930-50-е годы. С.О.Хан-Магомедов определяет этот период как отказ от одного "суперстиля" [129, с. 10] - авангарда и возврат к другому "суперстилю" - ордерной классике. Этот период истории советской архитектуры интенсивно изучается в 2000-2010-е годы российскими и зарубежными учеными, как переходный период от "новаторского стиля" к признанному историей классическому искусству. Поэтому связанные с этой проблематикой вопросы, в том числе исследование творческого процесса и средств, используемых для поиска образа архитектурного объекта на стадии "эскиз"*, актуальны для современной архитектурной практики и науки. Идущие в настоящее время в отечественной и мировой архитектуре процессы формо- и стилеобразования, обращаются одновременно и к историческим достижениям художественной культуры, и к новаторским поискам, связанным с применением современных компьютерных технологий. Поиск закономерностей в этих процессах на историческом опыте сегодня имеет особую актуальность. Автор в исследовании исходит из понимания архитектурного эскиза, как "изображения, выполненного в процессе творческого поиска возможных архитектурно-планировочных решений в виде рисунков, чертежей. Архитектурное эскизирование - способ изобразительного поиска и совершенствования творческого замысла архитектора" [70, с.367].

* Слово эскиз происходит от французского слова - ея quisse (из размышлений).

Архитектурный эскиз, как стадия рождения, развития и формирования замысла в условиях изменения стилей, исключительно важен для понимания современными архитекторами, учеными и практиками и особенностей формо- и стилеобразования.

Степень изученности темы.

Проблемам разработки и применения методик и приемов архитектурной графики посвящены работы: Б.Г.Бархина "Методика архитектурного проектирования" (1968 г., 1982 г.) [11], К.Г.Зайцева "Графика и архитектурное творчество" (1979 г.) [38], Г.В.Барановского "Язык архитектурной графики" (1986 г.) [9], О.Г.Максимова "Рисунок в профессии архитектора" (1999 г.) [70], Л.И.Ивановой-Веэн "250 лет московской архитектурной школе. Учебные работы и проекты. 1749-1999" (2000 г.) [43.1], "От ВХУТЕМАСа к МАРХИ. 1920-1936. Архитектурные проекты из собрания Музея МАРХИ" (2005 г.) [43.2], А.П.Ермолаева, Т.О.Шулики, М.А.Соколовой "Основы пластической культуры архитектора-дизайнера" (2005 г.) [37], К.В.Кудряшова "Архитектурная графика" (2006 г.) [64], "Графика" (2007 г.) [65], О.В.Осмоловской, А.А.Мусатова "Рисунок по представлению в теории и упражнениях: от геометрии к архитектуре" (2008 г.) [85], Т.Ю.Киселевой, Н.Г.Стасюк "Отмывка фасада" (2010 г.) [54], Л.Н.Зорина "Рисунок" (2013 г.) [40] и другие работы.

Характеристика процессов стилеобразования в архитектуре в целом и в 1930-50-е годы в нашей стране рассмотрена в исследованиях: О.И.Адамова [1, 87.1., с. 124], И.А.Азизян [2,4, с.50], Т.Л.Астраханцевой [7, 4, с.142], К.В.Баляна [8, 4, с.226, 87.1., с.143], В.Г.Басс [14, 4, с.ЮО], И.В.Белинцевой [15, 4, с.162], Е.К.Блиновой [16, 4, с. 128], А.Ю.Броновицкой, А.Г.Вайтенса [22, 4, с.407], Ю.П.Волчка [24, 4, с.74], А.Ю.Воробьева, В.Л.Глазычева [29,30], А.П.Гозака [30.1], Э.В.Даниловой, Н.О.Душкиной [34], Г.В.Есаулова [36, 4, с.184, 87.1., с.17], А.В.Ефимова, Л.И.Ивановой-Веэн [42,43], А.В.Иконникова [44], О.В.Казаковой [50], И.А.Казуся [51, 4, с.80], Н.Г.Калашникова [4, 4, с.120], Б.М.Кирикова [53], Н.А.Коноваловой [55, 4, с.171], М.А.Костюк [57, 4, с.353], Е.В.Конышевой [58, 4, с.265], Ю.Л.Косенковой [59, 4, с.201], А.П.Кудрявцева [87.1, с.Ю], А.Д.Куликова

[66], Ю.И.Курбатова [67], А.А.Куцелевой [4, 4, с. 174], А.Н.Лаврентьева [87.1, с.31], С.В.Липгарт [4, 4, с.90], В.Г.Лисовского [69], Т.Г.Малининой [71,72, 4, с.373], Д.Л.Мелодинского [75, 76], М.Мериджи [87.1, с.55], Д.И.Михейкиной [4, 4, с. 150], Ф.А.Новикова [81], Е.Б.Овсянниковой [87.1, с.77], О.В.Орельской [4, 4, с.251], Н.Л.Павлова [87], М.Н.Полещук [87.1, с.113], Г.А.Птичниковой [4, 4, с.237], Р.Пэр [88], А.Г.Раппапорта [89, 4, с.64], Г.И.Ревзина [90], В.А.Резвина, А.В.Рябушкина [96, 97], Ю.Ю.Савицкого [99], Н.С.Сапрыкиной [101, 4, с.280], А.Н.Селивановой [102-107, 4, с.112], Ю.Д.Старостенко [113], А.В.Фирсовой [119, 4, с.339], В.Э.Хазановой [121-123], С.О.Хан-Магомедова [124-137, 4, с. 10], Р.Я.Хигера [138, 139], И.В.Чепкуновой [140, 4, с.ЗЗО], И.С.Черединой [141], А.А.Шадрина [143, 87.1, с.85], Д.О.Швидковского [87.1, с.11], М.Ю.Шевченко [4, 4, с.463], О.ИЛвейна [87.1, с.48], Г.Н.Яковлевой [4, 4, с.25], Ю.С.Яралова [146, 147] и других авторов. Вместе с тем, специального исследования проблемы эволюции графики эскизов в общих процессах стилеобразования на этом этапе истории архитектуры не проводилось.

Основной акцент в исследовании сделан на изучении графических эскизов и архитектурной графики мастеров советской архитектурной школы, так как рассматриваемые в работе материалы до настоящего времени с этих позиций не изучались, а многие эскизы не были ранее опубликованы.

Цель исследования: выявление роли архитектурного эскиза в творчестве советских архитекторов переходного периода 1930-50-х годов, методов, закономерностей и особенностей его создания. Цель исследования определила задачи:

1. Собрать репрезентативный ряд архитектурных эскизов и графических проектных работ мастеров советской архитектуры различных школ и направлений 1930-50-х годов. Осуществить анализ теоретических работ и суждений мастеров архитектуры о роли эскиза в процессе проектирования.

2. Разработать метод анализа архитектурно-графических изображений с помощью компьютерных технологий.

3. Выявить основные методы выполнения архитектурных эскизов в процессе проектирования, раскрыть содержание методов, рассмотреть эволюцию графического языка архитектурного эскиза в переходный период от авангарда к советской неоклассике.

4. Провести анализ композиционных и технических характеристик эскизов мастеров архитектуры в 1930-50-е годы, их графических средств и приемов выполнения.

Объектом исследования являются публикации об архитектуре и творчестве мастеров советской архитектурной школы 1930-50-х годов, включая их авторские позиции, а также графическое наследие, представленное эскизами и проектными работами Г.Б.Бархина, М.О.Барща, А.К.Бурова, А.А.Веснина, И.А.Голосова, И.В.Жолтовского, Г.А.Захарова, В.Я.Мовчана, Л.Н.Павлова, И.С.Николаева, Я.Б.Белопольского и других мастеров. В работе также рассматриваются эскизы и менее известных авторов: В.С.Андреева, Э.Б.Бернштейна, Д.С.Витухина, С.Г.Змеула, М.Н.Круглова, Е.И.Кутырева, К.К.Лопяло, Б.М.Надежина, А.А.Овчинникова, Б.Р.Рубаненко.

Предметом исследования являются закономерности и особенности методов архитектурного эскизирования мастеров советской архитектуры, приемы создания архитектурного эскиза, проектной графики в переходный период 193050-х годов.

Границы исследования.

Временные рамки исследования ограничены периодом советской архитектуры 1930-50-х годов как переходного этапа от авангарда к неоклассике.

Методика исследования включает сравнительный анализ текстов авторских позиций мастеров архитектуры, изучение биографий мастеров советской архитектуры, их графических методов и техник. Для анализа эскизов автором разработан метод компьютерного расслоения (МКР). Метод представляет собой определенную цепочку операций, проводимую в графическом редакторе Adobe Photoshop с растровым изображением (рис. 82, т.2). В результате этих операций осуществляется выделение и очищение цветовых слоев. Посредством

I 1 11

7

МКР реконструируются возможная последовательность и техника работы над архитектурным эскизом. Автором проанализировано 1415 эскизов и графических работ других стадий проектирования мастеров архитектуры, выполненных в период с 1900 по 1961 гг.

Новизна исследования.

1. Впервые на основе анализа архитектурного творчества мастеров советской школы 1930-50-х годов выявлена роль стадии "Эскиз" в процессе архитектурного проектирования.

2. Автором разработан новый метод графического анализа на основе компьютерного расслоения изображения (МКР), построенный на послойном расслоении графического изображения и позволивший выявлять возможную последовательность создания графического эскиза.

3. Впервые с помощью метода МКР определены и систематизированы основные приемы и способы выполнения архитектурных эскизов и выделены два метода эскизирования "параллельный" и "последовательный", получившие распространение в советской архитектуре 1930-50-х годов. Раскрыты закономерности выполнения эскизов этими методами представителями различных направлений и школ советской архитектуры рассматриваемого периода.

На защиту выносится:

1. Эволюция графического языка архитектурного эскиза в процессе перехода от авангарда к неоклассике в советской архитектуре 1930-50-х годов.

2. Разработанный метод анализа архитектурного эскиза на основе компьютерного расслоения растрового изображения (МКР) в графическом редакторе Adobe Photoshop.

3. Выявленные основные методы выполнения архитектурного эскиза в советской архитектуре 1930-50-х годов: "параллельный" и "последовательный", отличающиеся процедурой создания архитектурного эскиза, а также содержание этих методов и характеристика использованных графических техник и приемов.

Апробация и внедрение результатов работы.

Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на семинарах кафедры "Живописи" (1998-2001 г.г.) и кафедры "Архитектуры сельских населенных мест" (2012-2013 г.г.) Московского архитектурного института (государственной академии), доложены на конференциях: научной конференции "Роль московской архитектурной школы в архитектуре и градостроительстве России XVIII-XX веков" (19-22 октября 1999 г., Москва), международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов 8-12 апреля 2013 г. "Наука, образование и экспериментальное проектирование". Опубликованы в профессиональных изданиях, в том числе рекомендованных ВАК Минобрнауки России (четыре публикации).

Материал диссертации использован в подготовленном автором учебном пособии: Кожевников A.M. "Архитектурный эскиз. Техники и методики на примерах работ советских архитекторов 30-50-х годов XX века". МАРХИ, Москва, 2012 г., 72 е., которое рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению "Архитектура". Пособие получило апробацию в курсовом и дипломном проектировании кафедры "Архитектура сельских населенных мест" МАРХИ, отмечено дипломом Первой степени в конкурсе учебной литературы в рамках Международного смотра-конкурса дипломных проектов и работ по архитектуре в Санкт-Петербурге в 2013 году.

Автор использовал в практической работе в составе проектных коллективов разработанный в исследовании "Метод компьютерного расслоения" при проектировании следующих объектов, осуществленных проектной организацией ООО "Фирма Гипрокон Л-Д" в период с 2005 по 2013 г.г.: Таможенная Академия РФ, г. Люберцы (арх.: Кожевников A.M., Мелихов Ю.Е., объект сдан в эксплуатацию в 2011 г.) (рис. 85, т.2), Учебно-лабораторный корпус МГСУ, г. Москва (арх.: Степанов В.В., Мелихов Ю.Е., Кожевников A.M., объект сдан в

эксплуатацию в 2008 г.), Научный центр здоровья детей, г. Москва (арх.: Коновалов Ю.Н., Мелихов Ю.Е., Кожевников A.M., объект запроектирован в 2012 г., ведется строительство), Народный дом им. Пушкина (Драматический театр им. A.C. Пушкина, г. Псков (арх.: Кожевников A.M., Лазарева Л.В., объект запроектирован в 2011 г., ведется строительство).

Теоретическая и практическая ценность диссертации.

Полученные в процессе исследования выводы о методах создания и особенностях архитектурного эскиза мастеров советской школы дополняют общую картину проектной деятельности в нашей стране в 1930-50-е годы и могут быть включены в соответствующий лекционный и практический материал по истории советской архитектуры. Материал диссертации может быть использован в педагогической деятельности при чтении лекционного курса "Основы архитектурного проектирования"; в практической работе кафедр "Рисунок" и "Живопись"; в преподавании дисциплины "Архитектурное проектирование" в рамках курсового и дипломного проектирования на проектных кафедрах вузов архитектуры и строительства.

Положения работы, касающиеся методики и техник работы над архитектурным эскизом, могут быть применены в качестве справочного материала для практической работы над архитектурным эскизом в проектной практике. Метод компьютерного расслоения растрового изображения может быть использован в качестве инструмента в процессе применения различных техник архитектурной графики и анализа проектных решений в проектных мастерских.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из двух томов. Первый том (132 стр.) включает в себя введение, четыре главы, основные результаты и выводы исследования, список терминов, библиографические ссылки, библиографический список по теме диссертационного исследования (150 наименований). Во втором томе представлено приложение, содержащее 1415 эскизов советских архитекторов 1930-50-х годов.

Глава I

Эскиз в архитектурном творчестве советских архитекторов 193050-х годов: характеристика и метод исследования

"Все стадии проектирования сопровождаются интенсивной работой над рисунком, наброском. Это — реальные следы, которые оставляет в своем, порою, зигзагообразном движении, творческая мысль архитектора ".

И. В.Жолтовский

1.1. Архитектурный эскиз в советской архитектуре 1930-50-х годов.

Общая характеристика

В первой главе подробно рассматриваются публикации мастеров советской архитектурной школы о роли эскиза, эволюция представлений о графике эскиза трех основных архитектурных школ.

Стилевая направленность советской архитектуры 1930-50-х годов формировалась в процессе перехода от авангарда, постконструктивизма к неоклассике. В настоящее время этот переход (этап) характеризуют как "сталинский ампир". С.О.Хан-Магомедов отмечал, что: "Предстоит тщательно проанализировать наиболее яркие творческие концепции в рамках "Сталинского ампира". Это, прежде всего, пролетарская классика И.Фомина, неоренессансная школа И.Жолтовского, школа Б.Иофана."* (рис.86., т.2).

Иван Александрович Фомин формулирует собственную концепцию понимания неоклассики, называя ее "Красной дорикой" и "Пролетарской

* В школу И.А.Фомина входили - А.Гегелло, Г.Симонов, Л.Тверской, Н.Троцкий, Е.Левинсон, И.Фомин, и др. Позже к "школе Фомина" примкнули П.В.Абросимов, А.П.Великанов, Л.М.Поляков, М.А.Минкус и др. В школу И.В.Жолтовского входили: Г.П.Гольц, М.О.Барщ, А.К.Буров, Ю.Н.Емельянов, М.Ф.Оленев, Ю.Н.Шевердяев и другие; А.В.Щусев был близок к школе И.В.Жолтовского. В школу Б.М.Иофана входили: Б.М.Щуко, В.Г.Гельфрейх, И.Г.Лангбард, Я.Б.Белопольский, Л.В.Руднев был близок к школе Б.М.Иофана.

классикой" (рис.87, 88, т.2). "Пролетарская классика" как самостоятельная творческая школа со своей теоретической платформой и художественно-композиционной системой существовала в советской архитектуре с середины 1920-х до середины 1930-х г.г."[4, с.19-20]. Но и в дальнейшем идеи, сформулированные И.А.Фоминым, продолжали применять в советской архитектуре.

Школу Ивана Владиславовича Жолтовского С.О.Хан-Магомедов характеризуют как неоренессансную (рис.90, 91 т.2): "Вторым влиятельным творческим течением этапа "сталинского ампира" была неоренессансная школа И.Жолтовского"[4, с.20]..

В особое направление С.О.Хан-Магомедов выделяет школу, ставшую в 1930-50-е годы XX века "официальным лицом советской архитектуры". "Третья из наиболее влиятельных формообразующих творческих концепций "сталинского ампира" - это школа Б.М.Иофана"[4, с.23]. Стилевое формирование архитектуры, в рамках этой школы, прошло путь от постконструктивизма к монументальному ар-деко (рис.95, 96 т.2).

Не все архитекторы сохранили свою приверженность той или иной школе, некоторые из них, начав свою деятельность в русле одной школы, в дальнейшем переходили в русло другой. Примером может послужить творческий путь архитектора Л.М.Полякова, начавшего свою деятельность в школе И.А.Фомина и впоследствии продолжившего работу в школе Б.М.Иофана.

В этот период так же продолжали работать архитекторы, начинавшие свой творческий путь с поисков в конструктивистском направлении это: Г.Б.Бархин [10], И.А. Голосов [126] и П.А.Голосов, В.А. Веснин, А.А. Веснин, Л.А.Веснин [46, 128], К.С.Мельников [127], И.И.Леонидов [ЗОЛ], В.Ф.Кринский [75] и другие мастера советской архитектуры.

В этот период осуществлялись такие крупнейшие постройки Москвы, как Всероссийская сельскохозяйственная выставка (архитекторы А.В.Щусев, И.В.Жолтовский, В.Д.Кокорин, К.С.Мельников, И.А.Голосов и П.А.Голосов, Н.А.Ладовский и др.) [25 с.75, 86, с.50-51], здание типографии и издательства

"Известия" (арх. Г.Б.Бархин) [19. с.57], комбинат издательства "Правда" (арх. П.А.Голосов) [110. с.23], здание Наркомзема (арх. А.В.Щусев) [88 с.90, 91], здание Госбанка (арх. И.В.Жолтовский) [129, с. 112, 113] и другие. Активно велось массовое жилищное строительство. Первые генеральные планы реконструкции Москвы создавались академиками архитектуры И.В.Жолтовским и А.В.Щусевым [19, с.20]. Академик В.А.Веснин возглавлял архитектурную разработку гидроэлектростанции ДНЕПРОГЭС [19, с.32]; проектировались станции метро, заводы, фабрики, гидротехнические сооружения, новые города; велись работы по реконструкции существующих городов.

Высказывания мастеров советской архитектуры дают возможность представить разнообразие точек зрения, как о методах работы, так и о роли архитектурного эскиза.

На основе изучения публикаций, музейных коллекций, в том числе музея московской архитектурной школы (МАРХИ), автором было собрано для анализа 1415 эскизов, выполненных в 1900-1961-м годах.

Первая глава исследования включает в себя высказывания о роли эскиза таких мастеров, как И.В.Жолтовский, А.В.Щусев, И.А.Фомин, Л.В.Руднев, И.А.Голосов, В.А.Веснин, А.К.Буров, И.И.Леонидов, К.С.Мельников.

1.1.1. Представления о роли эскиза в школе И.А.Фомина

Иван Александрович Фомин так рассуждал о роли эскиза в своем творчестве: "Получив программу конкурса, я кладу ее под сукно, не прочитав в ней ничего, кроме целевой установки. Затем делаю в течение нескольких дней наброски, как планов, так и фасадов, не связывая себя ни кубатурой, ни этажностью, ни деталями зданий. Только после того, как я нахожу удовлетворяющее меня решение, я начинаю читать программу и выправлять по ней свои первоначальные наброски.... В процессе выполнения проекта часто меняю детали и не стесняюсь скоблить уже вычерченные в туши чертежи. Своим ученикам повторяю часто: покупая один карандаш, не забудь купить 10 резинок" [120].

Эскизы к конкурсному проекту Дворца рабочих Нарвского района в Петрограде [77, с. 179-181, 148, с.264] уже на первоначальной стадии определили архитектурный образ, выраженный в окончательном проекте, где И.А.Фомин лишь уточнял пропорции и детали, сохраняя композиционную идею на всех этапах проектирования [38, с. 102]. Путем многократной переработки первоначального эскиза мастер приходит к образу монументального сооружения с торжественно раскрытыми анфиладами портиков. Большое удлиненное пространство двора с потоками людей увеличивает масштаб сооружения.

Три эскиза на одном листе (рис. 121) иллюстрируют творческий метод мастера. Сохраняя во всех эскизах перспективное построение с центральной точкой схода, обусловленное симметричной композицией плана, И.А.Фомин в соответствии с размером изображения вносит в каждый из них уточняющие архитектурный образ элементы - характер ордера, пропорции, членения и т.п. [38, с. 102].

И.А.Фомин усиливал линейный и тональный краевой контраст (рис. 122) в местах касания каменных блоков между собой и со средой. Этот эффект способствовал выявлению предметности и силуэтности монументального памятника.

В 1925 году Иван Александрович Фомин сформулировал "правила архитектурной композиции", отражающие его индивидуальный творческий подход к выполнению проекта. В "правила" были включены шесть понятий, расположенных в хорошо запоминающейся последовательности: "единство, сила, простота, стандарт, контраст и новизна" [69, с. 386]. Эта же формулировка применима и к его эскизной графике.

1.1.1.1. Эволюция эскиза в творчестве И.А.Фомина

1910-1920-е годы.

В начале творческого пути И.А.Фомин работал в классической манере (рис.87, 88, т. 2). Эскизы часто выполнялись сепией (Эскизы к проекту курорта Ласпи", 1916 г.) или иногда в технике офорта. С помощью метода компьютерного расслоения удалось выявить примерную этапность работы над эскизом мастера

(рис.88, т. 2). Основой эскиза служил линейный рисунок, к которому затем добавлялись полутона. Этот принцип сохранился и в последующие годы.

1920-1930-е годы.

В период конструктивизма к его графической манере добавилась плоскостность (проект Тишинского рынка, 1932 г., проект здания рабфака в Москве, 1930 г.) Четко выявлялась линия и пятно. Часто стали применяться активные по цвету покраски (отмывки). В эскизах появились острые ракурсы, но, как и в предыдущие годы, И.А.Фомин делал акцент на рисунок, который на последующих стадиях покрывался заливкой.

1930-1940-е годы.

Постконструктивизм добавил в эскизную манеру И.А.Фомина больше реального представления натуры. Его визитной карточкой стали эскизные перспективы, в которых архитектура выполнялась терракотовой краской на фоне кобальтово-синего неба с белыми облаками: "Проект реконструкции Сухаревской площади" (1934 г.) (рис.123-125, т. 2), Проект Академии наук СССР в Москве. (1934 г.) (рис. 126-128, т. 2), "Проект Дома правительства УССР в

Киеве" (1935 г.) (рис.87, т. 2)[47, с.39].

В результате И.А.Фоминым был создан собственный уникальный

лаконичный графический язык, соединивший в себе черты неоклассики и конструктивизма, нашедший органичное применение в архитектурной практике мастера.

1.1.2. Представления о роли эскиза в школе И.В.Жолтовского

Иван Владиславович Жолтовский, размышляя о роли эскизного рисунка, отмечал, что "для архитектора овладеть рисунком - значит уметь построить плоскостное изображение любого предмета, в любых поворотах и сокращениях. Этот рисунок "сНзе§по", по мнению мастеров Возрождения, является основой всех пространственных искусств. Он дает такое знание объемной формы, которая позволяет изображать ее не только с натуры, но и на память. Пассивное копирование с натуры, которое практикуется в наших архитектурных вузах и академиях, не развивает этих знаний, а убивает их, особенно тогда, когда оно

усложняется законченным выполнением" [73, т.1,с.31]. Далее на вопрос о методе воспитания подлинного мастера и художника И.В.Жолтовский отвечает: "...Я с самого начала стремлюсь развить в нем специфически архитектурное образное мышление, пространственное и объемное, для которого и линия и плоскость являются не более как функциями трехмерности. В связи с этим воспитывается чувство целого и привычка идти от целого и от общего к частям и к единичному, а не наоборот.

Представление о пространственно-объемной композиции как о едином органическом целом, которое членится и размножается согласно особым, чисто архитектурным закономерностям, являясь в то же время творением искусства, выражающим самочувствие человека, его концепцию мира, его отношение к природе, другому человеку и социальной среде, подводит нас к проблеме архитектурного языка. Овладению последним помогает анализ великих произведений прошлого, которые являются замечательной школой архитектурного мышления" [73, т.1,с.31].

"Все стадии проектирования сопровождаются интенсивной работой над рисунком, наброском. Это - реальные следы, которые оставляет в своем, порою зигзагообразном движении) творческая мысль архитектора" [49, с.28].

В архитектурных рисунках к проекту Днепрогэса (рис.129, т. 2) И.В.Жолтовский демонстрирует метод поиска композиционных решений, в котором сопоставляются отдельные рисунки, выполненные в ортогональных проекциях в одном масштабе [38, с.99].

Метод совмещения чертежа с рисунком широко использовалось мастерами. Этот метод специфичен при разработке или уточнении архитектурного замысла. Он позволяет в определенном масштабе решать в эскизе многочисленные композиционные задачи. Примером использования этого метода является эскиз капители к проекту здания жилого дома на Моховой, 1934 г. (рис.130, т. 2).

К.Г.Зайцев пишет: "Творчество И.В.Жолтовского не ограничивалось только этим методом. В поисках архитектурных образов он часто прибегал к перспективам, в которых использовал возможности линейной техники "Эскиз дачи" (рис.131, т. 2), но чаще пользовался композиционно-графическими возможностями светотени, что придавало эскизам живописный характер" [38,

с. 100] "Институт мировой литературы им. А.М.Горького, Котельническая набережная" (1936 г.), (рис.132, т. 2).

1.1.2.1. Эволюция эскиза в творчестве И.В.Жолтовского

1910-1920-е годы.

Эскизная графика первых проектов И.В.Жолтовского носила традиционные черты статичности, реализма подачи "Проект особняка в Торбеево под Москвой" (1907 г.), (рис.90,91, т. 2).

1920-1930-е годы.

Двадцатые годы добавили в графику мастера характерные черты конструктивизма (линия, пятно, острые ракурсы) "Эскизы к проекту здания Госбанка" (1927 г.), "Котельная МОГЭС в Москве. Эскизы. Перспектива" (1927 г.).

1930-1940-е годы.

Но уже в начале тридцатых годов И.В.Жолтовский возвращается в лоно традиционной графики. Примером может служить эскиз к проекту "Дома уполномоченного ВЦИК" в Сочи (1935 г.). После этого мастер уже не меняет свой графический язык.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кожевников, Александр Михайлович, 2013 год

• С.

1 Ъ'А

1162

1163

1164

1165

■■ййнмз

Рубаненко Б.Р.

Руднев Л.В.

Руднев Л.В.

Руднев

Л.В.

1166

1167

1168

1169

1170

Руднев Л.В.

Руднев Л.В.

Руднев Л.В.

Руднев Л.В.

Руднев Л.В.

1171

1172

1173

1174

1175

Руднев Л.В.

Руднев Л.В.

¿л

Руднев Л.В.

Руднев Л.В.

Руднев Л.В.

1176

1177

1178

1179

1180

Шш|

Таманян А.И.

Таманян А.И.

Таманян А.И.

Таманян А.И.

Трсшкии Н.А.

Троцкий Н.А.

Троцкий Н.А.

Троцкии Н.А.

Троикии Н.А.

1186

Г

Троцкий Н.А.

1188

1189

1190

Троикии Н.А.

Троцкий Н.А.

Троикии Н.А.

Троикии Н.А.

1191

1192

1193

1194

1195

И'-'

Троцкий Н.А.

Троикии Н.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

1196

1198

1199

1200

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

1201

1202

1203

1204

1205

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

1206

1207

1208

1209

1210

Фомин И.А.

liiUiittküiiiii

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

1211

1212

1213

1214

1215

ГГ71 ^ " i f

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

1216

1217

1218

1219

1220

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Фомин И.А.

Шшм th

Фомин И.А.

Фомин И.А.

1221

РИУУ.^

Чичулин Д.В.

1222

Ъ^Шш.:!

Чичулин А.В.

1223

Чичулин А.В.

1224

1225

Чичулин А.В.

Чичулин А.В.

1226

1227

1228

1229

1230

Чичулин А.В.

Чичулин А.В.

Шусев А.В.

Шусев А.В.

Шусев А.В.

1231

1232

гп '

Шусев А.В.

Шусев А.В.

1233

Шусев А.В.

1234

1235

Шусев А.В.

Шусев А.В.

1236

1237

1238

1239

1240

Шусев А.В.

Шусев А.В.

ншЗ)

■ёЁР

и *1»I ? д Шусев А.В.

Щусев А.В.

Шусев А.В.

1241

1242

1243

1245

Шусев А.В.

Шусев А.В.

Шусев А.В.

Шусев А.В.

Шусев А.В.

1246

1247

1248

1249

1250

Щусев А.В.

Шусев А.В.

Шусев А.В.

Шусев А.В.

Щусев А.В.

1251

1252

1253

1254

1255

Шусев А.В.

Щусев А.В.

Щусев А.В.

Шусев А.В.

Шусев А.В.

1256

1257

1258

1259

1260

Щусев А.В

Шусев А. В

Щусев А. В

Шусев А. В

Щусев А. В

Щусев А. В

Шусев А.В

Шусев А.В

Шусев А.В

Шусев А.В

Шусев А.В,

Шусев А.В

Шусев А.В.

Щусев А.В.

Шусев А.В

Шусев А.В

Шусев А.В

Шусев А.В

Шусев А.В

Щусев А.В

Шусев А.В

Шусев А.В.

Шусев А.В

Шусев А.В

Шусев А.В

Щусев А.В

ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН, МВТУ 1924-1930 (музей МАРХИ)

1311

1312

1313

Щ*

1314

r^ÀlLl

1315

1316

1317

1318

1319

1320

1321

1322

1323

1324

1325

i

1326

1327

1328

1329

1330

HI

4

К

1331

1332

1333

1334

1335

4 bí3K!

1336

1337

1338

—ds

I ' Г"--

Л f

USf: HHHHH

1339

1340

1341

1342

1343

1344

1345

1346

1347

1348

1349

1350

•■ -Л*'" Ï ají * •

J MftCCY _' ,

п г

J4L

Ü

JÊ Г V

JУЛ

И:

■'fpfia

1351

1352

1353

1354

1355

1356

1357

1358

1359

1360

1361

1362

1363

1364

1365

m,

I

1366

1367

1368

1369

1370

fi

flMiiit Ii

АСИ - МАИ 1930-1936 (музей МАРХИ)

1371

»■m

1372

1373

— m»

1374

-

1375

1376

1377

1378

1379

1380

i

1391

Г -,

lJÈ—

■ЯВИ

1401

1406

1382

1387

1392

1407

1383

1388

1393

1398

1408

1394

1395

1386

1397

412

1403

1409

1410

á

1414

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.